Русский язык устная часть. Фипи представил проект устной части экзамена по русскому языку

Дорогие коллеги!

В нашей жизни наступает новая эпоха, эпоха подготовки к устной части экзамена по русскому языку . Система проходит обкатку на некоторых регионах, но рано или поздно коснутся нововведения всех.
Опыт показал, что ученики не готовы к устному экзамену. Не каждый к 9 классу научился бегло читать, далеко не каждый может непрерывно говорить на одну тему хотя бы минуту. Не говоря уже об отсутствии ораторского искусства и опыта публичных выступлений. С трудом выстраивают девятиклассники и диалоги. Особенно это касается ребят, для которых русский язык неродной.
Очевидно, что развитием устной речи теперь необходимо усиленно заниматься на всех уроках русского языка, начиная с 1 класса.
Поскольку ранее устный экзамен в такой форме никогда не проводился, сложно понять, что именно потребуется для подготовки. Мы постарались помочь вам и создали вот такой комплект.

В комплекте материалов для подготовки к устному экзамену

Орфоэпия
  • Орфоэпический словарик (270 слов, раздаточный материал, подготовленный к распечатке).
  • Таблица для самопроверки (раздаточный материал, подготовленный к распечатке).
  • Орфоэпический словарик, озвученный профессиональным диктором (270 слов, звуковой файлы в формате mp3)
  • 10 текстов с со словами из орфоэпического словаря (раздаточный материал, подготовленный к распечатке).
Озвучен словарик из раздаточного материала. Предполагается, что для тренировки ученики будут читать вместе с диктором, а потом закреплять навык произношения с помощью таблицы-тренажёра.
Тексты содержат такие слова, как "договоры", "обеспечение", "кровоточащий", "одновременно", "торты", "шарфы" и другие слова, которые часто произносятся неверно. Чтение этих текстов можно включить в контрольную или тренинг по орфоэпии.

Выразительное чтение

  • 20 текстов для выразительного чтения (раздаточный материал, подготовленный к распечатке).
  • 6 текстов, озвученных профессиональным диктором (пример выразительного чтения, звуковые файлы в формате mp3)
  • Презентация "Лексические средства".
  • Презентация "Языковые средства выразительности".
  • Презентация "Фигуры ораторского синтаксиса".
Тексты подобраны таким образом, чтобы научить ребят выделять голосом различные средства выразительности (риторические вопросы, восклицания, обращения, иронию, умолчание, пропуск, различные виды повторов и т.д.) В наборе отрывки из произведений разных стилей, жанров и эпох. Перед чтением отрывки целесообразно проанализировать (используя информацию из презентаций по средствам выразительности) и обсудить.
Предложите учащимся сначала самостоятельно прочитать вслух тексты, озвученные диктором, а потом прослушать запись. Повторное чтение будет уже гораздо лучше. Неозвученные 14 текстов предлагайте для закрепления и контроля.

Монолог

  • 25 билетов с фотографиями и вопросами (эти же фото приложены отдельно).
Подобраны очень выразительные фото для рассуждений на темы "Дружба", "Несправедливость", "Любимая игрушка", "Музыка", "Театр", "Приключение", "Спортивные соревнования" и т.п.
Скачать билет к устному экзамену по русскому языку для примера >>>

Диалог

  • Описание игр "Сплетни" и "Выборы князя".
  • Алгоритмы движения в игре "Вертушка" на разное количество человек и карточки участников (раздаточный материал, подготовленный к распечатке). Игра строится таким образом, что каждый участник встретится в споре с каждым и должен будет доказывать несколько противоположных тезисов.
  • Подробное описание большой ролевой игры "Конфликт". Схемы взаимодействия участников, карточки с личными заданиями, бейджики и прочие материалы, готовые к распечатке. Игра рассчитана на 3-4 часа. Каждый участник, отыгрывая свою роль, будет учиться убеждать и слушать. Моделируется большое количество ситуаций, в которых возникнет масса диалогов.

Русский язык ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ (ГОВОРЕНИЕ)

Учитель: Лыткина В.В.

