Классификация иконок: подобие, аналогия и произвольный выбор. Favicons, Touch Icons, Tile Icons и т


С иконками мы встречаемся каждый день при использовании компьютера, т.к. они формируют основу графических интерфейсов, которые используются для современного программного обеспечения. Эти маленькие рисунки используются для представления файлов (включая веб-страницы) и программ, а также для выполнения команд.

Как мы используем иконки?

Иконки удобно располагаются на нашем рабочем столе или внутри программ и ждут пока на них кликнут (один или два раза). Их легко распознать, они представляют удобный способ напрямую добраться до нужной функциональности не пробираясь через завалы команд и меню.

Как правило, рисунок связан с предназначением программы или файла, с которым связана иконка. Например иконка для почтовой программы может изображать конверт, а иконка для мультимедиа проигрывателя - музыкальную ноту или повсеместно используемую треугольную стрелку указывающую вправо.

Как разрабатываются иконки?

По своей структуре, иконки имеют стандартные размеры, обычно достаточно небольшие - от 16x16 до 48x48 пикселей (на Маках - до 128x128, в Windows Vista - до 256x256). Одна иконка обычно содержит несколько рисунков включая прозрачные участки, чтобы черзе нее был виден фон рабочего стола. Из-за этого кажется, что иконка находится над рабочим столом или панелью инструментов, на которой она расположена.

Иконка содержит несколько рисунков разных размеров и цветности для того, чтобы позволить Windows или Mac OS использовать наиболее подходящую из них для данной ситуации. Этот выбор зависит от режима, в котором находится монитор компьютера и места, в котором должна появится иконка. Например, иконки отображаемые на панели задач Windows обычно имеют размер 16x16 в то время как иконки на рабочем столе - 48x48.

Какие форматы используются для иконок?

Иконки Windows имеют расширение "ICO", а маковские - "ICNS", "RSC", "RSRC" или "BIN". Одна иконка (включая все вариации) содержится в одном файле, в то время как группы иконок объединяются в библиотеки.

В чем отличие иконок Windows XP?

Иконки для Windows XP имеют насыщенный цвет и гладкие края, дополняя стиль ОС Windows XP. Их края, как правило, слегка огруглены и источник света располагается в верхнем левом углу, в то время как рассеянный свет освещает другие части рисунка.

Градиенты, очертания и тени используются, чтобы добавить иконке размерности и контрастности. Некоторые иконки в XP имеют панорамный вид, в то время как иконки используемые для документов или те, которые изображают символы или одиночные объекты, повернуты "лицом". В целом их можно описать как современные и высококачественные.

В XP иконки справа от меню "Пуск" имеют размер 24x24, а используемые в панелях инструментов - 24x24 или 16x16. Система поддерживает 32-битные иконки, которые в реальности являются 24-битными рисунками с 8-битным альфа-каналом, из-за которого края иконок выглядят гладкими и сочетаются с фоном.

Иконки Windows XP включают три цветности для поддержки различных установок монитора: 24-битные с 8-битным альфа-каналом, 8-битные (256 цветов) с 1-битной прозрачностью и 4-битные (16 цветов) с 1-битной прозрачностью.

«Шеф-редактор блога GetGoodRank, веб-аналитик, блоггер.
Как правильно оформить и применить иконки на сайте? Рассказываем о простых правилах юзабилити иконок, а также приводим простой чек-лист проверки.»

