План-конспект открытого занятия по изобразительной деятельности. Тема: «Необыкновенные птицы - Пингвины

Конспект НОД по рисованию для детей подготовительной группы по теме «Пингвин» - воспитатель высшей квалификационной категории Мельникова И.В., г. Мирный Архангельской области.
Цель: Закрепить знания детей о пингвинах и среде их обитания. Повторить цветной спектр холодных тонов. Научить детей рисовать пингвина с помощью овала, круга и треугольников.
Материал: Ватман А4, простые карандаши, ластик, гуашь, пастель, фото и картинки с изображением пингвина, технологическая карта для рисования пингвина
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о пингвинах. Пингвины животные или птицы? Почему вы так думаете? Ответы детей.
- Пингвины – это птицы и обитают они в Антарктиде. Зимой там бывает 80 градусов мороза, кругом снег, большие льдины и сильные ветры. Люди там не живут, они приезжают только на время – работать, наблюдать за погодой, за животными и птицами. Тысячи тонких пёрышек и толстый подкожный жир помогают пингвинам перенести холод. Пингвины не летают, крылья им дают возможность плавать в воде, а лапы с перепонками, как у уток и гусей служат рулём. Пингвины живут большими семьями. Яйцо вынашивают по очереди самец и самка в складке жира на животе.
После появления на свет птенцов, организуют «детские сады» в группах по 10-20 пингвинят. Следят за порядком «воспитатели», пока родители занимаются поиском пищи в море. Пингвины не боятся людей – они очень любопытны. Все пингвины – отличные пловцы и ныряльщики. Без этих качеств они бы не выжили. У пингвинов иесть враги – морской леопард и поморники.
Там, где есть снега и льдины,
Весело живут пингвины!
В костюмах бело-чёрных,
Неуклюже, но проворно,
Как смешные человечки,
С льдин на льдину, как с крылечка,
Скачут весело и живо.
Видеть это – просто диво:
Их походочку вразвалку,
Кто не видел – тех нам жалко.
Развесёлая картина –
Наблюдать на льду пингвина!
(Р. Утробина)
Воспитатель: А сейчас давайте мы с вами нарисуем пингвина.
- Сначала наносите все линии на бумагу без нажима, чтобы лишнее потом можно было стереть.
- Рисуем большой овал, сплюснутый книзу (туловище).
- Сейчас рисуем круг над туловищем – это голова.
- 2 маленьких треугольника для лап, 2 – для крыльев.
- Пририсовываем к голове клюв, рисуем глаза.
- Стираем лишние линии, а основные контуры обводим ещё раз.
- Теперь раскрашиваем красками.
Затем дети делают тонировку пастелью.
Самостоятельная работа детей. Воспитатель помогает по мере необходимости.
Воспитатель: Вот наши друзья – пингвины, вперевалочку шагают по хрустящему снегу на выставочную доску. Ну и любопытные.
Бело-чёрные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно,
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Крылья вверх чуть приподняли и быстрее побежали!
Вывешиваются рисунки детей для рассматривания, подводится итог.


