Ц шипящая или нет. Шипящие согласные звуки

Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие согласные звуки.

Ж, Ш – твёрдые согласные звуки.

Ч, Щ- мягкие согласные звуки.

ЖИ – ШИ - пиши с буквой И.

ЧА – ЩА

А на речке камыши

Мимо поля, мимо ржи

Шли колючие ежи.

ма ка

п ран

лан ру

да лы

ши ши

жи

ГРУШИ

ЕРШИ

МАЛЫШИ КАМЫШИ

ШАЛАШИ

ТИШИ
ШИШКИ
ЛАНДЫШИ

ДУШИСТЫЙ

МАШИНА

ШИНЕЛЬ

МУЖИ

ЧИЖИ

УЖИ
ЖИТЬ

ДРУЖИТЬ
КРУЖИТЬ
СТРИЖИ
ЖИВУТ
ЛЫЖИ
СНЕЖИНКА

ПРЕДЛОГИ- В, НА, ВО, С, ОТ, НАД, ПОД, ПО, ДО, ИЗ, БЕЗ, К, У, О, ОБ, ОКОЛО, ЗА.

Выборочный диктант.


Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились , снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.


  4. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .


  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать , правильно обозначая начала и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .


  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Выборочный диктант.
Выписать слова с сочетаниями жи-ши

  1. Выборочный диктант.

Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.
Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.
Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  • Выборочный диктант.
  • Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    1. Выборочный диктант.
    Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    1. Выборочный диктант.
    Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    1. Выборочный диктант.
    Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    Какие слова здесь спрятались?
    БЕЙВОРО
    ВАКОРО
    КОЯБЛО
    ДЫЯГО
    КАСОРО
    КАСОБА
    КОМОЛО
    ТАКАПУС
    ТАЛОПА

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела ,


    Выборочный диктант.

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.
    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,


    ЛЕ ЖОЙ
    П О Д Н О С

    С К О В О Р О Д А

    К А С Т Р Ю Л Я

    К Р У Ж К А

    Б Л Ю Д Ц Е

    Шипящие согласные звуки - Учебник по Русскому языку 1 класс (Канакина, Горецкий)

    Краткое описание:

    Очень часто названия звукам речи достается не случайно. Гласные названы так, потому что они голосистые. Новая тема в твоем учебнике русского языка называется «Шипящие согласные звуки». Это звуки [ш] и [ж], [щ’] и [ч’]. И они действительно шипят, не правда ли?! Получается, что такое имя им дали по принципу звукоподражания. В науке о русском языке они относятся к непарным. Но все-таки между собой образуют две пары. Всегда твердые непарные [ш] и [ж] – это одна пара. А всегда мягкие непарные [щ’] и [ч’] — другая. Не только по своему звучанию, но и по своему характеру эти согласные выделяются среди других. Можно сказать, что у них трудный характер. С ними связаны несколько довольно трудных случаев правописания в русской письменной речи. Тебе следует повнимательней присмотреться и прислушаться к шипящим согласным звукам. Изучить их характер, понять их особенности означает успешно справиться с теми правилами, которые нужно будет выучить в дальнейшем.

    Алексей Николаевич Толстой сказал, что нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет. Такая «живость» нашего родного языка, является заслугой входящих в его состав слов. Но, прежде чем их научиться использовать, нужно выучить буквы и звуки. О них и пойдет речь в этой статье.

    Изучая с ребенком язык, нужно четко дать ему понять различия между устной и письменной речью. Для этого важно ему дать понятие о том, что такое звук, а что – буква.

    Звуки — это то, что мы воспринимаем своим слухом. То, что относится к речи наш мозг легко отделяет от остальных звуков и интерпретирует их в образы. Звуки речи мы можем записать буквами, формируя из них слова.

    Буква — это графический символ алфавита, благодаря которому мы можем отобразить на бумаге, то что слышим на слух. Но, тут для ребенка кроется очень большая сложность. Ведь количество звуков и букв, их воспроизводящих на бумаге, в разных словах может отличаться как в одну, так и в другую сторону.

    Сколько букв и звуков в русском языке и алфавите и их соотношение

    ВАЖНО: Звуки мы слышим и можем произвести своим речевым аппаратом. Буквы можем видеть и записать! Звуки есть во всех языках. Даже в тех, где нет письменности.

    В таком слове как «стул» буквы соответствуют звукам. Но, в слове «солнце», буква «Л» не произносится. Также не произносятся буквы «Ъ» и «Ь» . Они лишь несколько изменяют произношение слов, в которых используются.

    Также есть такое «школьное» слово как «Циркуль» . В котором вместо звука [И] произносится звук [Ы] .

    В русском языке еще очень много слов, которые произносятся не так, как записываются буквами. Поэтому ребенку очень важно научиться правильно понимать такое отличие.

    Алфавит

    Язык — это главное изобретение человечества. Причем у каждого народа, который создал свой язык он отличается особенностями, свойственными этому народу. На определенном этапе развития общности, которая использует тот или иной народ, появляется потребность в записывании звуков речи, соединенные в слова и предложения. Так появилась письменность, а одновременно с ней алфавит. То есть набор всех букв используемой в письменности, стоящих в строгом порядке.

    Алфавит русского языка насчитывает 33 буквы и выглядит следующим образом:

    Алфавит — это база любого языка, которую необходимо знать всем, кто его изучает. Можно ли научиться говорить без знания алфавита? Конечно. Но, кроме возможности излагать свои мысли, нужно научиться писать и читать. А это сделать без знания алфавита невозможно.

    Сегодня у детей очень много различных пособий для изучения алфавита. Вы можете купить специальные флеш-карточки, магниты, небольшой букварь, который ребенок может брать с собой на прогулки или в поездки.

    В нашу компьютеризированную эпоху электронные гаджеты также можно призвать в помощь при изучении алфавита. Печатайте буквы в текстовых приложениях и называйте звуки которые их обучают. Можно подключить воображение и использовать графические редакторы, изменять шрифты и добавлять заливки. Создайте собственный алфавит, который будет интересен ребенку. Тогда и обучение пойдет быстрее и эффективнее.

    ИНТЕРЕСНО: Педагоги придумали очень интересный и увлекательный способ изучения алфавита. Посвятите каждый новый день в вашей семье одной из букв алфавита. Конечно при этом не нужно забывать и про остальные. Пеките булочки в форме букв, делайте с ребенком буквы из пластилина, рисуйте их, собирайте из счетных палочек. Обязательно рассказывайте про букву, которой посвящен день и давайте примеры ее использования.

    Гласные звуки и буквы

    Знакомство ребенка с алфавитом — это очень увлекательное занятие. Но, это только один из первых шагов в освоении языка. Для продолжения изучения его элементарных единиц нужно научиться делить их по характеристикам.

    Те буквы, которые произносятся протяжно, нараспев называются гласные.

    • В русском языке 10 гласных букв «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я»
    • 6 гласных звуков [а], [о], [у], [э], [и], [ы] . Обычно гласные звуки в школьной программе должны быть выделены красным цветом.

    Мы уже выяснили отличие между элементарными частицами языка.

    Буквы Я, Ё, Ю, Е - йотированные. Они подразумевают один или два звука.

    Из этой таблицы — это различие можно увидеть еще раз:

    ИНТЕРЕСНО: Кстати, о букве «Ё». Сегодня ошибочно считается, что ее ввел в наш алфавит Карамзин. Но, это не так. Это сделала директор Санкт-Петербургской академии княгиня Екатерина Дашкова в 18 ноября 1783 на заседании по случаю создания первого толкового словаря в России. Она предложила поменять буквы «IO» на одну «Ё».

    Ударные и безударные гласные звуки

    • Ударный гласный звук произносится с большой силой и не претерпевает изменений.

    Например : сне́ г, стý л, шка́ ф

    • Безударный гласный звук произносится с маленькой силой и претерпевает изменения.

    Например : кО рзи́на (слышится вместо О , звук А ), мЕ две́ дь (В первом безударном гласном звуке вместо Е , слышится И ), плЕ чо́ (гласный звук И слышится вместо Е ).

    ВАЖНО : Ударение не ставят в словах с одним слогом и в словах с буквой Ё .

    Гласные Йотированные буквы Я, Ю, Е, Ё делают мягким согласный звук, стоящий перед ними, и создают один звук: е → [э] или [и], ё → [о], ю → [у], я → [а].

    Например:

    • В начале слова: ёжик [й’ожик]
    • В середине слова: приют [при й’ут]
    • В конце слова: ружьё [руж й’о]

    Твердые и мягкие гласные прямым образом действуют на согласные. Например, согласная буква «П» , может быть, как твердой (в слове «пакет» ), так и мягкой (в слове «печенье» ).

    Согласные звуки и буквы

    Согласные буквы называются таковыми из-за вхождения в их состав согласных звуков. В русском языке 36 согласных звуков:

    Апострофом отмечены мягкие звуки.
    И 21 согласная буква:

    Согласные буквы и звуки мягкие и твердые: таблица

    Согласные, как и гласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Например, в слове «Река» , бука «Р» мягкая, а слове «Рука» – твердая. Вообще, на мягкость и твердость звуков в слове влияет несколько факторов. Например, местоположение звука в слове. Смягчают звуки йотовые гласные («Е» , «Ё» , «Ю» и «Я» ) и дифтонги, которые стоят после согласных. Например:

    • «Белый»
    • «Любовь»
    • «Пятница»

    Также смягчает звуки буква «И» , а ее антипод «Ы» , напротив, делает звук твердым. Важную роль играет наличие мягкого знака в конце слова:

    • «Лен» и «лень»

    Мягкий знак может смягчить звук, даже если находится внутри слова:

    • «Коньки»

    Глухие и звонкие согласные звуки в русском языке: таблица

    Согласные могут быть звонкими и глухими. Звонкие получаются при участии голоса в образовании звука. Тогда как при образовании глухого звука голос практически не играет своей созидающей роли.

    Звонкие согласные образовываются при прохождении воздушной струи прохождении ротовой полости и колебании голосовых связок. Благодаря этому образовываются такие согласные как:

    Чтобы легко было запомнить глухие согласные, запомните выражение: СТЕПКА ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? — ФИ!

    Если вычеркнуть из этого выражения все гласные буквы, останутся только глухие согласные.

    Парные и непарные твердые и мягкие согласные: таблица

    По твёрдости-мягкости большинство звуков образуют пары:

    Парные и непарные звонкие и глухие согласные: таблица

    В русском языке принято выделять пары глухих-звонких согласных:

    Остальные согласные непарные:

    Иногда встречается «вынужденная» глухость или звонкость согласного звука. Это происходит из-за положения звука в слове. Частым примером такого вынужденного состояния является слова: пруд [прут] и будка [б́утка] .

    Сонорные - звонкие непарные согласные звуки. Их всего 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]

    Шумные согласные звуки — существуют звонкие и глухие:

    1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
    2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

    Сводная таблица часто распространенных мягких и твердых букв и звуков в русском языке:

    Шипящие согласные буквы

    Согласные «Ж» , «Ш» , «Ч» и «Щ» называют шипящими. Эти буквы вносят некоторую изюминку в наш язык. При этом, делают его очень трудным. Ребенок еще во время изучения этих букв должен знать правила:

    • «ЖИ» «ШИ» пиши с «И»
    • «ЧА» «ЩА» с буквой «А»
    • «ЧУ» «ЩУ» с буквой «У»

    Буквы «Ж» и «Ч» являются звонкими, а остальные две («Ш» и «Щ» ) глухими. Важной особенностью этих звуков является то, что произнести из без открывания рта не получиться. Сравните их произношение с произношением «М» или «Н» . Для произношения шипящих согласных обязательно должна быть щель между губами, через которую будет выходить воздух, создавая акустическое сопровождение этих звуков.

    Буквой «и краткое» обозначается согласный звук й

    Буква «Й» или «И краткое» встречается почти во всех славянских алфавитах, а также в тех неславянских алфавитах, где используют кириллицу. В русском алфавите эта буква занимает 11 место. Она образовалась из гласного «И» и звонкого согласного «J» .

    Интересно, что в XVIII веке, когда был введен гражданский шрифт (в противовес церковному), из него исчезли все надстрочные символы. И у буквы «Й» пропала ее важная часть. При этом, от таких реформ звук, который обозначался этой буквой «не пострадал». Вернуть «Й» в письмо удалось при Петре I. Но, при этом ее не вернули в алфавит. Это сделали только в XX веке.

    Сегодня все больше филологов относят звук «Й» к сонорным согласным. То есть к таким звукам, которые располагаются между гласными и согласными, но относится все же с согласным. Кроме того, его всегда считают мягким.

    В каких буквах несколько звуков?

    Лента букв и звуков для начальной школы

    Очень хорошо помогают в изучении русского языка в различные пособия. Одним из таких пособий является «Лета букв» . Она помогает понять различие между буквами, быстрее развить навык чтения у детей и облегчить фонетический разбор слова.

    Хоть на первый взгляд «Лента букв» несет минимум информации, это далеко не так. Это пособие можно использовать не только в школе, но и дома. Родители могут самостоятельно обучать ребенка грамотности с помощью этого инструмента.

    Цель:

    Обобщить знания детей о шипящих согласных звуках .

    Воспитывать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.

    УУД: Находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию). Заучивать наизусть стихотворение и выразительно его читать. Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее».

    Зрительный ряд: Лента букв, мультимедиа, демонстрационный материал

    План урока.

    1.Организационный момент.

    2.Речевая разминка.

    3.Постановка учебной задачи.

    5.Физминутка.

    6.Работа с учебником.

    7.Работа в тетрадях.

    8.Заключительная часть.

    9.Уборка рабочих мест.

    Ход урока.

    1.Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

    И книжки, и тетрадки,

    И мысли – все в порядке.

    2.Речевая разминка.

    Щука щуку ощущает, ощутив щекой прощает.

    3.Постановка учебной задачи.

    Определите этот звук на мягкость и твёрдость. Для сравнения произнесём слова: щука, роща, лещ, щит. (Звук [щ‘] во всех словах произносится мягко, независимо от того, какой звук следует за ним.)

    Произнести этот звук твёрдо не получается. Значит, звук [щ‘] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

    4.Усвоение новых знаний и способов действий. 1.Попторение слов с буквой Щ .

    Какие буквы в своём названии имеют звук [а]? (Буквы «ка», «ха», «ша», «ща»).

    Звуки [щ‘] и [ч‘] очень близки по звучанию, и нередко их путают в словах. Потренируемся их произносить в скороговорке:

    Щёткой чищу я щенка,

    Щекочу ему бока.

    2. Чтение слов в столбиках.

    3. Произношение слов, начинающихся с буквосочетания сч. Первым звуком в таких словах будет звук [щ‘].

    Например: счётчик, счастье, счёт, считалочка.

    Сравните слова: читать и считать.

    4.Выведение правила правописания сочетаний: ча-ща, чу-щу из записанных слов. (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у.

    Чтение правила.

    5.Работа в паре

    Чтение стихотворения Пивоварова «Ручеёк»

    6.Работа со стихотворением.

    5.Физминутка.

    Дети встают паровозиком, двигаются по классу и поют:

    Вот поезд наш едет,

    Колёса стучат,

    А в поезде нашем

    Ребята сидят.

    Чу-чу-чу-чу-чу-чу-

    Бежит паровоз,

    Далеко, далеко

    Ребят он повёз.

    6.Работа с учебником.

    Учитель читает Поташникова «Сосульки»:

    Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)

    Беседа по тексту.

    7.Работа в тетрадях.

    1.В предложении «спряталось» слово щенок (ще-но-к).

    2. Решение ребусов. (Щуки, ящик, щека).

    3. Решение кроссворда.(1.Роща. 2.Плащ. 3. Щука.)

    8.Заключительная часть.

    С какой буквой вы сегодня познакомились?

    Какой звук она обозначает?

    Охарактеризуйте этот звук. (Звук [щ‘]-согласный, глухой, парного звонкого согласного у него нет, всегда мягкий).

    С каким правилом познакомились? (Ча-ща пишутся с буквой а, чу-щу пишутся с буквой у).

    Рефлексия.

    Теперь наш урок подходит к концу.

    На доске три утверждения: «Хочу знать больше». «Хорошо, но могу лучше». «Пока испытываю трудности».

    Учитель зачитывает и учащиеся поднимают руки, если согласны с одним из них.

    9.Уборка рабочих мест.

    Жили-были почти в самом конце Азбуки четыре шипящие буквы: Ч, Ц, Ш и Щ. Самая старшая среди них была буква Ш . Она была вся ш ероховатая, немного ш епелявила, чаще всего разговаривала ш епотом и любила одеваться в ш ерстяные вещи.

    У нее была сестра - буква Щ - жуткая щ еголиха и модница. Браслеты она носила не только на обеих руках, но и на щ иколотках ног. Брови она щ ипцами выщипывала в тоненькую ниточку, а для щ ек не жалела румян. Она часто щ урилась, потому что у нее было слабое зрение, а очки носить она стеснялась. Она была очень веселой и озорной: постоянно щ ебетала да щ ипалась. Буква Щ не хотела быть похожа на свою старшую сестру, и поэтому приделала себе хвостик. Этим хвостиком она любила щ екотать букву Ш , а та ш арахалась от нее и сердито ш ипела, закутываясь в ш аль:

    Ну, хватит уже ш утить и ш алить, а то заставлю тебя платить ш траф!

