Индекс пенье рассчитать онлайн. Определение степени ожирения соматоскопия индекс эрисмана формула пинье эрисман
СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости.
Оценка физического развития детей
Физическое развитие детей - важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.
При оценке физического развития детей учитываются:
Длина и масса тела, окружность
грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность
головы;
- функциональные показатели: жизненная емкость
легких, коэффициент выносливости, мышечная сила
кистей рук и др.;
- степень развития подкожно-жирового слоя,
тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный
тонус, состояние осанки и опорно-двигательного
аппарата.
На физическом развитии детей особенно заметно отражается влияние внешней среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, недостаток воздуха, недосыпание, неудовлетворительное питание, особенности климата, неправильный режим дня, ограничения двигательной активности. В связи с этим уровень физического развития принято считать ярким показателем их здоровья, условий жизни и воспитания. На темпы физического развития оказывают влияние наследственные факторы, тип конституции, индивидуальные особенности центральной нервной системы, интенсивность обмена веществ и др.
Физическое развитие детей закономерно меняется в течение жизни. Показатели массы и длины тела нарастают неравномерно не только в разные возрастные периоды, но и в разные сезоны. Более интенсивное нарастание массы тела у детей наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей степени - весной и в начале лета. Это объясняется улучшением обмена веществ из-за увеличения времени пребывания детей на свежем воздухе, большей двигательной активностью, разнообразным питанием с включением достаточного количества свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины тела более выражены весной и в начале лета, когда усиленная ультрафиолетовая радиация повышает фосфорно-кальциевый обмен и способствует интенсивному росту костей.
Индивидуальная оценка физического развития проводится путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с региональными стандартами. Это позволяет выявлять отклонения в физическом развитии и принимать необходимые меры к их оздоровлению. Использование нормативов дает возможность провести групповую оценку физического развития коллектива детей в дошкольном учреждении и проследить динамику показателей, а также провести сравнительные исследования детей, посещающих и не посещающих дошкольные учреждения. Кроме того, метод групповой оценки позволяет определить степень эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий.
Вследствие наблюдаемой у детей акселерации стандарты физического развития периодически пересматриваются.
Оценка физического развития может производиться различными методами:
- методом сигмальных отклонений , когда индивидуальные показатели ребенка сопоставляют со средней арифметической каждого признака, представленной в специальных таблицах;
- регрессионным методом с помощью шкал регрессии, составленным по возрастно-половым группам;
- центильным методом , сущность которого заключается в том, что упорядоченный вариационный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов, попадания в которые имеют равные вероятности. Этот метод современной медицинской практикой считается наиболее точным;
- методом номограмм , когда физическое развитие оценивается по двум ведущим морфологическим показателям - длине и массе тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и массы тела, а также их соотношения обеспечивают совершенное функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. С равными соотношениями длины и массы тела связана разная скорость возрастного созревания ребенка. Номограммы чаще всего применяются в массовых скрининг-обследованиях детей.
Практикуется и метод определения биологического возраста детей.
Обследование детей должны проводить медицинские работники не менее двух раз в год. Результаты обследования обсуждаются на медико-педагогическом совете.
Практики, всерьез обеспокоенные здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами физического развития, в которых показатели соотносятся с ростом детей. Люди не все одинаковы: есть большие, средние, маленькие. Существуют формулы, с помощью которых определяется будущий рост человека, даже если он еще находится в утробе матери. Зная будущий рост ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую сторону), можно с большой степенью точности отнести его к определенной группе детей: большим, средним, маленьким.
При обследовании ребенка, например, может оказаться, что показатели физического развития соответствуют среднему, а по данным своего будущего роста ребенок должен иметь показатели, соответствующие графе «большой». Возможно, имеется задержка физического развития. Но в любом случае подобное заключение может сделать только педиатр.
Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина его тела - 98,5 см, масса - 12,8 кг. Его рост во взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий. Значит, мы должны отнести его к типу «большой».
Заглянем в таблицу показателей физического развития (приводится фрагмент).
Примечание: Таблицы и расчетные формулы в качестве приложения к курсу будут даны в лекции № 8.
Каковы выводы? А выводы таковы, что физическое развитие ребенка задерживается. Ведь, по данным своего будущего роста, он относится к типу «большой», а показатели длины тела и массы соответствуют типу «маленький». Следовательно, необходимо выяснить причины такого отставания физического развития.
Стандартные усредненные показатели роста можно вычислить по следующим формулам:
Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.
Данные физического развития позволяют определить количество гармонично развивающихся детей, а также детей, у которых есть проблемы: например, избыточная масса тела, низкие ростовые показатели, непропорциональность развития, значительно превышающая допустимые пределы, и т.д.
Эти данные позволяют разработать для подобных детей специальные оздоровительные программы. Например, для детей с низкими ростовыми показателями в комплекс физических упражнений должны быть включены плавание, прыжки, висы, а в их меню следует включать много молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет избыточную массу тела и при этом хронической патологии у него не обнаружено, то есть смысл организовать ему специальное диетическое питание с введением постепенно наращивающихся физических нагрузок. Когда он несколько сбросит вес, то можно включать в комплекс и силовые упражнения, укрепляющие мышечную массу. Разумеется, все это должно проводиться в соответствии с рекомендациями и под контролем врача.
Пропорциональность физического развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).
ИП = Рост(см) - [Масса(кг) + Окр. гр. кл.(см)]
Полученные данные сверяются с показателями, приведенными в табл. 1.
Таблица 1
Стандартные показатели индекса Пинье у детей дошкольного возраста
Примечание: Чем меньше показатели индекса Пинье у детей по сравнению со стандартными, тем крепче их телосложение.
Используя показатели индекса Пинье, мы сможем сделать определенные педагогические выводы о качестве физкультурно-оздоровительной работы и смело утверждать, что наши дети окрепли или, напротив, качество физического воспитания оставляет желать лучшего.
О состоянии сердечно-сосудистой системы можно судить по функциональным пробам и показателям физической работоспособности.
При проведении функциональных проб у детей 4-7 лет нормальными показателями являются:
1. Учащение пульса после 20 приседаний в
течение 20 секунд на 25-40% от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5-6 единиц.
По этим показателям мы также можем судить о степени эффективности физического воспитания в отношении здоровья детей.
Например, в начале года пульс детей учащался при подобной нагрузке на 45%, что в принципе соответствует норме. Но прошло три месяца, а показатели функциональных проб все те же. Вывод: целенаправленной деятельности по физическому воспитанию в данном дошкольном учреждении или данной возрастной группе детей не ведется.
Положительное влияние физкультуры на развитие физической работоспособности может быть проверено с помощью степ-теста. Детям предлагаются две нагрузки возрастающей мощности:
1) подъем на ступеньку с частотой
восхождений 22 раза в минуту;
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30
раз в минуту.
Длительность каждой нагрузки - 2 минуты, отдых между ними - 3 минуты.
Объем работы, выполняемой ребенком, рассчитывают по формуле:
W = P х n х h,
Где Р - масса ребенка, n - число подъемов на ступеньку в минуту, h - высота ступеньки в метрах. Нормой считается увеличение пульса на 15-20% при первой нагрузке и на 45-60% при второй по отношению к исходному уровню. Снижение этих показателей говорит нам об оздоровительном эффекте физкультурно-оздоровительной работы и ее правильной организации.
Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является вычисление коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со стандартными показателями.
Коэффициент выносливости вычисляется по формуле:
КВ = П х 10/ПД,
Где П - пульс, ПД - пульсовое давление (пульсовое давление определяется разностью между максимальным и минимальным артериальным давлением).
По мере развития выносливости числовые значения КВ снижаются. В табл. 2 приведены его стандартные показатели.
Таблица 2
Показатели коэффициента выносливости у детей
Развитие дыхательной мускулатуры можно проследить с помощью пневмотонометра. Он представляет собой U-образную стеклянную трубку, до половины наполненную ртутью и снабженную шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с мундштуком. Для проведения измерений сначала делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут мундштук в рот и производят максимальное вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2 секунды. Сила вдоха по мере тренированности детей будет увеличиваться. Необходимо отметить, что детям очень нравится работать с различными приборами и они радуются, когда убеждаются, как повышаются возможности их организма.
Важным показателем, отражающим функциональные возможности системы дыхания, является жизненная емкость легких. Она измеряется с помощью прибора спирометра. Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в кубических сантиметрах. Полученные показатели сравниваются с должной (по возрасту и полу) ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.
Таблица 3
Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф. Синякову)
Зная жизненную емкость легких и массу тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ) ребенка. Он определяется по формуле:
ЖИ = ЖЕЛ/Р,
Где ЖЕЛ - жизненная емкость легких, в мл; Р - масса тела, в кг.
На эффективность физкультурно-оздоровительной работы будет указывать возрастание показателей жизненного индекса от 5 до 15 мл/кг.
Наличие исходных данных физического развития в каждом возрасте еще не является мониторингом физического развития. Снятие показателей дважды в год, как это принято в дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль результатов. Мониторинг предполагает прослеживание динамики физического развития и соотнесения его показателей с другими параметрами, например, физической подготовленностью или функциональным состоянием организма. Поэтому показатели физического развития следует снимать ежеквартально. Это позволяет видеть результаты педагогических воздействий на каждого ребенка и группу детей в целом и соответственно корректировать процесс физического развития детей.
Оценка физических качеств детей
Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.
Быстрота оценивается по скоростному бегу на дистанцию 100 м.
Сила кистей рук оценивается с помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса - по показателям метания вдаль набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила нижних конечностей - по прыжкам в длину с места.
Ловкость оценивается по разнице времени пробегания дистанции в 10 м прямым и челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и бежать назад).
Можно измерять ловкость по времени работы на полосе препятствий. Ребенку следует пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м, прокатить мяч между шестью предметами (кегли, кубы, другие предметы), расположенными друг от друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу высотой 40 см.
1Исследованы индексы телосложения и физическое развитие подростков и юношей у жителей высокогорного региона Алая (пос. Сары-Таш, с. Кызыл-Суу h=3325 и 3100 м над ур. моря) – как основная группа и у жителей г.Ош (h=1050 м над ур. моря) – как контрольная группа. Всего исследовано 1034 здоровых подростков и юношей, родители которых являются постоянными жителями данных регионов. Полученные данные свидетельствуют, что длина рук девочек I и II группы относительно к длине тела характеризуется брахиморфностью. У мальчиков и девочек, проживающих высокогорьной местности грудная клетка –долихоморфная. При оценке индекса Пинье у девушек г. Ош преобладают – астенический, среди юношей – нормостенические типы телосложения.
мезоморфия
брахиморфия
долихоморфия
соматотип
пропорция
Конституция
1.Абдылдаева А.А. Влияние средовых факторов риска на физическое развитие детей Кыргызстана: Автореф. дисс. … к.м.н.- Бишкек, 2009. -22 с.
2.Аделышина Г.А., Рудаскова, Е.С., Полеткина И.И. Особенности морфофункциональных изменений тела у спортсменов разных типов телосложения при физической нагрузке//- М.: Морфология.- 2012.-т 141 №3. -8-9 с.
3.Акинщикова Г.И. Телосложение и реактивность человека. – Л.: Изд-во Ленингр. унив-та, 1969.- 90 с.
4.Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организма человека. – Л.: Наука, 1977. – 160 с.
5.Антропометрические характеристики лиц юношеского возраста, проживающих в г. Львове //Масна З.З., Адамович Е.А., Кривко С.Ю., Сафонов А.С. - М.: Морфология.- 2008. -т № 2.-83с.
6.Аталыкова Г.Т., Мажитова З.Х. Оценка физического развития детей 11-14 лет, проживающих в уранодобывающем регионе Северного Казахстана. – Астана, 2009. – 26-30 с.
7.Башкиров П.Н. Строение тела и спорт. – М.: Изд-во МГУ, 1968.- 235 с.
8.Беков Д.Б. Индивидуальная анатомическая изменчивость органов, систем и формы тела человека. – Киев, 1988. – 65-69 с.
9.Берхамова Э.А. Физическое и половое развитие девочек Кабардино-Балкарии в зависимости от климатогеографической зоны проживания и степени тяжести йододефицита: Автореф. дисс. … к.м.н.- Волгоград, 2012. -25 с.
10.Бунак В.В. Антропометрия: – М., 1941. -380 с.
11.Жумабаева Н.Т. Роль эндокринной системы в физическом развитии детей препубертатного возраста, постоянно проживающих в условиях высокогорья: Автореф. дисс. … к.б.н.- Бишкек, 2012. -26 с.
12.Каракеева Г.Ж., Боконбаева С.Д. Влияние средовых факторов риска на состояние здоровья детей из многодетных семей экологически гетерогенных зон // Вестник КРСУ. – Бишкек, 2011. Т 11, №7.– 130-134 с.
13.Карташова О.В. Биологическое и психофизиологическое развитие подростков коренной национальности горного Алтая: Автореф. дисс. … к.б.н.- Новосибирск, 2006. -23 с.
14.Калмин О.В., Галкина Т.Н. Соматотипологическая характеристика юношей и девушек Пензенской области//- М.: Морфология.- 2006.-58-59 с.
15.Критическийанализиндексамассытела// Ю.Р. Шейх-Заде, С.Е. Байбаков, Н.С. Бахарева, Н.С. Чупрунова.- М.: Морфология.- 2014.-т №3 .-223с.
16.Многодетность как фактор риска развития железодефицитных анемий у детей //А.А Абдылдаева, С.Д. Боконбаева, Г.Ж. Каракеева, Н.Ж. Токтобаева. Вестник КРСУ, выпуск 8. – Бишкек. 2008, - 400-405 с.
17.Лыкова И.Н., Шестакова Г.А., Клименко Е.А. Оценка воздействия загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами функциональных систем организма подростков. – Калуга, Экология человека.2006. -10-14 с.
18.Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А. Антропология уч. пособие. – М.: 2011. --41-61 с.
19.Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма. – М., 1979. -144 с.
20.Никитюк Б.А., Чтецов В.П. Морфология человека. – М., 1983. -343 с.
21.Соматометрическая характеристика детей и подростков г.Ярославль//А.Г. Букина, И.П. Комарова, А.А. Митягова, Н.Н. Тятенкова. - М.: Морфология.- 2010.-т №4 .-41 с.
22.Оценка физического развития детей и подростков//Под.ред. Е.С. Богомолова, А.В. Леонов, Ю.Г. Кузмичев, Н.А., Матвеева. – Нижний Новгород, 2006, - 51-107 с.
23.Тятенкова Н.Н., Букина Л.Г. Физическое развитие девочек среднего школьного возраста, живущих в г. Ярославле //- М.: Морфология.- 2014.-т № 3.-199с.
24.Чтецов В.П. Опыт объективной диагностики соматических типов на основе изучения признаков у женщин // Вопр. Антропологии. – 1979. - №60.- 3-14 с.
25.Хомутов А.Е., Кульба С.Н. //Антропология. – Ростов-на-Дону, 2008. – 78-84 с.
26.Catell P., Metzner R. Associations among somatotype, temperament and self-actualization // Psychological Reports, 1993, 72:3. -p.1165-66.
27.Carter J.E.L., Heath B.H. Somatotyping development and applications. -Cambrige University Press, 1990.
28.Gunderson E.K. Adaptation of small groups to extreme environments //Aerospace Med.-1985.-Vol. 34, N 12.-p. 1111-1115.
Индивидуальная анатомическая изменчивость формы тела человека характеризуется пропорциями, формой телосложения и типом конституции.
Пропорции тела - индивидуальные цифровые выражения размеров частей тела. Они взаимосвязаны, неразрывны, соподчинены и свойственны каждой форме телосложения. Доступным способом оценки пропорций тела является метод индексов, позволяющих путем простых вычислений охарактеризовать соотношения отдельных частей тела.
Формы телосложения - генетически обусловленная внешняя характеристика тела человека, моделирующаяся социально-экологическими причинными факторами.
Типы конституции - понятие спорное. Соматопсихические, физиологические, биохимические, генетические и фенотипические определения являются частью односторонними. Они должны отражать морфо-функциональную характеристику организма в целом, сложившуюся на основе генетических и приобретенных свойств, обусловливающая реактивность, способность к определенному росту, размножению, обмену веществ и предрасположенность к заболеваниям . Понятие формы телосложения (соматотип, биотип, морфотип) и типы конституции не идентичны. Соматотипы являются частью конституции, ее морфологической характеристикой, внешним соматическим выражением. Вопрос о классификации соматотипов сложен и разноречив .
Индексы телосложения, их более 100 (арифметические, геометрические, весо-ростовые, грудно-ростовые и др.), используют для оценки формы тела, уровня физического развития детей, подростков и взрослых. Их применяют для характеристики групповых и возрастных соотношений отдельных величин тела в процессе роста. Являясь дополнительными критериями физического развития, они позволяют сравнивать исследуемые контингенты. Ряд индексов подвергались критике (конец XIX и начало XX в.), так как указывали на полное пропорциональное (а не гетероморфном) изменение сравниваемых признаков . При этом не учитывались интеркомпонентные связи между признаками входящими в их состав. Для более полного учета взаимосвязей между признаками необходимо использовать «плеяду» (до 43) индексов . Сравнительная характеристика пропорций тела диктует необходимость проведения корреляционных взаимосвязей частей тела . По сочетанию различных индексов выделяют 3 основных типа пропорций тела: долихоморфный, брахиморфный, мезоморфный. Значительное применение получили распределение признаков относительно возраста и пола. Для массы тела используется распределение относительно длины тела, как в пределах возрастно-половой, так и меж возрастной групп. Широкую известность получили ряд индексов Брока, Пинье, Рорера, Ливи, Кетле 1-2, Вервека, Пирке, Мануврие, Чулицкой, Эрисмана и др.
Согласно возрастной периодизации постнатального развития человека различают IIпериода. Подростковый (6 период) возраст (период полового созревания, пубертатный) у девочек продолжается с 12 до 15 лет, у мальчиков с 13 и до 16 лет. Юношеский период (7 период) длится с 16 до 20 и с 17 до 21 года соответственно. Датировку подросткового периода нельзя считать окончательной, поскольку по уровню полового созревания 13-летние мальчики соответствуют не 12, а 11-летним девочкам. В подростковом периоде наблюдается увеличение роста или «пубертатный скачок», всех размеров тела. Сравнительное изучение роста детей и подростков, проживающих в разных экологических условиях - антропогенной, техногенной, аграрной и горной зонах, выявило различия уровня физического развития организма .
В КР изучение физического развития касались в основном 7-12 летних детей. Соматотипирование подростков и юношей не проводилось. Однако, как отмечено, именно в подростковом пубертатном и начальном юношеском периоде происходит «пик» скорости длиннотно-весовых, окружностных, широтных параметров тела, определяющие конституциональные типы в будущем.
В КР в последнее десятилетие снизился процесс акселерации и наоборот активно проявились явления деселерации и ретардации .
Стандарты физического развития требуют регулярного - не реже 1 раза в 5-10 лет обновления. Не уделено внимания к сравнительной возрастно-половой индексной характеристике морфотипов коренных жителей высокогорного села и города. Между тем, применение индексов улучшит общий результат и повысит дифференцировочные возможности исследования .
Цель исследования
В этой связи, целью исследования явилась индексная оценка формы телосложения у подростков (12-16 лет) и юношей (16-17 лет) с учётом места их проживания.
Материал и методы исследования
Объектом исследования явились школьники - подростки и юноши высокогорного региона Алая (пос. Сары -Таш, с. Кызыл-Суу h=3325 и 3100 м над ур. моря) - I(основная) группа, и г.Ош (h=1050 м над ур. моря) - II (контрольная) группа. Всего исследовано 1034 здоровых подростков и юношей (таблица 1), родители которых являются постоянными жителями данных регионов.
Для оценки типов телосложения использовались индексы (всего 15) рекомендуемые ВОЗ (1997): “Вес/Возраст”; Вес/Рост; Рост/Возраст (ВВИ, ВРИ, РВИ). Низкий вес относительно возраста и роста может быть проявлением нарушения питания, либо отсутствия увеличения массы тела. Задержка роста указывает на низкорослость.
Таблица 1
Возрастно-половой состав обследуемых лиц
Алайская долина |
||||
мальчики |
мальчики |
|||
Всего (771) |
||||
Юношеский возраст |
||||
Всего (263) |
Индексы длины рук (длина верхней конечности.100/длина тела) и длины ног (длина нижней конечности.100/длина тела) позволяют судить о долихоморфности, мезоморфности, брахиморфности верхней (>47,45-47, <45) и нижней (>55, 50-55, <50) конечностей соответственно.
Индекс Мануврие “скелетный показателъ” - типы скелии (длина тела сидя.100/длина тела, рост): макроскелию (длинноногость) -90 и выше; брахискелию (коротконогость) - до 84,9; мезоскелию (средней длины ног) -85,0-89,9.
Черепной индекс (поперечный размер.100/продольный размер) указывает на формы череп: долихокрания - длинноголовый (<74,9), мезокрания - среднеголовый (75-79,9), брахикрания - короткоголовый (>80).
Индекс грудной клетки (ИГК, обхват, периметр грудной клетки.100/длина тела) брахиморфность (короткая, широкая >56), мезоморфность (средней степени развития - 51-56) и долихоморфность (узкая <51) грудной клетки.
Индекс формы (dist.bispinarum.100/dist. biacromialis) и длины туловища трапециевидное <70, прямоугольное >75, короткое (<50,9) и длинное (>52,3)соответственно.
Индекс ширины плеч (dist.biacromialis.100/ длина тела) долихоморфию, мезоморфию, брахиморфию плеч (<22, 22-33, >33)и таза (dist.bispinarum.100/ длина тела)-узкий<16,широкий>18 у подростков и юношей.
Индекс массы тела, ИМТ (bodymassindex-ВМI) - показатель упитанности, широко используемое у взрослых, позволяет оценить степень соответствия массы человека и его роста. Рассчитывали по формуле: I=m/h , где:m-масса тела в кг; h-длина (рост) тела в метрах возведенную в квадрат. В соответствии с международной классификацией (2004) рекомендуется следующая интерпретация показателей ИМТ:
- с оптимальной массой тела - нормотрофия (18,5-25);
- с избыточной массой тела - гипертрофия (25-30 и более);
- с пониженной массой тела - гипотрофия (16-18,5);
- с дефицитом массы тела (<16).
Формы телосложения у юношей дополнительно определяли с индексом Пинье (ИП) и массо ростовым индексом Вервека (ИВ).
ИП (показатель крепости, «коренастость» тела), включающий все тотальные размеры, определяли по формуле: ИП=L-(М+Т), где: L-рост в см; М-масса тела в кг; Т-окружность грудной клетки в фазе выдоха в см. Значение ИП оценивали по схеме М.В. Черноруцкого: гипостенический (астенический) тип с дефицитом веса -эктоморфы, слабое телосложение (ИП>30); нормостенический (атлетический)-мезоморфы, среднее телосложение (ИП-10-30); гиперстенический (пикнический)- эндоморфы, упитанный, крепкое телосложение (ИП<10). Чем меньше цифровое выражение, тем более крепким телосложением обладает индивид.
ИВ вычислялся по формуле: длина тела, см/2 . масса тела, кг+ окружность грудной клетки, см. Соответствие роста и массы тела выделяли с величиной индекса:
- 0,85-1,25 гармоническое развитие (мезоморфия);
- 1,35-1,25 - преобладание роста в длину (умеренная долихоморфия);
- 1,35 и >-высокий рост;
- 0,75-0,85-умеренное отставание в росте (умеренная брахиморфия);
- 0,75 и <-выраженное отставание в росте (выраженная брахиморфия).
Статистическую обработку цифровых данных производили с учетом критерия достоверности (Р) по Стъюденту (Р<0,05-0,01).
Результаты исследования и их обсуждение
В I группе подростков ВВИ у мальчиков колеблется от 2,70±0,07 (13 лет) до 3,80±0,07 (16 лет). ВРИ составляя 0,26±0,01 в 13 лет,в 14-15 летнем возрасте стабилизируется и к 16 летнему сроку имеет тенденцию к росту (0,31±0,01).
Среднее значение ВВИ, ВРИ и в особенности РВИ у мальчиков г.Ош (II группа) высокое. Весо-возрастные, весо-ростовые и росто-возрастные индексы девочек высокогорной и городской местности представлены в таблице 2.
Анализ индексов длины рук девочек I и II группы свидетельствует, что длина верхней конечности относительно к длине тела преимущественно короткое. У 13-15 летних мальчиков г.Ош наблюдается брахиморфность (42,6-43,0).
У мальчиков и юношей высокогорного региона и г.Ош (17 лет) длина рук средней величины- мезаморфность (45-47). У девочек и девушек г.Ош длина ног длиннее (ближе к макроскелии), чем аналогичные параметры девочек высокогорья.
Таблица 2
Индексы габаритных размеров подростков высокогорной и городской местности
Мальчики |
Вес/Возраст |
Рост/Возраст |
Вес/Возраст |
Рост/Возраст |
|||||
Возраст (в лет) |
исследования |
Возраст (в лет) |
исследования |
||||||
высокогорье |
0,26±0,01 |
2,98±0,01 |
высокогорье |
2,86±0,09 |
0,24±0,01 |
2,27±0,07 |
|||
0,32±0,01 |
3,22±0,06 |
3,17±0,09 |
0,26±0,01 |
3,98±0,11 |
|||||
высокогорье |
0,28±0,01 |
3,57±0,07 |
высокогорье |
3,16±0,11 |
0,26±0,01 |
3,88±0,1 |
|||
0,35±0,01 |
3,92±0,08 |
3,20±0,11 |
0,27±0,01 |
4,74±0,12 |
|||||
высокогорье |
0,29±0,01 |
4,59±0,10 |
высокогорье |
3,26±0,07 |
0,28±0,01 |
3,94±0,2 |
|||
0,37±0,01 |
4,74±0,13 |
3,63±0,05 |
0,32±0,01 |
5,14±0,14 |
|||||
высокогорье |
0,31±0,01 |
4,84±0,15 |
высокогорье |
3,86±0,07 |
0,31±0,01 |
4,27±0,12 |
|||
0,38±0,02 |
4,7±0,13 |
5,37±0,15 |
В последнем случае долихоморфность (50-55) имеет место только в 17 летнем возрасте. Величина индексов ног у мальчиков и юношей отражены в таблице 3. У 13-14 летних девочек и мальчиков высокогорья наблюдается брахикрания(короткоголовый). В последующие годы выявляются - мезо (15 лет) и долихокрания(16-17 лет). Формы черепа у мальчиков г.Ош - мезокранный (13,15,16 лет). У юношей имеет место - долихокрания (<74,9). В данной группе девочек (12-13 лет) и девушек (16-17 лет) также характерна долихокрания.
Таблица 2
Индексы длины рук и ног у подростков и юношей высокогорного Алая и г.Ош
конечностъ |
Мальчики |
конечностъ |
|||||||||||
Возраст (в лет) |
исследования |
Долихоморфность |
Мезоморфность |
Брахиморфность |
Возраст (в лет) |
Место исследования |
Долихоморфность |
Мезоморфность |
Брахиморфность |
||||
высокогорье |
высокогорье |
||||||||||||
высокогорье |
высокогорье |
||||||||||||
высокогорье |
высокогорье |
||||||||||||
высокогорье |
высокогорье |
||||||||||||
высокогорье |
высокогорье |
||||||||||||
высокогорье |
|||||||||||||
конечностъ |
Мальчики |
конечностъ |
|||||||||||
Возраст (в лет) |
исследования |
Долихоморфность |
Мезоморфность |
Брахиморфность |
Возраст (в лет) |
исследования |
Долихоморфность |
Мезоморфность |
Брахиморфность |
||||
высокогорье |
высокогорье |
||||||||||||
высокогорье |
высокогорье |
||||||||||||
высокогорье |
высокогорье |
||||||||||||
высокогорье |
высокогорье |
||||||||||||
высокогорье |
высокогорье |
||||||||||||
высокогорье |
|||||||||||||
ИГК обследуемых мальчиков и девочек высокогорной местности характеризуется долихоморфностью (<51), у всех юношей и девушек - мезоморфность (>51). Данный показатель пог.Ош отличается. Долихоморфность грудной клетки регистрируется у 13-14 летних мальчиков и 12-13 летних девочек, а также у 17 летних юношей. У 15-16 летних мальчиков и 14-15 летних девочек наблюдается мезоморфность грудной клетки. ИГК 17 летних девушек г.Ош напоминает аналогичные показатели высокогорья (>51).
Индекс ширины плеч у обследуемых лиц показывает преобладание брахиморфности. Формы туловища у подростков и юношей высокогорья прямоугольное (>75). У мальчиков (13-14 лет) и девочек (12-14 лет) г.Ош- трапециевидной (<70) формы. А в остальных возрастных группах туловища имеют прямоугольную форму. Средние размеры таза у лиц подросткового и юношеского возраста г.Ош узкие по сравнению с аналогичными показателями высокогорной местности. Значение ИМТ обследованных подростков высокогорья отражены в таблице 3.
У 12 летних девочек - 41,1% - выраженный дефицит массы, доля с пониженной массой тела встречается у 46,3%. Нормотрофия была присуще 12,2% девочкам.
Таблица 3
Индекс массы тела у подростков Алайской долины (в%)
Примечание: *д - девочки, *м- мальчики
Выраженный дефицит массы тела сохраняется в 13 и 14 летнем возрасте, соответственно у 32,1 и 12,0%. Недостаточная масса (гипотрофия) имеет место до 15 лет, и в особенности у 14 летних девочек-80%. У 15 летних девочек данной группы выявляется наличие лишнего веса тела - 12,2% (предожирение, гипертрофия).
У 13 летних мальчиков высокогорной местности 97,2% с пониженной массой тела, которая сохраняется до 15 лет (59,1%). Мальчики с оптимальной массой тела (ИМТ 18,5-25) составляют всего лишь -2,8% (13 лет). В 14 лет возрастает доля мальчиков с выраженным дефицитом массы тела до 48,9%. К 16 летнему возрасту- 93,8% мальчиков имеют оптимальную массу. Этот показатель у 16 летних девушек составляет 76,6%. При этом, у юношей 16-17 летнего возраста недостаточная масса тела ещё сохраняется, составляя -6,2% и 32,7% соответственно.
У девочек IIгруппы недостаточная масса тела достигает максимума в 15 летнем возрасте-72,2%. Увеличивается доля лиц с избыточной массой. Среди мальчиков 14-16 летнего возраста, лишний вес имеет -7,4%, 19% и 2% подростков. У 13 летних девочек и 15 летних мальчиков данной категории констатируется ожирение Iстепени, что составляет соответственно -5,3% и 4,3% (ИМТ>30).
При оценке «крепости» телосложения по ИП у 16 летних девушек Iгруппы преобладает нормостенический тип (83%), гипостенический тип имеет место в 17% случаев. В 17 летнем возрасте у 10% девушек выявляются гиперстеническое (крепкое) телосложение. 17 летние юноши данной группы-нормотрофы 67,7%, гипертрофы и гипостеники -12,9% и 19,3% соответственно.
Во II группе (г.Ош), в отличие от данных девушек Iгруппы (16 лет) астенический тип (ИП>30) телосложения встречается чаще -78,8%, чем нормостенические типы - 21,1% . В 17 летнем возрасте нормостеники -50,9%, астеники -49%, 5,8% девушек относятся к категории гиперстеников. Среди юношей преобладают нормостеники-76,9%. Астеники и гиперстеники составляют 17,3%и 3,8% соответственно.
Данные массо-ростовых индексов Вервека (I группа) свидетельствуют что 61,7% девушек 16 летнего возраста имеют гармоничное развитие -мезоморфия (соответствия роста и массы организма -ИВ 0,85-1,25). Однако, 38,3% девушек являются коротко рослыми, либо имеет место отставания роста от массы тела - ИВ 0,75-0,85. В 17 летнем возрасте девушки преимущественно низкого роста -умеренная брахиморфия. Среди юношей 17 летнего возраста лишь 19,3% имеют гармоничное развитие. Умеренное и выраженное отставание роста наблюдается у 70,9% и 9,6% (выраженная брахиморфия<0, 75) юношей высокогорной местности. В отличие от аналогичных данных предыдущей группы 16 летние девушки, проживающие в г.Ош, имеют гармоничное развитие (ИВ 0.85-1,25). Эта тенденция сохраняется и в 17 летнем возрасте (70%). При этом, 30% девушек городской местности также являются умеренно коротко рослыми.
Таким образом, индексная оценка пропорций тела, форм телосложения, упитанности, крепости и гармоничности развития подростков и юношей (16-17 лет) расширила информативность фактического материала. Сравнительная характеристика возрастно-половых диморфизмов предполагает учет и анализ компонентного состава тела и корреляционных взаимосвязей структурных составляющих.
Выводы:
1.Длина рук девочек I и II группы относительно к длине тела характеризуется брахиморфностью. У жительниц г.Ош длина ног отличаются долихоморфностью, чем аналогичные параметры девочек высокогорной местности.
2. У мальчиков и девочек высокогорья грудная клетка -долихоморфная. У юношей и девушек - мезоморфная.
3.У 12-15 летних девочек и 13-15 летних мальчиков высокогорья- выраженный дефицит и понижение массы тела -гипотрофия. Лишний вес имеют 12,2% девочек-пред ожирение, гипертрофия. В 16-17 летнем возрасте увеличивается доля лиц с оптимальной массой тела -нормотрофия.
4.У мальчиков (14-16 лет) г. Ош - лишний вес (от 12% до 19%). Среди девочек (13 лет) и мальчиков (15 лет)- ожирение I степени (5,3% и 4,3%).
5.При оценке индекса Пинье у девушек г. Ош преобладают-астенический, среди юношей - нормостенические типы телосложения.
6.По индексу Вервека 38,3% и 30% девушек высокогорья и г. Ошкороткорослые - умеренная брахиморфия. У 9,6% юношей высокогорья - выраженная брахиморфия. 16-17 летние девушки г. Ош имеют гармоничное развитие-мезоморфия.
Рецензенты:
Шатманов С.Т., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой «Гистологии и патанатомии», медицинского факультета ОшГУ, г. Ош;
Тайчиев И.Т., д.м.н., профессор. Заведующий кафедрой «Эпидемиологии, микробиологии с курсом инфекционных болезней» медицинского факультета ОшГУ, г. Ош.
Библиографическая ссылка
Саттаров А.Э. ИНДЕКСЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ВЫСОКОГОРНОЙ СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ МЕСТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23151 (дата обращения: 20.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
В неделю, включая жирные сорта (скумбрия, форель, лосось). Содержащиеся в рыбе омега 3 кислоты помогают в профилактике атеросклероза.
Карта здоровья
Заполнив «Карту здоровья», вы получите полную информацию о состоянии своего здоровья.Физическая активность
Для профилактики гиподинамии повысьте свою регулярную физическую нагрузку как минимум до (150 минут физической активности средней интенсивности в неделю), постарайтесь двигаться больше.Карта обследований
Используйте « » для хранения и интерпретации результатов лабораторных исследований (анализы крови, мочи и т.д.).Тесты
Пройдите ряд полезных информационных тестов в разделе « »: полученные данные помогут вам обнаружить проблемы или скорректировать свой ЗОЖ-план.Лишний вес
Следите за весом, не выходя за рамки нормальных значений Индекса массы тела: от 19 до 25. Для расчета и контроля ИМТ воспользуйтесь « ».Здоровое питание
Чтобы разнообразить свой рацион всеми необходимыми микроэлементами, съедайте не менее 300-400 г в день (свежих и приготовленных).Контроль здоровья
Для контроля здоровья глаз 1 раз в 2 года проходите осмотр у офтальмолога, после 40 лет ежегодно определяйте внутриглазное давление.Здоровое питание
Во избежание проблем с весом и уровнем глюкозы в крови ограничивайте потребление до 6 ч. ложек в день (для женщин), 9 ч. ложек в день (для мужчин).Стресс
Не допускайте развития хронического , чреватого серьезным ухудшением самочувствия и снижением качества жизни: вовремя решайте возникающие проблемы, отдыхайте, высыпайтесь, ведите здоровый образ жизни.Контроль здоровья
Для контроля здоровья дыхательной системы 1 раз в год делайте флюорографию и проходите обследование у терапевта.Антропометрическая карта
Используйте « » для определения индекса массы тела, типа телосложения и выявления проблем с весом.Курение
Бросьте курить или не начинайте, если не курите, - это снизит до минимума риск развития обструктивной болезни легких, рака легких и ряда других специфических «болезней курильщика».Организации
Найдите нужного специалиста, медицинское учреждение, профильную организацию сферы здоровья и ЗОЖ в разделе « ».Контроль здоровья
Для контроля здоровья мочевыделительной системы 1 раз в год сдавайте анализ крови и мочи.Контроль здоровья
Для контроля здоровья сердечно-сосудистой системы 1 раз в год проходите обследование у терапевта, регулярно измеряйте артериальное давление и сдавайте анализ крови на холестерин.Негативное воздействие
Узнайте все факторы риска, влияющие на Ваше здоровье, в блоке «Негативное воздействие».Антропометрия
Не допускайте развития абдоминального ожирения, повышающего риск заболевания сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией и т.д. Следите за : у мужчин он не должен превышать 94 см, у женщин – 80 см.Карта здоровья
Заполните опросник по системам органов, получите персональное заключение по каждой из систем и рекомендации по контролю здоровья.Карта физического состояния
Используйте « » для определения своего уровня физического развития.План обследования
С помощью « » составьте свой собственный график профилактических осмотров, сдачи анализов и медицинских консультаций.Контроль здоровья
Для контроля здоровья эндокринной системы периодически сдавайте анализ крови на глюкозу.Здоровое питание
Не употребляйте более 5 г (1 чайная ложка) в день. Это оградит вас от проблем с водно-солевым обменом в организме.Калькуляторы
Воспользуйтесь « » для расчета индекса массы тела, индекса курящего человека, уровня физической активности, антропометрических индексов и других показателей.Стоматология
Посещайте стоматолога не реже 1 раза в год, вовремя лечите зубы и избавляйтесь от зубного камня, не допуская развития серьезных заболеваний полости рта.Антропометрическая карта
Следите за весом, не выходя за рамки нормальных значений Индекса массы тела: от 19 до 25. В этом Вам поможет «Артериальное давление
2) самочувствие
3) желание тренироваться
2. К субъективным показателям самоконтроля при занятиях физическими упражнениями относятся:
3) должная жизненная емкость легких
4) частота сердечных сокращений
3. Выберите положения, которые соответствуют содержанию самоконтроля при регулярных занятиях физическими упражнениями:
Соотнесение показателей самоконтроля с параметрами нагрузки
2) еженедельное обсуждение показателей самоконтроля с личным врачом
3) снятие показателей 3 раза в день: утром натощак, перед тренировкой, перед сном
4) регулярные физические тренировки
4. Для оценки фактической массы тела необходимо:
1) определить показатель «% от индекса Рюфье»
3) измерить кожно-жировую складку на бедрах
4) определить показатель «% от индекса Брокка»
5. Для выявления уровня развития мускулатуры измеряется сила мышц кисти, для этого используются прибор, который называется:
1) силомер
Динамометр
3) тонометр
4) эспандер
6. Для оценки уровня развития мускулатуры вычисляют индекс силы, который рассчитывается по формуле:
1) , где ОЗ – окружность запястья, ОПл – окружность плеча
2) , где КЖС кожно-жировая складка, пл – плеча, т – талии, б – бедра, МТ – масса тела
3) , где СМ – сила мышц кисти, МТ – масса тела
4) , где МТ – масса тела, СМ – сила мышц кисти
7. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 35 ед., индекс силы – 29%, индекс Рорера – 10,2. Его тип телосложения характеризуется как:
1) мускульный
Астеничный
3) липидный (брюшной)
4) нормостеничный (грудной)
8. При измерении показателей соматического статуса у девушки, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 23 ед., индекс силы – 48%, индекс Рорера – 12,2. Ее тип телосложения характеризуется как:
1) мускульный
2) астеничный
3) липидный (брюшной)
Нормостеничный (грудной)
9. При измерении показателей соматического статуса у девушки, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 15 ед., индекс силы – 70%, индекс Рорера – 13,2. Ее тип телосложения характеризуется как:
Мускульный
2) астеничный
3) липидный (брюшной)
4) нормостеничный (грудной)
10. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – 5 ед., индекс силы – 81%, индекс Рорера – 13,9. Его тип телосложения характеризуется как:
1) астеничный
2) липидный (брюшной)
Мускульный
4) нормостеничный (грудной)
11. При измерении показателей соматического статуса у юноши, были зафиксированы следующие показатели: индекс Пинье – -10 ед., индекс силы – 25%, индекс Рорера – 15,9. Его тип телосложения характеризуется как:
1) астеничный
Липидный (брюшной)
3) мускульный
4) нормостеничный (грудной)
12. Для определения соматического статуса индивида необходимо знать как минимум два показателя:
3) длина тели и масса тела
индекс Пинье и индекс силы
13. Такие характеристики, как превышение масса тела, хорошо развитая мускулатура, широкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:
1) астеничный
2) липидный (брюшной)
Мускульный
4) нормостеничный (грудной)
14. Такие характеристики, как превышение масса тела, относительно слабо развитая мускулатура, широкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:
1) астеничный
Липидный (брюшной)
3) мускульный
4) нормостеничный (грудной)
15. Такие характеристики, как недостаток масса тела, относительно слабо развитая мускулатура, узкая грудная клетка, соответствуют типу телосложения:
Астеничный
2) липидный (брюшной)
3) мускульный
4) нормостеничный (грудной)
16. Такие характеристики, как недостаток масса тела, относительно хорошо развитая мускулатура, нормальная грудная клетка, соответствуют типу телосложения:
1) астеничный
2) липидный (брюшной)