Четырехчастная икона божьей матери с распятием значение. Значение икон

Четырехчастные иконы представляют собой четыре разные иконы, каждая со своим сюжетом, писанные на одной доске. Когда именно появились на Руси такие иконы, точно неизвестно, но в Новгороде в 15 веке иконы подобного типа уже были.

Как правило, такая икона разделяется по центру распятием с изображением лика Христова или Его распятой фигуры. Чаще всего икона с распятием живописует деяния святых, когда на каждой из четырех икон изображается какой-то момент их жизни и подвига.

Одной из самых известных является четырехчастная икона Божией Матери под названием «Материнство». Она изображает Богоматерь с Младенцем Иисусом на руках в разные моменты Его младенчества и детства. Это икона византийского письма; предполагается, что она была написана в VI веке, на Руси же ее обретение произошло лишь во второй половине XVII века неподалеку от Минска. Легенда гласит, что икону нашли на дереве. Позднее на месте обретения иконы был воздвигнут храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Описание четырехчастной иконы Божьей Матери

Даже если сравнивать с обычными иконами, то икона Божьей Матери является довольно редкой. Если же начинают говорить о четырехчастных иконах, вспоминают в первую очередь именно икону «Материнство». Она выглядит следующим образом.

В левой нижней части находится икона «Взыграние Младенца», изображающая Младенца Иисуса, играющего с Матерью. Она бережно держит его на руках, а Он прижимается щекой к Ее лицу и гладит его рукой.

В правой нижней части находится икона «Воспитание», где Иисус на руках у Матери, подняв руку, по-видимому, что-то говорит, а Мать внимает ему, склонив голову.

В левой верхней части находится икона «Млекопитательница». Эта целомудренное изображение того, как Богоматерь вскармливает Божественного Младенца своим молоком.

В правой верхней части находится икона «Поможение родам», где Богоматерь держит перед собой, как щит, символическое изображение ребенка в утробе матери.

По центру расположено распятие с ликом Иисуса Христа.

Обращает на себя внимание, что на иконе «Поможение родам» Богоматерь изображена с непокрытой головой, как положено девушке, на всех же остальных трех иконах ее голова покрыта, как по традиции носили замужние женщины.

А еще нельзя не заметить, насколько печален ее лик. Обычно матери смотрят на своих маленьких детей с улыбкой, но эта Мать знает, какая мука предстоит ее Сыну, а потому взгляд ее исполнен печали и покорности Воле Божьей.

Значение четырехчастной иконы Божьей Матери с распятием

Можно с полным правом утверждать, что четырехчастная икона Божьей Матери это икона прежде всего для женщин, ведь на ней изображено самое главное в жизни каждой женщины – материнство, недаром и икона получила такое название.

Икона оберегает мать и дитя еще до того, как оно появится на свет

Пока дитя во чреве матери, икона оберегает их обоих от невзгод, а затем, когда наступает срок родин, помогает родильнице при тяжелых родах.

«Материнство», четырехчастная икона с распятием, значение которой понятно без слов, должна быть в доме каждой женщины. Ее часто дарят девушкам, выходящим замуж, или женщинам, ожидающим ребенка, особенно первенца. Но независимо от того, есть у женщины дети или нет, такая икона станет для нее оберегом и защитой – защитой от всего, что может навредить ее семье и детям.

Не имеет значения, в каком стиле она написана, этот список в любом случае соответствует православным церковным канонам. Перед ней молятся за здравие детей и родных, а молитва «Живые помощи» помогает беременным вынашивать ребенка без осложнений. Лучше всего дарить четырехчастную икону Божией Матери на Рождество Богородицы и на Успение Богородицы, либо в дату празднования иконы – 25 января. В этот день нужно молиться о здравии своих детей и родителей.

Молитва иконе

Молитва Божией Матери перед иконой «Материнство»

Матушка Заступница, явись нам грешным, чтобы сберечь детей наших и матерей наших от всякого зла, ибо только они могут продолжить род наш. Прости нам наши грехи вольные и невольные во веки веков. Накрой покровом своим меня, дай детям моим благодать свою. Дай всем нам возможность прикоснуться к Тебе, Владычица, ибо каждый из нас - ребенок пред Тобою. Аминь.

Деревянная доска, ровная и крепкая. Две встречные врезные шпонки (полностью сохранились). Оборотная сторона доски покрыта оригинальной перкалью. По бокам иконы имеются многослойные картонные надставки - так в 19 веке часто обрамляли икону, подгоняя ее под оклад.

Левкас, темпера, покрывная олифа, покрывной лак (фрагментарно, по клеймам (смотрите фото)).

Живопись в идеальном состоянии, без малейших вмешательств и реставраций!

Качественно изготовленный латунный оклад с накладными клеймами украшает икону.

Оклад покрыт сплавом серебристого цвета, нимбы - желтого цвета. Оклад изготовлен машинным способом (штамповка, тиснение) с последующей ручной доработкой.

Оклад очень красив, рельеф сложный, тонкий, оклад оттеняет темперную живопись и делает икону нарядной, «дорого» и «богато» выглядящей.

Имеются незначительные утраты на накладных нимбах (смотрите фото и видео), однако они малозаметны и совершенно не портят целостности в восприятии образов.

Представленные на иконе четыре Богородичных образа являются очень редкими, и потому старинная намоленная икона представляет особую ценность не только для людей верующих, но и для истинных собирателей старинных русских икон!

Вы можете купить четырехчастную икону для себя, или в подарок!

Размер: 26.0 х 30.5 х 2.3 см.

Рассмотрите икону со всех сторон! Оригинальное профессиональное видео специально для Вас:

Четыре редкие иконы Богородицы на одной аналойного размера, доске, икона в идеальном состоянии, в красивом ажурном окладе, да еще и по цене одной старинной иконы 19 века - у Вас есть редкий шанс успеть купить прекрасную икону для своего дома или в подарок Вашим родственникам, друзьям, руководителю!

Четыре Богородичных образа на одной иконе, редкие востребованные изводы, коллекционная сохранность, красивый латунный оклад, аналойный размер, четыре иконы по цене одной! Редчайшая икона, не пропустите!!!

Многочастные иконы - не редкость среди старинных образов 19 века, однако и тут встречаются такие иконы, которым можно искренне порадоваться и удивиться.

Прекрасный и очень редкий вариант четырехчастной Богородичной иконы сейчас находится перед Вами и нам приятно отметить, что этот красивый образ дошел до нашего времени в столь хорошем экспозиционном состоянии, этот факт можно объяснить только одним обстоятельством: икону любили и правильно хранили, бережно обращались с нею и размещали, скорее всего, в застекленном киоте.

Икону украшает красивый латунный оклад с накладными вызолоченными нимбами. Оклад не потерт, исполнен он очень качественно, рельефно.

Подокладная живопись на иконе проста и приятна, особенно красивы лики. Обратите внимание на то, что сами образы фрагментарно покрыты блестящим лаком - так мастер усиливал глубину цвета красочного слоя и одновременно осуществлял защитную функцию для живописи. Такой прием частичной обработки иконы лаком часто встречается на иконах, изначально предназначенных под покрытие окладом, ведь в конце 19 века принято было экономить, живописные иконы тогда соперничали в цене с печатными иконами.

Благодаря съемному окладу антикварную икону Вы можете разместить в своем доме как в окладе, так и без него, то есть так, как Вам нравится.

Все четыре извода - икона Богородицы Умягчение злых сердец (Ченстоховская), икона Богородицы Утоли моя печали, икона Богородицы Избавление от бед страждущих, икона Богородицы Взыскание погибших - очень редки и будет сложно найти такие иконы 19 века в отдельности, кроме того, каждая отдельная икона будет стоить достаточно дорого, тут же Вам предоставляется уникальная возможность купить четыре востребованных Богородичных образа по одной цене!

Четыре иконы на одной иконной доске - это еще и возможность компактного размещения святых образов в современном жилище, где часто не хватает места для отдельных Богородичных изображений.

Празднование иконе Богородицы Умягчение злых сердец Ченстоховской Рудненской отмечается 19 марта по новому стилю.

Икона Богородицы «Умягчение злых сердец» о чем молятся, о чем просят: Молитва Богородице «Умягчение злых сердец» совершается о благополучии в семейной жизни, об исчезновении недобрых чувств, об усмирении вражды.

Икона Богородицы «Утоли моя печали» о чем молятся, о чем просят: просят перед образом Богородицы исцеления любых телесных недугов, в том числе исцеления паралича, немощного состояния, но особенно икона прославилась исцелением душевных недугов, она исцеляет от греховных страстей, избавляет от печалей, скорбей, помогает пережить тяжелые жизненные моменты, несчастья, дает душам верующих скорое утешение.

Икона Богородицы «Избавление от бед страждущих» о чем молятся, о чем просят: молятся иконе об избавлении от бед и несчастий.

День празднования иконе Богородицы «Взыскание Погибших» празднуется 18 февраля по новому стилю.

Икона Богородицы «Взыскание Погибших» о чем молятся, о чем просят: молитва Пресвятой Богородице Взыскание Погибших помогает спасти детей, гибнущих в грехах, но иконе Богородицы молятся и невесты, выходящие замуж с тем, чтобы Пречистая Дева защитила брак, сохранила его.

Молятся иконе также об избавлении от людских пороков.

Редкая четырехчастная икона с Богородичными образами может стать Вашей, Вы можете купить икону для себя, или в качестве доброго ценного подарка!

Из всех произведений, созданных после пожара 1547 г. для местного ряда иконостаса Благовещенского собора, самым необычным, вызвавшим большие споры и разногласия среди современников, была икона с изображением четырех сюжетов, имеющих следующие надписи: «И ПОЧИ БОГЬ В ДЕНЬ СЕДЬМЫЙ» (верхняя левая часть), «ЕДИНОРОДНЫЙ СЫНЕ И СЛОВЕ БОЖИЙ» (верхняя правая), «ПРИИДИТЕ ТРИСОСТАВНОМУ БОЖЕСТВУ ПОКЛОНИМСЯ» (нижняя левая), «ВО ГРОБЕ ПЛОТСКИ, ВО АДЕ ЖЕ СЪ ДУШЕЮ ЯКО БОГЪ, В РАИ ЖЕ С РАЗБОЙНИКОМЪ, И НА ПРЕСТОЛЕ БЫЛЪ ЕСИ СО ОТЦЕМ И ДУХОМЪ, ВСЯ ИСПОЛНЯЯ НЕОПИСАННЫЙ» (нижняя правая) 125 . Идейное содержание этого памятника чрезвычайно сложно, символика образов и в целом произведения емкие и могут рассматриваться на разных уровнях. Основные смысловые аспекты иконы были раскрыты О. И. Подобедовой, но отдельные ее части и изображения интерпретируются по-разному 126 . Литературные источники этого уникального произведения многочисленны и разнообразны: богослужебные песнопения (антифоны, кондаки, стихиры), творения отцов церкви (Псевдо-Дионисия Ареопагита, Григория Богослова, Василия Великого), тексты Ветхого и Нового заветов. Столь же разнообразен и использованный художниками иконографический материал: наряду с традиционными композициями «по образу и подобию» - совершенно новые, противоречащие самой сути православного понимания иконного образа аллегорические изображения, заимствованные из западноевропейского (латинского) искусства, а также, видимо, сочиненные самими исполнителями произведения.

125 Инв. № Ж-1321; 3059 соб.; 190 х 151 см; раскрыта в 1918–1919 гг. в ГЦХРМ (см.: ОР ГТГ, ф. 67). Композиции «Почи бог» и «Приидите, людие» частично под потемневшей олифой. 126 См.: Подобедова О. И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972, с. 40–53. Мы приняли порядок прочтения композиций, предложенный Н. А. Маясовой. 127 Изображение Бога-Отца, устремляющегося к Иисусу Христу и изливающего на него из сосуда, по объяснению церковного собора 1553–1554 г. «прообразует святое крещение и чашу, которую Спаситель принял плотию в распятии и которая есть оцет, с желчью смешан» (см.: Буслаев Ф. И. Сочинения М., 1910, т. 2, с. 293).

Содержание иконы раскрывается в четырех обособленных частях, прочтение которых следует начинать с верхней левой части под названием «И почи Бог в день седьмый ». Вверху здесь изображен мир небесный, внизу - земной. Небо, очерченное плавной линией с тремя волнистыми изгибами, заполнено белильными орнаментальными рядами облаков, внизу - личины солнца и луны. В центре неба, в сферах, похожих на сферы «Спаса в силах» из деисусного чина, показаны возлежащий на ложе в светлых одеждах Саваоф, Богоматерь Знамение (слева) и Святой Дух (вверху) в медальонах; во внешнем ореоле справа повторен Саваоф с сосудом в руке, устремляющийся к Христу 127 , который заключен в большую стрельчатую мандорлу, соприкасающуюся со сферами Саваофа. Изображение Христа необычно: он обнажен, с двумя херувимскими крылами, прикрывающими нижнюю часть фигуры, голова окружена нимбом Бога-Отца (два перекрещивающихся ромба). Слева на небе, в такой же стрельчатой мандорле, показан стоящий на престоле Саваоф в светлых одеждах и в царской короне, в фигуру которого вписан Голгофский крест с распятым крылатым Христом и Святым Духом в медальоне над головою Христа. Эта неизвестная православному искусству композиция представляет иконографию «Отечества» в чисто западном варианте. В стрельчатых мандорлах - херувимы, на небе над мандорлами - ангелы. На круглых сферах и на небе рядом с мандорлами изображены четыре ангела в рост (один из них, в воинских одеждах, с поднятым мечом и развернутым свитком, - архангел Михаил). Верхняя (небесная) часть этой композиции особенно сложна по содержанию и нова по изображению. Именно она вызвала большие сомнения главы Посольского приказа ученого дьяка Михаила Висковатого. В аллегорических образах, с их буквальным соотношением с текстами богословских толкований (крылатый Христос-серафим, распятый сын «в лоне отче...» и т. п.), здесь иллюстрируются отвлеченные догматические рассуждения о начальных актах «божественного домостроительства». В нижней половине рассматриваемой части (на земле) сюжеты и их изображения более традиционные. Они показывают ветхозаветную историю человечества: сотворение Адама и Евы, их изгнание из рая. Земля, где поселились «прародители», изображена в виде острова с горками, деревьями и травами, окруженного плавной, округлых очертаний лентой реки. К земле летят ангелы, дующие в трубы. На земле представлены сцены из жизни первых людей: наставление Адама и Евы архангелом Михаилом «на дела земные», убийство Каином Авеля и его оплакивание Адамом и Евою.

Следующая, верхняя правая часть иконы, именуемая «Единородный сыне и слове божий », как и соответствующая ей левая часть, сложна по содержанию, истолкование ее изображений неоднозначно. Здесь также две зоны - небесная и земная. В центре всей композиции, на границе двух зон, позади пустого гроба изображен мертвый Христос и обнимающая его Богоматерь - «Оплакивание Единородного сына» в иконографическом типе, известном в балканском искусстве с древности. Над «Оплакиванием», в середине небесной сферы, в большом круглом ореоле с «небесными силами», несомом двумя летящими ангелами, в свободной, величественной позе восседает Бог-Слово (Еммануил), в светлых одеждах, с развевающимся свитком в руке; над его головой, в медальоне, -Святой Дух. Ореол с Еммануилом сверху «осеняет» Саваоф, полуфигура которого заключена в круглые сферы небесного сияния, снизу закрытые ореолом Еммануила. Эта композиция вновь представляет «Троицу» (в иконографическом типе «Отечества»), в изображении которой акцент поставлен на идее торжества Бога-Слова, вечно юного Еммануила, в его единстве с двумя другими ипостасями божества - Богом-Отцом (Саваофом) и Святым Духом. Слева и справа от центральной оси изображены два здания, возвышающиеся на скалистых вершинах земной зоны. Справа - сложное «античное» сооружение с открытыми колончатыми портиками, слева - высокая белая трехглавая церковь с четырьмя ярусами закомар и выступающей апсидой. Перед зданиями - два ангела. Ангел справа - в античном одеянии (синевато-зеленом хитоне и красном гиматии); он стоит на полусфере облачного неба, за его спиной - темные проемы здания, в руке у него небесная сфера, крылья его опущены, взгляд устремлен на мертвого Христа, оплакиваемого Богоматерью (в центре иконы). Ангел слева изображен на фоне золотой двери белой церкви, ассоциирующейся с золотыми вратами рая, он в белых одеждах с длинными рукавами, украшенными золотыми каймами и широким золотым оплечьем (в одеждах его совмещены облачения священнослужителя и царя), в руке его - чаша. Одно крыло ангела поднято и указывает на церковные главы, взгляд устремлен на Еммануила в ореоле. Между «античным» зданием и «Отечеством» - летящий ангел с огромной серо-зеленой личиной луны над головой; по другую сторону «Отечества» - ангел, в розово-красных одеждах, с личиной солнца. 128 О персонификациях церкви и синагоги см.: Осташенко Е. Я. Византийская икона «Распятие» из Успенского собора Московского Кремля. - В кн.: Русско-балканские культурные связи в эпоху средневековья. София, 1982, с. 324–325. Символика этих изображений очевидна: сложное колончатое сооружение, напоминающее античное здание, ангелы с личиной луны и сферой олицетворяют собой ветхозаветную синагогу, Ветхий завет; белая церковь, ангелы с личиной солнца и чашей представляют новую церковь (небесную и земную), Новый завет 128 . Не случайно поэтому лик восседающего в сферах «славы» Бога-Слова Еммануила обращен к церкви, на которую он указывает простертой рукой. В соответствии с символикой верхних изображений даны и сцены в нижней (земной) зоне. Справа (под аллегориями Ветхого завета), в черной пещере преисподней, царит смерть, представленная в образе костлявого мертвеца, восседающего на победоносно шествующем апокалипсическом звере. В ее руке коса, за плечами колчан со стрелами, под ногами - пораженные смертью люди. Тела мертвецов терзают две птицы и хищное животное, сверху к ним устремляется огненный серафим с мечом в руке. Слева (под персонификациям Нового завета) показана победа Христа над смертью и адом в чисто западном иконографическом варианте. В зияющей пропасти ада слева архангел Михаил, в красном плаще, поражает копьем падшего «князя тьмы» - сатану (персонификацию ада), бесовское воинство которого отступает в глубину пещеры. Фигуру поверженного сатаны попирает крест, на верхней перекладине которого в непринужденной позе восседает Иисус Христос (по надписи над его головой). Христос представлен в образе молодого элегантного воина с мечом в руке, облаченного в рыцарские доспехи; воинский шлем его окружен золотым нимбом с перекрестьями. Победа Христа над смертью - центральная тема христианского искусства - показана здесь аллегорически, в чуждом православному пониманию образа иконографическом изводе. Поэтому недоумения и «вопли» дьяка Висковатого, обвинявшего художников в написании изображений не по древним, давно принятым и освященным традицией образцам, но «от своего мудрования» и «от притч», были вполне обоснованными.

129 См.: Подобедова О. И. Указ. соч., с. 46. 130 См.: Успенский Л. А. Роль московских соборов XVI века в церковном искусстве, с. 225.

Рассказ продолжается в правой нижней части иконы «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог... », в которой иллюстрируется праздничное песнопение - кондак пасхального канона 129 . Композиция делится на три горизонтальные зоны. Вверху, в центре небесной зоны, в круглых сферах, на престоле с полукруглой спинкой восседают Саваоф и Христос, над ними в перекрещивающихся ромбах - Святой Дух (это самое раннее из известных изображений Новозаветной Троицы 130). По обе стороны ореола - огромные серафимы с крыльями, покрытыми очами, за ними - сонмы ангелов в белых одеждах. В среднем регистре - рай с раскрытыми вратами, от которых отлетает охраняющий их огненный серафим. Справа в пещере (в преисподней) - воскрешенные праведники. Слева в раю - Христос и Благоразумный разбойник. В нижнем регистре слева - «Сошествие во ад» («Воскресение»), справа - «Положение во гроб» («Оплакивание»). Эти сцены (традиционные по значению и иконографии) «переводят» текст песнопений на язык изобразительного искусства, раскрывая главное содержание правой части иконы: победа над смертью и адом, триумф Христа в единстве трех лиц Новозаветной Троицы.

131 См.: Подобедова О. И. Указ. соч., с. 45.

В заключительной, левой нижней части - «Приидите, трисоставному божеству поклонимся » - также иллюстрируется песнопение, соответствующая стихира Пятидесятницы 131 , когда празднуется Сошествие Святого Духа не только на апостолов, но и «на всю тварь», а на Руси, помимо этого, еще особо прославляется «трисоставное божество» - празднуется Святая Троица. Композиция этой части в соответствии с композицией правой части иконы делится на три зоны: небесную - «будущего века» (верхний регистр), новозаветную (средний) и земную (нижний регистр). В центре верхней зоны, в сферах, также аналогичных «Спасу в силах», изображен восседающий Саваоф. Слева и справа ему предстоят сонмы ангелов. В центре второго регистра - «Рождество Христово» (с множеством дополнительных сцен), слева - «Благовещение», справа - «Крещение». Эти новозаветные сцены соединены с изображением Саваофа тремя исходящими от него лучами с символом Святого Духа (голубем в медальоне). В нижней земной зоне представлены в молении «лики святых»: пророки, апостолы, мученики, святители, праведные жены и мужи, славословящие трисоставное божество. Внизу этого регистра, перед фигурами святых, на земле - коленопреклоненные люди «живы суще». 132 Там же, с. 45–46. 133 Стоглав. Спб. 1863, с. 130–131. Собор ответил, что такие изображения были известны с древности (в «Воздвижении честного креста», в «Покрове Богородицы»). 134 См.: Подобедова О. И. Указ. соч., с. 52. 135 В верхней левой части «Троица» изображена трижды: 1) в главном ореоле «славы» «Троицу» представляют изображения Саваофа на ложе, Христа в образе Еммануила (в композиции «Богоматерь Знамение») и Святого Духа в перекрещивающихся ромбах вверху; 2) «Ветхозаветная Троица» во внешней сфере ореола (над Святым Духом); 3) «Отечество» в стрельчатой мандорле слева. В нижней левой части символом «Троицы» являются комбинации из следующих изображений: Саваоф «в силах» с исходящими от него тремя лучами со Святым Духом и три новозаветные композиции - «Благовещение», «Рождество», «Крещение», символизирующие воплощение Христа. 136 На одной диагональной оси изображены оплакивание Авеля (ветхозаветного прообраза Христа, ветхозаветной жертвы) и «Оплакивание Христа» (наблюдения О. И. Подобедовой), «Рождество Христово», которое трактуется в богословской литературе так же как смерть Христа, давшая искупление людскому роду и «Оплакивание Единородного сына» Богоматерью, знаменующее собой Воскресение Христа и всех умерших, рождение нового (обновленного, преображенного) человека. Подобные сопоставления можно было бы продолжить, хотя их истолкования не всегда могут быть однозначными. Икона действительно представляет собой ребус, идеограмму. В группе справа, среди старцев и средовеков, одетых в дорогие узорчатые платья, изображен юноша в отороченных мехом шапке и шубе, за старцами - коленопреклоненные женщины, одна из них (на первом плане) с младенцем на руках. О. И. Подобедова, исследовавшая эту икону, поставила вполне закономерный вопрос: нельзя ли отождествить изображения юноши и женщины с Иваном IV и его женой Анастасией с царевичем на руках 132 . Подобное предположение не лишено оснований. В 1551 г. царь обратился к заседавшему тогда Стоглавому собору с вопросом, допустимо ли изображение на иконе в композиции «Приидите, людие, трисоставному божеству поклонимся» (на иконе Благовещенского собора!) в нижнем ряду «царей и князей и святителей и народа, которые живы суще», и получил утвердительный ответ 133 . Тем самым русский царь и его приближенные как бы уравнивались с богоизбранными праведниками, признавались достойными восхваления Бога, его божественного покровительства и заступничества. Таким образом, основное содержание «Четырехчастной» иконы - это раскрытый языком изобразительного искусства богословский «трактат о троичности божества» и одновременно «сжатое повествование об основных событиях Ветхого и Нового заветов, включая и Апокалипсис» 134 , изображение главных представителей небесной и земной иерархии, в числе которых, возможно, есть и «лики» русской истории. Троица (в том или ином иконографическом типе) представлена в каждой части иконы 135 . Другие догматические идеи раскрываются сопоставлением четырех частей иконы, их зон и отдельных образов по горизонтали, вертикали и диагонали 136 . Многие сцены и изображения сопровождаются пространными пояснительными надписями, смысл которых и соотношение с образами до конца не раскрыты. Созданное, возможно, по разработанной с участием митрополита Макария и его окружения иконографической программе произведение псковских художников по своей сути уже не было иконою (в прямом значении этого слова), так как вместо «исторического» образа, предназначенного для поклонения, оно иллюстрировало богословские рассуждения в формах изобразительного искусства. Этот «теологический трактат» мог быть понятен лишь небольшой группе «мудрствующих» богословов. Поэтому икона Благовещенского собора осталась уникальным созданием своего времени, реплики ее (при этом только отдельных изображений) малочисленны. В живописном исполнении произведения также много нового, что характерно для искусства середины XVI в. Композиции перегружены, уплотнены. Многочисленные изобразительные элементы, густо заполняющие поверхность, разнообразны по очертаниям, между ними нет гармонической связи и ритмической соотнесенности; они разномасштабны, разностильны, обильно украшены золотым орнаментом и мелким узором. Рисунок архитектурных сооружений, скалистых горок с острыми, изломанными уступами и зубчатыми краями пещер, прерывистый, угловатый. Разностильностью отличаются и типы архитектурных сооружений. Белая многоярусная церковь, воспроизводящая характерный для XVI в. тип древнерусского храма, трактована плоско, декоративно, «античное» здание объемно, с соблюдением перспективных сокращений (видимо, таковы были особенности копируемых образцов). Сцены из Апокалипсиса и изображения Христа в образе воина и серафима следуют западным образцам. В то же время особенности в иконографии «Благовещения» и «Положения во гроб» на «Четырехчастной» иконе свидетельствуют о том, что исполнители этого произведения хорошо знали древние праздничные иконы Благовещенского собора, поставленные здесь после пожара 1547 г. Позы и жесты фигур, одежды архангела Гавриила с золотыми нашивками и такой редкий иконографический элемент, как зубчатая городская стена на первом плане в «Благовещении», восходят к одноименной иконе из праздничного ряда соборного иконостаса. «Положение во гроб» повторяет

К данной иконе прилагается документ - экспертиза Национального научно-исследовательского института экспертизы и оценки объектов истории и культуры «Рускультурэкспертиза».

Настоящая икона является неотъемлемой частью национального культурного достояния Российской Федерации и не подлежит вывозу за границу.

Время и место: Россия, Владимирские села, середина 19 века.

Размер: 32х24,9 см.

Техника и материалы

Икона: левкас, яичная темпера, природные минералы, сусальное серебро.

Доска: липа, две торцевые дубовые шпонки.

Четырехчастный Богородичный образ составлен иконописцем по желанию заказчика из икон Божьей Матери почитаемых избранных сюжетов.

  1. «Обет страждущих» - поясной образ Богоматери в короне, в мафории, с Младенцем на левой руке, правой рукой Она касается ножек Младенца. Благословляющая правая рука Младенца представлена на уровне шеи Богородицы. Левая Его рука сжимает свиток. Перед этой иконой молящиеся берут на себя обеты.
  2. «Богоматерь Троеручица» список (копия) с чудотворного образа Иоанна Дамаскина. Иконография образа Божией Матери «Троеручица» относится к типу «Одигитрия». Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы. Правой рукой Он благословляет, в левой Его руке свиток. В нижней части иконы изображается кисть руки Богородицы. «Третья рука» Богородицы символизирует покров и защиту, которую Она дарует молящимся. Левая рука Марии поднята к груди в указывающем на Сына жесте. У образа «Троеручица» молятся о защите от врагов при угрозе дому или семейному благополучию, об увеличении благосостояния, об исцелении от болезней, об исцелении безнадежно больных, о здравии родных и близких.
  3. «Умиление Пресвятой Богородицы» - Богоматерь прижимает Младенца Христа к своей щеке. Младенец сидит на левой руке Богородицы. Левая Его рука касается шеи Богородицы, правая опущена вниз. Правая рука Богородицы находится на уровне Её груди.
  4. «Утоли мои печали» - помощница в болезнях. Богоматерь изображена держащей левой рукой Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток. Правую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной на бок, будто Она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней о печалях и скорбях. Молитва перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали» помогает избавиться от душевной скорби и губящих сердце страстей. Другое название иконы «Утоли моя болезни» говорит о ее большой исцеляющей силе.

Особенность четырехчастной иконы в том, что она является покровительницей женщин, молящихся перед Ней с просьбами к Богородице о помощи в рождении и воспитании детей, об их здравии и благополучии, икона помогает матерям и вдовам.

Художественные особенности образа позволяют отнести его к типу народной иконы. Об этом свидетельствует лаконичность композиционных решений, контрастная ограниченная цветовая гамма на основе красно-коричневого и черного цветов, тяготение к плоскостности, упрощение изображений фигур и схематичность облачений.

Икону можно отнести к произведениям ремесленного искусства, характерным для «расхожей продукции» Владимирских сел второй половины XIX века. За основу иконографии были взяты наиболее почитаемые московские образы.

Сохранность хорошая, живопись под первоначальной олифой. Икона не подвергалась реставрационным и иным вмешательствам в авторскую живопись.

Настоящая икона весьма характерный памятник иконописи Центральной Руси последней четверти 19 века, имеет коллекционную и музейную ценность.

Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году.
Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства и вследствие этого утратившему способность ходить, во сне явился старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери „Неупиваемая Чаша“, отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Крестьянин не сразу отправился в монастырь, но после третьего явления старца на четвереньках отправился в путь...

Икона Божией Матери "Троеручица"

IX ве­ке, во вре­мя ико­но­бор­че­ства, за рев­ност­ное по­чи­та­ние свя­тых икон пре­по­доб­ный Иоанн Да­мас­кин († ок. 780; па­мять 4 де­каб­ря) был окле­ве­тан им­пе­ра­то­ром Львом III Ис­ав­ром (717–740) пе­ред Да­мас­ским ка­ли­фом в го­судар­ствен­ной из­мене. Ка­лиф при­ка­зал от­сечь кисть ру­ки пре­по­доб­но­го и по­ве­сить ее на рын­ке.

Икона Божией Матери "Казанская" (Петербургский список)

Казанский Кафедральный Собор и ООО « Мир Афонской иконы» осуществили совместный проект к 200- летию собора - выпустили точную копию чудотворной иконы Казанской Божией Матери.

В древнерусском искусстве - икона, состоящая из нескольких складывающихся частей с изображением на каждой из них или на одной из них (на центральной). Наибольшее распространение получили трехчастные складни, в которых средняя часть прикрывается двумя боковыми створками. Складнями также обычно называли небольшие по размеру иконки (из дерева, металла, слоновой кости). Это створчатая икона или мощевик, выполненные в технике темперной живописи, резьбы по кости или дереву либо в металле с использованием чеканки, филиграни, эмали и т.п.

«Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на …цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные… большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол. - Прим. авт.)». Такое определение слова «складень» было дано Владимиром Далем в Толковом словаре.
Основные типы складней, существовавших на Руси: нательные, нагрудные, киотные (поставные). Все они могли являться путными, то есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход (некоторые многостворчатые складни так и назывались «походные»).

Икона "Тайная вечеря"

В пятый день после входа Господа в Иерусалим значит, по нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало заклать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: "где велишь нам приготовить Тебе Пасху?"
Иисус Христос сказал им: "пойдите в город Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница (комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте пасху". Сказав это, Спаситель послал двух учеников своих Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель; и приготовили Пасху.

Икона Божией Матери "Материнство"

Четырехчастная икона состоящая из образов Пресвятой Богородицы (слева-направо,сверху-вниз): «Млекопитательница», «Поможение родам», «Взыграние младенца», «Воспитательница».

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: "Святая святым". Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем.

Апо­стол Ан­дрей был ро­дом из Га­ли­леи. Эта се­вер­ная часть Свя­той Зем­ли от­ли­ча­лась пло­до­ро­ди­ем и жи­во­пис­но­стью, а жи­те­ли ее – доб­ро­ду­ши­ем и го­сте­при­им­ством. Га­ли­ле­яне лег­ко ужи­ва­лись с гре­ка­ми, во мно­же­стве на­се­ляв­ши­ми их стра­ну, мно­гие го­во­ри­ли по-гре­че­ски и да­же но­си­ли гре­че­ские име­на. Имя Ан­дрей – гре­че­ское и в пе­ре­во­де зна­чит «му­же­ствен­ный».

Свя­той про­рок Ма­ла­хия пред­ска­зы­вал, что рань­ше Мес­сии явит­ся Его Пред­те­ча, ко­то­рый ука­жет на Его при­ше­ствие. По­это­му иудеи, ожи­дав­шие Мес­сию, жда­ли и яв­ле­ния Его Пред­те­чи.

Про­рок Иоанн Кре­сти­тель был сы­ном свя­щен­ни­ка За­ха­рии (из ро­да Ааро­на) и пра­вед­ной Ели­за­ве­ты (из ро­да ца­ря Да­ви­да). Жи­ли его ро­ди­те­ли око­ло Хев­ро­на (в На­гор­ной стране), на юг от Иеру­са­ли­ма. Он при­хо­дил­ся по ма­те­рин­ской ли­нии род­ствен­ни­ком Гос­по­да Иису­са Хри­ста и ро­дил­ся на шесть ме­ся­цев рань­ше Гос­по­да.

Пре­по­доб­ный Се­ра­фим Са­ров­ский, в ми­ру Про­хор, ро­дил­ся 19 июля 1759 го­да в го­ро­де Кур­ске в бла­го­че­сти­вой ку­пе­че­ской се­мье. Вся его жизнь от­ме­че­на зна­ме­ни­я­ми ми­ло­сти Бо­жи­ей.

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник и це­ли­тель Пан­те­ле­и­мон ро­дил­ся в Вифи­нии (Ма­лая Азия) в го­ро­де Ни­ко­ми­дия в се­мье знат­но­го языч­ни­ка Евстор­гия и был на­зван Пан­то­лео­ном (что зна­чит «по все­му лев»), так как ро­ди­те­ли же­ла­ли ви­деть его му­же­ствен­ным и бес­страш­ным юно­шей. Мать, свя­тая Евву­ла (па­мять 30 мар­та), вос­пи­ты­ва­ла маль­чи­ка в хри­сти­ан­ской ве­ре, но ра­но окон­чи­ла свою зем­ную жизнь...

Икона Божией Матери "Достойно есть" (Милующая)

Эта икона находится на Афоне в Карейском монастыре, который был основан Константином Великим в 335 году, она стоит там в соборном храме в алтаре на горнем месте. Вре­мя ее яв­ле­ния опре­де­ля­ет­ся 980 го­дом, про­слав­ле­ния – 1864 го­дом.

Икона Божией Матери "Семистрельная" (Умягчение злых сердец)

Образ «Умягчение злых сердец» происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, не было никогда и никаких; неизвестно даже, где и когда икона явилась. Пречистая «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу...

Икона Божией Матери "Вифлеемская"

Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом (точная дата неизвестна). Риза ее изготовлена из платья преподобномученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864-1918 гг.).

Святой образ русского письма. Его особенность в том, что это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается. Икона относится к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название - Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере...

Икона Божией Матери "Старица" (Геронтисса)

Икона Божией Матери, именуемая Геронтисса (Старица - Настоятельница), прославилась в Афонском монастыре Пантократор (Вседержитель).

На северо-восточном склоне Святой Афонской Горы, на отвесной скале у самого моря находится монастырь Пантократор, основанный в 1361 году греческим императором Алексеем Стратопедархом и братом его, Иоанном Примикирием. Старинные массивные стены со множеством иноческих келий, высокие средневековые башни – еще издали обитель поражает своим величием и живописностью! В этом монастыре хранятся чтимые святыни: частицы животворящего древа Креста Господня, части мощей апостола Андрея Первозванного, святителей Иоанна Милостивого, Иоанна Златоуста и Афанасия Константинопольского, преподобного Иоанникия Великого, священномученика

Икона Божией Матери "Донская"

Дон­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла на­пи­са­на Фе­о­фа­ном Гре­ком. В день Ку­ли­ков­ской бит­вы (8 сен­тяб­ря 1380 го­да, на празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы) ико­на на­хо­ди­лась сре­ди рус­ско­го вой­ска, по­да­вая ему по­мощь, а по­сле по­бе­ды бы­ла пе­ре­да­на дон­ски­ми ка­за­ка­ми в дар ве­ли­ко­му кня­зю Ди­мит­рию Дон­ско­му (1363–1389), ко­то­рый пе­ре­нес ее в Моск­ву. Ико­на на­хо­ди­лась сна­ча­ла в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля, а за­тем в Бла­го­ве­щен­ском (ныне ико­на в Го­судар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­рее). В па­мять по­бе­ды на бе­ре­гах До­на она по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Дон­ской.

Икона Божией Матери "Иверская" (Портаитисса, Вратарница)

Икона находится в Иверском монастыре на Афоне с 999 года, куда чудесно прибыла по водам Мраморного моря, пущенная на воду из города Никеи во времена гонений на иконы в IX столетии.

В царствование Алексея Михайловича, при патриархе Никоне, в бытность его тогда еще архимандритом Новоспасского монастыря, по его желанию, в 1648 году был привезен в Москву список с сей иконы, который совершенно сходен с подлинником и прославился в Москве многими чудотворениями. Иверская икона очень чтится в Москве.

Свя­ти­тель Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский ро­дил­ся в кон­це III ве­ка на ост­ро­ве Кипр. О его жиз­ни све­де­ний со­хра­ни­лось ма­ло. Из­вест­но, что он был пас­ту­хом, имел же­ну и де­тей. Все свои сред­ства он от­да­вал на нуж­ды ближ­них и стран­ни­ков, за это Гос­подь воз­на­гра­дил его да­ром чу­до­тво­ре­ния: он ис­це­лял неиз­ле­чи­мо боль­ных и из­го­нял бе­сов.