Распад ссср. Распад ссср: причины, ход, последствия Распад ссср как следствие вымирания русского народа

Прежде чем разбирать вопрос о причинах распада СССР, нужно дать краткие сведенья об этом могущественном государстве.
СССР (Союз Советских Социалистических Республик) – коммунистическое супергосударство, основанное великим вождем В. И. Ленином в 1922 году и просуществовавшее до 1991 года. Это государство занимало территории Восточной Европы и части Северной, Восточной и Центральной Азии.
Процесс распада СССР – это исторически обусловленный процесс децентрализации в экономической, социальной, общественной и политической сфере СССР. Результатом этого процесса является полный распад СССР как государства. Полный распад СССР произошел 26 декабря 1991 года ; страна разделилась на пятнадцать независимых государств – бывших советских республик.
Теперь, когда мы получили краткие сведенья о СССР и теперь представляем, что это за государство, можно перейти к вопросу о причинах распада СССР.

Основные причины распада Советского Союза
Среди историков уже долгое время идет дискуссия о причинах распада СССР, среди них до сих пор нет единой точки зрения, также как и нет точки зрения о возможном сохранении этого государства. Однако большинство историков и аналитиков согласны со следующими причинами распада СССР:
1. Отсутствие профессионального молодого чиновничьего аппарата и так называемая Эпоха похорон . В последние годы существования Советского Союза большинство чиновников были в преклонном возрасте – средний 75 лет. Но государству были нужны новые кадры, способные видеть будущее, а не только осматриваться на прошлое. Когда чиновники начали умирать, в стране назрел политический кризис, связанный с отсутствием опытных кадров.
2. Движения с возрождением национальной экономики и культуры. Советский Союз был многонациональным государством, и в последние десятилетия каждая республика желала развиваться самостоятельно, вне Советского Союза.
3. Глубокие внутренние конфликты. В восьмидесятых годах произошла острая серия национальных конфликтов: Карабахский конфликт (1987-1988гг.), Приднестровский конфликт (1989г.), Грузино-южноосетинский конфликт (начался еще в восьмидесятых и продолжается по этот день), Грузино-абхазский конфликт (конец восьмидесятых). Эти конфликты окончательно разрушили веру национальное единство советского народа.
4. Острая нехватка товаров народного потребления. В восьмидесятых особенно остро обострилась эта проблема, люди были вынуждены часами и даже днями стоять в очередях на такие продукты как хлеб, соль, сахар, крупы и другие товары необходимые для жизни. Это подорвало веру людей в могущество советской экономики.
5. Неравенство в экономическом развитии республик СССР . Некоторые республики значительно уступали ряду других в экономическом плане. Так, например, менее развитые республики испытывали острый дефицит товаров, так как, например, в Москве эта ситуация не была столь острой.
6. Неудачная попытка реформирования Советского государства и всей Советской системы. Эта неудачная попытка привела к полному застою в экономике (стагнации). В дальнейшем это привело не только к застою, но и к полному развалу экономики. А затем была разрушена и политическая система, не справлявшаяся с насущными проблемами государства.
7. Падение качества производимых товаров народного потребления. Дефицит товаров потребления начался еще в шестидесятых годах. Тогда советское руководство сделало следующий шаг – оно урезало качество этих товаров, для того чтобы увеличить количество этих товаров. Как итог – товары были уже неконкурентоспособными, например, по отношению к зарубежным товарам. Поняв это, люди перестали верить в советскую экономику и все больше обращали внимание на западную экономику.
8. Отставание уровня жизни советского народа по сравнению с западным уровнем жизни. Особенно остро эта проблема показала себя в кризисе на главные товары потребления и, конечно же, кризисе техники, в том числе и домашней. Телевизоры, холодильники – эти товары практически не выпускались и люди были вынуждены долгое время пользоваться старыми образцами, уже практически наработавшими. Это вызывало и без того растущее недовольство населения.
9. Закрытие страны. В связи с холодной войной, люди практически не могли выехать из страны, они даже могли быть объявлены врагами государства, то есть шпионами. Жестоко наказывалась те, кто пользовался зарубежной техникой, носил зарубежную одежду, читал книги зарубежных авторов, слушал зарубежную музыку.
10. Отрицание проблем в советском обществе. Следуя идеалам коммунистического общества, в СССР никогда не было убийств, проституции, грабежей, алкоголизма, наркомании. Долгое время государство полностью скрывало эти факты, несмотря на их наличие. А затем в один момент, резко признало их существование. Вера в коммунизм опять-таки была разрушена.
11. Раскрытие засекреченных материалов. Большинство людей советского общества, ничего не знало о таких ужасных событиях как: голодомор, массовые репрессии Сталина, численные расстрелы и др. Узнав об этом, люди поняли, какой ужас принес коммунистический режим.
12. Техногенные катастрофы . В последние годы существования СССР произошло больше количество серьезных техногенных катастроф: авиакатастрофы (из-за устаревшей авиации), крушение крупного пассажирского парохода «Адмирал Нахимов» (погибло около 430 человек), катастрофа под Уфой (самая большая железнодорожная катастрофа в СССР, погибло более 500 человек). Но самое ужасное – Чернобыльская авария 1986 года, число жертв которой, невозможно сосчитать, и это не говоря уже о вреде мировой экосистеме. Наибольшая проблема была в том, что советское руководство скрывало эти факты.
13. Подрывная деятельность США и стран НАТО. Страны НАТО, а в особенности США, подсылали в СССР своих агентов, которые указывали на проблемы Союза, жестоко критиковали их и сообщали о преимуществах, присущих странам Запада. Своими действиями зарубежные агенты раскалывали советское общество изнутри.
Вот такими были ключевые причины распада Союза Советских Социалистических Республик – государство, которое занимало 1 всей сухопутной территории нашей планеты. Такое число, тем более невероятно острых проблем не могло быть разрешено ни одним успешным законопроектом. Конечно, Горбачев за время своего пребывания на посту президента еще пытался реформировать советское общество, но такое число проблем разрешить невозможно, тем более в такой ситуации – СССР просто не имел средств на такое число кардинальных реформ. Распад СССР – был необратимым процессом и историки, которые до сих пор не нашли хоть одного теоретического пути сохранения целостности государства, прямое тому подтверждение.
Официальное объявление о распаде СССР было оглашено 26 декабря 1991 года. Перед этим, 25 декабря, президент СССР – Горбачев сложил свои полномочия.
Распад Союза ознаменовал окончание войны между США и НАТО против СССР и его союзников. Холодная война, таким образом, завершилась полной победой капиталистических государств над коммунистическими странами.

Обсудить

Причина развала СССР- это глупые, бездарные, больные руководители со всеми внешними приз-
наками вырождения и деградации: седые, лысые, слепые, беззубые, картавые, косорукие, пья-
цицы и т.д.Их генетическое несовершенство оборачивалось кровью и миллионами жизней. Это
было простительно: не было возможности посчитать интеллект и состояние здоровья человека.
Сейчас же я уже 20 лет предлагаю моментально определять интеллект и здоровье руководите-
лей, выявлять гениев и ставить их на руководящие места, вплоть до президента. Выявлять ду-
раков со слабым здоровьем и убирать с постов. Ведь они ни к чему не способны и занимаются
только воровством, ставят Россию на грань гибели.Навязываемая России демократия- это цар-
ство несовершенного дурного большинства, несет нам только плохое. Гениальные, здоровые,ку-
черявые руководителя защитят Россию, наведут порядок. Альтернативы этому нет.

Причина только одна - марксизм был ЛЖЕНАУКОЙ.
Все остальное - только последствия.

