Основы общей психологии. Рубинштейн С

Классический труд С.Л. Рубинштейна “Основы общей психологии” относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали “Основы... ” настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ 1

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 2

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 4

ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ 4
Природа психического 4
Психика и сознание 9
Психика и деятельность 13
Психофизическая проблема 15
Предмет и задачи психологии как науки 18

ГЛАВА II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 26
Методика и методология 26
Методы психологии 27
Наблюдение 30
Самонаблюдение 30
Объективное наблюдение 33
Экспериментальный метод 35

ГЛАВА III. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ 39
История развития западной психологии 39
Психология в XVII-XVIII вв. и первой половине XIX в. 39
Оформление психологии как экспериментальной науки 44
Кризис методологических основ психологии 46
История развития психологии в СССР 57
История русской научной психологии 57
Советская психология 62

ЧАСТЬ ВТОРАЯ 67

ГЛАВ IV. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ 67
Развитие психики и поведения 74
Основные этапы развития поведения и психики проблема инстинкта, навыка и интеллекта 77
Инстинкты 78
Индивидуально-изменчивые формы поведения 82
Интеллект 87
Общие выводы 90

ГЛАВА V. РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ 95
Поведение низших организмов 95
Развитие нервной системы у животных 97
Образ жизни и психика 98

ГЛАВА VI. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 103
Историческое развитие сознания у человека 103
Проблема антропогенеза 103
Сознание и мозг 105
Развитие сознания 111
Развитие сознания у ребенка 117
Развитие и обучение 117
Развитие сознания ребенка 127

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 129

ВВЕДЕНИЕ 129

ГЛАВА VII. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ 140
Ощущение 140
Рецепторы 141
Элементы психофизики 143
Психофизиологические закономерности 145
Классификация ощущений 146
Органические ощущения 149
Статические ощущения 153
Кинестетические ощущения 153
Кожная чувствительность 154
1. Боль 154
2 и 3. Температурные ощущения 155
4. Прикосновение, давление 157
Осязание 157
Обонятельные ощущения 159
Вкусовые ощущения 160
Слуховые ощущения* 161
Локализация звука 166
Теория слуха 167
Восприятие речи и музыки 170
Зрительные ощущения 172
Ощущение цвета 173
Смешение цветов 174
Психофизиологические закономерности 175
Теория цветоощущения 179
Психофизическое действие цветов 180
Восприятие цвета 181
Восприятие 182
Природа восприятия 182
Константность восприятия 189
Осмысленность восприятия 190
Историчность восприятия 193
Восприятие и направленность личности 193
Восприятие пространства 194
Восприятие величины 198
Восприятие формы 199
Восприятие движения 200
Восприятие времени 202

Глава VIII. ПАМЯТЬ 207
Память и восприятие 207
Органические основы памяти 210
Представления 211
Ассоциации представлений 214
Теория памяти 214
Роль установок в запоминании 219
Запоминание 221
Узнавание 225
Воспроизведение 226
Реконструкция в воспроизведении 227
Воспоминание 228
Сохранение и забывание 230
Реминисценция в сохранении 233
Виды памяти 236
Уровни памяти 236
Типы памяти 237

ГЛАВА IX. ВООБРАЖЕНИЕ 239
Природа воображения 239
Виды воображения 242
Воображение и творчество 243
«Техника» воображения 246
Воображение и личность 248

ГЛАВА X. МЫШЛЕНИЕ 249
Природа мышления 249
Психология и логика 251
Психологические теории мышления 252
Психологическая природа мыслительного процесса 256
Основные фазы мыслительного процесса 259
Основные операции как стороны мыслительной деятельности 261
Понятие и представление 264
Умозаключение 267
Основные виды мышления 269
О генетически ранних ступенях мышления 273
Развитие мышления ребенка 276
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка 276
Первые обобщения ребенка 279
«Ситуативное» мышление ребенка 280
Начало активной мыслительной деятельности ребенка 281
Обобщения у дошкольника и понимание им отношений 284
Умозаключения ребенка и понимание им причинности 285
Отличительные особенности ранних форм детского мышления 288
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения 292
Овладение понятиями 293
Суждения и умозаключения 296
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний 297
Теория развития мышления ребенка 299

ГЛАВА XI. РЕЧЬ 307
Речь и общение. Функции речи 308
Различные виды речи 314
Речь и мышление 318
Развитие речи у детей 319
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка 319
Структура речи 323
Развитие связной речи 325
Проблема эгоцентрической речи 329
Развитие письменной речи у ребенка 331
Развитие выразительной речи 333

ГЛАВА XII. ВНИМАНИЕ 335
Теория внимания 336
Физиологические основы внимания 339
Основные виды внимания 340
Основные свойства внимания 341
Развитие внимания 346

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 348

ВВЕДЕНИЕ 348

ГЛАВА XIII. ДЕЙСТВИЕ 354
Различные виды действия 356
Действие и движение 358
Действие и навык 363

ГЛАВА XIV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 371
Задачи и мотивы деятельности 371
Труд 376
Психологическая характеристика труда 377
Труд изобретателя 378
Труд ученого 381
Труд художника 383
Игра 386
Природа игры 386
Теории игры 390
Развитие игр ребенка 392
Учение 394
Природа учения и труд 394
Учение и познание 395
Обучение и развитие 396
Мотивы учения 397
Освоение системы знаний 400

ЧАСТЬ ПЯТАЯ 406

ВВЕДЕНИЕ 406

ГЛАВА XV. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ 411
Установки и тенденции 411
Потребности 414
Интересы 417
Идеалы 421

ГЛАВА XVI. СПОСОБНОСТИ 424
Общая одаренность и специальные способности 428
Одаренность и уровень способностей 430
Теории одаренности 431
Развитие способностей у детей 435

ГЛАВА XVII. ЭМОЦИИ 436
Эмоции и потребности 436
Эмоции и образ жизни 438
Эмоции и деятельность 442
Выразительные движения 448
Эмоции и переживания личности 452
«Ассоциативный» эксперимент 453
Виды эмоциональных переживаний 454
Эмоциональные особенности личности 461

ГЛАВА XVIII. ВОЛЯ 463
Природа воли 463
Волевой процесс 469
Патология и психология воли 475
Волевые качества личности 478

ГЛАВА XIX. ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР 483
Учение о темпераменте 483
Учение о характере 488

ГЛАВА XX. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ 499
Самосознание личности 499
Жизненный путь личности 504

ПОСЛЕСЛОВИЕ 507

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ТРУДА С. Л. РУБИНШТЕЙНА 507

СПИСОК НАУЧНЫХ ТРУДОВ С. Л. РУБИНШТЕЙНА 529

СПИСОК РАБОТ О С. Л. РУБИНШТЕЙНЕ 532

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 537

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Предлагаемое вниманию читателя издание “Основ общей психологии” С. Л. Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С. Л. Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С. Л. Рубинштейна 50-х гг., т. е. работ последнего десятилетия его жизни.
Первое издание “Основ общей психологии” (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, Л. М. Ухтомского, В. И. Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С. Л. Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в “Послесловии” к данному изданию.
Непреходящую ценность книги С.Л.Рубинштейна составляет не столько ее энциклопедичность (ведь сводка основных психологических знаний рано или поздно устаревает и начинает представлять чисто исторический интерес), сколько предложенная в ней система психологической науки на определенном этапе ее развития. В этой книге представлена целостная система новой психологии, включающая как основные методологические принципы, так и особый способ построения этой науки. Кроме того, в книге учтены достижения мировой психологии и отражен значительный период в развитии советской науки, когда ведущие психологи нашей страны, такие как сам С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев и другие, совместно работали над ключевыми проблемами психологических знаний, например над проблемами деятельности. В книге также были обобщены экспериментальные исследования, построенные на принципе единства сознания и деятельности.
Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.
При подготовке данного издания его составители исходили из следующих принципов: 1) акцентировать внимание читателя на концептуальных построениях С.Л. Рубинштейна, 2) проследить развитие его теоретических позиций в работах, написанных после 1946 г. В связи с этим практически по всей книге был сокращен онтогенетический материал — разделы о развитии тех или иных психологических функций, процессов у ребенка (хотя в советской психологии исследования в области детской психологии были в тот период значительны, в настоящем издании по сравнению с предыдущим эта область исследования представлена менее полно). Кроме того, были исключены разделы по истории психологии древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения, по патологии памяти, а также фактические данные, приводившиеся автором для полноты изложения темы, поскольку предыдущие издания этой книги выходили как учебное пособие. Были значительно сокращены разделы о познавательных процессах (часть третья), главы, посвященные эмоциям и воле, из части третьей перенесены в часть пятую.
Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С.Л. Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности и др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С.Л. Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л. Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком <...>, введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.
Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л. Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.

