Как улучшить словарный запас человека.

Великий русский язык! Исследования современных лингвистов свидетельствуют: в нем насчитывается около двухсот тысяч слов. Однако среднестатистический россиянин использует в обиходе не более трех тысяч лексических конструкций. Существует множество методик, как пополнить русского языка. Ознакомиться с наиболее эффективными техниками совершенствования культуры речи можно в статье.

Книга — бесконечный источник знания. Расширение словарного запаса посредством прочтения, анализа и запоминания информации является одним из самых результативных методов обогащения речи. Как пополнить словарный запас русского языка и что читать для этого? Следует изучать не только художественную, но и научно-популярную, специализированную литературу русских и зарубежных авторов, поэзию. Важно придерживаться следующих правил:

    медленное, вдумчивое чтение с последующим анализом текста;

    концентрация на новых терминах, оборотах, лексических конструкциях;

    практика прочтения вслух, заучивания или пересказывания текста.

Наткнувшись на незнакомое слово, необходимо выписать его в отдельный блокнот/тетрадь, подобрать синонимы, заучить толкование и постараться применять его в повседневной жизни.

Обширному словарному запасу предшествует тяжкий труд. Мастера красноречия рекомендуют уделить внимание развитию в себе ораторских способностей. Умением четко формулировать мысли, насыщенно описывать события или детально пересказывать недавно прочитанную информацию должен обладать каждый эрудированный человек. Активное применение изученного материала (в данном случае новых слов) — залог богатства речи: в разговоре, в переписке или во время выступления следует выражать мысли, тщательно подбирая оптимальные слова.

Среди советов, как пополнить словарный запас русского языка, упражнения по написанию собственного текста обладают особой эффективностью. Например, можно взять тетрадь и ручку или открыть текстовый редактор на компьютере и просто начать писать. Важно пытаться переносить собственные чувства на бумагу, учиться детализировано характеризовать события или рассказывать историю. Как вариант, можно начать вести журнал или завести виртуальный дневник — ежедневная практика в качестве писателя позволит расшевелить головной мозг и заставит его «покопаться» в собственном лексическом багаже.

«Ну», «типа», «как бы» и затяжные паузы «э-э-э» в один миг выдают человека со скудным словарным запасом. Подобные конструкции загрязняют речь человека, лишают ее информативности и красоты.

Специализированные учебники, изучающие этимологию слов, способны открыть новые горизонты родного языка. На вооружение можно взять как классические тома от Даля или Ожегова, так и воспользоваться онлайн-сервисами для изучения новых слов. Примечательно, что толковые словари, помимо толкования, также содержат примеры употребления термина в контексте, что позволяет включать его в активный лексикон.

Обязательным пунктом в работе со словарем является перенесение неизвестных терминов в отдельный блокнот. Важно время от времени просматривать составленные конспекты. Отлично справляется с задачей пополнить словарный запас русского языка список слов, расположенный на видном месте. Размещение стикеров с терминами на рабочем месте, холодильнике или зеркале вовлекает в процесс изучения новой лексики зрительную память. Не стоит пренебрегать дидактическими карточками: на одной стороне записывается слово, а на другой — его определение.

Начинающим лингвистам: хитрости изучения родного языка

    Решение словесных головоломок. Кроссворд, скрэббл, боггл или краниум — подобрав игру по душе, можно не только здорово повеселиться, но и расширить свой словарный запас, научиться мыслить критически.

  • Регулярные тренировки — залог успеха. Если ежедневная «нагрузка» будет составлять 3 слова, то уже через месяц словарный запас увеличится на 90, а через год — на 1080 слов!
  • Секрет из серии, , которым многие пренебрегают, — это п рослушивание аудиокниг, подкастов, лекций и публичных выступлений деятелей культуры и науки. В о время уборки или поездки на работу такая деятельность способствует обогащению лексическ ого багаж а .

Как пополнить словарный запас русского языка ученику и ребенку?

Речевые способности у детей формируются к пяти годам: по достижении этого возраста малыш должен уметь использовать различные конструкции сложных предложений, владеть навыками словообразования и словоизменения, обладать достаточным словарным запасом. Недостаток общения, игнорирование чтения, нарушения в произношении — факторы, которые приводят к тому, что ребенок обладает пассивным знанием речи.

Применение методик расширения лексического багажа для взрослых людей к детям неэффективно. На помощь придут следующие правила от педагогов, логопедов и нейропсихологов: они поделились секретами, как пополнить словарный запас русского языка в детском возрасте.

    Без путаницы! Если ребенок называет варежки перчатками, а тарелки блюдцами, имеет смысл помочь чаду увидеть различия между этими предметами посредством зрительного анализа. Например, нарисовав вещи, вызывающие путаницу, провести их детальный осмотр и выделить различия.

    Словесная связь. Игра в ассоциации позволяет развить у ребенка абстрактное мышление. Например, малыш должен подобрать к слову «гитара» по несколько существительных, прилагательных и глаголов (желательно синонимичных): «музыка» и «звук», «звонкая» и «громкая», «играет» и «бренчит».

    Скрытый смысл. Конкретное мышление присуще детям до 7 лет, позже они начинают улавливать «послания» автора и учатся читать «между строк». Развить способность понимать переносный смысл помогает обсуждение пословиц и поговорок.

    Чтение и общение. Важными аспектами в вопросе о том, как пополнить словарный запас русского языка малышу, являются навыки общения и чтения. Следует всегда выслушивать ребенка, а также не забывать прививать ему любовь к литературе.

Как быстро пополнить словарный запас русского языка? Использовать все вышеперечисленные методики комплексно. Важно помнить, что успех достигается только упорным трудом, а эрудированной и развитой личностью становятся те, кто готов постоянно работать над собой.

Несомненно, богатый словарный запас является показателем высокого интеллектуального развития человека. Если у вас красивая речь, то в современном мире вы будете восприниматься, как человек с хорошим образованием и культурой, творческая личность. Люди, владеющие обширным словарным запасом, в обществе, как правило, вызывают больше уважения, нежели те, которые «пару слов связать» не могут. Даже если вы уже вышли из детского возраста, то это вовсе не значит, что вам не по силам обогатить свою речь – это возможно в любом возрасте. Читать книги развивающие речь Наверняка, вам известно, что чтение книг полезно по множеству причин. Этот процесс может помочь в улучшении памяти, дикции, и, конечно же, способен положительно сказаться на качестве вашего словарного запаса. Начинайте с тех писателей, творчество которых вам близко и понятно. Со временем переходите к более сложным произведениям. Обращайте внимание на текст, содержащий интересные выражения, которые вам хотелось бы запомнить и впоследствии использовать. Перечитайте эти выражения слух – так вы лучше их запомните. Наиболее интересных из них можно записать в отдельную тетрадь.Расширить словарный запас в общении с умными людьми Если вы желаете пополнить свой лексикон интересными деепричастными оборотами или просто умными словами, то, конечно же, не стоит пренебрегать общением с интеллектуалами. В случае если вы заметили, что речь людей, которые окружают вас, весьма бедна, то, конечно, вам следует понимать, что из общения с ними вы не почерпнете для себя необходимые навыки. Более того вы и сами можете растерять приобретенный лексический запас.Не бойтесь показаться глупым, начав общаться с людьми, которые знают много интересной информации – это один из самых эффективных способов повысить свой интеллектуальный уровень, и было неразумно не воспользоваться ним.Улучшить свою речь и лексический запас изучая новые слова Когда вы слышите или замечаете при чтении новое слово, ни в коем случае не пытайтесь его «проскочить» - посмотрите определение в словаре. Кроме того, важно отметить для себя, в каком именно обороте речи это слово употребляется. После этого попробуйте мысленно заменить его подходящим синонимом. Впоследствии, полностью поняв значение незнакомого ранее слова, вы сможете пополнить ним свой лексикон. Чтобы оно легче запомнилось, попытайтесь его в уме визуализировать, добавляя образы, имеющие отношение к этому слову. Пусть картинка в вашем воображении будет максимально насыщенна. Какую литературу читать для развития грамотной речи Для нашего времени эталонной можно назвать речь середины двадцатого века – она максимально приближена к современной, однако еще не вобрала в себя различные жаргонизмы и варваризмы, появившиеся впоследствии. Следовательно, желательно отдавать предпочтение литературе преимущественно этого периода. Наиболее эффективны будут книги русских и английских классиков.Также стоит отметить, что существуют и специальные книги, помогающие в развитии речи. Назовем некоторые из них. В первую очередь, обратите внимание на «Мастерство эфирного выступления» Б. Д, Гаймаковой. В первую очередь книга будет интересна людям, которые планируют работать на телевидении и радио. Впрочем, и всем остальным этот труд будет полезен. Включает в себя три части, которые повествуют о правилах публичного выступления, технике и культуре речи.Советуем не обойти вниманием и книгу Н. Галь «Слово живое и мертвое». Автор является известной переводчицей, однако ее труд будет интересен не только ее коллегам. Произведение поможет вам отыскать собственный стиль, избегая «мертвого» языка.

