Сложные задания егэ по русскому языку. ЕГЭ по русскому языку: подробный разбор заданий со специалистами

Продолжает знакомить учеников с изменениями в ЕГЭ 2019 по русскому языку. В этой статье разбираем задание №21.

Как уже успели убедиться все, кто ознакомился с новой демоверсией на сайте ФИПИ, в ЕГЭ 2019 произошли кое-какие изменения . Тестов с выбором одного ответа стало еще меньше. Псевдолитературные аргументы, которыми латали дыры в содержании сочинения по тексту, теперь неактуальны. Главное – добавилось совершенно новое задание по пунктуации. Итак, что же из себя представляет задание №21?

Из пронумерованных предложений нужно выбрать такие, в которых какой-то знак препинания (тире в демоверсии, двоеточие, запятая) поставлен по общему для нескольких предложений правилу.

В демоверсии нужно найти предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. В семи предложениях 21-го задания демоверсии-2019 четырежды тире используется как знак препинания и дважды в качестве знака интервала значений (15–20 м, 100–200 м). Смотрим, по каким правилам поставлены тире в первом, третьем, шестом и седьмом предложениях. В первом тире – между подлежащим и сказуемым, в третьем – перед приложением, в шестом тоже перед приложением, а в седьмом тире стоит между частями бессоюзного сложного предложения (БСП). Как видим, общее правило постановки тире в третьем и шестом предложениях. Ответ:36.

Пока, по-видимому, не требуется разграничение внутри общих правил. Скажем, тире между частями БСП ставится по разным причинам, но для выполнения задания №21 нужно просто отнести указанный знак препинания к определенной группе.

Попробуем выделить такие группы.

Для запятой:

1) между однородными членами;

2) для обособления члена предложения;

3) для выделения конструкций, не являющихся членами предложения (обращение, междометие, вводные слова);

4) между частями сложного предложения.

Возможно какое-то разграничение внутри 3-й и 4-й групп. Например, по типу сложных предложений: бессоюзных, сложносочиненных или сложноподчиненных. Но, скорее всего, на экзамене будет пример, не предполагающий разных прочтений.

Для тире:

1) между подлежащим и сказуемым;

2) в неполном предложении;

3) перед приложением;

4) для выделения вставной конструкции;

5) перед обобщающим словом

6) в бессоюзном сложном предложении.

Тире ставится и при передаче чужой речи на письме: перед репликами диалога, перед словами автора. Поскольку практически всегда в таких случаях речь идет о комбинации знаков, вряд ли на ЕГЭ будут подобные примеры.

Для двоеточия:

1) после обобщающего слова при однородных членах;

2) в бессоюзном сложном предложении;

Вот, в общем-то, и все основные группы знаков препинания внутри предложений. Есть еще знаки препинания конца предложения: точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, но группы образует разве что употребление восклицательного знака или многоточия. Так что ориентироваться лучше всего на правила пунктуации внутри предложений: запятую, тире и двоеточие. Точка с запятой тоже, если помните, употребляется лишь в единственном случае: между частями БСП.

По моему мнению, лучшим пособием для повторения и обобщения изученного по синтаксису и пунктуации является ныне раритетная и давно не переиздаваемая книжка В.Н. Горшковой "Синтаксис и пунктуация. Упражнения с выборочным ответом. Пособие для учителей вечерней школы" . У меня есть такая – в издании 1975 года. Встречал неполные варианты в электронном виде. Найдете – не пожалеете. Но в книге только тесты, нет правил. К тому же тесты не формата ЕГЭ.

Приведу пример заданий из книги.

150. Укажите, где поставлено тире: между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения, перед обобщающим словом или в бессоюзном сложном предложении.
I. Солнце вешнее, нивы здешние – все тебе отдать бы рад. (Фат.)
II. Над Россиею – небо синее. (Фат.)
III. Сухая, крепкая осень – самое лучшее поэтическое время в году. (М.-С.) Светло не с утра – светло от луны. (Слуц.)
V. Воистину сладчайшая обуза – домой арбуз торжественно нести. (Ванш.)
VI. На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло. (Бун.)
VII. Ароматные набухшие почки березы, могучие запахи кореньев, тончайшие струйки от пробивающихся ростков трав – все это было поразительно ново и восхитительно. (Троеп.)
VIII. Морозный воздух чист – гляди насквозь. (Лук.)
IX. Самое свежее, чистое, нужное время для работы – это утро! (В.Инб.)
X. Морозы – декабрю, метели – февралю, капели первые – задумчивому марту. (Рыл.)

Смогли распределить предложения на 4 группы? Ответы: 1 – III, V, IX, 2 – II, X, 3 – I, VII, 4 – IV, VI, VIII.

Сами правила есть в различных справочниках, учебниках, пособиях по русскому языку. Одни из наиболее авторитетных – под редакцией Д.Э. Розенталя. Во многих его пособиях есть и упражнения.

Так что повторяйте пунктуацию, выясняйте непонятное у специалистов, тренируйтесь. Уже можно найти в свободном доступе в интернете примеры новых заданий. Скоро в книжных магазинах появятся сборники для подготовки к ЕГЭ. Будьте внимательны и не слишком доверяйте бесплатным "пробным вариантам": в них встречаются ошибки!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  • Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)
  • Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
  • Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
  • Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи
  • Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
  • Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
  • Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
  • Информационная обработка текстов различных стилей и жанров
  • Часть С. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи
  • Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
  • Хотя основной акцент на выпускных экзаменах делается на умение применять полученные в школе навыки на практике, для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку потребуется также знание теории. Необходимо не просто вызубрить все правила, но и уметь их использовать.

    Что потребуется при сдаче ЕГЭ?

    Для выполнения заданий по русскому языку нужно использовать весь объем знаний, полученный за годы обучения в школе. Нужно знать следующую теорию:

    • Правописание отдельных частей слова (корней, приставок, суффиксов, окончаний).
    • Расстановка знаков препинания в простых и сложных предложениях, для выделения слов, в других случаях.
    • Грамматические, морфологические, синтаксические, орфоэпические нормы.
    • Синонимы, омонимы и антонимы.
    • Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
    • Правописание «не» и «ни».
    • Лексическое значение слов.
    • Информационная обработка и создание текстов различных стилей.
    • Анализ текстов.

    Как готовиться к экзамену

    Самостоятельная подготовка к ЕГЭ включает в себя изучение правил русского языка и применение их при выполнении упражнений. Недостаточно выучить определения, правила и исключения: важно их правильно применять. В то же время нельзя обойтись и совсем без изучения теории по русскому языку: попытки угадывать правильное написание слов или расстановку знаков препинания не приводят к нужному результату и не помогают усваивать знания.

    Начинать всегда следует с теории. Каждое тренировочное задание призвано проверить знание определенного раздела теории. Необходимо его повторить, уделив особенно пристальное внимание исключениям, а затем применить на практике при выполнении упражнений.

    • Не стоит пугаться большого количества правил. Почти все они хорошо известны выпускникам, навык их применения доведен до автоматизма. Во многих случаях изучение теории необходимо лишь для освежения и структурирования знаний.
    • В процессе самостоятельной подготовки к ЕГЭ могут обнаружиться типичные ошибки. Это указывает на определенные пробелы в знаниях. Вдумчивое изучение теории при подготовке к ЕГЭ позволяет заполнить эти пробелы, поэтому нельзя пренебрегать чтением правил.
    • Нет необходимости дословно запоминать все формулировки, гораздо важнее понять суть. Такое понимание – основа грамотного письма и грамотной речи. Изучайте примеры, обращайте внимание на закономерности.
    • Обязательно применяйте полученные знания на практике! Бесконечные упражнения быстро надоедают, но именно такие тренировки помогают довести навыки до автоматизма, научиться применять знания, даже не задумываясь об этом.
    Подготовка к экзамену – длительный процесс. Желательно изучить теорию еще в начале учебного года, а затем перейти к практическим занятиям. При возникновении затруднений возвращайтесь к изученным правилам, повторяйте их.

    Желаем вам успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку!

    ЕГЭ по русскому языку - один из двух обязательных экзаменов, чтобы получить аттестат нужна подготовка задолго до экзамена.

    Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 г. по русскому языку:

    • Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста.
    • Изменён формат заданий 2, 9–12.
    • Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений.
    • Уточнён уровень сложности отдельных заданий.
    • Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27.

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

    • Тренировочные задания необходимы для практики. Решай каждый день задания с ответами в режиме онлайн. Для этого собрано свыше 10 упражнений на каждую тему. поможет в изучении того, что достаточно для решения. Дан алгоритм выполнения задания - что нужно знать. Представлен видео урок с подробным разбором.
    • Сочинения. До апреля нужно написать по одному сочинению на каждую возможную тему (любовь, война, равнодушие, верность, отзывчивость, нравственные и философские понятия и так далее). Хотя бы по одному в неделю подбирать аргументы и составлять собственный банк аргументов.

