Личностные особенности детей с дцп. Нарушения формирования личности у детей с ДЦП

В этой статье:

Формирование и развитие психики у детей с ДЦП протекает не так, как у детей без этого заболевания. Однако и такие дети могут учиться, получить профессию и вести социальную жизнь. Все зависит от их уровня психического развития.

К сожалению, не всем детям с этим заболеванием психологические особенности позволяют успешно учиться. Многое зависит от тяжести болезни, скорости ее развития. Необходимо обратить особое внимание на эмоциональное состояние малыша, его реакции и способность общаться . Психологическая готовность его к школе определяется рядом факторов: личностными, волевыми, интеллектуальными . Часто детей с ДЦП определяют в особые учебные учреждения. Родители обязательно должны поддерживать малыша в желании учиться, ведь даже этот диагноз не означает полную недееспособность.

Диагноз ДЦП

Диагноз «детский церебральный паралич» - целый комплекс
заболеваний нервной системы. В основном они не прогрессируют, но носят хроническую форму. Пока что адекватного лечения ДЦП не найдено. У людей, страдающих от этого заболевания, в 30 или даже 50 случаях из 100 наблюдается снижение интеллекта. Из-за структурных повреждений мозга малыш не всегда может овладеть речью или же она будет нечеткой.

Это заболевание не носит наследственный характер . Хотя, в свою очередь, некоторые наследственные заболевания могут стать причиной появления ДЦП.

Существует большое количество заболеваний, которые можно отнести к этой группе. У всех разная степень тяжести , их проявления отличаются. У детей с легкой степенью структурных изменений психика и интеллект сохраняются на высоком уровне. Они могут учиться, работать, даже иметь семью и своих детей. К сожалению, таких людей меньше, чем страдающих параличом и имеющим целый ряд психических отклонений. Дело в том, что болезнь захватывает кору головного мозга, ствол. Структурные изменения мозга довольно серьезные, так что именно это становится причиной психических отклонений, инфантилизма.

Особенности психики

Психологические особенности малышей с ДЦП проявляются очень рано. Из-за ограниченности движений, малой дееспособности, проблем с речью происходит задержка в развитии. Снижение уровня социальных контактов ведет к тому, что ребенок замыкается в себе. Хотя если родители уделяют достаточно внимания социализации, то малыш будет хорошо идти на контакт.

Задержка
в развитии происходит в виде так называемого психического инфантилизма. Страдают эмоциональные и волевые составляющие психики. Эмоциональная сфера таких детей остается несформированной даже тогда, когда они взрослеют. Эти особенности психики, к сожалению, сильно ограничивают возможности. Чем сильнее у ребенка изменения, тем меньше может он влиться в нормальную жизнь.

На развитие личности влияет несколько факторов, в том числе социальная сфера. Родители не всегда знают, как правильно общаться, развивать больных детей . В некоторых случаях это отрицательно сказывается на развитии их интеллекта.

Биологические факторы

К ним относятся:

  • степень тяжести заболевания;
  • степень структурных изменений мозга;
  • ограниченность дееспособности.

У детей с ДЦП сейчас довольно много потенциала для развития. К сожалению, не всегда много возможностей у родителей. Посещая специальные учебные заведения, малыши общаются с такими же больными детьми. Тут тяжело получить социальный прогресс, но даже такое общение лучше, чем никакого.

Необходимо следовать советам врача по поводу рациона и режима. Правильное питание, наличие витаминов позволяет
ребенку продолжить развитие. Люди с таким диагнозом могут прожить довольно долгую жизнь. Если же не следить за питанием, то состояние может усугубиться.

Дети с ДЦП малоподвижны – движения могут даже доставлять им боль. Из-за этого страдают почти все функции организма. Нормальная еда, движение, массажи , занятия со специалистами поддерживают нормальное состояние таких детей. Конечно, «нормальное» с поправкой на их диагноз. Это помогает сохранить психическую деятельность и поддерживать ее развитие.

Социальные факторы

В свою очередь дети, у которых степень тяжести болезни не так высока, вполне могут социализироваться. Они ходят в обычные школы, гуляют на улице, заводят друзей . У них больше возможности из-за подвижности и сохраненного интеллекта. Главное, что у них присутствует предметная деятельность и они могут играть.

С
ними возможно обучение именно посредством игры. Особенности развития этих детей мало чем будут отличаться. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием, так что через 5-10 лет оно не усугубится . При должном уходе, поддерживающей терапии, массаже эти дети вполне могут вести обычную жизнь.

