Нормы и правила поведения в обществе. Обществознание

«Ничто не обходится нам дешево и не ценится так дорого, как вежливость»
Сервантес

КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ОБЩЕСТВЕ?

Общеизвестным является тот факт, что человек не способен длительное время находиться в одиночестве. Поэтому для того чтобы раз и навсегда забыть о том, что кроется под словом «одиночество», люди просто обязаны научиться правильному общению друг с другом.

Не каждому человеку повезло в детстве получить хорошее воспитание и усвоить правила поведения, которые прививаются в семье и продолжают дополняться и совершенствоваться в детском саду, в школе, да и на протяжении всей жизни. Правила поведения принятые в обществе помогут вам непринужденно общаться с людьми и быть приятным собеседником.

У мужчины и женщины разные жизненные функции и, следовательно, разные правила поведения в обществе. Общепризнанным является то мнение, что мужчина должен быть добытчиком и защитником, то есть находчивым и смелым. Женщины физически более слабые, они хранительницы домашнего очага, нуждаются в защите. Исходя из этого и правила поведения мужчин и женщин соответствующие.

Однако, есть правила равно справедливые как для мужчин, так и для женщин, вот их мы и рассмотрим сегодня. Так каким должен быть вежливый человек?

ЭТИКЕТ — ЧТО ЭТО?

Для того, чтобы научиться быть вежливым человеком, потребуется немало усилий, упорство и много работы над собой, и первое что нужно сделать – дать объективную оценку своего поведения на данный момент. Очень помогает в такой ситуации взгляд со стороны. Это поможет понять и проанализировать все ошибки, имеющиеся вредные привычки, совершенные неправильные поступки и свое поведение вообще. После чего можно смело браться за «работу над ошибками».

Этикет — это общечеловеческие нормы морали, совокупность правил поведения в обществе: обращения, приветствия, манеры, одежда. Манеры — формы поведения человека. Сущность этикета заключается в уважении к другим людям.

Когда-то давно правила хорошего тона в общении или правила этикета, являлись одним из предметов образовательной программы в школе. Детей этой науке учили и строго контролировали, насколько хорошо она была ими усвоена, ответственным за воспитание детей были гувернеры. В настоящее время нет ни гувернеров, ни соответствующих предметов в школьной программе, а потребность в обучении элементарной вежливости все так же высока.

Попробуем разобраться, что относится к правилам хорошего тона и будем неукоснительно им следовать.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ — ЛЮБЕЗНОСТЬ

Одним из основных правил хорошего тона в обычной, повседневной жизни является любезность в отношениях, умение здороваться с людьми без излишних демонстраций, способность поздравить с праздником, выразить сочувствие или пожелать доброго здоровья, а также умение поблагодарить за оказанную Вам услугу.

Кроме этого, понятие любезность предполагает, что входящий пропускает выходящего, а тот в свою очередь при необходимости придерживает дверь, мужчина, идущий рядом с девушкой, всегда пропускает ее вперед, за исключением схождения по трапу, выхода из лифта и общественного транспорта.

Несмотря на то, что некоторые чопорные манеры давно себя изжили, например, закрывание дверцы автомобиля за девушкой, прежде чем сесть за руль, помощь дамам при выходе из автомобиля все же не помешает.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ — ФОРМА ОБРАЩЕНИЯ

Правильное обращение к другому человеку, знакомому или не очень, является важной частью правил поведения. Так, правила поведения, принятые в обществе гласят что на «ты» можно обращаться только к детям младше 18 лет, близким друзьям и родственникам. Ко всем остальным незнакомым людям, даже если они младше вас или являются вашими ровесниками, следует обращаться только на «вы».

Кроме этого, переходить на «вы» принято при появлении посторонних людей и называть по имени-отчеству родственника или друга, в том числе, когда неуместно демонстрировать в обществе фамильярные или родственные отношения. Переход с «вы» на «ты» должен быть уместным и тактичным, его инициатором, как правило, бывает женщина, человек старший по возрасту или положению.

Если в разговоре упоминаются отсутствующие люди, о них нельзя говорить в третьем лице – «они» или «она», даже если это близкие родственники необходимо называть их по имени или по имени и отчеству.