Приложенные файлы

Программное содержание:
учить детей делать наброски птиц в движении, передавая основную форму и основные части, не прорисовывая деталей оперения;
упражнять в выполнении набросков одним карандашом или одной краской;
закреплять и расширять знания о зимующих и перелётных птицах;
воспитывать бережное отношение к птицам.
Материалы: альбомные листы, тонированные сине-фиолетовым цветом (осеннее небо, простые карандаши, восковые мелки; иллюстрации, изображающие улетающих на юг птиц; репродукция картины Степанова «Журавли летят».
Связь с другими образовательными областями: наблюдение за птицами во время прогулок, обращая внимание на их разнообразные движения.
1. Организационная часть.
Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому Выставляют вверх большие пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому: Указательный и средний,
Безымянный и последний. Поочерёдно называемые пальцы соединяют с большими на обеих руках одновременно.
Сам мизинчик-малышок Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучался на порог. Кулаки стучат друг о друга
Вместе пальчики - друзья,
Друг без друга им нельзя. Ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Вводная беседа
– Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года (Осень). Правильно. А какие изменения происходят в природе с приходом осени? (Дети перечисляют приметы осени)
– Молодцы! Правильно! Но сегодня я бы хотела поговорить о птицах. Давайте вспомним, каких птиц мы с вами видели и знаем (Ответы детей). А все ли они остаются с нами зимовать? А как называются те птицы, которые не боятся холода и остаются здесь? Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока)
А как называются птицы, улетающие в тёплые края? Перелётные? Да. Верно. А каких перелётных птиц вы знаете (утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки). А как вы думаете, почему они улетаю?т (У нас им холодно и нечего есть
– Правильно. Улетающим птицам зимой есть нечего. Многие перелётные птицы едят насекомых. Однако с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в тёплые края.
– Внимательно рассмотрите иллюстрации.
Обратите внимание на то как летят птицы. Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.
Физкультминутка
– Ребята, давайте немного отдохнём. Представьте, что вы птички и повторяйте за мной:
Птички
Птички прыгают, летают.(Машут руками и подпрыгивают)
Птички крошки собирают. «Клюют»
Пёрышки почистили.
Клювики почистили. (Погладить руки, носики)
Птички летают, поют, (Машут руками)
Зёрнышки клюют. «Клюют»
2. Практическая часть.
– Отдохнули? Хорошо! А теперь я предлагаю вам нарисовать улетающих на юг птиц. Посмотрите, что у вас на столах? (Ответы детей) Сначала мы будем делать набросок простым карандашом, а затем обведём и раскрасим его восковыми карандашами.
Во время практической части объяснить детям, что наброски нужно рисовать лёгкими линиями; их можно не заканчивать, не отделывать до конца; не получившуюся форму можно оставить и начать другую; нужно постараться сделать побольше набросков. Получившиеся наброски обводятся восковым карандашом.
3. Самостоятельная работа детей.
В процессе занятия воспитатель анализирует создаваемые детьми изображения, объясняет ошибки, направляет на поиск верной передачи формы и движения.
4. Итог занятия.
По окончании работы дети прикрепляют рисунки на доску. Демонстрация детьми своих работ, выбрать с детьми наиболее аккуратные и красивые работы.
– Дети, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей) Вы молодцы, все старались и у вас получились хорошие работы. Спасибо. На этом наше занятие закончено.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91 г. Санкт-Петербург
(Коллективная работа детей старшего возраста)
Подготовила воспитатель Шипкова Вера Николаевна
Воспитатель ГБДОУ детский сад№ 91 г. Санкт-Петербург
Техника выполнения работы щетинной кистью-гуашь
работа в парах
Задачи: Предложить детям, опираясь на их представления и полученные ранее знания, изобразить пингвинов, передавая их характерные особенности: форму туловища, головы…
- Формировать чувство цвета, закреплять понятие тёплых и холодных цветов, упражнять в умении смешивать краски.
- Отрабатывать технику работы щетинной кистью.
- Развивать творчество, воспитывать самостоятельность, интерес к результату своей деятельности, умение договариваться о совместной работе.
Материал: Листы бумаги формата А3, А; краски гуашь; кисти разных размеров - мягкие и щетинные; баночки с водой; раздаточный игровой материал на закрепление холодных цветов (цветные карточки тёплых и холодных цветов). Зрительный ряд - иллюстрации взрослых и маленьких пингвинов.
Предварительная работа: Беседа о пингвинах. Рассматривание иллюстраций. Лепка пингвинов.
Совместная деятельность:

1 часть (Игровой приём) – Ребята, обратите внимание, что за конверт доставили нам по почте. На нём написано - «Для ребят». Здесь письмо, адресованное вам, в котором самым смелым предлагают отправиться в Антарктиду и нарисовать тех животных, птиц, которые там живут. Но сначала нужно выполнить задания, готовы?
* Перед вами проходные билетики (тёплые и холодные цвета и их оттенки)- нужно выбрать холодный цвет и занять места на корабле.
* Посмотрите, у вас у каждого конверт красного цвета с разноцветными фигурками - рассмотрите и разложите: к Солнышку – фигурки тёплого оттенка, а к Снежинке - холодного.
*Возьмите конверт синего цвета, вы увидите изображения разных животных, подумайте и разложите: к Солнышку - животных жарких стран, к Снежинке - животных холодных стран.
*Я буду показывать элементы росписи – если элемент выполнен в холодных тонах, то хлопните в ладоши.
*Перед нами показались берега Антарктиды. Вы, наверное, устали и поэтому все встали: (физкультминутка)

Бело- чёрные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли
И на стулья побежали.
2 часть – Ребята, вы выполнили все задания, и теперь стихотворение поможет нам узнать, кого же мы будем сегодня рисовать.
Пингвины.
У мамы у пингвинихи
У папы у пингвина
Ребёнок появился
Забавный и смешной.
А так как все пингвины
Всю жизнь живут на льдине,
То домик пингвинёнка
Тоже ледяной.
Он с детства закаляется
В морской воде купается,
И пусть вода холодная
Ребёнок очень рад.
Он не боится стужи,
С детьми другими дружит
И вместе с ними ходит
В пингвиний детский сад.
- Кого же мы будем сегодня рисовать? Молодцы, пингвинов. Давайте попробуем описать, какой он. У пингвина одета белоснежная рубашка, с жёлтой манишкой, воротничком, галстуком. И чёрный фрак. Ноги, как у утки или гуся лапы с перепонками. Голова у взрослых пингвинов в форме квадрата с закруглёнными углами, маленькая с жёлтыми или белыми щёчками. Туловище овальной формы.
- Постарайтесь изобразить пингвинов, чтобы они двигались. Что они могут делать?
Взмахивать крыльями, подпрыгивать, наклоняться, куда- то спешить. А как вы, думаете на каком фоне можно изобразить пингвинов? Какие слова из стихотворения нам подсказывают, каких цветов можно будет добавить больше - тёплых или холодных?
(на льдине, ледяной, закаляется, в морской воде купается, холодная вода, стужа)
- Вы сидите парами. Договоритесь, друг с другом, как вы нарисуете пингвинов, какой фон, где, что они будут делать, сколь их будет. Посмотрите, какой изобразительный материал у вас на столах, можно в работе использовать щетинную кисть для передачи фактуры тела пингвина. Но помните, что щетинная кисть боится воды - рисуем полусухой. Закрывайте глаза и представьте, что вы будете рисовать. Выбирайте материал и приступайте к работе.
Под музыку проходит самостоятельная работа, помощь педагога по необходимости, совет, подсказка.
3 часть – Давайте, посмотрим какие интересные, разные, не похожие друг на друга пингвины. Кто хочет рассказать о своих пингвинах? У кого получилась дружная семья пингвинов, расскажите почему.

Список использованной литературы:
1 Физкультминутка «Пингвинята» В. Утробина
Список интернет ресурсов

1Стихи про пингвинов - Стихи для малышей - Малышкин сундучок...
Портал где живут пингвины - Стихи о пингвинах

Программное содержание:

- Развивать у детей творческое воображение, фантазию, мышление; - Формировать умение выразительно передавать в рисунке образ пингвина, его характерные особенности: форму тела, головы, расположение крыльев, цвет оперения ;

- Упражнять в рисовании разными нетрадиционными способами - рисование с помощью мыльной пены, тычковое рисование, рисование с помощью трафаретов рисование по мокрому; - Воспитывать умение слышать инструкции воспитателя, последовательно следовать им; - Выслушивать ответы товарищей на заданные воспитателем вопросы, не перебивать друг друга;

Самостоятельно выбирать нужный материал, доводить начатое дело до конца.

Создать условия для снятия психо - мышечного напряжения, положительных чувств и эмоций через улыбку.

Словарная работа:

Глобус, поролоновые тычки, жидкое мыло, мыльный раствор - пена.

Материалы, инструменты, оборудование (на каждого ребёнка) :

Лист бумаги, кисть и краски для окрашивания пены, простой карандаш, трафарет с силуэтом пингвина, поролоновые тычки, стаканчик с водой, небольшая ванночка с водой для разведения мыльно-пенного раствора, жидкое мыло, трубочка для коктейля, матерчатая салфетка.

Связь с другими видами деятельности:

Беседы о животных Севера, рассматривание иллюстраций с изображением пингвинов в энциклопедиях, альбомах о животных, чтение литературы, просмотр м/ф «Лоло и Пепе», дидактические и подвижные игры.

Методика проведения НОД:

Ребята, а вы знаете как называется планета на которой мы живём? (Земля). Кто населяет нашу планету? (Люди, звери, птицы, рыбы, растения). Как одним словом можно назвать то, что нас окружает? (Природа). Сегодня мы рассмотрим модель нашей планеты – глобус. Обратите внимание на его окраску. Как вы думаете, что означают цвета на глобусе? (Синий, голубой - реки, моря, озёра; зелёный – лес; жёлтый - пустыни и горы; белый - лёд, снег).

Вы правы ребята, а белые пятна - это северный и южный полюса на нашей планете. Живёт ли кто ни - будь в снегах и льдах? (Тюлени. моржи, белые медведи, морские котики, пингвины).

Я загадаю вам загадку: Их походочку в развалку Кто не видел - тех нам их жалко, Развесёлая картина - Наблюдать на льду ……(пингвинов). - Ребята, а пингвины это животные или птицы? (Птицы).

Почему вы так думаете, что отличает птиц от животных? (У птиц есть крылья, клюв, оперение).

Сегодня я предлагаю вам стать художниками, давайте нарисуем пингвинов на льдине.

Чем можно рисовать? (Карандашами, красками, мелками, пальцами, пластилином, ладошками).

–Да, вы назвали много способов рисования, но я хочу научить вас рисовать не обычным способом, а рисованию с помощью «мыльной пены».

Хотите научиться? (Да). Для нашего необычного рисования нам понадобится: лист бумаги, кисть и краски для окрашивания пены, простой карандаш, трафарет с силуэтом пингвина, поролоновые тычки, стаканчик с водой, небольшая ванночка для разведения мыльно-пенного раствора, трубочка для коктейля, салфетка. Сейчас займите свои места за столами и одновременно со мной, действуйте не торопясь, последовательно выполняя мои инструкции. А начнём мы с разведения пенного раствора. В ванночку с водой мы добавим жидкое мыло, затем голубую краску для придания нашей пене голубого цвета и тщательно размешаем наш раствор. Трубочкой для коктейля, очень осторожно раздуем в нашей ванночке пышную, густую пену.

Возьмём белый лист бумаги, и взяв его за края плавным движением опустим его на получившуюся у нас пену, а затем аккуратно его поднимем и перевернём. Обратите внимание, какая интересная фактура отпечаталась на нашем листе бумаги, не правда ли, она похожа на «льдинку»?

Сейчас, пока наша «льдинка» просохнет - «застынет», мы немного поиграем. Физкультминутка: «Пингвины на льдине». Отдохнули немного, а наша «льдинка» ждёт нас для продолжения работы. Возьмите трафареты пингвинов на вашем столе и расположите их на голубом фоне «льдинки». Обведите простым карандашом силуэты. Вспомните, какого цвета оперение пингвинов. Откройте свои краски и с помощью воды, поролоновых тычек и красок осторожными движениями затампонируйте своих пингвинов, сначала чёрным цветом, а затем белой краской, обозначьте белый животик и лицевую часть головы своего пингвина. Дайте просохнуть белой краске. Не забудьте дорисовать недостающие части: клюв, лапки, глаза.

Вот теперь наша работа окончена. Возьмём свои кусочки «льдинок» и соединим их вместе, какая огромная льдина со стайкой пингвинов у нас получилась. Ребята вам нравятся наши работы? (Да). А что вам больше всего понравилось? (Рисовать пеной). Я тоже очень рада, что вам понравилась моя затея рисовать пеной и очень надеюсь, вы научите этому способу рисования своих родителей. А сейчас разместим наши рисунки на выставке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»г. Вольска Саратовской области» Конспект непосредственно образовательной деятельностиво в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Тема: «Снегири на ветке рябины» с использованием нетрадиционных приёмов (рисование манной мукой)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Тема: «Снегири на ветке рябины» с использов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию (с использованием ИКТ)в нетрадиционной технике рисованиядля детей средней группы на тему:«Желтый одуванчик»...

Сюжетное рисование «Семья пингвинов» для детей 4-5 лет. Мастер-класс с пошаговым фото.


Кирюшина Полина 5 л, старшая группа, МБДОУ № 202 Детский сад общеразвивающего вида «Сказка».
Руководитель: Кокорина Татьяна Николаевна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ № 202 Детский сад общеразвивающего вида «Сказка».
Описание: данный мастер-класс будет интересен воспитателям средних и старших групп, домохозяйкам, любителям рисовать самостоятельно и с детьми.
Назначение: рисунок можно поставить в рамку и повесить для украшения интерьера.
Необходимые инструменты и материалы:
- акварель,
- гуашь;
- кисти № 2, № 5;
- альбомный лист.


Цель: обучение рисованию пингвинов.
Задачи:
- учить правильно пользоваться кистью и красками: набирать краску на ворс, промывать кисть прежде чем набрать новый цвет, акварелью рисовать легко и прозрачно, а гуашью накладывать плотные непрозрачные мазки;
- учить последовательно рисовать пингвина;
- учить рисовать сюжетные картинки;
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- воспитывать интерес к разнообразию животного мира на Земле, желание изображать его на бумаге.
Предварительная работа: знакомство с Южным полюсом, обитающими на нём животными, подробное рассмотрение и изучение жизни пингвинов, рассмотрение иллюстраций, чтение рассказов, проведение бесед.
Чем известен полюс Южный?
Тем, что полюс Южный – вьюжный!
Землю там покрыли льдины,
А на них живут пингвины.
Не летают птицы эти
Но летать они хотят
И подолгу на рассвете
В небо синее глядят.
Вот несколько интересных фактов о пингвинах:
1.Пингвины – разновидность морских птиц – гагар, альбатросов, буревестников.
2.Пингвины нелетающие птицы, также как страус, эму, киви, казуар.
3.Пингвин – не может летать, но может плавать, к тому же ходит стоя.
4.Чтобы пройти по рыхлому снегу пингвины ложатся на живот, отталкиваются крыльями и лапами и скользят со скоростью до 25 км/ч.
5. Самые большие представители пингвинов – императорские: их рост 110-120 см, вес до 46 кг..
6. Пингвины могут находиться под водой до 30 мин
7.Среди 17 видов пингвинов, 13 находятся в опасности, либо под серьёзной угрозой исчезновения.
8.Императорсккие пингвины могут выдерживать температуру до – 60 градусов С.
Давайте и мы с вами нарисуем семью пингвинов.
1.Возьмём кисть № 5 и закрасим верхнюю половину альбомного листа синей или фиолетовой краской.


2.Белой гуашью закрашиваем нижнюю половину и рисуем горы, чуть, чуть добавляя синюю краску.


3.Чистой белой краской рисуем овалы – большой папа, поменьше – мама и маленький – пингвинёнок.


4.Возмём кисть № 2, набёрём чёрную гуашь. Обводим овал слева направо, как подкову, оставляя животик белым.


5.Теперь рисуем крылья. Они могут располагаться по-разному: поднятыми вверх, опущенными вниз, расставленными в стороны, сложенными на животе.


6.Рисуем черные точки-глазки. Для этого можно воспользоваться ватными палочками. Тонкой кистью, набрав красную краску рисуем клювик сверху вниз резким движением, чтобы внизу он получился острым.


7.Кистью № 2, красной краской, использую способ «примакивание» рисуем ножки. Семья пингвинов готова.


Теперь нарисуем северное сияние. Наиболее распространённая форма Северного сияния – полосы.
8.Набираем на тонкую кисть белую краску и наносим несколько линий.


9.Теперь нанесём пятна жёлтые и зелёные.


10.И завершим всё красными пятнами. Рисунок «Семья пингвинов» готов.


Можно нарисовать пингвинов иначе, например делая белый отпечаток указательным или большим пальцами и потом дополняя всеми необходимыми деталями и тогда рисунок будет выглядеть вот так.


Надеюсь наша идея будет вам интерес и пригодится в работе или просто в свободном рисовании. Спасибо Всем за отзыва, голоса и внимание.