Основные ценностно смысловые образования личности. Ценностно-смысловая сфера личности и особенности ее развития у подростков

Проблема осмысления реальности и придания смысла происходящему выходит на первый план при исследовании причин того или иного поведения. Невозможно понять причины совершаемых человеком поступков, не обращаясь к ценностно-смысловой сфере личности субъекта.

Ценностно-смысловая сфера личности достаточно хорошо исследована и в отечественной, и в зарубежной психологии. Психологические аспекты ценностно-смысловой сферы личности и смыслового понимания разрабатывались в работах К.А. Абульхановой, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, A.B. Брушлинского, Г.А. Вайзера, Ф.Е. Василюка, A.A. Во­лочкова, Л.С. Выготского, Д.Н. Завалишиной, Б.В. Зей­гар­ник, Е.А. Климова, Е.В. Корниловой, Д.А. Леонтьева, К. Музды­баева, Г. Оллпорта, М. Рокича, С.Л. Рубинштейна, В.Ф. Сержантова, A.B. Серого, В. Франкла, Л.Ф. Шестопа-лова, М.С. Яницкого и др. Проблемы индивидуальных характеристик смыслового понимания разрабатываются в экзистенциальной психологии (А. Маслоу, К. Род­жерс, Р. Мэй), а также в психотерапии (Ф.Е. Василюк, А. Лэнгле).

Несмотря на активизацию в последнее время интереса к исследованию ценностно-смысловой сферы личности человека, в психологической науке до сих пор существует терминологическая неопределенность соответствующего понятийного аппарата; не выработана единая точка зрения на содержание и структуру личностных ценностей и особенностей смыслового понимания; недостаточно изучены механизмы и факторы формирования, развития и функционирования ценностно-смысловой сферы.

Ценностно-смысловая сфера, по мнению ряда авторов, представляет собой базовое ядро личности и включает в себя два компонента – личностные ценности и систему личностных смыслов, отражающую личностные особенности смыслового понимания . Оба компонента имеют прямое отношение к изучению человеческого поведения и побуждений и неразрывно связаны друг с другом.

1.1.1. Обзор теоретических представлений о личностных ценностях

В современной психологии отсутствует единый подход к определению природы и сущности ценностей, несмотря на то, что этот феномен активно изучается отечественными и зарубежными исследователями. Разнообразие трактовок понятия «ценности» в науке обусловлено, прежде всего, различиями в решении проблемы соотношения субъективного-объективного, индивидуального-общественного применительно к целостной структуре личности . Главные противоречия связаны с разночтениями по следующим позициям:

а) отождествление ценностей с объективно существующими феноменами культурного пространства (Шелер, В.И. Слободчиков, Э. Фромм) против признания их в качестве характеристики, связанной с оценочной деятельностью субъекта (Т. Гоббс, И. Кант, В. Стюарт, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский);

б) отнесение ценностных ориентаций к индивидуальной реальности, значимой только для переживающего ее субъекта (К.Г. Юнг, А. Маслоу) против их существования в форме надындивидуальной реальности (Н. Гартман, В.П. Тугаринов, П. Менцер, В. Франкл).

в) признание в качестве основных источников ценностей божественного или природного разума (А. Камю, В.С. Соловьев, Н.А. Бер­дяев, Н.О. Лосский), принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности (З. Фрейд, Ф. Ницше, Х. Эренфельц, П.А. Кропоткин), этические нормы микросоциального окружения и общества в целом (В. Дильтей, А.Н. Леонтьев, П. Сорокин, Э. Дюркгейм, В.Я. Ядов, И.С. Кон, Н. И. Лапин, С. Г. Климова, В. П. Вардомацкий, В. П. Тугаринов и др.), внутренняя психологическая природа человека (К. Юнг, А. Маслоу, К. Роджерс).

г) устойчивость и неизменность ценностей в процессе жизни (З. Фрейд, А. Маслоу) против признания динамического характера системы ценностей (С.Г. Климова, М.С. Яницкий и др.).

Несмотря на обозначенные противоречия, первостепенная роль личностных ценностей в организации жизни и деятельности человека признается многими авторами , , , , . Мы разделяем точку зрения Д.А. Леонтьева, который называет ценности «огромным составляющим внутреннего мира человека» . Выступая источником устойчивых смыслов значимых объектов и явлений, они концентрируются во внешней надличной реальности и выражают принадлежность индивида к внешнему бытию, обеспечивают устойчивость поведения человека в изменяющейся действительности и определяют поступки. Ассимилируясь в структуру личности, они практически не зависят от ситуативных факторов, являются стабильными, ненасыщаемыми, а только задающими векторы жизнедеятельности субъекта .

Для уточнения понятийного аппарата исследования необходимо разграничить некоторые понятия.

Подчеркивая психологический характер ценностей как объекта направленности личности, многие исследователи используют понятие «ценностные ориентации», определяемые как направленность личности на те или иные ценности . Таким образом, понятие «ценностная ориентация» указывает не столько на сам объект-ценность, сколько на готовность к осуществлению определенного поведения.

Отличие ценностей от потребностей и мотивов признается не всеми авторами. Так Е.И. Головаха считает, что «предметы потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями» . Однако большинство исследователей (Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев) говорят о принципиальном различии данных понятий. Так Ф.Е. Василюк считает, что в отличие от потребностей ценности могут быть «нашими», то есть отражать интересы не конкретного человека, а группы или общества в целом . Д.А. Леонтьев подчеркивает, что ценности не ограничены данным моментом и, в отличие от потребностей, ненасыщаемы .

Необходимо также отграничить понятие ценности от другого регулятивного образования, которое Д.Н. Узнадзе называет установкой. Функ­ция установки, по А.С. Прангишвили, состоит в том, что она «ука­зывает» потребности предмет, способный удовлетворить ее в данной ситуации . Установки и личностные ценности объединяет общее для них состояние готовности. Как пишет О.М. Краснорядцева, «готовность поступить тем или иным образом уже содержит в себе оценку, а оценивание пред­полагает установку как готовность определенным образом реа­лизовать ценности» . В то же время число ценностей, которыми может располагать индивид, значительно меньше, чем число установок, связанных с конкретными ситуациями. Боль­шинство отечественных авторов придерживаются точки зрения, что именно ценности определяют основные качественные ха­рактеристики установки, имея большую субъективную значимость, а не наоборот . Личностные ценности, таким образом, более устойчивы, надситуативны, задают векторы движения личности, в то время как установки, связаны с конкретной ситуацией и определяют поведение человека в зависимости от обстоятельств.

Под ценностью мы будем понимать любой материальный или идеальный объект, имеющий для личности жизненно важное значение. То есть в качестве ценности могут выступать как идеи, выраженные в понятиях, имеющих высокую степень обобщения, «убеждения человека в том, что поистине важно в жизни, а что нет» (Рокич), так и стабильно значимые конкретные материальные блага и состояния.