Процесс социализации детей усложняется тем, что общество не всегда готово принять их. Многие родители из необоснованного страха запрещают своим детям играть с ними. Из-за этого малыш чувствует себя настоящим изгоем. Понимают его и принимают только там, где все такие же «особенные» . Круг их общения - родители, врачи, медсестры, социальные работники, другие дети-инвалиды.

Отклонения психического развития

С ранних лет ребенок с ДЦП часто лишен возможности общаться, у него нет точных понятий о правилах общества, о морали. Его поведение может быть невротическим:


Нахождение в замкнутом пространстве только усугубляет подобные проблемы. У ребенка отсутствует возможность познания, так как он видит только стены своей комнаты. Это ведет к опасному состоянию - психологической деривации. Особенности психики при ДЦП таковы, что это состояние наступит быстрее, чем у здорового малыша. Этот процесс ведет к серьезному отставанию психического развития, деградации.

Особенно опасны такие состояния для тех детей, которые не могут передвигаться, общаться в силу тяжести повреждений нервной системы , притом что интеллект у них сохранен на достаточном уровне. Родителям обязательно нужно заниматься с ними. Необходимо обратиться в социальную службу . Если малыш не сможет посещать школу или другое учебное заведение, преподаватели будут приходить к нему домой. Так он сможет закончить образование в режиме надомного обучения.

Определение психической готовности к обучению

Дети с ДЦП проходят регулярные обследования у врача. По физическому состоянию и психическому развитию ребенка врач определяет, может ли он обучаться в школе. Далее идет выбор типа школы. Если интеллект хорошо сохранен, степень поражения нервной системы минимальна, то такие дети могут учиться в обычной школе . Возможно, самыми
лучшими учениками им не быть, но закончить школу вполне можно. Далее им предлагается возможность пройти профильное обучение, найти работу.

Если состояние психики или тяжесть физического состояния не позволяет посещать обычную школу, то врачи советуют специальные учебные заведения. В крайнем случае малыш признается необучаемым. Такие ситуации встречаются редко, при тяжелой форме поражения нервной системы.

Основные параметры для определения возможности обучения – личностные, интеллектуальные и волевые особенности развития детей. Важна каждая составляющая.

Личностные особенности (психический инфантилизм)

Личностные качества зависят от степени поражения мозга. Они могут быть на вполне высоком
уровне. Сохраняется интеллект, мозговая активность позволяет малышу испытывать весь спектр эмоций. Такие дети обычно доброжелательные, сострадающие. Они не теряют связи с реальностью. Но часто проявляется так называемый психический инфантилизм разной степени тяжести.

Это неравномерное развитие разных участков мозга, которое ведет к личностным изменениям. У детей остается стремление к получению удовольствия, эмоциональная незрелость. В своих поступках, желаниях они руководствуются исключительно стремлением получить удовольствие . У них нет возможности различать свои и чужие потребности. Такие дети напрочь лишены эмпатии, сопереживания.

У детей с ДЦП из-за недостатков социальных контактов и ограниченности действий наблюдается отсутствие предметной деятельности. У них отсутствует понятие о мире вокруг, своей
роли, положении в нем. Социальная функция сильно снижена.

Недоразвитость игровой деятельности влияет на формирование личности, психическое развитие. Ребенок сам не может сориентироваться даже с простыми игрушками. Все необходимо разъяснять. Эти психологические особенности детей часто останавливают родителей от занятий с ними. Не покупаются игрушки, нет общения, родители не вовлекают их в игру. Однако при правильном коррекционном воспитании и поддержке дети овладевают множеством навыков.

Интеллектуальные особенности

Как уже говорилось, в 30-50% случаев интеллект у детей, страдающих данным заболеванием, снижен. Тут многое зависит от родителей, ведь если снижение минимальное или легкое, то детей можно учить, развивать. Конечно, это непросто. Врачи и дефектологи определяют малыша в особый детский садик , где с ним работают квалифицированные педагоги. Они помогают ему начать развиваться.

Если
к таким малышам с сохраненным интеллектом не проявлять внимание, оставить их без развивающих занятий, происходит обычное снижение интеллекта. Вот почему родители должны хорошо знать возможности своих детей, подбирать развивающие игры и техники для их возраста. Таким образом можно помочь им развиваться .

Дети с тяжелой формой ДЦП напрочь лишены возможности нормального детского общения. Это становится ключевым фактором для возникновения проблем социализации . Ребенок не понимает назначения игрового процесса, неспособен поддерживать общение. Все это - последствия сильных нарушений коры головного мозга. При таком состоянии комиссия врачей чаще всего дает негативное заключение по вопросу обучения . Таких детей учат элементарным правилам ухода за собой, насколько это возможно.

