Социальное познание и юридическое познание. Основные методы социального познания

Социальное познание - это когда общество познает само себя, т.е. субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают. Люди, творцы общественной жизни и ее изменений. Они познают социальную действительность. Будучи участником социального действительности, человек не равнодушен к происходящему, и на процесс познания накладывается отпечаток субъективности.

Человек не может быть участником социального развития и одновременно быть безучастным к нему.

И чем больше исследователь включен в работу, тем сильнее сказываются его субъективные позиции.

Другая особенность социального познания: в сложности общества. В социальных процессах взаимодействуют разные силы причины, случайности.

Связи же в природе - между неодушевленными предметами. Социальные связи - между живыми людьми с сознанием, характером, волей.

Если в изучении природы большое место занимает наблюдение и экспертизе, то в социальном познании эта возможность ограничена.

Отсюда, главным источником знаний является социальная действительность, исторический опыт, общение, практика, причем любое социальное общественное явление надо изучать с точки зрения исторического подхода, т.е. любое явление происходит в определенное время, в определенном месте и при определенных условиях и изучать его надо только исходя из этого.

Если развитие и история общества - деятельность людей, то нужно анализировать как текущую деятельность, так и условия являющиеся результатом деятельности предшествующей.

Важно рассматривать как материальную, так и духовную деятельность человека. Такие ее субъекты как общество и личность. Это поможет найти зависимость между прошлым, настоящим и будущим.

Мы лучше поймем сущность и формы государства, проследив этапы его развития от зарождения до наших дней, но нельзя забывать, что многое неповторимо. Необходим учет своеобразных моментов. Нельзя пользоваться такой аналогией.

Аналогия - это подобие, сходство в каких-то свойствах явлениях действительности. Отсюда, изучение общественных явлений должно происходить в их многообразных связях, взаимозависимости. Правильно оценить то или иное явление можно лишь исходя из конкретных условий, в которых данное явление имело место.

Если одно явление повторяется, если связи взаимодействия устойчивы, можно говорить об исторических закономерностях.

Конкретное событие в истории, позволяют понять отдельные факты, выявляется их индивидуальность, а нахождение чего-то общего для подобных явлений, приводит к появлению закономерности.

Всякое познание общества начинается с фактов - это события, имевшее место в определенное время при определенных условиях, это то, что было когда-то в жизни общества. Социальные факты - это знание о событии, описанное с учетом социальной ситуации, в которой оно имело место.

Есть 3 вида социальных фактов:

  • 1. Действие и поступки людей как социальных индивидов;
  • 2. Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные);
  • 3. Словесные (вербальные) действия (мнения, оценки).

Факты узнают из наблюдения, изучения документов. Но и здесь их отбор зависит от угла зрения исследователя, от проблемы рассматриваемой им, от убеждений историка, что может исказить суть факта.

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (растолковать) после чего факт подводится под научное понятие /напр. Революция/. Далее изучаются все существенные факты, из которых складываются события, обстановка.

С научным фактом связана его оценка. Оценка, зависит от свойств изучаемого объекта, и от соотнесения изучаемого объекта с другими однопорядковыми или с идеалом.

Самопознание - самооценка и самоисповедь человека к самому себе.

Самооценка - отношение человека к собственному образу. Она субъективна, но в ней есть отражение мнения других о тебе.

Самоисповедь - полный отчет о том, что происходит с нами и в нас.

Я - концепция - относительная устойчивость, зафиксированная в словах, представлениях человека о себе. Эта концепция - итоги познания и оценки себя через определенные образы себя в разных ситуациях и через мнение других.

Социальное познание

Тема №14. Общество как объект познания

Раздел IV. Социальная философия

Тема №13. Познание, его возможности и границы

Познание – есть процесс приобретения знаний о бытии (о природе, обществе, человеке).

Оно включает в себя:

1) процесс отражения действительности в мозгу человека;

2) ее дальнейшее объяснение .

Субъект познания – тот, кто познает (человек, исследователь).

Объект познания – то, что познается.

Объекты познания человека : мир в целом, общество, человек, само познание.

Осн. источники познания: чувства, разум, интуиция.

Метод познания - система правил, приемов, способов познавательной и практической исследовательской деятельности, исходящих из особенностей изучаемого объекта.

Система наиболее общих методов познания, а также учение об этих методах – есть методология (а не гносœеология!).

Научные методы познания : сенсуализм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, анализ, синтез и др.

Анализ - метод познания, предполагающий мысленное (или реальное) расчленение, разложение объекта на составные элементы.

