Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова. «Три пальмы» анализ стихотворения Лермонтова О чем баллада три пальмы

Восточное сказание











Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.


Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.


И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.


В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
И щедро их поит студеный ручей.



Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.


Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.


Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова

Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 г. По структуре оно восходит к одному из пушкинских. Но если в произведении Пушкина жизнь торжествует над смертью, то у Лермонтова смысл противоположный: природа погибает от грубого человеческого прикосновения. Поэт закладывает в стихотворение мотив глубокого сомнения в правомерности деятельности человека.

В начале произведения изображена картина гармоничной природной идиллии. Глубоко в пустыне расположен оазис, в котором растут три пальмы. Посреди бесплодных песков, сжигаемых солнцем, они питаются холодным родником, которому сами дают защиту от палящих лучей. В оазис еще ни разу не ступала нога человека. Это приводит пальмы в возмущение. Они обращаются к Богу с жалобой на то, что их красота и спасительная прохлада пропадают зря. Пальмы недовольны, что не могут принести никакой пользы.

Бог услышал обращение трех пальм и направил в оазис большой караван. Лермонтов дает ему подробное красочное описание. Караван символизирует человеческое общество в целом: его богатство, красоту женщин и храбрость мужчин. Прибытие шумной толпы людей развеяло однообразие и скуку, царившую в оазисе. Пальмы и ручей рады нарушению своего одиночества. Они щедро наделяют людей тем, что им более всего необходимо в утомительном пути: живительной прохладой и водой.

Члены каравана набрались сил и отдохнули, но вместо заслуженной благодарности пальмы принимают свою гибель. Люди безжалостно срубают деревья и используют их ночью в качестве дров. Утром караван продолжает свой путь, оставив после себя лишь кучу пепла, который также вскоре исчезает. На месте прекрасного оазиса не остается ничего. Некогда весело журчащий ключ постепенно заносится песком. Печальная картина подчеркивается «коршуном хохлатым», расправляющимся со своей добычей.

Главная мысль стихотворения – люди от рождения безжалостны и неблагодарны. Они стремятся только к удовлетворению собственных потребностей. Когда люди слабы, они охотно воспользуются предложенной помощью, но как только окрепнут, сразу же постараются извлечь из этого выгоду. Природа наиболее беззащитна перед алчностью человека. Он совершенно не заботится о том, чтобы ее сохранить. После человека остаются только пепелища и безводные пустыни.

Три пальмы также проявили человеческую глупость. Вместо того, чтобы наслаждаться своим безмятежным существованиям, они захотели большего. Пальмы постигла божественная кара, так как нужно с благодарностью относиться к тому, что уже имеешь. Не стоит роптать на Бога и выражать неумеренные желания, если не знаешь, к чему они могут привести.

В известном стихотворении Михаила Лермонтова «Три пальмы» зеленые красавицы безуспешно ждут на отдых в тени своих ветвей путников. Журчит студеная струя родниковой воды среди пустыни у пальм. И тех, кто так мечтает подарить отдых и прохладу уставшим путешественникам, продолжает мучить одиночество. Под пальмами никто не останавливается.

И тогда пальмы обратились к Богу с мукой: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?». Небо проявило участие, просьба обернулась караваном. Путники расположились под раскидистыми деревьями, стали заполнять кувшины чистой водой из источника. Кажется, вон она, идиллия, прекрасная картина счастья и спокойствия. Но ночью бессердечные путешественники, отдохнув, вырубили пальмы под корень. Они сожгли из в беспощадном пламени.

Остался лишь родник на бесплодной почве. Теперь его некому прикрыть от иссушения, и он уже не такой полноводный и прохладный. А гордые пальмы, которые так хотели радовать людей тенью, пали ни за что.

Поэт призывает возненавидеть людскую жестокость и бессмысленную агрессию. Миниатюра, безусловно, имеет аллегорическое звучание. И пальмы являются прообразами павших в борьбе за светлое завтра и человеческие ценности. Стихотворение благодаря его мудрому выводу напоминает маленькую философскую поэму, которую можно читать и перечитывать и находить все новые акценты для размышления…

Картинка или рисунок Три пальмы

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Дядюшкин сон Достоевского

    Знаменитая повесть писателя была создана в 1859 году во время посещения города Семипалатинска после долгого творческого перерыва.