    Буква Щ щ урилась и смеялась, но потом ей становилось жаль сестру, она щ адила ее, целовала в щ ечку и сердечно желала ей «щ астья».

    Еще были у буквы Ш свои причуды и пристрастия, например, она почему-то очень не любила букву Ы :

    Что это за буква такая? - ш епталась она с другими буквами. - Всегда она только маленькая, заглавной никогда не бывает, с неприятным толстым брюшком, да еще на палочку опирается! Нет, я лично никогда не стану с ней рядом, мне это просто неприятно!

    Но как же быть? - пытались уговорить ее другие буквы. - Мало ли, как мы к кому относимся, но в разных словах нам приходится стоять рядом друг с другом. Это же наша работа! Мы для того и
    существуем, чтобы составлять различные слова. Например, в слове ШЫШКА тебе придется стоять рядом с Ы.

    Ни за что! - упрямилась буква Ш . - Пусть со мной лучше буква И стоит. Вот она мне нравится, на меня немного похожа, только у нее две ножки, а у меня три… С буквой И я согласна стоять рядом в любых словах!

    Но так нельзя! - стали возмущаться другие буквы! - Ведь в этом слове, да и в других, например: Шырь, Шына, Шыфр ясно слышится буква Ы , значит, она должна стоять рядом с тобой.

    А я не хочу и всё! - упорствовала буква Ш.

    Как ни уговаривали ее другие буквы - ничего не помогало. Мало того - буква Ж стала ее поддерживать:

    Мне тоже буква Ы не нравится! - заявила она. - И я, как и Ш буду стоять рядом только с буквой И во всех словах, где должна быть Ы , например: Жызнь, Жыр, Жывопись…

    А поскольку буква Ж стояла в первой десятке букв Алфавита и голос ее был гораздо звонче, чем у Ш , им вдвоем удалось настоять на своем. Тогда пришлось придумать для всех пишущих специальное правило:

    «Во всех словах слоги ЖИ и ШИ пишутся только с буквой И!»

    Вот так две упрямые буквы добились своего.

    А у буквы Щ была дочка - буква Ц . Внешне она очень походила на маму: точно такой же хвостик, только не три ножки, а две, но характер был совсем другой: она считала себя ц ентром мира и очень ц енной. В этом виновата была ее мама, которая постоянно ц ацкалась с ней и называла
    доченьку «Ц аревной». Как же потом раскаивалась в этом буква Щ , потому что подросшая дочь стала для нее ц елойпроблемой: она была непослушной, капризной и своенравной.

    Буква Ц была ярко оранжевого ц вета, очень любила ц веты и танц ы. Еще она любила своим хвостиком ц епляться за соседние гласные буквы.

    Была у нее ц ель в жизни - понравиться молодому и стройному Г . Увидев его в соседнем слове, она просто ц епенела.

    Мой Ц езарь! - шептала она, а Г не обращал на нее никакого внимания, и никогда не вставал рядом.

    Услышав, что буквы Ш и Ж отказались стоять рядом с буквой Ы , буква Ц заявила:

    Я тоже не люблю букву Ы и в словах ЦЫРК , ЦЫЛИНДР , ЦЫНОВКА буду стоять только
    с буквой И!

    Мама щ елкнула ее хвостиком по затылку:

    - Щ ас! Ты сначала подрасти, а потом уже свои требования выставляй! И вообщ е, нельзя быть такой щ епетильной. Нужно быть щ едрее, дружить со всеми буквами: мало ли в каких словах придется встать рядом!

    Что ж мне теперь, ц еловаться с ней? - возмущалась Ц . - Вот тетка моя - буква Ш - сумела настоять на своем, а чем я хуже ее? Я, может быть, вообще ц елебная!..

    Да что в тебе особенного? - щ урила глаза мама. - Худая, как щ епка! Тебе только щ ипцами
    работать!

    А ты хочешь, чтобы у меня ц еллюлит был как у тебя? - огрызалась на мать буква Ц, и ц елеустремленно продолжала настаивать на своем.

    На общем собрании букв Азбуки пришлось всем обсуждать этот вопрос и, в конце концов, решили немного уступить букве Ц. Пришлось принять новое правило:

    В начале слова после буквы Ц всегда писать букву И, кроме нескольких слов, которые нужно запомнить, а в конце слова после буквы Ц всегда пишется буква Ы.

    Значит, если хотите, чтобы вас считали грамотным человеком, нужно писать ЦИ РК, ЦИ ЛИНДР и ЦИ ФРА, но ЩИПЦЫ и КУРИЦЫ.

    А из слов, которые нужно запомнить, составили забавную фразу:

    «ЦЫ ган вошел на ЦЫ почках, сказал ЦЫ пленку: ЦЫ ц ! »

    У каждой буквы свой характер, свои привычки, свои друзья… У буквы Щ была закадычная подружка - буква Ч. Среди друзей, как правило, один бывает заводилой, а второй подчиняется ему или пытается подражать. Точно так было и с буквами Ч и Щ: у Ч был более сильный характер, вот она и командовала буквой Щ , которая была более мягкой, но хотела выглядеть модной и
    пользоваться уважением среди других букв, хотя это ей не очень удавалось. А буква Ч и в Азбуке пыталась свои порядки устанавливать. Вот невзлюбила она буквы Я и Ю , не захотела, чтобы в
    словах они после нее стояли, и, глядя на нее, и буква Щ стала требовать, чтобы после нее стояли только А или У . Так и появилось правило:

    Слоги ЧА и ЩА всегда пишутся с буквой А.

    Слоги ЧУ и ЩУ всегда пишутся с буквой У.

    Буква Ч былаочень ч увствительной, и ей н равились сразу два к авалера: к расивый и к ультурный к авалер буква К и н ежный и н емного н еземной - Н. Стоя рядом с ними в каком-нибудь слове, буква Ч ч увствовала в себе такую н ежность, к ротость и мягкость, что к атегорически отказывалась от смягчающего их союз мягкого знака.

    - Н ам так хорошо вдвоем, - говорила она, - ч то любой, увидев нас, почувствует н ашу мягкость, н ежность и любовь.

    Бедная буква Щ всегда с завистью поглядывала на свою близкую соседку и с щ емящей болью в
    сердце думала, что у кого-то два кавалера, а кто-то всю жизнь становится со случайными буквами. Она даже как-то раз попросила букву Ч сделать ей щ едрый подарок: отдать любого из двух кавалеров. Ч ч истосердечно призналась, ч то она никак не может огорч ить любого из ч удесных друзей.

    - Ч то за ч удовищное предложение! - ч асто хлопая ресницами восклицала она. - Ч то ты мне предлагаешь?!

    Буква Щ понимала всю щ екотливость этой ситуации, но ей так хотелось тоже прижаться спинкой к н адежной спине друга, не оставляя ни щ елочки для других букв.

    Ну, пожалуйста! - ласково щ урилась буква Щ. - А то я начну тебя щ ипать!

    Ну, не знаю… - колебалась буква Ч. - К я к репко люблю, н о и Н такой н астойчивый, н емного даже н ахальный… Ну, если хочешь, вставай с ним рядом.

    Щ сразу же радостно защ ебетала и счастливо прижалась к н емного н едоумевающему Н. Она
    тут же объявила всем буквам, что у нее с Н - любовь, и просит посторонних букв, в том числе и мягкий знак, н е мешать им.

    И теперь всем пишущим пришлось запомнить, что в сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, ЩН и НЩ в таких словах, например, как «дочк а», «личн ый», «блинч ик» «каменщ ик», «помощн ик» хоть и слышится мягкий знак, но писать его не нужно !

    Ни в чем не хотела буква Щ отставать от своей подруги Ч , во всем пыталась ей подражать, поэтому, узнав, что буква Ч часто стоит в суффиксе - чик , буква Щ стала проситься у нее иногда заменять ее. Буква Ч подумала немного и решила:

    Хорошо, я буду стоять после буквы Д , потому что он мне нравится - он добрый. Потом еще после буквы Т - потому что он - племянник буквы Д. Еще после букв З и С - потому что их не разберешь, когда кто из них стоит в слове, ведь буква З постоянно просит безотказную С заменять ее в различных словах. Ну, и пожалуй, после буквы Ж , потому что с ней лучше не связываться… Ну, а в остальных случаях, так и быть, становись ты. Ведь мы же подруги! Мне для тебя ничего не жалко!

    Вот и приходится всем пишущим запомнить еще одно правило правописания:

    в суффиксах - чик - и - щик - имен существительных

    ик - пишется после Д, Т, З, С, Ж:

    например: перевоДЧ ик, реЗЧ ик, перебеЖЧ ик.

    -щ ик - после всех остальных согласных: камеНЩ ик, пиЛЬЩ ик.

    Оказывается, правила грамматики в русском языке зависят от характера букв и их настроения.