Формирование представлений об окружающем мире. Характеристика диагностической программы для детей с зпр по формированию представлений об окружающем мире

Анна Банникова
Характеристика диагностической программы для детей с ЗПР по формированию представлений об окружающем мире

Цель диагностической программы – выявление уровня сформированности представлений об окружающем мире детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Подобранная диагностическая программа состоит из следующих методик : «Овощи, фрукты, ягоды» , «Деревья, кустарники» , «Цветы» , «Чьи плоды» , «Аквариум» . Ее сводная характеристика представлена в таблице № 1 .

Таблица № 1

Характеристика диагностической программы исследования .

№ Название методики Цель методики

1 «Овощи, фрукты, ягоды» (Н. Е. Веракса) выявление сформированности представлений детей с ЗПР об овощах , фруктах, ягодах, умении обобщать, классифицировать и систематизировать знания о данных предметах

2 «Деревья, кустарники»

(Н. Е. Веракса)

выявление сформированности представлений детей с ЗПР о деревьях , кустарниках, умении обобщать, классифицировать и систематизировать знания о данных предметах .

3 «Цветы» (Н. Е. Веракса) выявление сформированности представлений детей с ЗПР о цветах

4 «Чьи плоды»

(Е. Л. Гончарова) выявление сформированности представлений детей с ЗПР о плодах

5 «Аквариум»

(Е. Л. Гончарова)

выявление сформированности представлений детей

Рассмотри эти методике подробнее.

Диагностическое задание № 1 . «Овощи, фрукты, ягоды»

(Н. Е. Веракса)

Цель : выявить сформированность представлений детей с ЗПР об овощах , фруктах, ягодах, умение обобщать, классифицировать и систематизировать знания о данных предметах .

Оборудование : картинки с изображением овощей, фруктов, ягод.

1. Рассмотри картинки. Что на них изображено?

2. Как можно назвать их одним словом?

3. Где растут овощи (фрукты, ягоды - лесные, садовые) .

Оценка действий ребенка : принятие и понимание предъявляемого задания , умение классифицировать предметы на основе имеющихся знаний.

Оценка в баллах :

3 балла – называет и показывает 5 - 6 овощей, (фруктов, ягод, классифицирует, аргументирует свои высказывания;

2 балла – показывает 3 - 4 овоща, (фрукта, ягоды) и имеет представление о месте произрастания;

1балл – показывает 1 - 2 овоща, (фрукта, ягоды, не может классифицировать по месту произрастания;

0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы

Диагностическое задание № 2 . «Деревья, кустарники»

(Н. Е. Веракса)

Цель : выявить сформированность представлений детей с ЗПР о деревьях , кустарниках, умение обобщать, классифицировать и систематизировать знания о данных предметах .

Оборудование : картинки с изображением деревьев, кустарников.

Ход обследования. Экспериментатор предлагает рассмотреть предъявляемые картинки и ответить на вопросы.

1. Назови деревья, какие знаешь?

2. Покажи ель, березу, тополь, сосну, яблоню, рябину.

3. Покажи и назови хвойные деревья.

4. Покажи и назови кустарники.

5. Чем отличается кустарник от дерева?

Оценка действий ребенка : принятие и понимание предъявляемого задания , умение классифицировать предметы на основе имеющихся знаний.

Оценка в баллах :

3 балла – называет и показывает 5 - 6 деревьев, знает хвойные и лиственные, отличает их от кустарников. Знает 3 - 4 кустарника;

2 балла – показывает 3 - 4 дерева, показывает кустарники, затрудняется в названиях деревьев и кустарников, отличает хвойные растения;

1балл – показывает 1 - 2 дерева, отличает хвойные от лиственных, аргументировать не может. Названий кустарников не знает;

Диагностическое задание № 3 . «Цветы» (Н. Е. Веракса)

Цель : выявить сформированность представлений детей с ЗПР о цветах , месте произрастания, условиях для роста растений, умении аргументировать свои высказывания.

Оборудование : картинки с изображением цветов.

Ход обследования. Экспериментатор предлагает рассмотреть предъявляемые картинки и ответить на вопросы.

Посмотри на картинки. Что на них изображено?

1. Какие цветы знаешь. Назови.

2. Покажи тюльпан, розу, фиалку, колокольчик, плющ, одуванчик.

3. Выбери садовые, комнатные.

4. Что нужно для роста растений? Какие условия?

Оценка действий ребенка : принятие и понимание предъявляемого задания , умение классифицировать предметы на основе имеющихся знаний.

Оценка в баллах :

3 балла – называет и показывает 5 - 6 цветов, знает садовые, комнатные цветы, отличает их от лесных. Знает условия, нужные для роста растений;

2 балла – показывает 3 - 4 цветка, показывает садовые, затрудняется в названиях цветов;

1балл – показывает 1 - 2 цветка, названий цветов не знает;

0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.

Диагностическое задание № 4 . «Чьи плоды?» (Е. Л. Гончарова)

Цель : выявить сформированность представлений детей с ЗПР о плодах , деревьях, кустарниках, цветов, умении аргументировать свои высказывания.

Оборудование : карточки с изображением деревьев (ель, дуб, клен, береза, сосна) ; картинки с плодами этих деревьев (еловая шишка, желудь, крылатка клена, березовая сережка, сосновая шишка); комнатные растения или их иллюстрации (хлорофитум, бальзамин, фиалка) .

Ход обследования. Экспериментатор предлагает рассмотреть предъявляемые картинки и ответить на вопросы.

1. Ребенок подбирает к каждому дереву нужную картинку с плодами.

Посмотри на картинки. Что на них изображено?

