Боги греции и их. Список богов древней греции

Древнегреческая мифология сформировалась на юге Балканского полуострова и стала основой мировоззрения народов Средиземноморья в античности. Она оказала сильнейшее влияние на представления о мире в дохристианскую эпоху, а также стала основой многих более поздних фольклорных сюжетов.

В этой статье мы рассмотрим, кто такие боги Древней Греции, как к ним относились греки, как формировалась древнегреческая мифология и какое влияние она оказала на более поздние цивилизации.

Истоки мифологии грековя

Заселение Балкан индоевропейскими племенами - предками греков - происходило в несколько этапов. Первой волной переселенцев стали основатели микенской цивилизации , которая нам известна по археологическим данным и линейному письму Б.

Изначально высшие силы в представлении древних не имели персонификации (стихия не имела антропоморфного облика), хотя между ними были родственные связи. Были и легенды о мироздании, увязывающие богов и людей.

По мере того как переселенцы оседали на новом месте, модифицировались и их религиозные взгляды. Происходило это благодаря контактам с местным населением и событиям, которые оказывали сильное влияние на жизнь древних . В их сознании как природные явления (смена сезонов, землетрясения, извержения, наводнения), так человеческие действия (те же войны) не обходились без вмешательства или прямой воли богов, что отражено в литературных произведениях. Более того, позднейшие трактовки событий, когда уже не было в живых их участников, были основаны именно на божественной интриге (например, троянская война).

Влияние минойской культуры

Минойская цивилизация, располагавшаяся на острове Крит и ряде более мелких (Тира), была отчасти предшественником греческой. Родственниками греков минойцы не являлись. Они, судя по данным археологии, вели свое происхождение из доисторической Малой Азии со времен неолита. За время своей жизни на Крите у них сформировалась единая культура , язык (он полностью не дешифрован) и религиозные представления, основанные на материнском культе (имя Великой Богини до нас не дошло) и поклонении быку.

Государство, существовавшее на Крите, не пережило кризис Бронзового века. Климатические перемены на материковой Евразии привели к массовым миграциям с материка, которых Крит не избежал; на него стали заселяться пеласги и другие так называемые «народы моря» (так их называли в Египте), а позже - вторая волна греческих поселенцев - дорийцев. Извержение вулкана на острове Тира привело к затяжному экономическому кризису, от которого минойская цивилизация так и не оправилась.

Тем не менее религия минойцев оказала сильное влияние на таковую у переселившихся сюда греков. Остров прочно вписался в их представления о мире , там они поместили родину многих своих богов, а легенда о Минотавре (остаток от культа быка) пережила и Древнюю Грецию, и последующие эпохи.

Имена богов микенской Греции

В табличках, написанных линейным письмом Б, удалось прочесть имена некоторых богов. Они известны нам и по более поздним надписям, уже классическим. Трудность в прочтении этих табличек была в том, что само письмо было заимствован о (как и все буквенные системы) из минойского, которое, в свою очередь, явилось развитием старых иероглифических знаков. Сперва письмом стали пользоваться жившие в Кноссе выходцы из материковой Греции, а затем оно распространилось и на материк. Использовалось оно чаще всего в хозяйственных целях.

По своей структуре письмо было слоговым. Поэтому имена богов ниже будут даны именно в таком варианте.

Неизвестно, насколько эти божества были персонифицированы. Жреческая прослойка в микенский период существовала, этот факт известен из письменных источников. Но некоторые обстоятельства наводят на размышления. Например, имя Зевса встречается в двух вариантах - di-wi-o-jo и di-wi-o-ja - как в мужском, так и в женском роде. Сам корень слова - «див» - имеет значения божества вообще, что можно видеть в параллельных понятиях в других индоевропейских языках — вспомнить хотя бы иранских дэвов.

В эту эпоху уходят и представления о сотворении мира из Мглы и Хаоса, которые породили небо (Уран) и землю (Гея), а также мрак, бездну, любовь, ночь. В более поздних верованиях каких-то развитых культов этих богов и титанов мы не видим - все сюжеты с ними сохранились в виде мифов о мироздании.

Догреческие культы материковой Греции

Нельзя не отметить то, что ряд сфер жизни древних греков, которые мы приписываем им, не являются греческими по происхождению. Это относится и к культам, которые «контролировали» эти сферы. Все они принадлежали раньше народам, которые жили здесь до первой волны греческих переселенцев-ахейцев. Это были как минойцы, так и пеласги, жители Кикладских островов и анатолийцы.

Определенно к догреческим проявлениям культа следует отнести персонификацию моря как стихии и связанные с морем понятия (слово θάλασσα имеет, скорее всего, пеласгское происхождение). Сюда же следует отнести культ оливкового дерева .

Наконец, часть божеств имела изначально внешнее происхождение. Так, Адонис пришел в Грецию от финикийцев и других семитских народов.

Все это существовало у народов, живших в восточном средиземноморье до греков, и было перенято ими вместе с рядом божеств. Ахейцы были народом с континента и не возделывали оливу, равно как и не обладали искусством мореплавания.

Греческая мифология классического периода

Вслед за микенским периодом следует упадок цивилизации, который связан с нашествием северных греческих племен - дорийцев. После этого наступает период Темных веков - так его назвали ввиду отсутствия письменных источников на греческом, датируемых тем периодом. Когда появилась новая греческая письменность, она не имела ничего общего с линейным письмом Б, а произошла самостоятельно из финикийского алфавита .

Зато в это время сформировались в единое целое мифологические представления греков, что нашло свое отражение в главном источнике тех времен - поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эти представления не были совсем монолитными: существовали альтернативные толкования и варианты, и они развивались и дополнялись в более поздние времена, даже когда Греция была под властью Римской империи.

Боги Древней Греции




Гомер в своих поэмах не разъясняет, откуда взялись боги и герои его произведений: из этого можно сделать вывод, что грекам они были известны. События, изложенные Гомером, а также сюжеты других мифов (о Минотавре, Геракле, и др.) считались ими историческими событиями, где действия богов и людей тесно переплетены.

Древнегреческие боги

Богов Древней Греции полисного периода можно поделить на несколько категорий. Сами греки делили потусторонний мир в зависимости от «актуальности» того или иного бога на текущий момент, сферы его влияния, а также его статуса среди других богов.

Три поколения богов

Мир, по мнению греков, возник из Мглы и Хаоса, которые породили первое поколение богов - Гею, Урана, Никту, Эреба и Эроса. В классический период они воспринимались как нечто абстрактное, а потому каких-то развитых культов у них не существовало. Тем не менее их присутствие не отрицалось. Так, Гея (земля) являлась хтонической силой, древней и неукротимой, Эрос в главном источнике тех времен - воплощением физической любви, Уран представлял небо.

Вторым поколением богов были титаны. Их было множество, и часть из них стала прародителями людей и других богов. Из самых известных титанов можно отметить таких как:

  • Кронос - отец олимпийских богов;
  • Рея - мать олимпийских богов;
  • Прометей - давший людям огонь;
  • Атлант - держащий небо;
  • Фемида - дарующая правосудие.

