Сценарий родительского собрания в конце учебного года "здорово живёшь" (для любого класса начальной школы). Приемы завершения родительских собраний

Итоговое родительское собрание по теме «Здорово живёшь?!»

Цель: Подвести итог совместной деятельности детей, родителей и классного руководителя по развитию творческих и физических способностей (Анализ этих действий позволяет определить перспективы на будущее, повысить мотивацию на ЗОЖ, создать хорошее, оптимистическое настроение)

Задачи:

    Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы.

    Продолжить формирование понимания значимости данной проблемы.

3. Включить родителей в совместную с классным руководителем воспитывающую деятельность: формирование партнёрских отношений между родителями и школой в сфере здоровьесбережения, организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Оборудование:

Письма-приглашения, тесты-анкеты, 2 незаполненных таблицы (на доске), макет «Дерево здоровья» (на доске), фотогазета «Вот и стали мы на год взрослее», высказывание на плакате:

Ибн Сина Авиценна (на доске);

отдельные буквы из названия (синего и красного цвета) «Здорово живёшь?!»; свод родительских «НЕЛЬЗЯ», «Золотые правила здоровья», «Таинственные письма – послания», «Секретные папки» первоклассников, таблички с надписями («собственный пример», «убеждение», «объяснение», «игровые приёмы», «предвосхищение», «подражание идеалу»), сундук, 54 цветка (18 – красных, 18 – зелёных, 18 – синих).

Встреча родителей

    Выполняют задание «Рассыпушки» (за правильный ответ родители получают буквы разного цвета: « З » « Д » « О » « Р » « О » « В» « О » « Ж » « И » « В » « Ё » « Ш » « Ь », пронумерованные с обратной стороны; делятся соответственно на команды «синих» и «красных»)

    • Как проснулся, так вставай – лени волю ….. (не давай);

      Лепесток роса умыла, ну а Вас умоет …(мыло);

      Утром рано просыпайся, хорошенько … (умывайся);

      Одевайся аккуратно, чтоб смотреть было.. (приятно);

      Чтоб было здоровье Ваше в порядке, нужно с утра заниматься …(зарядкой);

      Ежедневно, встав с постели, поднимаю я …(гантели);

      Хорошенько умывайся, чтобы в школе не зевать, носом парту.. .(не клевать).

Вступительное слово учителя:

Добрый день, уважаемые родители, гости и коллеги. Рада встрече с Вами! Для того, чтобы вы настроились на работу, предлагаю посмотреть видеоролик (просмотр первой части)

Вот и закончился трудный, долгий учебный год. Какие чувства вы испытываете? С каким настроением пришли на собрание?

    «З» - знатно, занятно, замечательно, забавно;

    «Д» - душевно, добро;

    «О» - откровенно, открыто, оптимистично;

    «Р» - радостно, решительно, работоспособно;

    «В» - весело, великолепно, великодушно,

    «Ж» - жизнерадостно, живо;

    «И» - искренне, интересно;

    «Ё» - естественно

    «Ш» - широко, шутливо, шумно.

(Буквы прикрепляются на доску над «Деревом здоровья» веером)

Последние два знака я оставила себе («?», «!»,) Почему? Потому что конец учебного года принёс свои результаты, но ещё больше он принёс вопросов. Как сложится наша учёба и жизнь в классе в следующем году, не испортятся ли отношения между ребятами, ведь они взрослеют. И вместе с тем, я испытываю радость и облегчение оттого, что ещё один год позади, что ребятишки стали сильнее и умнее, что они наконец-то отдохнут от школьных забот.

Ну вот и появилась на доске тема нашего собрания. Озвучьте её («Зд о рово живёшь?!», «Здор о во живёшь?!»). А в чём разница? (записать два слова на доске)

Зд о рово – хорошо, спокойно, благополучно, уверенно, весело, интересно, хорошая учёба, работа и т. д.

Здор о во – отсутствие болезней или физических дефектов.

Оказывается, если всё это соединить вместе, то получим: «Состояние полного физического, эмоционального, нравственного, социального, интеллектуального благополучия есть ЗДОРОВЬЕ (вывешивается таблица «Здоровье»)

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена. По мнению специалистов-медиков 75 % всех болезней заложено в детские годы.

Статистика актуальности темы.

    Лишь 20 – 25 % первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.

    К концу первой четверти худеют 30 % учащихся.

    15 % детей жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться.

    Треть учащихся имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в течение учёбы.

    20 % детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.

    Лишь 24 % выдерживают ночной норматив сна.

    Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.

Мы взрослые ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если ты не умеешь бороться с недугом, часто вступаешь в конфликты, чрезмерно активен и возбуждён.

Как связаны между собой все эти понятия, каковы показатели здоровья у наших детей.

На эти вопросы мы пытались ответить в течение всего учебного года.

Послушаем ответы самих детей (видеоинтервью)

Ваши наблюдения стали подспорьем в работе учителей. Слово предоставляется учителю физической культуры ………. (о физическом развитии детей).

Гимнастический номер

Ребята растут, становятся эмоционально отзывчивее, коммуникабельнее, откликаются на просьбу учителя и товарищей. Это всегда радует! О наших общих достижениях можно проследить по фотоколлажу « Вот и стали мы на год взрослее» (несколько слов по содержанию: неделя нач. классов и др.)

Умеем не только развлекаться, но и учиться.