Вопросы :

Назови, какие деревья ты узнал.

Найди на картинках плод каждого дерева.

Оценка действий ребенка : принятие и понимание предъявляемого задания , умение классифицировать предметы на основе имеющихся знаний.

Оценка в баллах :

3 балла - ребенок самостоятельно подбирает к деревьям плоды. Называет правильно комнатные растения и способы их размножения;

2 балла - называет деревья, имеет представления о способах размножения, но допускает ошибки при подборе плодов и способах размножения комнатных растений;

1 балл - называет правильно 1 - 2 дерева, затрудняется в соотношении их с семенами. О способах размножения растений не имеет представления ;

0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.

2. Ребенок рассматривает комнатные растения. Называет их.

Задания :

На столе ты видишь одну фиалку, что нужно сделать, чтобы было много фиалок? Вспомни известные тебе способы размножения растений (черенками, усами и др.)

Ребенок рассматривает карточки с изображением растений и отвечает на вопросы :

Как называются эти растения?

Какое из растений лишнее и почему? (Ребенок убирает картинку.)

Как можно назвать все растения одним словом? (Травянистые.)

Береза это. (дерево) .

Оценка действий ребенка : принятие и понимание предъявляемого задания , умение классифицировать предметы на основе имеющихся знаний.

Оценка в баллах :

3 балла - ребенок называет изображенные растения, правильно выбирает лишнюю карточку, объясняет свой выбор, используя обобщающее слово «травянистые» .

2 балла - ребенок называет правильно 2 вида травянистых растений, но не знает обобщающего слова (травянистые) . Поясняет, что береза - это дерево.

1 балл - ребенок называет правильно только одно травянистое растение, не выделяет лишнее растение, не знает обобщающих слов (дерево, травянистые растения)

0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.

Диагностическое задание № 5 . «Аквариум» (Е. Л. Гончарова)

Цель : выявить сформированность представлений детей с ЗПР об аквариумных рыбках, среде их обитания, умения выполнять аппликационные работы.

Оборудование : картон, цветная бумага, карандаши, клей, шаблоны.

Ход обследования. Экспериментатор предлагает выполнить аппликационную работу по заданной теме на основе образов памяти.

Оценка действий ребенка : принятие и понимание предъявляемого задания , умение классифицировать предметы на основе имеющихся знаний.

Оценка в баллах :

3 балла - делает все самостоятельно;

2 балла - делает самостоятельно, при затруднении обращается за помощью ко взрослому;

1 балл - в большей степени не справляется с предложенными заданиями ;

0 баллов – отказ от задания, либо не знает содержание работы.

Суммарная бальная оценка соответствует следующим уровням :

26 – 365 баллов – «Высокий» (III) ;

13 – 25 баллов – «Средний» (II) ;

0 – 12 баллов – «Низкий» (I) .

Характеристика уровней

Высокий уровень (III) - ребенок понимает поставленную перед ним задачу, быстро устанавливает идентичность предметов , действия целенаправленны, уверенно называет и показывает представителей живой природы , классифицирует и аргументирует свои высказывания, знает среду обитания животных и растений.

Средний уровень (II) ребенок понимает поставленную перед ним задачу после дополнительного объяснения взрослого, на установление идентичности предметов требуется время , ребенок неуверенно выполняет задание, знает некоторых представителей живой природы , затрудняется в классификации, имеет представление о среде обитания .

Низкий уровень (I) ребенок понимает поставленную перед ним задачу после дополнительного объяснения взрослого, взрослый помогает установить идентичность предметов , ребенок выполняет задания после показа взрослого, находит на картинке и показывает некоторых представителей живой природы , не имеет представления о среде обитания , не классифицирует.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Анализ психологических характеристик дошкольного возраста для ознакомления детей с природой и раскрытие её значения в развитии и воспитании дошкольников. Оценка эффективности форм и методов педагогической работы по ознакомлению детей с окружающим миром.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Теория и практика обучения детей старшего дошкольного возраста моделированию поделок способом оригами. Изучение и выявление уровня сформированности мелкомоторных движений у детей старшего дошкольного возраста. Диагностические задания и их результаты.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2011

    Роль природы в познании красоты. Формирование представлений о живой и неживой природе. Сущность и методы В.А. Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой. Диагностика уровня знаний дошкольников об окружающем мире.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2014

    Основные способы педагогического воздействия на детей. Возможности использования этических бесед как метода формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре. Оценка уровня сформированности культурного поведения.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Экспериментальные исследования уровня восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений искусства. Технология ознакомления детей с натюрмортом и иллюстрацией.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2011

    Характеристика современной семьи детей дошкольного возраста. Родословная как средство формирования представлений о ней у детей старшего дошкольного возраста. Образовательный проект "Моя семья" по развитию представлений о семье у детей старшего года жизни.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2015

    Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. Необходимые условия для развития у детей естественнонаучных представлений об окружающем мире. Применение различных методов и приемов на занятиях по изучению свойств воздуха и воды.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Понятие декоративного образа. Специфика лепки детей старшего дошкольного возраста. Эмоциональное восприятие народной изобразительной деятельности. Выявление исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа.

    дипломная работа , добавлен 17.10.2012

Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. В первую очередь в содержание знаний ребенка об окружающем мире входит формирование полных и точных представлений о назначении предметов, их свойствах и качествах, применении. Для умственного развития детей существенно важным является приобретение знаний о природе и природных явлениях, а также о человеке и условиях его жизни.

Знания об окружающем мире дети накапливают в быту, на прогулках, в разных видах деятельности в детском саду и дома. Важное место в систематизации, обогащении сведений об окружающем мире, полученных в разных условиях, принадлежит разделу программы «Ознакомление с окружающим миром».

В содержание ознакомления детей преддошкольного и младше го дошкольного возраста с окружающим миром входит прежде все го накопление запаса представлений об окружающем мире в виде чувственных образов. Поэтому, используя разные виды деятельности, прежде всего предметную, взрослые стремятся привлекать внимание детей к различным предметам и объектам, обеспечивают условия для активных действий с ними, с помощью которых про исходит накопление представлений об их свойствах и качествах. В тематическом отношении материал представлен в виде 25 основных тем, сведения по которым концентрически расширяются и уточняются на каждом этапе обучения. Это темы, актуальные для ребенка дошкольного возраста: «Игрушки», «Овощи-фрукты», «Продукты питания», «Одежда» и др. Младших детей знакомят с предметами быта и домашнего обихода (игрушки, посуда, мебель, продукты питания и др.), их назначением и действиями с ними. Например, в ходе знакомства с предметами одежды дети рассматривают их, трогают, чтобы ощутить качество материала, выделяют части (рукава, воротник, молнию и др.). Педагог демонстрирует одежду для взрослых, детей, кукол, дает возможность сравнить ее, примерить на детей и кукол, учит правильно надевать, снимать, складывать, вешать и т. д. В дальнейшем дети соотносят реальные предметы одежды и их изображения. В дидактических и сюжетных играх одевают и раздевают кукол, стирают и гладят их одежду. При последовательном знакомстве с предметами ближайшего окружения дети учатся выделять детали и элементы предметов, сравнивают или группируют их по различным признакам, определяют сферу использования. Таким образом, в процессе познания окружающих ребенка предметов развиваются его восприятие, мышление, память, способы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация.

Большое значение для жизни ребенка имеет знакомство с живой природой: с животными и растениями, их внешним видом, условиями жизни, уходом за ними, поведением животных. Младших детей знакомят с домашними животными, за некоторыми из которых они могут наблюдать. Затем осуществляется и знакомство с животным миром, выходящим за пределы непосредственного окружения (лиса, медведь, волк, слон и др.). Проводя наблюдения в природе, дети знакомятся с растениями, учатся замечать изменения в природе в разные сезоны. У них формируется интерес к явлениям природы, воспитывается бережное отношение к ней, формируются нормы поведения по отношению к животным, растениям. Дети учатся ухаживать за растениями и животными в детском саду и дома.

В программах для дошкольников среднего и старшего возраста сведения по различным темам расширяются, систематизируются и обобщаются. В работе по ознакомлению с окружающим миром на этом этапе условно выделяются природоведческое, обществоведческое, математическое направления. Каждое из этих направлений обеспечивает познание детьми различных областей жизни человека. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается познание быта и условий жизни человека, расширяются представления о сферах его деятельности, предметах и орудиях, необходимых для ее осуществления. Уточняется информация об их внешнем виде и сфере использования, устанавливаются связи между назначением предмета, строением и материалом, из которого он сделан.

Расширение информации о явлениях в живой и неживой природе, ее обогащение новыми сведениями и обобщение связано с формированием у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи (вода на морозе замерзает, лед в комнате тает), пониманием закономерностей развития животных и растений, установлением последовательности в смене времен года и др. Разнообразные факты и явления отражаются в разных связях и отношениях: временных, пространственных, причинно-следственных.

Формирование отношения ребенка к окружающему миру связано с усвоением знаний об общественной жизни, труде и деятельности взрослых, отношениях между взрослыми и детьми. В связи с этим дети знакомятся с такими темами, как «Семья», «Праздники», «Профессии», «Город», «Транспорт» и др. Работа по этому направлению включает анализ разнообразных повседневных задач, связанных с жизнью детей и взрослых. Необходимо научить детей с нарушениями слуха понимать значение различных бытовых ситуаций, мотивы поведения взрослых и детей, сформировать элементарные нормы поведения в различных общественных местах: в магазине, поликлинике, транспорте. Ознакомление с различными социальными явлениями происходит в процессе экскурсий, наблюдений за деятельностью людей, при участии детей в реальных событиях, просмотре диафильмов, в беседах, дидактических и сюжетных играх, составлении книжек-самоделок, альбомов и т. д.

В процессе накопления знаний о предметах и явлениях жизни, в связи с наблюдениями за сезонными явлениями, жизнью людей, развитием растений, животных у детей формируются представления о временах года, месяцах, днях недели, частях суток. Знаком ство с предметами ближайшего окружения дает возможность сфор мировать представления о их величине, массе, протяженности. Познавательное развитие детей происходит в ходе группировки предметов, определения сферы их применения, соотнесения частей, деталей с целым. Происходит усвоение детьми дат рождения, возраста, адресов, что позволяет им запомнить конкретные числа.

Умственное развитие детей с нарушениями слуха в процессе формирования знаний о предметах и явлениях окружающей жизни теснейшим образом связано с обогащением речи. Активное познание окружающего мира стимулирует ее развитие. Применение большого количества наглядных и практических методов работы, в том числе опирающихся на чувственные способы познания свойств и качеств окружающих предметов, позволяет сформировать значения слов и фраз, обеспечить их понимание и использование в конкретных ситуациях общения. Накопление слов и выражений, связанных с познанием окружающего, в дальнейшем ускоряет процесс осознания окружающей действительности, перестраивает и обогащает способы восприятия окружающего. Важным условием овладения речью является наличие у детей интереса к предметам и явлениям, поддержание их активности в процессе наблюдений и практических действий, включение новой информации в собственную игровую, изобразительную деятельность.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Определите основные задачи умственного развития детей.

2. Какие познавательные процессы развиваются у детей с недостатками слуха в процессе обучения?

3. Какова роль обучения речи в процессе развития познавательных процессов и способов умственной деятельности?

4. Каковы основные средства формирования представлений и знаний об окружающем у детей с нарушениями слуха?

5. Проанализируйте содержание раздела «дидактическая игра» Программы воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста (1-й год обучения) с точки зрения задач умственного развития.

Литература

Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. - М., 1985.

Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология. - М., 1991.

Катаева А. А. Развитие наглядного мышления у детей догвкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1984.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения (в обучении умственно отсталых дошкольников). - М., 1993.

Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье: Пособие для родителей. - М., 1991.

Морозова Н, Г. Формирование познавательвых интересов у аномальных детей. - М., 1969.

Тигранова Л. И. Развитие логического мышления у детей с недостатками слуха. - М., 1991.

Умственвое развитие детей дошкольвого возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. - М., 1984.


Похожая информация.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ГОРОД СВИРСК»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Свирска»

Педагогическое представление на учащегося

Ф.И.О. учащейся: Меньшова Наталья Николаевна,

17.04.2006 года рождения,

проживающая по адресу:

г.Свирск, улица Трудовая 6, кв.58.

Осведомленность о себе и о своей семье : Наташа знает свое имя и фамилию, возраст. Она знает только имена мамы, папы, бабушки, сестры, но не знает отчества, место работы и кем работают, знает день рождения своё и родителей, затрудняется назвать возраст родителей. Может назвать домашний адрес.

Знания и представления об окружающем : У Наташи недостаточно полный объём знаний об окружающем мире, она знает времена года, но путает их отличительные признаки, определяет домашних и диких животных, некоторые растения. Сложно даются темы, которые связаны с бытовыми особенностями. Испытывает трудности в установлении простых причинно – следственных отношений между явлениями действительности. С самостоятельными работами не справляется. Программный материал не усваивает.

Развитие моторики : Очень низкий уровень развития моторики; испытывает трудности при письме, не попадает в строку, пишет крупно, буквы угловатые, корявые, многие соединения пишет неправильно, не умеет работать ножницами, резать ровно не умеет, с трудом обводит шаблон. На уроках технологии не справляется с учебной задачей. Выполняет задания только под руководством учителя.

Развитие речи: Ребенок занимается с логопедом. Устная речь развита слабо, предложения строит неверно, беден словарный запас. Из-за этого не может ответить своевременно, ей трудно давать полный ответ. Наташе трудно высказать своё суждение, сделать свой логический вывод.

Отношение к школе и учебной деятельности (желание идти в школу, любимые и нелюбимые предметы, отношение к оценкам, дублирование обучения и т.п):

Учебно- познавательная мотивация развита крайне слабо. На уроках низкая активность внимания, быстро устает, все задания выполняет только с помощью учителя, часто не успевает выполнить работу. Начатое дело не доводит до конца, способность к волевому усилию снижена. Любимых предметов не выделено, испытывает трудности на уроках технологии, изобразительного искусства, информатики, английского языка, при оформлении работ в тетради. У Наташи недостаточно сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала.

Сформированность учебных навыков:

по математике: Не владеет навыками счета, не умеет записывать и сравнивать многозначные числа, не называет последующее и предыдущее число, решение примеров затруднено даже при использовании «ленты чисел». Не знает геометрические фигуры, не может чертить отрезки заданной длины, определить периметр и площадь. На устном счете не поднимает руку. Не решает простые задачи, испытывает большие трудности в оформлении задачи в тетрадь (не видит части и целое задачи, лишь только списывает оформление чисто механически с доски). Работать с именованными числами совсем не может. Путает знаки плюс и минус, больше, меньше.

по чтению: Техника чтения-48 слов. При чтении допускает много ошибок, жанр произведения без помощи других определить не может, наизусть запоминает долго, работу в тетради выполняет небрежно и с большим количеством ошибок.

по русскому языку : Списывает тексты, допуская много ошибок, запись под диктовку осуществляет чисто механически. Словарные слова не учит, не задумывается над правописанием слов, морфологический разбор слов выполнить не может даже по алгоритму, синтаксический разбор предложения самостоятельно сделать не может. При разборе слов по составу ограничивается механическим выделением всех частей слова. Писать сочинения и изложения не может и не хочет.

Сформированность школьно-значимых умений:

Умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать отсутствует. Работает только тогда, когда рядом стоит учитель и направляет её. На уроках испытывает беспокойство. В ходе урока участвует редко, не может ответить сразу на поставленные вопросы. Плохо понимает смысл поставленной задачи. Испытывает трудности при переходе с устных форм работы на письменные.

Способность понять инструкцию. Наташа не воспринимает учебную инструкцию, работать самостоятельно не может, приходится несколько раз повторять задание.

Отношение к неудаче: Расстраивается.

Темп работы: Очень низкий

Особенности семейного воспитания (из бесед с родителями) Наташа воспитывается в полной семье. Папа и мама работают. На контакт со школой идут хорошо, готовы сотрудничать, собрания посещают регулярно, прислушиваются ко всем советам. Наташа обеспечена всеми школьными принадлежностями, имеет много детской литературы, энциклопедий. Она посещает все детские мероприятия, концерты, театр. Учебой родители интересуются, оказывают помощь при выполнении домашних заданий. Возможности ребенка оценивают объективно. Наташа вежлива и тактична со взрослыми. С одноклассниками всегда спокойна и дружелюбна.

