Методическая разработка литературного вечера «Любовь в поэзии Серебряного века. Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)

I. И. Анненский – поэт узкого круга ценителей поэзии.

II. Поэтическая сдержанность и внутренняя эмоциональность стиха.

1. Подлинный шедевр любовной лирики.

2. В немногих словах сказать многое.

III. Поэзия Анненского близка нашему времени.

У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль, то, что делало одного непохожим на других.

Творчество И. Анненского мало знакомо нашим современникам. Да и при жизни поэта лишь немногие критики и поэты по достоинству оценивали его творчество.

Одно из его стихотворений – подлинный шедевр любовной лирики – дошло до наших дней, но не прославило автора и не сделало его широко известным:

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Ни описаний чувств, ни вздохов, ни восторгов. Все очень просто, даже буднично, а сказано так много. Этим и характерно творчество поэта: сдержанность тона при всей внутренней эмоциональности, отсутствие громких слов, преобладание слов привычных, порою подчеркнутая разговорность и даже будничность речи.

Для И. Анненского примечательна и краткость, сжатость выражения, поэтической мысли. У поэта редки стихотворения, занимающие целые страницы. Он умел в немногих необходимых словах сказать многое:

Еще не царствует река,

Но синий лед она уж топит;

Еще не тают облака,

Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь

Ты сердце шелестом тревожишь…

Еще не любишь ты, но верь:

Не полюбить уже не можешь…

Современников поэта, товарищей по перу поражала искренность и человеческая подлинность стихов Анненского. Так Брюсов, характеризуя его поэзию, отмечал “лица необщее выраженье”. А сам Анненский сказал о принципах поэтического творчества, что слова не только текут, но и светятся.

Своеобразие стихотворений Анненского заметил и Гумилев, подчеркнув, что у поэта сама мысль становится чувством, живым до боли.

Те свойства поэзии, которые не оставили равнодушными его современников – искренность, нравственная глубина, отсутствие позы, внешних эффектов, – сделали Анненского близким и нашему времени. Его стихи впечатляют художественным совершенством, и без них нельзя представить русскую литературу XX века.

(No Ratings Yet)

