Факультативное занятие "слова "родственники". Ознакомление с родственными словами детей старшего дошкольного возраста

Творческо-исследовательский

проект

« Слова-родственники»

Учитель-логопед:

Петрова Н.А.

Воспитатели:

Белькова Е.П.

Голованова Т.В.

г. Каменск-Уральский

Проект «Родственные слова» - проект, направленный на формирование у дошкольников словообразовательных навыков.

Тип проекта:

1. Информационно-ориентированный

2. Детско-родительский

3. Краткосрочный

Участники проекта:

    дети старшей группы,

    учитель-логопед

    воспитатели группы

    родители воспитанников

Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида»

Вид проекта: групповой, семейный.

Срок реализации: краткосрочный (III - IV недели ноября).

Принципы, положенные в основу проекта:

    Принцип занимательности и игры необходим для вовлечения детей в целенаправленную речевую деятельность, сохранение интереса к родному языку.

    Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к речевой деятельности, максимально активизируя речевую активность

    Принцип комплексного подхода позволяет разносторонне воздействовать на ребенка, способствует формированию словообразовательных навыков и вовлечение его, в речевое общение.

    Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности и дальнейшему обучению в школе.

    Принцип сотрудничества позволяет создать атмосферу доброжелательной, речевой обстановки как в детском саду, так и в домашних условиях, с родителями.

Актуальность реализации проекта:

Мной отмечено, что дети старшего возраста имеют недостаточный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.

В развитии логического мышления и памяти ребенка в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играет словообразование родственных слов.

Данный проект направлен на совершенствование устной речи будущих школьников; способствует улучшению грамотности речи дошкольников.
Работа по формированию словообразовательных навыков способствует: первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов помогает дошкольнику быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные слова и научиться применять на практике грамматические правила.

Цель проекта:

Формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников; повышать педагогический потенциал родителей.

Задачи :

1. Ознакомить детей с понятием «родственных слова»; систематизировать словарный запас по группам родственных слов.

2. Продолжать расширять словарный запас детей; закреплять словообразовательные навыки.

3. Развивать память, мышление, внимание, творческие способности, связную речь в процессе составления предложений и текстов с родственными словами.

4. Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности; доказать им необходимость приобретения детьми знаний и умений по данной теме.

5. Воспитывать инициативность, интерес к родному языку.

Предполагаемые результаты проекта : формирование у детей интереса к родному языку, обогащение словаря детей, вовлечение родителей в проектную деятельность детей, создание совместно с детьми и родителями «книжка-малышка родственных слов».

Этапы работы над проектом.

1 этап. Организационный

Исследование уровня речевых знаний по словообразованию.

Выявление проблемы.

Формулировка задач проекта.

Составление плана совместных мероприятий.

Подбор и изучение методической, художественной литературы.

Изготовление методических пособий, разработка дидактических игр и речевых упражнений, памяток.

2 этап. Практический

Организация совместной деятельности учителя-логопеда, детей, воспитателей, родителей.

Организация развивающей, познавательной, предметной среды.

3 этап. Заключительный

Проведение презентации книжек-малышек; памяток для родителей.

Презентация продукта проектной деятельности







Упражнения и игры

    Игра с мячом «Назови родственное слово»

Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. К заданному слову ребенок должен подобрать родственное слово и вернуть мяч. Игра активизирует мыслительные способности детей, учит использовать накопленный материал по теме, самостоятельно устанавливая между словами смысловые связи.

    «Узнай слово по его описанию»

Педагог предлагает ребенку картинки с изображениями, например, сад, рассада, садовник, садовые инструменты и т. д. Задание: узнай слово по его описанию:

Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (Сад)

Человек, который ухаживает за садом. (Садовник)

Молодые растения, приготовленные для посадки в землю. (Рассада)

Инструменты, которыми работают в саду. (Садовые)…и т.д.

Игра позволяет расширить активный словарь новыми словами.

3. Детям предлагается закончить объяснение слова:

Строитель – тот, кто …

Рыбак – тот, кто …

Учитель – тот, кто …

Овощевод – тот, кто …

Садовник – тот, кто …

4. Назвать родственное слово по данному объяснению.

