Интуиция примеры. Что такое интуиция и насколько она важна в жизни человека? в) Пример творческой интуиции

Из книги Мне очень нравится курить… но я бросаю! автора Иопп Андреас

Марка ваших сигарет и другие курильщики. Или ваш наркотик и другие наркоманы Почему курильщики так верны своей марке сигарет?Прежде чем закурить, мы любовно поглаживаем пачку. Да, мы любим «свои» сигареты. Маркетологов всегда удивляла труднообъяснимая верность

Из книги Стыд. Зависть автора Орлов Юрий Михайлович

Другие примеры проявления стыда «Я не буду защищать диссертацию, так как ее защищают карьеристы от науки, и мне это занятие не нравится», - говорит мне мой коллега, у которого нет ученой степени, но он преподает психологию, работает в вузе, где наличие ученой степени

Из книги Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа автора Калшед Дональд

Глава 2. Другие клинические примеры функционирования системы самосохранения Ложный бог превращает страдание в насилие, истинный Бог превращает насилие в страдание. (Simone Weil, 1987: 63) В кратких выдержках из описаний клинических случаев, которые приведены ниже, мы исследуем

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Другие примеры временных линий У инженера по компьютерам прошлое было позади него, а будущее появлялось, как серия прозрачных цветных слайдов, уходивших вперед прямо перед ним. Когда он хотел посмотреть в будущее, он делал слайды ближайшего будущего очень большими и

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Другие примеры пересмотра психоаналитической теории: акцент на культурных и межличностных факторах Многие другие постфрейдисты, придерживающиеся психодинамической ориентации, подобно Эриксону, придавали особо большое значение роли культурных и межличностных

Из книги Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти автора Ялом Ирвин

ДРУГИЕ ПРИМЕРЫ «ВОЛНОВОГО ЭФФЕКТА» Примеров «волнового эффекта» очень много, и они хорошо известны. Кто хоть однажды не радовался, узнав, что сыграл важную роль в жизни других людей, будь то прямо или косвенно? В главе 6 я расскажу о том, как волны многих моих наставников

автора Ильин Евгений Павлович

14.5. Мотивация учебно-физкультурной и спортивной деятельности Мотивация учебно-физкультурной деятельности вытекает из различных потребностей, которые А. Ц. Пуни (1984) разделил на три группы: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося и

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

10. Методики изучения мотивов спортивной

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Причины завершения спортивной карьеры» Методика разработана Н. Л. Ильиной и может быть использована как при опросе спортсменов о причинах их ухода из спорта (или из данной спортивной секции), так и при опросе тренеров о причинах, приводящих, по их мнению, к

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Другие примеры применения базового алгоритма Шаг 1. «Компьютерная программа, которую мы разработали, как оказалось, содержит ошибку. Когда потребитель пытается сохранить файл, программа иногда зависает. Уже было несколько жалоб и возвратов. На рынке начало

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

2. ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА И ПРИМЕРЫ Такой поэт-интеллектуалист нового времени, как Поль Валери, который также не может насытиться работой над своим текстом и которому необходимы четыре года «упражнений» (exercises - его любимое слово о творчестве), для того чтобы закончить «La

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

автора Гогунов Евгений Николаевич

Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Психологическая характеристика физических качествЦель тренировки заключается для спортсмена в подготовке к наивысшим спортивным достижениям, что, как известно, зависит от спортивных возможностей и

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Глава 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ДИДАКТИКИ 4.1. Психологические основы обучения и спортивного совершенствованияПроцесс подготовки спортсмена условно можно разделить на обучение и тренировку, хотя это единый и неразрывный педагогический процесс.Действительно,

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Глава 9 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9.1. Мотивация спортивной деятельностиОсобое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. Известно, что спорт имеет много общего с

В истории немало интересных фактов, когда интуиция помогла сделать открытия, найти решения сложных задач. В начале книги уже говорилось про роль интуиции в творчестве великих людей. Какие приемы использовали гении искусства и науки, открывая новые законы и ища решения? Об этом будет сказано ниже.

О пользе классической музыки

Музыка нередко является источником вдохновения. К примеру, Уолт Дисней очень любил классику. Он говорил, что при первых звуках любимых произведений у него в голове возникали ассоциации. Своим опытом Дисней поделился в мультипликационном фильме «Фантазия», в котором музыка сопровождается целой фантасмагорией красок.

Почаще слушайте любимые композиции. У многих художников музыка рождает в голове картины, которые они потом воплощают на холстах. Вполне возможно, музыка поможет и вам найти ответ на интересующий вас вопрос.

Правильно ставьте вопросы

Альберт Эйнштейн не раз говорил о важности точной формулировки вопроса. «В каждом вопросе уже есть ответ, – говорил ученый. – Правильно поставив вопрос, можно легко отыскать ответ».

Рождение ассоциаций

Ассоциации могут возникать и под влиянием совершенно нестандартных стимулов. Например, Леонардо да Винчи писал в «Записках»: «Это не трудно. просто остановиться по пути и посмотреть на потеки на стене, или угли в огне, или облака, или грязь. там вы можете найти совершенно потрясающие идеи».

Живописца вдохновляли и такие вещи, как колокольный звон, в котором «можно уловить любое имя и любое слово, какое вы только способны себе вообразить».

У каждого человека свой источник вдохновения. Поэтому внимательно прислушивайтесь к своему внутреннему голосу: порой нужные мысли приходят совершенно неожиданно, и вы удивитесь способу, каким они возникли!

Мода на дневники

Раньше многие люди вели дневники. Сейчас эта традиция понемногу вымирает или трансформируется (появляются электронные дневники). Ведение записей – отличная тренировка интуиции! Перечитывая свои записи, можно отметить ряд фактов, случайностей, на которые раньше никто не обратил внимания. А между тем впоследствии такие мелочи часто играют важную роль.

Исследовательница Катерина Кокс, анализируя множество примеров, отметила, что все знаменитые люди вели дневники. В своих записях они подробно описывали собственную жизнь, словно предвидя, что в дальнейшем станут известными. И Исаак Ньютон, и Томас Джефферсон, и Иоганн Себастьян Бах и многие другие личности вели личные дневники, в которых описывали свои чувства и мысли. В дальнейшем многие из записей были опубликованы, а некоторые стали настоящими произведениями (к примеру, Лев Толстой использовал свой дневник для написания произведения). Почему все великие люди оставляют наследие в виде записей и ежедневников? Предполагается, что регулярное ведение дневника способствует развитию выдающегося интеллекта.

Сон – ответ на вопрос

Безусловно, сны – это загадка нашего подсознания. Вроде бы уж тут все ясно: с помощью снов подсознание общается с нами. Однако то, каким образом это происходит, само по себе удивительно. И еще удивительнее, когда в снах мы находим решение трудной задачи!

Так, собственно, и произошло со многими учеными, среди которых – химик Август Кекуле. Однажды он целый день трудился над учебником химии и под конец почувствовал, что так ничего полезного и не сделал. Расстроенный ученый подумал, что его мысли заняты не тем, и, отодвинув работу, сел у камина. Всматриваясь в пламя, он размышлял о молекуле бензола, строение которой представляло собой загадку. Постепенно химик погрузился в состояние полусна. А затем. затем произошло то, что сейчас называют чудом.

В полудреме Кекуле увидел в пламени очага странные, фантастические очертания. Перед его глазами проносились атомы, которые длинными рядами двигались в огне, извивались, словно змеи. Вдруг одна из змей схватила себя за хвост и быстро и яростно закружилась. Ученый проснулся, словно от вспышки молнии.

Кекуле понял, что перед ним возникло решение мучавшего его вопроса. Подсознание само подсказало ответ, и всю ночь химик провел, работая над задачей. В 1865 году он заявил, что молекула бензола состоит из шести атомов углерода. Удивительно, что соединение атомов поразительно напоминало змею, привидевшуюся ученому.

Ночные кошмары и швейные машины

Еще одним изобретением человечество обязано сну.

Изобретатель Элиас Хове размышлял над созданием швейной машины, однако безрезультатно. У него совершенно ничего не получалось.

Как-то ночью Хове увидел страшный сон: его преследовала банда людоедов, намеревавшихся приготовить из него аппетитный ужин. Орава каннибалов уже почти нагнала его, и смерть была неизбежна. Изобретатель даже видел наконечники копий людоедов, сверкающие холодным блеском. Неожиданно подсознательно Хове отметил, что каждый из наконечников имеет отверстие – такое же, как и у швейной иглы. На этом моменте изобретатель проснулся, весь в холодном поту.

Позже Хове понял, что в кошмаре заключался ответ на задачу, которую он поставил перед собой. Ведь для того, чтобы швейная машина работала, нужно только переместить ушко иглы вниз, к самому острию. Хове последовал совету подсознания, и вскоре появилась первая швейная машина.

Сущность интуиции


Слово Интуиция происходит из позднелатинского intuitio - созерцание, от лат. intueor - пристально смотрю.
Обычно под интуицией понимают внезапно пришедшее озарение, внезапное решение вопроса, - все то, что характеризуется общим убеждениям ясности и бесспорности понимания. Когда говорят: "обладает сильно развитой интуицией", то имеют в виду, что такой человек, обычно высококлассный специалист в предмете, может рассуждать, демонстрируя глубокое понимание сути предмета, не задумываясь в этот момент.
Ощущение ясной бесспорности характеризует все проявления интуиции и порождает чувство, что это нечто привнесенное с печатью Истины потому, что буквально до того ничего не было, а после - вот оно: поражающее воображение, заставляющее кричать "эврика" и радоваться как подарку извне.
Р. Декарт утверждал:
"Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция..." .

Известны состояния, проявляющиеся во сне или наяву на грани галлюцинаций (когда так легко оказывается возможным возбуждать ассоциации, непосредственно не связанные с текущим контекст ом мышлени я), когда возникает острое ощущение понимания всего на свете, чувство, что все тайны в мире теперь поняты, сопровождающееся радостной эйфорией. Но при попытке конкретизировать хоть какое-то знание, или вспомнить, что же именно удалось понять, ничего не получается, все ускользает так, как будто ничего и не было. Понятно, что ничего и не было, что все тайны вселенной не оказались вдруг в голове, а было лишь самое ощущение понимания в чистом виде, не обремененное ничем конкретным. Точно так же бывает ощущение просто радости, когда непонятно откуда оно происходит или подавленности. Эти чувства возникают в результате активности нашей внутренней рецепции: детект оров "хорошо", "плохо", "новое", "ошибка", "уверенность". Эти чувства обладают способностью окрашивать все то, что воспринимается и думается в этот момент. Градаций у этих чувств может быть очень много и они очень индивидуальны, но самые общие из них присущи практически всем, порождая знакомые эмоции .
В материалах Интеллектуальные механизмы психи ки :
...термин "понимание" вносит трудности в проблему уже тем, что он слишком общий для каждой из тех областей, где эта проблема конкретизируется. С позиции тех или иных специалистов одним термином обозначаются разные приложения субъективного образа-символа "понимание" и это приводит к противоречиям при переходе к более общим рамкам.
Психофизиологический аналог такого образа - это, пожалуй, состояние определенности. Поведение невозможно вне определенного контекст а. Стимул вызывает реакцию в контекст е, соответствующем существующим условиям. Здесь опытом уже выработались матрицы возможных решений - ответов в различных обстоятельствах.
Признаки действующих условий в некоторых случаях могут возбудить конкурирующие в многозначительности контекст ы взаимоисключающих реакций, а, точнее, такое может случиться, когда воспринимаемых признаков недостаточно для возбуждения определенного контекст а (способность распознавания дается опытом). При этом наблюдаются все последствия непонимания ситуации. Если же ситуация однозначна, то опережающие возбуждения от опережающего ожидания стимула в установившемся контекст е дадут прогноз, соответствующий накопленному опыту.
Достаточно уверенные, однозначные прогнозы и дают ощущение определенности, понимания. При этом, следуя общему механизму, должны образовываться детект оры узнавания конкретной ситуации и детект оры общей определенности. В противных же случаях, при неопределенных или противоречивых контекст ах должны образовываться детект оры ошибок, фиксирующие общее во всех ансамблях (включая значим ость), характерных для неопределенности.

Множество цепочек сформированных опытом программ действий выполняется одновременно: мы дышим, идем, машем руками, корректируем хотьбу в зависимости от особенностей пути, думаем при этом о чем-то (см. об этих механизмах механизмов психи ческих явлений). Но подавляющая часть активных процессов мозга не осознается (точка осознания или фокус внимания находится только в одном из таких процессов), и если результат прогностической деятельности в одном из них превысит значим ость и новизну состояния осознаваемого процесса, то фокус внимания переходит туда, ранее бессознательное при этом осознается уже на стадии готового важного результата (см. Механизм ориентировочного рефлекса) - эффект озарения.
Мыслительные автоматизмы организованы в точности как одновременная работа множества программ мышечных действий. Именно поэтому мы затрудняемся сказать, как именно развивалась наша мысль: многие промежуточные активности не осознавались и поэтому не оставили следа в субъективной памяти. Но цепи мыслительных активностей отрабатывали последовательно в точности как цепи последовательности фаз действий в мышечных реакциях при том, что фокус осознанного внимания переходит с одной наиболее актуальной фазы на другую наиболее актуальную (максимум новизны и значим ости). И если актуальность проявилась только после того, как этой цепочкой было обнаружено что-то очень значим ое, то и возникает осмысл ение именно данной активности - появляющейся как бы ниоткуда мыслью (см. Что такое мысль?).

Мгновенное понимание ситуации имеет именно такой механизм реализации. Это - одно из проявлений интуиции. Понятно, что если что-то не было раньше представлено жизненным опытом, то это и не будет распознано. Или это будет распознано ложно (см. Иллюзии восприятия).
Бытует мнение, что не знакомый с предметом человек может подсказать специалисту ценную идею. Это - мнение профанов, плохо представляющих себе сложность современной предметной специализации. Из ничего не возникает нечто. В самых общих чертах неспециалист может подсказать точно так же эффективно, как и наводящее на мысли пламя костра или волны моря или случайные узоры трещин штукатурки. Всеми этими генераторами стимулов для идей пользовался Леонардо да Винчи.
Интуиция проявлется и в прогностических механизмах мозга. Именно они приводят к озарениям, когда в пока не осознаваемой активности мозга, при повлении каких-то дополнительных элементов в восприятии и конкретизации контекст а в области неосознаваемой активности, вдруг активируется уже имеющийся вариант возможного развития идеи (событий), который окажется достаточно значим ым (см. Опережающее возбуждение
или сущность прогноза). Этот вид интуиции еще в большей степени зависит от индивидуального жизненного опыта потому, что кроме процессов распознавания самой ситуации, здесь еще задействован тонкий баланс нахождения приемлемого варианта в исследовательском контекст е психи ки (см. Мотивация).
Вот как описывает проявления и истоки интуиции французкий математик Жан Дьедонне в Абстракция и математическая интуиция

... как же изобретается доказательство? Этот процесс прекрасно описал А. Пуанкаре на ставших знаменитыми страницах: воображение предоставляет математику, стоящему перед лицом некоторой проблемы, множество всевозможных комбинаций известных фактов, теор ем, однако большинство из них никуда не ведет. Если случайно математик нашел верный путь, то говорят, что у него хорошая интуиция, которая его удачно направляла.
... Никто, конечно, не думает отрицать, что источником основных математических понятий, таких, как число или пространство, является чувственный опыт. Начиная примерно с 12 лет, если верить профессиональным психологам, небольшие натуральные числа или простые пространственные отношения (положение, величина и т. д.) могут рассматриваться как устойчивые, базирующиеся на опыте понятия, присущие всем нормальным людям и образующие субстрат соответствующих математических понятий.
... имеются причины, связанные с историческим развитием математики, по которым на понятия, возникшие в основном из опыта, стали налагать требования, которые вовсе не имеют такого происхождения, и которые выступают в качестве аксиом , наложенных на понятия, выбранные в качестве основных. После этого, естественно, нет ничего удивительного, хотя это и смущало людей в свое время, что чувственная интуиция рассматриваемых объектов, хотя бы действительных чисел, либо в некоторых случаях совершенно не существовала, либо была недостаточной и обманчивой.
... Никто не может сказать, что у него есть интуиция истинности или ложности теор емы Ферма. Иногда интуиция, которой обладают относительно некоторых понятий, начиная с аксиом , дает идею доказательства. Классическим примером может служить теор ема Больцано, говорящая о том, что непрерывная функция не может изменить знак, не обратившись в нуль. Здесь есть достаточно четкая геометрическая интуиция, которая дает идею доказательства. Если же попытаться доказать теор ему Жордана*, которая тоже интуитивно очевидна, выясняется, что здесь интуиция обманчива. Имеются и вовсе неинтуитивные объекты, классические чудовища: кривая Пеано, континуум Брауэра, который является общей границей трех плоских областей, кольцо Антуана, являющееся вполне разрывным множеством, хотя существует кривая, которую нельзя деформировать в точку, не пересекая этого кольца. Кстати, чтобы не заходить в столь далекие области, можно привести такие примеры ложной интуиции, как знаменитый чертеж, с помощью которого доказывают, что всякий треугольник равнобедренный. Если сделать чертеж так, что точка пересечения перпендикуляра к середине стороны и биссектрисы противолежащего угла окажется внутри треугольника (что, очевидно, невозможно), легко показать, что треугольник равнобедренный. Этот пример хорошо иллюстрирует тот факт, что пространственная интуиция, вырабатываемая в нас элементарной геометрией, может оказаться обманчивой.
Поэтому не надо давать себя обманывать. Даже для понятий, которые кажутся близкими к чувственной интуиции, соответствующие математические объекты, в сущности, очень отличаются от того, что мы о них думаем. В этом факте кроется источник огромного удивления, возникшего у большинства математиков XIX века, полагавших, что понятия, которые они ассоциировали с действительными числами, сами собой разумеются и не могут привести к экстравагантным результатам, подобным кривой Пеано.
Мы больше не удивляемся таким явлениям. Начиняя с конца XVI - XVII века математики разрушили классическое представление о числе и пространстве и начали исследовать объекты, не имеющие никакого чувственного эквивалента. Никто никогда не видел группы, кольца, тела, модуля. Геометрии Лобачевского, Римана и все другие геометрии, р-адические числа*, дифференцируемые многообразия созданы математиками. Как же можно говорить об интуиции для этих объектов? Ответ на этот вопрос, безусловно, трудно сформулировать, так как речь идет о явлениях совершенно субъективных. Каждый математик создает себе индивидуальный мысленный образ, в чем-то несравнимый с соответствующими образами мыслей других.
Вначале отметим распространенную и совершенно банальную точку зрения: интуиция математического объекта постепенно развивается и зависит прежде всего от степени знакомства с этим объектом. Что делает математик, когда перед ним встает совершенно новая для него проблема, которую он никогда не изучал и над которой он только начинает работать? Чаще всего он либо совсем не знает, какие вопросы надо ставить, либо ставит абсурдные вопросы.
... изучая вопрос, понемногу начинают осваиваться в незнакомой стране; привыкая, приходят к умению угадывать, что должно произойти, когда встречают данный математический объект, и какой инструмент нужно применить для его исследования. Постепенно прекращаются нелепые ошибки, допускаемые вначале. В конце концов вырабатывается определенная привычка к теме и, если повезет, удается поставить проблему и решить ее.
... Остальную часть доклада я посвящу другому типу математической интуиции, а именно тому, что я бы назвал переносом интуиции. Этот тип интуиции я считаю основным и являющимся одним из наиболее важных источников математического развития.
... Их разъединяет лишь язык, но он же и оказывает огромную помощь, так как позволяет в каждый момент более или менее точно подыскать сходные интуитивно знакомые ситуации и перенести интуицию из этих ситуаций на случаи более сложные. Это не очевидно и надо часто принимать серьезные предосторожности...
... В подобных случаях есть нечто, толкающее нас переносить идеи на другую математическую теор ию. Но, так сказать, встречаются великие переносы, которые можно было бы назвать мутациями и которые - иначе не скажешь - падают с неба. О них создается впечатление, что они совершенно ничем не подготовлены.
... Я только что показал, каким образом интуиция линейной алгебры была перенесена на алгебраическую топологию и привела к значительному прогрессу. Самое же замечательное заключается в возвращении этого влияния назад. Математики, работающие над алгебраической топологией, пришли к развитию целой серии специальных или на первый взгляд специальных для их объектов исследования методов. Речь шла о вопросах строго топологических до тех пор, пока. в один прекрасный день алгебраисты Эйленберг и Мак Лени в 1942 году, Хопф и А. Картаи примерно в то же время заметили, что в вопросах чистой алгебры встречаются аналогичные ситуации, и им пришла в голову мысль перенести на задачи чистой алгебры методы, успешно применяемые алгебраическими топологами; успех был совершенно необычайный: гомологическая алгебра явилась рикошетом интуиции чистых алгебраических топологов.
... приведенные примеры, несмотря ни на что, наиболее простые. Чтобы описать современное бурное кипение идей, надо было бы говорить о больших конструкциях, где сливаются не одна-две, а полдюжины интуиции.
... прогресс интуиции вопреки тому, что можно было бы предположить, идет рука об руку с прогрессом абстракции. Чем более абстрактно явление, тем больше оно обогащает интуицию. Почему? Потому что абстракция устраняет из теор ии все несущественное. Если вы вводите абстракцию умело и ведомы своим чутьем (интуицией, если угодно), то вы отбрасываете несущественные отношения. Что же осталось? Остался скелет, и в этом скелете вам иногда удается обнаружить структуры, которые иначе вам увидеть бы не удалось. Если бы вы не ввели абстракцию, деревья заслонили бы от вас лес, детали помешали бы вам увидеть существенное.

Эзотерические представления об интуиции, конечно же, ничего не объясняют, а лишь ссылаются на некий трансперсонал ьный источник внешнего по отношению к человеку истинного знания. Не смотря на множество абсурдных несоответствий, которые немедленно появляются при любой попытки применить такое предположение, это представление очень живуче именно из-за того, что интуицию сопровождает "необъяснимое" чувство ясной уверенности, истинности внезапно понятого. То, что выше вполне рационально было объяснено конкретными механизмами психи ческих явлений. Конечно же, эта самая уверенность в истинности у одного человека может совершенно не совпадать с сутью понятого другим человеком, что и приводит к множеству разногласий в эзотерических учениях и различию в религиях (См. Различия религиозных теор ий, различие науки и религии).
Эти представления проявляются не только в религиозной, но и вообще в профессиональной деятельности. Так, в Сущность интуиции в следственной и судебной практике :

... Объявляя реальный мир иррациональным потоком субъективных переживаний, в котором нельзя найти ничего определенного, интуитивисты приходят к выводу о невозможности познания мира посредством органов чувств и мыслительной деятельности. Эта чуждая науке проповедь мист ицизма широко воспринята буржуазными юристами для обоснования беззаконий и судебного произвола. В ряде работ содержатся двусмысл енные рассуждения, фактически ориентирующие на приоритет субъективных впечатлений следователя и судьи.
... Процесс мышлени я - это не только совокупность развернутых умозаключений. Наряду с полными логическими формами человек пользуется такими суждениями, которые принимаются в сокращенном виде, а иные вовсе выпадают, опускаются, как давно известные, проверенные опытом, доказанные практикой или установленные какой-либо отраслью знаний. В результате полученный вывод кажется оторванным, изолированным и представляется чистой, ничем не обусловленной догадкой.
Точно подметил эту закономерность И. П. Павлов. Интуицию, говорил он, "так и нужно понимать", что "человек окончательное помнит, а весь путь, которым подходил, подготовлял, он не подсчитал к данному моменту" Фактически же полученный результат был подготовлен предыдущим мыслительным процессом, в ходе которого произошла актуализация нужных знаний, а если решение наступает с первого шага, значит, необходимые знания актуализировались немедленно, благодаря тому, что готовность опыта и знаний у человека была высока. Таким образом, за способностью интуитивно угадывать истину стоят опыт, знания, активна мыслительная деятельность, которые позволяют как бы внезапно правильно решить вопрос, понять сложное явление, предсказать дальнейший ход событий.
Конечно, очень многое зависит от того, что решающий задачу может привнести в качестве фантазии, наблюдательности, критичности, творческой заинтересованности и иных интеллектуальных качеств.
В силу изложенного говорить о непосредственности интуитивного знания можно только условно, ибо оно опосредствовано и обусловлено всем предшествующим опытом человека и человечества. Запасы знаний и жизненных наблюдений, знание способов решения различных познавательных задач не представляют собой хаотического нагромождения В сознании исследователя они систематизированы и увязаны нитями ассоциаций. Чем большим количеством мысленных связей он располагает, тем богаче и разностороннее его представление о мире. Чем чаще эти связи использовались, тем меньших усилий требуется ему для правильного решения возникающих задач.
При интуиции происходит использование по заданию интеллекта "глубинных архивов" человеческой памяти. Умственные действия, подобно моторным операциям, в результате многократного повторения имеют свойство сокращаться, автоматизироваться, ускользая от самонаблюдения По мере совершенствования происходит свертывание процесса рассуждения Обдумывание всех промежуточных ходов решения облегчается; начинают складываться прямые связи между основными элементами задачи. Опираясь на догадку, исследователь начинает все чаще правильно решать эти задачи, не производя каждый раз аналитической работы и не осознавая пути их решени. На этой базе вырабатывается интуиция.
И. М. Сеченов подчеркивал ее сходство с сильно привычным движением, сделавшимся автоматическим, где механизм процесса заучивания скрыт быстротой и легкостью действия. "Эта аналогия, - заключает он, - до такой степени полная, что я, не колеблясь, утверждаю их психологическую однозначность".


Дополнительно:

Интуи́ция (от intuitio - «созерцание», от глагола intueor - пристально смотрю) - это познание, основанное на пристальном внимании к сути вещей, событий и явлений.

Как эффективно использовать своё «шестое чувство»,
чтобы добиться успеха в учёбе, карьере, бизнесе и личной жизни?

Интуитивное мышление изучено не достаточно для того, чтобы наука могла предложить готовый алгоритм по развитию интуиции, работающий для всех индивидуумов одинаково. Однако, ДОСТАТОЧНО проведённых исследований в сфере интуитивного познания, исторических примеров и разработанных методик для развития индивидуального интуитивного мышления у ЛЮБОГО человека. Так почему бы нам не применить это к своей жизни? Тем более, что КАЖДЫЙ человек обладает интуитивным мышлением также как и аналитическим как потенциальной способностью о рождения. Потенциальной - это значит требующей развития. Однако, нам не дают покоя Мифы об интуиции.

Мифы об интуиции:

  1. «Интуиция противоположна логике».
  2. «Интуиция - есть продукт деятельности правого полушария».
  3. «Интуиция - это наше бессознательное».
  4. «У одних людей есть интуиция, а у других - нет».
  5. «Интуиция развита у женщин, а мужчин - логика».
  6. «Интуиция - это дар, который даётся свыше и на неё нельзя повлиять».

Интуиция в бизнесе

Акио Морита, руководитель компании SONY, называет интуицию главной составляющей творческого мышления и краеугольным камнем технологических инноваций и разработки новых товаров: «Машины и компьютеры не обладают способностями к созиданию, поскольку для креативной деятельности недостаточно простой обработки информации. Для творчества необходима человеческая мысль, спонтанная интуиция и смелость». Руководители и лидеры с опытом становятся мудрее на интуитивном уровне. Интуиция заключена не только в нашем мозге, но и теле. Её проявления можно условно отнести к «голове», «сердцу», «рукам» и «нутру».

Хотели бы Вы развить эти уровни личной эффективности? Тогда давайте посмотрим на 4 отличия «интуитивного» ума:

  1. Говорит на языке чувств.
  2. Действует быстро и спонтанно.
  3. Представляет собой целостную «систему распознавания образов».
  4. Предлагает нам гипотезы, а не факты.

Интуиция в науке. Исторический пример

Никола Тесла считается ярким представителем интуитивного метода исследований в науке. В противовес Томасу Эддисону, который является олицетворением плеяды учёных-экспериментаторов, достигающих цели методом проб и ошибок. Никола Тесла - величайший изобретатель XX века, автор нескольких тысяч изобретений. Восторженные почитатели называют его Повелителем молний, Отцом переменного тока, Волшебником и Человеком, который изобрёл XX век! Его именем названы единица измерения плотности магнитного потока, улица в Хорватии, аэропорт в Сербии, его лицо красуется на банкнотах, а его самого на родине считают национальным героем наряду с великими правителями и воинами.

Никола Тесла, серб по национальности, родился в провинции Лика, входившей в состав Австрийской империи. Его отец - православный священник, обладавший многими способностями: знал несколько языков, имел прекрасный стиль написания статей, обладал великолепной памятью. Мать - Дука Мандич - представительница одной из самых славных своими традициями сербских семей, была талантливой рукодельницей, не умела читать, но знала много национальных поэм наизусть и придумала множество полезных приспособлений для своего дома.

В доказательство интуиции Теслы приводят историю о создании генератора переменного тока : когда Никола учился на втором курсе Высшего технического училища, в кабинет физики привезли машину постоянного тока с коллектором. Понаблюдав за работой динамо, Тесла заявил, что можно построить генератор переменного тока и обойтись без коллектора. Тесла был осмеян, потому что на тот момент в науке использование переменного тока считалось невозможным. В течении нескольких лет Тесла жил с этой идеей. Как же работает знаменитая интуиция Теслы?

По легенде, он гулял с другом по парку, читал наизусть «Фауста» Гёте, и вдруг увидел схему будущего генератора. «Внезапно мне открылась правда. На песке я палкой набросал схемы», - вспоминал Никола Тесла. И прошло ещё несколько лет, прежде чем генератор и другое оборудование, созданное Теслой, послужили созданию крупнейшей в мире электростанции на Ниагарском водопаде.

Тесла обладал интуицией физика. Леонардо да Винчи - художника. Моцарт - музыканта.

А в какой области Вы хотели бы развивать интуицию?

Лидерство. Ораторство. Менеджмент. Маркетинг. Медицина. Педагогика. Искусство. Наука.

Принятие решений. Отношения. Воспитание детей. Предназначение. Предвидение будущего.

Мы уважаем любой выбор. Для тех, кто уже ГОТОВ разработана программа «РАЗВИТИЕ ИНТУИЦИИ » и выбрано лучшее время и место для раскрытия своего интуитивного мышления.

Для думающих предлагаем 10 принципов интуитивного знания:

Принцип 10. Храните верность своей интуитивной индивидуальности.

Принцип 9. Делайте вещи правильно, делайте правильные вещи и следуйте в правильном направлении.

Принцип 8. Слушайте свою голову, сердце и наития.

Принцип 7. Выражайте свои интуитивные чувства.

Принцип 6. Развивайте навыки и знания (компетентность).

Принцип 5. Остерегайтесь слабых интуитивных чувств.

Принцип 4. Полагайтесь на первое впечатление и берите его в расчёт.

Принцип 3. Не путайтесь в своём Я (различайте эмоции, интуицию, озарение, стереотипы и т. п.).

Принцип 2. Переключайте ментальные передачи.

Принцип 1. Признайте интуицию.

Если Вам надоело в новогодние каникулы делать то, что всегда, попробуйте НОВЫЙ ОПЫТ - это путешествие по Местам Силы с целью развития личности и гармонизации отношений.

Подарите себе ВОЛШЕБНЫЙ ЗИМНИЙ ОТПУСК!

ЗИМНИЙ ИНТЕНСИВ «РАЗВИТИЕ ИНТУИЦИИ»


Удивительная Рождественская сказка: управляемая визуализация, динамические и релаксирующие медитации, телесные практики, энергетическая зарядка, танцевальное шоу, смехотерапия, сюрпризы, конкурсы, шаманские практики, раскрытие сексуальности…

Вы хотите эффективно сочетать анализ и интуицию? Добиваться успеха в обучении, карьере, бизнесе и личной жизни? Принимать правильные решения в сложных и связанных с дефицитом времени ситуациях? Развить свой мозг или стать лидером?

Что Вас ждёт?

  1. Развенчание мифа об интуиции.
  2. Оборотная сторона интуиции: логические ошибки, склонность к предвзятости, стереотипирование, самообман.
  3. Интуитивные удачи и ошибки.
  4. Соматические маркеры Дамасио.
  5. Пять правил хорошего интуитивного суждения.
  6. Десять принципов интуитивного знания.
  7. Интуитивное познание будущего.
  8. Интуиция и выбор партнёра.
  9. Интуиция и принятие решений.
  10. Интуиция и экстрасенсорное восприятие.
  11. Интуиция и творчество.
  12. Интуиция и предпринимательство. Доходы от интуиции.
  13. Интуиция и лидерство. Интуитивное лидерство Аристотеля. Набор ценностей лидера. Вектор.

Практика: «Хрустальный шар», «Адвокат дьявола», «Тайм-аут», «Дополнительное время», «Палсинг» и др.

Медитации: «Исцеление», «Золотой свет», «Денежный поток», «Ожидание восхода солнца», «Динамическая» и др.

Вы сможете также получить:

  1. Эннеаграммное тестирование.
  2. Свой психологический портрет.
  3. Композит психологических портретов (отношения с партнёром).
  4. Консультацию Таро.
  5. Семейную консультацию.
  6. Коучинг индивидуальный и семейный.

Формат: мини-лекции, демонстрации, игры, экшены и события.

МОЖНО участвовать всей семьей. Для детей - программа «Я - лидер» - программа интуитивного развития на английском языке.

В психологии выделяют несколько видов интуиции, причем классификации существуют разные. Самой общей и распространенной является европейская классификация, основывающаяся на базисных человеческих характеристиках. Современная европейская психология выделяет следующие виды интуиции:

1) физическая, или телесная. Этот вид интуиции основан на физических ощущениях человека;

2) эмоциональная. Она основана на эмоциях;

3) интеллектуальная, о которой так много рассуждали философы и ученые;

4) мистическая. Этот вид интуиции, пожалуй, самый спорный, потому что нельзя четко описать его движущий механизм.

Как это выглядит на практике? У каждого из нас доминирует какой-то один тип интуиции, и исходя из него мы трактуем события. Если задать вопрос о том, как сложится то или иное дело, то люди с различным типом интуиции будут предугадывать его финал, основываясь на разных впечатлениях. Человек с физической интуицией представит, каково будет его физическое состояние – усталость, подъем сил, апатия, стресс – и сделает выводы об успешности мероприятия. Интеллектуал направит свою способность все просчитывать на ситуацию и постарается «просканировать» ее. Он сконструирует свой образ, который подскажет ему решение.

Эмоциональный тип будет основываться на том, что он почувствует в финале предприятия. Хочу сделать небольшое замечание: во многом преобладание того или иного вида интуиции у человека связан с национальным менталитетом, традициями, полученным воспитанием.

Интуицию классифицируют также по половому, возрастному, национальному признаку. Давно замечено, что у женщин интуиция развита сильнее. Это никак не связано с физиологическими особенностями – просто женщины испокон веков теснее связаны со всем подсознательным, таинственным, воспринимающим, поэтому они и научились слушать подсказки своего подсознания.

Психологи заметили, что проявление подсознательных предощущений подвержено возрастным колебаниям. У ребенка интуиция еще не замутнена, ее ничто не блокирует, но по мере взросления способность доверять инстинкту теряется. Это происходит потому, что вся наша цивилизация направлена на доказательность, то есть со школы нас учат, что истинно только то, что можно потрогать, увидеть, научно доказать. Со временем способность воспринимать, а главное доверять интуитивной информации теряется. Людям, которых мы называем интуитами, просто удалось счастливо избежать этого.

Ребенок относится к своим фантазиям, желаниям, интуитивным ощущениям как к реальности. Для него не существует невозможного и «придуманного»: для него реален и Дед Мороз, и соседский дедушка. В своем воображении он их соединяет, поэтому для него нет вопроса: «Существует ли Дед Мороз?». Ребенок спрашивает: «Что мне Дед Мороз подарит?». Дети доверяют своей интуиции, они не расчленяют ее холодным анализом.

Взрослые, конечно же, относятся к таким вещам свысока. Если малыш скажет родителям, что он видел на стене в своей комнате страшное чудовище, то его будут дразнить. Но ребенок не только фантазирует: так его интуиция показывает скрытую агрессию взрослого, проявляет страх наказания. Только предстает это совершенно в ином виде, чем тогда, когда дети вырастают.

Взрослые люди предпочитают молчать о своих страхах или объяснять их рационально. Достигший зрелого возраста человек не представит свой страх в виде чудовища или злой Бабы-яги. Он просто будет искать лекарство от страха, обращаясь к психологам и врачам. Очень часто детское непосредственное восприятие реализуется в каких-то фобиях: кто-то боится высоты, кто-то – полетов на самолете, кто-то – змей и т. д. Мы называем такие страхи бессознательными и верно определяем причину: это интуиция пытается до нас достучаться.

Интуиция – материя тонкая, и она очень подвержена внешним воздействиям. Особенно сильно на нее действуют наши физические недуги. Болезнь отягощает наше восприятие, закрывает доступ к информационным каналам Космоса, поскольку все силы направлены на борьбу с недугом. Проблемы с интуицией возникают у человека в 28–30 лет. Правда, оговорюсь, что часто дар предчувствия путают с житейским опытом, и чем старше становится человек, тем чаще интуиция заменяется жизненной мудростью. В этом возрасте человек уже точно знает, что всему должно быть рациональное объяснение, а интуиция не имеет ничего общего с разумом.

Она ситуативна и фрагментарна, она говорит непонятным языком, а взрослые люди против всяких предрассудков. Интуиция, когда сообщает о будущем, рисует какие-то бессмысленные и нелепые, с точки зрения здравого смысла, картины. В итоге мы отворачиваемся от нее, а ведь подсознание очень часто посылает нам предупреждения.

Одна моя знакомая постоянно заказывала в буфете рядом со своей работой чашечку кофе с молоком. Она делала это всегда, и у нее не было никаких причин, чтобы отказаться от своего ежедневного кофе. Но в один из будничных дней при одном только упоминании о кофе с молоком ей делалось нехорошо, и она не стала брать любимый напиток. Через некоторое время все, кто взял в тот день кофе с молоком, были госпитализированы с диагнозом «расстройство кишечника». Очевидно, молоко было несвежим, и моя знакомая оказалась в выигрыше. И таких примеров можно привести сотни.

Проблема с интуицией возникает еще и потому, что к тридцати годам способности подсознания так тесно переплетаются с другими психическими процессами, что их трудно распознать. Взрослый человек воспринимает подсказки интуиции сквозь призму логики, приобретенных знаний, обстоятельств. Она так же, как и логика, может затемняться чувствами, эмоциями, ненужными знаниями.

Самый опасный возраст для интуитов – 35–45 лет. На свойственный всем кризис середины жизни накладывается истощение биоэнергии, которая столь важна для интуиции. Уже давно признано, что самая нижняя точка человеческой энергетики – 41 (по китайским учениям – 42) год.

В это время у человека исчерпаны все ресурсы, запасенные с детства, идет полная перестройка сознания, поэтому связь с Космосом нарушена. Потом все приходит в норму, однако после 45 лет начинает активно работать жизненный опыт, а интуиция проявляет себя лишь вспышками озарения.

Благодаря науке мы знаем, что интуиция необходима человеку для процесса познания мира, а познание, как известно, может происходить различными путями. Так и способность предчувствия различается смотря по тому, какую сферу человеческой деятельности обслуживает. Эта классификация связана со способами выражения полученной информации.

1. Профессиональная интуиция. Этот вид подсознательного чувства развивается у человека, занимающегося определенной профессией, – врача, учителя, менеджера, военного, политика, спортсмена, психолога и т. д. Он связан с неуклонным накоплением мастерства, с приобретением и развитием особых навыков, необходимых для той или иной профессии. Профессиональная интуиция помогает найти верное и оптимальное решение поставленной задачи, сэкономить время и силы для разрешения трудностей, раскрыть неясные моменты в ситуации. Шестое чувство позволяет также выбрать необходимые средства и приемы выражения.

2. Научная интуиция. Подобный вид чаще всего проявляется тогда, когда перед человеком как субъектом познания стоит очень важная познавательная задача, требующая напряжения моральных, интеллектуальных и физических сил организма. В этот момент человек концентрируется на поставленной задаче, ищет всевозможные способы ее выражения и разрешения. Научная интуиция подразумевает поиск логического обоснования собранных фактов или явлений. В это время ученый, изобретатель постоянно сосредоточен на объекте исследования, то есть на той проблеме, которая его занимает. Как одна из составляющих научного процесса, научная интуиция оперирует специфическим языком. В принципе этот вид интуиции совпадает с творческой интуицией.

3. Творческая интуиция – высшая форма дара предчувствия. Некоторые исследователи включают в творческую интуицию научную и художественную. Дело в том, что творческая интуиция основана на прозрении. Она срабатывает тогда, когда, казалось бы, невозможно найти выход, когда достигнут предел напряжения интеллекта, воли, чувств человека. Творческая интуиция – это выражение выношенного и выстраданного результата. Этот вид подсознательного предощущения является необходимым и важным условием протекания творческого процесса. Хотя у разных ученых и философов можно найти разные точки зрения на эту проблему, очевидно одно – великие научные открытия и шедевры искусства появляются во многом благодаря интуиции.

Американский ученый Грэхем Уоллес посвятил много исследований феномену творчества. В круг его интересов входили и творческая интуиция, и творческий процесс. Свою концепцию он построил, исходя из самонаблюдений и воспоминаний знаменитых ученых – немецкого физиолога, физика и математика Германа Гельмгольца и французского математика Анри Пуанкаре. В 1926 году Уоллес опубликовал теперь уже классическую схему творческого процесса, который включает в себя четыре этапа. В сущности, Уоллес не сделал никакого прорыва – он просто синтезировал то, что знали до него.

Первый этап – подготовка. Это этап постановки проблемы, погружения в нее, сбора практического материала и т. д. Философы до Уоллеса говорили об этом же, утверждая, что любому делу предшествует стадия, когда ничего не получается, когда все попытки решить проблему тщетны, выход не виден и начинает казаться, что этой проблемой вообще не стоит заниматься.

Второй этап – «высиживание яиц». Это есть самый мучительный и долгий период, в течение которого происходит вынашивание проблемы. Мозг человека трудится над задачей, он ищет ее решение, хотя сам человек и не работает над ней. В древности термином «высиживание яиц», или «инкубация», обозначали некое особое действо. Человек приходил в храм и оставался там на ночь, чтобы получить ответ на свой вопрос или обрести исцеление от недуга. Это действо описывает состояние ученого, творца, который ждет разрешения проблемы. Философы также называют это время периодом роста, когда Природа должна сделать свое дело.

Третий этап – прозрение. Это и есть собственно инсайт, открытие, архимедова «Эврика!». Собственно, если продолжать сравнение, прозрение – это то, чего ждет человек в храме. В этот момент происходит резкий скачок, переход накопленного количества информации в качество. Решение приходит всегда в виде символического образа, знака, трудно поддающегося словесному описанию.

Четвертый этап – фиксация. Заключительный период процесса, который связан с логикой. Сознание справляется с пережитым потрясением и начинает действовать логически. Символ-образ переводится в слова, дается научное объяснение открытию и т. д.

Из этой схемы видно, что моменты инсайта – редкие гости в человеческой жизни. Прозрение может и не наступить. Почему одних людей осеняют гениальные идеи, а других – нет, науке неизвестно, и, видимо, не станет известно. Хотя современные ученые, опираясь на схему Уоллеса, выявили модель поведения, ведущую к прозрению. Она, в общем-то, ни для кого не секрет: надо долго, упорно и настойчиво работать над занимающей тебя проблемой, изучить все возможные источники, собрать обширный материал, страстно желать решения проблемы, не сдаваться при первых неудачах, и тогда…

Давайте немного отвлечемся от теоретических рассуждений. Я хочу привести примеры из жизни величайших умов человечества, чтобы вы поняли справедливость утверждения Гете о том, что гений – это 1 % везения и 99 % непосильного труда. Интуиция может подарить вам великое открытие, но только тогда, когда вы приложили к этому все свои усилия.

Я уже говорила о великом титане Возрождения Леонардо да Винчи. Он придавал интуиции, работе бессознательного огромное значение в жизни творца. За пятьсот лет до австрийского врача Зигмунда Фрейда он говорил о ключевой роли подсознания в художественных и научных прозрениях. Леонардо советовал всем художникам и изобретателям изучать мир природы и запоминать свои ассоциации, чтобы потом воплощать их в творениях. В своих «Записках» великий флорентинец наставлял: «Это не трудно… просто остановиться по пути и посмотреть на потеки на стене, или угли в огне, или облака, или грязь… там вы можете найти совершенно потрясающие идеи…». Спустя столетия этот метод спонтанно возникающих ассоциаций возьмет на вооружение швейцарский психолог и психиатр Герман Роршах. Но Леонардо не останавливался только на зрительных впечатлениях – он подключал и слуховые рецепторы. Все в том же произведении он утверждал, что «в звоне колоколов можно уловить любое имя и любое слово, какое вы только способны себе вообразить». Вполне возможно, что колокольный звон ускорял момент инсайта гения Возрождения.

Изобретатель швейной машинки Элиас Хове был трудоголиком. Он очень долго трудился над разработкой первого швейного устройства, которое смогло бы облегчить труд модисток, но ему все время чего-то не хватало. Он уже отчаялся, когда ему приснился кошмарный сон: Хове попал на дикий остров, и за ним погналась толпа людоедов. Он не смог убежать от дикарей – они уже почти настигли его, занесли над ним остро отточенные копья. Хове во сне поразило то, что в наконечниках этих копий просверлены отверстия.

Дикари не съели изобретателя – он проснулся от страха. Но наутро он понял подсказку своего подсознания: для работы швейной машины было необходимо, чтобы ушко иглы находилось внизу, а не вверху. Ночной сон и был моментом инсайта, который помог Элиасу Хове найти верное решение, а швеям – обрести новый инструмент.

Еще одно свидетельство мощи интуиции – творчество великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Его гениальная музыка поражала современников, и даже не столько музыка, сколько ее создание. Моцарт, как казалось современникам, писал свои шедевры как бы между делом, не прилагая к этому никаких видимых усилий: то он сочинял симфонии во время игры в бильярд, то во время прогулки, а то легкомысленно и беззаботно насвистывал только что сочиненную увертюру к опере «Дон Жуан» перед ее премьерой. Сам музыкальный гений говорил, что он ничего не «сочиняет» – музыкальные произведения появляются в его голове уже готовыми. Вот он – типичный пример творческой интуиции, реализующейся в ин-сайте: она считывает информацию целиком, в виде нерасчлененного единства. Мы находим этому подтверждение в письмах гениального австрийского композитора. Он пишет, что свое творение он видит целиком, «как ослепительно прекрасную статую»; он слышит их в единстве: «Я не прослушиваю в моем воображении партии последовательно, я слышу их звучащими одновременно. Не могу передать, что это за удовольствие!». Еще более впечатляющим примером инсайта являются работы английского физика, изобретателя, одного из самых выдающихся ученых в истории человечества Майкла Фарадея. Это он создал теорию электромагнитных полей и силовых линий, которая вдохновила на труд Альберта Эйнштейна. «Что же в этом необычного?» – спросите вы. А необычно здесь то, что Майкл Фарадей… не знал математики и других точных наук. Его можно смело назвать «интуитом от физики», поскольку свои грандиозные открытия он делал с помощью интуиции.

Так, теорию силовых линий, совершившую революцию в научном мире, он разработал при помощи резиновых лент. В его доказательстве не присутствовало ни одной математической формулы и ни одного посыла, как применять эту теорию. Фарадей просто знал, что в природе существуют силовые линии, а потом ему представилось, что они похожи на резиновые ленты – вот и все. Когда потом другой английский ученый, Джеймс Кларк Максвелл, дал математическое обоснование теориям Фарадея, первооткрыватель не понял в них ни слова и попросил Максвелла «перевести иероглифы на человеческий язык, который я сам бы смог понять». Это ли не доказательство всевластия интуиции? Живший приблизительно в одно время с Фа-радеем знаменитый немецкий химик Фридрих Август Кекуле, наоборот, был человек весьма ученым и теоретически подкованным. В историю науки он вошел как изобретатель формулы бензолового кольца. Этому открытию предшествовали годы упорного, напряженного и безрезультатного труда. Кекуле был близок к открытию химической формулы молекулы бензина, но она ускользала от него. Так продолжалось довольно долго, ученый был измучен бесполезной борьбой с природой. Но вот однажды этап «высиживания яйца» был завершен и случилось то, что наряду с яблоком Ньютона и сном Менделеева считается величайшим чудом науки новой эры. Утомленный размышлениями, Кекуле заснул, и ему приснился очень яркий и красочный сон. Он смотрел на языки пламени камина, и они складывались в цепочки атомов. Эти цепочки превращались в змей, которые извивались, нападали на химика, но не кусали его. Одна из этих змей схватила себя за хвост и начала бешено кружиться. Кекуле проснулся как от удара. Он начал лихорадочно записывать пришедшую в его голову идею, и формула молекулы бензина сама собой выходила из-под его пера. В 1865 году Кекуле доложил научному сообществу химиков, что бензоловое кольцо состоит из шести атомов углерода, которые соединялись друг с другом, как танцующая змея, увиденная им в момент озарения.

Фактов, доказывающих большое значение инсайта для развития науки, существует великое множество. Один из них описан в книге В. И. Орлова, посвященной великим изобретениям: «Инженер-мостовик Бро-ун (изобретатель висячих мостов. – ред. ) корпел у себя на веранде над проектом моста через реку Твид. Бумага перед ним была чиста, работа не клеилась, мост не получался. Отчаявшись, Броун оставил чертежную доску и пошел освежиться в сад.

Было начало осени. Цепкие, серебряные на солнце нити путались в кустах, плыли по ветру, и Броун снимал их с губ и ресниц. Стояло бабье лето, и много паутины появилось в саду. Броун прилег под кустом, но сейчас же вскочил, моргая глазами. Он увидел в небе подсказку.

Он увидел в небе чертеж, ясно вычерченный серебряными линиями по голубому. Броун невольно прочел его так, как инженеры читают чертежи: маленький мост сиял в ветвях, удивительно легкий, простой и смелый. То был мост, а не просто паутина на ветвях. Ветер раскачивал ветви, но паутина не рвалась. И чем пристальней вглядывался Броун в эту паутину, тем все больше удлинялись и утолщались упругие нити, тяжелея у него на глазах <…>.

Теперь Броун знал, с чего ему начинать и к чему стремиться. Он опять засел за чертежи и расчеты и вскоре сделал изобретение: он стал строить висячие мосты, без дорогих и сложных устоев, подпирающих мост снизу». С Эйнштейном связан следующий показательный случай. Однажды журналист спросил физика, записывает ли тот свои блестящие идеи и если – да, то куда: в блокнот, в картотеку или тетрадь. На это Альберт Эйнштейн ответил: «Милый мой, стоящие идеи так редко приходят в голову, что их нетрудно и запомнить!». Озарение – это плод огромной внутренней работы бессознательного, которое сверяет все полученные данные с банком данных Вселенной. Если вы живете какой-то идеей, то в один прекрасный миг вы испытаете незабываемое ощущение прозрения, которое по силе переживания ни с чем не сравнимо.