Древние цивилизации Америки: инки, майя, ацтеки. Индейцы восточной части Северной Америки

Колониальный режим предопределил коренные перемены в экономическом базисе, на котором основывалось общество майя. Первый же удар по производительным силам привел к катастрофическим последствиям: смерть в боях тысяч мужчин, жестокие репрессии против гражданского населения за оказание сопротивления завоевателям, физическое уничтожение жителей целых поселений, бегство индейцев в глухие места и даже иногда коллективное самоубийство. Но еще большее опустошение сеяли вокруг новые болезни, принесенные конкистадорами. Эпидемии оспы, кори и заболевания дыхательных путей вызвали среди индейского населения огромные потери, практически уничтожив обитателей многих областей.

Эрик Томпсон, изучавший демографические проблемы майя в момент конкисты и после нее, нашел поразительные данные о запустении территории вследствие войн, восстаний и эпидемий. Большая часть зоны майя, особенно северо-восток Юкатана, все восточное побережье полуострова, район Акалан - Тишчель, Табаско, Тайясаль, центральная часть Петена и бассейн Усумасинты и ее притоков, потеряли приблизительно 90% обитателей. Многочисленные поселения на побережье Тихого океана, Гондурасского залива и в долине Мотагуа исчезли целиком менее чем за одно столетие.

Тем не менее производительные силы заметно возросли в других отношениях благодаря введению новых возделываемых культур и разведению домашних животных. Среди привезенных растений назовем цитрусовые, смоковницы, гранатовые, кокосовые, а также бананы, дыни, сахарный тростник; такие огородные культуры, как салат, капуста, репа, лук, огурец и редька, и, кроме того, пшеница. Что касается животноводства, было начато разведение лошадей, мулов, ослов, свиней, овец, коз, коров, а также кур. В качестве домашних животных испанцы привезли с собой кошек и новые породы собак, неизвестные здесь ранее.

Европейская технология изменила одни работы и ввела другие. Орудия из металла (железа, бронзы, стали) - топоры, мачете, кирка, лопата и плуг - заменили орудия из камня или дерева. Использование тягловой силы животных и колесных повозок пришло на смену труду носильщиков. Применение железного лома и пороха сделало возможным рытье глубоких колодцев. В некоторых случаях на них даже ставились подъемники. На верфях строились грузовые и рыболовные суда. Сооружались прессы (мельницы) для получения сока из сахарного тростника.

В колониальную эпоху было построено мало заводов. Это были главным образом предприятия по переработке хенекена и индиго, получению крахмала и дубильных веществ, мыловаренные заводы и т. д. Увеличилась добыча красильного дерева, кошенили, хенекена, копала, оленьих кож, меда и воска, соли. Возрос вывоз ценных пород деревьев. В XVIII в. стали разводить табак, уже известный майя, и рис.

В Гватемале и Гондурасе было положено начало горнорудной промышленности, в особенности добыче золота и серебра, которая строго контролировалась властями. Высокого уровня развития достигли обработка металлов, в частности серебра, а также некоторые виды ремесел, например шитье золотом по парче и скульптура, прославившие Гватемалу. С помощью привезенных из Испании необходимых инструментов были созданы сапожные, швейные и столярные мастерские и кузницы.

В Испанию и ее антильские колонии вывозили хлопковые ткани, какао, индиго, мед, воск, красильное дерево и соль, оленьи кожи, мешки и веревки из хенекена, хенекен-сырец, ценные породы деревьев, соленое мясо и рыбу, а также обувь и шляпы. Из Европы ввозили пшеницу, сахар, растительное масло, вино, уксус, крепкие алкогольные напитки, одежду, мебель, бумагу, столовое серебро, фарфор, оружие и земледельческие орудия. Однако общий итог торговых операций был отнюдь не в пользу майя, так как торговля носила монопольный характер и ввоз преобладал над вывозом.

Изменилась и система землевладения, так как благодаря королевским пожалованиям конкистадоры получили в собственность значительную часть общинных земель. Хотя испанские законы защищали права индейских общин-эхидос на земли, находившиеся в общинном пользовании, эти законы на местах нередко игнорировались, и на землях общины испанцы разводили крупный рогатый скот, свиней, выращивали маис.

Производственные отношения тоже изменились, хотя для народа майя смысл этих отношений остался прежним, изменились только хозяева.

Подати

В поместьях крестьянин был обязан отдавать хозяину половину урожая и бесплатно работать на него каждый понедельник. Кроме того, проводились еженедельные работы по уходу за главным домом, расчистке улиц и дорог, прополке и орошению огородов. Долги, действительные или мнимые, которые крестьянину никогда не удавалось погасить и которые становились наследственными, превращали его в настоящего раба.

Еще один институт - энкомьенда - обеспечивал полное отчуждение индейцев майя. Предполагаемое оправдание энкомьенды целиком лживо. Оно гласило, что "для того, чтобы обучить индейцев испанским манерам и обычаям и наставить в христианской вере, а также для того, чтобы они служили испанцам, как свободные лица, монахи, сопровождавшие все экспедиции, могут распределять индейцев между конкистадорами-поселенцами".

В качестве платы за навязываемое им религиозное обучение индейцы должны были поставлять помещику-энкомендеро маис, фасоль, перец, кур, воск, мед, кувшины, горшки, веревки и полотно, а также оказывать определенные услуги, которые включали в себя земледельческие работы, уход за скотом, общественные работы (строительство казенных зданий, церквей, монастырей, дорог), возведение частных домов, а также домашнее прислуживание.

Кроме того, существовала еще так называемая система репартимьенто, заключавшаяся в том, что крестьяне майя должны были за незначительную плату доставлять испанским властям, священнослужителям, энкомендеро и торговцам некоторые продукты.

"Обвенсии" - подаяния, которые индейцы давали францисканским монахам для их пропитания в первые годы христианизации, постепенно стали обязательными и превратились в тяжкое бремя. Но и это еще не все. Индейцы платили также личную дань королю, церкви, Индейскому суду, Общинному фонду и Фонду защиты от пиратских нападений.

Социальная и политическая структура

Социальная структура представляла собой следующую картину: основную массу трудящихся (крестьян, ремесленников, соледобытчиков, рудокопов, рыбаков и т. д.) составляло коренное население. Средний класс, состоявший из метисов и мулатов, объединял служащих, мелких торговцев и представителей некоторых свободных профессий. Их влияние в обществе стало чувствоваться лишь в конце XVIII - начале XIX в. Высший класс, в большинстве своем состоявший из испанцев, был образован владельцами поместий, крупными торговцами, чиновниками, монахами, священнослужителями и военными.

