Образовательная среда. Образовательная среда школы, критерии развивающей образовательной среды, критерии ее безопасности для первоклассников Возможности образовательной среды в школе

В трудах российского психолога В.И. Панова систематизированы основные модели образовательной среды, разработанные российскими учеными.

Эколого-личностная модель образовательной среды разработана В.А. Ясвиным. По его утверждению, термином «образовательная среда» следует обозначать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Для того чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов). Этот комплекс, по мнению В.А. Ясвина, включает три структурных компонента:

Пространственно-предметный - помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;

Социальный - характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);

Психодидактический - содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды разработана В.В.Рубцовым. Образовательная среда понимается им как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Исходным основанием такого подхода к образовательной среде является понимание того, что необходимым условием развития ребенка является его участие в совместной деятельности, разделенной со взрослым и/или с другими участниками образовательного процесса.

В.В. Рубцов определяет образовательную среду как «сложившуюся полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе». Сотрудники Рубцова Н.И.Поливанова и И.В. Ермакова выделили следующие структурные компоненты образовательной среды: внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся и т.д.

Антрополого-психологическая модель образовательной среды предложена В.И.Слободчиковым. В качестве базового понятия у Слободчикова, как и у Рубцова, выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса. Слободчиков подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды, ее изначальную незаданность.

В качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, автор выделяет три разных принципа ее организации: единообразие, разнообразие и вариативность.

Образовательная среда, по Слободчикову, представляет собой не данность совокупности влияний и условий (как это представлено, например, у Ясвина и Дерябо), а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося.

Психодидактическая модель образовательной среды школы предложена коллективом авторов: В.П.Лебедевой, В.А.Орловым, В.А.Ясвиным и др. Авторы, исходя из концепции личностно-ориентированного образования, подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это было принято традиционно. Авторы предлагают ориентировать образование на признание за школьником приоритета его индивидуальности, в то время как при традиционном обучении школьник становился личностью в результате специальной организации обучения и воспитания, при целенаправленных педагогических воздействиях. Речь идет о подчеркивании его значимости как субъекта познания, о погружении его в образовательную среду, специально смоделированную образовательным учреждением.

Построение этой среды производится авторами в соответствии с познавательными интересами учащихся, с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды. Как видим, в этой модели само понятие «образовательная среда» ограничено рамками образовательного учреждения.

Экопсихологический подход к разработке модели образовательной среды предложен психологом В.И. Пановым. Исходным основанием модели экопсихологической образовательной среды у Панова служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте системы «человек - окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия еще не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.

В качестве основных структурных компонентов образовательной среды Панов выделяет: деятельностный (технологический), коммуникативный и пространственно-предметный. «Деятельностный компонент», с точки зрения автора, представляет собой «пространство» (совокупность) различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. «Коммуникативный компонент» представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами. Пространственно-предметный компонент - пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. В качестве ключевых понятий здесь выступают: «территориальность», «персонализация», «место-ситуация» и др.

Образовательная среда
в общекультурном контексте

Идея о том, что развитие и функционирование образовательной среды закономерно зависит от особенностей культурно-исторического контекста, относится к числу аксиом. Образовательная среда - неотъемлемая часть культуры. Для того чтобы подчеркнуть факт ориентации образования на характер и ценности культуры в современных гуманитарных науках, при моделировании образовательных систем часто обсуждается «принцип культуросообразности». Настаивающие на его существовании специалисты тем самым стремятся подчеркнуть теснейшую связь образования с общими процессами, происходящими в различных сферах культуры. Эта тесная связь существовала всегда. Факт ее осознания и принятия в качестве руководства к действию - относительно недавнее приобретение общественного сознания. Важной характеристикой этой связи является то, что она двусторонняя: любые изменения в культуре автоматически приводят к изменениям образовательной среды, а изменения в образовании нередко весьма существенно влияют на течение общекультурных процессов.

Для ответа на вопрос о том, какие тенденции преобладают в современном образовании, необходимо рассмотреть наиболее рельефно выраженные особенности развития современной культуры. В этой связи представляет интерес концепция культуры французского культуролога Абрахама Моля (Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973). Разработанная в 70-е годы ХХ века, она тем не менее отражает современное положение дел. Автор делит культуру на индивидуальную и социальную, традиционную и современную.

Традиционная культура, по его мнению, предполагает некоторую иерархию - упорядочивание идей в умах людей. Она опирается на существование всеобъемлющих общих и связанных с ними второстепенных понятий. Благодаря этому любое вновь воспринятое явление можно соотнести с некоторой системой знания, обладающей четко выраженной структурой, словно сотканной из основных, второстепенных, третьестепенных и пр. линий. В качестве графической метафоры, иллюстрирующей строение этого «устаревшего» типа культуры, А. Моль предлагает «экран знаний», напоминающий паутинку или сетку.