Волевые особенности

Волевая готовность детей с ДЦП к обучению подразумевает, что малыш 6-8 лет уже способен контролировать свои действия. Он понимает необходимость и назначение учебного процесса. Если волевая готовность полностью или частично отсутствует, то обучение в обычной школе невозможно. Обычный школьный преподаватель не всегда знаком с
дефектологией. Да и не должен быть знаком, ведь он работает в обычной школе, рассчитанной на детей без отклонений.

Наиболее важная часть волевой готовности - наличие мотивации. Тут мотивом становится желание учиться, получать новые знания, освоить профессию. Психологические особенности малышей школьного возраста с ДЦП таковы, что для них не всегда ясна роль обучения. Отсюда и отсутствие мотива.

Если малыш готов контролировать свое поведение, имеет социальный опыт, то он может обучаться в школе. Психологи и психоневрологи , работающие с этими детьми, посредством вопросов, разговора выясняют уровень мотивации малыша. Бывает так, к сожалению, что дети вполне нормально развиваются в психическом плане, но родители уже «списали их со счетов» . В этом случае дети могли бы учиться, но не учатся по вине самих родителей.

Проблема личности является центральным звеном в воспитании детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Личностные особенности ребёнка, развивающего в условиях моторной и сенсорной депривации, ограничений интерперсональных связей, постоянной психогенной травматизации в связи с переживанием своей физической неполноценности, могут стать для него источником компенсаторного приспособления к физическому недостатку и неблагоприятным условиям внешней среды, либо нарушить процесс его социально-психологической адаптации.

Формирование личности ребёнка в условиях тяжёлой соматической болезни или физического недостатка относят к одному из типов асинхроний развития – психогенному патологическому формированию личности дефицитарного типа, под которым понимают отклонения в личностном развитии ребёнка, спровоцированные сенсорным, двигательным дефектом или тяжёлым соматическим заболеванием [Ковалёв В. В., 1979: Лебединский В. В., 1985; Калижнюк Э. С., 1987].

Личностное развитие ребёнка с ДЦП определяется как генетическим фоном, так и особенностями эмоционально-волевой сферы. Однако наибольшее значение при этом имеют социальные условия, в которых растет ребенок.

Среди видов аномального развития детей с церебральным параличом чаще всего встречаются дети с задержками развития по типу психического инфантилизма.

По определению Выготского понятие “аномалия”- это “патологическое отклонение от средней нормы в структуре организма или её функциях” [Ульенкова У.В., Лебедева О.В.,2002 С. 22].

В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. Психическое развитие при инфантилизме характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций. Психический инфантилизм в отечественной литературе освещается как особый вид нарушения развития, в основе которого лежит незрелость поздно формирующихся мозговых систем [Власова Т. А., Певзне М.С., 1973].

Выделяют простой (не осложненный) психический инфантилизм [Ковалёв В. В., 1973], к нему относят также гармонический инфантилизм [Сухарева Г. Е., 1959]. При этой форме психическая незрелость проявляется во всех сферах деятельности ребёнка, однако, преимущественно в эмоционально-волевой [Певзнер М. С., 1982].

Наряду с не осложненной формой психического инфантилизма выделяют осложненные формы. Описано несколько вариантов появления осложнённого инфантилизма [Певзнер М. С., 1974, 1982; Ковалёв В. В., 1973]. Однако, как отмечает М. С. Певзнер, “при всех формах инфантилизма недоразвитие личности является ведущим и определяющим симптомом” (1982). Основным признаком психического инфантилизма считается недоразвитие высших форм волевой деятельности. В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием настоящей минуты. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и не подчиняются требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо: для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности. Все эти особенности, [по данным В. В. Ковалёва 1973], составляют в совокупности феномен “школьной незрелости”, выявляющийся на первом этапе школьного обучения.

Данные о развитии лобной коры и её роли в организации сложных форм поведения и деятельности человека и особенности клинической картины при психическом инфантилизме дали основание М. С. Певзнеру утверждать, что в основе психического инфантилизма лежит недоразвитие лобных и диэнцефально-лобных систем коры больших полушарий головного мозга.

Поражение незрелого головного мозга при детском церебральном параличе приводит к тому, что корковые мозговые структуры, особенно поздно формирующиеся лобные отделы, созревают неравномерно и в замедленном темпе, что и служит причиной изменений личности по типу психического инфантилизма. Однако специфическим условием развитие этого типа отклонений личности является неправильное воспитание, ограничение деятельности и общения, связанные с двигательной и речевой недостаточностью [Мастюкова Е.М., 1995. С. 230-231].

Возможно, что оказание специальной психологической помощи, а также реализация личностно-ориентированных педагогических программ, начиная с раннего возраста, позволит преодолеть тенденцию к образованию специфических отклонений в развитии личности детей.

При рациональном подходе к воспитанию дети с ДЦП могут развиваться без личностных отклонений. Наиболее успешно личностное развитие осуществляется в детском коллективе смешанного типа, когда ребёнок контактирует и с нормально развивающимися детьми, и с детьми, имеющими аналогичные либо другие проблемы в развитии. Контакты с нормально развивающимися детьми способствуют успешной адаптации в обществе, контакты с детьми, имеющими проблемы в развитии, предотвращают формирование ощущения собственной исключительности и неполноценности [Смирнова И.А. 2003. С. 28-29].

1.3.1. Особенности мотивационной сферы детей с ДЦП

Под мотивом понимается психологическая причина поведения. В процессе развития мотивационной сферы складывается определённая иерархия, соподчинённость мотивов, благодаря чему формируется основная особенность личности – её направленность. Для характеристики личности решающим является определение мотивов, занимающих в мотивационной сфере доминирующее положение, именно они обусловливают направленность личности и её нравственную устойчивость.

Нравственное поведение предполагает осознанность мотивов и поступков, которая формируется на основе нравственного опыта в процессе социального общения.

Специальными исследованиями российских психологов показано, что первоначально моральные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям или персонажам литературных произведений. По данным Д. Б. Эльконина, формирование этических оценок и представлений идёт путём дифференцирования воедино слитого эмоционального состояния и моральной оценки, путём постепенного отделения этой оценки от непосредственных эмоциональных переживаний ребёнка. Таким путём моральная оценка постепенно становится более самостоятельной и обобщённой.

На первом этапе овладения моральными нормами поведения мотивом, побуждающим ребёнка к правильному поведению, является одобрение взрослых.

Затем стремление следовать требованиям взрослых начинает выступать для ребёнка в некоторой обобщенной категории, обозначаемой словом “надо”. Так формируется первая моральная мотивационная инстанция, объединяющая соответствующие знания и непосредственные переживания. На этом уровне в зачаточной форме начинает формироваться чувство долга, которое в дальнейшем станет основным моральным мотивом, побуждающим поведение ребёнка. Появление чувства долга качественно видоизменяет мотивационную сферу и поведение ребёнка. От характера мотивации зависит весь нравственный строй развивающейся личности.

У детей с церебральным параличом недостаточность и бедность нравственного опыта влияют на темп формирования осознанности мотивов и последствий поступков, задерживая его.

При этом реальные действия и поступки детей регулируются нравственными нормами на уровне эмоциональных переживаний, достаточно развитых у детей. Это чувство стыда, вины, страха, гордости, радости за похвалу взрослого, поэтому чрезвычайно важно формировать эмоциональное отношение к действиям и поступкам. Опыт этих переживаний и собственного поведения затем обобщается в виде нравственного опыта. Такое обобщение формируется постепенно. Вначале дети, оценивая те или иные поступки, улавливают только их непосредственное значение для окружающих людей. Исследование показало, что дети с церебральным параличом долго задерживаются на этой стадии. Поэтому важно, чтобы педагог и воспитатель специально обучали их пониманию внутреннего нравственного смысла поступков, формировали у них осознание нравственной стороны человеческих взаимоотношений, и прежде всего отношений со сверстниками. Большое значение имеет воспитание моральной оценки, поступков человека, выступающей как определённое общественное мнение, отражающей взгляды окружения, в котором живёт ребёнок, на добро, зло, справедливость, несправедливость.

Недостаточность игрового опыта, эгоцентризм приводят к тому, что при поступлении в школу дети, как правило, не имеют навыка поведения в коллективе сверстников. Только в коллективе ребёнок с церебральным параличом часто впервые учится регуляции поведения по принципу “надо”, а не по принципу “хочу”. Сама группа сверстников становится важнейшим регулятором его поведения.

Ребёнок должен постоянно чувствовать себя самостоятельным и полезным окружающим.

Для развития активной жизненной позиции детям с церебральным параличом надо как можно чаще предоставлять возможность выражать и аргументировать свою точку зрения по различным вопросам, служащим предметом обсуждения в коллективе и дома [Мастюкова Е. М. 1985. С. 3-8].

Таким образом, под термином “детские церебральные параличи” (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде. Дети с церебральным параличом – это дети с множественными нарушениями, среди которых ведущими являются двигательные расстройства, что отрицательно влияет на весь ход их психического развития. Поражение центральной нервной системы при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков. Неправильные схемы движений у детей с церебральным параличом могут закрепляться и приводить к формированию патологических поз и положений тела и конечностей.

Остается недостаточно изученным вопрос о влиянии этиологического (причинного) фактора на характер последующих двигательных и психических нарушений при ДЦП.

Течение заболевания при всех его формах подразделяется на три стадии:

  • Начальную резидуальную (восстановительную),

    Позднюю резидуальную.

Диагноз ДЦП объединяет пять клинических форм этого заболевания. Кроме того, могут наблюдаться и смешанные формы. Дети с разными формами имеют не только разную неврологическую симптоматику, но и разные психологические особенности.

Клиническая картина ДЦП будет неполной без учета сопутствующих симптомов и синдромов.

При оценке структуры психического развития дошкольников с ДЦП необходимо учитывать не только закономерности развития и коррекции первичных и вторичных отклонений, но и социальные факторы.

В раннем возрасте у многих детей с ДЦП наблюдается значительное отставание в развитии сенсомоторной сферы и интеллекта, но к концу дошкольного периода, при своевременной помощи, значительная часть детей приобретает необходимую готовность для усвоения школьной программы.

У детей с ДЦП не всегда стадии развития эмоциональной сферы соответствуют паспортному возрасту. Не задержку темпа развития оказывают влияние и органическое поражение мозга, и семейное воспитание, и общение со сверстниками. У больных детскими церебраль­ными параличами часто отмечаются эмоциональные нарушения, которые проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. У детей с гиперкинетическим синдромом страхи могут перерасти в синдром витальной (жизненной) дизадаптации. У детей старшего возраста развиваются вторичные эмоцио­нальные нарушения как реакция на свой дефект. У них наблюда­ется склонность к невротическим нарушениям.

Проблема личности является центральным звеном в воспитании детей с детским церебральным параличом. Формирование личности ребёнка в условиях тяжёлой соматической болезни или физического недостатка относят к одному из типов асинхроний развития – психогенному патологическому формированию личности дефицитарного типа. Кроме того, воз­никает угроза патологического развития личности по тревожно­ мнительному, аутистическому (уход в себя, в мир своих фантазий) или инфантилизированному типу.

Развитие личности дошкольников с ДЦП в наибольшей степени зависит от социальных условий, в которых растет ребенок.

Для развития активной жизненной позиции детям с церебральным параличом надо как можно чаще предоставлять возможность выражать и аргументировать свою точку зрения по различным вопросам, служащим предметом обсуждения в коллективе и дома.

В данной статье раскрываются особенности развития личностно и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом. Подробно описываются причины возникновения у детей с ДЦП именно этих особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для педагогов:

"Особенности развития личности

и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования эмоционально-волевой сферы детей с церебральным параличом могут быть обусловлены двумя факторами:

  • биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
  • социальными условиями – воспитание и обучение ребенка в семье и

учреждении.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов.

По эмоционально-волевым проявлениям детей с ДЦП условно можно разделить на две группы. В одном случае дети с повышенной возбудимостью, чрезмерной чувствительностью ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети расторможены, суетливы, беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Эти дети эмоционально лабильны: то они чрезмерно шумны, веселы, то вдруг становятся вялыми, плаксивыми, раздражительными. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться ребенок не может остановиться. Нарушение поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим, усиливаясь в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Нарушения поведения отмечаются не у всех детей церебральным параличом.

У более многочисленной группы детей процесс торможения превалирует над процессом возбуждения. Такие дети отличаются пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, не могут адаптироваться в изменяющихся условиях, с большим трудом налаживают контакты с новыми людьми. У данной категории детей отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи связанные с передвижением, падением, сном и общением. В момент страха у них наблюдаются физиологические изменения (учащение пульса и дыхания, повышается мышечный тонус, появляется пот, усиливаются слюнотечение и гиперкинезы). Они стремятся к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является гиперопекающее воспитание ребенка и реакция на физический дефект.

Почти у всех детей с ДЦП проявляется личностная незрелость, которая выражается в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Выраженные трудности социальной адаптации способствуют формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, замкнутостью, впечатлительностью.

Обобщив вышеизложенное, можно отметить, что психическое развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Поэтому перед специалистами, работающими с детьми данной категории, встает важная задача – оказание психолого-педагогической и социальной помощи в профилактике и коррекции этих нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения

Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения...

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

"Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом"

Развитие личности у детей с ДЦП в большинстве случаев проходит весьма своеобразно, хотя по тем же законам, что и развитие личности нормально развивающихся детей. Специфические особенности формирования...

Особенности личности

Детский церебральный паралич (ДЦП ) - это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики. Основные причины ДЦП связаны с гипоксией, то есть с недостаточностью снабжения головного мозга плода во время беременности или новорожденного в родах кислородом. Форму ДЦП и степень тяжести заболевания устанавливает врач - невропатолог. При легкой степени ребенок обучаем, способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания. Средняя степень требует дополнительной помощи со стороны взрослых. Дети с тяжелым течением ДЦП полностью зависят от окружающих, интеллектуальное развитие колеблется между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Родителям больного малыша надо быть готовыми к тому, что самыми первыми проблемами, с которыми столкнется их ребенок, будут:

  1. выраженные нарушения в двигательной сфере.
  2. недостаточное речевое развитие, а в некоторых случаях и полное отсутствие речи.
  3. маленький запас знаний о явлениях окружающего мира.

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

  • биологическими особенностями , связанными с характером заболевания;
  • социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма . Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.

В одном случае это будет повышенная возбудимость . Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Другую категорию, напротив, отличает пассивность , безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.

Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна . Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью . Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Еще одна область, в которой педагоги могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Краткая характеристика детей с ДЦП

1. Физические и моторные особенности. При двигательных нарушениях изменен весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций, освоении предметно-практической деятельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе психического развития. При ДЦП двигательные расстройства вызваны нарушением контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В процессе созревания нервной системы меняются внешние проявления заболевания. Так, после 1,5 - 2- х месяцев может проявиться косоглазие. В первые полгода жизни, а иногда и до 4 лет, двигательные нарушения проявляются в виде мышечной вялости, снижении тонуса. Затем постепенно вялость мышц уступает место все более нарастающей спастичности, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног. В периоде 4-6 лет на фоне закрепляющейся спастичности мышц проявляются насильственные движения. К подростковому периоду проявления ДЦП у разных больных становятся все более однородными.

2. Уровень роботоспособности зачительно снижен. При ДЦП выражена замедленность, истощаемость психических процессов; низкая переключаемость на другие виды деятельности.

3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм нарушения развития психики зависит от времени мозгового поражения, локализации и степени выраженности. Выделяют два варианта у детей с данным диагнозом:

  • Временная задержка темпов психического развития (при своевременной коррекционной работе возможно достижение уровня нормы);
  • состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности, имеющей обратимый характер.

4. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде: эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенности, раздражительности, капризности, плаксивости, реакции протеста или заторможенности, застенчивости.

5. Уровень развития интеллекта. Детям с ДЦП свойственна интеллектуальная недостаточность, имеющая неравномерный, дисгармоничный характер, обусловленный органическим поражением мозга на ранних этапах его развития. В большинстве случаев детям свойственна низкая познавательная активность, которая проявляется в отсутствии интереса к занятиям, низком уровне сосредоточенности, медлительности.

6. Уровень развития речи. При ДЦП частота речевых нарушений составляет 80 %. Основными формами речевых нарушений являются являются: задержка речевого развития, дизартрия, алалия, нарушение письменной речи (дисграфия).

7. Внимание: не достаточная концентрация и объем.

8. Восприятие: замедленно.

9. Память: снижен объем механической памяти.

Вывод: детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и втом числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, психолого-педагогическое сопровождение, условия специального образования.

1.Первичные особенности личности.

2.Вторичные особенности личности.

3.Черты личности, проявляющиеся у детей с ДЦП.

4. Механизм патологического формирования личности.

5.Комплексный психолого-медико-педагогический анализ для диагностики черт личности.

6. Невропатический вариант психического инфантилизма.

7. Формы «аффекта неадекватности».

8.Формирование личности тормозного типа.

Выготский Г.С. выделял первичные особенности личности и вторичные. Мясищев В.Н. к первичным особенностям относил свойства обусловленные свойствами НС, и особенностями заболевания. Вторичные особенности проявляются характерологическими сдвигами от взаимодействия внешних и внутренних факторов. Вторичные особенности ребёнка вызывается рядом причин, к которым относят переживания физического дефекта, условия воспитания, отношения в семье ребёнка.

Механизмом патологического формирования личности ведущая роль принадлежит реакции личности на осознание дефекта, физической неполноценности. Негативное влияние оказывает ранняя социальная депривация (изоляция от сверстников в связи с физическим недоразвитием) и своеобразное отношение окружающих к ребёнку с ограниченными возможностями. Всё это приводит к незрелости эмоционально-волевой сферы, эгоцентризму, повышенной внушаемости.

Нормальное интеллектуальное развитие при ДЦП часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У больных легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной деятельности. Трудности социальной адаптации способствуют развитию робости, застенчивости, неумению постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью. Наиболее часто при ДЦП развивается астеноневротический, психастенический, реже – неустойчивый и возбудимый типы акцентуации личности.

Негативное влияние органического поражения ЦНС определяет особенности реагирования на физический дефект как пассивно-оборонительное или агрессивно-защитное. В раннем возрасте выявляется неадекватность самооценки и нарушения представлений о своём теле. Частая госпитализация приводит к ранней психической и социальной депривации. Основным стилем семейного воспитания становится гиперпротекция, при которой снижается уровень социальной адекватности поведения. Неразвитость родительских чувств, неустойчивость воспитания приводят к снижению самостоятельности, сенситивности, фрустрированности.

В случаях нарушения интеллекта особенности личности сочетаются с недостаточной критичностью, и низким познанием. Отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотиваций.


Для выявления отклонений необходим комплексный психолого-медико-педагогический анализ . Следует обратить внимание на ярко выраженные признаки поведения, нарушающие адаптацию, нужно учесть тонкие проявления характера, темперамента, влечений, мышления, направленности интересов, развитие деятельности и общения. Психологу важно отметить не только отрицательные черты, а прежде положительные, на которые можно опереться в коррекционной работе.

Нарушение личности при ДЦП чаще проявляется вариантами психического инфантилизма. Выделено три варианта осложнённого психического инфантилизма у школьников.

1.Невропатический вариант проявляется сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемости с тормозимостью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. Дети бывают чрезмерно привязаны к матери, с трудом адаптируются к новым условиям, долго привыкают к школе. В школе наблюдается повышенная робость, трусливость, застенчивость, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке. У детей нередко возникают ситуационные конфликтные переживания в связи с неудовлетворением их стремления к лидерству, эгоцентризмом и неуверенностью, повышенной тормозимостью и пугливостью.

Не найдя признания у сверстников, некоторые склонны к уходу в свой внутренний мир фантазий, у них развивается чувство одиночества. Всё это приводит к ещё большей дисгармонии в развитии личности.

«Аффект неадекватности» проявляется в различных формах. Одним из них являются реакция протеста, возникающие на основе аффективных переживаний (обида, ущемлённое самолюбие). Преобладают реакции пассивного протеста . Они проявляются в отказе от еды, от устного общения, в уходах из дома или из школы; иногда они проявляются нарушениями соматовегетативных функций: рвоты, энуреза, энкопреза. Значительно реже может возникать суицидальное поведение, проявляясь в мыслях и представлениях либо в совершении попытки. Суицидальные попытки как реакции пассивного протеста возникают в препубертатном и пубертатном возрасте в результате острых переживаний. Поводом для суицидального поведения может быть незаслуженное наказание, получение плохой оценки, неразделённое первое чувство любви и т.д. Это поведение заранее не обдумывается, возникает внезапно, импульсивно; может быть неожиданным для окружающих. Наиболее частым протестом бывает отказ от выполнения требований учителя, а при неправильном воспитании в семье – отказ от выполнения требований родителей.

Формой «аффекта неадекватности» могут быть реакции отказа. Они проявляются в пассивности, в отказе от его обычных желаний и стремлений, нередко в бездумном характере ответов, отсутствии контактов. Ребёнок остро переживает потерю перспективы и как бы отказывается от притязаний. Подобные реакции возникают и на ситуацию фрустрации. С психологической стороны это расстройство планов, крушение надежд, проявляющиеся в растерянности, беспокойстве, ощущении беспомощности. Проявлением этого могут быть общая пассивность, отказ от стремлений, от общения. Закрепление такого поведения способствует патохарактерологическому формированию личности тормозного типа.

При тормозном варианте возникает сочетание таких черт характера как неуверенность, тормозимость, обидчивость, склонность к страхам. Воспитание в виде гиперопёки ведёт к подавлению естественной активности, его стремлению к самостоятельности; в результате закрепляется ощущение зависимости от взрослых, неуверенность, пассивность, робость как устойчивые свойства личности.

Литература:

1.Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

2.Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – М., 1990.

3.Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985.

4.Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с детским церебральным параличом//Психология детей с отклонениями и нарушениями психологического развития: Хрестоматия. – СПб., 2001.

Тема № 19. Осложнённые варианты психического инфантилизма как нарушения развития личности детей с ДЦП

План:

1. Психический инфантилизм с раздражительной слабостью

2. Изменения при возрастании требований в школе

3. Органический инфантилизм.

Вариант психического инфантилизма с раздражительной слабостью описан в литературе как церебрастенический вариант осложнённого инфантилизма. Проявления эмоционально-волевой незрелости сочетаются с повышенной эмоциональной возбудимостью, нарушением внимания, нередко памяти, низкой работоспособностью. Поведение отличается повышенной раздражительностью, несдержанностью; характерна склонность к конфликтам, сочетающаяся с чрезмерной психической утомляемостью, непереносимостью психического напряжения. Трудности в обучении связаны не только с недоразвитостью эмоционально-волевой сферы, но и с повышенной психической утомляемостью, быстрым истощением активного внимания. Настроение крайне неустойчивое, иногда с оттенком недовольства, раздражения. Эти дети требуют постоянного внимания, одобрения своих действий; в противном случае возникают вспышки недовольства, гнева, заканчивающиеся слезами. Часто наблюдаются аффективно-возбудимое поведение, а в новой обстановке может проявляться повышенная тормозимость.

У таких детей часто отмечаются неправильные взаимоотношения со сверстниками, что неблагоприятно сказывается на дальнейшем развитии личности. Если потребность в своём месте в коллективе не реализуется, могут возникнуть аффективные реакции в форме обидчивости, озлобленности, замкнутости, иногда агрессии.

В семье и в специальном детсаду к детям предъявляются другие требования, чем в школе. В школе требования возрастают церебрастеническое состояние детей углубляется и они не могут приспособиться к новым условиям. Порицания учителя в отношении медлительности, недостатка навыков, грязного написания, травмируют детей, вызывают отрицательное отношение к школе. Возникает конфликт между самооценкой и оценкой его окружающими. В результате дети становятся упрямыми, раздражительными, плаксивыми, агрессивными. Аффективное поведение связано с тем, что требования окружающих начинают превышать возможности детей. Всё это порождает недовольство педагогов ребёнком, приводит к возникновению у ребёнка чувства неполноценности.

Третий вариант относится к органическому инфантилизму. В основе этого варианта – сочетание незрелости эмоционально-волевой сферы с нарушениями интеллекта. Это проявляется в виде инертности, тугоподвижности мышления, при наличии низкого уровня в развитии операций обобщения. Дети часто двигательно расторможены, благодушны, у них грубо нарушена целенаправленная деятельность, снижен уровень критического анализа действий и поступков.

Органический инфантилизм чаще бывает при атонической форме ДЦП, когда имеются поражение или недоразвитие лобно-мозжечковых структур. Именно лобная кора играет важнейшую роль в целенаправленной деятельности, мотивации, которые необходимы для формирования ядра личности.

Эмоционально-волевые расстройства характерны большой дисгармонией. Наряду с чертами детскости, повышенной внушаемостью, несамостоятельностью, наивностью суждений характерны склонность к расторможению влечений, недостаточная критичность, импульсивность сочетаются с проявлением инертности.

Эти дети при психологическом обследовании в начале обучения показывают низкий уровень личностной готовности к обучению. Самооценка и уровень притязаний неадекватно завышены; отсутствует адекватная реакция на неуспех. При воздействии дополнительных неблагоприятных факторов у таких детей формируются склонности к развитию характерологических отклонений возбудимого типа. Дети становятся двигательно-беспокойными, раздражительными, импульсивными, не способными адекватно учитывать ситуацию.

Таким образом, формирование личности детей с ДЦП связано с ранним органическим поражением мозга и с ош89 собенностями их воспитания и окружения. Прослеживается связь развития личности с тяжестью и двигательными нарушениями. При более выраженных формах заболевания осложнённый психический инфантилизм проявляется в более выраженной форме. Вовлечение в патологический процесс различных мозговых структур оказывает определённое влияние на особенности развития личности детей с ДЦП.

Литература:

1. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. – М., 1977.

2. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. – М., 1990.

3. Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. – М., 1985.

4. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с детским церебральным параличом//Психология детей с отклонениями и нарушениями психологического развития: Хрестоматия. – СПб., 2001.