Д э. н
























































1 из 55

Презентация на тему: Экономика образовательного учреждения

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Понятие экономической самостоятельности Что понимается под данным термином? Свобода деятельности (самоуправление) или реализация законодательных прав (автономия, компетенций). В основе нового экономического механизма в образовании,утвержденного Постановлением Гособразования от 22.09.1989- главный ресурс образовательной реформы

№ слайда 6

Описание слайда:

Понятие экономической самостоятельности Наиболее полно данный ресурс отражен в в ФЗ «Об образовании» в редакции 1992 года: Самостоятельное распоряжение всеми бюджетными и внебюджетными средствами; Права по использованию имущества; Существенные налоговые льготы.

№ слайда 7

Описание слайда:

Основные принципы экономической самостоятельности, автономности образовательной организации Для образовательных организаций принцип автономии состоит в том, что образовательное учреждение является юридическим лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем: формирует внутреннюю структуру управления; самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской; распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности; арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем; привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники; оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы; самостоятельно определяет направления использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств; самостоятельно определяет применяемую систему оплаты труда и материального поощрения работников. Самостоятельно формирует штатное расписание.

№ слайда 8

Описание слайда:

Основные принципы экономической самостоятельности, автономности образовательной организации Школа самостоятельно определяет: соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда; соотношение фонда оплаты труда педагогического, административно - управленческого и учебно-вспомогательного персонала; внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей; порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональным и муниципальными нормативными актами. Это позволяет школе сократить зоны неэффективной занятости и за счёт внутренних резервов обеспечить существенный рост зарпла ты лучшим учителям. Однако для решения этих задач руководство школы вынуждено идти на оптимизацию численности персонала

№ слайда 9

Описание слайда:

Понятие экономической самостоятельности Реализация правового статуса образовательного учреждения- устранение противоречий между бюджетной и хозяйственной самостоятельностью: Контрактные отношения с государством и получателями образовательных услуг; Государственно-общественная система контроля качества (результата) образования; Бюджетное финансирование одним показателем (НПФ); Самостоятельность в утверждении,исполнении и корректировке сметы; Прозрачность и доступность отчетности о деятельности; Понятные процедуры расходования средств(конкурсный отбор); Эффективное использование переданной Учредителем собственности; Эффективны менеджмент(управленческие кадры).

№ слайда 10

Описание слайда:

Проблемы Ограниченность ресурсов; Существующая система образования неэффективно использует до 25% бюджетных средств и до 49% средств семей т.е отсутствуют стимулы к эффективному использованию бюджетных средств; Конкуренция со стороны других отраслей национальной экономики и систем образования других стран; Система адаптировалась вне фокуса национальных интересов, просто ради своего формального воспроизводства; Бюджетные учреждения нацелены на освоение бюджетных средств, а не на достижение конечных результатов.

№ слайда 11

Описание слайда:

Проблемы Школа не дает необходимых социальных навыков и навыков коммуникации; Постоянно растущий спрос на образование не обеспечен ресурсами, но тем не менее «удовлетворяется» образовательной системой; Удельное финансирование образовательных программ не обеспечивает даже воспроизводства, не говоря уже о развитии; Отсутствуют стимулы конкурентной среды и поиска организационной ниши образовательной организации.

№ слайда 12

Описание слайда:

Характеристика старой модели образования Человек должен соответствовать рынку труда «Обратная связь» нужна лишь для помощи и контроля над системой образования Базовые уровни образования должны быть сориентированы только на фундаментальные знания Дополнительное образование или как система досуга или как отраслевая повинность

№ слайда 13

Описание слайда:

Характеристика новой модели Человек сам выбирает свой образовательный и профессиональный путь и надо сделать так, чтобы этот выбор был всегда возможен (доступность) Необходима «система обратной связи» (качество) Базовые уровни образования должны быть сориентированы на тенденции построения инновационной экономики (соц.заказ) Непрерывное образование будет везде (соц.заказ)

№ слайда 14

Описание слайда:

Принципы современной модели образования В основу должны быть положены принципы проектной деятельности: открытость образования к внешним запросам; применение проектных методов; логики «деньги в обмен на обязательства»; конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике; адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

№ слайда 15

Описание слайда:

Новый организационно-финансовый механизм Овладение компетенциями финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения; Нормативное подушевое финансирование функций образовательных организаций; Оптимизации сети образовательных организаций; Новая система оплаты труда; Эффективный механизм деятельности приносящей доход; Новая организационно-правовая форма – автономное образовательное учреждение; Эффективный менеджмент(повышение квалификации руководителей образовательных учреждений);

№ слайда 16

Описание слайда:

Промежуточные выводы Два основных вывода по результатам ПНПРО состоят в следующем. Во-первых, наиболее получившие широкую поддержку стратегии реформ образования - например, предоставление школам большей автономии или сокращение числа учащихся в классе - не дали ожидаемых результатов; и во-вторых, «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» (особенно это касается начальной школы). Второй вывод выливается в три ключевые рекомендации: 1) надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди; 2) следует дать им подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы; 3) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование».

№ слайда 17

Описание слайда:

Зачем образовательному учреждению экономическая самостоятельность? Определение конкретного производителя образовательного продукта(ресурсы, технология, результат); Определение объема ресурсного обеспечения производства образовательного продукта в конкретной школе; Определение соотношения затрат и результата; Определение возможностей и ограничений для определенной организационной формы производителя образовательного продукта; Ответственность школы за конечный результат; Поиск организационной ниши.

№ слайда 18

Описание слайда:

Экономические отношения в сфере образования Экономические отношения в сфере образования - деятельность людей при предоставлении образовательных услуг в условиях использования ограниченных финансовых,материальных,трудовых и иных ресурсов и соизмерении производимых затрат с достигаемым результатом. Исходя из данного положения и выстраивается логика формирования экономического механизма образовательного учреждения – как в условиях ограниченных бюджетных средств, создать возможности эффективного функционирования. Педагогическая деятельность(отношения)- технология осуществления образовательного процесса

№ слайда 19

Описание слайда:

Собственность переданное в оперативное управление Государственное или муниципальное образовательное учреждение наделяется учредившим его собственником необходимым для осуществления уставной деятельности имуществом. Собственник передает учреждению имущественные права, которые состоят из права владения имуществом собственника и права пользования этим имуществом. Все имущество Учреждения находится в собственности Учредителя, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления по согласованию с учредителем на основании акта приема-передачи. Полномочия собственника имущества в соответствии с нормативными актами осуществляет государственный (муниципальный) орган управления имуществом. Учреждение вправе владеть и пользоваться закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления.

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Что производить? - более жесткая ограниченность ресурсов для образовательного учреждения; - выбор образовательной(педагогической) политики – приоритетная сфера деятельности менеджмента школы; - выбор конкретных продуктов (услуг, товара) определяет общую стратегию развития школы.

№ слайда 22

Описание слайда:

Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Как производить? - оптимальный подбор ресурсов и технологий в зависимости от их наличия, качества и цен; - однажды избранная технология во многом предопределяет выбор ресурсов; - процессный подход (система управления кадрами, контроля качества, технология сбыта, принципы планирования)

№ слайда 23

Описание слайда:

Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Для кого производить? - это проблема микро- и макроуровней; - отношения между потребителями (учредителем, родителями,организациями) и менеджментом ОУ; - динамика доходов российских потребителей определяет спрос на образовательные продукты;

№ слайда 24

Описание слайда:

Задание: Сформулируйте обоснование того, насколько созданная образовательная услуга в Вашем общеобразовательном учреждении является благом для потребителей? Для поиска ответа на данный вопрос попробуйте самостоятельно исследовать природу образовательной услуги как блага.

