Чудотворная икона Спиридона Тримифунтского. Икона Спиридона Тримифунтского - значение

Святой Спиридон широко известен своими чудесами, которые продолжаются по сегодняшний день, хотя его нет в живых уже свыше 1000 лет. Он вёл богоугодную жизнь и отличался добротой сердца ко всем страждущим и нуждающимся. За это Господь наградил своего угодника особыми дарами.

Мощи преподобного

О том, в какой семье рос Спиридон, о его отрочестве почти ничего не известно. Он родился в конце третьего века. Занимался выпасом скота. Юноша всегда с большим состраданием относился к нищим и странникам. Старался помочь им, предоставить крышу над головой и накормить. Видя такое благочестие, Бог удостоил его дара прозорливости и исцеления, а также Святой мог изгонять бесов из одержимых.

Старец прожил довольно длинную жизнь и отошёл в мир иной, когда ему было уже больше 80 лет. Ему была открыта дата его кончины Всевышним. Перед смертью он молился и проповедовал о любви к Господу.

Его тело остаётся нетленным. Даже спустя 1700 лет ткани мощей остаются мягкими, их температура равна 36,6 С, а вес тела святого сравним с весом здорового взрослого мужчины. Никто из учёных не может до сих пор дать объяснение этому загадочному явлению.

Интересно! Башмачки Спиридона постоянно изнашиваются и святителям приходится его переобувать. Говорят, что старец продолжает приходить на помощь всем нуждающимся. Только этим можно объяснить состояние обуви святого.

Чудо-тапочек Спиридона Тримифунтского

Ещё при жизни Святой Спиридон сотворил множество чудес. В источниках описываются случаи, когда старцу удавалось по своей молитве вернуть к жизни умерших. Он исцелял от болезней и умел разговаривать с усопшими. После смерти старца чудеса всё также продолжают происходить.

Интересно! Одно из преданий гласит, что к раке с мощами святого приезжал в своё время Николай Васильевич Гоголь. Он стал свидетелем разговора одного человека, который утверждал, что тело не может так долго не поддаваться гниению. Это всё бальзамирование и только. В этот момент тело Спиридона Тримифунтского повернулось в сторону говорящего. Гоголя очень сильно впечатлило увиденное.

В настоящее время к его мощам стекаются толпы паломников, которые ищут помощи святого в своих проблемах.

Где находятся мощи

Изначально тело святителя Спиридона находилось в Тримифунте. Следующим местом, где покоились мощи святого, стал Царьград.

В XV веке он был разрушен, а тело преподобного Спиридона переправили на остров Корфу, в Керкиру. Там почивают мощи святого и сегодня. Жители острова считают старца своим небесным заступником и с большим уважением почитают его память. Примечательно то, что остров остался нетронутым в тяжёлые времена завоеваний Османской империи.

По легенде, когда над этой землёй нависла опасность со стороны турков, разразился жуткий шторм, ливень и ураган. Враги просто не смогли подступиться к Корфу. Так святой защитил обитель, где покоится его тело.

Мощи святого Спиридона Тримифунсткого

Также частицы мощей хранятся в Московских храмах. В соборе Воскресения Словущего есть чудотворная икона с изображением святого и мощи. Для хранения мощей был изготовлен небольшой ковчег. По словам верующих, дверца ковчега во время молитвы сама открывается и закрывается.

Икона славится своей чудотворностью. О ней даже снят документальный фильм.

В Свято-Даниловском монастыре есть башмачок святого с частицей его мощей и старинная икона.

До 30 годов прошлого века в Москве действовал храм Спиридона, которые очень любили прихожане. Он имел древнюю историю и был построен ещё в XVII веке. Но во времена советской власти был разрушен и более восстановлению не подлежал.

Как добраться

Храм Воскресения Словущего расположен по адресу: г. Москва, Успенский вражек, переулок Брюсова, No 15/2.

Добираться удобно на метро. Выходить лучше на станции «Охотный ряд». Выйдя из метро на ул. Тверскую, нужно пройти несколько сотен метров. Кремль при этом останется за спиной. Идя по Тверской, по пути можно осмотреть местные достопримечательности. На этой улице проживало много известных лиц, о чём свидетельствуют мемориальные таблички.

Свято-Даниловская обитель находится на улице Даниловский Вал, дом 22.

Чем помогают святые мощи

В православной практике не принято обращаться к святым с просьбами о получении материальных благ. Но в случае со Спиридоном Тримифунтским такое возможно. Через мощи богоугодника и искреннюю молитву можно получить помощь в различных жизненных ситуациях.

Люди приходят, когда хотят решить свои финансовые трудности, вопросы жилья. У него просят помощи в укреплении православной веры, при внутренних разногласиях. Святой Спиридон оказывает содействие в поиске работы, в благополучном заключении юридических сделок. Возле раки с его мощами часто можно заметить людей, занимающихся предпринимательством.

Важно! Перед тем как попросить, нужно поцеловать святыню, совершить крестное знамение, а после - помолиться. Просьба должна быть искренней и от всего сердца. Духовники обращают внимание, что святой приходит на помощь только тем, кто в ней на самом деле нуждается.

Иногда священнослужители не могут открыть дверцы раки с мощами. В таком случае говорят, что Спиридон отправился помогать кому-то. Он путешествует по всему свету, а доказательством тому является его стоптанная обувь. Башмаки преподобного, которые износились, разрезают на лоскутки и раздают верующим.

Важно! Всеми почитаемый святой всегда откликается на просьбы верующих, но каждый должен помнить, что для получения результата необходимо прилагать собственные усилия. А Спиридон Тримифунтский поможет сделать всё таким образом, чтобы проблема обязательно решилась.

Мощи Спиридона Тримифунтского

Каждый человек должен развиваться не только физически и интеллектуально, но и духовно. Именно от последнего показателя зависит то, как он ощущает себя в жизни. Духовное знание помогает найти правильное решение в различных ситуациях. Существует множество икон, к которым обращаются за помощью. Справиться с финансовыми проблемами поможет вера в себя, трудолюбие и святой Спиридон Тримифунтский. О чем просят его, подходя к иконе? О помощи во всех сложных жизненных ситуациях, разрешении проблем с жильем и финансовой стабильности. Для того чтобы получить такого рода помощь, необходимо уметь правильно молиться.

Молитва Спиридону Тримифунтскому на деньги

Одной молитвы для улучшения финансового положения недостаточно, требуется повторять их в течение 40 дней. Конечно же, на такой подвиг способны лишь самые отчаянные люди, большинство не может преодолеть и половины этого ритуала. Произносить молитву можно в любое время, кроме того периода, когда длится священный пост.

Желательно произносить молитву в церкви, но можно приобрести икону и проделывать это действие дома. Сама просьба о деньгах, материальной помощи и любого рода жилищных проблемах звучит достаточно просто:

"Святой Спиридон Тримифунтский не осуди человека, ходившего под Богом, умоли благосердие и сотвори милость свою. Помоги нам (имена), испори благополучное житие, да здравие как душевное, так и телесное. Спаси нас и избавь от всех томлений".

Если прошло 40 дней, но финансовое состояние так и не улучшилось, то стоит продолжать говорить молитву до тех пор, пока это не произойдет. Однако и не стоит ждать того, чтобы придет человек и положит толстую пачку купюр под дверь.

Следует самостоятельно прилагать усилия к получению прибыли и прислушиваться к судьбоносным знакам.

Молитва Спиридону Тримифунтскому на жилье

С давних времен у людей возникали проблемы, относительно жилья. За поддержкой они бежали к своему покровителю святому Спиридону. Народ полюбил его за его душевную доброту и готовность искренне помочь.

Существует поверье, что он и сейчас ходит по земле вместе со всеми живыми людьми и поддерживает тех, кто нуждается в этом. Если человек желает удачно совершить любую сделку с недвижимым имуществом, например, покупку, обмен или продажу, то сначала нужно произнести молитву:

"Святой Спиридон Тримифунтский вспомни о божьем рабе и даруй нам мирное и безбедное житие".

Эту фразу нужно произносить перед святой иконой каждый вечер и повторять это действие необходимое количество времени, около 20 минут. Если сделка пройдет успешно, то обязательно следует поблагодарить святого Спиридона за оказанную помощь.

Чудотворная икона

Икону Спиридона Тримифунтского считают одной из самых чудотворных, она создана для бедных, больных и нуждающихся людей . Но, это вовсе не означает, что о помощи не может просить здоровый и богатый человек.

Сам святой жил достаточно далеко от России, но тем не менее икону, посвященную ему, можно увидеть практически в каждом православном храме страны. Её главной особенностью является то, что покровитель сидит на троне в пастушьей шапке на голове. Она символизирует характер святого Спиридона Тримифунтского в земной жизни.

Даже когда ему предстояло встать на достаточно высокую социальную ступень, он отказался от предметов роскоши, продолжал существовать и питаться, как обычный крестьянин. Не отразилось это и на его отношении к другим людям, которые по статусу стояли значительно ниже его.

В православной церкви и по сегодняшний день люди вспоминают покровителя. День памяти также называют "Солнцеворотом ", приходится он на 25 декабря.

Собор Святого Спиридона

В центре острова Корфу в Греции располагается Собор Святого покровителя . Жители этого острова всегда испытывали к нему глубокое почтение. Храм настолько габаритный, что его колокольню можно заметить из любой точки города.

Те, кто желает попросить помощи у Спиридона должен приложиться к раке с мощами , которую открывают каждый день в пять часов вечера. Постоянно перед ней выстраивается огромная очередь жителей. На мощи надеты тапочки, каждый прихожий желает получить от них небольшой кусочек и расположить его у себя в доме.

Их надевают новые каждый год, но они каким-то чудесным образом изнашиваются. Отсюда и появилось поверье о том, что покровитель на самом деле ходит по земле и помогает людям.

Из Собора мощи святого развозят по различным храмам всех стран, несколько из них есть и в Москве. Все они были подарены служителем собора с острова Корфу.

Существует еще одна, наиболее современная часовня в Ростове-на-Дону, построенная в 2009 году. В ней хранятся облачения с частицей мощей и башмачки святителя.

В храмах также устанавливаются ящички, в которые жители могут положить свое письмо с просьбами к святому.

Жизнь святителя на земле

Родился святитель в небольшой деревеньке Аксия, находящейся на Кипре в 270 году. Он жил довольно-таки бедно, в простой крестьянской семье. С самого детства он занимался возделыванием хлеба и пастушеством.

Повзрослевший Спиридон женился на девушке, ей было суждено умереть через несколько лет семейной жизни. За искренность и чистосердечность перед Богом он был наделен даром исцеления и помогал народу избавиться от болезней. За свою доброту он был назначен епископа города, но продолжал при этом жить без роскоши.

Умер покровитель в 348 году во время совершения молитвы. И по сегодняшний день люди помнят, кем был Спиридон Тримифунтский. О чем просят у него знает каждый и ставит эту икону в своем доме.

Видео о Чудотворце Спиридоне Тримифунтском

На этом видео подробно расскажут, что дает молитва Спиридону Тримифунтскому, о чем его обычно просят молящиеся, какие проблемы он может решить:

Чудотворная икона Спиридона Тримифунского является для бедных и богатых, больных и здоровых культовым объектом просьб о помощи. Святой помогает всем без исключения. Даже учитывая, что рожден он далеко от России, икона святителя Спиридона Тримифунтского в Москве имеется практически в каждой церкви. За долгие годы существования человеческой истории этот святой сберег многих людей от морального падения.

Он и во время жизни, и после смерти одинаково успешно способствует решению материальных вопросов, смягчает сердца, воскрешает мертвых, дает желание жить живым. Икона Спиридона Тримифунтского, находящаяся в жилище, способна помочь в любых материальных и иных трудностях, возникающих на жизненном пути каждого современного человека. Вся жизнь святого поражает силой и простотой совершаемых им чудес. По его желанию не раз свершалось укрощение стихий, прекращение засух, воскресение мертвых, сокрушение идолов. Почитают святителя и современные люди, ведь благодаря молитвам они получают заступничество и чудотворную помощь.

Рождение и молодые годы святителя

Родиной святителя является Кипр, небольшая деревенька Аксия в окрестностях города Тримифунта. Благословенным годом его рождения стал 270 год н. э. Прийти в эту жизнь мальчику, нареченному Спиридоном, суждено было в простой крестьянской семье. Он был кротким ребенком и впоследствии смиренным крестьянином.
Его главным занятием было пастушество и возделывание хлебов, поэтому обычно икона Спиридона Тримифунтского изображает не только его лик, но и хлебные поля.

По достижении зрелого возраста Спиридон влюбился и женился на хорошей девушке. Но семейное счастье их длилось недолго, через несколько лет жена его умерла. Но он не обозлился на Господа, не зачерствел душой, продолжая исповедовать праведность, честность, щедрость, справедливость и добросердечие. Все свои доходы он делил с бедняками и страждущими, поэтому и в современном мире человек, у которого есть чудотворная икона Спиридона Тримифунтского, ассоциируется только с наилучшими мыслями и поступками.

Зрелые годы Спиридона Тримифунтского

За свою полную праведности и чистосердечия жизнь Спиридон был облагодетельствован Господом возможностью исцеления людей от различных недугов.

Одним лишь словом Спиридон Тримифунтский исцелял недужных и воскрешал мертвых. За эти его заслуги он был назначен епископом города Тримифунта. Получив высокий сан, Спиридон не возгордился, тщеславие не обуяло его, и он продолжил жить по-прежнему, пастушествуя, возделывая поля и разделяя свой скарб с бедняками. Сегодня в доме практически каждого нуждающегося человека есть икона Спиридона Тримифунтского.

Значение её трудно преувеличить. Ведь если в жилище есть икона святителя, значит, в нем оберегаем не только домашний очаг, но и каждый член семьи в отдельности.

Смерть богоугодника Спиридона

Праведной и добросердечной была жизнь Спиридона Тримифунтского. В 348 году н. э. он перешёл в мир иной во время свершения очередной молитвы. На протяжении своей жизни святитель побывал во многих странах, он посетил Европу, Сирию и Египет и был одинаково тактичен и добросердечен как с единоверцами, так и с язычниками. Многие из последних с его благословения, выслушав рассказы о чудотворных поступках, начинали верить в Господа и принимали таинство Крещения.

Так и сегодня многие, услышав о чудесах, сотворённых с помощью молитв святителю, верят, что икона святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца способна помочь им во многих несчастиях и бедах. Они взывают к его образу о помощи и содействии, а получая их, обращаются к святому с благодарными молитвами.

Необъяснимо, но факт

Мощи Спиридона Тримифунтского, за исключением десной руки, находятся с 15 века в одноименном Соборе на о. Корфу.

Что удивительно и странно, обувь и одежда святителя в раке периодически изнашиваются, и её заменяют новой, поэтому в обход любой логике и здравому смыслу приходится верить, что он и правда выходит из раки. После проверок описанных выше фактов авторитетными учеными было признано единогласно, что объяснить происходящее с точки зрения науки невозможно, как и то, почему на протяжении многих столетий нетленными остаются сами мощи святого.

Как известно, также и любая икона святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца сохраняет свой первозданный вид на протяжении очень долгого времени. Рака с мощами святителя закрыта на ключ, и в моменты, когда он не проворачивается в скважине, служители Собора говорят, что святой отправился кому-то на помощь, и его нет.

Рака не выцветает от солнечного света, не поддается воздействию сырости и иным факторам агрессии окружающей среды.

Спиридон Тримифунтский или Спиридон Солнцеворот

Почитание святителя Спиридона Тримифунтского происходит в день 25 декабря (по старому стилю - 12 декабря). В народе данный день имеет имя Спиридонова поворота, а сам святитель - Спиридона Солнцеворота.

Спиридон Тримифунтский Чудотворец - во всех делах помощник и советник

Испокон века особенно сильно чтили святого в Москве и Новгороде. В 1633 году в столице России был построен одноименный храм. Сегодня же в каждом существующем доме Божьем есть как минимум одна икона Спиридона Тримифунтского. В Москве есть несколько церквей и храмов, в которых хранится более одного образа святителя.