МБОУ «Вилюйская СОШ №1 им. Г.И. Чиряева


УСТНАЯ ЧАСТЬ ОГЭ

  • В этом году участие добровольное, и результаты собеседования не будут влиять на допуск к ГИА.
  • Обязательным такое испытание станет с 2019 года. Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.
  • Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись .
  • Устное собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах . Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет» .
  • Количество баллов:
  • Чтение - 2 б, пересказ - 4 б + речь и выполнение заданий 4 = макс.10б
  • Монолог – 3б, диалог - 2б + речь и выполнение заданий 4 = макс.9 б
  • Общее количество баллов за всю работу – 19 баллов.
  • Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

Задания устной части ОГЭ

  • Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.
  • Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).
  • Выполняя задание 3, необходимо построить связное монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.
  • Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

1.Выразительное чтение вслух

Задание. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

2.выделить ключевые слова

3. выбрать темп и интонацию чтения (спокойная, шутливая, взволнованная и т.д.)

4.соблюдать интонирование (восходящая/нисходящая)

Максимальное количество баллов: 2 балла.


2.ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА С ВКЛЮЧЕНИЕМ ПРИВЕДЕННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Задание. Прочитайте и перескажите текст, включив в него приведенную ниже цитату. У Вас есть 1 минута на подготовку!!!

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ:

3. Найти главную и второстепенную информацию, затем исключить их.

4. Не надо запоминать текст слово в слово. Лучше уловить суть сказанного. Детали при пересказе можно опустить.

5. ПЕРЕСКАЗАТЬ ТЕКСТ

6. Для ввода в текст можно использовать фразы:

Как сказал известный учёный…

По этому поводу поэт (ФИО) произнёс…

Максимальное количество баллов: 4 балла

2. Пересказ текста

2016 году дирижер Валерий Гергиев приехал с оркестром Мариинского театра в Сирию. В Сирию, где смертельно опасно.

Зачем? Приехал дать концерт. Баха сыграть над руинами. Прокофьева. Родиона Щедрина. Акция получила название «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены».

«Когда-то в Северной Ирландии взорвали школу, мы давали концерт, - вспоминал он недавно. – Концерт прозвучал на всю Великобританию. Я лично давал концерт в Амстердаме, когда страшное цунами в Таиланде унесло жизни тысяч людей. После нескольких землетрясений в Японии – с оркестром Венской филармонии давали концерт, собирали средства для пострадавших. А оркестр Венской филармонии давал благотворительный концерт, собирали средства для Беслана…»

Теперь вот Пальмира. Город из учебников истории. Амфитеатр Пальмиры не очень приспособлен для симфонического оркестра. Но ярусы древнего театра под открытым небом были заполнены зрителями до отказа. А сколько еще народу по всему миру прильнуло к мониторам компьютеров, к телевизорам – выступление музыкантов под управлением маэстро Валерия Гергиева транслировали телеканалы.

Концерт завершился, а звуки музыки будто плыли еще долго в зыбком расплавленном воздухе. Звуки человеческой жизни. Звуки надежды.

Зачем это было Гергиеву? А зачем это нужно всем нам? Чтобы жить. Чтобы помнить, кто мы и откуда. И людьми оставаться.


Пересказ текста

  • Цитата

В режиме видеоконференции на связь с Пальмирой вышел Президент России В.В.Путин. «Этот концерт – память о жертвах террора и знак надежды. Память о всех жертвах террора, вне зависимости от места и времени совершения преступлений против человечности, - сказал глава государства. – И конечно, надежды не только на возрождение Пальмиры как достояния всего человечества, но и на избавление современной цивилизации от международного терроризма».


Примерный пересказ текста

В 2016 году дирижер Валерий Гергиев приехал с Мариинским театром в Сирию, чтобы дать концерт, исполнить над руинами произведения Баха, Прокофьева, Щедрина. Акция получила название «С молитвой о Пальмире. Музыка оживляет древние стены».

Маэстро часто выступает в разных странах. Он давал концерты в Великобритании, в Амстердаме, когда цунами в Таиланде унесло жизни тысяч людей, после землетрясений в Японии.

Теперь концерт проходил в Пальмире. Амфитеатр города не очень приспособлен для симфонического оркестра, но зал под открытым небом был заполнен до отказа. Много народу по всему миру смотрели трансляцию.

В режиме видеоконференции на связь с Пальмирой вышел президент России В.В.Путин. «Этот концерт – память о жертвах террора и знак надежды. Память о всех жертвах террора, вне зависимости от места и времени совершения преступлений против человечности, - сказал он. - И конечно, надежды не только на возрождение Пальмиры как достояния всего человечества, но и на избавление современной цивилизации от международного терроризма».


Задание. Вам дается 1,5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.

Описание содержания задания. Вас необходимо составить высказывание по фотографии, используя подсказки в задании. Средний темп речи человека составляет 100-120 слов в минуту. В течение 2 минут можно произнести текст объёмом в 150-200 слов.

Максимальное количество баллов: 3 балла.


Беседа по монологу

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ:

  • Прочитать формулировку задания, определиться с темой.
  • Рассмотреть фотографию, выделить в ней главное, обратить внимание на детали.
  • Составить описание фотографии.

Можно использовать клише

На фотографии мы видим…

В центре (на переднем плане, на заднем плане)…

Можно предположить, что…

4. Ответить на вопросы, используя клише.

Я думаю (считаю, полагаю)…

Мне кажется…

Могу высказать предположение…

На основе своего жизненного опыта могу утверждать, что…


3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу

Задание. Вам дается 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.

1). Опишите

фотографию.

(Спортивные

соревнования)


3.Монологическое высказывание. Беседа по монологу

2. Расскажите о спортивных соревнованиях, которые запомнились Вам больше всего.

Не забудьте рассказать (опора):

кто с кем соревновался,

в каком виде спорта,

Где происходили соревнования,

Что понравилось и запомнилось больше всего.

Вопросы для беседы

  • Какие виды спорта Вам больше всего нравятся: индивидуальные или командные? Какие виды спорта развиты в Вашем регионе?
  • 2. Как вы считаете, с какой целью люди занимаются спортом?
  • Знаете ли Вы спортсменов, которые добились больших успехов? Как Вы думаете, благодаря чему они пришли к такому результату.

3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу

Примерное высказывание:

На фотографии запечатлен драматичный момент соревнований лыжников – одновременный финиш двух спортсменов. Мы видим, как они счастливы, что пришли к финишу, что годы тренировок принесли свои плоды и привели к долгожданной победе. Один из них, поднявший руки – победитель этих гонок. Этот лыжник уверен в своей победе. Возможно, что победителя может определить фотофиниш.


3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу

2. Примерный рассказ о соревнованиях.

Один из первых шагов на пути к спортивному успеху я сделала в прошлом году, когда в первый раз поехала с командой на региональные соревнования по волейболу в город Якутск. Я мечтала об этом, ждала поездки и была счастлива, когда тренер Наталья Владимировна назвала меня в числе игроков, которые поедут на турнир! Мне было оказано доверие, но на меня свалился груз ответственности. Как мне было страшно! Я не могу сказать, что дни соревнований стали самыми удачными в моей спортивной жизни. Теперь я немного представляю себе, что такое соревновательный дух, о котором часто говорил папа.

Соревнования помогли мне увидеть в себе недостатки, над которыми ещё так долго и много работать. Конечно, случаются неудачи. Но зато сейчас я знаю, что каждый раз в ходе игры смогу выполнить уверенную подачу мяча. Волейбол научил меня не бояться неудач, и даже если произойдет «сбой», я уже не боюсь того, что скажут мои соперники и друзья.


3. Монологическое высказывание. Беседа по монологу

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

1.Какие виды спорта Вам больше всего нравятся: индивидуальные или командные? Какие виды спорта развиты в Вашем регионе?

Мне нравятся командные виды спорта, общение в коллективе. Я люблю индивидуальные виды спорта, так как успехи и неудачи зависят только от тебя, есть возможность проверить свои силы, победить соперников, добиться своей цели.

2.Как Вы считаете, с какой целью люди занимаются спортом?

Люди занимаются спортом, потому что им это нравится, потому что они хотят быть здоровыми и красивыми, сильными и уверенными в себе.

3 . Знаете ли Вы спортсменов, которые добились больших успехов? Как Вы думаете, благодаря чему они пришли к такому результату?

Я знаю российского биатлониста Антона Шипулина. Он мастер биатлона, олимпийский чемпион и чемпион мира в эстафете, многократный победитель и призер этапов Кубка мира. Его признают одним из титулованных российских спортсменов.


4.Условный диалог (интервью)

Задание. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов . Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы . На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.

Максимальное количество баллов: 2 балла.

Описание содержания задания. Вам необходимо составить условный диалог по заданной теме. Представьте, что Вы даете интервью, отвечая на предложенные вопросы. Необходимо дать полный ответ, излагать мысли логично, последовательно, следить за богатством и точностью лексики, разнообразием синтаксических конструкций.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ.

  • Прочитать формулировку задания, определиться с темой.
  • Прочитать пять вопросов по теме, проанализировать.
  • Определить, ответы на какие вопросы потребуют доказательств и примеров.
  • Последовательно ответить на вопросы.

4.Условный диалог (интервью)

Задание 1.

Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.

1.Нужно ли дарить друг другу подарки?

2.В каких ситуациях принято дарить подарки?

3.Как следует выбирать подарок?

4.Согласны ли Вы с тем, что хороший подарок должен быть дорогим?

5.Как Вы понимаете смысл выражения «Дорог не подарок, дорого внимание»?


Тематика (фотографии и диалог)

  • Взаимоотношения в семье; взаимоотношения с друзьями
  • Внешность и характеристика человека
  • Школьная жизнь. Изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы
  • Выдающиеся люди родной страны и стран изучаемого языка, их вклад в науку и мировую культуру
  • Досуг и увлечения (хобби, спорт, музыка, чтение, посещение театра, кинотеатра, дискотеки, кафе)
  • Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка
  • Роль языков
  • Молодежная мода
  • Покупки. Карманные деньги
  • Переписка
  • Родина (географическое положение, климат, население, достопримечательности; культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи)
  • Технический прогресс
  • Глобальные проблемы современности (экология, проблема мира и разоружения,

демография, использование ресурсов, освоение космоса)


ИЗ ОПЫТА И НАБЛЮДЕНИЙ. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМ ЧТЕНИИ

  • 1) неумение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора (пауза при многоточии)
  • 2) неумение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения;
  • 3) неумение придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
  • 4) нечёткая дикция, неясное произношение звуков, недостаточная громкость, темп;
  • 5) орфоэпические ошибки (неправильное ударение в словах: разОрвал, консУльство, прозЯбание, клОчки, пЕриода).

употребление звука Г вместо В (сеГодня, всеГо, БлаженноГо); употребление звука С вместо Ц (сарица, просесс) – искажение слова.

  • 6)употребление числительных (одна тыЩа…, обОих\обЕих).
  • 7) не читают слова, данные в скобках).
  • 8) неправильно читают аббревиатуру.
  • Советы: ввести орфоэпические разминки/тренинги по орфоэпии;
  • давать опережающие домашние задания по выразительному чтению;
  • выбрать правильный темп чтения;
  • Найти конструкции, имеющие интонационные особенности (вводные слова, обращения, обособленные члены предложения)

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПЕРЕСКАЗЕ

  • Прерывистость (остановки, повторы отдельных слов, срыв начатого слова или предложения).
  • Интонационная монотонность.
  • Неумение выражать свои мысли правильно, ясно и по возможности ярко.
  • Негромкая речь.
  • Повторы одних и тех же слов, что связано с бедностью словаря.
  • Употребление слова в неточном значении, что объясняется низкой общей речевой активностью.
  • Употребление слов без участия эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски, т.е. учащиеся недостаточно чувствуют язык.
  • Употребление просторечий.
  • Нарушение согласования: «туманная утро», «в клетчатом рубашке», «синей морем»
  • Нарушение управления: «добро побеждает над злом».
  • Употребление глаголов в несоотносимых временных и видовых формах.
  • Искажение фактического материала.
  • СОВЕТЫ: текст должен быть интересен ученику.
  • У учащегося должна быть ЖИВАЯ РЕЧЬ!

Традиционные приемы работы :

  • предупреждение учащихся о том, что рассказ следует пересказывать подробно, близко к тексту (или сжато);
  • беседа-анализ содержания, выделение темы (о чем главном сообщается) и идеи (над чем предложил автор подумать);
  • отработка выразительного чтения;
  • расчленение рассказа, выделение частей, основных картин-эпизодов, составление плана текста, предназначенного для пересказа;
  • пересказ фрагментов, предварительный пересказ, разбор его недостатков;
  • обращение к аналогичным случаям, связывание прочитанного с собственным опытом учащихся.
  • СОВЕТ: технология «Воображаемая экранизация». Она представляет собой следующее: «Представьте себе, что вы не рассказ читаете, а смотрите кинофильм. Перед вами на экране сменяются картины. Попробуйте рассказать, какие картины вы видите. Опишите их».

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОПИСАНИИ ФОТОГРАФИИ

1. придумывают тему фотографии (хотя она уже имеется).

2. забывают высказать свое мнение о фотографии. Одно-два предложения помогут учащимся ярко завершить свое высказывание.

3. часто используют сложные грамматические конструкции.

4. Не используют прилагательные, причастные и деепричастные обороты (методика «Обогати предложение»).

5. Не умеют делать переход от одного предложения к другому.

  • Совет: использовать цветные фотографии.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С ФОТОГРАФИЕЙ

Чтобы описать фотографию, нужно внимательно ее рассмотреть.

Определить (это очень важно!), что находится на переднем плане , что является фоном картины . Далее уточнить мелкие детали , обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание - цветовые особенности картины . А еще - как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение .

  • Если изображен человек, то следует обратить внимание не только на внешность, но и на характер, скрывающийся за этой внешностью. Например, предположить, какой это человек: большие глаза - мечтательный и милый, строгий взгляд - строгий и серьезный…

Должно быть три части: вступление, основная часть и вывод.

Типичные ошибки при монологическом высказывании и беседе с экзаменатором

Устная часть ОГЭ по русскому языку 2019.

Структура собеседования.

Время на подготовку – 2 минуты. Время на выполнение – 2 минуты. По ссылке выше вы найдете информацию о том, что подразумевает собой выразительное чтение, какой должен быть темп.

Время на подготовку – 2 минуты. Время на выполнение – 3 минуты.

Время на подготовку – 1 минута. Время выполнения – 3 минуты.

Время подготовки отсутствует. Время на выполнение – 3 минуты.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Работа оценивается по системе зачет/незачет.
Ученик получает "зачет" в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
Задание 1(чтение текста). Максимальное количество баллов: 2 балла.
Задание 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации). Максимальное количество баллов: 4 балла.
Речевое оформление (заданий 1 и 2). Максимальное количество баллов: 4 балла.

Задание 3 (монолог). Максимальное количество баллов: 3 балла.
Задание 4 (диалог). Максимальное количество баллов: 2 балла.
Речевое оформление (заданий 3 и 4). Максимальное количество баллов: 4 балла.

ИТОГО: 19 баллов. Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Рекомендуемый порядок проведения экзамена, время отведенное на каждое задание.


п/п
Действия экзаменатора
Действия учащихся
Время
15 мин.
1
Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена
1 мин.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

2
Предложить учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух
3
За несколько секунд напомнить о готовности к чтению
Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя
2 мин.
4
Слушание текста Эмоциональная реакция на чтение ученика
Чтение текста вслух
2 мин.
5
Переключение ученика на другой вид работы.
Подготовка к пересказу с привлечением дополнительной информации
2 мин
6
Слушание текста Эмоциональная реакция на пересказ ученика
Пересказ текста с привлечением дополнительной информации
3 мин.
7
Предложить обучающемуся выбрать вариант темы беседы и выдать соответствующую карточку

МОНОЛОГ

8
Предложить обучающемуся ознакомиться с темой монолога.
Предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут
Подготовка к ответу
1 мин.
9
Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ
Ответ по теме выбранного варианта
3 мин.

ДИАЛОГ

10
Задать вопросы для диалога
Вступает в диалог
3 мин.
11
Эмоционально поддержать ученика

Устные ответы участников итогового собеседования проверяются специалистами по русскому языку, прошедшими специальную подготовку.

Критерии оценивания каждого задания.

Задание 1. Чтение текста вслух

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы
Интонация

ИЧ
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
1
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
0
Темп чтения

ТЧ
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
1
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
0
Максимальное количество баллов за всё задание
2

Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания.


Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания

П1

Сохранение при пересказе микротем текста
Баллы
Все основные микротемы исходного текста сохранены.
1
Упущена или добавлена одна или более микротем.
0
Соблюдение фактологической точности при пересказе
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет
1
Допущены фактические ошибки (1 и более)
0
П3
Работа с высказыванием
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично
1
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа
0
П4
Способы цитирования
Ошибок нет
1
Допущены ошибки при цитировании (1 и более)
0
4

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)

Баллы

Г

Грамматических ошибок нет

О

Орфоэпических ошибок нет,

или

допущено не более одной орфоэпической ошибки

(исключая слово в тексте с поставленным ударением)

Допущены орфоэпические ошибки (две и более)

Р

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет,

или

Иск.

Искажения слов

Искажений слов нет

Допущены искажения слов (одно и более)

Максимальное количество баллов

4

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1

и 2) – 10.

Задание 3. Монологическое высказывание

Критерии оценивания монологического высказывания (М)

Баллы

Выполнение коммуникативной задачи

М1

Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют

Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

допустил фактические ошибки,

и/или

привёл менее 10 фраз по теме высказывания

М2

М3

Речевое оформление монологического высказывания (МР)

Высказывание характеризуется смысловои? цельностью, речевои? связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более)

0

Максимальное количество баллов

3

Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.

Задание 4. Диалог.

Критерии оценивания диалога (Д)

Баллы

Д1

Участник справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы в диалоге

Ответы на вопросы не даны

или

даны односложные ответы

Д2

Учёт условий речевой ситуации

Учтены условия речевой ситуации

Условия речевой ситуации не учтены

Максимальное количество баллов

2

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)

Баллы

Г

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

Допущены грамматические ошибки (одна и более)

О

Соблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет,

или

допущено не более двух орфоэпических ошибок

Допущены орфоэпические ошибки (три и более)

Р

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет,

или

допущено не более трёх речевых ошибок

Допущены речевые ошибки (четыре и более)

РО

Речевое оформление

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические

конструкции

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические

10 или более баллов .

Поскольку отдельно проверяется правильность речи, изучите, пожалуйста, раздел

Русский язык – обязательный предмет ОГЭ, который сдают выпускники 9-х классов во всех регионах РФ. Для всех учащихся школ, гимназий и лицеев, перед которыми стоит нелегкая задача подготовки к итоговым испытаниям, мы предлагаем ответы на актуальные вопросы, касающиеся предстоящего экзамена по русскому языку.

До старта экзаменов осталось совсем чуть-чуть и уже известен предварительный календарь экзаменов для девятиклассников. В проекте расписания, который можно найти на сайте ФИПИ, сказано, что предварительная сессия ОГЭ 2018 года стартует с 20 апреля, а под экзамены по русскому языку зарезервированы следующие даты:

День недели

Досрочный период

среда

понедельник

Основной период

вторник

Дополнительный период

вторник

понедельник

Нововведения 2018 года, касающиеся ОГЭ по русскому языку

Хорошее знание устной и письменной речи – обязательное условие для вступления в любой колледж или ВУЗ страны, а потому ФИПИ настаивает на модификации формата итоговых испытаний.

Введение устной части

Министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что в 2018 году все девятиклассники будут сдавать русский язык не только в формате тестов, а и в устной форме, что позволит оценить реальный уровень владения языком.

Итак, устной части ОГЭ по русскому языку быть! На что же стоит ориентироваться ученикам 9-х классов, готовясь к итоговой аттестации? На официальном сайте ФИПИ есть вся необходимая информация про ОГЭ 2018 года, а также демонстрационные версии заданий, которые помогут подготовится и хорошо сдать русский язык.

Для раздела «Говорение», устная часть экзамена будет состоять из 4 заданий, на выполнение которых (включая подготовку) каждому экзаменуемому отведут 15 минут.

  • Часть 1 – выразительное чтение текста вслух.
  • Часть 2 – пересказ прочитанного текста с привлечением цитат.
  • Часть 3 – монолог на выбранную тему с опорой на план.
  • Часть 4 – диалог с экзаменатором.