Иконка - схематический элемент графического интерфейса, обозначающий приложение, функцию или тематический раздел сайта/приложения. Иконки простые, лаконичные и эффективные. Используются для упрощения графического интерфейса приложения или сайта, а также для упрощения и ускорения коммуникации с пользователем (человеческое сознание в разы быстрее обрабатывает и «понимает» графику, нежели текст). Иконки классифицируются в зависимости от выполняемой функции:

  • Навигационные иконки - используются для обозначения функции: навгационные стрелки вверх и вниз для перемещения по длинной странице, корзина для перехода в корзину, лупа для активации строки поиска.
  • Информационные иконки - указывают на тематику раздела. К примеру, скрещенные инструменты часто указывают на раздел с технической информацией, шестеренка - на раздел с настройками, машина указывает на информацию о доставке, цифры 24/7 - на круглосуточный график работы и т. д.
  • Иконки-призывы к действию - часто используются для обозначения очевидных действий. К примеру, на странице скачивания приложения жирная стрелка вниз обозначает призыв к загрузке софта, на странице товара плюс обозначает призыв добавить товар в корзину и т. д.

Правила юзабилити иконок

Не все иконки одинаково понятны пользователям, в особенности, если сайт применяет индивидуальный стиль и отходит от общепринятых стандартов. Чтобы иконки выполняли прямую функцию упрощения дизайна и коммуникации с пользователем, придерживайтесь следующих правил:

1. Сопроводительный текст - разные сайты используют даже стандартные иконки с разной целью. Так, стандартная лупа может обозначать поиск по сайту или приближение/увеличение изображения. Графические символы можно трактовать двояко. Чтобы упростить задачу пользователя, следует сопровождать иконки текстом. Это в большей степени касается иконок навигации. Текст и графика в паре работают гораздо лучше, чем что-то одно.

2. Единый стиль - иконки должны быть выполнены в едином стиле. Лучше использовать схематические изображения с минимальным количеством деталей. Иконка должна быть легко различима в общей концепции дизайна и простой для понимания пользователя. Иконки, выполняющие разные задачи на сайте, могут быть выполнены в разных концепциях. Однако применяя разные графические стили, следует избегать чрезмерной пестроты. Помните, что иконка призвана упростить взаимодействие пользователя с сайтом, а не наоборот, заставить его изучать скрытые в символах функции.

3. Кликабельность - иконки, по которым доступно действие, должны визуально демонстрировать кликабельность: подсветка при наведении курсора, изменение цвета, увеличение. Это даст понять пользователю, что иконка функциональна, а не просто элемент графического интерфейса. Применяйте анимацию по минимуму.

4. Тест 5 секунд - при разработке индивидуальной концепции иконок (применении нестандартных иконок) проведите тест 5 секунд. Если в вы в течении 5 секунд не сможете идентифицировать иконку и понять, что она означает на сайте, значит данный графический символ недопустим в дизайне. Он будет создавать дополнительные препятствия на пути пользователя к цели: изучению информации на сайте, выбору товара/услуги.

5. Размер имеет значение - слишком мелкие символы рискуют остаться незамеченными в дизайне, тогда как слишком крупные иконки могут сбивать с толку, доминировать над другими элементами и перетягивать на себя внимание (в особенности если большие иконки выделены цветом).

Как проверить юзабилити иконок

Используйте для проверки юзабилити иконок на сайте следующий чек-лист вопросов:

  • Легко ли найти иконку в интерфейсе сайта или приложения?
  • Насколько гармонично выглядит иконка в интерфейсе? Не нарушает ли она общую концепцию дизайна?
  • Расположена ли иконка в ожидаемом для пользователя месте?
  • Не отвлекает ли иконка внимание от основного контента страницы?
  • Понятен ли смысл иконки пользователю?
  • Как выглядит иконка в мобильной версии сайта? Легко ли с ней взаимодействовать с тачскрина?
  • Ассоциируется ли данная иконка с другими, несмежными действиями? Не создает ли она дополнительные трудности в использовании сайта? Не приведет ли иконка к ошибочным действиям?
  • Необходима ли иконка в данном контексте для обозначения того, что к чему она привязана? Возможно ли обойтись без нее?

Ровно через неделю станет известно, что именно владельцам iPhone и iPad предстоит видеть каждый день на экранах своих мобильных устройств в течение как минимум года – 10 июня Apple покажет седьмую по счету версию iOS. Трепетное ожидание накануне выхода iOS 7 ощущается чуть ли не сильнее, чем в преддверии анонса очередного iPhone. Еще бы – ведь с осени разработку новой операционки курирует сам Джонатан Айв, главный дизайнер Apple, ранее отвечавший лишь за облик аппаратных продуктов компании.

Накануне в Сеть «шпионский» снимок главного экрана iOS 7, на котором можно проследить некоторые изменения во внешности «семерки». И хотя, как утверждается, это самая ранняя версия системы, иконки на экране позволяют судить об изменениях в интерфейсе будущей ОС.

Айв известен нелюбовью к лишним украшательствам. Под его руководством внешность некоторых приложений iOS за последние месяцы кардинально поменялась, дизайнеры отказались от «фальшивого» объема и большинства текстур. Созданный Сонни Диксоном совместно с талантливым дизайнером Surenix концепт позволяет оценить дизайн стандартных иконок приложений в iOS 7.


Прежде всего можно заметить, что значки фирменных программ Apple лишились «глянца». Телефон, Музыка, Mail, Сообщения утратили блеск и тени, а сами иконки стали более плоские. У приложения Настройки теперь нет рамки. Значок погоды стал проще – больше нет температуры в цифровом обозначении, появились облака.


О том, что внешность iOS 7 может измениться радикально, в мае . Неназванный источник поделился с журналистом сайта увиденным на одном из тестовых iOS устройств. По его словам, новая операционка не только стала совершенно “плоской”. Айв и его команда якобы пошли еще дальше, сделав многие элементы интерфейса черно-белыми.

Не то чтобы пользователи сильно хотели перемен во внешности iOS – за осовременивание интерфейса ратует лишь наиболее активная и продвинутая прослойка «яблочников». Возможно, кто-то даже возмутится переменами в привычных изображениях на экране. Однако консультироваться с пользователями по поводу еще не реализованных изменений в устройствах в Apple не принято.

Зачем использовать иконки? Дизайн - это все, что связано с коммуникациями между людьми: не важно, насколько интересна и важна информация, которую вы представляете другим, если вы не смогли удержать внимание своих посетителей. При первом посещении веб сайта большинство пользователей сканирует страницу в поисках интересного контента. И только после того, как что-нибудь привлечет их внимание, они начинают действительно читать. Иконки являются простым и эффективным способом ввести пользователя в контент вашего сайта.

Иконки имеют такое же психологическое назначение, как и разрывы между абзацами: они визуально прерывают контент, делая его менее устрашающим для восприятия. Хорошо отформатированная страница с разрывами текста на легко читаемые абзацы и с расставленными акцентами в виде иконок легко читается и достаточно интересна для удерживания внимания посетителя. Хватит тратить время на написание огромных текстов, которые никто не читает. Начинайте использовать иконки!

В данной статье мы покажем отличные примеры и лучшие практики использования иконок для поддержки контента в веб дизайне.

1. Как использовать иконки

Основная задача использования иконок - это помощь пользователю в эффективном процессе восприятия и обработки информации. Обычно цели достигаются с использованием свободного пространства и иконок, которые не отвлекают от контента, а наоборот, дополняют его. Использование иконок обогащает даже минимальный контент, придавая ему веса и улучшая эффективность коммуникаций без лишних слов. Иконки следует использовать для привлечения внимания к контенту, но ни в коем случае не для замещения его.

Усиливаем список особенностей

Перечисление услуг является обычной практикой и необходимой частью эффективного маркетинга, но сам по себе список весьма банален и скучен. Использование иконок в сочетании со списком особенностей делает его более привлекательным и информативным.

Привлекаем внимание к новым особенностям веб приложения

Иконки являются визуальным приглашением попробовать последние и лучшие особенности вашего веб приложения. Иконки должны захватывать внимание вашего посетителя и направлять его к новым особенностям. А как только внимание посетителя захвачено, расскажите о том, какие великолепные возможности открываются ему.


