Рецензия по статье. Методический раздел с полезными материалами по оформлению научных работ

Чтобы научная статья имела необходимый вес при защите соискателя на ученую степень, она должна быть опубликована в специальном перечне ВАК ведущих резецируемых изданий или научных журналов. При этом редакции этих изданий обычно требуют предоставить к научной статье, предложенной к публикации, рецензию от доктора наук по профилю данной статьи. Вот только ученый муж далеко не всегда готов потратить личное время на такую работу и зачастую поручает своему подопечному самостоятельно написать себе рецензию.

Алгоритм написания рецензии

Если вам необходимо написать рецензию на собственную научную статью, вы можете воспользоваться шаблонными фразами, которыми рецензенты часто пользуются при составлении рецензий, а также следовать приведенному ниже алгоритму.

  1. Представление статьи . Начните рецензию с обозначения темы статьи и ее автора.
Пример:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью А.А. Иванова «Формирование самооценки школьников на уроке физкультуры»

При этом слово «рецензия» пишется заглавными буквами на одной строке, а остальной текст - на других строках. Выравнивание текста центральное.

  1. Описание проблемы статьи . Укажите, чему посвящена данная статья. В этом вам помогут фразы: «Статья посвящена…», «В статье рассматриваются…».
Пример

В статье А.А. Иванова доказывается возможность формирования самооценки учащихся общеобразовательной школы на уроках физкультуры с помощью разработанной автором методики.

  1. Актуальность статьи . Отметьте актуальность статьи и докажите ее с помощью аргументов. В этом вам помогут речевые обороты: «Статья… посвящена проблеме, которая актуальна по причине…», «Актуальность данной статьи заключается в том, что…», «Актуальность обозначенных идей связана с тем, что…».
Пример:

Статья А.А. Иванова «Формирование самооценки школьников на уроке физкультуры» посвящена проблеме формирования позитивной самооценки школьника на занятиях по физкультуре, актуальность которой обусловлена рядом причин…».

  1. Научная новизна работы . Опишите, в чем заключается научная новизна представленного материала, оригинальность идей. Являясь автором статьи, вы лучше других знаете, какую именно работу проделали. Например, провели детальный теоретический анализ научных понятий и на их основе вывели собственное определение какого-либо термина, разъяснили некоторые понятия, провели практическое исследование и пришли к новым для науки выводам. В этом случае вы можете воспользоваться фразами: «Автор провел подробный анализ…», «В ходе практического исследования автор собрал большой эмпирический материал…», «Автор дал свою трактовку понятия…» и т.д.
Пример:

В своей работе автор провел подробный анализ различных трактовок понятия «самооценка» и предложил собственное определение. Автор выявил факторы, влияющие на формирование самооценки школьника, и предложил комплекс современных средств формирования позитивной самооценки школьника.

  1. Ценность работы . Отметьте, в чем заключается теоретическая и практическая ценность научной статьи. Используйте такие речевые конструкции: «Разработка методики… будет способствовать… в практике школ», «Результаты проведенного автором опроса… дадут импульс для дальнейших исследований…», «Аспект статьи… заслуживает внимания, так как…».
Пример:

Разработанная А.А. Ивановым методика формирования самооценки школьников на уроках физкультуры может быть внедрена в практику учителей физкультуры общеобразовательных школ, а также педагогов дополнительного образования.

  1. Качество работы . Укажите, задействованы ли в статье необходимые для раскрытия ее содержания источники, грамотно ли это сделано. Используйте такие шаблоны: «Источники, приводимые в статье… отражают», «Все разделы представленной статьи логически связаны друг с другом…», «Автор подтверждает основные положения статьи ссылками на авторитетные источники…».
Пример:

Источники, приводимые в статье А.А. Иванова, отражают современные взгляды на рассматриваемую автором проблему.

  1. Выводы . Напишите, соответствует ли статья требованиям, предъявляемым к работам такого типа. Также отметьте, можно ли порекомендовать ее к публикации. Речевые обороты данного раздела: «Данная статья соответствует требованиям…», «Статья автора… может быть рекомендована к публикации».
Пример:
  1. Данные рецензента . Укажите ученую степень и звание рецензента, занимаемую им должность, место работы, ФИО. Здесь же ставится подпись рецензента и печать с места его работы.

Проверка рецензии

Когда вы напишете рецензию на свою статью, не спешите отправлять ее в редакцию, так как редакции хранят оригиналы рецензий и предоставляют их по запросу ВАК. Вначале несколько раз перечитайте написанное, исправьте все недочеты и убедитесь в том, что рецензия полностью соответствует предъявляемым требованиям. В частности, она должна быть оформлена по правилам, которые описывает ГОСТ 7.32 – 2001, то есть следует установить шрифт Times New Roman, 14 кегль (размер шрифта), полуторный интервал, правое поле страницы - 1 см, остальные поля - 2 см. При указанных параметрах примерный объем вашей рецензии должен составлять 1,5-2,5 страницы.


Подпишитесь на нас в ВК.
Каждый день публикуем полезные лайфхаки для учебы

«Происхождение и формирование лексики современного русского языка» Из работы доктора филологических наук Ю.А.Бельчикова, можно сделать вывод о том, что выбранная тема исследования актуальна для современного российского общества. Анализ проблемы показывает, что словарный состав русского языка прошел длительный путь становления, что наша лексика состоит не только из иконно русских слов, но и из слов, заимствованных из других языков. Тема заимствования русским языком иноязычных слов в разные эпохи отразилась и история нашего народа. В чем и состоит новизна авторского подхода в изучении экономических, политических, культурных контактов с другими странами, накладывающими свой отпечаток на развитие языка. Представленная для рецензирования научная работа обладает, безусловно, практической значимостью и рациональным построением.

Автор использует современный подход к технологии исследования. Наряду с традиционными методами исследования профессор применяет комплексный подход, который предусматривает совмещение качественных и количественных методик исследования. Качественные методики представлены интервью, количественные - анкетированием. Хочется отметить положительные стороны исследовательской работы: изучена проблема формирования лексики русского языка в разные периоды времени; предпринята попытка исследования состояния словарного состава современного русского языка на протяжении всего процесса его исторического становления; теоретически обоснована необходимость работы по пополнению исконно русской лексики, создающейся на базе словообразовательных ресурсов языка, в результате самых разнообразных процессов, характерных для русского словообразования.

На наш взгляд, работа Ю.А.Бельчикова «Происхождение и формирование лексики русского языка» ,представленная для рецензирования является завершенным самостоятельным исследованием, выполнена на достаточном теоретическом и методологическом уровне, обладает инновационным характером.

На практике у авторов часто возникают вопросы, что примерно должна содержать рецензия на статью, рассмотрим примеры таких рецензий, а также выясним, как написать рецензию на статью. Возникает вопрос, для чего нужна рецензия на научную статью и является ли это обязательным? Необходимость рецензирования научной статьи является требованием, установленным Высшей аттестационной комиссией (далее - ВАК) для публикации статьи в журнале, включенном в перечень ВАК.

Что должна содержать рецензия

Приводится тезисный анализ статьи, дается оценка качеству содержания, соблюдениям требований к оформлению, отражается степень новаторства изыскания, релевантность исследования передовым отраслям науки, значимость данной статьи в практической деятельности.

В заключение ставится подпись рецензента и соответствующая печать.

Отправленная по электронной почте копия рецензии не является оригинальным документом. Некоторые редакции требуют предоставления оригинала.

Поэтому необходимо заблаговременно отправить оригинал рецензии возможными способами (лично либо почтой).

По общему правилу, рецензия пишется объемом около 4 тысяч знаков (с пробелами).

Для того, чтобы рецензия являла собой стилистически грамотный документ, рекомендуем использовать следующие обороты:

  • значимость данного изыскания неоспорима…
  • проанализировав рецензируемую работу…
  • автором в статье подробно освещена проблема…
  • автор выразил достаточно смелую точку зрения …
  • данная статья является образцом нестандартных методов…
  • работа выполнена на высоком уровне…
  • статья является примером глубокого изучения проблемы…
  • название статьи емко отражает саму ее суть…
  • автор пишет о проблеме...
  • необходимость написать статью по указанной проблематике вызвана современным состоянием…
  • необходимо отметить точно расставленные в статье акценты…
  • автором изучен большой объем фактического материала…
  • из рецензируемой работы следует….
  • суть данной статьи заключается в том, что…
  • автором сделаны весьма логичные выводы на основе полученных данных…
  • выводы работы последовательно доказаны….

Примерный план рецензии

При написании рецензии следует руководствоваться определенной структурой. Рецензент должен писать отзыв, руководствуясь следующими критериями:

  1. Оглавление статьи, должность и фамилия, имя, отчество автора статьи;
  2. Тезисное освещение вопроса, которому посвящена статья;
  3. Актуальность выбранной темы;
  4. Оценка значимости результатов научных изысканий автора;
  5. Рекомендована ли статья к публикации;
  6. Обязательно писать ученое звание либо ученая степень, должность, место работы, ФИО рецензента.

Рецензия научного руководителя на статью для публикации в журнале ВАК

Часто возникает вопрос, как написать научную рецензию на статью ВАК. Такой отзыв обычно пишется по общим правилам составления рецензий, подписывается научным руководителем с печатью учреждения, где научный руководитель работает.

Рецензенты могут быть как внутренними , так и внешними . Первый вид рецензий обычно подписывается научным руководителем. На рецензии ставится печать ВУЗа, где учится, либо работает автор. Второй вид рецензий подписывается должностными лицами сторонних учреждения – редакций, специалисты других ВУЗов.

Необходима объективная оценка статьи, констатируются сильные стороны работы, а также ее недочеты.

Достоинствами статьи, как правило, является логичное и последовательное изложение сути исследования, новаторство в решении проблемы, умение донести в понятной форме суть научных результатов. Рецензенты также отмечают умение в корректной форме выражать свою точку зрения в статье, имеющей форму полемики с научными оппонентами

Фрагмент рецензии на научную статью ВАК «Аспекты экономической устойчивости государства». (Пример)


Образец рецензии на научную статью

Рассмотрим образец рецензии на научную статью для публикации в журнале.


Необходимо помнить, что положительная, грамотно составленная рецензия является залогом положительного решения об опубликовании научной статьи, что в дальнейшем позволит претендовать на успешную защиту научного проекта в целом.

Но и на научные труды: статьи, учебные пособия, монографии. Структура такой рецензии несколько отличается от отзыва на художественный текст, имеет специфические особенности.

Хотите научиться правильно оформлять любые виды учебных работ? Подписывайтесь на наш телеграм-канал и первыми узнавайте секреты подготовки рефератов, контрольных и дипломов.

Рецензия на статью

С этим видом работ студенты сталкиваются на 2-3 курсе, когда в вузах начинается работа над составлением собственных исследовательских проектов. Для создания авторской научной работы студенты должны уметь анализировать и чужой текст, выделять достоинства и недостатки.

Рецензия – письменный обзор и анализ научного текста.

Перед тем, как писать рецензию на статью, нужно не только внимательно прочитать текст, но и ознакомиться с другими работами автора: это помогает прояснить непонятные аспекты.

План рецензии на статью

  1. Библиографические данные (название, автор, год выпуска, название и номер журнала/сборника, страницы).
  2. Актуальность поднятой автором темы.
  3. Краткое содержание статьи.
  4. Общая оценка работы.
  5. Преимущества и недостатки.
  6. Выводы.

Рецензия на научную статью: образец

Примеры рецензий на научную статью можно легко найти в интернете. Вам пригодятся стандартные фразы научного стиля русского языка, которые употребляют для этого типа работ.

В работе автора идет речь о современных технологиях пропаганды. Актуальность работы подтверждается активизацией пропаганды различных идей, течений и персон в современном мире, которую используют не только в традиционных СМИ, но и социальных сетях.
В публикации ученый последовательно доказывает, что новые формы пропаганды комплексно воздействуют на сознание человека, отключая его критическое мышление.
Идеи, изложенные в работе, не являются принципиально новыми, но автор смог проиллюстрировать свои тезисы убедительными примерами из современной общественно-политической жизни.

Рецензия на статью ВАК

Помимо обычных рецензий на статью из журнала, на которых студенты оттачивают навыки анализа научных текстов, существует и академическое рецензирование. Написание рецензии на статью для изданий ВАК определяет, будут ли эти работы опубликованы или нуждаются в корректировке.

ВАК – Высшая аттестационная комиссия, отвечает за аттестацию научно-педагогических работников.

Эти работы обычно пишут кандидаты и доктора наук, но иногда, в качестве эксперимента, преподаватели предлагают подготовить подобные работы и студентам. Рецензия на статью из журнала ВАК содержит дополнительные пункты. Нужно охарактеризовать:

  • научную разработанность темы;
  • методологию исследования;
  • структуру и внутреннюю логику работы;
  • обоснованность выводов;
  • перспективы дальнейших исследований.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Рецензия на учебное пособие

Рецензию на методическое (учебное, учебно-методическое) пособие или учебник также обычно составляют кандидаты и доктора наук либо практики, которые хорошо знают сферу применения изнутри. Но в магистратуре или аспирантуре такой вид работ также возможен. План рецензии на учебно-методическое пособие похож на план рецензии для статьи, но дополняется некоторыми пунктами:

  1. Введение (библиографические данные, актуальность темы, основные положения работы).
  2. Констатирующая часть (соответствие пособия нормативным документам и правилам, связность и логичность текста, обоснованность методов и приемов обучения).
  3. Аналитическая часть (достоинства и недостатки пособия, рекомендации по улучшению).
  4. Заключение (выводы о целесообразности применения пособия в учебном процессе).

Образец рецензии на учебное пособие для студентов также можно найти в интернете. Рекомендуем позаимствовать из него фразы-клише для данного типа работ:

  • «В методическом пособии В. П. Петрова рассмотрены…»;
  • «Актуальность поднятой автором темы подтверждается…»;
  • «Учебное пособие соответствует стандартам и требованиям…»;
  • «В методическом пособии рассмотрены такие части…»;
  • «В целом работа может быть высоко оценена и признана…»;
  • «В пособии присутствуют незначительные недостатки: …»;
  • «Таким образом, пособие представляет теоретическую и прикладную ценность и может быть использовано…».
Рецензия на любые виды научных работ должна быть лаконичной и составлять не более 1000 слов (оптимальный объем – 500-700).

Рецензия на монографию

Этот тип рецензии требует большого объема знаний, т.к. монография – серьезный научный труд, где выдвигаются новые теории и концепции.

Монография – научное исследование, посвященное углубленному изучению одного аспекта темы или нескольких тесно связанных между собой. Состоит из ряда статей по изучаемым вопросам.

Как и рецензии на другие виды работ, отзыв на монографию предполагает анализ исследования и выделение достоинств и недостатков. Перед тем, как писать рецензию на монографию, нужно изучить последние публикации по вопросам, которым посвящен научный труд.

Образец рецензии на монографию легко найти в интернете. Ваша задача – оценить качество научной работы, что можно сделать с помощью следующих фраз:

  • «Актуальность работы неоспорима и обусловлена…»;
  • «Авторы подробно освещают такую значимую тему как…»;
  • «Исследование является примером глубокого изучения проблемы…»;
  • «Свою точку зрения на предмет ученый подтверждает…»;
  • «Работа выполнена на высоком научном уровне и станет важным вкладом в изучение…».

В примерах рецензии на монографии можно увидеть, что рецензент не только дает оценку, но и кратко освещает исследуемый вопрос.

Если, несмотря на наши советы, вы не уверены, что сможете рецензировать статьи и пособия, обратитесь к профессионалам. Эксперты сервиса помощи студентам прекрасно справятся с этим и многими другими видами работ.

Авторы часто обращаются в нашу редацию с вопросами о том, как грамотно оформить рецензию на научную статью. Нами принято решение разместить полезную информацию по написанию рецензий и отзывов на научные статьи и монографии.

Перед публикацией в серьезных журналах научные статьи проходят рецензирование. Рецензирования – важная часть в механизме отбора и утверждения научных статей для публикации, а также повышение качества научной статьи. Не менее двух рецензий требуется для публикации в журналах из Перечня ВАК. Аналогичные требования у научных журналов, которые готовятся к подаче документов на включение в перечень ВАК. Иногда вместе с рецензией запрашивают выписку из протокола заседания кафедры с рекомендацией статьи к печати.

Несмотря на замысловатость термина "рецензирование" смысл данной процедуры сводится к простому: статья подвергается проверке с точки зрения ее содержания (логичность, обоснованность, достоверность) и оформления (структура и наличие необходимых элементов). Но за кажущейся простотой стоит порой субъективное усмотрение рецензента. Поэтому кроме объективно-формальных требований к подготовке статьи к рецензированию необходимо видеть данный процесс глазами самого рецензента. К тому же точно знать о том, что должно быть в рецензии отражено и как ее необходимо оформить.

Рецензия – это специальный документ, который составляется от имени рецензента. Рецензентом может выступать лицо, с ученой степенью и желательно ученым званием по специальности, соответствующей теме статьи. Рецензент приводит краткий анализ рецензируемой статьи, дает оценки по критериям содержания и оформления: оценивает объем статьи, проверяет составление аннотации и подбор ключевых слов на русском и английском языках, правильность приведения библиографических ссылок и наличие библиографического списка, устанавливает релевантность темы статьи специализации издания.

В заключении рецензент отражает значимость, новизну и научную ценность статьи и делает вывод о возможности ее публикации в конкретном научном журнале либо о необходимости ее доработки в соответствии с замечаниями. Оформленная и распечатанная рецензия подписывается рецензентом и заверяется печатью учреждения или организации, в которой он работает. ВАК имеет право запросить рецензию на любую статью, поэтому редакции научных журналов хранят оригиналы рецензий. Высланная по e-mail электронная копия рецензии не является полноценным документом. Поэтому будьте готовы потратить время на почту, чтобы отправить оригинал рецензии в редакцию.

Достаточный объем рецензии около 3,5-4 тыс. знаков (с пробелами), что равно 1,5-2 страницам в формате Word кеглем Times New Roman 12 пт. Для придания рецензии стилистической завершенности, рекомендуется использовать специализированные выражения и обороты для написания рецензии на научную статью, подчеркивающие высокий профессиональный уровень проведенного рецензирования.

Рецензия как правило должна включать:

  • Полное название статьи, должность автора, Ф.И.О. автора;
  • Краткое описание проблемы которой посвящена статья;
  • Степень актуальности;
  • Наиболее важные аспекты темы, раскрытые автором;
  • Рекомендации к опубликовании;
  • Ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.
  • Автор в своей работе дает подробный анализ...
  • Автор грамотно анализирует...
  • Автор данной статьи акцентирует внимание...
  • Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...
  • Автор на конкретных примерах доказывает...
  • Автор на основе большого фактического материала рассматривает...
  • Автор обращает внимание на то, что...
  • Автор справедливо отмечает...
  • Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...
  • Автором предложены оригинальные идеи...
  • Актуальность настоящего исследования заключается в...
  • В качестве основных моментов используемой автором методологии...
  • В статье автор рассматривает...
  • В статье анализируются основные подходы...
  • В статье выявлены и раскрыты основные проблемы...
  • Важным в статье является рассмотрение...
  • Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
  • Данная статья демонстрирует...
  • Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...
  • Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...
  • Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.
  • К положительным сторонам работы можно отнести...
  • Как положительный факт можно отметить то, что...
  • Материал статьи основан на детальном анализе...
  • Особо следует подчеркнуть, что...
  • Особое внимание в исследовании... уделено...
  • Особый интерес представляет вывод о...
  • Отдельного внимания заслуживает...
  • Практическая значимость данной статьи заключается в...
  • Предлагаемый подход к изучению проблемы...
  • Рассмотренная в статье оригинальная концепция...
  • Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему...
  • Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.
  • Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов...
  • Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.
  • Статья содержит определенную концепцию...
  • Теоретическая значимость данной статьи заключается в...

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

1. Проблемность : статья должна быть посвящена решению некоторой задачи / проблемы, выявлять существо проблемы, давать направления, способы ее решения.
Оценка: "достаточная" | "слабая" | "недостаточная"