Причины развала СССР перечислены правильно, кроме одной самой важной, очевидно автор её видит, но стесняется об этом говорить. А причина банально проста. Партия КПСС насчитывала в своих рядах 25 млн человек. Ну что это за партия. Ленинская партия (гвардия) насчитывала не более 100 человек и была спаяна идеологически довольно крепко, это уже при Сталине пошёл разброд и шатания. А партия численностью 25 млн - это дикий абсурд. Очень хотелось переплюнуть Ленина и главное хотелось первому лицу быть вне критики. Ведь даже на всевозможных партийных конференциях голосовали единодушно по типу "ОДОБРЯМС. Что там одобряли депутаты этих конференций и не соображали, а об остальных 24.5 млн партийцев, так те и не подозревали о каких там обсуждаемых проблемах. В результате как только стало плохо, защитников в такой партии не нашлось, не только с оружием в руках, но и глаголом поднимать народ на защиту партийных идеалов никого не нашлось. Одобрили развал и партии и страны так же тихо, как до этого одобряли любой закон. И Хрущёв и Брежнев просто соревновались в количестве новых партийцев. Количество, но не качество, от сохи, от станка, от прилавка не важно, лишь бы было количество. А при ленине коммунисты с оружием в руках погибали, но защищали то неведомое, что им несла молодая и очень даже немногочисленная партия коммунистов. Есть разница. Большая. Те в 18 -20 годы прошлого века сумели, а наше поколение в 80-90 г. того же столетия проиграли эту битву. А способны ли мы были защитить в эти годы, да и сегодня нашу страну, как в 41г. Вопрос дискуссионный и не такой простой как вроде кажется.... Вполне возможно, что и нет Чечня показала, что такое российская новая власть. Но ведь это Чечня, у которой не было современного вооружения и Армии, и то было очень плохо.Очень сомневаюсь, что наша Армия сегодня что то сможет реально сделать против объединённых сил США и НАТО. Конечно, как говорит Путин ответный огонь будет адекватный, да вот вся беда, что скорее всего до этого ответа мы все будем уже груз 200

С учетом уважения к науке, изучающей различные явления, необходимо (по Декарту) определиться с фактом, произошедшим с СССР. Т.е. прийти к единому определению того, что произошло с Первым на Земле Социалистическим Государством. Если читатели с этим согласятся, то факт распада - есть ЯВЛЕНИЕ, не встречавшееся никогда ранее в мировой истории. Но раз этот факт есть ЯВЛЕНИЕ, то на вопрос о ПРИЧИНАХ и сути этого явления должны быть получены ответы на основе НАУЧНО проведенных исследованиях. СОГЛАСНЫ? Если "Да", то результаты таких исследований должны быть опубликованы и в этих публикациях должны быть приведены научные обоснования тем или иным результатам. Такие результаты в науке называются НАУЧНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ. Стало быть, никакие утверждения не могут быть приняты в качестве причин разрушения, если эти причины ПРОСТО называются, но под собой не имеют НАУЧНО обоснованных результатов исследований. Другими словами, обозначенные участниками причины являются не причинами, а являются гипотезами ничем НАУЧНО необоснованными. В то же время, вполне ЯСНО всем без исключения гражданам, что СССР был разрушен в результате Перестройки, как курса руководства СССР на замену социалистического строя (экономический строй с общенародной собственностью на средства производства) на капиталистический (рынок) строй, в котором средства производства должны стать собственностью частной. Возникает вопрос: "Как руководство СССР пришло к выводу о необходимости отказа от социализма и построения капитализма". Возможно, что Горбачев и его сотоварищи, включая Рыжкова Н.И. , пришли к такому выводу самостоятельно путем обсуждения на заседаниях Политбюро ЦК КПСС или Совета Министров СССР. К сожалению, это не соответствует фактам, предшествующим Перестройке. Как выяснено на основе анализа имеющихся и опубликованных в средствах массовой информации, Перестройку посоветовали УСТРОИТЬ ученые-экономисты на основе своих размышлений о состоянии экономики СССР. И это изложено в статьях М.С. Горбачева, который указывал, что Прежде чем осуществить Перестройку, руководство СССР в течении многих лет поручало НАУКЕ (в лице академиков АН СССР и институтов) разобраться в недостатках экономики СССР и предложить правительству меры по исключению этих недостатков. И наука, начиная с 1981 г. приняла самое активное участие в установлении причин снижения эффективности советского экономического организма и выработке мер по устранению этих причин. При этом, ученые СССР, как работники НАУКИ, этот заказ правительства НАЧАЛИ добросовестно выполнять, т.е. начали изучать состояние экономики. Но для исключения ОШИБОК, ученые многократно собирались на различные форумы, включая СЕМИНАР по экономике, состоявшийся в 1983 г. в институте экономики, о чем свидетельствуют исторические документы. На этом семинаре д.э.н., специалист по бухгалтерскому учету в колхозах, включая вопросы начисления зарплаты колхозникам, академик Т.И. Заславская сформулировала ВЫВОД: " «ухудшение экономических показателей имеет место в большинстве отраслей и районов.... Следовательно, в основе этого явления лежит более общая причина. По нашему мнению (Выделено – ТОВ) она заключается в отставании системы производственных отношений и отражающего ее механизма государственного управления экономикой от уровня развития производственных сил, конкретнее - в неспособности этой системы обеспечить полное и достаточно эффективное использование трудового и интеллектуального потенциала общества» » .
Обратите внимание, что вывод о неспособности системы (а это в СССР экономическая система на основе ОБЩЕНАРОДНОЙ собственности на средства производства) академик Т.И. Заславская подтверждает НЕ НАУЧНЫМИ ОБОСНОВАНИЯМИ, а заменяет научные обоснования словами «по нашему мнению». Однако, как известно СЛОВА «по нашему мнению» -0 не являются обоснованием научно выверенного вывода. Т.е. вывод Т.И. Заславской не является НАУЧНЫМ результатом.
Но для Горбачева и его товарищам ЭТОТ вывод являлся НАУЧНЫМ результатом, которому приходилось доверять, так как автором вывода (заметьте, не обоснованного научно, в чем правительство и не должно было и не могло разобраться) являлся АКАДЕМИК, поддержанный в 1983 г.г. всем научным корпусом экономистов СССР.
В последующем этот вывод был поддержан и Всесоюзной Академией сельскохозяйственных наук имени Ленина. (ВАСХНИЛ).
Таким образом, разрушение СССР явилось следствием Перестройки по замене социалистического (коммунистического) строя на капиталистический строй (эквивалент – РЫНОК). Перестройку же посоветовали устроить УЧЕНЫЕ.
Остается выявить, а в чем на самом деле, была суть причин в ухудшении экономического развития СССР в области производства пищим. Это весьма важно, ибо до сих считается, что в СССР было не эффективным именно сельское хозяйство. И это надо признать – в СССР к восьмидесятым годам начала резко снижаться эффективность именно в колхозах и совхозах. Эти предприятия действительно становились год от года все менее рентабельными.
Новые исследования позволили установить причины снижения эффективности колхозов и совхозов. Такими причинными, как ОБОСНОВАНО научно, являлся факт снижения естественного почвенного плодородия полей в этих предприятиях. Но если почвенное плодородие снижается, то при одних и тех же затратах труда, удобрений, механизмов и машин, снижается урожай. А это обозначает не что иное – как снижение ЭФФЕКТИВНОСТИ сельскохозяйственного производства.
Теперь вполне ясно, что СНИЖЕНИЕ ПОЧВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ – не является эквивалентом утверждению ученых – экономистов о том, что СОЦАЛИЗМ (а именно колхозы и совхозы) не может эффективно организовывать производство. Т.е. причина разрушения СССР не возможностях социализма, а в неразгаданной учеными причине снижения естественного почвенного плодородия, как ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ,
Стало быть, снижение эффективности экономики в СССР является не причиной разрушения СССР, а является следствием снижения почвенного плодородия сельскохозяйственных полей.
Значит надо теперь ответить на вопрос: «А выявлена ли причина снижения почвенного плодородия в СССР?».
Да такая причина была установлена в 1999 г. Научно обосновано, что снижение почвенного плодородия являлось следствием применения в сельском хозяйстве минеральных удобрений, что является ошибкой и нарушением природного закона круговорота органического вещества.
Стало ПРИЧИНОЙ разрушения СССР являлся совет ученых построить в СССР капитализм вместо социализма. Но этот совет явился ОШИБКОЙ, так как не социализм вел к неэффективности экономики СССР.
К неэффективности экономики привело ведение сельского хозяйства на ошибочных рекомендациях аграрных наук по использованию химических удобрений, приведших к катастрофическому уменьшению естественно почвенного плодородия сельскохозяйственных угодий.

