Ок google на зеркало марийская магия. Темные искусства

Так возникли религии. С точки зрения физики это даже кое-как объясняется тем, что некие молитвы возрастают в силе от своего многократного повторения из десятилетия в десятилетие.

Так же возникли места силы или намоленные места – старые церкви, бывшие капища и прочее того же рода.

Как с точки зрения истории, так и религиоведения, да и просто из человеческой любознательности интересны любые религии. Но есть и еще силы, к которым привыкли обращаться люди, более того, с которыми они, по их мнению, могут взаимодействовать. Речь в данном случае идет о магии. Все если не знают, то, по крайней мере, слышали о том, что это обращение к силам зла или добра, соответственно, черная или белая магия. Но бывает магия стихий, отдельных духов и прочего, ведь понятия добра и зла вообще условны в магическом понимании.

Довольно интересным по своей самобытности, а также давности образцом является марийская магия. Марийцы – один из самых древних народов, населявших землю. Первоначально они чтили множество богов, называя их всех юму, но был и верховный, так сказать, бог всех богов, называемый ними кого юму. Все эти божества делятся в понимании народа на три группы и у каждой из групп своя сфера действия.

Так, марийские заговоры для процветания, плодородия и вообще мира на пару с благополучием должны быть обращены Юлян юмо – животворящему богу, Агавайрем юмо – богу всего творческого. Это боги светлых стихий.

Если кто-то, из марийцев стоит на распутье в жизненной ситуации, перед ним сложный выбор и он в растерянности, надо проводить ритуалы, посвященные богам, отвечающим за судьбу, за течение времени и за удачу. Марийские обряды на помощь в принятии решения и разрешении сложной ситуации обращены к Прыш юмо и Мер юмо, который является у них богом согласия. Можно еще просить помощи у бога всех милостей и добра, имя которому Кугу Сергалыш.

Марийская магия особенна тем, что ее обряды якобы позволяют выбирать не то что пол, судьбу своего ребенка еще до его рождения. Правда, просить о таком могут не все, а только посвященные. Впрочем, все население передает просьбы такого рода через них. Как правило, это прошение о том, чтобы ребенок был благочестив или скромен, реже, чтобы был наделен какими-то способностями и умениями. Религия марийцев говорит о том, что судьба каждого ребенка пишется на небесах задолго до его появления на свет. Если ребенок родился, изменить уже можно мало что. Это утверждение – своеобразный отголосок того времени, когда люди считали себя беспомощными и полностью зависящими от богов. Так проще было объяснять неудачи, несчастные случаи и прочие неблагоприятные стечения обстоятельств. Это, по сути, свойство всех древних религий. Как и во всех видах магии, тот, кто просит о чем-либо, расплачивается.

Так что если просить о чем-то не хорошем, расплата не то, что не заставит себя ждать, но наступит вдвойне и очень скоро. Хотя может подождать и грянуть в качестве наказания за грехи жизни в загробном мире.

В марийской магии заговоры считаются главным методом воздействия. Колдуны говорят, что заговор концентрирует энергию, он есть сама энергия. Заговор по-марийски так и называется — Ю "энергия". Иногда заговор называют шÿведыш "то, что выплевывают", шÿведыш ю - "выплевываемая энергия", так как заговаривающий человек в конце фразы резко выдыхает, как будто сплёвывает, воздух; со стороны это похоже на плевание.
Заговор создает психологическую воображаемую связь между человеком и различными объектами его интереса. Заговором люди осознанно или интуитивно меняют сами себя и через себя окружающий мир. Ведущим компонентом заговора является образ, воображение. Наилучшим временем для заговаривания являются утренняя и вечерняя зори. Лечение (снятие сглаза, порчи) как знахарю, так и пациенту желательно проводить натощак. Заговоренную воду или другой предмет нельзя греть, кипятить, класть в горячую воду, в огонь, иначе энергия испарится. Заговоренную воду или соль или другой предмет нельзя также держать возле открытой воды, так как вода впитывает энергию заговора. Поэтому, когда заговоренный предмет переносят через реку, озеро, другие водоемы, его нужно ставить на голову или спрятать под левую подмышку, изолируя от открытой воды.
Заговор производится чаще всего в 4 позах:
1. Заговаривающий держит в руке нож или ножницы, которые направляет на заговариваемый объект, обеими ногами наступает на нож или другой предмет с острым лезвием (топор, пила, серп, коса и т. д.)
2. Заговаривающий в одной руке держит нож или ножницы, который направляет на заговариваемый объект, в другой руке — метлу. Метла означает, что ею выметают болезни и порчу.
3. Наступает обеими ногами на метлу, в руке нож или ножницы.
4. В руке нож или ножницы, под ногами ничего нет.
Приняв необходимую позу, перед заговариванием обязательно призывают помощников, которых называют свидетелями (танык). Призыв помощников называется таныктарыме (таныктараш "делать свидетелем"). Это делается для того, чтобы наполнить себя силой (энергией). При легких, не энергозатратных ритуалах таныктарыме не проводится.
Колдуны, придерживающиеся марийской религии, призывают на помощь марийских богов, различных зверей, птиц, деревья, облака, звезды и т. д. Сами марийские лечебные заговоры состоят из двух частей: отделение и растворение.
1. Отделение (шöртыш). Это главная часть заговора, отделяющая от тела и ауры человека злые чары и духов.
2. Растворение (шултыш). Отделившиеся чары и духов растворяют, превращают в ничто. Если этого не сделать, они вновь войдут в больного, ритуал будет бесполезным.
Вместо растворения иногда делают возврат "пöртылтыш, пöрыктыш", если известно, кто сделал чары и порчу или известно, откуда пришли духи.
Закончив заговор, знахарь с размаху втыкает нож в пол или, подняв руку вверх, выпускает нож из руки таким образом, чтобы он острием вонзился в пол. При этом мысленно или вслух произносит: «Пусть воткнется в сердце-печень колдуна» (Локтызын шÿмышкыжö-мокшышкыжо керылтше) или «Вонзаю в злого духа» (Осал мужыш керам).
При заговаривании используются особые дыхательная и мыслительная техники.
Главное здесь — беспрерывная очень быстрая, даже неразборчивая, речь и беспрерывное создание и чередование мысленных образов (картин). Дыхание при заговаривании отлично от обычного дыхания. Если при обычном дыхании человек произносит слова лишь на выдохе, то при заговаривании слова произносятся беспрерывно и слитно как на вдохе, так и на выдохе и в паузах между вдохом и выдохом, а дыхание ведется одновременно через нос и рот. Это возможно лишь при произнесении слов шепотом или мысленно.
Заговоры произносятся очень быстрым шепотом, дыхание ритмичное, без задержек и пауз. Завершив фразу, резко дуют на заговариваемый предмет, чертят над ним крест, как бы закрывая крышкой, чтобы энергия не вышла из предмета.
В заговаривании важен весь ритуал: и слова, и ритм, и дыхание, и создание мысленных образов, и то, какие предметы применяются. Ничего лишнего здесь нет, все необходимо выполнять так, как требует ритуал.
Важны качества того человека, который исполняет заговор. Не у всех людей заговор имеет силу. Прежде всего, он должен иметь дар (талант). Такой дар дается или от бога или от умерших знахарей в тот момент, когда человек находится в бессознательном состоянии, в клинической смерти, а его душа посещает мир умерших. Для приобретения дара человек должен «умереть» и «воскреснуть», что напоминает становление шамана у сибирских народов.
Другие требования к тому, кто заговаривает:
1. человек должен иметь все зубы. Если зубов не хватает то этот недостаток преодолевается тем, что перед заговариванием произносят «Заговариваю стальными зубами», «Грызу болезнь стальными зубами» и т. п., а во время заговаривания нужно обязательно стоять на остром железном предмете;
2. человек молодой, сильный, здоровый обладает большей магической силой, чем старый. У старых знахарей, чем меньше у них физических сил, чем меньше зубов, тем меньше силы в заговоре. К больному же знахарю вообще боятся ходить, т. к. его болезнь может передаваться тому, кого он лечит. У пьяниц тоже нет силы в заговоре;
3. заговор нежелательно произносить члену семьи, родственнику по крови, всем людям, кто совместно с пациентом питается, пользуется с ним общей посудой, общими вещами. Заговоры сильнее, если их произносит посторонний. Знахарь не должен есть-пить с клиентом.