Посуда, которая нужна для селедки, – … (селедочница)

Посуда, где хранят хлеб, – … (хлебница)

Посуда, где хранят перец, – … (перечница)

Тот, кто очень добрый, – … (добряк)

Тот, кто очень сильный – … (силач)

Тот, кто очень храбрый – … (храбрец)

Тот, кто очень мудрый – … (мудрец)

Тот, кто варит – … (повар)

Тот, кто помогает – … (помощник)

Тот, кто пасет, – … (пастух)

5. Придумать слова-действия, родственные слову «летел» (ходил, ехал и др.)

Прилетел, улетел, облетел, залетел, налетел, слетел, влетел, отлетел, подлетел, перелетел.

Данные упражнения развивают мышление детей, так как помогают решить проблемную задачу: объяснить значение слова, которое позволяет подобрать к нему родственное. Таким образом, уделяется внимание осознанию детьми возможных родственных связей между словами.

6. Упражнение «Родственники» Учить образовывать родственные слова по опорным схемам.

Главное слово ( сад )

Слово-действие ( сажать, посадить )

Слово-предмет, но не главное (саженец, рассада, посадки )

Слово-признак ( садовый )

Слово, которое говорят, когда предметов много (сады )

Слово, обозначающее «большой» (садище )

Слово, обозначающее уменьшенный предмет (садочек, садик )

Слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом (садовод, садовник )

Сложное слово ( садоводство, садовод ).

7. «Четвертый лишний» Формирование умения сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».

Садик, садовод, салат, сад.

Грибок, погреб, грибник, грибной.

8. «Закончи предложение» Учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом предложения. Развивать внимание, воображение.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь… (грибной).

И из дома в тот же миг в лес отправился… (грибник).

Чтобы принести улов, взял корзину для…(грибов).

Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал…(грибную).

Вдруг под елочкой на кочке видит маленький…(грибочек)

И обрадовался вмиг наш удачливый…(грибник).

Как ему не веселиться, если здесь, в земле…(грибница).

Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…(грибы).

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он все дорогу, как он сварит суп…(грибной).

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и…(грибище).

9. Подбор родственных слов к заданному главному слову:

Петух - петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.

Рыба - рыбка, рыбёшка, рыбища, рыбный, рыбья (голова), рыбонька, рыбак, рыбалка, рыболовная (сеть).

Мышь - мышка, мышонок, мышиная (нора), мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).

Мороз – морозить, морозилка, морозильная (камера), заморозить, морозец (лёгкий мороз), мороженное, заморозки, обмороженный (повреждение тела от сильного мороза).

Конь - коньки, конёк, конюшня, конный (плуг), конское (ржание), конница, конезавод, конина, конокрад, конюх.

10. Подбор главного слова в предложенном списке родственных слов (на слух):

Птичка, птичий, птица , птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.

Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький, хвост , хвостишко, бесхвостый, длиннохвостый, короткохвостый.

Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий, заяц , зайчатина.

11. Выбор главного слова к названным родственным словам (можно использовать мяч):

Волчонок, волчище, волчишка, волчий – волк.

Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать - прыгать.

Зубной, зубик, зубастый, зубочистка – зубы.

Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный – добро.

Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары – спорт.

Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать – стук.

12. Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным словам:

Ворона, ворон, воронята, проворонить, воровать, вороний.

Груз, грузовик, грузчик, грузди, грузовой.

Карта, карточка, куртка , картишки, картина.

Ледокол, лед, ледышка, ладошка , ледянка, ледяной.

13. Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум главным словам (каждому ребёнку предлагается по одному слову):

«Круг» и «Кружево»: круглый, кружок, кружевце, кружиться, кружочек, кругом, кружевница, кругосветное (путешествие), круговорот (воды), кружевоплетение, окружение.

«Нога» и «нож»: ножка, ноженька, ножны, ножевое (ранение), ножик, ножище, босоножки, ножичек, ножницы, ножная (машинка)

14. Подбор родственных слов к названию выбранной предметной картинки.

15. Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову:

Только жив ли петушок,

Золотой наш гребешок?

Вижу гребень петушиный

На пригорке, под осиной.

Что ты Петя , не встаёшь?

Что ты песен не поёшь?

Петушатина – хорошая еда.

Где ворота? Подавайте их сюда.

Разошёлся наш петух,

Распушил атласный пух.

А пока он петушился,

Из кустов ползёт лисица. (С. Маршак)

16. Называние в стихотворном отрывке слов-родственников:

У щуки щучья чешуя, и щучьи плавники.

Плывёт щурёнок , как и я, вдоль берега реки.

В день ветреный , всегда бывает ветер .

Ветровку я себе давно приметил.

Когда же дует лёгкий ветерок , то

Можно отправляться на каток.

Все рыбы и рыбки живут лишь в воде,

И плавают вольно везде.

Рыбачить приходят порой рыбаки ,

Чтоб рыбной покушать ухи!

17. Составление предложения с одним из слов-родственников.

18. Придумывание рассказа с предложенными словами-родственниками:

По наводящим вопросам;

Самостоятельно.

1. Педагог знакомит детей с изготовленной книжкой-малышкой с родственными словами к слову «ель» и предлагает им составить рассказ со словами из этой книжки по наводящим вопросам.

Где росла ель? (в лесу)

Зачем её срубили? (скоро новый год)

Куда привезли ёлку? (в детский сад)

Чем украсили ёлку? (ёлочными игрушками)

Что делали дети на празднике вокруг ёлки? (пели, танцевали, водили хоровод)

Примерный рассказ:

Стояла в лесу ель. Её срубили пред новым годом, отряхнули еловые лапы от снега и принесли в детский сад. Поставили ёлку в зале, нарядили елочными игрушками, гирляндами. На празднике дети веселились у ёлочки вместе с дедом Морозом и Снегурочкой.

2. Ознакомление детей с книжкой-малышкой и родственными словами к слову: петух.

С помощью вопросов педагога дети составляют рассказ, используя заданные родственные слова. Несколько детей повторяют получившийся рассказ.

У кого жил петух?; – Как он (она) к нему относилась (относился)?

Как ласково называла?; - С кем петух мог драться - петушится?

Примерный рассказ:

У Маши жил петух. Она его очень любила и ласково называла Петя-петушок. Девочка кормила его крупой, червячками и хлебными крошками. Когда во двор приходил соседский петух, Машин петушок начинал с ним драться-петушиться. Маша разгоняла петушков, а потом собирала лежащие на земле петушиные перья.

Результат: Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Таким образом, решается коррекционная задача: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слов.

Памятка для родителей: «Раз словечко, два словечко…»

Уважаемые родители!

В процессе подготовки к школьному обучению дошкольник должен овладеть навыками подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит ему в дальнейшем быстро правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения правил орфографии. Работа над словообразованием важна в плане первоначального ознакомления ребёнка с морфологическим составом для овладения разбором слова по составу и быстрого понимания правил написания тех или иных букв в приставках, суффиксах и корнях слов.

Выполнение заданий данной памятки.

1. Прочитайте ребёнку весь список родственных слов, попросите найти главное слово, от которого образовалось остальные.

2. Назовите только главное (выделенное) слово и попросите придумать к нему слова-родственники. В случае затруднения окажите помощь наводящими вопросами: голова рыбы, скажи по-другому – какая голова (рыбья), или суп из рыбы – какой? (рыбный)

Задание № 1. Назови главное слово или придумай слова – родственники к названному слову.

Голодание, голодный, голодать, голод, проголодаться, голодающий, голодовка.

Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.

Дворец, дворник, дворняжка, двор, дворик, дворцовый, дворовой.

Доброта, подобреть, добрый, добро, доброжелательный, добряк, задобрить.

Звездопад, звездолёт, звёздное, созвездие, звезда, звёздочка.

Ломик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом, домработница, домохозяйка.

Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар, жарища, жар-птица, жаропонижающее.

Зверюшка, зверьё, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь, зверёк, зверёныш, зверолов, звероферма.

Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон, дозвониться, звоночек.

Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля, землекоп, землетрясение, подземелье.

Задание № 2. Какое слово не является родственным?

Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка, листва, листок.

Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый.

Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра, выигрыш.

Лес, лесник, лесной, лесочек, лев.

Овощ, осень, овощной, овощерезка.

Рыбный, рыбак, рыба, рыбёшка, рысь, рыболовный, рыбак.

Гриб, грибной, грива, грибочек, грибник.

Гора, горный горка, горе, пригорок.

Боль, большой, больница, больной, болеть.

Море, моряк, морской, морщины, мореплаватель, морячка.

Сахар, сахарница, сахарный, сухари, сахарок.

Беседа, беседка, беседовать, соседка, беседующий, собеседник.

Задание № 3. Для какого слова названное слово является родственным?