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

Основа самостоятельности – договор образовательного учреждения и учредителя в т.ч. Государственный(муниципальный) заказ и задание Автономия образовательного учреждения усилена тем, что законодательство обязывает учредителя строить свои взаимоотношения с образовательным учреждением на договорной, т.е. равноправной, основе. Фактически этим положением признается равноправие образовательного учреждения и его учредителя в построении взаимоотношений после того, как учреждение создано (учреждено).

№ слайда 28

Описание слайда:

Необходимые условия для обеспечения самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности Правовая база(муниципальные заказ и задание); Управленческие кадры; Информационные технологии:в управлении и бухучете; Создание условий на местном уровне(специалисты управления, ЦБ); Конкурсные условия ресурсного обеспечение; Стратегия развития образовательной организации; Управляющий совет.

№ слайда 29

Описание слайда:

Правовая база для обеспечения самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности Договор о взаимоотношениях с Учредителем; Устав образовательного учреждения; Договор об оперативном управлении и Регистрация прав собственности; Регистрация прав на землю; Лицевой счет и право финансовой подписи; Трудовой договор руководителя с Учредителем; Трудовые договора с работниками образовательного учреждения; Договора на поставку ресурсов и предоставление услуг образовательному учреждению на основе гражданско-правовых договоров, в частности: подряда, возмездного выполнения услуг, купли-продажи, аренды; Государственные(муниципальные) заказ и задание; Разрешение на деятельность приносящую доход; Локальные акты.

№ слайда 30

Описание слайда:

Муниципальный заказ. Предполагает выделение поставщику образовательных услуг бюджетных средств на предоставление определённого вида и объёма этих услуг. Принципиальное отличие муниципального заказа - размещение задания на поставку социальных услуг не на принудительной, а на договорной основе. При этом договор должен заключаться по результатам конкурса, т.е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам. Размещение бюджетных средств на конкурсной основе будет стимулировать рост качества предоставляемых услуг.

№ слайда 31

Описание слайда:

Муниципальное задание Это комплексный план, определяющий: обязательства муниципалитета по предоставлению населению образовательных услуг за счёт средств бюджета; объём финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий; условия и порядок оказания образовательных услуг, а также требования к эффективной деятельности образовательного учреждения. Внедрение технологии размещения муниципального задания будет ориентировать учреждения не на освоение средств, а на конечный результат - предоставление качественной услуги.

№ слайда 32

Описание слайда:

Рамочные цели Реализация компетенций бюджетного учреждения по управлению финансово-экономической деятельностью. Включение общественности в управление ОУ. Учет материалов самооценки ОУ, а также учет мнения потребителей услуг при оценке работы учреждения. Публичный отчет. Переход к оценке ОУ и учащихся по принципу шага развития («добавленная образовательная стоимость»), перенос центра тяжести в оценке - с контроля на развитие.

№ слайда 33

Описание слайда:

Риски и последствия развития финансово-экономической самостоятельности Отсутствие индикаторов эффективности расходования бюджетных средств; Недостаточный уровень квалификации управленцев по финансово-хозяйственным вопросам особенно опыта сметного планирования; Недоработанность технологий НПФ; Противоречивая позиция управленцев органов управления образования; Лишение части полномочий управленцев образования различного уровня, а следовательно, рычагов воздействия; потери монополии в решении вопросов образования; усмотрения определенной конкуренции.

№ слайда 34

Описание слайда:

№ слайда 35

Описание слайда:

АУ- в сравнении с БУ БУ (новая редакция) АОУ Право Распоряжения Закрепленным имуществом Не вправе распоряжаться (п.1 ст.298 ГК РФ) Вправе распоряжаться за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, которым АОУ может распоряжаться только с согласия собственника(п.2 ст.3 Закона) Права в отношении Полученных Доходов Эти доходы при составлении, утверждении и исполнении бюджета включаются в состав его доходов (п.5 ст.41 БК РФ, применяется со дня вступления в силу ФЗ об особенностях использования БУ …). Распоряжается самостоятельно (п.2 ст.3 Закона),в т.ч. средствами, полученными от целевого капитала Права по Привлечению заемных средств Не вправе получать кредиты (п.4 ст. 161 БК РФ) Вправе привлекать: на АОУ не распространяются ограничения БК РФ, установленные для БУ Права по Открытию банковских счетов БУ осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета (п.1 ст.161 БК РФ) Вправе открывать счета в кредитных Организациях(п.3 ст.2 Закона)

№ слайда 36

Описание слайда:

В каких ситуациях оправдано создание АОУ? АОУ Имеется или возможна конкуренция между поставщиками образовательных услуг (большинство вузов, ссузов, пту, отдельные школы) возрастает влияние потребителей на поставщиков услуг Учреждение занимает монопольное положение на рынке образовательных услуг (многие сельские учреждения) ключевая роль административных методов БУ

Описание слайда:

Государственный заказчик Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ст.4 Государственные заказчики Государственными заказчиками … могут выступать органы власти…, а также уполномоченные указанными органами… власти… на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

№ слайда 39

Описание слайда:

Устав бюджетного образовательного учреждения Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовых органах, а также иные счета в порядке, предусмотренном Учредителем, печать со своим наименованием, бланки, штампы. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Федерации, а также настоящим Уставом. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Учредителя и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена Учреждению законодательством Российской Федерации и Учредителем. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам классификации бюджетных расходов. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет главный распорядитель средств бюджета - учредитель, в ведении которого находится Учреждение.

№ слайда 40

Описание слайда:

Устав бюджетного образовательного учреждения Учреждение строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов. Учреждение свободно в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не противоречат законодательству Российской Федерации, Уставу. Учреждение несет ответственность за использование бюджетных средств по целевому назначению и принимает меры по возмещению или возврату средств нецелевого использования в бюджет Учредителя в полном объеме, в том числе за счет внебюджетных источников;

№ слайда 41

Описание слайда:

Компетенция директора образовательного учреждения Единоличным исполнительным органом Учреждения является его директор, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Директор Учреждения назначается на должность и освобождается приказом руководителя учредителя. Учредитель заключает (расторгает) с директором трудовой договор Директор действует на основании законов и иных нормативных актов Российской Федерации и города Москвы, Устава, Трудового договора. Он подотчетен в своей деятельности учредителю, заключившему с ним Трудовой договор, и Департаменту имущества города (района) по вопросам, входящим в его компетенцию. Директор действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы в государственных(муниципальных) органах, предприятиях, организациях, учреждениях, пользуется имуществом Учреждения в пределах своей компетенции, установленной Трудовым договором, совершает в установленном порядке сделки от имени Учреждения, заключает договоры, выдает доверенности (в том числе с правом передоверия), открывает лицевой счет. Директор в пределах норм по смете доходов и расходов самостоятельно определяет и утверждает структуру Учреждения, его штатный и квалификационный состав, принимает на работу и увольняет с работы работников Учреждения согласно законодательству. Директор в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения. Взаимоотношения работников и директора, возникающие на основе Трудового договора, регулируются законодательством о труде. Директор вправе занимать иные должности и заниматься иной оплачиваемой деятельностью только в случаях и порядке, установленных законодательством.

№ слайда 42

Описание слайда:

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА ИТ КАДРЫ СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ И ПРОЦЕССЫ Мониторинг Планирование Анализ Контроль Поиск организационной ниши Устав Маркетинг и PR Привлечение обучающихся Договор с Учредитем Аккредитация Взаимодействие с общественностью Оргструктура Корпоративное управление Рабочие процессы и регламенты Управление проектами Система качества Ресурсное обеспечение Финансовое планирование и бюджетирование Бухгалтерский и налоговый учет Управленческий учет Иная приносящая доход деятельность Управление ресурсами Экономический анализ Закупочная деятельность Образовательные уровни/ Программы Методическая деятельность и НИР Требования к выпускникам Интеллектуальная собственность Методики/технологии обучения Средства обучения и управления знаниями Информационные технологии Система поддержки образовательного процесса и методической деятельности Система управления вспомогательными процессами Инфраструктура Информационная безопасность Управление и эксплуатация Привлечение Развитие Мотивация ПП Аттестация Модель компетенций ПП

№ слайда 43

Описание слайда:

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА ИТ КАДРЫ СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ПРОЦЕССЫ Мониторинг Планирование Анализ Контроль Поиск организационной ниши Устав Маркетинг и PR Привлечение обучающихся Договор с учредителем Аккредитация Взаимодействие с общественностью Оргструктура Корпоративное управление Рабочие процессы и регламенты Управление проектами Система качества Ресурсное обеспечение Финансовое планирование и бюджетирование Бухгалтерский и налоговый учет Управленческий учет Коммерческая деятельность Управление ресурсами Экономический анализ Закупочная деятельность Специальности/ Программы обучения Научные исследования Требования к специалистам Интеллектуальная собственность Методики/технологии обучения Средства обучения и управления знаниями Информационные инструменты научной деятельности Система поддержки образовательного процесса и научной деятельности Система управления вспомогательными процессами Инфраструктура Информационная безопасность Управление и эксплуатация Привлечение и удержание Развитие Мотивация ППС Оценка Модель компетенций ППС В/Ф/К В/Ф Оптимизация оргструктуры и направлений деятельности Оргрегламенты новых процессов Система Качества Концепция проектного управления и ресурсного планирования Учетные методологии (упр, бухг, налог.) Методология бюджетирования Модель коммерческой деятельности Управление себестоимостью Система управления ИТ Перспективный ИТ-ландшафт Система управления эксплуатацией Регламенты информационной безопасности Модель стимулирования Система мотивации Компетенция и ответственность Технология создания и непрерывной адаптации компетенций обучаемых Разработка программ профильного обучения Концепция непрерывного образования Портфолио обучающихся Система корпоративного управления Модель ключевых показателей деятельности \ результата

№ слайда 44

Описание слайда:

Финансовый менеджмент Финансовое управление анализирует имеющиеся ресурсы и определяет стратегию и тактику по их использованию, по привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения выбранных направлений деятельности. Управление финансами включает - финансовое планирование, с такими элементами как бюджетирование и бизнес-планирование, разработка инвестиционной программы (в образовательном учреждении, как составная часть программы развития),организации управленческого учета и контроля. Финансовое управление – совокупность правил и методов выработки принятия финансовых и инвестиционных решений. Финансовые решения возникают тогда,когда нужно найти финансовые ресурсы т.е. ответить на вопрос,где взять деньги? В данном случае мы говорим о финансовых активах образовательного учреждения – совокупности его обязательств (по оплате труда, по договорам на получение коммунальных услуг и т.п.) Инвестиционные решения отвечают на вопрос, куда и сколько нужно вложить деньг. Принимая инвестиционные решения школа имеет дело с реальными активами – все то, что принадлежит данной организации и является обязательным условием ее деятельности(денежные средства,основные фонды, имущество и т.п.).

Описание слайда:

К проблеме оптимизации структуры нормативного бюджетного финансирования (зачем нужна методика расчета НФЗ) Введение понятия малокомплектного образовательного учреждения; Коэффициенты удорожания «стандартной» образовательной услуги Соотношение ФОТ и учебных расходов

№ слайда 49

Описание слайда:

ЦЕЛИ НОРМАТИВНОГО ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ «деньги следуют за учащимися», объем финансирования, прежде всего, зависит от числа учащихся. Финансируется не функционирование образовательного учреждения, а предоставленные им образовательные услуг (выполнение функций бюджетной организации). Отделение функций финансирования от функции оперативного управления хозяйственной деятельности способствует воспроизведению конкурентных отношений среди образовательных учреждений, чтобы привлечь и сохранить численность обучающихся.

№ слайда 52

Описание слайда:

Задание: Предположим, количество учащихся городской общеобразовательной школы сократилось в новом учебном году с 1000 до 950 (снижение на 5%). Расходы школы не изменятся, если прежним останется число классов, а следовательно, и количество оплачиваемых учебных часов. Не изменятся и используемые школой помещения, которые так же придётся отапливать, освещать, содержать в чистоте и ремонтировать. Не изменится и потребность школы в учебном оборудовании и т.д. А по предлагаемым нормативам плановые ассигнования этой школе следует сократить на 5%. Предложите варианты позволяющие оптимизировать расходы школы в данных условиях.

Описание слайда:

Развитие бюджетного финансирования финансирование по нормативам на одного учащегося («подушевые» региональные и муниципальные нормативы финансирования школы); стимулирующее финансирование (Нац. проект и аналогичные меры для региональных и муниципальных уровней); программное финансирование развития (в т.ч. материальной базы, информатизации, реструктуризации сетей и др.).

Ирина КУРБАТОВА, директор школы №13, Тамбов: Выходим в автономное плавание

Понятие «финансовая самостоятельность» подразумевает не только наличие собственной бухгалтерии, но и автономность образовательного учреждения. Для муниципальных школ все финансовые потоки, независимо от того, связаны они с субвенциями на заработную плату или с обязательствами учредителя по содержанию хозяйственной части и оплате коммунальных услуг, корректируются муниципальными органами управления образованием. Уменьшить зарплату в связи с нормативом они не могут, а вот сметы, связанные с финансированием расходов на содержание технических работников, капитальный и текущий ремонты, корректируются очень серьезно, и обычно в сторону уменьшения. Автономия подразумевает самостоятельную деятельность без корректировки муниципальными органами управления образованием. То есть сама школа напрямую работает с казначейством, создает свою смету, регулирует вопросы, связанные с приоритетными областями экономического развития на данный период, можно сказать, целиком и полностью ведет свою хозяйственную деятельность. Вплоть до того, что проводит даже аудиторский учет. Бухгалтерская независимость по сравнению с автономией - это капля в море.

Наша школа сейчас находится на стадии оформления документов для перехода в статус автономного учреждения. С этим связаны многие наши надежды. Во-первых, это гораздо более широкие полномочия, потому что школа становится самостоятельной и при составлении сметы расходов, и при определении своих болевых точек развития, что помогает четче расставить приоритеты. Кроме того, автономия даст возможность создавать при учреждении некоммерческие организации, то есть больше заниматься самостоятельной хозяйственной деятельностью и иметь от этого определенную прибыль, например, от той же сдачи помещений в аренду. У нас много молодых родителей, которые хотели бы заниматься в школьном спортивном зале - самостоятельно, вечером, никому не мешая. Но позволить занимать спортзал в учебные дни мы не можем, потому что плотность занятий в зале очень велика. Мы могли бы предоставить эту услугу в воскресенье, однако это предполагает дополнительный обслуживающий персонал.

Решить этот вопрос через договоры оплаты услуг техническому персоналу возможно, когда будут открыты некоммерческие организации на базе школы. Ведь создать сегодня в школе фонд, который бы работал параллельно с казначейством, очень трудно - мы муниципальное учреждение.

Есть у автономии и свои минусы. Первый и достаточно серьезный - это заказ учредителя. Он в обязательном порядке заключается с образовательным учреждением, и это естественно, потому что как бы мы ни хотели самостоятельности, мы все равно никогда не будем коммерческой организацией, да это и не нужно. Каким будет данный заказ, сказать очень сложно, так как здесь есть определенные нюансы, связанные с нормативной базой работы автономного учреждения.

Второй серьезный момент связан с тем, что до сих пор мы полностью самостоятельно хозяйственную деятельность не вели, и все, что связано с аудиторскими проверками, - это, безусловно, дополнительные деньги. Очень трудными окажутся задачи, которые школа ставит сегодня перед собой, например постройка еще одного бассейна или реставрация спортзала. На это при автономии денежные средства уже выделяться не будут. Надо быть к этому готовыми.

Галина СУЛЕЙМАНОВА, директор школы №115, Нижний Новгород: Теперь мы сами определяем приоритеты

Могу сказать с уверенностью: финансовая самостоятельность - благо для школ. Если раньше деньги из городского или областного бюджета спускались по районам, а уже из районов приходили в образовательные учреждения, причем часто не в том объеме, который был необходим или изначально запланирован, то теперь перевести деньги школы на какие-то другие цели без распоряжения директора невозможно. Поскольку финансирование осуществляется напрямую из областного бюджета строго исходя из числа учеников, приходится бороться за каждого ребенка. Мы стремимся к тому, чтобы от нас не только никто не переходил в другие учреждения, но и, напротив, к нам приходили из других школ. Развивается конкуренция. Родители хотят выбрать для своего ребенка наиболее подходящую школу, значит, мы должны предоставить качественные образовательные услуги, комфортные условия, ввести дополнительные занятия. На все это требуются средства. Сегодня мы получаем их наравне с любой другой школой. Это не значит, что у образовательных учреждений равные возможности: современные новые школы, как ни крути, находятся в более выигрышном положении. А что делать, если здание старое и рассчитано на небольшое число учеников? Остается делать упор на качество преподавания.

Сегодня мы можем сами планировать расходы и тратить отпущенные средства по своему усмотрению. Раньше невозможно было, допустим, своевременно сделать ремонт или закупить необходимое оборудование - нужно было ждать, когда сверху отпустят для этого деньги. Теперь мы сами определяем приоритеты: на что потратить в первую очередь, на что - во вторую, на чем разумнее сэкономить. Разумеется, бюджет не безграничен: нам спускают цифры из областного министерства, и мы в рамках этих показателей планируем расходы.

Комментарий

Нина ЛЕБЕДЕВА, главный экономист Управления образования администрации Брянского района Брянской области:

В условиях недостаточного финансирования образовательных учреждений содержание самостоятельной бухгалтерии - дорогое удовольствие: оплата труда нескольких бухгалтеров, финансовые расходы на приобретение техники, специального программного обеспечения, его обслуживание. Экономически обосновано введение самостоятельной бухгалтерии в крупных школах, интернатах, находящихся в городах, крупных населенных пунктах, где можно привлечь профессиональных, опытных работников и использовать дополнительные средства родителей и спонсоров. А как быть школам малокомплектным, где расходы на содержание школьника высоки и без бухгалтерии в штатном расписании? Где директор зачастую работает один, без заместителя, и на его плечах не только обучение, воспитание, но и все хозяйственные вопросы.

Централизованная бухгалтерия не мешает финансовой самостоятельности школ, привлечению дополнительных средств и их использованию. В то же время грамотная работа ЦБ позволяет директору школы уделять больше внимания главному, для чего школа существует, - образованию и воспитанию детей. А переход на самостоятельное бухгалтерское обслуживание - часто вынужденная мера, так как нагрузка на муниципальный бюджет снижается вместе с сокращением централизованной бухгалтерии, увеличивая расходы на образовательный процесс.

В любом случае руководителям образовательных учреждений надо дать возможность выбирать: пускаться ли в самостоятельное плавание или пользоваться услугами ЦБ.

Любовь ПАВЛОВА, директор Ермолинской школы, Новгородский район, Новгородская область:

Восприняли неоднозначно...

Когда я начала работать в школе в 1982 году, в районе существовала централизованная бухгалтерия. Директора школ приезжали в бухгалтерию, получали заработную плату и эту зарплату сами выдавали своим работникам. Тогда были сельские советы, и средства, которые централизованная бухгалтерия направляла школам на ремонтные работы, приобретение наглядных пособий, приходили в администрации сельских советов. Бывало, что у школ оставались неиспользованные средства. Как помнят многие, это была эпоха дефицита и сложно было достать стройматериалы, краску, мебель, оборудование для школ. Таким образом, получалось, что выделенные согласно бюджету средства иногда оставались неизрасходованными. Но эти деньги, так же как и средства, сэкономленные школой на затратах по воде, свету или на проведении ремонта, оставались в сельсоветах и райфинотделах - школы их не получали.

Первый закон об образовании дал директорам право оставлять

сэкономленные средства внутри школы. Это стало первым шагом к финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Я помню, как радовались наши учителя, когда в 1991 году на сэкономленные средства мы выехали всем педагогическим коллективом в Санкт-Петербург, посетили Ботанический сад, сходили на шоу «Балет на льду». Я напоминаю о прежних временах, потому что сейчас, с постепенным переходом на автономию, директора школ это воспринимают неоднозначно. Но нужно осознать, что мы получили возможность тратить средства, которые сами зарабатываем, на нужды школы. Самостоятельность дает определенную свободу, а свободы без ответственности не бывает. Поэтому пришло время, когда каждый директор школы из простого руководителя должен превратиться в менеджера системы образования.

  • Эффективно ли использовать экономические методы в управлении образовательным учреждением?


Планируемый результат обучения

  • Квалифицированный менеджмент школ, способный работать в условиях экономической самостоятельности, отвечать за поставленные результаты и управлять переменами.


Основные направления развития системы общего образования в мире

  • A) Новые модели финансирования

  • образовательных учреждений и оплаты труда;

  • B) Содержание образования и контроль за его качеством;

  • C) Управление образовательным учреждением.


  • Что понимается под данным термином?

  • Свобода деятельности (самоуправление) или реализация законодательных прав (автономия, компетенций).

  • В основе нового экономического механизма в образовании,утвержденного Постановлением Гособразования от 22.09.1989- главный ресурс образовательной реформы


Понятие экономической самостоятельности

  • Наиболее полно данный ресурс отражен в в ФЗ «Об образовании» в редакции 1992 года:

  • Самостоятельное распоряжение всеми бюджетными и внебюджетными средствами;

  • Права по использованию имущества;

  • Существенные налоговые льготы.


  • Для образовательных организаций принцип автономии состоит в том, что образовательное учреждение является юридическим лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем:

  • формирует внутреннюю структуру управления;

  • самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской;

  • распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;

  • арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем;

  • привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники;

  • оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы;

  • самостоятельно определяет направления использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств;

  • самостоятельно определяет применяемую систему оплаты труда и материального поощрения работников.

  • Самостоятельно формирует штатное расписание.


Основные принципы экономической самостоятельности, автономности образовательной организации

  • Школа самостоятельно определяет:

  • соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

  • соотношение фонда оплаты труда педагогического, административно - управленческого и учебно-вспомогательного персонала;

  • внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей;

  • порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональным и муниципальными нормативными актами.

  • Это позволяет школе сократить зоны неэффективной занятости и за счёт внутренних резервов обеспечить существенный рост зарпла­ты лучшим учителям. Однако для решения этих задач руководство школы вынуждено идти на оптимизацию численности персонала


Понятие экономической самостоятельности

  • Реализация правового статуса образовательного учреждения- устранение противоречий между бюджетной и хозяйственной самостоятельностью:

  • Контрактные отношения с государством и получателями образовательных услуг;

  • Государственно-общественная система контроля качества

  • (результата) образования;

  • Бюджетное финансирование одним показателем (НПФ);

  • Самостоятельность в утверждении,исполнении и корректировке сметы;

  • Прозрачность и доступность отчетности о деятельности;

  • Понятные процедуры расходования средств(конкурсный отбор);

  • Эффективное использование переданной Учредителем собственности;

  • Эффективны менеджмент(управленческие кадры).


Проблемы

  • Ограниченность ресурсов;

  • Существующая система образования неэффективно использует до 25% бюджетных средств и до 49% средств семей т.е отсутствуют стимулы к эффективному использованию бюджетных средств;

  • Конкуренция со стороны других отраслей национальной экономики и систем образования других стран;

  • Система адаптировалась вне фокуса национальных интересов, просто ради своего формального воспроизводства;

  • Бюджетные учреждения нацелены на освоение бюджетных средств, а не на достижение конечных результатов.


Проблемы

  • Школа не дает необходимых социальных навыков и навыков коммуникации;

  • Постоянно растущий спрос на образование не обеспечен ресурсами, но тем не менее «удовлетворяется» образовательной системой;

  • Удельное финансирование образовательных программ не обеспечивает даже воспроизводства, не говоря уже о развитии;

  • Отсутствуют стимулы конкурентной среды и поиска организационной ниши образовательной организации.


Характеристика старой модели образования

  • Человек должен соответствовать рынку труда

  • «Обратная связь» нужна лишь для помощи и контроля над системой образования

  • Базовые уровни образования должны быть сориентированы только на фундаментальные знания

  • Дополнительное образование или как система досуга или как отраслевая повинность


Характеристика новой модели

  • Человек сам выбирает свой образовательный и профессиональный путь и надо сделать так, чтобы этот выбор был всегда возможен

  • (доступность)

  • Необходима «система обратной связи»

  • (качество)

  • Базовые уровни образования должны быть сориентированы на тенденции построения инновационной экономики

  • (соц.заказ)

  • Непрерывное образование будет везде

  • (соц.заказ)


Принципы современной модели образования

  • В основу должны быть положены принципы проектной деятельности:

  • открытость образования к внешним запросам;

  • применение проектных методов;

  • логики «деньги в обмен на обязательства»;

  • конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике;

  • адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.


Новый организационно-финансовый механизм

  • Овладение компетенциями финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения;

  • Нормативное подушевое финансирование функций образовательных организаций;

  • Оптимизации сети образовательных организаций;

  • Новая система оплаты труда;

  • Эффективный механизм деятельности приносящей доход;

  • Новая организационно-правовая форма – автономное образовательное учреждение;

  • Эффективный менеджмент(повышение квалификации руководителей образовательных учреждений);


Промежуточные выводы

  • Два основных вывода по результатам ПНПРО состоят в следующем.

  • Во-первых, наиболее получившие широкую поддержку стратегии реформ образования - например, предоставление школам большей автономии или сокращение числа учащихся в классе - не дали ожидаемых результатов;

  • и во-вторых, «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» (особенно это касается начальной школы).

  • 1) надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди;

  • 2) следует дать им подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы;

  • 3) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование».


Зачем образовательному учреждению экономическая самостоятельность?

  • Определение конкретного производителя образовательного продукта(ресурсы, технология, результат);

  • Определение объема ресурсного обеспечения производства образовательного продукта в конкретной школе;

  • Определение соотношения затрат и результата;

  • Определение возможностей и ограничений для определенной организационной формы производителя образовательного продукта;

  • Ответственность школы за конечный результат;

  • Поиск организационной ниши.


Экономические отношения в сфере образования

  • Экономические отношения в сфере образования - деятельность людей при предоставлении образовательных услуг в условиях использования ограниченных финансовых,материальных,трудовых и иных ресурсов и соизмерении производимых затрат с достигаемым результатом.

  • Исходя из данного положения и выстраивается логика формирования экономического механизма образовательного учреждения – как в условиях ограниченных бюджетных средств , создать возможности эффективного функционирования.

  • Педагогическая деятельность(отношения)- технология осуществления образовательного процесса


Собственность переданное в оперативное управление

  • Государственное или муниципальное образовательное учреждение наделяется учредившим его собственником необходимым для осуществления уставной деятельности имуществом. Собственник передает учреждению имущественные права, которые состоят из права владения имуществом собственника и права пользования этим имуществом.

  • Все имущество Учреждения находится в собственности Учредителя, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления по согласованию с учредителем на основании акта приема-передачи.

  • Полномочия собственника имущества в соответствии с нормативными актами осуществляет государственный (муниципальный) орган управления имуществом.

  • Учреждение вправе владеть и пользоваться закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления.


Модель экономического механизма образовательного учреждения

  • Решает задачи: что делать? Как делать? Для кого?


  • Что производить?

  • - более жесткая ограниченность ресурсов для образовательного учреждения;

  • - выбор образовательной(педагогической) политики – приоритетная сфера деятельности менеджмента школы;

  • - выбор конкретных продуктов (услуг, товара) определяет общую стратегию развития школы.


Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики

  • Как производить?

  • - оптимальный подбор ресурсов и

  • технологий в зависимости от их

  • наличия, качества и цен;

  • - однажды избранная технология во

  • многом предопределяет выбор

  • ресурсов;

  • - процессный подход (система

  • управления кадрами, контроля качества, технология сбыта, принципы планирования)


Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики

  • Для кого производить?

  • - это проблема микро- и макроуровней;

  • - отношения между потребителями (учредителем, родителями,организациями) и менеджментом ОУ;

  • - динамика доходов российских

  • потребителей определяет спрос на

  • образовательные продукты;


Задание:

  • Сформулируйте обоснование того, насколько созданная образовательная услуга в Вашем общеобразовательном учреждении является благом для потребителей? Для поиска ответа на данный вопрос попробуйте самостоятельно исследовать природу образовательной услуги как блага.


Образовательный процесс


Критерии эффективности бюджетных расходов


Основа самостоятельности – договор образовательного учреждения и учредителя в т.ч. Государственный(муниципальный) заказ и задание

  • Автономия образовательного учреждения усилена тем, что законодательство обязывает учредителя строить свои взаимоотношения с образовательным учреждением на договорной, т.е. равноправной, основе.

  • Фактически этим положением признается равноправие образовательного учреждения и его учредителя в построении взаимоотношений после того, как учреждение создано (учреждено).


Необходимые условия для обеспечения самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности

  • Правовая база(муниципальные заказ и задание);

  • Управленческие кадры;

  • Информационные технологии:в управлении и бухучете;

  • Создание условий на местном уровне(специалисты управления, ЦБ);

  • Конкурсные условия ресурсного обеспечение;

  • Стратегия развития образовательной организации;


Правовая база для обеспечения самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности

  • Договор о взаимоотношениях с Учредителем;

  • Устав образовательного учреждения;

  • Договор об оперативном управлении и Регистрация прав собственности;

  • Регистрация прав на землю;

  • Лицевой счет и право финансовой подписи;

  • Трудовой договор руководителя с Учредителем;

  • Трудовые договора с работниками образовательного учреждения;

  • Договора на поставку ресурсов и предоставление услуг образовательному учреждению на основе гражданско-правовых договоров, в частности: подряда, возмездного выполнения услуг, купли-продажи, аренды;

  • Государственные(муниципальные) заказ и задание;

  • Разрешение на деятельность приносящую доход;

  • Локальные акты.


Муниципальный заказ.

    Предполагает выделение поставщику образовательных услуг бюджетных средств на предоставление определённого вида и объёма этих услуг. Принципиальное отличие муниципального заказа - размещение задания на поставку социальных услуг не на принудительной, а на договорной основе. При этом договор должен заключаться по результатам конкурса, т.е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам. Размещение бюджетных средств на конкурсной основе будет стимулировать рост качества предоставляемых услуг.


Муниципальное задание

  • Это комплексный план, определяющий: обязательства муниципалитета по предоставлению населению образовательных услуг за счёт средств бюджета;

  • объём финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий;

  • условия и порядок оказания образовательных услуг, а также требования к эффективной деятельности образовательного учреждения.

  • Внедрение технологии размещения муниципального задания будет ориентировать учреждения не на освоение средств, а на конечный результат - предоставление качественной услуги.


Рамочные цели

  • Реализация компетенций бюджетного учреждения по управлению финансово-экономической деятельностью.

  • Включение общественности в управление ОУ.

  • Учет материалов самооценки ОУ, а также учет мнения потребителей услуг при оценке работы учреждения. Публичный отчет.

  • Переход к оценке ОУ и учащихся по принципу шага развития («добавленная образовательная стоимость»), перенос центра тяжести в оценке - с контроля на развитие.


Риски и последствия развития финансово-экономической самостоятельности

  • Отсутствие индикаторов эффективности расходования бюджетных средств;

  • Недостаточный уровень квалификации управленцев по финансово-хозяйственным вопросам особенно опыта сметного планирования;

  • Недоработанность технологий НПФ;

  • Противоречивая позиция управленцев органов управления образования;

  • Лишение части полномочий управленцев образования различного уровня, а следовательно, рычагов воздействия;

  • потери монополии в решении вопросов образования;

  • усмотрения определенной конкуренции.


ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОУ

  • Рост доходов ОУ:

  • Расширение деятельности ОУ:

  • Сокращение издержек ОУ:

  • Повышение выпуска (производительности) ОУ:

  • Оптимизация активов ОУ:

  • Привлечение инвестиций:


АУ- в сравнении с БУ


В каких ситуациях оправдано создание АОУ?


Самостоятельный баланс или смета?

  • Из статьи 161 БК РФ.

  • Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой .

  • Из статьи 162 БК РФ.

  • ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);


Государственный заказчик

  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

  • ст.4 Государственные заказчики

  • Государственными заказчиками … могут выступать органы власти…, а также уполномоченные указанными органами… власти… на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.


  • Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовых органах, а также иные счета в порядке, предусмотренном Учредителем, печать со своим наименованием, бланки, штампы.

  • Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Федерации, а также настоящим Уставом.

  • Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Учредителя и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена Учреждению законодательством Российской Федерации и Учредителем.

  • Учреждение от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам классификации бюджетных расходов.

  • При недостаточности лимитов бюджетных обязательств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет главный распорядитель средств бюджета - учредитель, в ведении которого находится Учреждение.


Устав бюджетного образовательного учреждения

    Учреждение строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов. Учреждение свободно в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не противоречат законодательству Российской Федерации, Уставу.

  • Учреждение несет ответственность за использование бюджетных средств по целевому назначению и принимает меры по возмещению или возврату средств нецелевого использования в бюджет Учредителя в полном объеме, в том числе за счет внебюджетных источников;


Компетенция директора образовательного учреждения

  • Единоличным исполнительным органом Учреждения является его директор, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Директор Учреждения назначается на должность и освобождается приказом руководителя учредителя.

  • Учредитель заключает (расторгает) с директором трудовой договор

  • Директор действует на основании законов и иных нормативных актов Российской Федерации и города Москвы, Устава, Трудового договора. Он подотчетен в своей деятельности учредителю, заключившему с ним Трудовой договор, и Департаменту имущества города (района) по вопросам, входящим в его компетенцию.

  • Директор действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы в государственных(муниципальных) органах, предприятиях, организациях, учреждениях, пользуется имуществом Учреждения в пределах своей компетенции, установленной Трудовым договором, совершает в установленном порядке сделки от имени Учреждения, заключает договоры, выдает доверенности (в том числе с правом передоверия), открывает лицевой счет.

  • Директор в пределах норм по смете доходов и расходов самостоятельно определяет и утверждает структуру Учреждения, его штатный и квалификационный состав, принимает на работу и увольняет с работы работников Учреждения согласно законодательству.

  • Директор в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения.

  • Взаимоотношения работников и директора, возникающие на основе Трудового договора, регулируются законодательством о труде.

  • Директор вправе занимать иные должности и заниматься иной оплачиваемой деятельностью только в случаях и порядке, установленных законодательством.




Финансовый менеджмент

  • Финансовое управление анализирует имеющиеся ресурсы и определяет стратегию и тактику по их использованию, по привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения выбранных направлений деятельности.

  • Управление финансами включает - финансовое планирование, с такими элементами как бюджетирование и бизнес-планирование, разработка инвестиционной программы (в образовательном учреждении, как составная часть программы развития),организации управленческого учета и контроля.

  • Финансовое управление – совокупность правил и методов выработки принятия финансовых и инвестиционных решений.

  • Финансовые решения возникают тогда,когда нужно найти финансовые ресурсы т.е. ответить на вопрос,где взять деньги? В данном случае мы говорим о финансовых активах образовательного учреждения – совокупности его обязательств (по оплате труда, по договорам на получение коммунальных услуг и т.п.)

  • Инвестиционные решения отвечают на вопрос, куда и сколько нужно вложить деньг. Принимая инвестиционные решения школа имеет дело с реальными активами – все то, что принадлежит данной организации и является обязательным условием ее деятельности(денежные средства,основные фонды, имущество и т.п.).


Эффективность финансового менеджмента в бюджетном учреждении

  • Показателем эффективного финансового управления является исполнение бюджета, для бюджетной организации – это смета доходов и расходов, формируемая как за счет бюджетных поступлений,так и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности



Финансирование по нормативу стоимости образовательной услуги

  • Цель внедрения данного принципа финансирования - «прозрачное» определение для учреждения объёма бюджетных средств в соответствии с муниципальным заданием путём умножения нормативной стоимости услуги на их количество.

  • Финансирование не учреждения, а услуги создаст стимулы к сокращению издержек и экономии бюджетных средств.


К проблеме оптимизации структуры нормативного бюджетного финансирования (зачем нужна методика расчета НФЗ)

  • Введение понятия малокомплектного образовательного учреждения;

  • Коэффициенты удорожания «стандартной» образовательной услуги

  • Соотношение ФОТ и учебных расходов


ЦЕЛИ НОРМАТИВНОГО ПОДУШЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

  • «деньги следуют за учащимися», объем финансирования, прежде всего, зависит от числа учащихся.

  • Финансируется не функционирование образовательного учреждения, а предоставленные им образовательные услуг (выполнение функций бюджетной организации).

  • Отделение функций финансирования от функции оперативного управления хозяйственной деятельности способствует воспроизведению конкурентных отношений среди образовательных учреждений, чтобы привлечь и сохранить численность обучающихся.


Бюджетное финансирование образовательного учреждения


Главная «макро-идея» - экономическое стимулирование изменений

  • Постоянно возникающее приращение бюджетных образовательных средств направлять не на механическое увеличение прежних расходных позиций (при фактические неизменных структурных схемах использования средств), но на использование возникающих «добавленных доходов» в различных стимулирующих формах.


Задание:

    Предположим, количество учащихся городской общеобразовательной школы сократилось в новом учебном году с 1000 до 950 (снижение на 5%). Расходы школы не изменятся, если прежним останется число классов, а следовательно, и количество оплачиваемых учебных часов. Не изменятся и используемые школой помещения, которые так же придётся отапливать, освещать, содержать в чистоте и ремонтировать. Не изменится и потребность школы в учебном оборудовании и т.д. А по предлагаемым нормативам плановые ассигнования этой школе следует сократить на 5%.

  • Предложите варианты позволяющие оптимизировать расходы школы в данных условиях.


Задание

  • Предложите варианты привлечения дополнительных финансовых средств за счет:

  • Изменение контингента учащихся.

  • Эффективное использование ресурсов.

  • Программы развития (инвестиции).

  • Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Выполнела: Максакова Т.А. Педагог дисциплины: «Менеджмент» Формирование реальной экономической самостоятельности общеобразовательного учреждения

    3 слайд

    Описание слайда:

    Планируемый результат обучения Квалифицированный менеджмент школ, способный работать в условиях экономической самостоятельности, отвечать за поставленные результаты и управлять переменами.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Основные направления развития системы общего образования в мире A) Новые модели финансирования образовательных учреждений и оплаты труда; B) Содержание образования и контроль за его качеством; C) Управление образовательным учреждением.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Понятие экономической самостоятельности Что понимается под данным термином? Свобода деятельности (самоуправление) или реализация законодательных прав (автономия, компетенций). В основе нового экономического механизма в образовании,утвержденного Постановлением Гособразования от 22.09.1989- главный ресурс образовательной реформы

    6 слайд

    Описание слайда:

    Понятие экономической самостоятельности Наиболее полно данный ресурс отражен в в ФЗ «Об образовании» в редакции 1992 года: Самостоятельное распоряжение всеми бюджетными и внебюджетными средствами; Права по использованию имущества; Существенные налоговые льготы.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Основные принципы экономической самостоятельности, автономности образовательной организации Для образовательных организаций принцип автономии состоит в том, что образовательное учреждение является юридическим лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем: формирует внутреннюю структуру управления; самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской; распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности; арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем; привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники; оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы; самостоятельно определяет направления использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств; самостоятельно определяет применяемую систему оплаты труда и материального поощрения работников. Самостоятельно формирует штатное расписание.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Основные принципы экономической самостоятельности, автономности образовательной организации Школа самостоятельно определяет: соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда; соотношение фонда оплаты труда педагогического, административно - управленческого и учебно-вспомогательного персонала; внутри базовой части фонда оплаты труда соотношение общей и специальной частей; порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с региональным и муниципальными нормативными актами. Это позволяет школе сократить зоны неэффективной занятости и за счёт внутренних резервов обеспечить существенный рост зарпла­ты лучшим учителям. Однако для решения этих задач руководство школы вынуждено идти на оптимизацию численности персонала

    9 слайд

    Описание слайда:

    Понятие экономической самостоятельности Реализация правового статуса образовательного учреждения- устранение противоречий между бюджетной и хозяйственной самостоятельностью: Контрактные отношения с государством и получателями образовательных услуг; Государственно-общественная система контроля качества (результата) образования; Бюджетное финансирование одним показателем (НПФ); Самостоятельность в утверждении,исполнении и корректировке сметы; Прозрачность и доступность отчетности о деятельности; Понятные процедуры расходования средств(конкурсный отбор); Эффективное использование переданной Учредителем собственности; Эффективны менеджмент(управленческие кадры).

    10 слайд

    Описание слайда:

    Проблемы Ограниченность ресурсов; Существующая система образования неэффективно использует до 25% бюджетных средств и до 49% средств семей т.е отсутствуют стимулы к эффективному использованию бюджетных средств; Конкуренция со стороны других отраслей национальной экономики и систем образования других стран; Система адаптировалась вне фокуса национальных интересов, просто ради своего формального воспроизводства; Бюджетные учреждения нацелены на освоение бюджетных средств, а не на достижение конечных результатов.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Проблемы Школа не дает необходимых социальных навыков и навыков коммуникации; Постоянно растущий спрос на образование не обеспечен ресурсами, но тем не менее «удовлетворяется» образовательной системой; Удельное финансирование образовательных программ не обеспечивает даже воспроизводства, не говоря уже о развитии; Отсутствуют стимулы конкурентной среды и поиска организационной ниши образовательной организации.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Характеристика старой модели образования Человек должен соответствовать рынку труда «Обратная связь» нужна лишь для помощи и контроля над системой образования Базовые уровни образования должны быть сориентированы только на фундаментальные знания Дополнительное образование или как система досуга или как отраслевая повинность

    13 слайд

    Описание слайда:

    Характеристика новой модели Человек сам выбирает свой образовательный и профессиональный путь и надо сделать так, чтобы этот выбор был всегда возможен (доступность) Необходима «система обратной связи» (качество) Базовые уровни образования должны быть сориентированы на тенденции построения инновационной экономики (соц.заказ) Непрерывное образование будет везде (соц.заказ)

    14 слайд

    Описание слайда:

    Принципы современной модели образования В основу должны быть положены принципы проектной деятельности: открытость образования к внешним запросам; применение проектных методов; логики «деньги в обмен на обязательства»; конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике; адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Новый организационно-финансовый механизм Овладение компетенциями финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения; Нормативное подушевое финансирование функций образовательных организаций; Оптимизации сети образовательных организаций; Новая система оплаты труда; Эффективный механизм деятельности приносящей доход; Новая организационно-правовая форма – автономное образовательное учреждение; Эффективный менеджмент(повышение квалификации руководителей образовательных учреждений);

    16 слайд

    Описание слайда:

    Промежуточные выводы Два основных вывода по результатам ПНПРО состоят в следующем. Во-первых, наиболее получившие широкую поддержку стратегии реформ образования - например, предоставление школам большей автономии или сокращение числа учащихся в классе - не дали ожидаемых результатов; и во-вторых, «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» (особенно это касается начальной школы). Второй вывод выливается в три ключевые рекомендации: 1) надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди; 2) следует дать им подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы; 3) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование».

    17 слайд

    Описание слайда:

    Зачем образовательному учреждению экономическая самостоятельность? Определение конкретного производителя образовательного продукта(ресурсы, технология, результат); Определение объема ресурсного обеспечения производства образовательного продукта в конкретной школе; Определение соотношения затрат и результата; Определение возможностей и ограничений для определенной организационной формы производителя образовательного продукта; Ответственность школы за конечный результат; Поиск организационной ниши.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Экономические отношения в сфере образования Экономические отношения в сфере образования - деятельность людей при предоставлении образовательных услуг в условиях использования ограниченных финансовых,материальных,трудовых и иных ресурсов и соизмерении производимых затрат с достигаемым результатом. Исходя из данного положения и выстраивается логика формирования экономического механизма образовательного учреждения – как в условиях ограниченных бюджетных средств, создать возможности эффективного функционирования. Педагогическая деятельность(отношения)- технология осуществления образовательного процесса

    19 слайд

    Описание слайда:

    Собственность переданное в оперативное управление Государственное или муниципальное образовательное учреждение наделяется учредившим его собственником необходимым для осуществления уставной деятельности имуществом. Собственник передает учреждению имущественные права, которые состоят из права владения имуществом собственника и права пользования этим имуществом. Все имущество Учреждения находится в собственности Учредителя, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления по согласованию с учредителем на основании акта приема-передачи. Полномочия собственника имущества в соответствии с нормативными актами осуществляет государственный (муниципальный) орган управления имуществом. Учреждение вправе владеть и пользоваться закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Модель экономического механизма образовательного учреждения Решает задачи: что делать? Как делать? Для кого? Потребители Образовательного продукта Производители Образовательного продукта Экономические ресурсы Образовательный продукт Гос. регулирование

    21 слайд

    Описание слайда:

    Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Что производить? - более жесткая ограниченность ресурсов для образовательного учреждения; - выбор образовательной(педагогической) политики – приоритетная сфера деятельности менеджмента школы; - выбор конкретных продуктов (услуг, товара) определяет общую стратегию развития школы.

    22 слайд

    Описание слайда:

    Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Как производить? - оптимальный подбор ресурсов и технологий в зависимости от их наличия, качества и цен; - однажды избранная технология во многом предопределяет выбор ресурсов; - процессный подход (система управления кадрами, контроля качества, технология сбыта, принципы планирования)

    23 слайд

    Описание слайда:

    Отношение менеджера к трем фундаментальным проблемам экономики Для кого производить? - это проблема микро- и макроуровней; - отношения между потребителями (учредителем, родителями,организациями) и менеджментом ОУ; - динамика доходов российских потребителей определяет спрос на образовательные продукты;

    24 слайд

    Описание слайда:

    Задание: Сформулируйте обоснование того, насколько созданная образовательная услуга в Вашем общеобразовательном учреждении является благом для потребителей? Для поиска ответа на данный вопрос попробуйте самостоятельно исследовать природу образовательной услуги как блага.

    25 слайд

    Описание слайда:

    26 слайд

    Описание слайда:

    27 слайд

    Описание слайда:

    Основа самостоятельности – договор образовательного учреждения и учредителя в т.ч. Государственный(муниципальный) заказ и задание Автономия образовательного учреждения усилена тем, что законодательство обязывает учредителя строить свои взаимоотношения с образовательным учреждением на договорной, т.е. равноправной, основе. Фактически этим положением признается равноправие образовательного учреждения и его учредителя в построении взаимоотношений после того, как учреждение создано (учреждено).

    28 слайд

    Описание слайда:

    Необходимые условия для обеспечения самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности Правовая база(муниципальные заказ и задание); Управленческие кадры; Информационные технологии:в управлении и бухучете; Создание условий на местном уровне(специалисты управления, ЦБ); Конкурсные условия ресурсного обеспечение; Стратегия развития образовательной организации; Управляющий совет.

    29 слайд

    Описание слайда:

    Правовая база для обеспечения самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности Договор о взаимоотношениях с Учредителем; Устав образовательного учреждения; Договор об оперативном управлении и Регистрация прав собственности; Регистрация прав на землю; Лицевой счет и право финансовой подписи; Трудовой договор руководителя с Учредителем; Трудовые договора с работниками образовательного учреждения; Договора на поставку ресурсов и предоставление услуг образовательному учреждению на основе гражданско-правовых договоров, в частности: подряда, возмездного выполнения услуг, купли-продажи, аренды; Государственные(муниципальные) заказ и задание; Разрешение на деятельность приносящую доход; Локальные акты.

    30 слайд

    Описание слайда:

    Муниципальный заказ. Предполагает выделение поставщику образовательных услуг бюджетных средств на предоставление определённого вида и объёма этих услуг. Принципиальное отличие муниципального заказа - размещение задания на поставку социальных услуг не на принудительной, а на договорной основе. При этом договор должен заключаться по результатам конкурса, т.е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам. Размещение бюджетных средств на конкурсной основе будет стимулировать рост качества предоставляемых услуг.

    31 слайд

    Описание слайда:

    Муниципальное задание Это комплексный план, определяющий: обязательства муниципалитета по предоставлению населению образовательных услуг за счёт средств бюджета; объём финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий; условия и порядок оказания образовательных услуг, а также требования к эффективной деятельности образовательного учреждения. Внедрение технологии размещения муниципального задания будет ориентировать учреждения не на освоение средств, а на конечный результат - предоставление качественной услуги.

    32 слайд

    Описание слайда:

    Рамочные цели Реализация компетенций бюджетного учреждения по управлению финансово-экономической деятельностью. Включение общественности в управление ОУ. Учет материалов самооценки ОУ, а также учет мнения потребителей услуг при оценке работы учреждения. Публичный отчет. Переход к оценке ОУ и учащихся по принципу шага развития («добавленная образовательная стоимость»), перенос центра тяжести в оценке - с контроля на развитие.

    33 слайд

    Описание слайда:

    Риски и последствия развития финансово-экономической самостоятельности Отсутствие индикаторов эффективности расходования бюджетных средств; Недостаточный уровень квалификации управленцев по финансово-хозяйственным вопросам особенно опыта сметного планирования; Недоработанность технологий НПФ; Противоречивая позиция управленцев органов управления образования; Лишение части полномочий управленцев образования различного уровня, а следовательно, рычагов воздействия; потери монополии в решении вопросов образования; усмотрения определенной конкуренции.

    34 слайд

    Описание слайда:

    ВОЗМОЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОУ Рост доходов ОУ: … Расширение деятельности ОУ: … Сокращение издержек ОУ: … Повышение выпуска (производительности) ОУ: … Оптимизация активов ОУ: … Привлечение инвестиций:

    35 слайд

    Описание слайда:

    АУ- в сравнении с БУ БУ (новая редакция) АОУ Право Распоряжения Закрепленным имуществом Не вправе распоряжаться (п.1 ст.298 ГК РФ) Вправе распоряжаться за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, которым АОУ может распоряжаться только с согласия собственника(п.2 ст.3 Закона) Права в отношении Полученных Доходов Эти доходы при составлении, утверждении и исполнении бюджета включаются в состав его доходов (п.5 ст.41 БК РФ, применяется со дня вступления в силу ФЗ об особенностях использования БУ …). Распоряжается самостоятельно (п.2 ст.3 Закона),в т.ч. средствами, полученными от целевого капитала Права по Привлечению заемных средств Не вправе получать кредиты (п.4 ст. 161 БК РФ) Вправе привлекать: на АОУ не распространяются ограничения БК РФ, установленные для БУ Права по Открытию банковских счетов БУ осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета (п.1 ст.161 БК РФ) Вправе открывать счета в кредитных Организациях(п.3 ст.2 Закона)

    36 слайд

    Описание слайда:

    В каких ситуациях оправдано создание АОУ? АОУ Имеется или возможна конкуренция между поставщиками образовательных услуг (большинство вузов, ссузов, пту, отдельные школы) возрастает влияние потребителей на поставщиков услуг Учреждение занимает монопольное положение на рынке образовательных услуг (многие сельские учреждения) ключевая роль административных методов БУ

    37 слайд

    Описание слайда:

    Самостоятельный баланс или смета? Из статьи 161 БК РФ. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. Из статьи 162 БК РФ. ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

    38 слайд

    Описание слайда:

    Государственный заказчик Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ст.4 Государственные заказчики Государственными заказчиками … могут выступать органы власти…, а также уполномоченные указанными органами… власти… на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

    39 слайд

    Описание слайда:

    Устав бюджетного образовательного учреждения Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовых органах, а также иные счета в порядке, предусмотренном Учредителем, печать со своим наименованием, бланки, штампы. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Федерации, а также настоящим Уставом. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Учредителя и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена Учреждению законодательством Российской Федерации и Учредителем. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам классификации бюджетных расходов. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет главный распорядитель средств бюджета - учредитель, в ведении которого находится Учреждение.

    40 слайд

    Описание слайда:

    Устав бюджетного образовательного учреждения Учреждение строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов. Учреждение свободно в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не противоречат законодательству Российской Федерации, Уставу. Учреждение несет ответственность за использование бюджетных средств по целевому назначению и принимает меры по возмещению или возврату средств нецелевого использования в бюджет Учредителя в полном объеме, в том числе за счет внебюджетных источников;

    41 слайд

    Описание слайда:

    Компетенция директора образовательного учреждения Единоличным исполнительным органом Учреждения является его директор, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Директор Учреждения назначается на должность и освобождается приказом руководителя учредителя. Учредитель заключает (расторгает) с директором трудовой договор Директор действует на основании законов и иных нормативных актов Российской Федерации и города Москвы, Устава, Трудового договора. Он подотчетен в своей деятельности учредителю, заключившему с ним Трудовой договор, и Департаменту имущества города (района) по вопросам, входящим в его компетенцию. Директор действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы в государственных(муниципальных) органах, предприятиях, организациях, учреждениях, пользуется имуществом Учреждения в пределах своей компетенции, установленной Трудовым договором, совершает в установленном порядке сделки от имени Учреждения, заключает договоры, выдает доверенности (в том числе с правом передоверия), открывает лицевой счет. Директор в пределах норм по смете доходов и расходов самостоятельно определяет и утверждает структуру Учреждения, его штатный и квалификационный состав, принимает на работу и увольняет с работы работников Учреждения согласно законодательству. Директор в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения. Взаимоотношения работников и директора, возникающие на основе Трудового договора, регулируются законодательством о труде. Директор вправе занимать иные должности и заниматься иной оплачиваемой деятельностью только в случаях и порядке, установленных законодательством.

    42 слайд

    Описание слайда:

    СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА ИТ КАДРЫ СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ И ПРОЦЕССЫ Мониторинг Планирование Анализ Контроль Поиск организационной ниши Устав Маркетинг и PR Привлечение обучающихся Договор с Учредитем Аккредитация Взаимодействие с общественностью Оргструктура Корпоративное управление Рабочие процессы и регламенты Управление проектами Система качества Ресурсное обеспечение Финансовое планирование и бюджетирование Бухгалтерский и налоговый учет Управленческий учет Иная приносящая доход деятельность Управление ресурсами Экономический анализ Закупочная деятельность Образовательные уровни/ Программы Методическая деятельность и НИР Требования к выпускникам Интеллектуальная собственность Методики/технологии обучения Средства обучения и управления знаниями Информационные технологии Система поддержки образовательного процесса и методической деятельности Система управления вспомогательными процессами Инфраструктура Информационная безопасность Управление и эксплуатация Привлечение Развитие Мотивация ПП Аттестация Модель компетенций ПП