(Перевод из книги В.Петрова "Марий Ю".)

Овда - Марийские предания о ведьмах


«Посмотри на меня: Я – овда. Я безумна и я мудра, я старуха и я девица, я живу, хотя я мертва. Мои волосы – это ветер, мои глаза – это ночь, в моем сердце нет крови, моя душа пуста. Не живая, но и не тленна. Я – овада и песнь – это слово мое, и слез не знают мои глаза. Крови требуют мои губы. Боли требуют мои пальцы. Мои волосы – корни древа, мое платье – ночная мгла. Я – овада и я свободна, я – овада и я – раба» (из финно-угорского эпоса).
Овда – это имя известно в нашем регионе даже тем, кто и вовсе не знает ни одного слова на марийском. Жутковатым образом дряхлой и безжалостной старухи с детства пугают маленьких детишек впечатлительные мамаши и поныне, прикалывают булавочку с внутренней стороны одежды, чтобы отвела дурное слово или взгляд, и свистящим шепоточком полным ужаса уговаривают своих чад обходить стороной маленьких скрюченных старушек на улицах (по крайней мере - не смотреть им в глаза).

Еще в древности славянские племена, проживавшие бок о бок с предками современных мари, мордвы, коми, удмуртов, саамов, хантов, манси и, отчасти, чувашей (народ тюркской языковой группы на 2/3 имеющий финно-угорские традиции и обычаи), знали, что их соседи владеют загадочной силой природы: умеют приманить зверя, заговорить кровь, сварить приворотное зелье, ведают разные травы и корения. «Чудь белоглазая» - так называли поморы низкорослых и тонкокостных соседей, обладавших характерным светло-светло-серым («водянистым») цветом глаз и волос. «Чудь» - то есть чудесный, магический народ, а потому опасный, как все иное и непонятное. Да и в легендах и сказаниях самих мари есть повод для подобных страхов.

Одним из самых ярких персонажей является Овда / Овада. Она чем-то сродни русской Бабе-Яге. В культурологической традиции это безумная старуха с пеной у рта, которая ночью несется нагой с развивающимися клочьями волосами и обвисшими грудями на дикой лошади, похищающая младенцев ради их крови и наводящая порчу на «красных девиц» и «добрых молодцев». В более поздних народных поверьях - это одинокая старая женщина, живущая на окраине селения или в заброшенной деревне, чей возраст уходит в глубь веков («Когда моя бабушка еще была маленькой девочкой, Она уже была древней как мир» - так сказал автору однажды известный марийский художник Иван Ямбердов про одну знакомую ему Овду из Килемарского района республики).

Обычно Овда специализируется на наведении порчи и сглаза, но способна также извести нерожденный плод из чрева матери, сотворить любовный приворот либо отворот. К ней обращаются тайно, под покровом ночи, поскольку ее покровитель сам Керемет (марийский дьявол). Безусловно, она может и помочь при родах, врачевать, но природа ее знаний такова, что за каждое доброе дело она должна сделать три злых (Во как! Какой интересный «баланс» - вроде, как и не хочется, а нужно!). Денег она за свои злодеяния не берет, от подарков, конечно, не откажется, но, обращаясь к ней, человек закладывает собственную душу – не больше и не меньше.

Есть мнение, что Овда время от времени принимает облик прекрасной юной девушки, вызывающей в любом мужчине непреодолимое сексуальное влечение, но в самый ответственный момент, превращающейся в жуткую старуху, высасывающую из своего случайного любовника все соки и жизненную силу (вспомним «девицу-огневицу» или иначе «огневку» из Бажовских уральских сказов и вековые страхи мужчин растворится в ненасытной роковой женщине).

Считается, что Овда перед смертью должна обязательно передать свой ДАР (именно дар, а не что иное) и «злую» судьбу какой-либо женщине, а еще лучше невинной девочке, непременно взяв ее за руку. А знания и умения, мол, придут потом сами собой. Отходит Овда в мир иной тяжело, долго и страшно мучается, расплачивается за свои и чужие грехи и ведьмовство. Да и не умрет она до тех пор, пока либо не прикоснется к будущей наследнице, либо пока перепуганные соседи не выломают дыру в крыше ее дома, а иначе ее «черная» душа не покинет тело.

