Журнал регистрации операций по санкционированию расходов в бюджетном учреждении. Санкционирование расходов - это что такое? Образец заполненного журнала операций 9 по санкционированию

На сегодняшний день тема о порядке отражения операций по санкционированию расходов бюджета весьма актуальна. В редакцию регулярно приходят письма с просьбой проиллюстрировать санкционирование расходов на примерах. Учитывая пожелания наших читателей, рассмотрим несколько ситуаций по принятию и погашению обязательств.

Прежде чем говорить о том, как в бухгалтерском учете отражаются операции по санкционированию расходов бюджета, вспомним некоторые термины учета принятых учреждением обязательств (денежных обязательств). Согласно п. 308 Инструкции N 157н*(1):

– обязательства учреждения – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;
– денежные обязательства – обязанности учреждения уплатить в бюджет, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения. Таким образом, из сказанного следует, что при заключении договора у учреждения возникает обязательство, а при оплате договора (аванс, расчет в результате выполнения условий договора) – денежное обязательство.

От редакции. В N 3, 2011 в статье И. Гарнова "Отражаем операции по санкционированию расходов по новым правилам" была приведена сравнительная таблица корреспонденции счетов по отражению данных операций в бухгалтерском учете.

Ну а теперь рассмотрим некоторые ситуации по санкционированию расходов.

Бюджетному учреждению выделены на 2011 г. лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) по подстатье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ в размере 1 800 000 руб. Принимая во внимание сумму выделенных ЛБО, учреждение заключило:
– договор 1 – о поставке оборудования на сумму 590 000 руб. (в том числе – 90 000 руб.);
– договор 2 – о приобретении инвентаря на сумму 336 800 руб. (в том числе – 51 376 руб.);
– договор 3 – о приобретении автомобиля стоимостью 873 200 руб. (в том числе – 133 200 руб.).
По договорам 1 и 3 предусмотрен аванс в размере 30% от суммы договора. По договору 2 поставщик производит поставку инвентаря без предоплаты. Бюджетное учреждение в 2011 г. не получает субсидии от учредителя в рамках выполнения государственного задания. Бюджетные ассигнования выделены в том же объеме, что и ЛБО.


Сумма, руб.

Пункт Инструкции N 162н*(1)

Документ-основание

Получены на 2011 год ЛБО

Уведомление о ЛБО (бюджетных ассигнованиях) (ф. 0504822)

Отражена сумма доведенных на 2011 год бюджетных ассигнований

Принята сумма бюджетных обязательств при представлении договора в ОФК для оплаты части денежного обязательства:

По договору 1

По договору 2

По договору 3

Отражена сумма бюджетных обязательств по расходам, принятым учреждением за счет утвержденных на 2011 год бюджетных ассигнований

Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702)

Принята сумма денежного обязательства после получения банковской выписки, подтверждающей оплату договора (части договора):

Банковская выписка, договор, счет. По договору 2 документом-основанием также является счет-фактура, товарная накладная (ф. ТОРГ-12)

Принята сумма денежного обязательства после выполнения условий:

Банковская выписка, договор, счет-фактура (счет), Товарная накладная (ф. ТОРГ-12)

Договора 1

Договора 3

Бюджетное учреждение в 2011 г. получает субсидии на выполнение государственного задания. В смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности на 2011 г. предусмотрено 800 000 руб. на приобретение имущества за счет субсидий, выделенных учредителем на выполнение государственного задания. Субсидии выделяются ежеквартально. Принимая во внимание их размер и особенности выделения, учреждение заключило договор на приобретение оборудования стоимостью 800 000 руб. Размер аванса по договору – 200 000 руб.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Пункт Инструкции N 174н*(1)

Документ-основание

Утверждены сметные назначения

Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности

Принята сумма бюджетных обязательств (при представлении договора в ОФК для оплаты части денежного обязательства)

Получена сумма финансового обеспечения на I квартал 2011 года

Банковская выписка

Отражена сумма аванса, уплаченного бюджетным учреждением в рамках сметы и договора

Договор, счет

Получена сумма финансового обеспечения на II, III, IV кварталы 2011 года

Банковская выписка

Произведена окончательная оплата договора поставки оборудования 13.07.2011

Договор, счет-фактура, Товарная накладная (ф. ТОРГ-12)

Годовой объем ЛБО по выплате заработной платы (подстатья 211 КОСГУ) составляет 2 500 000 руб. Страховые взносы на заработную плату – 850 000 руб. (2 500 000 руб. х 34%). Субсидии в 2011 г. (не в рамках норм ст. 78.1 БК РФ) доводятся до учреждения ежеквартально. Учреждением в январе были начислены заработная плата сотрудникам – 208 333 руб. и страховые взносы – 70 833 руб. Заработная плата была выплачена частями: 15.01.2011 – 83 333 руб. и 01.02.2011 – 125 000 руб. Страховые взносы в конце января были начислены и перечислены учреждением в бюджет.
В бухгалтерском учете операции по санкционированию данных расходов подлежат отражению следующим образом:

Сумма, руб.

