Буква й для проекта веселый. Буква и - занятие, игры


1. Занятие про букву И



2. Загадки с обобщающим словом на И

Держится подружка за моё ушко,
Век бежит со мной стежкою одной. (Иголка с ниткой)


Её всегда в лесу найдёшь.
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (Ёж)


Это разные предметы, а что их объеденяет вместе? - Иголки!
Из скольких слогов состоит это слово? - Из трёх!
Почему? - Так как есть 3 гласных звука.
Какой слог ударный? - Второй.

3. Игра "Сломался телевизор" (идея от сюда)
Взрослый говорит звук И и выкладывает карточку с картинкой - ребёнку нужно закончить слово.
(и)грушка, (и)голка, (и)збушка, (и)рис, (и)зюм, (и)ндеец



4. Составление наглядных звукосочетаний из карточек:
ИА, АИУ, ОАИ, УИ

5. Развитие фонематического восприятия

а) хлопнуть (или поднять карточку с буквой И) на звук [и] из звукового ряда:

А И О К Н У И И А И Ы О У И

б) повторить только слова со звуком “и”:

Ива, айва, утка, индюк, игра, улыбка, автобус, имя, угол, июль, иголка…

6. Упражнение с крыжками - на каждую строчку передвигаем бусинки-крыжечки:

И у дедушки есть.

И у бабушки есть.

И у мамы есть.

И у папы есть.

И у нас есть.

Чтоб его узнать,

Надо вслух назвать.

(Имя)

Назвать имена мальчиков и девочек, и, если ребёнок услышит в имени звук [и], то ему нужно хлопнуть в ладошки:

Аня, Уля, И ван, И лья, Антон, И нна…

Оля, Семён, И горь, Саша, Вера, Маша, И нга, Алёша, Павел, И ра, Настя, Вася, Коля, Анна, И рма, Клава



7. Игра "Один-много" (взрослый кидает мяч ребёнку, называя слово в единственном числе, ребёнку нужно кинуть назад, называя слово во множественном числе)
носок - носки
иголка -
коробка -
дверь -
кружка -
индюк -
игрушка -
перчатка -
нитка -
снежинка -
мальчик -
вилка -
капля -
девочка -
зонтик -
сапог -

8. Образовать прилагательные-антонимы
высокий - низкий
широкий - узкий
большой - маленький
плохой - хороший
холодный - горячий

9. Игра "Что лишнее?" ("Четвёртый лишний")
Выкладываются несколько картинок или предметов и надо определить в какой картинке нету звука И (или просто на слух).

1= мишка, лиса, волк, тигр
2= очки, осы, ива, индюк

10. Чудо-дерево
Нужно выбрать картинки (надписи) в названии которых есть звук И и "повесить" на дерево как листочки. Я сделала такое дерево (распечатывать на А4) и к нему листочки (А5) - даю пустые листочки, так что вы сами можете вписать туда нужные слова:




11. Найти спрятавшуюся букву И

12. Сказка про братьев Ик и Ищ ()
Жили-были два брата. Одного звали Ие, а другого - Ищ. Ик был маленький, а Ищ - огромный (показ "портретов"). У Ика был домик, а у Ища - домище. А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.

(Проводится игровое упражнение "Закончи предложение").

У Ика не рот, а...
У Ика не нос, а...
У Ика не глаз, а... и т.д.

А что же Ищ? Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.

У Ища не рот, а...
У Ища не нос, а...
У Ища не глаз, а... и т.д.

Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о братце Ище.

В именах Ик, Ищ есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.

13. Найди все буквы И и обведи их (

Цель:

  • познакомить учащихся с мягким согласным звуком [й`],буквой Й, й;
  • развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;
  • воспитывать взаимопомощь, взаимоподдержку.
  • учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й`] всловах;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;
  • работать над межпредметными связями.

Оборудование для учителя:

  • Демонстрационный плакат "Буква Й, й".
  • Картинный словарь, иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, чайника, трамвая, троллейбуса, зайки.
  • Демонстрационные звуковые схемы.
  • Аудиокассета "Занимательное азбуковедение" автор В.Волина сказка "Два хвостика".
  • Конверт с письмом из библиотеки.
  • Фотография "Ордена славы".

Оборудование для учащихся:

  • Учебник "Русская азбука" В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин1 класс 2 часть
  • Учебник "Русская азбука плюс"В. Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин1 класс.
  • Звуковые схемы.
  • Конверты с буквами имён героев сказок К.И.Чуковского

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите на наших гостей. Поприветствуем их.

II. Проверка домашнего задания.

  • В "Русской азбуке плюс" чтение по ролям диалога "Ёлкино платье".
  • Театрализация диалога "Шутка" из "Русской азбуки".
  • Работа над интонацией речи учащихся.

III. Актуализация опорных знаний.

  • Какой сейчас год?
  • Какое время года?
  • Какой день недели?
  • Какое сегодня число?

2). 19 января - большой прздник - Крещение. И сейчас стоят настоящие Крещенские морозы. Это название пришло к нам давно. И 100, и 200 лет назад на Крещение стояли сильные морозы, как и сегодня. Поэтому люди их так и назвали Крещенские морозы.

3). Посмотрите в окно.

IV. Выделение нового звука

1). Расскажите, какой сегодня день?

Зимний, морозный, холодный, пасмурный.

Какой звук вы произносите в конце всех слов? [й`].

2). Представьте, что вы порезали пальчик.

Как вы вскрикните? - Ай! Ой!

Какой звук вы произносите в конце этих слов? [й`].

3). А чем надо помазать ранку? - Йодом.

Какой звук вы произносите в начале слова йод? [й`].

4). Звук [й`] мы уже встречали в начале слова или после гласных. Он обозначался буквами е, ё, я.

Расскажите, что вы знаете про звук [й`].

Это звук согласный, всегда мягкий, звучит звонко.

V . Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы научимся распознавать звук [й`] вне слияния в конце слогов, в середине и в конце слов, научимся читать и печатать букву й и слова с этой буквой.

Тема урока "Звук [й`], буква Й, й".

VI. Фонетическая подготовка.

1). В картинном словаре определить положение звука в слове?

На доске иллюстрации: Айболита, Незнайки, воробья, сойки, жука скарабея, муравья, майского жука, майки, трамвая, троллейбуса,

Вывод: чаще всего звук [й`], обозначающий букву й, встречается в середине и в конце слова. В начале слова й встречается редко. Вам надо запомнить три таких слова: йогурт, йод, йог.

2). Игра "Узнай звук".

Если есть в слове звук [й`], хлопайте в ладоши, если нет руки кладёте перед собой.

Слова: лиса, чайник, игрок, лицо, ножницы, соловей, автобус, хитрый, ноки, машина, змей, имя, чай, получай.

3). Игра "Замени звук в середине слог".

  • чашка - чайка
  • леска - лейка
  • лапка - лайка
  • галка - гайка
  • речка - рейка

VII. Знакомство с буквой Й, й.

Посмотрите, как пишется буква Й, й.

  • На что похожа буква Й?
  • В чём разница?

2). Стихотворение.

Букву Й зовут "И кратким".
Й как И в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с И
Сверху галочку пиши.

Заучивание четверостишья.

3). На ленте букв буква й изображена зелёным цветом. Для чего? Чтобы помнили, что звук [й`] согласный, всегда мягкий.

VIII. Работа с буквой.

1). Напечатать буку Й на доске. Вот так пишется эта буква.

2). Если буквы станут в ряд

Сразу все заговорят.

Игра "Дополни словечко".

На доске слоги:

тво сво сто

Дети дополняют слова буквой й.

3). Игра "Буква потерялась". На доске написаны слова. Дети вставляют букву й.

  • ша_ба
  • добры_
  • _огурт
  • изуча_те

4). Сегодня утром в класс пришло письмо от нашего библиотекаря. Она пишет, что кто - то перепутал буквы в названиях сказочных героев К.И.Чуковского и просит вас ей помочь.

Работа в парах. Игра "Собери рассыпавшиеся имена".

  • Айболит
  • Бармалей
  • Мойдодыр

IX. Физкультминутка.

Кот играет на баяне,
Зайчик наш на барабане,
Ну а ослик на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если будешь помогать,
Будем вместе мы играть.

X. Прослушивание аудиозаписиз сказки "Два хвостика".

Послушайте сказку про мальчика - художника. И подумайте, как мы можем помочь бедному зверьку, которого нарисовал мальчик?

На обратной стороне доски написано слово заика. Дети исправляют букву И на Й. Объясняют, какой хвостик забыл написать мальчик.

XI. Работа со звуковыми схемами.

Слого-звуковой анализ слова зайка. Если в середине слова звук [й`], то слог всегда заканчивается этим звуком. Составление схемы на доске и на партах.

Вывешивается иллюстрация зайки.

XII. Работа с учебником. Развитие речи.

1). Откройте учебник "Русская азбука" на с. 36 - 37.

Обратить внимание, что буква Й бывает и заглавная и строчная.

2). Чтение пословиц, объяснение смысла.

3). Работа с иллюстрацией. Воины русской армии разных времён.

Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть земли. Но русская армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватить землю русскую.

Как называется одежда древних воинов? - Кольчуга.

А что защищало голову? - Шлем.

В верхней части страницы изображены солдаты армии царя Петра. У них другая форма.

  • Во что они одеты?
  • Какое у них оружие?

А на с. 37 изображены воины последней войны.

  • Какая у них форма?
  • Какое оружие?

4). Чтение текста про дедушку. с. 37

  • Кем был дедушка на войне?
  • Что есть у дедушки?
  • Что говорит мама о дедушке?
  • Как вы понимаете эту фразу?

Демонстрация фотографии "Ордена славы".

XIII. Итог урока.

  • Что вы можете рассказать о звуке [й`]?
  • Как называется буква?
  • С какой буквой не надо путать й?

Конспект занятия по обучению грамоте

Подготовила и провела: воспитатель подготовительной группы № 6

Абрамова О. В.

Тема: Буква И краткая, звук (Й)

Цели и задачи:

Знакомство с буквой;

Дифференциация понятий « звук» и « буква»;

Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;

Выделение звука в словах, определение его местоположения;

Сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;

Обогащение словарного запаса детей, создание условий для употребления новых слов в собственной речи;

Формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования с другими частями речи;

Обучение ответам на вопросы, диалогической речи, добавлению недостающих слов;

Развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Материалы и оборудование: настенный алфавит, доска, мел, тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.

Ход занятия.

  1. Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.

Странная буква.

Заскучали буквы в алфавите.

Споем?- сказала одна своей соседке.

Я не умею, - грустно сказала та.

А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..

Й…Й…Й…

И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.

Я не гласная.

Согласная, что ли?

Не знаю.

Ну, и кому ж ты такая нужна?

Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

Стои - жалко, что ли.

Не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!

Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

Сама догадайся…

Догадались, о какой букве идет речь?

Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает?

Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Что во рту помогает нам его произнести?

Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу. Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.

2 . В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».

Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):

Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)

Когда мы чего-то испугались? (Ай!)

Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)

Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)

Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)

Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)

Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)

Птица, которая хорошо поёт? (Соловей, канарейка)

Птица, которая умеет говорить? (Попугай)

Морская белая птица? (чайка)

Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)

Городской транспорт? (Троллейбус, трамвай)

Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?

Согласна с вами - в середине и в конце слов.

3. А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку. но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)

(Дети двигаются по комнате, веселятся.)

Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

К нам пришел волшебник злой!

Он руками помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили,

Замолчали и застыли.

(Дети застывают, склонив головы.)

В класс пришли друзья-зверюшки,

Вмиг злодея вон прогнали

И детей расколдовали.

А теперь пора плясать,

Нам не надо унывать!

(Дети танцуют.)

4. – Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом « Ты».

Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.

Что изменилось в этих словах? (Появился звук (Й)).

5. – Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.

(На доске)

Н- надела поясок,

И - надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква И - наискосок.

Ты ей шапку подари-

Станет краткой буква И.

(При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).

Молодцы! С какой буквой и каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы можете о них сказать?

На следующем занятии мы узнаем, с кем дружит этот звук.


И снова для вас рубрика учим буквы . Как вы правильно догадались сегодня у нас согласная буква «Й» . Почему согласная? А произнесите звук. Ну как легко проходит звук? Конечно же, преграды встречает, мешает язычок и зубы.

В начале слова этот звук встретишь ты не так часто, зато в середине и в конце слова сколько угодно. Вот и начните с того, придумайте слова со звуком «Й». Выложите или вылепите букву.

Я лишь предлагаю вам в помощь практический материал : художественное слово , игры , скороговорки, загадки .

Буква «Й»


Веселые стихи

Йод хороший, йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» –

Чуть завидев с йодом склянку.

Йод порой, конечно, жжет,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка.

В. Лунин

Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.

Е. Тарлапан

У меня игла и нить,

Я учусь у мамы шить.

Если пальчик уколю,

Йодом ранку я залью.

Ой-ой и Ай-ай

– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

Я, мой друг, совсем большой!

– Ты пойди-ка, погуляй,

Все пройдет! – сказал Ай-ай.

Г. Виеру

Потому что запятая

На ее плечах сидит.

В. Кожевников

Йог Ивану бы помог,

Да живет за морем йог.

Скороговорка

Огорченная сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Пословицы и поговорки

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. Новых друзей наживай, а старых не теряй.

3. Холода не бойся. По пояс мойся.

Игры

Игра «Кто больше».

Придумайте слова со звуком [й] в начале (йод, йог, йота), в середине (майка, лейка, змейка), в конце слова (май, чай, край).

Игра «Превращение слов».

Измените слова так, чтобы они обозначали просьбу, приказание, побуждение к действию: стоит (стой ), моет (мой ), строит (строй ), поёт
(пой ), решает (решай ), играет (играй ), повторяет (повторяй ), плавает (плавай ), думает (думай ).

Игра «Где звук».

Учитель предлагает детям определить позицию буквы «й» в словах: сильный, жокей, шайба, йод, линейка.

Игра «Узнайте звук».

Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [й] в словах: лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.

Игра «Доскажи словечко» .

Игра «Любопытный».

– Как тебя зовут? (Андрей.)

– Что ты любишь на завтрак? (Яйцо.)

– Какой вид транспорта предпочитаешь? (Трамвай, троллейбус.)

– Куда любишь ходить в выходной? (В музей.)

– Во что ты набираешь воду, чтобы полить цветы? (В лейку.)

– Какой фрукт ты любишь? (Айву.)

– Какой напиток ты любишь? (Чай.)

Игра «Буква потерялась».

Вставьте пропущенные буквы в слова:

ша – ба, геро –, трамва –, изуча – те.

Игра «Превращение слов».

1. Вставьте пропущенные буквы в слова:

О т в е т: майка, гайка, зайка, лайка, шайка;

лейка, рейка.

2. Измените каждое слово так, чтобы в нем была буква «й».

Строитель (стройка ), лить (лейка ), заяц (зайка ), читатель (читайте ), зима (зимой ).

Игра «Занимательные модели».

Составьте слова по следующим моделям.

1. – – й (Май, лай, чай, вой, бой.)

– – й – – (Майка, майка, чайка, сойка, гайка.)

2. – – ай (Край.)

– – – ай (Сарай, лишай.)

– – – – ай (Обычай, случай.)

– – – ей (Музей, лицей, жокей, пырей.)

Загадки

Ну вот мои дорогие, ваши практические советы пополнились еще одной буквой, это буква «Й» .

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции.

Научить ребенка правильно произносить звук [Й].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Учить анализировать предложения, находить в предложении предлог и слова с определенным звуком.

Учить преобразовывать слова.

Учить писать короткие предложения под диктовку с соблюдением элементарных правил правописания.

Задание 1 . Дидактическое упражнение «Как правильно?». Взрослый читает ребенку предложение. Ребенок слушает внимательно, определяет, правильно или неправильно произнесено предложение. Если допущена ошибка, то ребенок ее исправляет.

Телега везет лошадь. Кошка поймала мышку. Лошадь везет телегу. Мышка поймала кошку. Фонарь освещается улицей. Улица освещается фонарем.

Задание 2 . Знакомство со звуком [Й]. Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов и назвать последний звук в словах:

воробей, ручей, репей.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Й]:

  • губки слегка в улыбке;
  • зубки сближены;
  • кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя;
  • горлышко «работает».

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), звонкий, твердый. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Как вскрикивают от испуга? - Ой! Ой! Ой!

Задание 4. Рассмотреть ряд нарисованных предметов, назвать их, выбрать только те, в названии которых есть звук [Й], определить место звука [Й] в словах:

майка, муха, книги, дом, чай, сарай, чайка, репейник.

Задание 5 . Закончить слово слогом. Какой одинаковый последний звук в первом слоге всех слов?

КА: май..., гай..., чай..., лай..., зай...

Задание 6 . Отгадать загадки, определить место звука [Й] во всех словах-отгадках, разделить их на слоги, придумать с каждым словом предложение.

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

Вырос в поле, злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репей)

Задание 7 . Вспомнить виды транспорта, в названиях которых есть звук [Й] (трамвай, троллейбус). Разделить слова на слоги, определить место звука [Й] в этих словах.

Задание 8 . Взрослый называет 3-5 слов со звуком [Й], а ребенок должен внимательно послушать и повторить все слова в той же последовательности.

Задание 9 . Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звука [Й]):

майка, чайка, гайка, диван; глупый, молодой, большой, город.

Задание 10. Подобрать как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопрос «какой?». Какой одинаковый последний звук во всех этих словах?

Веселый, смелый, хороший...

Задание 11 . Вспомнить как можно больше слов со звуком [Й].

Назвать слова со звуком [Й], состоящие

из одного слога (май,..),

из двух слогов (зайка, ...),

из трех слогов (троллейбус, ...),

из четырех слогов (балалайка, ...).

Задание 12 . Заменить третий звук в словах звуком [Й]. Какие слова получились? Составить с каждой парой слов предложения:

Чашка - чайка, лапка - ..., леска - ..., речка - ..., шапка - ..., мошка -...

Задание 13 . Ответить на вопрос: какие слова получатся, если из них убрать звук [Й]?

Майки - маки, рейки - ..., лайки - ..., сойки - ...

Задание 14 . Выучить чистоговорки:

Ай-ай-ай - скоро май.

Уй-уй-уй - ветер, дуй.

Ой-ой-ой - возьми меня с собой.

Эй-эй-эй - воды попей.

Задание 15. Выучить стихотворение, а затем декламировать его, хлопая в ладошки на каждый слог.

Какой звук часто слышится в стихотворении?

ЙОД

Йод хороший, Йод не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» -

Чуть завидев склянку.

Йод, порой, конечно, жжет,

Но быстрее заживет

Йодом смазанная ранка.

В. Лунин

3адание 16. Составить из слов предложения. (Анализ предложений, нахождение предлога и слова со звуком [Й], определение их места в предложении, запись схемы предложения.)

Зайка, сидеть, куст, под; Чайка, море, лететь, над; Трамвай, ехать, город, по.

Задание 17 . Знакомство с буквой Й.

Вот Й краткое, взгляни-ка.

Три иголки, сверху нитка.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Й?

Игры с буквой. Дифференциация букв И - Й.

Задание 18. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, письмо печатными буквами, чтение слов:

май, чай, чайник.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

зайка - майка - гайка - шайка - чайка.

Запись предложений под диктовку, чтение:

Кто тут? Тут Зина. У Зины зайка. Тут Дима. У Димы майка. Тут Сима. У Симы чайка.