Третье поколение - это боги Олимпа. Именно их и почитали греки, храмы этих богов ставили в городах, именно они являются главными героями многих мифов. Олимпийские боги также приняли на себя ряд функций более старых богов: так, изначально богом Солнца являлся Гелиос, а позже его сблизили с Аполлоном. Из-за такого дублирования функций часто трудно дать «сканвордное» краткое определение греческого бога. Так, богом врачевания можно назвать как Аполлона, так и Асклепия, а богиней победы как Афину, так и ее спутницу Нику.

По легенде, олимпийские боги победили титанов в десятилетней битве, и теперь верховенствуют над людьми. Они имеют разное происхождение, и даже их списки разнятся у разных авторов. Но о самых влиятельных из них мы расскажем.

Олимпийские боги

Представим олимпийских богов в такой таблице:

Греческое имя Принятое в литературе Чему покровительствует Родители Кем приходится Зевсу
Ζεύς Зевс гром и молния, верховный бог Кронос и Рея
Ἥρα Гера брак и семья Кронос и Рея сестра и жена
Ποσειδῶν Посейдон главный морской бог Кронос и Рея брат
Ἀΐδης Аид покровитель Царства Мертвых Кронос и Рея брат
Δημήτηρ Деметра земледелие и плодородие Кронос и Рея сестра
Ἑστία Гестия домашний очаг и священный огонь Кронос и Рея сестра
Ἀθηνᾶ Афина мудрость, правда, военная стратегия, наука, ремесло, города Зевс и титанида Метида дочь
Περσεφόνη Персефона жена Аида, покровительница весны Зевс и Деметра дочь
Ἀφροδίτη Афродита любовь и красота Уран (точнее, морская пена, которая образовалась после того, как Кронос оскопил Урана и выкинул отрезанное в море) тетка
Ἥφαιστος Гефест кузнечное дело, строительство, изобретательство Зевс и Гера сын
Ἀπόλλων Аполлон свет, искусство, врачевание Зевс и титанида Лето сын
Ἄρης Арес война Зевс и Гера сын
Ἄρτεμις Артемида охота, плодородие, целомудрие Зевс и Лето, сестра Аполлона дочь
Διόνυσος Дионис виноградарство, виноделие, религиозный экстаз Зевс и Семела (смертная женщина) дочь
Ἑρμῆς Гермес ловкость, воровство, торговля Зевс и нимфа Майя сын

Сведения, указанные в четвертой графе, неоднозначны. В разных регионах Греции существовали различные версии происхождения олимпийцев, не являющихся детьми Кроноса и Реи.

Олимпийские боги имели наиболее развитые культы. Им устанавливали статуи, строили храмы, в их честь проводили праздники.

Местом обитания олимпийских богов считался горный массив Олимп в Фессалии, самый высокий в Греции.

Второстепенные боги и богини

Они были младшим поколением богов и тоже имели разное происхождение. Чаще всего такие боги находились в подчинении более старших и исполняли какую-либо выделенную их функцию. Вот некоторые из них:

Это отдельная категория почитаемых объектов греческой мифологии. Они являются героями мифов и представляют собой людей полубожественного происхождения. Они обладают сверхспособностями, но, как и люди, смертны. Герои являются излюбленными персонажами рисунков на древнегреческих вазах.

Из всех героев бессмертия удостоились лишь Асклепий, Геракл и Полидевк. Первый был возведен в ранг богов за то, что превзошел всех в искусстве врачевания и дал свое знание людям. Геракл, по одной из версий, получил бессмертие благодаря тому, что пил молоко Геры, с которой потом враждовал. По другой - это был результат договора о десяти подвигах (в итоге он совершил двенадцать).

Полидевк и Кастор (близнецы-диоскуры) были сыновьями Зевса и Леды. Зевс дал бессмертие только первому, потому что второй к тому времени погиб. Но Полидевк поделил бессмертие с братом, и с тех пор считалось, что день братья лежат в гробнице, а второй проводят на Олимпе.

Из других героев следует отметить таких, как:

  • Одиссей, царь Итаки, участник троянской войны и скиталец;
  • Ахиллес, герой той же войны, имевший одно уязвимое место - пятку;
  • Персей, победитель Медузы Горгоны;
  • Ясон, предводитель аргонавтов;
  • Орфей, музыкант, спустившийся к умершей жене в подземное царство;
  • Тесей, совершивший визит к Минотавру.

Помимо богов, титанов и героев в верованиях греков существовали и сущности более мелкого порядка, представлявшие какое-либо место или стихию. Так, свое имя имели ветра (например, Борей - покровитель северного ветра, а Нот - южного) и морские стихии, а реки, ручьи, острова и другие природные объекты находились во власти обитавших там нимф.

Сверхъестественные существа

Регулярно появляются в мифах и поэмах. Вот некоторые из них:

  • Горгона Медуза;
  • Минотавр;
  • Василиск;
  • Сирены;
  • Грифоны;
  • Кентавры;
  • Цербер;
  • Сцилла и Харибда;
  • Сатиры;
  • Ехидна;
  • Гарпии.

Роль богов для греков

Сами греки не считали богов чем-то далеким и абсолютным. Они даже не были всевластны. Во-первых, каждый из них имел свою область деятельности, во-вторых, они спорили между собой и людьми, и далеко не всегда победа была на стороне первых. Боги и люди были связаны общим происхождением, и люди считали богов превосходящими их в силе и способностях, отсюда поклонение и своеобразная этика отношения к богам: их нельзя было гневить и гордиться победами над ними.

Иллюстрацией к последнему являлась судьба Аякса, спасшийся от гнева Посейдона, но последний таки догнал его и разбил скалу, к которой тот прицепился. А также символично описание судьбы Арахны, которая превзошла Афину в искусстве ткачества и была превращена в паука.

Но и боги, и люди были подвластны судьбе, которая олицетворялась тремя Мойрами, плетущими нить судьбы каждому смертному и бессмертному. Этот образ идет еще из индоевропейского прошлого и тождественен славянским Рожаницам и германским Норнам. У римлян судьба представлена Фатумом.

Их происхождение теряется, в древности существовали разные легенды о том, как они родились.

В более позднее время, когда стала развиваться греческая философия, понятия о том, что же управляет миром, стали развиваться именно в направлении некоего высшего мира, который властен над всем. Сперва Платон изложил теорию идей, затем его ученик, Аристотель, обосновал бытие некоего единого божества. Развитие подобных теорий подготовило почву для распространения христианства позже.

Влияние греческой мифологии на римскую

Римская республика, а затем империя, поглотила Грецию достаточно рано, во II веке до нашей эры. Но Греция не только избежала участи других завоеванных территорий, подвергшихся романизации (Испания, Галлия), но и стала своеобразным эталоном культуры. В латинский язык были заимствованы некоторые греческие буквы, словари пополнялись греческими словами, а само владение греческим считалось признаком человека образованного.

Неизбежным было и доминирование греческой мифологии - она тесно переплелась с римской, и римская стала как бы ее продолжением. Римские боги, имевшие свою историю и особенности культа, стали аналогами греческих. Так, Зевс стал аналогом Юпитера, Гера - Юноны, а Афина - Минервы. Вот еще несколько богов:

  • Геракл - Геркулес;
  • Афродита - Венера;
  • Гефест - Вулкан;
  • Церера - Деметра;
  • Веста - Гестия;
  • Гермес - Меркурий;
  • Артемида - Диана.

Под греческие образцы подводилась и мифология. Так, изначальным богом любви в греческой мифологии (точнее, олицетворением самой любви) был Эрос - у римлян ему соответствовал Амур. Легенду об основании Рима «привязали» к троянской войне, куда ввели героя Энея, ставшего предком жителей Лацио. То же самое касается и других мифических персонажей.

Древнегреческая мифология: влияние на культуру

Последние последователи культа древнегреческих богов жили в Византии еще в первом тысячелетии нашей эры. Их называли эллинами (от слова Эллада) в противовес христианам, считавших себя ромеями (наследниками Римской империи). В X веке греческий политеизм был окончательно искоренен.

Но мифы и легенды Древней Греции не умерли. Они стали основой многих фольклорных сюжетов средневековья, причем в совершенно далеких друг от друга странах: так, сюжет про Амура и Психею стал основой сказки о красавице и чудовище, в российском корпусе представленной как «Аленький цветочек». В средневековых книгах не являются редкостью картинки с сюжетами из мифологии греков — от европейских до русских (во всяком случае, в Лицевом Своде Ивана Грозного они есть).

С греческими богами ассоциировались все представления европейцев о дохристианской эпохе. Так, действие трагедии Шекспира «Король Лир» отнесено в дохристианское время, и хотя в это время на территории Британских островов жили кельты и стояли римские гарнизоны, в качестве богов упоминаются именно греческие.

Наконец, греческая мифология стала источником сюжетов для произведений художников, причем долгое время именно сюжет из греческой мифологии (или, как вариант, Библии) должен был быть темой экзаменационного полотна на выпуске из Академии художеств в Российской империи. Нарушившие эту традицию будущие члены товарищества передвижников стали знамениты.

Именами греческих богов и их римских аналогов называют небесные тела, новые виды микроскопических существ, а некоторые понятия прочно вошли в лексикон далеких от греческой мифологии граждан. Так, вдохновение к новому делу описывается как схождение музы («чего-то муза не приходит»); бардак в доме именуется хаосом (даже есть просторечный вариант с ударением на втором слоге), а уязвимое место называют ахиллесовой пятой не знающие, кто такой Ахиллес.

Богини древней Греции

Артемида – Богиня луны и охоты, лесов, зверей, плодородия и деторождения. Никогда не была замужем, старательно оберегала свое целомудрие и если мстила, то не знала жалости. Ее серебряные стрелы разносили чуму и смерть, но она также обладала способностью к врачеванию. Охраняла молодых девушек и беременных женщин. Ее символы – кипарис, лани и медведи.

Атропос - одна из трех мойр, перерезающая нить судьбы и обрывающая челове-ческую жизнь.

Афина (Паллада, Парфенос) - дочь Зевса, родившаяся из его головы в полном боевом вооружении. Одна из наиболее почитаемых греческих богинь, богиня справедливой войны и мудрости, покровительница знаний.

Афина. Статуя. Эрмитаж. Зал Афины.

Описание:

Афина - богиня мудрости, справедливой войны и покровительница ремесел.

Статуя Афины работы римских мастеров II в. По греческому оригиналу конца V в. до н. э. Поступила в Эрмитаж в 1862 г.. Ранее находилась в коллекции маркиза Кампана в Риме. Является одним из интереснейших экспонатов Зала Афины.

Всё в Афине, начиная с появления на свет, было удивительным. Другие богини имели божественных матерей, Афина - одного отца, Зевса, который сошелся с дочерью Океана Метидой. Зевс проглотил cвою беременную супругу, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба и лишит его власти. Скоро у Зевса нестерпимо разболелась голова. Помрачнел он, и, видя это, боги поспешили удалиться, ибо они знали по опыту, каков Зевс, когда у него дурное настроение. Боль не проходила. Владыка Олимпа не находил себе места. Попросил Зевс Гефеста ударить его кузнечным молотом по голове. Из расколовшейся головы Зевса, огласив Олимп воинственным кличем, выпрыгнула взрослая дева в полной одежде воина и с копьем в руке и встала рядом с родителем. Глаза юной, прекрасной и величественной богини светились мудростью.

Афродита (Киферея, Урания) - богиня любви и красоты. Она родилась от брака Зевса и богини Дионы (по другой легенде - вышла из морской пены)

Афродита (Венера Таврическая)

Описание:

Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Статуя Афродиты (Венеры Таврической) относится к III веку до н. э.,сейчас она находится в Эрмитаже и считается самой прославленной его статуей. Скульптура стала первой в России античной статуей нагой женщины. Мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная по образцу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название. В прошлом «Венера Таврическая», предназначалась для украшения парка. Однако в Россию статуя была доставлена значительно раньше, ещё при Петре I и благодаря его усилиям. Надпись, сделанная на бронзовом кольце пьедестала, напоминает о том, что Венера подарена Климентом XI Петру I (в результате обмена на мощи св. Бригитты, посланные римскому папе Петром I). Статуя была обнаружена в 1718 году во время раскопок в Риме. Неизвестный скульптор III в. до н.э. изобразил обнажённой богиню любви и красоты Венеру. Стройная фигура, округлые, плавные линии силуэта, мягко моделированные формы тела – всё говорит о здоровом и целомудренном восприятии женской красоты. Наряду со спокойной сдержанностью (поза, выражение лица), обобщённой манерой, чуждой дробности и мелкой детализации, а также рядом других черт, свойственных искусству классики (V – IV вв. до н. э.), создатель Венеры воплотил в ней своё представление о красоте, связанное с идеалами III века до н. э. (изящные пропорции – высокая талия, несколько удлинённые ноги, тонкая шея, маленькая головка, - наклон фигуры, поворот корпуса и головы).

Афродита (Венера). Статуя. Эрмитаж

Описание:

Статуя Афродиты -богини красоты и любви

Римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

В 1851 г., через венецианского антиквара А. Санквирико, в Эрмитаж поступила прекрасная статуя Афродиты, которая ранее входила в собрание венецианского семейства Нани. В редком издании эпохи наполеоновских войн - "Коллекция всех древностей, хранящихся в венецианском музее Нани" - мы читаем об этой скульптуре: "Она долго лежала поверженная в пренебрежении… но была вызвана из забвения, когда г-н Якопо Нани увидел ее и поместил в свой знаменитый музей, представив ее на суд известного Кановы, который сильно восхвалял новое приобретение". Статую Афродиты отличают усложненность движения тела и изысканная стройность пропорций. В ней нашли отражение тенденции эллинистического искусства, характерные для искусства времени династии Антонинов (96-193 гг.).

Афродита (Венера) и Амур

Описание:

Афродита (Венера) и Амур.

Скульптура возможно рассказывает о трагическом моменте. Роза, священный для Венеры цветок, изначально была белой, но, согласно одному традиционному представлению, в тот момент, когда Венера спешила к своему возлюбленному, колючка впилась ей в ногу и капли крови упали на белые лепестки, обагрив их. Пока вытаскивали занозу дикий вепрь убил ее любимого Адониса - юного прекрасного бога весны, олицетворяющего ежегодное умирание и оживление природы.. Обычно Венера изображается сидящей, она пытается извлечь из ноги занозу, ей помогает Купидон.

Афродита на дельфине. Скульптура. Эрмитаж

Описание:

Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин; ей же были посвящены ласточка и липа. По преданию тайна ее обаяния была скрыта в волшебном поясе.

Венера в раковине. Скульптура. Эрмитаж.

Описание:

Венера в раковине.

Скульптура Карло Финелли (Finelli, 1782-1853) - итальянский скульптор, один из даровитейших последователей классического направления.

Афродита (греч.) - Венера (рим.)

Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской пены. Ветерок на раковине принес ее к берегам Кипра.

Геба - дочь Зевса и Геры, богиня юности. Сестра Ареса и Илифии. Прислуживала богам-олимпийцам на пирах.

Геката - богиня мрака, ночных видений и чаро-действа, покровительница колдунов.

Гемера - богиня дневного света, олицетворения дня, рожденная Никтой и Эребом. Часто отождествлялась с Эос.

Гера - верховная олимпийская богиня, сестра и третья супруга Зевса, дочь Реи и Кроноса, сестра Аида, Гестии, Деметры и Посейдона. Гера счита-лась покровительницей брака.

Гестия - богиня домашнего очага и огня.

Гея - мать-земля, праматерь всех богов и людей.

Деметра - богиня плодородия и земледелия.

Дриады - низшие божества, нимфы, обитавшие в деревьях.

Илифия - богиня-покровительница рожениц.

Ирида - крылатая богиня, помощница Геры, вестница богов.

Каллиопа - муза эпической поэзии и науки.

Керы - демонические существа, дети богини Никты, приносящие людям беды и смерть.

Клио - одна из девяти муз, муза истории.

Клио. Муза истории

Описание:

Клио - муза истории в древнегреческой мифологии. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемозины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (клеос)

Клото («прядущая») - одна из мойр, прядущая нить человеческой жизни.

Лахесис - одна из трех сестер-мойр, определяющая судьбу каждого человека еще до рождения.

Лето - титанида, мать Аполлона и Артемиды.

Майя - горная нимфа, старшая из семи плеяд - дочерей Атланта, возлюбленная Зевса, от которого у нее родился Гермес.

Мельпомена - муза трагедии.

Мельпомена (Муза трагедии)

Описание:

Статуя Мельпомены. Римская копия по греческому образцу II в. до н. э.

В древнегреческой мифологии муза трагедии (греч. "поющая"). Сначала Мельпомена считалась музой песни, затем печальной песни, а впоследствии она становится покровительницей театра вообще, олицетворением трагического сценического искусства. Дочь Зевса и Мнемосины, мать ужасных сирен.

Изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).

Метида - богиня мудрости, первая из трех жен Зевса, зачавшая от него Афину.

Мнемосина - мать девяти муз, богиня памяти.

Мойры - богини судьбы, дочери Зевса и Фемиды.

Музы - богини-покровительницы искусств и наук.

Наяды - нимфы-хранительницы вод.

Немесида - дочь Никты, богиня, олицетворяв-,шая судьбу и возмездие, каравшая людей в соответствии с их грехами.

Нереиды - пятьдесят дочерей Нерея и океаниды Дориды, морские божества.

Ника - персонификация победы. Часто ее изображали с венком, распространенным в Греции символом триумфа.

Нимфы - низшие божества в иерархии греческих богов. Олицетворяли силы природы.

Никтa - одно из первых греческих божеств, богиня - олицетворение первозданной Ночи.

Орестиады - горные нимфы.

Оры - богини времен года, спокойствия и порядка, дочери Зевса и Фемиды.

Пейто - богиня убеждения, спутница Афродиты, нередко отождествлявшаяся со своей покровительницей.

Персефона - дочь Деметры и Зевса, богиня плодородия. Супруга Аида и царица подземного мира, ведавшая секретами жизни и смерти.

Полигимния - муза серьезной гимнической поэзии.

Тефида - дочь Геи и Урана, жена Океана и мать нереид и океанид.

Рея - мать богов-олимпийцев.

Сирены - демоны женского пола, полуженщины-полуптицы, способные изменять погоду на море.

Талия - муза комедии.

Терпсихора - муза танцевального искусства.

Терпсихора. Муза танцев

Описание:

Статуя "Терпсихора" - римская копия по греческому оригиналу III - II вв. до н.э.

Терпсихора считалась музой хорового пения и танца, изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Она - "наслаждающаяся хороводами".

Тисифона - одна из эриний.

Тихе - богиня судьбы и случая у греков, спутница Персефоны. Ее изображали в виде крылатой женщины, стоящей на колесе и держащей в руках рог изобилия и корабельный руль

Урания - одна из девяти муз, покровительница астрономии.

Фемида - титанида, богиня правосудия и закона, вторая жена Зевса, мать гор и мойр.

Хариты - богини женской красоты, воплощение доброго, радостного и вечно юного начала жизни.

Эвмениды - другая ипостась эриний почитавшиеся как богини благожелательности, предотвращавшие несчастья.

Эрида - дочь Никты, сестра Ареса, богиня раздора.

Эринии - богини мщения, порождения подзем-ного царства, каравшие несправедливость и преступления.

Эрато - Муза лирической и эротической поэзии.

Эос - богиня утренней зари, сестра Гелиоса и Селены. Греки именовали ее «розовоперстой».

Эвтерпа - муза лирического песнопения. Изображалась с двойной флейтой в руке.

Древнюю Грецию до прихода греков населяли пеласгийские народности. Они так и не ассимилировались в дальнейшем с греками, уйдя в небытие. Благодаря им, по мнению Геродота, у древних эллинов возникла религия с богами Древней Греции в современном её понимании.

Характерные черты религии Древней Греции.

При возникновении первой государственности Эллады, примерно 3000 лет до н.э., религия стала играть всё большую роль в жизни древних греков. Главными богами были титаны, которые олицетворяли стихии природы.

Верховный бог титанов Кронос в борьбе за власть убил своего отца. Он боялся такой же участи и поэтому пожирал своих сыновей. Одного из них спасла Рея, жена Кроноса. Его звали Зевсом. Когда Зевс вырос, он заставил отца вернуть проглоченных сыновей из своей утробы и объединив силы с другими богами, начал борьбу с титанами.

