Психологическое занятие для детей начальной школы по развитию внимания. Конспект психологического занятия для младших школьников «Секреты общения и сотрудничества в классе

Названия новых московских курсов для детей звучат как дисциплины волшебной школы Хогвартс. Первое преимущество курсов над классическими художественными и музыкальными школами - их можно менять каждый месяц, а то и каждую неделю. Второе - многие программы предполагают, что по выходным вы будете строить спутники, рисовать макеты и даже плавать с дельфинами всей семьей.

Робототехника и промышленный дизайн в «Робошколе» на ВДНХ

Во втором павильоне ВДНХ запустили четыре образовательных программы для детей от шести лет. На курсах по базовой робототехнике каждый ребенок создает робота с нуля: конструирует его модель и программирует «сердце» - систему простых кодов. Вторая программа - под названием STEAM (Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics) представляет собой комплекс инженерных уроков с постоянными экспериментами. Класс промышленного дизайна - для детей с тягой к искусству. На первой части занятий школьникам расскажут историю современного дизайна, на второй - помогут создать собственный арт-проект. Четвертая образовательная программа «Электротехника» разработана для тех, кто с интересом выкручивает винтики в будильниках и телефонах. Ребенку покажут, как на самом деле работает техника, и научат проектировать новые приборы.

Занятия проходят с 16:30 по будням и с 11:00 до 20:30 по выходным. Стоимость одного занятия - 1 500 руб. Стоимость месяца (4 занятия) - 5 200 руб. Курс (12 занятий) - 13 800 руб. Расписание «Робошколы» на 2017–2018 учебный год - на официальном сайте .

Гончарное мастерство, курсы токарного дела и витражная мастерская в «Парке ремесел» на ВДНХ


На детские курсы «Парка ремесел» принимают с четырех лет. Программу можно составить самому из десяти предметов. Среди них - работа с гончарным кругом и токарным станком, лепка глиняных изделий, создание фарфора, выжигание посуды, домашний декор своими руками. Чем эти курсы отличаются от кружков по рукоделию? В «Парке ремесел» преподаватели не дают ученикам единых образцов и помогают ребенку довести собственную идею до готового изделия. По выходным к детям присоединяются родители. Создатели образовательной программы «Парка ремесел» отмечают, что индивидуальный подход творческих курсов удобен и для детей с особенностями развития.

Записаться на любое занятие курса можно по отдельности, как на мастер-класс. Стоимость занятия в детской группе - 800 руб. Стоимость отдельного мастер-класса - от 500 до 2 000 руб. Расписание курсов - на сайте «Парка ремесел».

Курсы столярного мастерства в «Московской деревянной школе»


Работники столярной мастерской «Механические деревянные шестеренки» Вячеслав Швайков (столяр, дизайнер) и Екатерина Меньшикова (архитектор) составили три серьезных курса для детей от 5 до 12 лет. Занятия проходят в клубе «Мамин садик» в саду «Эрмитаж». Курс 1.0 - игровые лекции и эксперименты, связанные с изучением строения дерева, шишек и иголок, основ конструирования, базовых форм вещей. На курсе 2.0 дети создают первые изделия, а на третьем этапе учатся тонкостям отделки. Соблюдать именно такую последовательность необязательно: например, пятилетний ребенок может одновременно ходить и на вторую, и на третью программу.

Ведут курсы сами основатели: Вячеслав и Екатерина общаются с учениками на равных и всерьез воспринимают их фантазии. Задачи дети ставят себе сами: если девочка решит смастерить трактор, а мальчик - домик принцессы, преподаватели помогут ребенку составить план действий.

По субботам в школе проходят семейные мастер-классы: дети учат мам и пап мастерить из дерева игрушки и посуду.

Стоимость одного занятия - 1 500 руб. Расписание - на сайте .

Хирургия, палеонтология и детективные курсы проекта «Умная Москва»


«Умная Москва» - это двухчасовые курсы для детей от 7 до 14 лет в центре ЗИЛ. Каждый курс составлен в формате практической игры. На «Хирургии» дети делают операции игрушечному попугаю, на «Палеонтологии» - находят останки динозавров, на программе «Научный детектив» - расследуют преступление. Курсы проводят для двух возрастных групп: от 7 до 9 лет и от 10 до 14. В каждом занятии участвуют до 60 детей, учеников делят на четыре команды по 15 человек и распределяют по закрытым лабораториям. Капитанов команд здесь нет - каждый ребенок должен провести эксперимент своими руками, чтобы его группа выиграла. Преподаватели и разработчики «Умной Москвы» - выпускники РНИМУ им. Н. И. Пирогова и МГУ им. М. В. Ломоносова.

«Проект начинался с лекций для взрослых, но постепенно мы поняли, что популяризация науки для детей - более перспективная и интересная для нас ниша», - рассказывает основатель «Умной Москвы» географ Михаил Кнеллер.

В каждый билет на занятие для ребенка входит программа для родителей. Мам и пап приглашают на научную лекцию с викториной (обещают призы).

Стоимость одного билета (один ребенок + один или двое взрослых) - 1 750 руб. Для групп от 12 человек - 1 600 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

Клуб юных астрономов в Московском планетарии


Чтобы попасть на детские занятия Московского планетария, нужно заполнить анкету, пройти собеседование и надеяться на ответ - в группу набирают детей, которые уже увлечены звездами и знают, что у Сатурна семь колец. Возрастные ограничения кружка узкие: принимают детей - учеников 6–7-х классов. Собеседования начались 20 августа и будут проходить до 1 октября. Первая лекция курса назначена на 3 октября. Курс некоммерческий, попасть на занятия вне собеседования за дополнительную плату нельзя.

В программе первого курса клуба - работа с разными типами телескопов и наблюдение за переменными звездами с крыши центра, изучение истории происхождения Солнечной системы, базовой истории астрономии и законов движения небесных тел.

Подробную информацию о клубе можно найти .


В детском центре Еврейского музея и Центра толерантности для школьников работает театральная студия профессора актерского факультета в Институте культуры Инны Ваксенбург и программа After school (как группа продленного дня в школе, только с обедом в музейном кафе). С 19 сентября музей запускает второй курс для режиссеров от 8 до 12 лет «Кинопроект 8».

В программу входит восемь занятий по вторникам (с 16:00 до 18:00), на каждом ребенок освоит один из этапов производства фильма. Первый урок - пробный и бесплатный, его тема - драматургия сценария. На следующих занятиях школьникам объяснят, зачем нужны современные стили и жанры, научат обращаться с профессиональной камерой и работать с актерами.

После теоретической части курса каждый ребенок составит сценарий авторского этюда, в котором сыграет сам. Преподаватели обещают не влиять на идею ученика - только давать советы по ее воплощению.

Работы учеников первого курса музей выложил на Vimeo. https://vimeo.com/225733258

Абонемент на месяц (четыре занятия) - 4 000 руб. Запись на проект ограничена. Зарегистрироваться можно на сайте .

Курсы сторителлинга и литературного творчества в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля


В студии «Сказка выходного дня» при музее имени Даля есть два образовательных направления для школьников - «Литературное творчество» и «Сторителлинг». Создатель литературной программы, писатель и сценарист Валентина Дегтева придумала курсы для детей от 10 до 13 лет, которые не любят читать. На занятиях в студии «Сказка выходного дня» небольшие группы (пять-семь человек) снимают фильмы (есть мастер-классы по немому кино), рисуют мультфильмы с новыми поворотами известных сюжетов и доказывают на дебатах, кто же все-таки прав, Печорин или Грушницкий.

Если родители приходят на курсы вместе с детьми, то участвуют в процессе: играют в костюмеров и декораторов постановок. Если вы не боитесь смутить ребенка, Валентина выдаст вам соленое тесто и предложит слепить фигурку.

На курсы сторителлинга принимают с 5 до 13 лет. Здесь детей учат складывать логичные истории из хаотичных фрагментов, объясняют, как подать идею, чтобы ее поняли, приводят примеры из классической и современной литературы.

Стоимость одного занятия - 500 руб. Стоимость абонемента на полгода - 3 400 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

Технологии виртуальной реальности, 3D-моделирование и промышленный дизайн в «Лабе» на Мясницкой


30 августа на Мясницкой открылся коворкинг «Лаба» с курсами для детей от семи лет. Создатели проекта - основатель Музея советских игровых автоматов Максим Пинигин и архитектор Николай Михеев. Идея Максима и Николая - показать школьникам, что ценные новые идеи рождаются на стыке нескольких наук. «Здесь можно реализовать любую идею, от спутника до табуретки, в материальном мире», - рассказывает Михеев.

1 сентября в «Лабе» запустили десять направлений курсов для школьников: 3D-моделирование и 3D-печать, увлекательное программирование, промышленный дизайн, VR/AR (технологии виртуальной и дополненной реальности), анимация, создание архитектурных проектов с нуля, моделирование кораблей, машин и самолетов.

Расписание программ специально составлено так, чтобы школьник мог попробовать все направления. Идея выпускного проекта ребенка может совмещать сразу три дисциплины.

Посещать занятия могут и взрослые. Стоимость курсов не зависит от возраста.

В «Лабе» есть все необходимое оборудование для архитекторов, дизайнеров, мебельщиков и ювелиров (например, фрезерные и лазерные станки, режущий плоттер и 3D-принтер). Пока ребенок строит космический корабль, вы можете завершить свою работу.

Cтоимость шести занятий - 11 000 руб. Расписание занятий - на официальном сайте .

Лекторий для «юных Кусто», школа юного тренера и заплывы с дельфинами в «Москвариуме»


Если ребенок пересматривает фильм про касатку Вилли в третий раз, запишите его в школу юного тренера «Москвариума» на ВДНХ. Детей и подростков от 8 до 17 лет объединяют в группы по 5–7 человек. Профессор океанологии проводит им экскурсии по всему аквариуму, а ведущий тренер дельфинов-афалин рассказывает о тонкостях общения с животными. В это время дети наблюдают за тренировкой касаток и моржей. Вторая часть курса - практическая. Ученики играют с дельфинами, стоя на помосте, репетируют команды и перебарывают страх. Затем каждому выделяют 10 минут на заплыв с дельфином в большом бассейне.

Все участники, которые решаются поплавать с животными, получают диплом юного тренера.

В свободное от занятий время родители могут присоединиться к ребенку - в программе «Москвариума» есть семейные заплывы с дельфинами (сеанс на четверых - 25 000 руб.).

Стоимость одного дня занятий в детской группе (4 часа с обедом) - 10 000 руб. Подробности о проекте можно найти .

Программирование, логика кодов Minecraft и создание мобильных приложений в Moscow Coding School


Чтобы школьник проводил время за компьютером с пользой, достаточно выбрать один из трех курсов Moscow Coding School - «Программирование для детей: приложения» (с 11 до 14 лет), «Гаджеты с Александром Братчиковым» (с 10 до 14 лет) или «Программирование для детей: Minecraft» (с 10 до 13 лет). Первая образовательная программа - для тех, кто никогда не программировал. Через шесть занятий ребенок может скачать собственное приложение на iPhone из AppStore. Школьникам наглядно рассказывают о том, как создать грамотный дизайн и воплотить идею в прототип, а затем и рабочий образец приложения. «Пропуск» на курс - MacBook с загруженной средой Xcode.

Направление о гаджетах ведет известный веб-разработчик, выпускник «Стрелки» Александр Братчиков. На занятиях Александр объясняет детям на понятном языке, почему мобильные телефоны и компьютеры работают именно так.

Для третьего курса на детский компьютер придется скачать игру Minecraft - в образовательных целях. Ученики будут влиять на ход действий и эмоции героев с помощью программного кода Phyton.

Стоимость одного курса - 14 999 руб. Подробное расписание и запись - на официальном

Ольга Пономарева
Программа развивающих занятий для младшего школьного возраста

Пояснительная записка

Занятие 1 : “Я и Мое тело”

Занятие 2 : “Я и Мой язык”

Занятие 3 : “Я и Мой Язык”

Занятие 4 : “Я и Мои эмоции”

Занятие 5 : “Я и Мои эмоции”

Занятие 6 : “Я и Я”

Занятие 7 : “Я и Я”

Занятие 8 : “Я и Другие”

Занятие 9 : “Я и Другие”

Занятие 10 : “Я и Другие”

Литература

Пояснительная записка

Ценность младшего школьного возраста заключается в глубоких изменениях, происходящих в психологическом облике младшего школьника , свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе . В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст -это период позитивных изменений и преобразований, научить детей принимать других людей такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Идеей программы "Жить в мире с собой и другими" является идея мира и ненасилия, в общении, формирование личностных качеств детей, их духовного слоя, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества .

Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими, проявление же любого негативного отношения может разрушить все попытки общения с окружающими.

Важную роль в процессе общения играет умение выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жестов и движений другого человека. Непонимание другого-причина страха, отчужденности, враждебности.

Проводя занятия , необходимо научить детей оценивать себя, правильно понимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу собственные успехи и достижения. Это поможет обрести необходимую уверенность в общении, почувствовать себя легче и бодрее, научит постоянно дарить людям улыбку, делиться в общении друг с другом своими мыслями и чувствами.

Подлинное человеческое общение начинается с осознания собственного "Я". Постепенно это чувство дополняется серией поступков и слов, обращенных к другим людям. Ценным результатом такого взаимодействия является возможность "увидеть" рядом другого человека с присущими ему внешними и внутренним миром.

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредоточиваться на высказываниях собеседника, этому на занятиях отводится особое место.

Цель программы - формирование у младших школьников терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Задачи :

1. Обучение детей пониманию себя и умению "жить в мире с собой".

2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания другим людям.

3. Развитие открытости и мужества выражать свое отношение к другим людям без насилия.

4. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

5. Овладение умениями выражать свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

6. Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями как средствами человеческого общения.

Продолжительность : 10 часов (1 раз в неделю) .

Занятие 1 : “Я и мое тело”

Цель : преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а так же двигательное раскрепощение.

1. Знакомство.

Цель : знакомство, снятие психологического напряжения в группе. Участники вместе с ведущим занимают места, образуя круг.

1. Знакомство с передачей мяча друг другу. Например :

а) участник называет свое имя и передает мячик другому, который тоже называет свое имя и передает мячик дальше, пока не представятся все участники;

б) участник кидает мячик любому члену группы, тот называет свое имя и кидает мячик кому-либо по своему выбору;

в) участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, после этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч, вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева.

АНАЛИЗ УПРАЖНЕНИЯ :

Узнал ли ты, как кого зовут?

Чье имя было запомнить труднее всего?

Доволен ли ты своим собственным именем?

2. Обсуждение правил :

Не опаздывать и не пропускать занятия

Не обижать друг друга

Называть друг друга только по имени

3. Разминка

ЦЕЛИ :

Создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;

Повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы;

а) Упражнение "Меняются местами".

Все сидят в кругу, водящий стоит, его стул отставляется. Водящий говорит : "Меняются местами те, у кого. ,{например, в одежде есть синий цвет); те участники, у кого есть названный признак, быстро меняются местами друг с другом, водящий стремиться занять одно из освободившихся мест. Оставшийся без стула, становится водящим.

б) Упражнение "Почесать спину".

Все встают в два больших круга, так чтобы каждый оказался напротив участника из другого круга (внешнего или внутреннего, таким образом, образовав пары, после чего необходимо сделать друг другу приятный и бодрящий массаж.

4. Основное содержание занятия :

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО :

Ребята! Мы с вами начинаем тренинг под названием " Жить в мире с собой и с другими".

Как вы понимаете смысл этих слов?

После высказываний ребят, ведущий подводит итог, сообщает о задачах, которые будут решаться на занятиях .

а) Игра "Тень".

Цель : развитие внутренней свободы и раскованности.

Необходима фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные - “зрители”. Один ребенок - "путник", другой его "тень". "Путник" идет через поле, а за ним, на 2-3 шага сзади, идет второй участник, его "тень". Последний старается точь-в-точь скопировать движения первого. Желательно стимулировать "путника" к выполнению разных движений : "сорвать цветок", "присесть", "поскакать на одной ноге", "остановиться и посмотреть из-под руки" и т. д.

б) Игра "Путаница".

Цель : преодоление скованности, двигательное раскрепощение.

В этой игре хорошо использовать, веселую музыку. Дети встают в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Павой рукой каждый берет за руку любого игрока, левая остается для того, чтобы за нее кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом, образуется путаница. Задача детей - распутаться, не отпуская рук.

в) Игра "Белые медведи".

Цель : снятие мышечного напряжения, стимулирование активности и развитие навыков совместных действий.

Условно обозначается берлога, в которой будут жить белые медведи. Двое участников берутся за руки - это медведи. Со словами "медведи идут на охоту!" они бегут, стараясь окружить и поймать других участников игры. Потом медведи идут спать, а затем снова на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одного не пойманного игрока.

5. Рефлексия занятия :

Как вы чувствуете себя сейчас?

Чувствуете ли вы себя теперь иначе, не так, как в начале игры?

Занятие 2 : "Я и Мой язык"

Цель : развитие языка жестов , мимики и пантомимики; понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

1. Разминка.

Цель : повышение сплоченности группы.

а) Игра : "Дракон кусает свой хвост".

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впередистоящего. Первый участник - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Первый играющий пытается поймать последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держаться друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост ("не укусит" хвост, то на место "головы" дракона встает другой ребенок.

б) Игра "Бип"

Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то тот, кого угадали, говорит "бип".

2. Основное содержание занятия .

а) Беседа "Как можно общаться без слов?" Обсудить с детьми, с помощью каких средств они могут общаться с другими людьми. Спросить, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние.

б) Упражнение "Иностранец".

Цель : развитие языка жестов .

Детям предлагается пообщаться с иностранцем, который приехал в гости и не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорил. Пообщайтесь с ним, объясните ему значение некоторых слов.

в) Упражнение "Через стекло".

Цель : развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.

Детям предлагается сказать друг другу что-либо жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Темы для разговора можно предложить следующие : "Вы забыли надеть шапку, а на улице очень холодно"; "Принеси мне стакан воды, я хочу пить" и т. п. или ребенок сам придумывает свое сообщение.

После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли было?

г) Игра "Изобрази сказку".

Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм, и пытаются изобразить ее без слов. А другая группа должна угадать, какая это сказка и кто кого изображает.

В этой игре важно договориться, о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

3. Рефлексия :

Кому понравилось занятие ?

Что было необычно?

Кому было трудно?

У кого получалось общение без слов, без особого труда?

Занятие 3 : "Я и Мой язык".

Цель : развитие языка жестов , мимики и пантомимики; Понимание того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.

1. Разминка :

Цель : создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

а) Упражнение "Американский дождик".

Упражнение выполняется стоя в круге. Начинает упражнение ведущий, потом присоединяется соседний к нему ребенок, потом следующий и так по очереди, пока упражнение не начнут выполнять все. Затем ведущий показывает следующий сигнал, сосед выполняет то, что показывает ведущий (остальные в это время выполняют прошлый сигнал) .

СИГНАЛЫ : 1. Щелчки пальцами.

2. Растирание ладошек.

3. Попеременные, легкие удары ладошками по груди.

4. Удары по коленкам.

И в обратном порядке, до первого сигнала.

б) Упражнение "Приветствие".

Цель : установление физических контактов, способствовать большей учеников со всеми классами.

Цикл развивающих занятий для младших школьников.

МБОУ СОШ № 12 –Кондрушина О.Е.

МБОУ Мотмосская СОШ - Сергеева С.И.

В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа детей с разными нарушениями поведения. Педагоги, которые работают с такими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны. Склонны к « взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телеэкране, им трудно взаимодействовать друг с другом.

Данные занятия проводились по методике М.Г. Дрезниной с детьми от 8 до 10 лет с нарушениями в поведении, общении, эмоциональной сфере. Проведенные занятия показали, что могут успешно применяться и для детей без нарушений в поведении в качестве профилактического мероприятия.

В структуру каждого занятия вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе и арт-терапевтические упражнения автора М.Г. Дрезниной.

Многообразие предложенных в занятиях психотехник поможет детям гибко овладеть различными образами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.

Цель занятий: формирование социально – адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Коррекция агрессивных форм поведения
  2. Снятие эмоционально- психического и телесного напряжения
  3. Развитие у детей в процессе коммуникативной деятельности высших психических функций: внимание, память, мышление, воображение.
  4. Обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей .

Ожидаемые результаты реализации занятий:

Улучшение психоэмоционального самочувствия ребенка;

Благоприятный психологический климат в коллективе;

Повышение уверенности в себе;

Развитие познавательной деятельности;

Стабилизация эмоционального состояния, контроль собственного поведения адекватно ситуации.

Количество занятий- 4

Количество участников- 8-12 человек

Продолжительность занятия -60 минут.

Занятие № 1. Лучики солнца.

Цель: научить детей работать вместе над созданием общей коллективной работы.

Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы

Материалы для работы:

Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки,счетные палочки для выкладывания красок,стаканчики для воды,тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

Ход занятия.

  1. Приветствие.

В кругу. Дети, держась за руки произносят:

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

  1. Разминка. Психогимнастика « Бабочка»

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

Основная часть.

Психолог:

Дети, сегодня мы с вами создадим уникальную картину

Начнем с раскрашивания красками бумажных полосок.

(Каждый ребенок получает 1-2 полоски)

Возьмите стаканчики и наберите в них чистой воды.

Рассмотрите, какие цвета красок перед вами. Правда они красивые. Чтобы мы могли ими рисовать в них надо добавить воды (психолог объясняет детям как разводить краски, как их смешивать на бумажной палитре).

А теперь раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами, а можно одним цветом.

(Дети с интересом принялись за работу, некоторые проговаривают, что им хотелось бы изобразить.

Теперь наши полоски должны просохнуть, а затем мы продолжим с ними работать.

А пока они сохнут выполним с вами упражнение « Волшебные шарики»

Подвижное упражнение « Волшебные шарики» (Павлова Я.А.)

Цель упражнения:

Приглашаем вас подойти к столу и занять место около листа, на котором у нас изображен круг.

Теперь мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну маленькую часть круга.

Каждый занял свое место около ватмана и стали работать. Они расписывали свои сегменты, при этом общались, спрашивали друг у друга, что каждый из них рисует.

Через некоторое время, когда дети закончили работу, психолог кладет в центр большого листа раскрашенный детьми круг и приклеивает его.

Затем дети разложили свои полоски на этом большом листе. Они разместили и приклеили их от центра к краям большого листа.

Все внимательно смотрят на общий продукт деятельности. Каждый чувствует свой собственный вклад в общее творческое дело.

Интервью художника (рефлексия).

Ритуал прощания «Бутон»

Хочется счастья вам пожелать

Все хором

Самое главное – не унывать.

Занятие № 2. Линия и эмоции

Цель : формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное состояние.

Задачи:

  1. Познакомить детей с эмоциями.
  2. Научить узнавать эмоции других людей.
  3. Снятие эмоционального напряжения.

Материал для работы.

Бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

  1. Приветствие .В кругу. Дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города.

Дружат девчонки, дружат мальчишки.

Смех и улыбки дружат всегда.

  1. Разминка. Упражнение «Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Основная часть

3. Знакомство детей с эмоциями (теоретическая часть). Дидактическая игра « Эмоции »

Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас мы вам раздадим карточки с названием эмоций. Вам нужно к вашему слову подобрать слова-синонимы, объединённые общим смыслом.

Например:

радость – счастье

грусть – печаль

удивление – восхищение

страх – тревога

горе – печаль

злоба – недовольство

ярость – гнев

радость – веселье

испуг – страх и т.п.

  1. Упражнение «Покажи эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики, жестов, звуков показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
  2. Информация о линиях. Рассказать участникам о линиях, какие они бывают (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.). Предлагается нарисовать эмоции при помощи линий и цвета.

1. Удивление

2. Обида

3. Грусть

4. Удовольствие

5. Страх

6. Злость

7. Интерес

8. Радость

  1. Беседа по работам. Дети поделились своими впечатлениями, рассказали, какие эмоции преобладали в процессе рисования.

Интервью художника по желанию.

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 3 Я рисую

Цель: формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное состояние.

Задачи:

  1. Научит определять эмоциональное состояние.
  2. Отработать свое эмоциональное состояние через художественное творчество.
  3. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.
  4. Снятие эмоционального напряжения.

Материал для работы :

Бумага А4, краски, простые карандаши, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

  1. Приветствие .

Упражнение «Бабочка»

  1. Упражнение «Угадай эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
  2. Рисование живых существ из эмоций.

Сегодня мы с вами будем рисовать при помощи линий с прошлого занятия какого-нибудь зверя или смешное существо. Давайте посмотрим и вспомним, какими линиями и цветом мы с вами рисовали эмоции.

Сегодня каждый из вас будет использовать в своей работе две-три линии, которые нравятся больше других.

После завершения работы дети рассказывают о своих животных, какие они, откуда, есть ли у них друзья, чем занимаются и т.д.

Интервью художника.

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 4 Лучики солнца. Рисуем свою мечту.

Цель: формирование социально адекватных форм поведения.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативной сферы младших школьников.
  2. Создание благоприятной атмосферы в детской группе
  3. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
  4. Развитие эмоциональной сферы

Материалы для работы:

Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

Ход занятия

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Бабочка»
  3. Рисуем мечту

Сегодня каждый из вас получил вот такие полоски. Раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами. Можете создать на этой полоске сюжет из своего настроения и мечты.

После завершения работы полоски просыхают, а дети приглашаются к другому столу.

Подойдите все к этому большому листу. Этот круг мы сейчас раскрасим все вместе. Каждый из вас раскрасит только свою часть.

Молодцы, какие замечательные рисунки у вас получились. Возьмите свои полоски и разложите на этом большом листе.

Данную работу размещаем рядом с первой и просим ребят сравнить их и сказать чем отличаются.

Интервью художника

Ритуал прощания «Бутон»

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Заключительная часть в конце каждого занятия.

Хочется счастья вам пожелать

Все хором

Самое главное – не унывать.

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Подготовили и провели педагоги-психологи:

МБОУ Мотмосская СОШ -С.И.Сергеева

МБОУ СОШ № 12 – О.Е.Кондрушина


Программа развивающих занятий

«Лучики солнца»

(для младших школьников по методике М.Г. Дрезниной)

Кондрушина Оксана Евгеньевна

педагог-психолог МБОУ средняя школа № 12

г.о.г. Выкса

Сергеева Светлана Ивановна

педагог-психолог МБОУ Мотмосская средняя школа

г.о.г. Выкса

Пояснительная записка

В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа детей с разными нарушениями поведения. Педагоги, которые работают с такими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны, склонны к « взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телеэкране, им трудно взаимодействовать друг с другом.

Арт-педагогика позволяет специалистам проводить диагностику, коррекцию и реабилитацию человека, помогает в развитии эмоциональной сферы и речи ребенка. С помощью методов арт-терапии можно раскрыть внутренние резервные возможности даже взрослого человека, улучшить его эмоциональное состояние, повысит самооценку, помочь в общении с другими людьми.

Во время творческого процесса человек фактически сам себя лечит. Например, в момент рисования подсознательные проблемы выходят наружу в виде образов, композиции, цвета. На занятиях происходят удивительные вещи, дети раскрываются самым неожиданным образом. Важны не сами рисунки - главное происходит в области коммуникации, на уровне человеческих отношений.

Цикл развивающих занятий « Лучики солнца» проводился по методике М.Г. Дрезниной с детьми от 8 до 10 лет с нарушениями в поведении, общении, эмоциональной сферы.

Проведенные занятия показали, что могут успешно применяться и для детей без нарушений в поведении в качестве профилактического мероприятия.

Данные занятия можно использовать в работе с детьми с ОВЗ, направленные на преодоление трудностей и компенсацию недостатков в эмоциональной сфере. В структуру каждого занятия вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе и арт-терапевтические упражнения автора М.Г. Дрезниной.

Многообразие предложенных в занятиях психотехник поможет детям гибко овладеть различными образами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.

Цель занятий: формирование социально - адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Коррекция агрессивных форм поведения.

Снять эмоционально - психическое и телесное напряжение.

Развивать у детей в процессе коммуникативной деятельности высшие психические функции: внимание, память, мышление, воображение.

Обучать анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей .

Ожидаемые результаты реализации занятий:

1. Улучшение психоэмоционального самочувствия ребенка.

2. Благоприятный психологический климат в коллективе.

3. Повышение уверенности в себе.

4. Активная познавательная деятельность.

5. Стабилизация эмоционального состояния, контроль собственного поведения адекватно ситуации.

Количество занятий: 7 занятий.

Количество участников: 8-12 человек.

Продолжительность занятия: 60 минут.

Тематическое планирование

Тема

Цель

Содержание

Кол-во часов

«Лучики солнца»

Приветствие.

Основная часть. Практическая работа детей- создание картины. Подвижное упражнение « Волшебные шарики»

«Линия и эмоции»

Формирование у детей умения выражать своё эмоциональное состояние.

Приветствие.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Упражнение «Покажи эмоцию».

Рефлексия «Интервью художника»

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

«Я рисую»

Развить умение выражать своё эмоциональное состояние.

Приветствие.

Разминка (упражнение « Бабочка») Основная часть.

Упражнение «Угадай эмоцию».

Рисование животных при помощи линий и цвета (практическая работа детей)

Рефлексия «Интервью художника»

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

«Лучики солнца. Рисуем свою мечту»

Формирование у детей социально адекватных форм поведения.

Приветствие.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Основная часть

Упражнение «Рисуем мечту».

(практическая работа детей)

Рефлексия «Интервью художника»

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»)

5-6

«Город моей мечты»

Приветствие.

Разминка (упражнение «Бабочка») Основная часть

Создание коллективной работы. Рефлексия «Интервью художника»

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

«Поговорим рисунками»

Отработка навыков конструктивного общения через умение участников действовать совместно для достижения общей задачи.

Приветствие.

Разминка (упражнение «Бабочка») Основная часть.

Рефлексия «Интервью художника»

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Содержание занятий.

Занятие № 1 «Лучики солнца»

Цель: создание общей коллективной работы.

Задачи:

Развить эмоциональную сферу.

Материалы для работы:

Ход занятия.

Приветствие.

Дружат поселки и города

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Цель:

Основная часть.

Психолог: - Дети, сегодня мы с вами создадим уникальную картину

Начнем с раскрашивания красками бумажных полосок (каждый ребенок получает 1-2 полоски).

Возьмите стаканчики и наберите в них чистой воды.

Рассмотрите, какие цвета красок перед вами. Правда, они красивые. Чтобы мы могли ими рисовать в них надо добавить воды (психолог объясняет детям, как разводить краски, как их смешивать на бумажной палитре). А теперь раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами, а можно одним цветом.

(практическая работа детей)

Психолог: Теперь наши полоски должны просохнуть, а затем мы продолжим с ними работать. А пока они сохнут выполним с вами упражнение « Волшебные шарики»

Подвижное упражнение « Волшебные шарики» (Павлова Я.А.)

Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Педагог просит их закрыть глаза и сделать из ладошек « лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик - «болтик»- и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него. Согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

(ответы детей)

Психолог: Приглашаю вас подойти к столу и занять место около листа на котором у нас изображен круг. Теперь мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну маленькую часть круга.

(практическая работа детей)

Каждый ребенок занимает свое место около ватмана и начинает расписывать свои сегменты. Долее к раскрашенному кругу дети приклеивают заранее приготовленные полоски от центра к краям большого листа. Работа завершена.

(Коллективный просмотр выполненной работы)

Даша П.: «Я иду гулять, мне светит солнце».

Илья Д.: « У меня на рисунке злобная жаба, одинокий человек. Я сегодня подрался. Да, это не хорошо, но он меня обозвал».

Настя Д.: « Я рисую море. Хочу, чтобы было лето. Я купаюсь в море».

Настя Р.: « У меня тоже лето. У меня сегодня хорошее настроение».

Данил Л.: « У меня космическое небо, грозное небо».

Кирилл М. : « Я рисую море. Пароход разукрашивать не хочу. Не знаю, что рисовать».

Илья Г.: « Мне хорошо. Я рад. Сегодня интересно».

Алина Ф.: « Я хочу нарисовать золотую рыбку и пустыню. Моё настроение разное: хорошее и грустное».

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Психолог:

Самое главное - не унывать. (Все хором)

Занятие № 2 «Линия и эмоции»

Цель : формирование у детей умения выражать своё эмоциональное состояние.

Задачи:

Познакомить детей с эмоциями.

Научить узнавать эмоции других людей.

Материал для работы: бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия.

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела.

Основная часть (знакомство детей с эмоциями)

Дидактическая игра « Эмоции »

Психолог: Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас я раздам вам карточки с названием эмоций. Вам нужно к вашему слову подобрать слова-синонимы, объединённые общим смыслом.

Например:

радость - счастье

грусть - печаль

удивление - восхищение

страх - тревога

горе - печаль

злоба - недовольство

ярость - гнев

радость - веселье

испуг - страх и т.п.

Упражнение «Покажи эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики, жестов, звуков показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.

Информация о линиях. Психолог рассказывает участникам о том, какие линии бывают (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.) и предлагает нарисовать эмоции при помощи линий и цвета.

1. Удивление

2. Обида

3. Грусть

4. Удовольствие

5. Страх

6. Злость

7. Интерес

8. Радость

Рефлексия « Интервью художника»

(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

Даша П.: « Мне понравилось рисовать радость. Она у меня оранжевая».

Илья Д.: «А у меня все линии прямые и одним цветом».

Настя Р.: « Я прямыми линиями нарисовала только удовольствие и интерес».

Илья Г. : «Я нарисовал радость прямой линией, потому что её много она длинная и прямая».

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог: Хочется счастья вам пожелать

Самое главное - не унывать. (Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Занятие № 3 «Я рисую»

Цель: развить умение выражать своё эмоциональное состояние.

Задачи:

Научить определять эмоциональное состояние.

Отработать свое эмоциональное состояние через художественное творчество.

Формировать осознание собственных эмоций и чувств других людей.

Снять эмоциональное напряжение.

Материал для работы : бумага А4, краски, простые карандаши, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела.

Основная часть

Упражнение «Угадай эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.

Рисование животных при помощи линий и цвета.

Сегодня мы с вами будем рисовать животных или любых существ при помощи линий, которые мы изучали на прошлом занятии. Давайте их вспомним. Каждый из вас должен использовать в своей работе две или три линии, которые нравятся больше других.

(практическая работа детей)

После завершения работы дети рассказывают о своих животных: какие они, откуда, есть ли у них друзья, чем занимаются и т.д.

Рефлексия « Интервью художника»

(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

Настя Д.: - «Я нарисовала червяка, он у меня радостный, у него есть друзья такие же червячки, только все они разные по цвету».

Алина Ф.: « У меня кошка и собака. Собака нарисована радостной линией, а кошка злой. Собака хочет подружиться с кошкой и сделать её доброй».

Илья Г. : «Я нарисовал машину интересной линией, а раскрасил её линией удовольствия. У меня недавно было день рождения. А когда я вырасту, буду водить машину».

Даша П.: « Я нарисовала овечку. Сначала я её нарисовала грустную, но потом решила нарисовать её друзей - кошку и зайца. Когда у овечки появились друзья, она стала веселой, потому что она теперь не одна».

Даниил Л.: - «Я нарисовал дракона. Он у меня один, потому что его все боятся. Мне хочется, чтобы у него появились друзья и его перестали бояться, потому что на самом деле у него доброе сердце».

Илья.: «Я нарисовал кошку. Она у меня тоже одна, у неё острые зубы, она кусается».

Кирилл М.: «А у меня получился кот. Он добрый и сильный».

Настя Р .: «Я нарисовала лебедя и лису. Они красивые и умные».

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог: Хочется счастья вам пожелать

Самое главное - не унывать. (Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Занятие № 4. «Лучики солнца. Рисуем свою мечту»

Цель: формирование у детей социально адекватных форм поведения.

Задачи:

Развить коммуникативную сферу младших школьников.

Создать благоприятную атмосферу в детской группе.

Развить творческий потенциал каждого ребенка.

Развить эмоциональную сферу.

Материалы для работы: ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, круг из бумаги, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела.

Основная часть

Упражнение «Рисуем мечту».

Сегодня каждый из вас получит полоски бумаги. Раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами. Можете создать на этой полоске сюжет из своего настроения и мечты.

(Практическая работа детей)

(После завершения работы полоски просыхают, а дети приглашаются к другому столу)

Приглашаю вас подойти к столу и занять место около листа, на котором у нас изображен круг. Теперь снова мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну часть.

(Практическая работа детей)

Молодцы, ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Возьмите свои полоски и разложите на этом большом листе.

Данную работу размещаем рядом с работой, выполненной на первом занятии и просим ребят сравнить их и сказать чем они отличаются.

Рефлексия « Интервью художника»

(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

Настя Д.: «Я хочу быть бабочкой, чтобы научиться летать и увидеть мир. У меня отличное настроение».

Алина Ф.: « У меня сегодня отличное настроение. Мне хочется лета».

Илья Г.: «Я нарисовал корабль и необитаемый остров. Мне хочется уехать туда и от всех отдохнуть».

Даша П.: « Я нарисовала луг и много цветов. Цветы поднимают настроение. Я хочу подарить букет маме».

Даниил Л.: « Я тоже нарисовал корабль и остров. Я хочу уплыть на него, чтобы меня там никто не доставал, как в классе».

Илья Д.: « Я нарисовал солнце и море, а в море плавает дельфин».

Кирилл М.: « Я нарисовал торт, чтобы угостить всех своих друзей».

Настя Р.: « Я нарисовала лебедя. Мне очень нравятся эти птицы они красивые и важные».

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог: Хочется счастья вам пожелать

Самое главное - не унывать. (Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Занятие № 5 -6 «Город моей мечты»

Цель: создание общей коллективной работы.

Задачи:

Развить коммуникативную сферу младших школьников.

Создать благоприятную атмосферу в детской группе.

Развить творческий потенциал каждого ребенка.

Развить эмоциональную сферу.

Материалы для работы: ватман, цветная бумага, картон, коробки, кисточки для клея, клей, цветные карандаши, маркеры.

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела.

Основная часть

Создание коллективной работы.

Психолог: Посмотрите ребята на эти большие листы, сегодня на них мы будем создавать город нашей мечты. В городе может быть инфраструктура - кафе, магазины и т.д. В черте города может быть лес, река, озеро, парк. У каждого из нас есть дом, в котором мы живем. Подойдите к столу и возьмите необходимый материал для создания вашего дома. Можете приступать к работе.

(Практическая работа детей)

Прошу вас подойти к большим листам и разместить свои дома в нашем городе. Хорошо. А сейчас все вместе мы должны договориться и создать наш будущий город мечты.

(Практическая работа детей)

Молодцы! Какой замечательный город у вас получился.

Рефлексия « Интервью художника»

(Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

Настя Д.: « У меня яркий дом, чтобы его все видели и приходили в гости».

Алина Ф.: « А мне понравилось строить парк. А свой дом я разместила на берегу озера. Там тихо и красиво».

Илья Г.: «А я свой дом поместил рядом с кафе. Мне хочется работать в кафе и готовить вкусное мороженое».

Даша П.: « Мой дом красный. Это мой любимый цвет. Мне очень понравилось делать карусели для парка».

Даниил Л.: «А мой дом находится на реке. Мне понравилось делать дороги в городе».

Илья Д.: «Мой дом находится рядом с домом Данила, чтобы мы могли часто ходить друг к другу в гости».

Кирилл М.: « У меня дом - это машина. И я смогу жить где захочу ».

Настя Р.: « Мой дом весь в цветах. Он похож на дом феи. Мне очень понравилось создавать этот город».

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог: Хочется счастья вам пожелать

Самое главное - не унывать. (Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Занятие № 7 «Поговорим рисунками»

Цель: отработка навыков конструктивного общения через умение участников действовать совместно для достижения общей задачи.

Задачи:

Развить коммуникативную сферу младших школьников.

Создать благоприятную атмосферу в детской группе.

Развить творческий потенциал каждого ребенка.

Получение обратной связи от участников.

Материалы для работы: бумага формата А3,А 4, цветные карандаши, маркеры.

Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

Разминка (упражнение « Бабочка»)

Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз - росой она умылась, Два - изящно покружилась, Три - нагнулась и присела, На четыре - улетела.

Основная часть

Упражнение «Тематический рисунок».

Участники разбиваются на группы по 3-4 человека. В каждой подгруппе на листе А3 выполняется коллективный рисунок, разговаривать нельзя.

Темы рисунков задает психолог, например времена года (зима, весна, лето, осень), буйство четырех стихий (земля - землетрясения, обвал; вода - шторм, наводнение; огонь - пожар, извержение вулкана; воздух -ураган, смерч).

Рисуют все одновременно.

В завершении работы каждый участник демонстрирует свои детали рисунка, делиться мыслями о том, насколько фактически получившиеся коллективное изображение соответствует его личным замыслам, высказывается общее впечатление о работе.

Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

Психолог: Хочется счастья вам пожелать

Самое главное - не унывать. (Все хором)

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Литература

Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога в школе// Мир психологии. 1996. № 1.

Азарова Т.В., Афанасьева Е.И, Битянова М.Р., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. -М.: Совершенство, 1998.

Дрезнина М.Г. Каждый ребенок-художник.-М., 2002.

Дрезнина М.Г. Учимся рисовать.-М.: Ювента, 2002.

Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.- Волгоград.: Учитель, 2009.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. -М. Генезис, 2006.

Чистякова М.И. Психогимнастика. -М.: Просвещение, 1990.

Цель: развивать нестандартное мышление, творческое воображение, внимание.

Оборудование: у учащихся — распечатки двух текстов, тетрадь в клетку.

Учитель.

В страну Перевертундию я вас позвать хочу,

Там ученик, поверьте мне, зовется КИНЕЧУ.

Комарик не комарик там, а некий КИРАМОК,

А КОМЕРЕТ по-нашему — обычный теремок.

(М. Пляцковский)

Там перевернуто буквально всё, причем, разными способами. Вы готовы к посещению страны Перевертундии? Сейчас проверю. Попробуйте быстро и правильно, как в стихотворении М. Пляцковского, перевести слова с «перевертундского» языка на русский:

АЦИЛБАТ, МУИРАВКА, ТАРДАВК,

АММАРГЕЛЕТ.

Слова записаны на доске. Дети делают «перевод» в тетрадях. Проверка.

Отлично! А сможете сделать то же самое на слух?

Учитель называет слова, дети записывают в «перевернутом» виде. Проверка.

МЫД, МОД, КУС, ЗАГ, ОНИК, АЧУК.

Ну что ж, в путь! Пока наше воображение мчит нас в Перевертундию, я расскажу вам о ней.

Учащиеся получают распечатки текста.

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона...

Из «Занимательной грамматики» А. Арсирия.

Если читать, как написано, то есть по строчкам, то получается, что все перевернуто с ног на голову. Попробуйте отделить вертикальными черточками одну фразу от другой, а в начало и в конец текста добавить подходящие, на ваш взгляд, фразы.

Самостоятельная работа. Проверка.

Вот такая она, Перевертундия! И мы уже на ее территории. Сколько ж здесь народу! И все шумят, смеются, говорят на «перевертундском» языке. Я улавливаю только отдельные фразы, но не могу их с ходу перевести. Может, у вас получится?

ЧЕСА ЗАГОЛОВАПАСЬ (голова зачесалась)

ЗАПЛЕТЫК ЯЗЫКАЕТСЯ (язык заплетается)

КРАСНЫ ПОУШЕЛИ (уши покраснели)

ДРОЖИ ЗАРУКАЛИ (руки задрожали)

КРЫВА ЗАГЛАЗАЮТСЯ (глаза закрываются)

СТУЧИ ЗАЗУБАЛИ (зубы застучали)

Смотрите, вот идет группа мальчишек и девчонок, ваших ровесников. Давайте с ними познакомимся.

Дети получают распечатки текста.

— Ну, ребята, как делишки?

— Хорошо, — кричат мальчишки.

— Есть ли новости у вас?

— Есть! — и начали рассказ.

— Ходил я в цирк не так давно.

— А я на речке был.

— Как было весело, смешно!

— Разделся и поплыл.

— Там клоун был без головы.

— И стал тонуть. Ребята шли.

— Играли в мяч морские львы.

— Они меня спасли.

(А. Шибаев)

Что-то я ничего не поняла. А вы, ребята?

Отклики детей.

Почему рассказ ребят показался нам таким запутанным? Попробуйте отделить рассказ первого мальчика от рассказа второго.

Учащиеся читают хором сначала рассказ одного мальчишки, затем — второго.

Согласитесь, что иногда и вы, говорящие на русском языке, используете «перевертундский» язык! В каких случаях это бывает?

В разговор вступил молчавший до сих пор мальчик. Он хочет рассказать нам какой-то забавный случай из жизни своего приятеля Лемеле. Послушаем его.

Мальчик.

Мама сказала:

— Ты мне услужи:

Вымой тарелки,

Сестру уложи,

Дрова наколоть

Не забудь, мой сынок,

Поймай петуха

И запри на замок.

Сестренка, тарелки,

Петух и дрова.

У Лемеле только одна голова!

Схватил он сестренку

И запер в сарай.

Сказал он сестренке:

— Ты здесь поиграй!

Дрова он усердно

Помыл кипятком,

Четыре тарелки

Разбил молотком.

Но долго пришлось

С петухом воевать:

Ему не хотелось

Ложиться в кровать.

(Л. Квитко)

Ребята, а теперь попробуйте сами придумать несколько «перевертундских» предложений, напоминающих те, что прозвучали в рассказе Лемеле.

Примеры . Сочную грушу я погладила утюгом. Чтобы чай стал сладким, я насыплю в него жгучего перца. Третьеклассник получил двойку за контрольную работу, и мама за это купила ему его любимый торт-мороженое.

Мальчишкам и девчонкам, жителям Перевертундии, очень понравились ваши предложения, и они решили помочь вам с освоением их языка, поэтому пригласили нас на прогулку по улицам своей страны. Интересно, что же они покажут и расскажут нам?

Вы не видели такого

Ни во сне, ни наяву.

Наша рыжая корова

Червяков жует в хлеву.

До чего же галку жалко!

Сено ест на ужин галка.

Кот в зубах несет морковку.

Волк в тоске жует камыш.

Неумело и неловко

Заяц в поле ловит мышь.

Жаба стонет чуть жива —

Трудно жабе есть дрова.

А огонь совсем потух —

Полови-ка в печке мух!

Это вовсе не еда,

Это — сущая беда!

Получилось очень грустно:

Неполезно и невкусно.

Прогулка нас слегка утомила. Присядем отдохнуть. Наши новые знакомые предлагают спеть «перевертундские» частушки. Они будут начинать, а вы — заканчивать, но при этом следует выполнять одно условие — соблюдать рифму.

С крыши дома я упал,

Рубаху новую сломал,

Брюки новые погнул...

Вот загнул я — так... (загнул).

Не поверите вы мне:

Я летала на метле,

А моя подружка Катя

За мной мчалась на... (лопате, кровати).

Мы с тобою в лес пойдем,

Чупа-чупсов наберем,

И из них мы на обед

Приготовим... (винегрет).

В магазин пошла Марина

За вареньем из малины,

Заодно купила сушки

И с селедкой две... (ватрушки).

Ну, отдохнули немного, продолжим прогулку и понаблюдаем за жизнью местного населения. Ребятишки-перевертундцы сказали нам, что мы еще не со всеми особенностями местного языка познакомились. Сейчас они проведут нас по тем местам, где можно услышать что-то новое, например...

Закричал охотник: — Ой!

Д вери гонятся за мной!

На виду у детворы

Крыс у красят маляры.

Жучка буд ку не доела:

Неохота, надоело...

Синеет море перед нами,

Летают м айки над волнами.

Забодал меня кот ел,

На него я очень зол.

На болоте нет дорог.

Я по кош кам — скок да скок!

(По А. Шибаеву)

Какие особенности «перевертундского» языка вы можете отметить в данных стихотворных строчках? (Одна буква изменяет значение слова.) Как сказать правильно?

Ответы детей.

Попробуйте самостоятельно из одного слова получить другое, заменив всего лишь одну букву:

СОН (сын), ДОМ (дым, ком, дог), МАГ (миг, мак, шаг), РУКА (река, щука), ЗАБОР (задор, затор, набор), КОРОВА (корона), КЛЕН (клин, клан, клев).

Интересно в стране Перевертундии, но, к сожалению, нам пора возвращаться. Попрощайтесь с нашими новыми знакомыми, пригласите их к нам в гости. (Дети обращаются к вымышленным героям.) До свидания, перевертундцы!