Произведения для детей 5 лет. Как привить детям любовь к спорту и здоровому образу жизни

Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако существует так называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться. Имея опыт знакомства с лучшими произведениями, легче сориентироваться в современных книгах.

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты.

1 Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.

2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

4 Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут),

7 Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и Фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание,

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными,

У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям,

В чтение для детей 4-б-летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку

А, С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.

С. Т, Аксаков, сказка «Аленький цветочек».

В. Ф. Одоевский; сказки «Городок е табакерке», «Мороз Иванович».

И. А. Крылов; басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.

В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница».

П. П. Ершов; сказка «Конек-горбунок»

В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница».

Д, Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».

Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли»,. «Три калача и одна Баранка».

К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания».

Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н, А. Некрасова, И 3 Сурикова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам,

Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика — золотой фонд детской литературы — литература XX веча, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей.

Что читать дошкольникам из литературы XX столетия

Стихи классиков детской литературы С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской, Е. Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима, В. Д. Берестова.

Особое место в поэзии для дошкольников занимает игровая поэзия - поэзия, где играют словом. Поэты играют словами, как дети кубиками.

Игровая поэзия — это стихи Д. Хармса (« Врун» , «Миллион»), Ю. Д Владимирова («Ниночкины покупки»), А И. Введенского («Лошадка»), Б Заходера («Кит и кот»), Э. Успенского («Пластилиновая ворона». «Память»), Г. Сапгира («Принцесса и людоед»), А. Усачева («Звукарик»), Тима Собакина и др.

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на окне.

Ехал Ваня на коне.

Вел собачку на ремне.

Ну а кактус в это время

Мыл старушку на окне.. (Э. Успенский «Память»);

В настоящее время стихотворения поэтов XX века и современников можно найти достаточно легко как в сборниках (например, «Лучшие стихи для чтения в детском саду»), так и в книгах отдельных авторов. Для знакомства лучше взять сборник, а потом, если автор понравится, можно найти: книгу его стихотворений.

Прозаических произведений XX века для дошкольников огромное количество. Вот только некоторые из них:

М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар»

Л. Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква -Ты».

М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» {из цикла «Лёля и Минька»)

К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».

Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми.

В. А.. Осеееа: рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.

В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему - рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.

Е, Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.

С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае».

Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.

В В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др

В, Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).

Н, Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса».

Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно жe, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов. Вспомним некоторые имена.

В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок».

Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим,

Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».

Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др.

Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».

С. Сахарнов. сказки «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать» и др.

Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки».

Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.

В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке. И познавательной, и художественной. Многие из этих произведений вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны.

А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик».

А. Волков: «Волшебник Изумрудного города».

Т. Александрова: "Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).

Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари».

В. Катаев: «Цветик - семицветик». «Дудочка и кувшинчик».

Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».

Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».

М, Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки».

С. Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика». «Пока бьют часы», «Лоскутик, и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой».

С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».

Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? В детскую библиотеку взрослых тоже записывают, так что не пугайтесь. Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром — вашему ребенку обязательно что то понравится.

Читайте с удовольствием!

Но время идет, дочка растет и мы читаем уже новые книги, о которых хочется вам рассказать.

«Капитан Коко и Зеленое Стеклышко»

Начнем с прекрасного детского писателя Льва Кузьмина. Лев Кузьмин примечателен тем, что начал писать книги и стихи, будучи уже довольно зрелым человеком.

Но, несмотря на это, его произведения необыкновенно сказочные и волшебные. С произведением «Капитан Коко и Зеленое Стеклышко» мы с дочкой познакомились на спектакле в пермском театре «Дом актера». После спектакля сразу решила купить эту книгу для домашней библиотеки, но в продаже ее не было. И только через год (в 2015 году) издательский дом «Нигма» выпустил чудесную книжку с данной повестью-сказкой.

Качество книги очень хорошее, иллюстрации тоже, содержание - выше всяких похвал. Эта книга о таинственном меридиане, который можно увидеть только через Зеленое Стеклышко и по которому можно путешествовать в разные волшебные страны. Капитан Коко, например, ищет страну «Валяй-Форси». Интересно, найдет ли он ее?

