Пересказ 3 главы кавказский пленник. Л.Н

Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери и он решил съездить в отпуск домой. Но по дороге его и еще одного русского офицера Костылина схватили татары (по вине Костылина, так как Костылин должен был прикрывать Жилина, но увидев татар начал убегать от них. Костылин предал Жилина). Татарин, который взял в плен русских офицеров продал их другому татарину. Их держали в кандалах в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать письмо домой с требованием выкупа. Костылин написал, а Жилин специально написал другой адрес, так как знал, что выкупить его некому (старушка мама и так бедно жила). Жили они так целый месяц. К Жилину привязалась хозяйская дочка девочка Дина, она носила ему тайком лепешки и молоко, а он делала для нее кукулок. Жилин стал думать как им с Костылиным сбежать из плена, начал копать подкоп в сарае.

И однажды ночью они сбежали. Убежали в лес, но Костылин стал отставать и ныть, так как ему сапогами ноги натерло. И так из-за Костылина они далеко не нашли, их заметил один татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников и их быстро догнали с собаками. Пленникам надели кандалы и больше не снимали даже ночью, а также посадили их в другое место в яму аршин пяти. Но Жилин все равно не отчаялся. Все думал, как ему убежать. И спасла его Дина, она ночью принеслу длинную палку и спустила ее в яму, по ней и вылез Жилин наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Жилин отошел подальше от деревни и хотел снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепешек, а потом стала плакать, прощаясь с Жилиным: она к нему очень привязалась, так как он был очень добр с ней. И Жилин стал уходить все дальше и дальше, хоть колодка и очень мешала, когда силы закончились он полз, так он дополз до поля, за которым были уже свои русские. Но Жилин боялся, что его заметят татары, когда будет пересекать поле. Только подумал глядь: налево, на бугре, стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал руками, закричал что было духу своим: Братцы! Выручай! Братцы! Услыхали Жилина казаки (человек 15) и бросились наперерез татарам. Испугались татары не доезжаючи стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин, как с ним все было, и говорит: Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.

Главная мысль

Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.

    Чему учит рассказ?

    Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

    Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

    Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Кавказский пленник»

(Рассказ)

Пересказ

На Кавказе служит офицером барин по имени Жилин. Ему приходит письмо от матери, в котором она пишет, что хочет повидаться с сыном перед смертью и, кроме того, нашла ему хорошую невесту. Тот решает ехать к матери.

В ту пору на Кавказе была война, поэтому русские ездили только с провожатыми солдатами. Дело было летом. Жилин вместе с обозом ехали очень медленно, поэтому он решил, что поедет один. К нему пристал Костылин, грузный и толстый человек, и они поехали вместе. У Костылина было заряженное ружье, поэтому Жилин и решился ехать с ним вместе. В это время на них нападают татары. У Жилина ружья нет, он кричит Костылину, чтобы тот стрелял. Но, увидев татар, Костылин стал убегать. Жилина захватили в плен. Привезли его в аул, надели на него колодки и посадили в сарай.

Почти всю ночь Жилин не спит. Когда наступает рассвет, он в щелку начинает рассматривать то место, куда попал. Ему страшно хочется пить.

К нему заходят два татарина, один злой, ругается на своем языке, а второй начал что-то лопотать по-своему Жилину. Жилин показывает, что хочет пить. Татарин позвал свою дочь Дину. Она принесла попить Жилину, а сама села и смотрит, как тот пьет, словно на зверя дикого. Жилин отдает ей кувшин, а она как подпрыгнет, словно дикая коза. Ушли татары, заперев Жилина опять одного.

Через некоторое время приходит к Жилину ногаец и говорит, что идти надо. Привели Жилина в дом к одному из татар. Там их много сидело.

Один татарин и говорит Жилину по-русски, чтобы тот домой письмо писал, выкуп просил в три тысячи монет, а придет выкуп, его, Жилина, и отпустят. Но Жилин говорит, что нет у него столько денег, только пятьсот рублей может заплатить.

Татары стали ругаться между собой. Переводчик говорит Жилину, что только три тысячи, не меньше, должен быть выкуп, а Жилин стоит на своем: пятьсот рублей и все тут. А если убьете, так вообще ничего не получите.

Опять стали ругаться татары, а один подходит к Жилину и говорит ему: «Урус, джигит». Джигит по-татарски значит молодец.

Тут приводят в дом Костылина, его тоже татары в плен взяли: лошадь под ним стала и ружье осеклось, вот и взяли его.

Татары и говорят Жилину, что вот его товарищ давно написал домой письмо с просьбой выкуп прислать в размере пяти тысяч. А потому Костылина и кормить будут, и обижать не станут. Но Жилин стоит на своем, хоть убивайте.

Татарин, который был хозяином Жилина, разозлился, дал ему бумагу, сказал, чтобы тот писал - он согласен на пятьсот рублей. Жилин, прежде чем писать, требует, чтобы накормили их хорошо, дали одежду, посадили вместе и колодки сняли. Татары на все согласились, кроме колодок. Жилин написал письмо, а адрес указал неверный, чтобы не дошло.

Увели Жилина и Костылина в сарай, дали потрепанную одежду, воды и хлеба, а на ночь сняли колодки и заперли.

Так прожили Жилин с Костылиным месяц. Кормят их плохо. Костылин все денег из дома ждет, а Жилин думает, как ему самому выбраться, ходит по деревне, высматривает, кукол из глины лепит. Вот такую куклу и увидела однажды Дина, схватила ее и убежала с ней. На следующее утро надела на нее красные лоскутки и качает, как ребенка.

Да только старая татарка разбила эту куклу, а Дину услала работать куда-то.

Сделал тогда Жилин еще одну куклу, отдал ее Дине, а та принесла за это молока. И так Дина стала носить ему то молоко, то лепешки сырные, то кусок мяса однажды принесла. Затем починил Жилин какому-то татарину часы, и пошла про него слава мастера. Татары полюбили Жилина, хотя некоторые еще косились, особенно красный татарин и один старик. Тот старик был лучший джигит когда-то, у него было восемь сыновей, семерых из которых убили русские, за это он теперь русских ненавидит.

Так прожил Жилин еще месяц. Ходит днем по деревне, а вечером в сарае копает. Только вот не знает, в какую сторону надо уходить. Раз решил пойти на гору посмотреть, где русские, а за ним малый шпионит. Еле уговорил его Жилин пойти на гору, говорит, что траву надо собрать, чтобы народ лечить. Согласился малый. Посмотрел Жилин, куда бежать надо, увидел свою сторонушку. Решает Жилин в ту же ночь бежать. Но на его беду в этот день вернулись татары рано, злые, привезли с собой убитого татарина. Похоронили татары мертвого, три дня поминали. Только потом собрались и уехали куда-то. Жилин думает, что сегодня бежать надо. Предлагает Костылину, а тот боится, отказывается. Наконец Жилин уговорил Костылина.

Только все стихло в ауле, Жилин и Костылин вылезли из сарая. Собака Уляшин начала лаять, но Жилин уже давно ее приручил, покормил ее, погладил, она и затихла. Побежал Жилин быстро, и Костылин идет за ним еле-еле, только охает. Забрали они немного правее, чем надо, чуть в аул чужой не попали. Зашли потом в лес, напали на дорожку, идут. Дошли до полянки. Сел Костылин на полянку и говорит, что не может больше идти. Жилин стал его уговаривать идти дальше, а тот ни в какую. Жилин говорит, что тогда пойдет один. Костылин испугался, вскочил и пошел дальше.

Вдруг мимо татарин едет, переждали они. Жилин встает дальше идти, а Костылин не может: ноги ободраны. Жилин поднимает его силой, а тот кричит, так ведь и татарин может услышать. Взвалил на себя Жилин Костылина, понес. А татарин тот услышал, как Костылин кричал, и поехал за подмогой. Далеко не мог унести Жилин Костылина, поймали их.

Привезли в аул, камнями, плетками бьют их. Собрались татары в кружок, обсуждают, что с пленными делать. Старик предлагает убить, но хозяин Жилина говорит, что деньги за него выручит. Наконец пришли к выводу, что если через неделю не пришлют за пленников деньги, их убьют. Заставила татары опять писать письма Жилина и Костылина, а потом посадил в глубокую яму за мечетью.

Теперь их не выпускают на свет и ни снимают колодки, только воду дают. Костылин выл, как собака, распух весь. И Жилин приуныл: не выбраться отсюда.

Однажды на него сверху упала лепешка, потом черешни. А это Дина принесла еды. Жилин думает, что, может быть, Дина поможет бежать. Наделал ей кукол, собак, лошадей из глины.

На следующий день Дина пришла и говорит, что хотят убить Жилина, а ей его жалко. А Жилин ей говорит, что коли жалко, так шест длинный принеси. Дина покачала головой и ушла. Жилин огорчился, думает, что не сделает девочка этого, а тут ночью Дина приносит шест.

Жилин позвал Костылина вылезать, но тот говорит, что теперь его судьба здесь, никуда он не пойдет. Попрощался Жилин с Костылиным, пополз наверх.

Побежал Жилин под гору, колодки снимать. А замок крепкий, не снимается. Дина ему старается помочь, но мала еще, сил мало. Тут месяц стал вставать. Попрощался Жилин с Диной, она расплакалась, дала ему лепешек и убежала. Пошел Жилин так, в колодках.

Жилин идет быстро, месяц все уже осветил вокруг. Всю ночь он шел. Дошел до конца леса, видит ружья, казаки. А с другого конца татары. Увидели Жилина, пустились к нему.

У него сердце так и замерло. Закричал он что есть мочи. Услышали казаки, пустились наперерез татарам. Те испугались, остановились. Так и добежал Жилин до казаков. Узнали его, повели в крепость. Рассказал Жилин все, что с ним было.

И остался Жилин после этого случая служить на Кавказе. А Костылина только через месяц за пять тысяч выкупили. Привезли еле живого.

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Муму» (Рассказ) Пересказ В Москве жила старая барыня, вдова, которую оставили все. Среди ее челяди выделялся один мужчина - богатырь, одаренный необычайной слой, но немой, служил он у барыни дворником. Звали этого богатыря Герасим. Привезли его к барыне из деревни.

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

«Толстый и тонкий» (Рассказ) Пересказ На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый - Миша, а другой тонкий - Порфирий. Порфирий был с женой, сыном и кучей сумок, узлов и котомок. Друзья обрадовались встрече. Порфирий начал представлять

Из книги Жизнь и труды Пушкина [Лучшая биография поэта] автора Анненков Павел Васильевич

«Анна на шее» (Рассказ) Пересказ Основные действующие лица:Анна.Модест Алексеич - муж Ани.Петр Леонтьич - отец Ани.Петя и Андрюша - младшие братья Ани.Артынов - владелец дачного поселка, богач.Свадьба Ани и Модеста Алексеича проходит скромно. Чиновнику пятидесяти двух

Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

«Макар Чудра» (Рассказ) Пересказ С моря дул прохладный осенний ветер. У моря перед костром сидел Макар Чудра, старый цыган, и его собеседник. Он сторожил свой табор, который раскинулся недалеко.Не обращая внимания на холодный ветер, он полулежал с распахнутым чекменем,

Из книги Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

«Антоновские яблоки» (Рассказ) Пересказ Глава IРанняя осень приносит много работ мещанам-садоводам. Те нанимают мужиков - главным образом для сбора яблок, запах которых наполняет усадьбы. В праздничные дни мещане ведут бойкую торговлю - продают свой урожай белоголовым

Из книги Сочинения Александра Пушкина. Статья шестая автора Белинский Виссарион Григорьевич

«Господин из Сан-Франциско» (Рассказ) Пересказ Некий американский миллионер, имени которого никто не запомнил и которого поэтому автор называет «господином из Сан-Франциско», совершает путешествие на роскошном, напоминающем золотой чертог пароходе «Атлантида» в

Из книги автора

«Цифры» (Рассказ) Пересказ Глава IНебольшое вступление, дающее краткое представление о содержании рассказа. Автор делится своими мыслями о детях и детстве, сетует на то, как трудно при воспитании детей быть рассудительным и «очень, очень умным дядей». Писатель как бы

Из книги автора

«Косцы» (Рассказ) Пересказ У кромки молодого березового леса автор с попутчиком застают за работой косцов. Они привлекают внимание писателя своим благообразным видом, своей опрятностью и трудолюбием. Эти люди были беззаботны и дружны, что показывало их упоение от своего

Из книги автора

«Матренин двор» (Рассказ) Пересказ Рассказ открывает своеобразное предисловие. Это небольшое сугубо автобиографическое повествование о том, как автор после смягчения режима в 1956 г. (после XX съезда) уехал из Казахстана обратно в Россию. В поисках работы учителем

Из книги автора

«Васюткино озеро» (Рассказ) Пересказ Это озеро не отыщешь ни на какой карте. Его нашел тринадцатилетний мальчишка и показал другим.Осенние дожди испортили воду, и поэтому бригаде рыбаков Григория Афанасьевича Щадрина пришлось уйти далеко в низовья Енисея. Потянулись

Из книги автора

«Уроки французкого» (Рассказ) Пересказ Главный герой этого рассказа - маленький мальчик, который жил с матерью в деревне, но из-за того, что там не было средней школы, мать отправила его учиться в райцентр. Мальчик трудно переживал разлуку с матерью, но понимал, что ему

Из книги автора

Поэма «Кавказский пленник» (1820-1821). Пушкин «почти сразу же испытывает потребность выйти за узко личные пределы, увидеть и показать в личном общее, присущее не ему одному, а целому поколению, хочет поставить перед читателями вместо своего лирического „я“ художественный

/ «Кавказский пленник»

Глава 1.

Дело было на Кавказе. Служил там барин по фамилии Жилин. В один из дней, мать прислала ему письмо, в котором просила приехать домой. Была она старенькой, чувствовала, что скоро умрет. Жилин выпросил у начальства отпуск и решил съездить к матери, поведать ее.

Тогда была война и по дорогам просто так не проедешь. Два раза в неделю отправлялся из лагеря конвой, который сопровождал обозы и людей. Собрался Жилин в дорогу и рано на заре отправился в путь вместе с конвоем. Дорога была дальняя. Нужно было пройти двадцать пять верст.

Шли медленно, тяжело: то обоз сломается, то лошадь остановиться. Палящее летнее солнце делало поездку еще более не выносимой. Во время очередной такой заминки, Жилин решает не ждать конвой, а отправиться вперед самостоятельно. За ним увязывается другой офицер Костылин.

Когда офицеры доехали до ущелья, Жилин решил подняться на гору и посмотреть, нет ли там татар. Поднявшись на гору, Жилин заметил татарский отряд из тридцати человек. Татары также заметили офицера. Началась погоня. Жилин кричал Костылину, чтобы тот готовил ружья, но последний, увидев погоню, развернул своего коня и поскакал в лагерь.

Татары подстрелили лошадь Жилина, избили и связали офицера. После этого погрузили его на лошадь и отвезли в аул. Там заковали русского офицера в деревянные колодки и бросили в сарай с навозом.

Глава 2.

Ночь пролетела быстро. Наутро пришли к Жилину в сарай два татарина. Смотрели на него и что-то по-своему говорили. Жилин жестами показал, что очень хочет пить. Один татарин окликнул девочку лет тринадцати. Звали ее Дина. Сказал, чтобы та принесла воды. Когда Жилин выпил, Дина принесла ему хлеба. После этого татары ушли.

Через время пришел к сараю ногаец и сказал Жилину идти за ним. Подошли они к дому, дом был добротный. На земляном полу, застеленными коврами, сидели татары и ели блины с коровьим маслом. Жилина посадили в стороне на земле. После трапезы татары вымыли руки и помолились.

Затем переводчик сказал Жилину, что теперь его хозяином является Абдул-Мурат. Он требует, чтобы выкуп. Жилин поинтересовался размером выкупа. Переводчик сказал – три тысячи монет. Жилин ответил, что таких денег у него нет. Дать он может только пятьсот рублей. Сначала татары не соглашались, но Жилин стоял на своем. Твердость характера офицера пришлась по душе Абдул-Мурату и он согласился на пятьсот рублей.

Через время в комнату привели еще одного пленного. Жилин признал в нем Костылина. Тот рассказал, как попал в плен. Татары сказали Жилину, что Костылин дает выкуп в размере пяти тысяч монет и что его кормить будут лучше. На это Жилин сказал, что все равно больше пятисот рублей не даст, и они могут его убить.

Затем Абдул-Мурат протянул Жилину лист бумаги, чернила. Жилин сказал еще, что у него есть требование: держать их вместе с Костылиным, кормить хорошо, дать чистую одежду и снять колодки. Переводчик ответил, что их накормят, дадут одежду, но колодки не сниму, чтобы не убежали.

Глава 3.

Так прожили пленники уже целый месяц. Костылин уже отправил домой еще одно письмо. Считал дни и ждал, когда же его письмо дойдет домой. В остальное время просто спал.

Жилин знал, что его письмо не дошло. Денег у его старенькой матери все равно не было. Каждый день он надеялся на то, что ему удастся сбежать. Кормили офицеров плохо.

Жилин был мастером на все руки. Сначала он лепил кукол из глины. Одну из них даже подарил Дине. За это девушка стала тайком носить ему молоко и еду.

Со временем молва о том, что Жилин мастер на все руки, разошлась по соседним аулам. Кому часы починит, кому оружие.

Не далеко от аула, под горой, жил старец. В один из дней Жилин решил сходить посмотреть, как живет этот старец. Возле его дома был небольшой сад, там росли черешни, во дворе стояли ульи. Так получилось, что старец заметил Жилина и испугался. После этого случая старик пришел к Абдул-Мурату и начал ругаться. Он просил смерти для офицеров.

Жилин спросил у Абдула, кто этот старик. Абдул ответил, что он очень уважаемый человек, что русских не любит за то, что они убили семь его сыновей, а восьмого переманили к себе. Старик сдался русским, отыскал своего сына и убил его за предательство. С того времени, сложил старец оружие и больше не воевал.

Глава 4.

Так прошел еще месяц. Жилин днем ходит по аулу, чинил разные вещи, а ночью, когда все успокаивались копал подкоп из своего сарая за стену. Вскоре подкоп был готов и Жилин начал задумываться над побегом. Правда сперва хотел осмотреться и понять, где расположился лагерь русских солдат.

Вскоре Абдул-Мурат уехал из аула и Жилин решил подняться на гору, посмотреть, что вокруг аула делается. Абдул приставил к Жилину мальчишку и приказал не спускать с него глаз. Пошел Жилин на гору, а мальчишка бежит за ним, говорит, чтобы ни куда не ходил. Жилин пообещал мальчонке сделать лук и стрелы, и они пошли вместе на гору.

Поднявшись на гору, Жилин увидел, что в одной стороне находятся другие аулы, а в другой равнина. Возможно, туда и нужно бежать, решил Жилин. Побег он запланировал на будущую ночь.

Вечером в аул вернулись татары. Они были не веселы, как обычно. Татары привезли своего убитого товарища. Затем были похороны. Три дня поминали покойного. На четвертый день татары собрались куда-то и уехали. Только Абдул остался в ауле. Жилин решил, что сейчас самый подходящий момент для побега.

Уговорив Костылина, офицеры решили бежать.

Глава 5.

Жилин раскопал еще ход, чтобы Костылин смог тоже пролезть. Выбрались из сарая. Неповоротливый Костылин зацепил камень. Шум услышал хозяйский пес по кличке Уляшин и залаял. За ним начали лаять другие собаки. Жилин уже давно подкармливал хозяйского пса, подозвал его к себе, погладил и собака замолкла.

Начали офицеры выбираться из аула. Жилин практически сразу снял дырявые сапоги и выбросил их. Костылин еще некоторое время шел и жаловался, что растер сапогами ноги. Выкинув их, подрал ноги еще больше. Шел Костылин медленно и грузно, постоянно охая.

Через некоторое время услышали офицеры лай собак. Жилин поднялся на гору, осмотрелся и понял, что пошли они не той дорогой. После этого сказал Костылину, что нужно идти в другую сторону. Костылин говорил, что идти уже не может, но Жилин все же заставил его.

В лесу они услышали стук копыт. Жилин пошел разведать, что там. На дороге стояло какое-то животное похожее на лошадь. Жилин тихонько свистнул, животное испугалось и побежало. Это был олень.

Костылин совершенно выбился из сил. Идти дальше он не мог. Жилин решил взять его на плечи. Так прошли они еще около версты. Жилин был уже не рад, что взял с собой Костылина, но бросить товарища не мог.

Возле лесного ручья решили офицеры сделать привал, но были замечены татарином, который гнал коров в свой аул. Схватили их татары и куда-то повезли. Через три версты встретил их Абдул-Мурат и привез в уже знакомый аул.

Мальчишки начали бить палками и забрасывать камнями офицеров. Старейшины аула начали думать, что делать с пленными. Был среди них и старик из-под горы. Он требовал непременно казнить русских офицеров. Абдул возразил и сказал, что ждет за них выкуп.

После этого Абдул-Мурат принес офицерам бумагу и приказал писать письма домой, сказав, что если через две недели выкупа не будет, то убьет всех. Затем связанных офицеров бросили в яму.

Глава 6.

Стало очень тяжело. Офицеров из ямы не выпускали, кормили хуже собак, воды давали мало. Костылин постоянно стонал или спал. Жилин думал, как сбежать. Думал снова сделать подкоп, но хозяин увидел и сказал, что убьет, если еще раз заметит. Тут вспомнил Жилин про Дину, думал, что она сможет помочь. Специально для девочки налепил кукол из глины.

В один из дней Дина принесла ему лепешек. Жилин попросил и нее длинную палку, но девочка отказалась ему помочь. Как-то, когда начало темнеть, Жилин услышал, что татары начали шумно разговаривать. Он понял, что русские солдаты близко и татары боятся, чтобы они не зашли в аул. Потом татары сели на лошадей и ускакали.

В сумерках Жилин заметил, что к ним в яму опускается длинная палка. Это была Дина. Костылин отказался идти. Жилин кое-как выбрался из ямы, попрощался с Диной и пошел в сторону леса. Идти было тяжело, мешала колодка. Снять ее Жилину так и не удалось.

На рассвете вышел Жилин на равнину. Вдали увидел лагерь. Это были русские солдаты. Жилин обрадовался, но также думал, что на равнине его легче заметить, что если встретит татар, то точно погибнет. Как назло, его заметили татары. Жилин, что есть сил, бросился бежать к лагерю русских солдат и громко кричать. Солдаты услышали его и кинулись на выручку. Увидев отряд русских, татары отступили.

Солдаты признали в Жилине своего товарища, обогрели, накормили. С того времени Жилин продолжил служить на Кавказе. Костылина удалось выкупить только через месяц.


Год издания рассказа: 1872
Рассказ Л Н Толстого «Кавказский пленник» хоть и написан более ста лет назад, но не утратил свою актуальность и в наше время. Тем более что «Кавказский пленник» читать следует согласно школьной программы. Рассказ экранизировался в 1975 году, а в 1996 году лег в основу фильма действия которого происходят в Чечне. Сам Лев Николаевич высоко отзывался о своем произведении и по праву называл его одним из лучших своих творений. Именно благодаря таким рассказам как «Кавказский пленник» Толстой по сей день занимает самые высокие места в .

Сюжет рассказа «Кавказский пленник» кратко

Если говорить о рассказе Толстого «Кавказский пленник» кратком содержании, то действие произведения происходит во время Кавказкой войны 1829 – 1864 года. Действие разворачивается вокруг офицера Жилина, который получает письмо от матери и решает навестить ее, а возможно и жениться. В дорогу он отправляется с ближайшим обозом, но обогнав его встречает еще одного офицера Костылина. Вместе они едут пока на встречу им не выезжает несколько татар. Костылин, который должен был прикрывать главного героя рассказа «Кавказский пленник», бросается бежать. Из-за этого оба они, как в , попадают в плен и их продают другому татарину – Абдул-Мурату.

Далее в рассказе Л Н Толстого «Кавказский пленник» читать можно о том, как новый «хозяин» пленников требует от них написать письмо домой. В нем они должны просить родных выкупить их. Но сумма, которую указал татарин не подъемна для матери Жилина. Поэтому дабы не заставлять страдать мать и влезать в долги главный герой пишет письмо с неправильным адресом.

Держат обоих пленников в сарае. На ночь им одевают колодки, а днем заставляют работать. Жилин находит общий язык с дочкой пленившего их татарина — Диной, и та за деревянные куклы начинает носить ему лепешки и молоко. Вскоре Жилин решается на побег и начинает рыть подкоп. Когда подкоп закончен оба пленника сбегают. Но Костылин не может быстро бежать, жалуясь на натертые сапогами ноги. Из-за этого их замечает один из местных, который рассказывает о бежавших пленниках Абдул-Мурату. Организуется погоня с собаками и вскоре обоих пленников ловят.

Если дальше рассказа «Кавказский пленник» читать краткое содержание, то вы узнаете, что теперь пленников садят в яму. Колодки с них не снимают не днем ни ночью и возможности для побега практически равны нулю. Но главному герою помогает Дина. Она опускает в яму палку по которой Жилин выбирается из ямы. Костылин же боится решится на новый побег. Дочка татарина долго плачет, расставаясь с главным героем, ведь она сильно привязалась к нему. Отойдя от деревни Жилин пытается сбить колодки, но у него нечего не выходит. Поэтому он бежит прямо в колодках.

Главному герою рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник» предстоит долгая дорога и, если б не лепешки, которые дала ему Дина, он вряд ли смог преодолеть весь путь. А так даже выбившись из сил он продолжает ползти. С рассветом он добирается до поля, за которым уже стоят русские части. Но это поле еще надо преодолеть, а его как назло замечают татары. Они бросаются к Жилину и тот из последних сил зовет на помощь. Его слышат с русских позиций, и на перерез татарам бросаются казаки. Татары не решаются приблизиться, и Жилин попадает к своим. Главный герой рассказа «Кавказский пленник» Толстого рассказывает им о своих злоключениях завершая рассказ словами: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Так и остался Жилин служить на Кавказе, а Костылина выкупили через несколько месяцев едва живого и с сильно подорванным здоровьем.

Рассказ «Кавказский пленник» на сайте Топ книг

Благодаря наличию в школьной программе рассказ «Кавказский пленник» читать очень популярно. Тем более, что в большинстве учебных заведений обязательным является сочинение «Кавказский пленник» Толстого. Благодаря этому произведение попало в наш рейтинг зимы 2016. Кроме того, благодаря всплеску интереса к рассказу, он представлен среди . Но и до этого рассказ периодически попадал в наши рейтинги. Поэтому и в дальнейшем мы наверняка не раз встретим его на страницах нашего сайта Топ книг.

Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .
Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете .