Спортивное развлечение, построенное на основе русских народных игр«Ярмарка народных игр. День народных игр и забав материал на тему Сценарий мероприятия народные игры

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами: -Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место: -Дорогие, а мы к вам пришли! Другая повторяет этот маневр со словами: -Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли? Начинается диалог: -Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то: -Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается: -Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит. Первая команда завершает: - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда! Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15. Первая команда идет вперед со словами: -Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного). Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:

-Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас. -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится. -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит . Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой , должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж . В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

...

Скопина Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№31 "Дюймовочка"
Населённый пункт: г. Зеленогорск Красноярского края
Наименование материала: Сценарий
Тема: "Праздник русских народных игр"
Дата публикации: 18.06.2017
Раздел: дошкольное образование

Сценарий тематического занятия:

«Праздник русских народных игр».

Цель: поддерживать интерес детей к русской народной культуре через

народные игры, загадки, хороводы.

Ведущий:

Широка ты наша Русь,

В крае царственном развернулась.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов.

Здравствуйте, люди добрые!

Здравствуйте, разудалые добры молодцы!

Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные!

Ведущий:

Собрались мы с вами сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские

народные игры, в которые играли наши бабушки и прадедушки.

Ребенок: Тысяча игр на празднике нашем,

Играем, шутим, поем и пляшем!

В играх рот не разевай –

Смелость, ловкость проявляй!

Ведущий: Приглашаю силачей, силой богатырской помериться.

Русская народная игра «Мед и сахар».

Ведущий: Посмотрим, на чьей стороне больше силы.

Звучит музыка, выходят два скомороха: Прошка и Федул.

Прошка: Федул, чего губы надул?

Федул: Да, на праздник не пригласили!

Ведущий: Но вы же пришли!

Оба: А мы без приглашения!

Ведущий: А мы с ребятами всегда гостям рады.

Прошка: Ну что, Федул, давай – ка с гостями поздороваемся.

Федул: Здравствуйте, гости знатные и желанные,

Люди старые и молодые,

Женатые и холостые!

Прошка : Мы пришли сюда, чтобы играть, петь и веселиться!

У меня, скомороха Прошки, игр да забав целое лукошко!

Ведущий: Русская народная игра «Горелки». «Горелки» – это старинная

русская игра. Несколько веков была она одной из самых любимых игр

русского народа и сохранилась до сих пор.

Русская народная игра «Горелки»

Федул: Эх, возьму я балалайку,

Да потешу всех ребят.

Сядем, братцы мы рядком

И частушки пропоем!

Прошка: Если б не было воды –

Не было бы кружки,

Если б не было девчат –

Кто бы пел частушки?

Веселые частушки.

Ведущий: На гуляньях, посиделках не только пели частушки, но еще водили

хороводы. Сейчас поиграем в хороводную игру «Веселый бубен».

Хороводная игра «Веселый бубен»

Дети встают в круг и передают бубен из рук в руки. В середине стоит добрый

«Ты катись веселый бубен

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот и спляшет нам сейчас!»

Федул: Эй, частные господа!

Скорей пожалуйте сюда.

Подходите, подходите,

И игру не пропустите!

Русская народная игра «Горшки»

Прошка: Игры, аттракционы

Для шутки, для смеха.

Направо – загадки,

Налево – отгадки.

Федул и Прошка загадывают детям загадки.

Два брюшка,

Четыре ушка.

Черный конь,

Скачет в огонь.

Ни свет ни заря

Пошел, согнувшись со двора.

Светлинько, чистенько,

Смотреть любонько.

Четыре братца

Одним кушаком подпоясаны.

Рыба в море,

Хвост на заборе.

Толстый, пузатый

Стоит и пыхтит.

Федул : Ни для силы, ни для славы

Продолжаются забавы!

Русская народная игра «Петушиный бой»

Прошка: Ох, и весело у вас,

Ноги сами идут в пляс.

Сейчас песенку споем,

Хоровод мы заведем!

Хоровод «А я по лугу»

Федул: А теперь мы всех ребят,

Приглашаем на канат.

Десять слева, десять справа,

Только мускулы трещат!

Игра – забава «Перетягивание каната»

Прошка : Мир, вам, гости дорогие,

Мы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Приготовили для нас.

Хлебосольством и радушьем

Знаменит русский народ.

Здесь для нас были игры русские

И конечно русский хоровод!

Федул: Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорю вам: «До свиданья,

До счастливых, новых встреч!»

(Скоморохи уходят)

Ведущий : Вот и закончился наш праздник,

Игры в садике и смех,

Это главное для всех.

Потому, что вместе веселей поются песни.

Потому, что вместе – игры вдвое интересней.

Русские народные игры для детей всегда были популярны среди маленьких, заводных непосед. В игры играли с древних времен и сегодня играют и с мамами, и с бабушками, и с друзьями, и на массовых праздниках, веселых мероприятиях, народных гуляниях.

«Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

Игра «Петушиный бой»

Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.

Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

Игра «Курочки и петушки»

Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра «Звонарь»

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.

Игра «Утка-Гусь»

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь! – кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны. Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Добро утро» или «Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.

Игра «Мы веселые ребята»

Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке со словами: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас поймать. Раз, два, три (хлопают в ладоши) – лови!». С окончанием текста ловишка догоняет детей.

Игра с Солнцем.

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

Игра с платочком.

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

Игра «Ловишка»

Дети и скоморохи (обращаются к одному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика).

Козлик серенький,

Хвостик беленький,

Мы тебя напоим,

Мы тебя накормим,

Ты нас не бодай,

А в «Ловишку» поиграй.

После слов, обращенных к «козлику», дети разбегаются, а «козлик» старается их забодать.

Игра «Карусели».

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Игра «Жмурки»

Скок-оскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра «Жмурки».

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

Игра «Пройди в воротца»

Ход игры. Весна водит всех взрослых и детей «восьмеркой» за собой (движение «ниточка с иголочкой»). С окончанием музыки Весна указывает рукой на какую-либо пару детей и взрослых. Они поворачиваются лицом друг к другу и берутся за руки, образу «воротца». Остальные дети проходят, ведомые Весной, в эти воротца. Внутри «воротцев» остается ребенок. Игра продолжается, пока не окажутся пойманными 4-5 детей. Под плясовую мелодию они танцуют, а другие дети весело хлопают в ладоши.

Игра с «козликом».

Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.

Игра с «петушком».

Ход игры. Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот беит!

Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

Игра «Колечко»

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,

Чист серебро хороню!

В высоком терему

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.

Игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

У медведя во боу

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет.

В процессе игры могут быть использованы и такие слова:

У медведя во бору

Грибы-ягоды я рву.

А медведь не спит,

Все на нас глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит!

А мы ягоды берем

И медведю не даем,

Идем в бор с дубинкой,

Бить медведю в спинку!

Игра «Дедушка Мазай»

Ход игры. Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу (например: сеяние, жатву, косьбу и т.п.) или другой вид занятий (ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки и т.д.) будут ему показывать. Они подходят к дедушке Мазаю и поют.

Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем!

После этих лов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймали. Тот становится новым дедушкой Мазаем, и игра повторяется. Если неотгадывают, ему показывают другую работу.

Вмсто пения может звучать такой диалог:

Здравствуй, дед!

Здравствуйте, дети! Где вы были?

На работе.

Что делали?

После этих слов дети выполняют движения.

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которого он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. Затем выбирается новая пара игроков. «Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»

Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»

Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой верневочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

С вьюном я хожу,

С зеленым я хожу.

Я не знаю, куда

Вьюн положить

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн

На правое плечо.

На третий куплет движения повторяются.

А со правого,

А со правого,

А со правого

На левое положи.

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

Игра «Веселые музыканты».

Ход игры. Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Петрушка стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Петрушка становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Игра «Заря-заряница»

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

«Двойные горелки».