Старшие боги

В этих многочисленных битвах, согласно мифам Древней Греции, победили боги во главе с Зевсом. После победы они поделили власть и ушли жить на священную гору Олимп.

  • Зевс стал править небом, молниями и громом. Он стал главным в пантеоне двенадцати старших богов. Все остальные боги подчинялись ему и считали его самым справедливым. Древние греки установили статую Зевсу, она находилась на острове Посейдон и достигала 15 метров.

Рис. 1. Статуя Зевса на острове Посейдон.

  • Морями и океанами стал править Посейдон . Он был женат на богине Амфитрите, от которой родился сын Тритон. В гневе этот бог был страшен: мог вызвать наводнение, или волнами разбить морской порт. Там где ступал Посейдон по земле, начинала бить ключевая вода. Этого бога почитали все морские путешественники и моряки.
  • Аид не захотел править наземным миром и ушёл в Тартар, где и стал править царством мёртвых. На цепи у входа в подземное царство сидел его верный трёхголовый пёс Цербер, который не пускал живых в Тартар. Аид выкрал у Зевса его любимую племянницу Персефону и заставил её выйти за него замуж. Древние греки приносили в жертву Аиду чёрного быка. Обычно его клали перед расщелинами или входом в пещеру, которые олицетворяли вход в царство мёртвых.
  • Главной женской богиней у греков считалась Гера . Последняя жена Зевса была покровительницей брака и карала жестоко за измену состоявших в браке людей. Древние греки поклонялись ей и просили о рождении крепких и здоровых детей.
  • Богом солнечного света и венцом мужской красоты был . Кроме духовной чистоты этот бог был наделён способностями врачевателя. Позднее, древние греки почитали его, как покровителя искусств, в том числе и музыки.

Рис. 2. Аполлон.

Религия древней Греции не несла символов бессмертия, боги, как и люди, имели вполне человеческие черты: они влюблялись, страдали, были способны на милосердие или предательство. В представлении древних греков, боги завоевали мир у природных стихий, сделали этот мир лучше и стали его покровителями и защитниками.

  • Богом всех границ, отделяющих одно от другого, и дорог являлся Гермес . Он обладал острым умом, изворотливостью, ведь он был покровителем торговли, знал несколько языков и выделялся блестящими манерами. Кроме купцов, этого бога почитали пастухи и путешественники.
  • Гефест – бог огня – покровительствовал кузнечному ремеслу, сам, при этом, считался непревзойдённым кузнецом. Был хромоногим на обе ноги, потому что, согласно легенде, он был сброшен вниз Зевсом, за то, что помог Гере выбраться из оков.
  • Арес – бог несправедливых войн. Был сыном Зевса и Геры. Зевс втайне ненавидел его за дикий и необузданный нрав. Арес любил дикие забавы и мог начать конфликт безо всякого повода. Был женат на Афродите.

Все олимпийские боги и богини вели увеселительный образ жизни, предаваясь интригам и страстям. Каждый из богов был по-своему могущественным, поэтому распри очень часто заканчивались компромиссом.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Младшие боги

У старших богов появились дети, это поколение было более многочисленным, чем предыдущее, некоторые из них:

  • Дионис – бог плодородия и виноделия. Он покровительствовал разведению винограда и танцам. Согласно легендам Древней Греции, Гера ненавидела Диониса и свела его с ума. Где бы ни появлялся Дионис, ему сопутствовало безудержное пьянство, беспричинное веселье и даже убийства.
  • Гелиос – бог солнца. Этот бог выполнял такие же функции, как и Аполлон, был солнечным божеством, а заодно и глазами Зевса: знал, что и где творится в бренном мире людей. В Греции возведено много статуй в честь Гелиоса, одна из них носит название Колосса Родосского и относилась к семи Чудесам Света. Статуя достигала 33 метров и стояла на острове Родос в Эгейском море.

Рис. 3. Колосс Родосский.

  • Ирида выполняла мелкие и большие поручения богов. Она несла людям послания и вести о богах Олимпа. Древние греки почитали её ещё и как богиню радуги.
  • Фемида – богиня правосудия, защитница несправедливо обвинённых. Помогла Зевсу развязать Троянскую войну. Греки изображали эту богиню с завязанными глазами, что означало её беспристрастность. Рог изобилия в руках Фемиды означал меру воздаяния представшему перед её справедливым судом.

По религии Древней Греции можно воссоздать картину жизнедеятельности древних греков.
В следующей таблице представлен краткий список и описание богов Древней Греции:

Имя бога

Чем управлял(ла)

Характеристика

Небом, молниями и громом

Первым из богов вложил в людей понятия честности, совести и стыда. Обладал карающей силой.

Посейдон

Морями и океанами

Изображался с гневным лицом. Не терпел возражений, не выносил обид.

Подземным Царством мёртвых

Часто изображался щедрым и гостеприимным.

Домашним очагом

Ревнивая и властолюбивая Гера жестоко наказывает за супружескую измену.

Артемида

Любит животных, хотя и покровительствует охоте.

Покровительствует кузнечному искусству, изготовлял молнии для самого Зевса, потому что сам был непревзойдённым мастером-кузнецом.

Растительностью

Покровительствовал театрам, виноделию и танцам.

Правосудием

Была первой прорицательницей. Созывала на совет богов Олимпа. Считалась самой беспристрастной и справедливой судьёй.

Почитание бога Диониса, которое пришло с севера Балкан, развивалось отдельно от остального многобожия. Спустя время, это почитание стало монотеистическим (монотеизм-один бог). Историками принято считать, что поклонение Дионису было первым предвестником образования христианской религии.

Что мы узнали?

Религия Древней Греции, которую изучают в 5 классе, в отличие от других религий, наделяла богов человеческими чертами, что сближало их с людьми и позволило современникам лучше узнать жизнь древних греков. Кроме того, греки хоть и верили в загробную жизнь, но это не служило для них основой почитания богов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 458.

Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых,- Деву – Гестию, Деметру и златообутую Геру, Славного мощью Аида, который живет под землею, И промыслителя – Зевса, отца и бессмертных, и смертных, Громы которого в трепет приводят широкую землю. Гесиод «Теогония»

Греческая литература возникла на основе мифологии. Миф – это представление древнего человека об окружающем его мире. Мифы создавались на очень ранней стадии развития общества в различных областях Греции. Позже все эти мифы слились в единую систему.

При помощи мифов древние греки пытались объяснить все природные явления, представив их в образе живых существ. Сначала, испытывая сильный страх перед природными стихиями, люди изображали богов в ужасном зверином облике (Химера, Медуза Горгона, Сфинкс, Лернейская гидра).

Однако позднее боги становятся антропоморфными , то есть имеют человеческий облик и им присущи самые различные человеческие качества (ревность, щедрость, за­висть, великодушие). Главным же отличием богов от людей являлось их бессмертие, но при всем своем величии боги общались с простыми смерт­ными и даже вступали с ними нередко в лю­бовные от­ноше­ния, чтобы поро­дить на земле це­лое племя героев.

Существует 2 вида древнегреческой мифологии:

  1. космогоническая (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона
  2. теогоническая (теогония – происхождение богов и божеств)


Мифология Древней Греции прошла в своем развитии 3 основных этапа:

  1. доолимпийский – это в основном мифология космогоническая. Этот этап начинается с представления древних греков о том, что все произошло из Хаоса, а заканчивается убийством Крона и разделом мира между богами.
  2. олимпийский (ранняя классика) – Зевс становится верховным божеством и со свитой из 12 богов поселяется на Олимпе.
  3. поздний героизм – от богов и смертных рождаются герои, которые помогают богам в установлении порядка и в уничтожении чудовищ.

На основе мифологии создавались поэмы, писались трагедии, а лирики посвящали богам свои оды и гимны.

В Древней Греции было две основные группы богов:

  1. титаны ‐ боги второго поколения (шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос и шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея)
  2. олимпийские боги ‐ олимпийцы ‐ боги третьего поколения. В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи ‐ Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса (бога времени).

В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos ) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.

В переводе с древнегреческого языка слово пантеон означает «все боги». Греки

делили божеств на три группы:

  • Пантеон (великие олимпийские боги)
  • Низшие божества
  • Чудовища

Особое место в греческой мифологии занимали герои. Самые известные из них:

v Одиссей

Верховные боги Олимпа

Греческие боги

Функции

Римские боги

бог грома и молнии, неба и погоды, закона и судьбы, атрибуты – молния (трехзубчатые вилы с зазубринами), скипетр, орел или колесница, запряженная орлами

богиня брака и семьи, богиня неба и звездных небес, атрибуты - диадема (корона), лотос, лев, кукушка или ястреб, павлин (два павлина везли её повозку)

Афродита

«пенорожденная», богиня любви и красоты, ей не были подвластны Афина, Артемида и Гестия, атрибуты – роза, яблоко, раковина, зеркало, лилия, фиалка, пояс и золотая чаша, дарующая вечную молодость, свита – воробьи, голуби, дельфин, спутники – Эрот, хариты, нимфы, оры.

бог подземного царства мертвых, «щедрый» и «гостеприимный», атрибут – волшебная шапка-невидимка и трехголовый пес Цербер

бог коварной войны, военных разрушений и убийств, его сопровождали богиня раздора Эрида и богиня неистовой войны Энио, атрибуты – собаки, факел и копье, в колеснице было 4 коня – Шум, Ужас, Блеск и Пламя

бог огня и кузнечного дела, некрасивый и хромой на обе ноги, атрибут – кузнечный молот

богиня мудрости, ремесел и искусства, богиня справедливой войны и военной стратегии, покровительница героев, «совоокая», использовала мужские атрибуты (шлем, щит – эгида из шкуры козы амалфеи, украшенный головой Медузы Горгоны, копье, олива, сова и змея), являлась в сопровождении Ники

бог изобретательства, воровства, плутовства, торговли и красноречия, покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, изобрел меры, числа, обучал людей, атрибуты – крылатый жезл и крылатые сандалии

Меркурий

Посейдон

бог морей и всех водоемов, наводнения, засухи и землетрясения, покровитель мореплавателей, атрибут – трезубец, который вызывает бури, разбивает скалы, выбивает источники, священные животные – бык, дельфин, конь, священное дерево – сосна

Артемида

богиня охоты, плодородия и женского целомудрия, позднее – богиня Луны, покровительница лесов и диких животных, вечно юная, её сопровождают нимфы, атрибуты – охотничий лук и стрелы, священные животные – лань и медведица

Аполлон (Феб), Кифаред

«златокудрый», «сребролукий», бог света, гармонии и красоты, покровитель искусств и наук, предводитель муз, предсказатель будущего, атрибуты – серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара или лира, символы – олива, железо, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк

богиня домашнего очага и жертвенного огня, богиня девственница. сопровождалась 6 жрицами – весталками, служившими богине 30 лет

«Мать-Земля», богиня плодородия и земледелия, пахоты и урожая, атрибуты – сноп пшеницы и факел

бог плодоносящих сил, растительности, виноградарства, виноделия, вдохновения и веселья

Бахус, Вакх

Второстепенные греческие боги

Греческие боги

Функции

Римские боги

Асклепий

«вскрывающий», бог врачевания и медицины, атрибут – посох, увитый змеями

Эрот, Амур

бог любви, «крылатый мальчик», считался порождением темной ночи и светлого дня, Неба и Земли, атрибуты – цветок и лира, позднее – стрелы любви и пылающий факел

«сверкающий глаз ночи», богиня Луны, царица звездного неба, имеет крылья и золотой венец

Персефона

богиня царства мертвых и плодородия

Прозерпина

богиня победы, изображается крылатой или в позе быстрого движения, атрибуты – повязка, венок, позднее – пальма, далее – оружие и трофей

Виктория

богиня вечной юности, изображалась целомудренной девушкой, наливающей нектар

«розоперстая», «прекраснокудрая», «златотронная»богиня утренней зари

богиня счастья, случая и удачи

бог солнца, владелец семи стад коров и семи стад овец

Крон (Хронос)

бог времени, атрибут – серп

богиня неистовой войны

Гипнос (Морфей)

богиня цветов и садов

бог западного ветра, вестник богов

Дике (Фемида)

богиня справедливости, правосудия, атрибуты – весы в правой руке, повязка на глазах, рог изобилия в левой руке; римляне вместо рога вложили в руку богини меч

бог брака, супружеских уз

Талассий

Немезида

крылатая богиня мести и воздаяния, карающая за нарушение общественных и моральных норм, атрибуты – весы и уздечка, меч или плеть, колесница, запряженная грифонами

Адрастея

«златокрылая», богиня радуги

богиня земли

Кроме Олимпа в Греции существовала священная гора Парнас, где обитали музы – 9 сестёр, греческие божества, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение, покровительницы искусств и наук.


Греческие музы

Чему покровительствует

Атрибуты

Каллиопа («красиворечивая»)

муза эпической или героической поэзии

восковая табличка и стилос

(бронзовый стержень для письма)

(«славящая»)

муза истории

свиток папируса или футляр для свитков

(«приятная»)

муза любви или эротической поэзии, лирики и брачных песен

кифа́ра (струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры)

(«прекрасноуслаждающая»)

муза музыки и лирической поэзии

авлос (духовой музыкальный инструмент, похожий на свирель с двойным язычком, предшественник гобоя) и сири́нга (музыкальный инструмент, род продольной флейты)

(«небесная»)

муза астрономии

зрительная трубка и лист с небесными знаками

Мельпомена

(«поющая»)

муза трагедии

венок из листьев винограда или

плюща, театральная мантия, трагическая маска, меч или палица.