Итоги учебного года:

(торжественное вручение «Секретных папок» родителям учащихся 1 класса)

Я как классный руководитель, хочу напомнить вам о том, что взрослый человек, родитель, не имеет право выпустить из своей большой ладони детскую ладошку, а значит, не имеет права оставить без поддержки, внимания, любви. (благодарственные письма)

Учитывая физическое, эмоциональное, нравственное, социальное, интеллектуальное состояние наших детей, можно сделать вывод об их здоровье:

НА доске запись:

Диаграмма уровневой дифференциации (по результатам отслеживания здоровья учащихся в ……. учебном году)

Более подробную информацию вы можете получить из писем, адресованных лично вам (п оказ писем у доски)

Невозможно стать здоровым без желания. Вам предстоит самостоятельно в своей «творческой лаборатории» проанализировать анкеты детей «Почему ты так делаешь?» (анализ мотивации на ЗОЖ).

Как заинтересовать детей на здоровый образ жизни. Прошу вас обсудить в группах, какими методами и приёмами пользуетесь вы, для того, чтобы ваш ребёнок рос здоровым.

    Собственный пример

    Убеждение

    Объяснение

    Кнут и пряник

    Предвосхищение

    Подражание идеалу

    Игровые приёмы (раздать коврики для ног, палочки-выручалочки, коврики для пальчиков, на подошве ног – активные точки, отвечающие за работу каждого органа)

    Смена деятельности («Способы снятия нервно-психологического напряжения» - см. Димин лист)

Мы выяснили, что родителям делать нужно и возможно, а вот чего делать нельзя?

(Ответы родителей)

Послушаем детей (« Советы от детей» – видео+ раздать памятки «Свод родительских «НЕЛЬЗЯ»)

В старину говорили: «Могуч, как дуб». И не зря. Только дерево с хорошими, могучими корнями может благоухать и давать плоды. Так и человек. Формируя сейчас у своих детей желание быть здоровыми, вы закладываете основу всей его будущей жизни. Предлагаю составить пословицы о здоровье, которые пришли к нам с народной мудростью (начало – на ветках дерева, концовка – в сундуке под деревом, родители выходят по очереди)

Пусть эти мудрые мысли напоминают вам и вашим детям о том, что необходимо ценить здоровье прежде, чем заболеешь (раздать памятки «Пословицы»)

Эпиграф на доске

«Подвижный, быстрый человек гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век подвержен всем изъянам»

Работа в нашей творческой лаборатории подошла к концу. Плоды совместного труда «налицо» (на дереве). Плоды есть, а листьев нет. Исправим эту картину.

Выберите лист того цвета, который соответствует вашему состоянию в конце сегодняшнего собрания (см. на доску - рефлексия )

Приложения

ТЕСТ 1 (для учащихся)

«Правильно ли ты живёшь?»

Ответь на вопросы теста и подсчитай очки.

    Как часто ты моешь руки:

в) когда сильно испачкал – 20 очков.

2. Сколько раз ты чистишь зубы:

б) 1 раз – 5 очков;

в) вообще не чищу – 15 очков.

3. Как часто ты моешь ноги:

в) только когда купаюсь целиком – 20 очков.

4. Как часто ты делаешь зарядку:

а) ежедневно – 0 очков;

б) когда заставляют родители – 15 очков;

в) никогда – 20 очков.

5. Как часто ты простужаешься:

а) 1 раз в 2 года – 0 очков;

б) 1 раз в год – 5 очков;

6. Как часто ты ешь сладости:

в) когда я захочу – 30 очков.

7. Как часто ты плачешь:

в) почти каждый день - 25 очков.

8. От чего ты плачешь:

а) от боли – 0 очков;

б) от обиды – 10 очков;

в) от злости – 20 очков.

9. Сколько ты гуляешь:

10. Когда ты ложишься спать:

а) в 21 -21.30 – 0 очков;

11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту:

а) соответствует или чуть меньше – 0 очков;

12. Сколько времени ты проводишь у телевизора:

а) не больше 1,5 часов, часто с перерывом – 0 очков;

б) более 3 часов – 10 очков4

в) смотрю всё, что нравится и сколько хочется – 30 очков.

13. Сколько времени ты тратишь на уроки:

б) почти 2 часа – 15 очков;

14. Можешь ли ты взбежать на 5-й этаж:

а) с лёгкостью – 0 очков;

б) под конец устаю – 15 очков;

в) с трудом – 25 очков;

г) не могу – 35 очков.

15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок:

а) да – 0 очков;

б) нет – 5 очков.

Теперь займёмся подсчётом.

Если набралось от 0 до 20 очков – ты в полном порядке!

От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться!

От 70 до 110 очков – ты твёрдо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!

ТЕСТ 2 (для учащихся)

«Почему ты делаешь так?»

    Почему ты моешь руки:

б) так положено – 5 очков;

в) мне приятно, когда грязные руки, много микробов,- 0 очков.

2. Почему ты чистишь зубы:

б) так положено – 5 очков;

в) нечищенные зубы – источник болезни – 0 очков.

3. Почему ты моешь ноги:

а) заставляют взрослые – 20 очков;

б) так положено – 10 очков;

в) потому что мне неприятны грязные ноги – 0 очков.

4. Почему ты делаешь зарядку:

а) заставляют взрослые – 15 очков;

б) так нужно – 5 очков;

в) нужна для моего здоровья – 0 очков.

5. Как ты считаешь, когда нужно гулять:

а) ежедневно около 1,5 – 2 часов – 0 очков;

б) ежедневно, но меньше часа – 10 очков;

в) иногда по выходным – 20 очков.

6. Когда нужно ложиться спать:

б) после 22 часов – 10 очков;

в) после 24 часов – 35 очков.