«Королевство кривых зеркал»

Следующая книга писателя Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал». В 1963 году по книге был поставлен одноименный кинофильм, пользовавшийся большой популярностью в СССР. Этот кинофильм лучше посмотреть после прочтения книги, чтобы он не наложил свой отпечаток, и детское воображение представило королевство кривых зеркал во всей красе и разнообразии. После этого произведения мы долго с дочкой играли с игру «Скажи наоборот» (Оля - Яло, мама - амам, жаба- Абаж и т.д.).

В этом возрасте предлагаю начать знакомство детей с творчеством Григория Остера. В 6-7 лет дети уже понимают, что означают «Вредные советы» и хорошо их запоминают. Мне понравилась данная книга не только подборкой вредных советов (на мой взгляд, здесь самые лучшие вредные советы автора), но и иллюстрациями, которые можно рассматривать часами.

«Пеппи Длинный чулок»

И опять Астрид Линдгрен. Как без неё? Это величайшая шведская писательница, у которой есть произведения на любой детский возраст, и они имеют заслуженно всемирную популярность. Сейчас речь пойдет про «Пеппи Длинный чулок». Почему то в моем детстве мои родители мне не читали про Пеппи. Я, конечно, знала про нее, но очень поверхностно: что она рыженькая, с двумя косичками и очень любит проказничать. Но в произведении она предстала совершенно другой: зрелой, мудрой, фантастически сильной.

Она живет совсем одна на вилле «Курица» вместе со своими животными: мартышкой Нильсоном и лошадью. Ее отец капитан (впоследствии стал вождём чернокожего племени). Мама Пеппи умерла, когда та была ещё младенцем. У Пеппи есть чемодан с золотом, который позволяет ей безбедно существовать. Да, она не очень воспитанная девочка, и не ходит в школу, как остальные дети, но зато она «настоящая» и очень эрудированная. Эта личность, про которую обязательно надо читать детям.

«Сказки Голубой феи»

Случайно купила книги Лидии Чарской «Сказки Голубой феи» и не пожалела. Сказки добрые, милые, воздушные, сентиментальные. Они словно учат этикету души. Девочкам читать обязательно!

«Волшебный котёл»

И теперь мы подходим к главным 2 книгам, которые произвели настоящий фурор у нас в доме. Объясню подробнее.

Мы с дочкой читаем очень много. И я себя мнила уже гуру сказок. Но купив книги «Волшебный котелок», я осознала свою ошибку. В этих двух томах была только одна сказка, которую мы до этого читали. А все остальные - новые, неизвестные и безумно интересные. Здесь собраны сказки народов мира. Есть восточные, есть западноевропейские, восточноевропейские, русские, индийские и много других.

Сборник составлен таким образом, что от разнообразия кружится голова. Есть сказки похожие на притчи, например, знаменитая индийская сказка «На кого похож слон?» (про незрячих нищих). Перелистывая каждый раз, не знаешь, что тебя ждет в следующей сказке. И каждый вечер на протяжении 2 месяцев дочка просила перед сном «Волшебный котелок, волшебный котелок, свари интересную сказку». И поверьте, сказки всегда были интересные! Эти 2 книги - настоящие жемчужины детской библиотеки.

Эта наша интересная подборка книг для следующего возраста: Лучшие книги для детей 7-8 лет

P.S. Книги покупаю в интернет-магазине Лабиринт, хорошее соотношение цена-качество.

Не нужно иметь диплом о высшем образовании, чтобы понимать, что чтение и развитие ребенка неразрывно связаны. Вся интеллектуальная деятельность человека зависит от того, какими были его первые опыты знакомства с книгами.

Необязательно это должны быть толстые энциклопедии и романы, и речь идет не только о буквенных текстах. Современные книги для детей — это целые произведения искусства со множеством иллюстраций, интерактивных задач и даже звуковым сопровождением.

В этой статье мы поговорим с вами о том, что можно почитать ребенку в 5 лет.

Какие книги интересны детям в 5 лет

Пятилетние дети очень любознательны. Это возраст «почемучек». Им интересно буквально все. Не удивляйтесь, если ваша пятилетка спросит у вас, как появилась Вселенная или почему часовая стрелка идет справа-налево — ребенку интересно даже это. И в таком возрасте хорошо объяснить маленькому исследователю, что ответы на многие интересующие его вопросы знают не только мама и папа — большую часть информации можно почерпнуть из книг. Но для того чтобы у ребенка появилась тяга к поиску ответов на волнующие его вопросы, нужно открыть ему книжный мир. Так с чего же начать, какие книги будут интересны ребенку 5 лет?

Истории с сюжетом

Дети этого возраста очень хорошо запоминают истории с сюжетом. Поэтому предпочтение лучше отдавать сказкам, басням и рассказам с небольшим количеством персонажей, понятных ребенку.

Помните, что книги должны быть иллюстрированными. Лучше, чтобы рисунки были красочными и разноцветными, а не черно-белыми. Перед покупкой книги пролистайте издание и проверьте, соответствуют ли иллюстрации содержанию и логике текста.

Энциклопедии

Вы ошибаетесь, если думаете, что пятилетний ребенок многого может не понять или не запомнить. Как раз-таки этот возраст — самый благоприятный для впитывания информации об окружающем мире, в том числе энциклопедической. Поэтому наравне с сюжетными книгами можно покупать детские познавательные энциклопедии.

Журналы и комиксы

На наш взгляд, это лучшая форма подачи информации ребенку. Во-первых, они хорошо подходят для развлекательного чтения, во-вторых, в них есть игры, всевозможные развивающие задания и вопросы на смекалку.

Особенность журналов и комиксов еще заключается в том, что это периодические издания, то есть ребенку не придется прощаться с любимыми героями — приключения продолжаются в каждом новом выпуске.

Кроме внутреннего содержания изданий для детей обращайте внимание и на формальные стороны:

  • бумага должна быть светлой и плотной, лучше матовой, чтобы не отсвечивала при ламповом освещении;
  • шрифт должен быть достаточно крупным и напечатан только черной краской. Цветными могут быть только заголовки;
  • идеальным форматом являются страницы А4. Не покупайте громоздких и тяжелых изданий.

Для примера рассмотрим несколько журналов разного формата, которые мама может полистать с ребенком перед сном.

«Тридевятое царство»

Главный жанр литературы для ребенка 4-5 лет — это сказка. Стоит только малышу услышать фразу «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве...», и вот он уже, широко раскрыв глаза, замирает в ожидании волшебных приключений.

— место, где живут настоящие чудеса. Персонажи были созданы на основе русских народных сказок: красавица Василиса, умница Любава, храбрец Иван. Такой уклон сделан неслучайно. Сегодня дети смотрят много мультиков, в том числе и зарубежных. Они знают, кто такие фиксики и свинка Пеппа, но не слышали о Змее Горыныче и коте Баюне, а тем не менее очень важно прививать малышам с малых лет любовь к национальной культуре.

Большая часть сюжетных историй в «Тридевятом царстве» подается в виде комикса. Так, мама может листать журнал вместе с ребенком и озвучивать реплики персонажей, а малыш — следить за сюжетом по иллюстрациям.

Истории и приключения не только развлекают, но и учат ребенка новому, расширяют его знания о мире. Например, в одном из номеров рассказывается, как Любава сажала цветы. Ребенок знакомится со словом «палисадник» и узнает, что посадка растений — это целая наука: нужно вскопать огород, посадить семена, поливать их, укрывать от холода.

В процессе знакомства с историями героев ребенку предлагается выполнить несколько заданий. Головоломки, разные по степени сложности, вписаны в сюжет истории. Например, в одном из номеров Любава с друзьями сажает цветы, и чтобы ей помочь, малыш должен найти на картинке топор, лейку, ведро. Таким образом, он развивает умение устанавливать ассоциативные связи между предметами и получает представление о садовом инвентаре.

Задания представлены в разных формах: загадки, раскраски, логические задачки. Они направлены на развитие у ребенка усидчивости, внимания, фантазии. Некоторые задания ненавязчиво учат малыша писать и считать.

«Фантазеры»

Главные герои журнала — простые ребята: Настя, Коля и Вова. Эти персонажи постоянно находят приключения (или они их!) и попадают в забавные ситуации. Попугай Крендель и кот Бутерброд всегда рассказывают поучительные сказки, героев которых после прочтения можно раскрасить карандашами или фломастерами. Истории носят не только развлекательный характер, но и учат различать добро и зло, почитать родителей, не бояться трудностей, быть верным, храбрым и дружелюбным.

Журнал полностью интерактивный: ребенок выполняет задания вместе с главными героями, принимает решения, выбирается из запутанных лабиринтов. Добрые и поучительные истории рассказывают о природных явлениях, жизни животных, истории появления предметов и т.д. Маленький любознайка найдет ответы на все свои вопросы!

«Непоседа»

Дети с малых лет выпрашивают у родителей телефоны и планшеты с целью поиграть. Пятилетние малыши уже хорошо ориентируются в мобильных приложениях, и отвлечь их книгой не так уж и просто. Благодаря «Непоседе» ребенок может использовать гаджеты с пользой.

Важно то, что в журнале используется технология дополненной реальности. Представьте: вы решили почитать ребенку перед сном. Читаете историю, показываете иллюстрацию, наводите на нее телефон — и картинка оживает! Такой формат заинтересует малыша и заставит перелистывать страницы журнала снова и снова.

Журнал будет хорошим подспорьем при подготовке ребенка к школе. К первому классу ребенок должен знать буквы, уметь складывать простые числа. Выкроить время для занятия и усадить ребенка за письменный стол с целью выучить какие-то азы — дело не из легких. С обучение будет проходить само собой. Рассказы, сказки и истории журнала будут развлекать ребенка, в то время как сопутствующие им задания — учить его чему-то новому.

В столь юном возрасте ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании — иными словами, помещается ли она в рот. Тем не менее, читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во‑первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем крошечные малыши хорошо воспринимают ритм и умеют различать родительские интонации.

Как читать?

  • В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
  • Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее — в общем, добросовестно развлекайте малыша.
  • Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
  • Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
  • Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Что читать?

  • Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.
  • Стихи со звукоподражанием.

Что покупать?

  • Прочные, «неубиваемые» и безопасные книжки-игрушки, которые можно с удовольствием грызть, мять и даже купать в ванной.
  • Книжки с «живыми» иллюстрациями: мохнатыми зверушками, квакающими лягушками и т. п.
  • Книги с простыми, яркими и реалистичными картинками.

Список литературы 1. Александрова З. «Одуванчик», «Новый снег» 2. Аронзон Л. «Кому что снится» 3. Барто А. «Игрушки» 4. Бергельсон А. «Ура для комара» 5. Берестов В. «Про машину», «Веселое лето» 6. Благинина Е. «Стихи для детей» 7. Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха» 8. Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда» 9. Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!» 10. Майер Н. «Лесные смешинки» 11. Маршак С. «Детки в клетке» 12. Мошковская Э.Э. «Зоопарк» 13. Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких» 14. Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка» 15. «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского 16. Степанов В.А. «Как живете? Что жуете?» 17. Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет» 18. Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года» 19. Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа» 20. Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»

Книги для детей от 2 до 4 лет

Книги для детей от 2 до 4 лет

Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. В один прекрасный день вы, возможно, обнаружите, что малыш очень сосредоточенно «читает» вслух своему плюшевому зоопарку. В общем, самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!

Как читать?

  • Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном — всегда в одно и то же время.
  • Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.
  • Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
  • Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во‑первых, скорее всего понимает он куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

Что читать?

  • Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.
  • Небольшие стихотворения (4−12 строк).
  • Стихотворные загадки.
  • Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», — теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.

Что покупать?

  • Книжки с крупными и очень простыми, соответствующими тексту иллюстрациями.
  • Ищите книги, позволяющие ребенку делать что-то самостоятельно, — наклеивать стикеры, раскрашивать картинки.
  • Отдавайте предпочтение прочным и недорогим изданиям, время для чтения раритетных книг наступит позже.
  • Список литературы 1. Андерсен Г.-Х. «Дюймовочка», Огниво", «Сказка о стойком оловянном солдатике» 2. Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат» 3. Гаршин В. «Лягушкапутешественница» 4. Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной» 5. Даль В. «Старик-годовик» 6. Дональдсон Д. «Груффало» 7. Ершов П. «Конек-Горбунок» 8. Заходер Б. «Мишка-Топтыжка» 9. Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке» 10. Левин В. «Глупая лошадь» 11. Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки» 12. Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет» 13. Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?» 14. Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка» 15. Мориц Ю. «Крыша ехала домой» 16. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица» 17. Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя» 18. Сеф Р. «Кто на кого похож» 19. Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?" 20. Толстой Л. «Сказки и рассказы» 21. Тувим А. «Азбука», «Где очки» 22. Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик» 23. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр» 24. Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь» 25. Яснов М. «Собиратель сосулек» «Вышел зайчик погулять»

    Книги от 4 до 6 лет

    Книги для детей от 4 до 6 лет

    Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать — это такая трагедия, рядом с которой меркнет даже гибель Помпеи. По крайней мере, именно в этом вас начнут убеждать все окружающие! Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте в панику: все будет нормально — и зачитает, и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его в библиотеку.

    Как читать?

    • Ребенок уже вполне пристойно воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.
    • Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз — так проще запоминаются детали.
    • Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.
    • Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях и справочниках. Интернет в деле приучения к чтению — плохой помощник, слишком уж много соблазнов.
    • Сводите чадо в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или фотоальбомы.

    Что читать?

    • Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.
    • Истории в духе «добрым молодцам урок» — в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные.
    • Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.
    • Обучающие пособия для подготовки к школе.
    • Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе, а перед 9 Мая — военные рассказы.

    Что покупать:

    • Книжки со сложными, рассчитанными на долгое изучение иллюстрациями.
    • Детские журналы и комиксы.

    Список литературы 1. Бажов В. «Серебряное копытце» 2. Бернетт Ф. «Маленькая принцесса» 3. Бианки В. «Рассказы о животных» 4. Волков А. «Волшебник Изумрудного города» 5. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города» 6. Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка» 7. Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке» 8. Гэллико П. «Томасина» 9. Доктор Сьюз «Сказки» 10. Зощенко М. «Рассказы о Леле и Миньке» 11. Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу» 12. Крылов И.А. «Слон и моська», «Ворона и лисица» 13. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» 14. Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон» 15. Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все» 16. Сказки народов мира 17. Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры» 18. Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче» 19. Остер Г. Б. «Котенок по имени Гав и другие истории» 20. Пришвин М. «Лесной хозяин» 21. Пушкин А.С. «Сказки» 22. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена» 23. Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы» 24. Романова Н. «Муравей Красная Точка» 25. Русские народные былины 26. Толстой А.Н. «Приключения Буратино» 27. Уайлд О. «Звездный мальчик» 28. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино» 29. Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса» 30. Чаплина В. «Кинули»

    Книги для детей 7 лет

    Книги для детей 7 лет

    Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги — одну выбираете вы, вторую — он.

    Как читать?

    • Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять — на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.
    • Читайте сказки и басни по ролям.
    • Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.
    • Следите за тем, как юный библиофил читает вслух. Не путается ли он в словах, не проглатывает ли слоги, правильно ли ставит ударения и т. д. Аккуратно поправляйте все ошибки, а если у малыша вдруг обнаружатся проблемы с произношением и пониманием прочитанного, обязательно обратитесь к врачам.
    • Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» — в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации.

    Что читать?

    • Неадаптированные детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.
    • То, что «все читают». В этом возрасте детям очень важно чувствовать себя «своими» в коллективе ровесников, так что придется немного потерпеть.
    • Электронные книги. От технологий никуда не деться, так что лучше использовать их во благо.

    Что покупать:

    • Книги из школьной программы.
    • Книги об увлечениях ребенка. Если малыш любит кошек, выбирайте зоологическую энциклопедию (или кошачий детектив), если увлекается хоккеем — спортивную и т. д. Даже к мультикам и компьютерным играм, которые часто отвлекают детей от чтения, можно подобрать соответствующие новеллизации или арт-буки.

    Список литературы

    1. Адамс Р. «Обитатели холмов»

    2. Барри Дж. «Питер Пэн»

    3. Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король»

    4. Грэм К. «Ветер в ивах»

    5. Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика»

    6. Даррелл Дж. «Моя семья и другие животные»

    7. Диккенс Д. «Истории для детей»

    8. Драгунский В. «Денискины рассказы»

    9. Конопницкая М. «О гномах и сиротке Марысе»

    10. Крюс Дж. «Мой прадедушка, герои и я», «Тим Талер или проданный смех»

    11. Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»

    12. Легенды и мифы Древней Греции

    13. Лондон Дж. «Белый клык»

    14. Льюис К. «Хроники Нарнии»

    15. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»

    16. Одоевский В. «Городок в табакерке»

    17. Олеша Ю. «Три толстяка»

    18. Пройслер О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»

    19. Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»

    20. Сэтон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»

    21. Таск С.Э. Тайна рыжего кота

    22. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»

    23. Фриш К. «Десять маленьких непрошенных гостей»

    24. Экхольм Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»

    25. Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»