Ежедневно огромное количество людей посещают их с единой целью - обратиться за помощью и содействием к Спиридону Тримифунтскому. Кто-то просит содействия в решении спорных вопросов, кто-то - об избавлении себя или близких от недуга, кто-то взывает о прибавлении семейного бюджета и возможности беспрепятственно и без последствий вылезти из долговой ямы. Спиридон Тримифунтский Чудотворец удовлетворяет молитву каждого, чье сердце и помыслы чисты, светлы и бескорыстны.

Чудодейственные иконы Спиридона Тримифунтского в центре Москвы

В церкви Воскресения Словущего на успенском овражке, расположенной в Брюсовском переулке в районе Даниловской слободы, имеется не одна, а целых две иконы святителя. Кроме того, там есть также и частица его мощей. Одна из известных своими чудесными свойствами икон расположена по правую часть от алтаря, глубоко внутри церкви. Причиной, заставляющей выделить именно этот образ святителя среди множества других, является то, что он в некотором смысле состоит из нескольких частей.

Непосредственно сама икона находится в центре другого образа большего размера. По обеим сторонам от иконостаса располагаются части мощей нескольких других святых. Говорят, что составной характер образа обуславливает его величайшее могущество и силу. Всем и каждому просящему способна помочь эта икона Спиридона Тримифунтского. Значение и великолепие производимых ею чудес превосходят все разумные границы.

Волшебный башмачок

Особой достопримечательностью принято считать башмачок Спиридона Тримифунтского, хранящийся в киоте под одной из икон святителя в Покровском В апреле-месяце 2007 года митрополит Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарий, сопровождавший десницу Спиридона Тримифунтского в качестве главы делегации из Греции, преподнес вышеназванный башмачок монастырю в дар.

Икона святителя Спиридона - незаменимая помощница в делах житейских хлопотных

Каждый современный человек ежедневно сталкивается со множеством житейских проблем. Приобретения, долги, потери, рождение, болезни, смерть - существует миллион ситуаций, в которых способен помочь святитель Спиридон Чудотворец.

Дабы расчитывать на помощь его, нужно, чтобы всегда при себе была икона Спиридона Тримифунтского. Фото образов с его изображением также может быть действенным. В отсутствии реальной иконы можно обращаться за помощью и к иконе на фотографии или даже изображенной на мониторе компьютера, планшета или телефона.

Молитвенное обращение за помощью к образу Спиридона Тримифунтского неизменно повлечет за собой изменение любой существующей ситуации в лучшую сторону. Святитель не остается равнодушным ни к одной просьбе, если она сделана от чистого сердца с наилучшими побуждениями. Так, для многих современных людей икона Спиридона Тримифунтского в Москве является путеводителем и помощником в любой жизненной ситуации.

Родиною дивного Спиридона был остров Кипр . Сын простых родителей и сам простодушный, смиренный и добродетельный, он с детства был пастырем овец, а пришедши в возраст, сочетался законным браком и имел детей. Он вел чистую и богоугодную жизнь, подражая — Давиду в кротости, Иакову — в сердечной простоте и Аврааму — в любви к странникам. Прожив немного лет в супружестве, жена его умерла, и он еще беспрепятственнее и усерднее стать служить Богу добрыми делами, тратя весь свой достаток на принятие странников и пропитание нищих; этим он, живя в миру, так благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: он исцелял неизлечимые болезни и одним словом изгонял бесов. За это Спиридон был поставлен епископом города Тримифунта в царствование императора Константина Великого и сына его Констанция . И на епископской кафедре он продолжал творить великие и дивные чудеса.

Однажды на о. Кипре было бездождие и страшная засуха, за которою последовал голод, а за голодом мор, и множество людей гибло от этого голода. Небо заключилось, и нужен был второй Илия, или подобный ему, который бы отверз небо своею молитвою (3 Цар., гл.17): таким оказался святой Спиридон, который, видя бедствие, постигшее народ, и отечески жалея погибающих от голода, обратился с усердною молитвою к Богу, и тотчас небо покрылось со всех сторон облаками и пролился обильный дождь на землю, не прекращавшийся несколько дней; святой помолился опять, и настало вёдро. Земля обильно напоена была влагою и дала обильный плод: дали богатой урожай нивы, покрылись плодами сады и виноградники и, после голода, было во всем великое изобилие, по молитвам угодника Божия Спиридона. Но через несколько лет за грехи людские, по попущению Божию, опять постиг страну ту голод, и богатые хлеботорговцы радовались дороговизне, имея хлеб, собранный за несколько урожайных лет, и, открыв свои житницы, начали продавать его по высоким ценам. Был тогда в Тримифунте один хлеботорговец, страдавший ненасытною жадностью к деньгам и неутолимою страстью к наслаждениям. Закупив в разных местах множества хлеба и привезши его на кораблях в Тримифунт, он не захотел, однако, продавать его по той цене, какая в то время стояла в городе, но ссыпал его в склады, чтобы дождаться усиления голода и тогда, продав подороже, получить больший барыш. Когда голод сделался почти всеобщим и усиливался со дня на день, он стал продавать свой хлеб по самой дорогой цене. И вот, пришел к нему один бедный человек и, униженно кланяясь, со слезами умолял его оказать милость — подать немного хлеба, чтобы ему, бедняку, не умереть с голоду вместе с женою и детьми. Но немилосердный и жадный богач не захотел оказать милость нищему и сказал:

— Ступай, принеси деньги, и у тебя будет всё, что только купишь.

Бедняк, изнемогая от голода, пошел к святому Спиридону и, с плачем, поведал ему о своей бедности и о бессердечии богатого.

— Не плачь, — сказал ему святой, — иди домой, ибо Дух Святой говорит мне, что завтра дом твой будет полон хлеба, а богатый будет умолять тебя и отдавать тебе хлеб даром.

Бедный вздохнул и пошел домой. Едва настала ночь, как, по повелению Божию, пошёл сильнейший дождь, которым подмыло житницы немилосердного сребролюбца, и водою унесло весь его хлеб. Хлеботорговец с своими домашними бегал по всему городу и умолял всех помочь ему и не дать ему из богача сделаться нищим, а тем временем бедные люди, видя хлеб, разнесённый потоками по дорогам, начали подбирать его. Набрал себе с избытком хлеба и тот бедняк, который вчера просил его у богача. Видя над собою явное наказание Божие, богач стал умолять бедного брать у него задаром столько хлеба, сколько он пожелает.

Так Бог наказал богатого за немилосердие и, по пророчеству святого, избавил бедного от нищеты и голода.

Один известный святому земледелец пришел к тому же самому богачу и во время того же голода с просьбою дать ему взаймы хлеба на прокорм и обещался с лихвою возвратить данное ему, когда настанет жатва. У богача, кроме размытых дождем, были еще и другие житницы, полные хлеба; но он, недостаточно наученный первою своею потерею и не излечившись от скупости, — и к этому бедняку оказался таким же немилосердным, так что не хотел даже и слушать его.

— Без денег, — сказал он, — ты не получишь от меня ни одного зерна.

Тогда бедный земледелец заплакал и отправился к святителю Божию Спиридону, которому и рассказал о своей беде. Святитель утешил его и отпустил домой, а на утро сам пришел к нему и принес целую груду золота (откуда взял он золото, — об этом речь после). Он отдал это золото земледельцу и сказал:

— Отнеси, брат, это золото тому торговцу хлебом и отдай его в залог, а торговец пусть даст тебе столько хлеба взаймы, сколько тебе сейчас нужно для пропитания; когда же настанет урожай и у тебя будет излишек хлеба, ты выкупи этот залог и принеси его опять ко мне.

Бедный земледелец взял из рук святительских золото и поспешно пошел к богатому. Корыстолюбивый богач обрадовался золоту и тотчас же отпустил бедному хлеба, сколько ему было нужно. Потом голод миновал, был хороший урожай, и, после жатвы, земледелец тот отдал с лихвою богачу взятый хлеб и, взяв от него назад залог, отнес его с благодарностью к святому Спиридону. Святой взял золото и направился к своему саду, захватив с собою и земледельца.

