Какие предприятия относятся к малым и средним. Основные виды критериев отнесения предприятий к малому бизнесу

Проверяем относится ли ваша организация к малым предприятиям или микропредприятию.

В обзоре вы узнаете какие критерии малого предпринимательства, численность малого предприятия и микропредприятия, кто относится к субъектам малого предпринимательства не зависимо от системы налогообложения 2019.

Принято считать, что большинство компаний, работающих на УСН, являются субъектами малого предпринимательства. Что "малышом" может быть любое предприятие с небольшими доходами. Но это не так. Термин «субъекты малого предпринимательства » распространяется и на . Если коротко сказать, то к субъектам малого бизнеса относят коммерческие организации :

удовлетворяющие установленным критериям.

Примечание : Если у вас не коммерческая организация, то её и не будет в реестре СМСБ.

Как понять, относится ли ваша фирма к категории малых предприятий ?

Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Существуют три критерия малого предприятия. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, у которых:

  1. суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;

    Примечание : ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209*ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", "Коммерческие и некоммерческие организации"

  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек

    Примечание : п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ

    Примечание : Микропредприятие - до 15 человек

  3. выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 800 млн руб. п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ; абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

    Примечание : Для микропредприятий предельное значение выручки - 120 млн. руб.

Последним двум критериям должны удовлетворять и , чтобы считаться субъектами малого предпринимательства.

Сведения о компании и предпринимателе заносят в специальный реестр, который ФНС России формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Впервые данные в реестр включили в 2016 году. Исключение – потребительские кооперативы (кроме сельскохозяйственных и вновь созданных). Информация о них попадет в реестр в 2017 году (письмо ФНС России от 25 августа 2016 № СА-4-14/15649).

Утвержден лимит доходов для субъектов малого предпринимательства - «малышей»

С 01.08.2016 года финансовым критерием для отнесения бизнеса к категориям малого или среднего будет не выручка от реализации, а вводится критерий «Доход от предпринимательской деятельности». При расчете дохода придется учитывать доходы по всем видам деятельности, а правила подсчета брать из Налогового кодекса РФ. Определять доход нужно на основе деклараций по УСН, ЕНВД и налогу на прибыль. Это значит, что статус малого предприятия больше не нужно подтверждать какими-либо дополнительными документами. При этом сами предельные значения в рублевом выражении останутся прежними.

Примечание : Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265

Так, для микропредприятий величина дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должна превышать 120 млн. рублей. А для субъектов малого и среднего бизнеса – 800 млн. и 2 млрд рублей соответственно.

С августа 2016 г. изменятся и другие критерии, по которым предприятие может быть признано «малышом». Подробно о грядущих изменениях нам рассказал представитель Минэкономразвития России .


к меню

КРИТЕРИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к малым и средним предприятиям

Примечание : В формате.pdf

  • с 5 июля 2015 года
  • с 1 января 2016 года
  • с 6 августа 2017 года
  • с 5 декабря 2017 года
  • с 1 декабря 2018 года new !

Важно!

Статус малого предприятия потеряете , если сумма дохода или среднесписочная численность работников будет превышать предельные значения три календарных года подряд (ч. 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ). При этом компанию исключат из реестра не ранее 1 июля 2019 года (письмо ФНС России от 23 августа 2016 № СА-4-14/15480).

Внимание!

Статус малого предприятия не зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете.

Никаких документов и сертификатов по отнесению к малому, среднему бизнесу или микропредприятиям - нет. Только показатели, согласно законодательства.


Некоторым средним предприятиям разрешат иметь больше работников

Компаниям, работающим в сфере легкой промышленности, теперь будет проще сохранять статус среднего предприятия. Для них Правительством РФ может устанавливаться особый льготный критерий по среднесписочной численности работников. Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ

По общему правилу среднесписочная численность работников предприятий-«середняков» за предшествующий календарный год не должна быть больше 250 человек. Льготный критерий может быть установлен для предприятий, чей основной вид деятельности (т.е. приносящий не менее 70% всех доходов), ведется в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» в ОКВЭД.


к меню

Условия внесения сведений об АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ в ЕРСМСБ

Почему нашего ЗАО нет в реестре малых предприятий?

В Единый реестр вносятся сведения об акционерных обществах, соответствующих условиям, установленным подпунктами "б" - "д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", перечни которых представляются в ФНС России ЗАО "ФБ ММВБ", Минобрнауки России, Фондом "Сколково" и Минэкономразвития России во исполнение пунктов 1 - 4 части 6 статьи 4.1 указанного Федерального закона.

В случае несоответствия акционерного общества ни одному из вышеуказанных условий и отсутствия его в перечнях, представляемых в ФНС России поставщиками, оснований для внесения в Реестр сведений о таком акционерном обществе в настоящее время не имеется. Письмо ФНС № ГД-4-14/3271@ от 21.02.2017


Если с составом ваших участников и учредителей изначально все в порядке, нужно сосредоточиться на более изменчивых показателях - на выручке и на средней численности работников. Если ориентироваться на эти два показателя, в 2016 г. ваше предприятие может считаться малым при следующих условиях:

в 2013, 2014 и 2015 г.г. показатели численности и выручки были не выше предельных.