    Благодаря тренировкам ты сможешь:

    1. Восстановить в памяти материал, изученный в рамках школьной программы;
    2. Выявить и устранить пробелы в знаниях;
    3. Определить , какая задача для тебя простая, а какая – сложная, и уделить ему максимум внимания;
    4. Довести до автоматизма решение некоторых частей задания или целой задачи;

    На что надо обратить внимание:

    1. На все задания отводится 3,5 часа (210 минут).
    2. На экзамен разрешено взять с собой только ручку.
    3. Заданий в этом году стало больше: вместо 26 стало 27.
    4. И структура заданий распределилась на 2 части:

    Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом в виде цифры или слова (нескольких слов), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    Основные темы заданий для тренировок:

    1. Речь. Текст
    2. Лексика и фразеология
    3. Речь. Нормы орфографии
    4. Речь. Нормы пунктуации
    5. Речь. Языковые нормы
    6. Речь. Выразительность русской речи
    7. Развитие речи. Сочинение

    Часть 2 содержит одно задание – сочинение (объемом 200 слов) с развёрнутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.


    Баллы за задания ЕГЭ по русскому языку

    • 1 балл – за 1-7, 9-15, 17-25 задания
    • 2 балла – 16.
    • 4 балла – 26.
    • 5 баллов – 8.

    В итоге можно получить максимум 58 первичных баллов . Для получения аттестата нужно набрать 24 балла, а для поступления в вуз – 36.

    ЕГЭ по Русскому состоит из двух частей и 25 заданий.

    Первая часть представляет собой 24 задания. Они могут быть тестовые, на выбор одного или нескольких ответов, открытого типа (самому вписать пропуск).

    Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    Задания части 1 проверяют усвоение выпускниками учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности (задания 7, 23–24).

    Вторая часть - состоит из одного задания - 25. Данное задание предполагает написание сочинения на основе прочитанного и проанализированного текста.

    Задание части 2 (задание 25 – сочинение) может быть выполнено экзаменуемым на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).

    На работу дается 210 минут - 3,5 часа.

    Распределение заданий по частям экзаменационной работы

    Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
    1 часть 24 33 Краткий ответ
    2 часть 1 24 Развернутый ответ
    Итого 25 57

    Разбалловка по заданиям

    Ниже я приведу "стоимость" каждого выполняемого задания.

    За верное выполнение каждого задания первой части (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

    За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

    Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

    За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.

    За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие.

    За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

    Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание второй части , составляет 24 балла.

    За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 57 первичных баллов .

    Сейчас я хочу предложить своеобразную «шпаргалку». Объясню, как просто выполнить задание № 7.

    Как легко выполнить задание №7

    В качестве примера для комментария я возьму задание, предложенное в демоверсии за 2016 год.

    Русский язык ЕГЭ

    Задание №3. Работа со словарной статьей

    Обогащаем свой словарный запас!


    Слова, слова… Как много их появилось в русском языке буквально за несколько последних десятилетий. Тысячи новых слов, часто многозначных. Как понять их смысл? Возможно ли вообще успевать за так быстро мчащимся временем, дарящим человеку всё новые и новые слова?

    Конечно, возможно. Нужно огромное желание быть в курсе всего нового, современного, идти в ногу со временем, постоянно пополнять свой словарный запас, особенно в той области, с которой связана деятельность.

    Не случайно на ЕГЭ по русскому языку в 2015 году включили новый тип задания - работу со словарной статьей.

    Форма слова – это морфологическая разновидность слова, в которой заключён ряд грамматических значений, свойственных именно данной части речи.

    На ЕГЭ по русскому языку задание № 6 будет связано со словоформами, в которых заключены грамматические непостоянные признаки частей речи, ведь именно в их употреблении и допускаются ошибки. По форме слова мы можем определить:

      у существительных – число, падеж

      у прилагательных - род, число, падеж

      У глаголов - время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в единственном числе прошедшего времени)

      У местоимений - род, число, падеж (данные признаки есть не у всех разрядов местоимений)

      У числительных - род (у порядковых числительных), число, падеж.

    Задние №7. Ошибки в построении предложений

    Грамотная речь всегда привлекает окружающих людей. Приятно слышать ясную, чёткую, аргументированную речь собеседника.

    К сожалению, часто допускаются ошибки в построении предложений и словосочетаний. Конечно, нужно учиться избегать их, говорить правильно, грамотно.

    На ЕГЭ по русскому языку в задании № 7 2015 года нужно установить соответствие между предложениями, данными в первом столбике, и допущенными в них ошибками, данными во втором.

    Давайте сначала разберём некоторые типы ошибок, которые могут быть в этом задании.