Пункт Инструкции N 174н*(1)

Документ-основание

Получены на 2011 год ЛБО на выплату заработной платы

Получены на 2011 год ЛБО на уплату страховых взносов

Отражена сумма доведенных на 2011 год бюджетных ассигнований:

На выплату заработной платы

На уплату страховых взносов

Принята сумма бюджетных обязательств:

Трудовые договоры

По заработной плате

По подлежащим уплате страховым взносам

Отражена сумма бюджетных обязательств по расходам, принятым учреждением за счет утвержденных на 2011 год бюджетных ассигнований:

Сведения о принятом бюджетном обязательстве

В части заработной платы

В части страховых взносов

Принята сумма денежного обязательства:

Расчетно-платежная ведомость (ф. 0504401)

По заработной плате

По страховым взносам

1. Бюджетные обязательства по расходам, всего:

в том числе
ххххххххххххххххх 212

ххххххххххххххххх 213

2. Бюджетные обязательства по выплатам источников финансирования дефицита бюджета, всего:

в том числе

Руководитель _________ _____________________ Главный бухгалтер _________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)

Руководитель планово- _________ _____________________
финансовой службы (подпись) (расшифровка подписи)

" __" ______________ 20 ___ г.

Руководитель _________ _____________________ Руководитель
(подпись) (расшифровка подписи) финансово-экономи-
ческой службы _________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Главный _________ _____________________
бухгалтер (подпись) (расшифровка подписи)

Централизованная бухгалтерия _______________________________________________
(наименование, ОГРН, ИНН, КПП, местонахождение)

Руководитель _______________ _________ _____________________
(уполномоченное лицо) (должность) (подпись) (расшифровка подписи)

Исполнитель _____________ ___________ _____________________ __________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи) (телефон, e-mail)

"__" ___________ 20__ г.


Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Так как никаких прямых запретов действующим законодательством не установлено, казенное учреждение вправе вести учет операций по санкционированию в отдельном Журнале по прочим операциям (ф. 0504071). Первичным документом по учету операций по санкционированию расходов, прилагаемым к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071), должна быть Бухгалтерская справка (ф. 0504833). Решение о необходимости подборки и подшивки иных первичных документов к рассматриваемому в вопросе регистру бухгалтерского учета казенное учреждение принимает самостоятельно в рамках формирования учетной политики, исходя из графика документооборота и утвержденной номенклатуры дел.

Обоснование вывода:
Порядок применения форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета для учреждений государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ ( , Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 28 федерального стандарта "Концептуальные основы...", утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), п. 11 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н)). Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета ( Закона N 402-ФЗ). Аналогичная норма содержится и в СГС "Концептуальные основы", и в N 157н.
Наряду с указанными выше нормативными актами, в отношении обязательных к применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждения государственного сектора должны руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Методические указания).
Согласно п.п. 314, Инструкции N 157н учет операций по санкционированию расходов ведется в регистре бухгалтерского учета, а именно, в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) на основании первичных документов (учетных документов) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики. В соответствии с положениями Методических указаний Журналы операций (ф. 0504071), в том числе и Журнал по прочим операциям (ф. 0504071), формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа. Нумерация таких регистров бухгалтерского учета устанавливается самим учреждением в рамках формирования учетной политики. При этом каких-либо запретов о формировании нескольких Журналов по прочим операциям (ф. 0504071) нормативными документами не установлено. Казенное учреждение вправе принять решение об учете операций по санкционированию расходов обособленно от остальных хозяйственных операций - в отдельном Журнале по прочим операциям (ф. 0504071).
Отметим, что перечень первичных учетных документов, прилагаемых к какому-либо из Журналов по прочим операциям (ф. 0504071), Методическими указаниями прямо не установлен. Более того, в Инструкции N 157н и в нормах СГС "Концептуальные основы" дается подробное описание о систематизации и накоплении информации, которая должна содержаться в регистрах бухгалтерского учета. Однако рекомендованные формы первичных документов, которые должны прилагаться к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071), также не поименованы.
По общему правилу, основанием для принятия бюджетных обязательств являются заключенные учреждением контракты, договоры, соглашения. Судебной практикой не выработано единого мнения по вопросу, является ли договор первичным учетным документом, или нет. До недавнего времени судебные инстанции указывали, что договоры не относятся к первичным учетным документам ( Арбитражного суда Поволжского округа от 28.05.2015 N Ф06-23899/2015 по делу N А57-13648/2014, постановлением Верховного Суда РФ от 25.09.2015 N 306-АД15-9349 оставлено без изменения). Такой позиции суды придерживались до 2017 года, пока Верховный Суд РФ не вынес два противоположных акта, установив при этом, что гражданско-правовые договоры не относятся к документам бухгалтерского учета (Определение ВС РФ от 13.04.2017 N 304-АД16-18025), а в Определении ВС РФ от 25.04.2017 N 306-АД16-17822, вошедшем в Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2017), утвержденный Президиумом ВС РФ 12.07.2017, - относятся. Поэтому, в связи с неоднозначностью ситуации в отношении отнесения контрактов (договоров, соглашений) к первичным учетным документам, унифицированной формой по учету операций по санкционированию расходов, прилагаемой к Журналу по прочим операциям (ф. 0504071), однозначно будет Бухгалтерская справка (ф. 0504833). Решение о необходимости подборки и подшивки иных первичных документов к рассматриваемому в вопросе регистру бухгалтерского учета казенное учреждение принимает самостоятельно в рамках формирования учетной политики, исходя из графика документооборота и утвержденной номенклатуры дел.
Обратим внимание на то, что согласно п. 22 СГС "Концептуальные основы", Инструкции N 157н, в целях организации и ведения бухгалтерского учета правила документооборота утверждаются субъектом учета в рамках формирования его учетной политики. В обновленной редакции Инструкции N 157н прямо указано, что в составе учетной политики обязательно должны быть утверждены правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе график документооборота.
Соответственно, каждое учреждение госсектора имеет возможность самостоятельно для себя определить порядок формирования журналов операций и документов, прилагаемых к ним, исходя из структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Санкционирование расходов бюджетных организаций предполагает установление и доведение лимитов обязательств, контроль и учет их принятия. Оно необходимо для того, чтобы предотвратить принятие обязательств, не обеспеченных назначениями, определенными бюджетным законодательством. Санкционирование расходов бюджетного учреждения проводится с учетом выполнения доходных статей бюджета.

Основные этапы

Порядок санкционирования расходов регламентируется бюджетным законодательством и прочими отраслевыми нормативными актами. Санкционирование осуществляется следующим образом:

  1. Составляется и утверждается сводная бюджетная роспись.
  2. Утверждаются бюджетные ассигнования и доводятся до распорядителей средств и получателей. Для них утверждаются расходно-доходные сметы.
  3. Согласовываются и доводятся лимиты обязательств, которые принимают получатели средств.
  4. Проводится подтверждение и выверка выполнения обязательств.

Сводная роспись

Финансирование получателей и распорядителей средств допускается строго в соответствии с назначениями. Они предусматриваются в годовой бюджетной росписи с обязательным поквартальным распределением.

Как указывается в 217 статье БК, роспись составляет орган, ответственный за формирование проекта бюджета (на соответствующем уровне). Она утверждается руководителем финансовой структуры (по федеральному бюджету - руководителем Минфина РФ, по региональному - министром финансов субъекта) и направляется в казначейство.

Основанием для составления являются росписи, сформированные в соответствии с кодами экономической и функциональной классификации расходных статей бюджетов с поквартальной разбивкой.

Расходно-доходные сметы

Бюджетное учреждение получает право использовать средства только после утверждения документа, определяющего их объем, поквартальное распределение, целевое направление.

Расходно-доходная смета формируется на основании уведомления об ассигнованиях. Оно доводится до учреждения вышестоящим распорядителем.

Изменения в сводной росписи

Согласно положениям БК, корректировки могут быть внесены, если:

  1. Введен режим сокращения бюджетных расходов.
  2. Доходные статьи исполнены сверх сумм, предусмотренных в законодательстве или решении о соответствующем бюджете.
  3. Главный распорядитель переместил ассигнования между получателями.

Лимиты

Внедрение казначейской системы выполнения статей бюджета привело к возникновению новых процедур. В банковской схеме многие из них отсутствуют. Новые процедуры в рамках санкционирования расходов - это установление лимитов, принятие и подтверждение обязательств.

