Прима балерина большого театра евгения образцова. Балерина Евгения Образцова: «Я стала настоящим фанатиком профессии

Меня пугают вещи, которые на первый взгляд кажутся простыми: сразу останавливает мысль, что если это выглядит просто, то должно быть очень сложно в исполнении. И когда я танцевала, даже на репетиции, думала – как все удивительно легко выходит. А не будет ли это проблемой потом? Не станет ли вдруг сложно, потому что я начну задумываться об этой легкости? Но это уже некий психоз, связанный с премьерой. Так что удовольствия я получила гораздо больше на сцене, чем когда мы репетировали.


С нового сезона в штате московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко появилась новая должность – приглашенная прима-балерина. Ею стала ведущая балерина Мариинского театра Евгения Образцова. Эта хрупкая, нежная и одновременно очень сильная девушка с обезоруживающей улыбкой и совершенной техникой уже покорила москвичей. Она успела появиться здесь и в классических балетах, и в последней нашумевшей новинке – «Балетах Иржи Килиана».

Как получилось, что вы – ведущая питерская балерина вдруг стали приглашенной звездой московского театра?

– Это идея Сергея Юрьевича Филина, его предложение. В январе он был на гала в честь Улановой, где я танцевала первый акт «Ромео», и после этого последовало приглашение. Он сразу сказал: «Когда ты в Москве?» Я так абстрактно назначила дату: «Давайте 8 марта. Там что у вас? Ну, давайте «Па де катр» я станцую с «Шопенианой». Потом я станцевала «Жизель», а когда узнала, что будет Килиан, то сразу изъявила желание быть в Москве и участвовать.

Это как раз мой следующий вопрос. Вы – прима-балерина, классическая балерина. А спектакли Килиана – они командные, не на солистов. Почему вам стало это интересно?

– Это же Килиан! Он единственный хореограф на сегодняшний день, который мне интересен.

А вы никогда не хотели станцевать, скажем, Ноймайера, Эка, Уилдона?

– Уилдон – еще ничего. Эк – не мое…

Это, наверное, возраст еще не пришел… Он сейчас ставит для более старшего поколения артистов.

– Ну, как сказать, не то чтобы старшего поколения, а понимаете в чем дело… Вот, например, Ноймайер. У него есть очень интересные спектакли: «Дама с камелиями» и «Spring and Fall». Но в большинстве случаев я, например, не вижу разнообразия в хореографии, какого-то интересного, его личного языка танца. В принципе набор движений, который часто используют и другие хореографы. Это такой микст хороших, замечательных движений. Другое дело, что он берет драматизмом: если балет идет действительно на высоком уровне и артисты его исполняют так, как он задумал, так как он хочет, то получается интересно. Потому что он берет очень серьезные темы, на мой взгляд, в балете невоплотимые, такие как «Чайка»…

Но за счет режиссуры и крепкого сценария…

– Да, да, да, за счет режиссуры. А Килиан – именно хореограф. И когда я узнала, что здесь будет Килиан, да еще и «Маленькая смерть», мне было все равно, в каком я буду составе. Но у меня была мечта танцевать первый из последних трех дуэтов, и я его станцевала. Дальше у меня такие планы есть – станцевать все три дуэта вместе. Уже в концертном варианте. Как это делает Орели Дюпон и Мануэль Легри, как это делает Болле со своей партнершей.

В концертном варианте? Вы готовите собственную программу?

– Нет, в любом концерте. Мне кажется, это очень интересно. В России Килиан вообще не исполняется практически. Впервые в этой компании поставлен, хотя балету двадцать лет. И меня совершенно не смущает, что это командный балет. Мне нравится, что мы так сплоченно и интересно работали с труппой.

Вам было интересно?

– Очень интересно.

Кто-то говорил, что это очень жесткие репетиции были.

– Мне кажется, что это оттого, что эта компания не так много танцевала современных балетов. И им просто давали направление…

То есть только начали осваивать современный танец.

– Да, можно и так сказать. Поэтому людям не нужно пудрить мозги, а просто объяснить, что к чему. Достаточно для первого раза просто чисто и правильно исполнить это… Я прекрасно поняла язык хореографии, а дальше уже было мое творческое «домашнее задание» – как я это все воплощу в жизнь. Я, честно говоря, думала, что все будет хуже.

Почему?

– Меня пугают вещи, которые на первый взгляд кажутся простыми: сразу останавливает мысль, что если это выглядит просто, то должно быть очень сложно в исполнении. И когда я танцевала, даже на репетиции, думала – как все удивительно легко выходит. А не будет ли это проблемой потом? Не станет ли вдруг сложно, потому что я начну задумываться об этой легкости? Но это уже некий психоз, связанный с премьерой. Так что удовольствия я получила гораздо больше на сцене, чем когда мы репетировали.

А так всегда у вас происходит? На сцене вы получаете удовольствие больше, чем в зале?

– Смотря какой спектакль танцую. Иногда бывает вроде все идет, а настроения нет. Еще бывает: когда я очень устала, в голове совершенно другие мысли – не о том, что я танцую. Как-то мозг сам переключается. А когда я балет готовлю в хорошем состоянии, с энергией, с силами, с хорошим физическим накалом, то эти мысли отступают.

Вы сказали про три дуэта Килиана в концертах. А с кем? У вас же нет постоянного партнера?

– А его и не существует.

Ведь чтобы танцевать Килиана, нужен какой-то особенный человек.

– Без вариантов – Семен Чудин. Это мой партнер на сегодняшний день самый-самый! Мы с ним немного, конечно, еще станцевали: буквально два месяца притираемся друг к другу, этого очень мало для того, чтобы сказать, что мы дуэт. Мы станцевали за это время «Па де де Обера», «Па де де Чайковского», «Жизель» дважды.

Вам повезло – вы работаете с разными балетмейстерами, на вас ставят спектакли. Что вам интереснее сейчас танцевать?

– Моя хореография – это хореография МакМилланна и Ролана Пети. Что бы из его балетов не было поставлено, я всегда и везде хотела бы принимать в этом участие. Это единственный на сегодняшний день живой гений – мое мнение. Я очень хочу танцевать «Манон» и «Ромео и Джульетту» МакМилланна: ищу варианты, поскольку могу ездить, думаю, скоро моя мечта где-нибудь осуществится. А вот хореография Пети – это сложнее, надо искать места, надо искать возможности встречи с ним. Для меня бы было значимым событием в жизни, если бы я когда-нибудь станцевала его Кармен: это единственная Кармен, которую бы я хотела станцевать.