Каждый день изучай новое слово Если вы каждый день будете обогащать свой словарный запас новым словом, то, безусловно, спустя некоторое время вы сможете очень эффектно блеснуть новыми знаниями. В Сети немало приложений и сайтов, предлагающих изучать новые слова. Также сообщества с этой направленностью существуют и в ВК. Важно помнить, что не нужно просто учить незнакомые слова – их следует использовать в повседневной жизни. С вечера учите какое-то новое для себя понятие, а на следующей день постарайтесь его применить в разговоре с кем-то. Так запоминание будет проходить гораздо эффективнее.Услышав незнакомое слово, обязательно «погугли» его значение Как только вам доведется услышать слово, значение которого вам неизвестно или же имеет довольно расплывчатый для вас характер, запомните его. Для верности можно записать его на листке. Впоследствии, при первом удобном случае, посмотрите в интернете значение этого слова.Читай вслух, пересказывай, учи стихи Читать вслух, а также заучивать наизусть стихи полезно вдвойне. Таким образом, вы не только развиваете свою память, но и усваиваете лексику и синтаксис. В русском языке порядок слов в предложении можно назвать достаточно свободный, но не все используют эту свободу в полной мере. Почти каждый из нас имеет наготове привычные синтаксические конструкции, тем самым ограничивая лексический диапазон. Если у вас имеется задача расширить этот диапазон, то при построении фраз следует пользоваться творческим подходом. Например, если вы привыкли пользоваться словосочетанием «Я хочу», то пробуйте его заменить на другие – «Я желаю», «Мне хотелось бы» и тому подобные. Конечно же, чтение тех или иных произведений поможет вам без труда заменять облюбованные ранее словосочетания. Тем не менее, нередко, приступив к чтению, мы погружаемся в сюжет, практически не фокусируясь на лексике. В итоге языковое изобилие произведения зачастую проходит мимо нас. Дабы избежать этого, используйте такой психологический трюк: читайте книги, которые автор написал от первого лица. Когда вы будете их изучать без спешки и вдумчиво, в памяти будут откладываться готовые фразы, которые впоследствии вы сможете использовать при разговоре о себе. Простые слова замени на сложные, расширяющие кругозор Старайтесь применять в своей речи больше сложных слов, заменяя ними те простые слова, которые вы привыкли использовать ранее. Для этого к любым словам, которые вы регулярно употребляете, ищите синонимы. Так вы значительно обогатите и разнообразите свой словарный запас. Не относитесь к этой задаче, как к чему-то очень сложному и требующему серьезных энергетических затрат – это естественный процесс, который может продолжаться до конца жизни.Разгадывайте кроссворды Разгадывание кроссвордов является не просто развлечением, но и замечательным способом увеличения лексического запаса. Не пренебрегайте этой возможностью на отдыхе, дома, в дороге. Обращайте внимание на кроссворды, которые публикуются в известных, хорошо зарекомендовавших себя изданиях.

Слушайте аудиокниги Если вы проводите много времени за рулем, и у вас мало свободного времени, дабы читать художественные произведения и штудировать словари, то займитесь прослушиванием аудиокниг. Также подобная методика полезна для тех людей, которые лучше воспринимают информацию именно на слух. Даже не сомневайтесь, что если вы будете коротать время в пробке под звучание хорошей аудиокниги, эти минуты пойдут вам на пользу.Смотрите видео Порою, обогащение словарного запаса может происходить и в моменты просмотра разнообразных видео. Речь идет о всевозможных викторинах, интеллектуальных ток-шоу, документальных проектах. Также не стоит сбрасывать со счетов и специальные курсы, способствующие пополнению лексикона. Таким образом, вы можете не только хорошо провести время, но и принести пользу собственному саморазвитию. Безусловно, важно отличать стоящие материалы от ненужных вам. Например, если вы видите в телевизионной программе, что близится время очередного молодежного реалити-шоу или глупого боевика 90-х с соответствующим переводом, то лучше посвятить время чему-либо другому, ибо такой просмотр не только не принесет вам пользы, но и может навредить.Метод записок Возможно, вы столкнулись с тем, что вам весьма сложно запоминать новые термины. В этой ситуации поможет уже упомянутый «метод записок». Обзаведитесь пачкой стикеров, после чего на одной стороне листочка напишите новое слово, а с другой – его значение. Теперь расклейте стикеры по квартире. Теперь «сложные» слова постоянно будут попадаться вам на глаза, и вы сможете вновь и вновь перечитывать их значения, пока они не будет полностью усвоены и включены в ваш привычный лексический запас.Пишите Вы быстрее научитесь грамотному употреблению новых выражений, если займетесь писательской деятельностью. Для этого, конечно же, не обязательно быть писателем – просто выделяйте хотя бы по полчаса в день на то, чтобы написать какой-нибудь небольшой текст. Это может быть простое изложение собственных мыслей по тому или иному поводу.Например, вы можете написать, о чем мечтаете, какие люди вам неприятны, что вас способно восхитить в другом человеке и тому подобное. Вы можете даже написать статью на несколько страниц на тему, интересующую вас. Взявшись за написание какого-либо текста, вы будете располагать некоторым временем на обдумывание своих мыслей, благодаря чему у вас будет возможность научиться грамотно применять новые словосочетания, лаконично вставляя их в текст в нужном месте. Писательство, безусловно, относится к творческой деятельности, которая активизирует ваш умственный потенциал. Естественно, это замечательно тренирует мозг, позволяя вспоминать слова, которые ранее вы практически не использовали в речи.

Словарный запас – это набор всех слов, которыми владеет человек. Принято считать, что широкий словарный запас присущ наиболее образованным людям, а также писателям.

Активный и пассивный словарный запас

Активный словарный запас – это те слова, которые человек использует в , когда говорит или пишет. У разных людей этот показатель может очень сильно различаться. Все слова языка не знает и не использует никто.

Активный словарный запас ученика младших классов составляет приблизительно две тысячи слов, к окончанию института этот показатель возрастает, по крайней мере, впятеро! «Словарь языка Пушкина», включающий в себя все слова, употребленные великим поэтом в произведениях, содержит около 20 тысяч слов.

Пассивный словарный запас – это те слова, которые человек сам не употребляет, но понимает, если видит или слышит их. Как правило, их в разы больше, чем слов, входящих в активный словарный запас. Сюда относятся различные термины, слова ограниченного употребления (жаргонизмы, архаизмы или неологизмы), просто достаточно редкие и необычные слова.

Забавно, что, при словарном составе русского языка примерно в полмиллиона слов, активно употребляются нами всеми не более 6 тысяч, что составляет около 90% речи человека, и только 10% используются редко.

Понятие об активном и пассивном словарном запасе используется в лингвистике и литературоведении, а также в педагогической и клинической психологии. Педагоги также используют его. В школе учат, что словарный запас надо пополнять, а для этого читать побольше. Это правда. Чтение – лучший способ пополнить свой пассивный лексический багаж. Притом самый приятный, ведь человек следит за перипетиями сюжета, тогда как слова запоминаются сами. Вот только не каждая книга годится для этого. Надо брать хорошую литературу, можно классику, иначе есть риск напороться на автора, у которого у самого низкий словарный запас: учиться у него нечему, можно его самого поучить!

Другой способ – поиск незнакомых слов в словаре. В принципе, не обязательно метаться по словарю Ожегова в поисках нужного слова – в интернете есть соответствующие ресурсы, пользоваться которыми очень удобно. Но, хотя значение слова узнаешь в любом случае, больше шансов, что ты его запомнишь, при использовании бумажного словаря. Сам поиск, который займет больше сил и времени, прочнее закрепит слово в , ведь оно будет постоянно повторяться мысленно, пока человек находится в поиске.


Задачей исследования было определить объём пассивного словарного запаса носителей русского языка. Измерение проводилось с помощью , в котором респондентам предлагалось отметить знакомые слова из специальным образом составленной выборки. По правилам теста слово считалось «знакомым», если респондент мог дать определение хотя бы одному его значению. Методика теста подробно описана . Чтобы повысить точность теста и выявить респондентов, проходящих его неаккуратно, в тест были добавлены несуществующие слова. Если респондент отмечал хотя бы одно такое слово как знакомое, его результаты не учитывались. В исследовании приняло участие более 150 тысяч человек (из них прошло тест аккуратно — 123 тысячи).

Для начала, проанализируем влияние возраста на словарный запас.

На графике показаны перцентили полученного распределения. Например, самая нижняя кривая (10-ый перцентиль) для 20 лет даёт 40 тысяч слов. Это означает, что 10% респондентов этого возраста имеют словарный запас ниже этого значения, а 90% — выше. Выделенная синим центральная кривая (медиана) соответствует такому словарному запасу, что половина респондентов соответствующего возраста показали результат хуже, и половина — лучше. Самая верхняя кривая — 90-ый перцентиль — отсекает результат, выше которого показали только 10% респондентов с максимальным словарным запасом.

Из графика видно следующее:

  1. Словарный запас растет с практически постоянной скоростью до примерно 20 лет, после чего скорость его набора уменьшается, сходя на нет к 45 годам. После этого возраста словарный запас уже практически не меняется.
  2. Во время обучения в школе подросток учит по 10 слов в день. Эта величина кажется неестественно большой, но объясняется тем, что в тесте производные слова учитывались отдельно, как самостоятельные.
  3. К моменту выпуска из школы подросток в среднем знает 51 тысячу слов.
  4. За время обучения в школе словарный запас увеличивается примерно в 2.5 раза.
  5. После выпуска из школы и до достижения среднего возраста человек в среднем узнаёт 3 новых слова а день.
  6. После достижения 55 лет словарный запас начинает несколько снижаться. Это может быть связано с забыванием слов, которые не используются достаточно долго. Интересно, что этот возраст примерно совпадает с выходом на пенсию.

Теперь разделим всех респондентов на группы по уровню образования. На следующем графике изображены медианы словарного запаса этих групп. Кривые начинаются и заканчиваются в разных местах из-за того, что статистика по всем группам разная — например, респондентов с неоконченным средним образованием старше 45 было недостаточно много, чтобы результаты были статистически значимы, поэтому пришлось оборвать соответствующую кривую так рано.


Из графика можно узнать, что

  1. Возможно, насыщение словарного запаса наступает в разном возрасте в зависимости от образования. Так, у респондентов со средним специальным образованием насыщение можно определить в районе 43 лет, с высшим — в 51 год, у кандидатов и докторов — в 54 года. Это можно было бы объяснить спецификой работы респондентов — скорее всего, обладатели ученой степени продолжают штудировать различную литературу даже в зрелом возрасте. Или постоянная жизнь в университетской среде, с ее обилием общения с образованными людьми разных специализаций, постоянно подбрасывает новые слова. Однако с технической точки зрения такие выводы пока делать не стоит — получившиеся кривые достаточно шумные, и очень сложно определить точно, где же начинается насыщение. Возможно, дальнейший набор статистики позволит увидеть зависимость возраста насыщения от уровня образования (если она есть) более чётко.
  2. Разницы в словарном запасе между теми, кто поступил в университет, но не доучился, и теми, кто прошел этот путь до конца, практически нет (студентам: это не значит, что можно не ходить на лекции).

Теперь исключим влияние возраста, оставив в выборке только респондентов старше 30 лет. Это позволит сконцентрироваться на образовании.


Из графика мы видим следующее:

  1. Закончившие только школу респонденты знают в среднем на 2-3 тысячи слов больше, чем не закончившие ее в своё время.
  2. Словарный запас у получивших среднее или среднее специальное образование практически не отличается и составляет в среднем 75 тысяч слов.
  3. Учившиеся в университетах и институтах (и необязательно закончившие их) знают в среднем 81 тысячу слов.
  4. Кандидаты и доктора наук знают в среднем 86 тысяч слов. Таким образом, ученая степень прибавляет около 5 тысяч единиц словарного запаса по сравнению с высшим образованием.
  5. Образование, конечно, влияет на размер словарного запаса. Однако разброс внутри каждой группы с одинаковым образованием значительно больше, чем разница между средними значениями групп. Иными словами, не закончивший школу человек вполне может знать больше слов, чем кандидат наук. Вот конкретные цифры — 20% респондентов с незаконченным средним образованием, показавшие лучший результат для своей группы, имеют словарный запас, превышающий словарный запас половины респондентов с ученой степенью. Скорее всего, они больше читают на разные темы, интересуются и разбираются в большем количестве областей.

Получившиеся в результате исследования величины словарного запаса — десятки тысяч слов — кажутся довольно большими. Этому есть две причины. Во-первых, измерялся пассивный словарный запас (слова, которые человек узнаёт в тексте или на слух), а не активный словарный запас (слова, которые человек использует в речи или на письме). Эти запасы отличаются в разы — пассивный всегда значительно больше. Подсчитанные словарные запасы писателей, например, являются именно активными. Во-вторых, в тесте все производные слова учитывались отдельно (например, «работа» и «работать», или «город» и «городской»).

Отдельно хочется заметить, что полученные результаты не дают представление о словарном запасе «среднестатистического» (если такой вообще существует) носителя русского языка. Например, уровень образования респондентов, прошедших тест, значительно выше общероссийского — 65% респондентов имеют высшее образование, тогда как в России таких только 23% (по данным всероссийской переписи населения 2010 года). Затем, очевидно, что респонденты, прошедшие интернет-тест, в основном являются активными пользователями интернета, и это также делает выборку специфичной (в основном для пожилых людей). В конце концов, далеко не всем интересно определить свой словарный запас, среди наших же респондентов таких — 100%. Логично предположить, что полученные по такой особенной выборке результаты словарного запаса должны быть несколько выше «среднестатистических».

Итак, полученные данные выявили сильную зависимость словарного запаса от возраста, и более слабую — от уровня образования. Очевидно, что есть и другие факторы, влияющие на словарный запас — чтение, общение, работа, хобби, образ жизни. Всё это — темы для следующих исследований.