— Пойдем, — сказал он, — со мною, брат, и вместе отдадим это Тому, Кто так щедро дал нам взаймы.

Вошедши в сад, он положил золото у ограды, возвел очи к небу и воскликнул:

— Господи мой, Иисусе Христе, Своею волею всё созидающий и претворяющий! Ты, некогда Моисеев жезл на глазах у царя Египетского превратил в змия (Исх.7:10), — повели и этому золоту, ранее превращенному Тобою из животного, опять принять первоначальный вид свой: тогда и сей человек узнает, какое попечение имеешь Ты о нас и самым делом научится тому, что сказано в Св. Писании, — что «Господь творит всё, что хочет» (Пс.134:6)!

Когда он так молился, кусок золота вдруг зашевелился и обратился в змею, которая стала извиваться и ползать. Таким образом, сначала змея, по молитве святого, обратилась в золото, а потом также чудесно из золота опять стала змеею. При виде сего чуда, земледелец затрепетал от страха, пал на землю и называл себя недостойным оказанного ему чудесного благодеяния. Затем змея уползла в свою нору, а земледелец, полный благодарности, возвратился к себе домой и изумлялся величию чуда, сотворенного Богом по молитвам святого.

Один добродетельный муж, друг святого, по зависти злых людей, был оклеветан пред городским судьею и заключен в темницу, а потом и осужден на смерть без всякой вины. Узнав об этом, блаженный Спиридон пошел избавить друга от незаслуженной казни. В то время в стране было наводнение и ручей, бывший на пути святого, переполнился водою, вышел из берегов и сделался непереходимым. Чудотворец припомнил, как Иисус Навин с ковчегом завета посуху перешел разлившийся Иордан (Иис.Нав.3:14-17), и, веруя во всемогущество Божие, приказал потоку, как слуге:

— Стань! так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого я спешу.

Лишь только он сказал это, тотчас поток остановился в своем течении и открыл сухой путь — не только для святого, но и для всех, шедших вместе с ним. Свидетели чуда поспешили к судии и известили его о приближении святого и о том, что совершил он на пути, и судия тотчас же освободил осужденного и возвратил его святому невредимым.

Провидел также преподобный и тайные грехи людские. Так, однажды, когда он отдыхал от пути у одного странноприимца, женщина, находившаяся в незаконном сожительстве, пожелала умыть по тамошнему обычаю, ноги святому. Но он, зная ее грех, сказал ей, чтобы она к нему не прикасалась. И это он сказал не потому, что гнушался грешницею и отвергал ее: разве может гнушаться грешниками ученик Господа, евшего и пившего с мытарями и грешниками? (Мф.9:11) Нет, он желал заставить женщину вспомнить о своих прегрешениях и устыдиться своих нечистых помыслов и дел. И когда та женщина настойчиво продолжала стараться прикоснуться к ногам святого и умыть их, тогда святой, желая избавить ее от погибели, обличил ее с любовью и кротостью, напомнил ей о ее грехах и побуждал ее покаяться. Женщина удивлялась и ужасалась тому, что самые, по видимому, тайные деяния и помыслы ее не скрыты от прозорливых очей человека Божия. Стыд охватил ее и с сокрушенным сердцем упала она к ногам святого и обмывала их уже не водою, а слезами, и сама открыто созналась в тех грехах, в которых была обличена. Она поступила так же, как некогда блудница, упоминаемая в Евангелии, а святой, подражая Господу, милостиво сказал ей: Лук. 7:48 — «прощаются тебе грехи» , и еще: «вот, ты выздоровел; не греши больше» (Иоан.5:14). И с того времени женщина та совершенно исправилась и для многих послужила полезным примером.

До сих пор говорилось только о чудесах, какие совершил святой Спиридон при жизни; теперь должно сказать и о ревности его по вере православной.

В царствование Константина Великого, первого императора-христианина, в 325 году по Р. Хр., в Никее собрался 1-й Вселенский собор, для низложение еретика Ария, нечестиво называвшего Сына Божия тварью, а не творцом всего, и для исповедания Его Единосущным с Богом Отцом. Ария в его богохульстве поддерживали епископы значительных тогда церквей: Евсевий Никомидийский, Марис Халкидонский, Феогний Никейский и др. Поборниками же православия были украшенные жизнью и учением мужи: великий между святыми Александр, который в то время был еще пресвитером и вместе заместителем святого Митрофана, патриарха Цареградского , находившегося на одре болезни и потому не бывшего на соборе, и славный Афанасий , который еще не был украшен и пресвитерским саном и проходил диаконское служение в церкви александрийской; эти двое возбуждали в еретиках особое негодование и зависть именно тем, что многих превосходили в уразумении истин веры, не будучи еще почтены епископскою честью; с ними вместе был и святой Спиридон, и обитавшая в нем благодать была полезнее и сильнее в деле увещания еретиков, чем речи иных, их доказательства и красноречие. С соизволения царя, на соборе присутствовали и греческие мудрецы, называвшиеся перипатетиками ; мудрейший из них выступил на помощь Арию и гордился своею особенно искусною речью, стараясь высмеять учение православных. Блаженный Спиридон, человек неученый, знавший только Иисуса Христа, «притом распятого» (1 Кор.2:2), просил отцов позволить ему вступить в состязание с этим мудрецом, но святые отцы, зная, что он человек простой, совсем незнакомый с греческою мудростью, запрещали ему это. Однако, святой Спиридон, зная какую силу имеет премудрость свыше и как немощна пред нею мудрость человеческая, обратился к мудрецу и сказал:

— Философ! Во имя Иисуса Христа, выслушай, что я тебе скажу.

Когда же философ согласился выслушать его, святой начал беседовать.

— Един есть Бог, — сказал он, — сотворивший небо и землю и создавший из земли человека и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который умилосердившись над нами заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал и умер ради нашего спасения и воскрес и с Собою совоскресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он же придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного существа с Отцом, равной с Ним власти и чести… Так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты — не осмеливайся исследовать, как всё это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание.

Затем, немного помолчав, святой спросил:

— Не так ли и тебе всё это представляется, философ?

Но философ молчал, как будто ему никогда не приходилось состязаться. Он не мог ничего сказать против слов святого, в которых видна была какая-то Божественная сила, во исполнение сказанного в Св. Писании: «ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор.4:20).

Наконец, он сказал:

— И я думаю, что всё действительно так, как говоришь ты.

Тогда старец сказал:

— Итак, иди и прими сторону святой веры.

Философ, обратившись к своим друзьям и ученикам, заявил:

— Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо доказательств от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, — доказательства бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за сим старцем, устами которого говорил Сам Бог.

И философ, приняв православную христианскую веру, радовался, что был побежден в состязании святым на свою же собственную пользу. Радовались и все православные, а еретики потерпели великое посрамление.

По окончании собора, после осуждения и отлучения Ария, все бывшие на соборе, а равно и святой Спиридон, разошлись по домам. В это время умерла дочь его Ирина; время своей цветущей юности она в чистом девстве провела так, что удостоилась Царства Небесного. Между тем к святому пришла одна женщина и, с плачем, рассказала, что она отдала его дочери Ирине некоторые золотые украшения для сохранения, а так как та в скором времени умерла, то отданное пропало без вести. Спиридон искал по всему дому, не спрятаны ли где украшения, но не нашел их. Тронутый слезами женщины, святой Спиридон вместе с своими домашними подошел к гробу дочери своей и, обращаясь к ней, как к живой, воскликнул:

— Дочь моя Ирина! Где находятся украшения, вверенные тебе на хранение?

Ирина, как бы пробудившись от крепкого сна, отвечала:

— Господин мой! Я спрятала их в этом месте дома.

И она указала место.

Тогда святой сказал ей:

— Теперь спи, дочь моя, пока не пробудит тебя Господь всех во время всеобщего воскресения.

На всех присутствовавших, при виде такого дивного чуда, напал страх. А святой нашел в указанном умершею месте спрятанное и отдал той женщине.

По смерти Константина Великого, империя его разделилась на две части. Восточная половина досталась старшему сыну его Констанцию. Находясь в Антиохии, Констанций впал в тяжкую болезнь, которую врачи не могли исцелить. Тогда царь оставил врачей и обратился ко Всемогущему целителю душ и телес — Богу, с усердною молитвою о своем исцелении. И вот в видении ночью император увидел Ангела, который показал ему целый сонм епископов и среди них особенно — двоих, которые, по-видимому, были вождями и начальниками остальных; Ангел поведал при этом царю, что только эти двое могут исцелить его болезнь. Пробудившись и размышляя о виденном, он не мог догадаться, кто были виденные им два епископа: имена и род их остались ему неизвестными, а один из них тогда, кроме того, не был еще и епископом.

Долгое время царь был в недоумении и, наконец, по чьему-то доброму совету собрал к себе епископов из всех окрестных городов и искал между ними виденных им в видении двоих, но не нашел. Тогда он собрал епископов во второй раз и теперь уже в большем числе и из более отдаленных областей, но и среди них не нашел виденных им. Наконец, он велел собраться к нему епископам всей его империи. Царское приказание, лучше сказать, прошение достигло и острова Кипра и города Тримифунта, где епископствовал святой Спиридон, которому все уже было открыто Богом относительно царя. Тотчас же святой Спиридон отправился к императору, взяв с собою ученика своего Трифиллия , вместе с которым он являлся царю в видении и который в то время, как сказано было, не был еще епископом. Прибыв в Антиохию, они пошли во дворец к царю. Спиридон был одет в бедные одежды и имел в руках финиковый посох, на голове — митру, а на груди у него привешен был глиняный сосудец, как это было в обычае у жителей Иерусалима, которые носили обыкновенно в этом сосуде елей от святого Креста. Когда святой в таком виде входил во дворец, один из дворцовых служителей, богато одетый, счел его за нищего, посмеялся над ним и, не позволяя ему войти, ударил его по щеке; но преподобный, по своему незлобию и памятуя слова Господа (Мф.5:39), подставил ему другую щеку; служитель понял, что пред ним стоит епископ и, сознав свой грех, смиренно просил у него прощения, которое и получил.

Едва только святой вошел к царю, последний тотчас узнал его, так как в таком именно образе он явился царю в видении. Констанций встал, подошел к святому и поклонился ему, со слезами прося его молитв к Богу и умоляя об уврачевании своей болезни. Лишь только святой прикоснулся к голове царя, последний тотчас же выздоровел и чрезвычайно радовался своему исцелению, полученному по молитвам святого. Царь оказал ему великие почести и в радости провел с ним весь тот день, оказывая великое уважение к своему доброму врачу.

Трифиллий тем временем был крайне поражен всей царской пышностью, красотой дворца, множеством вельмож, стоящих перед царем, сидящим на троне, — причем всё имело чудный вид и блистало золотом, — и искусной службе слуг, одетых в светлые одежды. Спиридон сказал ему:

— Чему ты так дивишься, брат? Неужели царское величие и слава делают царя более праведным, чем другие? Разве царь не умирает так же, как и последний нищий, и не предается погребению? Разве не предстанет он одинаково с другими Страшному Судии? Зачем то, что разрушается, ты предпочитаешь неизменному и дивишься ничтожеству, когда должно прежде всего искать того, что невещественно и вечно, и любить нетленную небесную славу?

Много поучал преподобный и самого царя, чтобы памятовал о благодеянии Божием и сам был бы благ к подданным, милосерд к согрешающим, благосклонен к умоляющим о чем-либо, щедр к просящим и всем был бы отцом — любящим и добрым, ибо кто царствует не так, тот должен быть назван не царем, а скорее мучителем. В заключение святой заповедал царю строго держать и хранить правила благочестия, отнюдь не принимая ничего противного Церкви Божией .

Царь хотел возблагодарить святого за свое исцеление по его молитвам и предлагал ему множество золота, но он отказывался принять, говоря:

— Нехорошо, царь, платить ненавистью за любовь, ибо то, что я сделал для тебя, есть любовь: в самом деле, оставить дом, переплыть такое пространство морем, перенести жестокие холода и ветры — разве это не любовь? И за всё это мне взять в отплату золото, которое есть причина всякого зла и так легко губит всякую правду?

Так говорил святой, не желая брать ничего, и только самыми усиленными просьбами царя был убежден — но только принять от царя золото, а не держать его у себя, ибо тотчас же роздал всё полученное просившим.

Кроме того, согласно увещаниям сего святого, император Констанций освободил от податей священников, диаконов и всех клириков и служителей церковных, рассудив, что неприлично служителям Царя Бессмертного платить дань царю смертному. Расставшись с царем и возвращаясь к себе, святой был принят на дороге одним христолюбцем в дом. Здесь к нему пришла одна женщина-язычница, не умевшая говорить по-гречески. Она принесла на руках своего мёртвого сына и, горько плача, положила его у ног святого. Никто не знал ее языка, но самые слёзы ее ясно свидетельствовали о том, что она умоляет святого воскресить ее мёртвого ребенка. Но святой, избегая тщетной славы, сначала отказывался совершить это чудо; и всё-таки, по своему милосердию, был побежден горькими рыданиями матери и спросил своего диакона Артемидота:

— Что нам сделать, брат?

— Зачем ты спрашиваешь меня, отче, отвечал диакон: что другое сделать тебе, как не призвать Христа — Подателя жизни, столь много раз исполнявшего твои молитвы? Если ты исцелил царя, то неужели отвергнешь нищих и убогих?

Еще более побуждаемый этим добрым советом к милосердию, святитель прослезился и, преклонив колена, обратился к Господу с теплою молитвою. И Господь, чрез Илию и Елисея возвративший жизнь сыновьям вдовы сарептской и соманитяныни (3 Цар.17:21; 4 Цар.4:35), услышал и молитву Спиридона и возвратил дух жизни языческому младенцу, который, оживши, тотчас же заплакал. Мать, увидев свое дитя живым, от радости упала мёртвою: не только сильная болезнь и сердечная печаль умерщвляют человека, но иногда тоже самое производит и чрезмерная радость. Итак, женщина та умерла от радости, а зрителей ее смерть повергла, — после неожиданной радости, по случаю воскрешения младенца, — в неожиданную печаль и слёзы. Тогда святой опять спросил диакона:

— Что нам делать?

Диакон повторил свой прежний совет, и святой опять прибег к молитве. Возведя очи к небу и вознеся ум к Богу, он молился Вдыхающему дух жизни в мертвых и Изменяющему всё единым хотением Своим. Затем он сказал умершей, лежавшей на земле:

— Воскресни и встань на ноги!

И она встала, как пробудившаяся от сна, и взяла своего живого сына на руки.

Святой запретил женщине и всем присутствовавшим там рассказывать о чуде кому бы то ни было; но диакон Артемидот, после кончины святого, не желая умолчать о величии и силе Божиих, явленных чрез великого угодника Божия Спиридона, поведал верующим обо всем происшедшем.

Когда святой возвратился домой, к нему пришел один человек, желавший купить из его стада сто коз. Святой велел ему оставить установленную цену и потом взять купленное. Но он оставил стоимость девяноста девяти коз и утаил стоимость одной, думая, что это не будет известно святому, который, по своей сердечной простоте, совершенно чужд был всяких житейских забот. Когда оба они находились в загоне для скота, святой велел покупателю взять столько коз, за сколько он уплатил, и покупатель, отделив сто коз, выгнал их за ограду. Но одна из них, как бы умная и добрая раба, знающая, что она не была продана своим господином, скоро вернулась и опять вбежала в ограду. Покупатель опять взял ее и потащил за собою, но она вырвалась и опять прибежала в загон. Таким образом до трех раз вырывалась она у него из рук и прибегала к ограде, а он силою уводил ее, и, наконец, взвалил ее на плечи и понес к себе, при чем она громко блеяла, бодала его рогами в голову, билась и вырывалась, так что все видевшие это удивлялись. Тогда святой Спиридон, уразумев, в чем дело и не желая в то же время при всех обличить нечестного покупателя, сказал ему тихо:

— Смотри, сын мой, должно быть, не напрасно животное это так делает, не желая быть отведенным к тебе: не утаил ли должной цены за него? не потому ли оно и вырывается у тебя из рук и бежит к ограде?

Покупатель устыдился, открыл свой грех и просил прощения, а затем отдал деньги и взял козу, — и она сама кротко и смирно пошла в дом купившего ее впереди своего нового хозяина.

На острове Кипре было одно селение, называвшееся Фриера. Пришедши туда по одному делу, святой Спиридон вошел в церковь и велел одному из бывших там, диакону, сотворить краткую молитву: святой утомился от долгого пути тем более, что тогда было время жатвы и стояли сильные жары. Но диакон начал медленно исполнять приказанное ему и нарочно растягивал молитву, как бы с некоею гордостью произносил возгласы и пел, и явно похвалялся своим голосом. Гневно посмотрел на него святой, хотя и добр был от природы и, порицая его, сказал: «замолчи»! — И тотчас же диакон онемел: он лишился не только голоса, но и самого дара слова, и стоял, как совершенно не имеющий языка. На всех присутствовавших напал страх. Весть о случившемся быстро разнеслась по всему селению, и все жители сбежались посмотреть на чудо и пришли и ужас. Диакон упал к ногам святого, знаками умоляя разрешить ему язык, а вместе с тем умоляли о том же епископа друзья и родственники диакона. Но не сразу святой снизошел на просьбу, ибо суров был он с гордыми и тщеславными, и, наконец, простил провинившегося, разрешил ему язык и возвратил дар слова; при этом он, однако же, запечатлел на нем след наказания, не возвратив его языку полной ясности, и на всю жизнь оставил его слабоголосым, косноязычным и заикающимся, чтобы он не гордился своим голосом и не хвалился отчетливостью речи.

Однажды святой Спиридон вошел в своем городе в церковь к вечерне. Случилось так, что в церкви не было никого, кроме церковнослужителей. Но, несмотря на то, он велел возжечь множество свечей и лампад и сам стал пред алтарем в духовном умилении. И когда он в положенное время возгласил: «Мир всем!» — и не было народа, который бы на возглашаемое святителем благожелание мира дал обычный ответ, внезапно послышалось сверху великое множество голосов, возглашающих: «И духу твоему». Хор этот был велик и строен и сладкогласнее всякого пения человеческого. Диакон, произносивший ектении, пришел в ужас, слыша после каждой ектении какое-то дивное пение сверху: «Господи, помилуй!». Пение это было услышано даже находившимися далеко от церкви, из коих многие поспешно пошли на него, и, по мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение всё более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли в церковь, то не увидали никого, кроме святителя с немногими церковными служителями и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.

В другое время, когда святой также стоял в церкви на вечернем пении, в лампаде не хватило елея и огонь стал уже гаснуть. Святой скорбел об этом, боясь, что, когда погаснет лампада, прервется и церковное пение, и не будет, таким образом, выполнено обычное церковное правило. Но Бог, исполняющий желание боящихся Его, повелел лампаде переполниться елеем чрез края, как некогда сосуду вдовицы во дни пророка Елисея (4 Цар.4:2-6). Служители церковные принесли сосуды, подставили их под лампаду и наполнили их чудесно елеем. — Этот вещественный елей явно служил указанием на преизобильную благодать Божию, коей был преисполнен святой Спиридон и напояемо было им его словесное стадо.

На о. Кипре есть город Кирина. Однажды сюда прибыл из Тримифунта святой Спиридон по своим делам вместе с учеником своим, Трифиллием, который был тогда уже епископом Левкусийским, на о. Кипре. Когда они переходили через гору Пентадактил и находились на месте, называемом Паримна (отличающемся красотою и богатою растительностью), то Трифиллий прельстился этим местом и пожелал и сам, для своей церкви, приобрести какое-либо поместье в этой местности. Долго он размышлял об этом про себя; но мысли его не утаились от прозорливых духовных очей великого отца, который сказал ему:

— Зачем, Трифиллий, ты постоянно думаешь о суетном и желаешь поместьев и садов, которые на самом деле не имеют никакой цены и только кажутся чем-то существенным, и своей призрачною ценностью возбуждают в сердцах людей желание обладать ими? Наше сокровище неотъемлемое — на небесах (1 Пет.1:4), у нас есть храмина нерукотворенная (2 Кор.5:4), — к ним стремись и ими заранее (чрез богомыслие) наслаждайся: они не могут переходить из одного состояния в другое, и кто однажды сделается обладателем их, тот получает наследие, которого уже никогда не лишится.

Эти слова принесли Трифиллию великую пользу, и впоследствии он своею истинно христианскою жизнью достиг того, что сделался избранным сосудом Христовым, подобно Апостолу Павлу, и сподобился бесчисленных дарований от Бога.

Так святой Спиридон, сам будучи добродетельным, направлял к добродетели и других, и тем, кто следовал его увещаниям и наставлениям, они служили на пользу, а отвергавших их постигал худой конец, как это видно из следующего.

Один купец, житель того же Тримифунта, отплыл в чужую страну торговать и пробыл там двенадцать месяцев. В это время жена его впала в прелюбодеяние и зачала. Вернувшись домой, купец увидел жену свою беременною и понял, что она без него прелюбодействовала. Он пришел в ярость, стал бить ее и, не желая с нею жить, гнал ее из своего дома, а потом пошел и рассказал обо всем святителю Божию Спиридону и просил у него совета. Святитель, сокрушаясь душевно о грехе женщины и о великой скорби мужа, призвал жену и, не спрашивая ее, действительно ли она согрешила, так как о грехе свидетельствовали уже самая беременность ее и плод, зачатый ею от беззакония, прямо сказал ей:

— Зачем осквернила ты ложе мужа своего и обесчестила его дом?

Но женщина, потеряв всякий стыд, осмелилась явно солгать, что она зачала не от кого другого, а именно от мужа. Присутствовавшие вознегодовали на нее еще более за эту ложь, чем за самое прелюбодеяние, и говорили ей:

— Как же ты говоришь, что зачала от мужа, когда его двенадцать месяцев не было дома? Разве может зачатый плод двенадцать месяцев и даже более оставаться в чреве?

Но она стояла на своем и утверждала, что зачатое ею дожидалось возвращения своего отца, чтобы родиться при нем. Отстаивая эту и подобную ложь и споря со всеми, она подняла шум и кричала, что ее оклеветали и обидели. Тогда святой Спиридон, желая довести ее до раскаяния, кротко сказал ей:

— Женщина! В великий грех впала ты, — велико должно быть и покаяние твое, ибо для тебя всё-таки осталась надежда на спасение: нет греха, превышающего милосердие Божие. Но я вижу, что в тебе прелюбодеянием произведено отчаяние, а отчаянием — бесстыдство, и было бы справедливо понести тебе достойное и скорое наказание; и всё-таки, оставляя тебе место и время для покаяния, мы во всеуслышание объявляем тебе: плод не выйдет из чрева твоего, пока ты не скажешь истины, не прикрывая ложью того, что и слепой, как говорится, видеть может.

Слова святого в скором времени сбылись. Когда женщине наступило время родить, ее постигла лютая болезнь, причинявшая ей великие мучения удерживавшая плод в ее чреве. Но она, ожесточившись, не захотела признаться в своем грехе, в котором и умерла, не родивши, мучительною смертью. Узнав об этом, святитель Божий прослезился, пожалев, что он судил грешницу таким судом, и сказал:

— Не буду я больше произносить суда над людьми, если сказанное мною так скоро сбывается над ними на деле.

Одна женщина, по имени Софрония, благонравная и благочестивая, имела мужа — язычника. Она не раз обращалась к святителю Божию Спиридону и усердно умоляла его постараться обратить ее мужа к истинной вере. Муж ее был соседом святителя Божия Спиридона и уважал его, а иногда они, как соседи, бывали даже друг у друга в домах. Однажды собралось много соседей святого и язычника; были и они сами. И вот, вдруг святой говорит одному из слуг во всеуслышание:

— Вон у ворот стоит вестник, присланный от работника, пасущего мое стадо, с вестью, что весь скот, когда работник заснул, пропал, заблудившись в горах: ступай, скажи ему, что пославший его работник уже нашел весь скот в целости в одной пещере.

Слуга пошел и передал посланному слова святого. Вскоре затем, когда не успели еще собравшиеся встать из за стола, пришел от пастуха другой вестник — с известием, что всё стадо найдено. Слыша это, язычник был несказанно удивлен тем, что святой Спиридон знает происходящее за глазами, как совершающееся вблизи; он вообразил, что святой есть один из богов, и хотел сделать ему то, что и некогда жители Ликаонии сделали Апостолам Варнаве и Павлу , то есть, привести жертвенных животных, приготовить венцы и совершить жертвоприношение. Но святой сказал ему:

— Я — не бог, а только слуга Божий и человек, во всем подобный тебе. А что я знаю то, что совершается за глазами, — это дает мне мой Бог, и если и ты уверуешь в Него, то познаешь величие Его всемогущества и силы.

С своей стороны и жена язычника Софрония, улучив время, стала убеждать мужа отречься от языческих заблуждений и познать Единого Истинного Бога и уверовать в Него. Наконец, силою благодати Христовой, язычник был обращен к истинной вере и просвещен святым крещением. Так спасся «неверующий муж» (1 Кор.7:14), как говорит св. Апостол Павел.

Рассказывают также о смирении блаженного Спиридона, как он, будучи святителем и великим чудотворцем, не гнушался пасти овец бессловесных и сам ходил за ними. Однажды воры ночью проникли в загон, похитили несколько овец и хотели уйти. Но Бог, любя угодника Своего и охраняя его скудное имущество, невидимыми узами крепко связал воров, так что они не могли выйти из ограды, где и оставались в таком положении, против воли, до утра. На рассвете святой пришел к овцам и, увидев воров, связанных силою Божиею по рукам и по ногам, своею молитвою развязал их и дал им наставление о том, чтобы не желали чужого, а питались трудом рук своих; потом он дал им одного барана, чтобы, как он сам сказал, «не пропал даром их труд и бессонная ночь», и отпустил их с миром.

Один тримифунтский купец имел обычай брать у святого взаймы деньги для торговых оборотов, и когда, по возвращении из поездок по своим делам, приносил взятое обратно, то святой обыкновенно говорил ему, чтобы он сам положил деньги в ящик, из которого взял. Так мало заботился он о временном приобретении, что и не справлялся даже никогда, правильно ли уплачивает должник! Между тем купец много раз уже поступал таким образом, сам вынимая, с благословения святого, из ковчега деньги и сам опять вкладывая туда принесенные обратно, и дела его процветали. Но однажды он, увлекшись корыстолюбием, не положил принесенного золота в ящик и удержал его у себя, а святому сказал, что вложил. В скором времени он обнищал, так как утаённое золото не только не принесло ему прибыли, но и лишило успеха его торговлю и, как огонь, пожрало всё его имущество. Тогда купец опять пришел к святому и просит у него взаймы. Святой отослал его в свою спальню к ящику с тем, чтобы он взял сам. Он сказал купцу:

— Ступай и возьми, если сам ты положил.

Купец пошел и, не нашедши в ящике денег, воротился к святому с пустыми руками. Святой сказал ему:

— Но ведь в ящике, брат мой, не было до сих пор ничьей другой руки, кроме твоей. Значит, если бы ты положил тогда золото, то теперь мог бы опять взять его.

Купец, устыдившись, пал к ногам святого и просил прощения. Святой тотчас же простил его, но при этом сказал, в назидание ему, чтобы он не желал чужого и не осквернял совести своей обманом и ложью. Так, неправдою приобретенная прибыль есть не прибыль, а в конце концов — убыток.

В Александрии созван был однажды собор епископов: патриарх александрийский созвал всех подчиненных ему епископов и хотел общею молитвою ниспровергнуть и сокрушить все языческие идолы, которых там было еще очень много. И вот, в то время, когда приносились Богу многочисленные усердные молитвы, — как соборные, так и частные, — все идолы и в городе и в окрестностях пали, только один особо чтимый язычниками идол остался цел на своем месте. После того как патриарх долго и усердно молился о сокрушении этого идола, однажды ночью, когда он стоял на молитве, явилось ему некоторое Божественное видение и повелено было не скорбеть о том, что идол не сокрушается, и скорее послать в Кипр и призвать оттуда Спиридона, епископа Тримифунтского, ибо для того и оставлен был идол, чтобы быть сокрушенным молитвою сего святого. Патриарх тотчас же написал послание к святому Спиридону, в котором призывал его в Александрию и говорил о своём видении, и немедленно направил это послание в Кипр. Получив послание, святой Спиридон сел на корабль и отплыл в Александрию. Когда корабль остановился у пристани, называемой Неаполем, и святой сходил на землю, — в ту же минуту идол в Александрии с его многочисленными жертвенниками рушился, почему в Александрии и узнали о прибытии святого Спиридона. Ибо, когда патриарху донесли, что идол пал, патриарх сказал остальным епископам:

— Друзья! Спиридон Тримифунтский приближается.

И все, приготовившись, вышли на встречу святому и, с честью приняв его, радовались о прибытии к ним такого великого чудотворца и светильника мира.

Церковные историки Никифор и Созомен пишут, что святой Спиридон чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности до последнего слова книг Священного Писания. Однажды произошло следующее. На о. Кипре было собрание епископов всего острова по делам церковным. Среди епископов находились святой Спиридон и упоминавшийся выше Трифиллий, — человек, искусившийся в книжной премудрости, так как в молодости своей он много лет провел в Берите , изучая писание и науки.

Собравшиеся отцы просили его произнести в церкви поучение народу. Когда он поучал, пришлось ему помянуть слова Христа, сказанные Им расслабленному: «встань и возьми одр твой» (Мрк.2:12). Трифиллий слово «одр» заменил словом «ложе» и сказал: «встань и возьми ложе твое» . Услышав это, святой Спиридон встал с места и, не вынося изменение слов Христовых, сказал Трифиллию:

— Неужели ты лучше сказавшего «одр», что стыдишься употребленного Им слова?

Сказав это, он при всех вышел из церкви. Итак поступил он не по злобе и не потому, что сам был совсем неученым: пристыдив слегка Трифиллия, кичившегося своим красноречием, он научил его смирению и кротости. К тому же святой Спиридон пользовался (среди епископов) великою честью, как самый старший летами, славный жизнью, первый по епископству и великий чудотворец, а потому, из уважения к лицу, всякий мог уважать и его слова.

На преподобном Спиридоне почивала столь великая благодать и милость Божия, что во время жатвы в самую жаркую пору дня его святая глава оказалась однажды покрытою прохладною росою, нисходившею свыше. Это было в последний год его жизни. Вместе с жнецами он вышел на жнитво (ибо был смиренен и работал сам, не гордясь высотою своего сана), и вот, когда он жал свою ниву, внезапно, в самый жар, оросилась глава его, как это было некогда с руном Гедеоновым (Суд.6:38), и все, бывшие с ним на поле, видели это и дивились. Потом волосы на главе у него вдруг изменились: одни сделались желтыми, другие — чёрными, иные — белыми, и только Сам Бог знал, для чего это было и что предзнаменовало. Святой осязал голову рукою и сказал бывшим при нем, что приблизилось время разлучения души его с телом, и стал поучать всех добрым делам, и особенно — любви к Богу и ближнему.

По прошествии нескольких дней святой Спиридон во время молитвы предал свою святую и праведную душу Господу , Которому в праведности и святости служил всю свою жизнь, и был с честью погребен в церкви Святых Апостолов в Тримифунте . Там и установлено было совершать ежегодно память его, и при гробе его совершаются многочисленные чудеса во славу дивного Бога, прославляемого во святых Его, Отца и Сына и Святого Духа, Которому и от нас да будет слава, благодарение, честь и поклонение во веки. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Собора перваго показался еси поборник, и чудотворец, богоносе Спиридоне отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси: и внегда пети тебе святыя молитвы, ангелы сослужащыя тебе имел еси священнейший. Слава давшему тебе крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 2:

Любовию Христовою уязвився священнейший, ум вперив зарею Духа, детельным видением твоим деяние обрел еси богоприятне, жертвенник божественный быв, прося всем божественнаго сияния.