История образования СССР

В ходе гражданской войны сложились 2 формы национальной государственности: 1-я, федерация, основанная на автономии, и 2-я, федерация, основанная на конфедерации. Другая форма федерации начала складываться на основе сплочения других наций. Объединение начало происходить сперва на военной основе. В зародыше это была форма конфедерации. Но на практике же, эта конфедерация была под диктатом СССР. Сохранялась единая Коммунистическая партия, оставалась четкая централизация, через коммунистическую партию происходило полное подчинение.

Решающим политическим условия объединения было единство их политического строя - в результате революции во всех республиках была установлена диктатура пролетариата. Переход к нэпу усилил объективную потребность к объединению республик. Сталин в это время был Наркомом по делам национальностей, и он был сторонником объединения на основе автономий, т.к. при этом была возможность полного контролирования всей территории. На 10-ом съезде партии Сталин выступил с докладом. Он говорил о потребности преодолеть социально - культурное и экономическое неравенство народов. Он считал, что шовинизм и местный национализм представляет собой одинаковую опасность для коммунистического интернационализма. Доклад сильно критиковался. На этом же 10 - м съезде, Сталин предложил покончить с национальным вопросом навсегда и предложил административный передел России.

Изменение границ происходило не очень гладко. При рассмотрении вопросов экономического районирования страны, национальные вопросы в расчет не брались. Часть партийных деятелей, в том числе и И.В.Сталин, изначально считали создание независимых национальных республик решением чисто временных, политических задач.

В образовании СССР большую роль сыграла ЗСФСР. Для всех россиян было важно хозяйственное объединение всех трёх закавказских республик. Это объединение вызвало горячий спор. Основной вопрос спора был - принципы нэпа и создание (объединение) государств. Спор был еще и в том, что применимы ли принципы нэпа к объединению всех республик. Нэп требовал воссоздания государственного единства на основе конфедерации. Было организованно единое управление железными дорогами Закавказья.

Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика форсированного сближения, объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ. При этом основные полномочия оставались в руках республик. Это был союз на основе конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе. Сталин, как и Орджоникидзе, был сторонником жесткой централизации.

В конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал "...приспособить форму взаимоотношений между центрами и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем безусловно должны подчиняться центру...".

Но поддержка сталинского проекта была весьма относительной. Только ЦК Армении и Азербайджана высказались за него без особых оговорок. ЦК КП Белоруссии отдавал предпочтение сохранению договорных отношений. ЦК КП Грузии 15 сентября вообще отверг сталинский план. Из-за этого (и не только) в октябре 1922 года произошел так называемый "грузинский инцидент", когда ЦК КП Грузии коллективно подал в отставку.

Большевики редко считались с национальным вопросом и мнением людей, не согласных с генеральным курсом партии. В результате на не очень добровольной основе СССР стал состоять из 6-ти республик - РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.

    Распад СССР

Процесс распада СССР, по сути, начинался с выхода республиканских компартий из состава КПСС. Этот процесс повлек за собой дробление ранее единой и централизованной союзной номенклатуры и сопровождался стремительным отходом от московских верхов республиканской политической элиты. Правящая национальная верхушка стремилась ликвидировать все формы подчинения центру, который не мог остановить сепаратистские тенденции. Поэтому руководство республик взяло курс на выход из СССР. Начался период "парада суверенитетов" и "войны законов".

Весной и летом 1991 г. РСФСР и другие союзные республики приняли декларацию о государственном суверенитете. На фоне общей дезинтеграции вспыхнули кровавые межнациональные конфликты в Нагорном Карабахе, Южной Осетии и других регионах Советского Союза.

К августу 1991 г. переговоры Президента СССР и представителей 9 (из 15) союзных республик закончились подготовкой компромиссного договора о создании Содружества Суверенных Государств (конфедерации с институтом весьма ограниченной президентской власти). По сути, это была последняя попытка центра предотвратить распад СССР. Однако события развивались по-другому.

В ночь на 19 августа власть попытался взять в свои руки Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в лице вице-президента СССР Г. И. Янаева, премьер-министра В. С. Павлова, министра обороны Д. Т. Язова, министра внутренних дел Б. К. Пуго и др. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения, расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г., приостановлении деятельности оппозиционных партий, нерушимости СССР, контроле над средствами массовой информации. Однако Президенту РСФСР Б. Н. Ельцину удалось организовать сопротивление, и 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории РСФСР, а в ноябре 1991 г. Коммунистическая партия была распущена.

После этих событий распад СССР был неизбежным. Первыми из СССР вышли Латвия, Литва и Эстония. В начале декабря 1991 г. лидеры России (Б. Н. Ельцин), Украины (Л. М. Кравчук) и Белоруссии (С. С. Шушкевич) подписали так называемые Беловежские соглашения, объявлявшие о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств, к которому 21 декабря присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Через четыре дня в связи с распадом СССР М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента.

  1. Причины распада СССР

Одним из самых значительных событий последних десяти лет был распад Советского Союза и образование на его территории 15 независимых государств. Распад такой великой державы не мог пройти незаметно для населения. В результате подписания Беловежских соглашений были разорваны все существовавшие связи между союзными республиками. Прежде всего разрыв этих связей сказался на жизни людей в постсоветском пространстве. Резко обострились национальные отношения, что привело к межэтническим столкновеним почти во всех союзных республиках. Также идёт обострение социальных последствий политического и экономического кризиса, наблюдается резкий рост национализма, дискриминации русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего Советского Союза. Все эти последствия распада СССР повергли в отчаяние миллионы людей и привели к резкой дифференциации общества на бедных и богатых, беспрецедентному росту потока беженцев.

Все это породило острейшую кризисную ситуацию, привело к резкому усилению социальной и политической напряженности в обществе и представляет собой своего рода “бомбу замедленного действия”.

С сентября 1991 г. прежнего Советского Союза уже не существовало. Латвия, Литва и Эстония стали полностью независимыми государствами, их официально признали Россия и некоторые другие стра­ны. Грузия, Армения, Украина и Молдова также стреми­лись проводить полностью независимый курс.