Политическая власть на самом высоком уровне принадлежала королю Испании и кортесам. На местах она осуществлялась представителями королевской власти: вице-королями, губернаторами и генерал-капитанами. Те местные правители, которые подчинились испанцам и сотрудничали с ними, были, как правило, оставлены во главе поселений. Им предоставлялись некоторые привилегии; с их помощью испанцам было легче подчинить себе местное население. Церковь имела собственную иерархию - от папы римского до самого скромного священника; высшей церковной властью на колониальной территории был епископ.

Духовное порабощение

Военное завоевание сопровождалось духовным порабощением народа майя. Первыми на Юкатан прибыли францисканцы, за ними последовали иезуиты. В Чьяпасе и Гватемале действовали главным образом доминиканцы и в меньшей мере иезуиты. Между монахами и священниками бывали частые распри из-за духовного контроля над той или иной территорией и, разумеется, из-за материальных выгод, которые давал такой контроль. Среди монахов встречались люди, пытавшиеся умерить алчность конкистадоров и обличавшие их произвол и преступления. Но подавляющее большинство духовенства было занято собственным обогащением.

Епископ Юкатана Диего де Ланда защищал юкатанских индейцев от произвола энкомендеро, а также от мирского духовенства и гражданских властей. Но прежде всего он посвятил себя борьбе против старых верований индейцев. Фанатизм епископа привел его к совершению преступного аутодафе в Мани, где тысячи людей были подвергнуты пыткам, при этом 150 из них умерли, и где он заставил вырыть из могил более 100 трупов предполагаемых идолопоклонников. Ланда велел разрушить тысячи идолов, алтарей и стел, сжечь более 20 рукописных старинных кодексов и множество других ценных предметов культуры майя.

Однако новая религия, насаждаемая огнем и мечом, так и не смогла окончательно уничтожить древние индейские верования. Майя продолжали тайно почитать своих богов.

Государства, образовавшиеся на территории Америки до завоевания ее европейцами, - Империя инков (Тауантинсуйю), государства-города майя, Империя ацтеков - представляют интерес для истории государства и права. Хронологически они являются ровесниками европейского Средневековья, но по характеру цивилизации принадлежат Древнему миру и неолитической цивилизации. Европейские "варвары" - франки, германцы, англосаксы, галлы создали свою государственность на обломках Римской империи, вобрав ее опыт, пройдя через беспорядок Великого переселения народов и зная культуру железа и имея за плечами три тысячи лет политической истории. Государства инков, ацтеков, майя формировались в условиях неолитической культуры, которую европейские народы "прошли" задолго до формирования своей государственности. Если рассматривать политическую историю с позиции уровня материальной культуры, "орудия труда" и "классовой борьбы", то у инков, майя, ацтеков до прихода испанцев не могло быть государственности. Но история часто не вписывается в теоретические формулы. Государство инков - Тауантинсуйю - представляет собой классический образец древней аграрной деспотии и вместе с государствами ацтеков и майя является убедительным доказательством того, что в процессах політогенезу большую роль играет необходимость управления значительными массами людей, объединенных какой-либо значимой функцией. Что касается "классовой" составляющей політогенезу, то она, безусловно, присутствует в государственном процессе, но не столько как первопричина, сколько как его продукт.

В юридической литературе история древних государственных образований Америки к этому времени все еще является настоящим белым пятном, поскольку практически отсутствует в учебном оборотные. Между тем на Американском континенте уже на рубеже 11-И тысячелетий до н. е. существовали высокоразвитые цивилизации, которые не уступали Крито-Микенской, которая в дальнейшем стала основой государственных образований у народов майя, инков, ацтеков. История этих государств дает богатый материал для выявления как закономерностей, так и значительного своеобразия процессов у разных народов, в различных регионах земного шара, показывает интересные модификации политических "моделей" организации общества. Понятен интерес, например, к древних Афин, Спарты, Рима, чья политическая история, по традиции, признается колыбелью наших исторических концепций. Но если история Афинской республики с ее 150-170 тысячами свободного населения (включая женщин и детей) считается достаточно солидным полем для исторических обобщений, то не меньшее внимание в этом плане должно заслуживать, например, государство инков - Тауантинсуйю, на 3 млн квадратных километрах которой проживало от 10 до 15 млн населения, что мало при таких гигантских размерах и технологиях неолита хорошо поставленную администрацию, централизованное управление, которое обеспечивало бесперебойное функционирование огромного хозяйственного механизма и быстрый темп роста населения.

Значительный интерес представляют древние государства Латинской Америки, особенно Государство инков, для исследования процессов формирования ранньокласової аграрной деспотии, ее формационной принадлежности, роли общины в ранньокласовій государству, ранних форм права.

Современная наука не имеет данных о наличии на Американском континенте аборигенной человека. В отличие от Африки, Азии, Европы, Австралии, где история человечества насчитывает сотни тысяч лет, на Американском континенте человек, как это общепризнано, появилась только около 20 тыс. лет до н. е., придя сюда уже в "готовом виде" из Азии, как полагают, через Берингов пролив.

Через Аляску переселенцы распространились по Северной и Южной Америке, образовав здесь многочисленные племена и народности.

Этническая и политическая история народов Америки интересна тем, что она длительное время (до XV века) проходила в изоляции от истории Старого Света. Государства инков, майя, ацтеков и других народов, которые возникли здесь, не испытывали внешних воздействий и формировались в условиях по сути неолитической материальной культуры, не зная бронзы, железа, гончарного круга и колеса.

Однако государства, возникшие здесь в условиях неолита, довольно часто отличались большими размерами, четкой, продуманной организацией управления и хозяйствования и свидетельствуют о том, что в генезисе государственности, независимо от уровня материальной культуры, значительную роль играет необходимость управления большими коллективами людей, связанных некоторой общей функцией, чаще всего - производственной.

Наиболее ранние следы человека в Америке появляются в конце геологического периода, известного под названием плейстоцен. В эту эпоху непрерывных миграций человек проникает и в Америку. Остатки древних стоянок найдены вдоль реки Колумбия, в штате Орегон, а также в различных местах Аляски на побережье Берингова пролива. Здесь, скорее всего, и проходил тот путь, по которому кочевые племена из Азии могли попасть на Американский континент. Судя по физическому типу большинства индийцев, родину их предков следует искать в Азии (прямые волосы, узкие глаза, выступающие челюсти). Пришельцы постепенно двигались на юг из долины Юкона и Маккензи через Орегон и Неваду в Южную Калифорнию. Примерно 15 тыс. лет назад в Новом Свете находилась уже масса людей. О тысячелетия, которые прошли с момента их появления до образования исторических индийских племен, почти ничего неизвестно. То, что действительно происходило в это время, смутно отражено в различных находках, на основе которых происходила археологическая реконструкция событий прошлого. Потом появились первые зародыши племен. На смену охоте и собиранию пришел оседлый образ жизни, основанный на земледелии, которое у индийцев появилось, вероятно, около 5 тыс. лет до н. е. Оно стало важным стимулом развития культуры и прошло в своем развитии два этапа.

