Темперамент и профессия. Что нужно знать о темпераменте? Как надо учитывать темперамент человека

Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?

Согласно словарю, темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Добавлю – врожденная характеристика. То есть темперамент не нужно стараться переделывать, он определен «устройством» нашей нервной системы и, как правило, не меняется в течение всей жизни. Темперамент не хорош, не плох, желательно просто знать его, чтобы использовать его сильные стороны и учитывать слабые.

Существуют разные теории темперамента, но наибольшую популярность завоевала одна – согласно которой типов темперамента всего четыре (первым о них говорил еще «отец» медицины Гиппократ): сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

Педагоги говорят:

Сангвиники среди нас - это душа коллектива.

Холерики - движущая сила.

Флегматики - наша совесть.

Меланхолики - мозговой центр.

Вот что пишет о темпераментах В.Н.Костяева

Как мы иногда сердимся на этих копуш, которые готовы по часу завязывать ботинки, задумываясь над непостижимой природой отношений шнурка и дырочек для завязок! Сколько раз мы хватали за рукав сына, рванувшего к двери, недослушавшего и половины того, что нам так хотелось ему сказать! А слезы из-за сущих пустяков! А непробиваемое молчание на все наши истерики?

Разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем же проблема. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить, рассчитать его нагрузку, заинтересовать, развить его лучшие качества, простить, в конце концов, если вы определите, к какому типу ближе всего он стоит.

Что же такое - темперамент? Он определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.

Понаблюдайте за своими детьми. Внимательно прочитайте все, что написано ниже, и определите, какие черты наиболее свойственны вам и вашему ребенку. Проделайте все это обязательно, потому что темперамент определяет поведение вашего ребенка в коллективе, а также то, как он учится и играет, переживает и радуется.

Только помните, что не стоит сваливать на темперамент невоспитанность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде.

Попробуйте определить, какой темперамент преобладает у вашего ребенка. Помните, что «чистые» темпераменты встречаются крайне редко. Чаще всего у каждого из нас преобладает «смесь» из черт двух-трех темпераментов. (Тест подготовила педагог-психолог Ольга Анисимович, специально для детского портала "Солнышко".)

ТЕСТ

"Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?"

Выберите те ответы, которые наиболее походят Вашему ребенку. Результат будет более достоверным, если на вопросы ответит не только мама, но и папа, бабушка, дедушка; после сравните все ответы и сделайте соответствующие выводы.

1. Какие черты характера преобладают у ребенка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску.

б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.

в) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.

г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.

2. Какие эмоции наиболее частые, сильные?

а) Положительные эмоции.

б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям.

в) Бурные эмоции, гнев.

г) Робость, страх.

3. Реакция на наказания:

а) спокойная;

б) без эмоций;

в) на словесные - спокойная, на остальные - с бурными реакциями протеста;

г) обида, негативные эмоции.

4. Как ведет себя ребенок в непредвиденных ситуациях?

а) Любопытен (преобладает положительное отношение).

б) Малоэмоционален.

в) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).

г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).

5. Какие игры предпочитает ребенок?

а) Любые, но чтобы жизнь в них била ключом.

б) Спокойные, тихие, уединенные.

в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.

г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные – только с близкими.

6. Общителен ли Ваш ребенок?

а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.

б) Предпочитает одиночество.

в) Всегда нужны сподвижники и зрители.

г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.

7. Каков ребенок среди сверстников, склонен ли к лидерству?

а) Душа компании, лидер по выбору детей.

в) Сверстники относятся по-разному, сам предлагает себя в лидеры.

8. Как усваивает новое?

а) Легко и быстро.

б) Обстоятельно, но медленно.

в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.

г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.

9. Особенности памяти. Как быстро ребенок запоминает сказку? Улавливает целое или детали? Долго ли помнит?

а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память).

б) Медленно, но запоминает целое, почти не забывает (хорошая долговременная память).

в) Очень быстро, запоминает в основном детали, но быстро и забывает (хорошо развита только кратковременная память).

г) По-разному, вникает в мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе – долговременной).

10. Утомляемость после какой-нибудь деятельности:

а) средняя (устает соответственно деятельности);

б) низкая (практически не устает);

в) средняя, иногда высокая (в зависимости от всплеска своих эмоций);

г) высокая (устает от малейшей деятельности).

11. Легко ли ребенок усваивает возрастные навыки?

а) Легко и без труда.

б) С трудом (навыки формируются долго, но и надолго).

в) Соответственно возрасту (делает только то, что интересно).

г) Быстро, но неустойчиво (может быть регресс при стрессе).

12. Какие движения преобладают у ребенка?

а) Уверенные, точные, ритмичные.

б) Нерасторопные, неторопливые, солидные.

в) Порывистые, резкие.

г) Неуверенные, неточные, суетливые.

13. Особенности речи.

а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.

б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.

в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит, глотая слоги и слова.

г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.

14. Особенности сна.

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.

б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.

в) Засыпает долго и с трудом, спит беспокойно, просыпается в разном настроении: от самого хорошего, до самого плохого.

г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.

15. Как ребенок привыкал к детскому саду, школе?

а) Адаптировался легко, быстро.

б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.

в) Легко привык к новой обстановке, с трудом выполнял требования взрослых.

г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.

Результат:

Если чаще встречаются варианты а), то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник.

Если чаще встречаются варианты б), то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент флегматика.

Если чаще встречаются варианты в), то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный – холерик.

Если чаще встречаются варианты г), то преобладает темперамент меланхолика.

Вспомнив свое детство, можете выбрать ответы, подходящие именно для Вас, тогда появится возможность сравнить темперамент ребенка и свой и сделать выводы. Возможно, Вы своим сильным темпераментом «давите» более слабый темперамент ребенка. Не «улучшайте» и не «украшайте» темперамент своего ребенка! За это он расплатится болезнью, а Вы - проблемами в воспитании и развитии ребенка.

Развернутая характеристика типов темперамента

Холерик

Общая характеристика:

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. Эдакий мистер Фикс - не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности.

Ежедневные проблемы:

* часто он настолько увлечен очередной своей идеей, что просто не слышит ваших указаний;

* задания бросается выполнять, недослушав до конца, все делает быстро, но небрежно, не замечая неточностей и ошибок;

* с трудом идет на компромисс, бывает вспыльчив и агрессивен не в меру;

* излишняя самостоятельность, любовь к риску и склонность к необдуманным поступкам может привести к неприятным приключениям;

* холерик очень общителен, но легко может поссориться со всем коллективом сразу и с каждым по отдельности. В начальной школе, когда авторитет взрослых силен, холерик, постоянно получающий замечания от учителей, легко может стать отверженным в детском коллективе;

* проблемы с общением в подростковом возрасте часто приводят к истерическим реакциям, угрозам суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются.

Ошибки родителей:

Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Занятия и увлечения. Главное - повернуть эту бешеную энергию в нужное русло. Холерикам особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта - это даст выход стремлению к лидерству, тренировки научат контролировать свои движения, рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства, чаще бывайте с ним на природе и не забывайте о том, что, предоставленный сам себе, бесстрашный холерик может запросто попасть в неприятное приключение. Лучше уж исследуйте незнакомые места вместе с ним.

Чтобы компенсировать излишнюю торопливость и невнимательность, помогите ему осознать, что часто качество гораздо важнее скорости. Ваш девиз - лучше меньше, да лучше! Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом, рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы он проверял свою работу и доделывал ее до конца. Старайтесь не раздражаться, если он отвлекается, и всячески поощряйте любое проявление старательности и терпения. Учите его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.

Общение. Особенно важно научить его налаживать отношения в коллективе - вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое поведение, разбирайте с ним конфликтные ситуации, обсуждайте книги и фильмы, проговаривайте варианты верного поведения.

Самоконтролю поможет и элементарный счет про себя, и дыхательная гимнастика. Покажите ему способ выхода накопившихся эмоций - пусть колотит спортивную грушу, бросает в угол подушку: все лучше, чем срывать гнев на людях.

Его стремление быть первым тоже можно использовать в мирных целях. Дайте ему роль объясняющего, учителя, и у вас будет хороший шанс, играя на самолюбии лидера, приучить его быть более терпеливым и внимательным. Только не пускайте это на самотек - постоянно подчеркивайте, что взрослый, опытный человек умеет контролировать свои эмоции и учитывать интересы других людей.

Ребенок-холерик любит читать о героических подвигах и приключениях - восхищайтесь выдержкой, терпением и дальновидностью его любимых персонажей, покупайте книги, где герои побеждают именно за счет силы воли и умения ладить с окружающими людьми.

Ни в коем случае не стыдите его при всех, не ставьте в пример "хорошего мальчика Васю", это вызовет только злость.

Вы узнали в этом описании свое чадо? Тогда наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам бы рад научиться держать себя в руках - помогите ему.

Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

Сангвиник

Общая характеристика:

Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок -"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: "С кем ты дружишь?" - обычно отвечают: "Со всеми".

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

Ежедневные проблемы:

* если вы поручили ему скучную и однообразную работу, он легко "забудет" о ней и займется чем-то более интересным;

* если же все-таки займется вашим поручением, то бросит дело, как только ему предложат что-то еще более привлекательное;

* не все его многочисленные друзья будут соответствовать привычному для вас кругу людей.