Гусь и гусли: гусак, гусыня, гусёнок, гусляр, гусиные, гусельки, гуслярный, гуськом.

Купать и купить: купание, покупка, купаться, купальник, покупать, купленный, купальщица.

Рано и рана: ранище, раненый, рановато, ранить, израненный, пораньше, ранка, рань.

Носить и нос: носатая, носорог, носилки, носки, утконос, носильщик, носишко, носовой, поднос, приносить, носочки.

Бальбина И.В., учитель-логопед

Денисова А.А., учитель-логопед

14 апреля состоялся Марафон специальных учителей, на котором выступили наши коллеги. Предлагаем вашему вниманию материалы их выступления.

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. К школе у детей должно быть сформировано умение быстро и правильно подбирать однокоренные слова, связанные друг с другом по смыслу. Они должны достаточно быстро создавать целые цепочки таких слов.

Ограниченный словарный запас детей, приблизи-тельное понимание ими семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому, что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики, они с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово.

Устранить эти речевые недочеты можно только при система-тической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря. Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыс-лении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. В процессе игр с родственными словами дети усваивают значитель-ное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения.

Последовательность ознакомления детей 6-7 с родственными словами:

1 этап.

Выделение в каждой группе родственных слов главного слова, несущего основной смысл и являющегося основой, от которой образованы все слова данной группы.

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Игры и упражнения.

Игра «Добавь словечко» (с опорой на картинки)

Подбор родственных слов к слову ДОМ.

И с крылечком, и с окном

На пригорке стоит (дом) .

Дом огромный, с медведище

Называется … (домище) .

Если в доме жил бы гномик,

Называл бы дом свой … (домик) .

Совсем крошечный, для мышки

Назовем мы дом … (домишко) .

Здесь за печкой, за трубой

Живет старый … (домовой) .

Выпил чай, съел торт вчерашний

И надел халат … (домашний) .

К слову дом прибавь хозяйка.

Кто же мышь? … (домохозяйка) .

Игра «Отгадай слово»

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

Огромная рыбина? (Рыбища)

Рыбная ловля. (Рыбалка)

Ловить рыбу. (Рыбачить)

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)

Назови его ласковою (рыбачок)

Что такое уха?(рыбный суп)

Игра «Что это?»

Лес - это … (место, где растет очень много деревьев).

Лесок- это … (маленький лес).

Лесной - это … (то, что находится в лесу).

Лесник - это… (человек, который охраняет лес).

Лесовик - это … (сказочный герой, который живет в лесу).

Игра «Отгадай загадку»

Отгадать загадки и найти в тексте слова-родственники к слову-отгадке.

Из-под снега в лесочке

Появились цветочки.

Снежок, растай!

Нам проталинку отдай! (подснежник)

Вот осиновая роща,

Под осинкой я расту

В ярком красненьком берете…

Меня заметишь за версту. (подосиновик)

Игра «Слова, которые спрятались»

Найти похожие слова, которые «спрятались» в стихотворении.

Дождь осенний задождил,

Всю листву дождем умыл.

Мы по лужам дождевым

Скачем по дорожке,

На плечах- дождевики,

На ногах- сапожки.

День дождливый, ну и пусть!

Не страшны тоска и грусть!

Мы дождинки на лету

Соберем в ладошки,

Пусть осенний дождик льёт,

Пляшут наши ножки… .

2 этап.

Исключение «лишнего» слова, не подходящего по смыслу к группе родственных слов.

Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть такие слова: газ - газета, лес - лиса, дом - домино, то есть при словообразовании они проводят дифференциацию между родственными и похожими по звучанию словами, но имеющими другой смысл. Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова.

Игры и упражнения.

Игра «Лото»

Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки изображение, например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрать из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой карточки.

Игра «Лишний гость»

Послушайте рассказ «Родственники»:

Вы кто такие?

Я Гусь, это - Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

А я ваша тётя - Гусеница.

Кто лишний? Есть ли в этом рассказе однокоренные слова?

Игра «Найди лишнюю картинку»

Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя

Игра «Четвёртый лишний».

Послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и объясните почему?

Садик, садовод, сад, салат.

Садовник, всадник, рассада, сады.

Назвать лишнее слово, используя картинный материал

3 этап.

Группировка родственных слов путем разделения по смыслу каждой из групп слов на 2 разные родственные «семьи»

Игры и упражнения.

Игра «Раздели на группы»

Дети делят предложенные слова на 2 группы (по картинкам; без картинок)

Лес и лист:

лес, лист, лесной, листик, лесник, лесистый, листок, листва;

Гора и горе:

гора, горе, горка, горевать, горный, гористый, горюшко;

4 этап. Образование детьми родственных слов по данному педагогом образцу

Игры и упражнения.

Игра «Цветок»

Дети образуют родственные слова при помощи вопросов логопеда, зарисовывают слова элементами мнемотехники в виде.

Оборудование: лист бумаги, карандаш, готовые схемы мнемотехники для образца.

Игра «Цепочка слов» или мнемодорожка.

Дети образуют родственные слова с помощью вопросов, записывают элементами мнемотехники, составляют рассказ.

Слова: снег, снежинки, снежный сугроб, снеговик, снегурочка, снежки, снегири, подснежник.

Рассказ «Зима». Зимой выпал белый пушистый снег. Лёгкие и узорные снежинки падали на землю и образовывали снежные сугробы. Дети вышли на улицу и стали лепить снеговика. Кто-то слепил красивую Снегурочку. Кто-то играл в снежки. На заснеженные деревья прилетели красногрудые снегири. Весной, когда снег растает, появятся первые цветы - подснежники.

Игра «Дерево родственных слов»

Задание: Кто больше подберёт родственных слов к слову…

Дети по очереди называют слова - родственники, используя в качестве листочков для дерева элементы мнемотехники.

Работа с пословицами.

Выделение родственных слов в каждой пословице.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

В процессе лексико-грамматических игр и упражнений с родст-венными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в школе.

1. Александрин И.Н. Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи/ Логопед 2008 №01

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М, 2001.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.

4. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.

5. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. СПб., 1999.

Цитата сообщения Хьюго_Пьюго_рукоделие

Рис. - скан игры на однокоренные слова с портала МЕРСИБО

Обучаясь в школе все дети знакомятся с темой "Однокоренные слова", где должны уметь осознанно находить, составлять, определять слова происходящие от одного корня. Но данная тема не является для школьников абсолютно новой. Так или иначе многие приобщались к понятию "однокоренные слова" еще в дошкольном возрасте в рамках некоторых образовательных программ, реализуемых в детских садах, или на подготовительных к школе занятиях, или при работе с логопедом, дефектологом. И в шесть-семь лет данная тема, определялась как "родственные" слова.

Именно родственным словам и посвящается статья. Пост содержит материалы, благодаря которым дети дошкольного возраста смогут более полно постигнуть особенности родной речи.

Итак, первоначально здесь представлена серия картинок, наглядно раскрывающая родственность слов. Когда ребенок сможет самостоятельно определять главное слово от которого и появились все остальные слова родственники, можно переходить и к играм (упражнениям) без использования наглядности, которые позволят закрепить изученный материал.

Игры по теме "Родственные слова" размещены ниже, после подборки картинок.

Следует учесть, что рассматривая слова-родственники в детском саду, опираемся на природное языковое чутьё ребенка и на свой артистизм, сообразительность и оригинальность в подаче материала, а термины типа "однокоренные слова" ни в коем случае не применяем.

Рассматривая предложенную наглядность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самостоятельно догадаться какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках. При этом, на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдается смена букв. Например, снег - снеговик - снегурочка =удачный пример; снег - снежинка - снежок - менее удачный вариант, мешающий детям уловить логику образования однокоренных понятий.

Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и наглядность приведены примерные, а их использование может быть вариативно и окрашено Вашими творческими доработками и нюансами.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Примерные игры и задания. Тема "Родственные слова". Обратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про понятие "родственные слова" и разъяснять детям неясные моменты.

Д/и "Объяснялки" . Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то понятие, о котором говорил педагог. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".
Если позволяет развитие ребенка, то педагог называет слово, а ребенок его объясняет. Так же постоянно акцентируем внимание на понятии "снег". и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".

  • Снежинка - капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
  • Снег - скопление снежинок.
  • Снегопад - момент когда снежинки падают с неба.
  • Снежная зима - зима с большим количеством выпавшего снега.
  • Снежки - комочки из снега.
  • Снеговик - фигура сделанная из трех снежных шаров.
  • Снегурочка - сказочный персонаж из снега.

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

1. Д/и «Подбери «слова - родственники» (тема «Зима» ) .

На доске картинка «Зима» . Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова - родственники» к слову «зима» . Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима» ? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день) ; «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа) ; «зимнее» (небо, солнце, утро) .

2. Д/и «Доскажи словечко»

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег) . Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег» . А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком - на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег) .

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части» )

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом) .

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки - в сосняке,

А ели и ёлочки - в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склоняясь над водой.

Из ивовых прутьев плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами - подосиновики,

Такие грибы красивые.

В лесистой местности лесочки и леса,

Здесь лесники работают вокруг,

Чтобы лесная дивная краса

Не пострадала почему-то вдруг

Мы маслим кашку маслом,

Храним его в маслёнке.

Одежду коль замаслил -

Держи её в сторонке.

В морях морские пароходы,

В морях всегда есть мореходы,

И я хочу быть моряком,

Но только не сейчас - потом.

Бывают домики, домишки и дома,

Домашнее хозяйство мы ведём,

А домоводству я учусь сама.

Своих домашних дома мы найдём.

Наступила зимушка, зимушка-зима,

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придётся зимовать

И о лете красном с грустью вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки жёлтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

И родину люблю.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

Елена Лазебная (Шаламова)
Дидактические игры и упражнения для обогащения и развития словаря однокоренных и родственных слов

Игра «Волшебный паровозик»

Расширение и обогащение словарного запаса по лексической теме «Посуда»;

Развивать умение образовывать однокоренные и родственные слова.

Оборудование:

1 большая картинка с изображением паровозика,

14 средних карточек (сахарница, сухарница, хлебница, супница, конфетница, селедочница, салатница, салфетница, фруктовница, соусник, перечница, мыльница, игольница, песочница,

14 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, фрукты, соус, перец, мыло, игла, песок).

Ход игры.

На стол выкладывают маленькие предметные картинки с изображением продуктов. Педагог предлагает детям сходить в магазин и купить продукты. Дети по желанию выбирают со стола любую картинку и составляют предложение.

Образец ответа ребенка: Я купил хлеб. Я купил конфеты.

Далее педагог объясняет, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба - хлебница, для конфет - конфетница, для сахара - сахарница. Дети повторяют названия этих предметов. Педагог с помощью интонации выделяет часть слова -ниц-, подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово. Затем педагог предлагает покататься на «Волшебном паровозике», где в вагончике едет волшебная частичка -ниц-. Педагог предлагает детям купленные продукты вставить в паровозик и отгадать, какое новое слово получится. Если ребенок дает правильный ответ, то педагог выставляет изображение этого предмета и уточняет его назначение.

2 вариант

Педагог сообщает детям, что «Волшебный паровозик» приехал на станцию «Сахарница» и предлагает отгадать, что вёз паровозик. Дети дают ответ и вставляют в паровозик предметную картинку с изображением продукта.

Образец ответа ребенка: Сахарница нужна для сахара, паровозик вез сахар. Паровозик вез сахар, потому что сахарница нужна для сахара.

Игра «Родственные слова»

Цель: развитие словарного запаса у детей.

Научить детей отличать родственные по смысловому значению слова

Обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов

Воспитывать простейшие навыки словообразования

Варианты игр

«Большой-маленький»

Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.

Ход игры.

Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами (дом-домик, стол-столик, стул-стульчик, шар-шарик, флаг-флажок, куб-кубик, гриб-грибочек и т. д.). Поэтим картинкам задаются вопросы, стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительно-ласкательными суффиксами: Подберите для каждого большого предмета такой же, но только маленький. Назовите маленькие предметы ласково.

«Найди родственников»

Цель: развитие у детей представлений о родственных связях слов, овладение навыком подбора родственных слов, уточнение и активизация словарного запаса.

Ход игры.

Разложите картинки. Предложите детям назвать картинки. Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку, которая называется родственным словом. Подберите пары слов по смыслу, например:

Чай-чайник

Лист-листья

Хлеб-хлебница

Снег-снеговик

Море-моряк

Рыба-рыбак

Картинки помогут проверить выполнения задания. Для того, чтобы установить родство слов, необходимо понимать их, уметь объяснять их значение.

Игра «Словообразование»

Цель. Учить детей отгадывать загадки. Упражнять в умении находить семантическое значение слова путем деления его на 2 составляющие.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и объяснить, из каких слов составлено каждое слово-отгадка.

