Как легко различить родительный и винительный падеж. Мастер-класс
Грамматика русского языка невероятно обширна и вместе с тем крайне сложна. Однако если как следует разобраться в теме, представляющей для вас проблему, в конечном итоге все встанет на свои места.
В данной статье мы поговорим о том, как отличить винительный падеж от родительного, и еще о нескольких трудностях склонения существительных и местоимений. А начнем мы с основных понятий и правил.
Значение падежей в русском языке
Для связи слов в предложениях все самостоятельные части речи могут принимать необходимую форму: глаголы изменяются по временам, числам, лицам и залогам, а имена существительные, числительные, прилагательные, причастия и местоимения - по числам и падежам. Так они осуществляют свою в предложениях, однако для этого необходимо склонять их правильно.
В русском языке существует всего 6 падежей, каждый из них имеет вспомогательные вопросы и собственные окончания. Однако при выборе последних строго необходимо учитывать Плюс все связанные со словами этой части речи прилагательные, причастия и числительные также от него зависят. Таким образом, чтобы научиться изменять по падежам все эти морфологические единицы, сначала нужно подробно изучить эту категорию.
Склонение
К постоянным признакам имен существительных как части речи относятся род (женский, мужской, средний), склонение (1-е, 2-е, 3-е, несклоняемые и разносклоняемые слова). Также следует различать существительные одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные. И именно от второй категории зависит изменение по падежам, а точнее добавление необходимого окончания.
Необходимо знать, что в первое склонение включены имена существительные как мужского, так и женского рода с окончаниями «-а» и «-я», к примеру, радуга, лисица, мужчина. Во второе - мужского рода с нулевым окончанием (зять, гений, йогурт) и все (окно, горе, ложе), а в третье - только те слова женского рода, которые оканчиваются на «ь» (мать, ночь, рысь). Однако для изменения по падежам склонение существительных имеет значение только в единственном числе, поскольку во множественном все слова данной части речи имеют одинаковые окончания («-ы/-и,-а/-я»), к примеру, лисицы, йогурты, матери, берега, якоря.
Роль падежей
Каждый из шести падежей в русском языке имеет собственное значение и цель применения в тексте. Так, с их помощью слова выполняют свою синтаксическую роль, образуя связь с в словосочетаниях.
Также по падежу можно определить, к какому члену предложения относится данное имя существительное: если оно находится в именительном падеже - это подлежащее, если в предложном и отвечает на вопрос «Где?», в родительном («откуда?») или в винительном («куда?») - это обстоятельство, в остальных случаях - дополнение.
Что касается прилагательных и причастий, то они, вне зависимости от падежа, являются определениями, как и А вот количественные - всегда обстоятельства со значением меры и степени и отвечают на вопрос «сколько?».
Не подлежат изменению по падежам
Особенного внимания требуют несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. К первым из них относятся слова, главным образом позаимствованные из иностранных языков. К примеру, казино, эскимо, кашне, кашпо, кофе и др. Их форма является неизменной, то есть их невозможно просклонять по падежам, поскольку их окончание останется прежним. В связи с этим проблема, как отличить винительный падеж от родительного или какое окончание выбрать при написании, данной категории слов не касается, а потому их легко употреблять в тексте.
И. п.: в чашке что? - вкусный кофе
Р. п.: нет чего? - вкусного кофе
Д. п.: добавить к чему? - ко вкусному кофе
В. п.: хотеть что? - вкусный кофе
Т. п.: пахнет чем? - вкусным кофе
П. п.: думать о чем? - о вкусном кофе
Изменение по падежам вне правил склонения
Однако значительную трудность представляют разносклоняемые слова, их всего 11 (путь + 10 на «-мя»: семя, вымя, бремя, темя, стремя, племя, время, имя, пламя, знамя). При их изменении по падежам они принимают окончания разных склонений. Помимо этого, только существительное в винительном падеже или именительном из ряда слов на «-мя» не требует добавления суффикса «-ен» при склонении в единственном числе. В остальных же случаях он необходим.
Однако именно поэтому вопрос о том, как отличить винительный падеж от родительного, не касается разносклоняемых существительных, поскольку форма их в. п. идентична и. п. Во множественном числе родительного падежа к ним добавляются суффиксы «-ён» («имён, племён») и «-ян» («стремян, семян»). Проще это запомнить визуально: по прикрепленному фото «таблица падежей разносклоняемых существительных».
Основная трудность
Чтобы научиться справляться с задачей, как отличить винительный падеж от родительного, необходимо научиться правильно задавать вопросы к словам и определять морфологические признаки имен существительных. Это поможет воспользоваться небольшой хитростью путем замены трудных слов на те, которые ясно различаются в этих двух падежах, т. е. на любой пример 1-го склонения.