Участники становятся парами в колонну. Если играющих в горелки много, то можно стать парами в две колонны (одна против другой) на расстоянии 15-20 м. Два «горельщика» стоят впереди колонн – каждый спиной к своей колонне. Со словами «…колокольчики звенят» последняя пара в каждой из колонн разъединяет руки и бежит навстречу игрокам из противоположной команды, стараясь образовать с ними новые пары. «Горельщики» ловят любого из бегущих. Оставшиеся без пар становятся новыми «горельщиками».

«Жмурки «Ваня» и «Маня».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом (для создания обстановки большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней»). Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя.

Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?» - «Я здесь», - отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится.

Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая.

Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

«Земля – вода – небо»

(или «Зверь – рыба – птица»)

Играющие должны знать названия рыб, птиц, зверей, чтобы игра проходила веселее и активнее. В первом и втором вариантах названия угадывается соответствие: небо – птицы, вода – рыбы и т.д. В игре принимают участие все желающие дети. Играющие садятся или становятся кругом лицом к центру. В середине круга – ведущий с мячом (лучше набивным).

Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот ловит мяч, называет соответствующее животное, например, лису или медведя на слово «зверь» («земля»), и возвращает мяч ведущему. Если участник игры не успел назвать или неправильно назвал животное, не сумел поймать мяч, то он получает штрафное очко или отдает фант (любой мелкий предмет).

Ведущий кидает мяч новым игрокам, стараясь всех держать в напряжении в ожидании мяча и необходимости быстро назвать нужное животное. Мяч можно дважды кинуть одному и тому же играющему. Когда накопится группа участников, имеющих штрафные очки, игру прерывают, чтобы разыграть фанты, а имеющим штрафные очки дать веселое групповое задание: спеть, сплясать, изобразить пантомиму и т.д. Затем игра продолжается с новым ведущим.

Ведущий может кидать мяч только произнося уже слово «земля» или другое.

Нельзя повторяться в названиях животных.

«Испорченный телефончик»

(Старое название игры – «Слухи»)

В игре принимают участие 8-10 человек. Дети садятся в ряд или полукругом. Одного выбирают ведущим. Он садится первым и придумывает слова или фразу. Эту фразу ведущий шепчет соседнему игроку на ухо. Тот передает услышанное следующему по порядку и т.д. Передавать фразу надо на ухо так, чтобы другие не слышали. Говорить следует отчетливо, не искажая слов нарочно. Нарушивший это садится последним в ряду.

Затем ведущий подходит к последнему в ряду играющему и просит произнести то, что ему передали. Почти всегда с первоначальной фразой происходят изменения, потому что игрок не всегда хорошо может расслышать слово и заменить его сходным по звучанию. Чтобы выяснить, кто первым исказил фразу, просят повторить, что он услышал, не только последнего в ряду, но и второго от края. Первый исказивший слово пересаживается в конец ряда. На освободившееся место садится ведущий. Новым ведущим становится тот, кто оказался в начале ряда. Если фраза или слово воспроизведены без ошибок, ведущим остается прежний игрок.

«Третий – лишний с гребешком»

Играющие собираются на небольшой площадке или в зале. Выбирают двух водящих. Остальные становятся по кругу парами: один впереди другого. Один водящий убегает от второго и может стать впереди любой пары. Стоящий сзади оказывается лишним и должен убегать от второго водящего.

У вторых водящих в руке – ремень или пояс (или жгут, скрученный из шарфа, платка). Второй водящий бежит вокруг играющих, стремясь осалить (стегнуть) ремнем первого водящего прежде чем тот станет впереди чьей-то пары. Если ему это удалось, он подбрасывает ремень вверх, а сам убегает. Осаленный должен теперь догонять и салить. Разрешается только один легкий удар ремнем.

Чтобы игра проходила весело, водящие то и дело применяют неожиданные уловки. Например, второй водящий на бегу может незаметно передать ремень кому-то из стоящих, а сам продолжает гнаться за первым водящим. Как только он пробегает около держащего ремень игрока, тот торжествующе «стегает» водящего ремнем. Затем подбрасывает ремень и убегает, став новым первым водящим. Первый же превращается во второго и должен, подобрав ремень, догонять убегающего. Бывший второй водящий становится в оставшуюся неполную пару.

Заканчивается игра по договоренности.

Водящие не должны убегать в сторону от круга или пересекать его, сокращая расстояние. Убегающий может становиться впереди любой стоящей пары.

«Золотые ворота»

Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют любимые песни. Когда через «ворота» идет последний, они «закрываются». Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната. Вариант игы: дети, изображающие «ворота», говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается она также перетягиванием каната.

Другая разновидность игры состоит в том, что «ворот» - 2 пары. Игроки, изображавшие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот» Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

«Капканы»

Из числа играющих выбирается несколько «капканов» (по 2 человека). Стоя в парах лицом друг к другу, они поднимают сомкнутые руки, образуя воротца, или «капканчики», через которые пробегают, взявшись за руки, остальные игроки.

«Капканы» образуют круг и открыты, пока играет музыка (или звучит бубуен). По сигналу (свисток, громкий хлопок, прекращение музыки) «капканы» закрываются, т.е. опускаются руки, задерживая оказавшихся между рук.

Пойманные берутся за руки с участниками «капкана», образуя кружок из 3-4 человек. Они снова поднимают руки, а цепочка из остальных игроков опять бежит по кругу, пробегая через «капканы». Те закрываются снова и снова, пока не останентся всего 2-3 пойманных, самых быстрых и ловких.

Игра повторяется 2-3 раза.

«Почта»

(«Откуда и куда?»)

Участвует любое количество играющих. Каждый из играющих задумывает и называет громко какой-нибудь город. Остальные должны запомнить – у кого какой город.

Начать игру может любой, изобразив звуки почтового колокольчика: «Динь-динь-динь!». Кто-нибудь тут же спрашивает: «Кто едет?» - «Почта». «Откуда и куда?» - «Из Москвы в Париж» (называть надо только те города, которые выбраны игроками). Отвечает тот, кто выбрал Москву, а следующий говорит обязательно тот, чей город – Париж:

А что делают в Москве?

Все ходят, копают картошку, - может ответить «приехавший из Москва».

Сразу все играющие, кроме «приехавшего», начинают изображать, как в «Москве копают картошку». Задания должны быть смешными и по возможности трудно выполнимыми, так как с тех, кто не сможет этого изобразить, «приехавший» берет фант (любую вещь) и складывает на виду у всех.

Теперь выбравший Париж говорит «Динь, динь!» и т.д. Игра продолжается. В конце разыгрываются фанты.

«Два Мороза»

Из играющих выбирают водящих – двух Морозов. Они выходят на середину зала. Участники игры с одной стороны зала, на которой они собираются вначале, должны перебегать на другую сторону. Это происходит после следующего диалога. Подбоченясь, два «Мороза» обращаются к собравшимся:

Мы два брата молодые, два Мороза Удалые.

Мороз, Красный нос, - объявляет один.

Я – Мороз, Синий нос, - представляется другой и спрашивает с напускной угрозой в голосе: - Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

После произнесенных слов дети бросаются перебегать на другую сторону зала. Если никто из игроков не решается это сделать, «Морозы» объявляют, что все, кто не побежит на счет «три», станут проигравшими – будут «заморожены». Морозы читают: «Раз, два, три!» Все бросаются перебегать зал, а «Морозы» стараются осалить (коснуться) детей рукой. Осаленный должен остановиться, замереть без движения, как «замороженный». «Разморозить» его могут другие, еще не осаленные игрока, коснувшись рукой. Тогда он бежит вместе со всеми на противоположную границу зала, куда «Морозы» уже не имеют права забегать.

В начале игры можно договориться, что «замороженных» водящие отводят в свой «ледяной дворец», где выручить их нельзя до смены водящих.

«Золото хороню».

Дети садятся по кругу на пол, скрестив ноги, руки у них находятся за спиной. Одному из играющих кладут в руки предмет, который должен найти выбранный считалкой водящий. При этом участники игры напевают знакомую песню тихо, если водящий удаляется от предмета, и громко, если он к нему приближается. Можно вместо песни использовать приговорку:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню

В высоком терему.

Гадай, гадай, красная,

Через поле идучи,

Руссу косу плетучи,

Шелком первиваючи,

Златом приплетаючи.

Вместо приговорки один из играющих может звенеть в колокольчик.

«Чепуха».

Выбирается водящий, который отходит в сторону. Участники игры загадывают любые предметы (каждый-свой). Приходит водящий и задаёт участникам вопросы, в ответ на которые игроки должны назвать задуманный предмет.

Играющий, чей ответ более других подошёл к заданному вопросу, становится водящим.

«Жмурки».

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:

Где стоишь?

На мосту.

Что продаёшь?

Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

«Жмурки наоборот».

Выбирается жмурка. Но глаза ему не завязывают. Его сажают перед большим белым экраном. На небольшом расстоянии от экрана устанавливают фонарик. Играющие проходят между фонарём и экраном, а жмурка по теням должен узнать участников игры. Игроки, чтобы сбить водящего с толку, могут надеть на себя любые детали одежды. За каждого неправильно названного игрока водящий отдаёт фант.

Игра «Колечко, колечко»

Выбирают считалкой ведущего.

Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) – колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги» Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:

Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!

Вариант игры с несколько иным названием «В перстни» предлагает Г.Науменко.

Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:

Я по лавочке иду,

Золот перстень хороню –

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Сидящие отвечают:

Мы давно уж гадали,

Мы давно перстень искали –

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают:

Покатилось колечко с красного крылечка –

По овинам, по клетям, по амбарам, по сеням.

Найди золотое колечко!

Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.

«Дятел».

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зёрнышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук:

Тук, тук, тук, тук!

Выбирают дятла, подходят к дереву и поют.

Дятел берёт палку и считая про себя,

Стучит по дереву задуманное количество раз.

Игрок, который правильно назовёт число

Ударов, столько раз бежит вокруг дерева,

И становится новым дятлом.

«Заря-зареница».

Заря-зареница, красная девица.

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь, а беги как огонь.

Дети держат «карусель» за ленты, идут по кругу и поют.

Водящий ходит вне круга, с последними словами задевает

Одного из игроков. Они разбегаются в разные стороны, кто

Первый возьмётся за ленту. Неудачник становится водящим.

«Золотые ворота».

Золотые ворота, проходите, господа!

В первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Два ведущих делают ворота. Один – «серебряное блюдечко»,

другой – «наливное яблочко». Все проходят в ворота, с последним

словом ворота опускаются, задерживая одного из игроков.

Игрок: - «Золотые ворота, пропустите вы меня.»

Ответ: - «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем. Что выбираешь,

Наливное яблочко или серебряное блюдечко?

Игрок переходит на выбранную сторону.

Так дети делятся на две команды, затем перетягивают канат.

«Ремешок».

Прячу, прячу ремешок

Под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит,

Того бить колотить.

Водящий с ремешком ходит за кругом, у детей глаза закрыты.

С последним словом кладёт ремень кому-нибудь за спину.

Тот бежит за водящим, пытаясь догнать и слегка ударить его

Ремешком. Водящий пытается занять место того, кто за ним бегает.

«Сиди, Яша».

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют.

Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,

Чок, чок, пятачок.

Вставай Яша – дурачок!

Где твоя невеста, и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, по окончании

Идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в

Середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.

Сценарий открытого развлечения

«Праздник народных игр»

для детей средней группы

Легостаева С. Д.

музыкальный руководитель

МБДОУ Детский сад «Снежинка»,

2017 год

Цель: Активизировать знания детей о русских народных играх, способствовать развитию ключевых компетентностей дошкольников.
Задачи:
- обучающие – активизировать знания детей о русских народных играх, познакомить с традициями.
- развивающие – развивать двигательную активность детей, ловкость, быстроту движений, коммуникативные навыки.
- воспитательные – воспитывать дружеские отношения и уважение к русским традициям.
Предварительная работа: разучить слова к играм, изготовление костюмов и атрибутов к развлечению, подбор музыки.

Ход развлечения:
Дети под народную музыку входят в зал и становятся полукругом.


Ведущий : (встречая детей)

Пожалуйте, гости дорогие!
Давно я вас жду- поджидаю,
Праздник без вас не начинаю.
У нас для каждого найдется,
И местечко, и словечко.
Сегодня будут игры, танцы, смех,
Радости хватит для всех.

Ведущая: Дорогие гости, собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старину, поиграть в русские народные игры, в которые играли бабушки и дедушки. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.
Будем праздник начинать,
Будем петь и танцевать!
Хоровод заведем,
Песню звонкую споем!

Дети исполняют хоровод - песня «Зимушка – зима» Л. Вахрушевой

1. Просыпайся поскорей, выгляни в окошко.
Мухи белые летят прямо на дорожку.

Припев:
Белая, белая стала вся земля.

2. Шубку белую надел серенький зайчишка,
И в берлоге спит давно косолапый Мишка.

Припев:
Белая, белая стала вся земля.
Это Зимушка – зима к нам пришла.

3. Мы тебя, Зима, давно с нетерпеньем ждали.
Санки, лыжи и коньки снова мы достали.

Припев:
Белая, белая стала вся земля.
Это Зимушка – зима к нам пришла.

После хоровода дети остаются в круге

.
Ведущая: Тысяча игр на празднике нашем!
Играем, шутим, поем и пляшем!
В играх рот не разевай –
Смелость, ловкость проявляй!

Проводится игра «Гори-гори ясно! »
Дети становятся в 2 колонны по 6 человек. Ведущий с платочком (всего их 6 штук) стоит на противоположной стороне от команд. Первые в обеих командах обегают сначала свою команду, а потом стремятся первыми забрать у водящего платочек. Побеждает команда, набравшая больше платочков.

Ведущая: Что-то страшное я слышу!
Кто-то к нам сюда идет… .
Входит Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Я веселая игрушка. А зовут меня…. (Петрушка) .
Вот я и пришел к вам в гости.

Петрушка – Расскажите мне, ребята, Как денек вы провели?
Ведущая: – Всё расскажем по порядку: утром делали зарядку.
Петрушка – Как?
Ведущий: – Да вот этак, да вот так, еще этак и вот так.

Под музыку выполняют упражнения


Петрушка
– А потом?
Ведущая: – За завтрак сели, без остатка все поели.
Петрушка – Как?
Ведущий: – да вот этак, да вот так, еще этак и вот так.

Под музыку показывают, как едят ложкой

Петрушка – А потом?
Ведущий: – Во дворе мы все гуляли и снег лопатками убирали.

Петрушка – Как?
Ведущий: – да вот этак, да вот так, еще этак и вот так.

Под музыку убирают снег лопатками

Петрушка – А потом?
Ведущая: – А потом в снежки играли, и друг в друга попадали.
Петрушка: Как?

Ведущая: Да вот этак, да вот так.

Под музыку выполняют движения, как будто бы плавают.


Петрушка – А потом?
Ведущий:– Обедать сели, с аппетитом все поели.

Петрушка – Как?
Ведущая: Да вот этак, да вот так.

Под музыку как будто – обедают.

Петрушка – А потом?
Ведущая: – Легли потом и заснули крепким сном.
Петрушка – Ну, я вижу, ребятишки, день вы славно провели.

Отдохнули от души!!!

Ну – ка, дружно, все вставайте,

И в игру со мной сыграйте.

Игра «Горелки» (в кругу)

Ведущий выбирает водящего – «горелку». Все играющие встают в круг, водящий с платочком ходит вокруг круга. Остальные говорят слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо –
Птицы летят,

Колокольчики звенят.

(Водящий останавливается между детьми, двое разбегаются в стороны, кто быстрее поймает платок)

Ведущая: А знаю, еще интересную игру и называется она «Волк - волчище»

Игра «Волк - волчище»
(Выбирают одного водящего – «волка». Играющие перебегают на другую сторону, а водящий догоняет их, стараясь коснуться кого-либо рукой. Кого догонит, тот уходит в логово волка)

Петрушка: А еще люди играли вот в такую игру «Колпачок».

Игра «Колпачок» (3 раза)

(Выбирается водящий, надевается на голову колпачок, затем садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,

Красные сапожки.
Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,
На ноги поставили,

Танцевать заставили.

(После этих слов все подходят к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопают в ладоши.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!

Водящий танцует под музыку , выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами.

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник.
Мы сегодня поиграли,

Много новых игр узнали.

А теперь скорей идите

И другим всем расскажите.

(Под музыку дети выходят из зала)

Галина Мамонова
Фестиваль русских народных игр

Физкультурно-музыкальный досуг для детей всех возрастных групп

«Фестиваль Русских народных игр »

"Веселимся мы, играем и нисколько не скучаем"

Цель : приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора , знакомства с народными играми , забавами, обычаями. Повышение двигательной и эмоциональной активности.

Задачи :

Образовательные :

Расширение представлений о традициях русского народа ;

Развивающие :

Развитие потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными традициями ; подвижными играми, забавами.

Развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи.

Совершенствование двигательных умений и навыков.

Воспитательные :

Воспитание чувства сопричастности к народным играм , традициям, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству .

Интеграция образовательных областей : «Социализация» , «Восприятие художественной литературы» , «Здоровье» , «Физическая культура» , «Познание» , «Коммуникация» , «Музыка» .

Оборудование : игрушка матрешка, самовар, костюм медведя, канат.

Персонажи : Сказительница-ведущая,скоморохи, медведь.

Дата проведения :.

Место проведения : спортивная площадка.

План проведения фестиваля русских народных игр

№ Дата, время

Мероприятие Участники Ответственный

Открытие фестиваля

Знакомство детей с неофициальными символами России

Хороводные игры

Все группы. Музыкальные руководители. Инструктор по физ. Культуре.

Русские народные игры

Средние группы

№ 1, 10 Воспитатели групп, музыкальные руководители, инструктор по физ. культуре.

Русские народные игры

Младшие группы № ….

Группы № …. (зрители) Воспитатели групп, инструктор по физ. культуре, музыкальный руководитель

Русские народные игры

Старшие, подготовительные группы

№ … Воспитатели групп, инструктор по физ. культуре, музыкальный руководитель

Закрытие фестиваля

Награждение участников

Все группы. Инструктор по физ. культуре, музыкальный руководитель,

старший методист

Ход развлечения:

Звучит веселая русская народная музыка .

Скоморохи встречают детей и взрослых.

1-й скоморох

Эй, честной народ ,

У ворот не стой!

Ты не спи на пути,

Просим в гости зайти!

2-й скоморох

Спешите, проходите,

Времени осталось в обрез,

Ждут нас прибаутки,

Чудеса из чудес!

1-й скоморох

На празднике нашем железный закон :

Хмурым и угрюмым вход воспрещен!

2-й скоморох

Заходи честной народ ,

Интересное вас ждет!

Заходите, торопитесь,

Отдыхайте, веселитесь!

Праздник наш мы начинаем

И гостей всех приглашаем!

Сказительница-ведущая : Ребята! Всю неделю мы играли с вами в русские народные игры , в которые играли ваши мамы и папы, бабушки и дедушки!

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед.

Но приданья старины

Забывать мы не должны

Русский народ всегда любил повеселиться. Во все времена наши прадедушки и прабабушки играли в разные игры. Некоторые дошли и до нашего времени. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие, будем останавливаться на разных станциях и играть в разные игры.

1-й скоморох

Ну, а прежде чем оправиться в путешествие, я предлагаю вам немного размяться.

Детвора веселая,

Ловкая, проворная,

Просто так не вертись,

На зарядку становись!

Зарядка «Зверобика»

2-й скоморох

Продолжается веселье у нас. Предлагаю сесть в наш веселый поезд и начать путешествие. Впереди нас ждет станция «Парковая»

Дети сидя на стульях притопывают ногами «паровозиком» и «едут» (муз. «Поезд» )

Сказительница-ведущая :

Красны девицы, да добры молодцы!

Спасибо, что мимо не прошли -

К нам на праздник зашли.

Проходите, да нашу игру посмотрите.

Игра «КОЛПАЧОК» играют дети 2 г,8.

Сказительница-ведущая :

1-й скоморох

Мы прибыли с вами на станцию - «Веселая площадь» .

Сказительница-ведущая : В старину люди знали много закличек, предлагаю и вам вспомнить русские народные заклички :

1. Группа №2….:

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облачка,

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

2. Группа №9….:

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

3. Группа №7,3….:

Дождик, дождик веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.

4. Группа №8….:

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Колоколнышка.

Мы прибыли на станцию «Водная»

Сказительница-ведущая :

Ярко солнце светит

В воздухе тепло

И куда не взглянешь

Все вокруг светло.

А, ну ребятня, торопись, в «Ручеёк» играть становись! №7,9.

Скоморохи :

Собираться нам пора

Ждет нас станция еще одна!

Продолжают путь (муз. «Автобус» )

Мы проходим через лес, полный сказочных чудес.

Мы приехали с вами на станцию - «Березовая роща»

Сказительница-ведущая :

Символом нашей Родины-России считалась березка!

Послушайте стихотворение про это красивое русское дерево :

Наш любимый край Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева…

Вокруг березки водили хороводы и пели песни.

Хоровод «Земелюшка-черназем»

Исполняют ребята группы №2,8.

Сказительница-ведущая : А знаете ли вы, что еще одним известным символом нашей Родины является Матрешка!

Матрешка - всеми любимая и самая известная русская игрушка , считается исконно русским сувениром , который стараются привезти из России иностранцы и гости.

Показ Матрешки

Ведущая : Издавна русский народ называли «гостеприимным» , потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили : «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Отгадайте загадку :

Руки в боки, как начальник,

Раньше всех на стол встает,

Сам себе плита, и чайник -

Сам заварит, сам нальет (самовар)

Правильно, самовар! (Показ Самовара)

По русскому обычаю обязательно угощали гостей чаем с пирогами, пряниками, баранками. А вот чай готовили в самоваре

А сейчас мы поиграем в игру «Бай-качи» №7,9.

Ведущий : А сейчас вы познакомитесь с еще одним символом России!

Под музыку заходит Медведь.

Скоморохи :

Вот из леса, о-ё-ёй,

Мишка к нам идет большой!

А мы его не боимся! Правда, ребята? Поздороваемся с Мишкой!

Здравствуй, Мишенька - Медведь!

Будешь с нами песни петь?

Медведь : Я спою и попляшу,

И похлопать мне прошу!

У-у-у! Р-р-р-р!

Вот какой я молодец!

У-у-у! Р-р-р-р!

И танцор я, и певец!

Ведущий : И правда, молодец! А с ребятами нашими хоровод поводишь?

Медведь : С удовольствием! Хоровод «На горе-то калина!» №7,9.

Медведь :

Приглашаю всех ребят

В «Карусель» поиграть.

Становись в кружок дружней,

Берись за ленточки скорей!

Игра «Карусель» №3,8.

В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова :

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу) .

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются) .

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).

2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию . С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом» .

Сказительница :

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

1-й скоморох

Ну, на славу поиграли,

Показали, все что знали.

2-й скоморох

Русские песни , игры и хороводы

Никогда не выходят из моды!

Без смеха и шутки, друзья

На свете никак жить нельзя.

В народные игры вместе играя ,

Силу и ловкость свою развивая.

1-й скоморох

Пусть же будет всем известно,

Что играть нам интересно.

Мы прощаться с вами будем,

Никогда вас не забудем.

Да и вы не забывайте - В русские народные игры все играйте !

Ведущая : Ну, а теперь, друзья, вперед -

Дорога в группы нас ведет!

На прощание, друзья, - Угощу всех, всех вас я.

Сказочница дарит пирог. Дети пьют чай.