Список различных приложений и продуктов

В данном случае нужно рассматривать иконку как логотип, помня о том, что цель логотипа - построить ментальную ассоциацию между продуктом и изображением. Иконка должна быть уникальной, но простой: большинство иконок имеют размер 128 на 128 px, поэтому надо использовать минималистский подход и суметь сказать многое, используя минимум средств.

Пример:


Перечислите ваши услуги и увеличьте легкость чтения списка

Иконки должны соответствовать контенту и иметь простой дизайн. Определите, что вы хотели выразить с помощью контента и создайте на этой основе иконку. Какая тема у веб сайта или статьи? Какие цвета используются? Что это за стиль? Модерн? Классик? Иконки должны быть визуально унифицированы с идеями, выраженными в контенте.


2. Назначение и размещение

Иконки делают интерфейс сайта дружественным, располагающим и профессиональным. Они показывают, что вы заботитесь даже о мелких деталях. Включите свое воображение при работе с иконками: заголовки, боковые панели, колонтитулы и списки являются отличными местами для расположения иконок.

Акцентирование колонтитулов для придания заголовкам особенного вида

Даже простая иконка может добавить шарма и индивидуальности веб сайту.

Пример:


Увлеките посетителя чтением длинной страницы

Используйте иконки как точки в абзацах. Такой подход существенно повысит удобство чтения даже самого длинного текста.

Пример:


Отделяем заголовки и секции

Используйте иконки, чтобы поставить визуальную точку, отделяющую различные части текста.

Пример:


Размер значения не имеет! Даже маленькие иконки могут быть эффективны

Маленькие иконки обеспечивают такой же уровень визуального интереса, как и большие, но без потенциальной опасности отвлечь внимание. Убедитесь, что иконки легко распознать, и что они близки по смыслу к тексту, на котором акцентируют внимание.


Выделяем текст, размещая иконки справа от абзаца

Не надо зацикливаться на однообразном размещении иконок. Расположение иконок справа от текста реже используется, поэтому оно более визуально привлекательно. Но остерегайтесь, иногда такое расположение выглядит неряшливо.


Изменяете размер и размещение иконок

Включите воображение! Изменение размера и размещения иконок сделает контент более динамичным и интересным.


3. Выберите свой стиль

Когда дело доходит до стиля, то нужно иметь в качестве цели эффективность. Если ваш дизайн предполагает уникальность, то оригинальные иконки будут хороши для него, но эффективность гораздо более важна. Помните, что иконки предназначены для расширения и дополнения контента и дизайна. Поэтому особенно важно уделять внимание тому, как ваши иконки соответствуют остальному веб сайту. Не стоит покупать круто выглядящие иконки на каком-нибудь сайте, вроде iStockPhoto. Гораздо важнее, чтобы иконки были в одном стиле с остальным содержанием сайта.

Также важно, чтобы все ваши иконки соответствовали друг другу. Группировка разноплановых иконок, вне зависимости от того, насколько они круто выглядят, является выделяющейся ошибкой дизайна и признаком непрофессионализма. Ниже приводится несколько примеров того, как иконки могут быть эффективно интегрированы в стиль сайта.

Использование светлых цветов и отличного 3D дизайна иконок отлично дополняет внешний вид сайта: GoodBarry



Использование неряшливого стиля для 2D иконок добавляет глубины: Take the Walk


Выбор уникального и последовательного стиля придает динамичности и профессионализма сайту: Squarespace


Монохроматические иконки могут акцентировать внимание на контенте без отвлечения: Studio 7 Designs


Используйте силу трансформации снимка экрана с простым градиентом в уникальную иконку: Gist


Не надо использовать иконку только потому, что она круто выглядит. Выберите то, что больше подходит к вашему сайту по стилю и марке: Treemo


4. Дополнительные примеры

Ниже приводится несколько примеров эффективного использования иконок.