Таким образом, малыми предприятиями могут быть и те, кто платит налоги по общему режиму (ОСНО), и те, ("упрощенку"), либо ("вмененке") или ЕСХН.

Специально регистрироваться где-либо в качестве субъекта малого предпринимательства не надо .

Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предприятия.


к меню

Предприятие на УСН относится к малому предприятию?

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с .

Примечание : Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов - получателей такой поддержки. Но присутствие вашего предприятия в таком реестре, в общем-то, не дает 100%-ной гарантии того, что оно - малое. И наоборот, если предприятия в таком реестре нет, это не значит, что оно не относится к малым.

С января 2017 г. «микропредприятия» вправе будут организовать упрощенный кадровый документооборот

В частности, названные субъекты могут не принимать локальные акты, содержащие нормы трудового права, такие как (): ; положение об оплате труда; положение о премировании; график сменности, другие документы.


к меню

Может ли любой госорган потребовать от фирмы подтвердить статус малой компании?

При сдаче в ИФНС бухгалтерской отчетности по упрощенным формам каким-либо образом подтверждать статус малого предприятия не нужно. Но необходимые сведения налоговики могут запросить дополнительно. В том числе в ходе налоговой проверки. При этом важно понимать, что контролирующие органы и без участия плательщика могут собрать информацию о том, к какой категории он относится. Поэтому, если ваше предприятие не признается малым предприятием по критериям, сдавать ту же бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам не стоит, сдавать нужно общие формы учета.

Какие ЛЬГОТЫ предусмотрены для малого бизнеса

Бухгалтерам нужно знать два основных привилегиях, предоставленных малым компаниям.

Первая - если ваша компания - малое предприятие, то с 1 июня 2014 года вы можете не устанавливать кассовый лимит (абз. 10 п. 2 ). То есть вы можете накопить у себя в кассе столько денег, сколько захотите. Чтобы воспользоваться этой льготой, утвердите о том, что вы храните денежные средства в кассе без лимита остатка.

Примечание : Данная льгота действует и в отношении всех предпринимателей, даже тех, кто не относится к субъектам малого предпринимательства.

Вторая - субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (п. 4 ). Нужно знать, что предприниматели бухучет не ведут, поэтому данное послабление для них неактуально. А вот для маленьких фирм предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности. Также им можно не составлять приложения к отчетности, если нет важной информации, требующей расшифровки для контролеров или учредителей (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н). А микропредприятия могут даже , сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Кроме того, на малые компании не распространяется действие ряда ПБУ, которые обязательны для других. Соответствующая оговорка содержится в самих положениях по бухучету, поэтому читайте нормативные документы внимательнее. Например, представители малого бизнеса могут не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Если это нужно, малые предприятия могут сократить (п. 3 информации Минфина России № ПЗ-3/2012). Все это прописывается в бухгалтерской учетной политике организации.

к меню

Какие льготы положены субъектам малого предпринимательства, микропредприятий?

Малые предприятия при выполнении определенных условий могут:

  • применять ;
  • вести в упрощенном порядке;
  • платить региональный единый налог на УСН и ПСН по нулевой ставке (для ИП);
  • участвовать в госзакупках в приоритетном порядке;
  • избежать неналоговых проверок;
  • получить субсидии на поддержку малого бизнеса.

к меню

Сколько малых предприятий в России?

На начало 2014 года в России согласно данных Росстата РФ было 5,6 млн. малых и средних компаний. Из них 3,5 млн. (62,8%) – это индивидуальные предприниматели, а примерно 1,8 млн. (32,7%) – микропредприятия. К последним относятся компании с выручкой до 60 млн. рублей в год и числом занятых сотрудников до 15 человек. В совокупности обе этих категории составляют 95,5% малого и среднего бизнеса в России.

Только 235 тыс. компаний (4,2% от общего числа) являются малыми компаниями. Они имеют оборот до 400 млн. рублей и число занятых до 100 человек. К категории среднего бизнеса относятся порядка 17 тыс. компаний или всего 0,3% от общего числа малых и средних фирм. Флагманы имеют оборот до 1 млрд. рублей и штат до 250 сотрудников.

В 2016 году в России было 5,84 млн субъектов МСП, 95% из которых - это микробизнес с численностью меньше 15 человек. В секторе трудятся 18 млн человек (25% всех занятых).

Смотреть Единый Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

29 декабря 2015 года принят Федеральный закон № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства к 1 августа 2016 года.

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой.

Как организации попасть в реестр субъектов МСП

Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр, начиная с 2017 года.

Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП (сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр), условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.

Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП, то сведения о нем в Реестре не содержатся.

к меню

Что ДЕЛАТЬ, если ФНС ЗАБЫЛА внести в "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства"

В случае выявления налогоплательщиком отсутствия в отношении себя сведений в «Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства» - необходимо заполнить заявление. Формирование и направление заявления осуществляется через сайт ФНС России в разделе «Иные функции ФНС - Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - « Вас нет в реестре или данные некорректны? ».