При этом, человеческий разум в познании не всœесилен, т.к. за его пределами и помимо него действуют иррациональные силы, ему неподвластные. (См. Кант: ʼʼКритика чистого разумаʼʼ - рационализма).

Иррациональные методы познания - интуиция, инстинкт, воля, мистическое озарение и др.

Формы познания:

1) Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

2) Формы рациональной , более высокой ступени познания: понятия, суждения, умозаключения.

Уровень познания , опирающийся на повсœедневный жизненный опыт человека - обыденный .

Истина – знание, верно отражающее действительность в ходе познания.

Виды истины:

Абсолютная истина – полное, законченное знание.

Относительная истина – знание, требующее углубления и уточнения с течением времени.

Критерий истины , считающийся главным (в первую очередь в марксистской гносœеологии) - практика.

Независимость истины от познающего субъекта означает ее объективность .

Скептицизм - философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины.

Темы №14-18

№14. Общество как объект познания

№15. Историческое развитие социальной философии

№16. Общество как целостная саморазвивающаяся система

№17. Основные сферы жизни общества

№18. Духовная жизнь общества

Социальное познание - есть приобретение и система знаний об обществе (социуме) .

Социальное познание есть одна из разновидностей познания (вообще).

Особенности социального познания:

1. Сложность и трудность по сравнению с другими видами познания (к примеру, природы) из-за высокой разнокачественности общества, действия в нем сознательных сил (людей, наделœенных волей, страстями, желанием и т.п.).

2. Личностный фактор субъекта познания (индивидуальность исследователя – его опыт, интеллект, интересы, пристрастия и др.).

3. Исторические условия социального познания – определœенный уровень развития общества, социальная структура, господствующие интересы.

Отсюда - многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общества.

Все это определяет специфику и трудности социального познания.

Данная специфика социального познания во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания.

§ 2. Предмет, функции и роль социальной философии в познании общественных явлений

Социальная философия – одна из социальных наук, изучающих проблемы общества, а также одна из философских дисциплин.

У нее свой особый объект и предмет познания.

Объект познания социальной философии: человеческое общество.

Общество – есть особая форма бытия, отличная от природы, это социальная реальность , основанная на сознательном взаимодействии людей.

Предмет социальной философии - изучение наиболее общихпроблем возникновения, существования и развития общества и человека как члена общества.

Основные направления исследований социальной философии:

1. Закономерности существования и развития человеческого общества;

2. Структура общества, его модели и способы функционирования;

3. Человек как субъект и объект исторического процесса.

Социальное познание - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальное познание" 2017, 2018.

  • - Уроки 63-64. Социальное познание

    Итог Вопросы - Что такое «стереотип»? - Каковы причины складывания стереотипов? - Какие вы знаете стереотипы? Охарактеризуйте их. - Какова их роль в процессе восприятии? Ответ аргументируйте. (По ходу проверки задания на доске выстраивается схема.) -... .


  • - Социальное познание и тревожность

    Большинство людей нервничают, когда проходят отборочное собеседование при поступлении на очень привлекательную для них работу, или в первый раз назначают свидание, или когда им нужно войти в комнату, где очень много незнакомых людей, что-то выполнить перед аудиторией,... .


  • - Социальное познание и соматические заболевания

    В современном индустриальном мире по меньшей мере половина смертей - последствия человеческого поведения: курения, потребления алкоголя, наркотиков и вредной пищи, результат реакции на стресс, гиподинамии и несоблюдения рекомендаций врачей. Усилия, направленные на... .


  • - Социальное познание и проблемное поведение

    Одна из областей психологии, наиболее интересных для исследователя, - изучение когнитивных процессов, сопровождающих расстройства психики. Что представляют собой память, атрибуции и ожидания людей, пребывающих в состоянии депрессии, а также людей одиноких,...

    1. Понятие социального познания и основные виды социально-философских подходов.

      Сущностные признаки социального познания.

      Диалектика социального познания. Диалектические законы общественного развития и законы системного действия.

    1. Понятие социального познания и основные виды социально-философских подходов

    Социальное познание в рамках общей теории познания есть процесс постижения истины о человеческом обществе, а также открытие нового социального знания. В разное историческое время взгляд на социальное познание изменялся в такой мере, что правомерно говорить о «познавательных парадигмах ».

    Парадигму социального познания в эпоху Античности можно сжато охарактеризовать формулой «знание как счастье » (эвдемонизм).

    В эпоху Средневековья доминировала парадигмальная формула «знание как откровение » (божественное).

    В Новое Время утвердилось представление о «знании как силе » (Ф.Бэкон), а в представлении его ученика и последователя Т.Гобса – «знание как насилие ». Причем применительно к процессам социально–политического развития общества и его государственным учреждениям. Подобный взгляд доминировал вплоть до начала XX века. Так, он активно развивался известным политическим деятелем К. Каутским.

    В настоящее время утверждается представление о «знании как прогрессе». И, если с ним согласиться, то это не более как «серый прогресс », ибо социальное знание принесло обществу не столько общественное благоденствие, сколько социальные революции и войны на империалистической и государственно-классовой основе. А также скрытые, а часто и явные, «экономические войны» за преобладание на мировых и национальных рынках товаропродуктов и технологий.

    Социальное познание как процесс получения научно-обоснованных знаний в более узком значении можно определить как интеллектуальную деятельность человека, общественную синтеллектику с целью получения нового социального знания. Т.е. это процесс непрерывного приращения (аккумуляции) социального знания в ходе интеллектуальной деятельности и социальной практики людей.

    В системе современной научной индустрии социальное познание есть духовно–интеллектуальное производство социального знания на расширенной основе. Или научно - социогенное воспроизводство знания на основе апробированных методов и форм социально-научного исследования.

    Социально-познавательное отношение человека к обществу изменяет характер взаимодействия с ним как социальной реальностью.

    От познавательной схемы 1:

    «Субъект – Сознание - Социальный объект»

    познающие субъекты переходят к познавательному процессу по схеме 2:

    «Субъект – Познание - Социальный объект»

    Внутренняя структура , главные составляющие социального познания аналогичны и во многом адекватны структуре общетеоретического познания.

      Наличие объекта и предмета социального познания. Объектом является как все общество, так и его отдельные фрагменты. А предмет – отдельные процессы и явления социальной действительности.

      Социальные методы и методология социального познания. В рамках данного учебного пособия рассматриваются три наиболее часто применяемых теоретико-методологических подхода: социальная диалектика, феноменологический и метасоциальный (трансцендентальный) подходы.

      Социальная теория , которая как и всякая теория о социальном познании выполняет объяснительную функцию, т.е. описывает каким путем осуществляется познавательный процесс, на какой теоретической основе, методологической базе, исходя из каких гипотез, тезисов и предположений.

      Непосредственный процесс социального исследования , собственно научно-познавательная деятельность с целью получения нового социального знания.

    Выше были уже указаны основные виды социально–философских подходов, к которым в современном социальном познании наиболее часто обращаются и которые являются наиболее продуктивными в научно–исследовательском плане.

    Это не значит, что другие подходы являются малопродуктивными или контрпродуктивными. Наоборот, новые подходы социального познания необходимы интенсивно развивать. Причём в самых широких исторических параметрах: от времён Античности к наиновейшему времени.

    Так, малоразработанным остался «сократический подход » интерактивного общения и получения знания путём «майевтики » - процесса непосредственного рождения истины в ходе философской коммуникации. Или «аристотелевский подход » в системе аподидактики и логики силлогизмов. А «платоновский анамнезис », скорей всего, остался совершенно непонятым.

    Не разработанным в социально-научном плане оказался такой, на первый взгляд, доступный подход определяемый как позитивистская методология, которая относится к новейшему времени.

    Концепция «социальной эволюции », (Г.Спенсер), «интеллектуальной эволюции », «двойной эволюции » (О.Конт), «творческой эволюции » (А.Бергсон) оказались в современном социальном знании малоосмысленными. Даже часто используемая гегелевская диалектическая методология оказалась оторванная от того познавательного базиса, на котором она создавалась – «феноменология духа» Г. Гегеля. В данной учебно-методической разработке мы попытаемся хоть как-то восполнить этот пробел.

    Поразительно, но даже наиболее современные социально-информационный, семантический и семиотический подходы в получении социального знания оказались не только малоразработанными, но и непонятыми социальной философией. А если эти подходы и используются, то только как теоретико–методологические подходы в рамках когнитивной философии и общефилософского знания (гносеологии).

    В данном учебном пособии предпринята попытка восполнить этот пробел путем разработки метасоциального подхода («информационно–трансцедентального») в понимании процессов социального развития как «метаразвития ».

    Нужно сказать, что в советской науке 70-х годов, да и в мировой науке, были очень популярны попытки «вывести» метазаконы общественного развития. Социальная подоплека здесь была ясной. С одной стороны, - это торжество идей «развитого социализма» в мировом масштабе (что потребовало создания неомарксистской методологии в понимании процессов мирового развития), а с другой, - относительное ослабление позиций «мирового капитализма», который кинулся в создание «неоконсервативных ценностей» в идеологии, а в политической практике обратился к созданию «черного» Демократического интернационала всех праворадикальных сил. Отголоски этих социально-политических процессов 70-х годов хорошо просматриваются в «демократически обновленных» России и Украине 90-х годов. В рамках постпозитивистского социального знания («критический рационализм ») – это хорошо известная методология фальсификации социоисторического развития на основе «социальных смещений », социальных «конформных отображений » и «социальных проекций » (негативных или позитивных тенденций) с одних социальных фрагментов на другие (аскриптивный метод «приписывания» того, чего нет в действительности – «негативная диалектика »).

    Так, все положительное, чего достигли и чем могли располагать одномоментно возникшие национальные государства на постсоветском пространстве, включая Украину и Россию, было определено как достижения «передовых» западных демократий.

    Они определили себя (для нас) в качестве «образцовых моделей» обществ с гуманистическими ценностями и правовой культурой, а свои негативы «сместили» на нас, определив их как наследие советского режима. Западные страны заимствовали у нас все главные составляющие, характерные для обществ «равных возможностей» и социальной справедливости. Право на рабочее место и профессиональную занятость, государственные гарантии на образование, медицинское обслуживание, на социальную защиту и общественную безопасность, социальные льготы пенсионерам и нетрудоспособным, права молодежи, государственные дотации науке, образованию, дошкольной сфере, социальной инфраструктуре, семье, физическому развитию и спорту, а также много другое, включая даже изобретенную у нас бригадно-подрядную организацию труда (микроэкономика) и программно-тематическое планирование всего общественного производства (макроэкономика).

    В чем принципиальное различие вышеназванных трех теоретическо-методологических подходов социального познания?

    В основу социально-диалектического подхода положены общедиалектические принципы развития, всеобщей связи, противоречия, качественно-количественных изменений и двойного отрицания, естественно, применительно к социальным контекстам.

    В феноменологическом подходе фиксируются парадигмальные моменты «абсолютной» новизны в социальном познании, его «феноменальности» в изучении социальных явлений как таких, которые не имеют прямой связи с предшествующими этапами процесса познания.

    В метасоциальном подходе представлены попытки обнаружения «социальной трансценденции» сверхсущественных моментов в социальной реальности, и рассмотрения их как «социокосмоса», запредельного обычному уму и обычному сознанию. Процессы социокосмогенезиса можно познать и понять только на умопостигаемом, интеллигибельном уровне «трансцендентальной диалектики ». Выявленные таким путем социальные «метазаконы » действуют на уровне единого и целостного человеческого социума, планетарного сознания сообщества людей, земнокосмической ноосферы. Подобный подход, как доказали философско-естественнонаучные разработки Н.Вернадского и Тейяра де Шардена, является вполне научно-корректными, продуктивными и обладают огромным гносеологическим потенциалом, соответствующему 21 веку.

    Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.

    Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, в широком смысле - всё общество. Объектом познания является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир.

    Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных факторов. Различают три вида таких факторов:

    действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

    продукты материальной или духовной деятельности людей;

    словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

    Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

    Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:

    объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;

    ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.

    Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

    Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

    изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;

    рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

    анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

    Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

    Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

    Люди по своей природе являются крайне любопытными существами. Мы всегда стремимся познать что-то новое. В процессе изучения человечество создавало теории, формулы, категории, всевозможные формы и способы познания.

    На сегодняшний день существует масса методов выучить что-либо новое. Для этого потребуется желание, немного труда и очень большой интерес. Но в статье пойдёт речь не о самом процессе познания, а о его специфической форме, которая развивалась веками. Эта форма позволяет увидеть роль человека в контексте всего общества, а также познать его внутренние интересы и побуждения, которые прямо влияют на социум в целом. Именно категории общего и субъективного являются основой социального познания.

    История возникновения

    Свои корни социальное познание берёт со времён Древней Греции. Эта колыбель всей западной цивилизации некогда принесла миру множество знаменитых людей - учёных, поэтов, воинов, философов и т.п. Когда мы говорим о социальном познании, нужно вспомнить деятельность знаменитого философа Сократа, который уже в то время понял, что истина таится в самих людях, в их душах. «Познай себя!» — говорил учёный. Его фундаментальная теория о том, что человек является центром, от которого нужно начинать поиск истины,- это основа социального познания. С целью нахождения высшей истины и изучения общества в целом нужно понять внутренние психологические и душевные процессы каждого из нас. Наверное, Сократ и не думал, что его высказывания и философские рассуждения в будущем станут основой всего социального познания. Таким образом развилось социальное познание в философии.

    Суть социального познания

    Человек постоянно изучает окружающий его мир. Мы пытаемся овладеть науками и определёнными навыками с целью их дальнейшего применения. Но практически никто из нас не задумывается, как мы познаём себя в контексте общества. Любой человек знает - он часть целого, часть социума.

    Но это знание не даётся от рождения. Именно социальное познание, психология которого основана на субъективном суждении отдельно взятого человека, позволяет идентифицировать себя как часть общества.

    Проще говоря, не существует единой конструкции, при помощи которой люди познают социальную связь. Для каждого социальное познание происходит по разному сценарию. Отсутствие закономерностей пагубно влияет на изучение этого феномена. Существует много проблемных вопросов, на которые сложно ответить из-за отсутствия конкретики в социальном познании.

    Активно изучаемые проблемы

    Многие психологи, социологи, философы и другие учёные, в чьё поле зрения попадает вопрос о социальном познании, пытаются понять смысл работы этой сложной формы. В процессе изучения был выдвинут ряд вопросов, а именно:

    • На основе какой информации формируются выводы в сознании людей?
    • По какой причине люди видят действия одних индивидов, при этом полностью игнорируя других?
    • Как работает механизм познания самого себя и общества?
    • Какие методы используются для сбора и конструирования информации о личном и общественном?

    Количество проблем неустанно растёт, потому что сложность феномена социального познания поистине велика.

    Социальное познание. Психология феномена

    Ранее уже было указано, что подобная форма познания не имеет чёткой структуры. Данная проблема возникает по причине своеобразной психологии этого процесса. Социальное познание прежде всего основано на субъективном размышлении человека о своей роли в составе общества. Другими словами, когда мы задаём себе вопрос: «Какова моя роль в обществе?» — начинается сложный процесс социального познания.

    То есть человек это не контролирует. Все происходит автоматически, благодаря строению самой психологии и тех тенденций, которые существуют в обществе на сегодняшний день. Отсюда можно предположить, что идентификация человека с обществом может так и не начаться, если индивид будет расти в изоляции, при этом не зная о человеческом мире вообще ничего. Примером тому являются дикие люди, которых находили в лесах или пещерах. Социальное познание общества происходит только в том случае, если человек видит и понимает свою принадлежность к нему.

    Теории социальной нестабильности

    Многие учёные поддерживают теорию о том, что социальное познание возникло и развивалось вследствие периодических дестабилизационных процессов в обществе. Подобная версия во многом основывается на исторической гипотезе цикличности цивилизации, автором которой является Тойнби.

    Конечно, теория социальной нестабильности имеет право на существование, однако она во многих аспектах противоречит самой себе.

    Во-первых, само понятие нестабильности подразумевает отсутствие порядка в обществе, быстрые смены всех его устоев, несогласованность. Подобный феномен уж никак не может спровоцировать какой-либо позитивный процесс. Любая форма познания, в частности социальное познание, — это эволюция, а нестабильность является полной деградацией.

    Во-вторых, изучение феномена познания на основе социального фактора нужно начинать с учётом личностных качеств отдельно взятого человека. Подобный процесс представляет собой научно-социальное познание различных циклических этапов, а не фокусировку на поведении определённого индивида. Проще говоря, нужно забыть о теории и предаться практике. Увидеть, как человек получает свои социальные знания и навыки. Только в этом случае возможно понять суть социального познания.

    Социальное познание в повседневной жизни

    Нужно отметить тот факт, что социальное и гуманитарное познание общества - это две стороны одной медали. Отличие состоит лишь в способе получения знаний. Гуманитарное познание каждый из нас получает в учебных заведениях путём изучения истории, культуры, музыки, социологии, философии и др. Гуманитарные науки помогают понять устройство мира, познать его основные этапы, увидеть жизнь других общностей людей.

    Когда у человека накапливается необходимое количество знаний об окружающем его мире, начинается процесс социального познания. Вследствие переработки информации происходит отождествление себя самого с миром, обществом. Таким образом, чем больше знаний о себе и мире в целом имеет человек, чем выше его культура, тем быстрее и продуктивнее будет происходить процесс социального познания.

    Вывод

    Людская психология - достаточно сложный механизм. Ещё сложнее выделить какие-либо закономерности её функционирования. Этот фактор оказывает основное влияние на процесс социального познания. На сегодняшний день все ещё нет универсальной конструкции, которая могла бы внести какую-либо закономерность в изучение данного феномена.