Длина атомной подводной. Атомная подводная лодка - типа Рубис, Франция

Во время холодной войны, в 70-е годы между СССР и США началась очередная гонка за то, кто первый овладеет атомным подводным флотом. Наличие подобного дало бы значительное преимущество той или иной стороне. И именно благодаря упорству конструкторов, подгоняемых военными силами, на свет родилась самая большая подводная лодка .

Американцы утвердили свои позиции за счет атомного ракетного крейсера под названием «Огайо», который в наличии имел около 24 ракет с ядерными боеголовками. Это заставило взяться российских умельцев за более мощный проект, получивший название 941 «Акула», однако иностранные СМИ окрестили его «Тайфун».


До сих пор подлодка, ставшая самой большой в мире, считается наиболее успешным и масштабным проектом, что когда-либо был реализован на территории СССР. Она имела в себе 19 отсеков, каждый из которых был доступен для посещения. Предусмотрено было даже всплытие в невероятно холодных условиях, то есть из-подо льда, что объясняет мощные уплотнение рубки и ее хорошо продуманную защиту.


Самая большая атомная подводная лодка не зря получила такое звание, ведь в длину занимает свыше 173 метров. Наиболее ярким примером, приводимым для соотношения размеров, является футбольное поле. В длину «Тайфун» занимает две такие спортивные площадки. Но впечатлить успел и своим водоизмещением – более 50 тысяч тонн, а это в два раза больше, чем у «Огайо» созданного американскими мастерами.


Сопоставимы они были лишь в скорости – 24 узла могла развить и та, и та подлодка в максимальных своих потугах. Касательно автономности «Огайо» точных данных нет, но вот русское творение могло находиться в водах мировых океанов не менее полугода, без дозаправки и потребности пополнять запасы провизии. Все было включено и предусмотрено.


В движение «Тайфун» приходил лишь благодаря двум ядерным реакторам, которые вырабатывали необходимую энергию для соответствующих каждой из них турбин. Экипаж, обслуживающий корабль, состоял из 150 людей, значительная часть которых была офицерами. Для них были созданы наилучшие условия – обширные каюты на две или четыре персоны. Персональные небольшие кубрики и помещения имели матросы. Стоит учесть, что даже в них, в каждом имелись свои умывальники и телевизоры. Большую часть времени экипаж проводил за вахтой, а в свободные периоды имел возможность отправиться в спортзал, посетить сауну или бассейн, которыми внутри была обустроена подлодка.


В случае тревоги и поступившего указания о том, что боевые действия разрешены, враг мог бы ощутить на себе поочередный взрыв двух десятков ядерных ракет, которые без труда бы превратили в одно сплошное выжженное место сразу несколько прибрежных Американских штатов. Именно из-за этого некогда «Акула» была переименована в «Тайфун». Стоит учесть, что кроме ракет обшитая сталью лодка так же имела в своем распоряжении около трех десятков торпед.


Изготовлено в рамках проекта 941 было, начиная с 1976 по 1988 год, ровно шесть таких подводных конструкций, каждая из которых до сих пор пригодна для действий. Трое эксплуатируются, две находятся в запасе и одна позволяет проводить испытания новых разрабатываемых орудий.

Подводные лодки всегда отличались от иных кораблей, как класс. Они притягивают внимание исследователей, режиссеров, писателей. Связано это с их особым назначением, главная задача – скрытое наблюдение, или же нападение на противника. Леонардо Да Винчи вынашивал проект и создании определённого судна под водой, но из-за опасений перед новой войной он решил уничтожить свои чертежи.

Первопроходцами в создании и использовании подлодки были граждане США. Хорас Л. Ханли автор данного проекта, впоследствии его же имя субмарина и получила. Данное вооружение было применено в гражданскую войну на стороне Конфедерации. Погружалась в воду она, благодаря двум большим цистернам с водой, а при экстренном подъеме сбрасывали балласт. Коленчатым валом семь матросов вращали винты. Наблюдение производилось через две маленькие башни, а в вооружении была лишь одна мина. Именно «Ханли» и применили в настоящем бою, первым потопленным кораблем стал шлюп USS Housatonic. К сожалению, субмарина также не уцелела и после сражения также вскоре утонула, но благодаря этому весь мир увидел, что данный подводные лодки также можно использовать бою.

Первая в мире подводная лодка «Ханли»

Сколько подводных лодок в мире?

Именно от этого периода и начинается строение подводных лодок, уже насчитывается около 1271 подводной лодки.

На данный момент эта ветка вооруженных сил довольно хорошо развита во многих странах, но особняком стоят следующие государства:

  1. Россия : Эта страна имеет в своём резерве около 30 подводных лодок, а всего флот насчитывает около 65 субмарин, страна имеет одну из самых длинных морских границ и после распада Советского Союза была проведена реформа, которая дала новую ветвь развития .
  2. Китай : Восточная страна очень развита и имеет одну из самых многочисленных армий, а за 30 лет их армия претерпела большие изменения и модернизацию, на данный момент начитывается 69 субмарин. С целью сдерживания ядерного вооружения конкурентных стран они имеют несколько баллистических ракет, на которые устанавливаются ядерные боеголовки.
  3. США : Все подлодки – атомные, а значит срок работы экипажа под водой ограничен лишь количеством пресной воды и пищи. Всего подобных кораблей у США – 71.
  4. Северная Корея (КНДР) : У них 78 субмарин. Они дизель-электрические и считаются устаревшими ещё с советской эпохи, но тем не менее Северная Корея показала мощь своей армии под водой в 2010 году, когда подводное судно потопило южнокорейский надводный корабль.

Применение подводных лодок

Большинство подводных лодок имеют военное назначение, но помимо данной сферы, их применяют еще и в мирное время, таким образом подводные лодки по своему применению разделяют на:

Военное применение

Одно из самых основных направлений, которое используют с самого первого опыта их использования. При помощи субмарин выполняют разнообразные задачи:

  • Уничтожение важные торгово-промышленные и административные центры, военно-морские базы;
  • Атака кораблей противника разного класса;
  • Выставление минного участка в скрытном режиме;
  • Добытие разведданных;
  • Поддержание связи, ретрансляция;
  • Высадка диверсионно-разведывательных групп.

Мирное применение

Используются многими учеными для проведения своих исследований, не путать с военными задачами, в данном случае зачастую происходит изучение физических, биологических и прочих данных необходимых для научной деятельности.

Транспорт

В некоторых случаях легче доставить груз, группу людей, именно так замышляли в России создать круглогодичное транспортное сообщение с Норильском.

Доставки

В некоторых условиях легче доставить груз под водой, Германия и США имели подводное сообщение в первой мировой. Данный вид почты шел дольше и дороже, но именно благодаря субмаринам была прорвана британская блокада. 7 июня 1995 года судно К-44 «Рязань» запустила ракету-носитель с аппаратурой для ученых. Доставлялась она из на Камчатку из Баренцева моря, процесс передачи продлился 20 минут и был признан самым быстрым за всю историю зафиксированных доставленных грузов.

Туристические и частные субмарины

В настоящее стало популярным направление туризма под водой, где каждый желающий способен изучить дно водного водоема собственными глазами. Как правило, подобные объекты не держатся близко к берегу и опускаются лишь на глубину ста метров. В России подобные экскурсионные аппараты, также создавались. «Нептун» в 1992 году он эксплуатировался в Карибском заливе, в центральной Америке, но из-за слишком дороговизны использования через 4 года был возвращен в Россию, в город Северодвинск, где стоит без действий. Следующим подобным туристическим судном был «Садко», его создали в 1997 году в северной столице России, он представлял собой работу над ошибками после «Нептуна» и 4 года служил на острове Санта-Люсия, а затем его отправили на Кипр.

Криминальное направление

Последним пунктом в списке выступает преступная деятельность. Все подводные суда скрыты от посторонних глаз, а также довольно тихи, поэтому не удивительно, что Пабло Эскобар, как самый известный наркобарон использовал этот тип кораблей, чтобы доставлять свои нелегальные грузы. ВМС многих стран регулярно проводит задержание подводных кораблей с наркотиками.

Атомные подлодки по странам

С развитием прогресса совершенствовался флот, а после наполнения арсенала стран ядерным оружием, были созданы атомные подводные лодки (АПЛ). Для работы они используют ядерный реактор, а также на них может быть размещено ядерное оружие, и обычные торпеды. Лишь 6 стран обладают атомными подлодками.

  1. США – 71
  2. Россия – 33
  3. Китай – 14
  4. Великобритания – 11
  5. Франция – 10
  6. Индия – 2

Самая большая АТП Акула — 172,8 метра

В числе этих лодок существует самая большая атомная подлодка в мире, создана она была в СССР в городе Северодвинск и в народе была прозвана «Акулой», так как на её носу был нарисован этот морской хищник, который 23 сентября 1980 года скрылся из виду под пеленой воды. У руля страны был Л. И. Брежнев и в даже по этому поводу он делал заявление, что США обладает подлодкой «Огайо», но на данный момент подобное вооружение есть и России с названием «Тайфун». С. Н. Ковалев руководил постройкой и проектированием. Водоизмещение этого гиганта составляло 23 200 наводное, подводное 48 000 тонн, он разгоняется до 25 узлов под водой. На глубине 400 метров подлодка способна работать, а предельно допустимое расстояние погружения – 500 метров. АПЛ может плавать без суши 180 суток, что равняется полгода, за это время на корабле могут находиться до 160 человек, 52 из которых – офицеры. Его габариты потрясали многих, войска НАТО даже кодировали эту лодку именем SSBN «Typhoon». Длинна – 172,8 метров, для сравнения можно привести пример футбольного поля, расстояние которого от 100 до 110 метров, а ширина «Акулы» была 23,3 метра. Арсенал подлодки был следующим торпедо-минное вооружение 22 , ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал». Противовоздушная оборона — 8 ПЗРК «Игла».