Программу начальной школы по основным предметам Наташа усвоила плохо. Рекомендую обучение по облегчённой программе.

Директор школы

Классный руководитель

Введение



Наука о Земле



Мир в представлении древних

В античной натурфилософии

первоэлемента, обеспечивающего

стихийно-

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение наук о Земле в современном естествознании?

2. Каким образом наука о Земле связана с биологией?

3. Что входит в состав биогеофизической системы?

4. В чем состоит мировоззренческое значение наук о Земле?

5. Выделите основные исторические этапы в развитии натурфилософии.

6. Кому принадлежала первая классификация наук?

7. Какой вклад в развитие естествознания внесли работы Н. Коперника,

Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютона?

8. В чем сущность небулярной теории Канта - Лапласа?

Структура Вселенной

Вселенная - это весь существующий материальный мир, безгранич-

ный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам,

которые принимает материя в процессе своего развития. Часть Вселенной,

доступная исследованию современными астрономическими средствами,

называется Метагалактикой.

В 1963 г. на границе наблюдаемой Вселенной, удаленной от нас на

миллиарды световых лет, были обнаружены интересные объекты, полу-

чившие название квазаров . Квазары выделяют огромную энергию, при-

мерно в 100 раз превосходящую энергию излучения самых гигантских га-

лактик. Какие физические процессы могут приводить к выделению столь

колоссального количества энергии, пока неясно.

Центральными объектами структуры Вселенной являются галактики ,

слово «галактика» (от греч. galaktikos - млечный) появилось для обозна-

чения звездной системы, к которой принадлежит Солнце. В современном

понимании галактика - скопление звезд и звездных систем, которое имеет

свой центр притяжения (ядро). Пространство галактики пронизано магнит-

ными полями, космическими лучами, потоками нейтрино. Одна галактика

включает до 1013 звезд. Метагалактика содержит несколько миллиардов га-

лактик, которые образуют группы (несколько галактик), скопления (сотни

галактик) и сверхскопления (тысячи галактик). Одиночные галактики

встречаются редко. В пространстве Вселенной галактики распределены по

всем направлениям равномерно. Среднее расстояние между группами и

скоплениями галактик в 10-20 раз больше размеров самих галактик.

В структурном отношении выделяют разные формы галактик: сфериче-

ские, спиралевидные, эллиптические, сплюснутые, неправильные. Наи-

большее распространение во Вселенной получили спиральные галактики.

Они имеют ядро, в котором сконцентрировано до 10 % массы всей галакти-

ки. Ядро галактики - главный источник энергии. Спиралевидные галактики

считаются самыми молодыми и энергетически мощными. В таких галакти-

ках вокруг ядра группируются старые звезды и массивные облака межзвезд-

ного газа. Средние по возрасту и молодые звезды располагаются в диске и

спиральных рукавах. Звезды и звездные системы в галактиках движутся по

орбитам. В них сосредоточено от 97 до 99,9 % вещества галактики.

Звезды - это газовые шары, которые светят собственным светом (в

отличие от планет). Отдельные группы звезд - созвездия - выделяли

еще в древности, в их названиях отражены образ мыслей, предания, ле-

генды и жизнь разных народов. Сейчас на звездном небе выделено 88 со-

звездий с четко обозначенными границами. Созвездия служат фоном, на

котором изучаются и описываются положения перемещающихся по небу

тел. Созвездия, по которым проходит годовой путь Солнца, относят к

поясу Зодиака . В древности в него входили 12 созвездий, отсюда деление

года на 12 месяцев, так как Солнце проходит участок каждого из них за

месяц, т.е. по 30 градусов дуги. Сейчас путь Солнца проходит через 13 со-

звездий (стало «заходить» в созвездие Змееносца).

В оценке размеров звезд исходят из массы Солнца. Сверхгиганты

имеют массу равную 60 массам Солнца, а размеры превышают размеры

Солнца в десятки и сотни раз. Звезды-карлики значительно уступают по

своим размерам Солнцу. Некоторые из них меньше Земли и ее спутника

Луны. Вещество их отличается чрезвычайно высокой плотностью. Еще

большей плотностью обладают нейтронные звезды . Их диаметр всего

20-30 км, а средняя плотность вещества более 100 млн т/см3. Нейтрон-

ные звезды, быстро вращаясь, излучают импульсы, поэтому и называются

пульсарами . Если масса ядра звезды превышает две массы Солнца, то его

сжатие силами гравитации происходит неудержимо. В результате возни-

кает черная дыра - массивный объект, из которого не могут вылетать

частицы или фотоны. О его существовании можно судить лишь по силь-

ному гравитационному притяжению.

Звездные спектры содержат большое число линий поглощения, что го-

ворит о наличии в звездах различных химических элементов. Как показы-

вает спектральный анализ, в наружных слоях звезд преобладает водород,

на втором месте - гелий. Так, на каждые 10 тысяч атомов водорода при-

ходится тысяча атомов гелия, примерно 10 атомов кислорода, немного

меньше углерода и азота и всего один атом железа.

Характеристика Солнца

Солнце находится в центре Солнечной системы, в нем сосредоточено

99,866 % всей массы Солнечной системы, однако 98 % момента количе-

ства движения сосредоточено в планетах. Солнце - обычная звезда, со

средней продолжительностью жизни 10 млрд лет. Оно вращается вокруг

своей оси, но на разных гелиографических широтах скорость его враще-

ния различна: на экваторе Солнце делает оборот за 25 суток, вблизи по-

люсов - за 33. Различные скорости вращения возможны только потому,

что Солнце - плазменный шар, его радиус примерно 696 тыс. км, плот-

ность - около 1,4 г/см3, температура поверхности составляет около

6000 К, ускорение свободного падения на Солнце равно 274 м/с2.

В структуре Солнца различают внутреннее ядро - гелиевое с темпера-

турой, равной 15 000 000 К. В ядре сосредоточено более 50 % массы

Солнца, тогда как радиус ядра составляет 25 % от радиуса Солнца. В со-

став Солнца входят водород, составляющий 73 % по массе и гелий - 25

%. Остальные 2 % - более тяжелые элементы (Fe, S, Mg, N, Si и др.). Ис-

точник солнечной энергии - термоядерные процессы превращения водо-

рода в гелий, которые совершаются в центральных областях Солнца

Солнца. Поверхность Солнца никогда не бывает спокойна. Наблюдаемые

подвижные пятна свидетельствуют о сильных вертикальных движениях

солнечного вещества. Выше слоя фотосферы располагается солнечная ат-

мосфера, в ней выделяют две части: хромосферу и солнечную корону.

Нижний слой - хромосфера. В этой зоне происходят постоянные

вспышки солнечного газа, похожие на языки пламени. Солнечная корона

имеет протяженность 12-13 млн км. Температура газов в солнечной ко-

роне достигает 1,5 млн К. Эта часть Солнца хорошо наблюдается во время

полных солнечных затмений.

Солнечный ветер представляет собой поток плазмы (протоны и элек-

троны с альфа-частицами и ионизированными атомами углерода, кисло-

рода и других элементов). Его скорость вблизи Земли достигает 400-500

и даже 1000 км/с.

Солнце излучает все типы электромагнитных волн, начиная с радио-

волн и кончая гамма-лучами. В атмосферу нашей планеты поступает

очень мало заряженных частиц, так как магнитное поле Земли бронирует

её поверхность. Но даже малая часть заряженных частиц способна вызвать

возмущения в магнитном поле. Так, когда потоки заряженных частиц, по-

рожденные солнечными вспышками, достигают Земли, они создают в по-

лярных областях изумительный мерцающий свет - северное сияние.

Солнечная постоянная - это количество солнечной энергии, посту-

пающей на 1 м2 поверхности атмосферы, расположенной перпендикуляр-

но солнечным лучам.

Солнце обладает сильным магнитным полем, полярность которого из-

меняется один раз в 11 лет. Эта периодичность совпадает с 22-летним

циклом нарастания и убывания солнечной активности, когда формируют-

ся солнечные пятна с диаметром в среднем 66 000 км. Они обычно сопро-

вождаются группой светлых полосок - факелов. Видимые на диске во-

локна названы протуберанцами . Это массы более плотного и холодного

газа, поднимающиеся над хромосферой на сотни и тысячи километров.

Кроме оптического и рентгеновского излучения, Солнце излучает потоки

частиц - корпускул . Солнечные корпускулярные потоки оказывают

большое воздействие на верхние слои атмосферы нашей планеты.

Все процессы на Земле испытывают влияние космических циклов, связан-

ных с движением Солнца в пространстве Вселенной. Периодичность кругово-

го движения Солнца вокруг центра Галактики влияет на внутреннее состоя-

ние Солнечной системы. Галактический цикл (150-200 млн лет), связанный

с орбитальным движением Солнца вокруг центра Галактики, совпадает с

циклическими процессами горообразования на Земле и наиболее крупными

изменениями в органическом мире. Космические циклы с периодом 680 и

40 млн лет связаны с обращением Солнца вокруг центра местной звездной

системы в созвездии Геркулеса и пересечении плоскости Галактики. Цикл в

40 млн лет совпадает с продолжительностью некоторых геологических пе-

риодов, относящихся к разным эрам: силурийского и пермского периодов в

палеозое; мелового и юрского в мезозое; палеогенового в кайнозое.

Активность Солнца влияет на процессы, происходящие на Земле. Уста-

новлено её влияние на погоду и климат, на геофизические оболочки. Воз-

никновение магнитных бурь также связано с активностью Солнца. Вспышки

и резкие изменения магнитных полей на Солнце приводят к возмущениям в

солнечном ветре, изменяя давление на земную магнитосферу. Во время

вспышек из солнечной атмосферы в межпланетное пространство выбрасы-

ваются потоки заряженных частиц, энергии которых намного больше энер-

гии частиц солнечного ветра. Когда поток солнечных высокоскоростных

частиц достигает Земли, происходит сжатие магнитосферы, нарушающее ее

динамическое равновесие с ионосферой. В результате сложных преобразо-

ваний энергии ударной волны в магнитосфере и ионосфере на поверхности

Земли возникают значительные колебания естественных электромагнитных

полей. Сильные колебания электромагнитного поля Земли называют маг-

нитными бурями, или геомагнитными возмущениями . Им отводится

роль агентов влияния солнечной активности на процессы в биосфере, а так-

же на организм человека и через него на жизнь человеческого общества.

Продолжительность жизни Солнца определяется превращением водо-

рода в гелий в его недрах. Расчеты показали, что атомного горючего

должно хватить еще на 5 млрд лет. Когда запасы водорода снизятся, ге-

лиевое ядро будет сжиматься, а внешние слои, наоборот, расширяться, и

Солнце превратится сначала в «красного гиганта», а затем в «белого кар-

лика», пройдя обычный путь эволюции звезды.

Возраст Земли

Установить возраст Земли оказалось возможным после открытия явле-

ния радиоактивности. Стало понятно, что радиоактивные ядра распадают-

ся с постоянной скоростью, не зависящей от изменения окружающих фи-

зико-химических условий. В природе есть элементы, содержащиеся в ми-

нералах, радиоактивный распад которых используется в геологическом

летоисчеслении. Это U238, U235, Th232, K40, Rb87, C14.

Абсолютный возраст горной породы определяется из количественного

соотношения в ней радиоактивного элемента и продуктов его распада.

Длительное время считали, что самым древним горным породам Земли

3,8-3,9 млрд лет. Они обнаружены в Восточной Сибири, в Западной час-

ти Гренландии, в Антарктиде. Позже в Австралии в песчаниках возрастом

2,9 млрд лет обнаружили минерал циркон, которому 4,3 млрд лет. Циркон

попал в песчаники при разрушении более древних пород.

В результате обработки земных и лунных образцов пород, метеоритов

установлен их возраст - 4,55 млрд лет. Этот возраст был определен на

основе изотопных отношений Pb-206/Pb-207. Итак, предполагают, что

землеподобные планеты имеют возраст 4,6-4,55 млрд лет, а возраст

Солнца 4,65-4,6 млрд лет.

По мере разработки методик ядерной геохронологии удалось опреде-

лить границы распространения горных пород разного возраста.

Относительный возраст пород оценивается достаточно просто в одном

геологическом разрезе, поскольку каждый налегающий пласт образовался

позднее того пласта, на который он ложится. Этот стратиграфический ме-

тод применяют и при сравнении возраста пород в разных разрезах, однако

приходится привлекать данные палеонтологии для сопоставления возрас-

та слоев, так как для каждого отрезка геологической истории имеются

свои характерные представители вымершей флоры и фауны.

В 1881 г. на Международном геологическом конгрессе была принята

геохронологическая шкала, были введены термины: мегацикл, эра, пери-

од, эпоха, век, время. Хотя это разделение условно, но на рубеже соседних

эр или периодов происходили существенные геологические преобразова-

ния, а каждое подразделение обладало качественным своеобразием.

Календарь

Система отчета длительных промежутков времени, в которой установ-

лен определенный порядок счета дней в году и указано начало отчета на-

зывается календарем . Основной предпосылкой появления календаря, бы-

ло развитие связи трудовых процессов с ритмикой природы - сменой

дня и ночи, фаз Луны, времен года и т.п., отсюда и необходимость изме-

рять время. В основу измерения времени положены три фактора, характе-

ризующих движение небесных тел; вращение Земли вокруг своей оси, об-

ращение Луны вокруг Земли и движение Земли вокруг Солнца. На их ос-

нове установлены единицы измерения больших промежутков времени; ас-

трономический год - 365 суток 5 ч 48 мин 46 с, 1 синодический месяц

(промежуток времени между одинаковыми фазами Луны) - 29 суток 12 ч

44 мин 3 с .

Современный календарь берет начало с древнеримского солнечного ка-

сюда название юлианский . Средняя продолжительность года в юлиан-

ском календаре была принята равной 365 суткам. Для удобства три года

подряд считались по 365 дней, а четвертый - 366 дней (высокосный).

Вследствие того, что продолжительность юлианского года больше астро-

номического на 11 мин 14 с, то к XVI в. накопилась ошибка в 10 суток -

ошибка была исправлена в 1582 г. указом папы римского Григория XIII,

по которому счет дней был передвинут на 10 суток вперед и день после 4

стал называться григорианским (новый стиль). Разница между старым и

новым календарями для XVII в. - 11 суток, XIX в. - 12 суток и для

XX в. - 13 суток.

Григорианский календарь в разных странах был введен в разное вре-

мя. В большинстве европейских стран в конце XVI в. В России счет

времени велся от ォсотворения мираサ, после принятия христианства в

дества Христова, т.е. был принят юлианский календарь, которым поль-

зуется Русская православная церковь до настоящего времени. Григори-

анский календарь был введен в России после Октябрьской революции в

анский календарь имеет ряд недостатков: неодинаковая продолжитель-

ность месяцев (28, 29, 30, 31 день), неравенство кварталов (90, 91, 92),

несогласованность чисел месяцев по дням недели. Поэтому еще в XIX в.

обсуждался вопрос о реформе календаря.

Введение …………………………………………………………………… 4

1. Мир в представлении древних ……………………………………..…… 6

1.1. История развития представлений об окружающем мире в античной

натурфилософии …………………………………………………………….. 6

2. Развитие представлений об окружающем мире в Средние века …… 18

3. Окружающий мир в эпоху Возрождения и Новое время ……………. 20

4. Развитие взглядов на окружающий мир в XVIII-XIX вв. ……..…… 27

Вопросы для самоконтроля …………………………………………….….. 29

5. Современные представления о Вселенной, Галактиках и звездах …… 30

5.1. Структура Вселенной ……………………………………………..... 33

6. Происхождение и структура Солнечной системы ………………….… 38

6.1. Характеристика Солнца ……………………………………………. 43

6.2. Положение Земли в Солнечной системе ……………………….… 47

6.3. Движения Земли и их географические следствия …………...…… 47

6.4. Возраст Земли ……………………………………………………..... 52

6.5. Луна - естественный спутник Земли …………………………...... 53

6.6. Календарь ……………………………………………………… 55

Вопросы для самоконтроля ………………………………………………... 57

Список литературы ………………………………………………………… 58

Введение

Исследование и обобщение самых различных научных фактов, накоп-

ленных за исторический период человечеством, свидетельствуют о том,

что окружающая среда - не случайное скопление предметов и явлений, а

закономерная и целостная система, в которой и предметы, и явления не-

разрывно /R7 15 Tfсвязаны между собой, зависят друг от друга и обусловливают

друг друга. Вот почему ни одно явление в природе не может быть понято,

если рассматривать его вне связи с другими. Каждое явление воздействует

на все остальные, а вся совокупность их влияет на каждое в отдельности.

Во Вселенной и на Земле все постоянно преобразуется. Природа в це-

лом вечна и бесконечна, отдельные ее тела преходящи: они возникают, раз-

виваются и погибают, т.е. превращаются в другие предметы. Так, вспыхи-

вают и гаснут светила, меняются очертания созвездий, распадаются и соеди-

няются атомы, на протяжении геологических эпох неоднократно гибнут ста-

рые и возникают новые миры животных и растений. Человек в природе вы-

ступает, с одной стороны, как биологическая часть её, с другой стороны как

активный её преобразователь. В начале своего развития влияние человека на

окружающую среду не отличалось от влияния животного. В природе суще-

ствовало относительное равновесие. Так, растения создавали органическое

вещество, очищали атмосферу от избытка углекислоты, насыщали биосферу

кислородом. Человек и животные разрушали органическое вещество, мине-

рализовали его, при этом забирали из окружающей среды кислород, выделяя

при дыхании углекислый газ. В процессе эволюции огромные массы орга-

нического вещества в недрах Земли превращались в горючие ископаемые, в

гумус почвы, поддерживая и обеспечивая при этом ее плодородие.

Изменения в окружающей среде произошли 10-12 тысяч лет назад, и

связаны они, в основном, с хозяйственной деятельностью человека. Ведь

человеческое общество не только пользуется естественными благами при-

роды, но и подчиняет их своим интересам.

Таким образом, в условиях усложняющегося взаимодействия природы

и общества, когда очевидным становится следствие антропогенеза в от-

ношении природной среды, центральное положение в современном есте-

ствознании должна занять «Наука о Земле», объединяющая географию,

геологию, геофизику, геохимию, экологию, планетологию и другие дис-

циплины. В ХIХ веке такое «всеобщее землеведение» было названо

Э. Геккелем «пангеологией», а затем Н. Гротом «геономией».

Наука о Земле охватывает все отрасли знания о нашей планете, явля-

ясь в то же время не их суммой, а обобщающей системой, включающей в

себя данные фундаментальных наук - физики, химии, астрономии и дру-

гих дисциплин. Экология - наука о взаимодействии природы и общест-

ва - связывает науки о Земле между собой и биологией и дает выход в

науки о человеке и человечестве. Данные наук о Земле непосредственно

обосновываются и включаются в экологическую проблематику.

Наша планета как сложное естественное тело выступает не только исто-

рической, но и динамической системой с многоступенчатыми процессами

саморегуляции, а также накопления, хранения и передачи информации.

Основными компонентами Земли, мониторинг которых осущест-

вляется в настоящее время с помощью космических съемок, является ат-

мосфера (А), гидросфера (H), криосфера (С), литосфера (L) и биосфера

(B). Эти компоненты образуют биогеофизическую систему S (S = A È H È

C È L È B). Каждый из этих компонентов имеет существенно разные ха-

рактеристики и связан с другими с помощью самых разнообразных физи-

ко-химических процессов. Солнечное излучение является первичным

внешним фактором, определяющим энергию движения данной системы.

Знание происхождения и эволюции Земли как планеты Солнечной сис-

темы, условий образования и развития земной коры, её строения и состава

во взаимодействии с внешними оболочками (гидросферой, атмосферой,

биосферой) и внутренними оболочками (мантией и ядром) составляет не-

обходимое звено мировоззрения. Оно позволяет понять, как осуществляет-

ся переход от неорганического мира к органическому, как эволюциониру-

ют живые организмы, и вместе с ними изменяется окружающая среда.

Мир в представлении древних

В Древнем мире возможность оперировать знанием имел не каждый, а

только посвященный. Само знание и его источники окутаны мистикой, его

происхождение неясно. Известно, что становлению научного знания в ис-

тории человеческой культуры предшествует мифология, отличаясь цело-

стностью представления, мифология выступает прообразом различных

форм знания. Она охватывает помимо религии зачатки философии, поли-

тических учений, формы искусства и научных представлений о мире и че-

ловеке. Так, в Месопотамии и Египте наблюдения за небом составляли

прерогативу жрецов и связывались с астрологией.

История развития представлений об окружающем мире

В античной натурфилософии

В древности у разных народов были различные представления о Земле

и ее форме. Так, индусы представляли себе Землю в виде плоскости, ле-

жащей на спинах слонов; жители Вавилона - в виде горы, на западном

склоне которой находится Вавилония; евреи - в виде равнины, но в неко-

ем месте небесный купол соединяется с земной твердью. Однако своим

появлением и развитием науки о Земле во многом обязаны древним гре-

кам, представлявшим мир в виде круглой лепешки с Грецией в центре.

В античном мире, начиная с VII-VI вв. до н. э. мифологии противо-

стоит философия, которая в объяснении мира и природных явлений опи-

рается на разум и умозрение (натурфилософия). Отвергая мифы и проро-

чества, она характеризуется поиском первоэлемента, обеспечивающего

единство и многообразие наблюдаемого мира. Натурфилософия как пер-

вая система естествознания имеет большую историю, которая, начавшись

в Древней Греции, завершается в XVII в. вместе с созданием И. Ньютоном

классической механики. В центре внимания древнегреческих филосо-

фов - строение и гармония космоса, органичной частью которого высту-

пают не только наблюдаемые явления, но и скрытые сущности. Поэтому

поиск первоэлемента у древних греков имеет две традиции: стихийно-