Каждый день мы общаемся с другими людьми, произносим сотни слов, работаем с документами, просматриваем интернет-страницы, переписываемся с друзьями и родственниками, читаем журналы и газеты, смотрим фильмы и телепередачи. В процессе коммуникации, передачи и восприятия информации наше сознание обрабатывает множество слов. Сколько же именно слов необходимо знать человеку, чтобы полноценно общаться, познавать мир и окружающую действительность?

По разным оценкам ученых , в английском языке около одного миллиона слов, в русском – от двухсот до пятисот тысяч, чешский язык насчитывает около пятидесяти тысяч слов. Но это совсем не значит, что для того, чтобы овладеть языком, нужно учить такое огромное количество слов. Дело в том, что наш словарный запас делится на два вида – активный и пассивный. Активный словарный запас – это слова, которые человек знает и активно использует. Слова же, значение которых человек знает, но которые он использует редко, составляют пассивный словарный запас. Разумеется, пассивный запас в несколько раз больше активного. Исследователи творчества Уильяма Шекспира подсчитали, что в своих произведениях он использовал около двадцати тысяч слов, в литературном наследии Карела Чапека насчитывается почти тридцать тысяч слов. Однако это не значит, что в повседневной жизни великие писатели изъяснялись сложно и витиевато, используя весь свой лексический багаж.

По подсчетам лингвистов , словарный запас, которым европеец, в том числе и среднестатистический россиянин, обходится в повседневном общении, составляет около тысячи слов. Активный словарный запас составляет примерно две-три тысячи слов. Таким образом, для владения языком на начальном уровне достаточно нескольких сотен часто употребляемых слов. Вот приблизительная градация объема словарного запаса:

1. 400-800 слов – лексический багаж, необходимый для базового уровня знания языка;
2. до 1500 слов – запас, позволяющий объясняться и читать литературу на начальном уровне;
3. до 3000 слов – запас, с помощью которого можно уверенно общаться на бытовом уровне и бегло читать неспециализированную литературу;
4. 5000 слов в лексическом багаже обеспечат свободное чтение прессы и специализированной литературы;
5. 8000 слов достаточно для всестороннего общения, чтения литературы любой степени сложности, просмотра телевизионных передач и фильмов.

Следует учесть , что эти цифры являются лишь приблизительной оценкой количества слов, необходимых для общения на определенном уровне, и, как следствие, количества слов, которые необходимо знать желающим изучить иностранный язык. Отметим, что активный словарный запас динамичен, он изменяется в зависимости от того, в какой среде живет человек, чем он занимается, где трудится и т.д. Например, специфика работы человека определяет лексический багаж, используемый им в трудовой деятельности. Поэтому важно не только расширять активный словарный запас, но и следить за тем, чтобы слова не исчезали из употребления и не переходили из актива в пассив.

Существуют различные способы обогащения активного словарного запаса. Рассмотрим некоторые из них:

1. Самый распространенный, действенный и доступный метод – метод живого общения. При общении двух собеседников, как правило, происходит взаимное обогащение их словарных запасов.
2. Чтение вслух позволяет задействовать не только зрительную, но и слуховую память, облегчая и ускоряя процесс запоминания.
3. Пересказ прочитанного . При пересказе прочитанного мозг активно обрабатывает полученную информацию, при этом нужно стараться максимально задействовать те слова из текста, которые встретились впервые или вызвали затруднение.
4. Интересна и полезна работа со словарем синонимов . Многие слова имеют ряд синонимов, и небольшая игра, цель которой – при помощи словаря максимально заменить слова в тексте на синонимы, значительно расширит словарный запас.

Чем богаче словарный запас человека , тем более емко, красочно и точно он может выражать свои чувства и мысли, тем ярче его картина мира. Нужно стремиться пополнять словарный запас не только изучаемого, но и своего родного языка. Тем более актуальным это представляется для носителей русского языка, о котором так замечательно высказался французский писатель Проспер Мериме: «Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы».