Теории личности. Фазы развития личности

Развитие личности – это процесс вхождения индивида в определенную социально-культурную среду, т.е. в определенное сообщество, обладающее сложной социальной структурой, иерархией членов и групп общества, обладающие установившимися правилами и нормами поведения.

Фазы развития личности

1. Адаптационная

усвоение социальных ценностей, правил и норм поведения (обычно в семье, без конфликтов)

3. Интеграция

индивидуальные черты личности и социальных норм (проблемная фаза, ребенок в группе, в труде, ЗОЖ и т.д.)

2. Индивидуализация развитие генетически заложенных факторов личности (задатки, способности у ребенка)

Неизбежно возникают противоречия между двумя линиями развития человека: социально адаптационным и генетически заложенным.

Именно поэтому по мере формирования личности, возникают трудности адаптационного периода на 1 фазе развития личности. Эти трудности в той или иной степени связаны с противоречием между, как правило, приветствуемой обществом тенденцией «быть как все» и стремлением личности к максимальной персонализации – стремлением «стать самим собой» характерной для 2 фазы. Фаза интеграции связана с процессом интеграции специфических характеристик человеческой индивидуальности и общественных норм. При этом обычно преобладающее значение имеют нормы относительно узкой общественной группы, того социального слоя, который непосредственно окружает данного человека.

Если человеку удается нормально адаптироваться в имеющей для него важное значение нормативной (референтной) социальной группе, т.е. в группе, соответствующей его социальным интересам, то такая ситуация способствует успешному завершению фазы интеграции. При условии интеграции человека в референтную группу с высокоразвитыми положительными социальными ценностями и моральными нормами у него активно формируются такие положительные черты характера, как справедливость, гуманность, требовательность к себе, доверие к людям, потребность в полезной деятельности и т.д.

Однако в случае трудностей, возникающих на стадиях индивидуализации и интеграции, когда человек не может преодолеть сложности адаптационного периода, у него развивается комплекс негативных качеств: зависимость, робость, неуверенность в себе и своих возможностях, конформизм.

Эти фазы развития личности пересекаются с фазами социализации (первичная, вторичная, повторная).

5. Структура личности

В структуру личности включают ряд систем: способности, мотивация, эмоции, волевые качества, характер, темперамент, эмоции и чувства, нравственные качества.

Личность

Темперамент

Нравственные качества

Характер

Эмоции, чувства

Мотивация

Социальные нормы и установки

Способности

Данные структурные качества будут определять потребительское поведение личности.

Темперамент – индивидуально-своеобразная природно-обусловленная совокупность динамичных проявлений психики, т.е. интенсивность, скорость, темп, протекания психических процессов (реакций). Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Характер – своеобразие склада психологической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь, - в отношении к людям, к делу, к самому себе. Характер формируется и развивается в процессе познания и практической деятельности.

Способности – возможности человека в той или иной деятельности. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Не путать с задатками.

Эмоции – непосредственные переживания в данный момент, связанные с удовлетворением или неудовлетворением потребности.

Чувство – осознанное обдуманное, более сложное, чем эмоции, устоявшееся отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей.

Воля – сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей.

Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности . Могут быть выделены три фазы развития личности:
1) Адаптация
предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и другие) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться. Достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно переживаемых утрат некоторых своих индивидуальных отличий.
× Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода в значимой для него общности и вступить во вторую фазу развития, у него скорей всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появятся робость, неуверенность в себе.
2) Индивидуализация
порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации – тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, – и не удовлетворенной на первом этапе потребности в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельной трансляции своей индивидуальности, интенсифицирует поиск в этой группе лиц, которые могут обеспечить его оптимальную персонализацию.
× Если в фазе индивидуализации он представляет группе свои индивидуальные отличия, которые та не приемлет и отвергает, как не соответствующие потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенная самооценка.
3) Интеграция
детерминируется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.
Всегда происходит взаимная трансформация личности и группы.
Если противоречие между индивидами и группой оказывается не устраненным, возникает дезинтеграция , ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция в ней, что ведет к закреплению характеристик эгоцентрической индивидуализации, либо ее возврат на еще более раннюю фазу развития.
В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складывается новообразование личности – черты, которых не было не только у него, но и у других членов группы, но которые отвечают потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.
+ Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной общности, у него формируются положительные качества личности.
Изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется социальная ситуация, в которую включен индивид. В связи с тем, что у человека в его жизни многократно меняется социальная ситуация и он входит не в одну относительно стабильную и референтную для него общность фазы воспроизводятся множество раз, соответствующие новообразования закрепляются, и у человека складывается достаточно устойчивая структура его индивидуальности.
Протяженные во времени, они выступают как макрофазы (эпохи) развития личности в пределах одной эры, обозначаемые как три эпохи:
1. Детство
- наиболее длительная макрофаза развития личности
- охватывает три возрастных периода (предошкольный, дошкольный, младший школьный)
- характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией


2.Отрочество
- эпоха перелома, обострения противоречий
- преобладание индивидуализации над адоптацией
3. Юность
- начинаясь в школе, выходит за ее хронологические пределы
- идоминирование интеграции над индивидуализацией
Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп, различающихся по уровню развития. Периоды, в свою очередь, делятся на фазы (здесь уже микрофазы) развития личности.

Верны ли следующие суждения?

А. Ограниченный в дееспособности гражданин имеет право совершать только мелкие бытовые сделки;

Б. Ограниченный в дееспособности гражданин имеет право совершать любые сделки, так как Конституция РФ признаёт равенство граждан перед законом.

Верно только А

Верно только Б

Верны оба суждения

Оба суждения неверны.

Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль.Это пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника:

Распоряжаться

Пользоваться

Наследовать

Какая из видов собственности по Конституции РФ является основной в РФ?

Государственная

Кооперативная

В РФ все формы собственности равноправны

Что из перечисленного не может находиться в частной собственности физических лиц?

Железная дорога

Атомная электростанция

Самый распространенный тип собственности в странах с рыночной экономикой:

Частная;

Государственная;

Смешанная;

Кооперативная.

В основе имущественных отношений лежит право на

Свободную информацию

Собственность

Защиту переписки

Свободу совести

Государственная собственность - это:

Когда собственность на землю, природные и мате­риальные ресурсы, средства производства и денеж­ные, духовные ценности принадлежат государству;

Когда движимое и недвижимое имущество принад­лежит власти;

Форма закрепления за человеком прав пользования каким-либо имуществом.

Собственником является...

Фермер, собравший урожай с принадлежащего ему участка;

Арендатор, владеющий домом по договору аренды;

Гражданин, взявший напрокат телевизор;

Человек, арендующий жилье.

Владение собственностью в рыночной экономике может являться причиной

Освобождения владельца от некоторых налогов

Дефицита государственного бюджета

Сдерживания экономического роста

Неравенства в доходах населения

Выделение денежных средств из государственного бюджета на поддержку фундаментальных, исследований и содействие научно-техническому прогрессу характеризует экономическую деятельность госу­дарства в сфере

Потребления

Распределения

Производства

Какое из проявлений характеризует распределение как сферу эко­номики?

Заключение предпринимательской сделки

Посещение молодежной ярмарки вакансий

Увеличение государственных расходов на социальные программы

Изготовление оборудования для автомобильного салона

Бизнесмен решил подарить школе, в которой обучался, компьютерный класс. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника

Распоряжаться

Пользоваться

Наследовать

Гражданин продаёт свою квартиру своей дальней родственнице. Какая отрасль права регулирует отношения гражданина с его родственницей в этом случае?

Семейное право

Уголовное право

Административное право

Гражданское право

Какая из ситуаций характеризуется вступлением человека в имущественные отношения

Проезд в общественном виде транспорта

Аренда офиса для частного детективного агентства

Драка в ресторане

Вооружённое ограбление банка

Покупка саженцев у соседки по даче

Опоздание на урок в школе

личность дошкольный психический

Понятие личность обозначает особый способ существования человека - существования как члена общества. В понятии «личность» есть три акцента: первый подчеркивает, что личность как социальная сущность формируется только под влиянием общества, является результатом разнообразных социальных воздействий. Так, Б.Г. Ананьев определяет «личность» как «объект многих экономических, политических, правовых, моральных, культурных и прочих воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития». А.Н. Леонтьев считает, что «личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Личность представляет собой систему усвоенных социальных ролей, когда роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы, это структурируемый способ его бытия в жизни общества. Личностью не родятся, личностью становятся». Формирование и развитие личности осуществляется в условиях социализации человека и его воспитания.

Второй акцент в понимании личности подчеркивает, что «личность - это интегрирующее начало, объединяющее воедино различные психические процессы индивида, его внутренний мир, самосознание, сообщающее его поведению (деятельности) необходимую последовательность и устойчивость». С.Л. Рубинштейн под личностью понимает «воедино связанную совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». По определению Р.С. Немова, личность - это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях, отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих людей.

Третий акцент - в понимании личности как субъекта социальных отношений, как активного участника деятельности, социального взаимодействия, как творца своей жизни, осуществляющего выборы решений, принимающего ответственность за свои решения, за свое отношение к окружающему миру, к другим людям, к социальному окружению.

Личность развивается в течении всей жизни в той мере, в какой человек выполняет социальные роли, включен в различное виды деятельности, в социальное взаимодействие, по мере того как развивается его сознание и самосознание. Основное место в личности занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности с другими значимыми людьми в обществе. Сознание личности зависит от общественного бытия, его деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена.

В зарубежной психологии под личностью человека понимают комплекс устойчивых признаков (темперамент, чувствительность, мотивация, способности, установки, нравственность), определяющих свойственный этому человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к разнообразным жизненным ситуациям. Понятие «личность» включает в себя совокупность присущих индивиду социальных качеств, которые образовались у него на основе природных свойств (пол, температура и т.п.) в процессе активных взаимодействий с социальной средой (семья, школа, «значимые другие») и деятельности (игровой, трудовой, познавательной).

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, к-рый складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития личности. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

Система межличностных отношений в группах, в свою очередь, порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, к-рые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в совместной деятельности.

В самом общем виде Развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности.

· Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до нек-рой степени уподобление индивида другим членам той же общности.

· Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности.

· Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности (см. Персонализация), с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, к-рые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности - с другой стороны.

В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтные для его группы личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и другим, и т.д.

Ситуация адаптации (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации), интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится. Так закрепляются соответствующие личностные новообразования, в результате чего складывается достаточно устойчивая структура личности, в к-рой происходит социальное Р. л. Наряду с динамикой развитие личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития и способу организации общности, каждая из к-рых доминирует в определенные возрастные периоды. Тип Развитие личности определяется типом группы, в к-рую она интегрирована.

Это вопрос разработан на примере вхождения (микроразвития) человека в новую социальную среду (- модель). Под руководством Петровского были сделаны эти исследования.

Фазы: Z. В. переход из дошкольников в школьники (новая социальная среда - класс).

Z.В. новый ученик приходит в класс;

новые студенты, которые переводятся с одного факультета на другой;

новые компании сверстников;

включение человека в новую трудовую группу;

включение человека в воинскую группу.

При вхождении человека в новую среду имеют место основные общие закономерности.

Многие конфликты идут из этих закономерностей, которые идут из процесса микросоциализации.

Процессы микроразвития в новой социальной среде:

I фаза - адаптация

II фаза - индивидуализация (персонализация)

III фаза - интеграция

I фаза - адаптация

1) процесс активного познания и усвоения в данной общности норм (нормы общения, лексики, одежды, вкусы и т.д.)

2) овладение приемами и средствами деятельности, которыми владеет другая группа, другие члены группы.

3) возникает потребность быть таким как все; быть похожим на остальных; ничем не отличаться от других. Группа ожидает, что входящий в группу новый человек будет похожим на группу.

4) субъективное переживание утраты своих индивидуальных особенностей. Т.е. индивидуальные особенности, которые являются отличительными, должны временно уйти на задний план. Сказываются благоприятные условия, которые способствуют новообразованиям личности.

В результате фазы адаптации возникает противоречие между уровнем адаптированности личности в новой социальной среде и активизированной потребностью быть отличным от новой социальной среды.

II фаза - индивидуализация

1) поиск способов для обеспечения своей индивидуализации

2) трансляция (передача) своей индивидуальности другим.

В молодежной среде:

1) особая манера одеваться; особая прическа;

2) отличие физическими характеристиками (сила, смелость); спортивные успехи;

3) различные виды досуга (танцы, хобби)

4) начитанность, как способ выделения из ближайшего окружения.

Эти способы как правило нетипичны, нестандартны, необычны.

5) Поиск референтной для оптимальной индивидуализации человека группы.

(Нечто тайное всегда притягивает).

III фаза - интеграция

Наступает как результат противоречия между стремлением индивида быть представленным в группе своими индивидуальными способностями и потребностями группы.

2 формы интеграции

1) человек занимает определенную социальную нишу в данной группе своими качествами

2) ниша специально создается личностью; общность, группа трансформирует свои потребности относительно нового человека, который становится лидером.

Z.B. Новгородский телевизионный завод

В бригаду (21 человек) пришли 2 девушки, которые раньше занимались торговлей. В итоге вся бригада стала заниматься торговлей.

Складываются и закрепляются новообразования личности, которые отвечают потребностям социальной группы.

Если противречие между индивидом и группой не разрешается, не устраняется, то наступает стадия дезинтеграции:

1) вытеснение личности из данной группы, сговоры

2) изоляция личности в группе - эгоцентрическая индивидуализация, следовательно, личность находится вне группы; личность не принимает группу, но и не выходит из нее.

3) возврат на более ранние фазы развития (достаточно типично и характерно). Запускается новая фаза индивидуализации.

Эти фазы I, II, III описываются как типичные. Но всегда есть исключения из правил: некоторая стадия может быть очень короткой, а некоторые - очень затянуты (в зависимости от условий, от характера человека).

Микросоциализация - имеет место не только при включении индивида в новую общность, но и изменение самой среды. (Z.B. организация меняет место, смена территории).

Резкое изменение социального статуса индивида в конкретной группе. Z.B.: рядовой член группы становится руководителем; проходит промежуток времени и человек уходит с работы; Z.B. человек был руководителем, стал рабочим в той же группе.

Резко изменяется социальный статус. Человек должен пройти стадии микросоциализации. Человек сталкивается с барьерами, которые не может преодолеть.

Z.B. Выборы руководителей: резкое изменение социального статуса при сохранении социальной среды.

Z.B. Кандидаты в руководители не прошли по выбору: человек стремился к более высокому социальному статусу, но ему пришлось вернуться к прежнему социальному статусу.

После провала на выборах человек может:

1) уйти из организации

2) начать оспаривать результаты выборов

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru