История язычества на руси. Языческие боги древней руси

Введение


В своей эволюции художественная культура Древней Руси прошла несколько этапов. Исторически первым из них был языческий, или дохристианский, который своё начало берёт в период образования древнерусского этноса и заканчивается в X в. крещением Киевской Руси. Ещё до образования Киевского государства славяне имели значительную историю и заметные достижения как в материальной, так и в духовной культуре. Центральное место в культуре древних славян занимало язычество, возникшее в глубокой древности. В славяно-русском язычестве большое значение имели самые ранние формы религии - магия, фетишизм и, особенно, тотемизм. Наиболее почитаемыми у славян тотемами среди птиц были сокол, орёл и петух, а среди животных - конь и медведь. Языческие верования славян не представляли собой какой-то завершенной системы. Современные исследования позволяют выделить несколько этапов развития язычества.


Первый этап развития язычества славян.


На первом этапе религиозные представления древних славян были связаны с обожествлением сил природы, которая представлялась населённой множеством духов, что отразилось и в символике древнеславянского искусства. Славяне поклонялись матери-земле, символом которой были узоры, изображающие большой квадрат, поделённый на четыре малых квадрата с точками в центре - знак вспаханного поля. Довольно развиты были водяные культы, так как вода считалась стихией, из которой образовался мир. Вода населялась многочисленными божествами - русалками, водяными, в честь которых устраивались специальные праздники - русалии. Символом воды в искусстве обычно служили утки и гуси. Почитались леса и рощи как жилища богов. Хозяином языческого леса был Медведь - самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия. Некоторые племена своим предком считали Волка и почитали его как божество. Из травоядных животных наиболее почиталась Олениха (Лосиха) - древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. Среди домашних животных славяне более других почитали Коня. В облике золотого Коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. В начале I тыс. н.э. древнеславянские божества принимают антропоморфную форму, то есть звериные черты в образах божеств постепенно уступают место человеческим. Главными среди них становятся боги - Сварог, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Велес (Волос), Ярило, Макошь (Мокошь).


Самые почитаемые языческие боги.


Сварог - это олицетворение неба, верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Стрибог - бог ветров. Дажьбог (Даждьбог) несколько столетий был одним из самых почитаемых на Руси языческих богов. Дажьбог - бог солнечного света, тепла, времени созревания урожая. Символами этого бога были золото и серебро. Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Богом солнца был Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощая в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имеющее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец - хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажжённые колёса, также символизировавшие светило. Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл (Симаргл) - крылатый пёс, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. О древности его говорит звериный облик. Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ладу называли «матерью Лелевой». Леля - богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши (Мокоши) - богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом, с русалками, орошающими поля, с водой вообще - Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Священным днём Макоши считалась пятница, особо праздновались 12 пятниц в году (каждый месяц). Мужским богом плодородия, связанным с нижним миром, был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню «вел» со значением «мёртвый». Велес - владыка мира мёртвых. Одновременно Велес - бог мудрости и поэзии. Культ Велеса у славян сильно менялся на протяжении времени. Наиболее древний облик бога - Медведь, являющийся прародителем диких животных, на которых ведётся охота. С переходом к скотоводству Велес превратился в покровителя домашних животных, «скотьего бога». Но «скотий бог» ещё не окончательно теряет медвежий облик: так, русские крестьяне до XX в. хранили в хлевах медвежью лапу как оберег и называли её «скотий бог». С развитием у славян земледелия Велес становится богом урожая, оставаясь по-прежнему богом мёртвых - предки, похороненные в земле, были покровителями и подателями урожая. Были у этих богов и свои символы в искусстве. Петух, с изумительной точностью отмечающий время, признавался вещей птицей, и редкая сказка обходилась без упоминания о нём. Конь, это гордое стремительное животное, зачастую сливавшееся в представлении древнего славянина то с богом солнца, то с образом конного воина, был излюбленным мотивом древнерусского искусства, да и много позже его изображение продолжало полвляться на коньках русских изб и теремов. Особым почитанием пользовалось солнце, и изображение огненного колеса, разделённого на шесть частей, прочно вошло в изобразительное искусство. Эти изображения появлялись на наличниках изб и вышитых полотенцах вплоть до начала XX века. Почитая и боясь домовых, овинников, леших, русалок, водяных и прочих существ, населяющих окружающий мир, славянин пытался отгородиться от них десятками заговоров и амулетами-оберёгами, частично дошедшими до наших дней.


Второй этап развития язычества славян.


На втором этапе развития древнеславянского язычества складывается и держится дольше других культ Рода и Рожаниц - творца вселенной и богинь плодородия. Это был культ предков, семьи и домашнего очага. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нём говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь, и от этого на земле рождаются дети. Род - повелитель земли и всего живого, он - языческий бог-творец. Спутницами Рода были Рожаницы - безымянные богини плодородия, изобилия, благополучия. Образ их восходит ещё к древним Оленихам. Рожаницы почитались как защитницы молодых матерей и маленьких детей. В это же время складывается и трёхчастное представление о мире: нижнем - подземном (символ - ящер, змей), среднем - земном (люди и звери) и верхнем - небесном, звёздном. Изображение данной структуры мира можно было увидеть на идолах, сохранившихся лишь в единичных экземплярах, а также на русских прялках, изготовлявшихся ещё сто лет назад.


Святилища-капища.


Поклонения и жертвоприношения проходили в специальных культовых святилищах-капищах, которые представляли собой первоначально округлые деревянные или земляные сооружения, возведённые на насыпях или холмах, а позднее они приобрели четырёхугольную форму. В центре капища находилось деревянное или каменное изваяние божества-идола, вокруг которого горели жертвенные костры. Стены капища ставили из вертикальных брёвен, украшенных резьбой и ярко раскрашенных. Самым известным памятником язычества стал Збручский идол (IX - X вв.) - четырёхгранный каменный столб, установленный на холме над рекой Збруч. Грани столба покрыты барельефами в несколько ярусов. В верхнем изображены боги и богини с длинными волосами. Ниже идут ещё три яруса, раскрывающие представления наших предков о космосе, небе, земле и подземном царстве.


Народные праздники.


Непрерывная борьба и поочерёдная победа светлых и тёмных сил природы художественно была закреплена в представлениях славян о круговороте времён года. Их исходной точкой было наступление нового года - рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян название - «коляда». Божество солнца, провожаемого на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома. Во время праздника весны соломенные чучела этих божеств или сжигали, или топили в воде. Языческие народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной Масленицы, «русальной недели», сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, богатом урожае, избавлении от грозы и града. Для новогоднего гадания об урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображались 12 различных рисунков, составляющих замкнутый круг - символ 12 месяцев.


Третий этап развития язычества славян.


На третьем, завершающем этапе развития язычества возвышается культ Перуна, дружинного бога-громовержца. В 980 г. киевский князь Владимир I , прозванный Красное Солнышко, предпринял попытку реформировать язычество. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, князь приказал поставить в Киеве деревянные идолы шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Симаргла и Мокоши. Вокруг идола Перуна горело восемь негасимых костров. В Киеве стоял и идол Велеса, но не близ княжеского двора, а в слободах простого люда: культ этого полузвериного бога был сочтён слишком диким и простонародным, чтобы равнять его с «княжескими» богами.


Воинственные боги.


Среди общеславянских богов плодородия особое место занимают воинственные боги, которым приносились кровавые жертвы, - Ярило и Перун. Ярило - бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, был одновременно и прекрасным, и жестоким. Язычникам он представлялся юношей на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов. Яриле как богу смерти и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окропляли пашню, чтобы сделать урожай более обильным. В эпоху двоеверия культ Ярилы был соотнесён с культом Георгия Победоносца, поскольку имя святого воителя означает «земледелец». Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит ещё к III тыс. до н.э. Основной миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем - похитителем скота, вод, светил и жены громовержца. Перун-змееборец, обладатель молнии-молота, тесно связан с образом магического кузнеца. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян. Они побеждают хазар, воюют с Византией. Перуну приносят человеческие жертвы у подножия священных дубов.Перуна называли «княжьим богом», поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству славян-земледельцев.


Заключение.


В 988 году Русь приняла христианство, но языческое мировоззрение продолжало ещё долго сосуществовать с христианским, воплощаясь в феномене двоеверия. Подобное сочетание старого и нового, наслоение разных исторических этапов становится с этого времени постоянной, типической чертой русской культуры. В эпоху двоеверия христианство и язычество не столько боролись друг с другом в народном сознании, сколько взаимодополнялись. Со временем христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна заменил Илья-Пророк, который, по народным поверьям, проносился на колеснице по небу во время грозы. Праздник Перуна совпал с днём почитания Ильи. Велеса заменил Николай-Угодник - один из наиболее почитаемых на Руси святых. Культ Рожаниц слился с Богородничным, образ Даждьбога - с Христом. Макошь стала восприниматься как св. Параскева, чьи иконы ставились у источников, прежде посвящённых Макоши. Языческая традиция нашла своё применение в прикладном искусстве и в фольклоре. Практически до наших дней дошли некоторые заговоры и заклинания, пословицы и поговорки, загадки, часто хранящие следы древних магических представлений, обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарём, свадебные песни и похоронные плачи. С далёким языческим прошлым связано и происхождение сказок, былин. Языческое наследие и высокая культура стран христианства - два источника, обеспечившие развитие славянского мира. Сочетание столь несхожих религий привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы.

ВВЕДЕНИЕ

"И вот, начните,

Во-первых -

Главу пред Триглавом склоните!"

Велесова книга

Время дохристианской Руси является наименее изученным и наиболее противоречивым. Противостояние сиё вполне объясняется тем, что в период Крещения тщательно уничтожались все данные об языческой культуре славян. Тогда были порушены все чуры и идолы славянских Богов; носителей языческого верования уничтожали и физически, и морально. Средневековая церковь, как известно из истории, не ведала пощады к иноверцам; тому доказательством многочисленные крестовые походы и костры инквизиции. Христианское мировоззрение не поощряло этого, однако кровопролитие продолжалось. Не обошло оно и языческую ещё Русь; значительная часть народа не приняла новой веры, в результате чего начались гонения язычников. Последняя языческая крепость - Аркона, находившаяся на острове Руян (ныне принадлежит Германии) пала только в 1168 году, а до того негласная война между церковью и язычниками не прекращалась. Многие историки полагают, что "Повесть временных лет" не есть тот документ, который правдиво отражает историю того времени. В эпоху становления церкви на Руси большинство летописей писалось по её "заказу" и, соответственно, под её строгим наблюдением. Посему учёные ищут более достоверные сведения о тех годах. Важной основой для изучения того времени служат сохранившиеся до нашего времени изустные предания, мифы, легенды и сказки. В последние годы появляется всё больше археологических находок, связанных с той эпохой. Раскопан древний город Аркаим, в котором когда-то жили предки славян. Найдены уникальные исторические документы - "Велесова книга", "Веды славян", "Голубиная книга". В данной работе предполагается обобщить и упорядочить сведения об языческой Руси.

    -- ИСТОКИ СЛАВЯНСКОЙ ВЕРЫ
Священной прародиной славян принято считать таинственную Гиперборею - значительную часть Евразийского материка, которая находилась предположительно в северной его части. Границы Гипербореи определены нечётко, но есть предположения, что эта страна располагалась на следующей территории:
          -- Северо-западная часть - от Финляндии и островов балтийского моря до Кольского полуострова и Карелии. -- Юго-западная часть - плодородные равнины, раскинувшиеся от реки Буг (Дунай) до реки Ра (Волги). -- Центральная часть - практически весь Уральский хребет (Ирийские, или Арийские горы). Именно здесь обнаружены остатки Аркаима. -- Северо-восточная часть - острова Северного ледовитого океана и весь север Сибири до впадения реки Коло (Колымы) в океан. -- Юго-восточная часть - предположительно захватывала обширные земли Сибири вплоть до хребта Сихотэ-Алинь. Впоследствии отсюда ещё южнее переселились самые родственные славянам народы - индийцы.
Истоки славяно-ведических и языческих верований необходимо искать именно на этой, Гиперборейской территории. Как следует из сохранившихся преданий, именно здесь сошли на Землю славянские Боги - сошли для того, чтобы породить несломимый, стойкий славянский Род. Именно слово Род долгое время ассоциировалось у предков славян с высшим Богом, и лишь позднее этот Бог стал называться Триединым, то бишь Триглавом. Три главных лика Рода-Триглава - это Сварог, Перун и Велес (данное представление о Боге во многом схоже с христианской Троицей - Бог-Отец, и Бог-Сын, и Бог-Святой Дух). В более позднее время появились и остальные лики Триглава, некоторые из которых впоследствии стали считаться отдельными Богами.
    -- Лики Бога Высшего, или Боги славян
Языческое верование славян во многом схоже с верованиями других народов, однако есть несколько существенных различий. Во многих дохристианских цивилизациях был один Высший Бог, а все остальные Боги представлялись либо членами его семьи (тогда этому Богу назначалась супруга - Богиня, как это было у духов и римлян), либо отдельными языческими идолами. Славянское же верование первоначально отличалось тем, что все мелкие Боги, отвечавшие за погоду, урожай и т.д. представлялись ликами одного высшего - Рода, позднее - Триглава. Увы, с течением времени и с влиянием на славянские земли западных стран, эта система преобразилась и стала подобна греческой. Верховным Богом был объявлен Сварог; в супруги назначена Богиня Любви - лада; все остальные кумиры были представляемы их потомками. Тем не менее, первоначальное верование более интересно, поскольку отличается от прочих ещё и тем, что ликами Высшего Бога зачастую представлялись предметы и животные, а также нематериальные понятия. У Высшего Бога Рода-Триглава было три главных лика и целый ряд дополнительных. Как уже упоминалось выше, главные лики - это Сварог, держатель неба, создавший два царства: царство Богов - Сваргу и царство светлых людских Душ - Ирий (рай); Перун, властитель стихий, повелитель мужества, главное оружие которого - молния и Велес, бог земной, дарующий урожай и заботящийся о скоте. Позднее Велеса в этой тройке заменил Коляда, а Перуна - Вышень. Особенно интересно рассмотреть дополнительные лики Рода, выполняющие различные функции:
    -- Лада - богиня Любви, хранительница Мир-Лады - Мировой Гармонии. -- Вселенная - главное творение Бога также представлялось его ликом. -- Человек - если Боги сотворили людей, то естественным для славян было находить в человеке лик Бога. -- Природа - само её название говорит за себя: при Роде, значит, при Боге. -- Явь - мир явленный, существующий. -- Навь - мир вымышленный, мир иллюзий. Как правило, в этот мир попадали не нашедшие покоя души умерших людей. -- Правь, Правда - особый путь жизни, обозначенный заветами Бога. Слово "православие" появилось задолго до принятия на Руси христианства и означало славление пути Прави. -- Ра - солнце, свет, радость нового дня. В некоторых источниках можно найти упоминание о том, что славяне почитали Ра ещё и как собирателя светлых мыслей человеческих. Египетский Ра, однако же, был неизвестен славянам, и это тем более удивительно, что у народов, живущих на севере и юге, были одинаковые представления о солнечном Боге. -- Матерь Сва (иногда Птица Сва) - покровительница всех матерей. Почему её ассоциировали с птицей, остаётся до сих пор непонятным. -- Славянские Веды - знания, оставленные людям Богами. Ещё одно удивительное совпадение с верованием другого народа - в Индии также почитали Веды. Кстати, многие лингвисты замечают большое сходство русского языка с древним языком индийцев - санскритом. К тому же, индийцы - это родственный нам народ. -- Корова Земун - опять-таки, совпадение с Индией - священное животное. Корова расплескала своё молоко по всему миру, сотворив Дорогу Водана - он же Млечный Путь. -- Алатырь-камень - священный камень, вмещающий в себя Дух Бога, сакральный центр мира. По верованиям славян, земной осколок камня лежит на высочайшей вершине Ирийских (Уральских) гор. Возможно, слово алтарь произошло именно от слова Алатырь.
Это, конечно, далеко не все лики Бога; подробное перечисление их заняло бы гораздо больший объём. Однако уже можно сделать вывод: языческая Русь была не совсем уж дикой страной, как это можно увидеть в "Повести временных лет". Но не будем забывать, что сия летопись была написана, скорее всего, "под заказ".