Во время проведения экзамена будет вестись аудиозапись.

Письменная часть ОГЭ по русскому языку

Введение устной части не повлечет за собой сокращения заданий письменной. Как и в 2017 году при сдаче ОГЭ учеников ожидают задания трех типов:

  1. Краткое изложение по прочитанному тексту.
  2. Вопросы с кратким ответом (число, буква, слово).
  3. Развернутый и аргументированный ответ на поставленный в билете вопрос.

Оценивание ОГЭ по русскому и интерпретация результатов

Как таковой оценки за говорение не будет. Хотя, экзаменуемый может набрать максимально 14 первичных баллов, устная часть будет оцениваться по системе «зачет»/«незачет». Для успешного прохождения испытания девятиклассникам будет достаточно преодолеть минимальный порог в 8 первичных баллов.

Письменная часть может быть оценена максимум в 39 баллов. При этом таблица преобразования первичного балла в оценку имеет следующий вид:

Русский язык

Обратите внимание, что важно не только суммарное количество баллов, а и то, за что они были насчитаны. Так, оценка «4» выставляется, если из набранных суммарных 25-33 баллов минимум 4 начислены за грамотность, а оценка «5», если из набранных баллов за грамотность комиссия дает не менее 6-ти.

Пересдача ОГЭ по русскому языку

Поскольку русский язык является основным экзаменом, без успешной сдачи которого выпускник 9-го класса не сможет получить аттестат, возможность пересдачи предусмотрена.

На официальном портале ФИПИ сказано, что повторную попытку сдать русский в 2018 году предоставят тем, кто «завалил» не более 2-х обязательных экзаменов ОГЭ. Для этого необходимо будет подать заявление на переэкзаменовку и явиться в указанное место проведение испытаний в одну из резервных дат основного или дополнительного (осеннего) этапа.

Подготовка к устному и письменному ОГЭ по русскому языку

Учителя едины во мнении, что ученики, в полной мере овладевшие школьной программой без проблем смогут справиться с билетами ОГЭ 2018 года. Психологи же предупреждают, что одним из важнейших факторов является уверенность в своих силах и правильный настрой.

Для того, что бы избавиться от страха перед экзаменом, достаточно пересмотреть демонстрационную версию билетов и разобрать задания 2017 года, которые по своей структуре и тематике почти не будут отличаться от вопросов, которые могут встретиться в билетах этого сезона ОГЭ.

Несколько сложнее будет детям тех регионов, где параллельно с русским широко используются другие языки и диалекты. Если вы чувствуете, что имеющихся знаний может оказаться не достаточно для получения аттестата или поступления в желаемый колледж, самое время начать активную подготовку, занявшись самообразованием, или обратившись к опытному репетитору.

Сотрите также видео пресс-конференции, посвященной вопросам ЕГЭ и ОГЭ, которая состоялась 5 сентября 2017 года:

ОГЭ 2018. Русский язык. Устная часть. 10 вариантов. Дергилева Ж.И.

М.: 2018. - 40 с.

Данное пособие состоит из 10 вариантов, созданных на основе образцов контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку, размещенных на сайте ФИПИ, и содержит инструкцию по выполнению заданий и критерии оценивания. Каждый вариант состоит из заданий, включающих выразительное чтение, пересказ текста. Также предполагается выбор одного из вариантов заданий: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу. Одним из заданий является беседа на предложенную тему. Пособие предназначено для учителей, учащихся 9 классов, для всех, кто стремится к совершенствованию навыков грамотной устной речи. Оно может быть использовано как на уроках, так и в процессе самоподготовки к устной части ОГЭ по русскому языку.

Формат: pdf

Размер: 7,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Инструкция по выполнению вариантов 1-10 4
Вариант 1 5
Вариант 2 8
Вариант 3 11
Вариант 4 14
Вариант 5 17
Вариант 6 20
Вариант 7 23
Вариант 8 26
Вариант 9 29
Вариант 10 32
Критерии оценивания выполнения заданий контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования к вариантам 1-10 35
Список литературы 38

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 - чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку - 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку - 1 минута.
Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2.
Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку - 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) - 15 минут.
На протяжении всего времени ответа может проводиться аудио- и видеозапись. Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.