При заполнении заявления для корректировки сведений отраженных в Едином реестре СМП налогоплательщикам необходимо обратить внимание на правильность отражения реквизита «ИФНС по месту учета налогоплательщика», а именно на Код ИФНС по месту постановки на учет. При неверном заполнении данного реквизита Заявление налогоплательщика останется не рассмотренным.

Раньше 2019 года из реестра малого и среднего бизнеса никто не вылетит

Действует правило «трех лет». Т.е. категория малого или среднего предприятия может быть изменена, если его показатели были выше или ниже предельных значений по доходу и численности работников в течение 3 календарных лет, следующих один за другим.

В реестр малого и среднего предпринимательства компании и ИП включались согласно их статусу на 2016 год (т.е. по данным за предшествующий 2015 год). Соответственно, впервые категория субъекта малого или среднего предприятия, включенного в реестр, может быть изменена при формировании реестра по состоянию на 01.07.2019 (по данным за 2018 год).


к меню
Новый порядок сдачи в органы статистики обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности. Приказ разработан в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В статьях 3 и 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" раскрывается понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. К таковым относятся соответствующие определенным критериям: потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц; физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства. Какие же критерии установил законодатель для определения категории субъекта малого и среднего предпринимательства?
Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Доля государства, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале субъектов малого или среднего предпринимательства не может превышать 25%. Исключение составляют инвестиционные фонды. Не более 25% акций (долей) может принадлежать иным юридическим лицам, не являющимся малыми предприятиями.
Второй критерий - средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Фирмы с числом работающих от 101 до 250 человек причисляются к группе средних.
Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех сотрудников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ, - без учета НДС. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) исчисляется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете.Предельные значения этих величин устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет на основании данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены следующие значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Время публикации: 10.11.2009 13:53
Последнее изменение: 08.09.2017 10:17

" № 3/2016

Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2015 № 408-ФЗ.

Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в различных отраслях законодательства предусмотрено много льгот. Но хозяйствующим субъектам необходимо строго придерживаться критериев, по которым они могут получить статус малого предприятия.

Этот статус нужно определять в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». И следует учитывать, что Федеральным законом от 29.12.2015 № 408-ФЗ в данную статью внесены заметные поправки. Они вступили в силу уже с 01.01.2016.

Хотя согласно п. 10 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ до 01.08.2016 для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ в прежней редакции.

Уточнено, какие именно хозяйствующие субъекты могут считаться субъектами малого или среднего предпринимательства. Так, до 31.12.2015 ими могли быть:

  • потребительские кооперативы;
  • коммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели без образования юридического лица;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

Важное замечание. Специально указывалось, что юридические лица должны быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ, а предприниматели – в ЕГРИП. Теперь в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ не конкретизируется, что регистрация должна быть обязательно произведена в упомянутых реестрах, а говорится лишь, что она осуществляется в установленном законодательством порядке. Что, впрочем, практически и означает необходимость регистрации в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Отдельно были выделены потребительские кооперативы как единственный вид некоммерческих организаций, которые могли претендовать на статус малого или среднего предприятия. Отметим, что такие кооперативы могут быть разных типов:

Теперь из всего этого списка в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ упоминаются только сельскохозяйственные потребительские кооперативы, остальные не могут претендовать на статус субъекта малого или среднего предпринимательства, включая также и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, фонды проката, которые пп. 1 п. 3 ст. 50 ГК РФ также относились к потребительским кооперативам.

А вот вместо коммерческих организаций упоминаются отдельно хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы. Здесь, очевидно, учтено, что именно такие группировки юридических лиц введены в последнее время в ГК РФ.

Формы, в которых могут создаваться коммерческие организации, перечислены в п. 2 ст. 50 ГК РФ. Это хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Для ГУПов и МУПов ничего не изменилось, они теперь просто не упоминаются в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства (ранее они были единственным прямо упоминаемым исключением из числа коммерческих организаций, к которым данный статус не мог применяться).

Но добавились еще коммерческие организации, которые не могут теперь быть малыми или средними предприятиями. Дело в том, что хозяйственным обществом согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ могут быть только акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

Полное товарищество или товарищество на вере () относятся к хозяйственным товариществам, это согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ отличает их от АО и ООО. А хозяйственные товарищества не упоминаются в новой редакции ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Что касается хозяйственного партнерства, то оно создается в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ.

Надо соблюсти долю в уставном капитале

Дополнительные критерии, которые позволяют предприятию или предпринимателю считаться субъектом малого или среднего предпринимательства, ранее были изложены в той же ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. Теперь для них отведена специальная часть – 1.1 этой статьи.

Важным критерием остается соблюдение доли участия определенных лиц в уставном капитале хозяйствующего субъекта. Но прежде это условие относилось ко всем юридическим лицам, а теперь только к хозяйственным обществам и партнерствам (за некоторыми исключениями, которые имелись и ранее, о них будет сказано далее). То есть производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства – юридические лица освобождены от соблюдения данного критерия.