    -- ОБЫЧАИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Рассмотрим некоторые обычаи наших далёких предков. Многие обряды и традиции ныне утрачены, однако некоторые обычаи соблюдаются до сих пор. Конечно, редко где встретишь свершающих обряд тризны в его первоначальном виде; тем не менее, рассказ об этом и других обрядах может пригодиться изучающим русскую историю. Обычай 1. Тризна. Многие считают, что само понятие тризны появилось на Руси лишь с приходом христианства, но это ошибочное мнение. Христиане позаимствовали это слово для собственных нужд. Но что же оно обозначало ранее? "Тризна" - буквально "три значения". Так говорилось об обряде поминовения предков, сжигаемых на священных кострах. Первое значение тризны - сожжение тела на костре как очищение Души, которая вместе с искрами пламени возносится ввысь, к небу, и попадает в Ирий - древнеславянский рай. (Как видим, слова "Ирий" и "рай" похожи. Христиане позаимствовали старое слово, придав ему новый облик. Вообще, христианская вера по большей части составлена из осколков других религий. Даже обряд тризны и тот "сплагиатничали", сжигая ведьм на кострах - тем самым придав и тризне, и ведьмам - ведающим женщинам - негативное значение). Второе значение тризны - радость за умершего, а не горе, как это принято в современном мире. Действительно, если Светлую Душу (а этому обряду подлежали только таковые) отяготить слезами при уходе в мир иной, то ей будет неспокойно и тягостно в Ирии, а если подарить ей прощальную улыбку - то и сама Душа откликнется на этот призыв, став ещё прекрасней. Третье значение - преодоление страха перед смертью. Если ты всегда жил по законам Прави (см. далее), то разве должен ты страшиться того, что вознесёт Душу твою выше неба и подарит прощальную улыбку сородичей? Обычай 2. Прославление Рода. Сейчас, спустя тысячу лет, многие считают этот обычай всего лишь возвеличиванием мужского полового органа, который и назывался Родом. Но это совсем не так! Под Родом понимался весь славянский Род, произошедший от спустившегося в Арктиде (Гиперборее) на землю Бога Рода (Триглава). Сейчас многие называют Гиперборею, да и саму Россию, страной Богов. К чему бы это? Ответ прост - и гиперборейцы, и их потомки россы произошли от Богов и составляют единый Божественный Род. А все, кто нарушал Правь - заветы, установленные Родом - признавались полукровками и не могли принадлежать Роду. Обычай 3. Прославление пути Прави. Право-славие - есть славление Прави, единственно истинного пути Жизни, утверждения Мирлады - гармонии со всем окружающим. Правда и Правь - суть однокоренные слова. Правь - это законы, данные нам Богом Родом. Более подробно они приведены в "Велесовой книге" и в "Ведах славян", мы ограничимся самыми основными:
    -- Чтить собственный славянский Род, не предавать его и уважать веру предков. -- Чтить заветы старших Рода своего. -- Каждодневно укреплять славу Рода, возвеличивать его делами, поступками и мыслями. -- Искоренять ложь, посеянную на Земле Русской её врагами. -- Защищать Род от вымирания и уничтожения, жить на своей родовой земле. -- Не делом, так Словом воевать за Род свой. -- Врагов Рода Славянского стремиться не уничтожить, а переделать, объединившись в идеале с ними, составив Сваргу Земную, подобную Божественной.
Обычай 4. Закаливание и ходьба босиком. Есть ещё люди, поддерживающие эти традиции, заботящиеся о своём здоровье. Наши предки были во много раз закалённее современных моржей и свободно плавали голышом по холодным морям Арктиды, позднее ставшей Арктикой. Они без затруднений ходили босиком по земле, в том числе и по камням, не ранились при этом. Босыми ступали и по снегу, и по льду; ходивший в обуви считался болезненным и хилым. И это приводило вовсе не к болезням, а к долголетию и воистину сибирско-северному здоровью, стойкости перед морозом. Предкам нашим не было нужды убивать несчастных животных ради меховых шуб - росичам достаточно было лёгкой одежды, что соткана была из... паутины. (До сих пор многие археологи ломают голову над найденной древней рубахой, изорвавшейся, но по большей части сотканной из паутины с небольшими вкраплениями льняной ткани). Предки не покрывали головы шапками - это считалось позорным; светлый цвет волос формировался именно под воздействием мороза, который был славянами легко переносим. Сегодня же не каждый современный человек решится пройти босиком в лесу, пусть даже летом и при жаркой погоде. Многие почему-то считают это диким, другие боятся схватить простуду. Но те, кто занимается даже таким простым обрядом, как ходьба босиком, становятся лишь здоровее. Всё дело в том, что, когда человек нагими ступнями идёт по земле ли, по снегу, происходит свободный обмен энергиями между человеком и землёй, происходит взаимная гармония человека и природы. Вся негативная энергия уходит через стопы в землю, перерабатывается ею в позитивную и возвращается человеку оздоровляющей порцией. Обычай 5. Народное вече. Сей обычай существовал задолго до основания Великого Новгорода и принятия христианства на Руси. Вече - это подлинная форма демократии, а не демонократии, которую мы наблюдаем сегодня. В руках народного вече была вся власть. Приняли бояре решение о чём-либо, и тут же собирается вече, которое определяет - правильное это решение или нет. И если вече наложит запрет, бояре должны подчиниться воле народа. Состав народного вече постоянно варьировался, это было совсем не похоже на нынешнюю Государственную Думу. Конечно, это лишь некоторые из множества, бессомненно, мудрых обычаев славян. Большинство этих традиций было бы неплохо возродить; по крайней мере, в нынешних непростых условиях каждому человеку хотелось бы, чтоб он был полностью здоров, чтоб с его семьёй, народом всё было в порядке, чтоб принимались мудрые политические решения, чтоб соблюдались духовные заветы. Именно эта духовная основа, заложенная в языческой Руси, была во многом подспорьем для тех, кто решился на принятие христианства - во многом схожей религии. К огромному сожалению, многие языческие традиции сразу после Крещения были забыты либо отринуты.
    -- ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН
Многие праздники славян вошли в современные православные традиции, некоторые же были забыты.
          -- Встреча Новой Весны (1 белояра = 21 марта)
Раньше не было словосочетания "Новый Год", люди говорили: "новая весна", "парнишка двадцати вёсен". Таким образом, началом года (точнее, Весны) у славян нужно считать 21 марта.
          -- Радуница Малая (Тризница). Поминовение пращуров. 9 белояра = 29 марта. В современном мире аналогом можно назвать Родительский день, хотя справляются эти праздники по-разному. Радуница более духовна и осмысленна. Помимо обряда тризны, она включает в себя ещё множество мелких обрядов. -- День Даждьбога. Начало Ладиных праздников (неделя после Радуницы). 10 белояра = 30 марта. Даждьбог - первый Бог, начавший учить людей Прави. Ладины праздники - неделя, посвящённая Богине Любви Ладе. -- Велесов день. 5 белояра=4 апреля. Дней, посвящённых Велесу, несколько. Весенний праздник означал время первого посева. -- Семик-день, Русалий, Ляльник. 26 белояра=15 апреля. Девичий день, когда молодые девы окунались в водоём, загадывая найти жениха и пускали венки по воде. -- Сварожий пир. 17 ладня=7 мая. Пир Богов в Сварге. День, посвящённый памяти великих побед. Не удивительно ли, что он почти совпадает с Днём Победы? -- Велик-день (приблизительно 28 ладня=18 мая). День священных свадеб. В этот день равновесны Явь и Навь. -- Вторая Радуница (второй день после Велик-дня). Сия Радуница не только вспоминает пращуров, но и славит ныне живущих, особенно тех. Кто в Велик-день свершил свадьбу. -- Купала (31 купальня=21 июня). В этот день разыгрывались огненно-водные мистерии. Прыжок через костёр был символом очищения. Супружеские пары проверяли крепость семейных уз: они прыгали через костёр, взявшись за руки, и нельзя было, чтобы ладони разомкнулись - тогда не будет в семье лада. -- Солнцеворот (1-4 кресеня=22-25 июня). Прославление Солнца как дающего жизнь божества. Дни костров. В это время, как правило, укреплялась воинская сила. -- День Велеса (21 кресеня=12 июля). С этого дня начинается косьба, заготовка сена. В этот день почитался не только Велес, но и священный камень Алатырь. -- Перунов день (11 ильменя=2 августа). День грозы и яри, день покровителя воинов Перуна. -- Медовый Спас (23 ильменя=14 августа). -- Яблочный Спас (28 ильменя=19 августа). Эти два праздника практически не изменились до наших дней, однако не стоит забывать, что Спасителем у славян был Даждьбог, главный защитник славянского народа. -- Успение Майи (6 святовита=28 августа). Майя (Злата Майя) - также, как и птица Сва, олицетворяет всех матерей. Сжатые колосья представлялись златыми волосами Майи. -- День Купальницы (26 святовита=17 сентября). Купальница - защитница от огня чужеродного. -- Овсень (30 святовита=21 сентября). Огненное прощание с летом - Семарглом, встреча Велеса - Осени. -- Крышень-Коляда (23 велесеня=14 октября). День зачатия Коляды. Обретение Землёй покровительства Сварги. -- Колядования (священное Коло). 10-22 коляденя=30 декабря - 11 января. -- 1 бересеня=20 января. Водосвятие. День освящения зимней воды. По преданию, именно в этот день Крышень пролил на землю небесную сурью и освятил ею водоёмы. -- 27 бересеня=15 февраля. Сретенье. День Сречи. Среча (Макошь) есть богиня судьбы, при этом богиня удачливая. Другим ликом Макоши является Майя как первая завязка Нити Судьбы. Третий лик, соответственно, Птица Сва. -- Масленица (24-30 лютеня=14-20 марта). Проведение данной Седьмицы олицетворялось с приходом новой Весны и проводами зимы маскарадом.
Как видим, большинство славянских и христианских праздников имеют общие корни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У России очень своеобразная история, полная тайн и загадок, связанных с той или иной эпохой. Но больше всего этих тайн и неясностей приходится на время языческой Руси и время Крещения. Россиянам очень важно и нужно знать подлинную историю своей страны. От нашего народа так долго скрывали историческую правду о том или ином времени, что многие люди попросту переставали быть патриотами, хранителями Родовой земли. Патриотизм воспитывается яркими историческими примерами. К сожалению, сегодня такими примерами являются люди, власть имевшие, но далеко не всегда умевшие ею распоряжаться. А ведь нам гораздо важнее знать, что наши предки были не дикими варварами, а мудрыми людьми. Только тогда появится гордость за страну, за древнюю мудрость, дошедшую до наших дней, за извечную духовность, присущую народу, исповедующему православие.

    -- Александр Асов "Мир славянских Богов". - М.: Вече, 2002. -- Александр Асов "Священные прародины славян". - М.: Вече, 2002. -- Дёмин В.Н. "Русь Гиперборейская". - М.: Вече, 2002. -- Грушко Елена, Медведев Ю. "Энциклопедия славянской мифологии". - Назрань: Астрель, 1996. -- Мегре Владимир "Родовая книга". - С.-Пб: Диля, 2005. -- Мегре Владимир "Сотворение". - С.- Пб.: Диля, 2004. -- Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. "Святая Русь: от Исхода до Крещения". - М.: Вече, 2003.

Язычество – религия, основанная на веровании в существование нескольких божеств, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.

Понятие язычества

Сам термин «язычество» является неточным, так как включает в себя слишком обширный пласт культуры, сегодня вместо него используют термины «политеизм», «тотемизм» или «этническая религия».

Язычество древних славян – это термин, который используют для обозначения совокупности религиозных и культурных воззрений древних славянских племен до того, как они приняли христианство. Существуем мнение, что термин «язычество» в отношении культуры древних славян происходит не от самой религии (политеизма), а от того, что многочисленные славянские племена, живущие на территории Руси, имели один язык, хоть и не были друг с другом связаны. Нестор-летописец для обозначения всей совокупности этих племен использовал термин «язычники», то есть племена, объединенные одним языком. Позднее, язычеством стали обозначать особенности религиозных и культурных воззрений этих древнеславянских племен.

Возникновение и развитие язычества на Руси

Славянское язычество начало формироваться еще в 1-2 тысячелетии до нашей эры, когда славянские племена постепенно начали выделяться из народов индоевропейской группы, расселялись по новым территориям и взаимодействовали с культурами соседних народов. Именно из индоевропейской культуры возникли образы бога грозы, боевой дружины, бога скота и важный образ матери-земли. Также важное влияние на славянское язычество оказали кельты, которые не только привнесли определенные образы в славянскую религию, но также дали славянам само слово «бог» для обозначения образов. С германо-скандинавской мифологией славянское язычество имеет немало общего – наличие мотива мирового древа, драконов и других божеств, трансформировавшихся с учетом условий жизни славян.

После того, как славянские племена активно начали разделяться и уходить на разные территории, трансформировалось и само язычество, в каждом племени появлялись свои элементы. В частности, к 6-7 веку религия восточных и западных славян довольно ощутимо отличалась друг от друга.

Следует также отметить, что зачастую верования правящей верхушки общества и низшие также могли существенно отличаться, о чем упоминается в древних славянских летописях. То, во что верили в крупных городах могло отличаться от того, во что верили жители деревни.

С формированием древнерусского централизованного государства начали развиваться связи славян с Византией и другими странами, язычество все чаще подвергалось сомнениям, а в некоторых случаях и гонениям – появились поучения против язычества. В 988 году произошло Крещение Руси и христианство официально стало главной религией, вытесняя язычество, однако следует отметить, что, несмотря на то, что и по сей день Россия остается христианским государством, существуют территории и общины, где люди все еще исповедуют славянское язычество.

Суть славянского язычества

Несмотря на достаточное количество исторических источников, сведения о веровании древних славян остаются очень отрывочными, поэтому сформировать точную картину мира наших предков непросто. Принято считать, что религия древних основывалась на веровании в силу природы и земли – отсюда и проистекали боги-повелители тех или иных природных явлений. Помимо высших богов существовали и низшие существа – домовые, русалки и прочие – которые не могли серьезно повлиять на жизнь человека, но могли в ней участвовать. Славяне верили в существование ада и рая, в существование души у человека, которая была одной из важных ценностей.

У славян было много ритуалов, связанных со взаимодействием людей и богов, им приносили подношения, поклонялись, просили помощи и защиты. Что касается жертвоприношений, то чаще всего подносили волов или другой скот, точных сведений насчет человеческих жертвоприношений славянских язычников не существует.

Список славянских богов

Общеславянские боги:

  • Перун - громовержец, главный бог пантеона;
  • Мать - Сыра Земля - женское олицетворение живородящей, плодородной земли, ей поклонялись, прося хорошего урожая или большого количества детей; существовала также «клятва землей», которая считалась нерушимой.

Боги восточных славян (пантеон князя Владимира):

  • Перун - главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец;
  • Хорс - олицетворение солнца;
  • Даждьбог - солнечное божество, считается предком русских людей;
  • Стрибог - божество, связанное с ветрами;
  • Симаргл - вестник между небесами и землей;
  • Мокошь - женское божество, покровительница прядения и ткачества;
  • Волос - покровитель скота;
  • Велес - покровитель сказителей и поэзии;
  • Род и рожаницы - божества, олицетворяющие судьбу;
  • Сварог - бог-кузнец;
  • Сварожич - олицетворение огня.

Таких персонажей, как Масленица, Коляда, Купала и другие, нельзя считать богами в полном смысле этого слова, они являлись лишь ритуальными олицетворениями определенных явлений, которые часто сжигались во время языческих праздников и ритуалов.

Гонение на язычников и конец язычества

С развитием русского государства и все большей ориентацией на более развитые страны, язычество постепенно начало подвергаться гонениям со стороны сторонников христианства. Однако население многих территорий отчаянно сопротивлялось принятию христианства даже после официального крещения Руси – многие новоявленные христиане возвращались снова к язычеству, тайно проводили старые ритуалы и поклонялись старым славянским богам. Взаимоотношения между христианством и язычеством всегда были очень напряженными, однако вместе с возрастающей ролью христианской церкви в политической и общественной жизни Руси, новая религия постепенно вытесняла язычество и в итоге почти его уничтожила.

История России от древнейших времен до начала XX века Фроянов Игорь Яковлевич

Язычество древних славян

Язычество древних славян

Религией восточных славян было язычество. Истоки его лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. Идеи некоторых исследователей прошлого о том, что восточнославянское язычество было бедной, бесцветной религией, должны быть ныне оставлены. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт - поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких, верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей очень древний. Объектом поклонения были не только деревья, но и лес. Распространен был и тотемизм - это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием дуба днепровские славяне, например, поклонялись священным животным - диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся о трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Архаические пласты русских народных сказок свидетельствуют о существовании тотемизма у восточных славян.

Разновидностью культа предков в облике животных является оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится в образе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки-невесты в лебедя, утку, лягушку. Отрыв духа-"двойника" от объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в души мертвых а также культ предков. Невидимые духи - души предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и явлений, объекты тотемического культа постепенно «населяют» окружающий древнего славянина мир. Уже не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно дух (демон) оказывает положительное или отрицательное влияние на ход событий и на судьбы людей. Язычество восходит на новую ступень - стадию полидемонизма. Духи, первоначально представлявшие однородную массу, обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь «хозяином места». В водной стихии жили водяные и берегини, лес был царством лешего или лесовика, а на полях в высокой траве живут полевики. В жилище «хозяин» домовой - маленький горбатенький старикашка.

Демонические верования приближали восточных славян к следующему этапу - политеизму, т. е. вере в богов. Среди богов, которые были известны на Руси, выделяется Перун - бог грозы, молнии и грома. Верили также в Волоса или Велеса - бога скота, торговли и богатства. Культ его очень древний. Были еще Дажбог и Хорс - различные ипостаси солнечного божества. Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги. Мокошь, судя по всему, земная супруга громовержца - Перуна, которая ведет свое начало от «матери сырой земли». В древнерусское время она - богиня плодородия, воды, впоследствии покровительница женских работ и девичьей судьбы.

Наконец, Симаргл-единственное зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный крылатый пес, возможно, иранского происхождения). Симаргл является божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы.

Сдвиги в восточнославянском обществе, о которых речь ниже, привели к языческим реформам. Археологические изыскания в Киеве свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом Перуна, первоначально располагавшееся в пределах городских укреплений, переносится на место, доступное всем прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи политической столицей, превращается и в религиозный центр. На роль главного божества всех восточных славян выдвигается Перун. Однако в 980 г. предпринимается новая религиозная реформа - сооружается языческий пантеон из известных нам уже божеств. «Поставление кумиров» - идеологическая акция, с помощью которой киевский князь надеялся удержать власть над покоренными племенами.

Древнерусское язычество было настолько распространено, что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться без или с малым привнесением в них христианских норм и в последующее время.

Из книги История деградации азбуки [Как мы потеряли образы букв] автора Москаленко Дмитрий Николаевич

Узелковая письменность древних славян В древности узелковая письменность была распространена довольно широко. Это подтверждают археологические находки. На многих предметах, поднятых из захоронений языческого времени, видны несимметричные изображения узлов,

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги История, мифы и боги древних славян автора Пигулевская Ирина Станиславовна

Пантеон богов древних славян Славяне имеют многотысячелетнюю историю, однако их пантеон богов и языческие мифы не так хорошо известны, как пантеон Древней Греции, Древнего Рима или Древнего Египта. И связано это не только с борьбой между христианством и язычеством, а в

Из книги Несбывшаяся Россия автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 3 ЯЗЫЧЕСТВО АРИЕВ И СЛАВЯН Два леших идут И беседу ведут: «Послушай, брат ведьма… Пойти посмотреть бы, Как в городе наши живут». В. Высоцкий ДРЕВНЕЕ АРИЙСКОЕ ЯЗЫЧЕСТВОДревнейшие боги ариев изменялись, соединялись, путались в разных концах беспредельного

Из книги Древние боги славян автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

О ДРУГИХ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Итак, можно достаточно уверенно говорить, что задолго до принятия христианства, по крайней мере, приднестровские и западные (надо ли полагать, что в том числе и пришедшие впоследствии на территорию современной

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

Быт древних славян Но прежде чем заняться легендой о призвании варягов, стоит сказать несколько слов о быте славян. Соловьев считал славян, даже живших в те далекие времена, добрым, искренним и нравственным народом:«Сличив известия современников-чужеземцев, мы находим,

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Книга вторая Жизнь древних славян Рис. 1. Князь св. Вацлав и княгиня Эмма (миниатюра Вольфенбюттельской рукописи) Предисловие Во второй части «Славянских древностей» я попытаюсь дать картину славянской культуры второй половины первого тысячелетия н. э., когда славяне

Из книги Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти автора Бардина Елена

автора

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Русский Стамбул автора Командорова Наталья Ивановна

О масштабах расселения древних славян Вследствие политических ошибок и потери Византийской империей ряда владений в Испании, Африке, Италии, Египте, Сирии, Месопотамии Константинополь вынужден был обратить свой взгляд на Малую Азию, рассматривая ее на перспективу в

Из книги Русская история автора Платонов Сергей Федорович

Общественный быт древних славян Мы познакомились с теми известиями о славянах, которые позволяют нам сказать, что русские до начала самобытного политического существования имели несколько веков примитивной жизни. Те же древние писатели раскрывают нам и черты

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Раздел III Религия древних славян В начале новой эры славянские племена расселились по обширной территории на востоке Европы: от побережья Балтийского моря на севере до Дуная на юге, от Дуная на западе до бассейна Днепра и дальше на восток до Оки.К славянским народам

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.2.9. Религиозная система древних славян Стандартный академический подход к вопросу о происхождении так называемой славянской общности предполагает происхождение протославян - от одной из ветвей индоевропейского сообщества. Поскольку русские считаются по

Язычество славян на Руси

Язычество – религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, что свойственно, в частности, христианству.

Понятие язычества

Сам термин «язычество» является не совсем точным, так как включает в себя несколько понятий, а не одно единственное. Сегодня язычество понимается не только и не столько как религия, сколько как совокупность религиозных и культурных убеждений, а вместо язычества веру в нескольких богов обозначают как «тотемизм», «политеизм» или «этническая религия».

Язычество древних славян – это термин, который используют для обозначения комплекса религиозных и культурных воззрений на жизнь древних славянских племен до того, как они приняли христианство и перешли в новую веру. Существует мнение, что сам термин в отношении древней религиозной и обрядовой культуры славян произошел не от понятия политеизма (множества божеств), а от того, что древние племена, хоть и жили разрозненно, но имели в основе один язык. Так Нестор-летописец в своих записях говорит об этих племенах, как о язычниках, то есть, имеющих один язык, общие корни. Позднее этот термин постепенно стали относить к славянским религиозным воззрениям и вообще употреблять для обозначения религии.

Возникновение и развитие язычества на Руси

Славянское язычество начало формироваться примерно во 2-1 тысячелетии до нашей эры под влиянием индоевропейской культуры, когда славяне стали из нее выделяться в самостоятельные племена. Перемещаясь и занимая новые территории, славяне знакомились с культурой своих соседей и перенимали определенные черты у них. Так, именно индоевропейская культура принесла в славянскую мифологию образы бога грозы, бога скота и образ матери-земли. Немалое влияние на славянские племена оказали и кельты, которые также обогатили славянский пантеон и, кроме того, принесли славянам само понятие «бог», ранее не использовавшееся. Славянское язычество имеет немало общего с германо-скандинавской культурой, оттуда славяне взяли образ мирового древа, драконов и многих других божеств, которые позднее трансформировались в зависимости от условий проживания и особенностей славянской культуры.

После того, как славянские племена сформировались и начали активно заселять новые территории, уходить друг от друга и разъединяться, трансформировалось и язычество, в каждом племени появились свои особенные ритуалы, свои названия для богов и сами божества. Так, к 6-7 веку религия восточных славян довольно ощутимо отличалась от религии западных славян.

Также следует отметить, что очень часто верования верхушки общества довольно сильно отличались от верований низших слоев и то, во что верили в крупных городах и поселениях не всегда совпадало со взглядом на язычество мелких деревень.

С того момента, как славянские племена стали объединяться, начало формироваться единое централизованное государство , начали развиваться внешние связи славян с Византией, постепенно язычество стало подвергаться гонениям, все чаще старые верования подвергали сомнения, появились даже поучения против язычества. В итоге, после Крещения Руси в 988 году, когда христианство стало официальной религией, славяне стали постепенно отходить от старых традиций, хотя отношения язычества и христианства были непростые. По некоторым сведениям, на многих территориях язычество сохраняется до сих пор, а на Руси оно еще довольно долго существовало, до 12 века.

Суть славянского язычества

Несмотря на то, что существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы – отсюда вытекают и боги-повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов у славян были и более мелкие божества – домовые, русалки и другие. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существовании у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.

Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, просили покровительства, им приносили жертвы – чаще всего это был скот. Точных сведений о наличии человеческих жертвоприношений у языческих славян не существует.

Список славянских богов

Общеславянские боги:

    Мать-Сыра Земля – главный женский образ, богиня плодородия, ей поклонялись и просили хороший урожай, хороший приплод;

    Перун – бог-громовержец, главный бог пантеона.

Другие боги восточных славян (также называются пантеоном Владимира):

    Велес - покровитель сказителей и поэзии;

    Волос - покровитель скота;

    Дажьбог - солнечное божество, считается предком всех русских людей;

    Мокошь - покровительница прядения и ткачества;

    Род и рожаницы - божества, олицетворяющие судьбу;

    Сварог - бог-кузнец;

    Сварожич - олицетворение огня;

    Симаргл - вестник между небесами и землей;

    Стрибог - божество, связанное с ветрами;

    Хорс - олицетворение солнца.

Также у славянских язычников существовали различные образы, которые олицетворяли те или иные явления природы, но не были божествами. К ним можно отнести Масленицу, Коляду, Купалу и других. Чучела этих образов сжигались во время праздников и ритуалов.

Гонения на язычников и конец язычества

Чем сильнее объединялась Русь, чем больше она наращивала свою политическую мощь и расширяла контакты с другими, более развитыми государствами, тем сильнее язычники подвергались гонениям со стороны приверженцев христианства. После того, как произошло Крещение Руси, христианство стало не просто новой религией. Но новым образом мысли, стало иметь огромную политическую и общественную роль. Язычники, которые не хотели принимать новую религию (а таких было очень много) вступали в открытое противостояние с христианами, однако последние делали все, чтобы образумить «варваров». Язычество сохранялось до 12 века, однако затем стало постепенно угасать.