Терпсихора

(«усладительнотанцующая»)

муза танца

венок на голове, лира и плектр

(медиатор)

Полигимния

(«многопоющая»)

муза священной песни, красноречия, лирического, напева и риторики

(«цветущая»)

муза комедии и буколической поэзии

комическая маска в руках и венок

плюща на голове

Низшие божества в греческой мифологии – это сатиры, нимфы и оры.

Сатиры - (греч. satyroi) – это лесные божества (то же, что на Руси лешие), демоны плодородия, свита Диониса. Их изображали козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками. Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение – это музыка, но играли они только на духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки, - флейте и свирели. В мифологии олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами - с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами.

Нимфы – (название означает «источник», у римлян - «невеста») олицетворение живых стихийных сил, подмечавшихся в журчании ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов, духи земной поверхности, проявления природных сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Изображались в виде красивых молодых девушек с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни, пляшут на лугах под флейту Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. В представлении древних греков мир нимф был очень обширен.

Летучих нимф был полон пруд лазурный,
Дриадами одушевлен был сад,
И светлый водный ключ бил искрами из урны
Смеющихся наяд.

Ф. Шиллер

Нимфы гор – ореады ,

нимфы лесов и деревьев – дриады ,

нимфы источников – наяды ,

нимфы океанов – океаниды ,

нимфы моря – нериды ,

нимфы долин – напеи ,

нимфы лугов ‐ лимнады.

Оры – богини времен года, ведали порядком в природе. Стражи Олимпа, то открывающие, то закрывающие его облачные ворота. Их называют привратницами неба. Запрягают коней Гелиоса.

Во многих мифологиях существуют многочисленные чудовища. В древнегреческой мифологии их тоже было немало: Химера, Сфинкс, Лернейская гидра, Ехидна и многие другие.

В том же преддверье толпой теснятся тени чудовищ:

Сциллы двувидные тут и кентавров стада обитают,

Тут Бриарей сторукий живёт, и дракон из Лернейской

Топи шипит, и Химера огнём врагов устрашает,

Гарпии стаей вокруг великанов трехтелых летают…

Вергилий, «Энеида»

Гарпии – это злобные похитительницы детей и человеческих душ, внезапно налетающие и так же внезапно исчезающие, как ветер, наводят ужас на людей. Число их колеблется от двух до пяти; изображаются в виде диких полуженщин-полуптиц отвратительного вида с крыльями и лапами грифа, с длинными острыми когтями, но с головой и грудью женщины.


Горгона Медуза – чудовище с женским лицом и змеями вместо волос, чей взгляд обращал человека в камень. По легенде была красивой девушкой с прекрасными волосами. Посейдон, увидев Медузу и влюбившись, соблазнил её в храме Афины, за что богиня мудрости в гневе превратила волосы горгоны Медузы в змей. Горгону Медузу одолел Персей, и её голова была помещена на эгиду Афины.

Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка. Был рожден от неестественной любви Пасифаи (жены царя Миноса) и быка. Минос прятал чудовище в Кносском лабиринте. Каждые восемь лет в лабиринт спускались 7 юношей и 7 девушек, предназначенных Минотавру в качестве жертв. Тесей победил Минотавра, а с помощью Ариадны, давшей ему клубок ниток, выбрался из лабиринта.

Цербер (Кербер) – это трехглавый пес со змеиным хвостом и головами змей на спине, охранял выход из царства Аида, не позволяя умершим возвращаться в царство живых. Был побежден Гераклом во время одного из подвигов.

Сцилла и Харибда – это морские чудовища, находящиеся друг от друга на расстоянии полета стрелы. Харибда – это морской водоворот, который трижды в день поглощает и столько же раз извергает воду. Сцилла («лающая») – чудовище в виде женщины, чья нижняя часть тела была превращена в 6 собачьих голов. Когда корабль проходил мимо скалы, где обитала Сцилла, чудовище, разинув все пасти, похищала с корабля сразу 6 человек. Узкий пролив между Сциллой и Харибдой представлял собой смертельную опасность для всех, кто по нему проплывал.

Также в Древней Греции существовали и другие мифические персонажи.

Пегас – крылатый конь, любимец муз. Летал со скоростью ветра. Оседлать Пегаса означало получить поэтическое вдохновение. Родился у истоков Океана, поэтому был назван Пегасом (с греч. «бурное течение»). По одной из версий он выпрыгнул из туловища горгоны Медузы, после того как Персей отрубил ей голову. Пегас доставлял Зевсу на Олимп громы и молнии от изготавливающего их Гефеста.

Из пены морской, из лазурной волны,

Быстрее стрелы и прекрасней струны,

Летит удивительный сказочный конь

И с лёгкостью ловит небесный огонь!

Он любит плескаться в цветных облаках,

И часто гуляет в волшебных стихах.

Чтоб луч вдохновенья в душе не погас,

Седлаю тебя, белоснежный Пегас!

Единорог мифическое существо, символизирующее целомудрие. Обычно изображался в виде коня с одним рогом, выходящим изо лба. Греки считали, что единорог принадлежит Артемиде – богине охоты. Впоследствии в средневековых легендах существовала версия, что только девственница может укротить его. Поймав единорога, его можно удержать только золотой уздечкой.

Кентавры - дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах кентавры являются воспитателями героев. Например, Ахилла и Ясона воспитывал кентавр Хирон.

Древняя Греция переполнена мифами, преданиями и в большинстве из них фигурируют боги Олимпа. Каждый из богов имеет свое значение, наделен определенным характером и отражает уклад самой Греции того времени. Вопросы веры были всегда крайне щепетильны, но в этой стране богов нередко делили.

Выбор бога, которому будут поклоняться зависел от многого, в частности, от образа жизни горожан. Могло быть так, что мужская часть признает только Зевса, а вот женская отдает все почести Гере, венценосной супруге отца богов. При этом такое положение считалось абсолютно нормальным и нужно отметить, что одна сторона легко могла оскорблять другую, что становилось порой причиной настоящих трагедий.

Так, в Фивах были вырезаны семь мальчиков знатного человека, поклоняющегося Зевсу. Причиной такого зверства стало то, что во время пиршества мужчина оскорбил Геру, чего не смогли снести жрицы богини. Посчитав, что Гера богиня велит им смыть оскорбление, жрицы без жалости проникли в дом и убили мальчиков.

Вообще боги и богини Древней Греции имеют несколько поколений. Изначально был Хаос верховным богом, Гея – мать земли, Нюкта – мать ночи, Тартар – владыка мрачной бездны, Эреб – отец вечного мрака и тьмы. Дальше, уже во втором поколении, их дети: Кронос, сын бога Урана и матери-Геи, богини судьбы вещие Мойры и плеяда сверхъестественных существ. Но тогда они не были богами, они относились к могучим и непобедимым титанам.

Но мать предсказала Кроносу, что один из его детей свергнет его в глубину Тартара и верховный бог, первый из нареченных божественных существ, стал просто убивать тех детей, которых ему приносила супруга Рея. Но с последним ребенком Рея не могла расстаться: измученная душа матери слишком много страдала. Кронос проглотил вместо Зевса камень, а маленького сына Рея спрятала в зарослях девственного Крита, где его растили нимфы.

Пророчество сбылось: Зевс убил отца и тем самым освободил своих братьев и сестер, которых проглотил ненавистный отец.

Каждая богиня, каждый бог Олимпа был покровителем для человека, храмы и жертвенные алтари росли, множились по всей стране и за ее пределами.

Имена богинь Древней Греции. Список

Гера, хранительница брачных уз и преданности

Царственная супруга, дочь Кроноса и Реи, унаследовала характер своей матери. Невинное создание необыкновенной красоты, обладающее кротостью, привлекло внимание громовержца. Но как бы не хитрил Зевс, Гера не желала становиться любовницей избалованного божества. И тогда владыке неба и земли пришлось дать слово жениться, но хитрая Гера попросила его поклясться священными водами подземного Стикса. Она знала: такую клятву даже ветреный верховный бог не посмеет нарушить. Подземная река упоминается всегда в мифологии, если речь идет о какой-либо нерушимой клятве.

Но со временем громовержец стал изменять ей, а рождение Геракла от простой смертной и вовсе озлобило богиню. Она стала всячески портить жизнь матери Геракла и самому юноше, даже под страхом гнева Зевса. Именно поэтому в некоторых летописях о Гере говорится как о злобной и мстительной богине.

Гера стала матерью бога войны Ареса, которого не очень любил отец за любовь к крови и убийствам. В отместку за похождения Гера родила Гефеста невинным зачатием, но тот был так уродлив, что богиня выкинула его с вершины Олимпа.
Но Гера любила Зевса, хотя его поведение оскорбляло ее как богиню брака. Особенно ее злило рождение любимой дочери Зевса: величественной Афины-Паллады.

Афина, богиня мудрости и победы, покровительница мужчин

Рождение Афины имеет несколько вариаций: по одним мифам дева родилась где-то в Македонии и ее отец Посейдон, по другим это странствующая девушка, давшая клятву на верность самому Зевсу. Но чаще рассказывается другая версия рождения Афины, согласно которой она полубогиня.

Зевс соблазнил земную девушку, приняв облик простого парня. Но Гера, узнав об очередной интрижке неугомонного мужа, решила наказать его. Она приняла облик девушки и рассказала всю правду будущей матери Афины о том, что ее возлюбленный – это сам отец богов. А чтобы убедить ту в своих словах, убедила ее поговорить с Зевсом и попросить того, чтоб он явился к ней в своем истинном облике. Это погубило любопытную девушку, но перед смертью она родила маленькую девочку, которую пожалел громовержец и зашил к себе в бедро.

Спустя время Зевс почувствовал сильную боль в голове, тогда Гефест отрубил ему голову, чтобы глянуть на причину такого феномена. И из головы отца, в сияющих латах вышла Афина, богиня, чье имя будет внушать почитание и благоговение.

Афина-Паллада покровительствовала мужчинам, ее брат бог войны Арес постоянно конфликтовал с ней. Но мудрость богини всегда одерживала верх над горячностью. Афину почитали ремесленники, мужчины не начинали важных дел, если не принесли жертву богине. Но Афина необычная богиня уже тем, что о ней почти нет преданий.

Лишь одна легенда об Арахне, посмевшей выткать грехи громовержца, известна миру. Согласно ей, разгневанная дева-воительница обратила ткачиху в паука, чтобы наказать за дерзость. Одиссей – ее любимец и его поход не был бы таким удачным, если бы не покровительство мудрой богини. Культ Афина был сравним с культом самого Зевса, но при этом везде отмечалась особая покорность дочери отцу. Это качество Афины ставили в пример девушкам, чтобы те также почитали своим родителей.

Афродита, богиня любви

Рожденная из пены моря, прекрасная Афродита обладала почти безграничной властью. Только три богини были вне власти богини любви, остальные были ей подвластны. Афродита всегда изображалась в окружении роскошных цветов и птиц, ее окружали лесные и морские нимфы. Считается, что у Афродиты был маленький сын: шаловливый Эрот, бог интимных наслаждений, который был в подчинении только у матери.

По велению отца богов прекрасная богиня должна была стать женой брата верховного бога Посейдона. Но перед свадьбой она со смехом скрылась в пене моря. Примечательно, что это не рассердило Зевса и Посейдона, чуть позже Афродита вышла замуж на Гефеста, чем поразила всех. Колоритный брак: уродливый и хромоногий бог огня и прекраснейшая из богинь. Хотя считалось, что был у богини и любимец: юный Адонис, который погиб волей случая.

Храмы Афродиты были во многих городах, ее почитали как Венеру римляне. В ее честь устраивались шикарные праздники, ей приносили жертвы. В ее храмах устраивались оргии, участие в которых было большой честью.

Артемида, богиня охоты в Древней Греции, покровительница деторождения

Артемида изображается всегда в шкуре и с луком, официально считается богиней охоты. При этом она обладает жалостью к зверям, может сурово наказывать за охоту в тех местах, где любит отдыхать.

Дочь Латоны и сестра златокудрого Аполлона может быть нежной дочерью, но может и нести смерть людям. В легендах особо ярко выделается предание о том как смертная Ниоба оскорбила мать. Ниоба имела 14 прекрасных детей и посчитала, что Латона ущербна, раз родила лишь двоих. Разгневанные Аполлон и Артемида убили всех ее детей, невзирая на раскаяние несчастной матери.

Артемида защищала рожениц , молодые матери приходили в храм богини за защитой и помощью в родах. Если ребенок умирал или рождался больным, то считалось, что это разгневалась сама Артемида и наказала мать через дитя. Но при этом сребролукая богиня могла и лечить: в ее храмы постоянно стекалось множество народа в попытках излечиться от смертельных болезней.

Деметра, богиня плодородия в Древней Греции

Деметра была сестрой громовержца Зевса, оказывала покровительство земледельцам. Ей молились, чтобы урожай родился и земля плодоносила. У Деметры была единственная дочь и отрада – красавица Персефона. Но она приглянулась мрачному и грозному богу мира мертвых. Брат самого Зевса суровый Аид похитил дочь Деметры. На что богиня ответила тем, что ушла с Олимпа и поклялась никогда не возвращаться, если ей не вернут ее дочь.

Сначала Зевс отказал сестре, но без Деметры земля перестала плодоносить, скот стал умирать от голода. Постепенно люди перестали приносить жертвы богам, потому что было нечем: все умирало. Тогда Зевс принял соломоново решение: полгода Персефона живет с Аидом и полгода с матерью Аид вынужден был подчиниться: в тот же день Персефона вернулась к матери.

С той поры то время, пока дочь и мать вместе, земля цветет и дает урожай – это лето и весна. А когда Персефона возвращается к мужу, Деметра уходит скорбеть и наступает осень и зима.