Итак, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%. Но это теперь касается только уставных капиталов ООО (ранее распространялось на всех юридических лиц).

Зато ограничение в виде того, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%, относится ко всем хозяйственным обществам и партнерствам.

Исключения в соблюдении доли в уставном капитале

Как и раньше, некоторые предприятия могут не соблюдать условие о соблюдении доли участия определенных лиц в уставном капитале. Но должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

1. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 156. Это новое условие.

2. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)).

Причем учредителями этих хозяйственных обществ и партнерств являются либо бюджетные, автономные научные учреждения, либо бюджетные учреждения, автономные учреждения образовательных организаций высшего образования. Таким учредителям должны принадлежать исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности.

3. Хозяйственное общество, хозяйственное партнерство имеют статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

4. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Заметим, что этот перечень весьма ограничен (см. Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р).

Численность работников и доход имеют значение

Следующие критерии, которые должны соблюдаться, относятся ко всем хозяйствующим субъектам, указанным в ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ, в том числе к индивидуальным предпринимателям.

Согласно п. 77 данного приказа средняя численность отличается от среднесписочной тем, что первая включает в себя численность внешних совместителей и тех, кто выполняет работы по договорам гражданско-правового характера. Правда, в прежней редакции таких работников тоже следовало учитывать при определении статуса хозяйствующего субъекта, это устанавливалось в ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

А вот другой существенный и необходимый для исполнения критерий по-настоящему «потяжелел». Согласно прежней редакции надо было определять выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС или (вместо этого) балансовую стоимость активов (остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год.

Теперь не предоставляется выбор между выручкой и балансовой стоимостью активов, последнюю исключили из числа рассматриваемых критериев. Но вместо выручки, полученной от реализации, надо определять доход в порядке, установленном законодательством.

Определение дохода дается в п. 1 ст. 41 НК РФ. Под ним понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Эта оценка должна производиться по правилам, установленным в гл. 25 НК РФ (для организаций) или гл. 23 НК РФ (для индивидуальных предпринимателей).

Значит, и в целях определения статуса хозяйствующего субъекта как малого или среднего предприятия надо помимо доходов, полученных от реализации, учитывать также , но исключать доходы, которые не учитываются в целях обложения налогом на прибыль или НДФЛ.

В этом смысле некоторая сложность может возникнуть у тех организаций и предпринимателей, которые не являются плательщиками соответственно налога на прибыль или НДФЛ. При приближении к предельным значениям дохода им придется заняться расчетом данных налогов, хотя непосредственно для налогообложения они от такой необходимости освобождены.

При этом необходимо учесть доход по всем налоговым режимам, которые применял налогоплательщик в течение года, включая тот (по нашему мнению, фактический, а не вмененный), который получен от деятельности в рамках уплаты ЕНВД или нахождения на патенте.

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 применяются следующие предельные значения выручки: для микропредприятий – 120 млн руб. в год, для малых предприятий – 800 млн руб., для средних – 2 млрд руб.

Правительство подготовило проект другого постановления, в котором значения предельных величин останутся те же, но они будут относиться именно к показателю дохода, как и предусмотрено новой редакцией ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

Изменения коснулись и некоторых общих правил, приведенных в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. В частности, согласно ч. 3 данной статьи в прежней редакции категория субъекта малого или среднего предпринимательства определялась в соответствии с наибольшим по значению условием выручки и численности. Аналогичное правило сохранено и теперь.

Пример

Организация в предыдущем календарном году имела среднесписочную численность, равную 90 человек. Но доход ее в тот же период составил 1 млрд руб.

По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму – среднего. Следовательно, она должна быть признана именно средним предприятием.

Однако в ч. 3 теперь учтено несколько специфических ситуаций, которые могут возникнуть на практике. Так, если предприниматель не привлекал наемных работников, то его категория, без вариантов, определяется только по величине дохода за прошлый год. Если же предприниматель находился на патенте, а видами деятельности, облагаемыми в соответствии с другими режимами налогообложения в истекший год не занимался, то он признается микропредприятием.

И это неудивительно, ведь он бы утратил право на применение патента, если бы превысил годовой уровень дохода в размере 60 млн руб., умноженный на коэффициент-дефлятор (см. пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ), а численность не должна превышать 15 человек, хотя и средняя (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).

Также микропредприятиями считаются хозяйственные общества, у которых соблюдается условие по ограничению участия российских и иностранных лиц в уставном капитале, все производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, созданные (зарегистрированные) в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом.

По истечении этого периода их статус будет определяться в общем порядке, что следует из новой части – 4.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ. То есть категория такого субъекта малого или среднего предпринимательства изменится только в случае, если предельные значения окажутся выше или ниже предельных значений среднесписочной численности или дохода в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Следите за тем, внесены ли вы в реестр

Вероятно, самой важной новинкой, вводимой Федеральным законом № 408-ФЗ, следует признать создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр). Он начнет применяться с 01.07.2016.

Этот реестр будет содержать сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Вести его будет ФНС на основании данных из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год , сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.

Получается, что реестр будет формироваться без практического участия самих хозяйствующих субъектов. Поэтому, если они заинтересованы в своем присутствии в реестре, им необходимо проверять, включены ли они в него в текущем периоде. И такая возможность им будет предоставляться благодаря тому, что сведения из реестра будут общедоступны в сети Интернет (видимо, на сайте www.nalog.ru), обновляться 10-го числа каждого месяца и сохраняться в течение пяти лет с момента каждого обновления.

Из новой редакции ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ следует, что вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут рассчитывать на формы поддержки, предусмотренной данным законом, только если они включены в реестр и заявили об этом по форме, которая будет утверждена Правительством РФ.

Обратите внимание

В 2016 году ООО вносятся в реестр независимо от выполнения условия об участии российских организаций в их уставном капитале (п. 5 ст. 10 Федерального закона № 408-ФЗ).

Напомним, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 209-ФЗ и ранее федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, поручалось вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей такой поддержки. Это требование сохранено.

Немного об ответственности за нарушения при ведении предпринимательской деятельности

Федеральный закон № 408-ФЗ также несколько ужесточил ответственность для хозяйствующих субъектов за нарушения при ведении предпринимательской деятельности. Речь идет, прежде всего, о ст. 14.1 КоАП РФ.

В части 3 данной статьи установлено наказание за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, определенных специальным разрешением (лицензией). Она предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Но в ч. 4 той же статьи мы находим более высокие ставки наказаний, если это же нарушение признано грубым. Правда, в КоАП РФ не поясняется, что понимается в данном случае под грубым нарушением, лишь указывается, что такое понятие устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Так вот, с 01.01.2016 эти более высокие, чем в обычном случае, ставки выросли еще. Так, на предпринимателей налагался штраф в пределах от 4 000 до 5 000 руб., теперь верхняя граница данного диапазона поднялась до 8 000 руб. (вместо этого по-прежнему возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Для должностных лиц повышены и верхняя, и нижняя планки штрафов, первая с 4 000 до 5 000 руб., вторая – с 5 000 до 10 000 руб. Также и для юридических лиц нижняя граница повышена с 40 000 до 100 000 руб., верхняя – с 50 000 до 200 000 руб. (для них также вместо этого наказания в качестве альтернативного сохранено приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Кроме того, осуществление деятельности, на которую обязательно получение разрешения (лицензии), не всегда связано с извлечением прибыли. Но и в этом случае нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наказание, хотя и в меньших размерах:

  • на граждан – предупреждение или штраф от 300 до 500 руб.;
  • на должностных лиц – от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на предпринимателей – от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 70 000 до 100 000 руб. (с 01.01.2016 – от 100 000 до 150 000 руб.).

Для такой деятельности также определены повышенные ставки наказаний в случае грубого нарушения упомянутых требований и условий:

  • для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для предпринимателей – от 10 000 до 20 000 руб. (или приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • для юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб. (с 01.01.2016 – от 150 000 до 250 000 руб.) (или приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Статья 110 Жилищного кодекса относит к ним и жилищно-строительные кооперативы.

В № 1, 2016 в новостях мы сообщали о том, что этот приказ должен был утратить силу с 01.01.2016 в соответствии с Приказом Росстата от 26.10.2015 № 498. Однако действие Приказа Росстата № 498, в свою очередь, неожиданно и оперативно было отменено этим ведомством (Приказ от 03.12.2015 № 613). То есть в 2016 году следует применять Приказ Росстата № 428.

Вероятно, будет использоваться форма, установленная Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@, которую в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ следует подавать не позднее 20 января года, следующего за истекшим календарным периодом (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована)).

Значительный процент российских бизнсов представлен в такой категории, как малое частное предприятие. Это, как считают многие эксперты, типичный статус для инновационного типа фирм, для начинающих ИП. Есть также такая категория, как среднее предприятие. Чем они отличаются? Малое предприятие - это сколько человек? Какие преференции может давать такой статус с точки зрения возможных мер государственной поддержки? Рассмотрим эти и сопутствующие нюансы, характерные для работы бизнесов в статусе МСП.

Критерии отнесения к МСП

Согласно российскому законодательству, малые и средние предприятия - это два разных класса бизнеса, принадлежность к которым определяется рядом критериев. Рассмотрим те, которые свойственны для компаний первого и второго типа. Начнем с типично малых предприятий.

Что представляет собой В соответствии с нормами закона, к таковым относятся фирмы, в которых работает не более 100 человек. Предельная годовая выручка такого предприятия не может превышать 400 млн руб. Также доля собственников (юрлиц, которые сами по себе не являются малыми предприятиями) может составлять не более 25%.

Некоторые эксперты также отмечают, что малые и средние предприятия - это далеко не исчерпывающая классификация частных фирм, для работы которых характерен небольшой масштаб. Есть и иные категории организаций. Такие как, например, микропредприятия. К таковым относятся бизнесы, в которых занято не более 15 сотрудников.

Критерии для средних предприятий

Рассмотрим то, каковы критерии для средних предприятий. Их немного. Касательно стандарт, прописанный в законе, такой: от 101 до 250 сотрудников. По годовой выручке - от 401 млн до 1 млрд руб. Разница с категорией малых предприятий, как мы видим, существенная.

Играет ли роль, какой вид деятельности ведется в организации? Нет. Закон в этом смысле не содержит каких-либо разграничительных норм. Малые и средние предприятия - это фирмы, которые могут заниматься совершенно одинаковой деятельностью, но принадлежать к разным классам организаций только лишь из-за выручки и величины штата сотрудников. Аналогично рассматривается форма собственности. ООО - это малое предприятие, ИП - аналогично. - точно так же. Это же правило относится и к средним бизнесам.

Критерии для МСП: пояснения

Выше мы рассмотрели критерии, характеризующие такие категории, как среднее и малое предприятие. Полезно будет знать также некоторые особенности их корректного определения.

Если говорить о размере штата - подразумевается за календарный год, который предшествует моменту исследования фирмы на предмет отнесения к той или иной категории. Прописанные в законе пограничные значения цифр рассматриваются включительно.

Под выручкой подразумевается доход от продажи товаров, выполнения работ или же оказания услуг без учета НДС. Кроме того, сюда могут быть добавлены активы фирмы с учетом ее балансовой стоимости за календарный год, предшествующий исследованию.

Новый бизнес как МСП

Но как отнести бизнес к той или иной категории, если исследуется только что созданная организация? Малое предприятие, критерии которого названы выше, применить нельзя из-за отсутствия статистических фактов. Равно как и тех, что установлены для среднего. Для таких случаев есть следующая норма. Если организация создана только что, то ее можно отнести к категории малого или среднего, если показатели, отражающие среднюю численность сотрудников, выручки (или же ее в сочетании с за период с момента, когда сведения о фирме были внесены в реестр, не превысили соответствующие предельные значения. То есть если фирма создана в январе, а до августа ее обороты не превысили 400 млн, а численность персонала - 100 человек, то она - малое предприятие. Критерии нам известны.

Нюансы подсчета кадров

Еще один важный нюанс, касающийся подсчета количества сотрудников. Имеют значение не только контракты, оформленные в соответствии с ТК РФ (то есть по трудовой книжке), но также и гражданско-правовые соглашения, а также работа по совместительству. То есть понятие "штат" в данном случае не привязано к юридическому аспекту оформления трудовых взаимоотношений между предприятием и сотрудниками. Главное, что работа осуществляется легально, а в каком конкретно формате - по ТК или в рамках гражданско-правовых соглашений, законодателю не важно.

Кстати, в законодательстве есть норма, по которой контракты по подряду могут быть приравнены к полноценным трудовым соглашениям. Например, если человек работает как подрядчик по гражданско-правовому договору, но каждый день ходит в офис компании-заказчика как к себе на работу, соблюдает график и согласует, скажем, выход в отпуск с руководством организации, то Роструднадзор может обязать фирму заключить с таким партнером полноценный трудовой контракт по ТК.

Зачем моей компании статус МСП?

Выше мы определили критерии, по которым фирма может относиться к разряду малого или среднего предприятия. Те параметры, о которых идет речь, определены на законодательном уровне. То есть вероятно, что принадлежность фирм к той или иной категории важна с точки зрения неких перспектив. Собственно говоря, какова практическая польза от того, что компания имеет статус "малое предприятие"? Это предусматривает какие-то привилегии? Да, это так.

Дело в том, что в России работает ряд федеральных и региональных, а также муниципальных программ, направленных на поддержку бизнесов, для которых форма малого предприятия - определяющий критерий. Есть целое направление государственной политики в этой области. О какого рода мерах поддержки может идти речь?

Виды поддержки МСП

Государственная политика РФ подразумевает ряд льгот, если бизнес ведется в таком формате, как предприятие малого бизнеса. Это такие, меры как:

  • льготные налоговые режимы (далее мы рассмотрим, какие именно);
  • упрощенные стандарты, касающиеся налогового и бухгалтерского учетов, статистического типа отчетности;
  • льготы, касающиеся порядка расчетов в области приватизированного имущества;
  • отведение особой роли малым бизнесам в сфере госзакупок;
  • помощь в защите прав и интересов предпринимателей при взаимодействии с надзорными органами;
  • финансовая поддержка бизнесов;
  • помощь бизнесам в развитии инфраструктуры;
  • иного рода меры, упрощающие ведение бизнеса фирмам категории МСП.

Кто получит поддержку?

Соответствующие программы поддержки бизнесов могут отличаться в разных регионах (как и между разными муниципальными образованиями и населенными пунктами). Многое зависит от отраслевой специфики бизнеса. В каких-то субъектах федерации больший приоритет отдается предприятиям, занятым в сфере добычи полезных ископаемых, в других - металлургическим компаниям. В ряде российских городов есть фонды, деятельность которых сконцентрирована на поддержке фирм, занимающихся типично инновационными видами деятельности. В таких организациях могут найти поддержку основатели "стартапов", основной бизнес-идеей которых является, как правило, создание совершенно новых рыночных ниш на базе не освоенных еще никем технологий.

На практике помощь предприятиям, относящимся к категориям малых и средних, могут оказывать как государственные и муниципальные органы власти, так и различного рода организации и фонды, которым отведена такая роль. Например, если бизнес - малое инновационное предприятие, это может стать фактором успешного привлечения при содействии фондов с преимущественно государственным участием.

Основные проблемы в области малого и среднего бизнеса

Собственно, по каким причинам бизнесам нужна государственная поддержка? Неужели успешное, хотя и малое предприятие - это организация, предполагающая некую дотационность деятельности? Каковы основные проблемы, характерные для МСП в России?

Эксперты полагают, что в числе наиболее характерных сложностей - высокая налоговая нагрузка. Кроме того, бизнесам не хватает ресурсов финансового характера. Первая проблема на практике выражается, главным образом, в необходимости уплачивать большого размера взносы в государственные фонды - ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников. Касательно второй отмеченной сложности - речь идет о низкой доступности дешевых кредитов. Те ставки, которые установлены большинством российских банков, неподъемны для многих предпринимателей.

Еще одна сложность для российских бизнесменов - низкая доступность земельных ресурсов, недвижимости. Многие предприниматели, как выясняют эксперты, испытывают проблемы с доступом к энергетическим инфраструктурным объектам. Подключаться к сетям сложно, тарифы - высоки. Еще одна проблема отмечаемая экспертами, - дефицит кадров.

Роль государства в решении проблем бизнеса

Государственные институты, как отмечают эксперты, в целом должны быть заинтересованы в том, чтобы малое предпринимательство в России развивалось. И потому различного рода программы поддержки МСП должны учитывать необходимость решения актуальных проблем, о которых идет речь. В некоторых направлениях деятельности, полагают аналитики, результаты есть.

Льготное налогообложение

Прежде всего, это касается той самой налоговой нагрузки. В частности, предприятия МСП могут воспользоваться льготными системами налогообложения - УСН, ЕНВД или же патентами. Каждый из этих режимов в большинстве случаев гарантирует намного меньшую величину отчислений в казну, если сравнивать цифры с общей системой. Более того, некоторые категории индивидуальных предпринимателей вправе уменьшать налоги на сумму уплаченных взносов в ПФР, ФОМС и ФСС. И в этом случае для многих ИП соответствующая нагрузка сводится к минимуму. К слову, здесь же можно сказать о послаблениях касательно налоговой и бухгалтерской отчетностей. Все, что обязаны сдавать в ФНС многие ИП, - это годовая декларация. Требований к ведению сложной бухгалтерской документации к ним законодатель не предъявляет.

Кредиты и гранты

С кредитами, безусловно, сложнее. Даже те банки, в которых государству принадлежит преобладающая доля в акциях, предлагают займы на условиях, далеких от желаемых. Многие бизнесы вынуждены кредитоваться за рубежом, формируя большой внешний корпоративный долг. Программы займов за счет бюджетных ресурсов, как считают эксперты, развиты в РФ достаточно слабо.

Есть некоторые механизмы финансовой поддержки бизнесов за счет государственных и муниципальных грантов. Однако говорить о том, что они работают на системной основе, пока преждевременно, считают аналитики. Более того, те суммы, которые фигурируют в соответствующих программах поддержки, полагают эксперты, с трудом помогут бизнесам в достижении значимых результатов.

Венчурный аспект

Вместе с тем, как полагают многие аналитики, у бизнесов в России есть возможности привлекать финансирование не от банков, а от инвесторов. Критерий в данном случае достаточно прост: главное, чтобы бизнес-идея соответствовала амбициям предпринимателя и приносила прибыль. Все, что нужно инвестору, - выше, чем средний банковский процент. Чтобы был смысл вкладываться в бизнес, а не перечислять наличность на депозит. Если венчурный инвестор решит, что конкретное малое инновационное предприятие - это образец сочетания разумной бизнес-идеи и продуманного плана по ее реализации, то с удовольствием вложит в него свои средства. На тех условиях, которые, вероятно, не сможет предложить ни один коммерческий банк. Малое предприятие - это привлекательный для многих инвесторов объект вложений.

МСП и кадровый аспект

Проблему с кадрами между тем государство также решает, хоть и в достаточной мере опосредованно. Речь идет о популяризации программ подготовки технических специалистов в вузах, развитии профессионального технического образования. Все эти направления деятельности во многом зависят от качества государственной политики.

Вместе с тем, полагают некоторые эксперты, также и сам бизнес должен прилагать усилия к улучшению общего климата в предпринимательской среде. Взять ту же кадровую проблему: многие предприятия, считают аналитики, увеличивают объем производства, но при этом не формируют новых вакантных ставок. Новые рабочие места не появляются, особенно те, что требуют привлечения квалифицированных специалистов. Во многом по этой причине школьники не выбирают производственные профессии, справедливо полагая, что работа им не гарантирована. Кроме того, полагают эксперты, не все предприятия уделяют внимание проблеме повышения производительности труда.

Малый и средний бизнес (МСБ) – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития

 

Малый бизнес - это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.

Бизнесмены такого типа быстро приспосабливаются к новым изменениям, обладают высокой адаптивностью к любым условиям труда. МСБ нередко открывает те грани рынка, которые выглядят чересчур рискованными и опасными. Импорт китайских товаров, долговременные покрытия для ногтей, изготовление суши - всё это сначала освоили мелкие компании, а уж потом попытался подмять под себя крупный бизнес.

В США к числу малых предприятий относится свыше 6 миллионов компаний, каждая из которых генерирует выручку до 10 миллионов долларов ежегодно. В данных организациях занята примерно треть всего трудоспособного населения, имеющего постоянную или временную работу. Именно отсюда формируется пресловутый «средний класс», составляющий костяк хозяйственного благополучия страны

РФ: законодательное закрепление малого бизнеса

В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего…», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории. Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года. Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре.

Основные признаки малого бизнеса

В вышеуказанном Федеральном законе перечислены различные требования, по которым то или иное предприятие подпадает в нужную категорию. Юридические лица не могут обладать общей долей участия субъектов РФ, зарубежных фирм, религиозных благотворительных, общественных объединений свыше 25%. Кроме того, компанией не могут владеть иные компании, не являющиеся субъектами МСБ , в сумме свыше 49%.

В 1 половине 2016 г. в России было создано около 218.500 малых предприятий, в то время как рынок покинуло 242.200 компаний. Всего год назад тенденция была иной: взамен одной организации, ушедшей с рынка, появлялось 2 новые фирмы. Наибольшее их количество в Центральном федеральном округе - 1.636.987. Рекордсменом по числу МСБ является г.Москва: 451.979 микроорганизаций, 170.000 предпринимателей: сопоставимо с населением небольшой европейской страны.

Кто является двигателем малого бизнеса в России?

Примерно каждый 10 трудоспособный человек в РФ работает на себя. Причём подавляющее большинство самозанятых (около 70%) не зарегистрированы в качестве ИП и действуют нелегально. Нежелание официального закрепления статуса связано с бюрократией, высокими отчислениями в ПФР и неуверенностью в собственном будущем. Ещё один фактор - люди просто не видят, куда идут их деньги, что вызывает правовой нигилизм.

В основе малого и микро- бизнеса лежат следующие направления:

  1. Строительство, ремонт и отделка (не менее 20%);
  2. Программирование, ремонт компьютеров и смежные отрасли (около 11%);
  3. Дизайн помещений (10%);
  4. Парикмахерские и косметические услуги на дому (6 %);
  5. Репетиторство (5%).

Малый бизнес в России - бесправен и нелегален?

В РФ примерно треть населения - это граждане, которые находятся в трудоспособном возрасте, не зарегистрированы в качестве безработных, но и не числятся ни на каких предприятиях. Примерно половина таких лиц перебивается случайными заработками, люди годами заняты в организациях, но получают «зарплату в конверте». Это в большей степени характерно для провинции, где отсутствуют иные условия для трудоустройства и занятости.

Однако ещё 8-9 миллионов - это представители малого «серого» бизнеса, которые работают либо в гордом одиночестве, либо небольшими бригадами. Сравним это с количеством легальных ИП - 3,7 млн. человек - и получим реальную цифру теневого рынка. Ведь все деньги, которые выручают самозанятые, находятся в экономике, но по объективным причинам не могут быть вложены в банки, оборудование и дальнейшее развитие собственного дела.

Проблемы малого бизнеса в России

  1. Затруднённый доступ к поддержке , субсидиям, кредитованию, новым технологиям;
  2. Административные меры воздействия со стороны государственных органов (высокие штрафы за нарушения законодательства);
  3. Сложная конкуренция с крупными организациями в отдельных сферах (торговля, производство, транспорт);
  4. Неправильная налоговая политика, влекущая вытягивания из нового предприятия слишком большого количества ресурсов.

Отличия малого от среднего бизнеса

МБ - главным образом самозанятость либо сезонное привлечение работников для выполнения неквалифицированных задач: сбора урожая, перевозки, фасовки. Компания или ИП локализован в одном населённом пункте и собирает небольшую прибыль. Средний бизнес - это обязательное привлечение большего количества кадров (как квалифицированных, так и чернорабочих), инвестиций, активное вложение средств в развитие предприятия.

Резюме

Итак, малый бизнес - это первопроходец тех областей, в которые государству и крупным компаниям трудно и рискованно вкладываться. Люди придумывают оригинальные модели, и хотя многие предприниматели «прогорают», часть бизнесменов зарабатывает стартовый капитал для дальнейшего роста.

Реальная помощь государства должна заключаться в создании таких условий, при которых самозанятым будет проще легализоваться, чем работать «по-серому». Иными словами, людей просто нужно оставить в покое на какое-то время и подождать, что из этого получится.