А классика?

– А это разве не классика?

Ну, скорее неоклассика. Я имею в виду такую старую, добрую классику – она вам все еще интересна?

– Конечно. Большинство балерин начинают и заканчивают свою карьеру классическими спектаклями. Все равно база какая-то должна быть. Здесь, в Москве, я репетирую с Маргаритой Сергеевной Дроздовой, и она изо дня в день повторяет фразу: «Классика – вот что главное! Вот что должно держать вас в форме, вот ради чего вы учились. А все это современное, это так, для удовольствия». Отчасти она права. Но просто сейчас пришло такое время, что как-то закрепоститься в этих рамках классических – это уже не оригинально. Нужно и то, и другое.

Фото: Илья Питалев/ РИА Новости

ПРЕДЛОЖЕНИЕ РУКИ ПОСЛЕ «БАЛА »

В этом году ваш супруг Андрей Коробцов победил в союзном конкурсе на лучший проект по Ржевскому мемориалу. Как вы познакомились? Все-таки балет и скульптуру нельзя назвать родственными видами искусства…

Даже будучи юной танцовщицей, отчетливо понимала, что семейные отношения между двумя балетными артистами будут сложными. И всегда хотела, чтобы мой муж был человеком понимающим и творческим, но все же не из моей среды. С Андреем встретились неожиданно. Нашла как-то в интернете фото его скульптуры Евгения Родионова, солдата, героически погибшего в Чечне. Я тогда интересовалась судьбой этого человека. Оказалось, что автор памятника знает маму Родионова. Меня это поразило, захотелось познакомиться с этой женщиной. Поэтому встреча с Андреем была уже неизбежна. Постепенно подружились, пригласила его на свой спектакль, он - на выставку. А через полгода сделал предложение. Прямо на сцене Большого театра.

- Вот это да! Как ему удалось?

После премьеры балета «Онегин» нас долго поздравляли. Андрей также прошел за кулисы, хотя он скромный человек. Подошел ко мне, опустился на колено и открыл коробочку с кольцом. Было очень трогательно.

У вас родились две дочери-близняшки. В противовес сразу вспоминается та же Плисецкая, Уланова, которые ради карьеры отказались от детей.

Когда танцевала Майя Плисецкая, все же были другие условия. В советский период даже приму целый год никто ждать бы не стал. Это был бы конец карьеры. Сегодня предрассудков меньше… Балерины, как нормальные женщины, часто делают упор на семью и при этом ничего не теряют в профессии. Есть живые примеры. Та же итальянка Алессандра Ферри, выдающаяся танцовщица мирового значения, но мать двух дочерей.

ТАНЦЕВАЛА ЧЕРЕЗ ДВА МЕСЯЦА ПОСЛЕ РОДОВ

- Что изменилось с появлением малышек?

Стала только сильнее, смелее и увереннее. Кажется, именно сейчас стала понимать суть профессии и свое место в ней. Вообще люблю в себе копаться. Даже могу впадать в депрессию из-за того, что много думаю о каких-то своих несовершенствах. С появлением детей внутренние сомнения немного отпускают.

- В балет вас привела мама-балерина. Отдадите своих дочек танцевать?

Они растут в творческой семье. Со временем увидят, как трудится папа, как работает мама. Если появится интерес к балету, попытаюсь им объяснить, насколько сложная, но прекрасная эта профессия. Но я бы хотела, чтобы они занимались более гуманной работой: без ущерба для своего тела, для психики.

- После родов сложно было выйти на сцену?

Через два месяца уже танцевала. К счастью, быстро восстановилась. Знаете, говорят, что лучше становиться родителями в более молодом возрасте. Мне же было 32 года. И, честно говоря, не жалею. Не было такого, что спина не гнется, нога не поднимается… Многие балерины жалуются, что стоит родить и начинаются проблемы. Сейчас с дочками помогают бабушки. Без их помощи не смогли бы с Андреем работать, как раньше. Но все свободное время посвящаю семье.

НЕ ЕСТЬ МНОГО, НЕ ЕСТЬ ПОЗДНО

- Правда, что вы питаетесь одним воздухом?

Есть золотые правила балерин - не есть много, не есть поздно. Придерживаюсь здорового питания. Обхожу стороной вредные продукты - булочки, вкусовые добавки, сахар, газировку.
С рождением детей наконец осознала, как вкусны простые овощи и фрукты. Без соли, перца и всякого кетчупа.

В общем, не испытываю нужды специально худеть или соблюдать жесткие диеты.

Может, есть ограничения в других сферах? Слышала, что балеринам нельзя ходить пешком больше двух километров.

Ограничений много. Но если начну все перечислять, получится, что у меня какая-то ужасная жизнь. Из самого простого, да, нельзя много ходить. Любую балерину будет раздражать, если ее заставят стоять в очереди или общаться долго стоя. Потому что ноги - это наш инструмент. Нельзя же заставлять певца постоянно кричать, он просто испортит голос.

- Кроме балета еще снимаетесь и в кино. В мае у вас закончились крупные съемки. Что за картина?

Это должен быть полнометражный художественный фильм «Француз» режиссера Андрея Смирнова. Думаю, в прокат выйдет следующей весной. Это первый серьезный опыт, где мне досталась главная женская роль. Не сравнить с фильмом, где снималась в юности. Тогда в «Красотках» у меня был небольшой эпизод. Это походило больше на развлечение, чем работу киноактрисы. Здесь же погрузилась полностью, в апреле даже не выходила на сцену.

- Эта роль балерины?

Да, но балетных эпизодов в фильме всего два. В основном сложные драматические сцены. Но мне понравилось. Режиссер Андрей Смирнов стал для меня настоящим киноотцом.

- Что еще доставляет радость?

Нравится придумывать одежду для балета, спорта и активного образа жизни. Удобную и красивую. Создаю образ в голове, потом переношу на бумагу. Когда-нибудь у меня появится больше времени, и смогу реализовать все задумки.

БЛИЦ-ОПРОС

- Носите каблуки?

Ненавижу каблуки. Они ограничивают меня в движении, и ноги устают. Но я знаю прекрасно балерин, которые замечательно себя чувствуют на шпильке.

- Сколько часов в день спите?

Очень люблю это дело. Особенно утром. Как-то проспала восемнадцать часов! Но все зависит от работы. Иногда на отдых всего часа четыре.

- Давно ходили в кино?

Около месяца назад. Что же я смотрела? Видимо, что-то совершенно бездарное, потому и не помню. До этого с мужем ходили на «Движение вверх». Замечательный фильм.

- А в театр в качестве зрителя?

Это бывает чаще. Последний раз была в Большом, на гала-концерте, посвященном 200-летию Мариуса Петипа.

- Любите готовить?

Только под настроение, да и времени свободного мало. Я не та мама или жена, которая приходит с работы и готовит на всю семью. А любимое блюдо - бефстроганов.

КСТАТИ

Минск вызывает нежную ностальгию

- В своем Инстаграме вы писали, что иногда перед важным спектаклем наступает «время тишины»? Что это такое?

Некоторые партии эмоционально очень сложные. Долго репетируешь, отдаешь много энергии. А перед самим спектаклем наступает некое опустошение… Но на самом деле это просто накопление эмоций и чувств. Потому что организм умнее нас. Иногда может сам лечить в себе какие-то заболевания, депрессии, стрессы. Для этого достаточно просто слушать себя и свое настроение. Бывает, что просыпаюсь и понимаю - в этот день ничего не хочу и не могу, а вечером спектакль. Что я делаю? Стараюсь никак не бодриться, а просто до последнего сохраняю это состояние тишины. И удивительно, когда перед выходом я начинаю делать грим, раскладываю костюмы, постепенно расцветаю. К выходу на сцену просто переполнена энергией, и все это благодаря тому, что в течение дня не растратила ее.

- Спортсмен без ежедневных тренировок теряет форму. В балете - так же?

С детства меня учили, что балет - это каждодневный изнурительный труд. Ежедневный класс, постоянные репетиции. Это правильно. В определенном возрасте наступает период опытного артиста. И тогда действительно можно уже так много не репетировать. Потому что тело знает лучше тебя, что нужно. Но месяц или два простоя любого артиста выбьют из формы, какой бы умный и опытный ни был.

- Лет семь назад вы танцевали в Минске.

Помню, получился замечательный концерт, теплая публика. Понравился сам город. Он безумно чистый, и там такие трогательные телефонные будки. Они у меня невероятную ностальгию тогда вызвали. Минск напомнил мне что-то очень хорошее. Может быть, Ростов-на-Дону, где летом отдыхала у бабушки, когда была маленькой.

ДОСЬЕ «СВ»

Евгения Образцова родилась в 1984 году в Ленинграде. В балет ее привели родители, тоже танцовщики. Окончила Академию русского балета имени Вагановой и поступила в труппу Мариинского театра. В первый же сезон Евгения станцевала главную женскую партию в «Ромео и Джульетте». Танцевала на многих знаменитых сценах мира. Лауреат высшей театральной премии «Золотая Маска» за лучшую женскую роль в балете «Ундина». Прима-балерина Большого театра. Заслуженная артистка России.

В феврале Большой театр объявил о пополнении балетной труппы. В списке прима-балерин теперь значится Евгения Образцова, до недавнего времени танцевавшая в Мариинском театре. В репертуаре Образцовой на сцене Большого - балеты "Спящая красавица", "Анюта" и "Сильфида". Buro 24/7 балерина рассказала об обманчивости внешности актера, детских мечтах и планах на будущее.

Евгения, в первую очередь хочется вас спросить о переезде в Москву. Как вы себя ощущаете здесь после Питера?

Дело в том, что я постепенно привыкала к Москве. До перехода в Большой театр около двух лет работала в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, поэтому мне не приходится привыкать к Москве внезапно. Жизнь в столице, ее ритм мне очень подходит, поэтому я не чувствую какого-то дискомфорта, скорее даже наоборот. Думаю, это мой город.


Сцены из балета "Петрушка" в Мариинском театре

В детстве вы увлекались драматическим театром и даже хотели заниматься этим профессионально. Но все же стали балериной. А интерес к театру остался?

В первую очередь, я смотрю много драматических спектаклей. И в Питере, и в Москве. Дружу со многими артистами, хожу к ним на премьеры. Например, на спектаклях замечательного питерского актера Данилы Козловского я частый гость. В Москве я близко общаюсь с Алисой Гребенщиковой: нас с ней тоже объединяет Петербург, но теперь мы встречаемся здесь. Всегда интересно следить за их развитием, репертуаром. Да и возможностей сходить в театр в Москве больше. Поэтому моя детская нереализованность в драматическом театре воплощается в том, что я активно слежу за всем, что в этой среде происходит, и пытаюсь многое почерпнуть в этом виде искусства и перенести в свое.

В работе это помогает?

Конечно, все это очень помогает, когда я готовлюсь к роли, нахожу какие-то решения с точки зрения ее драматического построения. Безусловно, есть балеты дивертисментные, где абсолютно не требуется каких-то драматических способностей. Тем более не все артисты ими обладают. Очень многие замечательные балерины и танцовщики остаются замечательными балеринами и танцовщиками, но абсолютно лишены актерского дара, и это никак не умаляет качества их работы. Но если судить глобально, то балет - это такой сложный вид искусства, где артист должен соединять в себе танец, драму и отчасти спорт. Разве что пения нет. Хотя от своих оперных знакомых я тоже многое беру. Для себя лично я стараюсь выбирать сюжетные балеты, и главный вопрос, который я себе задаю: какая будет моя героиня? Как я буду создавать ее образ? Советы, которые я могу принять от своих знакомых актеров, мне очень помогают отвечать на такие вопросы.


Евгения Образцова в балете "Сильфида" музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко

А вы читаете какую-то специализированную литературу о драматическом искусстве? Станиславского, например?

Да, безусловно. Эта информация мне очень помогала на этапе моего профессионального становления в качестве балерины. Особенно в момент, когда я приступала к работе над своей первой драматической ролью в балете "Ромео и Джульетта". В таких случаях самым выигрышным вариантом является возможность сотрудничать с драматическим режиссером. Например, в балете "Ромео и Джульетта" мне помогала актриса, которая окончила курсы режиссера, поэтому помощь была двойная.

У балерины вашего статуса есть возможность отказаться от роли, которая вам неинтересна?

Конечно, есть. Я всегда могу сказать, что не вижу себя в этой роли, не вижу перспектив для себя. Это случается, и довольно часто. Некоторые балерины отказываются от партий, где есть все - и техника, и игра. Плюс для человека это может быть совершенно чуждый образ. И в таких ситуациях, конечно, лучше не мучиться и отказаться от роли, которую ты не сможешь полноценно сыграть на сцене. Отказаться возможно вообще в любом статусе.


В партии Джульетты в балете "Ромео и Джульетта" в Мариинском театре

Есть партии, которые внесены в список ваших заветных?

Конечно. Препятствует их реализации только то, что эта вещь не может пойти в России или конкретно в Большом театре, потому что репертуарная политика не предполагает введения этого произведения в ближайшие лет пять, когда я бы хотела уже этот материал освоить. Я много говорила, что меня очень привлекает хореография Кеннета Макмиллена и Ролана Пети. Два балета, которые мне бы очень хотелось танцевать, - это "Манон" Макмиллена и "Кармен" Пети. Уже несколько лет эти балеты стоят у меня перед глазами. Но для того, чтобы их исполнять, нужно либо быть в составе другой труппы, либо ждать появления этих спектаклей в репертуаре театров, где работаю я.

А вы что-то предпринимаете для того, чтобы приблизиться к своей цели?

Пока я не понимаю, как это можно реализовать. Была возможность танцевать "Манон" в Хельсинки, но по ряду причин у меня не получилось взяться за эту партию. Кстати, в скором времни мне предоставится возомжность танцевать Кармен, но в редакции Алисии Алонсо.


Съемка для журнала Dance Magazine

Признаться честно, я вас совсем не вижу в качестве Кармен. Мне кажется, вам больше подходят партии лирического плана.

Вы меня совсем не удивили своей точкой зрения: мне от многих приходится слышать о своем лирическо-романтическом амплуа. Во многом этому способствует внешность - меня сложно представить в образе роковой женщины. Но артист - такая коварная личность, что может выглядеть как одуванчик, а внутри себя хранить бездну страстей. И вот здесь как раз вопрос в его актерских данных. Приведу пример Льва Додина, под руководством которого работает Данила Козловский. Он очень любит давать артисту роль, в которой его никто не мог бы увидеть. Такой принцип часто дает неожиданно интересный результат. В роли Кармен я уверена на 100 процентов, потому и хочу ее танцевать. Никогда бы не стала браться за вещь, в которой я выглядела бы не здорово, а таких миллион, поверьте мне. Все видят во мне принцессу, цветочек.


На репетиции Лебединого озера

А вы не цветочек?

Я, конечно, цветочек, но при желании могу быть очень характерной. Тут вопрос в подготовке, насколько интересно складывается процесс. Важно видеть, что роль может получиться очень неординарной, как это видит Додин. Со мной говорил один французский режиссер, который задумал картину, в которой главная героиня должна выглядеть подобно ангелу, но хранить в себе все недостатки женщины. Вот такие эксперименты мне кажутся интересными.

А были ситуации, когда вы шли наперекор клише и брались за роль, а потом понимали, что совершили ошибку?

Таким был балет "Лебединое озеро". У меня вообще было много сомнений по поводу этого спектакля. Но тут скорее не тот случай, когда я понимаю, что роль мне не подходит, а несоответствие навязанным стереотипам. Последнее время бытует мнение, что лебедя должна танцевать высокая балерина с длинными линиями. Хотя раньше такого не было, все были очень миниатюрные, статуэточные. Мелькали мысли, что меня не поймут, скажут, что я не такая высокая, не такая длинная, не обладаю сверхъестественной пластикой. Действительно, когда мы видим на сцене огромную балерину с длинными руками и ногами - это захватывает дух. Но ведь этот балет танцевала Уланова, Макарова - очень миниатюрные балерины. Меня это спасало при подготовке. Волновали уже скорее технические моменты, которые мне нужно было отработать, чтобы быть убедительной в этой роли. Вот это, пожалуй, единственный спорный балет в моем репертуаре.



В партии Жизели на сцене Римской оперы

Значит, будете ли вы его танцевать в ближайшее время, неизвестно?

Я не стремлюсь танцевать этот балет часто. Мне требуется много времени для работы с ним. На подготовку я себе выделяю месяц как минимум. Всего я танцевала его три раза в двух версиях. Одна из них - в театре Cтаниславcкого и Немировича-Данченко, другая - в версии театра Кремлевский балет. Предложений много, но если я понимаю, что времени остается мало, то отказываюсь.

Вернемся к актерским амбициям. Отчасти вам удалось реализовать их в работе над фильмом "Матрешки" Седрика Клапиша?

Съемки в кино были случайностью. Седрик Клапиш приехал в Россию для поиска актрисы на роль балерины. На кастинг было приглашено много девушек, в том числе и я, но я в это время не смогла прийти из-за работы. Так получилось, что ему никто не подошел, и осталась одна я. Меня нашли в театре и попросили отдельно попробоваться. Через день режиссер меня утвердил. Сказать, что это была серьезная роль, не могу. Это все было очень интересно и ново для меня, но скорее напоминало каникулы, не более. На премьеру в Париж мы поехали со всеми вытекающими последствиями: фотосессии, интервью, презентация в кинотеатре. Тогда я поняла, что кино - это очень интересно и увлекательно, но уверенность перед камерой я почувствовала только в последние дни съемки. Кстати, не так давно Клапиш позвонил мне и сказал, что собирается снимать последнюю часть свое трилогии (первый фильм "Испанская Гостиница", второй - "Матрешки". - Прим. ред.), я предварительно дала согласие. Думаю, что если буду сниматься в третьей части, то найду возможность реализовать себя в актерском аспекте более серьезно. Про сюжет пока ничего не скажу, но съемки будут проходить в Китае.


В балете Иржи Килиана "Маленькая смерть" на сцене музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко

Сейчас русский балет перестал быть таким, каким был в СССР, то есть национальным достоянием. Как вы думаете, с чем это связано?

Русский балет не перестал быть номером один, просто многие танцовщики и педагоги, эмигрировав в другие страны, стали выполнять свои обязанности там с не меньшим профессионализмом. А в России качество выучки ухудшается. Раньше в выпуске из 20 балерин 10 могли спокойно танцевать сольные партии. Сейчас с трудом наберется 2-3 балерины. Думаю, что этот процесс связан со сменой состава педагогов. Приходят молодые люди, которые не всегда способны вытянуть учеников на хороший уровень. Вот мой преподаватель Людмила Сафронова говорит, что ее пытаются отстранить от дел. А она, между прочим, была ученицей Вагановой, и очень обидно, что человек, который может передавать бесценный опыт, не имеет такой возможности.

Ну и наши театры не всегда умеют удержать артистов. Вот была, например, Лариса Лежнина, но уехала в труппу Нидерландского балета. И теперь о прекрасной русской балерине мы уже говорим как о европейской артистке. Но согласиться с тем, что русский балет перестал быть первым, не могу. У наших балерин по-прежнему есть то, чего не будет ни у французских, ни у английских. У русских танцовщиц превалирует смысловая значимость танца, хотя технически, могу согласиться, парижская школа выпускает очень хорошо подготовленных девушек.


На репетиции Ромео и Джульетты

Из всего вышесказанного становится ясно, что вы девушка с характером и готовы ломать стереотипы.

Конечно, существует понятие амплуа. Но ограничивать артистов в тех, случаях, когда объективных причин к этому нет, глупо. Век артиста недолог, и очень обидно, когда руководство препятствует возможности брать новые, может быть, неожиданные роли. Для меня амплуа - это то, на что ты способен. Вот вы не видите во мне Кармен, а я выйду на спектакль и докажу, что вы ошибались.

Текст: Фёдор Вяземский
Фото: evgeniaobraztsova.com

Популярная актриса Алена Яковлева призналась недавно в интервью, что два года назад в ее жизни появился очень важный для нее человек. К счастью, он не актер. И моложе почти на 30 лет. Этот человек окружил актрису таким вниманием и заботой, что не полюбить его было просто невозможно. И выяснилось: разница в возрасте любви не помеха.

С Аленой Яковлевой, которая не скрывает своего возраста (ей 53 года), мы попытались разобраться, в чем плюсы отношений с молодым мужчиной.

Я счастлива, что такие отношения у меня есть, - откровенно призналась "КП " актриса. - Нам вместе комфортно. А раз так, какое имеет значение разница в возрасте? Меня она не смущает. Непонимания между нами нет, хотя мы по-разному некоторые вещи воспринимаем. Мы все-таки из разного поколения и на разных примерах, кумирах, книгах и фильмах росли. Но с другой стороны, что мешает мне посмотреть фильмы, которые нравятся моему мужчине и наоборот? Эти проблемы решаемы.

По личному опыту могу сказать, что главная беда современных мужчин в том, что они не понимают своей ответственности за семью. И это непонимание не зависит от возраста. Чувство ответственности – результат либо правильного воспитания, либо врожденная черта. Мужчина в 25 лет может быть более ответственными, чем 35-летний или даже 60-летний. Мой молодой человек заботится обо мне. С ним я забыла, что такое гвозди забивать и добывать стройматериал для дачи. Я не помню случая, чтобы он не встретил меня в аэропорту, когда я откуда-нибудь прилетаю.

И, конечно, молодая энергетика! Наши отношения для меня мощная энергетическая подпитка, залог женского здоровья и красоты. Сколько они продлятся, я не задумываюсь. Мне сейчас хорошо, а другие (смеется Алена – ред.) пускай завидуют. Я живу днем сегодняшним, и я счастлива. Мои родные, например, моя мама, откровенно за меня рада.

А сколько еще пар, где возрастной мезальянс не столь заметен! Яна Рудковская старше своего мужа Евгения Плющенко на 7 лет.

Супруга Сергея Безрукова Ирина старше «звездного» мужа на 8 лет. Актер говорит, что рядом с хрупкой женой он чувствует себя опытным, взрослым мужчиной.

Минувшей весной прима Большого театра 30-летняя балерина Евгения Образцова вышла замуж за 27-летнего скульптора Андрея Коробцова . 36-летняя актриса Екатерина Климова встретила новую любовь в лице 28-летнего Гелы Месхи. В его объятиях, как говорят, актриса почти залечила душевные раны после развода с актером Игорем Петренко .

Бывшая жена Максима Матвеева 34-летняя актриса Яна Сексте (Максим ушел от нее к Елизавете Боярской) в ноябре прошлого года вышла замуж за 28-летнего композитора из Канады Дмитрия Марина. В августе у пары родилась дочь.

Не отстают от наших звезд и голливудские знаменитости.

46-летний красавец Хью Джекман моложе своей жены Деборры -Ли Фёрнесс на 13 лет. 56-летняя поп-королева Мадонна то расстается, то вновь вместе со своим 28-летним бойфрендом танцовщиком Брахимом Заибатом. Молодого человека не волнует разница в 28 лет. Недавно распался брак актеров Мелани Гриффит и Антонио Бандераса, казавшийся нерушимым. Мелани старше Бандераса на 3 года. В августе 33-летняя певица Кристина Агилера родила своему гражданскому мужу 29-летнему продюсеру Мэтту Ратлеру дочь. И 40-летняя Ева Мендес родила дочь и тоже от молодого возлюбленного - 33-летнего Райана Гослинга.

10 звездных пар, где женщина значительно старше своего мужчины

И в советские времена заключались подобные браки. Великая балерина Майя Плисецкая на семь лет старше своего мужа композитора Родиона Щедрина . Оперная звезда Ирина Архипова была старше своего мужа певца Владислава Пьявко на 16 лет. Автор государственных гимнов и поэт Сергей Михалков моложе Натальи Кончаловской на 10 лет. Что же говорить о временах нынешних?

Пара № 1

65-летняя Алла Пугачева и 38-летний Максим Галкина . Разница в 27 лет. В каждом своем интервью Алла Борисовна признается, что ей повезло: она живет с мужчиной, который любит ее такой, какая она есть. До Галкина Алла Борисовна была замужем за Филиппом Киркоровым , который моложе на 18 лет.

50-летняя Лолита Милявская и ее 39-летний муж Дмитрий Иванов . Певица не раз говорила, что в браке с Дмитрием, который моложе ее на 12 лет, обрела настоящее женское счастье и его не отпустит.

49-летняя актриса Евгения Добровольская пять лет назад вышла замуж за кинооператора Дмитрия Мананникова и родила ему дочь. Дмитрий младше Евгении на 10 лет. Евгения призналась, что с этим мужчиной впервые чувствует себя не ломовой лошадью, а женщиной.

В прошлом году вышла замуж 37-летняя актриса Полина Агуреева за своего коллегу по театру «Мастерская Петра Фоменко » 22-летнего Федора Малышева . Разница в 15 лет, а кто скажет? Полина выглядит прекрасно.

43 летняя Анна Нетребко обручилась с 33-летним учеником Лучано Паваротти Юсифом Эйвазовым.

Двукратная олимпийская чемпионка, обладательница 28 мировых рекордов в прыжках с шестом 32-летняя Елена Исинбаева замужем за 24-летним метателем копья Никитой Петиновым. В июне Елена стала мамой.

Разницы в возрасте 59-летней певицы Ларисы Долиной и ее мужа бас-гитариста Ильи Спицына - 13 лет. Илья моложе. Долина говорит, что не чувствует своего возраста, и «погода в доме» долгие годы остается неизменной.

У Жанны Фриске и Дмитрия Шепелева разница в возрасте 9 лет. Не так давно у них родился сын Платон. Дмитрий как никто заботится о Жанне во время болезни и поддерживает ее.

Муж 43-летней актрисы Нонны Гришаевой моложе ее на 12 лет. В браке с Александром Нестеровым у Нонны родился сын Илья.

43-летняя Лера Кудрявцева старше своего мужа – хоккеиста Игоря Макарова - на 16 лет. Впрочем, Лере не привыкать разрушать стереотипы по поводу возраста – предыдущий ее возлюбленный Сергей Лазарев был моложе ее на 12 лет.

Evgenia Obraztsova was born in Leningrad (now St Petersburg) on 18 January 1984 to a family of ballet dancers. Her future career choice (which, of course, was initially made by her parents) was predetermined by the girl’s liveliness, energy, excellent physique and obvious artistic talent. Moreover, the world of ballet was close and intimately familiar to Evgenia from a very young age. Tied to her theatre seat with a belt from a ballet robe, lest she jumped onto the stage to join the action, she saw the entire classical ballet repertoire. But by the time Evgenia had to make a definitive career choice, she also became fascinated with drama theatre. Nonetheless, the unity of music and theatre, the stylistic beauty and the incomparable atmosphere of the ballet world ultimately tipped the scales in its favour.

Evgenia Obraztsova graduated from the Vaganova Academy of Russian Ballet. During her years at the Vaganova Academy, Evgenia worked with a number of teachers who played an important role in shaping her style and personality as a ballerina. At different points in time, her class was taught by Lyudmila Sofronova, Inna Zubkovskaya and Marina Vasilieva, and each of them imparted something of their own that helped shape the overall individuality of the young ballerina. One must also mention the graduate of the Moscow ballet school Nikolai Tagunov, who developed an impeccably clean dancing technique in his students through hard discipline. As for the Vaganova Academy’s acting skills instructor Alexander Styopin, Evgenia continued working with him when she was already a ballerina of the Mariinsky Theatre and it was him who helped her prepare for her first performance at the Mariinsky Theatre, Romeo and Juliet. "We worked long and hard on the role of Juliet striving to make my whole body tremble at the very thought of me being carried away from St Petersburg to Verona. "Myself in the given circumstances!" became the principal part of my life back then and, maybe, this is why I’m so much attached to this performance and up to this day can’t let go of it and I think I won’t until the very end of my career."

In 2002, Evgenia was accepted into the ballet company of the Mariinsky Theatre.
In the 2002-2003 season, Ninel Kurgapkina, took the young ballerina under her tutelage, helping Evgenia prepare for the roles of Shirin, Princess Aurora, Sylphide, Maria, Giselle, Kitri, and many others. But that was still to come and, in the meantime, there occurred the most fateful event of Evgenia’s first season at the Mariinsky, her debut as Juliet in Romeo and Juliet by Leonid Lavrovski. Evgenia danced Juliet when she was 18 and that was probably the first and the only time when such a young ballerina was given that role. Strange as it may seem, but roles of the kind were rarely entrusted to young artists at the Mariinsky Theatre.

2004 started for Evgenia with a second major role at her home Mariinsky Theatre - the title role in La Sylphide, now generally considered to have become her calling card. To help prepare for this role, Evgenia and Ninel Kurgapkina enlisted the help of S. Berezhnoi, a guardian of this ballet’s traditions at the Mariinsky. The preparation was very meticulous, as Evgenia and her teachers wanted her Sylph to be an example of the true St Petersburg ballet style. In general, the City on the Neva River has meant a lot for Evgenia as an actress. For one, even Marius Petipa, when he created his famous semitransparent descending shadows scene in La Bayadere, was inspired by images of St Petersburg - a city filled with music and poetry, a city that may feel a bit distant and cold, but at the same time be one of the most romantic cities in the world. The ethereality and poetry of Evgenia’s heroines are also a reflection of her native St Petersburg.
In the same 2004, Evgenia performed another important role in her career - that of Shirin in The Legend of Love by Yuri Grigorovich. Having herself been handed that role directly by Grigorovich many years ago, Ninel Kurgapkina made it the only one that she specifically requested for her protégé. Kurgapkina truly loved that character and, thus, demanded extreme precision and attention to detail from Evgenia’s performance.

2005 was another key landmark in Evgenia’s dancing career. That year she won the Gold Medal at the Moscow International Ballet Competition. Having arrived to participate in this competition entirely on her own, without counting on anyone’s support, Evgenia managed to outshine a number of strong rivals and win. Winning the medal was a goal that Evgenia had set for herself while still graduating from the ballet academy, and this victory opened up the international ballet scene for her. Already in 2005 she started receiving her first personal touring invitations. Her first such experience was in the premiere of Konstanin Sergeev’s version of The Sleeping Beauty in the USA. That same year, she was invited by the Teatro Dell’Opera di Roma to take on a highly complex, yet interesting work in Carla Fracci’s Cinderella. Evgenia would later return to the Roman Opera as a guest soloist several times: first in 2006 as Margherita in Faust by Luciano Cannito, and then in 2010 in the title role of Giselle by Carla Fracci. 2005 also gave Evgenia interesting experience in cinema work, when she tried her acting skills in front of a movie camera in Les Poupees Russes (The Russian Dolls) by French director Cedric Klapisch.

In 2007, Evgenia graced her admirers with a performance of the title role in Giselle.

2006 brought a whole kaleidoscope of ballet premieres for Evgenia. She debuted in the role of Maria in The Fountain of Bakhchisarai, then made her long awaited appearance as Aurora in The Sleeping Beauty, and took on a new and unfamiliar dance plastique in Cinderella choreographed by Alexei Ratmansky. Finally, 2006 was also the year when Pierre Lacotte’s Ondine premiered — the first ballet staged specifically in collaboration with Evgenia. The French small step technique, uncommon for the Russian style, as well as health problems that caused significant hardship during final rehearsals and the premiere — all of these were overcome by the ballerina with such effortlessness and grace, that the unsuspecting audience was nothing short of amazed at her virtuosity and lightness, and heartbroken together with Leonid Sarafanov’s character by the ballet’s tragic climax. The role of Ondine earned Obraztsova the most prestigious theatrical prize in Russia — the Golden Mask.

2007 presented Evgenia and her admirers with an encounter with Giselle. Evgenia may not appear as often as the audience might like in this role, probably the most important one in the romantic ballet repertoire. But every time she performs it, her heroine changes, with her inner world becoming ever deeper, and the audience being less and less capable of holding back its tears over Giselle’s death in the first act or restraining its admiration of the fortitude of her immortal soul in the subsequent scenes.

2008 brought an unexpected and, thus, a much welcome treat for ballet audiences when Evgenia took on the role of Kitri in Don Quixote. The audience discovered Evgenia as a completely different actress –mischievous, light-hearted, but with a strong personality, a classical St Petersburg ballerina, yet with a genuine southern temperament. Soon after the debut as Kitri on her home stage, Evgenia was invited to reprise this role in Sergei Vikharev’s version of Don Quixote with the Tokyo-based ANB Ballet company.
This Japanese Don Quixote was one of the many collaborations between Vikharev and Obraztsova. She danced in his other ballet productions as Flora in The Awakening of Flora, Columbine in Le Carnaval and Aurora in The Sleeping Beauty.

2009 turned out to be both happy and very sorrowful for the ballerina. The tragic death of Ninel Kurgapkina ended their 8-year creative union that gave audiences a number of performances by Evgenia that were truly moving in their depth and precision. But 2009 also brought new roles - first and foremost the first duet in Jerome Robbins’s In the Night, as well as the character of Syuimbike in Shurale by Leonid Yakobson - and marked the start of Evgenia’s creative collaboration with her new teacher Elvira Tarasova. Another very important event in the ballerina’s life that year was her appearance in the role of Aurora in The Sleeping Beauty as a first-time guest soloist at the Royal Opera House at Covent Garden, where she had performed previously on multiple occasions while on galas or on tour with the Mariinsky Theatre. Although Aurora had been in Obraztsova’s repertoire for some time by then, at Covent Garden she had to master a new version of this ballet as well as the English ballet style, which significantly differs from the Russian style. According to critics and audiences, Evgenia accomplished this task brilliantly, successfully conquering yet another leading world ballet stage.
Among Evgenia’s other notable accomplishments have been her performances at Staatsballett Berlin as well as at the Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Moscow Musical Theater, where Evgenia has been a guest soloist since 2010.
It was on the stage of the Musical Theatre that Evgenia, for instance, had her first encounter with the work of the remarkable choreographer Jiří Kylián and then danced a part in his famous La Petite Mort (The Little Death). It was also on the stage of the Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Moscow Musical Theatre that in 2010 she danced Giselle together with one of her favorite partners, the Paris Opera etoile Mathieu Ganio. Just prior to this engagement, she participated in the Etoiles Gala au Japon event, where she first danced the duet from McMillan’s version of Romeo and Juliet (together with Ganio), and also starred in Pierre Lacotte’s new ballet The Three Musketeers (set to the music of Michel Legrand) in the role of Constance Bonacieux. Partnering with Evgenia in that performance were such renowned world ballet stars as Mathias Heymann, Benjamin Pech, Matheu Ganio, Alexandre Riabko, and Jiří Bubeníček.

2011 for Evgenia without a doubt became the year of Swan Lake. Obraztsova spent over six months preparing for this role - probably one of the most important and difficult roles in a classical ballerina’s repertoire. The premiere took place in April 2011 at the Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Moscow Musical Theater where Swan Lake is danced in the version of Vladimir Bourmeister, which is one of the most interesting, yet complex versions of this ballet. By taking on the role of Odette-Odile, Evgenia once again had to fight against popular preconceptions regarding her typecasting, and once again she came out victorious! In spite of her touching fragile vulnerability and the desperation of her tragic fate, Evgenia’s Odette was still a character of royal blood - not a strong powerful leader, but a gentle flower that had known only beauty and love until brutally and mercilessly torn out of her familiar world. Appearing in sharp contrast to this very embodiment of tenderness was Evgenia’s Odile, a cold calculating vixen, whose brilliant glances were akin to flickers of light reflecting off a cold and indifferent mirror. Odile was like a diamond, a cold rock whose masterly cut enthralled and whose brilliance made one forget that a stone is incapable of giving warmth. After such an Odile, it seemed that the ballerina could no longer return in the finale as the same Odette, and she did not. Odette in the fourth act displayed a different character. There was no sense of desperation in this Odette any more, only a sense of fate. She no longer saw the prince as her hero savior, but had rather come to accept him just the way he was. Their devotion to each other was put through a trial, and Odette passed hers, thus breaking her curse. She no longer needed her wings, for now she had love. The change of masks between Odette and Odile, as well as within the character of Odile that Evgenia displayed that night was simply amazing. It was perhaps the chief artistic achievement of that performance. Evgenia managed to accomplish something that few others can - she created completely different characters in the same play and it was difficult to tell which one was closer to her seemingly "obvious" typecasting.
Another important performance for the ballerina that year was the Russian premiere of Pierre Lacotte’s La Sylphide in December 2011, also at the Musical Theatre, where Evgenia appeared in the title role, thus eagerly continuing her long-standing collaboration with the famous French choreographer. The music, the choreography and even the very image of the air spirit are very different in the French ballet. The French Sylph was a true femme fatale, a creature of witchcraft behind whose lovely smile lurked some very intense passions. In the end, these passions burned down both the Sylph and her unfortunate lover (partnering with Evgenia at that performance was Thiago Bordin from the Hamburg Ballet), but not before she managed to weave an elaborate threadwork of small steps characteristic of the French ballet style.

In October 2011, Evgenia Obraztsova had a taste of what it is like to be a prima ballerina of the Bolshoi Theatre, debuting on its stage as a guest dancer. For this debut she fittingly chose the role of Kitri, as Don Quixote can be considered one of the more "Muscovite" ballets in the theater’s repertoire. The Bolshoi Theatre soloist Vladislav Lantratov became Evgenia’s Basil that night.
Finally, in 2011, Obraztsova first tried herself on television, taking part in the Russian Channel 1 program Bolero, which paired ballet dancers with figure skaters in a dancing competition. Evgenia’s partner was a world famous skater Maksim Staviski. While not without some controversy, this experiment nonetheless proved useful and expanded the ballerina’s circle of friends and admirers.
2012 became one of the most important years in the ballerina’s career. In January 2012, Evgenia Obraztsova became a full-time prima ballerina of the Bolshoi Theatre! During her first season in this new rank, she appeared as Aurora in The Sleeping Beauty (version by Grigorovich), debuted in the role of Anyuta in Vladimir Vasiliev’s eponymous ballet, danced in Johann Kobborg’s version of La Sylphide and appeared as Mary in Grigorovich’s Nutcracker. Among the debut roles Evgenia danced in 2012 was that of Aspicia from The Pharaoh’s Daughter by Pierre Lacotte, one of Evgenia’s favorite choreographers. 2012 brought remarkable Bolshoi premieres with it, both choreographed by George Balanchine, with Obraztsova dancing Terpsichore in Apollo and the title role in Emeralds, the first "French" part of Jewels.

2013 passed under the sign of Pierre Lacotte. That year witnessed two most important events in the life of the ballerina: it was then that Evgenia was invited for the first time to dance on the stage of Opéra National de Paris, the most coveted stage for a classical ballet dancer. She made her debut as a guest star on the stage of Opera de Paris in Pierre Lacotte"s La Sylphide. Her partner in this virtuosic and charming performance was the Paris Opera etoile Mathias Heymann and it would not be an exaggeration to say that Evgenia"s debut in Opera de Paris was a real triumph. What"s more, Evgenia was the first Russian performer of the role of Angela in Pierre Lacotte"s Marco Spada, a ballet premiered by the Bolshoi Theatre in 2013. 2013 brought other famous roles for the ballerina which became the pearls of her repertoire: one of the title roles of the "white" classical repertoire – that of Nikiya in La Bayadere (a production by Yury Grigorovich), the title role in Diamonds, the third act of Balanchine"s Jewels, and lastly the role of Tatiana in John Cranko"s Eugene Onegin, which helped the ballerina reveal new facets of her talent for drama. In 2013 the ballerina had encounters with one of her most beloved theatres the Royal Opera House, where she performed on a tour with the Bolshoi Theatre and then as a guest artist of the Royal Ballet dancing Juliet in MacMillan"s Romeo and Juliet, with her partner Steven McRae being the principal of the Royal Ballet.

In 2014 Evgenia would return to the stage of Opéra National de Paris once again, but this time on a tour with the Bolshoi Theater. The theater toured with a premier. It was then that Evgenia first appeared in Alexei Ratmansky"s ballet Lost Illusions in the role of Coralie (partnering with David Hallberg). The year was also notable for a very interesting personal tour: Evgenia danced Nikiya at the Royal Theater of Denmark (with Ulrik Birkkjær as her partner) and Mary from The Nutcracker with the NBA Ballet, Tokyo (with John Neumeier as her partner). Another important premier of 2014 was The Lady of the Camellias choreographed by John Neumeier.

2015 brought with it a lot of remarkable productions in Bolshoi and an unusually interesting tour and guest star performances. The Bolshoi Theatre artists danced Onegin in Stuttgart, the theater where this ballet came into this world and has never since been off the stage. The "exam" before the audience that was so familiar with John Cranko"s style was passed with flying colours: Evgenia and her colleagues (Vladislav Lantratov being her partner in this performance) received standing applause. Two more landmark performances on the world"s famous ballet stages should not go unnoticed: in 2015 Obraztsova danced Juliet on the stage of the New York American Ballet Theatre (partnering with Herman Cornejo) and Swan Lake at the Royal Opera House (partnering with Steven McRae).
2016 in the life of the artist was rich for events not directly relating to stage performances. A photography exhibition of a renowned photo artist Victor Goryachev, entitled "Galatea" and dedicated to Evgenia Obraztsova, was held in Moscow and St Petersburg, demonstrating about 30 works dedicated to the ballerina. In 2016 Evgenia was awarded the title of an honorary artist of Russia, which was so long awaited by the audience. And finally, 2016 witnessed one of the most crucial events in Evgenia"s life: Evgenia and her husband, sculptor Andrey Korobtsov, became parents of two charming girls.

In 2017, just six months after the birth of her daughters, Evgenia has returned to the stage of the Bolshoi Theatre in one of her favourite roles, that of Shirin in The Legend of Love by Yuri Grigorovich. This year has brought another premiere for the ballerina, an unexpected one and bright: on a tour in Japan Evgenia made a debut as Jeanne in The Flames of Paris, a ballet by Alexey Ratmansky. The collection of the classical ballet productions has been enlarged, too. On her personal tour in Australia the ballerina danced Odette and Odile in the Swan Lake staged by Ben Stevenson.
Evgenia has a lot of wonderful roles, unorthodox character interpretations and artistic treats for her audiences ahead
The ballerina does not aim to confine herself to narrow typecasting, adhere to stereotypes, or follow expectations dictated by conservative tastes. The main goal for the actress is to live through and interpret her roles in a way that makes audiences truly believe in the authenticity of the stage action. Among Obraztsova’s heroines there are strong-spirited women as well as naive fairy-tale characters that differ greatly among themselves.
Yet if a ballerina is a real actress that can be convincing in each of these dissimilar stories, does it not mean that her defining style is not a stereotype, but a collection of roles that one truly senses, lives through and is able to relay to the spectator?

Text by Maya Farafonova
in translation of Nina Obraztsova