Школьная форма до революции 1917 года. Школьная форма: история и современность

Под школьной формой мы подразумеваем форму одежды для учащихся во время их пребывания в школе. Сейчас, как и раньше, существует много доводов за и против ношения школьной формы. Давайте взглянем, как развивалась школьная форма в России.

Можно даже назвать точную дату введения школьной формы в России. Это произошло в 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Костюмы, которые предназначались для мальчиков того времени были своеобразным сочетанием военного и штатского мужского платья. Эти костюмы мальчики носили не только во время занятий, но и после них. На протяжении всего времени фасон гимназического и студенческого мундира менялся лишь незначительно.

В то же время началось развитие и женского образование. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. В 1986 году и появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд. Выглядел он приблизительно так: шерстяное платье коричневого цвета длиной ниже колена. Это скромное платье было украшено белыми воротничками и манжетами. Из аксессуаров - черный передник. Практически точная копия школьного платья советских времен.
До революции образование могли получать лишь дети из обеспеченных семей. И школьная форма была своеобразным показателем достатка и принадлежности к уважаемому сословию.

С приходом к власти в 1918 года коммунистов, школьная форма была отменена. Она считалась буржуазным излишеством.

Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.

Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).

Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

1962 годугимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.

В 1973 годупроизошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

В начале 1980-хбыла введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук

А как обстоит дело со школьной формой за границей? Школьная форма в других странахотличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то - очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Их форма - эталон подростковой моды для всего мира. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.

Наибольшее распространение имеет школьная форма в Англии и в ее бывших колониях. Эта форма является отражением классического делового стиля. Каждое солидное учебное заведение Англии имеет собственный логотип. И этот логотип наносится на школьную форму. В его виде делают значки и эмблемы. Его наносят на галстуки и головные уборы.

Во Франции школьная форма была в ходу с 1927 до 1968 года.

В Польше ее отменили в 1988 году.

А вот в Германии школьной формы никогда не было. Даже во времена правления Третьего рейха. Только члены «Гитлерюгенд» носили специальное обмундирование. В некоторых немецких школах введены элементы школьной формы, но что именно форменное носить выбирают сами дети.

В СШАкаждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой - вот что предпочитают ученики американских школ.

В большинстве европейскихстран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.

Нет единого мнения о пользе или вреде обязательной единой школьной одежды. История создания школьной формы и ее развития противоречива, и не дает ответа на вопрос: нужна ли она. Но одно точно школьная одежда должна оставаться только школьной одеждой.

по материалам сайта http://www.svk-klassiki.ru

Одежда для школы! Вопрос очень острый

Как для учащихся, так и для взрослых!

В чем можно ходить и ходить в чём нельзя

Для всех это нынче проблема, друзья!

Самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам. Ежегодно подготовка к 1 сентября, новому учебному году, начинается задолго до его начала. Родителям приходится делать много покупок: школьные сумки, тетради, ручки, пеналы, сменная и спортивная обувь, спортивная одежда и т.д. Но самое непростое дело - это приобретение школьной формы для ребенка. Именно этот вопрос для многих родителей нынче становится проблематичным, так 20 лет назад, согласно Закону РФ № 3266-1 «Об образовании», принятому в 1992 году, было отменено обязательное ношение школьной формы в школах Российской Федерации, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду.

Все чаще в средствах массовой информации и на форумах в Интернете стал обсуждаться вопрос о введении школьной формы.Своё мнение высказывают ученики, родители, директора школ, журналисты,модельеры. Согласно статистике 70% родителей за введение школьной формы. По мнению взрослых, форменная одежда прививает вкус к деловому костюму, дисциплинирует, настраивает на рабочий лад.

Согласно письму МО РФ от 14.11.2000 г. № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся» органы управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет), снова рассматривают вопрос о введении единой ученической формы.Хорошо это или плохо?

История возникновения формы

Форма(лат. uniform) - одинаковая по крою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, у учащихся). Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации.

Школьная форма - обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Школьная форма в России до 1917 года

Форма в России существовала еще в XIX веке. В 1834 году был принят закон, утверждающий общую систему всех гражданских мундиров. Именно к ним относились мундиры гимназический и студенческий. Школьная форма, предназначенная для учеников мужских гимназий, шилась по образцам военной одежды: шинель, гимнастёрка, фуражка, брюки без канта; в зимнее время выдавался башлык. Гимназисты старших классов носили куртки с воротниками-стойками, похожие на морские кители. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. Самой престижной была форма лицеистов: синий кафтан фрачного покроя с красным воротником и обшлагами. Брюки и жилет полагались темные, а галстук - черный.Следует отметить, что до революции фасон успел поменяться несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.Она была показателем социального статуса носителя - если учусь, значит, родители богаты.

В 1892 году форму отменили. Возобновили ее 1896 году, и в этом же году было принято положение о гимназической форме для девочек. Им предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Повседневные платья учениц Смольного института шили из забытой теперь шерстяной материи – камлота. Самые младшие (от пяти до семи лет) носили кофейные платья; от восьми до десяти – голубые и синие; от одиннадцати до тринадцати – серые; самые старшие ходили в белых. Платья были, как говорили тогда, «глухие», одноцветные, самого простого покроя. Единственными украшениями были белый передник и цветной поясок.

25 июля 1914 года циркуляром № 22872 начальство Санкт-Петербургского учебного округа утвердило ношение школьной формы ученицами гимназий. Платья темно-коричневого цвета с черным фартуком, обувь без каблуков, шляпы с черными лентами, которые по праздникам разрешалось заменять цветными.

До 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников.

Школьная форма Советского периода

Всё изменилось после революции. В 1918 году вышел декрет "О единой школе...", отменявший школьную форму как таковую и именовавший её "наследием царско-полицейского режима", или пережитком прошлого.

Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А по факту, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в форму.

Период "бесформенности" длился до конца 40-х годов.В 1949 году было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам – белых), а мальчики – в серых военных гимнастерках со стоячим воротничком, пятью пуговицами, двумя прорезанными карманами с клапанами на груди. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой, которую чистили так, чтобы горела на солнце, и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом учащейся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев – значок на груди. Так выглядели в школе наши бабушки и дедушки.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась прежняя.

В 1973 году одежду для мальчиков снова поменяли. Она состояла из синего полушерстяного костюма (курточка джинсового кроя и брюки). На рукаве курточки была пластиковая эмблема с книжкой и солнышком. У девочек как платья, так и фартуки могли выглядеть совершенно по-разному. Юбки были полуклешёные, в складку, плиссированные. Воротники - стоечкой или отложные. Фартуки делали из различного материала - вплоть до кружевных. Самые стильные - те, которые не застёгивались на пуговичку, а завязывались сзади на бантик. В качестве воротничков и манжет часто использовали шитьё или кружева.

С 1976 года для учащихся 8-10 классов была введена более взрослая школьная форма. Мальчики должны были носить ансамбль синего цвета, напоминающий мужской брючный костюм, а девочки имели выбор из составляющих синего костюма-тройки – юбка-трапеция со складками спереди, пиджак с накладными карманами и жилетка. Носить в старшей школе под форму мальчикам полагалось рубашку, девочкам всевозможные блузки.

В 1988 году в некоторых школах в качестве эксперимента разрешили отменить форму как таковую. А в 1992 году она была отменена окончательно. И если вначале это обрадовало всех, то с каждым годом сторонников возвращения формы становитсявсе больше. Появилась даже традиция(или мода) приходить на последний звонок в старом добром коричневом платье и белом переднике с повязанными белыми бантами…

В 1999-2002 годы отдельные школы принимают решения о введении обязательной школьной формы.В последнее время такая одежда возвращается, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль для учащихся – элегантный, удобный, практичный.

Реальность сегодняшнего дня

Сегодня мы переживаем очередную смену ценностей в общественном поведении и взаимоотношениях друг с другом. Ярче всего это проявляется в одежде, быть может, оттого что все невербальное говорит громче всяких слов о том, кто перед тобой - свой или чужой. Но школа - это общественная организация, и одежда для нее должна быть пусть немного, но формальной.

Современная форма – это набор одежды и аксессуаров к ней, которые могут свободно комбинироваться.Такая одежда приучает нас к определенному порядку, дисциплине, сглаживает социальное неравенство, дает возможность осознать свою принадлежность к определенному коллективу. Она должна быть стильной, красивой, не уничтожать индивидуальность, а также дисциплинировать, приучать детей к тому, что выделяться можно и нужно не дорогой одеждой, а умственными и творческими способностями.

Известный модельер Вячеслав Зайцев сказал: “Дети должны с детства приобщаться к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие”.

Давно прошли уже те времена, когда школьницы бегали в черных платьях с белыми манжетами, белых или черных фартучках, а на мальчиках была надета школьная форма популярного темно-синего цвета.

Многие задаются вопросом: «А кто придумал эту школьную форму?» А это был Петр Первый. И в институте благородных девиц, который создала Екатерина II, была принята своя форма: в повседневные дни зеленые платья с белой пелериной и фартуком, а в праздники – белые платья с пунцовыми поясами и фартук.

Школьная форма появилась в 1834 году. Тогда и был принят закон, утверждающий общую систему всех гражданских мундиров в Российской империи. Но тогда форма была введена лишь для мальчиков. 1896 году- утверждено положение о гимназической форме для девочек. С тех пор ее неоднократно изменяли, отменяли и вводили заново.

До 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, т.к. учились в гимназии лишь дети богатых родителей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам – темнее строгие платья с плиссированными юбками до колен.

В 1918 Декрет «О единой школе…» отменил школьную одежду для учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима. В 1949 в СССР была введена единая школьная форма. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным передником. В 1962 мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на черных пуговицах. В 1973 году появилась новая форма для мальчиков. Это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 обновилась одежда для учебы и для девочек – юбки и жакет из синей полушерстяной ткани. Уже в 1988 году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

1992 год стал годом отмены формы в школах Российской Федерации. С 1999 года отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.

Многие родители считают, что традиционная форма дисциплинирует детей, приучает к порядку. А дети, напротив, полагают, что все в классе похожи друг на друга как близнецы и негативно относятся к школьной форме.

Повсеместное введение школьной формы для учеников российских школ предложил Владимир Путин 29 марта 2013 года на конференции Общероссийского народного фронта. Тогда же депутат Госдумы Андрей Бочаров предложил шить школьную форму исключительно на российских предприятиях и из российских тканей, чтобы поддержать отечественного производителя.

В компании SkyLake над созданием школьной формы работают лучшие дизайнеры и модельеры, которые стремятся учесть все особенности и нюансы школьного обихода, привычки и непоседливый характер большинства учащихся. Мы создаем модели школьной одежды для мальчиков и девочек, например, школьные жилеты для девочек , которые прекрасно подходят детям по возрасту и образу жизни.

Для школьной формы, костюмов, блузок для девочек и рубашек выбираются только натуральные ткани высокого качества - твид, хлопок, габардин. Благодаря этому, детская одежда от SkyLake не только приятна и удобна, но и выглядит современно и красиво,не должна стеснять движений, легко подходить к любой другой одежде. Но, в то же время, она должна быть стильной и соответствовать всем современным тенденциям.

Школьная форма - обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.

Сейчас в России ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам и что она дает: повышает дисциплину и успеваемость или, напротив, лишает индивидуальности и мешает формированию полноценной личности. Об этом спорят родители и учителя, журналисты и психологи. А дети тем временем ходят в школу в чем попало - в спортивных костюмах и мини-юбках, свитерах и топиках. В том, что нравится им самим и что по карману родителям.

Школьная форма существовала в нашей стране достаточно долгое время и свою историю забывать не стоит.

Еще в знаменитом Смольном институте благородных девиц каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6–9 лет – коричневый, 9–12 лет – голубой, 12–15 лет – серый и 15–18 лет – белый. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II.

1834. Принят закон, который утвердил общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.

1896. Утверждено положение о гимназической форме для девочек.

1. 1. Школьная форма в СССР

Униформа (по Ожегову) - суть форменная одежда. Форма имеет то же самое значение. ФОРМЕННАЯ ОДЕЖДА - это единая по покрою, единая по цвету одежда, установленная для определенной категории лиц. Форменная одежда прежде всего выступает прежде всего как знак различия. Наличие других индивидуальных знаков различия только подчеркивает ее функциональность. Форменная одежда никогда не шла в ногу с модой. Школьная форма советского периода - являлась истинной форменной одеждой или формой.

В 1918 году после революции гимназическая форма в России была отменена.

Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям, а с другой стороны - форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение. Но у этого отказа от формы была и другая сторона - бедность народа. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.

Однако со временем решили возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям с черным передником, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1949 году. Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с расхлябанностью.

В советское время школьная форма была обязательной для каждого школьника, но она несколько раз менялась.

Существовало несколько моделей. У девочек - классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Школьные платья были скромно украшены кружевными отложными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным.

В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. В целом, форма для девочек практически полностью копировала форму российской дореволюционной женской гимназии, за исключением того, что гимназистки носили соломенные шляпки.

Самые незначительные эсксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.

Даже причёска должна была отвечать требованиям морали - «модельные стрижки» до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер» и «Васёк Трубачёв и его товарищи».

1962. Мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась старая.

1973. У мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем - символ просвещения.

В начале 1980-х (1976г.) была введена форма для старшеклассников: юбка и жакет из синей полушерстяной ткани. Такую форму начинали носить с восьмого класса. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

В 80-х годах особой строгости в одежде школьников уже не было. Мальчики средних классов, не говоря уже о старшеклассниках, могли надевать в школу обыкновенные костюмы, в том числе и с жилетом. Для девочек швейные фабрики шили платья и фартуки различных фасонов и покроев, но только одного цвета, темно-коричневого с разными оттенками. По правде говоря, издалека разница в фасонах была не очень заметна. Девочки, особенно старших классов, всегда пытались как-то «украсить» свою форму, использовали разной формы манжеты, укорачивали длину платья. Процесс демократизации школьной одежды начался изнутри, подросткам были необходимы перемены.

У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени - краска на пластике начинала стираться. Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника»

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное - блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму». Разрешалось носить распущенные волосы.

Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного и на нём была надпись «За активную работу».

В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В этом же году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

В сентябре 1991 года ношение пионерских галстуков и октябрятских значков было отменено в связи с упразднением Пионерской организации СССР.

Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года.

1. 2. Современная Россия

Перестройка изменила отношение к школьной форме. Ее стали считать одним из средств подавления индивидуальности, которое мешает гармоничному развитию личности. От школьной формы отказались, и какое-то время она в российских школах отсутствовала вообще. Однако затем школьная форма вновь стала возвращаться – только теперь уже на уровне отдельных школ, как своеобразная корпоративная одежда, которая служит знаком отличия учеников данной школы от всех остальных.

Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. Возросли требования детей купить новый наряд, в соответствии с веяниями моды. Ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде неприлично, так же как и на работу. Психологи, размышляя на тему социального неравенства, считают, что отсутствие единой школьной формы только подчеркивает это неравенство.

Сейчас существуют очень разные мнения о необходимости школьной формы. Год назад

Министерство образования России проводило опрос школьников, родителей и учителей. Среди подростков только 38% проявили интерес к форме, остальные высказались резко против. Большинство взрослых считают, что униформа нужна, она приучает детей к дисциплине, развивает дух корпоративности. Школьная форма - это не столько наряд, сколько повседневная одежда, в которой ребенок ходит пять дней в неделю. Идеальный вариант - это красивая, удобная и недорогая форма, состоящая из нескольких аксессуаров для разных времен года.

Многие школы заключают контракт со швейными фабриками. При этом учителя и родители (дети тоже принимают участие) определяют стиль, выбирают фасон, цвет формы.

Детские психологи советуют:

Выбирать спокойные, приглушенные цвета и не использовать прямые цвета радуги, они повышают утомляемость у детей, могут спровоцировать скрытое раздражение;

Сочетание цветов типа черное-белое лучше избегать, такой резкий контраст сильно утомляет зрение и даже может вызвать головную боль;

Наиболее подходящими считаются бежевый или разбавленный зеленый цвет;

Для мальчиков классический костюм-тройка. Ткань лучше выбирать без синтетических добавок – они аккумулируют статическое электричество;

Так решают проблему школьной формы руководство учебных заведений и родители, которые хотят видеть своих детей аккуратными, воспитанными, образованными и подтянутыми. Первоклашки, с удовольствием надевают школьной униформы. Они считают себя взрослыми. Приблизительно с 6-го класса подростки весьма неохотно надевают форму, а старшеклассники часто ее просто игнорируют и не хотят ходить как «инкубаторские».

1. 3. Дресс - код

За последние 100 лет понятие дресс-код перекочевало из Лондона во все крупные города мира. Это понятие активно используют.

Dress-code в переводе с английского означает "одежный код", то есть профодежда или униформа. Если в школе, гимназии или колледже принято носить форму, то данная одежда - dress-code. Деловой стиль – одежда для работы и важных встреч. Основные характеристики стиля: солидный, уверенный в себе, привлекательный, внушающий доверие, элегантный. Это одежда, не обращающая на себя внимания. Наиболее деловыми цветами костюма и платья считаются темные: темно-синий, темно-серый, коричневый, черный, сине-зеленый; светлые: бежевый, светло-серый.

II. Основная часть.

Мы провели анкетирование среди учащихся 2, 3 и одного 4 класса, а также родителей.

Вопросы анкеты:

1. Стоит ли перед вами проблема: в чём пойти в школу?

2. Нужна ли форма ученикам начальной школы?

3. Стоит ли перед вами проблема: в чём отправить ребёнка в школу? (Взрослым)

4. Нужна ли в начальной школе форма? (Взрослым)

Из диаграмм видно, что перед многими детьми стоит проблема выбора одежды в школу – это 43% опрошенных. Хотят носить форму – 51 % опрошенных, 48% не желают, 1% относится нейтрально.

Взрослые в большинстве – 77% стоят перед проблемой: в чём отправить своего ребёнка в школу, 85 % однозначно сказали, что их детям необходима в школе форма и только 15 % процентов опрошенных, считают, что в школу ребёнок может ходить в чём хочет.

На основании прочитанной литературы и опроса, мы выяснили, что школьная форма имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы школьной формы:

Форма помогает избежать видимые признаки социального различия среди детей и подростков и не так заметна разница в доходах их семей.

Школьная форма дисциплинирует. Дизайн любой формы строгий и деловой, не допускающий вольностей и не отвлекающий учеников от основного занятия – изучения школьной программы.

Она, как и всякая корпоративная одежда, способствует сплочению коллектива.

Минусы школьной формы:

Скрыть полностью социальную разницу никакая форма не может. Есть еще обувь, косметика и парфюмерия, ювелирные украшения, мобильные телефоны и так далее и тому подобное. Дети из более состоятельных семей всегда найдут способ подчеркнуть свой социальный статус. К тому же большую часть жизни дети и подростки проводят вне школы, и тут они в любом случае носят свою обычную одежду, а не единую форму.

Форма – это подавление индивидуальности. Для детей и подростков невозможность выразить себя в одежде может быть довольно чувствительным стрессом, мешающим полноценному и гармоничному развитию личности.

Еще один минус касается родителей. Дополнительные траты на одежду, которую ребенок не будет носить нигде кроме школы.

Следующий минус – это единый фасон школьной формы. Каким бы хорошим ни был дизайн одежды, никогда не будет так, чтобы он одинаково нравился всем. А для ребенка и, особенно для подростка носить одежду, которая ему не нравится – это очень серьезный стресс.

III. Заключение.

Идея возвращения школьной формы, как корпоративной одежды, в учебные заведения приобретает все большую актуальность. Сегодня во многих школах, гимназиях и лицеях школьная форма становится обязательной.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Школьная форма для девочек и для мальчиков имеет преимущества:

Сглаживание социального неравенства, что может отрицательно сказаться на психике ребенка;

Воспитание в ребенке внутренней дисциплины и хорошего вкуса к элегантному деловому стилю;

Формирование чувства общности и сплоченности с классом, школой.

2. Школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, качественной, модной, и главное – она должна нравится самим школьникам.

3. В учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды.

Сколько споров и разных мнений сейчас у нас. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма – изобретение советского руководства.

У школьной формы в России богатая история. До 1917 года форму носили только дети богатых родителей, которые могли позволить обучение своих детей в гимназиях. Это было исключительно сословным признаком. У мальчиков была форма военного фасона, а девочки носили тёмные строгие платья. Гимназистам полагалось носить форму не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома, во время различных торжеств.

Точная дата введения школьной формы в России - 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табеля о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.

Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами, и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалось мятая фуражка с поломанным козырьком. Летом на тулью фуражки надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Кроме того, в морозы надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.

Старшеклассники обычно ходили не в гимнастёрках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были чёрного цвета.

Гимназисты имели также выходную форму - мундир, тёмно-синий или тёмно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником. Этот мундир носили и с ремнём, и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и пуговицами. Шинели были холодные и на вате, со стёганой серой подкладкой. Вместо шарфа носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.

По неписаным правилам гимназисту на улице полагалось обязательно скрывать номер гимназии, в которой он учился, чтобы гимназист, совершивший проступок, мог остаться неопознанным. Номер должен был быть выломан с фуражки, и гимназист, который этого не делал, жестоко преследовался товарищами. С той же целью перевёртывалась, пряталась бляха ремня.

Вплоть до 1917 года фасон формы менялся несколько раз (1855, 1868, 1896 и 1913 годах) - соответственно веяниям моды. Но всё это время форма мальчиков колебалась на грани штатско-военного костюма.

Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. Для посещения гимназии у них было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета. Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника». Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка.

В парадной форме гимназистки посещали театр, Еленинскую церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера. Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».

Ученицы Смольного института должны были носить платья, цвета, которых соответствовали определенному возрасту. Девочки с 6 до 9 лет носили коричневые платья, с 9 до 12 голубые, с 12 до 15 серые и с 15 до 18 лет - белые.
Платья были закрытые («глухие»), одноцветные, самого простого покроя.

После октябрьской революции форма была упразднена, также как и гимназии. Во вновь организованных учебных заведениях учились дети крестьян, рабочих, служащих и так как в стране, где шла гражданская война, был голод и разруха, главным было накормить детей и обучить их грамоте. Поэтому школьной форме не уделялось внимание и дети ходили в повседневной одежде.

Из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой: "Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки - “гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина - бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители."

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий - и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.

Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали - «модельные стрижки» до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер», и «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Дожила эта форма до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики 1 сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме - без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

В 80-х годах, когда контроль за соблюдением школьной формы стал менее строгим, некоторые школьники заменяли стандартные эмблемы армейскими нарукавными нашивками.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.