Запрещение принудительного труда.

Каждый человек имеет право на труд, но не обязан выполнять трудовые обязанности по принуждению. И даже больше: гражданин не должен позволять принуждать себя к труду против собственного желания. Принудительный труд запрещен законодательством и государство уполномочено вставать на защиту работников, подвергшихся принуждению к труду со стороны работодателей.

Что такое принудительный труд

Российское законодательство определяет понятие принудительного труда как работу, требование о выполнении которой сопровождается угрозами или насильственным воздействием. При этом законодатель выделяет два обстоятельства, которые являются признаками принудительного труда:

  • первым обстоятельством является тот факт, что лицо не предлагало свои услуги добровольно;
  • ко второму обстоятельству относится наличие наказания за отказ выполнить работу.

Другими словами, принудительный труд - эта работа, на которую сотрудник не давал своего добровольного согласия. На практике, чаще всего встречается принуждение к сверхурочным работам, в том числе и с помощью изъятия у сотрудника документов и т.д. А вот под наказанием следует понимать лишение прав и привилегий.

Хотя законодатель не дает четких указаний на этот счет. Поэтому под наказанием со стороны работодателя за отказ выполнять работу по принуждению может подразумеваться и физическое воздействие. Согласно международным договорам и трудовому законодательству гражданин вправе отказаться от выполнения работы, если она расценивается им как принудительный труд.

Использование принудительного труда запрещено законодательством.

К этому относится и дискриминация в сфере трудовых отношений. Все граждане имеют равные права для осуществления трудовой деятельности, поэтому учитываются только деловые качества каждого отдельного индивидуума. Возможности, равно как и оплата труда, не могут зависеть от таких обстоятельств, как национальность, раса, пол, религиозные убеждения и т. д. Такая дискриминация работника запрещена законом. Эти нормы содержит Конвенция МОТ №111. Ответственность за дискриминацию несет работодатель.

Трудовое законодательство предусматривает обстоятельства, которые не могут расцениваться как дискриминация, но, тем не менее, ограничивают права работников. Это допускается в первую очередь для защиты граждан. Такими обстоятельствами чаще всего является медицинское освидетельствование и профессиональный отбор сотрудников для выполнения узкоспециализированной работы.

Виды принудительного труда

Трудовой кодекс определяет виды труда, который считается принудительным. И запрещение принудительного труда является обязанностью государства. Такими видами являются:

  • работа для поддержания трудовой дисциплины;
  • работа как наказание за участие в забастовке;
  • работа как средство мобилизации;
  • работа в качестве наказания за политические или идеологические убеждения;
  • работа как мера расовой или национальной дискриминации.

Помимо этого, трудовое законодательство различает и определенные категории и формы принудительного труда. Согласно этому, ими являются задержка заработной платы или ее части и принудительное выполнение опасной для жизни и здоровья работы без необходимой защиты. Важно знать, что этот список законодатель не делает исчерпывающим, а это значит, что каждый случай принудительного труда является индивидуальным.

Какие работы не относятся к принудительному труду

Конвенция МОТ №29 определяет также и те работы, которые не могут быть отнесены к принудительному труду. Другими словами, допускаются случаи, когда обстоятельства вынуждают работодателей заставлять сотрудников выполнять работу, которая может быть приравнена к принудительной, но таковой не является. Это следующие виды работ:

  • работа, которая должна быть выполнена в связи с воинской службой или воинскими обязанностями;
  • работа, выполнение которой осуществляется во время стихийного бедствия и других чрезвычайных обстоятельств;
  • работа, которая выполняется по приговору суда.

Этот список законодатель сделал исчерпывающим, то есть работодатель не имеет права вносить в него какие-либо изменения и принуждать сотрудников к труду под предлогом крайней необходимости. Существует также ряд ограничений, позволяющих принуждать работников к труду.

В первую очередь это касается выполнения своих обязанностей во время чрезвычайных обстоятельств, военного положения и т. д. Это длительность работ, а также профессиональные, медицинские и возрастные ограничения. Кроме этого, Трудовой кодекс содержит нормы, указывающие на сроки, в течение которых работа при невыплаченной заработной плате не может быть приравнена к принудительной.

К работам, которые установлены в судебном порядке, относятся исправительные работы, а также работы, которые являются обязанностью заключенных в местах лишения свободы.