Вопрос о происхождении личностных ценностей также является в науке спорным. Ряд авторов утверждают, что ценности, составляющие ядро личности человека, по природе своей социальны. Изучению роли общественно-социальных отношений в фор­мировании ценностей личности посвящены работы Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, Л.И. Анцыферовой, В.С. Мухиной, А.А. Бодалева, Г.Г. Дилигенского, В.Г. Алексеевой и многих других исследова­телей. С точки зрения Л.И. Анцыферовой, направленность лич­ности на определенные ценности – ценностные ориентации – формирует общество. Именно общество предъявляет опреде­ленную систему ценностей, которые человек «чутко улавливает» в процессе постоянного «обследования границ и содержания норм» и формирования их собственных, индивидуально-личност­ных эквивалентов . В.Г. Алексеева трактует определение ценностных ориентаций, как форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, как ступень перехода ценностей общества в деятель­ность субъекта . По мнению Э. Дюркгейма, поведение человека регулируется посредством внутреннего принятия им социальных ценностей путем внешнего принуждения: «мы явственно ощущаем, что не являемся хозяевами наших оценок, что мы связаны и при­нуждаемы. Нас связывает общественное сознание» .

Не вызывает сомнения тот факт, что формирование системы ценностей личности происходит в процессе социализации и во многом зависит от конкретной социальной ситуации, в которой оказывается человек. Человека нельзя рассматривать отдельно от общества, личность развивается только в пространстве «Мы», в диалоге с окружающим миром. Только отражаясь в зеркале Другого, человек получает возможность встретиться с собой, познать себя, оценить свои поступки и те идеалы, которые в этих поступках реализуются. Однако было бы неправильно представлять процесс формирования ценностей как пассивное усвоение общественных идеалов в процессе научения. Простое знание ценностей не делает их реальными регуляторами человеческих поступков. Утверждая несомненность социального происхождения ценностей, мы вслед за М.К. Мамардашвили, предполагаем, что ценности, как и знания не могут быть переданы из рук в руки. Для того, чтобы тот или иной объект реальности стал для человека ценным, значимым, приобрел для него личностный смысл, недостаточно знания о его значимости и ценности. Для того, чтобы общественная ценность стала основой мировоззрения и поведения необходима личностная активность субъекта по осмыслению этой ценности и воплощению ее в жизнь, принятие на себя ответственности за реализацию соответствующего поведения. Иначе общественная ценность остается декларируемой, принятой человеком только на словах, не влияющей на его жизнь и не определяющей его поступков. Формирование ценностей возможно только в случае, если человек решается на поступок, совершает выбор в пользу данной альтернативы, защищает ее перед лицом общества, времени (в конечном счете, перед самим собой). Группа, общество (Другой) выступает в данном случае скорее не источником оснований выбора, а зеркалом, отражающим, делающим явным для личности ее выбор и последствия этого выбора.

Говоря о функциях ценностей в жизни человека, нельзя не сказать о том, что система ценностей личности служит связующим звеном между ее внутренним миром и окружающей действительностью. Человек реагирует на события внешнего мира лишь после того, как он преломил их в своем сознании, осмыслил их, определил ценность происходящего для самого себя . Осмысление это происходит при сопоставлении событий, собственных желаний и мотивов с системой личностных ценностей. Ценности личности образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и мировоззренческой структурой сознания (системой личностных смыслов). Соответственно, личностные ценности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностей выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностей, таким образом, является важнейшим психологическим органом саморазвития, определяя одновременно его направление и способы его осуществления .

Регулятивная функция личностных ценностей охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания и интеллекта» .

Ценностно-смысловая сфера личности не только определяет формы и условия реализации побуждений человека, но и сама становится источником его целей. Как отмечает А.И. Донцов, ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека . Н.Ф. Наумова также выделяет ценности личности как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создает упорядоченную, имеющую для человека смысл картину мира. По её словам, ценности дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия .

Еще одна важная функция системы ценностей связана с разрешением конфликтов и противоречий в мотивационной сфере личности . Как пишет Ф.Е. Василюк, система ценнос­тей выступает в данном случае как «психологический орган» из­мерения и сопоставления меры значимости мотивов, соотнесения индивидуальных устремлений и «надындивидуальной сущности» личности .

По мнению М.С. Яницкого , система ценностей определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.

Одновременно с этим ценностно-смысловая сфера лич­ности, являясь отражением ценностей социальной среды, сама может оказывать воздействие на групповые нормы и ценности. Индивидуальные ценностные ориентации отдельных членов груп­пы взаимодействуют и через межличностные взаимоотношения воздействуют на коллективные.

Кроме того, выделяют такие функции ценностных ориентаций личности как:

    экспрессивная, которая выражается в том, что человек стремится принятые ценности передать другим, добиться признания;

    функция защиты личности, которая заключается в том, что ценностные ориентации выступают своего рода фильтрами, пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности;

    познавательная, направленная на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания целостности личности;

    координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов, согласования их во времени и применительно к условиям действительности .

По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения (Рокич). В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития, бытийные ценности) и регрессивные (ценности сохранения, дефицитарные) (А. Маслоу). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития .

Принцип иерархии, многоуровневость, является важнейшей характеристикой системы ценностных ориентации личности. По словам В. Франкла, субъективное «переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой» . Принятие личностью ценностей, таким образом, автоматически предполагает построение инди­видуальной ценностной иерархии. Ранг той или иной ценности в индивидуальной системе, по мнению Н. Гартмана, может опре­деляться как ее абстрактной «высотой», так и ее «силой», завися­щей от «тягости», возникающей при ее нереализации . В работах современных отечественных авторов, в частности Е.Б. Фанталовой, С.Р. Пантилеева, Д.А. Леонтьева, также указывается на неоднозначность критериев индивидуального ранжи­рования ценностей: их предпочтение может быть обусловлено представлениями об их абсолютной значимости для общества и человечества в целом или же их субъективной актуальной важ­ностью, насущностью . В этой связи представляет интерес концепция С.С. Бубновой, которая наряду с принципом иерар­хичности выделяет принцип нелинейности системы ценностных ориентации. По ее словам, «чрезвычайно важным свойством си­стемы личностных ценностей является ее многомерность, зак­лючающаяся в том, что критерий их иерархии – личностная зна­чимость – включает в себя различные содержательные аспекты, обусловленные влиянием разных типов и форм социальных от­ношений» .

По словам Ф.Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя её простотой и подлинной свободой» . Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития.

Ценности личности, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.

Таким образом, личностные ценности составляют базисный компонент личности, определяют ее направленность, которая воплощается в убеждениях, нравственных позициях и проявляется в социальных отношениях, деятельности, общении.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

Направленность личности - это личная целеустремленность человека, обусловленная системой его побуждений.

Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты).

Систему ценностно-смысловых образований личности. Здесь речь идет, по существу, о двух взаимосвязанных системах образований личности (личностных конструктах): смысловых и ценностных, рассмотренных ранее.

Притязания личности - как основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, обстановки ожидания личностью определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Это претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на определенный успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Содержание притязаний определяется системой ценностных образований личности, а их уровень и характер - самооценкой личности. Самооценка выступает одним из базовых личностных образований.

Притязания личности - своеобразная интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности.

Потребностные состояния личности, своеобразие которых зависит не только от объективных обстоятельств, объектов и предметов потребностей человека, но и от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей. Возникновение у личности тех или иных потребностных состояний и их опредмечивание обусловливает постановку соответствующих целей и возникновение мотивов их реализации.

Потребности человека имеют две основные функции: целеполагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысловых образований, а вторая - системой ценностных образований личности и ее притязаниями.