Самые опасные подводные лодки в мире

Также среди АПЛ встречаются самые опасные обитатели морей. Среди самых жутких хищников можно выделить 4.

  1. Пожалуй, самая не приятная встреча в открытом море может быть с подлодкой «Ясень», равных в сражении в открытом море ей нет. Глубина её погружения 600 метров, а в её вооружении присутствуют: 10 отсеков для торпед и 8 ракетных отделений в которых ждут своего часа 32 крылатые ракеты. Их мощность воочию можно было наблюдать, когда в 2014 году, находясь на расстоянии 3000 километров «Ясень» нанес удар по террористическим группировкам в Сирии. Среди недостатков не значится даже высокий шум при передвижении, если необходимо бесшумное нападение, то у подлодки есть электродвигатели малого хода.
  2. Подводная лодка «Борей» не только является одной из самых мощных, но также это самая бесшумная подлодка в мире. Вооружена она ракетами огромной дальности, цель может быть взята за 8000 километров, а сбить их практически невозможно, так как свой курс они могут менять до 10 раз. Погружение подлодки составляет 480 метров, а при помощи реактора на автономном ходу подлодка может продержаться 3 месяца.
  3. США также не остается в стороне и свои подлодки «Вирджиния» Америка считает одними из самых мощных, по крайней мере внутри своего подводного флота этого звания у неё не отнять. Их запас хода и автономность плавания не ограничены, препятствием может встать лишь голод команды, которая насчитывает на подлодке 120 человек. «Вирджиния» пришла на смену «Сивулф», который мог погружаться на глубину 600 метров. Очень часто многие люди сравнивают эту АПЛ и «Ясень», но если российский аппарат предназначен больше для открытого боя, то «Вирджиния» принесёт больше пользы при собирании разведданных. На место стандартного перископа установлены выдвижные мачты с камерами, которые поддерживают отличное разрешение. Также подлодка набирает скорость до 46 километров в час, а под водой и вовсе 65. Данных атомных подлодок немного, семь, но на данный момент вооруженные силы штатов активно внедряют данные корабли.
  4. Другие страны помимо России и США несколько отстают в развитии подводного флота, но также имеют свои убедительные аргументы под водой. Так у Великобритании был построен «Астьют», что в переводе означает «Проницательный», такой экземпляр лишь один и он уступает своим собратьям из России и Америки, но тем не менее на островном государстве он считается лучшим и вооружен он 38 ракетами «Томагавк», а его атомные и водометные двигатели обеспечивают автономность плавания до 90 дней (трех месяцев). Его скорость под водой составляет 54 км/час, а экипаж численностью 98 человек может погружаться под воду на глубину 300 метров.

Самая быстрая подводная лодка в мире

Подводные лодки должны обладать незаметностью и минимальным шумовым порогом, но изредка можно пренебречь данными факторами и сделать больший акцент на скорости судна. Так в 1971 году наводный корабль «Саратога» шел из Средиземного моря, его настигала одна из подлодок и было дано командование уйти от подлодки, когда американский авианосец уже отошел на большое расстояние, то команда обнаружила не только то, что корабль не увеличил расстояние, а подлодка «Анчар» и вовсе их догнала.

В то время весь мир был поражен, как судно под водой может развивать такую скорость, которая составляла 44 узла (82 километра в час), а на воде был разгон всего до 19 узлов, «Анчар» (К-222) был прозван «золотой рыбкой» за свою дороговизну постройки, по некоторым данным на судно ушел 1% всего военного бюджета СССР, 2 миллиарда рублей по курсу на 1968 год. Н. Н. Исанин создал данную подводную лодку, которая 21 декабря 1968 года была спущена на воду. НАТО даже кодифицировало подлодку «Papa» от русского языка «Папа». После того, как мир был поражен скоростью подлодки, не мало раз предпринимались попытки побить рекорд «Анчара», но никому это не удалось сделать. На «Папе» умещалось 80 человек, а плавать без суши он мог 70 суток. Длина – 106,9, а ширина – 11,5 метров. Погружался он максимум на 400 метров. На данный момент подлодка утилизирована и больше подобных аппаратов никто из стран не производил из-за дороговизны постройки.

Максимальная глубина погружения подлодки

Если долго изучать подводные лодки, то можно заметить то, что максимальная глубина погружения подводной лодки в мире – 1027 метров. Данный рекорд поставило судно К-278 «Комсомолец». Заложили подлодку в 1966 году по проекту главного конструктора Н.А. Климов, а в 1977 году его дело продолжил Ю.Н. Кормилицин. А.Я. Томчин был главным наблюдающим, капитаном второго ранга военно-морского флота, затем Н.В. Шалонов заменил его на этом посту. Проект был завершен в день Победы 9 мая 1983 года, именно тогда «Комсомольца» спустили на воду.

Его отличии от многих других похожих суден было в том, что его корпус был сделан из титана, что позволило облегчить корабль на 35%. Его рабочая глубина значилась, как 1000 метров, а автономное плавание 180 суток. Размер экипажа был относительно небольшим, 60 человек, 31 из которых офицер. На воде водоизмещение составило – 5880, а под ней – 8500 тонн. Длина и ширина – 110 и 12,3 метра. На данный момент К-278 находится в Норвежском море, а точнее на его дне, 7 апреля 1989 года она трагично затонула из-за случившего пожара на борту, спасти удалось только 30 моряков, а остальные 16 погибли до приезда спасателей.

Так как подлодка была атомной, то существовал риск заражения окружающей среды. Поначалу хотели поднять судно целиком, но затем ограничились лишь ящиков с радиоактивными веществами. В первой экспедиции группа моряков подняла все отходы на 200 метров, но затем трос оборвался и пришлось вернуться на сушу, следующая экспедиция была предпринята в 1998 году, но прибывшие на место трагедии лишь ограничились исследование радиационного фона, не став поднимать ящики, заверив, что окружающей среде ничего не угрожает.

Максимальная глубина погружения человека

Если мы говорим о максимальном погружении подлодки, то следует разобраться, почему же подводная лодка не может спуститься на самую глубокую точку нашей планеты, в Марианскую впадину, как известно толща воды давит на объекты давление, поэтому, когда обозначается предельная глубина судна, то имеется виду на какое расстояние подводка может уйти в воду без негативных последствий для команды и себя самой. Максимальная глубина одна из главнейших тактических качеств субмарин, чем она ниже, тем больше шансов быть незамеченным для противников, а также тем ниже могут создаваться звуковые колебания в воде, которые засекаются сонаром. Сонар работает по принципу поиска объектов на глубине, в том числе его применяют и для поиска подводных лодок, но чем меньше подлодка создает колебаний, тем труднее её обнаружить, по этой причине, сонары улучшаются и совершенствуются, увеличивая свою чувствительность.

Самые маленькие подлодки

Поэтому помимо больших гигантов популярностью пользуются и маленькие подводные лодки, их чаще всего используют при высадке диверсионных групп, или же для сбора разведданных. Во Вторую Мировую Германия использовала очень маленькие подводки, тип которых обозначался, как «Бибер», вооружались они не внушительно, две торпеды, или же мины. Вмещала она в себя только одного человека, который ей и управлял. Скорость под одой она развивала до 5,3 узлов, погружалась только до 20 метров. С длинной 9,04 метра и 1,57 метров она плавала в прибрежных водах, планировалось данной лодкой уничтожать противников, но на деле это удалось лишь одной подлодке.

Подлодка Бибер

На данный сегмент подлодок обратили внимание и американцы, но в отличии от немцев они выделяли лишь небольшое количество бюджета на создание этого сегмента флота. Так образец Х-1 был лишь в единственном экземпляре, на нём даже не было установлено вооружения, не считая личное оружие солдат. Вмещала она 5 человек вместе с одним командиром и была около 15 метров в длину и 2 в ширину. Впоследствии Х-1 списали и поместили в музей.

Также небольшой просчет ждал подводку «Велман». Она, как и немецкая помещала в себя одного человека. В 1943 году при проведении испытаний конструкторы заметили свой самый главный просчет, они не добавили перископ на судно, что стало большой проблемой.

На данный момент набирает обороты развитие подводного флота, если раньше имело больший вес, какая удельная мощь твоей армии, то сейчас больше шансов на победу у более хитрого и тихого оппонента, который выиграет битву ещё до её начала. Подводные лодки и являются подобным инструментом шпионажа и подрыва стратегически важных объектов противника. На данный момент поставлены многие рекорды в этой ветке вооруженных сил мира. Но каждая страна стремится сделать арсенал своей техники лучше, чем у конкурирующих государств, поэтому стоит ожидать всё новых и новых видов техники в подводных войсках. После холодной войны многие считали, что гонка вооружений полностью установлена, но пока в газетах и телевизионных сводках новостей мы видим представление нового вида оружия от одной из стран, то можно быть уверенными, что гонка идёт, пускай и не так стремительно, как раньше. Очень стремительно развиваются Россия и США, но не стоит пренебрегать такими странами, как Китай, Северная Корея, Индия. Так Пакистан, Иран и Бразилия собрались строить атомные подводные лодки в своих странах, поэтому новые свершения и вершины в подводных плаваниях не заставят себя долго ждать.

Самая большая русская субмарина «Акула» относится к классу тяжелых подводных ракетных крейсеров стратегического назначения. Дата начала работы над ее проектом — декабрь 1972 года.

Первая «Акула» была построена в СССР на «Севмаше» (г. Северодвинск) и спущена на воду 23 сентября 1980 года. С 1981 по 1989 года была введена в строй серия из шести лодок такого типа. Местом их базирования стала акватория бухты Нерпичья на Северном флоте.

Конструкционная специфика корпуса

АПЛ «Акула» проекта 941 имеет весьма легкий общий корпус, внутри которого находятся 5 обитаемых прочных корпусов. Два из них имеют максимальные размеры и являются основными, они расположены по принципу катамарана, в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Столь характерная компоновка определена крупногабаритными размерами боекомплекта.

Оба основных прочных корпуса соединен между собою тремя переходами и разделены на 8 отсеков:

  • реакторный и турбинные отсеки общей длиной 30 м;
  • три носовых отсека длиной 54 м;
  • три прилегающих к главному командному пункту (ГКП) длиной 31 метр.

Остальные три прочных корпуса — это:

  • надежно изолированный носовой корпус торпедного отсека;
  • корпус для размещения ГКП и радиотехнического оборудования;
  • кормовой переходной корпус общей длиной 30 метров.

Отсек главного командного пункта, торпедный отсек, основные корпуса выполнены из титанового сплава, а легкий корпус изготовлен из стали с последующим противогидроакустическим покрытием.

Разработчики субмарины (ЦКБМТ «Рубин») впервые применили в ее компоновке оригинальную схему расположения ракетных шахт. Они находятся впереди рубки в передней части субмарины, между двумя основными главными корпусами.

Силовая установка

Большая силовая энергетическая установка 3-го поколения имеет блочную конструкцию, состоящую из двух эшелонов, расположенных независимо по правому и левому бортам. Каждый блок включает в себя:

  • водно-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт на тепловых нейтронах ОК-650ВВ. Реакторы этого типа оснащены: импульсной аппаратурой контроля за их состоянием, системой безбатарейного расхолаживания (ББР) в случае отключения электропитания;
  • турбину мощностью 50000 л. с;
  • движитель в виде гребного вала с 7-лопастным винтом, диаметр которого равен 5,55 метра, скорость вращения 230 об/мин. Для снижения шума винты установлены в специальные фенестроны (кольцевые обтекатели);
  • четыре паротурбинные энергетические атомные установки БПТУ 514 мощностью 3200 кВт.

Резервные средства движения

  1. Два дизель-генератора типа АСДГ-800 по 800 кВт.
  2. Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея.
  3. Два резервных электродвигателя мощностью 260 кВт.
  4. Подруливающие устройства с поворотными гребными винтами для маневрирования в зажатом положении. Они укомплектованы электрическими двигателями по 750 кВт.

Основное вооружение «Акулы»

Базисное оружие «Акулы» проекта 941 состоит из:

  • баллистического ракетного комплекса Д-19, снаряженного 20 твердотопливными трехступенчатыми межконтинентальными ракетами класса Р-39 «Вариант» (РСМ 52 морского базирования. Дальность стрельбы — 8500 км, боевой элемент разделяющийся с 10 боеголовками по 100 килотонн каждая;
  • ракетного комплекса Д-19У с 20-ю баллистическими ракетами Р-39УТТХ «Барк» межконтинентальной дальности с амортизационной ракетно-стартовой системой. Боевая дальность до 10000 км, имеется уникальная система прохождения через лед.

Старт всего ракетного боекомплекта проекта «Акула» может осуществляться из сухой шахты как в подводном (на глубине не более 55 метров), так и в надводном положении.

Самая большая атомная подлодка России имеет на вооружении шесть торпедных аппаратов (ТА) калибром 533 мм, оснащенных устройствами быстрого заряжания и специальной системой подготовки ТА типа «Гринда». Полный боекомплект состоит из 22 торпед класса «Шквал » (типы САЭТ-60М, СЭТ-65, УСЭТ-80), а также ракет комплексов «Вьюга» и «Водопад». Используют шеститорпедные ТА для стрельбы ракето-торпедами, торпедами и для установки минных полей-заграждений.

Противовоздушная оборона осуществляется ПЗРК (8 единиц) типа Игла-1. Полный боекомплект — 48 зенитных управляемых ракет (ЗУР).

Радиоэлектронное оборудование

На борту подводной субмарины типа «Акула» проекта 941 имеются несколько комплексов с высокоточным оборудованием различного класса.

  1. Боевая информационно-управляющая система типа «Омнибус» служит для: сбора, обработки и отображения информации, расчета эффективности применения того или иного вооружения, целенаправления технических и огневых средств, навигационных и боевых расчетов;
  2. Гидроакустическое оборудование ГАК «Скат-3» МГК-540 состоит из:
    • ГАК «Скат-КС» МГК-500 с 4 антеннами и возможностью одновременного сопровождения 12 целей;
    • гидроакустической станции (ГАС) миноискания «Арфа-М» МГ-519;
    • ГАС измерения кавитации «Винт» МГ-512;
    • ГАС измерения скорости звука «Шкерт» ГИСЗ МГ-553;
    • Эхоледомера «Север» МГ-518.
  3. Радиолокационный комплекс «Радиан» РЛК МРКП-58 со станцией радио-технической разведки МРП-21А.
  4. Навигационный комплекс имеет:
    • спутниковый комплекс «Симфония»;
    • НК класса «Тобол»;
    • навигационный обнаружитель круговой и разводной НОК-1 и НОР-1.

Подлодка оснащена специальными средствами связи, выдвижными перископами, антенными системами.

ТТХ подводного крейсера «Акула»

Основные размеры: наибольшая длина — 173,1 м, ширина — 23,3 м, осадка по кильватеру — 11,2-11,5 м.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения:

  • полное надводное водоизмещение при скорости 12/13 узлов — 29500 тонн,
  • полное подводное при скорости 25/27 узлов — 49800 тонн.

Глубины погружения:

  • предельная — 500 м,
  • рабочая — 380 м.

Автономность плавания — около полугода. Общая численность экипажа — 163 человека, офицерский и мичманский состав 52/83 соответственно.

Общая масса снаряженного подводного ракетоносца — 50000 тонн.

Самая большая в мире подлодка «Акула» 941 имеет развитое крестообразное оперение кормы и горизонтальные рули (передний убирающийся), размещенные за винтами. Благодаря блочной системе размещения узлов и механизмов, а также резинокордной двухкаскадной пневматической амортизации, атомная субмарина имеет невысокие показатели шума и улучшенную виброизоляцию всех агрегатов.

Видео о подводной лодке Акула (Тайфун)

Стратегическая ракетная подлодка класса «Акула» имеет не только солидные размеры, но и высокий запас прочности и плавучести, что позволяет ей выполнять маневры с проламыванием льда толщиной до 2,5 м. За счет достаточного усовершенствования гидроакустического и навигационного вооружения атомная субмарина может применяться в самых высоких широтах вплоть до Арктики.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Тихие, почти беззвучные, они таятся в глубинах моря. Они могут проводить многие месяцы под водой. При этом они достаточно сильны, чтобы уничтожить немалую часть планеты. Вот самые большие подлодки в истории.

Подводные лодки класса «Акула», Советский Союз/Россия, 48 тысяч тонн

Самые большие подводные суда, когда-либо построенные человеком — это атомные подводные лодки класса «Акула» (Typhoon по классификации НАТО).

Их длина составляла 175 метров, а ширина была чрезвычайно большой. Подлодки этого класса весят вдвое больше следующих за ними по размеру.

Подводные лодки Typhoon известны как Проект 941 «Акула». Проект разрабатывался в Советском Союзе в 1970-1980-е годы.

Yle 21.10.2016

Военно-техническая сделка Дели и Москвы

The National Interest 21.10.2016

Подлодки класса «Ясень» угрожают США

El Confidencial 30.09.2016 Первая подлодка в серии из шести штук была спущена на воду в 1980 году и принята на вооружение спустя год.

Эти морские чудовища были не только огромными, но и намного более тихими по сравнению с предшественниками. Лодки приводились в движение двумя ядерными реакторами.

Они обладали способностью уничтожить большую часть мира. В арсенал каждой входило пугающее количество баллистических ракет и ядерных боеголовок.

Члены экипажа жили на подводных лодках в относительном комфорте и могли проводить под водой до 120 дней подряд. В случае чрезвычайной ситуации, например, ядерной войны, этот период мог быть увеличен.

Когда Советский Союз распался в 1991 году, подводные лодки перешли во владение нового российского флота. В 1997 две огромных субмарины списали в утиль по финансовым причинам. Позже из эксплуатации вывели и остальные суда.

Подводные лодки класса «Борей», Россия, 24 тысячи тонн

Вторые по величине подводные лодки в мире тоже принадлежат России, и они намного современнее, чем суда класса «Акула», на замену которым они и пришли.

Эти атомные подлодки длиной 170 м оснащены баллистическими ракетами типа Р-30 «Булава».


© РИА Новости, Ильдус Гилязутдинов

Лодки класса «Борей» уже предшественников, их габариты меньше, и поэтому они дешевле в производстве. Однако первый экземпляр все равно обошелся в 770 миллиардов долларов.

Первая подлодка «Борей» вышла в море в 2009 году, а в январе 2013 года российский Тихоокеанский флот принял ее на вооружение.

Сейчас у России три подобных субмарины, но планируется закупка еще нескольких штук.

Подводный флот Путина продолжает расти.

Подводные лодки класса Ohio, США, 18750 тонн

Третий по габаритам класс подводных лодок производится в США.

В начале 1970-х американский подводный флот был признан устаревшим, и возникла необходимость в новых подводных лодках. При этом Советский Союз, заклятый враг американцев в холодной войне, улучшил средства поиска подводных судов и борьбы с ними.


© flickr.com, Submarine Group Ten

США ответили лодками класса Ohio, отличавшимися от предшественников повышенным боевым потенциалом и улучшенной скрытностью.
В настоящее время у США 18 таких подводных лодок.

В одном лодки класса Ohio превосходят российские аналоги — они могут нести на борту больше ракет, чем как «Акулы», так и «Бореи».

Дизайн рассчитан на то, чтобы подлодки могли проводить в открытом море как можно более долгое время, патрулируя океаны со своим смертоносным грузом ракет. Был принят ряд мер, чтобы укоротить необходимое им время пребывания в порту, упростить ремонт и процесс пополнения запасов.

Подводные лодки класса «Мурена», Советский Союз/Россия, 18200 тонн

Класс «Мурена» (Delta по классификации НАТО) — четвертый по размеру тип подводных лодок в мире. Эти субмарины были созданы во времена холодной войны, их задачей считались удары по американским промышленным и военным объектам, а также городам, в случае ядерной войны.

Класс Delta делится на четыре подкласса. Проект 667Б «Мурена» (Delta I) принят на вооружение в 1972 году. Всего было построено 18 таких подводных лодок, последняя выведена из эксплуатации в 1998 году. Проект 667БД «Мурена-М» (Delta II) стал модификацией «Мурены» с дополнительными ракетными отсеками. Проект 667БДР «Кальмар» (Delta III) — первые подводные лодки, способные выстреливать весь комплект баллистических ракет одним залпом, что для Советского Союза стало большим шагом вперед. Проект 667БДРМ «Дельфин» (Delta IV) отличается от предшественников бесшумностью.

Подводные лодки класса Vanguard, Великобритания, 15900 тонн

Четыре атомные подводные лодки Vanguard Королевского военно-морского флота размещены на базе Клайд в Шотландии.

Если в мире — не дай бог — разразится ядерная война, эти суда сыграют огромную роль в судьбе Великобритании.

С 1998 года на их борту размещаются лишь стратегические баллистические ракеты, одна из которых с 128 боеголовками должна находиться в море в любой момент времени. При этом у страны совсем нет тактического и авиационного ядерного оружия.
Подлодки этого класса планируется вывести из эксплуатации не раньше 2028 года.

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — серия советских и российских подводных лодок, самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще).

Подводные лодки проекта 941 «Акула» - видео

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции.

Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС.

Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.

27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.

В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Конструкция подводных лодок проекта 941 «Акула»

Энергетическая установка выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. При проектировании в ТТЗ включался пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).

Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

Корпус

Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки.

Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме. Общее число водонепроницаемых отсеков лодки — 19. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.

Прочные корпуса изготовлены из титановых сплавов, лёгкий — стальной, покрыт нерезонансным противолокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием общим весом 800 т. По мнению американских специалистов, звукоизолирующими покрытиями снабжены и прочные корпуса лодки. Корабль получил развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.

Для того, чтобы лодки были способны нести дежурства в высоких широтах, ограждение рубки выполнено очень прочным, способным проламывать лёд толщиной 2-2,5 м (зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьирует от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м). Снизу поверхность льда покрыта наростами в виде сосулек или сталактитов значительных размеров. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку специально приспособленным для этого носом и ограждением рубки, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

Силовая установка

Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу — 2×50 000 л. с., а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки. Применение двухкаскадной системы резинокордной пневматической амортизации и блочной компоновки механизмов и оборудования позволило значительно улучшить виброизоляцию агрегатов и, тем самым, снизить шумность лодки.

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в кольцевых обтекателях (фенестронах). На лодке имеются резервные средства движения — два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.