  1. В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник “Кипарисовый ларец”. Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи своих стихотворений в ларце, сделанном...
  2. Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который оставил довольно скромное литературное наследие....
  3. Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима,...
  4. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  5. Читая Лермонтова, нельзя не заметить, что в его стихах много трагических, скорбных тонов, его герои обречены на одиночество. Эти мотивы перекликаются с характером самого поэта. Звучат они и в любовной...
  6. Тема любви является одной из составляющих теории чистого искусства, наиболее полно в русской литературе представленной в стихах Фета и Тютчева. Эта вечная тема поэзии тем не менее нашла здесь свое...
  7. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова План I. Место темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. II. Высокая гражданская миссия поэта. 1 . “Нет, я не Байрон,...
  8. Пушкин… Воспоминание об этом замечательном поэте связано с его стихами о любви и дружбе, чести и Родине, с образами Онегина и Татьяны, Маши и Гринева. На протяжении вот уже почти...
  9. ЛИРИКА Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского 1. Роль сатиры (1930). А) Вступление в поэму “Во весь голос”. Поэт подчеркивает свое отличие от “кудреватых митреек, мудреватых кудреек”,...
  10. ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА А. Блок – один из самых ярких поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков, времени трудного, переломного в исторических судьбах России. Как и многие другие...
  11. Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть...
  12. Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень...
  13. Русская литература 2-й половины XIX века Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева Тема любви является традиционной в русской поэзии. Каждый поэт, говоря о любви, вкладывает в свои произведения личный...
  14. Какие бы ни были высокие наши устремления, война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня… К. Симонов Часто СЛЫШИМ: “В войне”, “о войне”,...
  15. Всеобъемлющая тема любви в лирике М. И. Цветаевой План I. О лирическом герое М. Цветаевой. II. Любовь – главная тема поэзии М. Цветаевой. 1. Чувство, не знающее границ. 2. Любовь...
  16. Главной темой романа “Обломов” можно считать стремление к идеалу, совершенству в жизни, в душе человека, то стремление, которое ощущал сам Гончаров и которое пытался воплотить в герое. “С той самой...
  17. Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою С. Щипачев Скромное величие русского человека… Что стоит за этой строкой? Наши славные...
  18. Память о самом сокровенном для каждого человека становится своеобразной связью между поколениями. Ради нашей жизни гибли молодые солдаты Великой Отечественной войны. Связь поколений. Что это значит для меня? Как я...
  19. Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали...
  20. ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” Роман называется “Мастер и Маргарита” – значит, в центре его драматическая история талантливого писателя и его возлюбленной, “тайной жены”. Повествуя...
  21. Сороковые роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! Д. Самойлов Одной из центральных тем в мировой литературе была и остается тема молодых на войне. Какая бы...
  22. В каких еще эпических произведениях русской литературы ХХ-го века представлена тема подвига и в чем заключается сходство и различие ее художественного решения с “Судьбой человека”? Включите рассказ “Судьба человека” в...
  23. На рубеже XIX-XX веков в русской литературе, как в большинстве европейских литератур, ведущую роль играют модернистские течения, которые наиболее ярко проявились в поэзии. Эпоху модернизма в русской литературе называют “серебряным...
  24. В. В. Маяковский. Стихотворения “Разговор с фининспектором о поэзии” Стихотворение “Разговор с фининспектором” было написано в 1926 году. Здесь Маяковский снова поднимает тему роли и места поэта и поэзии в...
  25. КЛАССИКА М. В. ЛОМОНОСОВ СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ – ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ТВОРЧЕСТВА М. В. ЛОМОНОСОВА Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова – это жизнь труженика, борца за процветание России. С именем этого деятеля...
  26. Природа и человек в произведениях современной литературы. (На примере произведений современных русских писателей) Тема “Человек и природа” стала одной из сквозных в русской литературе. Многие из легендарных русских поэтов обращались...
  27. Как цветовая палитра стихотворения “О красном вечере задумалась дорога…” перекликается с колористикой есенинского творчества? Размышляя над поставленным в задании вопросом, отметьте, что “цветная Русь” С. А. Есенина разнообразна, она включает...
  28. А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: “Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования”. Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов...
  29. М. Горький – это псевдоним писателя. Его настоящее имя и фамилия. Алексей Максимович Пешков. Он известен как русский писатель, публицист. В романе “Мать” (1906-1907) сочувственно показал нарастание революционного движения в...
  30. В 1862 году Достоевский временно покидает родные края и уезжает за границу, путешествуя по Франции, Швейцарии, Англии, Германии, северной Италии. Тогда-то впервые проявилась страсть писателя к карточным играм, ставшая препятствием...
Тема любви в поэзии “серебряного века” (на примере творчества И. Анненского)

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов)
На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека - и экономической, культурной, и политической.... Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом. Особенно быстро развивается в это время русская поэзия.
Александр Александрович Блок - великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии. Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока.
В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл - «Стихи о Прекрасной Даме». Позднее эти стихи составят первую книгу Блока. Прекрасная Дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный, к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой - весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью. Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях:
Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо -
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Блок надеется на пришествие «вечной женственности», пока не посещавшей землю.
Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т.д. Если руки, то «незримые», если сны, то - «невозможные», шаги -«несуществующие».... Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: «Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле» - это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого автора. Это скромный «инок», «покорный раб», смиренный певец Прекрасной Дамы.
Но, несмотря, на такую отвлеченность «Стихов о Прекрасной Даме», прототипом Героини является самая реальная, земная девушка - Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого. Она стала впоследствии женой Блока.
Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль. Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости. Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет - это цвет романтической мечты, красный -тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.

Отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы.
Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни.
К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше. Отражается это в цикле стихотворений «Распутья» (1902-1904). Блок действительно на распутье - меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца. Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт.
1906-1907 - цикл стихотворений «Снежная маска», посвященный, как и следующий - «Фаина» (1906-1908) -актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы - сильной личности, женщина здесь - символ стихийного начала («С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах», буйный ветер «в змеиных кудрях»).
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя.
Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь.
Но лишь любовь к одной женщине - к своей жене - Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является «О доблестях, о подвигах, о славе...». Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо:
Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла...
Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским «Я вас любил...».
Хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном.
А. А. Блок навсегда останется одним из любимейших поэтов огромного количества русских людей.

Тема любви в творчестве поэтов серебряного века . Тема любви - одна из ведущих тем в творчестве любого поэта. и это не удивительно. Ведь любовь, какой бы она ни была, - источник жизни и вдохновения, то, что определяет человеческую сущность.

Сергей Есенин и Владимир Маяковский - два великих мастера слова своего времени. Они как нельзя лучше смогли описать в своих стихах все величие, красоту, все тонкости такого чувства как любовь.

"Письмо к женщине" и "Лиличка" уже сотню лет являются литературными памятниками, посвященными любимым женщинам поэтов - Зинаиде Райх и Лилии Брик.

"Письмо к женщине" было написано Есениным уже после развода с Райх. В начале произведения лирический герой описывает сцену расставания с любимой:

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь...

Дальнейшая фраза "Любимая! Меня вы не любили" не случайна, потому что любовь является для поэта синонимом доверия, которого не было между супругами. В этих словах нет упрека, есть только оттенок горечи, разочарования.

Подзаголовок стихотворения "Лиличка" - "Вместо письма". Между Маяковским и Лилей Брик был бурный роман, и почти все произведения того периода Владимир Владимирович посвящал только ей. Однако, женщина играла чувствами поэта, то приближая, то отдаляя его от себя.

При чтении "Лилички" больше испытываешь жалость к лирическому герою, нежели радость за него. Уже сама обстановка, с которой начинается стихотворение, напоминает "главу в крученыховском аде". Поэт вспоминает, как именно здесь, в комнате, где "дым табачный воздух выел", он "руки ее, исступленный, гладил".

Казалось бы, лирический герой испытывает романтическое настроение, уподобляя свою любовь морю, солнцу, таланту. Но после слов "Все равно любовь моя - тяжкая гиря ведь..." становится ясно, что все эти чувства доставляют мучения обоим.

Лирические герои обоих стихотворений для передачи их состояния души сравниваются с животными: "лошадь, загнанная в мыле" у Есенина и "уставший слон" у Маяковского.

Герои во многом похожи - оба переживают расставание с любимой женщиной. И ни один из них не держит зла на ту, что нашла счастье в своей жизни. Счастье с другим.

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

Как молитва звучат последние строчки Маяковского. Получается, что все уже высказанные слова о любви - не что иное, как "сухие листья" - мертвые и ненужные.

Такими же горькими чувствами наполнены и заключительные строки "Письма к женщине":

Простите мне...

Я знаю: вы не та -

Живете вы

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

Жизни Маяковского и Есенина сложились по-разному. Но объединяло их то, что в своем сердцу они хранили образ одной единственной, любимой и неповторимой.

Серебряный век русской поэзии - это целая эпоха - великая эпоха, подарившая всему миру таких гениев, как Сергей Есенин, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Борис Пастернак и Владимир Маяковский. Этот ряд можно еще и еще продолжать, я здесь намеренно привожу и стихи поэтов, чьи имена не так звонки и не столь «на слуху». Я открывала их для себя, пленяясь изяществом слога и изысканностью форм, очарованная романтической возвышенностью и глубиною их чувств.

* * *
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, что я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной молю ответа.
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
(И. Анненский)

Иннокентий Анненский - его перу принадлежит это стихотворение, которое открывает замечательный сборник стихов о любви - Поэзия Серебряного века. Я приглашаю вас познакомиться с этой книгой. Тут можно, открыв наугад, читать любое стихотворение - их авторы, несомненно, личности неординарные, часто с драматичною судьбою, что не могло не отразиться в их поэзии.
Мы чувствуем сегодня и мыслим уже иначе, и говорим слова совсем другие. Но … давайте прикоснемся душою к этим строкам, чтобы насладится ароматом той эпохи, прикоснемся к таинству, имя которому ЛЮБОВЬ!

Любовью ль сердце разгорится, -
О, не гаси ее огня!
Не им ли жизнь твоя живится,
Как светом солнца яркость дня?
Люби безмерно, беззаветно,
Всей полнотой душевных сил,
Хоть бы любовию ответной
Тебе никто не отплатил.
Пусть говорят: как все в творенье,
С тобой умрет твоя любовь, -
Не верь во лживое ученье:
Истлеет плоть, остынет кровь,
Угаснет в срок определенный
Наш мир, а с ним и тьмы миров,
Но пламень тот, Творцом возженный,
Пребудет в вечности веков.
(К.Р.)

Великий князь Константин Романов, его стихи появлялись на страницах печатных изданий за скромной подписью «К.Р.» и несомненно встречали живой отклик современников, почитавших не только высокий слог, но и людей искренних и светлых душою.

Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое -
От неизбежного.

От неизбежного -
Твоя печаль
И пальцы рук
Не остывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей.
(О. Мандельштам)

Осип Мандельштам - какие необычные краски, слова и сравнения находит поэт для воссоздания облика своей возлюбленной!
Я думала, что о любви все пишут - страдая, и трагично. И неожиданно для себя нашла много стихов, легких и светлых, и даже ироничных.

«Люблю», - сказал я не любя -
Вдруг прилетел Амур крылатый
И руку взявши, как вожатый,
Меня повлек вослед тебя.

С прозревших глаз сметая сон
Любви минувшей и забытой,
На светлый луг, росой омытый,
Меня нежданно вывел он.
Чудесен утренний обман:
Я вижу странно, прозревая,
Как алость нежно-заревая
Румянит смутно зыбкий стан;

Я вижу чуть открытый рот,
Я вижу краску щек стыдливых,
И взгляд очей еще сонливых,
И шеи тонкий поворот.

Ручей журчит мне новый сон,
Я жадно пью струи живые -
И снова я люблю впервые,
Навеки снова я влюблен!
(М.Кузьмин)

Это был Михаил Кузьмин. Мне хотелось бы привести здесь еще одно стихотворение этого автора.

О, быть покинутым - какое счастье!
Какой безмерный в прошлом виден свет -
Так после лета зимнее ненастье:
Все помнишь солнце, хоть его уж нет.

Сухой цветок, любовных писем связка,
Улыбка глаз, счастливых встречи две, -
Пускай теперь в пути темно и вязко,
Но ты весной бродил по мураве.

Ах, есть другой урок для сладострастья,
Иной есть путь - пустынен и широк.
О, быть покинутым - такой счастье!
Быть нелюбимым - вот горчайший рок.
(М.Кузьмин)

Нежно говорил ей -
мы у реки
шли камышами:
«Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.
А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, - не звезда,
а девушка…
А там, где кончается звездочки точка,
месяц улыбается и заверчен, как
будто на небе строчка
из Аверченко…
Вы прекрасно картавите,
только жалко Италию…»
Она: «Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти…»
(В. Маяковский)

Владимир Маяковский - да, конечно же, это он, поэт-трибун, поэт-лирик (впрочем, как лирика мы открываем его уже вне школьной программы).
А сейчас я хочу познакомить вас с поэзией Надежды Тэффи. К сожалению, я ничего не могу рассказать о ней (это имя я открыла для себя впервые на страницах этого сборника). Невольно восхитилась, какое светлое прекрасное лицо! И что еще меня буквально поразило: как много можно сказать о своих чувствах, о любви, даже не коснувшись их словами!

Заря рассветная… Пылающий эфир!..
Она - сквозная ткань меж жизнию и снами!..
И, солнце затаив, охлынула весь мир
Златобагряными, горячими волнами!