В отличие от Западной Европы, где нарастали интег­рационные процессы, восточноевропейские государства оказались подвержены влиянию центробежных сил. Кру­шение коммунистической системы вызвало взрыв сепара­тистских тенденций в агонизировавшем Советском Союзе. Повторилась, только в еще более ярко выраженном вари­анте, ситуация 1917 года, когда крах центральных политиче­ских институтов, властных структур, господствовавшей идеологии привел к возникновению новых центров влас­ти, формировавшихся на окраинах империи на национа­листической основе. В 1991 г. для распада коммунисти­ческой «империи» оказались гораздо более благоприятные условия, объективно подготовленные самими боль­шевиками еще при создании СССР: в советской идеологии была заложена идея о праве наций на самооп­ределение вплоть до отделения; государственное устрой­ство основывалось на формально добровольном, но за­фиксированном в Конституции договорном объединении «союзных» государств, созданных на базе крупных наций; территориально-государственное размежевание, хотя про­водилось волевыми решениями и не следовало строго на­циональному принципу, но имело в своей основе имен­но его; республиканские органы управления, мало отли­чавшиеся по своим реальным полномочиям от органов управления крупными областями РСФСР, имели, тем не менее, все атрибуты государственных органов власти, включая выборные органы - Советы, исполнительную власть в лице министерских структур и т. д. С крушени­ем КПСС, запретом ее структур, бывших в СССР реаль­ными носителями государственной власти, которым под­чинялись все остальные институты государства, исчез по­литический центр, объединявший властные структуры СССР. Съезд народных депутатов СССР, формировав­шийся преимущественно на базе того же номенклатурно-партийного механизма, не мог выполнить той цемен­тирующей роли для Советского Союза, которую выпол­няла Коммунистическая партия: в отличие от нее съезд был лишь надстройкой, у которой не было рычагов влас­ти на местах. Не мог выполнить этой роли и президент СССР, избранный все тем же съездом. К тому же оба властных института оказались полностью дискредитиро­ванными как ходом перестройки и бесконечными прова­лами во всех сферах жизни, так и конкретной политиче­ской ситуацией, связанной с путчем ГКЧП, продемонст­рировав свою беспомощность либо сочувствие путчистам. Мина замедленного - на десятилетия - действия, за­ложенная под российскую государственность при созда­нии СССР, должна была взорваться. И она взорвалась, как только исчез скрепляющий каркас - безраздельная власть коммунистической идеологии с ее «пролетар­ским», «советским интернационализмом», - и несущая конструкция этой идеологии - властные структуры в лице Коммунистической партии. Вакуум, образовавшийся с ослаблением влияния коммунистических идей в по­следние годы перестройки, был уже существенно запол­нен националистическими идеями, облекавшимися сна­чала в форму экономического суверенитета и перерастав­шими в лозунги государственной независимости.

Центростремительные силы, объективно основанные на многовековой общности большинства территорий бывшей Российской империи, закрепленной мощными интеграционными процессами в советское время, в кон­кретной общественно-политической и экономической ситуации рубежа 80-90-х гг. оказались крайне ослаблены. Распад в условиях кризиса экономических связей, круше­ние властных структур, единой государственной идеоло­гии, утрата общегосударственных ценностей, утрата обще­ственным сознанием четких ориентиров, растерянность широких слоев населения в критической ситуации - все это стало благодатной почвой для действий политических сил, заинтересованных в крушении СССР как единого государства.

В обществе не оказалось влиятельных сил, способных сохранить СССР. К тому же сама идея была дискредити­рована провалившимся выступлением ГКЧП. После его поражения распад СССР, начавшийся еще в конце 80-х гг., принял лавинообразный характер. Республикан­ские органы власти были заинтересованы в кардиналь­ном перераспределении властных полномочий в свою пользу еще задолго до осени 1991 г. За ними стояли ин­тересы местных политических элит как новых, подняв­шихся на волне перестройки, так и старых, партийно-но­менклатурных. После подавления путча и те и другие ис­пользовали лозунг национальной независимости, одни - чтобы получить власть, другие - чтобы сохранить ее. Ни тех, ни других не интересовали объективные интере­сы народов своих республик, опасность резкого обостре­ния экономического кризиса с распадом СССР, падение уровня жизни населения, неизбежность обострения на­циональных конфликтов вплоть до гражданской воины и региональных войн из-за взаимных территориальных претензий в связи с искусственно проведенными границами. В устранении центральных политических институ­тов, в том числе Съезда народных депутатов СССР (и Верховного Совета), президента СССР, были заин­тересованы и соответствующие республиканские струк­туры.

Последним актом политической драмы распада СССР стали события конца 1991 г. 1 декабря 1991 г. состоялся референдум о будущем Украины. В отличие от ранее про­веденного референдума, на котором большинство жителей Украины высказались за сохранение Союза ССР, резуль­татом данного референдума стала поддержка идеи незави­симости. Тем самым позиция украинского руководства получила правовую основу, а выход из СССР крупнейшей республики стал толчком к его окончательному распаду. Лихорадочные попытки президента М. С. Горбачева со­хранить объединение советских республик в какой-либо государственной форме оказались безрезультатными: вре­мя было упущено, влияние центральных органов власти оказалось утраченным. Президент Украины Л. Кравчук за­явил, что Украина будет заключать политические союзы с республиками-государствами, но не войдет в союз, где над государствами будет еще центральный управляющий орган. Союзный договор 1922 г. был денонсирован пар­ламентом Украины. Позиция других республик не была единой. Развал Союза ССР довершили Беловежские со­ глашения. 8 декабря 1991 г. руководители трех славян­ских республик - России, Украины и Белоруссии, яв­лявшихся государствами-учредителями СССР, конста­тировали, что Союз ССР как «субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое су­ществование». Одновременно было согласовано совмест­ное заявление об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Уже через несколько дней руководите­ли Казахстана и других республик Средней Азии заявили о своей готовности присоединиться к новому Содружеству на основах, разработанных тремя славянскими республи­ками. Президент СССР Горбачев выступил с предложени­ем участвовать в формировании нового межгосударствен­ного объединения, но главы бывших союзных республик практически единогласно отказались от этого предложения. 21 декабря 1991 г. на встрече в Алма-Ате 11 бывших республик СССР заявили о создании Содружества Неза­ висимых Государств с координирующими функциями и без каких-либо совместных законодательных, исполни­тельных или судебных органов. От участия в СНГ уклони­лись республики Прибалтики, а также Грузия. 25 декабря М. С. Горбачев в качестве президента уже не существую­щего государства выступил по телевидению, заявив о сло­жении своих полномочий.

Распад Советского Союза фактически был предопре­делен с самого начала политики перестройки и гласнос­ти. Порожденные политической демократизацией и широ­ким плюрализмом мнений могучие центробежные силы набирали обороты с каждым новым шагом на пути к обре­тению национальной независимости. Кризис коммунис­тической идеологии и КПСС как стержня единого много­национального советского государства породил жестко нигилистическое отношение к «имперскому» центру, все более усиливал размежевание в сфере экономики, кото­рая, подвергаясь горбачевским реформаторским экспе­риментам, все более погружалась в пропасть всеобъем­лющего структурного кризиса.

Значение распада СССР. Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента распада СССР прошло всего 10 лет, историки и политики, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах - наследниках СССР; возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом.

Становление новой российской государственности. Процесс становления новой российской государственности начался принятием Верховным Советом РСФСР Декларации о суверенитете России (1990) и выборами первого российского президента (12 июня 1991). С распадом СССР (декабрь 1991) статус Российской Федерации как независимого суверенного государства стал юридической и фактической реальностью. Период становления российской государственности завершился 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации и окончательно демонтирована советская политическая система. Рождение современного Российского государства было драматическим, крайне болезненным и сложным процессом.