До сих пор почти в каждой марийской деревне вам расскажут о том, где здесь живет местная Овда и даже покажут дорогу за умеренную плату. Наиболее «добрые бабушки» проживают в Сернурском и Килемарском районах края. Хотя давно известно, что любое колдовство, наведенное Овдой, - это палка о двух концах. Да, оно даст результат, но счастья от этого не будет: рожденный бесплодной женщиной ребенок вырастет наркоманом, вылеченный от рака человек умрет через год, например, под колесами поезда, а привороженный мужчина сопьется. Но некоторые все же считают, что цена того стоит. Бог им судья!

И еще об овде… теперь с точки зрения этнографии.

ОВДА, Г о выда, диал. овыча «овда», овда калык «народ Овда». Полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо «удмурт» и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы. Так, Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей (ср. вяд ия), в лесу (ср. таргылтыш).

Иногда Овда ночуют под стогами, а утром всей семьей возвращаются в лес. Как нечистая сила, Овда боится осинового дыма. Женщины Овда имеют длинные растрепанные волосы, длинные груди, которые они перекидывают крест-накрест через плечи, повернутые назад ступни. Другими отличительными чертами Овды могут быть огромный рост, шерсть по всему телу, сердце, которое во время сна вынимается наружу через подмышку, и т.п. Некоторые, однако, считают, что Овда невидимы. Иногда Овда – великаны (поэтому их называют кугу калык «большой народ», кужу е «высокий человек», кужу чапан «большестопый»).

Там, где Овда-великаны вытряхивают лапти, образуются курганы (например, Овда курык «гора Овды»). Овда способны съесть гору блинов, миску каши, выпить ведро кваса (ср. опкын). Иногда Овда имеют крылья (шулдыран айдеме-шамыч «крылатые люди») или принимают облик птиц (кайык Овда «Овда-птица»). Овда устраивают свадьбы – Овда сяан, во время которых (под утро) они с криками пролетают по небу (МФ 1991, 228). Чаще, однако, они устраивают свадьбы ночью, выбрав для этого чей-нибудь дом: в полночь они стучатся и просят разрешение провести свадьбу. В случае отказа проклинают хозяина или всю деревню (в результате человек умирает, деревня вымирает).

На своих свадьбах Овда поют протяжные песни на непонятном языке, хотя вообще свободно говорят по-марийски. Овда живут семьями, заводят детей, иногда при трудных родах обращаются за помощью к повитухе, после чего щедро награждают ее. В одной быличке Овда кува не может разродиться, и ее муж, обернувшись человеком, приводит к ней повитуху, после чего предлагает ей золото (230). У Овды всегда много денег, они торгуют на базаре пушниной (их можно узнать по повернутым назад ступням) и щедро расплачиваются золотом или серебром за любую услугу. В другой быличке Овда заходят в лавку, чтобы выпить пива, и расплачиваются, не жалея денег.

Устраивая свадьбу, Овда просят истопить баню, приготовить для них блины, квас, пиво, за что щедро вознаграждают. Овда любят ходить в баню всей семьей или гурьбой, они моются после мужчин, но до женщин, после чего оставляют в котлах золотые и серебряные монеты. Марийцы ходят в гости к Овде, роднятся с ними, мужчины-Овда сожительствуют с женщинами-марийками, но дети у них рождаются уродами. Иногда Овда крадут детей, подкладывая вместо них завернутые в пеленки чурбаны (ср. монча кува). Тем, кто им понравится, Овда помогают разбогатеть, способствуют охоте, чадородию.

Если же им отказывают в какой?либо услуге, не оставляют им угощение, наказывают их детей, они насылают проклятие на человека или целую деревню (проклятия Овды всегда связаны с уменьшением численности людей). В быличке мариец встречает в лесу сидящую на дереве голую (= дикую) девушку – Овда ядыр «девушка-Овда». Она предлагает ему взять ее в жены, иначе она проклянет его (236-237). Вообще, Овда видятся существами, стоящими на более низкой, по сравнению с человеком, ступени развития, их называют ир айдеме, ир е‰ «дикий человек», ир ядырамаш «дикая женщина».

В другой быличке Овда ядыр вредит марийцу-охотнику, выпуская зайцев из силков. Мариец ловит ее и намеревается застрелить из ружья (ср. вувер, Азырен), но она предлагает ему взять ее в жены. Благодаря сверхъестественной работоспособности Овды мариец быстро богатеет. Ложась отдыхать, Овда предупреждает мужа, чтобы он не подглядывал за ней. Мариец нарушает запрет и видит, что Овда спит, вынув сердце наружу через подмышку. После этого Овда умирает (227-228). Любимое развлечение Овды – катание на белых лошадях (чаще ночью, но иногда днем), которых они могут заездить до изнеможения.

Поскольку ступни Овды повернуты назад, они скачут на лошадях, сидя спиной к голове (иногда говорят, что лошадь, на которой едет Овда, бежит задом-наперед). Лошадь, на которую вскочила Овду, невозможно изловить. Только намазав спину лошади живицей (смолой, дегтем), можно изловить Овду. Пойманную Овду обычно избивают или убивают. При этом она просит не оставлять ее детей сиротами. Если Овду отпускают, она может щедро отблагодарить (например, большой рыбой). Если убивают, перед смертью она проклинает человека, поймавшего ее, или всю его деревню. Иногда на лошадях катаются дети Овды, при этом они сидят по двое спина к спине.

В быличке пойманные и наказанные марийцем дети Овды жалуются родителю, и тот проклинает деревню с тем, чтобы у ее жителей не рождались дети и она вымерла. Тогда мариец идет к старому дереву, где живут Овда, и поджигает его. Когда дерево сгорает, под ним обнаруживаются двенадцать черепов (228-229). В другой быличке мариец сжигает подземные жилища Овды, после чего на их месте образуется яма (овраг). Возле этого оврага Овда является пьяным в облике знакомого и сбивает их с пути. Только перекрестившись дважды, можно найти дорогу (233-234). Овда были хорошими солдатами, они помогали русским и всегда побеждали врага. После боя Овда вытряхивали из шинелей пули, называя их горохом (235).

В образе Овды прослеживаются черты различных мифологических существ: водяных (они живут в воде, ждут угощения от рыбаков, награждают большой рыбой), домовых (они любят щекотать людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха, который часто приводит к смерти). В быличке охотник находит в лесу плачущего в зыбке ребенка с серебряным рожком, приносит его домой и хорошо ухаживает за ним. Через некоторое время появляется его мать – Овда, забирает ребенка, а в благодарность оставляет во дворе большую рыбу (238-239).

В свою очередь, Овда в облике женщины с волосами до пят и перекинутыми через плечо грудями является на плач ребенка, забытого в поле, укачивает его, успокаивая. Овда способны к перевоплощению. В быличке Овда в облике нищенки просит марийцев подвезти ее, но они проезжают мимо. Через некоторое время Овда догоняет их в облике мужчины в чугунном колпаке, подсаживается в их тарантас и просит возницу спеть. Когда в ответ просят спеть Овда, он свистит так, что гремит весь лес.

Иногда Овда рассматривается как главный дух зла, инициатор «грехопадения» и разобщения марийского народа. В старину он похищает по два-три человека от каждой семьи и уносит в «иной мир», где учит их пить, курить, блудить. Вернувшись обратно, они обучают этому остальных. После этого бог оставляет марийцев и переселяется на небо.

С тех пор марийцы селятся отдельными хуторами, жгут леса под посевы и разводят домашний скот (225-227). В этом мифе отражены исторические процессы, связанные с переходом от охотничества к земледелию и скотоводству. Таким образом, Овда выступает здесь как своего рода культурный «антигерой». Встреча с Овдой вызывает несчастье (ср. таргылтыш), неудачу в охоте (вызванную, видимо, проклятием самой Овды). Иногда Овда предстает как существо с одной ногой (ср. пийнерешке), поэтому бегает зимой на одной лыже.