Лимиты выступают основанием для финансирования затрат. Они отражают максимальный объем прав получателя на принятие финансовых обязательств. Лимиты устанавливают на основании показателей, присутствующих в сводной росписи. При этом во внимание принимается прогноз поступлений и источников средств на покрытие дефицита бюджета.

Казначейство через свои органы доводит лимиты до главных распорядителей. Они, в свою очередь, доводят их до получателей.

Один из ключевых этапов санкционирования расходов - это контроль. Утвержденные лимиты должны быть представлены в соответствующий орган казначейства. Он, в свою очередь, обеспечивает контроль расходования средств.

Принятие и подтверждение обязательств

Под принятием обязательств следует понимать заключение получателем средств договоров с организациями, предоставляющими ему услуги (исполняющими для него работы), в рамках лимитов.

Подтверждением называют проверку соответствия платежных документов лимитам и утвержденным расходно-доходным сметам. Ее проводит орган, уполномоченный Казначейством. Проверка предшествует списанию средств со счета.

Санкционирование расходов, таким образом, исключает вероятность принятия к финансированию платежей и затрат, не предусмотренных бюджетом либо не обеспеченных доходами и источниками финансирования бюджетного дефицита.

Учет

Правила его ведения определяются в разд. 5 ч. III Инструкции № 148 (утв. приказом Минфина от 30.12.2008). Учет санкционирования расходов включает в себя учет операций:

  • с лимитами обязательств;
  • со сметными назначениями по деятельности, приносящей прибыль, и принятым обязательствам.

Учет ведут на основании первичной документации, установленных финансовой структурой соответствующего бюджета. Учет ведут с отражением корреспонденций по статьям санкционирования расходов. Это правило закреплено в п. 239 Инструкции.

Счета КРБ

Учет утвержденных лимитов обязательств осуществляется на сч. 050100000. Об этом говорится в п. 241 Инструкции. Учет обязательств, принятых в текущем году, осуществляется по кодам расходов бюджета с использованием счетов:

  • 150201000;
  • 250202000.

Первый счет используется для обобщения сумм обязательств, принятых в рамках ассигнований/лимитов, утвержденных для него на соответствующий финансовый период (год).

На сч. 250202000 получатель учитывает суммы обязательств, которые были приняты в рамках расходно-доходной сметы по деятельности, приносящей прибыль, объемов назначений на текущий/очередной год, изменений, внесенных в обязательства. Соответствующее положение содержится в п. 251 Инструкции.

Аналитика

Аналитический учет по принятым учреждением обязательствам ведется в соответствии с документами, подтверждающими их принятие согласно перечню, утвержденному финансовым органом, администратором источников покрытия дефицита или получателем средств. Показатели отражаются в Журнале (ф. 0504064).

Бухгалтерские записи

При санкционировании расходов проводки по доведению лимитов и принятию обязательств в их пределах оформляются записями:

  • Дб КРБ 150115000 Кд КРБ 150113000 - показаны суммы лимитов обязательств, доведенных до получателя в установленном порядке, суммы корректировок, внесенных в течение отчетного (финансового) года, в соответствии с уведомлением о лимитах.
  • Дб КРБ 150113000 Кд КРБ 150113000 - показана детализация показателей, доведенных до получателя лимитов по кодам подстатей, статей КОСГУ. Если лимиты были доведены без разбивки по КОСГУ, отражаются также суммы корректировок, внесенных в течение года.
  • Дб КРБ 150113000 Кд КРБ 150211000 - учтены суммы принятых получателем обязательств в пределах лимитов и изменений, внесенных в течение года.

Проводки по санкционированию расходов в рамках деятельности, приносящей прибыль, выглядят следующим образом:

  • Дб КРБ 250411000 Кд КРБ 250412000 - учтены суммы назначений (внесенных корректировок) по затратам учреждения, утвержденных расходно-доходной сметой.
  • Дб КРБ 250412000 Кд КРБ 250212000 - показаны суммы обязательств учреждения, принятые в пределах назначений, утвержденных на соответствующий отчетный период.

В случае уменьшения лимитов обязательств записи делаются по принципу "красное сторно" со знаком "-". Соответствующее правило предусмотрено в п. 239 Инструкции.

КВР

В 2015 г. произошли существенные изменения в процедурах санкционирования расходов. Это в первую очередь выразилось в том, что исполнение бюджета с этого года начало осуществляться без использования кодов КОСГУ по КВР бюджета. Эти коды приводятся в Указаниях № 65н. Они разделены на следующие группы:

  • 100 - затраты на выплаты работникам;
  • 200 - закупка услуг, товаров, работ для муниципальных/госнужд;
  • 300 - соцобеспечение и прочие выплаты населению;
  • 400 - капвложения в недвижимые объекты муниципальной/госсобственности;
  • 500 - межбюджетные трансфертные операции;
  • 700 - обслуживание муниципального/госдолга;
  • 800 - прочие ассигнования.

Казенные учреждения

Переход к исполнению статей бюджета по КВР означает, что у учредителей таких организаций нет детализации выделяемых лимитов обязательств по КОСГУ.

В 2016 г. были откорректированы положения Инструкции № 162н. В первую очередь изменения затронули счета санкционирования расходов.

В соответствии с действующей редакцией Инструкции, на большей части 500-х счетов учет осуществляется в разрезе соответствующих аналитических статей. Последние, в свою очередь, должны утверждаться в составе финансовой политики учреждения.

Отражение операций

При санкционировании расходов казенного учреждения в проводках на 500-х счетах указываются:

  • Принимаемые обязательства. К ним относят обязательства, установленные законодательным (другим правовым документом), по предоставлению в финансовом году средств из соответствующего бюджета. Размеры сумм определяются на основании извещений о проведении закупок с применением конкурентных методов определения поставщика, размещаемых в ЕИС (единой информсистеме), в размере максимальной (начальной) стоимости контракта.

  • Обязанности участника бюджетных отношений. Эти обусловленные законом, другим нормативным актом, соглашением/договором обязательства несет публично-правовое образование (учреждение, действующее от его имени). Оно обязуется предоставить физлицу или организации, субъектам международного права, другому публично-правовому образованию бюджетные средства в соответствующем году.
  • Денежные обязательства. К ним относят обязанность казенного учреждения уплатить определенную сумму средств по условиям гражданско-правовых сделок, соглашения/договора, оформленных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Санкционирование контрактуемых затрат

На порядок отражения соответствующих операций существенно влияет законодательство о закупках. Планирование производится посредством создания, утверждения и ведения планов-графиков и планов закупок.

При санкционировании расходов казенного учреждения суммы обязательств, которые приняты в размере максимальной (начальной) стоимости контракта с исполнителем (подрядчиком/поставщиком), выбранного с применением конкурентных методов, отражаются следующим образом:

  • Дб сч. 0 50113 000 Кд сч. 0 50217 000 - учтены принимаемые обязательства в соответствии с извещением.
  • Дб сч. 0 50113 000 (0 50217 000) Кд сч. 0 50211 000 - отражены обязательства по заключенному контракту.

Санкционирование расходов в 2017 году

Порядок обобщения сведений по операциям был изменен приказом Минфина № 209н от 16.11.2016 г. В частности, был дополнен Единый план счетов. Изменения вступили в действие с 1 янв. 2017. Санкционирование расходов включает в себя операции, связанные с авансовыми денежными обязательствами. План дополнен следующими статьями:

  • 050203000 - на ней обобщаются сведения о принятых авансовых денежных обязательствах;
  • 050204000 - здесь отражают информацию об обязательствах к исполнению;
  • 050205000 - на этом счете обобщаются данные об исполненных обязательствах.

Завершение текущего года в рамках санкционирования расходов бюджета

По окончании года остатки по аналитическим счетам исполненных обязательств и плановых назначений по поступлениям, выплатам на следующий год не переносят.

В 312 пункт Инструкции № 157н включен абзац, в соответствии с которым показатели обязательств текущего периода должны быть перерегистрированы в году, идущем за отчетным. Исключение предусмотрено для исполненных обязанностей.

Изменения в аналитике

Согласно корректировкам пункта 313 указанной выше Инструкции, учет обязательств, проведенных по счетам санкционирования, ведется в разрезе:

  • кредиторов (их групп), подрядчиков, исполнителей, продавцов/поставщиков и прочих контрагентов, в отношении которых приняты обязанности;
  • договоров/контрактов;
  • прочей аналитики, предусмотренной учетной политикой.

Регистрация операций производится в Журнале в соответствии с первичной документацией, утвержденной учреждением.

Применение сч. 050200000

Общие правила предусмотрены в Инструкции № 157н, в п. 318. Приказом Минфина № 209н данный пункт был изменен.

Как указано в новой редакции, сч. 050200000 предназначается для отражения показателей обязательств в текущем (очередном) финансовом году, 1-го и 2-го годов планового периода и прочих очередных годов за его рамками, изменений, внесенных в показатели не только непосредственно учреждениями, но и органами Казначейства.

Учет производится на основании документации, подтверждающей возникновение (принятие) обязательств. При этом используются данные перечня, установленного учреждением в рамках финансовой политики, исходя из требований к документации, определенных финансовым органом или Казначейством.

Пример

Рассмотрим правила отражения операций при следующих исходных данных:

  • Бюджетное учреждение, используя конкурентные методы определения поставщика, подписало контракт на поставку оборудования, стоимость которого 800 тыс. р.
  • Максимальная (начальная) стоимость закупки - 900 тыс. р.
  • По условиям контракта, учреждение должно отчислить аванс в размере 30% от цены контракта - 240 тыс. р.
  • После заключения договора от исполнителя поступил счет на сумму аванса, уплаченного заказчиком.
  • При отгрузке оборудования была выставлена счет-фактура и оформлена накладная ТОРГ-12. В них отражена стоимость поставки - 800 тыс. р.
  • Заказчик оплатил контракт с учетом внесенного аванса. Окончательная сумма платежа составила 560 тыс. р.

Операции учреждения совершались в рамках деятельности, которая финансировалась за счет субсидий на исполнение заданий учредителя. Отражение действий будет следующим.

Сумма (в тыс. руб.)

Размещение извещения о закупке в ЕИС

Принятие расходных обязательств при оформлении договора

Уточнение сумм расходных обязательств при оформлении контракта по итогам конкурсных мероприятий

Принятие авансовых обязательств к учету

Принятие к исполнению обязательств

Исполнение денежных обязательств

Принятие обязательств в сумме итоговой оплаты за поставку

Исполнение обязательств по сделке

Дополнительно

Необходимо отметить, что Инструкция № 174н была дополнена корреспонденцией счетов для учета операций по суммам отложенных обязательств, принятых учреждениями.

Так, были обновлены положения пунктов 166 и 167. Кредитовый показатель сч. 050299000 отражает величину отложенных обязательств, которая определяется на момент условного (расчетного) принятия, либо время исполнения которых не установлено. При этом в учреждении должен быть создан резерв будущих расходов.

Утвержденный объем обеспечения

Учет сумм, которые утверждены планом организации на соответствующие годы, сметных назначений по поступлениям осуществляется на сч. 050700000. Аналитику по нему ведут в разрезе видов доходов (или кодов при наличии).

Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н «О внесение изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности» (далее – Приказ Минфина РФ № 209н) внесены изменения в порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов путем дополнения Единого плана счетов бухгалтерского учета новыми счетами. Изменения начнут применяться с 1 января 2017 года. На дату подготовки журнала к печати Приказ Минфина РФ № 209н находился на регистрации в Минюсте, после регистрации дата применения новых норм, о которых пойдет речь в этой статье, может быть изменена. В рамках статьи рассмотрим, как изменится порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по санкционированию расходов.

Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими счетами:

  • 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»

В связи с введением новых счетов, которые учреждения станут применять со следующего года при отражении операций по санкционированию расходов, Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в разд. 4 Инструкции № 157н .

Поговорим о наиболее интересных и важных новшествах этого раздела.

ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ УЧЕТА ПРИНЯТЫХ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 308 Инструкции № 157н дополнен следующего новыми понятиями:

  • авансовые денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • отложенные обязательства – обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

ЗАВЕРШЕНИЕ ТЕКУЩЕГО ФИНАНСОВОГО ГОДА.

По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета исполненных денежных обязательств и утвержденных плановых назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся. Пункт 312 Инструкции № 157н дополнен абзацем, устанавливающим, что показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующем за отчетным финансовым годом.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Пункт 313 Инструкции № 157н дополнен новым абзацем, согласно которому аналитический учет обязательств, отраженных на счетах санкционирования, осуществляется учреждениями в разрезе кредиторов (групп кредиторов) (поставщиков (продавцов), подрядчиков, исполнителей, иных кредиторов), в отношении которых принимаются обязательства, и (или) контрактов (договоров), а также иной аналитики, установленной в рамках формирования учетной политики субъекта учета.

Учет операций с обязательствами осуществляется в журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), утвержденных учреждением. Такое уточнение введено Приказом Минфина РФ № 209н в п. 314 Инструкции № 157н.

УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

В пункте 318 Инструкции № 157н установлены общие положения по применению счета 0 502 00 000 «Обязательства». Приказом Минфина РФ № 209н этот пункт изложен в новой редакции, из которой следует, что данный счет предназначен для учета показателей обязательств текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода, иных очередных годов (за пределами планового периода) и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели обязательств не только учреждениями, но и органами Федерального казначейства.

Обязательства учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение), в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства, финансовым органом.

Принятые (принимаемые) обязательства группируются в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета. Аналитические коды синтетического счета 0 502 00 000 приведены в п. 319 Инструкции № 157н. Приказом Минфина РФ № 209н этот счет дополнен следующими аналитическими кодами:

  • 3 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
  • 4 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
  • 5 «Исполненные денежные обязательства».

Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения и в Инструкцию № 174н . Однако в тексте приказа не содержится бухгалтерских записей по счетам 0 502 03 000, 0 502 04 000 и 0 502 05 000. Следуя методологии учета, установленной инструкциями № 157н, № 174н, рассмотрим на примере, как при отражении операций по санкционированию расходов бухгалтерам бюджетных учреждений применять данные счета.

Пример

Бюджетное учреждение, применяя конкурентные способы определения поставщика, заключило контракт на поставку оборудования стоимостью 800 000 руб. Начальная (максимальная) цена, указанная в извещении об осуществлении закупки, равна 900 000 руб. Условиями контракта предусмотрена уплата аванса в размере 30% от стоимости контракта (240 000 руб.). После того, как контракт был заключен, исполнитель выставил счет на сумму аванса, который был уплачен учреждением-заказчиком. При поставке оборудования поставщик выставил в адрес учреждения-заказчика счет-фактуру и накладную ТОРГ-12, в которых отражена стоимость поставленного оборудования (800 000 руб.). Учреждение-заказчик оплатило контракт с учетом суммы уплаченного аванса (сумма окончательного платежа по контракту составила 560 000 руб.). Операции совершаются в рамках деятельности, финансируемой за счет сумм субсидии на выполнение задания учредителя.

Описанные в примере операции на счетах санкционированию расходов будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования

Приняты расходные обязательства при заключении контракта

Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур

Приняты к учету авансовые денежные обязательства

Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства

Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту

Исполнены денежные обязательства по контракту

Здесь же хотелось бы отметить, что положения Инструкции № 174н Приказом Минфина РФ № 209н дополнены корреспонденцией счетов для отражения операций по суммам принятых бюджетным учреждением отложенных обязательств. В частности, обновлены п. 166 и 167 Инструкции № 174н. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно), и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств). Суммы принятых бюджетным учреждением обязательств, за счет ранее сформированных отложенных обязательств отражаются следующей записью:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 01 000 «Принятые обязательства»

Бухгалтерские записи, отражающие создание резерва по отложенным обязательствам, принятию обязательств по расходованию такого резерва, с учетом внесенных изменений будут следующими:

Приняты к учету отложенные обязательства, величина которых определена расчетным путем

Приняты учреждением обязательства за счет ранее сформированного резерва (операция отражает уменьшение созданного резерва)

Приняты денежные обязательства (в сумме, подлежащей оплате за счет средств созданного резерва)

Исполнены денежные обязательства

УЧЕТ ПЛАНОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ.

Бюджетные учреждения суммы доходов (поступлений) и расходов (выплат), утвержденных в плане финансово-хозяйственной деятельности на соответствующие финансовые годы и внесенные изменения в план финансово-хозяйственной деятельности учитывают на счете 0 504 00 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения» (п. 324 Инструкции № 157н). В название счета добавлено слово «прогнозные».

Аналитический учет плановых назначений ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений), расходов (выплат) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 325 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 504 00 000 не претерпели изменений.

УТВЕРЖДЕННЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Учет сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на соответствующие финансовые годы, сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям) (внесенных в установленном порядке в течение текущего финансового года изменений) ведется на счете 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» (п. 328 Инструкции № 157н).

Аналитический учет по счету 0 507 00 000 ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) доходов (поступлений) в структуре, предусмотренной утвержденным на соответствующие финансовые годы планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, законом (решением) о бюджете (п. 329 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские записи по счету 0 507 00 000 не изменились.

* * *

В завершение рассмотрим тезисы:

  • Инструкция № 157н дополнена новыми понятиями «авансовые денежные обязательства», «отложенные обязательства»;
  • Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен следующими новыми счетами: 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»; 0 502 04 000»Авансовые денежные обязательства к исполнению»; 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства»;
  • пунктом 166 Инструкции № 174н теперь установлено, что кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств бюджетных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете бюджетного учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств);
  • пункт 167 Инструкции № 174н дополнен бухгалтерской записью, отражающей принятие учреждением обязательств за счет средств созданного им резерва отложенных обязательств (дебет счета 0 502 99 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 502 01 000).


Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №1, 2017 год

Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета.

Журнал операций по счету "Касса".

Применяется для учета движения денежных средств в кассе учреждения. Записи в указанном регистре производятся ежедневно на основании отчета кассира.

Журнал операций с безналичными денежными средствами , который является регистром учета движения средств по лицевому счету учреждения.

Журнал операций расчетов с подотчетными лицами.

В нем учет ведется линейным способом по каждому подотчетному лицу в сумме выданного аванса, произведенного расхода, сданного в кассу остатка неиспользованного аванса. Записи в этом регистре производятся на основании авансовых отчетов.

Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками формируется по каждому договору с поставщиками и подрядчиками и предназначен для аналитического учета производимых с ними расчетов в сочетании с синтетическим учетом. Регистр ведется на основании счетов-фактур, товарно-транспортных накладных на получение материальных ценностей, счетов на оплату выполненных работ, оказанных услуг, актов приемки-сдачи выполненных работ и оказанных услуг по каждому поставщику и подрядчику.

Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам применяется для учета операций по начислению доходов.

Журнал операций расчетов по оплате труда составляется на основании сводных расчетно-платежных ведомостей с приложенными к ним первичными документами (табель учета рабочего времени, приказы руководителя и др.).

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов используется для списания с бюджетного учета и внутрихозяйственного перемещения объектов основных средств, нематериальных активов, для учета сумм начисленной за отчетный период амортизации. Бухгалтерские записи в данном регистре составляются на основании соответствующих актов о списании нефинансовых активов и накопленной на дату списания суммы амортизации, отраженной в инвентарных карточках.

Журнал по санкционированию

Журнал по прочим операциям

В нем учитываются финансово-хозяйственные операции, которые не нашли отражения в других Журналах.

Все Журналы операций имеют одинаковую форму. Для того чтобы в Главной книге было видно, из какого Журнала операций занесены показатели, каждому из них присваивается порядковый номер, что должно найти отражение в приказе учреждения "Об учетной политике". Журналы операций должны быть подписаны главным бухгалтером учреждения, а также исполнителем, который составил данный Журнал операций, с указанием должности.

Ежемесячно обороты по счетам из Журналов операций записываются в Главную книгу в следующей последовательности:

  • 1) все обороты из Журнала операций с безналичными денежными средствами переносятся в Главную книгу;
  • 2) из Журнала операций по счету "Касса" в Главную книгу переносят все обороты. Исключение составляют получение наличных денежных средств с лицевого счета в кассу учреждения и внесение наличных денежных средств из кассы учреждения на лицевой счет;
  • 3) из Журнала операций расчетов с подотчетными лицами в Главную книгу не переносятся обороты по выдаче и возврату подотчетных сумм, отраженные в Журнале операций по счету "Касса";
  • 4) из Журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками переносятся те обороты, которые не включают операции по оплате, отраженные в соответствующих Журналах операций;
  • 5) из Журнала операций расчетов с дебиторами по доходам переносятся обороты, включающие операции по начислению доходов администраторами поступлений в бюджет на основании первичных документов по начислению и поступлению доходов, расчетам, предоставляемым органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета;
  • 6) из Журнала операций расчетов по оплате труда переносятся все обороты, за исключением операций с безналичными и наличными денежными средствами;
  • 7) из Журнала операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов и Журнала по прочим операциям в Главную книгу переносятся обороты, которые не были перенесены в нее из предыдущих Журналов операций.

Правильность отражения в Главной книге оборотов из Журналов операций проверяется следующим образом:

  • - сумма остатков на начало соответствующего периода по дебету всех счетов должна быть равна сумме остатков по кредиту всех счетов на начало этого периода;
  • - сумма оборотов по дебету всех счетов за соответствующий период должна быть равна сумме оборотов по кредиту всех счетов.

Хранение документов

При организации хранения документов о деятельности учреждения помимо Закона о бухгалтерском учете необходимо руководствоваться положениями НК РФ и приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения", где указаны сроки их хранения.

Например, согласно вышеназванному документу уставы, положения организации (типовые и индивидуальные) должны храниться:

  • а) по месту разработки и/или утверждения - постоянно;
  • б) в других организациях - 3 года (после замены новыми).

К документам постоянного хранения (до момента ликвидации организации) относятся: сводная годовая отчетность, аналитические документы к ней; передаточные, разделительные, ликвидационные балансы; сводные годовые отчеты об исполнении бюджетной сметы; отчеты по перечислению денежных сумм в государственные внебюджетные фонды; документы о переоценке основных средств и оценке стоимости имущества; годовые налоговые декларации.

Лицевые счета работников по расчету заработной платы и документы, подтверждающие применение льгот, подлежат хранению в течение 75 лет.