Таким образом, российская государственность в начале 90-х гг. начала приобретать все более определенные формы, однако предстоит еще весьма длительный процесс завершения становления нового государства. С другой стороны, по-видимому, происшедшие с момента начала перестройки преобразования столь глубоки, что приобрели необратимый характер. Тем самым, в конце ХХ в. Россия вступила в новый этап развития государственности.

  1. Последствия распада СССР

Анализировать их крайне сложно. Объективных данных - экономических, демографических, социологических и т. п. - мало, либо они неполны. Дискуссия носит преимущественно эмоциональный и политизированный характер. Любая попытка сколько-нибудь объективного анализа немедленно получает ярлык "империализма", "национализма", "шовинизма", "предательства национальных интересов" и т. д. Ситуация усугубляется тем, что у власти в большинстве новых независимых государств, созданных на территории бывшего СССР, стоят представители политических группировок, способствовавших распаду СССР и, следовательно, заинтересованных в оправдании своих действий.

Тем не менее, попытаемся обозначить некоторые последствия распада СССР. Они, с одной стороны, неоднозначны, а с другой - не всегда очевидны, имеют долгосрочный и латентный характер.

    1. Экономические последствия

В экономической области распад СССР привел к развалу большей части традиционных связей между хозяйственными субъектами в бывших республиках и резкому сокращению производства. Разрушение этих связей было также предопределено различиями в сроках, глубине и масштабности рыночных преобразований, изменении структуры цен и т. п. в постсоветских государствах. Резко возросла экономическая и социальная цена реформ в экономике для всех государств.

Отделение среднеазиатских республик устранило один из традиционных рисков ускоренной модернизации: аграрное перенаселение на фоне постиндустриальной невозможности использования избыточных трудовых ресурсов.

Распад СССР значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможности для экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами вследствие обособления экономик и повсеместного экономического кризиса.

В этой ситуации Россия проиграла меньше других в силу сравнительной мощи и диверсифицированности своей экономики, а главное - относительной самодостаточности ее экономического потенциала. "Освобождение" России от, как правило, менее подготовленных к введению рыночных отношений республик, возможно, несколько облегчило ее переход к этим отношениям (мы не даем оценок стратегии этого перехода).

Россия в ряде отношений выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от изменения структуры цен.

Вместе с тем накопление крупного - и имеющего тенденцию к безвозмездности - долга за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия в ряде отношений продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.

Менее гарантированным стал доступ России к внешним рынкам потребителей ее энергоресурсов. Осложнилась ситуация с доступом к морским портам.

Государственная территория сократилась на четверть, население - на половину. Обострилась проблема неразвитости инфраструктуры, в особенности в новых приграничных областях страны. Увеличилась разность ресурсного и воспроизводственного потенциалов. Первый оценивается в 27 трлн. долларов, в несколько раз превосходя потенциал США. Второй - на 87% ниже американского (по объему ВВП 1995 г.).

На несколько лет стал затрудненным доступ на рынки сопредельных государств (часть из них утрачена безвозвратно), что стоило России значительных потерь в виде недополученных доходов, а также имело серьезную социальную цену из-за временной утраты возможности снабжать внутренний российский рынок относительно более дешевыми потребительскими товарами из стран бывшего СССР (например, некоторыми продовольственными товарами, в особенности сезонными овощами, фруктами и т. п.).

Большую роль сыграл и внешний фактор. Политика Запада, как это подтверждают сегодня сами его лидеры, поощряла процессы, ведущие к дезинтеграции СССР, краху его социально-политической системы.

Не вызывает сомнений, что предпосылки дезинтеграции такого сложного государственного и общественного образования, каким являлся СССР, имелись и вызревали с момента его возникновения, но объективно механизм кризиса был приведен в действие политикой перестройки. Поставленная задача преобразования унитарного государства в подлинную федерацию решалась лишь в первой ее части - разрушительной.

С первых шагов перестройки не выдержали испытания новыми условиями несущие конструкции государства: партия и ее аппарат, армия, КГБ, МВД. Все эти институты, на которых держалось унитарное, идеократическое государство, в ходе вызванной гласностью тотальной критики были парализованы, а затем и исчезли вместе с государством, которое призваны были защищать.

    1. Политические последствия

В политической сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза возникновения мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов.

Резко уменьшились политический потенциал и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Сохранив 4/5 территории СССР, она имеет немногим более половины населения бывшего Союза, контролирует не более половины союзного валового национального продукта 1990 г. и сохранила около 60% его оборонной промышленности.

Возникла проблема меньшинств, живущих вне своих национальных отечеств. Их численность в результате процессов миграции последних десяти лет составляет около 50-55 млн. человек, в т. ч. 20-25 млн. русских. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане практически невозможна и требует иных, комплексных стратегий.

Разорваны миллионы человеческих связей. У многих россиян и граждан стран СНГ сформировался комплекс "разделенной нации". Если начнутся процессы ужесточения режима границ между государствами, ныне официально отвергаемого Содружеством, то это может качественно усугубить чувство разделенности людей, довести его до кризисного уровня.

Распад СССР не стал законченным актом, а лишь инициировал длительный - на несколько десятилетий - процесс строительства новых независимых государств. Этот процесс неизбежно будет характеризоваться значительной нестабильностью. Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Нестабильность придется регулировать - желательно политическими методами.

Возникла проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, создавшимися на территории бывшего Советского Союза, где такой проблемы не существовало. Новые государства столкнулись с рядом сложных приграничных вопросов.

В международном плане распад СССР сопровождался и некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения относительно уменьшилась.






2.Литература

    «Пособие по истории СССР» Изд. Москва 1987.

    Н. Верт «История Советского Государства».

    Ш. Мунчаев «Политическая история России».

    «Историки спорят. Тринадцать бесед» - Изд. Политиздат 1988.

  1. Колубев А.В. «Россия, век ХХ…Отечественная история» – 1992 - №4.

  2. Щетинов Ю.А. «История России XX век». Учебное пособие - М.: Агентство ФАИР, 2002

    причины и последствие его распада . Мы отмечали, что в основу регулирования межнациональных отношений в СССР был...

  3. Распад СССР (7)

    Реферат >> История

    Как начать рассматривать возможные и невозможные причины распада СССР , мне кажется, стоит обозначить события... сложить свои полномочия. 4. Последствия распада СССР :Экономические последствия : 1. В экономической области распад СССР привел к развалу большей...

1. В экономической области распад СССР привел к развалу большей части традиционных связей между хозяйственными субъектами в бывших республиках и резкому сокращению производства. Разрушение этих связей было также предопределено различиями в сроках, глубине и масштабности рыночных преобразований, изменении структуры цен и т.п. в постсоветских государствах. Резко возросла экономическая и социальная цена реформ в экономике для всех государств.

Отделение среднеазиатских республик устранило один из традиционных рисков ускоренной модернизации: аграрное перенаселение на фоне постиндустриальной невозможности использования избыточных трудовых ресурсов.

2. Распад СССР значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможности для экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами вследствие обособления экономик и повсеместного экономического кризиса.

В этой ситуации Россия проиграла меньше других в силу сравнительной мощи и диверсифицированности своей экономики, а главное - относительной самодостаточности ее экономического потенциала. «Освобождение» России от, как правило, менее подготовленных к введению рыночных отношений республик, возможно, несколько облегчило ее переход к этим отношениям (мы не даем оценок стратегии этого перехода).

3. Россия в ряде отношений выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от изменения структуры цен.

Вместе с тем накопление крупного - и имеющего тенденцию к безвозмездности - долга за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия в ряде отношений продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.