Статья опубликована при поддержке интернет-аптеки "ЕвроФарм". Аптека занимается доставкой лекарств из Европы по Украине, возможна оплата при получении. Неотигазон, мизопростол, сайтотек, нобен, третиноин, аримидекс купить по выгодным ценам, гарантия качества. Посмотреть каталог аптеки, цены и условия доставки Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.evrofarm-ua.com/.

В противоположность этому современная культура мозаична. В созданной таким образом образовательной среде человек познает мир по законам случая, в процессе проб и ошибок. Он постигает требующиеся профессиональной деятельностью причинно-следственные связи в силу случайностей своей биографии. Совокупность его знаний - плод случайностей. Лишь накопив определенный объем информации, человек начинает обнаруживать скрытые в ней структуры. Он идет от случайного к случайному, но порой это случайное оказывается существенным.

«Экран знаний» в этом случае больше похож не на относительно хорошо структурированную сетку или паутинку, а скорее на войлок, где нити хаотично, но прочно переплетены. Знания человека складываются из разрозненных блоков (объектов), связанных простыми случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает экрану знаний определенную плотность, компактность, не меньшую, чем в традиционном варианте культуры.

Такую культуру А. Моль называет «мозаичной» потому, что она сложена из множества соприкасающихся, но не образующих ясной конструкции фрагментов. В ней нет точек отсчета, мало подлинно общих понятий, при этом много понятий, обладающих большой весомостью. Эта культура уже не является в первую очередь продуктом университетского или школьного образования, как некоего рационально организованного процесса познания. Она есть результат повседневного опыта, полученного в результате воздействия на человека бесконечно больших информационных потоков, случайных по своей сути. В этом типе культуры знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой коммуникации.

Эта особенность современной культуры очень важна для понимания современного состояния образовательной среды. Она позволяет сделать вывод о том, что доля традиционных государственных образовательных институтов в общем объеме образования человека снижается. Этот процесс продолжается на протяжении нескольких десятилетий.

Другие особенности современной образовательной среды, выведенные, на основе анализа особенностей современной культуры, мы обозначим конспективно. Их подробное описание имеет мало смысла, так как речь идет о высокодинамичных процессах. Наиболее полно эти особенности представлены следующими тенденциями:

Интенсивное развитие средств коммуникации;

Стирание экономических границ;

Новое соотношение рабочего времени и досуга;

Изменения в характере труда;

Женское лидерство;

Культурный национализм;

Поляризации общества;

Быстрое старение населения;

Триумф личности и др.

1) Основные понятия:

1.1. Образовательная среда;

1.1.2. Среда в целом;

1.2. Критерии развивающей образовательной среды;

1.3. Критерии безопасности образовательной среды для первоклассников;

1.3.1 Безопасность и опасность.

2) Исследователи данной темы:

2.1. Исследование В. В. Давыдова;

2.2. Исследования И. М. Улановской, Н. И. Поливановой, И. В. Ермаковой;

2.3. Исследования В. П. Лебедева, В. А. Орлова и В. И. Панова;

2.4. Исследование В.А. Ясвина.

3) Заключение.

4) Список использованной литературы.

Образовательная среда.

Образовательная среда есть , прежде всего, подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности.

В широком смысле социокультурную образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней.

К глобальному уровню можно отнести общемировые тенденции

развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-

информационные сети и др.

К региональному уровню (страны, крупные регионы) - образовательную политику, культуру, систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др.

К локальному уровню - образовательное учреждение (его микрокультура, микроклимат), ближайшее окружение, семью.

В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непосредственное окружение индивида. Именно это окружение и общение с ним может оказывать наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.

Многие исследователи под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно-политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события.

Таким образом, образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.

Во взаимоотношениях общества и школы общество является первичным. Школа не двигает общество вперед, а лишь отражает тенденции, существующие в нем. Африканская пословица гласит: “Для того чтобы вырастить ребенка, необходимы усилия целой деревни”. Действительно, для того чтобы вырастить из ребенка полноправного и зрелого гражданина общества, недостаточно только семьи, школы или любого другого социального института, а необходимо создание образовательной среды, постоянно подчеркивающей важность обучения, обеспечивающей усвоение всесторонних знаний и навыков. Образовательная среда – это взаимодействие различных социальных институтов в целях обеспечения полноценного достижения целей обучения, воспитания и развития ребенка. Она помогает реализации всех функций обучения, усвоению всех элементов содержания образования.

Еще одним аргументом в пользу создания целостной образовательной среды является то, что только при активном участии общества и, прежде всего, родителей возможно сохранение и увеличение личностного, субъектного “разнообразия” человеческой популяции. Школа в большей или меньшей степени стремится к созданию единообразия в знаниях, личностных чертах, мнениях, установках, ценностях и др. В этом – одна из ее функций. Но единообразная популяция менее жизнеспособна и рано или поздно обречена на вымирание. Многообразие установок, систем ценностей, индивидуальных особенностей, создавамое каждой отдельной семьей в этих условиях, становится мощным противовесом, способствующим сохранению и развитию каждой нации и человечества в целом.

Образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать непрерывный процесс развития ребенка;

2) восприниматься ребенком как целостная, неделимая на составные части;

3) обладать взаимосвязанностью обучающих и воспитательных воздействий, осуществляющихся последовательно в рамках образовательной среды;

4) отличаться четкостью и одинаковостью требований и образовательных ориентиров, которые выдвигают перед ребенком участники образовательной среды;

5) обеспечивать ребенку положительный эмоциональный фон.

В образовательной среде, включающей школу и семью, вырабатывается автономия всех ее субъектов (ученика, учителя, родителя), развивается их самоопределяемая ответственность.

В настоящее время в США существует даже два отдельных термина: “schooling” – формальное обучение в школе и “education” – общее образование, получаемое с помощью всех социальных институтов, среди которых семья занимает одно из первых мест.

Возник новый подход к школе как к сообществу учащихся, в котором учатся все – и ученики, и учителя. Кроме того, в сообщество входят родители и ближайшее социальное окружение школы. Сформировалось понятие “школьное сообщество”, подразумевающее, что каждая школа имеет свое “лицо” и свою систему взаимоотношений, на формирование которых влияют особенности педагогического и ученического коллективов школы; стиль сложившегося между ними взаимодействия; особенности управления школой, социально-экономические факторы территории, на которой расположена школа, и ее отношения с различными организациями. Создавая определенную систему (как раз и обозначаемую термином “школьное сообщество”), все перечисленные факторы влияют на процессы обучения и воспитания в школе.

Выделяются следующие черты школьного сообщества:

1) взрослые выступают в роли лидера и ведущего, а не инструктора;

2) процесс обучения важнее, чем продукт обучения;

3) преподавание основывается на развитии детей (с учетом их интересов, склонностей, способностей) и их ответственности в принятии решения;

4) оценка прогресса детей происходит в процессе работы с ними и наблюдения за ними.

Для привлечения родителей к обучению детей и превращения их в помощников, поддерживающих интерес ребенка к учебе, разработан ряд принципов и практических методов: обучение родителей тому, какие общеучебные навыки лучше развивать у детей, как помогать им в учебе, как поддерживать свою роль родителя и др.; налаживание связей школы и семьи, включение родителей в работу школы и т.д.

В настоящее время в России существуют как минимум две тесно связанные тенденции во взаимодействии социальных институтов. Первая из них заключается в том, что школа не хочет нести единоличную ответственность за плоды своего труда, как это было 20-30 лет назад, а родители, со своей стороны, не желают быть для школы учениками, выполняющими задания учителей по воспитанию собственных детей. Другая состоит в смене авторитарного стиля взаимоотношений педагогов и родителей на демократический. Фактически речь идет о смене парадигмы отношений между двумя социальными институтами. На наших глазах зарождаются отношения партнерства и равноправной ответственности всех участников педагогического процесса.


Похожая информация.


Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении

В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.

В системе «Школа 2100» под образовательной средой понимается целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется конкретными задачами; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она должна достичь.

В самом широком контексте образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Образовательная среда имеет свою структуру, однако нет единого подхода к выделению компонентов образовательной среды. Рассмотрим подходы отдельных авторов.

Г.А. Ковалев в качестве единиц образовательной среды выделяет физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. К физическому окружению им отнесены: архитектура школьного здания, размер и пространственная структура школьных интерьеров; легкость трансформирования внутришкольного дизайна в пространстве школы; возможность и диапазон перемещений учащихся в интерьерах школы и т.д. к человеческим факторам им отнесены: личностные особенности и успеваемость учащихся; степень их скученности и ее влияние на социальное поведение, распределение статусов и ролей; половозрастные и национальные особенности учащихся и их родителей. К программе обучения отнесены: структура деятельности учащихся, содержание программ обучения (их консерватизм или гибкость), стиль преподавания и характер контроля и т.д.



Е.А. Климов в «среде существования и развития человека» предлагает выделить следующие части среды: социально – контактную, информационную, соматическую и предметную. К социально-контактной части среды автор относит опыт, образ жизни, личный пример, деятельность, поведение, взаимоотношение окружающих; учреждения и их представителей, с которыми человек взаимодействует; реальное место человека в структуре своей группы, устройство этой группы и т.д.

Изучая среду, Н.Е. Щуркова выделяет такие компоненты, как предметно – пространственное, поведенческое, событийное и информационное культурное пространство.

Е.А. Климова, Г.А. Ковалева и другие исследователи опираются на эколого – психологический подход, который согласуется с теорией «экологического комплекса» О. Дункна и Л. Шноре – одной из фундаментальных теорий функционального единства человеческого сообщества и среды. В «экологическом комплексе» авторами выделяется 4 компонента: население, или популяция, окружающая среда, технология и социальная организация. Вслед за данными авторами В.А. Ясвин строит четырехкомпонентную модель, в которой выделяет пространственно-предметный, социальный, психодидактический компоненты и субъектов образовательного процесса.

1. Пространственно-предметный компонент – это архитектурные особенности здания, оборудование, особая атрибутика учебной обстановки.

2. Социальный компонент – определяется присущей именно данному типу культуры формой детско-взрослой общности. Здесь важно соблюдать несколько условий: педагог и студент – единый полисубъект развития; наличие между педагогами и студентами отношений сотрудничества; наличие коллективно распределенной учебной деятельности; коммуникативное насыщение жизни студентов и педагогов в стенах вуза.

3. Психодидактический компонент – содержание образовательного процесса, осваиваемые студентом способы деятельности, организация обучения. Внутри данного компонента даются ответы на вопросы чему и как учить.

Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса.

Как подчеркивает В.И. Слободчиков, образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности.

Е.В. Коротаева подчеркивала, что любой компонент среды должен быть эмоционально развивающим. Она выделила условия, которые могут обеспечить эмоционально–развивающий характер компонентов образовательной среды:

* отношении между участниками совместной жизнедеятельности, то есть эмоционально – поддерживающий компонент среды;

* режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в ДОУ или школе, то есть эмоционально – развивающий компонент;

* внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и т.д.) – эмоционально – настраивающий компонент;

* организация занятости детей – игры, учеба, сюрпризные моменты – эмоционально – активизирующий компонент;

* включение в занятия эвристических упражнении с детьми – эмоционально – тренирующий компонент.

Чаще всего образовательная среда характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации). Образовательная среда только в том случае будет способствовать личностному и культурному росту обучающихся, когда "наличное социокультурное содержание превращается и в содержание образования, то есть собственно образовательную среду" (по В. Слободчикову).

Итак, мы кратко рассмотрели вопрос выделения компонентов образовательной среды. Для современного педагога важно уметь моделировать разные компоненты образовательной среды, создавать условия для полноценного воспитания и развития учеников.

Страница 24 из 34

Образовательная среда школы

Школа в нашей стране всегда была организацией с жестко заданными целями и средствами их достижения. Но и в этих рамках школы значительно отличались одна от другой способами организации своей деятельности. Поэтому выбор родителями школы для своего ребенка всегда был трудной проблемой. С одной стороны, все школы разные, в каждой по-своему строится та образовательная среда, в которой пребывают дети на протяжении всех лет обучения, а с другой – родителю трудно было получить какую-либо достоверную информацию о том, что представляет из себя конкретная школа, какие требования предъявляет к детям, как ребенок чувствует себя в ней.

В последние годы ситуация в школьном образовании изменилась. Школы приобрели значительно большую свободу и самостоятельность, появилось много различных типов школ, возросло число специфических внутренних задач, которые смогла ставить и решать каждая конкретная школа. В настоящее время экспериментирование в сфере среднего общего образования представлено самыми разнообразными направлениями: авторскими программами, уровневым содержанием образования, инновационными педагогическими технологиями и формами организации процесса обучения, заимствованием педагогических технологий, ставших классическими за рубежом (например, Вальдорфская школа и др.).

Но это привело к тому, что неопределенность психологической ситуации в школах еще более возросла, а проблема исследования и описания образовательной среды, специфической для конкретной школы, стала практически еще более актуальной. Образовательная среда зависит в большой степени от психологической культуры, которая определяет ее отношение, в частности, к направленности обучения, а в целом, отношении к ребенку, его воспитанию, обучению и развитию.

Образовательную среду школы нельзя оценить чисто количественными показателями или реконструировать нормативно. Одна и та же образовательная среда может быть оптимальной для развития на одном возрастном этапе или при одних индивидуальных особенностях ребенка и препятствовать эффективному развитию в другом возрасте или при других индивидуально-личностных особенностях учащихся. Интегральной результирующей характеристикой образова-тельной среды выступает критерий психического развития в его интеллектуальной, социальной и личностной составляющих.

Существенной посылкой выступает представление о том, что при всем многообразии образовательных сред, реализованных в конкретных школах, они могут быть определенным образом категоризованы, исходя из их внутренних целевых установок функционирования школы как организации.

С точки зрения американских исследователей, более значимым фактором школьной эффективности выступает организационный, обеспечивающий солидарность представлений учителей о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические взгляды как друг с другом, так и с учащимися, поддержку автономной инициативы учителей администрацией школы.

Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии представляется подход российского ученого В.И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя ее целевое и функциональное назначение, а с другой – выделяет ее истоки в предметности культуры общества.

Другие ученые, связывая оценку образовательной среды с ее развивающим эффектом, фиксируют свое внимание на технологическом уровне ее реализации и оценки. При этом в качестве фундаментальных научных предпосылок разработки и оценки развивающих образовательных сред ими используется алгоритм «существенных показателей», выделенных отечественным ученым В.В. Давыдовым:

Каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

Обучение организовано на основе ведущей деятельности;

Продуманы и реализуются взаимодействия с другими видами деятельности;

В методическом обеспечении образовательного процесса имеется система наработок, гаран-тирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса.

Анализ практики показал, что далеко не всегда администрация и педагогический коллектив отдают себе отчет в том, на достижение каких целей реально направлены усилия их школы. Директор может вполне искренне уверять, что все усилия школы направлены на развитие детей, но при этом имеющиеся у школы ограниченные материальные ресурсы тратить на оформление своего кабинета или мозаику в вестибюле, в то время как в классах стоят сломанные парты и стулья, а в спортивном зале нет необходимого реквизита.

На педагогических советах могут звучать призывы к повышению качества обучения, а перед контрольной работой учителям в личной беседе рекомендуется подсказывать слабым ученикам и ставить максимально высокие оценки. На методических совещаниях может идти речь о развитии творчества детей, а на уроке тот же учитель будет требовать тишины, потому что у него от детей болит голова.

Огромное число таких рассогласований поставило задачу разработки нового инструментария, который мог бы позволить выявить как декларируемые, так и реальные внутренние, характерные для конкретной школы цели и задачи ее функционирования, определяющие ту специфическую образовательную среду, в рамках которой и осуществляются педагогические, воспитательные и другие воздействия на учащихся, в разной степени обеспечивающие условия для их полноценного психического развития.

Диагностический пакет изучения образовательной среды школы включает три блока методик.

Первый блок направлен на качественную и соответствующую возрастным психологическим особенностям диагностику результатов воздействия образовательной среды, какими являются интеллектуальные способности детей, их социальные и индивидуально-личностные особенности, характеристика мотивационной сферы, связанные с их включенностью в образовательный процесс.

Второй блок позволяет установить специфические особенности тех средств, которыми конкретная школа достигает развивающего эффекта. К ним относятся анализ организации учебного процесса и способов взаимодействия в тандеме «учитель–ученики», исследование социально-психологической структуры коллективов и выявление значимых критериев форми-рования межличностных отношений между учащимися, описание существенных характеристик психологического климата школы.

Третий – процедуры для выявления внутренних целевых установок, определяющих специфику и эффективность воздействия образовательной среды школы на все аспекты психического развития учащихся.

Для оценки интеллектуальных способностей детей сопоставлялись данные двух типов тестов: первый позволяет выявить базовые интеллектуальные способности, которые, как принято считать в психологической науке, минимально зависят от содержания обучения и типа организации учебного процесса; второй связан с теми мыслительными действиями, которые складываются именно в процессе обучения и могут являться индикаторами эффективности организации учебной деятельности. Сравнение результатов по методикам обоих типов позволяет выявить и оценить влияние специфики самого образовательного учреждения в развитии интеллектуальных способностей детей.

Оценка индивидуально-личностных особенностей производится на основе диагностических процедур самооценки и уровня притязаний детей, выявления иерархии мотивов, определения уровня тревожности, структуры и интенсивности психологических контактов со сверстниками, Положения в неформальной структуре отношений в классе.

Исследование самооценки и уровня притязаний школьников позволяет прямо оценить базовые характеристики личностного развития и косвенно (через выбор соответствующих критериев для самооценки, а также через сопоставление самооценок по разным критериям) – тип школьной мотивации и общую личностную направленность детей.

Для анализа организации учебного процесса и способов взаимодействия в системе «учитель – ученики» используется специальная схема анализа урока. Она включает три аспекта реализации учебного процесса: предметный (содержательный), организационный и межличностный.

Предметный аспект характеризует разворачивание учебного содержания: процесс постановки проблемы, передачи учебной информации разного уровня обобщения, типы вопросов и ответов (проблемные, конкретные, их количество и место в процессе передачи и усвоения знаний), использование различных дидактических приемов (работа с моделями, дискуссия, упражнение).

Организационный аспект характеризует способы решения конкретным учителем задач предметного уровня и включает в себя ответы на вопросы учащихся, инструкции по организации работы, ведение групповой дискуссии, включение в процесс передачи знаний модельных и схематических средств, организацию групповых форм работы учащихся, практических действий, анализ результатов, контроль знаний и т.д.

Межличностный аспект характеризует способы стимуляции и мотивации учащихся, формы оценки, поощрения и наказания, личностную реакцию учителя на поведение детей на уроке.

Анализ результатов наблюдений позволяет выявить специфику организации образовательного процесса в конкретной школе. Процедура предполагает наблюдение за одним и тем же классом у разных педагогов, а также за одним и тем же педагогом в разных классах.

Для исследования по второму направлению осуществляется психологический анализ основных уроков (русский язык, литература, математика, иностранный язык, история, природоведение) в каждом из обследованных классов.

Для уточнения субъективной структуры отношений в системе «учитель – ученики» используются, с одной стороны, ответы педагогов на вопросы анкеты, связанные с их оценкой интеллектуальных способностей учеников, а с другой – выявленный с помощью контент-анализа сочинений тип предпочтений учащихся при выборе любимых и нелюбимых преподавателей.

Другим средством влияния образовательной среды на индивидуальные особенности развития ребенка является формирование специфической системы отношений в классе, выделение значимых критериев для межличностных отношений между учащимися. Для исследования структуры предпочтений использовалась классическая социометрическая процедура, в которой наряду с общим критерием для выбора задавались также деловой (учебный) и эмоциональный критерии, выявлялись социометрические позиции учащихся.

Важным средством воздействия образовательной среды школы на развитие детей является психологический климат школы. Для оценки проявлений психологического климата школы разработана специальная карта наблюдения. В ней фиксируются внешние проявления характера, характеризующие демократичность жизни школы, формальные, внеурочные контакты учащихся и педагогов, место детского художества в школьной жизни, участие детей в организации внеурочной работы школы и т.п.

Полученные при таком внешнем наблюдении данные сопоставляются с результатами анкетирования педагогического коллектива и администрации школ, а также с результатом анализа сочинений учащихся на тему «Моя школа» (субъективная позиция «потребителей» образова-тельной среды).

Комплекс данных, получаемых с помощью описанного пакета методик, в целом дает возможность достаточно всесторонне и полностью охарактеризовать отдельную школу как целостное образование с точки зрения специфичности ее образовательной среды.

Различаются три типа образовательной среды:

Развивающего типа;

Промежуточного типа с развивающими внешними целями и недостаточно адекватными средствами реализации этих целей в учебном процессе;

Традиционная образовательная среда, использующая монологические способы организации учебного процесса и строго директивные – в управлении школьной жизнью.

Разделение школ с точки зрения эффективности их воздействия на психическое развитие учащихся подтверждается и в характеристиках их психологического климата.

В первом типе школ он оценивается положительно как со стороны учителей, так и со стороны учащихся. Причем в качестве критериев для такой оценки и те и другие апеллируют к типу и способам взаимодействия педагогов и детей, а также к организации процесса обучения и результатам педагогической деятельности.

Во втором типе школ психологический климат также в целом оценивается и детьми, и учителями положительно, однако критерии этой оценки размыты, а ответы не вполне откровенны. Тем не менее, очевидно, что в учительском коллективе доминирует установка на формы профессиональной работы и развития, а не на детей и отношения с ними.

В третьем типе школ проявляется явная негативная тенденция в оценке детьми психологи-ческого климата своей школы. С точки зрения учителей оценка преимущественно положительная, однако в ее основу положены неформальные отношения с коллегами и администрацией. Содер-жательные аспекты профессиональной деятельности в оценке психологического климата не представлены.

Сравнительный анализ результатов экспертизы школ демонстрирует значимые различия в эффективности влияния их образовательных сред, психологической культуры на психическое развитие учащихся.



Оглавление
Теоретические основы психологии воспитания школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет психологии воспитания
Процесс воспитания как психологическая проблема
Цель психологии воспитания
Закономерности и принципы воспитания
Методы психологии воспитания
Воспитание ребенка на различных этапах развития общества
Основные концепции и модели воспитания в семье
Типология современных семей

Речь в статье пойдет о стратегии формирования образовательной среды школы – о самом этом понятии, о том, оно в себя включает, о требованиях к современной образовательной среде и о том, какие мероприятия обеспечивают построение эффективной образовательной среды школы.

Образовательная среда школы – понятие и структура

Понятие «образовательная среда школы» в настоящее время используется повсеместно. Оно включено в целевые программы развития образования, упоминается в рамках целевых государственных проектов в сфере образования, в т.ч. на него направлены и меры проекта МРСО.

В то же время стоит отметить, что само понятие «образовательная среда школы» не всегда точно определяется. Наблюдается различный состав компонентов, существуют различные подходы к определению. Иногда данное понятие используется только в контексте информатизации образования, иногда – напротив, только с психолого-педагогических позиций.

Образовательная среда - это комплекс условий обучения, воспитания и социализации личности ученика, на которые воздействуют факторы и условия социальной среды на образование. То есть образовательная среда является системно сбалансированным сочетанием внутренних и внешних (по отношению к образованию) фактов и условий, существенно влияющих на образование, оказывающих на него позитивное воздействие на принципах прямой и обратной связи.

Поскольку социальным условием сегодня является информатизация общества, то образовательная среда также подвергается влиянию этого условия. И сегодня говорят скорее не об образовательной среде, а об информационно-образовательной среде.

Структура современной образовательной среды школы

Современная образовательная среда теснейшим образом связана с процессом информатизации образования в целом, и образовательной среды в частности.

В связи с этим поднимается новое понятие – информационно-образовательная среда школы.

Информационно-образовательная среда школы (ИОС) - основанная на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационная среда, реализующая едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение школьников, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.

Цель ИОС – обеспечение процесса достижения целей образования.

Согласно ФГОС нового поколения, «информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:

комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые (электронные) образовательные ресурсы;

совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».

Объекты ИОС:

Средства предметного обучения и инструменты учебной деятельности,

Информационные и методические материалы

Материально-техническая и технологическая база (инфраструктура),

Система управления педагогическим процессом,

Способы коммуникации: организационно-управленческий, разъяснительно-мотивационный, ответно-поведенческий, технический, эмоциональный.

Важно: обеспечить баланс между педагогическим и информационно-техническим аспектом при формировании ОС – любой уклон будет снижать эффективность. Особенно это касается уклона в информационно-технический аспект. Поэтому база и фундамент – это педагогическая система, построенная на основе современных требований к ИОС, позволяет в дальнейшем реализовать сам комплекс условий и средств ИОС

Уровни ОС

Логически ИОС содержит также три содержательных уровня:

Первый уровень – педагогическая система, определяющая форму и содержание, остальные содержательные уровни ИОС.

Второй уровень – система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Этот уровень непосредственно связан с педагогической системой, развивается и функционирует под ее управлением.

Третий уровень – образовательная медиа-среда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразование, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. Этот уровень ИОС имеет опосредованное управление педагогической средой. Повышение эффективности этого управления является одной из проблем педагогической системы.

Функции образовательной среды:

Обучающая – достижение предметных, метапредметных результатов через опору на образовательную среду, ее предметные аспекты, освоение универсальных учебных действий через практическое взаимодействие с технологиями среды, ЭОР.

Социокультурная – формирование субкультуры учащихся, восприятия ими нравственно-этических ценностей, общественной морали во взаимодействии в образовательной среде и со средой.

Социально-правовая – социализация учащихся, формирования правосознания, развитие их информационно-правовой культуры через самостоятельное погружение в образовательную среду.

Развивающая – интеллектуальное и духовное развитие учащихся на основании образовательного взаимодействия, формирование способности к саморазвитию на основании систематизации личных отношений с образовательной среде, формировании личной образовательной среды.

Воспитательная – воспитание гражданина, патриота, психологически устойчивой личности, устанавливающей толерантные отношения с обществом и средой на основании развития психологических и межличностных аспектов образовательной среды.

Просветительная – формирование знаний и представлений о жизнедеятельности общества, принципах, перспективах и тенденциях его развития на основании познавательных ресурсов образовательной среды.

Мировоззренческая – формирование мировоззрения в комплексном единстве мироощущения, мировосприятия, миропонимания и мироосмысления, в том числе, формирования современного информационного мировоззрения на основании развития знаний о мире и обществе, практического опыта во взаимодействии с образовательной средой.

Управленческая – прямое воздействие на организацию и управление образованием на основании требований и условий образовательной среды

Условия и критерии эффективной образовательной среды

Условия эффективной образовательной среды как интегрального понятия следующие:

Каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

Обучение организовано на основе ведущей деятельности;

Продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности;

В методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса.

По данным аналитического обзора, проведенного Институтом ЮНЕСКО по ин-формационным технологиям в образовании в 2011 году на территории СНГ, В 2006–2010 гг. на территории РФ были созданы около 20 000 модулей электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР), обеспечивающих реализацию образовательных про-грамм общего среднего образования по следующим предметам: физика, химия, биология, английский язык, география, мировая художественная культура и искусство, история, русский язык, литература, естествознание, математика, информатика, а также по наиболее востребованным профессиям начального профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования. Все создаваемые электронные образовательные ресурсы размещены в открытом доступе на сайте Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://fcior.edu.ru).

Т.е. на сегодняшний день и первое, и второе представлены достаточно широко, при этом отмечаются следующие проблемы развития информационно-образовательной среды:

Отсутствие четкого регулирования вопросов качества ИОР и ЭОР (нет единых нормативных механизмов, критериев экспертизы);

Необходимость четкого структурирования, упорядочивания ИОР и ЭОР, их кластеризация и выделение однородных групп с последующим формированием универсальных порталов.

Отсутствие достаточного уровня материально-технического оснащения школ (в отдельных регионах)

Необходимы специализированные, профессиональные, тематические, универсальные порталы информации, объединяющие большое открытое множество информационно-познавательных ресурсов, однородных по определенным признакам, и сами действующие на правах интегрированных информационных ресурсов.

Информатизация образования (ИО) – это не только информатизация образовательной среды и инфраструктуры образования, но и, прежде всего, решение всех проблем ин-формационно-познавательной деятельности, информационного взаимодействия субъектов образования, что предполагает ее проникновение во все поры образовательного процесса и образуемой им образовательной сферы. Это не только информатизация системы образования как сети образовательных учреждений, но и информатизация предмета образования.

Вопрос информатизации образования – на данный момент единая концепция информатизации образования только разрабатывается, до этого единого стандарта и комплекса мероприятий, критериев, определяющих понятие информатизации образования, не было.

Особенностью современного образования является информатизация (ИО), вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой (ИОС), где эти ее свойства являются неразрывно связанными.

Информационное представление образовательной среды предполагает ее преобразование

в систематизированное информационное пространство, организованное, многомерное,

упорядоченное.

Информационный характер образовательной среды (ИОС) здесь также имеет важное значение. Он создает предпосылки для универсализации средств и ресурсов межпредметной связи.

ИОС – это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным - информационно-образовательным, ин-формационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным.

То есть определяется непосредственная взаимосвязь между ФГОС и образовательной средой. Более того, эта взаимосвязь реализуется в виде комплекса прямой и обратной связи:

Условия образовательного процесса, выраженные в образовательной среде, влияют

На его реализацию и достигаемые результаты;

Достижение требуемых результатов, указанных в Стандарте, предполагает наличие

Требований к условиям этого достижения.

При каких условиях образовательная среда школы может обеспечить благоприятные условия для развития личности учащихся и педагогов? Это будет достигнуто при следующих условиях:

1) образовательная среда школы представляет собой динамическую много-уровневую социально-педагогическую систему, функционирующую и развивающуюся с учетом ряда принципов;

2) формирование образовательной среды современной школы достигается на основе реализации целостной педагогической концепции;

3) моделирование процесса формирования образовательной среды современной школы в контексте социокультурных и педагогических инноваций создает условия для активного участия учащихся в коммуникативном общении и взаимодействии с целью развития ключевых компетентностей и личностно-творческого потенциала;

4) активизирована готовность учителя к проектированию образовательной среды современной школы в условиях инновационных изменений;

5) реализована система педагогического сопровождения участников образовательной среды школы, основанного на технологиях активного социально-психологического обучения и направленного на оптимизацию развивающих возможностей образовательного пространства;

6) реализована система педагогических технологий и методов работы администрации школы, целенаправленно ориентированных на развитие личности учи-теля и обучающихся в образовательной среде школы.

Информационно-образовательная среда школы должна соответствовать следующим требованиям:

Структурированность и упорядоченность;

Обеспечение единого информационного пространства для взаимодействия всех участников системы образования на уровне школы;

Наличие базовой педагогической концепции образовательной среды, на основе ко-торой выстроена ИОС;

Участие педагогов в создании и адаптации ИОР и ЭОР, учитывающих специфику образовательного процесса школы;

Информационная компетентностьпедагогов, администраторов, учащихся;

Уровень материально-технического оснащения школы, достаточный для применения современных ИКТ и средств ИКТ, ИОР и ЭОР последнего поколения.

Согласно мониторингу проекта модернизации региональных систем общего образования в большинстве регионов достигнуты запланированные значения показателей, указанных ими в заявках в конкурсе на участие в проекте.

Однако по результатам внешней экспертной оценки, обобщенным в резолюции IV Байкальского образовательного форума на сегодняшний день не во всех регионах достигнуты социальные условия, которые обеспечивают получение современного общего образования. В перечень таких условий входят следующие условия, касающиеся образовательной среды:

Каждая школа имеет собственный спортивный зал или зал на условиях договора пользования, в каждой школе оборудованы раздевалки при спортивном зале;

Все школьники, обучающиеся в соответствии с ФГОС НОО, учатся в первую смену;

Все учащиеся, обучающиеся в соответствии с ФГОС НОО, обеспечены естественнонаучной лабораторией для младших школьников;

Кабинеты, для всех школьников, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, обеспечены компьютером, мультимедийным проектором и интерактивной доской с выходом в сеть Интернет на скорости не менее 2Мбит/сек;

Все учителя, работающие со школьниками, обучающихся в соответствии с ФГОС НОО, обучены работе с компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской и работе с Интернет-технологиями (в том числе работе с электронными образовательными ресурсами);

В каждой школе обеспечен доступ к сети Интернет на основе беспроводной технологии Wi-Fi на скорости не менее 2 Мбит/сек;

все образовательные учреждения, обучающие школьников на 2 и 3 ступени, имеют кабинет физики, химии; лаборантскую в кабинете физики, химии; каждый кабинет химии оснащен специализированной вытяжкой, для обеспечения безопасности химических опытов.