Обитаемость

Экипаж размещён в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортивный зал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок». Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов. Субмарины типа «Акула» моряки называют «плавучим „Хилтоном“».

Регенерация среды

В 1984 году за участие в работах по созданию ТРПКСН пр. 941 «Тайфун» ФГУП «Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом» (до 1969 года — Московский электролизный завод) награждено орденом Трудового Красного Знамени.

Вооружение подводных лодок проекта 941 «Акула»

Основное вооружение — ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером — 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет — 8300 км, боевая часть — разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая.

Из-за больших габаритов Р-39 лодки проекта «Акула» были единственными носителями этих ракет. Конструкция ракетного комплекса Д-19 испытывались на специально переоборудованной по проекту 619 дизельной субмарине БС-153, которая базировалась в Севастополе, но на ней смогли разместить только одну шахту для Р-39 и ограничились семью запусками бросковых макетов. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет.

Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Благодаря амортизационной ракетно-стартовой системе АРСС старт ракеты осуществляется из сухой шахты с помощью порохового аккумулятора давления, что позволяет уменьшить интервал между запусками и уровень предстартового шума. Одна из особенностей комплекса — с помощью АРСС ракеты подвешиваются у горловины шахты. При проектировании предусматривалось размещение боекомплекта из 24 ракет, но, по решению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова, их число было сокращено до 20.

В 1986 году было принято постановление правительства о разработке усовершенствованного варианта ракеты — Р-39УТТХ «Барк». В новой модификации планировалось увеличение дальности стрельбы до 10 000 км и реализация системы прохождения через лёд. Перевооружение ракетоносцев планировалось проводить до 2003 года — срока истечения гарантийного ресурса произведённых ракет Р-39. В 1998 году после третьего неудачного пуска Министерство обороны решило прекратить работы над готовым на 73 % комплексом. Разработать другую твердотопливную БРПЛ «Булава» поручили Московскому институту теплотехники, разработчику «сухопутной» МБР «Тополь-М».

Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.

Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

Ракетоносцы проекта «Акула» оснащаются следующим радиоэлектронным вооружением:

  • боевая информационно-управляющая система «Омнибус»;
  • аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»);
  • гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
  • эхоледомер МГ-518 «Север»;
  • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
  • навигационный комплекс «Симфония»;
  • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
  • телевизионный комплекс МТК-100;
  • две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

Представители

Первая лодка этого типа, ТК-208, была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года и вступила в строй в декабре 1981 года, практически одновременно с аналогичной ПЛАРБ ВМС США типа «Огайо». Первоначально планировалось построить 7 лодок этого проекта, однако по договору ОСВ-1 серию ограничили шестью кораблями (седьмой корабль серии — ТК-210 был разобран на стапеле).

Все 6 построенные ТРПКСН базировались на Северном флоте в Западной Лице (губа Нерпичья) в 45 км от границы с Норвегией, это: ТК-208 «Дмитрий Донской»; ТК-202; ТК-12 «Симбирск»; ТК-13; ТК-17 «Архангельск»; ТК-20 «Северсталь».


Утилизация

В соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, а также ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии (на один тяжёлый крейсер — 300 млн рублей в год, на 667БДРМ — 180 млн руб) и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением «Акул», было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. В качестве одного из вариантов мирного применения этих гигантских субмарин рассматривалось переоборудование их в подводные транспорты для снабжения Норильска или в танкеры, однако эти проекты реализованы не были.

Стоимость утилизации одного крейсера составляла около $10 млн, из них $2 млн выделялось из бюджета России, остальное — средства, предоставленные США и Канадой.

Современный статус

По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 утилизированы, 2 корабля находятся в резерве, и один модернизирован по проекту 941УМ.

В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава».

18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный под « Булаву» К-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 г.

Тактико-технические характеристики подводных лодок проекта 941 «Акула»

Скорость (надводная)..............12 узлов
Скорость (подводная)..............25 узлов(46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения..............400 м
Предельная глубина погружения..............500 м
Автономность плавания..............180 суток (6 месяцев)
Экипаж..............160 человек(в т.ч. 52 офицера)

Габаритные размеры лодок проекта 941 «Акула»
Водоизмещение надводное..............23 200 т
Водоизмещение подводное..............48 000 т
Длина наибольшая (по КВЛ)..............172,8 м
Ширина корпуса наиб...............23,3 м
Средняя осадка (по КВЛ)..............11,2 м

Силовая установка
2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.
2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая
2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение
Торпедно-минное вооружение..............6 ТА калибра 533 мм;
22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал»
Ракетное вооружение..............20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр.941УМ)
ПВО..............8 ПЗРК «Игла»

ТРПКСН ТК-12 «Симбирск» проекта 941 «Акула». Третья подводная лодка этой серии на утилизации.