Это так называемая система принудительного труда. То есть, осужденных лиц принуждают к труду, что является абсолютно законным. При этом заключенных должны привлекать к работе в зависимости от их возраста, состояния здоровья и т. д.

Что касается привлечения осужденных граждан к работам, которые необходимы для благоустройства исправительного учреждения, то законодатель прямо указывает на то, что они не могут быть приравнены к принудительному труду. Эти работы содержит система принудительного труда, поэтому они расцениваются как общественно полезный труд, к которым можно привлекать заключенных.

Ответственность за принудительный труд

Запрещение принудительного труда регулируется российским законодательством, поэтому им же установлена и определенная ответственность. Какой же может быть эта ответственность? В первую очередь, важно понимать, что наказание за принудительный труд не предусматривается, как отдельная норма закона.

В течение непродолжительного времени нормативные акты содержали нормы, которые предусматривали административную ответственность за принудительный труд. Наказание было в виде штрафа, который налагался в судебном порядке. К сожалению, этот нормативный акт был отменен.

Действующий Закон о занятости не предусматривает отдельной ответственности за принуждение к труду.

Тем не менее, в административном законодательстве содержится норма, которая устанавливает ответственность за нарушение закона об охране труда. Он включает административную ответственность, а также дисквалификацию. При этом наказание может быть применено только к должностному лицу.

Что касается уголовного законодательства, то в нем также нет норм, прямо указывающих на ответственность за принудительный труд. Единственное, за что может ответить работодатель согласно УК РФ, это невыплата заработной платы и других выплат, а также нарушение правил охраны труда. Трудовое законодательство также содержит нормы, которые подразумевают административную и дисциплинарную ответственность за принудительный труд.

В целом, любая эксплуатация наемных работников может быть расценена, как принудительный труд или дискриминация. При этом существуют случаи принуждения к труду не только к конкретному сотруднику, но и ко всему коллективу. Граждане, подвергшиеся эксплуатации со стороны работодателя, могут обратиться в суд или трудовую инспекцию для возмещения ущерба.

Каждый гражданин РФ имеет право на труд, но не обязан работать под давлением руководства. Никто не должен выполнять трудовые обязательства против своего желания. Российское законодательство запрещает подневольный, обязательный труд и встает на защиту рабочего населения страны, подвергающегося принуждению к труду со стороны нанимателей. Но всё-таки споры возникают, поскольку под определение вынужденной труженической деятельности попадают ситуации, с которыми люди порой сталкиваются на производстве. Рассмотрим, что такое обязательный труд и что грозит работодателю за принуждение к нему своих подчиненных.

Понятие и характеристика

Работа, которую человек выполняет под угрозой оказания насильственного воздействия, называется принудительным трудом. Иными словами, это трудовая деятельность, на которую гражданин не давал согласия по собственной воле. А такие задачи, которые заставляют выполнять против воли человека, запрещаются Конституцией и Трудовым Кодексом РФ.

Законодатель выделяет 2 критерия подневольного труда.

  1. Отсутствие добровольного предложения услуг работником.
  2. Наличие наказания: лишение прав и льгот, физическое воздействие за отказ выполнить задание.

В качестве примера вынужденного труда можно привести принуждение к сверхурочным работам. Зачастую этот процесс сопровождается изъятием удостоверяющих личность бумаг у сотрудников. В соответствии с ТК РФ, существуют отдельные виды обязательного труда, в перечень которых входит такая работа, как:

  • мера возмездия за участие в стачке;
  • средство вовлечения и эксплуатации рабочей силы в целях хозяйственного развития;
  • способ поддержания дисциплины труда;
  • мера национального или расового ограничения прав человека;
  • расплата за мировоззренческие или политические убеждения.

Согласно № 90-ФЗ от 30 июня 2006 года выделяются конкретные категории с формами подневольного труда. Это может быть задержка зарплаты или ее части, принудительное выполнение жизнеопасной работы без соблюдения правил техники безопасности. Но на этом список незаконного взаимодействия сторон не исчерпывается, поскольку каждый случай вынужденного труда является индивидуальным. Как пример, ведение работ с нарушением условий договора и без отметки о деятельности в трудовой книжке работника.

Принуждение военнослужащих к выполнению обязательств за рамками военной службы; похищение людей для осуществления рабского труда; сексуальное рабство; привлечение заключенных к труду, несвойственному деятельности в местах отбывания наказания; принуждение к работе за рамками должностной инструкции под угрозой причинения вреда здоровью или жизни, – всё это формы обязательного труда. Пример: ситуация, когда директор не подписывает увольнительное заявление сотрудника. Так он принуждает человека к труду под угрозой увольнения по статье. И тем самым руководитель нарушает закон.

Принудить к вынужденным работам можно не только путем насилия или ограничения свободы, но и посредствам применения косвенных средств. К ним относятся денежные штрафы, угроза увольнения, изъятие паспорта, перевод на работу с худшими условиями и т. д.

Отличить обязательный труд от добровольной деятельности можно по таким признакам, как зависимость от нанимателя, долговая кабала, психологическое или телесное насилие, ограничение человеческой свободы, отсутствие договора и соцгарантий, принудительные отработки, неправомерные ограничения в оплате. Бывают и случаи, когда зарплату выдают не деньгами, а в натуральном виде – к примеру, продуктами.

Какие работы не считаются вынужденными?

Запрещение обязательного труда регулируется ст. 4 ТК РФ и относится к конституционным положениям. Это означает, что каждый человек вправе выбирать род занятий и не обязан выполнять какую-либо работу под угрозой наказания. Сотрудник любой организации может уволиться по собственному желанию, когда сочтет это нужным. При этом руководитель не имеет права его задерживать более чем на 14 календарных дней.

Трудовое законодательство предусматривает и такие обстоятельства, которые ограничивают права трудящихся и одновременно не расцениваются как ограничение. Такие обстоятельства допускаются, как правило, для защиты граждан. Это может быть профотбор или медосвидетельствование.

Согласно ст. 87 Конституции РФ насильственным трудом не считается работа, которая выполняется по приказу Президента в условиях военного положения. В этом случае привлечение населения к работам необходимо для обороны страны, когда противник проявляет агрессию и угрожает враждебными действиями в отношении России.

Бывают случаи, когда обстоятельства вынуждают нанимателей заставлять подчиненных выполнять работу, которая может считаться обязательной, но таковой не является.

К принудительным работам не относится труд, выполняемый:

  • во время стихийных бедствий – к примеру, наводнений или других экстренных обстоятельств;
  • в связи с воинскими обязательствами и воинской службой;
  • по приговору суда в качестве наказания, отбываемого под надзором госорганов.

К задачам, которые утверждаются в судебном порядке, относятся исправительные работы и выполнение заключенными обязательных трудовых функций. Система обязательного труда в местах, где преступники отбывают наказание, абсолютно законна и применяется ко всем осужденным – независимо от состояния их здоровья, возраста и других особенностей. Привлечение заключенных к работам требуется для благоустройства исправительного учреждения, что не приравнивается к незаконной деятельности. По сути, это общественно полезный труд, который положительно сказывается на исправлении осужденных.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 4. Запрещение принудительного труда. Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному труду относятся:
нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.
Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Комментарий к ст. 4
1. В комментируемой статье полностью учтены положения Конституции Российской Федерации (ст. 37), конвенций МОТ "О принудительном или обязательном труде" от 28 июня 1930 г. N 29 (вступила в силу 1 мая 1932 г.) и "Об упразднении принудительного труда" от 25 июня 1957 г. N 105 (вступила в силу 17 января 1959 г.), ратифицированных соответственно Президиумом Верховного Совета СССР 4 июня 1956 г. и Федеральным законом от 23 марта 1998 г. N 35-ФЗ, а также Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.) о запрете принудительного труда. Установленный запрет вытекает из свободы труда граждан.
2. В ч. 2 комментируемой статьи приведено общее понятие принудительного труда, которое уточняется в последующих положениях статьи.
3. На основании ч. 3 комментируемой статьи следует расценивать как принудительный труд также противоправные действие или бездействие работодателя (его представителей), исключающие возможность реализации работниками установленных для них государственных гарантий в сфере труда. Причем эти гарантии связаны с наиболее существенными для них условиями труда - выплатой вознаграждения за труд и обеспечением его охраны.
В ТК РФ указаны два правонарушения, относящиеся к принудительному труду, а именно: задержка сроков выплаты работнику заработной платы или ее частичная выдача (ст. 136) и неправомерное требование от работника исполнения трудовых обязанностей в условиях, когда он не обеспечен средствами защиты либо порученная работа угрожает его жизни или здоровью (ст. ст. 219 и 220). В обоих случаях работник вправе отказаться от исполнения трудовых обязанностей, что не влечет для него неблагоприятных последствий (ст. ст. 142 и 220 ТК РФ).
4. В соответствии с международно-правовыми нормами (см. п. 1 комментария) всякая работа или служба, которая в силу законов об обязательной военной службе носит чисто военный характер, а также является частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны, не относится к принудительному труду. В связи с этим ТК РФ не причисляет к нему военную службу по контракту или призыву, осуществляемую на основании Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, а также заменяющую военную службу по призыву альтернативную гражданскую службу. Трудовая деятельность граждан в период прохождения ими этой службы регулируется Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ.
Обязательные работы, выполняемые в условиях чрезвычайных обстоятельств, также не относятся к принудительному труду. Эти работы допустимы в случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, в том числе при объявлении чрезвычайного или военного положения. Названные положения временно вводятся Президентом Российской Федерации на всей территории России или в ее отдельных местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральными конституционными законами "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ и "О военном положении" от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ.
Чрезвычайное положение и военное положение являются временными мерами, применяемыми соответственно исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя России либо в целях создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. При объявлении этих положений допускаются установленные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Например, производится мобилизация трудоспособного населения для проведения аварийно-спасательных работ, работ для нужд обороны, по ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями.
В период военного положения гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации (других войск, воинских формирований и выполняющих задачи в области обороны органов) в составе воинских частей привлекается для обеспечения отражения или предотвращения агрессии против России в соответствии с федеральными законами, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в данной области.

Так как, возможно, Вы не совсем понимаете о чем идет речь (раз сразу требуете определить санкции) вот Вам выдержка. Почитайте ее.И многое проясниться.

Запрещение принудительного труда

Принудительный труд запрещен в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, Конвенцией МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, Конвенцией МОТ № 105 об упразднении принудительного труда, а также в ст. 4 ТК РФ.

В ч. 2 ст. 4 ТК РФ обстоятельством, характеризующим правовое понятие "принудительный труд", названа работа под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия). Тогда как в ст. 2 Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде данное понятие определено через всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

Из приведенной формулировки вытекают два юридически значимых обстоятельства, доказанность которых позволяет признать работу или службу принудительным трудом. Во-первых, таким обстоятельством названо отсутствие добровольного предложения лицом услуг для выполнения работы или прохождения службы.

Во-вторых, к числу рассматриваемых обстоятельств отнесено наличие наказания за отказ от выполнения такой работы. Мера такого наказания в международном акте в отличие от ч. 2 ст. 4 ТК РФ не связана с насильственным воздействием. Очевидно, что формулировка международного акта несколько отличается от данной в ТК РФ, она более благоприятна для граждан.

В связи с этим на основании ст. 15, 2, 18 Конституции РФ при определении принудительного или обязательного труда следует исходить из доказанности перечисленных юридически значимых обстоятельств, которые даны в ст. 2 Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде.

В ст. 1 Конвенции МОТ № 105 об упразднении принудительного труда, в ч. 2 ст. 4 ТК РФ перечислены Формы принудительного труда. В частности, эти нормы запрещают следующие виды принудительного труда:
в целях поддержания трудовой дисциплины
в качестве меры ответственности за участие в забастовке
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития
в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания

Данный перечень не является исчерпывающим. Принудительным или обязательным трудом может быть признана любая работа или служба при доказанности назван- ных юридически значимых обстоятельств.

В ч. 3 ст. 4 ТК РФ перечислены дополнительные по сравнению с международными актами формы принудительного труда.

К принудительному труду этой нормой отнесены:
нарушение сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере
требование работодателем выполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо если работа угрожает жизни или здоровью работника

Включение перечисленных форм в понятие "принудительного труда" полностью соответствует действующему законодательству, в частности ст. 2, ст. 18 Конституции РФ, позволяющим устанавливать дополнительные по сравнению с международными актами льготы и преимущества для граждан, права которых объявлены высшей ценностью.

Однако и этот перечень форм принудительного труда не является исчерпывающим. Как уже отмечалось, любая работа или служба при доказанности рассмотренных юридически значимых обстоятельств, в том числе и не входящая в приведенные перечни форм принудительного труда, должна признаваться принудительным трудом.

Нельзя не заметить противоречия в содержании ТК РФ при применении запрета на принудительный труд. В ч. 1 ст. 4 ТК РФ запрещены все формы принудительного труда, включая работу при нарушении установленных сроков выплаты заработной платы или при выплате ее не в полном размере.

Однако в ч. 2 ст. 142 ТК РФ сказано о том, что при задержке заработной платы на срок более 15 дней работник, известив работодателя в письменной форме, вправе приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Из ст. 4 ТК РФ вытекает запрет на принудительный труд с первого дня невыплаты заработной платы или выплаты ее в меньшем размере.

Тогда как ч. 2 ст. 142 ТК РФ предполагает 15 дней принудительного труда. Данное противоречие должно быть разрешено в пользу применения нормы-принципа, устанавливающей запрет на принудительный труд с первого дня нарушения срока выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере.

В п. 2 ст. 2 Конвенции МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, ч. 3 ст. 4 ТК РФ дан перечень работ, которые не могут быть отнесены к принудительному труду и при доказанности рассмотренных юридически значимых обстоятельств.

К числу таких работ отнесены:
работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской службе и воинской обязанности или заменяющей ее альтернативной гражданской службе
работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также иных обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части
работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров

Перечень работ, попадающих под определение принудительного труда, но не являющихся таковым в силу прямого указания, в международных актах, является исчерпывающим. Указание в нем на иные обстоятельства требует доказанности создания в результате их действия угрозы жизни или нормальным жизненным условиям всего населения либо его части. Данный перечень носит исчерпывающий характер и для внутреннего законодательства Российской Федерации.

Однако в ч. 2 ст. 142 ТК РФ перечислены временные периоды, в течение которых нельзя приостанавливать работу при невыплате заработной платы, органы и организации, в которых такая приостановка запрещена, а также работники, лишенные права использовать данное средство защиты. Как уже отмечалось, труд при нарушении сроков выплаты заработной платы в силу ст. 4 ТК РФ признается принудительным.

В связи с этим введенные в ст. 142 ТК РФ запреты на отказ от работы при невыплате заработной платы должны соответствовать приведенному перечню работ, которые не считаются принудительным трудом.

К числу лиц, которые не могут отказаться от принудительного труда, в ст. 142 ТК РФ отнесены государственные служащие. Однако трудовая деятельность данной категории, работников выходит за рамки приведенного перечня работ, выполнение которых не считается принудительным трудом.

Следовательно, лишение государственных служащих права отказаться от принудительного труда вступает в противоречие с ч. 2 ст. 2 Конвенции № 29 о принудительном или обязательном труде, ч. 3 ст. 4 ТК РФ. На основании ст. 15 Конституции РФ при разрешении данного противоречия необходимо руководствоваться общей нормой-принципом, закрепленной международным актом.

Поэтому государственные служащие обладают правом отказа от принудительного труда, в том числе и при нарушении установленных сроков выплаты им заработной платы либо выплаты ее не в полном размере.

Принудительный труд запрещен.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

мых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. (ратифицирована Россией 4 ноября 1995 г.). Но наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится все же в международном трудовом праве, которое посвятило этой проблеме две конвенции МОТ: № 29 «О принудительном или обязательном труде» (заключена в г. Женеве 28 июня 1930 г.) и № 105 «Об упразднении принудительного труда» (заключена в г. Женеве 25 июня 1957 г.). Обе Конвенции ратифицированы нашей страной. Кроме того, запрет принудительного труда содержится в ч. 2 ст. 37 Конституции РФ и ст. 1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

2. Приведенное в ч. 2 ст. 4 ТК определение принудительного труда основывается на формулировке, содержащейся в п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ «О принудительном или обязательном труде», в которой сказано, что термин «принудительный или обязательный труд» означает всякую работу или службу, требуемую от какого- либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В отличие от включенного в ч. 2 ст. 4 ТК это определение говорит не только о принудительном, но и об обязательном труде. Однако самостоятельного значения в термин «обязательный труд» в сравнении с термином «принудительный труд» данная Конвенция не вкладывает, в силу чего они малоразличимы. С этой точки зрения российское законодательство вполне правомерно оперирует только одним термином - «принудительный труд». Вместе с тем характеристики принудительного или обязательного труда, данные указанной Конвенцией и ч. 2 ст. 4 ТК, имеют определенные различия. Эта Конвенция, помимо выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), относит к числу признаков принудительного или обязательного труда также отсутствие добровольного предложения работником своих услуг для выполнения данной работы. Это обстоятельство не следует расценивать как нарушение положений данной Конвенции нормами ТК. Просто российский закон более жестко подошел к квалификации конкретного труда в качестве принудительного, поэтому, если по нормам международного трудового права для этого требуется наличие двух признаков, то по нормам ТК достаточно одного - угрозы применения какого-либо наказания (насильственного воздействия).

В дополнение к общему определению принудительного труда ч. 2 ст. 4 ТК приводит и его конкретные примеры, практически текстуально совпадающие с перечнем форм принудительного, или обязательного, труда, содержащимся в ст. 1 Конвенции МОТ «Об упразднении принудительного труда». В этом аспекте нормы ТК о запрете принудительного труда полностью соответствуют нормам международного трудового права.

3. Часть 3 комментируемой статьи не имеет аналогов в международном трудовом праве и, по сути, расширяет перечень видов принудительного труда, который содержится в ст. 1 Конвенции МОТ «Об упразднении принудительного труда». В данном случае отечественный законодатель предпринял нетривиальный подход к формулировке этих двух дополнительных видов принудительного труда. Согласно ч. 3 ст. 4 ТК принудительным трудом признается нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере. Основываясь на буквальном толковании данной формулировки, к принудительному следует относить любой труд, осуществляемый в условиях отсутствия его оплаты не только в полном, но и в частичном размере. Иными словами, любая задержка выплаты, частичная или полная невыплата заработной платы должны квалифицироваться в качестве принудительного труда вне зависимости от причин, повлекших данные последствия, и вины работодателя в их возникновении.

Аналогичным образом обстоит дело и со второй, указанной в ч. 3 ст. 4 ТК, разновидностью принудительного труда, который всегда имеет место в случае возникновения угрозы жизни и здоровью работника ввиду нарушения требований охраны труда любым возможным способом.

Поскольку принудительный труд запрещен, постольку работодатель не вправе требовать его выполнения, а работник вправе от него отказаться. По существу право работника прекратить выполнение порученной ему работы в таких условиях представляет собой способ самозащиты права на получение оплачиваемой и безопасной работы (см. ст. 142 ТК и комментарий к ней, а также ч. 2 п. 57 постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Сама же возможность воспользоваться этим способом защиты нарушенного права возникает у работника с момента появления феномена принудительного труда, т. е. с первого дня невыполнения работодателем вытекающей из трудового договора обязанности по надлежащей оплате и охране труда (см. ст. 142 и 379 ТК и комментарии к ним).

4. Часть 4 комментируемой статьи ТК содержит перечень видов работ, не признаваемых принудительным трудом. В целом он согласуется с аналогичным перечнем, приводимым в ст. 2 Конвенции МОТ «О принудительном или обязательном труде». Однако конвенционный перечень сформулирован более широко, нежели перечень, содержащийся в ст. 4 ТК. Дополнительно к ст. 4 ТК в него включаются: а) всякая работа или служба, являющаяся частью обычных гражданских обязанностей граждан полностью самоуправляющейся страны; б) мелкие работы общинного характера, т. е. работы, выполняемые для прямой пользы коллектива членами данного коллектива, которые поэтому могут считаться обычными гражданскими обязанностями членов коллектива, при условии, что само население или его непосредственные представители имеют право высказать свое мнение относительно целесообразности этих работ.

Несмотря на то что наш законодатель отказался от воспроизведения в ТК формулировок этих исключений, они сохраняют действие и в отношении нашей страны. Это вытекает из факта ратификации Россией соответствующей Конвенции. Отсюда следует, что принудительным трудом не следует признавать те работы, которые выполняются для прямой пользы коллектива членами данного коллектива по благоустройству и санитарно-гигиенической профилактике зданий и территорий, занимаемых школами, интернатами, детскими и юношескими оздоровительными лагерями, а также учреждениями, ведающими исполнением наказаний, при условии предоставления представителям данных коллективов права высказывать свое мнение относительно целесообразности проведения таких работ.

  • Запрещение принудительного труда, так же как запрещение дискриминациив сфере труда, является одним из четырех фундаментальных принципов международного трудового права, зафиксированных в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женеве 18 июня 1998 г.)(см. ст. 10 ТК и комментарий к ней). Обособление законодательной регламентации данного принципа в отдельной статье ТК тоже следует расценивать как показатель его особой значимости. Помимо международного трудового права, запрет принудительного труда содержится в нормах международного гуманитарного права, источниками которогоявляются акты общего и регионального действия. К первым относится Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., ко вторым - Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ) и Конвенция Содружества Независи-