Первый этап - появление зародышей земледелия, когда оно было лишь одним из способов добывания пищи, подчиненным охоте и сбору.

Второй этап - доклассический (2000 год до н.е.) характеризуется развитым земледелием, которое играло решающую роль в экономике многих племен. Путем селекции было выведено маис (кукурузу) - 4000 год до н. е. Полученные знания быстро распространились на соседние области. Благодаря этому индейцы стали выращивать томаты, фасоль, дыню, тыкву, хлопок, картофель и другие растения. Из-за этого отпала необходимость в охоте и сборе. Земледелие в Новом Свете развилось независимо от аналогичных достижений в Европе и Азии. Одно из важнейших съедобных растений, которые составляли основу питания индейцев, не была известна в Восточном полушарии до Колумба. Но и главные продукты индоевропейцев - пшеница, ячмень и рис не были известны в Америке.

В VII веке н. е. в Новом Мире зародились несколько индийских цивилизаций. В горных районах Анддоінкські племена проложили через хребты, которые окружали их, сеть дорог и мостов, построили циклопические строения - храмы и крепости, сложенные из многотонных, тщательно отесанных фанітних глыб, которые удерживались на месте только благодаря законам равновесия. Керамика и ткани индейцев стояли в одном ряду с лучшими образцами Древнего Мира. Континентальную часть США и Канаду заселяли племена, которые находились на значительно низшей ступени развития. Североамериканские индейцы не знали астрономии, математики, инженерного искусства и письменности. Здесь не было величественных городов с дворцами и храмами, не было вымощенных камнем путей, которыми ступали жрецы и царские процессии. Жизнь здесь протекала в тесной связи с природой.

В Америке насчитывалось около 160 языковых групп, распавшихся на 1200 диалектов, то есть больше, чем во всем остальном Древнем мире. Около 400 крупных племен занимали 15 отдельных культурных областей. За много веков до Конкисты индейцы выращивали не менее 20 важных съедобных растений, которые в дальнейшем удвоили землеробний потенциал мира. Они одомашнили ламу, альпаку, индейку, уток и пчел. Жители Анд достигли значительных успехов в области медицины и применения наркотиков. Осуществлялись хирургические опыты, включая такую сложную операцию, как трепанация черепа - удаление обломков костей для уменьшения их давления на мозг. Изделия из золота и серебра появились в Центральной Америке лишь в сравнительно поздний исторический период. Открытие металлов не привело здесь к переходу в железный век. Новый Мир навечно остался в каменном веке. Доколумбова цивилизация Америки дошла своего апогея без важнейших достижений древности, присущих Старому свету - без плавления металлов, без колеса, плуга и гончарного круга.

Лиелайс Артур Карлович::: Конкистадоры

Договор Франсиско Монтехо с королем. - Невзгоды завоевателей в экспедиции 1527 года. - Поражение испанцев в походе 1531-1538 го­дов. - Третье вторжение испанцев. - Вражда племен. - Массовые избиения и жестокости. - Участь покоренных майя. - Деятельность фран­цисканского монаха и хрониста Диего де Ланды. - Пытки и аутодафе. - «Сообщение о делах в Юкатане»

Прошло несколько лет после завоевания Кортесом Мексики и значительной части Центральной Америки, а племена майя на полуострове Юкатан, с трех сторон окруженном испанскими колониями - Мексикой, Гон­дурасом и Гватемалой, все еще не были покорены ис­панцами. Однако вскоре алчные конкистадоры протя­нули руки и к их землям.

Испанцев повел в поход бывший соратник Грихальвы и Кортеса - Франсиско Монтехо. В свое время Мон­техо сколотил состояние в колониях, поэтому с экспеди­цией Грихальвы он отправился на корабле, снаряжен­ном им на свои средства. Потом Монтехо последовал за Кортесом. Командующий назначил его капитаном корабля, которым отправил королю в Испанию груз зо­лота и сообщение о начале завоевания Мексики.

В Испании Монтехо провел шесть лет, защищая при дворе интересы Кортеса. Однако Монтехо не хотел слу­жить ни Кортесу, ни своему другу губернатору Кубы Веласкесу, которого он по дороге в Испанию уведомил о планах Кортеса. Находясь в Испании, Монтехо забо­тился главным образом о своей собственной выгоде и добился у короля разрешения на завоевание страны майя, которая, с точки зрения коикистадоров, была еще «бесхозной» территорией.

В 1526 году Монтехо заключил с Карлом V договор, по которому получал право «открыть, завоевать и насе­лить острова Юкатан и Косумель». Хитрый конкистадор притворился, будто не знает, что оба эти острова - один действительный (Косумель), а другой мнимый (Юкатан) - уже давно открыты другими. Карл V по­жаловал конкистадору различные титулы и облек его неограниченной властью над этими землями, однако не отпустил на экспедицию никаких средств. Монтехо дол­жен был завоевать Юкатан за свой собственный счет. Он раздобыл средства весьма оригинальным способом - женившись на богатой вдове (по некоторым сведениям, он сбежал от нее со всеми деньгами).

На деньги вдовы Монтехо снарядил три корабля, за­купил продовольствие, оружие, около пятидесяти коней и нанял моряков и солдат. В сентябре 1527 года флоти­лия покинула Испанию и направилась в Санто-Доминго на Эспаньолу.

В сентябре Монтехо совершил третью высадку на остров Косумель, где индейцы не оказали испанцам никакого сопротивления. Затем экспедиция перебралась на северо-восточный берег Юкатана, расположенный напротив Косумеля по ту сторону пролива, и Монтехо торжественно провозгласил эту землю испанским вла­дением.

Однако счастье не улыбнулось честолюбивому конки­стадору - в крепости, заложенной им на побережье материка, вспыхнула эпидемия лихорадки и других бо­лезней. Оставив там около сорока больных, Монтехо повел свой отряд на север, обследуя приморскую полосу. Близ мыса Каточе конкистадоры повернули на запад. Индейцы вели себя мирно и позволили изнуренным болезнями испанцам отправиться дальше в глубь страны.

Здесь испанцы без боя вступили в большой город (Чавак-Ха) с каменными домами. Однако ночью ин­дейцы тайно услали женщин и детей и на рассвете на­пали на испанцев. Те с трудом отбили атаку, потеряв несколько десятков человек. Затем отряд Монтехо дви­нулся на юг, в глубь страны, грабя попадавшиеся на пути города, а иногда вступая в бои с индейцами майя.

Наконец Монтехо удалось покорить несколько племен. Однако эпидемии, голод и нападения воинственных ин­дейцев заставили его покинуть эту область, завоеван­ную с таким трудом. Испанцы вернулись к берегу моря, миновав руины древней столицы майя Чичен-Ицы.

В 1528 году Монтехо разведал восточное побережье Юкатана до залива Чектемаль (Четумаль), повсюду сталкиваясь с ожесточенным сопротивлением индейцев. Оставив на побережье гарнизон, Монтехо отплыл в Мексику, где рассчитывал получить помощь от Кортеса. Однако великий завоеватель был уже смещен со своего поста и ничем не мог помочь старому соратнику.

Мечта о богатых землях, золоте и рабах развеялась в прах. Монтехо пришлось на время отказаться от своей цели - стать завоевателем Юкатана. Он поселился в Мексике, в области Табаско, пограничной с полуостро­вом, который ему предстояло завоевать. Спустя год в Мексику был возвращен и оставленный им на полу­острове гарнизон.

В 1531 году Монтехо снова приступил к завоеванию Юкатана, хотя сам уже не принимал активного участия в военных действиях. Ими руководили его зять Алонсо

Авила (участник экспедиции Грихальвы и походов Кор­теса). Авила выступил из Табаско на восток, проник в центральную часть Юкатана и первым из европейцев пересек весь полуостров, дойдя до залива Чектемальна берегу Карибского моря. Захватчики потерпели здесь поражение и были вынуждены с большими потерями отойти к югу, в Гондурас, уже завоеванный испанцами.

Между тем Франсиско Монтехо поселился на север­ном берегу Юкатана и отправил оттуда в глубь страны большой отряд под командой своего сына от первого брака, тоже Франсиско Монтехо.

Тому после трудного перехода удалось основать коло­нию у развалин Чичеи-Ицы - древней столицы и куль­турного центра северной части Юкатана. Искусно ис­пользуя вражду племен, конкистадоры сумели полтора года продержаться на северном побережье Юкатана и в районе Чичен-Ицы. Здесь Монтехо-сын построил крепость Сьюдад-Реаль («Королевский город»), а ок­рестные земли разделил на поместья и роздал конки­стадорам.

К каждому поместью было приписано по две-три ты­сячи индейцев, которые должны были обрабатывать землю. Истощенные земли Чичен-Ицы и так с трудом кормили майя, а уплата громадной дани испанцам озна­чала для индейцев голодную смерть. Жестокое иго коло­низаторов, их зверства вызывали ожесточенное сопро­тивление индейцев. Один знатный туземец пытался убить Монтехо и был казнен. Это вызвало открытое возмуще­ние индейцев. Майя стали беспрестанно нападать на чужестранцев, и хотя конкистадоры яростно обороня­лись и убили немало индейцев, тем удалось осадить их крепость. По свидетельству Ланды, у испанцев стали иссякать запасы провианта и они ночью тайно покинули Сьюдад-Реаль. В последний день испанцы бесконечными вылазками утомили индейцев, и те даже не заметили ухода завоевателей. Кроме того, беглецы привязали к языку колокола голодную собаку, положив перед нею кусок хлеба на таком расстоянии, чтобы она не могла его достать. Стараясь схватить хлеб, собака непрерывно звонила в колокол, индейцы же думали, что испанцы бьют тревогу и собираются атаковать их. Лишь спустя некоторое время майя обнаружили, что их обманули, и бросились вдогонку за испанцами. На равнине завязался бой. Как рассказывает хронист Ланда, во время этой стычки он был свидетелем истинного чуда: один индеец схватил коня за заднюю ногу и удерживал его на месте, словно то был не конь, а барашек.

Испанцам все же удалось бежать на север и соеди­ниться там с отрядом Монтехо-отца. Однако, не получив никаких подкреплений, жалкая горстка испанских сол­дат в середине 1533 года покинула Юкатан и возврати­лась в Мексику. Туда же явился и потерпевший пора­жение в Чектемале Алонсо Авила. Конкистадорам при­шлось на время отказаться от своих планов.

После ухода испанцев Юкатан постигла ужасная засуха. Запасы кукурузы за годы войны истощились, и в стране начался голод. Люди питались древесной корой, гибли от истощения и старались человеческими жертвами умилостивить богов. Однако это не помогало. Пять лет подряд поля народа майя опустошала саранча, не оставляя на них ни одного зеленого ростка. На доро­гах валялись умирающие от голода люди. К тому же вспыхнула междоусобная война племен. Ослабленный голодом и опустошенный войнами Юкатан вскоре под­вергся третьему нашествию конкистадоров.

Вернувшись на Юкатан, испанцы не узнали этой пре­красной страны.

Франсиско Монтехо-отец не пожелал отказаться от своих, с таким трудом добытых прав на страну майя. Используя богатство жены и свои обширные связи, ста­рый конкистадор добился своего назначения на пост губернатора сначала в Гондурас, а затем в Чиапас (область, прилегающую к западной границе Юкатана).

В 1541 году Монтехо снова отправил из Чиапаса своего сына во главе военной экспедиции на Юкатан. По долинам бассейна реки Грихальвы тот вышел к морю, достиг Чампотона и построил там крепость. Затем отряд перебрался на Кампече и оттуда стал с боями продви­гаться на север.

В январе 1542 года испанцы основали город Мериду (теперь - столица штата Юкатан), ставшую резиден­цией колонизаторов. Из Мериды Монтехо разослал от­ряды в разные районы полуострова. Некоторые племена сдались без сопротивления, северные же области уда­лось захватить лишь после жестоких боев. В своем по­ражении майя усматривали волю богов. К тому же в стране распространилась весть, что испанцы завоевали всю Мексику и сопротивление белым чужеземцам бес­полезно. И многие племена добровольно подчинились испанцам.

Перешел на сторону испанцев вождь области Мани Тутуль-Шиу - один из могущественнейших правителей северной части Юкатана. Тутуль-Шиу предоставил в рас­поряжение испанцев большую армию. Его племя высту­пало на стороне конкистадоров в битвах с племенами многих областей Юкатана. 11 июня 1542 года под Мери­дой состоялось большое сражение. Индейцы не смогли противостоять закованным в латы завоевателям, их кон­нице и огнестрельному оружию и, потерпев поражение, разбежались. При поддержке войск провинции Мани испанцы занимали одну область за другой, убивая жре­цов и знать, пытавшихся организовать сопротивление. Сдался испанцам и принял христианство правитель про­винции Сотуты - Коком.

В 1544 году конкистадоры захватили восточную часть Юкатана и учинили там жестокую резню, так что эти густонаселенные края превратились в почти необитае­мую пустыню. Захватив в плен касиков и других знат­ных индейцев, конкистадоры заковали их в цепи и сожгли живьем.

Хронист Диего де Ланда рассказывает, что в одном из селений испанцы вешали индейских женщин на ветвях деревьев, а у ног несчастных жертв - их детей. Конки­стадоры отрубали пленникам носы, руки и ноги, отре­зали женщинам груди или, привязав к ногам тыквы, бросали несчастные жертвы в кишащие крокодилами лагуны. Перегоняя пленных на другие места, испанцы шпагами закалывали детей, не поспевавших за своими матерями. Если кто-то из пленных, которых вели на шейной цепи, ослабевал и не мог больше идти, ему от­рубали голову, чтобы не снимать цепь.

Испанцы впоследствии оправдывали эти зверства тем, что будучи малочисленны, они не смогли бы покорить Юкатан, если бы не вселили в индейцев страх.

В северных и западных областях полуострова, где некоторые касики подчинились конкистадорам, индейцы не подверглись столь массовому истреблению. Но и здесь испанцы жестоко подавляли всякую попытку к сопротивлению.

Покорить народ майя европейцам помогло их ору­жие - новейшее достижение цивилизации: стальные копья, пушки, мушкеты. Однако исход борьбы мог быть и иным, если бы племенная вражда и междоусобные войны не подорвали могущества государства майя еще до вторжения испанцев. Десятилетиями не прекраща­лись кровавые войны и столкновения. На сторону ис­панцев перешли многие индейские касики, надеясь та­ким путем сохранить свои привилегии и использовать испанцев в междоусобной войне. «Слишком много было правителей и слишком много заговоров они устраивали друг против друга», - говорится в одной из старинных хроник.

Индейцев постигли также стихийные бедствия - це­лые районы опустошил ужасный ураган, который пере­ломал все деревья, так что страна выглядела как бы постриженной гигантскими ножницами; деревья, падая, убили и покалечили множество людей, уничтожили зве­рей в лесах. По словам хрониста Ланды, - Юкатан нельзя было больше назвать «страной оленей и индю­ков». Из людей спаслись лишь те, кто жил в убогих хижинах, большие же дома, обрушиваясь во время урагана, вспыхивали от огня очагов и в них заживо сгорали люди. За ураганом последовали долгая, опу­стошительная засуха, мор и эпидемия лихорадки, наше­ствие саранчи и голод. Народ майя вымирал целыми племенами, так что, по словам Ланды, было чудом, что в стране этой еще оставались люди.

В 1546 году на Юкатан прибыл вице-король Монтехо и согласно когда-то заключенному договору вступил в свои права, но уже через два года был отозван в Ис­панию и смещен.

Дальнейшую судьбу покоренных индейцев майя ярко рисует одна из старинных рукописей.

«...когда пришла нищета, когда явилось к нам хри­стианство и истинные христиане, тогда вместе с истин­ным богом пришли и наши страдания. Начались поборы, началось взыскивание податей в пользу церкви, началась безудержная погоня за деньгами, начались раздоры и стрельба, началось притеснение народа, начались на­силия и грабежи, началось вымогательство долгов на основе ложных показаний, начались взаимная вражда, страдания и разбой. Таково было начало подчинения испанцам и церковникам».

С укреплением власти испанцев порабощение индей­цев было узаконено. Каждый конкистадор любыми средствами и без каких-либо ограничений мог добывать себе рабов. Индейцам пришлось покинуть свои селения и перебраться в испанские поместья. За малейшее со­противление туземцы - «эти исчадия сатаны», как их называли угнетатели, - подвергались суровым нака­заниям.

С жестоким фанатизмом испанцы искореняли культур­ные традиции индейцев майя, разрушали их древние храмы, разбивали статуи богов, разоряли алтари, сжи­гали на кострах книги, написанные индейскими жрецами. По некоторым сведениям, ревностные миссионеры за один только раз уничтожили пять тысяч различных изваяний богов, тринадцать каменных алтарей, двадцать два небольших камня с рельефами, двадцать семь руко­писей на оленьей коже и сто девяносто семь сосудов с рисунками. Ретивый инициатор этого сожжения фран­цисканский монах Ланда по этому поводу писал: «Ввиду того, что в этих книгах не было ничего, кроме суеверий и сатанинской лжи, мы все их сожгли...». Погибли целые библиотеки - неоценимые памятники древности.

Францисканский монах хронист Диего де Ланда, так ревностно искоренявший культуру майя, поведал в своей хронике правду о конкистадорах. Он прибыл на Юкатан в 1549 году проповедовать среди индейцев католическую веру. Двенадцать лет спустя он’ был уже главой всех францисканских миссий на Юкатане. Превысив свои полномочия, Ланда в 1561 году организовал в стране майя трибуналы инквизиции (что являлось прерогати­вой одних лишь епископов) для преследования креще­ных индейцев, подозреваемых в отступничестве от като­лической веры и поклонении древним богам.

Ланда получил известие, что в одной из пещер обна­ружены окровавленные идолы, а рядом с ним - убитый олень. Фанатик-монах начал суровое следствие. Трибунал инквизиции вырывал у индейцев признание жесто­кими пытками. Для начала индейцев безжалостно изби­вали плетьми - каждый получал по двести ударов, затем несчастных подвешивали за руки, спины их обли­вали кипящим воском, жгли каленым железом или под­вергали пытке водой: в рот вставляли рог, через кото­рый вливали кипящую воду. Затем палач ногами ста­новился на живот несчастного и из его рта, носа и ушей выливалась вода пополам с кровью.

Пытки и следствие продолжались чуть ли не девять месяцев. Монахи и воины рыскали по всему Юкатану в поисках языческих реликвий, главным образом древ­них рукописей. Их надо было во что бы то ни стало уничтожить, ибо они содержали дьявольские, наущения.

В августе 1562 года в одной из древних столиц майя - Мани - Ланда устроил аутодафе: на костре были сожжены отступники христовой веры, не покаяв­шиеся в своих грехах, а также семьдесят вырытых из могил трупов индейцев, погибших во время пыток или повесившихся в тюрьме. Ланда сжег также найденные им рукописи и другие ценные предметы - статуи богов и сосуды. Погибли книги, которые могли бы раскрыть тайны культуры майя. В своем стремлении искоренить язычество фанатичные монахи похитили у человечества историю целого народа.

У горящих костров монахи подвергали истязаниям еще не приконченных пытками мучеников инквизиции, всячески издеваясь над ними.

Всего было подвергнуто пыткам свыше шести тысяч мужчин и женщин, из них сто пятьдесят вскоре умерли, остальные остались калеками на всю жизнь.

К тому же Диего де Ланда был не единственным, кто пытал и уничтожал индейцев.

Не в силах переносить такие мучения и рабский труд, народ майя неоднократно восставал против ненавистных чужеземцев, с невиданной яростью уничтожая всех по­падавших в плен. Хронист рассказывает: «...испанцам была уготована особо жестокая смерть: индейцы испы­тывали к ним такую огромную ненависть, что не щадили и убивали даже их индейских рабов, убивали даже собак и кошек, а деревья, привезенные из Испании, вырывали с корнями и уничтожали любое имущество испанцев...»

Ланда добавляет, что индейцы имели полное основание защищать свою свободу и доверять своим мужествен­ным вождям, надеясь таким образом освободиться от испанцев. Индейцы сражались очень храбро. Ланда рас­сказывает о поединке одного испанского арбалетчика с индейским лучником. Индеец ранил испанца в руку; тот, в свою,очередь, тяжелой железной стрелой пронзил своему противнику грудь. Тогда индеец, чувствуя, что рана смертельна, обрезал гибкую лиану и повесился на виду у всех, чтобы никто не смог сказать, что его убил испанец.

У индейцев было много таких мужественных воинов. Но одним лишь мужеством нельзя было одолеть одетых в доспехи завоевателей. Они беспощадно уничтожали индейцев, травили их злыми собаками, специально обу­ченными для охоты на людей (впервые использованными еще Колумбом при захвате Ямайки). Но сами конки­стадоры - нищие идальго, бандиты и грабители - в ярости своей превосходили свирепых собак.

Католическая церковь провозгласила этих бандитов проповедниками христианства, в святости своей равными апостолам; всякое сопротивление им объявлялось святотатством, ибо, как было сказано, в папской булле, «всякий, оказавший сопротивление этому, должен счи­таться нанесшим оскорбление всемогущему богу и свя­тым апостолам Петру и Павлу».

Численность индейцев на Юкатане стала резко сокра­щаться. Они гибли во время восстаний и от болезней, завезенных европейцами. Особенно много жизней унесли эпидемии оспы и кори. Ланда, правда, утверждает, что индейцы якобы с приходом испанцев не только ничего не потеряли, но многое приобрели.

Разумеется, нельзя отрицать, что испанцы завезли в новые земли много домашних животных и птиц прежде не известных туземцам: лошадей, мулов, ослов, коров, свиней, овец, коз, кур, голубей, кошек. Кроме того, из-за океана было завезено много различ­ных деревьев и растений (апельсины, лимоны, виноград­ная лоза, фиговое дерево, дыня и другие овощи), а.также сельскохозяйственные орудия.

Сообщая об этом, Ланда лицемерно добавляет: «Бог дал индейцам не только указанные вещи: они получили также без оплаты то, чего нельзя ни купить, ни зарабо­тать, а именно, правосудие и христианство, и мир...» Однако ни домашние животные, ни культурные расте­ния, ни христианский бог не принесли туземцам ничего, кроме горя и страданий.

Здесь можно было бы еще добавить, что Испания, а затем и весь мир получили от майя кукурузу, поми­доры, какао, ваниль, ананасы и другие не менее ценные сельскохозяйственные культуры.

Пользу от ввезенных в Новый Свет культурных расте­ний возымели за редкими исключениями лишь белые колонисты. А выращиваемые испанскими помещиками стада были для индейцев настоящим бедствием: животвые вытаптывали и уничтожали посевы.

О незаконных действиях Ланда было доложено епи­скопу, и ретивого монаха отозвали в Испанию, где он был, однако, не только оправдан, но даже получил по­вышение, и в 1573 году вернулся на Юкатан в сане епископа Мериды.

В своей хронике он всячески превозносил деятельность монахов на Юкатане, описывая, как они обучали индей­ских детей, боролись с идолопоклонством и якобы за­щищали индейцев от жадных конкистадоров, безжа­лостно грабивших и эксплуатировавших их. Конкиста­доры же, считая монахов своими конкурентами (как это и было в действительности), совершали набеги на мона­стыри, громили их и обвиняли монахов в подстрекатель­стве индейцев к восстаниям.

По возвращении в Испанию Диего де Ланда завершил монументальный труд - подробную историю Юкатана, над которой он работал свыше десяти лет. Книга назы­валась «Сообщение о делах в Юкатане». Использовав собранные у индейцев материалы, Ланда подробно опи­сал жизнь майя, их обычаи, религию и историю, а также дал географическое описание Юкатана, показал ход открытия и покорения испанцами полуострова.

Хроника Ланды «Сообщение о делах в Юкатане» вместе с тремя рукописными кодексами майя и надпи­сями на камнях, - вот те скудные источники, которые знакомят с языком, письменностью и календарем майя. Как это ни парадоксально, но именно этот монах, с та­кой яростью уничтожавший памятники культуры майя, их рукописй, надписи на скульптурах, гробницах, алта­рях, вазах и проч., способствовал сохранению источни­ков письменности майя. В своей хронике он изобразил знаки, которыми пользовались майя при письме. Боль­шой вклад в расшифровку их внес советский ученый Ю. Кнорозов (он же перевел на русский язык и книгу Ланды, написав к ней предисловие и снабдив коммента­риями).

Однако расшифрованы еще далеко не все письмена. В лесах Юкатана ждут еще своих открывателей многие исчезнувшие с лица земли города, заросшие деревьями руины пирамид и храмов - свидетели истории и куль­туры майя.

нуля в математике. Они были блестящими астрономами - путь движения Венеры по своей орбите вычисляли с ошибкой в 14 секунд в год. Майя также были великолепными архитекторами и скульпторами. При этом они не использовали металл и не имели представления о колесе. Однако их изящные и огромные храмы, дворцы и пирамиды выросли по всему полуострову Юкатан. Но это было до IX века нашей эры.

Задолго до европейцев, раньше многих других учёных мира, майя предсказывали солнечные и лунные затмения, начали пользоваться понятием нуля в математике. Они были блестящими астрономами - путь движения Венеры по своей орбите вычисляли с ошибкой в 14 секунд в год. Майя также были великолепными архитекторами и скульпторами. При этом они не использовали металл и не имели представления о колесе. Однако их изящные и огромные храмы, дворцы и пирамиды выросли по всему полуострову Юкатан. Но это было до IX века нашей эры.

В IX веке произошла какая-то странная, страшная и загадочная катастрофа. После чего всякое строительство прекратилось и люди ушли с обжитых мест, а джунгли поглотили своей растительностью все города майя. К приходу конкистадоров от великих майя остались лишь небольшие разрозненные племена.

Что же случилось с империей майя когда, по мнению некоторых ученых, в течение всего ста лет погибло не менее одного миллиона человек? По одной версии это связано с большой засухой, а также с сильными землетрясениями и даже эпидемиями малярии и лихорадки.

По другой версии, которая одно время была достаточно популярной, всё это приписывалось социальными потрясениями. Так, при раскопках в Тикале, археологи обнаружили множество намеренно испорченных каменных скульптур. При этом, за всю 600-летнюю историю Тикаля здесь никогда не было завоевателей-чужеземцев. Некоторые ученые сразу сделали вывод о назревании в царстве майя нечто вроде революционной ситуации, которая переросла потом в массовые беспорядки. Во время беспорядков, бунтовщики, как предполагают учёные, рушили многие каменные изваяния, а заодно вырезали всех особ царственного рода.

Существует и версия о внешнем воздействии. Причем первыми среди чужеземцев здесь побывали теотиуаканцы. Следы их культуры видны в некоторых городах-государствах майя. Следующими иноземцами считаются воины мексиканского племени пипиль, которые одержали вверх над воинственным племенем майя-киче. Однако, пипиль появились здесь уже после заката золотого века майя.

Другая версия учёных связана с периодами изменения солнечной активности, влияние которой на подъём и упадок цивилизаций было открыто американскими учёными в 90-х гг. XX века. Дело в том, что процесс образования пятен на солнца меняется через каждые 3744 года и очередной спад солнечной активности будет 23 декабря 2012 года, дата, которую индейцы считают окончанием современной пятой эпохи жизни вселенной. Исследованиями было установлено, что упадок индейской цивилизации происходил во время пика наименьшей солнечной активности. Это отразилось на гормональную активность женщин и на их плодовитость, в следствии чего численность населения майя стала резко сокращаться, а детская смертность достигла небывалых размеров за всю историю цивилизации.

Но так ли это? Верны ли все эти гипотезы и догадки учёных? Достоверных фактов нет… Быть может на крах империи майя повлияло совокупное стечение обстоятельств всех вышеперечисленных версий… За столь короткий срок (приблизительно 100 лет) были разрушены и покинуты многие города майя, а причин произошедшего никто так и не знает.

Ничего не осталось, лишь несколько строк из книги майя-киче "Пополь-Вух" ("Книга Совета"): "Давайте пойдем и поищем, и мы увидим, есть кто-нибудь, кто будет хранить наш знак. И мы найдем, что будем должны сказать им, и, таким образом, мы будем жить. "Нет стражей для нас", - сказали тогда Ягуар Киче, Ягуар Ночь, Ягуар Ничто и Ягуар Ветер. Они услышали новость о городе и пошли туда".

Засуха

Руины города Майя Тикаль спрятались глубоко в джунглях Гватемалы. Над покровом джунглей возвышаются несколько храмов и дворцов города. Камни города с замысловатой резьбой на них подвержены влиянию погоды. Огромная площадь города покрыта мхом и поглощена джунглями. Единственные жители этого места - дикие животные и птицы.

Но 1200 лет назад, Тикаль был одним из главных городов обширной и великолепной цивилизации Майя, которая занимала большую площадь Мезоамерики, на территории нынешних стран Белиза, Гватемалы и южной Мексики. Население Тикаля насчитывало приблизительно 100.000 человек. Тростниковые хозяйства и поля протянулись настолько далеко, насколько можно было бросить взгляд. Майя процветали около 2000 лет. Без использования колёс и металлических инструментов, они строили массивные каменные сооружения. Они были и разносторонними учёными. Они отследили солнечный год в 365 дней (причём год у них был поделен на 18 месяцев, содержащих 20 дней каждый, а "лишние" 5 дней они считали "несчастливыми") и одна из доживших до наших дней книг Майя, содержала таблицы эллипсов. Из обсерваторий, например как в Чичен-Ице, Майя следили за развитием звезды войны, Венеры. Они изобрели свою собственную математику, используя в основе числа до 20, и у них даже была концепция нуля. У них также была и своя система письменности. Цивилизация Майя была настолько стабильна и обустроена, что у них даже было слово, обозначающее 400-летний период.

Общество Майя было нестабильным и часто было жестоким. Оно было основано на строгой иерархии и было сильно спиритично. Людей приносили в жертву богам для их умиротворения. Элита также подвергала себя пытками - правители мужчины Майя протыкали свою крайнюю плоть пениса, а женщины протыкали свои языки, очевидно надеясь, что это обеспечивает пищу богам, нуждающимся в человеческой крови.

В IX веке мир Майя был перевёрнут вверх ногами. Многие великие центры Майя, как и Тикаль, были заброшены. Священные храмы и дворцы на непродолжительное время стали домами для небольшого количества поселенцев, которые оставляли свой домашний мусор в этих же зданиях. Потом и они ушли, Тикаль был покинут людьми уже навсегда и цивилизация Майя больше не смогла возродиться. Лишь незначительная горстка людей Майя смогла выжить к моменту прибытия Испанских конкистадоров в XVI веке.

Десятилетия археологи искали объяснения падения цивилизации Майя. Множество теорий было выдвинуто от военных действий и вторжений до миграций, болезней и истощения плодородности полей. Многие думают, что истинная причина состоит из комбинаций этих и других факторов.

Но ни одна из традиционных теорий не была достаточно хороша для Дика Гилла (Dick Gill). Он верил, что причиной разорения Майя - стала засуха. В любом случае засуха, как единственное объяснение крушения цивилизации Майя, была чрезвычайно спорной. Дик Гилл был крайне необычным человеком, выдвинув такую необоснованную гипотезу.

Интерес к Майя возник у него в 1968 году после того как он посетил Чичен-Ицу, руины которой его неподдельно тронули. Он решил тогда найти ответ на загадочное падение цивилизации Майя, в то же время не оставляя свою карьеру банкира. Однако, в начале 1980-х разразился банковский кризис в Техасе. Его семейный бизнес рухнул и он стал полностью свободен для осуществления своей мечты. Он поступил в колледж изучать антропологию и археологию.

Его понимание того, что могло произойти с Майя пришло внезапно - из собственных детских воспоминаниях об опустошающих засухах в 50-х годах в Техасе, когда фермы были буквально "выжжены". Жара и солнечные дни были в то время нескончаемы. Он чувствовал, что и Майя столкнулись с огромной засухой, но у него не было доказательств и он начал их поиски вместе с археологом доктором Фредом Валдезом (Fred Valdez).

Валдез, из Техасского университета, работал в джунглях Белиза. Он подсчитывал фермерские хозяйства Майя, чтобы приблизительно подсчитать общее количество населения Майя. По фрагментам керамики, найденными Валдезом, он понял, что многомиллионное население Майя умерло внезапно. Гилл знал несколько факторов этой внезапности - но главным фактором была засуха.

В глазах Гилла это усилило его теорию. Настало время поднимать архивы. Национальный архив Мексики зафиксировал в начале XX в. засуху в регионе Майя, продолжавшуюся 3 года, что косвенно свидетельствовало в пользу его теории. Далее он наткнулся на ещё более ранние свидетельства повторяющихся засух, датируемые колониальным периодом. В 1795 году урожаи были очень плохими и зерно в хранилищах истощалось быстрыми темпами, люди были напуганы, что их ждёт смерть, которую они часто видели раньше, и они попросили о помощи. Дик теперь имел доказательства засух в прошлом, но никак не в IX в.

Однажды он случайно наткнулся на метеорологический документ, озаглавленный как: "Dendrochronology, mass balance and glacier front fluctuations in northern Sweden".

В северной Европе было очень холодно как раз в то время, когда исчезли Майя. Но какая связь между ними?

Гилл продолжал изучать метеорологические записи и обнаружил, что один из фронтов высокого давления двигался с севера Атлантики к Центральной Америке вначале XX века как раз во время засух в регионе Майя, что явилось для него заключительным доказательством.

Хотя косвенные доказательства становились всё более обоснованными, Гилл до сих пор не имел прямого доказательства засухи IX века. В конце концов он нашёл это доказательство, когда команда из университета Флорида посетила озеро Чичанканаб на п-ве Юкатан.

Группа интересовалась климатом в прошлом и исследовало его, собрав со дна озера из ила зёрна кукурузы. Чем глубже в иле они находили зёрна, тем старее они были.

Вернувшись в свою лабораторию в Джейнсвилле, они исследовали мельчайшие поверхности из каждой партии зёрен и выделили две группы кислорода, содержащегося в них - "лёгкий" и "тяжёлый". В зёрнах периода обильных осадков преимущественно содержался "лёгкий" кислород. Большее количество "тяжёлого" кислорода свидетельствовало о том, что вода в озере испарялась - стояла жара и была сухая погода. В зёрнах IX века было исключительно много "тяжёлого" кислорода, это указывало на то, что за 7000 лет это был самый сухой период.

Это было главным доказательством гипотезы Гилла, которое он искал.

Открытие учёных

Основой довольно сложно организованного общества древних майя служили крупные города на полуострове Юкатан (теперь это часть Мексики). Население их достигло максимума в восьмом столетии и составляло 15 млн. жителей, но в течение девятого столетия цивилизация пришла в упадок по причинам, которые оставались до сих пор не до конца ясными.

Теперь исследователи под руководством Геральда Хауга, профессора геологии из Потсдамского университета (Германия), изучившие образцы осадочных пород, высверленные из глубины бассейна Кариако (расположенного к северу от Венесуэлы), идентифицировали три периода интенсивной засухи, которая произошла в 810, 860 и 910 годах н.э. Эти даты соответствуют трем стадиям краха майя, утверждают ученые.

Хауг и его коллеги сопоставили полосы в образцах ежегодным влажным и сухим сезонам. После этого они детально проанализировали концентрацию титана в осадках, проводя замеры с промежутками в 50 микрометров. Титан - это индикатор ливней, потому что интенсивные дожди вымывают больше металла из земли, и он попадает в больших количествах в океанские донные отложения. Ежегодное различие в концентрации между влажным и сухим сезоном составляет целых 30 процентов. В промежутке, соответствующем IX-X столетиям, было проведено 6 тыс. замеров в 30 см осадочных пород и найдены эти три абсолютных минимума. Кроме того, все девятое столетие страдало от недостатка дождей, так что это был очень засушливый период с тремя интенсивными засухами. Изменение климата было тем, что подтолкнуло общество майя к краху.

Руины - свидетели катастрофы

В поздний классический период начала исчезать с лица планеты великая культура, которую создало племя майя.

Сотни городов одной из величайших цивилизаций мира похоронил под собой толстый ковёр дождевых лесов. Лишь медленно разрушающиеся безжизненные камни, хранящие разгадку тысячелетних тайн, остались от огромных поселений, в которых некогда кипела жизнь. В этих руинах - свидетелях неизвестной миру катастрофы, заставившей древние племена майя покинуть свои города - археологи не прекращают поиски причин гибели высокоразвитой цивилизации.

Миролюбие и гуманность или воинственность и жестокость?

Долгое время считалось, что племя майя представляло собой вполне гуманное общество. Историков, придерживающихся такой концепции, не смущали многочисленные свидетельства, указывающие на приношения в жертву богам живых людей.

Они усматривали в жестоком ритуале присущее многим древним народам желание умилостивить богов и не хотели признавать в жутких сценах насилия доказательства неблагополучия в обществе. До тех пор, пока историкам не удавалось расшифровать письменные источники, которые оставило после себя древнее племя майя, принято было считать этот уникальный народ не склонным к военным столкновениям. Исследователи утверждали, что изредка на смену миролюбию соплеменников, раздражённых недостойным поведением соседей, приходило желание ввязаться в незначительный по масштабам локальный конфликт. Однако археологические находки, сделанные в ряде затерянных в джунглях городов, заставляют дать иную оценку миролюбию майя позднего классического периода. Рост числа вооружённых столкновений племён в VII - IX веках доказывают остатки массивных укреплений, построенных для защиты ритуальных центров, дворцов и поселений от вторжения вражеских воинов. На относящихся к указанному периоду каменных памятниках, фресках и керамической посуде в немалом количестве присутствуют яркие сцены войны.

Подтверждение теории «длительной мировой войны»

Племя майя, история которого вызывает огромное число дискуссий в научном мире, записывало все важные события на каменных стеллах и камнях, украшавших ритуальные здания.

Дешифровка письменности майя показала, что большинство записей, увековеченных в камне, содержат сведения о завоеваниях царей, различных формах противостояний, захвате пленников и способах жестокой расправы над ними. Каменные ступени с причудливым узором, повествующем о борьбе правителей городов за власть, археологи обнаружили в глубине лесов Гватемалы - городе Дос Пилос, едва ли не первом покинутом жителями. Эта находка подтвердила теорию о «длительной мировой войне», согласно которой сверхдержавы Калакмул и Тикап являлись участниками длительного и сложного конфликта, в который втягивались и соседние города-государства. Надписи на ступенях рассказывают о непосредственном участии короля Дос Пилоса в этом вооружённом противостоянии. Учёные пришли к выводу, что разобщённое племя майя к началу X столетия имело шанс перейти на более высокий уровень политической организации и объединиться в мощной империи, но в силу разных причин этого не случилось. Мир майя раскололся на несколько небольших государств, которые не прекращали воевать друг с другом за контроль над территориями. Насилие в конечном итоге и погубило древнюю цивилизацию.