7. Как ты считаешь, сколько нужно смотреть телевизор :

а) не больше 1,5 часов, с прерывом - 0 очков;

б) более 3 часов – 10 очков;

в) сколько тебе хочется – 30 очков.

8. Как ты считаешь, нужно ли ходить в спортивную секцию или

танцевальный кружок:

а) да – 0 очков;

б) нет – 5 очков.

Теперь займёмся подсчётом.

Если набралось от 0 до 40 очков – ты твёрдо знаешь, что твоё здоровье бесценно.

От 40 до 60 очков – у тебя уже есть вредные для здоровья привычки, но их можно ещё устранить.

От 60 и более – ты твёрдо стоишь на пути разрушеня своего здоровья.

ТЕСТ 3 ( для родителей)

«Куда идёт ваш ребёнок?»

Ответьте на вопросы теста и подсчитайте очки.

    Как часто ваш ребёнок моет руки:

а) около 20 раз в день – 0 очков;

б) только перед едой и после туалета – 5 очков;

в) когда сильно испачкал – 20 очков;

2. Сколько раз ваш ребёнок чистит зубы:

а) 2 раза (утром и вечером) – 0 очков;

б) 1 раз – 5 очков;

в) вообще не чистит – 15 очков.

3. Как часто ваш ребёнок моет ноги:

а) каждый вечер перед сном – 0 очков;

б) когда заставит мама – 10 очков;

в) только когда купается целиком – 20 очков.

4. Как часто он делает зарядку:

а) ежедневно – 0 очков;

б) когда заставят родители – 15 0чков;

в) никогда – 20 очков.

5. Как часто он простужается:

а) 1 раз в 2 года – 0 очков;

б) 1 раз в год – 5 очков;

в) несколько раз в год – 15 очков.

6. Как часто ваш ребёнок ест сладости:

а) по праздникам и воскресеньям – 0 очков;

б) почти каждый день – 20 очков;

в) когда захочет – 30 очков.

7. Как часто он плачет:

а) не могу вспомнить, когда это было последний раз – 0 очков;

б) пару раз в неделю – 15 очков;

в) почти каждый день – 25 очков.

8. От чего он плачет:

а) от боли – 0 очков;

б) от обиды – 10 очков;

в) от злости – 20 очков.

9. Сколько он гуляет:

а) ежедневно от 1,5 до 2 часов – 0 очков;

б) ежедневно, но меньше часа – 10 очков;

в) иногда по выходным – 20 очков.

10. Когда ваш ребёнок ложится спать:

а) в 21.00 – 21.30 – 0 очков;

б) после 22 часов – 10 очков;

в) после 24 часов – 35 очков.

11. Соответствует ли вес ребёнка росту и возрасту:

а) Соответствует или чуть меньше – 0 очков;

б) немного больше – 10 очков;

в) значительно превышает норму – 30 очков.

12. Сколько времени ваш ребёнок проводит у телевизора:

а) не больше 1,5 часов, часто с прерывами – 0 очков;

б) более 3 часов – 10 очков;

в) смотрит всё, что нравится и сколько хочется – 30 очков.

13. Сколько времени он тратит на уроки:

а) около 1,5 часов – 0 очков;

б) почти 2 часа – 15 очков;

в) больше 3 часов – 30 очков.

14. Может ли он взбежать на 5-й этаж:

а) с лёгкостью – 0 очков;

б) под конец устаёт – 15 очков;

в) с трудом – 25 очков;

г) не может – 35 очков.

15. Ходит ли он в спортивную секцию или танцевальный кружок :

а) да – 0 очков;

б) нет – 5 очков.

Теперь займёмся подсчётом.

Если набралось от 0 до 20 очков – ваш ребёнок в полном порядке.

От 20 до 70 очков – у него уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться.

От 70 до 110 очков – он твёрдо стоит на пути разрушения своего здоровья. Сворачивайте скорее!

ТЕСТ 4 (для родителей)

«Почему так поступает ваш ребёнок»

    Почему ваш ребёнок моет руки:

а) заставляем мы – 20 очков;

б) моет, не осознавая – 5 очков;

2. Почему ваш ребёнок чистит зубы:

а) заставляем мы – 15 очков;

б) чистит, не осознавая – 5 очков;

в) чистит, так как знает, зачем это нужно – 0 очков;

3. Почему ваш ребёнок моет ноги:

а) заставляем мы – 20 очков;

б) моет, не осознавая – 10 очков;

в) моет, так как знает, зачем это нужно – 0 очков;

4. Почему ваш ребёнок делает зарядку:

а) заставляем мы – 15 очков;

б) так положено – 5 очков;

в) знает, зачем это нужно – 0 очков;

5. Знает ли ваш ребёнок, что даёт ему свежий воздух?

а) да – 5 очков;

б) нет – 10 очков.

6. Знает ли ваш ребёнок, сколько нужно спать и зачем нужен сон?

а) да – 0 очков;

б) не уверен – 5 очков;

в) нет – 10 очков.

7. Знает ли ваш ребёнок, сколько времени нужно проводить у телевизора?

а) да – 0 очков;

б) не уверен - 5 очков;

в) нет – 10 очков.

8. Знает ли ваш ребёнок, зачем нужно ходить в спортивную секцию или

танцевальный кружок?

а) да – 0 очков;

б) нет - 10 очков.

Теперь займёмся подсчётом

Если набралось от 0 до 5 очков – ваш ребёнок в полном порядке.

От 25 до 40 очков – у него уже есть привычки, вредные для здоровья, но с ними пока не трудно бороться.

От 40 и более – срочно помогите ему бороться за здоровье!