Так, если вы видите в тексте одушевленное имя существительное во множественном числе, то вместо него следует мысленно использовать неодушевленное в той же форме. К примеру, "вижу кого? - людей" ("вижу что? - книги" - так как не является подлежащим, то это не и. п., а значит выбираем в. п.), "нет кого? - людей" ("нет чего? - книг" - р. п.).
Если же проблему составляет одушевленное имя существительное мужского рода 2-го склонения, то подставьте вместо него «мама», а затем задайте к нему вопросы винительного падежа и родительного со К примеру, вижу кого? - ослА (вижу кого? - мамУ - в. п.), нет кого? - ослА (нет кого? - мамЫ - р. п.). Аналогичную хитрость нужно использовать, чтобы различить винительный и родительный (личных и возвратных), а склонять притяжательные следует ориентируясь на связанные с ними существительные.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
«Лишь усвоив в возможном совершенстве первостепенный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.»
Ф.М. Достоевский
Изучение падежей имени существительного одна из важных тем русского языка. Знание падежей помогает нам правильно излагать мысли, быть уверенными в выполнении письменных работ.
Благодаря исследовательской работе, мы изучили историю возникновения падежей, узнали их значение и трудности, закрепили навыки разграничения падежей именительного, винительного и родительного. Наше исследование позволило нам также определить самые трудные падежи.
Согласно социологическому исследованию, самым трудным в определении падежом среди наших одноклассников является винительный падеж, на втором месте – именительный падеж. Надо отметить, что сам по себе именительный падеж трудностей не представляет, но в тексте его можно перепутать с винительным падежом.
Для чего языку нужен падеж? Если бы, например, в русском языке вдруг исчезли все падежные окончания, мы не сумели бы понять ни одного предложения. Например, в предложении Волк испугал Петю существительное Петя стоит в винительном, а существительное волк – в именительном падеже. А теперь попробуем в том же самом предложении поставить существительное Петя в форму именительного, а существительное волк – в форму винительного падежа: получившееся предложение Петя испугал волка описывает иную ситуацию, в определенном смысле противоположную первой. Можно сказать, что падеж указывает на те роли, которые Петя и волк играют в ситуации: если поменять падежи, то и роли поменяются.
Таким образом, изучение падежей является необходимым для каждого, кто желает в совершенстве овладеть русским языком.
Цели:
- формировать умения распознавать И.п. и В.п. имён существительных в предложении;
- отрабатывать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу, разбирать предложение по членам;
- воспитывать внимательность, самостоятельность, чувство взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, учебник «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Проверка дом. задания.
2 слайд
С. 80 упр. 150
– Дома вы должны были составить предложения и определить падеж имён существительных.
– Что надо сделать, чтобы определить падеж?
(Чтение предложений и определение падежей)
– Прочитайте предложение, которое соответствует предложенной в учебнике схеме.
III. Чистописание.
3 слайд
IV. Словарно-орфографическая минутка.
4 слайд
На слайде напечатаны слова на фоне рисунка «В поле». Найти лишние.
Какие буквы пропущены?
С оставшимися словами составить словосочетания, поставив их в различных падежах. Записать в тетрадь с комментированием, определить падеж.
(Например: хлеб из пшеницы (Р.п.), наблюдал за работой (Т.п.) и т.д.)
V. Работа над новой темой.
5 слайд
Сообщение темы урока и постановка целей.
– Сегодня мы будем продолжать учиться определять падеж имён существительных.
Посмотрите, у нас в гостях два падежа. Они очень похожи друг на друга и мы будем учиться их отличать. Как вы думаете, какие это падежи? (И. и В.) Формирование новых знаний.
– В чём сходство (вопросы ) и различие (предлоги, член предложения ) этих падежей?6 слайд
– А что о себе расскажут сами падежи?
– Я именительный падеж, 7 слайд
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.– А я винительный падеж, 8 слайд
И я во всём виню невежд.
Зато отличников – люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
– Прочитайте предложения. 9 слайд
– Какое сущ. встретилось во всех предложениях?
– На какой вопрос оно отвечает? Можно ли по нему определить падеж?
Вывод: Неодушевлённые имена сущ. и в И. и в В. падежах отвечают на один и тот же вопрос – что?
– Тогда давайте искать отличия.
Вывод: Если сущ. является подлежащим, то оно стоит в И.п., если второстепенным членом, то в В.п. (с предлогом или без).
Разбор предложений с комментированием.