Пусть не торопит день прихода своего!
В огне сокрытом - тайна совершенства…
Ни ласки и ни слов, не надо ничего
Для моего, для нашего блаженства!
(Н. Тэффи)


На свиданье меня месяц звал голубой.
Я ему поклялась, обещала прийти.
Я с тобой эту ночь не могу провести!

Нет, оставь! Не целуй! Долгой лаской не муч!
Посмотри - уж в окно бьет серебряный луч.
Только глянет на нас бледный месяца лик -
Ненавистен и чужд станешь ты в тот же миг!

Подбегу я к окну… Я окно распахну…
Свои руки, себя всю к нему протяну…
И охватит меня бледный лунный туман.
Серебристым кольцом обовьет он мой стан…

Он скользнет по плечам, станет кудри ласкать,
На ресницах моих поцелуем дрожать…
Он откроет душе, как ночному цветку,
Невозможной мечты и восторг и тоску.

Буду счастье искать я в тревожном, больном
Красоты и греха ощущенье двойном,
Умирать без конца… До конца замирать,
Трепет лунных лучей, как лобзанье впивать…

Так оставь! Не терзай меня тщетной мольбой!
Не могу эту ночь провести я с тобой!
(Н. Тэффи)

Можно спорить, кто искуснее в любви - мужчина или женщина - можно спорить, чей поэтический слог изящнее и глубже, искреннее чья любовь. Нам не найти однозначного ответа. Можно сравнивать. А можно наслаждаться мастерством и сопереживать возвышенным чувствам интереснейших из людей.

Этот вечер был тускло-палевый, -
Для меня был огненный он.
Этим вечером, как пожелали Вы,
Мы вошли в театр «Унион».
Помню руки, от счастья слабые,
Жилки - веточки синевы.
Чтоб коснуться руки не могла бы я,
Натянули перчатки Вы.
Ах, опять подошли так близко Вы,
И опять свернули с пути!
Стало ясно мне: как ни подсказывай,
Слова верного не найти.
Я сказала: «Во мраке карие
И чужие Ваши глаза…»
Вальс тянулся, и виды Щвейцарии:
На горах турист и коза.
Улыбнулась, - Вы не ответили…
Человек не во всем ли прав!
И тихонько, чтоб Вы не заметили,
Я погладила Ваш рукав.
(С. Парток)

София Парток - близкая подруга Марины Цветаевой, стихи которой я с удовольствием представила бы более широко, если бы… - если бы не их драматический надрыв и внутренняя обреченность… Хотя каждое стихотворение, буквально, захватывает дух. Но… давайте вспомним (а можно, про себя, споем!) всем давно известное и полюбившееся стихотворение:

Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать - куда Вам путь
И где пристанище.

Я вижу: мачта корабля,
И Вы - на палубе…
Вы - в дыме поезда… Поля
В вечерней жалобе…

Вечерние поля в росе,
Над ними - вороны…
- Благославляю Вас на все
Четыре стороны!
(М. Цветаева)

Я позволю себе прочесть еще одно из диссонирующих со светлой тональностью данной статьи стихотворений без «хеппи энда» (которых я умышленно здесь избегала), потому что имя Анны Ахматовой не могу не вспомнить. Я снова и снова думала о драматизме чувств поэтов Серебряного века - возможно, это объяснимо тем, что то были равновеликие личности, где никто не хотел уступить другому? Возможно, один из двоих не мог столь же искренне ответить на глубокое чувство? Но… бесполезно и тщетно искать ответы на извечные вопросы: почему любовь бывает безответной? почему горящие сердца … расстаются?

Хочешь знать, как все это было? -
Три в столовой пробило,
И прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
«Это все… Ах, нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила
Еще тогда!» -
«Да».
(А. Ахматова)

А закончить мне хотелось бы, обратившись вновь к стихам Иннокентия Анненского. «Весенний романс».

Еще не царствует река,
Но синий лед она уж топит;
Еще не тают облака,
Но снежный кубок солнцем допит.

Через притворенную дверь
Ты сердце шелестом тревожишь…
Еще не любишь ты, но верь:
Не полюбить уже не можешь…
(И. Анненский)

Поэзия Серебряного века - ее свет вселяет веру в торжество красоты, добра и величия человеческого духа. Думаю, каждый со мною согласится, что исповедальные строки любовной лирики поэтов Серебряного века способны внушать нам, что жить просто и мудро, любить светло и чисто, «смотреть на небо и молиться Богу» - есть счастье не только не преходящее, но и каждому, в ком дышит Дух, доступное. И вполне обретаемое.
Чего я всем нам искренне желаю!

В. Гордеева
_________________________________
*) «Жизнью я дышу, любя» (В. Брюсов, венок сонетов «Роковой ряд»)

Серебряный век внёс большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции стихотворного творчества, создали совершенно новые направления. Но в тоже время, такие поэты, как Блок, Ахматова, Есенин, ещё раз показали красоту классического русского стиха.

Из вышеперечисленных поэтов больше всех я люблю Блока. Его стихи поражают меня своей глубиной и символичностью. Особенно мне нравятся стихи Блока о любви. Любовь — определяющая тема в творчестве великого русского поэта. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» проносит Блок сложное и противоречивое чувство любви. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.

Первую книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекали представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности — красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя — Прекрасная Дама.

Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но в чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт, (роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой) необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ:

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму…

Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капли пошлости и приземленности. Характерным произведением этого цикла можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».

Изменение темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой. Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, и, следовательно, изменяется чувство героя к ней. Теперь это не обожествляющее преклонение. Мы видим перед собой женщину с более отчетливо проступающими чертами. Если в первом цикле не было и намека на то, чтобы приблизиться к объекту своей любви, то в этом цикле герой общается с ней как с реальным человеком:

И как, глядясь в живые струи

Не увидать себя в венце?

Твои не вспомнить поцелуи

На запрокинутом лице?

Любовь в «Снежной маске» лишилась той светлой силы, какой она была наполнена в «Стихах о Прекрасной Даме». Это новое чувство похоже на снежную вьюгу, оно уносит героя в темные дали, но не дает счастья и удовлетворения:

Я так устал от ласк подруги

На застывающей земле.

В следующем цикле «Кармен» любовь качественно изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть. Жгучая, как волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок. Стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать ключевым звеном всего цикла, потому что именно в нем выражен апофеоз «плененного» сердца. Весь цикл посвящен Любови Александровне Дельмас — оперной певице. Так, в образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой — стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении — пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести».

Но в перечисленных стихотворениях нет моего самого любимого. Оно называется «Незнакомка» и принадлежит циклу «Город». В нем образ Прекрасной Дамы претерпел серьезные изменения, приобрел реальные черты.

Сюжетно речь идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку. С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.

Стихотворение делится на две части. В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Перед лирическим героем впервые предстает Она. Девушка является частью этого мира. Мы догадываемся, что незнакомка — девушка легкого поведения («ее упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука»), кроме того, она всегда одна и спокойно чувствует себя в обществе пьяных мужчин.

Во второй части стихотворения внезапно в этом полумещанском, «дешевом» образе незнакомки герой начинает различать черты Прекрасной дамы:

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали. Блок использует также интересный кинематографический приём монтажа. Читатель сначала видит дачи, затем сразу ресторан, далее — столик, где сидит незнакомка. За счет этого действие становится очень динамичным. Именно этим меня поражает стихотворение «Незнакомка». Особенно мне нравится в нем то, что здесь как бы заключено всё мировоззрение поэта — видеть удивительное в обычном и пошлом.

Таким образом, для Блока образ Прекрасной Дамы — не конкретная женщина, а идеальная сущность, воплощение красоты и божественности. Такова и его любовь — чистая, возвышенная и безграничная.