Под мышками у Овды имеются отверстия, и человек, попавшийся Овде, может одолеть ее, сунув руки в эти отверстия. Лишив Овду силы, следует скрыться, ступая по следам Овды, чтобы она не могла выследить и догнать. Борясь с Овдой, следует быть осторожным, чтобы не пролить ни капли ее крови, поскольку каждая такая капля превращается в Овду. Некоторые верят, что Овдой становится некрещеный младенец, рожденный вне брака и умерщвленный или брошенный матерью. Обычно Овда живет в лесу, где можно слышать, как она хлопает в ладоши и смеется. Часто Овда выходит из леса, чтобы погреться на солнышке и расчесать волосы.

Овда боится старинного черемисского пояса, поэтому перед походом в лес, чтобы обезопасить себя от Овды, надевают такой пояс. Кроме того, Овда боится собак, поэтому, идя в лес, берут с собой собаку. Овда может заманить человека в незнакомую чащу, зовя его по имени. Там она нападает на человека и щекочет его до смерти. Иногда Овда заставляет человека плясать до изнеможения (ср. монча ия). Овда пугает заночевавших в лесу людей резкими криками, собачьим завыванием, вороньим карканьем.

Встреча с Овда повергает человека в такой ужас, что он может потерять дар речи на несколько дней. Иногда, наоборот, Овда пугается встречи с человеком и старается скорее скрыться. Иногда Овда живет в озере или стоге сена. Озерная Овда затаскивает в озеро мужчин (но не женщин), не разрешает ловить в озере рыбу. Овда, живущая в стоге сена, сердится, когда сено увозят, и насылает на деревню проклятье с тем, чтобы она никогда не увеличивалась. Овда часто устраивают свадьбы.

Если человек, узнав, где проедет свадебный поезд, выставит на его пути угощение, Овда в благодарность оставляют монеты. Если же, зная о проезжающем свадебном поезде Овда, не выставить никакого угощения, Овда проклинают (Sebeok 1956, 86-87). «Яга-баба – абда или обача может быть искаженное татар. [...] убыр, чуваш. вубур, малоросс. упырь, польск. upior; он у чуваш съедает луну (затмение луны)» (Золотницкий 1877, 24). См. также Овыча, Тятя.

Никандр Семёнович, как Вы относитесь к тому, что магическими действиями человека можно отправить «на тот свет»?
- По мнению верующих, такое вполне возможно.

- Бывает такое?
- Бывает.

С известным марийским этнографом Никандром Поповым мы сидим в одном из заведений Йошкар-Олы, пьем пиво и говорим о мировоззрении марийцев.

- Насколько это серьёзно?
- Очень серьезно. При этом, конечно, нельзя исключать случайный фактор, совпадение.
Еще у каждого человека есть совесть, которая может замучить его за то, что он «не так» сказал или «не так» поступил. И этого тоже нельзя исключить.
Но бывает и такое, что когда человек принимает неправильное решение, отступает от всего святого, его за это наказывает не человеческая, а какая-то другая, неведомая сила.

- Чем можно объяснить то, что занятие магией стало частью образа жизни многих марийцев?
- Магией, вообще-то, занимается лишь небольшая часть людей. Между тем, почему-то считается, что все марийцы знают магические приемы. Это не совсем так. Хотя достоверно известно, что вера в магию у марийцев до сих пор сохраняется.
Почему люди обращаются к магии? По всей вероятности, потому, что в жизни они не имеют других, более действенных способов достижения желаемого, самозащиты.
Обращение за помощью к Богу или же исполнение магических практик является выражением последней надежды на чудо.
Марийцы-крестьяне постоянно чувствовали свою зависимость от грозных природных стихий. Риск, опасность подстерегали их во время охоты, рыболовства, промысловых занятий.
Только обращаясь к Богу, почитаемым силам природы или же, совершая магические действия, человек, пусть в своем воображении, мог рассчитывать на успех и поверить в свою защищенность.
В царской России, жившие на своей земле марийцы официально считались «инородцами», постоянно ощущали свое неравноправное положение.
Из-за незнания российских законов им, как правило, приходилось постоянно терпеть чиновничий произвол. По этой же причине они часто проигрывали судебные тяжбы.
Что оставалось делать в таких условиях? Как можно было добиться справедливости, наказать обидчика?
Только обращаясь к богам, применяя магические действия для справедливого возмездия!
У марийцев был и сохраняется такой обычай: чтобы наказать человека, грубо нарушившего общепринятые нормы и бросившего, тем самым, вызов обществу, люди приносили в роще жертву и обращались к божествам или духам с просьбой наказать виновного.
Считалось и считается, что вскоре после такого моления виновный человек начинает сильно болеть и умирает…

- Как Вы разделяете понятия «религия» и «магия»?
- Традиционно считается, что религиозные моления не могут быть обращены к силам зла. Поклоняясь духам, божествам природы, Богу, люди надеются достичь всеобщего благоденствия. Молениями достигается всеобщее спокойствие, мир, гармония, счастье.
Марийцы молятся в Роще за себя, своих родственников, близких, знакомых, за жителей окружающих деревень и сел и за весь марийский народ, и даже за живущих с ними в тесном соседстве людей других национальностей.
Магия опирается на представления о сверхъестественных способностях человека подчинить своей воле природные силы, заставить выполнить желаемое путем совершения магических действий.
Здесь выражаются не общечеловеческие интересы, а личные, скорее корыстные.
Поэтому магические действия проводятся тайно, скрытно от других. Совершающий такие действия знает, что поступает не совсем хорошо, обращаясь к неведомым, вредоносным силам, выпячивая только свои интересы.

- Говорят, Бог един. Есть ли тогда разница между молением в Роще и в церкви?
- Конечно, есть разница. Каждый народ имеет своего Покровителя. Хоть его и называют Единым Богом.
Смотрите: языческая традиция - это очень древняя религия, которая сформировалась задолго до христианства.
И эта традиционная религия, дала толчок к формированию других, так называемых «классовых», религий. В том числе и христианства.
Основа их очень древняя: Бог, олицетворяющий природу, олицетворяющий все мироздание.
В разных религиях представителя этого древнего Бога видят по-разному. Ислам, например, видит в лице Аллаха, христиане видят в облике Христа. У буддистов – Будда.
Понимаете, это все одно и то же. Мы говорим, что марийцы поклоняются первооснове, а в других, «мировых» религиях, которые сформировались в нашу эру, поклоняются учителям из числа людей, которые преподнесли новые божественные истины, позволившие понять и осознать духовное начало в условиях изменившихся общественных отношений.

- Никандр Семёнович, в чем смысл жертвоприношения марийцами домашних животных в священных рощах?
- Имеется в виду, что жертвоприношения проводятся с целью возобновления взаимосвязи между почитаемым божеством и людьми.
Собравшиеся на моление люди своим духовным настроем, верой, молитвами, возносимыми к божеству, формируют, выражаясь языком физики, невидимое глазу и неощущаемое человеческим телом мощное духовное (энергетическое) поле, направленное в заоблачную высь, позволяющее настроить человеческую жизнь в унисон с ритмом жизни природы.
Верующие это называют установлением невидимого контакта с божественным Покровителем.
Жертвенное животное, согласно представлениям марийцев, является олицетворением почитаемой живой природы. Оно тоже находится в пределах сформировавшегося в роще энергетического поля, поэтому становится частью аккумулированной духовной энергии.
Кроме того, душа жертвенного животного в процессе жертвоприношения, как считают верующие, переходит во власть почитаемого божества.

- Что же тогда передается Богу в процессе жертвоприношения?
- В процессе жертвования Богу передается, прежде всего, душа,- воплощение образа животного, а также олицетворения жизненных сил животного: части сердца, печени, других органов, связок, хрящей, которые в виде специального дара божествам бросаются в огонь.
В огне сжигаются все оставшиеся после жертвоприношения части животного.
Считается, что огонь способен донести не только просьбы людей, но и жертвуемое животное, его жизненную силу.
Жертва предстает на небесах целой и невредимой!

- Молиться в Роще: это обязательно для марийцев? Или можно дома исполнять традиционные обряды?
- В настоящее время проводятся моления не только в Священных рощах, но и в домашних условиях. Вообще, человек может молиться везде, если он находится в чистом месте.
Моление в Роще отличается тем, что оно проводится с участием большого количества людей. Совместные моления, по мнению марийцев, имеют более действенное влияние. Молитвы, направленные от имени народа, быстрее достигают Бога.
Но главное все же мне видится в том, чтобы у человека был стержень, понимание того, что он является сыном или дочерью народа, за которым следит, которому помогает тот или иной Бог-Покровитель!
У любого человека, будь то верующий православный или верующий Марийской Традиционной веры, или другой религии, если он верит в своего Бога, он будет всегда чувствовать надежду.
Надежду, что за ним стоит такая сила, которая всегда и в любой ситуации поможет!