В ходе одного из недавних тестирований, проведенных специалистами исследовательской компании Nielsen Norman Group (NNg), обнаружилось, что наряду с тем, что дизайн множества иконок улучшился, существует также немалое количество подобных значков, вызывающих проблемы юзабилити и не распознаваемых большинством пользователей. Хотя каждый конкретный визуальный дизайн каждого значка отличается от другого — в том числе и связанными с ним проблемами, — существует несколько основных категорий иконок, которые можно использовать для лучшего понимания того, что именно делает некоторые из этих элементов пользовательского интерфейса более доступными для понимания.

Иконки, базирующиеся на подобии (схожести)

К этой категории относятся иконки, изображающие физический объект, который графический значок должен наглядно представлять восприятию пользователя. Используемое для представления (репрезентации) файла электронной почты изображение конверта будет являться иконкой подобия (Reference Icon).

Основная проблема юзабилити иконок подобия заключается в трудности разработке изображения, которое на самом деле выглядит как предполагаемый объект. Не такая простая задача, если учесть крошечный размер иконки.

Иконки, основанные на аналогиях (напоминаниях)

Это тип значков интерфейса, которые при помощи напоминания или аналогии репрезентируют концепцию, отображаемую иконкой. Например, изображение зажима, используемое для наглядного представления утилиты сжатия файлов (потому что в обоих случаях подразумевается сжимание ), является иконкой аналогии (Reference Icon).

Было бы трудно найти хорошую иконку подобия для операции сжатия файлов, за исключением использования комбинации «до и после», переданной парными изображениями большого (несжатого) и маленького (сжатого) документов, но значки, отображающие изменение состояния, как правило, как правило, трудно поддаются пониманию. Значки интерфейса, значение которых базируется на аналогиях, иногда также называются символическими иконками .

Здесь возникает вопрос, установят ли пользователи смысловую связь между эталонным (общепринятым, конвенциональным) значением изображения, используемого в качестве иконки, и его значением в рамках компьютерной экосистемы? Являются ли эти два понятия достаточно тесно связанными в ментальных моделях пользователей, чтобы люди подумали об опции системы, увидев изображение, символизирующее данную ее особенность?

Произвольные иконки

Рассмотрим категорию визуальных форм, имеющих смысл только в рамках некого соглашения. Например, дорожные знаки относятся к категории изображений с произвольно присвоенным им значением и — в силу их достаточно стандартизированного использования в международном масштабе — могут служить отличным источником прототипов для компьютерных иконок.

Треугольный дорожный знак предупреждения об опасности может быть использован в качестве компьютерной иконки для предупредительного сообщения. Очевидно, что пользователям труднее всего понимать именно произвольные иконки (Arbitrary Icons), особенно в том случае, если они не настолько широко используются, чтобы конвенциональное значение стало «второй натурой» значка.

Например, сомнительно, что многие люди обеспокоены тем, что графическая форма «?» абсолютно произвольно выбрана в качестве указателя вопроса. Следовательно, это хорошая иконка для обозначения помощи .

Пример: значок часов в качестве иконки подобия, и он же как иконка аналогии

Проводя одно из своих исследований юзабилити, эксперты NNg обнаружили иконку часов в интерфейсе тестируемого сайта. Изображение определенно выглядело как часы и, вероятно, отлично работало бы, если бы это была иконка подобия, используемая для представления связанной с временем особенности сайта, такой как отображение текущего времени, опция будильника или запланированный срок начала какого-то события. Однако на этом сайте иконка применялась для представления функции просмотра истории событий, и в этом качестве она потерпела неудачу в ходе пользовательского тестирования.

Изображение часов для обозначения функции просмотра истории — это иконка аналогии, поскольку оба понятия — «часы» и «история» — объединены общей для них концепцией времени. Тем не менее налицо плохое, слабое соответствие: аналогия слишком отдаленная.

Пример: значок дискеты в качестве иконки для команды «Сохранить»

Небольшое изображение дискеты (гибкого диска) используется для представления опции сохранения файла в самых различных графических пользовательских интерфейсах (GUI).

Первоначально это была иконка подобия : пользователи на самом деле сохраняли свои файлы на дискетах, так что пока значок обоснованно выглядел как гибкий диск, его, скорее всего, признали и поняли в этом качестве.

Позже у пользователей появились жесткие диски, и значок «Сохранить» стал восприниматься в качестве иконки аналогии . Дискета представляет собой один из типов устройств для хранения данных и, следовательно, может использоваться для представления обобщенной функции хранения документа на любом устройстве хранения данных, даже на том, что выглядит совсем по-другому нежели гибкий диск.

Действительно, большинство обычных пользователей никогда не видело жесткий диск, установленный внутри корпуса компьютера/ноутбука, поэтому, вероятно, и продолжилось использование иконки флоппи-диска во время процесса перехода с дискет на жесткие диски.

В настоящее время многие молодые пользователи никогда не видели дискету, и значок, ее изображающий, стал для них произвольной иконкой. Почему маленький квадратик обозначает сохранение файла? Ну, просто так принято.

Как показывает этот пример, классификация иконки может меняться в зависимости от течения времени или в связи с другими изменениями в контексте.

Юзабилити иконок в интернациональном масштабе

Наивысшей степенью юзабилити чаще всего обладают иконки подобия, однако они могут вызвать проблемы у «международных» пользователей в той мере, в какой одни и те же вещи выглядят в разных странах по-другому. Изображения необычных объектов могут вызвать трудности при их распознании, о чем свидетельствует проведенное в Венгрии тестирование интернационального набора иконок, посвященных спорту. Только 9% венгров правильно интерпретировали иконку, показывающую игрока в сквош, потому что большинство жителей Венгрии никогда не видели этой игры.

В подобной ситуации в тупик может попасть и сам общепризнанный «гуру науки юзабилити», основатель Nielsen Norman Group Якоб Нильсен: «Подобным же образом почтовые ящики выглядят по-разному во всем мире, как по форме, так и по цвету (синий, красный, желтый и зеленый — это лишь несколько цветов, которые я видел в своих путешествиях). Я помню, что когда впервые отправил открытку в Бельгии, то не был уверен, воспользовался ли я “официальной” почтой, потому что бельгийские почтовые ящики выглядят совершенно по-другому, чем все остальные, когда-либо виденные мной. И ведь это был физический объект. Небольшая двумерная картинка, скорее всего, будет еще более непонятной».

Иконки аналогии, равно как и произвольные иконки, при использовании в интернациональном масштабе нередко воспринимаются пользователями гораздо хуже, чем иконки подобия. Аналогии зачастую куда больше определяются локальными культурными особенностями, нежели внешний вид физических объектов.

Различие национальных конвенций может снизить юзабилити интерфейсов, нацеленных на использование иконок, работающих на принципе аналогий. Например, изображение обеденного стола (dining table) можно использовать в качестве «напоминающей» иконки, чтобы представить таблицу номеров (table of numbers).

Аналогия между таблицами как мебелью и таблицами в качестве типографских объектов выполняется только в том случае, если пользователь говорит по-английски. Во многих других языках для передачи двух этих понятий используются совершенно разные слова (например, bord vs. tabel на датском языке), а для пользователей, говорящих на этих языках, значок, изображающий стол, сводится к статусу произвольного выбранной иконки.

В общем и целом, «интерфейсные каламбуры» скорее опасны для юзабилити, хотя соблазну применить их сопротивляться трудно.

Простые иконки, сложные иконки

Иконки подобия обычно имеют лучшее юзабилити, хотя произвольная иконка может отлично проявить себя, если она уже широко стандартизирована к моменту ее использования в вашем дизайне. Не будьте одним из тех, кто пытался научить мир пользоваться новой иконкой с произвольно присвоенным ей значением. Вы, скорее всего, потерпите неудачу.

Конечно, у нас всегда есть надежный вариант проверки юзабилити иконок: пользовательское тестирование быстро покажет нам, понимают ли пользователи их значение.