К. А. Абульханова-Славская,
А. В. Брушлинский

Формат: DOC
Язык: Русский

навсегда быть прикованным к определенной профессии и в соответствии с тем, как
общественно расценивается эта профессия, занимать то или иное место в общественной
иерархии общества. В этом зло. Оно должно быть преодолено. Преодоление
непосредственных психоморфологических корреляций в учении о способностях и за-
датках-такова первая предпосылка для построения подлинно научной теории о
способностях.
Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего
теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой дея-
тельности, обобщаясь и закрепляясь, входят как «строительный материалов пост-
роение его способностей. Эти последние образуют сплав исходных природных качеств
человека и результатов его деятельности. Подлинные достижения человека отклады-
ваются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом.
Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия.
Способности человека определяются диапазоном тех возможностей к освоению новых
знаний, их применению к творческому развитию, которые открывает освоение этих
знаний. Развитие любой способности совершается по спирали: реализация возмож-
ностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возмож-
ности для развития способностей более высокого уровня. Способность более всего
сказывается в возможности использовать знания как методы, результаты предшест-
вующей работы мысли - как средства ее деятельного развития.
Отправным пунктом развития многообразных способностей человека является
функциональная специфика различных модальностей чувствительности. Так, на базе
общей слуховой чувствительности в процессе общения человека с другими людьми,
осуществляемого посредством языка, у человека формируется речевой, фонетичес-
кий слух, детерминированный фонематическим строем родного языка. Существенней-
шим «механизмом» формирования речевого (фонематического) слуха - как закреп-
ленной у индивидов способности, а не просто того или иного слухового восприятия
как процесса - является закрепляющаяся в слухе генерализованная система оп-
ределенных фонетических соотношений. Генерализация соответствующих отношений,
всегда более широкая, чем генерализация входящих в нее членов, обусловливает
возможность отделения общих свойств чувствительности от данных конкретных
восприятий и закрепления этих свойств чувствительности (в данном случае слуховой)
в индивиде как его способности. Направленность же генерализации и, соответствен-
но, дифференциации тех, а не иных звуков (фонем), свойственная конкретному
языку, определяет специфическое содержание или профиль этой способности.
Существенную роль в формировании способностей к освоению языка играет не
только генерализация (и дифференциация) фонетических отношений. Не меньшее
значение имеет генерализация грамматических отношений; существенным компо-
нентом способности к освоению языков является способность к генерализации
отношений, лежащих в основе словообразования и словоизменения. Способ-
ным к овладению языком является тот, у кого легко и быстро, на основании небольшого
числа проб, совершается генерализация отношений, лежащих в основе словообразо-
вания к словоизменения, и в результате - перенос этих отношений на другие случаи.
Генерализация тех или иных отношений, естественно, предполагает соответствующий
анализ.
Свойственные данному индивиду тонкость анализа и широта генерализации, лег-
кость и быстрота, с которой эти процессы у него совершаются, образуют отправной
путь, исходную предпосылку формирования его способностей - языковых, математи-
ческих и т. д.
Способность как свойство личности должна выражаться в действиях, допускаю-
щих перенос из одних условий в другие, с одного материала на другой. Поэтому в
основе способностей должно заключаться обобщение. Говоря об обобщении, мы, не
ограничиваясь вообще обобщением материала, считаем необходимым особенно под-
черкнуть обобщение (или генерализацию) отношений, так как именно генерализация
отношений дает особенно широкий перенос. (Отсюда путь к обратимости операций.)
Обобщение или генерализация тех или иных отношений является необходимым
компонентом всех способностей, но в каждой способности происходит обобщение
других отношений, другого материала.

Предисловие

От составителей

Предлагаемое вниманию читателя издание "Основ общей психологии" С.Л.Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С.Л.Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С.Л.Рубинштейна 50-х гг., т. е. работ последнего десятилетия его жизни.

Первое издание "Основ общей психологии" (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова, Л.М.Ухтомского, В.И.Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С.Л.Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в "Послесловии" к данному изданию.

Непреходящую ценность книги С.Л.Рубинштейна составляет не столько ее энциклопедичность (ведь сводка основных психологических знаний рано или поздно устаревает и начинает представлять чисто исторический интерес), сколько предложенная в ней система психологической науки на определенном этапе ее развития. В этой книге представлена целостная система новой психологии, включающая как основные методологические принципы, так и особый способ построения этой науки. Кроме того, в книге учтены достижения мировой психологии и отражен значительный период в развитии советской науки, когда ведущие психологи нашей страны, такие как сам С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев и другие, совместно работали над ключевыми проблемами психологических знаний, например над проблемами деятельности. В книге также были обобщены экспериментальные исследования, построенные на принципе единства сознания и деятельности.

Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.

При подготовке данного издания его составители исходили из следующих принципов: 1) акцентировать внимание читателя на концептуальных построениях С.Л.Рубинштейна, 2) проследить развитие его теоретических позиций в работах, написанных после 1946 г. В связи с этим практически по всей книге был сокращен онтогенетический материал - разделы о развитии тех или иных психологических функций, процессов у ребенка (хотя в советской психологии исследования в области детской психологии были в тот период значительны, в настоящем издании по сравнению с предыдущим эта область исследования представлена менее полно). Кроме того, были исключены разделы по истории психологии древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения, по патологии памяти, а также фактические данные, приводившиеся автором для полноты изложения темы, поскольку предыдущие издания этой книги выходили как учебное пособие. Были значительно сокращены разделы о познавательных процессах (часть третья), главы, посвященные эмоциям и воле, из части третьей перенесены в часть пятую.

Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С.Л.Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности и др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С.Л.Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л.Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком <…>, введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.

Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л.Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.

К.А.Абульханова-Славская,

А.В.Брушлинский

Предисловие ко второму изданию

Во второе издание настоящей книги я внес небольшие исправления и дополнения, направленные только на возможно более четкую и последовательную реализацию ее исходных установок.

Подготовка к печати этого издания проходила в дни Великой Отечественной войны. Все силы и помыслы были сосредоточены тогда на войне, от исхода которой зависели судьбы человечества. В этой войне наша Красная Армия защищала лучшие идеалы всего передового человечества от варварства, омерзительнее которого еще не видел мир. Майданек, Бухенвальд, Освенцим и другие "лагеря смерти", представшие теперь перед взорами человечества, навсегда останутся в памяти не только как места нечеловеческих страданий людей, замученных фашистскими палачами, но и как памятники такого падения, такой деградации человека, которой не могло и представить себе даже самое извращенное воображение.