Мотивы личности - это потребность (или система потребностей) личности в функции побуждения. Мотивы - это внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обусловленные актуализацией конкретных потребностей личности. Это притягательный образ предметов, явлений действительности, служащих удовлетворению тех или иных потребностей, конкретные формы проявления потребностей человека.

Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависимости от этого различают следующие мотивы:

  • - эмоциональные - желания, хотения, влечения и т.п.;
  • - рациональные - стремления, интересы, идеалы, убеждения.

В психологии различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

  • - мотивы целей (Мц), генерализованные мотивы, содержание которых выражает образ предмета потребностей и потому направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена степенью значимости для человека предмета его потребностей;
  • - мотивы выбора путей, средств, способов достижения, реализации цели (Мнеерц): инструментальные мотивы. Данные мотивы обусловлены не только потребностным состоянием личности, но и степенью ее подготовленности, наличием других возможностей действовать успешно по реализации поставленных целей в данных условиях.

Первая и вторая группы мотивов в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не только взаимовлиять, но и изменять друг друга.

Есть и другие подходы к классификации мотивов.

Так, например, по степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера.

Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные.

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и придают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл (А. Н. Леонтьев). На практике важно учитывать, что, совершая одинаковые по форме и предметным результатам поступки, люди нередко руководствуются разными и порой прямо противоположными мотивами, придают разнос личностное значение своему поведению, действиям, соответственно и оценка этих поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой.

Цели личности как образ ожидаемого, предполагаемого результата действий, поведения человека.

В целостном виде система направленности личности может быть представлена в виде схемы (рис. 6.1).

Рис. 6.1.

В зависимости от сферы проявления различают следующие виды направленности личности: профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др., например, в сфере творчества, спортивной деятельности и т.п. Направленность личности характеризуется: - уровнем зрелости (степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеологической позицией и т.п.);

  • - широтой (диапазоном сфер проявления устремлений личности), которая может быть узкой или широкой;
  • - интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей);
  • - иерархией видов направленности конкретной личности. В системе видов направленности личности выделяются ведущие, главные, доминантные и др.

Формирование у личности профессиональной и других жизненно важных видов направленности в значительной мере сводится к формированию у нее соответствующих систем смысловых и ценностных образований, притязаний личности.

Ценностно-смысловая сфера личности достаточно полно исследована в отечественной и в зарубежной психологии (К. А. Абульханова-Слав- ская, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинский, Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев, К. Муздыбаев, С. Л. Рубинштейн, М. С. Яиицкий, Г. Олл- порт, М. Рокич, В. Франкл и другие). Большинство авторов сходятся в том, что ценностно-смысловая сфера формируется в процессе социализации личности и характеризуется динамичностью, временной изменчивостью, иерархичностью составляющих ее элементов, зависимостью от ситуаций развития личности, а также множественностью описания (необходимостью учета всех аспектов системы ценностно-смысловой сферы личности). Ценностно-смысловые ориентации оказывают влияние на направленность личности, отношение к окружающему миру и к себе, определяют поведение, поступки и деятельность человека, придавая им значимость и смысл. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум, если это стремление остается нереализованным .

Основные понятия, характеризующие ценностно-смысловую сферу личности - это жизненный смысл (А. Адлер, В. Франкл и другие), личностные смыслы (Б. С. Братусь и другие), смысловые образования (А. Г. Асмолов), смысложизненные ориентации (Д. А. Леонтьев), жизненные ориентации (Е. Ю. Коржова, А. А. Грачев), жизненные ориентиры (Джеффри Юнг), ценностные ориентации (В. II. Тугаринов, С. Л. Рубинштейн, Ф. Е. Василюк, А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов и другие) и др. Большинство авторов выделяют две основные категории - смысл и ценности. Можно отметить три основных подхода к соотношению ценностей и смыслов. В соответствии с одним из них ценности являются следствием развития смысловой сферы (Г. Л. Будинайте, Е. В. Корнилова, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко и другие), в соответствии со вторым, смыслы являются продуктом формирования и развития ценностных ориентаций человека (В. Франкл, Ф. Е. Василюк); в соответствие с третьим, ценности и смыслы формируются в тесном взаимовлиянии (К. В. Карпинский, Д. А. Леонтьев, А. В. Серый).

В структуре ценностно-смысловой сферы могут быть выделены содержательная и уровневая составляющие. Содержательная составляющая отражает качественные характеристики ценностей и смыслов, включенных в направленность личности: система ценностных ориентаций и смысложизненных ориентиров. Уровневая составляющая позволяет проанализировать степень осмысленности жизни и выраженность смысложизненных ориентаций как ее основных составляющих 1 . Смысложизненные ориентации отражают три основные группы явлений: осознание цели, осознание процесса жизни и ощущение самоконтроля и управляемости жизнью.

Развитие ценностно-смысловой сферы личности включает несколько последовательных стадий:

  • 1) эгоцентрическая (в качестве ценностей принимаются только те, которые служат собственным интересам человека);
  • 2) группоцентрическая (в качестве ведущих ценностей рассматриваются нормы референтной группы);
  • 3) просоциальная (принятие общечеловеческих ценностей);
  • 4) духовная (признание духовных идеалов, представлений о Боге, добре и справедливости) .

Таким образом, ключевым показателем смысла жизни является осознание, осмысленность, позволяющие ясно и адекватно сформировать жизненную позицию, эффективно разрешать межличностные и виутри- личностные конфликты, оценивать и анализировать прошлое, ориентироваться в настоящем, планировать будущее .

  • Фролова Надежа Дмитриевна , кандидат наук, доцент
  • Шумакова Надежда Дмитриевна , студент
  • Алтайский Государственный Университет
  • ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
  • ПОДРОСТКИ
  • ДЕФЕКТЫ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В статье представлены особенности формирования ценностно - смысловой сферы личности; дефекты ценностно-смысловой сферы личности рассматриваются в качестве причин девиантного поведения плдростков.

  • Сравнительный анализ борьбы с терроризмом в россии и германии
  • Особенности межличностных конфликтов в среде осужденных мужского пола в ИК строгого режима

Подростковый возраст-это время бурных изменений личности, как в органическом, так и в смысловом плане. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина подростковый возраст это период с 11 до 15 лет. В этом возрасте активно перестраивается самосознание личности, подросток обретает новые ценности и интересы. На формирование ценностно-смысловой сферы подростка значительное влияние оказывает его референтная группа. Под ее влиянием складывается круг новых интересов, формируется мировоззрение.

Исследовать ценностно-смысловую сферу подростков с правонарушениями актуально так,как на сегодняшний день наблюдается стремительный рост детской и подростковой преступности. Необходимо наиболее полно изучить причины отклоняющегося поведения, для составления эффективных профилактических и коррекционных программ. Предупредить противоправное поведение гораздо эффективнее, чем бороться с уже имеющимися девиациями.

В статье мы рассматриваем деформацию ценностно-смысловой сферы, как основной фактор, определяющий девиантный путь развития личности. Ценностно-смысловая сфера регулирует поведение личности, является критерием выбора, нравственной оценкой поступков. Методологической основой нашей работы является теория деятельности А.Н. Леонтьева. При исследовании данной проблематики, мы опирались на положение Д.А. Леонтьева, согласно которому деформация системы ценностей и смыслов является основной причиной, определяющей девиантность подростка.

Ценностно-смысловая сфера является ядром личности и включает в себя: личностные ценности, ценностные ориентации, систему личностных смыслов. Современные авторы рассматривают систему ценностей и смыслов личности, как сложную, динамическую систему, которая имеет иерархическое строение.

Согласно А.Н. Леонтьеву понятие «ценность» содержит в себе две категории: личностный смысл и значение. Д.А. Леонтьев выделяет три формы бытия ценностей: предметно воплощенные ценности, социальные идеалы, личностные идеалы. Причем, ценностные ориентации сознания не относит к форме существования ценностей. А.Н. Леонтьев считает что, ценностные ориентации - это ведущий мотив; цель, которая дает возможность отдельному человеку слиться с обществом, общественными благами; ценностная ориентация, рассматривается как жизненный мотив, который составляет смысл жизни. Участвуя в деятельности, индивид осуществляет ее, ориентируясь на ценности, которые интериоризировались в его внутренний план, в его индивидуальное сознание. Личностный смысл отражает в сознании человека значимость определенных вещей. Личностный смысл порождается в результате отношения мотива к цели, причем в большей степени смыслообразующая функция принадлежит мотиву.

С помощью психологических механизмов интериоризации, идентификации и интернализации происходит формирование ценностей и смыслов. Ценностно-смысловая сфера состоит из таких элементов как нормы, ценностные представления, личностные смыслы, ценностные ориентации, смысловые ориентации. В дошкольном возрасте (3-7 лет) усвоение норм происходит в рамках ведущего вида деятельности - в игре. В младших школьников (7-10 лет), продолжается усвоение норм и ценностей в ходе ведущего вида деятельности этого возраста - в учебной деятельности. У детей этого возраста формируется высшие чувства: интеллектуальные, эстетические, нравственные. На основе этих чувств, в дальнейшем формируются ценностные ориентации личности. В 11-15 лет меняется ценностное отношение к миру, детские ценности сменяются на взрослые. Подростковый возраст - это период, в котором формируются личностные смыслы. В период 18-23 г., формирование ценностей происходит под влиянием выбранной профессии. В дальнейшем, во взрослости, перестройки ценностно-смысловой сферы сопряжены с возрастными кризисами.

Согласно исследованиям Д.А. Леонтьева и Ю.А. Васильевой, у несовершеннолетних правонарушителей не интериоризированны большинство общечеловеческих ценностей, в мотивации подростков с девиантным поведением преобладают потребности, а не ценности. Поведение не детерминируется ценностями, носит ситуативный характер, девиантный подросток поступает «от случая к случаю»; девиантные подростки ориентированы на настоящее, у них отсутствует временная перспектива, не способны ставить перед собой цели.

Уже на первом году жизни поведение ребенка регулируется его формирующейся системой смыслов, после трехлетнего возраста смысловая регуляция начинает устойчиво влиять на поведение. Соответственно, если на ранних этапах онтогенеза произошел сбой в формировании смысловой регуляции поведения, то личность пойдет по девиантному пути развития.Д.А. Леонтьев и Ю.А. Васильева полагают, что причиной нарушения в развитии смысловой регуляции поведения может быть несформированность в младенческом возрасте базовой установки на доверие к обществу, ценности которого ребенок должен интериоризировать.

Д.И. Фельдштейн полагает, что подростки с нормативным поведением, имеют четкий образ будущего, все поступки и цели носят перспективный характер, а подростки с отклоняющимся поведением имеют «ретроспективную временную ориентацию», т.е. обращены в прошлое.

А.Г.Белобородов отмечает, что для девиантных подростков характерны двойные стандарты при оценке себя и других. Раздвоенность смысловой сферы правонарушителей характеризуется тем, что у них существуютразные представления о должном для себя и для других, отмечается низкая степень развития рефлексии, они неохотно разговаривают о том, что относится к их собственной личности. В ходе психологических исследования был выявлен следующий факт: деформация ценностно-смысловой сферы заключается в преобладании в ней эмоционально-отрицательных окрасок, потребности приобретают статус ценностей.

Исходя из положения о том, что причина противоправного поведения заключается в дефекте ценностно-смысловой сферы, можно сформировать следующие задачи профилактической работы: способствовать оздоровению семейного воспитания, формировать у подростков нормативно-правовые представления, основой воспитания считать формирование нравственных качеств личности.

В ходе исследования данной проблематики, мы изучали деформацию ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей - как причину девиантного поведения, исходя из этого положения составили следующий социально-психологический профиль подростка с девиантным типом поведения:склонность жить сегодняшним днем, отсутствие образа будущего, не способность ставить перед собой цели, негативное оценивание прошлых событий жизни, гедонизм, фатализм, преобладание материальных ценностей над духовными.

Список литературы

  1. Иванько Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность: опыт социологического исследования.- М.1981.
  2. Иващенко A.B. Нравственное воспитание старшеклассников. -Минск, 1974. 104 с.
  3. Иващенко A.B., Савкина Г.П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками. Учебно-методическое пособие. М., 1993.- 122 с.
  4. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
  5. Леонтьев,Д.А.Психологиясмысла:природа,строениеидинамикасмысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999
  6. Литке С.Г. Психологическое обеспечение профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков в образовательном пространстве: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2004.
  7. Малышева Т.Е. Психологические характеристики. смысловой сферы несовершеннолетних // Материалы^ научно-практической конференции «Развитие личности в поликультурной образовательной среде». - Черкесск, 2010.

Прежде чем перейти к характеристике личностных ценностей, сопоставим ряд понятий, используемых в их научном анализе. Это понятия: ценности, жизненные ценности, личностные ценности, субъективные ценности, ценностные ориентации, ценностные предпочтения . Самое широкое из фвышеперечисленных понятий -- это понятие «ценности». Во-первых, оно обозначает как общественные, так и личностные ценности. А во-вторых, это атрибут как объекта, так и субъекта. Все остальные перечисленные понятия относятся к субъекту. Большинство авторов трактуют ценность как особое системное качество предметов и явлений, выделяя в нем две стороны -- на полюсе объекта и на полюсе субъекта. На полюсе объекта -- это атрибут ценностности, заключенный в сущности объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных предметов, независимо от субъективных оценок людей.

На полюсе субъекта -- это значимость (ценностность предмета, события, идеи и т.д.) для конкретного индивида в виде переживания ценности, а также рационального постижения ее в процессе решения «задач на ценность» или сложного процесса принятия и освоения ценностей (называемого интериоризацией, идентификацией, интернализацией).

Проблема трансформации общественных, общечеловеческих ценностей в личностные, «утверждения» их в индивидуальном сознании -- одна из фундаментальных проблем человеческого существования. Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Однако известные другим знания человек не может просто «взять» -- он должен их переоткрыть для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними. По единодушному мнению теологов, философов и психологов, усвоение общечеловеческих ценностей несводимо к безличному знанию: оно есть не только знание, но и отношение, возникающее в реальных жизненных связях субъекта с окружающим миром. Присвоенные индивидом общечеловеческие ценности в отечественной психологии обозначаются понятием «личностные ценности» или «субъективные ценности», которые Д.А. Леонтьев определяет как «консервированные» отношения личности с миром, отражающие инвариантные аспекты общечеловеческого опыта . Б.С. Братусь считает, что личностные ценности -- это осознанные, «отрефлексированные» наиболее общие смысловые образования .

Понятие «ценностные ориентации» популярно больше в прикладных, чем в теоретических исследованиях, и определяется как направленность личности на определенные ценности. Понятие «ценностные предпочтения» по сути тождественно понятию «ценностные ориентации», и то и другое может рассматриваться как индикаторы личностных ценностей. В социологических, аксиологических исследованиях используется понятие «жизненные ценности», которое трактуется как ценности, определяющие жизненный путь личности на достаточно больших отрезках биографии.

По мнению некоторых исследователей (М. Рокич, Ш. Шварц, У. Билски), ценности личности характеризуются следующими общими признаками:

  • · истоки ценностей -- в культуре, обществе и личности;
  • · влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах;
  • · общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
  • · все люди обладают одними и теми же ценностями, но в различной степени;
  • · ценности организованы в системы и упорядочены по степени важности;
  • · ценности -- это понятия или убеждения;
  • · ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению;
  • · ценности имеют ситуативный характер;
  • · они управляют выбором или оценкой поведения, событий.

Итак, ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Существуют общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Одновременно в сознании человека существует не более десятка ценностей, которыми он может руководствоваться .

Ценности - это социальное понятие, природный объект которого приобретает социальное значение и является или может являться объектом деятельности. Нельзя противопоставлять ценности и поведение (поведение отражает ценности и само составляет ценность). Функции ценностей разнообразны. Они:

  • · являются ориентиром жизни человека;
  • · необходимы для поддержания социального порядка, выступают как механизм социального контроля;
  • · воплощаются в поведении и участвуют в нормообразовании.

В философии и психологии к настоящему времени предложено множество классификационных схем личностных и общественных ценностей. Приведем наиболее известные из них .

Н.А. Бердяев классифицировал ценность как объект направленности человека. Он выделял:

  • 1) духовные ценности
  • 2)социальные ценности
  • 3) материальные ценности

Классификация В.П. Тугаринова строится на основе сферы проявления ценностей. Он выделял:

  • 1) духовные (образование, наука, искусство) общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость)
  • 2) материальные (техника и материальные блага, могущие стимулировать индивидуально-психическое развитие в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями)

Д.А. Леонтьев по форме существования ценностей выделял:

  • 1) общественные идеалы
  • 2) предметные ценности
  • 3) личностные ценности

I. Терминальные ценности

  • 1) конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь)и абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество)
  • 2) ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь)
  • 3) индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь)и ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других)
  • 4) активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

II. Инструментальные ценности

  • 1) этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) -- ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) -- ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность)
  • 2) индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твёрдая воля) - конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) - альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов)
  • 3) ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твёрдая воля) -ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов)
  • 4) интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) - ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость)

Э. Шпрангер в своей классификации ценностей брал за основу доминирующую ценность, определяющую направленность личности (доминирующая ценность в связи с типом личности). В соответствии с этим критерием он различал следующие типы ценностей:

  • 1) поиск истины (теоретический человек)
  • 2) полезные и практические ценности (экономический человек)
  • 3) стиль и гармония (эстетический человек)
  • 4) любовь (социальный человек)
  • 5) личная власть, влияние, известность (политический человек)
  • 6) поиск смысла жизни как высшей духовной силы (религиозный человек)

Мотивационная тенденция, определяемая ценностью, служила основанием классификации Ш. Шварца и У. Билски. Они предложили:

  • 1) ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) - ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция)
  • 2) ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) - ценности самовозвышения (власть, достижения, гедонизм)

Широко известна классификация М. Рокича, который выделял:

  • 1) терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться)
  • 2) инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точки зрения предпочтительным в любой ситуации)

В. Момов, определяя место ценности в жизнедеятельности личности, различал:

  • 1) ценности целевые (или мыслимые, желаемые или возможные): а) ценности-цели б) ценности-идеалы в) ценности-желания г) ценности должного (нормативные ценности)
  • 2) ценности существующие (наличные, актуальные)

Знаменитый психолог гуманистического направления А. Маслоу за основу классификации ценностей брал уровень личностного бытия, различая:

  • 1) ценности бытия (Б-ценности, «ценности развития») - высшие ценности, присущие самоактуализи-рующимся людям (истина, добро, красота, справедливость и др.)
  • 2) дефициентные ценности (Д-ценности, «регрессионные») -низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-либо фрустрированной потребности (мир, покой, сон, зависимость, безопасность и т.д.)

В. Франкл рассматривал ценности как смысловые универсалии:

  • 1) ценности творчества, позволяющие человеку осознать, что он даёт обществу
  • 2) ценности переживания, позволяющие человеку осознать, что он берет от общества
  • 3) ценности отношения, позволяющие человеку осознать позицию, которую он занимает в отношении факторов, ограничивающих его жизнь: а) осмысленное отношение к боли; б) осмысленное отношение к вине; в) осмысленное отношение к смерти

Классификация Э. Фромма содержит:

  • 1) официально признанные осознаваемые (религиозные и гуманистические)
  • 2) действительные, бессознательные (порождённые социальной системой, являющиеся непосредственными мотивами человеческого поведения).

Таким образом, обобщая приведенные выше представления о видах и типах ценностей можно утверждать, что по своему функциональному значению ценности личности могут быть разделены на две основные группы: терминальные и инструментальные (ценности-цели и ценности-средства). В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза, ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). Все вышеперечисленные ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития и проявляться в разных сферах жизни личности.

Важную роль в формировании ценностно-смысловой сферы играют социальные нормы.

Социальные нормы - это один из многих классов норм (технические стандарты и нормы и т.д.), которые реализуются в человеческих взаимоотношениях, социальном взаимодействии. Они объективны, неперсонифицированы, не зависят от мнения групп и индивидов. Это социальные эталоны, установления модального должного, с точки зрения общества, поведения (приемлемого или запрещенного), которые выполняют функцию интеграции, упорядочивания жизни групп, индивидов, общества.

Отличие социально_психологического и социологического подходов состоит в том, что социологи изучают степень распространенности, предпочтительности и приемлемости норм в разных группах и слоях общества; социальные психологи изучают психологическое содержание норм и их связь с мотивацией, ценностными ориентациями, установками, другими личностными свойствами; формирование и изменение норм.

Социальные нормы - это правила поведения, которые включают оценку и долженствование. Главное в норме - ее предписывающий характер, что отражено в определении, предложенном К. Б. Бэком и Л. Фестингером в 1950г.: норма - однородное множество предписаний, которыми группа влияет на силы, действующие на членов этой группы .

Однако это однородное множество предписаний становится нормой лишь в том случае, когда невыполнение предписаний наказывается санкциями. Функции норм состоят в том, что они подсказывают разумные и проверенные способы деятельности и способы решения в конфликтных ситуациях. Соблюдение норм приводит к исключению влияния случайных мотивов; они обеспечивают надежность, стандартность, общепонятность, предсказуемость поведения. Нормы - средство социального контроля и влияния, они приводят к уравновешенности, стабилизации общественной жизни. Все социальные нормы можно разделить на универсальные, обязательные для всех членов общества (нравы, обычаи), внутригрупповые (ритуалы) и личностные, индивидуальные. Личностные нормы осознаны, как правило, соотнесены с Я_концепцией.

Классификация норм по Р. Линтону: универсальные, специфические, альтернативные. Классификация Д. П. Морриса: абсолютные (табу), условные (этикет), побуждающие и запрещающие, а также по типу санкций (нравы, обычаи, закон, договор, честь, совесть) . Нормы - безличные правила поведения. Степень их осознанности и действенности проявляется в том, что человек знает о последствиях своих действий для других людей и признает свою ответственность за поступки в соответствии с нормами. Есть и субъективная сторона: действия человека в соответствии с его личными нормами повышают его самооценку и уменьшают самокритику. Социально_психологические нормы - это указания и предписания поведения в соответствующих условиях.

Обычаи и нравы являются стержнем нормативной системы. Нравы более связаны фундаментальными устоями общества и потребностями; они считаются само собой разумеющимися и несут эмоциональную нагрузку. Табу - это нравы, выраженные в негативной форме.

Обычаи - относительно длительные стандартизованные действия, рассматриваемые как обязательные в надлежащих ситуациях.

Но они не абсолютно обязательны. Обычаи не планируются. Когда говорят об обычаях (способ приготовления пиши, ее типы, использование мебели и т. п.), подчеркивают их «бездушный» привычный характер. Это своеобразные привычки, мысли и действия, обеспечивающие высокую степень предсказуемости поведения в определенных ситуациях. Они, как и нравы, не оспариваются, относительно неизменны. Некоторые обычаи можно нарушать, но полное нарушение строго наказывается обществом вплоть до изгнания. Ритуалы должны соблюдаться более жестко.

Ритуалы связаны с важнейшими событиями социальной, семейной и духовной жизни этноса. Их сущность состоит в соблюдении внешней формы, в подчеркивании обязательности регламентирующих правил. Ритуал - исторически сложившаяся, связанная с мистическими верованиями стереотипная форма массового поведения, имеющая церемониальный характер.

Ритуалы выполняют многочисленные социально_психологические функции, оправдывающие и объясняющие их существование: укрепление сплоченности группы, трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению, социализации и, наконец, средство развлечения, отдыха, удовлетворения эстетических потребностей членов группы. Такие компоненты коллективной психики, как общность нравственных ценностей, образа мыслей, коллективных настроений и чувств, наполняющие ритуальное действие, способствуют формированию и существованию социальной интеграции. К психологическим функциям относят способность регулировать психическую стабильность, создавать уверенность в трудных кризисных ситуациях общественной и личной жизни человека, выявлять у участников ритуала положительные эмоции.

Ритуалы - это церемониальная часть обряда, которая может выполняться самостоятельно, сообразно конкретной ситуации и цели группы. Они носят узкогрупповой характер, имеют большую регламентацию относительно количества участников, характера и последовательности церемонии, более жесткие санкции в случае отклонения участников от правил поведения. Поэтапное научение ритуалам происходит в рамках профессиональной и семейной групп, как передача необходимых навыков нормативного поведения подрастающему поколению.

Различаются также нормы нравственности и морали. Нормы нравственности - исторические нормы, более устойчивые, нередко идеализированные, могут существовать в форме заповедей, носят эталонный характер; нормы морали не абсолютны и даже могут быть безнравственными. В рамках одной нормативной системы конкретного человека на осознаваемом и неосознаваемом уровнях могут сосуществовать внутренне противоречивые и даже взаимоисключающие моральные нормы.

Одна из теорий развития морали принадлежит Л. Колбергу, который является основателем Центра по нравственному воспитанию и одним из создателей международной ассоциации нравственного воспитания .

Им разработана уровневая концепция морали и сознания, показывающая, как происходит интернализация социальных норм. Все поступки сопровождаются стыдом, страхом, виной - это регуляторы человеческого поведения, связанные с этикой, нормами.

Страх - биологическая эмоция. Стыд, вина - человеческие чувства. Страх лежит в основе тревоги (она может быть объективной, социальной, моральной). Стыд - ориентация на внешнюю оценку. Вина - ориентация на самооценку. Рассмотрим психологические механизмы действия этих чувств.

  • 1. (Страх) доморальный уровень. В основе - эгоизм ребенка, послушание через страх - ребенок ориентируется на наказание или ребенок ориентируется на наслаждение (взаимная выгода).
  • 2. (Стыд) конвенциональная мораль. Ориентации на внешние нормы, правила. Основа - стыд (конформность), сохранение хороших отношений с другими, поддержание своего авторитета.
  • 3. (Вина) автономная мораль. В основе - логическое обоснование норм, регулируется чувством вины, строится на нравственных принципах. Ориентация на общественную мораль, индивидуальные принципы совести, стадия вины наблюдается у немногих. Моральные ценности - основа автономной морали. Обнаружена связь между интеллектом и уровнем морального сознания. Можно сказать, что существует культура стыда (Восток) и культура вины (Европа).

Моральное сознание тесно связано с ответственностью. Осознание ответственности в условиях морального выбора может происходить в игровых ситуациях, специально организованных дискуссиях, при решении предлагаемых дилемм, которые были разработаны Л. Колбергом и его последователями и легли в основу специальных курсов по нравственному воспитанию. Л. Колберг неопровержимо доказал, что нравственное совершенствование идет по ступеням, поддается воздействию взрослых, может быть ускорено. Особенно важно, что нравственное развитие при нормальных условиях необратимо. Программы воспитания нравственности предполагают большой набор жизненных ситуаций морального выбора, которые предоставляют возможность применять новые принципы на практике. Важное место в нормативной системе занимают правовые нормы.

Каждая из нормативных систем имеет свою ограниченную сферу действия в развитых обществах. В примитивном обществе нормы распространяются на всю группу. Распад, отсутствие общепринятых норм обозначается термином «аномия» и на поведенческом уровне выступает как отчужденность.

Отчужденность возникает как следствие распада и несоблюдения норм в обществе, ослабление внутригрупповых связей. В психологии первая концепция появилась в 1959г. В 60_е годы происходило дальнейшее развитие проблематики . В отличие от социологического понимания в психологии идет трактовка в терминах социальных ожиданий и эмоциональных переживаний и подчеркивается, что это осознаваемое свойство.

На личностном уровне отчужденность проявляется как аномия, т.е. несформированность норм, отсутствие, упадок норм в обществе. Используя термин «аномия», Р. Мертон разработал основы теории, полагая, что аномия - это особое нравственно_психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, отличающееся разложением и упадком системы моральных ценностей и «вакуумом идеалов» . Аномия - состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации, что является следствием либо социальной ситуации, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо такой ситуации, когда нормы отсутствуют.

Отчужденность - это либо отстранение индивида от окружающего мира, либо недостаточная интеграция личности. При этом отчужденность не обязательно ведет к асоциальному поведению, но усиливает многие виды отклоняющегося поведения и враждебные установки и нередко рассматривается как крайняя форма выражения аномии. Таким образом, отчужденность на личностном уровне - это рассогласованность чувств, когда они перестают казаться субъекту нормальными. Отчужденность можно представить как многомерное свойство из пяти компонентов: чувство бессилия и чувство бессмысленности (не ясно, во что верить, пониженный уровень ожиданий), отсутствие норм, изоляция от ценностей и общества, чуждость всему. Отчужденность связана с неудовлетворенностью трудом, возникает у людей с низким социальным статусом, низкой зарплатой и образованием.