  • Краткое содержание Гоголь Миргород

    «Миргород» состоит продолжением сборника «Вечера на хуторе...». Эта книга послужила новым периодом в творчестве автора. Эта работа Гоголя гостоит из четырех частей, четырех повестей, каждая из них не похожа на другую

  • Краткое содержание Верный Руслан Владимова

    Пес Руслан, всегда верно несший свою службу, не мог заснуть. На улице что-то завывало и шумело. Продолжалось это до самого утра. На рассвете за Русланом пришел хозяин

  • Краткое содержание Андерсен Стойкий оловянный солдатик
  • Краткое содержание Кровавая свадьба Лорка

    В доме Жениха, расположенной в испанской деревушке, сидит его Мать. Видя в руках сына нож, начинает гневно ругаться и посылать проклятья тем, кто создал оружие. С той поры, как ее супруг и старший ребенок умерли от ножевого ранения в драке

Стихотворение «Три пальмы».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Три пальмы» было написано М.Ю. Лермон­товым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в жур­нале «Отечественные записки». Тематически произведение свя­зано с такими стихотворениями, как «Песнь араба над моги­лою коня» В.А. Жуковского, «Подражания Корану» А.С. Пуш­кина. Однако произведение Лермонтова в определенной степени полемично по отношению к творениям его предше­ственников.

Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа. Стиль его - романтический, жанр обо­значен самим автором в подзаголовке - «восточное сказание». Исследователи отмечали также черты жанра баллады в этом про­изведении - драматизм сюжета при общем лаконизме стиля, небольшой объем стихотворения, наличие пейзажа в зачине и в концовке, лиризм и музыкальность произведения, наличие тра­гически неразрешимого.

Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть - это зачин, описание чудного оазиса в пустыне: «три гордые пальмы» с роскошными, сочными листь­ями, студеный ручей. Вторая часть включает в себя завязку, раз­витие сюжета, кульминацию и развязку. «Гордые пальмы» не­довольны своей участью, они стали роптать на Бога и собствен­ную судьбу:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Однако роптать на судьбу, по мысли поэта, нельзя. Пальмы получили то, чего так жаждала их душа: к ним пришел «веселый» караван. Природа предстает здесь доброй и гостеприимной по отношению к людям:

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студеный ручей.

Люди же оказываются жестоки и бессердечны по отношению к «питомцам столетий». Не замечая красоты мощных, сильных деревьев, они демонстрируют свое утилитарное, прагматичное отношение к природе:

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

Поэт здесь воспринимает природу как живое существо. Кар­тина гибели пальм страшна, ужасна. Мир природы и мир циви­лизации трагически противопоставлены у Лермонтова. Третья часть стихотворения резко контрастирует с первой:

И ныне все дико и пусто кругом -

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

В финале стихотворения мы вновь возвращаемся в то место, где росли «три гордые пальмы», где бьет тот же студеный родник. Таким образом, мы имеем кольцевую композицию, первая и тре­тья части в которой антитетичны.

Стихотворение имеет разнообразные трактовки в литерату­роведении. Общепринятым является анализ произведения как аллегорической философской притчи, смыслом которой явля­ется расплата человека за ропот на Бога, на собственную судьбу. Цена этой гордыни, по мысли Лермонтова, - собственная душа.

Другая трактовка связывает образ трех прекрасных пальм с мотивом загубленной красоты. Та же тематика присутствует у М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Спор», в балладе «Морская царевна». По мысли поэта, красота в «Трех пальмах» погублена именно потому, что стремилась соединиться с пользой. Однако это в принципе невозможно, недостижимо.

Также исследователи отмечали религиозно-христианскую символику данного стихотворения. Так, безмятежный, идилли­ческий пейзаж в начале стихотворения напоминает нам о рай­ском саде Эдеме (согласно легенде, он находился на месте ара­вийской пустыни). Ропот пальм на собственную участь - не что иное, как грех. Расплата за грех - хаос, внесенный в мир покоя и гармонии. Соприкосновение трех прекрасных пальм с людьми - это проникновение нечистой силы, бесов во внут­ренний мир человека, который заканчивается гибелью его души.

Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной вырази­тельности: эпитеты («три гордые пальмы», «роскошные лис­тья», «звучный ручей»), олицетворение («Приветствуют паль­мы нежданных гостей»), анафору и сравнение («И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой,

Читая стихотворение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», невольно задумываешься: а много ли пользы миру принес я или, может, я принадлежу к людям, желающим погреться у костра чужой беды? Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение «Три пальмы».
Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! - так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина - так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом стихе...», - писал он.
В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.

Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы.

Три пальмы
(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»........

Данная работа появилась на свет в 1838 году и относится в жанру баллады. Как известно в балладах обычно содержался особый философский смысл. Главные герои-три пальмы, они находятся в аравийской пустыне, где еще ни разу не бывал человек. Вокруг их окружает ручей, который привнес в жизнь окружающей среды волшебство, спас всё живое от палящих солнечных лучей.

Данное стихотворение таит в себе несколько тематик. Одной из них является взаимодействие между человеком и природой. Лермонтов четко отметил тот факт, что люди часто не ценят то, что находится вокруг и портят красоту своим пренебрегающим отношением. Философия трех пальм состоит в религиозном характере, за основу взято библейское представление о происходящих процессах мироздания. Лермонтов уверен, что Бог может дать всё, что попросишь. Но другой стороной является вопрос, а будет ли счастлив человек с тем, что он получит. Поэтому так же можно выделить тему гордыни в стихотворении, ведь это качество преследует многих.

Данная баллада вмещает в себя 10 строф, по шесть строк, написана четырехстопным амфибрахием. Отдельно можно выделить острую конфликтность сюжета, четкую композицию, насыщенность и яркие образы. Много было использовано эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений.

«Анализ стихотворения «Три пальмы».»

Во всех своих произведениях Михаил Юрьевич Лермонтов призывает людей к размышлению, но чаще всего автор выражает свои чувства одиночества и скрытой печали, своё тяготение к иному миру, миру фантазий и мечтаний. И в стихотворении «Три пальмы» поэт ставит перед читателями всеми волнуемый вопрос о смысле бытия.

В песчаных степях аравийской земли, средь раскаленного песка и знойного ветра, росли три пальмы. Их широкие зелёные листья хранили родник от знойных лучей и летучих песков. Оазис в пустыне всё вокруг оживляет своим видом. Однако не зря автор в первой строфе употребил эпитет «гордые пальмы». Они стали роптать, отвергая справедливость Создателя, и Господь в тот же час исполнил их желание, тем самым наказав и погубив их. К оазису подошёл богатый караван.

И щедро поит их студёный ручей.

Казалось бы, наконец - то пальмы принесли пользу людям. Однако у караванщиков совершенно иной взгляд на жизнь, им важен лишь собственный комфорт. Не задумываясь, люди безжалостно срубили деревья, уничтожили оазис, чтобы провести всего одну ночь у костра. Утром люди покинули оазис, оставив за собой только пепел пальм и ручей, которому суждено погибнуть от знойных лучей и летучих песков.

В стихотворении виновны обе стороны: пальмы и люди. Пальмы были слишком горды, они не понимали, что возможно, их главное предназначение - хранить источник жизни в песчаных степях. Создатель не может желать зла своим творениям, и именно Он даёт каждому своё предназначение. Однако гордые пальмы посмели усомниться в Его справедливости, они не довольствовались тем, что имеют. Своеволие порой приносит много бед. К сожалению, пальмам не было дано постигнуть этот смысл, как некоторым людям не дано понять ценность чужой жизни.

Многие люди жалуются на свою судьбу, проклиная всё и всех, но вскоре каждый рано или поздно приходит к одному: всё, что ни делается, всё к лучшему.

Образ караванщиков ассоциируется с образом людей, не умеющих ценить чужую жизнь. Будь то жизнь человека, животного, растения или хотя бы маленькой букашечки, любая жизнь бесценна, и каждый в этом мире имеет своё предназначение, которое, казалось бы, такое маловажное, но на самом деле оно может изменить многое.

Лермонтов пишет, что караванщики срубили единственные пальмы пустыни, а их дети сорвали с них зелень. Маленькие дети, по своей природе, не задумываются о поступках, совершенных ими, они просто «копируют» поведение взрослых. Ведь для них взрослые это умные дяденьки и тётеньки, которые всё на свете знают и всегда поступают правильно. И какой же пример родители-караванщики подают своим детям. Чему они учат своих малышей? Эта проблема всегда была одной из самых актуальных проблем также, как и в нынешнее время. Такой поступок родителей-караванщиков говорит о том, что порой люди бывают неразумными, бесчувственными, эгоистичными и безнравственными.

В данном произведении из изобразительно - выразительных средств часто встречаются эпитеты, например: гордые пальмы, пылающей грудью, упругие корни и т. п. Такие красочные эпитеты автор использует для того, чтобы придать немного красочности и точности картине стихотворения.

В стихотворении хорошо выражен романтизм. Это ясно отражается в стремлении поэта к высшему, идеальному миру, а также тем, что автор упоминает о Боге. Лермонтов пытается показать насколько низок и безнравственен реальный мир.

Произведение имеет богатый интонационный рисунок. Присутствуют знаки препинания, паузы, восклицания, вопрошания, дефисы и многоточия. К примеру, в третьей строфе присутствует вопросительный знак, соединённый с многоточием:

Ничей благосклонный не радуя взор…

Вероятно, во время этого знака вопрошания и многоточия, пальмы, договорив свои речи, впадают в небольшое раздумье, а затем, будто их озаряет мысль, они приходят к выводу:

Не прав твой, о небо, святой приговор!

Размер стихотворения - двухсложный трёхстопный амфибрахий. Рифма - секстина со смежной рифмовкой.

Всю свою жизнь М. Ю. Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и собственные мысли он старался выразить в своей лирике. В стихотворении «Три пальмы» можно выявить три проблемы: проблема излишка гордости и своеволия, проблема безнравственности и проблема воспитания. Автор словно вовлекает читателей в свои размышления, раскрывает перед нами самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души.

Другие сочинения по этому произведению

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы»: анализ стихотворения

Михаил Лермонтов «Три пальмы» написал в 1838 году. Произведение представляет собой поэтическую притчу с глубоким философским смыслом. Здесь нет лирических героев, поэт оживил саму природу, наделил ее способностью мыслить и чувствовать. Михаил Юрьевич очень часто писал стихи об окружающем мире. Он любил природу и трепетно к ней относился, это произведение является попыткой достучаться до сердец людей и заставить их быть добрее.

Стих Лермонтова «Три пальмы» повествует о трех пальмах, растущих в аравийской пустыне. Между деревьями протекает холодный ручеек, превративший безжизненный мир в прекрасный оазис, райский уголок, который в любое время дня и ночи готов приютить странника и утолить его жажду. Все бы ничего, но пальмы скучают в одиночестве, им хочется быть полезными для кого-то, а они растут в месте, где не ступала нога человека. Только они обратились к Богу с просьбой, чтобы помог им выполнить свое предназначение, как на горизонте появляется караван торговцев.

Пальмы с радостью встречают людей, кивая им лохматыми макушками, но тем безразлична красота окружающих мест. Торговцы набрали полные кувшины холодной воды, а деревья порубили, чтобы развести огонь. Некогда цветущий оазис за ночь превратился в горстку пепла, который вскоре развеял ветер. Караван ушел, а в пустыне остался лишь одинокий и беззащитный ручеек, высыхающий под жаркими лучами солнца и заносимый летучим песком.

«Бойтесь своих желаний – иногда они сбываются»

Лермонтов «Три пальмы» написал, чтобы раскрыть характер взаимоотношений человека с природой. Люди очень редко ценят то, что им дает окружающий мир, они жестоки и бессердечны, думают лишь о своей выгоде. Руководствуясь сиюминутной прихотью, человек, не раздумывая, способен уничтожить хрупкую планету, на которой сам же и живет. Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» показывает, что автор хотел заставить людей задуматься о своем поведении. Природа не может защищаться, но вот на месть она способна.

С философской точки зрения стихотворение содержит религиозную тематику. Поэт убежден, что у Создателя можно выпросить все, что душе угодно, только вот удовлетворит ли конечный результат? У каждого своя судьба, жизнь идет так, как это предначертано свыше, но если человек отказывается с этим смириться и что-то выпрашивает, то такая спешка может привести к фатальным последствиям – именно об этом читателя предупреждает Лермонтов.

Три пальмы являются прототипами людей, которым свойственна гордыня. Героини не понимают, что они не кукловоды, а лишь марионетки в чужих руках. Нередко мы стремимся к какой-то заветной цели, пытаемся ускорить события, всеми способами пытаемся воплотить желания в реальность. Но в итоге результат приносит не удовольствие, а разочарование, поставленная цель совершенно не оправдывает ожиданий. Лермонтов «Три пальмы» написал, чтобы раскаяться в своих прегрешениях, понять мотивы собственных поступков и предостеречь других людей от стремления заполучить то, что им не принадлежит по праву. Иногда мечты действительно сбываются, оборачиваясь не радостными событиями, а катастрофой.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение о трех пальмах было написано в 1838 году. Основной темой произведения является отношение человека к природе. Человек не ценит всех благ природы, он равнодушно к ним относится и не задумывается о последствиях. Лермонтов не понимал такого отношения и пытался изменить отношение людей к природе посредством своих стихотворений. Он призывал ценить природу и беречь ее.

Стихотворение начинается с рассказа о том, что в пустыне стоят три пальмы. Возле них течет ручей, они представляют собой оазис посреди пустыни. Они находятся в том месте, где не ступала нога человека. Поэтому они обращаются к Богу и жалуются на свою судьбу. Они считают, что стоят в пустыне без какого-либо предназначения, а ведь могли бы своей тенью спасти заблудившегося путника.

Их просьба была услышана, и к трем пальмам вышел караван. Люди сначала отдохнули под тенью пальм и выпили студеной воды, но вечером безжалостно срубили деревья, чтобы разжечь костер. Остался от пальм лишь пепел, а ручей остался без защиты от палящего солнца. В итоге ручей пересох, и пустыня стала безжизненной. Не стоило пальмам жаловаться на свою судьбу.

По жанру «Три пальмы» относятся к балладе, которая написана четырехстопным амфибрахием. В стихотворении прослеживается четкая сюжетная линия. Лермонтов использовал такие художественные средства как метафоры (пылающая грудь), эпитеты (роскошные листья, гордые пальмы), олицетворения (листья шепчутся, пальмы приветствуют). С помощью олицетворения поэт сравнивает пальмы с людьми. Люди все время недовольны своей жизнью и просят у Бога что-то изменить. Лермонтов дает понять, что не все то, о чем мы просим, может принести благо.

«Три пальмы» М.Лермонтов

«Три пальмы» Михаил Лермонтов

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор.
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков».

Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам. Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса. Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которым вскоре суждено будет погибнуть под ударами топоров и стать топливом для костров жестоких гостей. В итоге цветущий оазис превращается в груду «седого пепла», ручей, лишившись защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, и пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и сулящий любому путнику неминуемую гибель.

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? Ведь если жизнь идет своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть свои основания. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению – безрассудному, жестокому и не отдающему себе отчета в том, что человек является всего лишь марионеткой в чьих-то руках, а не кукловодом.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование. так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий. В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.

«Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

В стихотворении, являющемся по жанру балладой . поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни .

Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой . Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли» . именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки» . «с криком и свистом» . «взрывая песок» ) указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою» . Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы . люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Стихотворение имеет кольцевую композицию . основанную на приеме антитезы жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.

Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию . Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы» . Не желающие жить «без пользы» и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!» . Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду «студеной водой» из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!» . Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать» .

Баллада состоит из 10 строф-шестистиший, написанных четырехстопным амфибрахием . трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует разнообразные выразительные средства . эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой ), метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь ), сравнения (люди – «малые дети» . караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» ), олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей ). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована аллитерация звука «р».

В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.

Слушать стихотворение Лермонтова Три пальмы

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Три пальмы

Три пальмы

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной

Журча пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой подымали,

И черные очи оттуда сверкали…

И стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, пораженный стрелой;

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке;

И с криком и свистом несясь по песку,

Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит шумя караван:

В тени их веселый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван;

И следом печальным на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный;

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом –

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит –

Его лишь песок раскаленный заносит,

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

1839 г.

Фарис (арабск.) – всадник, наездник.

Автограф не сохранился.

В сборнике 1840 г. «Стихотворения М. Лермонтова» датировано 1839 г.

В литературе указывалось на связь этой баллады с IX-м «подражанием Корану» Пушкина («И путник усталый на бога роптал»), напечатанным в 1826 г.

По словам Белинского, «пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок – сливают в этой пьесе поэзию с живописью» (Белинский, т. IV, с. 534).

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова (1)

«Три пальмы» – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова, изучаемое школьниками по литературе в 6 классе. В нем описывается история жизни трех гордых пальм.

История создания
Произведение "Три пальмы” относится к зрелому периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано в 1838 – ом году, а год спустя – в 1839 – было впервые опубликована в "Отечественных записках”.

В этом стихотворении Лермонтов использовал несколько образов из "Подражания Корану” А. С. Пушкина, но в отличие от произведения Александра Сергеевича, Лермонтов сделал в стихах главным вопрос о смысле жизни и предназначении человека.

Тема стихотворения
Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (""степи аравийской земли”"), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Композиция
У этого стиха кольцевая композиция, которая строится на приеме антитезы в первой и последней строфах – жизнь и смерть. В первой строфе поэт живописует райскую идиллию в оазисе – островке жизни среди сухой и мертвой пустыни. В последней строфе оазис также умирает, превращаясь в ""седой и холодный”" пепел. Пески пустыни, более не сдерживаемые пальмами, наступают на бывший оазис, они поглощают ручей – источник жизни. Теперь без оазиса пустыня сулит редким путникам лишь смерть.

Главными героями стихотворения являются ""три гордые пальмы”". Пальмы не желают жить ""без пользы”". Они сетуют на судьбу и ропщут на Бога: ""Не прав твой, о небо, святой приговор!”". И Создатель услышал их. Внезапно в пустыне появился караван, который сделал остановку в оазисе. Торговцы утолили жажду ""студеной водой”" из ручья, а затем, чтобы не замерзнуть ночью, срубили пальмы, чтобы разжечь костер: ""По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!”".

Гордые пальмы поплатились жизнью за то, что были недовольны уготованной им участью и посмели роптать на Бога. В этом и заключается основная проблема стихотворения – взаимоотношения Бога и людей, обладающих свободной волей и жаждущих лучшей доли, чем та, что предназначена им судьбой. Также в стихотворении отчетливо улавливается личная позиция Лермонтова. Поэт полагает, что те, кто жаждет жить для других, стремятся приносить пользу людям, неизменно будут растоптаны, использованы и срублены под корень теми, кто печется лишь о собственных нуждах.

Жанр
По жанру стихотворение является балладой, состоящей из 10 строф. Написана баллада двусложным трехстопным амфибрахием – трехстопной стопой с ударением на втором слоге. Рифма - секстина со смежной рифмовкой.

Средства выразительности
В балладе – повествовании о судьбе лирических героев – пальм – Лермонтов использует разнообразные средства выразительности. В стихотворении есть:
эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой);
метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь);
сравнения (люди – "«малые дети»", караван "«шел, колыхаясь, как в море челнок»";
олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей).

При описании рубки пальм использована аллитерация звука "р”.

Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» (2)

Стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков».

Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам . Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса. Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которым вскоре суждено будет погибнуть под ударами топоров и стать топливом для костров жестоких гостей. В итоге цветущий оазис превращается в груду «седого пепла», ручей, лишившись защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, и пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и сулящий любому путнику неминуемую гибель.

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? Ведь если жизнь идет своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть свои основания. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению – безрассудному, жестокому и не отдающему себе отчета в том, что человек является всего лишь марионеткой в чьих-то руках, а не кукловодом.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование , так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий. В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.

(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли…
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров,
Их смуглые ручки порой подымали,
И чёрные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По пле́чам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван,
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их со́рвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван,
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный.
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом.
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков».

Идиллическая картина, нарисованная поэтом, имеет один существенный изъян, который заключается в том, что этот райский уголок недоступен живым существам . Поэтому гордые пальмы обращаются к Создателю с просьбой о том, чтобы он помог им выполнить свое предназначение – стать убежищем для одинокого путника, затерявшегося в мрачной пустыне. Из слова услышаны, и вскоре на горизонте появляется караван торговцев, которые равнодушны к красотам зеленого оазиса. Их не волнуют надежды и мечты гордых пальм, которым вскоре суждено будет погибнуть под ударами топоров и стать топливом для костров жестоких гостей. В итоге цветущий оазис превращается в груду «седого пепла», ручей, лишившись защиты зеленых пальмовых листьев, пересыхает, и пустыня принимает свой первозданный вид, мрачный, безжизненный и сулящий любому путнику неминуемую гибель.

В стихотворении «Три пальмы» Михаил Лермонтов затрагивает сразу несколько актуальных вопросов. Первый из них касается взаимоотношений человека и природы. Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Более того, они склонный уничтожить эту хрупкую планету во имя собственной выгоды либо сиюминутной прихоти, не думая о том, что природа, не наделенная способностью защищаться, все же умеет мстить своим обидчикам. И эта месть не менее жестока и безжалостна, чем поступки людей, которые считают, что весь мир принадлежит только им.

Философский смысл стихотворения «Три пальмы» носит ярко выраженный религиозный характер и основан на библейском представлении о процессах мироздания. Михаил Лермонтов убежден, что у Бога можно выпросить все, что угодно. Однако будет ли счастлив проситель тому, что получит? Ведь если жизнь идет своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть свои основания. Попытка отказаться от смирения и принятия того, что определено судьбой, может привести к фатальным последствиям. И тема гордыни, которую поднимает поэт, близка не только ему, но и его поколению – безрассудному, жестокому и не отдающему себе отчета в том, что человек является всего лишь марионеткой в чьих-то руках, а не кукловодом.

Параллель, которую Михаил Лермонтов проводит между жизнью пальм и людей, очевидна. Пытаясь осуществить свои мечты и желания, каждый из нас стремится ускорить события и как можно скорее достичь намеченной цели. Однако мало кто задумывается над тем, что конечный результат может принести не удовлетворение, а глубокое разочарование , так как цель нередко оказывается мифической и совершенно не оправдывает ожиданий. В свою очередь, разочарование, которое в библейской трактовке именуется унынием, является одним из самых больших человеческих грехов, так как приводит к саморазрушению как души, так и тела. Это – дорогая плата за гордыню и самоуверенность, которой страдает большинство людей. Осознавая это, Михаил Лермонтов пытается с помощью стихотворения-притчи не только разобраться в мотивах собственных поступков, но и защитить других от стремления получить то, что им не предназначено. Ведь мечты имеют свойство сбываться, что нередко оборачивается самой настоящей катастрофой для тех, кто свои желания ставит гораздо выше возможностей.

Личность Михаила Лермонтова загадочна, а творчество его настолько глубоко и содержательно, что кажется, словно эти произведения созданы очень зрелым, умудренным годами человеком.

В то время, когда написал М. Ю. Лермонтов «Три пальмы», ему было лишь двадцать четыре года. Но произведение это является не только блестящим образцом пейзажной лирики, здесь поэт являет себя как замечательный повествователь и мыслитель. Попробуем доказать это, используя применимые к стихотворению приемы литературоведческого анализа и пересказав его краткое содержание.

«Три пальмы»

Лермонтов напряженно размышлял над главными вопросами человеческой жизни, о силе страстей и мощи духа. Своим ярким динамичным повествованием, будь то лирика или проза, поэт вовлекал читателя в орбиту своих дум. Оттого мы и не остаемся равнодушными к его героям и событиям, описанным в произведениях мастера. Это в полной мере относится и к стихотворению, которое иногда именуют балладой «Три пальмы».

Каков же подтекст?

Чем и кем являются в одноименной балладе, которую создал М. Ю. Лермонтов, три пальмы? Конечно же, это не просто три стройных дерева, растущих среди пустыни. Они являются и олицетворением людских страданий и исканий, и аллегорией непокорного духа, и символом трагических противоречий этого мира. Произведение многослойно. Снимая слой за слоем, мы подойдем к сокровенной идее автора.

Поместил в своем «восточном сказании» в оазис, где из земли пробивается родник. Первая строфа баллады посвящена этой пейзажной зарисовке. В этом крошечном живом мирке посреди бесплодной и знойной пустыни существует своеобразная идиллия, построенная на гармонии: родник питает и освежает корни трех вознесшихся к небу деревьев, а густая листва, в свою очередь, укрывает слабенький источник от палящих солнечных лучей и раскаленного ветра. Идут годы, и ничего не меняется. Внезапно пальмы начинают роптать, высказывать недовольство тем, что будто бы их жизнь никчемна и скучна. Тотчас вдали появляется многоголосый караван, люди с криками и смехом приближаются к оазису, достигнув его, они беззастенчиво пользуются всеми благами, которые припасла для них природа: вдоволь насыщаются водой, рубят пальмы, чтобы развести костер, а на рассвете покидают место, продолжая свой путь. Потом ветер развеет пепел сожженных пальм, а незащищенный родник высохнет под нестерпимо горячими солнечными лучами. Таково краткое содержание.

Три пальмы как символ бунта против Божественной воли

Не случайно с первых строк Лермонтов присваивает им эпитет «гордые». С библейской точки зрения гордость, гордыня - это тяжкий порок и грех. Действительно, пальмы не удовольствовались той благой участью, которую определил им Бог, они возмутились: нет никого, кто мог бы оценить их красоту и величие, стало быть, жизнь проходит зря! Бог направил события по иному пути, который обернулся для пальм гибелью. Трагизм ситуации не скрывает даже и тот пересказ баллады, который умещается в краткое содержание. Лермонтов уподобил трехчастному человеческому существу, состоящему из тела, души и духа, в котором взбунтовались все три части, потому и не осталось от оазиса (прообраза гармоничного человека) даже следа, и лишь нелюдимый коршун иногда убивает и терзает свою добычу в том месте, что было предназначено для торжества жизни.

Экологический пафос стихотворения «Три пальмы»

Главные герои произведения оказались в фатальной оппозиции: деревья гостеприимно приняли своих гостей, намереваясь не только покрасоваться, но и одарить тем, что имеют. Оазис даровал людям отдых, свежесть, влагу, кров среди дикой пустыни. Но наступил вечер, люди замерзли и изрубили пальмы на дрова, чтобы согреться. Они поступили естественно, но неблагодарно и бездумно, погубили то, что следовало сберечь. Этот вопрос актуален не только потому, что сегодня люди нередко поступают так же. Экологическая проблема тесно связана с проблемой нравственной. Варварские действия караванщиков являются косвенным следствием ропота пальм перед Богом: поэт показывает, что происходит, когда вздорное своеволие нарушает первозданный порядок вещей.

Художественные приемы

Сюжет баллады очень динамичен, он интригует читателя, как занимательный рассказ. «Три пальмы» вообще очень изящное с точки зрения формы стихотворное произведение. Обратим внимание на то, какие эпитеты выбирает автор, чтобы подчеркнуть конфликт баллады. Высокие пальмы предстают перед нами в роскоши густых сочных листьев, ручей - звучен, прохладен и щедр, а веселый караван весь пестрит разноцветьем одежд, вьюков, шатров, блеском глаз. Автор умело создает напряжение тревоги по мере приближения путников к оазису, где их благосклонно встретят три пальмы. Анализ речевого строя стиха подчеркивает это ощущение, в описании каравана доминируют глаголы и существительные. Песок «крутился столбом», полы шатров «висели, мотаясь», араб «горячил» коня, который «подымался на дыбы и прыгал как барс», складки одежд «вились в беспорядке», и юноша «с криком и свистом» бросал и ловил на лету копье. Мир и покой райского уголка безнадежно разрушен.

Рассказ об убийстве

Используя олицетворение, Лермонтов превращает зарисовку стоянки путников в такой драматичный рассказ о чувствах и гибели, что сжимается сердце. Пальмы с самого начала предстают перед нами, как живые существа. Они, словно люди, ропщут, замолкают, потом благосклонно приветствуют пришельцев, кивая «махровыми головами», а когда по их корням застучали топоры, они падают без жизни. Стволы автор уподобляет изрубленным телам, подвергшимся пытке медленного сожжения, а листву - одежде, которую сорвали и растащили малые дети. После этого перед нами возникает безжизненная и статичная картина смерти и запустения.

Звукопись стиха

Аллитерации и интонационные акценты поражают точностью. Паузы, вопросы, восклицания, смущение и раздумье, переданные многоточием, позволяют увидеть и услышать происходящее, эмоционально его пережить. Обилие согласуется с повествованием о безмятежной жизни пальм, а появление шипящих звуков предвещает вторжение дисгармонии, которая вот-вот наступит. Стихотворение написано трехстопным амфибрахием, что по размеренности соответствует заявленному автором жанру - «восточное сказание» или, иначе, притча.

В заключение

Таковы некоторые штрихи анализа данного произведения, основные выводы и краткое содержание. «Три пальмы» Лермонтов, без сомнения, посвятил и своей любимой теме одиночества и неудовлетворенности души, жаждущей чего-то более значительного, что окружает ее в обыденной жизни. Вот потому-то и рождается в нашем сердце яркое ощущение того, что автор не согласен с Божьим приговором, хотя и понимает его закономерность и справедливость.

Восточное сказание

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонком раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальный на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

Анализ стихотворения «Три пальмы» Лермонтова

Стихотворение «Три пальмы» было написано Лермонтовым в 1838 г. По структуре оно восходит к одному из пушкинских . Но если в произведении Пушкина жизнь торжествует над смертью, то у Лермонтова смысл противоположный: природа погибает от грубого человеческого прикосновения. Поэт закладывает в стихотворение мотив глубокого сомнения в правомерности деятельности человека.

В начале произведения изображена картина гармоничной природной идиллии. Глубоко в пустыне расположен оазис, в котором растут три пальмы. Посреди бесплодных песков, сжигаемых солнцем, они питаются холодным родником, которому сами дают защиту от палящих лучей. В оазис еще ни разу не ступала нога человека. Это приводит пальмы в возмущение. Они обращаются к Богу с жалобой на то, что их красота и спасительная прохлада пропадают зря. Пальмы недовольны, что не могут принести никакой пользы.

Бог услышал обращение трех пальм и направил в оазис большой караван. Лермонтов дает ему подробное красочное описание. Караван символизирует человеческое общество в целом: его богатство, красоту женщин и храбрость мужчин. Прибытие шумной толпы людей развеяло однообразие и скуку, царившую в оазисе. Пальмы и ручей рады нарушению своего одиночества. Они щедро наделяют людей тем, что им более всего необходимо в утомительном пути: живительной прохладой и водой.

Члены каравана набрались сил и отдохнули, но вместо заслуженной благодарности пальмы принимают свою гибель. Люди безжалостно срубают деревья и используют их ночью в качестве дров. Утром караван продолжает свой путь, оставив после себя лишь кучу пепла, который также вскоре исчезает. На месте прекрасного оазиса не остается ничего. Некогда весело журчащий ключ постепенно заносится песком. Печальная картина подчеркивается «коршуном хохлатым», расправляющимся со своей добычей.

Главная мысль стихотворения – люди от рождения безжалостны и неблагодарны. Они стремятся только к удовлетворению собственных потребностей. Когда люди слабы, они охотно воспользуются предложенной помощью, но как только окрепнут, сразу же постараются извлечь из этого выгоду. Природа наиболее беззащитна перед алчностью человека. Он совершенно не заботится о том, чтобы ее сохранить. После человека остаются только пепелища и безводные пустыни.

Три пальмы также проявили человеческую глупость. Вместо того, чтобы наслаждаться своим безмятежным существованиям, они захотели большего. Пальмы постигла божественная кара, так как нужно с благодарностью относиться к тому, что уже имеешь. Не стоит роптать на Бога и выражать неумеренные желания, если не знаешь, к чему они могут привести.