Выходит эта книга в свет в незабываемые дни победоносного окончания Великой Отечественной войны, войны всех свободолюбивых народов против фашизма. Наше правое дело победило. И теперь, в свете всего происшедшего и пережитого, с новой значительностью, как бы в новом рельефе выступают перед нами большие, основные мировоззренческие проблемы философской и психологической мысли. С новой остротой и значительностью встает вопрос о человеке, о мотивах его поведения и задачах его деятельности, о его сознании - не только теоретическом, но и практическом, моральном - в его единстве с деятельностью, в ходе которой человек не только познает, но и преобразует мир. С новыми силами и новыми перспективами надо браться за их разрешение. От человека - сейчас это очевиднее, чем когда-либо, - требуется, чтобы он не только умел находить всяческие, самые изобретательные средства для любых задач и целей, но и мог, прежде всего, определить надлежащим образом цели и задачи подлинно человеческой жизни и деятельности.

Институт философии Академии наук СССР,

С.Рубинштейн,

20/V 1945 г., Москва

Предисловие к первому изданию

Настоящая книга выросла из работы над предполагавшимся вторым изданием моих "Основ психологии", вышедших в 1935 г. Но по существу - как по тематике, так и по ряду основных своих тенденций - это новая книга. Между ней и ее предшественницей лежит большой путь, пройденный за эти годы советской психологией вообще и мною в частности.

С.Л.Рубинштейн

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

СПб: Издательство "Питер", 2000

Аннотация
От составителей

Предисловие к первому изданию

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава I
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Природа психического
Психика и сознание
Психика и деятельность
Психофизическая проблема
Предмет и задачи психологии как науки
Глава II
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Методика и методология
Методы психологии
Наблюдение

Самонаблюдение

Объективное наблюдение
Экспериментальный метод
Глава III
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

История развития западной психологии

Психология в XVII-XVIII вв. и первой половине XIX в.

Оформление психологии как экспериментальной науки

Кризис методологических основ психологии
История развития психологии в СССР

История русской научной психологии

Советская психология

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава IV
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Введение
Развитие психики и поведения
Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта

Инстинкты

Индивидуально-изменчивые формы поведения

Интеллект
Общие выводы
Глава V
РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Поведение низших организмов
Развитие нервной системы у животных
Образ жизни и психика
Глава VI
СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Историческое развитие сознания у человека

Проблема антропогенеза

Сознание и мозг

Развитие сознания
Развитие сознания у ребенка

Развитие и обучение

Развитие сознания ребенка

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Введение
Глава VII
ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Ощущение

Рецепторы

Элементы психофизики

Классификация ощущений

Органические ощущения

Статические ощущения

Кинестетические ощущения

Кожная чувствительность

Осязание

Обонятельные ощущения

Вкусовые ощущения

Слуховые ощущения*

Локализация звука

Теория слуха

Восприятие речи и музыки

Зрительные ощущения

Ощущение цвета

Смешение цветов

Психофизиологические закономерности

Теория цветоощущения

Психофизическое действие цветов

Восприятие цвета
Восприятие

Природа восприятия

Константность восприятия

Осмысленность восприятия

Историчность восприятия

Восприятие и направленность личности

Восприятие пространства

Восприятие величины

Восприятие формы

Восприятие движения

Восприятие времени
Глава VIII
ПАМЯТЬ

Память и восприятие
Органические основы памяти
Представления
Ассоциации представлений
Теория памяти
Роль установок в запоминании
Запоминание
Узнавание
Воспроизведение
Реконструкция в воспроизведении
Воспоминание
Сохранение и забывание
Реминисценция в сохранении
Виды памяти
Уровни памяти
Типы памяти
Глава IX
ВООБРАЖЕНИЕ

Природа воображения
Виды воображения
Воображение и творчество
"Техника" воображения
Воображение и личность
Глава X
МЫШЛЕНИЕ

Природа мышления
Психология и логика
Психологические теории мышления
Психологическая природа мыслительного процесса
Основные фазы мыслительного процесса
Основные операции как стороны мыслительной деятельности
Понятие и представление
Умозаключение
Основные виды мышления
О генетически ранних ступенях мышления
Развитие мышления ребенка

Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка

Первые обобщения ребенка

"Ситуативное" мышление ребенка

Начало активной мыслительной деятельности ребенка

Обобщения у дошкольника и понимание им отношений

Умозаключения ребенка и понимание им причинности

Отличительные особенности ранних форм детского мышления

Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения

Овладение понятиями

Суждения и умозаключения

Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний

Теория развития мышления ребенка
Глава XI
РЕЧЬ

Речь и общение. Функции речи
Различные виды речи
Речь и мышление
Развитие речи у детей

Возникновение и первые этапы развития речи ребенка

Структура речи

Развитие связной речи

Проблема эгоцентрической речи

Развитие письменной речи у ребенка

Развитие выразительной речи
Глава XII
ВНИМАНИЕ

Введение
Теория внимания
Физиологические основы внимания
Основные виды внимания
Основные свойства внимания
Развитие внимания

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Введение
Глава XIII
ДЕЙСТВИЕ

Введение
Различные виды действия
Действие и движение
Действие и навык
Глава XIV
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Задачи и мотивы деятельности
Труд

Психологическая характеристика труда

Труд изобретателя

Труд ученого

Труд художника
Игра

Природа игры

Теории игры

Развитие игр ребенка
Учение

Природа учения и труд

Учение и познание

Обучение и развитие

Мотивы учения

Освоение системы знаний

ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Введение
Глава XV
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Установки и тенденции
Потребности
Интересы
Идеалы
Глава XVI
СПОСОБНОСТИ

Введение
Общая одаренность и специальные способности
Одаренность и уровень способностей
Теории одаренности
Развитие способностей у детей
Глава XVII
ЭМОЦИИ

Эмоции и потребности
Эмоции и образ жизни
Эмоции и деятельность
Выразительные движения
Эмоции и переживания личности
"Ассоциативный" эксперимент
Виды эмоциональных переживаний
Эмоциональные особенности личности
Глава XVIII
ВОЛЯ

Природа воли
Волевой процесс
Патология и психология воли
Волевые качества личности
Глава XIX
ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР

Учение о темпераменте
Учение о характере
Глава XX
САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Самосознание личности
Жизненный путь личности
Послесловие
Исторический контекст и современное звучание
фундаментального труда С.Л.Рубинштейна

Аннотация

Классический труд Сергея Леонидовича Рубинштейна "Основы общей психологии" относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментального материала, безупречная ясность методологических принципов сделали "Основы..." настольной книгой для нескольких поколений психологов, педагогов, философов. Несмотря на то, что с момента ее первой публикации прошло более полувека, она остается одним из лучших учебников по общей психологии и в полной мере сохраняет свою научную актуальность.
От составителей

Предлагаемое вниманию читателя издание "Основ общей психологии" С.Л.Рубинштейна является четвертым по счету. Оно подготовлено учениками С.Л.Рубинштейна по изданию этой книги 1946 г. и трудов С.Л.Рубинштейна 50-х гг., т.е. работ последнего десятилетия его жизни.

Первое издание "Основ общей психологии" (1940) было удостоено Государственной премии и получило высокие оценки в рецензиях Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова, Л.М.Ухтомского, В.И.Вернадского и других. Второе издание (1946) неоднократно обсуждалось советскими психологами, дававшими и позитивные, и критические оценки, однако последние никогда не затрагивали принципов концепции С.Л.Рубинштейна. Острый характер обсуждений этой книги, особенно в конце 40-х гг., был отражением общей негативной обстановки в науке тех лет, о чем подробно говорится в "Послесловии" к данному изданию.

Непреходящую ценность книги С.Л.Рубинштейна составляет не столько ее энциклопедичность (ведь сводка основных психологических знаний рано или поздно устаревает и начинает представлять чисто исторический интерес), сколько предложенная в ней система психологической науки на определенном этапе ее развития. В этой книге представлена целостная система новой психологии, включающая как основные методологические принципы, так и особый способ построения этой науки. Кроме того, в книге учтены достижения мировой психологии и отражен значительный период в развитии советской науки, когда ведущие психологи нашей страны, такие как сам С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев и другие, совместно работали над ключевыми проблемами психологических знаний, например над проблемами деятельности. В книге также были обобщены экспериментальные исследования, построенные на принципе единства сознания и деятельности.

Таким образом, потребность в новом издании книги определяется прежде всего ее научной актуальностью, но то, что она давно стала библиографической редкостью и пользуется неизменно высоким спросом у читателей, также побудило к ее переизданию.

При подготовке данного издания его составители исходили из следующих принципов: 1) акцентировать внимание читателя на концептуальных построениях С.Л.Рубинштейна, 2) проследить развитие его теоретических позиций в работах, написанных после 1946 г. В связи с этим практически по всей книге был сокращен онтогенетический материал – разделы о развитии тех или иных психологических функций, процессов у ребенка (хотя в советской психологии исследования в области детской психологии были в тот период значительны, в настоящем издании по сравнению с предыдущим эта область исследования представлена менее полно). Кроме того, были исключены разделы по истории психологии древнего мира, средневековья и эпохи Возрождения, по патологии памяти, а также фактические данные, приводившиеся автором для полноты изложения темы, поскольку предыдущие издания этой книги выходили как учебное пособие. Были значительно сокращены разделы о познавательных процессах (часть третья), главы, посвященные эмоциям и воле, из части третьей перенесены в часть пятую.

Одновременно были дополнены фрагментами из более поздних работ С.Л.Рубинштейна разделы о предмете психологии, о сознании, мышлении, способностях, личности и др. Такое дополнение текста позволит читателю увидеть внутреннее единство и преемственность в развитии основных методологических принципов концепции С.Л.Рубинштейна, восстановить те взаимосвязи, которые иногда казались разорванными в силу совершенствования и уточнения С.Л.Рубинштейном положений своей концепции на последующих этапах ее разработки. Составители также стремились, чтобы производившаяся редакционная правка никак не затронула аутентичности авторских идей и стиля. Все произведенные сокращения отмечены знаком <...>, введение дополнительных материалов оговорено соответствующими заголовками.

Мы надеемся, что переиздаваемая монография С.Л.Рубинштейна послужит делу дальнейшего развития российской психологической науки, становление которой во многом определялось творчеством этого видного ученого.

К.А.Абульханова-Славская,
А.В.Брушлинский
Предисловие ко второму изданию

Во второе издание настоящей книги я внес небольшие исправления и дополнения, направленные только на возможно более четкую и последовательную реализацию ее исходных установок.

Подготовка к печати этого издания проходила в дни Великой Отечественной войны. Все силы и помыслы были сосредоточены тогда на войне, от исхода которой зависели судьбы человечества. В этой войне наша Красная Армия защищала лучшие идеалы всего передового человечества от варварства, омерзительнее которого еще не видел мир. Майданек, Бухенвальд, Освенцим и другие "лагеря смерти", представшие теперь перед взорами человечества, навсегда останутся в памяти не только как места нечеловеческих страданий людей, замученных фашистскими палачами, но и как памятники такого падения, такой деградации человека, которой не могло и представить себе даже самое извращенное воображение.

Выходит эта книга в свет в незабываемые дни победоносного окончания Великой Отечественной войны, войны всех свободолюбивых народов против фашизма. Наше правое дело победило. И теперь, в свете всего происшедшего и пережитого, с новой значительностью, как бы в новом рельефе выступают перед нами большие, основные мировоззренческие проблемы философской и психологической мысли. С новой остротой и значительностью встает вопрос о человеке, о мотивах его поведения и задачах его деятельности, о его сознании – не только теоретическом, но и практическом, моральном – в его единстве с деятельностью, в ходе которой человек не только познает, но и преобразует мир. С новыми силами и новыми перспективами надо браться за их разрешение. От человека – сейчас это очевиднее, чем когда-либо, – требуется, чтобы он не только умел находить всяческие, самые изобретательные средства для любых задач и целей, но и мог, прежде всего, определить надлежащим образом цели и задачи подлинно человеческой жизни и деятельности.

Институт философии Академии наук СССР,
С.Рубинштейн
20/V 1945 г., Москва
Предисловие к первому изданию

Настоящая книга выросла из работы над предполагавшимся вторым изданием моих "Основ психологии", вышедших в 1935 г. Но по существу – как по тематике, так и по ряду основных своих тенденций – это новая книга. Между ней и ее предшественницей лежит большой путь, пройденный за эти годы советской психологией вообще и мною в частности.

Мои "Основы психологии" 1935 г. были – я первый это подчеркиваю – пронизаны созерцательным интеллектуализмом и находились в плену традиционного абстрактного функционализма. В настоящей книге я начал решительную ломку ряда устаревших норм психологии, и прежде всего тех, которые довлели над моим собственным трудом.

Три проблемы представляются мне особенно актуальными для психологии на данном этапе, и правильная постановка, если не решение их, особенно существенна для передовой психологической мысли:

развитие психики и, в частности, преодоление фаталистического взгляда на развитие личности и сознания, проблема развития и обучения;

действенность и сознательность: преодоление господствующей в традиционной психологии сознания пассивной созерцательности и в связи с этим

преодоление абстрактного функционализма и переход к изучению психики, сознания в конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются.

Этот решающий сдвиг от изучения одних лишь абстрактно взятых функций к изучению психики и сознания в конкретной деятельности органически приближает психологию к вопросам практики, в частности психологию ребенка к вопросам воспитания и обучения.

Именно по линиям этих проблем прежде всего идет размежевание между всем, что есть живого и передового в советской психологии, и всем отжившим и отмирающим. В конечном счете вопрос сводится к одному: превратить психологию в конкретную, реальную науку, изучающую сознание человека в условиях его деятельности и, таким образом, в самых исходных своих позициях связанную с вопросами, которые ставит практика, – такова задача. В настоящей книге эта задача, пожалуй, больше ставится, чем разрешается. Но для того чтобы ее когда-нибудь разрешить, ее надо поставить.

Эта книга по существу (плохая или хорошая – пусть судят другие) исследовательская работа, которая по-новому ставит целый ряд основных проблем. Укажу для примера на новую трактовку истории психологии, на постановку проблемы развития и психофизической проблемы, на трактовку сознания, переживания и знания, на новое понимание функций и – из более частных проблем – на решение вопроса о стадиях наблюдения, на трактовку психологии памяти (в соотношении с проблемой реконструкции и реминисценции), на концепцию развития связной ("контекстной") речи и ее места в общей теории речи и т.д. Во главу угла этой книги поставлены не дидактические, а научные задачи.

При этом я особенно подчеркиваю одно: на этой книге стоит мое имя и в ней заключена работа моей мысли; но вместе с тем это все же коллективный труд в подлинном смысле этого слова. Его не составлял десяток или два десятка авторов. Перо держала одна рука, и ею руководила единая мысль, но все же это коллективный труд: ряд основных его идей выкристаллизовывался как общее достояние передовой психологической мысли, и весь фактический материал, на который опирается эта книга, является уже непосредственно продуктом коллективного труда – труда более узкого коллектива моих ближайших сотрудников и коллектива ряда старых и молодых психологов Советского Союза. В этой книге почти каждая глава опирается на материал советских психологических исследований, в том числе и неопубликованных. В ней впервые, пожалуй, широко представлена работа советских психологов.

В отличие от очень распространенных в последнее время тенденций, я не пытался обойти в этой книге ни одной из острых проблем. Некоторые из них на данном этапе развития науки не могут еще быть вполне адекватно разрешены, и при самой постановке их легко и даже почти неизбежно могут вкрасться некоторые ошибки. Но постановка их все же необходима. Без решения этих проблем невозможно движение вперед научной мысли. Если окажется, что при постановке некоторых из проблем мною допущены те или иные ошибки, критика вскоре вскроет и выправит их. Сама их постановка и дискуссия, которую она вызовет, пойдут все же на пользу науке, а это для меня – основное.

Я высоко ценю значение деловой, позитивной критики. Поэтому я охотно отдаю свой труд на суд критики, хотя бы и самой острейшей, лишь бы она была принципиальной, лишь бы она продвинула вперед науку.

С.Рубинштейн,
2/VII 1940 г., Москва

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава I
ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Природа психического

Характеристика психических явлений. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяются отчетливо и ясно – это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т.п. – все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано. Действительно, принадлежность индивиду, их испытывающему, субъекту – первая характерная особенность всего психического. Психические явления выступают поэтому как процессы и как свойства конкретных индивидов; на них обычно лежит печать чего-то особенно близкого субъекту, их испытывающему.

Не подлежит сомнению, что так, как нам бывает дано нечто в непосредственном переживании, оно никаким иным способом дано нам быть не может. Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой – музыкальности его звучаний так, как если бы он их непосредственно воспринял; никакой психологический трактат не заменит человеку, самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил. Мне мои переживания даны иначе, как бы в иной перспективе, чем они даны другому. Переживания, мысли, чувства субъекта – это его мысли, его чувства, это его переживания – кусок его собственной жизни, в плоти и крови его.

Если принадлежность индивиду, субъекту является первым существенным признаком психического, то отношение его к независимому от психики, от сознания объекту – другая не менее существенная черта психического. Всякое психическое явление дифференцируется от других и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то; внутренняя его природа выявляется через его отношение к внешнему. Психика, сознание отражает объективную реальность, существующую вне и независимо от нее; сознание – это осознанное бытие.

Но было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы то, что должно отражать действительность, само не существовало в действительности. Всякий психический факт – это и кусок реальной действительности и отражение действительности – не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия и его отражением – единством реального и идеального1.

С двойной соотнесенностью психического, присущего индивиду и отражающего объект, связано сложное, двойственное, противоречивое внутреннее строение психического факта, наличие в нем самом двух аспектов: всякое психическое явление – это, с одной стороны, продукт и зависимый компонент органической жизни индивида и, с другой, отражение окружающего его внешнего мира. Эти два аспекта, в тех или иных формах представленные даже в совсем элементарных психических образованиях, все более отчетливо дифференцируются и принимают специфические формы на более высоких ступенях развития – у человека, по мере того как с развитием общественной практики он становится субъектом в подлинном смысле слова, сознательно выделяющим себя из окружающего и соотносящегося с ним.

Эти два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении, выступают здесь как переживание и знание. Моментом знания в сознании особенно подчеркивается отношение к внешнему миру, который отражается в психике. Переживание это первично, прежде всего – психический факт как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием в более узком, специфическом смысле слова оно становится по мере того, как индивид становится личностью и его переживание приобретает личностный характер.

Переживанием психическое образование является, поскольку оно определяется контекстом жизни индивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связь целей и мотивов. Они определяют смысл пережитого как чего-то со мной происшедшего. В переживании на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение в ходе моей жизни – то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим разрешились задачи, которые передо мной встали, и преодолены трудности, с которыми я столкнулся. Переживание определяется личностным контекстом, как знание (см. дальше) – предметным; точнее, оно является переживанием, поскольку определяется первым, и знанием, поскольку оно определяется вторым. Переживанием становится для человека то, что оказывается личностно значимым для него.

С этим связано положительное содержание термина переживание, которое обычно вкладывается в него, когда говорят, что человек что-то пережил, что то или иное событие стало для него переживанием. Когда мы говорим, что какое-нибудь психическое явление было или стало переживанием человека, это означает, что оно в своей, поэтому неповторимой, индивидуальности вошло как определяющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней какую-то роль. Переживание не является, таким образом, чем-то чисто субъективным, поскольку оно, во-первых, обычно является переживанием чего-то и поскольку, во-вторых, его специфический личностный аспект означает не выпадение его из объективного плана, а включение его в определенный объективный план, соотнесенный с личностью как реальным субъектом.

Два психических явления могут быть отражением одного и того же внешнего явления или факта. Как отражение одного и того же, они эквивалентны, равнозначны. Они – знание или осознание данного факта. Но одно из них – например, то, в котором данный факт был впервые осознан во всем своем значении, – могло сыграть в силу тех или иных причин определенную роль в индивидуальной жизни данной личности. То особое место, которое оно заняло в истории развития данной личности, выделяет его, придает ему неповторимость, делающую его переживанием в специфическом, подчеркнутом смысле слова. Если событием назвать такое явление, которое заняло определенное место в каком-то историческом ряду и в силу этого приобрело определенную специфичность, как бы неповторимость и значительность, то как переживание в специфическом, подчеркнутом смысле слова можно будет обозначать психическое явление, которое стало событием внутренней жизни личности.

Декарт до конца дней своих помнил особое чувство, охватившее его в то утро, когда, лежа в постели, он впервые представил себе основные очертания развитой им впоследствии концепции. Это было значительное переживание в его жизни. Каждый человек, живущий сколько-нибудь значительной внутренней жизнью, оглядываясь на свой жизненный путь, всегда находит воспоминания о таких моментах особенно напряженной внутренней жизни, озаренных особо ярким светом, которые, в своей неповторимой индивидуальности глубоко входя в его жизнь, стали для него переживаниями. Художники, изображая психологию своего героя, недаром склонны бывают особенно осветить его переживания, т.е. особо значительные моменты его внутренней жизни, характеризующие индивидуальный путь его развития, как бы поворотные пункты его. Переживания человека – это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности.

Таким образом, понятие переживания выражает особый специфический аспект сознания; он может быть в ней более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении и единстве с другим моментом – знанием, особенно существенным для сознания.

Вместе с тем мы выделяем переживание и как особое специфическое образование. Но и в этом последнем случае переживание является переживанием чего-то и, значит, знанием о чем-то. Оно выступает как переживание не потому, что другой аспект – знания – в нем вовсе отсутствует, а потому, что витальный, или личностный, аспект в нем является господствующим. Таким образом, всякое переживание включает в себя как нечто подчиненное и аспект знания. Вместе с тем знание – даже самое абстрактное – может стать глубочайшим личностным переживанием.

В первичной зачаточной форме момент знания в сознании заключается в каждом психическом явлении, поскольку всякий психический процесс является отражением объективной реальности, но знанием в подлинном, специфическом смысле слова – познанием, все более глубоким активным познавательным проникновением в действительность оно становится лишь у человека по мере того, как он в своей общественной практике начинает изменять и, изменяя, все глубже познавать действительность. Знание – существенное качество сознания; недаром в ряде языков понятие знания включается в качестве основного компонента в самый термин сознания (con-science). Однако сознание и знание не только едины, но и различны.

Различие это выражается двояко: 1) в сознании отдельного индивида знание обычно представлено в некоторой специфической для него ограниченности, 2) оно в сознании индивида обрамлено и пронизано рядом дополнительных мотивационных компонентов, от которых знание, как оно представлено в системе науки, обычно отвлекается.

В сознании отдельного индивида, поскольку он остается в рамках своей индивидуальной ограниченности, знание объективной реальности часто выступает в специфически ограниченных, более или менее субъективных формах, обусловленных зависимостью их не только от объекта, но и от познающего субъекта. Знание, представленное в сознании индивида, является единством объективного и субъективного.2

Высших ступеней объективности, поднимающей знание до уровня научного познания, оно достигает лишь как общественное познание, как система научных знаний, развивающихся на основе общественной практики. Развитие научного знания – продукт общественно-исторического развития. Лишь в меру того, как индивид включается в ход общественно-исторического развития научного познания, он может, опираясь на него, и сам собственной своей познавательной научной деятельностью продвинуть научное познание на дальнейшую, высшую ступень. Таким образом, индивидуальное познание, как оно совершается в сознании индивида, всегда совершается как движение, отправляющееся от общественного развития познания и снова возвращающееся к нему; оно вытекает из общественного познания и снова вливается в него. Но процесс развития познания мира индивидом, совершаясь внутри общественного развития познания, все же отличается от него; мысли, к которым приходит индивид, даже те, которые, продвигая на высшую ступень общественное познание, переходят в систему или историю самой науки, в индивидуальном сознании и в системе научного знания иногда могут быть даны в разных контекстах и потому отчасти в различном содержании.

Мысли ученого, мыслителя, писателя имеют, с одной стороны, то или иное объективное значение, поскольку они более или менее адекватно, полно и совершенно отражают объективную действительность, а с другой – тот или иной психологический смысл, который они приобретают для их автора в зависимости от условий их возникновения в ходе его индивидуальной истории. В некоторых случаях ограниченность горизонтов личного сознания автора, обусловленная индивидуальным ходом его развития и историческими условиями, в которых оно совершалось, бывает такова, что вся полнота объективного содержания мыслей, которые запечатлены в его книгах, произведениях, трудах, раскрываются лишь в дальнейшем историческом развитии научного познания. Поэтому автора иногда можно понять лучше, чем он сам себя понимал. Для тех, кто затем рассматривает мысли какого-нибудь автора в связи с той общественной ситуацией, в которой они возникли, с тем объективным контекстом исторического развития научного познания, в который они вошли, они в этих новых связях раскрываются и в новом содержании. В системе знания, в историческом контексте общественного познания раскрывается их значение для познания действительности и выделяется их объективное содержание; в индивидуальном сознании, в зависимости от конкретного пути развития данного индивида, его установок, замыслов, намерений, они наполняются иным конкретным содержанием и приобретают иное конкретное значение: те же самые положения, формулы и т.д. имеют в одном и другом случае то же и не то же самое значение, или, сохраняя одно и то же объективное предметное значение, они приобретают у разных субъектов в зависимости от их мотивов и целей различный смысл.

Сознание конкретного реального индивида – это единство переживания и знания.

В сознании индивида знание не представлено обычно в "чистом", т.е. абстрактном, виде, а лишь как момент, как сторона многообразных действенных, мотивационных, личностных моментов, отражающихся в переживании.

Сознание конкретной живой личности – сознание в психологическом, а не в идеологическом смысле слова – всегда как бы погружено в динамическое, не вполне осознанное переживание, которое образует более или менее смутно освещенный, изменчивый, неопределенный в своих контурах фон, из которого сознание выступает, никогда, однако, не отрываясь от него. Каждый акт сознания сопровождается более или менее гулким резонансом, который он вызывает в менее осознанных переживаниях, – так же как часто более смутная, но очень интенсивная жизнь не вполне осознанных переживаний резонирует в сознании.

Всякое переживание дифференцируется от других и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то. Внутренняя природа его выявляется в его отношении к внешнему. Осознание переживания – это всегда выяснение его объективного отношения к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано. Осознание переживания, таким образом, всегда и неизбежно – не замыкание его во внутреннем мире, а соотнесение его с внешним, предметным миром.

Для того чтобы осознать свое влечение, я должен осознать предмет, на который оно направлено. Человек может испытывать неопределенное чувство неприятного беспокойства, истинной природы которого он сам не осознает. Он обнаруживает нервозность; с меньшим, чем обычно, вниманием следит за работой, от времени до времени, ничего специально как будто не ожидая, поглядывает на часы. Но вот работа окончена. Его зовут обедать; он садится за стол и с несвойственной ему поспешностью начинает есть. Неопределенное чувство, о котором первоначально трудно сказать, что оно собственно собой представляет, впервые определяется из этого объективного контекста как ощущение голода. Утверждение, что я ощущаю голод или жажду, есть выражение моего переживания. Никакое описание или опосредованная характеристика переживания не сравнится с самим переживанием. Но определение этого переживания как переживания голода или жажды включает утверждение о состоянии моего организма и о тех действиях, посредством которых это состояние может быть устранено. Вне отношения к этим фактам, лежащим вне внутренней сферы сознания, переживание не может быть определено; вне отношения к этим фактам невозможно определить, что мы испытываем. Установление "непосредственных данных" моего сознания предполагает данные, устанавливаемые науками о внешнем, предметном мире, и опосредовано ими. Собственное переживание познается и осознается человеком лишь через посредство его отношения к внешнему миру, к объекту. Сознание субъекта несводимо к голой субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание – единство субъективного и объективного. Отсюда понятным становится истинное взаимоотношение сознательного и бессознательного, разрешающее парадокс бессознательной психики.

Навряд ли у человека какое-либо психическое явление может быть вовсе вне сознания. Однако возможно неосознанное, "бессознательное" переживание. Это, конечно, не переживание, которое мы не испытываем или о котором мы не знаем, что мы его испытываем; это переживание, в котором не осознан предмет, его вызывающий. Неосознанным является собственно не самое переживание, а его связь с тем, к чему оно относится, или, точнее, переживание является неосознанным, поскольку не осознано, к чему оно относится; пока не осознано, переживанием чего является то, что я переживаю, я не знаю, что я переживаю. Психическое явление может быть осознано самим субъектом лишь через посредство того, переживанием чего оно является.