Чудотворная икона Спиридона Тримифунского является для бедных и богатых, больных и здоровых культовым объектом просьб о помощи. Святой помогает всем без исключения. Даже учитывая, что рожден он далеко от России, икона святителя Спиридона Тримифунтского в Москве имеется практически в каждой церкви. За долгие годы существования человеческой истории этот святой сберег многих людей от морального падения.

Он и во время жизни, и после смерти одинаково успешно способствует решению материальных вопросов, смягчает сердца, воскрешает мертвых, дает желание жить живым. Икона Спиридона Тримифунтского, находящаяся в жилище, способна помочь в любых материальных и иных трудностях, возникающих на жизненном пути каждого современного человека. Вся жизнь святого поражает силой и простотой совершаемых им чудес. По его желанию не раз свершалось укрощение стихий, прекращение засух, воскресение мертвых, сокрушение идолов. Почитают святителя и современные люди, ведь благодаря молитвам они получают заступничество и чудотворную помощь.

Рождение и молодые годы святителя

Родиной святителя является Кипр, небольшая деревенька Аксия в окрестностях города Тримифунта. Благословенным годом его рождения стал 270 год н. э. Прийти в эту жизнь мальчику, нареченному Спиридоном, суждено было в простой крестьянской семье. Он был кротким ребенком и впоследствии смиренным крестьянином.

Его главным занятием было пастушество и возделывание хлебов, поэтому обычно икона Спиридона Тримифунтского изображает не только его лик, но и хлебные поля.

По достижении зрелого возраста Спиридон влюбился и женился на хорошей девушке. Но семейное счастье их длилось недолго, через несколько лет жена его умерла. Но он не обозлился на Господа, не зачерствел душой, продолжая исповедовать праведность, честность, щедрость, справедливость и добросердечие. Все свои доходы он делил с бедняками и страждущими, поэтому и в современном мире человек, у которого есть чудотворная икона Спиридона Тримифунтского, ассоциируется только с наилучшими мыслями и поступками.

Зрелые годы Спиридона Тримифунтского

За свою полную праведности и чистосердечия жизнь Спиридон был облагодетельствован Господом возможностью исцеления людей от различных недугов.

Одним лишь словом Спиридон Тримифунтский исцелял недужных и воскрешал мертвых. За эти его заслуги он был назначен епископом города Тримифунта. Получив высокий сан, Спиридон не возгордился, тщеславие не обуяло его, и он продолжил жить по-прежнему, пастушествуя, возделывая поля и разделяя свой скарб с бедняками. Сегодня в доме практически каждого нуждающегося человека есть икона Спиридона Тримифунтского.

Значение её трудно преувеличить. Ведь если в жилище есть икона святителя, значит, в нем оберегаем не только домашний очаг, но и каждый член семьи в отдельности.

Смерть богоугодника Спиридона

Праведной и добросердечной была жизнь Спиридона Тримифунтского. В 348 году н. э. он перешёл в мир иной во время свершения очередной молитвы. На протяжении своей жизни святитель побывал во многих странах, он посетил Европу, Сирию и Египет и был одинаково тактичен и добросердечен как с единоверцами, так и с язычниками. Многие из последних с его благословения, выслушав рассказы о чудотворных поступках, начинали верить в Господа и принимали таинство Крещения.

Так и сегодня многие, услышав о чудесах, сотворённых с помощью молитв святителю, верят, что икона святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца способна помочь им во многих несчастиях и бедах. Они взывают к его образу о помощи и содействии, а получая их, обращаются к святому с благодарными молитвами.

Необъяснимо, но факт

Мощи Спиридона Тримифунтского, за исключением десной руки, находятся с 15 века в одноименном Соборе на о. Корфу.

Что удивительно и странно, обувь и одежда святителя в раке периодически изнашиваются, и её заменяют новой, поэтому в обход любой логике и здравому смыслу приходится верить, что он и правда выходит из раки. После проверок описанных выше фактов авторитетными учеными было признано единогласно, что объяснить происходящее с точки зрения науки невозможно, как и то, почему на протяжении многих столетий нетленными остаются сами мощи святого.

Как известно, также и любая икона святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца сохраняет свой первозданный вид на протяжении очень долгого времени. Рака с мощами святителя закрыта на ключ, и в моменты, когда он не проворачивается в скважине, служители Собора говорят, что святой отправился кому-то на помощь, и его нет.

Рака не выцветает от солнечного света, не поддается воздействию сырости и иным факторам агрессии окружающей среды.

Спиридон Тримифунтский или Спиридон Солнцеворот

Почитание святителя Спиридона Тримифунтского происходит в день зимнего солнцестояния 25 декабря (по старому стилю - 12 декабря). В народе данный день имеет имя Спиридонова поворота, а сам святитель - Спиридона Солнцеворота.

Спиридон Тримифунтский Чудотворец - во всех делах помощник и советник

Испокон века особенно сильно чтили святого в Москве и Новгороде. В 1633 году в столице России был построен одноименный храм. Сегодня же в каждом существующем доме Божьем есть как минимум одна икона Спиридона Тримифунтского. В Москве есть несколько церквей и храмов, в которых хранится более одного образа святителя.

Ежедневно огромное количество людей посещают их с единой целью - обратиться за помощью и содействием к Спиридону Тримифунтскому. Кто-то просит содействия в решении спорных вопросов, кто-то - об избавлении себя или близких от недуга, кто-то взывает о прибавлении семейного бюджета и возможности беспрепятственно и без последствий вылезти из долговой ямы. Спиридон Тримифунтский Чудотворец удовлетворяет молитву каждого, чье сердце и помыслы чисты, светлы и бескорыстны.

Чудодейственные иконы Спиридона Тримифунтского в центре Москвы

В церкви Воскресения Словущего на успенском овражке, расположенной в Брюсовском переулке в районе Даниловской слободы, имеется не одна, а целых две иконы святителя. Кроме того, там есть также и частица его мощей. Одна из известных своими чудесными свойствами икон расположена по правую часть от алтаря, глубоко внутри церкви. Причиной, заставляющей выделить именно этот образ святителя среди множества других, является то, что он в некотором смысле состоит из нескольких частей. Непосредственно сама икона находится в центре другого образа большего размера. По обеим сторонам от иконостаса располагаются части мощей нескольких других святых. Говорят, что составной характер образа обуславливает его величайшее могущество и силу. Всем и каждому просящему способна помочь эта икона Спиридона Тримифунтского. Значение и великолепие производимых ею чудес превосходят все разумные границы.

Волшебный башмачок

Особой достопримечательностью принято считать башмачок Спиридона Тримифунтского, хранящийся в киоте под одной из икон святителя в Покровском храме Данилова монастыря. В апреле-месяце 2007 года митрополит Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарий, сопровождавший десницу Спиридона Тримифунтского в качестве главы делегации из Греции, преподнес вышеназванный башмачок монастырю в дар.

Икона святителя Спиридона - незаменимая помощница в делах житейских хлопотных

Каждый современный человек ежедневно сталкивается со множеством житейских проблем. Приобретения, долги, потери, рождение, болезни, смерть - существует миллион ситуаций, в которых способен помочь святитель Спиридон Чудотворец.

Дабы расчитывать на помощь его, нужно, чтобы всегда при себе была икона Спиридона Тримифунтского. Фото образов с его изображением также может быть действенным. В отсутствии реальной иконы можно обращаться за помощью и к иконе на фотографии или даже изображенной на мониторе компьютера, планшета или телефона.

Молитвенное обращение за помощью к образу Спиридона Тримифунтского неизменно повлечет за собой изменение любой существующей ситуации в лучшую сторону. Святитель не остается равнодушным ни к одной просьбе, если она сделана от чистого сердца с наилучшими побуждениями. Так, для многих современных людей икона Спиридона Тримифунтского в Москве является путеводителем и помощником в любой жизненной ситуации.