План открытого урока "род имен существительных". Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных
Тема урока: Род имён существительных.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
- организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.
Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Канакина В.П. , тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
Осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;
Осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
Метапредметные:
Умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
Предметные:
Знание о постоянных признаках существительного;
Умение определять род существительных.
Ход урока
1.Самоопределение к учебной деятельности.
- Организационный момент. (слайд 2)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас мои ребятишки, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. Настроение должно быть хорошее. Давайте улыбнёмся друг – другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.
Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная. На уроке мы продолжим разговор об имени существительном. Настроение хорошее?
Значит, можно идти в гости. А чтобы узнать к кому мы пойдём в гости, отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром. (зима)
Ребята, Зима живёт далеко в лесу. Чтобы до неё добраться, нужно преодолеть много препятствий. Вы готовы к трудностям? Отправимся в путь?
- Чистописание.
Но чтобы отправиться в путь, проведём минутку чистописания. (слайд3)
Быстро справиться с заданием, поможет пальчиковая гимнастика.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Запись числа и классной работы.
(письмо чистописания )
Л л Ла ле
Луна лисица
Луна – это спутник Земли.
2. Актуализация знаний. (слайд 4)
В царство зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес…
В него заходим…
(Запись под диктовку)
Р е ка В олга, друз ь я, гор од С аранск, улы б ка, к о за Милка, р е бята, А лексей Т олстой, ёр ши к.
Назовите орфограммы в этих словах.
(слайд 5)
Игра «Да – нет»
Имя существительное – это часть речи? (Да!)
Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (нет!)
Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена существительные обозначают предмет? (Да!)
Работа с таблицей. (Вспомните, что знаете об имени существительном) (слайд 6)
3. Самоопределение деятельности. (слайд 7)
Продолжаем путешествовать по зимнему лесу.
Синеют синие дали.
Птицы на склоне холма
Нам слова написали.
Прочитайте слова
ПЕНАЛ, РУЧКА, МЫЛО
Что объединяет эти слова? (они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? Что? Это имена существительные.)
Чем отличаются эти слова? (слайд 8)
(Учитель берёт пенал ученика)
Чей пенал? Запишите. (Пенал мой)
Подчеркните слово мой.
Какой он? Запишите. (Он красивый)
Подчеркните слово он.
Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой.
Это имена существительные мужского рода.
(Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).
Чем же отличаются слова: пенал, ручка, мыло?
Сформулируйте тему урока.
4. Физкультминутка на дыхание.
1. Задуваем свечи.
2. Нюхаем цветы.
3. Тёплый ветер.
5. Работа по теме урока.
(слайд 9)
Работа с правилом.
- (слайд 10) Работа с таблицей.
6. Закрепление нового материала. (слайд 11) - синица
- Картинный диктант. (слайд 12)
На экране картинка. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.
(слайд 13) - белка
- Работа в парах.
Зайчик, грач, гнездо, снег.
Корова, фиалка, зима, берег .
Пальто, озеро, книга , солнце.
Утро , помидор, ветер, стол.
- Разноуровневые задания по карточкам.
1 уровень: определи род существительных.
Пришла зима . Стоит трескучий мороз . Вот взошло солнце . Летит снежок . Земля побелела. На реке блестит лёд . Лес стал как чудесная сказка .
2 уровень:
Пришла зима. Стоит трескучий мороз. Вот взошло солнце. Летит снежок. Земля побелела. На реке блестит лёд. Лес стал как чудесная сказка.
(Самопроверка)
7. Контроль и оценка.
Ребята, Зима принесла волшебный конверт. Он может очень многое. Если вы правильно выполните задание, он наградит вас подарками. Зима хочет проверить, запомнили ли вы материал.
Какого рода бывают имена существительные?
Какими словами можно заменить слова мужского рода?
Какими словами можно заменить слова женского рода?
Какими словами можно заменить слова среднего рода?
(вручение подарков)
8. Рефлексия
А какое задание было наиболее трудным?
Почему?
1 2 3 4 5
9. Домашнее задание.
Составить рассказ со словами:
зима, земля, сказка, мороз, снежок, лёд, солнце.
Минутка релаксации.
