Нужны ли в Приднестровье российские миротворцы? «Особое мнение.

В преддверии 25 годовщины ввода в Приднестровье миротворческих сил, остановивших кровавый конфликт, который, даже по приблизительным подсчетам, стоил жизней тысячи мирных жителей и четырех с половиной тысяч раненых, молдавский парламент преподнес российским «голубым каскам» своеобразный «подарок», приняв заявление о выводе миротворческого контингента РФ. И хотя, как уточняют парламентарии, это всего лишь декларация, а не законопроект, создается впечатление, что сделано это было специально для того, чтобы испортить памятную дату, подать ее под своим «соусом», акцентировав внимание на якобы нежелательность и незаконность присутствия миротворцев в регионе.Если же оценивать другие аналогичные решения последнего времени, то можно наблюдать целую цепь провокационных выпадов в адрес миротворческих усилий России. Например, можно припомнить недавнее постановление Конституционного суда Молдовы, приравнявшего российских военных в регионе к оккупационным войскам, а также высылку из страны ряда российских дипломатов, задействованных в работе объединенной контрольной комиссии.Кишинев пытается сыграть на антироссийских настроениях, подыграв Западу, и одновременно потребовать неких преференций от России - таково мнение о ситуации некоторых аналитиков. Понятно, что молдавским властям не удастся усидеть на двух стульях. Однако, как отразятся подобные игры на связях Кишинева и Тирасполя, не станут ли поводом для очередного обострения и без того не простых отношений?..Мир приносящие
Приднестровье, 60 процентов жителей которого составляют русские и украинцы, добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР, опасаясь, что республика выберет путь в составе Румынии. В 1992 году после неудавшейся попытки властей Молдавии силой решить проблему Приднестровья, этот регион стал фактически неподконтрольной Кишиневу территорией. Боевые действия здесь развернулись между молдавскими войсками, силами МВД и спецслужб и вооруженными формированиями непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Боестолкновения усилились летом 1992 года, и только ввод российских войск позволил остановить кровопролитие. 7 июля 1992 года Россией и Молдавией был подписан план мирного разрешения конфликта, 21 июля - заключено соглашение о мирном урегулировании, с которым согласилась приднестровская сторона, а 29 июля в Бендеры и Дубоссары были введены миротворческие силы России. 1 августа 1992 года процесс разведения вооруженных формирований конфликтующих сторон был завершен.Позже были созданы Объединенная контрольная комиссия и совместные миротворческие силы. В Приднестровье в качестве контингента миротворцев были размещены российские, молдавские и приднестровские военнослужащие. С 1993 года к процессу мирного урегулирования присоединилась ОБСЕ, а с 1995 года - Украина (сегодня в состав контингента «голубых касок» входят наблюдатели от этой страны). Сейчас миротворческие силы комплектуют 402 российских военнослужащих, 492 приднестровских, 355 молдавских, а также десять военных наблюдателей от Украины. Служба организована на 15 стационарных постах и КПП, которые размещены на ключевых участках зоны безопасности, протянувшейся вдоль Днестра на 225 км на 12-24 км в ширину.Провокацией против попыток исправить ситуацию в отношениях с Приднестровьем, предпринятых президентом Игорем Додоном, назвал нынешнюю акцию молдавского парламента депутат Влад Батрынча.«Это совершенно неуместно», - подчеркнул он. Кстати, депутаты от фракции Партии социалистов в знак протеста покинули зал заседаний. Сам Игорь Додон также считает заявление парламента провокацией, подчеркивая, что «данные действия направлены на ухудшение отношений с Российской Федерацией и подрыв тех успехов, которых удалось достигнуть совместно с российским руководством, а именно - в области экспорта молдавской продукции, ситуации с мигрантами, регионального сотрудничества, образовательных и гуманитарных программ».Как написал Додон на своей странице в Facebook, «эта провокация вписывается в череду действий со стороны парламентского большинства под руководством Демпартии по нагнетанию обстановки в регионе и в первую очередь по отношению к России, в канун визита заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Рогозина в Молдову».Тем не менее, как заявил спикер парламента Андриан Канду, «декларация о выводе российских войск с территории страны утверждена. Это политическое решение». В документе содержится призыв к международным организациям и посредникам в переговорном процессе «инициировать политические дискуссии относительно превращения миротворческой операции на Днестре в гражданскую миссию под международным мандатом».
Кишиневская «партия войны»
Выполнение миротворческих задач в Приднестровье полностью соответствует российско-молдавскому Соглашению от 21 июля 1992 года о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в данном регионе Республики Молдова. На это обращает внимание начальник оперативного управления - замначальника Главного штаба Сухопутных войск Минобороны России генерал-майор Игорь Смолий. В ходе недавних слушаний в Совете Федерации, посвященных деятельности российских «голубых касок», он доложил, что с начала миротворческой операции в Приднестровье обострения обстановки допущено не было. И это - как раз заслуга миротворцев России. В то же время проблем у миротворцев в этом регионе хватает. Прежде всего проблем рукотворных.Так, молдавская сторона с недавних пор ужесточила правила въезда для российских миротворцев на эту территорию, вменив к нашим военнослужащим, направляемым для несения службы в состав миротворческого контингента, требование предоставлять сведения из их служебной биографии.«Напомню, что это противоречит законодательству России, в том числе касающемуся защите персональных данных», - обращает внимание Игорь Смолий.Однако, из-за подобных препон, чинимых Кишиневом, с апреля задерживается ротация очередной группы наших миротворцев. К решению возникшей проблемы подключен МИД РФ.О том, что часть нынешнего руководства Молдовы придерживается довольно грубого варианта решения так называемого «приднестровского вопроса», говорят и другие факты. К примеру, не так давно с помпой прошло открытие молдавско-украинского таможенного поста «Первомайск-Кучурган». Молдавский премьер-министр Павел Филипп даже пригласил на эту церемонию украинского президента Петра Порошенко. Вся проблема в том, что пост этот расположен в границах Приднестровья. По словам главы ПМР Вадима Красносельского, они расценивают эти действия как «односторонние попытки полностью контролировать наш экспорт и импорт, а также передвижение граждан через приднестровско-украинскую границу».Как отмечают приднестровские власти, новый режим ставит под угрозу снабжение республики, подрывает сферу индивидуального предпринимательства, грозит задержаниями грузов и арестами приднестровцев, на которых в Молдове заведены уголовные дела. По предварительным подсчетам, потери экономики республики составят более $40 млн долларов. А появление молдавских силовиков в непосредственной близости от военных ПМР угрожает региональной стабильности.«Есть ранее достигнутые договоренности, есть право Приднестровья на осуществление экономической деятельности, право на свободное перемещение граждан, - напоминает Вадим Красносельский. - Конечно, данный пост нарушил все ранее достигнутые договоренности. Те должностные лица, которые эту идею генерировали и продвигали, наверное, думают об эскалации конфликта. Зачем это делать? Зачем после 25 лет мирного сосуществования Приднестровья, Молдовы и Украины запаливать фитиль, который может привести к взрыву?».
По указке Брюсселя и Вашингтона Профессор российской Высшей школы экономики, философ и политолог Олег Матвейчев уверен, что появление совместного молдово-украинского КПП на границе с Приднестровьем - это согласованная акция двух стран по команде из Брюсселя и Вашингтона.«Надо понимать, что сегодня вся власть в Молдове сосредоточена в руках Влада Плахотнюка, который контролирует и парламент, и правительство, и президента, - считает эксперт. - Его власть является антироссийской. Они действуют в одном режиме с Порошенко».
По мнению президента ПМР Вадима Красносельского, сегодня определенные внешние силы руками Молдовы и Украины намеренно создают условия для дестабилизации и постепенной разморозки конфликта.«Такими действиями не только перед Приднестровьем, но и перед всеми ответственными мировыми игроками фабрикуется абсолютно искусственный выбор между новым витком силового противостояния или бесчестьем в форме политических уступок вопреки воле приднестровского народа, - отмечает он. - Как показывает история, в конечном итоге в проигрыше остаются все участники подобных геополитических комбинаций. Но самое печальное - страдают простые люди и само дело сохранения мира и стабильности».Давление на Приднестровье, как отмечают власти республики, реализуется и с молчаливого согласия ряда участников переговорного процесса, включая австрийское председательство в ОБСЕ, которое уже полгода отказывает в созыве международного переговорного формата «5+2». Кроме того, тревогу в Тирасполе вызывают высказываемые молдавским экспертным сообществом провокационные идеи «принуждения Приднестровья» к так называемой реинтеграции. В ПМР обращают внимание на то, что эти планы предполагают широкий набор насильственных методов, не имеющих ничего общего с цивилизованными подходами и соблюдением прав человека. Даже нынешнюю юбилейную дату - 25-летие установление мира на приднестровской земле и прекращения кровопролития - в Кишиневе решили использовать как повод для нагнетания истерии.И дело не только в принятом заявлении о выводе российских миротворцев: к счастью, эта безумная идея парламента, по признанию самих же депутатов, ничего не значит. В Молдове вообще желали бы сорвать празднование нынешней даты. Иначе чем можно объяснить предложение министерства иностранных дел и европейской интеграции Молдовы отменить визит российской делегации по случаю 25-летия миротворческой операции на Днестре.Повод выбран формальный, якобы гости из Москвы прибывают на самолетах ВКС России. Молдавские дипломаты уже направили письмо в российское посольство в Кишиневе, в котором содержится отказ в предоставлении разрешения на пролет воздушного пространства Молдовы и посадку самолетов в аэропортах Кишинева и Тирасполя. Вице-премьер России, спецпредставитель президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин на этот выпад молдавских властей уже отреагировал.«Я не понял, кто там мне, чего запретил. Прилечу обязательно. Встретимся и с президентом Молдовы, и с руководством ПМР», - написал он в своем микроблоге в Twitter.Фактор стабильности
«Вывод российских миротворцев из Приднестровья невозможен без согласия России: российские военные находятся на территории ПМР со времен молдавско-приднестровского конфликта и подписания Соглашения между главами РФ и Молдавии, - подчеркивает первый вице-президент Международного общественного фонда «Российский фонд мира», член Общественной палаты России Елена Сутормина. - Наш миротворческий контингент обеспечивает стабильность и спокойствие в регионе. Правда, в этом спокойствии не заинтересованы ни Украина, ни Молдавия, в противном случае они бы уже давно сняли блокаду импорта любых грузов в Приднестровье, которую они устроили в июне прошлого года. Приднестровье не удается подавить только благодаря российским военным, находящимся на территории республики, на которой проживает большое количество наших соотечественников, и мы обязаны защищать их от агрессии некоторых молдавских политиков, которые уже давно хотят отнять у Приднестровья его независимый статус».«Начавшаяся 29 июля 1992 года операция Российской Федерации по разведению конфликтующих сторон и установлению функционального миротворческого механизма внесла определяющий, стратегический вклад в прекращение огня, установление реального мира на нашей земле, - отмечает президент Приднестровской Молдавской Республики Вадим Красносельский. - Только прямое участие России позволило остановить кровопролитную войну и положило конец убийствам сотен приднестровцев, вся вина которых заключалась в том, что они выбрали свой язык, свою культуру, избрали свободу и желание строить свое будущее вместе с Россией. Только Россия смогла остановить это бесчинство, выступить настоящим миротворцем, одним своим присутствием на долгие годы умерить пыл и бессмысленную браваду молдавской стороны. Люди хотели мира, и мир наступил. За что мы безмерно благодарны России».
Сегодня, как подчеркивает глава ПМР, только миротворческая операция на Днестре при ведущем участии России является фактором стабильного мирного завтра всего региона. «Миротворческая операция на Днестре под эгидой России наглядно показала свою жизнеспособность, ведь за 25 лет при исполнении служебных обязанностей не погиб ни один миротворец или военный наблюдатель, - убежден он. - Поэтому закономерно, что альтернативы этой успешной миссии, действующему миротворческому формату, нет и до полного разрешения молдово-приднестровского конфликта быть не может».

С 1991 года части 14-ой гвардейской армии Вооруженных Сил СССР, впоследствии ставшей армией в составе ВС России и преобразованной в Оперативную группу российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова находятся на территории непризнанного государства Приднестровской Молдавской республики.

Российские военнослужащие в составе 1,5-2 тысяч человек, выполняют функции миротворцев. При этом около половины населения Приднестровья являются гражданами России, а учитывая антироссийские настроения значительной части молдавской элиты, история конфликта в бывшей Молдавской ССР важна для понимания актуальной политической ситуации в регионе.

С чего всё началось

События в ПМР напоминают по сути, то, что произошло уже в 2014 году на Донбассе. Причиной для отделения Приднестровья из состава Молдавской ССР, а впоследствии и независимой Молдавии, стал разгул молдавского, румынского национализма.

На фоне ослабления центральной власти в СССР и начавшегося роста националистических настроений по всей, ещё живой советской империи, в Молдавии возникло почти ничем не сдерживаемое националистическое движение, которое поддержала значительная часть руководства, интеллигенции и затем общества. Националистическая волна в Молдавии сопровождалась лозунгами не только отделения, но и объединения Молдавии с Румынией.

Националисты провозгласили тезис о единой идентичности молдавских и румынских культуры и языка. Даже сегодня идея объединения Молдавии и Румынии находится в актуальной политической повестке страны. Также как и украинские националисты, спустя двадцать лет, молдавско-румынские радикалы начала 1990-х не желали считаться теми, кто не хотел вхождения Молдавии в состав Румынии и «румынизации» страны.

Конфликт начал разворачиваться ещё в мирной плоскости с 1989 года, когда от имени Союза писателей Молдовы был опубликован текст законопроекта «О функционировании языков на территории Молдавской ССР», который предусматривал введение откровенно дискриминационных мер по языковому признаку.

В этом же году было создано объединение националистических молдавских организаций «Народный фронт Молдовы». В конце августа Верховный совет Молдавии придал молдавскому языку статус государственного.

Все эти события вызвали протесты недовольной части молдавского общества, в первую очередь жителей Приднестровья и Гагаузии. Были созданы общественные организации, противодействующие националистическим настроениям в Молдавии – «Интердвижение», «Объединенный Совет трудовых коллективов» и другие, которые были привязаны к территории Приднестровья.

С самого начала приднестровцы заняли чёткую позицию за сохранение Молдавии в составе СССР и против разгула молдавского национализма, который ущемлял интересы жителей Приднестровья, гагаузов, русских, украинце и белорусов, русскоязычных молдаван.

Никакой поддержки от Москвы, где тогда руководила команда Горбачёва, приднестровское движение не получило. Жители Приднестровья, несмотря на свою позицию, поддержку единства СССР, самостоятельно создавали свои движения и непризнанную государственность.

В июне 1989 года Верховный Совет Молдавской ССР утвердил заключение, согласно которому создание МССР было объявлено незаконным, а территории Бессарабии и Северной Буковины, на которых и была создана республика, стали оккупированными территориями Румынии.

В ответ президиум Тираспольского городского совета в Приднестровье, объявил, что если МССР была создана незаконно, значит и левобережье Днестра, то есть, Приднестровье, было незаконно включено в состав Молдавии, а соответственно, городской совет Тирасполя не считает себя связанным какими-либо обязательствами перед властями Молдавии.

В начале 1990 года был организован и проведён референдум об образовании Приднестровской Молдавской ССР, а второго сентября была провозглашена Приднестровская МССР в составе СССР. Незадолго до этого, об отделении от Молдавии заявила Гагаузия.

Несмотря на непризнание создания ПМССР советским руководством, Приднестровье в ходе событий августа 1991 года в Москве, встало на сторону ГКЧП. Уже в сентябряе 1991 года началось создание вооружённых сил Приднестровья, хотя первые всполохи будущей войны произошли ещё раньше.

Первая кровь

Первая кровь пролилась ещё в ноябре 1990 года в городе Дубоссары, вокруг которого и развернётся в будущем основной фронт боевых действий. Тогда, отряды полиции особого назначения (ОПОН) Молдовы вместе с волонтёрами из числа молдавских националистов, попытались вступить в город Дубоссары.

Представители Молдавии столкнулись с сопротивлением местных жителей, которые в конечном итоге прогнали из города отряды молдавской полиции. Однако в ходе столкновений с бойцами ОПОН было убито трое местных жителей. Эти события вызвали возмущённую реакцию приднестровцев, требовавших суда над молдавскими полицейскими и властями.

Столкновения в Дубоссарах возобновились уже в ходе событий путча ГКЧП в августе 1991 года. Молдавские полицейские предприняли попытки ареста городских депутатов, что привело к возобновлению столкновений. С этого момента, конфликт начал приобретать все более радикальный характер. Уже осенью 1991 года между противоборствующими силами начались перестрелки. В декабре ряд служащих местных отделений молдавской полиции перешли на сторону Приднестровья, что привело к новым кровавым столкновениям с ОПОН.

Раздражение молдавской власти вызвал и неудачный карательный поход на Гагаузию, которой также была оказана поддержка со стороны Приднестровья.

В конце 1991 - начале 1992 года произошла серия кровавых расправ над сторонниками Приднестровской МССР и членами их семей. К марту 1992 года в Дубоссарском районе развернулись полноценные бои, в ходе которых молдавские полицейские и солдаты предпринимали попытки атак на оказавшейся вне подчинения союзного командования части 14-ой гвардейской армии СССР.

Потерянная армия

С начала 1992 года в Приднестровье развернулась полноценная война с участием уже не только подразделений ополченцев из местных жителей и молдавской полиции, но и вооружённых сил Молдавии. Сражения развернулись, в первую очередь, вокруг Дубоссар и близлежащих районов, а также вокруг города Бендеры.

Фактором, осложняющим ситуацию, но в тоже время, ставшим ключом к прекращению конфликта, стало присутствие брошенной без связи с центром после ликвидации СССР 14-й гвардейской армии, местные молдавские кадры которой частично вернулись по домам. Костяк же армии составляли выходцы из Приднестровья и других бывших союзных республик.

Молдавские власти открыто обвиняли ставшую российской 14-ую армию в прямой поддержке и помощи приднестровцам, однако до сих пор нет фактов подтверждающих это.

Приднестровцы из состава 14-й армии без согласия командования, покидали состав армии, вступая в ряды защитников Приднестровья с оружием в руках, что в условиях отсутствия управления и дезорганизации армии и страны было неудивительно.

Против 14-ой армии не раз предпринимались вооруженные провокации. Местные жители даже сумели захватить у армии несколько единиц тяжелой боевой техники для помощи Приднестровью.

Несмотря на тяжелейшую ситуацию в стране, теперь уже российская 14-ая армия, ставшая предметом внимания государств НАТО и провокаций со стороны Молдавии, не могла оставаться без помощи федерального центра.

Вмешательство генерала Лебедя

В июне 1992 года не под своим именем в качестве инспектора в Тирасполь прибыл генерал-майор Александр Лебедь, который установил, что командование поддерживает контакты с министром обороны Молдавии Косташем, а отдельные офицеры поддерживают связь, как с молдавской, так и с приднестровской стороной.

В ходе дальнейших событий Лебедь взял контроль над дезорганизованной 14-ой армией в свои руки, достаточно быстро привёл её в порядок и боеспособное состояние.

Средства ПВО 14-ой армии начали активно отслеживать боевые вылеты молдавской авиации, а впоследствии после ряда предупреждений частями ПВО предположительно был сбит самолёт Миг-29 Молдавии, после чего налеты на территорию ПМР прекратились.

Лебедь, возглавивший по предложению президента Ельцина 14-ую армию, придерживался нейтралитета. Однако им были предприняты меры по предотвращению дальнейших провокаций молдавских войск против частей российской армии и мирного населения ПМР.

Так, известно о массированных артиллерийских обстрелах со стороны 14-ой армии по местам вблизи позиций молдавских войск на территории Приднестровья. Вынужденное вмешательство России в конфликт, с целью, в первую очередь, защиты собственных армейских частей, привело к тому, что Молдавия пошла на переговоры.

3 июля состоялась встреча президентов Молдавии и России. С этого момента, начался процесс мирного урегулирования конфликта, в результате которого части 14-й и некоторых других подразделений российской армии составили костяк миротворческого контингента, включающего в себя также подразделения армий Молдовы и Приднестровской Молдавской республики.

Новый праздник непризнанной Приднестровской молдавской республики, который она отметила в выходные - День миротворца - дал повод вновь заговорить о присутствии в Молдавии российских войск. Жители Приднестровья воспринимают российских солдат как защитников и спасителей. Для остальной Молдавии они чужаки, мешающие стране стать единой и когда-нибудь войти в Евросоюз.

Русские не сдаются

На КПП, которое охраняют российские солдаты в касках с крупными буквами "МС" - "миротворческие силы" - останавливается старенький фольксваген. Машину окружают миротворцы, и командир просит предъявить документы.

Водитель показывает, а пассажир начинает возмущаться - мол, отвлекаете от важных дел, да и вообще у него нет никаких документов, потому что он ездил в соседний город. Но миротворцы невозмутимы - офицер просит всех выйти из машины и открыть багажник. "Сколько можно, каждый раз одно и то же, поехали уже", - продолжает возмущаться пассажир.

"Обычно так возмущаются те, кто что-то скрывает. Один из признаков - нервничает", - комментирует наблюдающий за проверкой подполковник российской армии Игорь Власов.

Наконец миротворец находит взрывчатку под передним сиденьем. "На колени! Пост к бою!" - командует он.

Нарушители падают на колени перед машиной. Миротворцы разбегаются по блокпосту и берут нарушителей на мушку.

"К сожалению, больше мы ничего поделать не можем, - сокрушается подполковник Власов. - Теперь мы должны сообщить о происшествии оперативному дежурному Объединенного военного командования Совместных миротворческих сил".

На самом деле мы находимся на тренировке миротворческих сил Приднестровья. Только в этом году на постах произошло около 40 инцидентов, в том числе трагический, когда 1 января русский миротворец застрелил пьяного нарушителя.

Второе занятие, которое отрабатывают миротворцы, - нападение на блокпост "незаконных вооруженных формирований".

Со стороны Молдовы появляются парни в гражданской одежде. Они стреляют по блокпосту, и миротворцы прячутся за бетонные глыбы. Кто-то с той стороны кричит: "Русские, сдавайтесь!" Русские не сдаются.

Переформатировать миротворцев

Двадцать лет назад именно российские войска остановили бои, захлестнувшие маленькую республику. В конце 80-х Молдавия не осталась в стороне от "парада суверенитетов", проходившего по всему Советскому Союзу. Несколько русскоязычных областей на востоке республики, которые до 1940 года входили в состав СССР (остальная Молдова принадлежала Румынии), объявили о независимости. По замыслу Тирасполя, в противовес "прорумынскому" Кишиневу Приднестровье должно было остаться чем-то вроде истинной Молдавской ССР - с флагом и гербом этой республики. Символику советских времен Приднестровье использует до сих пор.

Вскоре Кишинев попытался восстановить территориальную целостность страны, направив в Приднестровье армию и полицию. Началась война, унесшая жизни около 850 человек со стороны Тирасполя и трех тысяч - Кишинева.

Бои прекратились только после вмешательства в конфликт частей российской армии во главе со знаменитым генералом Александром Лебедем. Президенты России и Молдовы подписали "Соглашение о принципах мирного урегулирования", по которому российские солдаты в Приднестровье получили статус миротворцев.

Сейчас в Приднестровье располагаются российские, молдавские, приднестровские и украинские миротворцы. Однако если в Тирасполе россиян воспринимают почти как собственную армию, гарантирующую мир, то высокопоставленные политики из Кишинева расценивают присутствие российских солдат как "угрозу" и предлагают "переформатировать" миротворческую операцию.

Еще в 2009 тогдашний президент Молдовы Владимир Воронин заявил: "Мы допускаем наличие гражданских наблюдателей, но не военных миротворцев". А председатель молдавского парламента Михай Гимпу говорил: "Коль скоро Россия признала независимость Молдовы, она должна вывести свои войска". Гимпу, кстати, любит напоминать будто бы существующую русскую поговорку: "Где стоит чужой солдат, там пахнет порохом".

В прошлом году власть в Кишиневе сменилась, но позиция ее осталась прежней. "Миротворческая миссия должна быть переформатирована в гражданскую под международным мандатом", - неоднократно заявлял новый премьер-министр Молдовы Владимир Филат.

" Нас заставили бы говорить по-молдавски "

"Не надо нам никаких европейских полицейских, не надо ООН - российским миротворцам мы больше верим, мы их знаем. Благодаря им у нас мирное небо над головой", - говорит 71-летний житель Тирасполя Виталий Бондаренко, бывший атаман Черноморского казачьего войска, один из активных участников той войны.

Он прославился тем, что с 32 казаками, "внаглую взяв оружие в 14-ой армии" (части российской армии, расквартированной в Приднестровье, - РИА Новости ), отправился в соседний город Бендеры и несколько дней оборонял от атак нескольких сотен молдавских полицейских здание узла связи, стоявшего в стратегическом месте. В Кишинев атаман до сих пор не ездит - официальные власти Молдавии считают его преступником.

Мы разговариваем во дворе дома Бондаренко, над головой не небо, а тяжелые виноградные гроздья. Казак уверен, если бы не российские миротворцы, то молдавская сторона взяла бы верх, "нас всех заставили бы говорить по-молдавски и писать латиницей, а руководящие посты занимали бы только носители языка".

"Не знаю, что решит поколение после нас, но пока живы казаки, присоединения к Молдавии мы не допустим, а президент Приднестровья, который заговорит об этом, слетит с поста в тот же день", - обещает казак, срывая виноградину и отправляя ее в рот.

Отсутствие диалога

Молодое поколение приднестровцев, выросшее уже под сенью российских штыков, настроено не менее радикально, чем участники тех далеких событий.

Мне 22 года, получается, всю жизнь живу при миротворцах, - смеется молдаванка Дойна, работающая продавщицей в магазине. - Нам они не мешают. А вот что будет, если они уйдут, никто не знает. Не захотят ли нас снова захватить?.

В Приднестровье около трети этнических молдаван. Большинство из них имеют молдавские паспорта, а самые удачливые - еще и румынские. По свидетельству Дойны, они не чувствуют со стороны местных властей какой-либо дискриминации и поэтому в Молдову не рвутся.

"Жить в непризнанной республике мы привыкли. Кто хочет, работает в Европе, кто хочет - в Москве. Тут тоже работу можно найти, правда, зарплаты маленькие. А вот что будет, если нас вернут в Молдову, никто не знает - ведь у них тоже республика бедная".