Вот стальная птица

В небеса стремится.

А ведет ее пилот.

Что за птица? (самолёт)

Красивые колёсики

Там их обычно два.

Еще на нем подножка есть.

Что это, детвора? (Самокат)

Руки в боки, как начальник

Раньше всех на стол встает.

Сам себе плита и чайник,

Сам заварит, сам нальёт. (самовар)

Есть у нас в квартире робот,

У него- огромный хобот.

Любит робот чистоту,

И гудит как лайнер- туууу.

С большой охотой пыль глотает,

Но не болеет, не чихает (Пылесос)

Игра «Слова-братишки»

Цель. Учить детей образовывать однокоренные слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры.

В игре могут принимать участие как подгруппа детей, так и группа.

Дети сидят за столом, выбирают себе по несколько картинок. Воспитатель предлагает подобрать к каждой картинке слово-братишку, т. е. слово, похожее на заданное.

1 вариант. Слова-братишки должны обозначать предметы.

Пример: дом-домовой, ключ- ключница, стол-столешница

2 вариант. Слова-братишки могут обозначать признаки предмета.

Пример: кукла- кукольный, резина- резиновый, мёд- медовый, ягода- ягодный.

Игра «Узнай слово по его описанию».

Цель: Познакомить с понятием «родственные слова». Расширять словарь новыми словами.

Оборудование: Картинки с изображениями – сад, рассада, саженец, садовник, садовые инструменты, детский садик.

Ход упражнения: Посмотрите картинки, узнайте слово по его описанию.

Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. Сад. - Человек, который ухаживает за садом. Садовник. - Молодые растения, которые приготовлены для посадки в землю. Рассада. - Молодое дерево, которое выращено для посадки в саду. Саженец. - Инструменты, которыми работают в саду. Садовые. - Место, куда дети ходят каждый день до поступления в школу. Детский садик. - Человек, который разводит сады. Садовод.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: Формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».

Ход упражнения: Послушайте слова, определите, какое слово лишнее и объясните почему? Садик, садовод, сад, салат. Садовник, всадник, рассада, сады. Ссадина, садовый, палисадник, сажать.

Игра «Будь внимательным»

Цель: Формировать умение анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.

Ход игры. Я буду называть пары слов. Если вы услышите родственные слова, наклонитесь вперёд, а если услышите не родственные слова, покачайте головой (можно предложить также топнуть ногой -хлопнуть в ладоши).

Сад – сажать; садик – ссадина; всадник – саженец; пересаживать - палисадник, садоводство – рассада, садочек – салат.

Игра «Назови детенышей».

Цель: Закрепление употребления названий детенышей домашних животных и птенцов. Дать детям понятие о том, что одни названия детенышей образуются с помощью слов-родственников, а другие- только названиями детёнышей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать детёнышей животных: у кошки – котенок, у ослицы – осленок, у курицы – цыпленок, у гусыни – гусенок, у индюшки – индюшонок, у собаки – щенок, у утки – утенок, у лошади – жеребенок, у коровы – теленок, у козы – козленок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок.

Игра «Большой - маленький».

Цель: Закрепление названий детенышей диких животных в единственном числе. Упражнять употреблять в речи однокоренные слова.

Ход игры.

Воспитатель предлагает назвать детёнышей животных: Заяц - зайчонок волк. лев. медведь. рысь. тигр. слон. белка. еж. мышь. олень. лиса.

Игра «Профессии»

Цель: активизировать словарь, обозначающий профессии. Учить образовывать однокоренные слова.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: Кто носит багаж? - Носильщик. Кто сваривает трубы? - Сварщик. Кто вставляет стекла? - Стекольщик Кто работает на кране? - Крановщик. Кто кладет камни? - Каменщик. Кто точит ножи? - Точильщик. Кто чинит часы? -Часовщик Кто упаковывает вещи? - Упаковщик. Кто танцует на сцене? -Танцовщик. Кто льет металл? - Литейщик. Кто зажигает фонари? - Фонарщик Кто чистит? - Чистильщик. Кто кроит платья? - Закройщик.

2 вариант. Воспитатель предлагает назвать женские профессии. Мужчина - портной, а женщина - портниха; ткач. ; повар. ; врач. ; учитель. ; воспитатель. ; художник. ; продавец. ; скрипач. ; певец. ; летчик. ; пианист.