Существует три вида обращения, которые используются в разных ситуациях:

  • официальное – гражданин, господин, мадам, а также используются титулы и звания представляемых людей;
  • неофициальное – по имени, на «ты», брат, дорогой друг, подруга;
  • безличное – используется в тех случаях, когда нужно обратиться к незнакомому человеку. В этих случаях пользуются фразами «извините», «позвольте», «прошу прощения» «подскажите» и так далее.

Недопустимым является обращение к человеку по половому признаку, роду занятий или возрасту: женщина, мужчина, сантехник, продавец, ребенок и прочее.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ — СОБЛЮДАЕМ ДИСТАНЦИЮ

Правила поведения человека в обществе предполагают соблюдение правильного расстояния между собеседниками. Существуют следующие общепринятые дистанции в общении:

  • публичная дистанция – при общении с большими группами людей, составляет более 3,5 метров;
  • социальная дистанция – при общении между незнакомыми людьми, между людьми с различными социальными статусами, на приемах, банкетах и пр. от 3,6 до 1,2 метра;
  • персональная или личная дистанция – для повседневного общения между знакомыми людьми, составляет от 1,2 до 0,5 метра;
  • интимная или сенсорная дистанция – для общения очень близких людей, вход в эту зону разрешен только избранным, она составляет менее 0,5 метра.

При этом важно, чтобы у каждого из собеседников всегда была возможность свободного выхода из разговора, удерживать человека за руку или лацкан пиджака, а также загораживать проход во время беседы считается недопустимым.

Кроме этого, важно выбирать подходящие темы для беседы, они должны быть интересны и приятны обоим собеседникам и не должны затрагивать личные дела. Недопустимым считается перебивание собеседника, исправление его речи и высказывание замечаний. Также неприлично долго наблюдать и пристально разглядывать собеседника, особенно если он ест.

Предлагаю Вашему вниманию видео о правилах поведения человека в обществе:

БУДЬТЕ КОММУНИКАБЕЛЬНЫ!

Они устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие по­ступки.

2. Социальные нормы являются правилами поведения общего характера

Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.

Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, кото­рые предусмотрены правилом.

Словом, социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.

3.Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения

Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости - государственно-властным принуждением.

Таким образом, социальные нормы - это общие правила поведения, непрерывно дей­ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Виды социальных норм

Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют­ся на:

- нормы права - общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые госу­дарством;

- нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

- нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;

Осо­бая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы . Ритуалом называют правило поведения, в кото­ром самым главным является заранее строго заданная форма его ис­полнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.

Несколько позднее в риту­альных действиях стали выделять обряды . Обряды представляли со­бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим­волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре­деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

- нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

- политические нормы - это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства.

- экономические нормы - представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

- нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

-религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат . «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

2. По способу образования социальныенормы подразделяются на стихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): со­циально-технические и собственно социальные . Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.

Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать­ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.

Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: 1) единство, 2) различие, 3) взаимодействие, 4) противоречие.

1. Единство права и морали выражается в следующих чертах :

Разновидности социальных норм, т. е. у них одна и та же нормативная основа;

Преследуют одни и те же цели и задачи: социализация общества;

Имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения; требования права и морали к общественным отношениям совпадают. Однако право и мораль регулируют общественные отношения в различном объеме;

Определяют границы должных и возможных поступков субъектов общественных отношений;

Представляют собой надстроечные явления, что делает их социально однотипными в данном обществе;

И право, и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. Вообще, право - это возведенная в закон мораль.

2. Различие права и морали состоит в следующих характеристиках :

Различные способы установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются, отменяются, изменяются либо дополняются только государством, т. к. право выражает государственную волю общества. Нормы морали в свою очередь возникают и развиваются спонтанно, в процессе практической деятельности людей. При этом мораль носит неофициальный (негосударственный) характер;

У права и морали различные методы их обеспечения. За правовыми нормами стоит аппарат государственного принуждения, потенциального и возможного. При этом юридические нормы, закрепленные в законах, носят общеобязательный характер. Мораль же опирается на силу общественного мнения. Нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства карательных государственных органов;

Различные формы внешнего выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в юридических актах государства, они группируются, систематизируются. Нравственные нормы в свою очередь не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей;

Различные характер и способ их воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций моральных ценностей;

Различные характер и порядок ответственности за нарушение соответственно правовых и моральных норм. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер. К нарушителю же моральных норм применяются меры ответственности в форме общественного воздействия.

    Понятие и виды правовых отношений.

ПО – общ-ые отношения, урегулированные нормами права*, участники кот. имеют субъективные права и юр. обязанности. ПО позволяют «перевести» абстрактные юр. нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для данных субъектов.

* это исходящее от гос-ва и им охраняемое общеобязательное формально определённое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющ е еся государственным регулятором общ-ых отношений

ПО имеет сложную по составу структуру:

1) субъект ПО - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

2) объект ПО – 2 точки зрения: 1) это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи (сами блага); 2) то, на что данное ПО направлено – поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

3) юр содержание ПО – субъективное право и юр. обязанность. (+ есть мнение, что содержание ПО – это фактическое поведение, направленное на реализацию суб. прав и обязанностей).

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. Лица реагировать на обращенные к нему проамвомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) -

    Состав и содержание правоотношений.

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. лица реагировать на обращенные к нему правомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) – это гарантированный законом вид и мера возможного поведения управомоченного лица, устано. юридической нормой, которое состоит из 3х правомочий (- право на собственные действия (бездействия) / - право требовать совершения действия (бездействия) от др. лица / - право на защиту – возможность прибегнуть к гос. принуждению) и вытекает из объективного права.

Материальное содержание (фактическое) (опред. действия, в кот реализуются права и обяз-ти сторон).

+ ??Волевое содержание (гос. воля, воплощенная в прав норме и в возникающая на основе правоотн-ии, а также волевые акты его уч-ков).

    Понятие и виды субъектов правовых отношений.

Субъекты - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений; индивидуальные и коллективные.

1)К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы.

Лица без гражданства и иностранцы могут вступать на территории России в те же правоотношения, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в гос. аппарате, служить в ВС и т. п.

2)К коллективным субъектам относятся: 1)государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими гос-вами, в конституционно-правовые - субъектами федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной гос. собственности и т. п.); 2) гос-енные организации; 3) негос-венные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т. д.).

Коллективные субъекты обладают в частно-правовых отношениях качествами ЮЛ. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде"

    Понятие правосубъектности.

Субъект права – это участник ПО, обладающий соотв. субъективными правами и юр. обязанностями.

Правосубъектность юр. закрепленная возможность лица иметь права и обязанности, самостоятельно реализовать их в рамках конкретного ПО, а также отвечать за результаты своего поведения. Правосуб. = правоспособность + дееспособность.

Правсубъектность вкл в себя:

1)Правоспособность – это потенциальная способность лица выступать в качестве носителя субъективные права и обязанности.

У субъектов –индивидов: возникает с рождения и прекращается смертью; наступает сразу в полном объеме; ограничение не допускается.

У коллективных субъектов: начинается с момента их официального признания (регистрации).

-общая - это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового, вообще.

-отраслевая – юр. способность ФЛ или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли сроки её наступления м.б. неодинаковы (Марченко).

-специальная – способность быть участником ПО, возникающих в связи с занятием определенной должности (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохр. органов и т.д.).

2)Дееспособность – фактическая способность лица своими осознанными волевыми действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (+ в Ромашове: ..а также нести отв-ть).

Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами чел-ка и зависит от них.

*Виды индивидуальной дееспособности по объему:

1)полная с 18 лет (с 16 лет – брак, эмансипация в ГП) – может реальзовать основные права и обязанности.

2) неполная:

Частичная (с 14 – 18 лет) – самостоятельно может реализовать лишь часть своих потенциальных П. и О. Это обусловлено обстоятельствами объективного хар-ра.

Ограниченная – связана с принудительным ограничением ранее полностью дееспособного индивида (либо мера ответственности (Н: лишение водит. прав), либо мера профилактического или правовостановительного хар-ра (Н: ограничение в деесп-ти алкоголика)

*Виды индивидуальной дееспособности по хар-ру:

Общая (реализовать основные П. и О.)

Специальная (обусловлена специальным правовым статусом и зависит от многих факторов (род занятий, гражданство..)

Дееспособность коллективных субъектов возникает одновременно с правосп-ю в момент регистрации. Виды: общая, специальная.

*Ст. 27 ГК (эмансипация): Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

    Объект правоотношения: понятие и виды.

Объект ПО – это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи.

Люди всегда участвуют в ПО ради удовлетворения своих интересов . Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ (то, что даёт достаток, удовлетворяет потребности )

Выделяют 2 подхода к пониманию данной категории:

1) поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

2) согласно второму подходу объектами м.б.:

а) материальные блага, предметы материального мира – вещи;

б) результаты духовного, интеллек. творчества (худ. или документальные фильмы, научные и худ. книги и т.д.)

в) поведение людей – их определенные действия или бездействия, а также последствия, рез-ты того или иного поведения;

г) личные неимущ. и иные соц. блага, кот. служат удовлетворению потребностей участников ПО и по поводу кот-х у сторон возникают юр. обяз-сти и субъективные права. (честь, достоинство)

ЦБ и документы (деньги, акции дипломы, аттестаты).

    Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав.

ЮрФакт – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. ЮрФакт - это конкретные жизненные обстоятельства, с кот. закон связывает наступление различных юр. последствий.

На юр. факт указывает гипотеза нормы права.

Мы ежедневно находимся среди людей, совершаем какие-то действия в соответствии с той или иной ситуацией. Нам приходится общаться друг с другом, пользуясь общепринятыми нормами. В совокупности все это является нашим поведением. Попробуем разобраться глубже,

Поведение, как моральная категория

Поведение - это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

Понятие линии поведения

Понятие поведения включает в себя определение линии поведения, что подразумевает наличие определенной системности и последовательности в повторяющихся поступках индивида или особенностях действий группы лиц на протяжении длительного периода времени. Поведение - это, пожалуй, единственный показатель, который объективно характеризует моральные качества и движущие мотивы личности.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет - это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям.
    • Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
    • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

Психология как наука о поведении

Психология - наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, , так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные .

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные .

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

Характеристика поведения

Поведение индивидуума может характеризоваться различными категориями.

  • Врожденное поведение - как правило, это инстинкты.
  • Приобретенное поведение - это поступки, совершаемые человеком в соответствии с его воспитанием.
  • Преднамеренное поведение - действия, осуществляемые человеком сознательно.
  • Непреднамеренное поведение - это действия, совершаемые спонтанно.
  • Также поведение бывает осознанным и неосознанным.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма - это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой - специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения - это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются . Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, , что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение - это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества - это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, , нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

Золотое правило поведения

Кроме того, что все мы знаем общепринятые , существует золотое правило. Оно зародилось еще в древние времена, когда формировались первые существенные требования к человеческой нравственности. Суть его заключается в том, чтобы относиться к окружающим таким образом, каким бы вы хотели видеть это отношение к себе. Подобные идеи встречались в таких древних работах, как учения Конфуция, Библия, «Илиада» Гомера и так далее. Стоит отметить, что это одно из немногих убеждений, которое сохранилось до нашего времени практически в неизменной форме и не потеряло своей актуальности. Положительное нравственное значение золотого правила определяется тем, что оно практически ориентирует индивида на выработку важного элемента в механизме нравственного поведения - способности ставить себя на место других и эмоционально переживать их состояние. В современной морали золотое правило поведения является элементарной общечеловеческой предпосылкой взаимоотношений между людьми, выражая преемственную связь с нравственным опытом прошлого.

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых людей. Как сделать культуру этикета частью своей жизни и стать желанным членом любой компании?

Нормы и правила поведения в обществе распространяются на все формы взаимодействия человека с окружающим миром. Воспитанное поведение подразумевает, что человек корректно реагирует на любые события и не отвечает вспышками гнева на негатив.

Становление личности начинается ещё в детстве, поэтому большая часть ответственности за воспитание лежит на родителях. Именно взрослые должны привить ребёнку любовь к близким, уважение к окружающим и, естественно, правила хорошего тона. И делать это нужно не только словами, но и собственным примером.

Следующий этап развития личности – это самовоспитание. Упорное и целенаправленное движение по этому пути формирует характер, позволяет сознательно выработать в себе наиболее ценные человеческие качества и усвоить правила поведения, принятые в обществе. Здесь не должно быть отговорок, ведь сегодня для самовоспитания имеются все необходимые ресурсы – широкая сеть библиотек, театры, телевидение, Интернет. Главное - не впитывать в себя весь поток информации, а научиться отбирать самые ценные крупицы истины.

Для развития культуры поведения делайте упор на эстетическом самовоспитании. Оно развивает чувство прекрасного, учит правильно понимать и воспринимать красоту природы и искусства, получать удовольствие от общения в позитивном ключе. Но стоит оговориться: просто знать и применять правила поведения, принятые в нашем обществе, недостаточно. Ложь и притворство здесь неприемлемы – в сердце по-настоящему воспитанного человека есть место только естественной вежливости, чуткости и тактичности.

Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника - вы успеете высказать свою точку зрения позже.

Основные нормы и правила поведения в обществе

Доброта и внимание к окружающим – самые важные правила общественного поведения. А вот список хороших манер довольно обширен. Рассмотрим основные из них:

  1. Думайте не о себе, а о других. Окружающие люди ставят в приоритет чуткость, а не эгоизм.
  2. Проявляйте гостеприимство и дружелюбие. Если вы приглашаете гостей, относитесь к ним как к самым близким людям.
  3. Будьте вежливы в общении. Всегда говорите приветственные и прощальные слова, благодарите за подарки и оказанные услуги не только словом, но и делом. Письмо с благодарностью, хоть и кажется пережитком прошлого, будет уместно и приятно для получателя.
  4. Исключите хвастовство. Пусть окружающие судят о вас по поступкам.
  5. Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника - вы успеете высказать свою точку зрения позже.
  6. Не «тычьте» в людей пальцем и не смотрите пронзительным взглядом. Это смущает их, особенно, инвалидов.
  7. Не нарушайте чужое личное пространство - например, не стоит слишком близко подходить к малознакомым людям и пользоваться душным парфюмом. Никогда не курите в обществе, не спросив разрешения собеседников, тем более в присутствии некурящих - никому не нравится.
  8. Избегайте критики и жалоб. Человек с хорошими манерами старается не обижать людей негативными высказываниями и не сетует на судьбу.
  9. Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Гнев не только приводит к ненужным конфликтам с окружающими, но и вносит диссонанс в собственный внутренний мир. Контролируйте свою речь, чтобы не повысить голос, даже если вы начали нервничать.
  10. Будьте пунктуальны. Опоздания показывают, что вы не умеете планировать свой день и не цените время других людей.
  11. Держите слово. Невыполненное обещание может привести к настоящей трагедии в жизни обнадёженного вами человека.
  12. Вовремя возвращайте долги. Несоблюдение этого правила часто становится причиной не только прекращения дружбы и хороших взаимоотношений, но и серьёзной вражды.

В бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

Правильное поведение в обществе деловых людей

В бизнес-среде, так же как и в светской жизни, существует определённый этикет. Он во многом повторяет основные правила поведения людей в обществе, но имеет и собственные нюансы. Владея нормами делового этикета, вы получите признание в мире успешных людей, сможете быстро построить карьеру или продвинуть собственную компанию на лидирующие позиции рынка. Конечно, в бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

  • Пунктуальность. Один из основополагающих постулатов делового мира гласит «время – деньги». Вы можете великолепно вести переговоры, харизматично представлять презентации, профессионально управлять персоналом, но… «воровство» чужого времени путём вечных опозданий сводит на нет весь эффект от положительных качеств. Непунктуальный человек не вызывает доверия и уважения и вряд ли найдёт постоянных партнёров среди успешных крупных компаний. Правильное поведение в обществе деловых людей требует чёткого планирования рабочего дня и полного контроля над ходом событий.
  • Дресс-код. Внешний вид – визитная карточка человека, которая рассказывает о его характере и внутреннем мире больше, чем любые слова. Провокационный облик выказывает протест против законов и устоев общества, а это не принимается в деловом мире. А вот строгий деловой костюм, аккуратная причёска и гармонично подобранные аксессуары свидетельствуют о том, что человек готов подчиняться всеобщим правилам и работать в единой команде.
  • Грамотная речь. Бормотание под нос или жаргонные словечки сведут на нет даже самый правильный внешний вид. Если у вас нет врождённого дара внятно излагать мысли, работайте в этом направлении. Речь по существу, без лишних лирических отступлений поможет найти общий язык с коллегами и клиентами и станет хорошим подспорьем для движения по карьерной лестнице.
  • Соблюдение коммерческой тайны. В жизни не любят болтунов и сплетников, а в деловом мире – нелояльных сотрудников. Разглашение секретов компании может стать не только причиной увольнения, но и вызовет сложности с последующим трудоустройством – шпион сразу попадает в негласный «чёрный список» неблагонадёжных работников.

  • Уважение. Профессионал обязательно проявляет вежливость к своим партнёрам, клиентам и коллегам. Способность выслушать чужие доводы без споров и критики и обсудить разногласия в конструктивном и позитивном ключе – неоценимое качество делового человека.
  • Взаимопомощь. Нужно помогать коллегам и словом, и делом, особенно тем, которые недавно работают вместе с вами. В большинстве случаев добро возвращается нам сторицей.
  • Ответственность. Все знают, что на работе нужно работать. Тем не менее, многие сотрудники тратят рабочее время на болтовню и личные дела. Это прямая безответственность по отношению к общему делу. Полбеды, если это отразится только на самих бездельниках. А ведь срыв важного проекта может оставить компанию без прибыли, а сотрудников – без зарплаты.
  • Телефонный этикет. Деловые переговоры по телефону требуют особого подхода, ведь на расстоянии с собеседником нельзя наладить визуальный и эмоциональный контакт. Чтобы оставить о себе позитивное мнение, не перебивайте собеседника, говорите чётко и ясно, задавайте вопросы только по делу. Если говорить о телефонном этикете внутри компании, то старайтесь избегать личных звонков в рабочее время – они отвлекают внимание других сотрудников и позиционируют вас как несерьёзного болтливого человека.

Перечислить все правила и нормы поведения человека в обществе и на работе, пожалуй, невозможно. Чтобы прослыть воспитанным человеком, не забывайте основы культуры этикета и проявляйте к людям такое отношение, какого желаете самому себе.

Социальные нормы

Для регулирования поведе­ния людей в обществе существу­ют определённые правила, или нормы. Они служат образцами поведения, помогая охранять порядок и позволяя предвидеть реакцию на твои действия. Следование им общество признаёт правомерным и считает нормой.

Социальные нормы могут быть предписывающи­ми либо запрещающими (какие поступки допусти­мы, а какие нет); формальными и неформальными (зафиксированные на бумаге или те, что соблюдают­ся традиционно); могут также делиться по строгости мер, применяемых к нарушителю; по количеству лю­дей, на которое рассчитаны, и т. п.

У каждого человека есть свои привычки — опре­делённая последовательность действий при тех или иных обстоятельствах. Привычка со временем может перерасти в норму поведения. К сожалению, далеко не все привычки безобидны. Большую проблему для общества составляют такие вредные привычки, как алкоголизм, наркомания. Следование им заметно со­кращает трудоспособность людей, продолжительность их жизни.

Привычки, которые носят коллективный харак­тер и действуют в больших группах людей, называют обычаями. Они передаются по наследству, от одного поколения другому. Переплетение обычаев с особыми действиями, совершаемыми специальными лицами в определённом порядке, называются ритуалами. Распространение разнообразных ритуалов было ха­рактерно для средневековья (коронация, проведение рыцарского турнира и др.). Совокупность действий, установленных обычаями или ритуалом, называют об­рядами, или церемониями. В современном мире тоже есть свои ритуалы, церемонии. К примеру, ритуал по­священия в студенты, который существует во многих высших учебных заведениях страны или церемония инаугурации (вступления в должность) президента.

Находясь в обществе, большинство из нас соблю­дают неписаные правила этикета. Этикет - нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Внешние формы пове­дения человека, получающие положительную или от­рицательную оценку окружающих, называются мане­рами. Они могут быть эффективными только в сочета­нии с внутренней культурой, воспитанием человека.

Определённый порядок поведения людей, отвечаю­щий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации, называют дисциплиной (от лат. disciplina - выдержанность, строгость). Наличие дисциплины помогает придать поведению людей упорядоченный, прогнозируемый характер, создаёт необходимые условия для нормаль­ного существования общества и человека.

Помимо общеобязательной дисциплины, которую должны соблюдать все государственные органы и граждане (выполнение законов государства), существует и специальная дисциплина — обязательная только для членов определённой организации. В этом смысле говорят о школьной дисциплине, трудовой дисципли­не, воинской дисциплине и т. п.

Существует также такое понятие, как самодисци­плина — контроль собственного поведения, воспи­тание в себе силы воли. Она возникает в результате ясного представления о том, что, как и почему нужно делать. Человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувст­во вины.