Приезжаешь в Молдавию - чувствуешь на себе кривые взгляды, - признается официантка Аня из модного кафе "Абажур". - Моя подруга купила квартиру в Кишиневе, я помогала им переезжать. Увидев наши приднестровские номера, нам раз пятнадцать сказали, что мы не там припарковались, что мы "понаехали" и вообще, лучше бы уехать нам обратно в Тирасполь.

Свое будущее Аня и ее друзья связывают скорее с Россией - у большинства из них есть российское гражданство, многие учатся в российских вузах, куда поступают по результатам приднестровского ЕГЭ.

Приднестровье и Молдавию связывают странные отношения, что, впрочем, характерно для страны, одна часть которой считает себя независимой, а вторая с этим не согласна. Например, молдавские студенты имеют право свободно поступать на бюджетные места в Приднестровский госуниверситет, но при этом, по словам Ани, держатся особняком - в их группах преподают на молдавском языке и с местными студентами они общаются мало.

В рамках празднования 20-летия ввода миротворцев в непризнанной республике прошло несколько телевизионных ток-шоу и научная конференция, на которой обсуждалась важность присутствия миротворцев. Но ни на одном из этих мероприятий молдавскую точку зрения на проблему не высказывали сами ее носители.

Например, на записи телепередачи "Публичная дипломатия" ведущий попросил рассказать о позиции Кишинева представителя приднестровского правительства, который заявил, что тезисы оппонентов "не подкреплены никакими аргументами".

Зато на этом же ток-шоу, участники которого состязались в аргументах в пользу того, чтобы российские солдаты и дальше оставались в Приднестровье, один из офицеров сказал: "России важно военное присутствие на Днестре".

А заведующая кафедрой социологии Приднестровского госуниверситета Елена Бобкова озвучила такие цифры: 92% жителей Приднестровья считают, что нынешний формат миротворческой операции должен быть сохранен. А 43% с разной степенью убежденности "не исключают, что агрессия против республики может повториться".

Данных по жителям остальной Молдавии, которые считали бы, что на территории республики не место солдатам другой страны, у нее нет.

Главная Наша миссия Противодействие терроризму Подробнее

Возникновение и развитие вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова

История возникновения вооруженного конфликта между Молдавией и Приднестровьем берёт своё начало с событий конца 80-х годов прошлого столетия, когда летом 1989 г. Верховный Совет Молдавской ССР (МССР) принял законы о языках, объявлявших молдавский язык единственным государственным.

В ответ на это на промышленных предприятиях Приднестровья создаются советы трудовых коллективов, которые организуют массовые забастовки, требуя проведения референдума по этому вопросу, что было отвергнуто Кишиневом. С этого момента нарастание национального движения в Бессарабии, прежде всего в Кишиневе, стало подталкивать возникновение и рост движения за создание приднестровской автономии.

В январе-октябре 1990 г. в населенных пунктах левобережья, а также в городе Бендеры, расположенном на правом берегу Днестра, проводились туры голосования, названные позже референдумом. В них участвовало почти 80% граждан, имеющих право голоса, и 96% из них поддержали создание Приднестровской республики. В Кишиневе эти референдумы были объявлены незаконными.

Летом 1990 г. произошло обострение обстановки как в самой Молдове, так и в отношениях между Кишиневом и Приднестровьем. Депутаты от Приднестровья покинули Верховный Совет МССР, который 23 июня 1990 г. принял декларацию о независимости Молдавской ССР. В ответ 2 сентября 1990 г. в Тирасполе 2-й съезд депутатов всех уровней Приднестровья провозгласил создание Приднестровской Молдавской ССР (ПМССР) в составе СССР. Помимо собственно левобережной территории в нее были включены город Бендеры и еще несколько населенных пунктов на правом берегу.

В ноябре 1990 г. были проведены выборы в Верховный Совет Приднестровской Молдавской ССР. Острые противоречия возникли между Тирасполем и Кишиневом по вопросу о сохранении СССР. Молдавские руководители стремились к скорейшему выходу из Союза, тогда как приднестровские выступали за его сохранение.

Окончательное размежевание произошло во второй половине 1991 года. Сразу же после провала ГКЧП, 27 августа 1991 г. Верховный Совет Молдавии объявил о незаконности всех юридических актов, начиная с актов 1775 г., по которым Молдавия или ее части (прежде всего Приднестровье) входили в состав России или СССР.

В свою очередь, 1 декабря 1991 г. в Приднестровье состоялись выборы Президента ПМССР и референдум о независимости Приднестровской Молдавской Республики (ПМР — новое название республики). В них участвовало 78% жителей, имеющих право голоса, за независимость высказалось почти 98% голосовавших.

Результаты голосования в Приднестровье являются одним из доказательств того, что конфликт между этим регионом и Молдовой не имеет преимущественно этнического характера. Значительная часть молдавско-румынского населения левобережья в 1990-1991 гг. настойчиво поддерживала идею его независимости от Бессарабии.

Вооруженные столкновения начались осенью 1990 г. Они были порождены, с одной стороны, силовым давлением на находящиеся на территории Приднестровья структурные подразделения органов внутренних дел и прокуратуры с тем, чтобы они перешли под юрисдикцию Тирасполя. С другой стороны, молдавская сторона предприняла попытки вооруженного проникновения на левобережье для защиты своих сторонников в органах власти и для демонстрации своих претензий на то, что Приднестровье — такая же часть Молдовы, как и Бессарабия. В основном вооруженные стычки, подчас весьма ожесточенные, происходили вокруг переправ через Днестр и в населенных пунктах, находившихся на правом берегу, но перешедших под юрисдикцию Тирасполя.

С конца 1990 г. в Приднестровье создаются военизированные формирования, которые с середины 1991 г. вооружаются огнестрельным оружием. В частности, в ПМР создано Черноморское казачье войско, имеющее на вооружении бронетехнику и артиллерию.

В то же время молдавские власти создают сначала отряды полиции особого назначения (ОПОН), а затем после августа 1991 г. - свои вооруженные силы на основе части дислоцированных там вооруженных сил бывшего СССР. Источниками вооружения для обеих сторон послужили, прежде всего, арсеналы соединений бывшей 14-й армии, дислоцированной на территории Молдовы.

Новый этап эскалации конфликта начался весной 1992 г. 28 марта 1992 г. молдавским руководством было объявлено чрезвычайное положение, и Президент Снегур распорядился «ликвидировать и разоружить» приднестровскую милицию.

Особой остроты вооруженный конфликт достиг в июне 1992 г. во время боев за город Бендеры, расположенный на правом берегу Днестра, но включенный в состав ПМР. Политическая сторона противоборства заключалась в попытке молдавского руководства силой захватить город и поставить его под свой контроль.

Бои продолжались в течение 19-26 июня 1992 г. В них принимали участие с молдавской стороны силы МВД (прежде всего ОПОН), подразделения национальной армии, отряды волонтеров и отряды самообороны. Со стороны ПМР — республиканская гвардия, милиция, отряды казаков и ополченцев, а также территориальные спасательные отряды.

Об интенсивности боев свидетельствуют цифры потерь. Приднестровцы потеряли 203 человека убитыми (в том числе 169 членов вооруженных формирований) и около 300 человек ранеными. Молдавская сторона потеряла убитыми около 80 человек, более 500 было ранено, в том числе военнослужащих - около 350. Всего же в период с ноября 1991 г. по июль 1992 г. в ходе вооруженных столкновений погибло около 500 человек.

Российское руководство больше не могло сохранять нейтралитет, и 7 июля в регион прибыли полномочные представители президента России, которым удалось достичь соглашения о прекращении огня, и 21 июля в Москве Б. Ельциным и М. Снегуром в присутствии И. Смирнова было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».

Соглашение о принципах мирного урегулирования
вооруженного конфликта в Приднестровском регионе
Республики Молдова от 21 июля 1992 г.

На встрече лидеров государств-участников СНГ 6 июля 1992 г. молдавский президент М. Снегур поставил вопрос о направлении в зону конфликта миротворческих сил СНГ, в которые должны были бы входить молдавские, российские (но не 14-я армия), украинские и белорусские контингенты.

Однако это предложение не получило поддержки, так как миротворческая операция проводится не под эгидой СНГ, а в состав миротворческих сил вошли лишь молдавский, российский и приднестровский контингенты. Единственное, что было принято из предложений Снегура, заключалось в том, что российский миротворческий контингент не вошел в состав 14-й армии.

Юридической основой миротворческой операции служит «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», подписанное Б. Ельциным и М. Снегуром, а также завизированное президентом ПМР И. Смирновым 21 июля 1992 г.

Его основное содержание сводилось к следующему:

Конфликтующие стороны обязались предпринять все меры к полному прекращению огня, отвести войска и вооружения из «зоны безопасности»;

Для обеспечения контроля за прекращением огня, отводом войск и вооружений в этой зоне создавалась объединенная Контрольная комиссия, «состоящая из представителей трех сторон, участвующих в урегулировании»;

Комиссия использует в своей работе группы военных наблюдателей, ей в под¬чинение передаются созданные на добровольной основе воинские контингенты «представляющие стороны, участвующие в выполнении данного соглашения»;

Помимо контроля за прекращением огня Комиссия обеспечивает поддержание правопорядка в городе Бендеры;

Решения Комиссии принимаются консенсусом;

Воинские части 14-й армии будут строго соблюдать нейтралитет, вопросы о ее статусе, порядке и сроках вывода будут определены в ходе переговоров между Российской Федерацией и Республикой Молдова.

Таким образом, Россия официально закрепила свое положение как сторона, участвующая в урегулировании конфликта. Российский миротворческий контингент, наряду с молдавским и приднестровским, был введен в «зону безопасности». Контрольная комиссия приступила к работе. Положение вдоль берегов Днестра в военном отношении нормализовалось.

Состав и задачи российского воинского контингента
Совместных миротворческих сил в Приднестровском регионе
Республики Молдова

С 23 по 31 августа 1992 г. российский воинский контингент (РВК) был введен в зону конфликта с целью прекращения боевых действий между конфликтующими сторонами, отвода их вооруженных сил и боевой техники.

Первоначальный состав РВК: 6 батальонов, вертолетная эскадрилья (Ми-8 - 6 ед., Ми-24 - 4 ед.), мобильная группа 138-го отдельного полка связи ВГК (всего - 3,1 тыс. военнослужащих).

В настоящее время российский воинский контингент является составной частью созданных в соответствии с российско-молдавским Соглашением от 21 июля 1992 г. Совместных миротворческих сил (СМС) по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Данным Соглашением срок применения СМС в зоне конфликта определен до полного урегулирования конфликта.

На сегодняшний день миротворческие задачи выполняют 441 военнослужащий от Российской Федерации, 453 военнослужащих от Республики Молдова, 490 военнослужащих от Приднестровской Молдавской Республики и 10 военных наблюдателей от Украины.

Основные задачи российского воинского контингента: обеспечение режима прекращения огня и безопасности в зоне конфликта; наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка.

Миротворческий контингент выполняет задачи путем наблюдения, контроля и досмотра транспортных средств и лиц, въезжающих (входящих) в зону безопасности и выезжающих (выходящих) из нее.

Зона безопасности имеет глубину 225 км и ширину 12-20 км, расположена между конфликтующими сторонами и разделена на три участка: СЕВЕРНЫЙ — протяженностью 85 км и шириной до 12 км; ЦЕНТРАЛЬНЫЙ — протяженностью 60 км и шириной до 20 км; ЮЖНЫЙ — протяженностью 80 км и шириной до 14 км. В зоне безопасности определен район с повышенным режимом безопасности с центром в г. Бендеры.

В течение 20 лет, с 1992 г. по настоящее время, миротворческие подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации успешно выполняют задачи по обеспечению мира, стабильности и безопасности в зоне приднестровско-молдавского вооруженного конфликта.

С момента ввода в зону конфликта российские миротворцы за нарушение режима безопасности задержали около 120 тыс. человек, изъяли более 250 единиц стрелкового оружия, около 160 тыс. патронов и более 1,3 тыс. ручных гранат, обнаружили и обезвредили почти 14 тыс. взрывоопасных предметов, в том числе 6455 противопехотных мин, 2864 противотанковых мины, 222 различных фугаса.

Приднестровская Республика Молдова является единственным регионом на территории Восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись.

КИШИНЕВ, 3 окт — Sputnik. В преддверии обсуждения Генеральной ассамблеей ООН вопроса о выводе иностранных войск с территории Молдовы споры о том, стоит ли сохранить прежний миротворческий формат в Зоне безопасности на Днестре, разгораются с новой силой.

Сторонники вывода Оперативной группы российских войск из региона апеллируют к суверенитету и независимости Молдовы, что исключает присутствие в стране военных контингентов других государств.

Оперативная группа российских войск (ОГРВ), расположенная на левом берегу Днестра, выполняет две основные задачи: осуществляет миротворческую миссию совместно с приднестровскими и молдавскими миротворцами, а также охраняет военные склады в районе населённого пункта Колбасное.

На сегодняшний день в составе ОГРВ в Приднестровье остаются два отдельных мотострелковых батальона (выполняют миротворческие задачи), батальон охраны и обслуживания.

Российская группировка в Приднестровье не имеет ударной направленности, не имеет средств обеспечения ПРО или ПВО, средств ядерного сдерживания, нет испытательных полигонов, радаров, узлов связи, артиллерии, авиации, танков, которые были бы сопряжены с российской армией.

За 25 лет миротворческой миссии, благодаря высокому профессионализму военнослужащих, в регионе не было ни одного серьезного инцидента.

Приднестровье является единственным регионом на территории Восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись.

Ранее спикер парламента Молдовы Андриан Канду, говоря о "необходимости вывести российские войска с территории страны", отметил, что "власти в этом случае говорят только об оперативной группе российских военных, а не о миротворческом контингенте в Зоне безопасности".

Эксперт по Приднестровью Сергей Захаров уверен, что невозможно разделять расположенных в Приднестровье российских миротворцев и ОГРВ.

"Все мы помним вооруженный конфликт на Днестре в 1992 году, в итоге которого был сформирована ОГРВ для охраны складов в селе Колбасное. ОГРВ — это один общевойсковой батальон численностью 400 человек, имеющий легкое вооружение и в том числе занимающийся миротворческой операцией. В группировке существуют большие проблемы с ротацией, поэтому в ней служат и много местных жителей, имеющих российский паспорт", — отметил Захаров.

По его словам, известны случаи, когда на призывных пунктах в Приднестровье новобранцам предлагали выбрать между службой в вооруженных силах непризнанной ПМР и ОГРВ. Многие выбирали второе.

"Эта миротворческая операция уникальна тем, что за 25 лет ее проведения не произошло ни одного боестолкновения. А их вероятность, не будь миротворцев, — была бы очень велика, тем более, что имеет прецедент — вооруженный конфликт 92-го года. Эффект сдерживания здесь велик, и Россия играет в нем огромную роль", — сказал Захаров.

Но, может быть, стоит утилизировать боеприпасы в Колбасном или вывезти их из страны?

"Склады боеприпасов в приднестровском селе Колбасное являются самым большим в Европе схроном вооружения, где также есть снаряды времен Второй мировой войны. Утилизировать эти боеприпасы можно, есть много проектов, однако они дорогостоящие. Ни Кишинев, ни Тирасполь платить за утилизацию не захотят. А Россия, видимо, считает более финансово допустимым вариантом продолжать сохранять эти снаряды в прежнем режиме. Есть определенные правила хранения, которые в этом случае, как мы видим, соблюдаются", — комментирует эту проблему Захаров.

"Тирасполь не желает, чтобы Кишинев претендовал на этот схрон. Кроме того, в непризнанной ПМР эти склады считают своими. Поэтому для полноценного контроля ситуации ограниченная группировка российских войск необходима в регионе", — сказал Захаров.