Задержание Кирилла Серебренникова. Мнения

Задержанных по делу пока нет. Расследование связано с хищением средств, подтвердил собеседник агентства.

Источник «Интерфакса» сообщил, что обыски проходят в рамках дела, возбужденного еще в 2015 году, по факту хищений финансовых средств неустановленными чиновниками департамента культуры Москвы.

По данным источника РБК, расследование уголовного дела ведет управление Следственного комитета по Москве, в ходе обысков его сотрудников сопровождают сотрудники Федеральной службы безопасности.

Корреспондент телеканала РБК Роман Супер сообщил, что обыски в квартире Серебренникова проходят с 9 часов утра и на их месте находится адвокат режиссера Золотухин. По данным источника, СКР планирует допросить режиссера.

Позднее портал Life написал о начале обысков в Центре современного искусства «Винзавод» и других местах.

Президент Фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко заявила РБК, что не знает об обысках в помещениях «Винзавода».

«Ничего об этом не знаю. Сейчас нахожусь не на «Винзаводе», и нам никакой информации по этому поводу не поступало», — сказала она.

Руководитель пресс-службы фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Екатерина Козырева сообщила РБК, что в самом фонде никаких «следственных мероприятий не происходит».

«На территории «Винзавода» находится много разных организаций, юридических лиц. К фонду поддержки современного искусства они отношения не имеют, что происходит у них, я не знаю», — сказала она.

Заместитель директора Российского академического молодежного театра Карп Мясников опроверг РБК проведение обысков в РАМТ. «Ничего об обысках мне не известно», — отметил он.

Видео: Телеканал РБК

Кирилл Серебренников — режиссер театра и кино, в 2012 году был назначен художественным руководителем Московского драматического театра имени Гоголя, впоследствии преобразованного в «Гоголь-центр». Среди его работ в кино и на телевидении — сериал «Дневник убийцы», комедия «Изображая жертву», фильмы «Юрьев день», «Измена», «Ученик» и другие.

За свои работы в кино, театре и на телевидении Серебренников удостоен премий ТЭФИ, «Хрустальная Турандот», «Золотая маска», а также призов «Кинотавра» и Каннского фестиваля.

По словам писателя Григория Чхартишвили, Серебренников — один из немногих российских режиссеров, кого хорошо знают во Франции, и проведенный у него обыск даст богатую пищу для статей во французских СМИ накануне намеченного на 29 мая визита в Париж президента России Владимира Путина.

Финансовые проблемы «Гоголь-центра»

В апреле 2015 года Анастасия Голуб, возглавившая «Гоголь-центр» незадолго до этого, заявила о тяжелой экономической ситуации в театре. По ее словам, за два года существования «Гоголь-центра» была создана уникальная художественная модель, «но не удалось создать адекватной экономической модели». В опубликованном пресс-релизе также отмечалось, что руководство намерено передать отчет о финансовой ситуации в московский департамент культуры и предложить ряд антикризисных мер. Агентство «Интерфакс » со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией, тогда сообщило , что сумма финансовых убытков «Гоголь-центра» составляет около 80 млн руб., а сам он находится на грани закрытия.

Бывший директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский объяснил причины финансовых убытков отказом столичного департамента культуры помочь театру в трудной ситуации. По его словам, ведомство отказало «даже в помощи на оплату аренды площадок для проведения выездных спектаклей и связанных с ними транспортных расходов». Малобродский также отметил, что из-за капитального ремонта в течение четырех месяцев театр был вынужден играть на чужих площадках, не получая для этого помощи со стороны департамента, хотя, по его словам, «обычная практика заключается в предоставлении театру на период ремонта иной площадки, оплаченной учредителем». Экс-директор опроверг и ранее названную сумму убытков в 80 млн: по его словам, в действительности речь шла о сумме немногим менее 12 млн.

По информации газеты «Известия» , финансовые проблемы у «Гоголь-центра» возникли из-за конфликта между художественным руководителем театра Кириллом Серебренниковым и экс-директором Малобродским : якобы худрук требовал от директора безоговорочно выполнять дорогостоящий постановочный план при недостатке финансирования. Театр выпускал до 12 премьер в год, что превышало госзадание в три раза, а деньги на создание внеплановых спектаклей не были компенсированы.

Летом 2015 года Анастасия Голуб покинула пост директора «Гоголь-центра», проработав всего несколько месяцев. Глава столичного департамента культуры в августе того же года заявил , что театр является убыточным, а ответственность за все решения, связанные с финансами, лежит на художественном руководителе Кирилле Серебренникове . Он также отметил, что городские власти не намерены вмешиваться в дела театра.

Такое решения принял Басманный суд Москвы. В ближайшее время режиссер не сможет покидать свою квартиру без разрешения следователей. . Свою вину он не признает. Защита просила отпустить режиссера под залог, но суд встал на сторону следствия. Подробнее - обозреватель Борис Бейлин .

Ночь Кирилл Серебренников провел в изоляторе временного содержания. Режиссер был задержан накануне в Санкт-Петербурге и отправлен в Москву, где его допросили и предъявили обвинение по статье "Мошенничество в особо крупном размере". Она предполагает наказание до 10 лет лишения свободы.

В среду утром Серебренникова доставили в Басманный суд. Там уже собрались его сторонники - несколько сот человек. В суде представители следствия и прокуратуры просили поместить режиссера по домашний арест. По их словам, в противном случае Серебренников может скрыться или оказать давление на свидетелей. При этом следователи наставивали, что вина Серебренникова подтверждается показаниями других фигурантов дела.

В свою очередь, адвокаты режиссера просили отпустить его под залог в размере 68 миллионов рублей. Именно такую сумму, по версии следствия, похитил Серебренников и его подельники. Деньги была готова внести Ирина Прохорова - главный редактор журнала "Новое литературное обозрение", сестра крупного бизнесмена Михаила Прохорова.

Сам режиссер в суде настаивал на своей невиновности. Цитирую: "Я - скромный человек. Мы не воровали. Я хочу, чтобы Россия из провинциальной стала великой культурной державой".

Но суд согласился с доводами обвинения и отправил Серебренникова под домашний арест. По крайней мере, до 19 октября. Режиссеру запретили покидать свою квартиру. Он не должен общаться с прессой и пользоваться Интернетом. По телефону он может обращаться только в экстренные службы. Правда, суд сделал оговорку: следователь имеет право разрешать Серебренникову покидать квартиру.

После вынесения судебного решения на Серебренникова надели электронный браслет, с помощью которого можно следить за его перемещениями. Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции будут не реже 2 раз в неделю посещать режиссера, а также доставлять его к следователю и, если понадобится, в суд.

Находиться под домашним арестом Серебренников будет в собственной квартире на Пречистенке. Это - в самом центре Москвы. Защита не согласна с нынешним решением Басманного суда, заявил адвокат режиссера Дмитрий Харитонов .

"Мы будем обжаловать это решение в суде. Мы с ним не согласны".

В 2008 году Кирилл Серебренников набрал экспериментальный актёрский курс в школе-студии МХАТ. Из этой группы затем была сформирована так называемая "Седьмая студия". В 2011 году Серебренников стал художественным руководителем проекта "Платформа" в Центре современного искусства "Винзавод". А в 2012 году его назначили худруком "Гоголь-центра".

Согласно обвинению, Серебренников дал указание подчиненным разработать план мероприятий "Платформы", содержащий недостоверные сведения об их количестве и стоимости. Затем документы представлялись в Министерство культуры в качестве обоснования суммы требуемого бюджетного финансирования. А после заключались фиктивные соглашения с фирмами-однодневками. Деньги обналичивались и распределялись Серебренниковым между соучастниками. Следователи считают, что режиссер похитил таким образом 68 миллионов рублей.

Ранее по этому делу были задержаны бывший директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский, бывшие гендиректор и главный бухгалтер "Седьмой студии" Юрий Итин и Нина Масляева. А продюсер Воронова объявлена в федеральный розыск.

Дело Серебренникова вызвало большой общественный резонанс. Многие не верят в причастность режиссера к хищению. В его поддержку выступили, в частности, вдова Александра Солженицына - Наталья Солженицына, режиссеры и актеры Федор Бондарчук, Константин Райкин, Евгений Миронов, Константин Хабенский, актрисы Чулпан Хаматова, Ксения Раппопорт, Елизавета Боярская, певец Филипп Киркоров, телеведущий Андрей Малахов.

В свою очередь, министр культуры Владимир Мединский заявил, что дело Серебренникова не является заказным.

"Это - весьма печальная ситуация для всех, кто работает в сфере культуры. На протяжении многих лет Министерство культуры системно поддерживало Кирилла Серебренникова и его проекты. И обижаться ему на отсутствие поддержки, как со стороны федерального бюджета, так и московского, точно не стоит. Финансирование проекта "Платформа" прекращено несколько лет назад".

Министр также сказал, что в его ведомстве будет усилен контроль за документами по поводу выделения грантов. Хотя, по словам Мединского, его сотрудники не могут проводить расследование по каждой подписи.

25/05/2017

Гендиректор Большого театра Владимир Урин, худрук «Театра наций» Евгений Миронов, актриса Чулпан Хаматова и многие другие выступили в поддержку режиссера Кирилла Серебренникова, которого накануне допросили и обыскали по делу о многомиллионных хищениях. «Театральное дело» получило большой резонанс и дошло даже до Путина, назвавшего силовиков, проводивших обыски и «задержание» Серебренникова дураками. Но что происходит на самом деле?


«По ситуации с Кириллом Серебренниковым с большим театральным делом.

После меткого замечания В.В.Путина в адрес следственной бригады («Дураки») стало понятно, что никакая «Русь Сидящая» тут рядом стоять не может. Сегодня утром адвокат Андрей Золотухин, который защищал Кирилла Семёновича на обыске, допросе и т.д. не смог связаться со своим доверителем. Через третьи руки ему передали, что друзья Кирилла заключают большой адвокатский договор с конторой «Гриднев и партнёры».

Хочу поблагодарить за труд, неравнодушие и профессионализм адвокатов Андрея Золотухина, Илью Уткина, Ульяну Флёрову, которые в нужные момент помогли Кириллу Серебренникову и его сотрудницам и соратницам. Уверена, что когда-нибудь к моей личной благодарности присоединятся и ваши подопечные из театрального дела».

Поддержать Кирилла Серебренникова — нормально для театрального сообщества. Такими словами гендиректор Большого театра Владимир Урин ответил на благодарность журналистов за письмо в поддержку Кирилла Серебренникова. Это произошло на пресс-конференции, посвященной планам Большого на следующий театральный сезон.

Позже, когда на мероприятии настал черед вопросов от журналистов, Урин отказался обсуждать свое письмо, которое он накануне отправил Владимиру Путину. Послание касалось ситуации с обысками у режиссера Кирилла Серебренникова и в «Гоголь-центре». Однако по окончании пресс-конференции гендиректор Большого театра снова взял микрофон и решил объяснить, почему не может ответить на вопрос Business FM :

«Дело все в том, что я очень боюсь давать такие короткие ответы на вопросы, потому что вопрос, который вы задали, требует непростого, расширенного и очень осмысленного ответа. В нем очень много нюансов, в том числе и нюанс поведения прессы в этой ситуации, когда погоня за сенсацией крайним делает господина Серебренникова, и это ваша работа, к сожалению величайшему. Вы гонитесь за событием, за сенсацией, за жареным. Не обижайтесь, работа у вас такая. Но когда в такого рода случаях возникает эта ситуация, вы тоже должны понимать, что и у вас есть эта ответственность. Здесь есть аспект чрезвычайно важный юридической составляющей этого вопроса и так далее. Поэтому у меня вот такая просьба от разных изданий прокомментировать эту ситуацию, я дал согласие поучаствовать в программе Михаила Швыдкого, и я в субботу буду принимать участие в прямом эфире, эту позицию я постараюсь высказать, потому что еще раз повторяю: она не «журналистско-пресс-конференционная» — совсем другая. Мы сталкиваемся с ситуацией очень серьезной и часто кидаемся на нее. Потому что я вот сегодня коллегам говорил о том, что у нас, чего греха таить, очень серьезная генетическая память по поводу того, чем часто грозят те или иные ситуации, которые складываются в нашем обществе. Когда я говорю о генетической памяти, имею в виду в данном случае особенно тех людей, кто прожил много. Я родился при Сталине, жил при Хрущеве, потом я жил при Брежневе, потом я жил при Горбачеве и так далее. Я знаю повороты этих ситуаций и понимаю остроту реакции на это общества, поэтому и не ответил на ваш вопрос».

#Политизация государственной жизни стала процессом, к которому менее всего оказалась готова власть - менее всех остальных. Она привыкла к пассивному лидерству, долго оставаясь монополистом и в информационном пространстве, и в государственном, и в политическом. А сегодня это прошло. Возникла новая и небезопасная свобода действия разных ведомств. Совершенно невозможно в большинстве случаев точно знать, на каком уровне принимаются решения о тех или иных шагах, особенно репрессивного характера. За исключением случая Улюкаева, где было сказано, что президент участвовал чуть ли не в разработке его ареста, но в других случаях совершенно не понятно, откуда это идет. Конечно может быть,(что, как мне кажется, менее вероятно), попытка приструнить культурную среду, ее припугнуть, вернуть ее к прежней дисциплине с верхнего политического уровня, Но, если признаться, я в этом сомневаюсь. Я думаю, мы видим конкуренцию разных репрессивных и силовых структур за то, чтобы подчинить себе политический процесс. Они тоже ведь действующие лица, а поскольку нет нормальной политической сцены, то на нее легко выйти с помощью громкого уголовного дела, резонансного ареста, обыска и так далее. Человек, который подписывал протокол обыска и сказал Серебренникову: «Теперь я вошел в историю театра», как ни парадоксально, высказал некую истину о происходящем. Потеряно единство пассивного путинского вертикального управления, а нормальная открытая государственная система политической жизни не сложилась. Она разрушена в предшествующую эпоху, и в вакуум врываются разного рода репрессивные и, скажем мягко, неконвенциональные силы. Люди в погонах, люди с зеленкой в первую очередь, потому что они безответственны. Ведь в нашей ситуации безответственней всех те, у кого более сильные инструменты в руках.

Алексей Герман: «В России любая свободная мысль вызывает опасение либо ужас» // "Новая газета", № 96 от 1 сентября 2017

Алексей Алексеевич Герман (Алексей Герман-младший, род. 1976) — российский кинорежиссёр, сценарист. Сын кинорежиссёра Алексея Юрьевича Германа и сценариста Светланы Кармалиты.

Я не знаю, многоходовка это или нет, но очевидно, что одна из башен Кремля избрала Серебренникова жертвой. Или из соображений мести, допустим, за фильм «Ученик». Или чтобы перед выборами запугать всех образцово-показательной историей. Или чтобы внести еще больший раскол в общество. Ведь большая часть населения — на стороне следствия, в этом я убежден. Я много раз говорил, Кирилл — человек, преданный профессии. Живет он небогато. Тем, кто рассказывает про какую-то квартиру в Берлине, можно ответить: он успешный в Германии режиссер и может себе позволить купить квартиру, но он же не покупает себе дома в Ницце. У меня про Кирилла никогда не было ощущения, что он про бабло. То, что спектакль «Сон в летнюю ночь» был, — все знают. То, что проект «Платформа» был, — тоже все знают. Утверждать обратное — смешно.

Это сигнал такой: сидите тихо! Не портите картину мира. Не воняйте, короче говоря. Эта бессмысленная акция, такая же показательная, как Pussy Riot, страшно вредна для государства. От нас и так отворачивается весь мир, а тут такое. К защите Серебренникова подключаются мировые знаменитости, нас ждут демарши как отдельных кинематографистов, так и крупнейших кинофестивалей. Уже в самой России началась выдающаяся история, когда в защиту Кирилла объединились люди абсолютно разных политических взглядов. Начиная от Малахова и Бондарчука, которых вряд ли можно упрекнуть в нелюбви к партии и правительству. Или Прилепина, который может нравиться или нет, но он человек цельный в своих убеждениях. И заканчивая Солженицыной и Парфеновым. Я не считаю, что дело Серебренникова — инициатива всей власти. Я убежден, что многие во власти понимают, что ситуация с Серебренниковым ведет к еще большему расколу общества.

Сейчас надо вести разговор не о том, что Серебренников страдает, — это все лирика. Сейчас самое важное, помимо работы адвокатов, общественное внимание к процессу и медийная поддержка, потому что самое правильное — это объяснять не только либеральному электорату, но гражданам всей страны, что происходит. Каждый найдет себе культурного героя — кто Киркорова, кто Курентзиса — и через него услышит. Объединение людей разных политических и художественных убеждений показывает, что они не верят в справедливость этого уголовного дела. Поэтому надо понимать, что судьбу Кирилла будут решать не только доказательства его адвокатов, но и сохранение общности авторитетных людей, которые считают происходящее вопиющим и несправедливым.

Зрители телевизора твердят, как мантру, что «вор должен сидеть в тюрьме», и широкое общественное мнение по стране не на стороне Серебренникова. И мне кажется, речь должна идти о том, что, ребята, не важно, какие у вас убеждения, вы должны понять, что система не работает нормально. Дело не в том, что у каждого есть выбор: говорить, что он думает, или не говорить, настаивать на справедливости или нет. Вот я говорю — это несправедливая, ужасная, вредная для страны омерзительная глупость. А можно тихо жать руку в кустах. Но не надо ради своего красивого жеста откуда-нибудь из стран Евросоюза (что меня особенно раздражает) превращать трагедию в фарс. Нужно задавать себе вопрос, поможет ли это сохранению «Гоголь-центра», завершению фильма про Цоя и справедливому решению по делу Серебренникова?

Искусство — это не обязательно то, что нравится государству, у него другие цели и задачи. То, что сейчас считается классикой, когда-то было авангардом. По большому счету история с Серебренниковым, это как прийти к Малевичу, Кандинскому или Филонову и устроить травлю: у одного слишком много лиц, у другого линии непонятные, у третьего квадраты какие-то. Но у культуры долгосрочная цель — развивать почву, на которой произрастает новое. Делаю ли я или говорю то, за что мне внутренне неудобно? Нет, не делаю. Я в творчестве исхожу не из того, чтобы понравиться демократам или патриотам, а из своих убеждений, которые часто не совпадают с представлениями ни тех, ни других.

В России вообще любая мысль, которая не регламентирована, с какого-то момента начинает вызывать либо опасение, либо ужас. Мы веками живем одинаково: чуть более жестоко, чуть менее жестоко. Поэтому, конечно, каждый мыслящий человек в России все равно чувствует и боится, что его начнут уничтожать. Бороться с культурой — это старое увлечение в России. Это самое бессмысленное и омерзительное, что может быть. Но половина моих товарищей сейчас задумалась об эмиграции. Откройте блоги, что там пишут: а вот этих выгоним, а вот вы валите… Появляются какие-то люди в условных кафтанах, которые кричат: «Этого Бродского — нахрен! Этого Довлатова — нахрен! Этого Бунина — нахрен! Без них будет лучше!» А потом выясняется, что это гордость страны.

Арест Серебренникова — антигосударственная история. Вместо того чтобы формировать культурное интеллектуальное пространство, чтобы собирать талантливых людей, возрождать нацию как культурно-научную и передовую, мы начинаем опять поощрять эмиграцию и самые темные атавистические стороны сознания сограждан. Мы не царская Россия, мы — Византия. И хотя за этой мерзостью стоит влиятельный человек, я не верю, что это единое мнение истеблишмента. Это тупой местечковый поступок. Мы затравили миллионы талантливых людей. Вспомните суд над Бродским и абсурдность тогдашних аргументов. Но у кого-то опять хватает сил и неума, чтобы сталкивать страну в пропасть, в которую мы соскальзывали уже сколько раз.

Записала Тамара Ларина, специально для «Новой», Петербург

Утром во вторник, 23 мая, домой к театральному режиссеру и художественному руководителю московского «Гоголь-центра» пришли с обыском. Следственные мероприятия продолжились и в «Гоголь-центре», а связаны они, по словам представителей СКР, с уголовным делом о хищении 200 миллионов рублей. Театральная общественность тем не менее увидела в обысках попытки надавить на свободолюбие режиссера. Что стоит за расследованием, разбиралась .

Что происходит

О начале обысков утром во вторник сообщили в Facebook журналистка и корреспондент Сергей Хазов-Кассиа.

Вскоре после этого следователи пришли и в «Гоголь-центр», который возглавляет Серебренников. Стало известно, что он проходит по делу (на тот момент не было понятно, какому именно) свидетелем. «Задержанных пока нет. Будут проведены допросы и иные следственные действия», - сообщил источник .

Через несколько часов в сети появилась информация, что Серебренникова везут в (СКР) на допрос. Были опубликованы фотографии и видеозаписи того, как он в сопровождении сотрудников садится в машину. «Сейчас будем со следователем разговаривать. Не известно ничего. Я в шоке», - говорит режиссер на камеру каналу .

Минкульт, «Винзавод», Апфельбаум

«По версии следствия, неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации "Седьмая студия" с 2011 по 2014 год были похищены бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей, выделенных государством в соответствии с постановлением правительства на развитие и популяризацию искусства Российской Федерации», - заявили в СКР.

«Седьмая студия» - театральная группа Серебренникова, созданная в 2012 году. Свои первые спектакли труппа отыграла на «Винзаводе» - там, как сообщил , также прошли обыски во вторник, была изъята документация и проверены компьютеры.

Серебренников также возглавлял базировавшийся на «Винзаводе» проект «Платформа», направленный именно на популяризацию искусства, о котором говорят в Следственном комитете. Проект действительно поддерживался государством и упоминался в государственном докладе «о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году».

«Особо стоит отметить междисциплинарный проект исполнительских видов искусства "Платформа" (руководитель Кирилл Серебренников), объединяющий актуальные направления современного искусства, включая драматический театр, хореографическое искусство и современную музыку и предоставляющий возможности для работы на пересечении разных направлений искусства. Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации», - говорится в документе.

В период, когда, по версии следствия, были совершены хищения (до 2014 года), департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Минкульта возглавляла Софья Апфельбаум, которая сейчас занимает пост директора Российского академического молодежного театра (РАМТ).

Координатор правозащитной организации «Русь сидящая» Александр Федяров сообщил , что во вторник у Апфельбаум также провели обыск, связанный с тем же делом, что и обыски у Серебренникова. Вероятно, именно Апфельбаум занималась выделением бюджетных средств группе Серебренникова.

В Минкультуры заявили, что ничего не знают по поводу обысков. «Министерство культуры не имеет никакого отношения к Кириллу Серебренникову, он нам не подведомственный, что у него происходит - мы не в курсе», - сказал первый заместитель министра культуры России . Когда его спросили об обысках у Апфельбаум, он отметил, что у него нет информации.

Реакция

В Кремле, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, оказались не осведомлены о происходящем у Серебренникова.

«Это не дело Кремля. Здесь не нужно ничего политизировать, здесь нет повода для того, чтобы каким-то образом информировали Кремль», - подчеркнул Песков.

«Речь идет о подозрении в хищении бюджетных средств, никакой политики, творчества - ничего там нет», - добавил он.

Тем не менее не все оказались согласны с такой трактовкой событий. Театральную общественность обеспокоили обыски у Серебренникова.

Случившееся прокомментировал, например, балетмейстер правоохранительных органов в связи с этим. Но это мое предположение», - заявил режиссер .

Обыски взволновали и работников «Гоголь-центра». Сотрудники театра опубликовали пост в соцсетях, призывая всех неравнодушных собраться у учреждения днем во вторник, чтобы «быть вместе».