Карта отслеживания здоровья учащихся 1и 3 классов в 2006-2007 учебном году

Фамилия, имя ученика

Класс

Показатели

Физическое

Эмоциональ-ное

Нравственное

Социальное

Интеллектуальное

Действие в оптимальном режиме

Преодоление усталости

Состояние позвоночника

Уравновешен-ность

Эмоциональная гибкость

Честность

Самокритичность

Коммуникабель-ность

Чувство юмора

Адекватность

Мотивация к обучению

Креативность мышления

Любознательность

Памятка для детей

Научить ценить здоровье, прежде чем заболеть.

Вода всё очищает

Изменяется сладость пуще горечи.

Кто день пропустил зарядку, тот на день постарел.

Кто от жира еле дышит тот – здоровьем не пышет.

Поздно поднялся – день потерял.

Работай сидя, отдыхай стоя.

Чем крепче сон, тем ярче мысли.

Болезнь с грязью в дружбе.

Река начинается с ручейка, спорт с зарядки.

Крепкие зубы здоровью любы.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Долго у телевизора сидеть – все «глаза проглядеть»

Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки

()

п.п

Признаки

Фамилия, имя ученика

Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных позах

Носит сумки, портфель в одной руке

Имеет привычку сутулиться

Проявляет недостаточную двигательную активность

Не занимается оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание)

Неправильно или нерегулярно питается

Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение

Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности

Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности

Показатель в баллах

Оценка состояния позвоночника

Группа риска

Шкала тревожности Сирса

(конец 1 полугодия, конец 2 полугодия)

п.п

Признаки

Фамилия, имя ученика

1 полугодие

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

1 полугод

2 полугодие

Обычно напряжён, скован

Часто грызёт ногти

Легко пугается

Очень ко всему чувствителен

Часто бывает агрессивным

Нетерпелив, не может ждать

Легко краснеет или бледнеет

Испытывает трудности с сосредоточением

Потеют руки

При неожиданном задании с трудом включается в работу

Показатель в баллах

Уровень тревожности

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ!!!

Уважаемые родители!

1. Проанализируйте результаты теста для учащихся «Почему ты делаешь так?», включающего в себя вопросы: «Почему ты моешь руки, чистишь зубы, моешь ноги, делаешь зарядку?», «Когда нужно гулять, ложиться спать, сколько смотреть телевизор» и др.; определяющего мотивацию (обоснованное желание) вести здоровый образ жизни.

2. Определите и запишите (+), к какой группе относится каждый ребёнок, если:

    1 группа – от 0 до 40 баллов;

    2 группа – от 40 до 60 баллов;

    3 группа – от 6о баллов и выше;

3. Посчитайте, сколько человек относится к каждой группе и запищите в графу «ИТОГО» (жёлтая строка).

4. Определите, какое количество учащихся (в %) относится к каждой из групп по формуле:

100 * «Количество учащ-ся в группе»

9 ;

Результат запишите в графу «ИТОГО %» (синяя строка)

Алёна

Николай

Кристина

Александр

Анастасия

Никита

Любовь

Кристина

Антон

Итого

Итого в %

5. Результат отобразите на графике:

6. Перенесите результат в большую таблицу и сделайте вывод (см. подсказку на обороте)

1 группа – ребята твёрдо знают, что их здоровье бесценно.

2 группа – у них уже есть вредные для здоровья привычки, но их можно ещё устранить.

3 группа – дети твёрдо стоят на пути разрушения своего здоровья.

Типичное описание родительского собрания: «Быстро поведали у кого неуды, плохое поведение, похвала отличникам и успевающим, а затем любимая часть – сбор денег» .

Действительно ли так должны проходить встречи родителей и классного руководителя? Какими они должны быть в действительности?

Что это такое?

Это официальное мероприятие, которое организуется школой для демонстрации и обсуждения успехов учащихся и улучшения условий, в которых они обучаются (совместными усилиями).

В законе «Об образовании в РФ» о родительских собраниях не говорится. Каждая школа выпускает свой документ «Положение о классном родительском собрании» , в котором освещает цели, задачи, правила и т. д., и раскрывает функции .

Возникли проблемы на родительских собраниях или с родительским комитетом, и вы хотите пожаловаться? Ознакомьтесь с положением «О родительском собрании» вашей школы. В заявлении опирайтесь на его пункты, чтобы претензии были подкреплены документально. Пишите, какие статьи нарушены, тогда претензия будет выглядеть убедительнее.

Что обязательно для всех родительских собраний:

1) Проводятся раз в четверть (но могут и чаще, если необходимо, например, проблемы в классе);
2) Обязательны для посещения мамами и папами (если вы не можете прийти, нужно предупредить классного руководителя звонком, смс или через ребёнка);
3) Родители должны знать, когда будет собрание не позже, чем за три дня до события (как правило, через вклейки в дневниках или в группах социальных сетей).

Что должно быть на родительских собраниях:

1) ознакомление с новыми законами и локальными актами (принятыми на уровне школы, города, региона), связанные с образованием детей.
2) Встреча с предметниками (сразу скажу, что учителя не любят ходить на родительские собрания, у них в это время может быть своё, да и часто такие встречи затягиваются). Приглашает классный руководитель. Попросите провести встречу с более «проблемными» педагогами. Недопонимания родителей и учителя наверняка после этой встречи рассеются.
3) Ведение протокола собрания . Пишет секретарь (выбранный родитель), подписывается председателем родительского комитета. Нужен больше для отчётности школы перед проверяющими органами.

Что может быть на родительском собрании?

1) встреча со специалистами (психологом, врачом, юристом, уполномоченным по правам несовершеннолетних и др.). Какая проблема волнует родителей – такого специалиста и можно пригласить (приглашает либо классный руководитель, либо родители, может и администрация);
2) просмотр документальных и обучающих фильмов о воспитании, физиологическом развитии детей в подростковом возрасте и т.д.

Чего не должно быть на родительском собрании:

1) публичного обсуждения успехов и неуспехов отдельных учеников, их поведения, внешнего облика и т.д. (полная бестактность со стороны классного руководителя или родителей-зачинщиков разговора!). Если такое происходит на собрании вашего класса – вы вправе подать жалобу. Всё, что классный руководитель хочет сказать о вашем ребёнке, знать должны только вы в индивидуальном порядке.
Если в классе возник конфликт, в котором замешаны несколько учеников класса, беседа проводится только с родителями этих учеников, а не со всеми.
2) такого масштабно осуждаемого явления, как сбор денег (фонд школы, охрана, услуги уборщицы — это не обязанность родителей!). В я подробно рассказала, что делать родителям, если опять собирают «дань».
Конечно, не всегда это должно осуждаться. Иногда приходится собирать деньги на и подарки или , но организовывать это должен родительский комитет и обеспечивать полный отчет за все потраченные средства .

Что делать, если пропустил родительское собрание

Конечно, никто вас не будет ругать и писать заявление на имя завуча по этому поводу тоже не нужно. Родительские собрания организуются для вас, родители, чтобы ознакомить с нововведениями школы, проблемами класса, обсудить успеваемость и куда пойти на каникулах. Часто только на собраниях получается раздать родителям какие-либо анкеты, заявления и прочее и тут же их получить заполненными. Ведь дети могут их потерять, порвать или просто не донести до родителей.

Если вы знаете, что по каким-то причинам пропустите — сообщите об этом классному руководителю. А лучше будет, если вы еще договоритесь, что придете в другое время . С классного руководителя за посещаемость родительских собраний спрашивают, поэтому для него важно, чтобы вы были на них. Если родитель практически не посещает родительские собрания, для учителя это станет «звоночком» о том, интересуется ли вообще родитель своим ребенком.

Если вы не ознакомлены с уставом школы , с положением «О классном родительском собрании» вашей школы обязательно почитайте . Возникнет проблема – будете во всеоружии.

Остались вопросы? Напишите в комментарии, мы обязательно постараемся вам помочь.

Родительское собрание на конец учебного года.

Цель: - подвести итог совместной деятельности по развитию творческих и физических способностей

Повысить мотивацию на ЗОЖ,

Создать хорошее, оптимистическое настроение

Учитель. Добрый вечер. НАШЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА 15 МАЯ - ДЕНЬ СЕМЬИ. Сегодня мы собрались с вами, чтобы подвести итоги года учебного. Еще один год пролетел. Складывался он по-всякому. У кого-то были успех. Кто-то только на пути к ним. Мне хотелось бы поблагодарить родителей, которые не оставались в стороне от наших проблем, участвовали не только в жизни класса, но и в жизни каждого ребенка. Очень важно когда педагог, семья, ребенок - сотрудничают. О каких - то поступках ваших детей, рассказывая вам - я ищу у вас понимания и поддержки. Чтобы ребенок понимал, что он нам не безразличен. Может он поймет это не сейчас, а чуть позже. Не во всех случаях ребенка надо ругать за его проступок, надо попытаться ему объяснить. Надо разговаривать. Родители всегда заняты, у них много проблем, но надо найти минутку, чтобы просто подойти к ребенку, погладить его по голове, приласкать.

Психологи говорят: если ребенка не гладить каждый день по голове, то у него «засыхает мозг». Конечно, это образное выражение. Но оно недалеко от истины. В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении. Приласкайте своего ребенка, перед сном посидите с ним рядом несколько минут, почитайте книжку, скажите пару добрых слов, пожелайте спокойной ночи, и трудный завтрашний школьный день будет гораздо легче! .

Дети основную часть своего свободного времени проводят за компьютером.

Впереди лето. У детей будет много свободного времени. Попытайтесь ограничить время проведения их за компьютером.

Длительное нахождение за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для человека? Это от испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни.

Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.

Все вышеперечисленные недуги безусловно отразятся и на Вашем психическом состоянии.

И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр. Если угодно, интернет- мания, игро -мания.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет - зависимых людей:

· хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

· невозможность остановиться;

· увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

· пренебрежение семьей и друзьями;

· ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

· ложь членам семьи о своей деятельности;

· проблемы с учебой.

Опасными сигналами являются также:

· навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

· предвкушение следующего сеанса он-лайн;

· увеличение времени, проводимого он-лайн;

· увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия.

Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию.

Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Буквально на днях, когда разговор зашел о том, что поедем в конце мая на экскурсию и зеленую стоянку, многие сказали, а зачем, если дома компьютер и телевизор?

Конечно, невозможно оградить детей от компьютера, но надо постараться ограничить время проведения за ним.

Пусть больше времени проводят на свежем воздухе.

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

Родительское собрание – немногий момент истины, от которого зависит так много, что лучше не проводить родительское собрание, чем проводить его формально, не подготовившись. Родительское собрание – торжественный момент, позволяющий классному руководителю осуществить главное: соединить цели школы и возможности семьи в воспитании детей.

Чего ни в коем случае нельзя делать на родительском собрании:

Нельзя необоснованно расхваливать детей;

Нельзя, сравнивая детей, хвалить одного и ругать другого;

Нельзя упрекать родителей;

Нельзя обещать родителям больше, чем можно реально сделать для детей, вместе с детьми и вместе с родителями;

Нельзя выдавать некие «психологические» суждения, касающиеся ребенка, и, вследствие психологической безграмотности классного руководителя, не имеющие никакого отношения к ребенку;

Нельзя до выяснения отношения родителей к классному руководителю (любят, признают, уважают, ценят, безразличны, терпят) высказывать родителям некие педагогические сентенции;

Нельзя требовать от родителей денег, помощи, участия без выяснения отношения родителей к школе, классу, без выявления возможных родительских инициатив;

Нельзя зачитывать и комментировать оценки учащихся;

Нельзя требовать от родителей, чтобы они в угоду школе, классному руководителю ни с того ни с сего поменяли культурный уклад семьи;

Нельзя навязывать родителям план работы класса, мероприятий, экскурсий, походов;

Нельзя сообщать родителям о приходе классного руководителя к ним домой, т.к. без приглашения, без взаимной симпатии, без просьбы родителей делать это категорически незаконно и неэтично;

Нельзя требовать обязательного прихода родителей на собрание;

Нельзя насильно назначать родителей в органы родительского самоуправления;

Ни в коем случае нельзя на родительском собрании (или в частной беседе) сообщать любую информацию, касающуюся той или иной семьи или тех или иных детей – как присутствующих, так и отсутствующих на собрании;

Нельзя начинать любое собрание, начиная со второго по счету, без сообщения о выполнении решений, предложений и требований предыдущего собрания;

Нельзя выказывать свое почтенное отношение к одним родителям и безразличное к другим;

Нельзя затягивать родительское собрание более, чем на полчаса, точнее, оно должно длиться ровно столько, сколько необходимо, но так, чтобы родителям собрание показалось важным, запомнилось, захотелось прийти впредь;

Нельзя в течение всего и каждого собрания говорить только классному руководителю;

Нельзя приглашать на родительские собрания учителей-предметников для скандального выяснения отношений, поскольку, если учитель ведет себя непотребно или не устраивает родителей, то это дело не собрания, а администрации школы;

Нельзя превращать собрание в скандал, перепалку, конфликт, если кто-либо из родителей ведет себя вне принятых в обществе культурных норм (пришел пьяный, оскорбляет участников…), собрание должно быть прекращено и уже затем следует думать, какие меры должны быть предприняты для недопущения подобного впредь;

Нельзя классному руководителю набирать авторитет за счет других педагогов или администрации школы, распространяя сведения, порочащие их, нельзя намекать о своей бедности и безысходности, нельзя ругать здесь школьные порядки;

Нельзя принимать значимые для всех решения активным или случайным меньшинством, не выяснив письменно или устно мнения ВСЕХ остальных родителей;

Нельзя на собрании и в частной беседе доносить родителям о поступках их детей, не зная подноготной событий и не подозревая возможные последствия этих сообщений (это может стать причиной избиений, злобных заругиваний, оскорблений и, возможно, со временем, по мере накопления переживаний, может привести к детскому суициду);

Нельзя выдвигать по отношению к родителям предложения и советы культурного и педагогического плана, не соответствующие реальному характеру жизни самого классного руководителя (предлагать не курить, не злобствовать, не проводить впустую время у телевизора, помогать в хозяйстве, читать классическую литературу, слушать серьезную музыку, любить и знать поэзию, посещать театр, не устраивать дома постоянные алкогольные вечеринки, тогда как сам учитель страдает именно этими недугами);

Не превращать родительское собрание в формально чиновничий акт зачитывания правил, инструкций, приказов.

На родительском собрании можно:

Совместно с родителями устроить чаепитие;

Часть родительских собраний проводить совместно с детьми;

Делить родительское собрание на официальную и креативную части, где каждый может показать свои таланты и умения (танцы, пение, чтение стихов, проведение конкурсов, семейных игр и т.д.);

Внешний вид и поведение классного руководителя должны знаменовать торжественный и возвышенный характер собрания;

На первом же собрании в первый же год работы следует избрать постоянных членов родительского актива и озаботиться раздачей разовых поручений всем или большинству родителей;

Проводить родительские собрания сначала в форме индивидуального собеседования с членами семьи, затем в форме небольшой пленарной части (это могут делать только авторитетные и любимые классные руководители, которым действительно есть что сказать);

Дать возможность каждому родителю в письменной или устной форме изложить свою позицию по разным вопросам жизни класса;

Все виды планов и программ составляются только и обязательно с участием родителей и в определенных случаях – детей;

Если не о чем говорить, если классный руководитель не готов к проведению собрания как важного, координационного и воспитывающего действа, то лучше быстро решить организационные вопросы и отпустить родителей, чем оказаться мишенью насмешек и увеличить собой число и без того весьма неуважаемых так называемых педагогов;

Классный руководитель обязательно выстраивает систему управления успехом, сообщая родителям о замечательных маленьких шажках детей вперед, об их успехах, об их желаниях, настроениях, достижениях и ожиданиях;

Классный руководитель должен время от времени или читать родителям лекции по важным вопросам педагогики и психологии, или, если он этого не умеет или не может, зачитывать интересные факты и идеи из периодики по этим же проблемам;

Важно проводить родительское собрание в форме решения или поисков решения конфликтных, проблемных ситуаций, предлагая родителям назвать эти ситуации, или взять из книг, или придумать самим.

Проблемные ситуации для обсуждения на собрании:

Мальчик-девятиклассник приходит домой очень поздно, грубит, скрывает от родителей свои проблемы;

Старшеклассница встречается со взрослым мужчиной, стала курить, иногда от нее пахнет вином, ничего о ее ухажере родители не знают, учеба девочку не интересует;

Сын постоянно смотрит порносайты и эротические фильмы, о чем-то постоянно шепчется по телефону, стал раздражительным, злым и ленивым;

В доме постоянно пропадают деньги, есть подозрение, что их берет сын, который учится в 10 классе;

Дети срывают уроки математики, ссылаясь на то, что ничего не понимают;

Найден дневник старшеклассника, в котором все учителя названы нищими придурками, и автор мечтает поскорее уйти из этой проклятой школы;

У одноклассников роман, юноша и девушка сидят за последней партой, постоянно пишут друг другу эсэмэски, смеются, обнимаются, обращают на себя внимание, иногда целуются;

Молодой человек отказался приносить и переодевать двойную обувь и при этом заявил: можете выгонять меня из школы;

Учащиеся отказались делать уборку класса, дежурить на этаже и в столовой, заявляя, что это должны делать специально нанятые люди;

Учеников сгоняли на митинг, потом на концерт, а они считают, что в условиях демократии они не обязаны участвовать в том, что не кажется им нужным и важным;

Родители не хотят участвовать в общественной жизни класса и школы, собирать деньги на согласованные нужды, дежурить на вечерах, сопровождать детей в походы, на экскурсии, заявляя, что у них своей работы хватает;

Учитель угрожает, что если ребенок и его родители не изменят свое поведение (ученик должен вести себя так, как считает учитель, родители приносят жалкие цветы и забывают делать подарки…), то он поставит неудовлетворительные оценки в четверти и году, он также заявляет, что администрация поддержит его;

Ребята знают, что ученик 9 класса хочет бросить школу, рассказали об этом родителям. Что делать дальше?

В столовой постоянно валяется хлеб, кашу никто не ест, валяются на полу куски котлет. Повар считает, что дети заелись, не умеют себя вести и ценить чужой труд, предметы разные изучают, а культуры и уважения нет;

Старшеклассникам, как выяснилось, очень нужны деньги, многие изнывают оттого, что не знают чем заняться в свободное время. Как решить эти проблемы?

Учительница прекрасно объясняет новый материал, дети ее любят, но на следующий день выясняется, что никто не выполнил домашнее задание;

Ученик запустил предмет, ничего в нем не понимает, к товарищам обращаться стыдно, да и вряд ли они помогут, учителям за дополнительные занятия нужно платить – как выбраться из этой ситуации, если он уже не хочет учиться или хочет, но не способен решить эту проблему сам?

Старшеклассники ежедневно курят, чуть ли не ежедневно пьют пиво, отношения с девушками носят примитивный внелюбовный характер, читать никто не любит, используют компьютер не как источник познавательной научной информации, а как игрушку для бесцельного времяпровождения, слоняются по улицам, громко смеются, ругаются матом, издеваются над прохожими, ищут приключения, ввязываются в драки.

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

1. Включите в план работы следующие виды деятельности:

1.1. совместная работа родителей, классного руководителя и психолога (анкетирование, наблюдение, беседы).

1.2. Сотрудничество родителей и учащихся по реализации конкретной задачи ученического коллектива.

1.3. родительские собрания, заседания, отчеты родительского комитета, беседы за круглым столом.

1.4. Индивидуальная помощь проблемным семьям.

1.5.Совместный с родительским комитетом контроль за выполнением учениками режима дня, проверка качества школьного питания, условий для учебных занятий дома.

1.6. Организация кружков самодеятельности, спортивных секций, клубов по интересам, просмотров и обсуждений спектаклей и кинофильмов, соревнований, походов, вечеров.

2. Учтите возрастные тенденции психического развития учащихся.

2.1. благоприятные:

Стремление к взрослости и самостоятельности;

Усиление общей активности;

Внимание к мнению другого человека;

Желание осознавать себя индивидуальностью;

Увеличение широты и разнообразия интересов, возрастание их определенности и устойчивости.

2.2. неблагоприятные:

Незрелость самооценок и оценок другого человека;

Чисто внешнее стремление к взрослости и самостоятельности;

Неумение применять имеющиеся знания на практике, сосредоточивать свои усилия в нужном направлении.

3. Позаботьтесь о результативности каждого мероприятия во избежание «говорильни».

4. Цените время семьи. Планируйте занятия продолжительностью не более 40-45 минут: пусть у мам и пап будет возможность изменить что-то к лучшему в тот же день.

5. Каждый этап занятия завершайте простеньким практическим заданием , чтобы родители непременно убеждались в действительности и пользе мероприятия.

6. Оставляйте время для ответов на вопросы родителей. Обеспечьте относительный комфорт и интимность индивидуальных бесед и консультаций.

7. Отвечая на вопросы родителей, опирайтесь на материал, только что прослушанный родителями, выводя их самих на верное решение. Обязательно подчеркните, что они пришли к нему сами, что они знают, как действовать правильно. Укрепляйте в родителях чувство собственной зрелости и чуткости.

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко «семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Современным родителям необходима помощь, т.к. отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.

Сегодня родительское собрание должно быть нетрадиционным. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Основные этапы подготовки родительского собрания:

1. анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, а их результаты используются в ходе его проведения.

2. Приглашение каждой семье. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Подготовка выставок по теме собрания.

5. Подготовка плакатов с афоризмами, крылатыми выражениями известных педагогов, психологов по теме собрания.

6. Проведение заседания родительского комитета до собрания.

7. Распределение обязанностей по подготовке к собранию.

8. На столах необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей.

