Государственное казенное предприятие - что это такое? Унитарное предприятие, казенное предприятие. Правовое положение казенных предприятий

по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие,основанное на праве оперативного управления (федеральное К. п.). Учредительным документом К. п. является его устав, утверждаемый Правительством РФ. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам К. п. при недостаточности его имущества. К. п. может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

в соответствии с гражданским законодательством РФ -унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное К.п.). Учредительным документом К.п. является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Фирменное наименование К.п. должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам К.п. при недостаточности его имущества. К.п. может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ. См. т.ж. УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Среди юрлиц, зарегистрированных и работающих в установленном законодательством порядке на территории РФ, есть субъекты, обладающие особым, специфическим юридическим статусом. К ним, в частности, относят казенные предприятия. Рассмотрим далее их специфику.

Общая характеристика

Казенное унитарное предприятие - это юрлицо, осуществляющее оперативное управление вверенными ему материальными ценностями. В юридических изданиях оно называется также предпринимательским учреждением. С одной стороны, казенное предприятие - это Это объясняется целью его создания. Оно образуется в первую очередь для предоставления определенных услуг, производства работ или выпуска продукции. Вместе с этим большая часть затрат на ведение деятельности покрывается из бюджета. Кроме этого, в качестве основных заказчиков выступают органы госвласти.

Специфика

Казенные учреждения и предприятия имеют много общего. В первую очередь их объединяет отсутствие возможности распоряжаться (иметь в собственности) закрепленными за ними материальными ценностями. По своей сути казенное предприятие - это одна из форм реализации госвластью своих функций. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении учреждений. Однако разница между этими субъектами в том, что образуются они в различных сферах. В частности, учреждения создаются в научной, образовательной, культурной отраслях, в области соцзащиты, здравоохранения, физкультуры, спорта, занятости граждан. Казенное предприятие - это прежде всего участник промышленной деятельности. Оно создается, например, для выпуска продукции оборонного или иного стратегического значения. При этом казенное предприятие считается коммерческим, а учреждение - нет.

Юридический статус

Как выше отмечалось, имущественное право казенного предприятия - это право оперативного управления. Соответственно, невозможно образовать его на основании объединения материальных ценностей, отнесенных к собственности РФ, регионов или МО. Федеральное казенное предприятие - это юрлицо с одним учредителем. Именно ему могут принадлежать материальные ценности, вверенные в оперативное управление.

Нормативная база

С 1 января 1995 г. и до вступления в силу ФЗ № 161 основы юридического статуса казенных предприятий регламентировались исключительно ГК. Это положение конкретизирует статья 6 (в п. 6) ФЗ № 52, вводившая в действие первую часть Кодекса. Она устанавливала, что к образованным до официального опубликования ч. 1 ГК предприятиям, осуществляющим деятельность на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, применяются соответствующие нормы. Вместе с этим ст. 113 Кодекса предусматривала, что юридический статус рассматриваемых юрлиц определяется не только положениями ГК, но и специальным законом. Этот нормативный акт, однако был принят он только 14.11.2002 г. Речь, в частности, о ФЗ № 161.

Дополнения и поправки

По ст. 37 ФЗ № 161, все казенные предприятия должны были привести свои уставы в соответствие с законом. При этом устанавливался срок до 1.07.2003 г. В ФЗ № 161 были конкретизированы некоторые положения ГК, регламентирующие правила, по которым создается и действует казенное предприятие. Это, в частности, коснулось статей 48-65 Кодекса, а также ст. 113-115. Кроме этого, законом было запрещено образование дочерних предприятий рассматриваемыми юрлицами. Наиболее существенные изменения претерпела статья 115. В соответствии с нововведениями в настоящее время юрлицо может создаваться не только на базе госсобственности. Данное положение позволяет сегодня образовывать муниципальное казенное предприятие. Это нововведение сняло ограничения, существовавшие ранее. В частности, до принятия закона рассматриваемые юрлица могли образовываться по постановлению правительства и исключительно на базе госсобственности. Соответственно, принимаемые уставы должны были утверждаться высшим исполнительным органом. При этом субсидиарная ответственность по обязательствам возлагалась на РФ. Ликвидация и реорганизация юрлиц осуществлялись только по решению правительства.

Ключевые требования закона

Имущество казенного предприятия считается неделимым. Оно не может распределяться по долям, паям (вкладам), в том числе между сотрудниками. Казенное предприятие - это юрлицо, которое может от собственного имени приобретать и реализовывать юридические права (вещные и личные), выступать как ответчик/истец в суде. Законодательство предписывает иметь самостоятельный баланс. Полное наименование должно включать в себя фразу "Государственное казенное предприятие". Это требование распространяется только на юрлиц, созданных на базе госсобственности. Соответственно, названия субъектов, сформированных в МО, должны содержать указание на территориальную принадлежность ("муниципальное казенное предприятие"). В наименовании также должна присутствовать информация о собственнике (РФ, регион или МО). Печать юрлица должна содержать полное название на русском, указание на место расположения. В ней также могут присутствовать названия на других (народных или иностранных) языках. Место расположения предприятия определяется по адресу его госрегистрации. В реквизитах должен указываться почтовый индекс, населенный пункт, улица, дом/строение, номер помещения (при наличии). В случае изменения сведений о месте нахождения предприятие направляет соответствующее уведомление в орган, уполномоченный на осуществление госрегистрации юрлиц.

Нюансы

Стоит отметить, что никакие иные законы, кроме ГК и ФЗ № 161, не определяют правовой статус казенного предприятия. Данная норма прямо закрепляется в 113-й статье (в п. 6) Кодекса. Что касается обязанностей и прав собственников материальных ценностей, вверенных казенному предприятию, процедуры реорганизации и ликвидации, в законодательстве не установлено ограничений относительно регулирования их прочими юридическими документами. Например, порядок образования и управления деятельностью госучреждений определяется по постановлению правительства.

Форма собственности

Продолжая анализ нормативных положений, регулирующих деятельность казенных предприятий, можно провести определенную аналогию с юридическим статусом учреждений. В качестве первого критерия классификации выступает форма собственности. Она одинакова у всех государственных унитарных предприятий (включая созданные в МО) и учреждений. Этот общий признак указывает на единство целей образования этих юрлиц. И учреждения, и предприятия реализуют общефедеральные интересы, чем и обусловлены особенности и нормативного регулирования.

Учредители

В составе собственников для казенных учреждений и предприятий предусматривается общее ограничение. В первую очередь, как выше было сказано, учредитель должен быть один. В качестве него, в соответствии с нормативными предписаниями, может выступать или МО, или РФ, или регион.

Объем юридических возможностей

По этому критерию юрлица классифицируются в зависимости от круга прав, которыми они наделяются в отношении вверенного им имущества. При образовании субъекта ему должны быть переданы определенные юридические возможности. Имущественные права необходимы для осуществления нормальной самостоятельной деятельности в соответствии с целями создания. Эти материальные ценности, а также объекты, приобретенные в ходе работы, становятся (по общему правилу) собственностью субъекта. Исключением из этого положения являются казенные учреждения и предприятия. Собственник, передавая им материальные ценности, предоставляет юридические возможности с некоторыми ограничениями. В частности, субъекты вправе осуществлять оперативное управление. При остается основным собственником материальных ценностей. Это означает, что распоряжаться вверенным имуществом предприятия могут только с его согласия. Это в равной степени относится и к юрлицам, созданным по распоряжению органов территориальной власти.

Собственник

По ст. 20 ФЗ № 161, правомочия законного владельца имущества, переданного федеральному казенному предприятию, в вопросах создания, ликвидации, реорганизации осуществляет правительство. Прочие юридические возможности реализует как Высший исполнительный институт власти, так и другие госструктуры. С 1 декабря 2007 г. правомочиями собственника наделена также госкорпорация "Росатом". Правила, регламентирующие порядок реализации ею переданных юридических возможностей, устанавливаются ФЗ № 317. Соответствующее дополнение было внесено в закон № 161. От муниципального образования материальных ценностей, переданных казенному предприятию, реализуют местные органы власти в пределах их компетенции. Круг их юридических возможностей определяется нормативными актами, регламентирующими статус этих институтов.

Существует довольно большое количество форм собственности. Унитарные и казенные предприятия являются одновременно и важными для экономической жизни, и малоизвестными широкому обывателю. Поэтому в рамках данной статьи этот недочет будет исправлен.

Общая информация

Предприятие казенное является государственным деятельности. В чём заключается его особенность? Дело тут в том, что они принадлежат «казне» державы. Это значит, что эти фирмы подпадают под управление правительства. Посредственно или прямо оно может влиять на очень большое количество вопросов, среди которых: ценовая политика, финансовое стимулирование работников, директивное планирование и иные моменты.

Предприятие казенное занимается тем, что заключает договоры с различными организациями относительно поставок товаров, которые покрывают нужды государства. Последнее для них предоставляет финансовую помощь, льготы в вопросе госзакупок, даёт защиту от банкротства и много чего другого. Несмотря на то что предприятие казенное функционирует в условиях жесткой дисциплинарной ответственности (теоретически), говорить о его экономической эффективности не приходится. По сути, как правило, такие фирмы вытеснены из рыночной системы. Они являются бюджетными субъектами экономической деятельности.

Практическая реализация

Как же работает государственное казенное предприятие? Первоначально следует отметить, что на поддержку таких организаций идёт довольно значительная часть бюджета. Эффективность использования средств во многом зависит от используемой системы управления. Сейчас наметилась тенденция к сведению количества данного типа субъектов экономической деятельности к разумному минимуму.

Реалии Российской Федерации

Законодательной базой в нашей стране является закон «О реформе государственных предприятий». Управляет субъектом экономической деятельности тот орган власти, что утвердил состав. При этом следует отметить, что непосредственный руководитель учреждения или предприятия всё же обладает определённой самостоятельностью. Поэтому назвать его придатком для государственного аппарата нельзя.

Так, типичное федеральное казенное предприятие имеет преференции. Например, на нем применяется конкурсная система подбора кадров на наиболее высокие должности. Кроме того, тут используется независимая экспертная оценка деятельности, а важные решения часто принимаются коллегиально. При отраслевом органе также создаётся совет, комитет или комиссия по управлению. Это самый эффективный подход благодаря тому, что позволяет экономить на организационных тратах и одновременно контролировать деятельность создаваемого субъекта.

А что ещё?

Предусмотрено, что такие субъекты экономической деятельности должны иметь в своём названии слова: «федеральное» или «муниципальное казенное предприятие». Кроме того, должно быть указание собственника имущества. Такие фирмы обязаны находиться в месте своей государственной регистрации.

Также каждое предприятие казенное должно обладать почтовым адресом. Если он меняется, то следует уведомлять орган, который занимается государственной регистрацией юридических лиц. Управление казенными предприятиями может осуществляться и на самом высоком уровне, если они выпускают продукцию чрезвычайной важности. Также следует отметить отличия, которые есть внутри рассматриваемой группы субъектов экономической деятельности.

Унитарное предприятие

Какая здесь особенность? Так называют федеральное казенное предприятие, что базируется на Его правовое положение довольно специфично. Так, с одной стороны, оно создано для того, чтобы выполнять определённую работу, оказывать услуги, производить продукцию, то есть совершать коммерческую деятельность. С другой - хозяйственная активность может быть осуществлена за счет использования бюджетных средств, что выделяются федеральной казной.

Таким образом, унитарное предприятие является специфическим юридическим лицом, которое занимает промежуточное место между не/коммерческой организацией. Правда для недопущения злоупотребления в данном случае такой субъект экономической деятельности может быть создан только посредством решения правительства Российской Федерации. И только на базе имущества, что находится в федеральной собственности.

Федеральные казенные заводы

Давайте рассмотрим ещё такой вид. Федеральные казенные заводы создаются для решения конкретных задач (например, производства танков). Также они могут реорганизовываться на базе уже существующих мощностей. В последнем случае законодательством запрещается сокращать количество рабочих мест и отказываться принимать сотрудников, которые были здесь до изменений. Также нельзя передавать иным лицам. При этом законодательством обговорено, что оно может быть отчуждено только с согласия управляющего органа, который инициировал создание казенного учреждения. Также последнее обязано:

  1. Предоставлять отчетность согласно установленным формам.
  2. Руководитель несёт персональную ответственность за результат хозяйственной деятельности возглавляемого ним субъекта экономики.
  3. Федеральные средства обязаны быть использованы исключительно по своему целевому назначению.
  4. Оговариваются виды деятельности, а также порядок распределения полученной прибыли.

Специфика

Если говорить о непосредственном руководстве казенным предприятием, то эта задача возложена на плечи директора. Он действует на принципе единоначалия. Назначить и освободить его от занимаемой должности может только тот федеральный орган правительства, что занимался утверждением его состава. При этом РФ несёт по обязательствам такого субъекта экономической деятельности субсидиарную ответственность.

Иными словами - государство берёт на себя все риски, что возникают в связи с деятельностью предприятия. В дополнительном порядке Российская Федерация отвечает за его долги своим имуществом. А это значит, что из-за деятельности одного предприятия оно может быть взыскано. Следует отметить также и то, что реорганизация и ликвидация могут осуществляться только правительством Российской Федерации.

Примеры казенных предприятий

Где же задействованы подобные структуры? С какими конкретными целями они создаются? Обычно государство разворачивает свою деятельность в тех сферах, которые представляют стратегическое значение для его существования или же попросту не интересуют инвесторов, но являются важными.

В качестве примера можно привести область исследования космоса. На всей планете существует только одна частная компания, которая занимается постройкой космических кораблей. Основной массив всей работы проводится именно государственными или союзническими (когда объединяется несколько стран) структурами. Увы, но говорить здесь о получении значительных быстрых прибылей не приходится. Поэтому для большинства предпринимателей эта сфера не представляет интерес.

Из стратегических секторов следует отметить сельское хозяйство и оборонную промышленность. От первого зависит удовлетворение самых базовых потребностей населения страны. И в случаях перебоев поставок пищевой продукции можно будет уверенно говорить о приближении голода и человеческих потерь. Поэтому сельское хозяйство поддерживается всеми государствами, которые хотя бы самую малость беспокоятся о своей безопасности. Здесь не только создаются большие предприятия и существуют жесткие условия, но и оказывается различная стимулирующая поддержка. Одновременно оборонная промышленность сконцентрирована практически полностью на казенных предприятиях для того, чтобы в случае конфликта противник не смог подорвать снабжение армии через экономическую диверсию.

Заключение

Как видите, государственные казенные предприятия обладают довольно значительной важностью в вопросе поддержания деятельности страны. На случай голода организован госрезерв - специальная структура, которая занимается формированием запаса пищи. И подобных примеров можно привести большое количество. Хотя в рамках статьи практически всё внимание было уделено Российской Федерации, другие государства тоже действуют подобным образом.

Вопрос тут только в том, какое внимание уделено этому аспекту. Так, показателем активности предполагаемых покупок нефти в мире считается стратегический запас этого ресурса в Соединённых штатах Америки. Нормой считается состояние, когда есть больше 600 миллионов баррелей. Если показатель будет меньше этого числа, на рынок выйдет новый крупный игрок, который будет её массово скупать.

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, осуществляющая производственную, иную хозяйственную деятельность в качестве государственного или муниципального предприятия и наделенная в отношении закрепленного за ней собственником имущества правом хозяйственного ведения или (казенное предприятие) правом оперативного управления.

Среди норм, установленных в отношении унитарных предприятий в ГК РФ (ст. 113-115) и в специальном Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", (далее - Закон об унитарных предприятиях), существенное значение имеют, в частности, следующие.

Унитарные предприятия действуют на основании норм Гражданского кодекса (как это записано и в Законе об унитарных предприятиях), а также учредительных документов (уставов). В соответствии с этим их правовое положение в принципе такое же, как и положение иных субъектов гражданского права, юридических лиц. Вместе с тем введен ряд ограничений, в том числе при совершении сделок, которые не позволяют им в полной мере участвовать в товарно-рыночных отношениях.

В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Руководитель предприятия назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия (в последующем - "предприятия") находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Оно принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, позволяющем предприятию участвовать в гражданском обороте. Это имущество является неделимым, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В то же время предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; но оно не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

ГК РФ и Закон об унитарных предприятиях различают два основных вида унитарных предприятий:

Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

Предприятие, основанное на праве оперативного управления, - казенное предприятие (ст. 115 ГК РФ).

а) Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.

Право хозяйственного ведения, на котором основаны предприятия этого вида, является по своей сути вещным правом общедозволительного действия, близким к праву собственности, за исключением права распоряжения в том его значении, которое влияет на судьбу государственного или муниципального имущества. Размер уставного фонда предприятия не может быть менее суммы, определенной законом и необходимой для удовлетворения требований кредиторов. Кроме того, предусмотрены правила, связанные с порядком и последствиями увеличения или уменьшения размера уставного фонда.

До государственной регистрации предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником.

Собственник имущества унитарного предприятия, как уже отмечалось, не отвечает по долгам предприятия (за исключением случаев, указанных п. 3 ст. 56 ГК РФ, предусматривающим возможность субсидиарной ответственности).

б) Казенное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Право оперативного управления является вещным правом разрешительного порядка - оно дозволяет казенному предприятию строго определенные действия, акты. Предприятия этого вида создаются, реорганизуются и ликвидируются на основе федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности.

Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Федеральное казенное предприятие может быть создано при выполнении одного из следующих условий:

    если осуществляемая им деятельность допускается федеральными законами исключительно для государственных предприятий;

    если преобладающая или значительная часть производимой предприятием продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) поставляется для федеральных государственных нужд.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 ГК РФ.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества (ст.115 ГК РФ).

Руководитель федерального казенного предприятия является государственным служащим, назначение которого на должность и освобождение от нее осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ для государственных служащих. Руководитель федерального казенного предприятия пользуется всеми правами и несет все обязательства, предусмотренные законодательством и уставом предприятия.

В случаях отказа государства от заключения с казенным предприятием государственного контракта или контрактов, обеспечивающих в совокупности закупку у предприятия не менее 50% производимой им продукции предприятие должно быть в течение 6 месяцев в установленном порядке ликвидировано или реорганизовано, в том числе путем преобразования в акционерное общество открытого типа.

Государственное коммерческое предприятие

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления (ст. 114 ГК РФ).

Имущество государственного коммерческого предприятия формируется за счет средств, выделяемых целевым назначением из соответствующего бюджета, имущества, передаваемого предприятию собственником, доходов от собственной предпринимательской деятельности, других источников.

В уставе государственного коммерческого предприятия указывается размер его уставного фонда, который не может быть менее 1000 установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда или большей суммы, установленной законодательством РФ на дату регистрации предприятия.

Государственное коммерческое предприятие обязано:

    формировать резервный фонд в размерах, определяемых его уставом и составляющих не менее 10% от его уставного фонда, направляя на эти цели остающуюся в его распоряжении прибыль до достижения резервным фондом установленной величины;

    использовать средства резервного фонда исключительно на покрытие убытков, а также на возврат бюджетных ссуд и выплату процентов по целевым государственным кредитам в случае недостаточности средств предприятия;

    перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей и формирования резервного фонда в размерах, определяемых собственником в пределах 10% чистой прибыли предприятия.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Права государственного коммерческого предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 295 ГК РФ.

Степень имущественной обособленности у различных предприятий различна.

Так, степень имущественной обособленности государственных унитарных предприятий, не являющихся собственниками переданного им государственного имущества, выражается в закреплении за ними такого имущества на праве хозяйственного ведения. Ясно, что по отношению к этому имуществу предприятие обладает меньшей совокупностью прав, нежели собственник по отношению к своему имуществу.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Учреждения, не являющиеся собственниками закрепленного за ними имущества, владеют и пользуются им на праве оперативного управления. Права такого юридического лица по отношению к закрепленному за ним имуществу еще уже, чем при осуществлении права хозяйственного ведения. Такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Действовавшая ранее схема взаимоотношений государства и хозяйственных субъектов строительной отрасли предполагала возможность управления строительными организациями только через вертикальные структуры и связи управления посредством командно-административного воздействия. В настоящее время такая схема для основной массы функционирующих строительных организаций устарела.

Командно-административная система требовала от строительных организаций безупречного исполнения указаний “сверху”. При этом сами строительные организации обязаны были расходовать заработанные средства (прибыль) на производственное и социальное развитие в строго выделенных размерах, получать сырье от закрепленных за ними поставщиков и передавать готовую продукцию заранее определенным потребителям по стабильным ценам, установленным вышестоящими органами управления. Потребитель к производителю был привязан планом и создавать конкуренцию в тех экономических условиях не мог.

При переходе на новые хозяйственные отношения при преобразовании прежних органов управления всех уровней была нарушена полностью управленческая вертикаль. Кроме того, при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества изменились принципы управления ими. Государство (или уполномоченный им орган) может прямо влиять на хозяйственную деятельность акционерного предприятия, владея контрольным пакетом акций.

Распределение строительных организаций по формам собственности представлено в нижеследующей таблице.

Таблица 4

Количество, тыс. ед.

Процентное отношение

Число организаций всего

В том числе по формам собственности:

смешанная

индивидуальная

муниципальная