Проблема смысла жизни , как уже указывалось, относится к числу междисциплинарных. Она является одной из традиционных проблем философии, теологии, активно обсуждается в художественной литературе. Для психологии важно понять, что представляет собой смысл жизни как психологическая реальность. Понятно, что это смысловое образование личности и что это -- особое смысловое образование. Отечественный исследователь Б.С. Братусь подчеркивает, что это наиболее всеобъемлющее и глобальное смысловое образование . Это центральное объяснительное понятие психологии личности. Это ключ к пониманию личности вообще и конкретной личности, в частности, поскольку находит проявление во всех ее поведенческих актах, придает им смысл, является источником их смысла, объясняет отдельные поступки человека.

Способность осознавать, осмысливать собственную жизнь -- необходимое условие человеческой жизни. Жизнь, лишенная смысла, теряет свою ценность. В психологии используется ряд понятий, описывающих явление смыслоутраты: невроз смыслоутраты (или ноогенный невроз, в отличие от психогенного невроза), «пассивное самоубийство», экзистенциальная фрустрация, сопровождающаяся состояниями депрессии, апатии, отчаяния. Анализ этих явлений ассоциируется в психологической науке с именем В. Франкла и его работой «Человек в поисках смысла» .

Смысл человеческой жизни многолик, имеет много граней и обладает собственной динамикой.

В зарубежной психологии начало исследованию смысла жизни положено А. Адлером в 1924 г. Его представление состоит в следующем. Смысл жизни присущ каждому человеку и складывается уже к 5-летнему возрасту. Он остается неосознаваемым в большинстве случаев, но он объективно существует независимо от того, будет ли он осознан в будущем. Смысл жизни связан с уникальным стилем жизни индивида .

По мнению другого зарубежного исследователя К.Г. Юнга, нахождение и реализация смысла жизни выступает как первейшая потребность и задача . С этим согласен А. Маслоу. Польский психолог К. Обуховский потребность в смысле жизни относит к основным потребностям личности . По К.Г. Юнгу, познание смысла жизни становится более важным в старшем возрасте, в молодом -- люди больше ориентируются на действие. Смысл жизни -- сугубо субъективен; существует опасность ориентации на навязанные извне роли, значит, -- на выдуманный, внушенный себе смысл. Пока жизнь осмысленна, люди мало говорят и размышляют о ее смысле. Как только возникает нехватка или отсутствие смысла -- проблема смысла начинает играть важную роль в сознании и самовыражении личности.

Таким образом, К. Юнг, в отличие от А. Адлера, считает, что смысл жизни не складывается автоматически; поиски смысла -- сложнейшая жизненная задача, которую человек решает в процессе жизни. Д.А. Леонтьев рассматривает их точки зрения как два подхода к решению вопроса о том, как решает человек вопрос о смысле на протяжении всей его жизни . Концепцию В. Франкла он считает объединяющей эти два взгляда: поиск смысла жизни -- важнейшая задача и врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям; смысл жизни доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды, а также религиозности и вероисповедания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни, жизнь ставит перед ним этот вопрос. Человеку приходится отвечать на него ежедневно и ежечасно своими поступками, а не словами. Смысл жизни уникален и неповторим. С точки зрения В. Франкла, необходимо отвергнуть некоторые «философии жизни» -- например, не может быть смыслом жизни наслаждение, т.к. это внутреннее состояние субъекта, а смысл жизни не изобретается человеком, а находится в объективном мире. Поэтому человек не может стремиться к счастью, он может лишь искать причины для счастья .

В отечественной психологии К.А. Абульханова-Славская утверждает, что смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель . В психологии смыслом (не только жизни, но и любого другого действия, поступка, события) принято называть внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта того или иного действия или поступка. Способность человека переживать ценность жизни, удовлетворяться ею и составляет ее смысл. Это и способность субъекта переживать ценность жизненных проявлений своего «Я», своей личности. Смысл жизни, с одной стороны, выражает притязания и стремления личности, а с другой -- определяет притязания личности и выбор тех жизненных задач, которые она берется решать; это ответственность за осуществление собственной жизни, своеобразное чувство своей субъектности, возможность творчества жизни. Это, скорее, не когнитивное образование, а переживание личностью своей включенности в жизненные структуры, причастности к общественным ценностям, полноты своего самовыражения, интенсивности взаимодействия с жизнью. Насыщенность, интенсивность жизни усиливает ее динамику и смысл, усиливают ценность, значимость. К.А. Абульханова-Славская указывает, что смысл жизни проявляется в специфическом мотиве -- успеть воплотить себя в жизни чем-то непреходящим. Это теоретический способ организации личностью жизни .

Для определения сущности смысла жизни наиболее адекватной представляется категория «отношение». На полюсе субъекта отношения -- это переживание значимости, ценности; объектом отношения является целая жизнь -- собственная жизнь субъекта. Б.С. Братусь отмечает, что смысл жизни осознается тогда, когда мы соотносим всю свою жизнь с тем, что больше нашей жизни и не оборвется с ее физическим прекращением .

Другой отечественный психолог Ф.Е. Василюк подчеркивает, что смысл жизни -- пограничное образование; в нем сходятся сознание и бытие, идеальное и реальное, жизненные ценности и бытийные возможности их реализации. Он отражает в себе ценностную целостность индивидуальной жизни. Он может быть ориентирован на будущее, на прошлое или на настоящее .

В отечественной психологии также имеют место исследования, авторы которых обращаются к проблеме нарушения смысла и целостности индивидуальной жизни в критических ситуациях, когда возникает разлад всей системы жизни и одновременно жизненно важная необходимость преодоления критической ситуации и восстановления ощущения осмысленности жизни. Последнее, по мнению авторов такого рода исследований, становится возможным благодаря процессам саморегуляции, рефлексии, «смыслового связывания» как одного из механизмов, обеспечивающих перестройку смысловых систем. Показано, что конструктивное разрешение кризиса требует внутренней активности личности по трансформации смысловых отношений .

С 1995 г. в отечественной психологии ведутся систематические исследования психологических, психолого-педагогических, социально-психологических и религиозных аспектов проблемы смысла жизни, возглавляемые А.А. Бодалевым и В.Э. Чудновским.

Рассмотрим некоторые идеи, высказанные в рамках данного направления.

По мнению В.Э. Чудновского, правомерно несколько ослабить акцент на вторичности, производности, «отражательности» психики и психических образований и подчеркнуть их относительную устойчивость, относительную самостоятельность, их обратное влияние на поступки и результаты деятельности человека . Смысл жизни как психологический феномен -- это особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления. Приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, он может существенно влиять на жизнь человека -- действовать как некий «буферный механизм», как система сдержек и противовесов, не допускающих одностороннего подчинения как внешним обстоятельствам, так и непосредственным побуждениям, сиюминутным интересам и влечениям.

Однако феномен смысла жизни, являясь продуктом человеческого разума, несет в себе двойственность, амбивалентность последнего. А.В. Суворов в работе «Филосфера и смысл жизни» противопоставляет духовную сферу человека сфере безумия, имеющей разрушительную, антикультурную, античеловеческую, антиприродную направленность .

В тесной связи со сказанным выступает проблема адекватности смысла жизни. Были выделены следующие основные характеристики его адекватности :

  • 1. Реалистичность смысла жизни, то есть его соответствие, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его осуществления, с другой, -- индивидуальным возможностям человека.
  • 2. «Конструктивность» смысла жизни -- характеристика, отражающая степень его позитивного или негативного влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека. Несомненно, что «конструктивность» смысла жизни существенно обусловлена содержанием той идеи, которая составляет главную цель жизни человека. Вместе с тем показано, что функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека, зависит не только от содержания основной жизненной цели, но и от структуры данного психического образования.

Последнее представляет собой структурную иерархию жизненных целей (ценностей), в которой жизненные смыслы могут занимать ведущую роль, быть относительно равнозначными, либо находиться в отношении подчинения к главной жизненной цели. Иерархическая структура смысла жизни является системой, динамика которой обусловлена следующими факторами: социальными обстоятельствами, индивидуальными и возрастными особенностями человека, его субъективной активностью. В.Э. Чудновский выделил некоторые типы структур смысла жизни по этому показателю .

  • 1. Структура, которую условно можно обозначить как «конгломерат» жизненных смыслов. Это фактически «предструктура», характеризующая первоначальный этап становления смысла жизни. Здесь возможны два варианта: а) так сказать, «мирное сосуществование» различных жизненных смыслов; б) противостояние жизненных смыслов, взаимодействующих между собой и противодействующих друг другу. При этом противопоставление и противодействие пока не приводят к образованию ведущего и подчиненных компонентов структуры.
  • 2. «Монолитная» структура смысла жизни. Она характеризуется тем, что ведущий компонент иерархии становится самодовлеющим. Он как бы поглощает остальные компоненты иерархии. Смысл жизни приобретает упрощенную однонаправленную структуру. Такой «оголенный» смысл жизни начинает играть негативную роль в становлении личности.
  • 3. Следующий тип структуры называется условно «авторитарной» иерархией. Она характеризуется тем, что ведущий компонент, оставаясь внутри иерархии, занимает преувеличенно господствующее положение в ней, «подминает» ее под себя, деформируя всю структуру.
  • 4. «Разорванная» структура смысла жизни. Ее суть в том, что главный смысл, главная идея отрывается от остальных компонентов системы, от конкретных смыслов и существует сама по себе. Иными словами, образуется двухполюсная структура, одним из полюсов которой является главная, ведущая тенденция, другим -- перефирическая часть иерархии, совокупность малых смыслов, которая под влиянием определенных условий может усиливаться, увеличивать свою значимость, достигая по своей мотивационной энергетике уровня главного смысла. Некоторое время существует неустойчивое равновесие между указанными полюсами.
  • 5. «Номинальная структура» смысла жизни. В иерархии усиливаются компоненты, противоречащие главному смыслу. Последний под их влиянием теряет свою силу, свою энергетику и фактически остается, так сказать, официальным прикрытием нового не адекватного ему, но реально сформированного жизненного смысла.
  • 6. «Распадающаяся структура» смысла жизни. Главный смысл жизни распадается на ряд малых смыслов. Происходит обратное развитие смысла жизни. Смысл жизни, который прежде был механизмом самотрансценденции, выхода за пределы собственной личности, теперь все более приземляется, локализуется в конкретной ситуации, укорачивается до элементарного стремления пережить сегодняшний день.
  • 7. Иерархией гармонического взаимодействия (гармоническая иерархия). Она характеризуется тем, что главный компонент иерархии, является ведущим, тем не менее остается элементом иерархии. Он не только воздействует на нее, но и испытывает ее влияние. При этом имеет место динамическое воздействие, которое приводит к развитию, а при определенных условиях -- и к смене ведущего компонента. Эта адекватная структура смысла жизни как психического образования .

Таким образом, можно согласиться с В.Э. Чудновским, что смысл жизни как психическое образование представляет собой жизненную цель, ставшую для человека ценностью высокого порядка. Психологическую основу смысла жизни составляет структурная иерархия, система больших и малых смыслов. Функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека и становление его" личности, зависит не только от содержания основной жизненной цели, но и от структуры данного психического образования, представляющего собой иерархическую систему больших и малых смыслов. Существуют различные типы структурных иерархий, характеризующих различные соотношения смысловых компонентов и во многом определяющих особенности функционирования механизма смысла жизни.

С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Именно объективно сложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью. Вместе с тем жизненные ситуации могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни -- значит, оценить свою жизнь целиком.

Осмысленность жизни -- не однородная структура. Можно полагать, что в каждом индивидуальном случае смысл жизни представлен системой жизненных смыслов, а какой-либо, или какие-либо из них играют доминирующую роль в жизни данного человека. По мысли Д.А. Леонтьева, индикаторами смысла жизни являются смысложизненные ориентации, которые можно соотнести с основными периодами жизни: прошлым, настоящим и будущим. Человек может черпать смысл своей жизни в каком-то из этих периодов или во всех вместе .

Какими могут быть индивидуальные жизненные смыслы? Отечественными исследователями делаются попытки описать и систематизировать их. Так, например, описывая экзистенциальные жизненные сценарии, В.Н. Дружинин называет их, фактически определяя доминирующий жизненный смысл, соответствующий каждому из них: жизнь как «предисловие»; жизнь как творчество; жизнь как достижение; жизнь как сон; жизнь «по правилам»; жизнь -- «трата времени» и жизнь -- «против жизни» .

Свою классификацию жизненных смыслов предлагает B.C. Котляков. В нее входят следующие категории: экзистенциальные, гедонистические, коммуникативные, самореализации, статусные, когнитивные, семейные смыслы .

Классификация жизненных смыслов Т.Н. Березиной построена на идее П.В. Симонова о существовании тесной связи между низшими и высшими уровнями индивидуальности человека . Смысл жизни, с ее точки зрения, формируется (надстраивается) на базе инстинктов высших животных, благодаря их одухотворению у человека. В данную классификацию входят следующие жизненные смыслы:

  • 1. Витальные жизненные смыслы: жизнь ради жизни (выживание); жизнь ради удовольствия; жизнь ради богатства; жизнь ради приятного время препровождения.
  • 2. Социальные смыслы: жизнь ради любви; жизнь ради карьеры; жизнь ради профессионального мастерства; жизнь ради конкретного человека.
  • 3. Идеальные смыслы: жизнь ради познания; жизнь ради творчества; жизнь ради самосовершенствования; жизнь ради детей; жизнь ради «гнездышка»; жизнь ради большой социальной группы; жизнь ради дружбы; жизнь ради борьбы .

Нетрудно заметить, что вышеприведенные классификации жизненных смыслов перекликаются и, в целом, иллюстрируют действительное многообразие жизненных смыслов людей.

Таким образом, ценностно-смысловая сфера человека является базовым, глубинным образованием личности. Вопросы ценностей и смысла жизни широко рассматриваются различными авторами. Выделяют содержание, классификацию, детерминанты и особенности динамики формирования ценностно-смысловой сферы человека.