- С какого возраста можно ходить молиться в Священную Рощу?
- Считается, что в Рощу надо ходить молиться в сознательном возрасте. Здесь все зависит от подготовленности человека участвовать в таком ответственном событии.
Деревенские дети с детства знают как режут гусей, кур, уток и других домашних животных.
Это часть аграрной культуры. Городские же дети могут всего этого не знать.
Но ведь проводятся моления и без жертвоприношений домашних животных.

- Увидит ли свет книга для детей «Основы Марийской Традиционной культуры»?
- Верю, что это произойдет. Сегодня никаких препятствий этому нет.

У нас бытует миф, что дети, говорящие на двух языках, могут иметь проблемы с русским языком и им якобы будет сложно в будущем где-либо учиться.
- Этот миф бытует не только в марийских деревнях. Вся Россия знает этот миф. У нас существует «мнение», что в России, с родным, не русским языком, не добьешься социального успеха.
А в мире, например, международным языком признается английский, не зная которого, трудно обеспечить свое будущее.
Сама жизнь заставляет нас учить и русский, и английский, и родной марийский языки.
Кроме того, люди, говорящие с детства на двух языках, например, на марийском и русском, обладают развитыми логикой и мышлением. Они легко осваивают и английский, и финский, и другие языки.
Примеров, подтверждающих это положение, можно привести сотни!

- Никандр Семенович, что будет с марийцами лет через двадцать? Сохранится ли народ?
- Я верю в будущее. Прежде всего почему? Вот мы говорим: марийцы - такой народ, который молится Богу Юмо. Если он молится Юмо, он его сохранит. Потому что мы сформировались, появились как народ, именно по воле Бога. Не будь этого, народ бы не сформировался. Остались бы меря или муромы, или мещера. А черемисы бы исчезли.
Но получилось иначе. Черемисы остались, а другие народы исчезли.
Почему? Потому что у нас была вера. Если вера сохранится, а через двадцать лет вера не исчезнет, это точно, - марийцы останутся!

- Как выжить народу в эпоху глобализации, когда исчезают границы между государствами?
- Без своей идеологии сохраниться народу в современных условиях невозможно.
Единственный стержень, который может сохранить народ от ассимиляции, это религия, традиции.

- А культура, песни, музыка?
- И они очень важны. Но религия дает больше возможностей для сплочения, сохранения обычаев, традиций, языка. Без такого объединяющего народ фактора мы можем очень быстро слиться с другими народами.

- Какую главную работу Вы написали за свои пятьдесят восемь лет?
- Мною написаны несколько книг и более ста пятидесяти статей. Но самой полезной для народа считаю книгу «Юмын Йӱла» , написанную совместно с Александром Ивановичем Таныгиным.
Ещё отмечу сборник молитв «Марий кумалтыш мут».

- О чём эти молитвы?
- Это традиционные молитвы марийцев, сохранившиеся с древних времен. В них излагаются сокровенные чаяния и мысли народа, его светлая вера в мирную, счастливую жизнь.
Молитвы дают образные представления о смысле жизни, идеалах, ценностях духовного единения народа с Богом.
Это обычные истины. Как человек может сохранить себя, обеспечить свое будущее. Это, прежде всего, такие начала, на которых строится вся жизнь.
В основе всего лежит положение, что все, что делает человек, - делается по воле Бога!

- Никандр Семёнович, что Вы пожелаете читателям газеты «Марийский мир»?
- Марийцы, если мы хотим достойно жить в двадцать первом веке, сохраниться как народ в последующие века, нам надо учиться, шагать в ногу с жизнью, двигаться вперед!
Марийцы, учитесь!
Но при этом не забывайте, кто вы есть, как вас зовут, кто ваши родители, откуда вы родом. Учёба - это не только получение высшего образования.
Это и освоение, сохранение и приумножение того, что даровано нам веками!

Юрий Юсупов