У какого ещё сущ. мы не определили падеж? (растёт где? в чём? в питомнике – П.)
Что такое питомник?
VI. Закрепление знаний.
10 слайд
Дополните предложение существительными, поставив их в нужном падеже.
Саша взял ………. вышел на ………. и расчистил ……….. .
Проверка пропущенных букв по слайду.
Что ещё вы нашли в этом предложении? (Предложение с однородными членами. Объяснить постановку запятой, союз и).
Слова для справок: ул..ца, д..ро..ка, л..пата.
VII. Подведение итогов, выводы по таблице.
11 слайд
Как отличить Им. падеж от Вин.?
Д/з стр.81 упр.153, учить правило.
VIII. Задание на карточках (по вариантам).
IX. Рефлексия.
Заполнение таблицы.
Как отличить винительный падеж от родительного.
Родительный падеж.
Согласно определениям, родительный падеж обозначает:
Принадлежность кому-либо или чему-либо, например «шкурка песца», « журнал учителя»;
Если имеет место соотношение целого и его части, например «страница журнала (Р.п.)»;
Отображение признака предмета по отношению к другому предмету, например «результаты опроса (Р.п.)»;
Объект воздействия при наличии глагола с отрицательной частицей «не», например, «не ест мяса (Р.п.)»;
Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение или удаление, например,
«желать счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»;
Если имеет место сравнение предметов, например, «крепче дуба (Р.п.)»;
Если существительное является объектом измерения, счета или родительной даты, например «ложка
сметаны» или «День Парижской Коммуны».
Винительный падеж.
Винительный падеж обозначает:
Переход действия на предмет полностью, например «листать журнал», «вести машину»;
Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать месяц»;
В редких случаях образуется как зависимость от наречия, например, «обидно за друга».
Чтобы никогда не перепутать падежи существительного, важно помнить, что каждому падежу в русском
соответствует универсальный вопрос, задав который данному существительному, в итоге получаем
соответствующий падеж.
Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для
неодушевленных
существительных.
Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для
неодушевленных существительных.
Определять падежи существительных по его определениям или окончаниям крайне затруднительно.
Допустим,
запомнить все определения родительного и винительного падежей довольно непросто. А окончания
существительных довольно часто совпадают.
Приведем пример с использованием одушевленного существительного во множественном числе:
Неподалеку я заметил людей. (вижу кого? - В.п.)
Вокруг не было людей. (не было кого? - Р.п.)
Как видите, в обоих падежах слово склоняется одинаково.
Но, для того, чтобы окончательно убедиться в правильности определения падежа, подставьте мысленно
вместо одушевленного существительного неодушевленное.
Например:
Неподалеку я заметил столб. (вижу кого? - В.п.)
Вокруг не было столбов. (не было кого? - Р.п.)
Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от
же существительного, имеющего родительный падеж.
Отсюда можно сделать выводы:
1. Чтобы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.
2. Если вам сложно определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к
обоим падежам, то подставьте вместо этого существительного неодушевленное и задайте ему
определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если
слово будет выглядеть как в именительном падеже, тогда падеж вашего существительного – винительный.
Полезный совет.
В русском языке существуют несклоняемые существительные, например, «пальто», «кофе», когда в любом
падеже слово выглядит одинаково. В этом случае падеж можно определить только по ключевому вопросу.
Родительный падеж также можно определить, используя проверочное слово «кошка». Подставив на место
любого существительного указанное слово, обратите внимание на окончание. Пример: вместо слова
«учитель» в словосочетании «гордость за учителя» подставив проверочное слово, получаем
словосочетание «гордость за кошку». Окончание «и» указывает на родительный падеж, окончание «у» - на
винительный.
Запомните, что родительный падеж всегда указывает на соотношение целого и части (стакан воды),
сравнение с чем-то или кем-то (красивее Василисы) и принадлежность (мотоцикл брата).
Винительный падеж описывает и обозначает временно-пространственные отношения (ждать минуту), а
также указывает на переход от действия на предмет (гладить кошку).
Источник
Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников.
Интересная статья!!!
13 падежей русского языка.
Изменение окончаний частей речи, которые имеют категорию падежа, дает возможность использовать необходимые формы слов для связи в предложении. От умения правильно употреблять слова в нужном падеже зависит точность и грамотность речи. Отличить родительный падеж от винительного несложно, если знать, для чего служит каждый из них.
Родительный падеж:
- указывает на принадлежность субъекта речи кому-либо или чему-либо (гнездо иволги; совет друга; улицы города);
- отражает соотношение части и целого (чашка чаю; ломоть хлеба; прядь волос);
- употребляется, если есть сравнение без указания на предмет сравнения (тверже стали, нежнее шелка, холоднее льда);
- указывает на связь с глаголом, который употреблен с частицей не (не бояться темноты; не видеть горизонта, не любить соседа);
- указывает на связь с глаголом, обозначающим желание или намерение (хотеть добра; желать удачи, уклониться от ответственности).
В каждом из этих случаев существительные, употребленные в родительном падеже, являются зависимыми словами. От главных к ним можно поставить вопросы: нет кого? или нет чего?
Винительный падеж обозначает:
- действие, направленное на предмет речи (читать книгу; гладить собаку, съесть бутерброд);
- пространственные и временные отношения (преодолеть препятствие; взять барьер; работать неделю).
От главного слова к существительному в винительном падеже можно поставить вопросы: вижу кого? или вижу что?
Выводы сайт
- Неодушевленные существительные имеют разные окончания и отвечают на вопрос (нет) чего? в родительном падеже, (вижу) что? в винительном падеже.
Например:
Обойдусь без (чего?) зонтика. (Р. п.)
Посажу (что?) дерево. (В. п.) - Окончания одушевленных существительных в родительном и винительном падежах могут совпадать. Различать падежи в этом случае следует по смыслу предложения.
Например:
Я не обойдусь без помощи отца. (кого? вспомогательный вопрос: нет кого? – Р. П.)
Мы запомнили отца молодым и энергичным. (кого? вспомогательный вопрос вижу кого? – В. П.) - Падеж неизменяемых существительных также определяют по контексту.
Например:
Хочу купить новое пальто. (кого? что?- В.П.)
Клетка оказалась без кенгуру. (кого? чего? – Р. П.)
Как отличить Именительный падеж от Винительного?
- Именительный падеж от винительного падежа отличается вопросами. Вопросы именительного падежа - кто? что? Например: (кто?) девочка, (что?) мячик.
А вопросы винительного падежа - кого? что? . Например: сказал (кого? что?) слово, сделал (кого? что?) работу.
Чтобы отличить винительный падеж от именительного, можно подставить слово вижу. Вижу (кого? что?) мячик - это существительное стоит в винительном падеже.
Так же:
1Существительные в этих падежных формах выполняют разные синтаксические
функции: в именительном падеже роль подлежащего, в винительном
дополнения.
2Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном падеже имеют предлоги в, на, за, через. - Если ты имеешь ввиду в предложении, то Винительный (в предложении) отличается от Именительного тем, что: Если существительное подлежащее то это Им. падеж, а если второстеп. член то вин.
- Именительный отвечает на вопросы кто, что...а винительный кого, чего
- Нужно задавать два вопроса: кто? что? - Именительный, (винить) КОГО? что? - Винительный. Также КОГО? чего? - Родительный.
- Именительный падеж отвечаеи на вопрос кто, что. Например:кто?(лисица)
Винительный кого, что. Например: Вижу кого? (лисицу) - Задавать сразу два вопроса: кого? чего? - родительный; кого? что? - винительный.
Еще помогает слово сестра. Ставим слово сестра вместо сщетвительного, падеж которого нам трудно определить, и, как бы нелепо ни выглядело получившееся предложение, но если вставляется СЕСТРЫ - родительный падеж, если СЕСТРУ - винительный. - Им. -кто? что?, вин. -кого? что?
- Кто, что? без предлогов, в предложении всегда - подлежащее
Кого, что? могут быть предлоги, второстепенный член предложения. - Задав вопрос именительный падеж отвечает на вопросы (кто? что?) , а винительный (кого? чего?)
- Именительный падеж отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (пример: земля, лиса, вода, дом...) А винительный на вопросы Кого? Что? (землю, лису, воду, дом)
- Спасибо большое за информацию, а то за 25 лет уже все забыла!
- Именительный падеж - это всегда подлежащее,
Винительный падеж - это дополнение (если без предлога) .Чтобы не ошибиться, возьмите слово женского рода, например, "книга", и в предложении, где нужно определить падеж, замените проблемное слово на "книга".
У вас будет или кто? что? - "книга" (Именит. п.) , или кого? что? "книгу" (Винит. п.)
- именит. падеж - вопросы кто? что? винительный - вопросы кого? что?
- Первый отвечает на вопросы Кто? Что?
Второй на Кого? Чего??? - Существительное в именительном падеже отвечает на вопрос "Кто? " или "Что? ", в винительном падеже - на вопрос: "Кого? ", "Что? " (вижу кого, что? . Виню кого, что?)
- а как отлчить?
- В именительном падеже чаще всего стоит подлежащее (действующее лицо или предмет, о котором говорится в предложении).