- Теперь давайте немного отдохнём. Сядьте удобно, положите руки на парту, закройте глазки. Дыхание спокойное и ровное. (Звучит музыка Э. Грига «Сон»).
Все умеют танцевать.
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая
Очень лёгкая, простая
Замедляется движенье.
Исчезает напряженье,
И становиться понятно:
Расслабление приятно.
10. Итог урока.
Мне было очень интересно с вами. Спасибо за труд и радость, которую я испытала при общении с вами.
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)
Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
УМК: РИТМ
Учебный предмет: русский язык.
Цель урока (предметные): познакомить с понятием рода имён существительных и научить определять род имён существительных.
Формирование УУД (задачи):
Личностные:
- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Регулятивные:
- развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
- работать над формированием умений выполнения действий по алгоритму;
- способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, таблицы правил.
Ход урока
1. Организационный момент
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
2. Чистописание
На доске слова: За_ц, ш_ссе, б_ранка, м_тро. (Слайд)
На минутке чистописания будем писать буквы, а какие – вы сами назовёте.
Какие это буквы? (Непроверяемые безударные гласные, которые надо запомнить, т.к. это словарные слова.)
на доске ЯОАЕ (чередуем гласные, отрабатываем соединение букв)
К какой части речи относятся эти слова? Что уже можем рассказать об имени существительном? (ученики называют признаки, прикрепляем карточки с грамматическими признаками)
- предмет
- кто? что?
- ед.ч. и мн.ч.
- одушевлённые, неодушевлённые
- собственные, нарицательные
Вы уже много знаете грамматических признаков имён существительных, но это ещё не всё.
3. Актулизация знаний
Река Волга, город Боровичи, озеро Байкал, улица Пушкинская, писатель Алексей Толстой, село Михайловское. (Слайд)
Прочитайте задание. Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (нарицательные и собственные).
Назовите нарицательные имена существительные (река город, озеро, улица, писатель, село . Какие имена существительных собственные? (….). Молодцы.
4. Постановка проблемы
В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача– раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.
Проявите смекалку и разгадайте ребус. Что получилось? Эти слова какой части речи?
шаР + зОнт + Душ = РОД (Слайд)
Значит тема нашего урока? Род имён существительных.
Физкультминутка
Цель нашего урока? Знать род имён существительных и научиться определять род имён сущ.
Послушайте сказку.
Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: "Кто узнает "секрет" как их различить, тот будет награжден". Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: "Пусть они будут мои". Жена схватила слова себе и сказала: "Мои". А все остальные остались на середине – лишние.
Выполняем в парах, а потом проверим.
Разделите нарицательные имена существительные на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)
(река город, озеро, улица, писатель, село.) (Слайд)
– Послушаем продолжение сказки…
Пришли они к существительному и говорят:
Вот ключ к моим словам, и муж говорит: "ОН, МОЙ".
А вот ключ к моим словам, и жена говорит: "ОНА, МОЯ".
Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)
А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)
Как назвать род слов посередине? (СРЕДНИЙ) которые остались ничьи
Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)
С тех пор существительное не путает род.
Проверяем слова
С помощью каких слов мы смогли определить род имён существительных?
(Ответы учеников.)
5. Работа с правилом
Давайте обратимся к учебнику на странице 19 и проверим правильность ваших предложений. (Читают правило, делают вывод.)
Что скажете?(наш вывод совпал с выводом учебника)
Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных.
Работа в группах
Составьте алгоритм определения рода имени существительного.
– Какой алгоритм вы составили?
- Назовите слово.
- Подберите слово-помощник.
- По слову-помощнику определить род.
А чтобы вам легче было запомнить правило, я вам предлагаю вот такое стихотворение.
На доске: Слайд
Женский род запомню я
И скажу: "Она – моя".
И запомню род мужской
И опять скажу: "Он – мой".
Средний род:"Оно – моё".
Это правило – моё!
6. Повторение и систематизация изученного материала
Сейчас вы попробуете полученные знания применить на практике.
Работа с учебником № 404 на стр. 19
тема урока? напомним– Наша цель?
1ряд пишет слова Ж.Р.
2 ряд – слова М.Р. Потом проверьте друг у друга. Сверить с доской. + или – знаки
3 ряд – слова Ср.Р (Слайд)
Физкультминутка
Работа по учебнику упр. 405
Как мы определяем род имён существительных? Нам нужны слова– помощники.
Сейчас вам надо проявить сообразительность и знание правила при выполнении упр. 405
Составьте словосочетания. Проверка.
7. Дидактическая игра «Найди лишнее слово» (Слайд)
Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока. Самостоятельно выпишите лишнее слово.
Деревня, дядя, воля, земля;
Дерево, перо, стул, село;
Поле, огонь, конь, окунь;
Место, стена, ведро, весло
Проверка.
Учитель: Какое открытие сделали на уроке?
8. Итог. Рефлексия
– Какова была цель нашего урока?
– Назовите рода имён существительных?
– Какие слова-помощники можно использовать для определения рода?
– Я узнал…
– Я научился…
Теперь пришло время добавить ещё карточку, где указаны рода.
Учитель:
– Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).
– Кто не доволен? Чем? Почему?
– Я доверяю вам выставить себе отметку в тетради за урок на полях, а рядом появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.
Д.з. упр. творческого характера 407, правило с. 19.
Конспект урока
по русского языка для 2 класса
на тему:
«Род имён существительных.
Определение рода имён существительных»
Планируемые результаты урока: учащиеся научатся приводить примеры существительных женского, среднего и мужского рода, определять род существительных с использованием личных местоимений.
Метапредметные УУД:
познавательные
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
регулятивные
Ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов – целеполагание;
Уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям, вносить необходимые коррективы, уточнения;
коммуникативные
Работать с учителем;
Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
Работать в группе.
Личностные УУД:
Осваивать новую социальную роль «Я - ученик»;
Предоставить учащимся самостоятельность в решении учебных задач;
Создавать ситуацию формирования опыта сотрудничества со взрослым.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с именами существительными, модель человека, клей-карандаш, цветные кружочки.
Физкультминутка для глаз (с котом Леопольдом). |
||||
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Род имён существительных (2-ой урок-закрепление)Цель урока:
- расширить представления об имени существительном, об определении рода имён существительных, познакомить с осбенностями определения рода некоторых имён существительных
Задачи:
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать связную речь, орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к учению, любовь к природе.
Межпредметные связи: белорусский язык,человек и мир, литературное чтение.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие друг друга, гостей.2. Проверка домашнего задания
(взаимопроверка в парах)
-Поднимите руки, кто нашёл в тетради соседа ошибки?
Как изменяются имена существительные? (по числам, по родам)
-Какие слова –помощники помогают нам опрелелить род существительных?
-Какое стихотворение королевы из сказки прошлого урока.
Женский род запомню я
И скажу: “Она - моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он - мой”.
Средний род:”Оно - моё”.
Это правило - моё! (твоё)
3. Сообщение темы и цели урока. (на доске)
4. Орфографическая разминка.
Чистописание
- Чтобы узнать, какую бкву мы будем писать сегодня на минутке чистописания, мы должны отгадать слова и правильно их записать.
*Мебель для сна, на которую кладут матрац и постельные принадлежности (КРОВАТЬ)
*Утренняя еда, еда до обеда (ЗАВТРАК)
*Городская электрическая дорога, обычно под замлёй (МЕТРО)
*Дерево с оранжево-красными плодами- еда для снегирей (РЯБИНА)
*Огородное растение с продолговато-зелёным плодом (ОГУРЕЦ)
*Плетёное изделие для хранения, упаковки, переноски вещей (КОРЗИНА)
-Что общего у этих слов? (словарные)
-Посмотрите внимательно на все слова и найдите согласную букву, которая встречается во всех этих словах? (р)
Рр ря ру ри ры тростник деревья дорожка рыжик
-Объясните орфограммы в словах.
-С каким новым словарным словом познакомились на прошлом уроке? (неделя- придумать предложения с этим словом) Сколько дней в неделе? (7)
5. Ход урока:
- А чего в жизни бывает 3- по количеству видов рода?(по сказкам, 3 месяца в каждой поре года и т.д.)
3 этапа урока: МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ (открываем на доске плакаты природы с названиями месяцев по очереди)
1) МАРТ (как звучит название месяца на белорусском языке, немного описать природные изменения) Повторение пройденного. На доске- картинки с названиями предметов. Распределить их по группам (определить род)
Проблема:
На доске написаны ещё некоторые слова (или под диктовку)-кенгуру, шампунь, кофе, какао.
Это существительные? Докажите.
– Определите род этого существительного. (Задание, на которое не могут дать ответ.)
– Почему затрудняетесь ответить на вопрос? (Не знаем такого окончания, не можем использовать подсказку: он, она.)
------- Поиск решения.
Такие слова называются заимствованными. Они неизменяемые(не изменяется окончание) Эти слова несут национальный колорит (окраску): кенгуру живёт только в Австралии, кофе выращивают в Бразилии, а какао – в тропических лесах Америки. Понаблюдаем, как они сочетаются с другими словами (Может быть, в них можно найти подсказку?)
– Какие окончания у слов-помощников?
– Какой род?
– Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти существительные? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, сладкое какао, новый шампунь.) Рекомендуем записать и правильно использовать в речи: мыть голову (чем?) шампунем.
– Что предлагается вам в задании в отношении этих слов? (Запомнить род этих существительных.)
2) АПРЕЛЬ Открываем следующий месяц весны. Какой праздник празднуем сегодня? (Всемирный день здоровья)
6. Физкультминутка
Приготовьте свои ладони. Ученики будут приседать, если услышат существительное женского рода. Подниматься на носочки – существительные мужского рода. Будут хлопать, если услышат существительные среднего рода. Будьте внимательны!
(Ягода, улей, болото, озеро, белка, сахар, дождь, календарь, молоко, чайка, радуга, лето, огонь, полотенце, весна)
Проблема: Учитель называет существительные:
староста, плакса, умница, забияка, соня.
Куда их отнесём? Это существительные общего рода. Род их можно определить только в предложении по слову, которое к ним относится. Приведите примеры.
7. Работа с учебником.
Упр. 170 (2 ученика -к доске, по 3 словосочетания, 1 –за доской- разбирает 3 выделенных слова по составу)
-Давайте вспомним, какого рода эти существительные в белорусском языке. Делаем вывод (нужно запомнить, как и написание заимствованных слов)
3) МАЙ (как звучит название на белорусском, выводы, описание природы)
Беседа о дружбе, взаимопомощи.
8.Задания по группам(на время-5 минут)
-Молодцы, все справились. Проверка, анализ заданий.
9. Игра «Найди ошибки» (на доске)
10. Итоги урока, рефлексия.
Чему сегодня учились на уроке?
Как доказать, что существительное среднего, женского, мужского рода?
А как определить род, если существительное пришло из другого языка; общего рода; стоит во множественном числе?
Кто доволен своей работой сегодня?
11. Домашнее задание (3 разных задания- вытягивают на листочках (в виде листика с дерева) ***упр.172
***упр.173
***записать по 2 слова –существительных каждого рода
(мужского, женского, среднего)
Задания по группам.
Карточка 1
Даны имена существительные. В каждой группе зачеркните 1 лишнее. В остальных сверху определить род.
Тетрадь, журнал, блокнот, ручка.
Племянник, сестра, школьник, мачеха.
Шкаф, ковёр, диван, полка.
Карточка 2
-Вместо точек вставьте названия животных. Определите их род.
Голоден как… Хитёр как… Труслив как… Грязный как… Здоров
Как… Надут как … Нем как… Болтлив как …
Карточка 3
-Найди слово, в котором не та буква. Напиши, какое слово должно быть в пословице, определи род.
Ус хорошо, а два лучше. Голод – не щётка. Один в золе не воин.
Трус своей лени боится. Жди у горя погоды. Полк в овечьей шкуре.
Трус кормит, а лень портит. Терпение и
Пруд всё перетрут. Не зная броду, не суйся в моду.
Карточка 4.
Вставить пропущенные буквы, определить род существительных.
ар_мат вет_р л_мон
Л_пата орф_грамма б_рёза
С_ребро ябл_ко прав_ло
Т_мат юн_ша ш_ссе
М_шина к_лендарь ч_рёмуха