4. Менее гарантированным стал доступ России к внешним рынкам потребителей ее энергоресурсов. Осложнилась ситуация с доступом к морским портам

5. Государственная территория сократилась на четверть, население - на половину. Обострилась проблема неразвитости инфраструктуры, в особенности в новых приграничных областях страны. Увеличилась разность ресурсного и воспроизводственного потенциалов. Первый оценивается в 27 трлн. долларов, в несколько раз превосходя потенциал США. Второй - на 87% ниже американского (по объему ВВП 1995 г.).

6. На несколько лет стал затрудненным доступ на рынки сопредельных государств (часть из них утрачена безвозвратно), что стоило России значительных потерь в виде недополученных доходов, а также имело серьезную социальную цену из-за временной утраты возможности снабжать внутренний российский рынок относительно более дешевыми потребительскими товарами из стран бывшего СССР (например, некоторыми продовольственными товарами, в особенности сезонными овощами, фруктами и т.п.).

Политические последствия

1. В политической сфере распад СССР положил начало долговременному процессу изменения мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза возникновения мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность локальных войн и вооруженных конфликтов.

2. Резко уменьшились политический потенциал и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Сохранив 4/5 территории СССР, она имеет немногим более половины населения бывшего Союза, контролирует не более половины союзного валового национального продукта 1990 г. и сохранила около 60% его оборонной промышленности.

3. Возникла проблема меньшинств, живущих вне своих национальных отечеств. Их численность в результате процессов миграции последних десяти лет составляет около 50-55 млн. человек, в т. ч. 20-25 млн. русских. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане практически невозможна и требует иных, комплексных стратегий.

4. Разорваны миллионы человеческих связей. У многих россиян и граждан стран СНГ сформировался комплекс «разделенной нации». Если начнутся процессы ужесточения режима границ между государствами, ныне официально отвергаемого Содружеством, то это может качественно усугубить чувство разделенности людей, довести его до кризисного уровня.

5. Распад СССР не стал законченным актом, а лишь инициировал длительный - на несколько десятилетий - процесс строительства новых независимых государств. Этот процесс неизбежно будет характеризоваться значительной нестабильностью. Некоторые государства могут оказаться нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Нестабильность придется регулировать - желательно политическими методами.

6. Возникла проблема новых границ, способная вызывать обострения в отношениях между государствами, создавшимися на территории бывшего Советского Союза, где такой проблемы не существовало.

7. В международном плане распад СССР сопровождался и некоторыми позитивными переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения относительно уменьшилась.

Ершов Б.А. Последствия распада СССР / Б.А. Ершов, Е.В. Зименкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №3. - С. 20-22.

ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА СССР

Б.А. Ершов, д-р ист. наук, профессор

Е.В. Зименкова , студент

Воронежский государственный технический университет

(Россия, г . Воронеж)

Аннотация. В данной статье проанализированы последствия распада СССР с экономич е ской, политической и социальной сторон.

Ключевые слова: р аспад СССР, последствия, экономика, политика, социум.

Распад СССР по праву можно назвать крупнейшим геополитическим событием XX века и это едва ли будет преувеличен и ем. В течение столетия Российская империя , а затем СССР являлись одними из кру п нейших игроков на международной арене, и вторую половину века СССР вместе с др у гой крупнейшей державой – Соединенными Штатами Америки поддерживали в своем противостоянии всю сложившуюся после В торой Мировой войны систему междун а родных отношений. И вот зимой 1991 г. Союз Советских Социалистических респу б лик в одночасье перестал существовать. Можно утверждать, что распад Советского Союза являлся без малого крупнейшей п о литической катастрофой ХХ века. Распад Советского Союза это часть нашей личной биографии и драмы. Событие, которое дало начало новому витку истории России, кот о рое до сих пор влияет на нашу жизнь.

Последствия распада СССР

1. Экономические последстви я

Распад СССР привел к разрыву большей части традиционных связей между хозяйс т венными субъектами в бывших республ и ках, значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможн о сти для экономического маневра финанс о выми, производственными, природными и другими ресурсами, вследствие обособл е ния экономических систем государств и п о всеместного кризиса, связанного с дезинт е грацией советской экономики. В этой с и туации Российская Федерация проиграла меньше других в силу относительной сам о достаточност и ее экономического поте н циала .

Россия выиграла как от того, что пост е пенно отпала необходимость субсидировать бывшие советские республики, так и от и з менения структуры цен. Вместе с тем нак о пление крупного долга за российские эне р горесурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия продолжает играть роль донора на бывшем советском пр о странстве без особых экономических и ли политических выгод для себя.

Государственная территория сократилась на четверть, население – наполовину . Возникла проблема слабой развитости и н фраструктуры, в особенности в новы х пр и граничных областях страны.

На несколько лет стал затрудненным доступ на рынки сопредельных государств (часть из них утрачена безвозвратно), что стоило России значительных потерь в виде недополученных доходов, а также имело серьезную социальную цену из-за време н ной утраты возможности снабжать внутре н ний российский рынок более дешевыми п о требительскими товарами из стран СНГ (например , сезонными овощами, фруктами и т.д.).

2. Политические последствия

В данной сфере распад СССР положил начало долговременному процессу измен е ния мирового и регионального баланса сил: экономических, политических, военных. По мнению Г. Киссинджера, государственного секретаря США в 1973 – 19 77 гг., «…Советский Союз не должен был так б ы стро уходить из Восточной Европы. Мы очень быстро меняем баланс в мире, и это может привести к нежелательным последс т виям…». Вся система международных о т ношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинув угрозу мировой войны, распад СССР повысил вероятность локальных войн и конфликтов. Позже В.В. Путин отметил : «…Ситуация на С е верном Кавказе и в Чечне – это продолж е ние развала СССР. Какое-то время я надея л ся, что с ростом экономики и развитием д е мократических институтов этот процесс б у дет заторможен. Но жизнь и практика пок а зали, что этого не происходит» .

Резко уменьшился международный пол и тический потенциал и влияние России на мировое сообщество по сравнению с СССР, резко упала способность отстаивать свои интересы (выборы президента в республике Украина в 2004 г.). Россия постепенно тер я ет сферы влияния на постсоветском пр о странстве. Да, правительство стало испол ь зовать энергетический рычаг для усиления влияния на западе , да и подобная стратегия является , на мой взгляд , очень нестабильной и одно сложной.

Внешний мир изменил отношение к Ро с сии с опасения, на активную экспансию, как в развивающуюся молодую страну. Поте н циальная возможность создания враждебн о го по отношению к ней окружения умен ь шилась, во многом благодаря резкому сн и жению военного потенциала. Нельзя точно сказать, хорошо это или плохо. С позиции патриотиз ма – безусловно негативно.

3. Социальные последствия

Разорваны миллионы человеческих св я зей, у людей сформировался комплекс «ра з деленной нации». Чтобы попасть к родс т венникам, живущим на Украине, Россиянин должен был проходить таможенный ко н троль, чего раньше не было, ввиду отсутс т вия границ. В 2003 г. компанией Romir Monitoring было проведено социологич е ское исследование по вопросу отношения р оссиян к распаду СССР. Респондентам в возрасте от 18 лет и старше были заданы следующие вопросы: «Как Вы считаете, был ли распад СССР неизбежным или его мо ж но было предотвратить? И В целом, Вы с о жалеете, что СССР распался, одобряете его распад или Вам это безразлично?» Пода в ляющее большинство опрошенных ответило на первый вопрос: «Да, можно было пр е дотвратить», а на второй: «Сожа лею».

Возникла про блема национальных мен ь шинств, проживающих вне своих наци о нальных центров. В России заработала м а шина национализма и расовой дискримин а ции. Защита интересов мень шин ств ср едс т вами традиционной дипломатии в долг о срочном плане требу ет комплексного по д хода.

В странах Балтии резко ухудшилось о т ношение к преобладающему там русскому населению, начались гонения и всяческие притеснения в их ад рес. Появился легал ь ный фашизм.

Имеет место проблема новых границ, способная вызывать обострения в отнош е ниях между государствами, образовавш и мися на территории бывшего СССР, где т а кой проблемы не существовало. Наиболее остро стоит проблема Калининграда, кот о рый оказ ался отрезан от большой России.

Иной аспект, подпавший под несколько предвзятую критику – экономика СССР. З а стой, конечно, был, если говорить о нем как о комплексе проявлений (закостенение го с аппарата, отсутствие новых тенденций в культурной жизни, давление идеологич е ских клише). Однако рост экономики был и составлял 3-4% в год, что в общем-то но р мально для развитой экономики. Технич е ская отсталость, конечно была, но сказыв а лось это в основном в быту. В целом же уровень технологич еских разработок был таким – 15 % выше мировых стандар тов, 70 % на уровне; сейчас – соо тветственно 4 и 15 %.

Проблемы в сфере управления, конечно, также были. Громоздкого и чрезмерно це н трализованный аппарат был неадекватен нуждам гибкого управления. Систему сл о мали, однако в результате имеем в 4 раза больше чиновников на душу населения при ухудшении качества управления. В этом о т ношении хотелось бы сослаться на пример Китая, который решал аналогичные пр о блемы гибкой перестройкой системы с п е редачей части функций на нижние «эта жи».

Реальная же проблема – внутреннее ра з ложение номенклатуры (связано с кризисом в сфере идеологии), отсутствовала адеква т ной системы отбора кадров, имело место желание прибрать к рукам собственность. К середине 80-х ощущалось кризисное пол о жение, необходимость перемен. За 3 года (1982- 19 85 гг.) сменилось 4 генсека. В 1985 г. стоял выбор: 1) реформы по кита й скому образцу; 2) реализова нный вариант «нового мышления» – беспланово и непр о думанно . Современные попытки док а зать, что реформа «по-китайски» была н е возможна, базируется на утвержден ии о я кобы слишком высоком уро в н е развития. Суть реформ по-китайски: ничего не делать наобум, «нащуп ывать камни, переходя р е ку», сначала реформировать экономику, п о том политику. Причина кризиса , на мой взгляд , в том, что сделали с точностью до наоборот. Не использовали конкурентные преимущества СССР в 1980 -е гг.

Настоящей проблемой была откровенная бездарность руководства и наличие небл а гоприятных факторов. Так, например, 50 млрд. руб. давала торговля водкой, а Горб а чев развернул антиалкогольную кампанию. В то же самое время имело место резкое п а дение цен на нефть, в том числе и из-за структурной перестройки экономики Зап а да; Чернобыль – 19 8 6 г. , землетрясение в Армении – 19 88 г .

Так, столкнувшись с реальными экон о мическими проблемами, власти решили п а раллельно запустить политическую рефо р му, основу которой составили гласность и плюрализм. В результате население пол у чило возможность возмущаться открыто. Где-то с 1988 г. нача лось скатывание в кр и зис.

Во внешней политике шел поворот в ст о рону односторонних уступок Западу в усл о виях внутреннего кризиса. Как указывалось выше, в 1988 – 1991 гг. доминировали « а н тисоюзные » настроения, которые базиров а лись даже не столько на массах, сколько на обозначенной выше «триаде» – коммерса н ты, интеллигенция, местная национальная номенклатура, которую в первую очередь интересовала власть в своих, если так мо ж но выразиться, уделах (типичные примеры Шеварднадзе, Назарбаев, Ниязов, Ал и ев) .

Распад СССР не стал окончательным а к том, а запустил долгосрочный процесс со з дания и развития новых независимых гос у дарств. Этот процесс характеризуется зн а чительной нестабильностью. Некоторые г о сударства могут оказаться нежизнеспосо б ными, что приведет к их распаду, существ у ет возможность образования новых гос у дарств (Абхазия, Преднестровье ) . Подо б ную ситуацию в настоящее время можно наблюдать во многих республиках бывшего СССР: в Грузии это проблемы, связанные с попытками отделения Абхазии, Аджарии, Южной Осетии. В Молдове – приднестро в ская проблема. Эту нестабильность приде т ся регулировать – желательно политич е скими методами, и огромную роль в этом вопросе должна сыграть Российская Фед е рация, ни в коем случае не устраняясь от проблем бывшего СССР. Иначе, вместо нас эту проблему решит Запад, и Россия око н чательно потеряет влияние на пространстве быв шего СССР.

Библиографический список

1 . Богомолов Б.А., Блашенкова В.С. Распад СССР в контексте ре шения национально го в о проса. http :// niiss . ru / mags _ bogomolov . shtml

2. Ионов И.Н. Советская экономика и НТР. Отечественная исто рия – 1992

3 . От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. М.,2000.

4. Ненароков А.П. Несостоявшийся Юбилей. Почему СССР не отпраздн овал своего 70-летия? М .,1992.

5. Поляк Г . Б . Всемирная история . М .,1997

THE CONSEQUENCES OF THE COLLAPSE OF THE SOVIET UNION

B.A. Ershov , doctor of historical sciences, professor

E.V. Semenkova , student

Voronezh state technical University

(Russia, Voronezh)

Abstract. This article analyzes the consequences of the collapse of the Soviet Union with ec o nomic, political and social sides.

Keywords: collapse of the USSR, consequences, economy, politics, society.

Причины распада

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на причины распада СССР и на возможность его предотвращения.

Среди возможных причин называют следующие:

  • · подрывная деятельность стран Запада во главе с США и их агентов влияния, являвшаяся составной частью "холодной войны";
  • · некомпетентность союзного руководства, эгоистическое желание лидеров союзных республик избавиться от контроля центральных властей и использовать горбачевские демократические реформы для разрушения основ государства и общества;
  • · моноцентризм принятия решений (только в Москве, т.н. "союзный центр"), что приводило к неэффективности и потере времени при принятии решений и недовольству региональных властей;
  • · центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;
  • · диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием "Ускорение" был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);
  • · неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы);
  • · кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е годы главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало падение качества производимых в СССР товаров народного потребления. Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;
  • · инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР
  • · растущее недовольство населения, связанные с периодическими перебоями с продовольствием (особенно в эпоху застоя и Перестройку) и прочими товарами первой необходимости и длительного пользования (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.); постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада и безуспешные попытки "догнать" его;
  • · Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.
  • · ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение "Адмирала Нахимова", взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

Возможность распада СССР рассматривалась в западной политологии (Элен д"Анкосс. "Расколовшаяся империя", 1978) и публицистике советских диссидентов (Андрей Амальрик. "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?", 1969).А. Д. Сахаров видел выход в обновлении Союза и разработал Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии.

Ход событий

С 1985 года Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачёв и его сторонники начали политику Перестройки; резко вырослаполитическая активность народа, сформировались массовые, в том числе радикальные и националистические, движения и организации. Попытки реформирования системы управления привели к углублению кризиса в стране.

Общий кризис

Распад СССР происходил на фоне общего экономического и внешнеполитического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением, см. 1980-е в экономике СССР).

В период 1989-1991 годов доходит до максимума главная проблема советской экономики - хронический товарный дефицит - из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. Практически во всех регионах страны вводится нормированное снабжение в форме талонов.

С 1991 года впервые зафиксирован демографический кризис (превышение смертности над рождаемостью).

Отказ от вмешательства во внутренние дела других стран влечёт за собой массовое падение просоветских коммунистических режимов в Восточной Европе в 1989 году. В Польше приходит к власти бывший лидер профсоюза "Солидарность" Лех Валенса (9 декабря 1990 года), в Чехословакии - бывший диссидент Вацлав Гавел (29 декабря 1989 года). В Румынии, в отличие от других стран Восточной Европы, коммунисты были смещены силой, а президент Николае Чаушеску вместе с женой расстреляны по приговору трибунала. Таким образом, происходит фактический коллапс советской сферы влияния, сложившейся по итогам Второй мировой войны.

Межнациональные конфликты

На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов.

Первым проявлением напряжённости в период Перестройки стали события в Казахстане. 16 декабря 1986 года в Алма-Атесостоялась демонстрация протеста после того, как Москва пыталась навязать на пост первого секретаря ЦК КП КазССР своего ставленника В.Г. Колбина, работавшего до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС и не имевшего к Казахстану никакого отношения. Эта демонстрация была подавлена внутренними войсками. Некоторые её участники "пропали без вести", либо попали в тюремное заключение. Эти события известны под названием "Желтоксан".

В июне 1989 года вспыхивают межэтнические столкновения в Новом Узене между казахами и выходцами с Кавказа, для подавления которых были задействованы бронетранспортёры, танки, боевые вертолёты и другая военная техника. 15-16 июля в Сухуми произошли столкновения между грузинами и абхазами.

Наибольшей остротой отличался начавшийся в 1988 году карабахский конфликт. Происходят взаимные этнические чистки, начинается исход армян из Азербайджана и азербайджанцев с курдами-мусульманами из Армении. В 1989 году Верховный Совет Армянской ССР объявляет о присоединении Нагорного Карабаха. Летом того же года Армянская ССР вводит блокаду Нахичеванской АССР, а Народный фронт Азербайджана в качестве ответной меры объявляет экономическую блокаду всей Армении. В апреле 1991 года между двумя советскими республиками фактически начинается война.

Происходят беспорядки в Ферганской долине, где смешанно проживают несколько народов. В конце мая 1989 года в Ферганской области Узбекской ССР обострились отношения между узбеками и турками-месхетинцами. В июне там произошли массовые погромы и убийства турок-месхетицев, известные как "Ферганские события", вызвавшие массовую эвакуацию турок-месхетинцев из республики. В мае следующего года в узбекском городе Андижан произошёл погром евреев и армян. Спустя месяц на территории Киргизской ССР разразились киргизо-узбекские столкновения (ошская резня). На этнической почве в городе Баку, столице Азербайджанской ССР, 13-20 января 1990 года произошли беспорядки, сопровождавшиеся массовым насилием в отношении армянского населения, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества

Решение о реабилитации депортированных Сталиным народов приводит к нарастанию напряжённости в ряде регионов, в частности, в Крыму - между вернувшимися крымскими татарами и русскими, в Пригородном районе Северной Осетии - между осетинами и вернувшимися ингушами.

На фоне общего кризиса растёт популярность радикальных демократов во главе с Борисом Ельциным; она доходит до максимума в двух крупнейших городах - Москве и Ленинграде.

Движения в республиках за выход из состава СССР и "парад суверенитетов"

7 февраля 1990 года Центральный Комитет КПСС объявил об ослаблении монополии на власть, в течение нескольких недель прошли первые конкурентные выборы. Многие места в парламентах союзных республик получили либералы и националисты.

В течение 1990-1991 годов произошёл т. н. "парад суверенитетов", в ходе которого все союзные (одной из первых была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало "войну законов". Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.

Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 года в ответ на бакинские события, была Нахичеванская АССР. До августовского путча объявили о независимости две союзные республики (Литва и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый союз и переходе к независимости - ещё четыре: Эстония, Латвия, Молдавия, Армения.

За исключением Казахстана, ни в одной из центральноазиатских союзных республик не было организованных движений или партий, ставивших своей целью достижение независимости. Среди мусульманских республик, за исключением азербайджанского Народного Фронта, движение за независимость существовало лишь в одной из автономных республик Поволжья - партия "Иттифак" Фаузии Байрамовой в Татарстане, которая с 1989 года выступала за независимость Татарстана.

Сразу после событий ГКЧП независимость провозгласили почти все оставшиеся союзные республики, а также несколько автономных вне России, часть из которых позже стали т. н. непризнанными государствами.

Последствия в краткосрочной перспективе

Преобразования в России

Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:

  • · в экономической области - либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом "шоковой терапии";
  • · в политической области - запрет КПСС и КПРСФСР (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября - 4 октября 1993 года).

Межнациональные конфликты

В последние годы существования СССР на его территории разгорелся ряд межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:

  • · карабахский конфликт - война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана;
  • · грузино-абхазский конфликт - конфликт между Грузией и Абхазией;
  • · грузино-южноосетинский конфликт - конфликт между Грузией и Южной Осетией;
  • · осетино-ингушский конфликт - столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;
  • · Гражданская война в Таджикистане - межклановая гражданская война в Таджикистане;
  • · Первая чеченская война - борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;
  • · конфликт в Приднестровье - борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.

По данным Владимира Мукомеля, число погибших в межнациональных конфликтах в 1988-96 годах составляет около 100 тыс. человек. Число беженцев в результате этих конфликтов составило не менее 5 млн. человек.

Ряд конфликтов так и не привели к полномасштабному военному противостоянию, однако продолжают осложнять обстановку на территории бывшего СССР до сих пор:

  • · трения между крымскими татарами и местным славянским населением в Крыму;
  • · положение русского населения в Эстонии и Латвии;
  • · государственная принадлежность крымского полуострова.
  • · Распад рублёвой зоны

Стремление отгородиться от советской экономики, начиная с 1989 года вступившей в фазу острого кризиса, подтолкнуло бывшие советские республики к введению национальных валют. Советский рубль сохранился только на территории РСФСР, однако гиперинфляция (за 1992 год цены увеличились в 24 раза, в дальнейшие несколько лет - в среднем в 10 раз за год) практически полностью уничтожила его, что послужило поводом для замены советского рубля на российский в 1993 году. C 26 июля по 7 августа 1993 года в России была проведена конфискационная денежная реформа в ходе которой из денежного обращения России были изъяты казначейские билеты Госбанка СССР. Реформа также решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте.

В течение 1992-1993 гг. практически все союзные республики вводят собственные валюты. Исключением является Таджикистан (российский рубль сохраняет хождение до 1995 г.), непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (вводит приднестровский рубль в 1994 г.), частично признанные Абхазия и Южная Осетия (сохраняется хождение российского рубля).

В ряде случаев национальные валюты происходят от введённой в последние годы существования СССР талонной системы путём превращения одноразовых талонов в постоянную валюту (Украина, Белоруссия, Литва, Грузия и др.).

Следует отметить, что советский рубль имел наименования на 15 языках - языках всех союзных республик.

Для некоторых из них названия национальных валют первоначально совпадали с национальными названиями советского рубля (карбованец, манат, рубель, сом и др.)

Распад единых Вооружённых Сил

В течение первых месяцев существования СНГ лидеры основных союзных республик рассматривают вопрос о формировании единых вооружённых сил СНГ, однако этот процесс развития не получил. Министерство обороны СССР функционировало как Главное командование Объединенных Вооруженных сил СНГ, до октябрьских событий 1993 года. До мая 1992 года после отставки Михаила Горбачева т. н. ядерный чемоданчик находился у министра обороны СССР Евгения Шапошникова.