Символы золото ладан смирна. Поклонение волхвов: почему родившемуся Христу принесли золото, ладан и смирну? Ладан от нечистой силы

) - благовонное вещество, добываемое из тернистого дерева (Cistus ereticus), распущающееся в 8 и 9 футов в высоту и главным образом вывозимое из Аравии в Восточную Индию. С самых древних времен смирна составляла значительный предмет торговли и входила в состав св. ветхозаветного мира (Исх.30:23), равно как в состав для благовонного умащения тех умерших. Она входила также в число тех ценных даров, которые обыкновенно представляли царям и вельможам в знак особого почтения в древние времена на Востоке (Мат.2:11).

II. Смирна (Отк.2:8) - знаменитый Ионийский город и один из прекраснейших в Леванте; расположен в расстоянии 320 стадий от Ефеса и в том же самом расстоянии от морского берега, при устье р. Мелес на западном берегу Малой Азии. Древние считали его венцем Ионии, драгоценным камнем Азии, преизобильным по своему богатству и выдающимся по изящным искусствам. Город подвергался по крайней мере шесть раз большим или меньшим землетрясениям, лишился 60,000 жителей от чумы в 1814 году и сильно пострадал от холеры в 1831 году. Слово Божие посеяно здесь еще во времена апостольские. Церковь здесь насаждена св. ап. Иоанном Богословом. Первым епископом здесь был св. Поликарп, ученик Иоанна Богослова. В настоящее время Смирна считается одним из самых цветущих торговых городов Оттоманской Империи. Впрочем улицы его, при народонаселении в 150 тыс. чел. , узки и грязны. Дома большею частью деревянные без печей и в один этаж. В новейшей Смирне сохранилось немного остатков от древнего города, как-то: остатки амфитеатра, в котором пострадал ап. Поликарп и в нем своды тех логовищ, в которых содержались звери и др. Смирна в настоящее время Турками называется Исмирь и имеет 4 мили в окружности. Гавань Смирны очень поместительна и представляет отличное место для стоянки кораблей.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Смирна" в других словарях:

    - (греч. smyrna, myrrha росной ладон, благовоние). Благовонная смола от дерева, растущего в Аравии и Эфиопии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СМИРНА греч. smyrna, myrrha, благовоние. Душистая смола.… … Словарь иностранных слов русского языка

    СМИРНА, Myrrha, смолка, пахучая древесная смола, для курева. Смирняной запах. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (Smyrna, Σμυ̉ρνα). Цветущий город в Малой Азии на берегу Лидии, один из ионических городов. Смирна считалась местом рождения Гомера. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

    Греческое название г. Измир в современной Турции … Большой Энциклопедический словарь

    - (от греч. миро, т.е. благовонное масло), город на зап. побережье Малой Азии, располож. в глубокой бухте, прим. в 55 км сев. Эфеса. С. была основана как эолийская колония и впоследствии заново перестроена Лисимахом (361 281 гг. до Р.Х.) в… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    СМИРНА, смирны, мн. нет, жен. (греч. smyrna) (ист.). Благовонная смола, употр. для курений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 2 мирра (6) смола (126) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Измир Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

    Развалины Смирнской агоры. У этого термина существуют и другие значения, см. Смирна (значения). Смирна (греч … Википедия

    Смирна - знаменитый торговый город в Ионии, на западном берегу Малой Азии при впадении реки Меле в Эгейское море, расположенный на расстоянии около 8 км к северо западу от Ефеса. Смирна была разрушена лидийцами около 600 г. до Р.Хр. и затем находилась в… … Словарь библейских имен

Книги

  • Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе , Авраам Сергеевич Норов. Семь церквей Апокалипсиса - Лаодикия, Филадельфия, Сарды, Фиатира, Смирна, Пергам, Эфес - маршрут, который выбрал А. С. Норов для возвращения на родину из путешествий по Святой Земле в 1835…

Дары волхвов

Исторический экскурс

О поклонении восточных мудрецов, принесших дары - золото, ладан и смирну - Богомладенцу Христу, рассказывается в Евангелии от Матфея.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Мф. 2:9-11)

Поклонение волхвов

Родившемуся Богомладенцу Христу три восточных мудреца, называемые также волхвами, принесли богатые дары. Они занимались исследованием небесных светил и однажды увидели удивительную звезду. Они знали древнее пророчество (независимо от еврейских источников), о том, что приблизительно в это время должен прийти Мессия – Спаситель мира, а на его пришествие должна указать особая звезда. И однажды она появилась на небосводе. Волхвы поняли, что звезда является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там восточные мудрецы обратились к правящему государю этой страны, Ироду, с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.

Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему». Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары. Предание донесло до нашего времени имена волхвов: Валтасар, Гаспар, Мельхиор. Хотя, есть другая точка зрения, что волхвов было больше, чем 3.

Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары Царю Израиля: "…цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему…" (Пс. 71:10-11) (в христианском толковании здесь Израилем названа Церковь Христова, как новый, духовный, Израиль, должный прийти на смену старому Израилю - еврейскому государству и еврейской церкви.) Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской как событию-прообразу принесения даров Христу.

Принесённые волхвами дары имеют символическое значение:

  • Золото - царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;
  • Ладан - дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей»);
  • Смирна - дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа - одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.

Частичка даров

Волхвами и их дарами была заложена широко известная традиция дарить подарки на Рождество.

По преданию, честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они хранились 400 лет. Византийский император Аркадий перенес дары в Константинополь для освящения новой столицы империи. Потом они попали в город Никею и около шестидесяти лет находились там. Когда из Константинополя был изгнаны латиняне, дары волхвов были возвращены в столицу. После падения Византии в 1453 году их отправили на св. гору Афон в монастырь св. Павла - передала их туда сербская царевна Мария.

В то время монастырь был славянским (сейчас он греческий). Сербский правитель Георгий Бранкович оказывал ему большую материальную помощь. Дочь правителя - принцесса Мария - стала супругой османского султана Мурада II. В 1389 году на косовом поле сербы потерпели поражение от несметных полчищ турок и принцесса была вынуждена стать женой сулатана. Будучи глубоко верующей христианкой, она не упускала ни одной возможности сделать что-то полезное православным храмам или монастырям.

Когда в константинопольской сокровищнице греческих императоров были обнаружены дары волхвов, в сердце благочестивой принцессы созрело решение передать их монастырю св. Павла. Султану она сказала, что для его пышного, утопающего в роскоши двора найденные предметы - не более чем забавные игрушки. В считанные дни был снаряжен великолепный корабль, и принцесса отправилась в плавание.

Зная, что женщинам вход на Афон запрещен, Мария думала, что ей простят ее поступок, потому что она везет великие святыни. Высадившись на берег, она пошла к монастырю. Перед гостьей в ослепительном сиянии возникла величественная дева.

Кто ты? - строго спросила она.

Я - сербская принцесса Мария.

Для чего ты пожаловала в мой удел?

Я привезла великую святыню, чтобы подарить ее отцу игумену.

Вход женщинам на Афон воспрещен. Ступай обратно, - сказала прекрасная Дева и исчезла.

Принцесса поняла, что это была Божия Матерь. Она упала на колени и горячо, от всего сердца попросила у нее прощения за свою невольную дерзость. (На том месте, где произошло это чудо, была построена часовня, сохранившаяся до наших дней). Вручив сокровище братии монастыря, Мария вернулась на корабль.

Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря святого Павла. Для поклонения паломников отделяется только 3 части в одном ковчеге.

В 2014 году дары волхвов впервые были привезены в Россию и Украину.

Описание

Дары волхвов - одна из немногих реликвий, связанная с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня. На сегодняшний день они представляют собой 28 небольших золотых подвесок различной формы, искусно украшенных орнаментом в технике филиграни. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити прикреплены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны. Дары хранятся в 10 особых ковчегах в ризнице монастыря святого Павла.

Слово «смирна» имеет двоякое значение: с одной стороны, так называется смола, являющаяся одной из составляющих священного благовонного курения во время религиозных обрядов. Но есть еще более древнее значение. Многие знают, что Смирна — это античный ионийский город, расположенный на территории Турции и имеющий современное название Измир.

Священная смола

Один из ценных даров, который было принято подносить царям и богатым вельможам с самых древних времен на Востоке, — мирра, или смирна. Это смола, вытекающая из коры стираксовых деревьев (Cistus ereticus ), очень пахучая и горькая на вкус, однако обладающая противомикробным и ранозаживляющим свойствами. Названное благовонное вещество добывалось на территории Египта, Аравии и Нубии.

Ветхозаветные предания гласят, что смирна - это символ крестных страданий Иисуса Христа, вследствие чего ее применяют как составляющую часть при священном курении во время совершения религиозных обрядов.

С древнейших времен это вещество вывозилось в Восточную Индию и составляло один из предметов торговли, так как широко применялось для благовонного умащения тел умерших.

Древний город

Город с таким названием считался венцом Ионии и яркой драгоценностью Азии. Сохранились древние предания, что Смирна — это поселение в устье реки Мелес на берегу Малой Азии, в котором процветают богатство и изящные искусства. Хотя точная дата неизвестна, но историки считают, что зародилось это поселение более 3000 лет назад в один из ранних периодов Древней Греции.

По легенде, его основателем считается Тантал, сын Зевса и Смирны, прекрасной королевы амазонок. В ее честь и было дано первое название поселению. Жили в нем эолийцы, затем ионийцы, а бурный расцвет город пережил во времена правления древних римлян.

При Александре Македонском здесь был построен порт для торговли в Средиземном море, а при римском правлении Смирна была восстановлена из руин после очередного сильного землетрясения.

За весь период существования Смирна была частично разрушена 6 землетрясениями, однако каждый раз город возрождался, подобно прекрасной птице Феникс. Также он считается родиной древнего мыслителя, философа и поэта Гомера, создавшего знаменитые произведения «Илиада» и «Одиссея».

Смирна во времена Османской империи

За 3 тысячелетия своего существования, начиная с периода Древней Греции и до начала XX в., Смирна часто переходила от одних властителей к другим. В эпоху ранней Византии город являлся крупным религиозным и экономическим центром. Христианская церковь здесь была основана св. апостолом Иоанном Богословом, который поставил управлять ею своего ученика, епископа св. Поликарпа.

В XI в. его завоевали племена сельджуков, а в XII в. Византийская империя вернула свою власть. После ее падения город перешел к рыцарям-иоаннитам, позднее находился в составе Никейской империи.

В 1402 г. Смирна была захвачена Тамерланом, затем турецкими войсками, что положило начало османо-турецкому периоду. Под властью Османской прожил несколько столетий (XV-XX вв.) и стал своим для жителей различных национальностей. Султан заключил договор с государствами Европы, по которому иностранцы любого вероисповедания могли здесь беспрепятственно вести свободную торговлю.

Благодаря такой политике Смирна быстро росла и стала богатым портовым городом, который в XVIII веке считался самым процветающим на Востоке.

Во времена правления Османской империи в городе было построено множество мечетей, красивых и богато украшенных. Самая знаменитая среди них — мечеть Хисар, датируемая XVI в. Она славится великолепным алтарем и кафедрой и была отреставрирована в XIX в.

Резня в Смирне

До начала XX в. Смирна была многонациональным, но преимущественно христианским городом, в котором жили 107 тыс. греков, 12 тыс. армян, 23 тыс. евреев, 52 тыс. мусульман и подданные различных европейских государств. Территория делилась на верхний город, где жили христиане, и нижний — мусульманский. Центром его считалась набережная, застроенная богатыми домами в европейском архитектурном стиле.

После поражения Османской империи в Первой мировой войне и заключения мирного договора в 1920 г. было решено, что Смирна — это Однако Турция отказалась признать такой факт, в результате чего 9 сентября 1922 г. турецкие войска под руководством Мустафы Кемаля вошли в город и устроили грабежи и убийства христианского населения, которое в те времена состояло в основном из греков и армян. Погибло около 200 тыс. жителей.

13 сентября был устроен огромный пожар, разрушивший ту часть города, где проживали христиане. Выжившие после погромов люди (около 400 тыс. беженцев) были вывезены американскими и японскими кораблями и получили помощь Красного Креста.

После всех событий Турция провозгласила создание республики, а Смирна была переименована в город Измир, который стал почти полностью мусульманским.

Город-музей

Древняя Смирна являлась одним из 7 главных античных городов. За годы своего существования она пережила власть греков, римлян, Византии и Османской империи. Каждый период ее существования оставил ощутимый след и в архитектуре, и в культуре.

До наших дней дошли только руины древнего города, которые в современном Измире стали музеем под открытым небом. Агора Смирны расположена на южном склоне Кадифекале и была открыта при раскопках в 1932-1941 гг. На сегодняшний день открыты только северная и западная ее части. Центр ее составляет 160-метровая базилика с 3 проходами, разделенными рядами колонн, накрытых крышей. В Агоре сохранились развалины античного амфитеатра на 25 тыс. зрителей, построенного из мрамора, храм Артемиды и алтарь греческого бога Зевса.

Достопримечательности Измира

Современный город Измир является третьим по численности населения (около 3 млн) мегаполисом Турции, уступая только Стамбулу и Анкаре. Кроме описанной выше древней Агоры, здесь можно найти и другие достопримечательности, которые заинтересуют туристов:

  • Крепость Кадифекале (4 в. до н.э.), расположенная на самой высокой вершине в пределах города, построена под руководством генерала Лисимашоса, преемника Александра Македонского. На ее стенах сохранились римские и византийские барельефы.
  • Базар Кемеральти (XVIII в.), который представляет небольшие аллеи и площади, торговые центры и мастерские. Здесь можно увидеть и купить много сувениров и всего остального.
  • Акведук Кызылсуллу, проложенный в римские времена (II в.) для доставки воды из источников в город.
  • Исторический лифт Асансер, построенный в 1907 г. инженерами из Франции.

Приехавшим в Смирну туристам понравится яркий восточный порт-мегаполис с развитой инфраструктурой, промышленностью и множеством античных памятников, следов бурной истории этого древнейшего города.

Всего результатов: 7. Показано с 1 по 7.

АЛОЕ

АЛОЕ (Песн 4:14) - хорошо известное экзотическое растение, имеющее широкие и очень густые листья с колючками на концах. Сок этого растения дает медицинское врачебное средство, известное под названием алое, которое, по свидетельству натуралистов, употреблялось и при умащении тел умерших. Никодим при погребении Господа Иисуса Христа принес состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин 19:39); оно употреблялось и для благовония в домах. На мысе Доброй Надежды и островах Суматре и Цейлоне находятся разные виды этого дерева. Алое имеет очень острый и благовонный запах, и потому у всех восточных народов употребляется как самый драгоценный фимиам для курения. В Свящ. Писании алое по своему благовонию поставляется вместе с смирною и кассиею; все одежды Твои, как смирна и алой и кассия, говорит псалмопевец (Пс 44:9). Алойное дерево на Востоке продается очень дорого.

АРОМАТЫ

АРОМАТЫ, или БЛАГОВОННЫЕ ВЕЩЕСТВА (Исх 30:23, Песн 4:10), употребление коих было многоразлично, так например нард, смирна , благовонная корица, алое, касия и др. Большею частью ароматические вещества составлялись из смешения разных благовонных эссенций: то в роде благовонного порошка для курения, то в роде мази для намащения тела и пр. (Прит 7:17, Лк 23:56). Некоторые из ароматических веществ были туземными в Палестине, другие были привозимы в Иудею из южной Аравии и Индии. Ароматы, упоминаемые в Евангелии Марка (14:3) означают просто благовонное миро, употребляемое для возливания на голову и помазания ног дорогих гостей (Лк 7:37,38). В числе ароматических веществ библейских времен находится много таких, которые даже в настоящее время составляют предмет значительной торговли между Европою и Индиею. Особенно много благовоний употреблялось у Иудеев при погребении мертвых, Еврейские женщины носили скляночки с духами при поясах и умащали ими свои тела (Есф 2:12).

КАСИЯ

КАСИЯ Пс 44:9; - самая тонкая и благовонная кора, облекающая собою древесные ветви коричневого дерева (Cinnamomum Cassia) из рода лавровых. Все одежды Твои, как смирна и алой и касия, восклицает псалмопевец. Должно заметить, что одежды царей и князей часто умащались драгоценными благовониями, потому-то, без сомнения, здесь у псалмопевца разумеется благовонная эссенция, или масло, добытое из коры этого дерева и облагоухавшее одежды Царя, прекраснейшего всех сынов человеческих. Дерево растет не только в Индии, но и в Аравии, и составляло некогда очень значительный предмет ввоза в г. Тир (Иез 27:19). Дан и Иаван описываются в означенной цитате в качестве торговцев, привозивших касию и благовонную трость на торговые рынки Тира. Иов 42:14 - имя второй дочери Иова, родившейся после тяжких его испытаний.

МИРРА

МИРРА или СМИРНА (Исх 30:23, Песн 4:6, Мф 2:11, Ин 19:39 и др.) - хорошо известное благовонное вещество, употреблявшееся и в медицине. Оно служило издревле предметом торговли и высоко ценилось Египтянами и Евреями, равно как Греками и Римлянами, и доселе еще составляет ценный продукт на Востоке и в Европе. Указания на мирру или смирну в Свящ. Писании встречаются нередко, как-то видно из указанных цитат. В древности мирра употреблялась частью для составления свящ. мира, для свящ. помазания, частью для благоухания - окуривания одежд и комнат, и наконец, как врачевство и для бальзамирования и помазания тел умерших (Ин 19:39); иногда смешивали и вино со смирною (Мк 15:23). Между дарами восточных волхвов приходивших на поклонение Богомладенцу Иисусу, была и смирна (Мф 2:11). Никодим принес для помазания тела умершего Господа благовонный состав из смирны и алоя, литр около ста (Ин 19:39).

±МИРНА

СМИРНА (От 2:8) - знаменитый Ионийский город и один из прекраснейших в Леванте; расположен в расстоянии 320 стадий от Ефеса и в том же самом расстоянии от морского берега, при устье р. Мелес на западном берегу Малой Азии. Древние считали его венцем Ионии, драгоценным камнем Азии, преизобильным по своему богатству и выдающимся по изящным искусствам. Город подвергался по крайней мере шесть раз большим или меньшим землетрясениям, лишился 60,000 жителей от чумы в 1814 году и сильно пострадал от холеры в 1831 году. Слово Божие посеяно здесь еще во времена апостольские. Церковь здесь насаждена ап. Иоанном Богословом. Первым епископом здесь был св. Поликарп, ученик Иоанна Богослова. В настоящее время Смирна считается одним из самых цветущих торговых городов Оттоманской Империи. Впрочем улицы его, при народонаселении в 150 тысяч человек, узки и грязны. Дома большею частью деревянные без печей и в один этаж. В новейшей Смирне сохранилось немного остатков от древнего города, как-то: остатки амфитеатра, в котором пострадал ап. Поликарп и в нем своды тех логовищ, в которых содержались звери и др. Смирна в настоящее время Турками называется Исмирь и имеет 4 мили в окружности. Гавань Смирны очень поместительна и представляет отличное место для стоянки кораблей.

±МИРНА

СМИРНА (Мф 2:11) - благовонное вещество, добываемое из тернистого дерева (Cistus ereticus), распушающееся в 8 и 9 футов в высоту и главным образом вывозимое из Аравии в Восточную Индию. С самых древних времен смирна составляла значительный предмет торговли и входила в состав св. ветхозаветного мира (Исх 30:23), равно как в состав для благовонного умащения тех умерших. Она входила также в число тех ценных даров, которые обыкновенно представляли царям и вельможам в знак особого почтения в древние времена на Востоке (Мф 2:11).

±ТАКТИ

СТАКТИ (Исх 30:34) - одно из предписанных законом Моисеевым веществ, входивших в свящ. курительный состав. Это Греческое название, обозначающее самую чистую благовонную смирну, иначе такую которая свободно течет из дерева без всякого надреза, тогда как обыкновенная смирна добывается через надрезы, делаемые в коре. По мнению некоторых толкователей, стакти есть смола стираксового дерева.

ДАЛЬНЕЙШИЙ евангельский рассказ о поклонении волхвов (Мф. 2 гл.) очень назидателен. Это, прежде всего рассказ об “епифании ”, или явлении Христа язычникам.

Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии или Вавилонии) пришли в Иерусалим волхвы.

Волхвами, или мудрецами, назывались ученые люди, занимавшиеся наблюдением и изучением звезд. В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется на небе новая звезда. Многие язычники в пределах Персии, наученные рассеявшимися иудеями, знали о грядущем в мир Мессии - Великом Царе Израильском. От евреев они могли знать следующее пророчество Валаама относительно Мессии: “Вижу Его, но ныне еще нет. Зрю Его, но не близко. Восходит Звезда от Иакова и восстает Жезл от Израиля, и (Он) поразит князей Моава” (Числа 24:17), здесь “Моав” - олицетворение врагов Мессии. Персидские волхвы ждали, что когда родится обещанный Царь, то на небе появится новая звезда. Хотя пророчество Валаама говорило о звезде в духовном смысле , но Господь, по милости Своей, чтобы привести язычников к вере, дал на небе знамение в виде появления необычайной звезды. Увидев ее, волхвы поняли, что ожидаемый Царь родился.

После продолжительного и далекого путешествия они, наконец, дошли до столицы иудейского царства Иерусалима и стали спрашивать: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему ”. Эти слова таких видных незнакомцев всколыхнули многих жителей Иерусалима и в особенности царя Ирода, которому немедленно доложили о прибытии загадочных восточных ученых.

С первых дней воцарения, шатким был трон Ирода. Народ его ненавидел, считая его узурпатором Давидова престола и тираном и гнушался им, как язычником. Последние годы жизни Ирода осложнились еще личными невзгодами и кровавыми расправами. Он сделался крайне подозрительным и по малейшему поводу казнил своих явных и мнимых врагов. По этой причине погибло несколько детей Ирода и даже его жена, которую он раньше пламенно любил. Больной и дряхлый, Ирод теперь проживал в своем новом дворце на Сионе. Услышав о родившемся Царе, Он особенно заволновался, боясь, как бы люди не воспользовались его старостью, чтобы отнять у него власть и передать ее новорожденному Царю.

Чтобы выяснить, кто же этот новый претендент на его престол, Ирод собрал к себе всех священников и книжников, - людей хорошо знавших книги Священного Писания, и спросил их: “Где должно родиться Христу ?” Они ответили: “В Вифлееме иудейском, потому что так написано у пророка Михея ”. Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них время появления звезды и послал их в Вифлеем. Прикидываясь благочестивым, хитрый Ирод сказал им: “Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, и когда найдете Его, придите и скажите мне, чтобы и я мог пойти поклониться Ему ”. На самом же деле Ирод собирался воспользоваться их сообщением, чтобы предать Младенца смерти.

Волхвы, выслушав царя Ирода и ничего не подозревая, пошли в Вифлеем. И вот снова та звезда , которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.

Волхвы вошли в дом и увиделиМладенца Иисуса с Матерью Его. Они поклонились Ему до земли и поднесли Ему дары (подарки) свои: золото, ладан и смирну (драгоценное благовонное масло). В подарках волхвов можно видеть следующее символическое значение. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну, как Человеку, который должен умереть (потому что в то время умерших помазывали маслами, смешанными с благовонной смирной).

Поклонившись всеми ожидаемому Царю, волхвы собирались, было на следующий день возвратиться в Иерусалим к Ироду. Но Ангел, явившись им во сне, открыл им коварные намерения Ирода и повелел вернуться в свою страну, взяв другой путь, не проходящий около Иерусалима. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали христианами. Это были Мельхиор, Гаспар и Валтасар.

В рассказе о Рождестве Христовом еще замечательно то, что первыми поклонились родившемуся Спасителю пастухи, истинные дети природы, которые могли открыть пред Ним только сокровищницу своего сердца, полного простоты, веры и смирения. Уже значительно позже пришли волхвы с Востока, насыщенные ученой мудростью, повергшие пред Богомладенцем вместе с благоговейною радостью золото, ладан и смирну. Они должны были совершить долгий путь прежде, чем достигли Иудеи и даже, находясь уже в Иерусалиме, не сразу могли обрести место рождения Царя Иудейского. Не говорит ли это о том, что и простота сердца, и глубокая добросовестная ученость одинаково ведут ко Христу. Но первый путь прямее, короче и вернее второго. Пастырями руководили непосредственно Ангелы, а волхвы “уча хуся” от бессловесной звезды и через Ирода от книжников и старцев иудейских. Не без затруднений и опасностей достигли они желанной цели и не слышали небесной гармонии, прозвучавшей над землей - “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение ” (мысль Митрополита Анастасия).