Ошибки родителей:

Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

Занятия и увлечения. Сангвиникам тоже необходим подвижный образ жизни, но в спорте они не будут сильно стремиться к результату. Их интересует сам процесс, найдите ему хорошего дружелюбного тренера и не старайтесь сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию.

Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, паззлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют внимания и тщательности, помогут развить собранность и аккуратность. С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Помогите ему глубже изучить предмет, которым он занялся. Обычно таким детям важно помочь перешагнуть порожек очередных затруднений, и они с новыми силами примутся за работу. Если этого не сделать, ребенок так и будет бросать очередное увлечение, как только оно потребует от него непривычных усилий.

Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.

Не позволяйте ему слишком часто пропускать занятия, если он посещает кружок, следите за тем, чтобы он не забывал про "мелочи" в работе, указывайте ему, насколько неряшливо и ненадежно выглядит его изделие, если оно выполнено без соблюдения "ненужных", по мнению ребенка, правил, терпеливо учите его оформлять домашнее задание или рисунок. И, конечно, хвалите его, радуйтесь его успехам, удивляйтесь результатам и рассказывайте, как интересно будет потом, когда он еще больше продвинется в своих занятиях.

Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его задуматься о том, что в его поведении может обидеть или обрадовать окружающих. Попробуйте заинтересовать его занятиями в театральном кружке.

Ваш ребенок - как раз то самое "солнышко"? Тогда простите ему непостоянство - это не порок, а особенность темперамента. Помогите ему подкорректировать свой характер, и он вырастет надежным, устойчивым к стрессам, общительным и успешным человеком.

Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.

Флегматик

Общая характеристика:

Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.

Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

Ежедневные проблемы:

* пока он будет умываться, завтракать и аккуратно завязывать шарфик, звонок на урок уже давно прозвенит;

* если он все же успеет к началу, звонок на перемену прозвенит раньше, чем он красиво напишет в тетради "Классная работа";

* попробуйте без согласования заменить привычный завтрак на что-нибудь новенькое, и вы рискуете нарваться на большой скандал;

* маленький флегматик способен заставить вас неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова;

* хитрый ленивец может нарочно еще медленнее двигаться, чтобы замученный ожиданием родитель вышел из себя и быстренько сделал все сам;

* предлагая сыночку или доченьке выбрать новую ручку для школы, готовьтесь к тому, что он пересмотрит весь ассортимент, и все равно вы сделаете выбор за него.

Ошибки родителей:

* не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;

* не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;

* не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими "ласковыми" прозвищами;

* наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Занятия и увлечения. Не бойтесь доверять ребенку, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Вашим девизом должна стать известная народная поговорка - тише едешь, дальше будешь. Правда, время от времени тормошите не в меру медлительного флегматика, чтобы он окончательно не заснул. Рассказывайте ему интересные новости из окружающего мира, развивайте творческое мышление рисованием, музыкой, шахматами. Его могут заинтересовать те виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Общение. Крайне важно научить его понимать чувства и эмоции других людей. Разбирайте с ним мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Обсуждая, старайтесь, чтобы больше говорил он, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его, иначе он будет вести себя стереотипно, подстраиваясь под поведение окружающих и заимствуя их точку зрения.

С другой стороны, если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Упрямого зануду - вот кого вы рискуете вырастить, если не научите его терпимости. Такая "белая ворона" может и не расстроиться, если большинство сверстников не общаются с ним. Тех, кто не хочет жить так, как он, флегматик спокойно причислит к категории "неправильных" людей, и не будет переживать из-за отсутствия внимания к своей персоне. Поэтому часто у других людей больше проблем с флегматиком, чем у флегматика с ними. Помогите ему научиться понимать и принимать взгляды, отличные от его собственных.

Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

Меланхолик

Общая характеристика:

Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик неуверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор.

Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.

Все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что меланхолики - несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях, требующих большого внимания, душевной тонкости.

Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет.

Часто производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: "У меня все нормально". Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.

У людей, близких к этому типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; стремятся вызвать сочувствие окружающих.

Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.

Ежедневные проблемы:

* делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: "У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь";

* в детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится;

* отправив делать уроки свое чадо, вы находите его над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: "Все равно ничего у меня не выйдет";

* вы регулярно получаете порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.

Ошибки родителей:

Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".

Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.

Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.

Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.

Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.

Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.



Каждый человек уникален. Наша психика многогранна, мы воспринимаем окружающий мир по-разному. Восприятие того, что происходит вокруг, зависит от многих факторов, например от воспитания, типа темперамента, социального опыта. Рассмотрим что такое темперамент и его 4 основных вида.


Темперамент: 4 типа темперамента человека

Темпераментом человека можно назвать своего рода биологический фундамент, на базе которого формируется сама личность. Это социальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности, поведение и социальную адаптацию людей.

Основателем учения о типах темперамента принято считать Гиппократа. Он утверждал, что люди разделяются в зависимости от соотношения четырех основных субстанций организма: черной желчи, желтой желчи, флегмы и крови. Клавдий Гален поддержал идею Гиппократа и написал целый научный трактат под названием «Правильная мера». Клавдий Гален выделил четыре основных типа темперамента человека. Это сангвиник (кровь), холерик (желчь), флегматик (флегма), меланхолик (черная желчь).

Свойства темперамента в психологии


Темперамент человека основывается на ряде специфических свойств, таких как:

Сенситивность. Это степень силы внешнего воздействия, необходимая для возникновения реакции со стороны психики. Одни люди реагируют спокойно на внешние раздражители, другие проявляют буйную реакцию;

Реактивность. Свойство реактивности определяется уровнем непроизвольности реакции на внутреннее или внешнее воздействие (резкий звук, тон голоса);

Активность, соотношение активности и реактивности. Эти свойства свидетельствуют о том, как человек реагирует на жизненные трудности. Готов ли он преодолевать разнообразные препятствия в жизни, быть целенаправленным, настойчивым, внимательным;

Ригидность и пластичность. Данные свойства темперамента могут говорить о том, насколько умело человек может приспосабливаться к внешним воздействиям социальной среды;

Темпы реактивной деятельности . Они характеризуют быстроту психических процессов и реакции на внешние раздражители;

Интроверсия и экстраверсия. Эти свойства зависят от скорости реакций человека, быстроты применяемых решений;

Эмоциональная возбудимость . Характеризует степень внешнего воздействия на человека в виде проявления признаков эмоционального возбуждения;

Холерик - характеристика темперамента: плюсы и минусы


Холерики обладают сильным волевым характером.

Тип нервной системы : неуравновешенный, безудержный, излишне подвижный.

Холерик берется за любые трудные задачи, не смотря на сложность. Такие люди прекрасные ораторы, они красноречивы и убедительны практически в любом споре.

Холерики не злопамятны, обиды они забывают быстро и не могут держать в себе долго чувство злобы на обидчика.

Холерики прекрасные руководители, они могут организовывать людей и принимать за них сложные решения. В критической ситуации холерик способен сгруппироваться, дать отпор противнику, защитить слабого человека.

Холерик не сдержан в своих высказываниях по отношению к происходящим событиям, может иногда нагрубить.

У холериков отмечается определенная склонность к доминированию над другими людьми. Часто люди с таким темпераментов подвержены быстрой смене настроения, излишней жестикуляции.

В любовной сфере холерик достаточно ревнив, при этом любимый человек для него становится своего рода собственностью. Люди с таким типом темперамента быстро влюбляются и привязываются к другому человеку. Иногда холерики в отношениях склонны к гневу и скандалам.

Дети-холерики довольно капризны, часто бывают центром внимания в семье. Ребенок может использовать свои эмоции для получения желанного результата. Такие дети часто капризничают, в подростковом возрасте проявляют гиперактивность, могут увлекаться спортом или музыкой, но увлечения быстро надоедают им.

Недостатки холерика

К основным недостаткам холерика можно отнести:

  • Излишнюю торопливость в своих поступках и действиях;
  • Холерики не терпеливы;
  • Лишнюю импульсивность и неуравновешенность;
  • Чрезмерную прямолинейность и резкость при коммуникативным общении с другими людьми;
  • Агрессивность, возникающую периодически;

Психологи рекомендуют холерикам научиться работать над собой. Эта работа должна заключаться в умении контролировать себя в любых конфликтных ситуациях. Часто холерики принимают не обдуманные решения и буквально бросаются в омут с головой. Им подходит тактика десяти секунд, которая заключается в том, что перед принятием важного решения или высказывания мнения надо мысленно досчитать до десяти.

Сангвиник - характеристика: плюсы и минусы сангвиника

Сангвиники представляют собой жизнерадостных и неисправимых оптимистов. Эти люди не могут сидеть на месте, им необходимо постоянное движение.

Сангвиники очень активные, и эта активность проявляется буквально во всех сферах жизни сангвиника. Они любят быть в центре внимания, но в отличие от холериков не обладают замашками диктаторов.

Особенность психологического поведения сангвиников отличается высокой степенью возбудимости.

Сангвиники умеют ладить с людьми, находить компромисс при любых сложных жизненных ситуациях. Они находчивы и предприимчивы. Сангвиник может буквально повести за собой толпу, ведь эти люди отличные ораторы, умеющие убеждать остальных в своей правоте.

Гиперактивность не дает сангвинику права сидеть на месте. Он старается сделать свою жизнь ярче и интересней. Такие люди любят путешествовать, открывая для себя все новые и новые грани окружающего мира. Многие художники, музыканты, актеры как раз сангвиники.

Психологическая особенность сангвиника

Если говорить о психологической составляющей сангвиников, то у данных людей степень возбуждения центральной нервной системе довольна велика. Порог торможения наоборот низкий, и поэтому сангвиники воспринимают мир несколько иллюзорно. Но в тоже время и функции памяти развиты замечательно. Часто сангвиники фокусируют свою память только на том, что вызывает их интерес. Они могут запоминать курьезные случаи, но при этом забывать даты дней рождения свои знакомых. Сангвиники обращают внимание на приметные детали, например яркую одежду или необычную прическу собеседника.

Эмоциональный фон сангвиников довольно разнообразен. Эти люди эмоциональны и не боятся показывать свои переживания другим. Часто жестикулируют при разговоре, могут обнять или поцеловать при встрече. Эмоции эти совершенно искренние, сангвинику хочется нравиться людям и получать от них в ответ такую же реакцию. Сангвиники отличаются нестандартным мышлением, они постоянно пытаются познать что-то новое, изменить свой имидж или род деятельности. Монотонная работа и одиночество приводит их к сильной депрессии.

У людей с подобным видом темперамента очень много друзей. Сангвиник умеет дружить, и всегда приходит к человеку на помощь в сложной ситуации. В личных отношениях сангвиники иногда бывают ветрены. В построении крепкой семьи им мешает чрезмерная жажда общения.

Основные недостатки сангвиников:

  • Непостоянность в действиях и поступках. Сангвиник часто берется за дело, но редко доводит его до конца, такие люди не могут работать на однообразной работе;
  • Сангвиники часто переоценивают себя и свои возможности;
  • Люди с подобным темпераментом имеют перепады настроения, им сложно выработать в себе волевые качества;

Флегматик - характеристика: плюсы и минусы

Флегматик это уравновешенный человек, тщательно продумывающий каждый свой шаг. Обычно такие люди имеют аналитический склад ума и трезво смотрят на окружающую жизнь.

Флегматики довольно ленивы, часто предпочитают не активничать и плыть по течению. Они всегда спокойны и невозмутимы. Даже если они пережили стресс или неприятную жизненную ситуацию, то не всегда показывают свой нрав.

Флегматика сложно вывести из себя, его нервная система словно весы, держащие равновесие. Если его тяжело вывести на простые эмоции, то заставить проявить активность или радость еще сложнее.

Если говорить другими словами, то флегматичный тип темперамента человека признан наиболее уравновешенным и эмоционально устойчивым.

Флегматики не идут сразу на контакт с людьми, им нужно время для оценки ситуации. Резкая смена окружающей среды для них подобна трагедии и переносится она весьма тяжело. Эти люди не любят активных развлечений, им нравится уютная домашняя обстановка, часто они предпочитают проводить время наедине с собой.

В работе флегматики кропотливы и усидчивы, у них хорошая память и они могут запоминать большие объемы информации.

Флегматики довольно замкнутые и скрытые, они неохотно проявляют симпатию к другому человеку. Но если флегматику понравится представитель противоположного пола, то он сделает все, чтобы добиться его расположения.

Друзей флегматику найти довольно сложно, он плохо идет на контакт. Но если человек с таким типом темперамента находит друга, то эта дружба может длиться всю жизнь. Семья для флегматиков некая крепость, в которой они чувствую себя уютно. В брак такие люди вступают поздно, могут долго находиться в поиске партнера.

Основные недостатки флегматиков:

  • Часто бывают не восприимчивыми, не проявляют инициатив, плохо реагируют на внешние раздражители;
  • Могут быть скупы на эмоции, медленно включаются в работу, плохо идут на контакт с окружающими людьми;
  • Сложно адаптируются при смене жизненной обстановки;

Меланхолик - характеристика: плюсы и минусы меланхолика

Меланхолики склонны к приступам отчаянья и депрессии. Темперамент таких людей вялый, пессимистичный. Любое событие, даже незначительное заставляет меланхолика переживать. Он не умеет радоваться жизни, и видит ее исключительно в негативном тоне. Грусть и тоска могут накрывать такого человека без причины, часто меланхолики испытывают чувство жалости к себе.

Людям с подобным типом темперамента приходится прибегать к скрытности и подавлению эмоций. Они переживают все в себе, поэтому и появляются депрессивные состояния психики. Психологи отмечают, что огромное количество людей, совершивших суицид как раз меланхолики.

Меланхолик медленно реагирует на внешние раздражители, плохо запоминает информацию, часто страдает от массы комплексов и чрезмерно заниженного уровня личной самооценки. Моторная активность вялая и невыразительная.

Меланхолики не могут работать интенсивно и монотонно, так как им обязательно требуется отдых или небольшие перерывы для стабилизации психологического состояния. В социальной среде такие люди вялые, малообщительные, им сложно найти вторую половинку или близкого друга. Им сложно быть активными и жизнерадостными. Выбирают в качестве людей сангвиников или холериков, так как этот выбор объясняется подсознательным стремлением меланхолика быть опекаемым.

Меланхоликам бывает сложно устроить их личную жизнь. Часто большую роль в фиаско любовных отношений играет их нерешительность и трусливость. В спутники жизни себе выбирают сильного человека. Есть и плюсы подобного вида темперамента.

Меланхолики добрые, ранимые, всегда поделятся последним, что у них есть. Им подсознательно хочется помочь нуждающемуся человеку.

Недостатки меланхоликов:

  • Эмоциональная нестабильность, нерешительность, неуверенность в себе и своих силах;
  • Сложность с восприятием окружающего мира, ранимость, пессимистичность;
  • Склонность к депрессивным состояниям психики;

Психологи настоятельно рекомендуют меланхоликам не закрываться в себе. Пытаться познавать мир, путешествовать, общаться с новыми людьми. Можно попробовать заниматься шефской помощью в целях повышения своей личной самооценки. Заняться активными видами спорта, танцами, любым творчеством. Меланхолику надо быть рядом с близкими и друзьями, и не замыкаться в себе и своих чувствах.

Знаете ли вы, какой тип темперамента у вашего коллеги? Если к завтрашнему утру нужно подготовить презентацию, почему коллега-холерик чуть ли не обрадуется, а коллега-меланхолик будет в ужасе? Знайте своих коллег, и ваша жизнь в офисе упростится, а успехи умножатся.

Немного теории. Темпераментом называют врожденные особенности нервной системы человека. Люди с разными типами темперамента совершенно по-разному могут реагировать эмоционально и поведенчески на одну и ту же ситуацию.

Еще в институте, при изучении темпераментов, схема Г. Айзенка мне казалась наиболее наглядной. Согласно его теории, темпераменты располагаются на системе координат с двумя шкалами:

Интроверсия - фокусирование на внутреннем мире и поиск ответов внутри себя, через общение с собой. Крайне интровертные люди предпочитают узкий круг общения, индивидуальные задания, а не работу в группе.

Экстраверсия - фокусирование на внешнем мире и поиск ответов через общение с другими людьми. Крайне экстравертные люди предпочитают широкий круг знакомств и командные задания.

Стабильная нервная система: с такой нервной системой человек относительно легко контролирует свои эмоции, не отвлекается на слабые раздражители, легко приходит в себя после потрясения.

Нестабильная нервная система: с такой нервной системой человек слабо контролирует свои эмоции, реагирует на любые раздражители даже незначительные, долго переживает из-за любых потрясений.

Теория, это конечно, хорошо, скажете вы. Но как же определить, какой темперамент у ваших коллег? На самом деле, это легко - достаточно понаблюдать, как они ведут себя в любой ситуации. Правда, особенно ярко темперамент проявляется в неожиданной, стрессовой ситуации. Вот такую мы сейчас и разберем.

Представьте, вы сидите за своим компьютером и наблюдаете, как мимо вас идет ваш коллега. Вы думаете «Интересно, какой темперамент у Васечкина?» И буквально через секунду возникнет ситуация, благодаря которой вы сразу ответите на свой вопрос. Васечкин несет кофе, а из-за угла выныривает другой коллега Всеерундайко, уткнувшись в телефон. Он не замечает Васечкина, наталкивается на него и кофе проливается на вашего испытуемого. Как отреагирует Васечкин?

Васечкин-Холерик:

Тут же покраснеет от злости, и не сдержавшись, выругается «Пииип (здесь не литературное слово), Всеерундайко, куда вот ты несешься? Упулился в свой телефон, Пииип (опять ругается)! У меня встреча через час!» Всеерундайко извиняется. Через 10 секунд Васечкин говорит «Ладно, ладно, не конец света. Нужно срочно что-то придумать, не идти же на встречу в этой рубашке! Побегу в ближайший магазин за новой, за час управлюсь. Не надо мне твоих денег. С тебя бизнес-ланч!» Убегает, только его и видели. Через час на встрече в новой рубашке.

Вывод: если ваш коллега - холерик, то он Экстраверт с нестабильной нервной системой. Вы увидели, что он:

    Очень эмоциональный и вспыльчивый

    Может быть агрессивным

    Отходчивый и вспышки гнева быстро проходят

    Быстро принимает решения и также быстро начинает действовать

    Общительный и открыт к любым контактам

Васечкин-Флегматик

Несколько секунд стоит, замерев. Потом голосом, ровным и негромким, как у ослика Иа из мультика про Винни-пуха (ослик, кстати, тоже флегматик): «Что ж, сегодня видимо не мой день». Тихо вздыхает. «Пойду в туалет оттирать пятно. Пока не высохло, его возможно оттереть». На предложение Всеерундайко пойти в ближайший магазин за рубашкой, отвечает «Зачем? Пятно можно оттереть. Пока мы будем ходить по магазинам, пропущу встречу, это недопустимо». Уходит в сторону туалета неспешным шагом. Весь час до встречи проводит в туалете, тщательно отчищая пятно.

Вывод: если ваш коллега - флегматик, то он Интроверт со стабильной нервной системой (полный антипод Холерика). Вы наблюдали, что он:

    Эмоции держит при себе, его сложно вывести из себя

    Перфекционист, качество - превыше всего

    Требовательный к себе, ответственный

    Не гибкий в решениях - с большим трудом меняет свое мнение

    Работает и думает не спеша, но основательно

Васечкин-Сангвиник

После столкновения реагирует сразу «Вот те раз! Авария на рабочем месте! Всеерундайко, Вы нарушаете правила передвижения по офису!» На извинения Всеерундайко похлопывает его по плечу «Да ладно, с кем не бывает! Одна только небольшая проблемка - через час встреча, а я в таком виде!» Всеерундайко предлагает сходить в ближайший магазин за новой рубашкой. Отвечает, не задумываясь «О, отличная идея! Пойдем, пойдем! По дороге заодно я тебе расскажу, как мы вчера с ребятами в футбол поиграли!» Окрикивает проходящего мимо коллегу «Рамочкин, мы в магазин. Пойдем с нами, поболтаем!» На встречу опаздывает, слишком увлекшись примеркой и общением с коллегами.

Вывод: если ваш коллега - сангвиник, то он Экстраверт со стабильной нервной системой. Вы наблюдали, что он:

    Не склонен к сильным эмоциональным всплескам

    Оптимист, с веселым нравом, жизнерадостный

    Легок на подъем - быстро забывает неприятности

    Общителен, легко сходится с людьми

    Увлекшись, может проявить необязательность

Васечкин-Меланхолик

На лице ужас от случившегося: краснеет, глаза округляются, пытается отряхнуться: «О нет! Что же мне теперь делать? Такое пятно! Кофе не оттирается!» На извинения Всеерундайко отвечает «Нет-нет, я сам виноват. Нужно быть аккуратнее с горячим кофе». Вежливо отклоняет предложение Всеерундайко пойти с ним в магазин, предпочитая сходить один. Через пять минут возвращается, так как забыл взять кошелек.

Вывод: если ваш коллега - меланхолик, то он Интроверт с нестабильной нервной системой (полный антипод Сангвиника). Вы наблюдали, что он:

    Очень переживает из-за неудач и ошибок

    Стресс сильно выбивает из колеи, становится рассеян

    С трудом контролирует свои эмоции

    Самокритичен, чаще не уверен себе

    Малообщителен и чаще сторонится других

Кстати, сверхчувствительные люди чаще всего обладают меланхоличным темпераментом. Однако и холерики, и флегматики, и смешанные типы среди них встречаются. Уверена, сангвиников среди людей-орхидей нет (более подробно о феномене высокочувствительных натур читайте на моем сайте).

Допустим, вы научились определять темперамент своих коллег. Что же теперь делать с этими познаниями? Конечно, активно пользоваться ими! Зная, кто ваши коллеги, вам легче предугадать их реакции на любые ситуации. Это позволит более грамотно выстраивать с ними отношения и вести совместную деятельность.

Очевидно, что не стоит обрушивать на Меланхолика вечером новость о том, что завтра утром нужен отчет в 50 слайдов. Он так разнервничается, что пользы от него будет мало. А вот Холерику такую новость вполне можно преподнести. В глубине души он будет даже рад - ведь маловыполнимые и трудные задачи для него как наркотик. Есть куда деть свою безудержную энергию!

Я вспоминаю свою бывшую коллегу Холерика, которая искренне делилась со мной: «Я просто обожаю, когда в процессах, за которые я отвечаю, что-то ломается и идет не так! Это такой кайф бегать по офису, отдавать распоряжения и видеть как несущийся под откос поезд вновь возвращается на свои рельсы!» В общем Холерики очень хороши в ситуациях, когда нужно срочно потушить пожар.

Кстати, если у Меланхолика достаточно времени на написание отчета, он сделает это старательно и с вдохновением! Согласитесь, не каждому человеку хватит вдохновения на длительную работу.

А допустим, зная, что ваш коллега Флегматик, вы понимаете, что он хорош в качественной проработке деталей и еще тот правдолюб! Поэтому именно ему доверите провести аудит какого-нибудь процесса - от его ока не ускользнет ни одна ошибка или злоупотребление.

А вот если ваш коллега Сангвиник, то значит чувствует себя, как рыба в воде, в командных мероприятиях. Тогда будет уместно доверить ему провести мозговой штурм или командное соревнование на лучший план недели.

Знание - это сила. Чем лучше вы знаете людей, тем больше у вас шансов выстроить эффективные рабочие отношения. Тогда командная работа будет плодотворнее, и вы добьетесь лучших совместных результатов!

Издавна человека, кроме окружающего мира, интересовал он сам. Именно из стремления понять и обобщить, упорядочить разные характеры, типы личности и создавались астрология, китайский гороскоп, научные и эзотерические учения. Типы темперамента в своем нынешнем понимании стали изучаться и анализироваться еще в Древней Греции. Сначала Гиппократ, а затем Гален разрабатывали свои классификации. Названия 4 типа темперамента получили, как предполагали ученые, по преобладающим в организме человека жидкостям. Так, сангвинический характер, по их мнению, обнаруживает преимущество крови, флегматический - слизи (флегмы), холерический - желчи, а меланхолический - черной желчи. Позже типы темперамента изучали и Кречмер, и Павлов, и Теплов, и Стреляу. Были предложены и другие классификации (к примеру, пикник - атлетик - лептосоматик - диспластик по Кречмеру) и типологии. Однако в современной психологии типы темперамента человека, называемые вслед за древними учеными, являются одним из основных понятий, описывающих личность.

Зачем и кому нужно знать о темпераменте

Начнем с того, что, пожалуй, для большинства людей это просто любопытный и занимательный тест. Интересно познать себя, свои отличия от других. Но поскольку человек - существо социальное, постоянно находится в том или ином коллективе, то и знания о том, какие типы темперамента существуют, оказываются полезными и нужными во многих ситуациях. Дело в том, что, по Павлову, каждый из нас (с большей или меньшей выраженностью) обладает определенным типом нервной системы. Люди отличаются по силе и скорости реакций на одинаковые стимулы. Так, выделяются сильные типы темперамента (сангвиник, холерик, флегматик) и слабый (меланхолик). Продолжительность и скорость ответа также различна. Меланхолик и флегматик реагируют медленно, тогда как сангвиник и холерик - стремительно. Следовательно, у людей просто физиологическими особенностями обусловливается скорость усвоения новой информации, приспособляемость к необычным ситуациям, темп работы. И любому руководителю любого коллектива просто необходимы элементарные знания по психологии. В школе это поможет дифференцированно подходить к видам заданий для разных учеников, к их совместимости и возможностям объединять в группы. В рабочем коллективе важно учитывать особенности и скорость работы разных сотрудников, чтобы грамотно планировать и распределять обязанности.

Чем лучше заниматься представителям каждого из типов темперамента?

Флегматик отлично справится с монотонной бумажной работой, а вот там, где нужна будет сила убеждения, больше подойдет сангвиник или холерик. Задания, требующие большой старательности и кропотливости, тщательности, сможет хорошо выполнить меланхолик. Только стоит помнить о том, что он быстро утомляется и перегружать его нельзя. А вот с авральными работами и пионерскими проектами справится холерик, часто берущий на себя инициативу и способный работать интенсивно и быстро. Меланхолик скорее не сможет успешно провести переговоры, такое задание лучше доверить сангвинику, которого непросто вывести из равновесия и сбить с толку. Типы темперамента важны и при определении профессиональной пригодности. Не случайно для многих специалистов предусмотрены как квалификационные, так и периодические психологические тестирования (к примеру, для сотрудников служб спасения, полиции). Стоит учесть, что ярко выраженные типы темперамента встречаются редко. Как правило, в человеке присутствуют черты как минимум двух. Причем в разные периоды жизни может ярче проявляться то один тип, то другой. В семье также важно знать и понимать, что некоторые особенности характера просто есть у человека с рождения и принимать его таким, какой он есть.