Бессознательным часто бывает молодое, только что зарождающееся чувство, в особенности у юного, неопытного существа. Неосознанность чувства объясняется тем, что осознать свое чувство значит не просто испытать его как переживание, а и соотнести его с тем предметом или лицом, которое его вызывает и на которое оно направляется. Чувство основывается на выходящих за пределы сознания отношениях личности к миру, которые могут быть осознаны с различной мерой полноты и адекватности. Поэтому можно очень сильно переживать какое-нибудь чувство и не осознавать его – возможно бессознательное или, вернее, неосознанное чувство. Бессознательное или неосознанное чувство – это, само собой разумеется, не чувство, не испытанное или не пережитое (что было бы противоречиво и бессмысленно), а чувство, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Аналогично настроение часто создается вне контроля сознания – бессознательно; но это не означает, конечно, что человек не осознает того, что и как он осознает; это означает лишь, что человек часто не осознает именно этой зависимости, и неосознанность его переживания заключается именно в том, что она как раз не попадает в поле его сознания. Точно так же, когда говорят, что человек поступает несознательно или что он несознательный, это означает, что человек не сознает не свой поступок, а последствия, которые его поступок должен повлечь, или, точнее, он не осознает свой поступок, поскольку он не осознает вытекающих из него последствий; он не осознает, что он сделал, пока не осознал, что означает его поступок в той реальной обстановке, в которой он его совершает. Таким образом, и здесь "механизм" или процесс осознания во всех этих случаях в принципе один и тот же: осознание совершается через включение переживания совершаемого субъектом акта или события в объективные предметные связи, его определяющие3. Но совершенно очевидно, что число этих связей принципиально бесконечно; поэтому не существует неограниченной, исчерпывающей осознанности. Ни одно переживание не выступает вне всяких связей и ни одно не выступает в сознании сразу во всех своих предметных связях, в отношении ко всем сторонам бытия, с которыми оно объективно связано. Поэтому сознание, реальное сознание конкретного индивида никогда не является "чистой", т.е. абстрактной, сознательностью; оно всегда – единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознательного, взаимопереплетенных и взаимосвязанных множеством взаимопереходов. Поскольку, однако, человек как существо мыслящее выделяет существенные связи, ведущим в этом единстве оказывается у человека его сознательность. Мера этой сознательности бывает все же различной. При этом осознанное и неосознанное отличается не тем, что одно лежит целиком в "сфере" сознания, а другое вовсе вне его, и не только количественной мерой степени интенсивности или ясности осознания. Осознанный или неосознанный, сознательный или несознательный характер какого-нибудь акта существенно определяется тем, что именно в нем осознается. Так, я могу совершенно не осознавать автоматизированного способа, которым я осуществил то или иное действие, значит, самого процесса его осуществления, и тем не менее никто не назовет из-за этого такое действие несознательным, если осознана цель этого действия. Но действие назовут несознательным, если не осознано было существенное последствие или результат этого действия, который при данных обстоятельствах закономерно из него вытекает и который можно было предвидеть. Когда мы требуем сознательного усвоения знаний, мы не предполагаем, что знания, усвоенные – пусть несознательно, находятся вне сознания так или иначе освоившего их индивида. Смысл, который мы вкладываем при этом в понятие сознательности, иной: то или иное положение усвоено сознательно, если оно осознано в системе тех связей, которые делают его обоснованным; не сознательно, механически усвоенные знания – это прежде всего знания, закрепленные в сознании вне этих связей; не осознано не само по себе положение, которое мы знаем, а обосновывающие его связи или, точнее: то или иное положение знания не осознано, или усвоено несознательно, если не осознаны объективные связи, которые делают его обоснованным. Его осознание совершается через осознание того предметного контекста, к которому он объективно относится. Для того чтобы осознать, или сознательно усвоить, то или иное положение, надо осознать те связи, которые его обосновывают. Это первое. И второе: когда мы говорим о сознательном усвоении знаний, мы имеем в виду такое усвоение знаний, при котором именно результат усвоения является сознательной целью индивида, в отличие от тех случаев, когда усвоение знаний происходит в результате деятельности, исходящей из посторонних мотивов, как-то: получение какой-либо награды и т.п., так что усвоение знаний, будучи результатом деятельности индивида, не осознается им как ее цель. Поскольку данный личностно-мотивационный план не затрагивает непосредственно предметно-смыслового содержания знаний, можно, пожалуй, сказать, что здесь решающим является то, как нечто осознается, хотя и в данном случае в конечном счете речь идет все же о том, что именно оказывается осознанным.

Недаром сознательным в специфическом смысле слова называют человека, способного осознать объективную, общественную значимость своих целей и мотивов и руководствоваться именно ею.

Мы наметили, таким образом, "механизм" осознания. Бессознательное влечение переходит в осознанное, когда осознан объект, на который оно направляется. Осознание влечения происходит, таким образом, опосредованно через связь с предметом влечения. Точно так же осознать свое чувство значит не просто испытать связанное с ним волнение, неизвестно чем вызванное и что означающее, а соотнести его надлежащим образом с тем предметом или лицом, на которое оно направляется. Таким образом, наши собственные переживания познаются и осознаются опосредованно через отношение их к объекту. Этим объясняется и то, что данные интроцепции (см. дальше) остаются обычно "подсознательными". Но осознание одного и неосознание другого содержания имеет обычно за собой те или иные мотивы, а не объясняется только неопытностью, незнанием и т.п. негативными основаниями. Неосознание (или неадекватное осознание) именно данного влечения, чувства, поступка и т.п. обусловлено обычно тем, что его осознанию противодействуют динамические тенденции, силы, исходящие из того, что оказывается значимым для индивида, включая нормы идеологии и общественные оценки, которыми руководствуется индивид. Заключенные в переживаниях тенденции, зависящие от того, что оказывается значимым для личности, контролируют таким образом в той или иной мере избирательный процесс их осознания.
Психика и сознание

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического – это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Между тем ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы – это не то, что первично осознается, а то, посредством чего нечто – предмет – осознается. Сознание первично не означает смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т.д., a смотрение ими или посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Специфично для сознания как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение, смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития; семантическое содержание сознания – это общественное образование. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. Самая связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему, оно не "чистая", т.е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство непосредственного и опосредованного. Между тем для идеалистической интроспективной психологии сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции4; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т.е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: все психическое – это лишь феноменальное, лишь явление сознания. Между тем в действительности бытие психического вовсе не исчерпывается его данностью сознанию субъекта, рефлектирующего на свои переживания. Психические факты – это прежде всего реальные свойства индивида и реальные процессы, выявляющиеся в его деятельности. Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление реальных процессов; онареальный продукт эволюции; ее развитие вносит реальные и все более существенные изменения в реальное поведение.

Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе как определяющее ее положение скрывается принцип непосредственной данности психического. Это по существу радикально-идеалистический тезис: все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта – единственная, первичная, непосредственная данность. Психическое как явление сознания замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.

Исходя именно из этой предпосылки, крайние и в сущности единственно последовательные представители интроспективной психологии5 утверждали, что показания сознания, данные интроспекции абсолютно достоверны. Это значит, что нет инстанции, способной их опровергнуть, что справедливо в той же мере, как и то, что нет инстанции, способной их подтвердить, поскольку они ни с чем объективным, вне их лежащим, не соотнесены. Если психическое есть чистая непосредственность, не определенная в собственном своем содержании объективными опосредованиями, то нет вообще объективной инстанции, которая могла бы проверить показания сознания; возможность проверки, отличающая знание от веры, в психологии отпадает; она для самого субъекта так же невозможна, как и для постороннего наблюдателя, тем самым становится невозможной психология как объективное знание, как наука. И тем не менее эта концепция психического, по существу исключающая возможность объективного психологического познания, определила все, в том числе и резко враждебные интроспективной психологии, психологические системы. В своей борьбе против сознания представители поведенчества – американского и российского – всегда исходили из того его понимания, которое установили интроспекционисты. Вместо того чтобы в целях реализации объективизма в психологии преодолеть интроспекционистскую концепцию сознания, поведенчество отбросило сознание, потому что ту концепцию сознания, которую оно нашло в готовом виде у своих противников, оно приняло как нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить.

Традиционная идеалистическая концепция, господствовавшая в психологии в течение столетий, может быть сведена к нескольким основным положениям:

Психическое определяется исключительно своей принадлежностью субъекту. Декартовское "cogito, ergo sum" ("я мыслю, следовательно, я существую") говорит о том, что даже мышление относится только к мыслящему субъекту, безотносительно к объекту, который им познается. Это положение остается неизменным для всей традиционной психологии. Психическое для нее прежде всего проявление субъекта. Это первое положение неразрывно связано со вторым.

Весь объективный материальный мир дан опосредованно через психику в явлениях сознания. Но психическое – это непосредственная данность; его бытие исчерпывается его данностью сознанию. Непосредственный опыт составляет предмет психологии как для Декарта, так и для Локка – при всем различии в остальном их философских взглядов; как для Вундта, так и для современных гештальт-психологов.

В результате сознание превращается в более или менее замкнутый внутренний мир переживания или внутреннего опыта, который раскрывается лишь в самонаблюдении, или интроспекции.

Этим положениям традиционной идеалистической концепции сознания мы противопоставляем другие, в которых может быть резюмирована наша концепция.

Сознание – это специфическая форма отражения объективной действительности, существующей вне и независимо от него, поэтому психический факт не определяется однозначно одним лишь отношением к субъекту, переживанием которого он является. Он предполагает отношение к объекту, который в нем отражается. Будучи выражением субъекта и отражением объекта, сознание – это единство переживания и знания.

Психическое переживание – непосредственная данность, но познается и осознается оно опосредованно через свое отношение к объекту. Психический факт – единство непосредственного и опосредованного.

Психическое несводимо к одному лишь "явлению сознания", к его отражению в себе самом. Сознание человека – не замкнутый внутренний мир. В собственном внутреннем содержании оно определяется посредством своего отношения к объективному миру. Сознание субъекта несводимо к чистой, т.е. абстрактной, субъективности, извне противостоящей всему объективному. Сознание – это осознанное бытие, единство субъективного и объективного.

В радикальном противоречии со всей идущей от Декарта идеалистической психологией, которая признавала явления сознания непосредственной данностью, центральным в психологии должно быть признано то положение, что психическое включено в связи, выходящие за пределы внутреннего мира сознания, опосредовано отношениями к внешнему, предметному миру и лишь на основе этих отношений может быть определено. Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через свое отношение к предмету сознания. Оно формируется в процессе общественной практики. Опосредование сознания предметом – это реальная диалектика исторического развития человека. В продуктах человеческой – по существу своему общественной – деятельности сознание не только проявляется, через них оно и формируется.

- Рубинштейн С.Л. - 1999.

Представлено критическое обобщение достижений советской и мировой психологической науки на середину XX века. Данная книга - один из основных учебников по общей психологии в России, остающаяся таковым уже более полувека. Это последнее «авторское» издание данного учебника; последующие издания (3-е 1989 года, 4-е 1998 года), - под редакцией учеников С. Л. Рубинштейна, - являются, хотя и частично дополненными его более поздними работами и комментариями составителей, но значительно сокращёнными (причём, некоторые изменения оригинального текста не помечены) и как полноценные учебники по общей психологии не позиционируются.
Книга рассчитана на преподавателей и аспирантов психологии и педагогики, а также студентов высших педагогических учебных заведений и университетов.

Часть первая
Глава I. Предмет психологии 7
Природа психического 7
Психика и сознание 15
Психика и деятельность 19
Психофизическая проблема 22
Предмет и задачи психологии как науки 27
Глава II. Методы психологии 37
Методика и методология 37
Методы психологии 38
Наблюдение 42
Самонаблюдение. 42 Объективное наблюдение 46
Экспериментальный метод 49
Глава III. История психологии 54
История развития западной психологии 54
Психология в XVII-XVIIIвв. И первой половине XIX в. 54
Оформление психологии как экспериментальной науки 61
Кризис методологических основ психологии 64
История психологии в СССР 77
История русской научной психологии 77
Советская психология 87

Часть вторая
Глава IV. Проблема развития в психологии 94
Развитие психики и поведения 103
Основные этапы развития поведения и психики 107
Проблема инстинкта, навыка и интеллекта 107
Инстинкты108
Индивидуально-изменчивые формы поведения113
Интеллект121
Общие выводы124
Глава V. Развитие поведения и психики животных 132
Поведение низших организмов 132
Развитие нервной системы у животных 133
Образ жизни и психика 136
Глава VI. Сознание человека 142
Историческое развитие сознания у человека 142
Проблема антропогенеза 142
Сознание и мозг 145
Развитие сознания 152
Развитие сознания у ребенка 159
Развитие и обучение 159
Развитие сознания ребенка 170
Часть третья
Введение 174
Глава VII. Ощущение и восприятие 189
Ощущение 189
Рецепторы 191
Элементы психофизики 192
Психофизиологические закономерности 195
Классификация ощущений 197
Органические ощущения 201
Статические ощущения 206
Кинестетические ощущения 207
Кожная чувствительность 207
1.Боль 208
2.и3.Температурные ощущения 209
4.Прикосновение,давление 211
Осязание 212
Обонятельные ощущения 214
Вкусовые ощущения 215
Слуховые ощущения 217
Локализация звука 222
Теория слуха 225
Восприятие речи и музыки 227
Зрительные ощущения 231
Ощущение цвета 232
Смешение цветов 233
Психофизиологические закономерности 235
Теория цветоощущения 239
Психофизическое действие цветов 240
Восприятие цвета 241
Восприятие 243
Природа восприятия 243
Константность восприятия 252
Осмысленность восприятия 253
Историчность восприятия 257
Восприятие и направленность личности 258
Восприятие пространства 259
Восприятие величины 265
Восприятие формы 265
Восприятие движения 267
Восприятие времени 270
Глава VIII. Память 277
Память и восприятие 277
Органические основы памяти 280
Представления 282
Ассоциации представления 286
Теория памяти 286
Роль установок в запоминании 292
Запоминание 295
Узнавание 300
Воспроизведение 301
Реконструкция в воспроизведении 303
Воспоминание 305
Сохранение и забывание 307
Реминисценция в сохранении 311
Виды памяти 315
Уровни памяти 315
Типы памяти 317
Глава IX. Воображение 320
Природа воображения 320
Виды воображения 324
Воображение и творчество 326
«Техника» воображения 330
Воображение и личность 333
Глава Х. Мышление 335
Природа мышления 335
Психология и логика 338
Психологические теории мышления 339
Психологическая природа мыслительного процесса 343
Основные фазы мыслительного процесса 348
Основные операции как стороны мыслительной деятельности 351
Понятие и представление 356
Умозаключение 360
Основные виды мышления 362
О генетически ранних ступенях мышления 368
Развитие мышления ребенка 372
Первые проявления интеллектуальной деятельности ребенка 373
Первые обобщения ребенка 377
«Ситуативное» мышление ребенка 379
Начало активной мыслительной деятельности ребенка
Обобщения у дошкольника и понимание им отношений
Умозаключения ребенка и понимание им причинности
Отличительные особенности ранних форм детского мышления 380
Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения 394
Овладение понятиями
Суждения и умозаключения 396
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний 400
Теория развития мышления ребенка 404
Глава XI. Речь 414
Речь и общение. Функции речи 414
Различные виды речи 424
Речь и мышление 428
Развитие речи у детей 431
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка 431
Структура речи 436
Развитие связной речи 438
Проблема эгоцентрической речи 445
Развитие письменной речи у ребенка 447
Развитие выразительной речи 450
Глава XII. Внимание 453
Теория внимания 455
Физиологические основы внимания 458
Основные виды внимания 459
Основные свойства внимания 462
Развитие внимания 469
Часть четвертая
Введение 473
Глава XIII. Действие 483
Различные виды действия 485
Действие и движение 487
Действие и навык 495
Глава XIV. Деятельность 507
Задачи и мотивы деятельности 507
Труд 515
Психологическая характеристика труда 516
Труд изобретателя 518
Труд ученого 522
Труд художника 525
Игра 529
Природа игры 529
Теория игры 535
Развитие игр ребенка 537
Учение 540
Природа учения и труд 540
Учение и познание 542
Обучение и развитие 544
Мотивы учения 545
Освоение системы знаний 548
Часть пятая
Введение 558
Глава XV. Направленность личности 566
Установка и тенденции 566
Потребности 570
Интересы 573
Идеалы 580
Глава XVI. Способности 584
Общая одаренность и специальные способности 589
Одаренность и уровень способностей 593
Теории одаренности 595
Развитие способностей у детей 599
Глава XVII. Эмоции 602
Эмоции и потребности 602
Эмоции и образ жизни 605
Эмоции и деятельность 610
Выразительные движения 618
Эмоции и переживания личности 624
«Ассоциативный» эксперимент 626
Виды эмоциональных переживаний 627
Эмоциональные особенности личности 638
Глава XVIII. Воля 642
Природа воли 642
Волевой процесс 649
Патология и психология воли 659
Волевые качества 663
Глава XIX.Темперамент и характер 670
Учение о темпераменте 670
Учение о характере 678
Глава XX. Самосознание личности и ее жизненный путь 694
Самосознание личности 694
Жизненный путь личности 701
Послесловие 706
Список научных трудов 738
Список работ 742

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы общей психологии - Рубинштейн С.Л. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.