Основные этапы проведения родительского собрания:

1. Вступление. Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.

2. Дискуссия. Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуаций, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более трех-четырех человек. Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей, рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.

3.Работа с памятками. Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить в них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение, во время которого родители высказывают свое мнение и раскрывают свой опыт перед другими.

4. Характеристика детей «Ваши дети – наше мнение». Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь – выдержать доброжелательный тон беседы. На этом этапе лучше использовать тетради доверия для родителей, где даны результаты тестирования, наблюдений классного руководителя, психолога, учителей-предметников, выводы, рекомендации.

5.ОКНО – очень короткие новости. Педагог знакомит родителей с новыми данными науки по вопросам воспитания детей.

Обратная связь: чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.

Уважаемые родители!

Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания.

Нам очень хочется с учетом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.

1. Что побудило Вас прийти на родительское собрание (нужное подчеркнуть)

1. Ваша дисциплинированность.

2. Интерес к поднятой теме.

3. Просьба ребенка.

4. Уважение к учителям.

5. Текст приглашения.

6. Возможное душевное успокоение после собрания.

7. Любопытство.

8. Личное участие в подготовке к собранию.

9. Настойчивые требования родственников.

10. Неоднократные приглашения учителей

11. Не знаю.

2. Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собраний всей семьей. Почему?

3. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому собранию?

Вступительная часть –

Дискуссия –

Работа с памяткой –

ОКНО – очень короткие новости –

5. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии. Почему?

6. Ваши предложения, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания.

Благодарим Вас за помощь!

Возможные темы родительских собраний:

месяц

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

сентябрь

Проблема адаптации детей при переходе в среднее звено

Гумани-зация

семейно-го воспи-тания

Возраст-ные и индиви-дуальные особен-ности раз-вития подрост-ков, учет их в процессе воспита-ния

Иссле-дова-тельская деятель-ность учащих-ся как средст-во интеллек-туального развития

Разви-вающий-ся орга-низм и вредные привыч-ки

Устав-глав-ный доку-мент школы.

Органи-зация учебно-воспи-татель-ного процесса

у стар-шеклас-сников

Мы – на

пороге

взрослой

жизни

ноябрь

Культур-ные цен-ности се-мьи

Укреп-ление здоро-вья, пре-дупреж-дение

утомляе-мости,

нервных,

инфек-ционных

заболе-ваний.

Профи-лактика

Детско-го трав-матизма

«Будь

здоров».

Создание в семье

условий

для ук-репления

здоро-вья и фи-зической

закалки

подрост-ков

Роль се-мьи в раз-витии мо-ральных

качеств

подрост-ка

Погово-рим о

дружбе

Трудный диалог.

Общение старше-классни-ков с ро-дителями

Проф.

выбор

наших

детей

январь

Круг об-щения младших

подрост-ков

Формиро-вание у

подрос-

ков пра-восозна-ния, куль-туры по-ведения,

ответст-венности

Круг об-щения

подрост-ков и его

влияние

на форми-рование

нравст-венного

поведе-ния

Общение

родите-лей с де-тьми. Эко

логия ду-

ши

Как под-готовить

своего

ребенка к первым

экзаме-нам. Как

избежать

стресса

Круг об-щения

подрост-ков и его

влияние

на формро-вание

нравст-венного

поведе-ния

Сво-

бод-

ное

вре-

мя

стар-

ше-

класс-

ни-

ков

апрель

Поощре-ние и наказа-

ние в вос

питании

ребенка.

Дети и

деньги

Роль кни-

ги в раз-

витии

интеллек

та и лич-ных ка-честв че-

ловека

Воспи-

тание

само-

дисцип-

лины

Половоз-

растные

и индиви-

дуальные

особен-

ности

развития

подрост-

ков, учет

их в вос-

питании

Человек,

которо-

му я ве-рю

Проф-

Ориента-ция: до-

роги, которые

мы выбира-ем в са-мостоя-

тельную

жизнь

Экза-

мены.

Как

под-

гото

вить

ним

ре-

бен-

ка

май

«О нас

без при-

крас»

«класс-

ный ка-

лейдо-

скоп»

«Возь-

мемся

за руки,

друзья!»

«Вот и

стали мы

на год

взрослей»

«Не пов

торяет-

ся такое

никогда»

(выпуск-

ной ве- чер)

«От

сердца к

сердцу –

с любо-

вью»

Боль-

шой

вальс»

(вы-

пуск-

ной бал)

Все собрания в мае проходят в форме творческих отчетов.

Тематика лекционной части классных родительских собраний:

Общая тема

Тема собрания в каждом классе

Класс

Воспитательный

потенциал в семье

Роль родителей в преодолении трудностей

адаптации ребенка старшего дошкольного

возраста к школе

«Культура родительства»- значение воспоминаний о собственных детских переживаниях

Способы общения и методы педагогического

воздействия на ребенка в семье. Место традиций в современном семейном укладе

Диалог в семейном общении. Семейный досуг

8-11

Государственная

политика в отношении семьи и детства.

Права и обязанности родителей в образовании

Права и обязанности родителей учащихся, зафиксированные в Уставе школы

Правовая защита личности ребенка

Роль родителей в формировании правовой культуры ребенка

8-11

Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка

Специфика формирования личностных качеств ребенка младшего школьного возраста в семье и школе

Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе

Принципы творческой педагогики в семье. Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты). Принципы педагогического сотрудничества

Формирование гражданской ответственности и гражданских чувств в семье и школе

Экономическое и трудовое воспитание в семье как средство будущего профессионального и личностного определения подростков

10-11

Семейная атмосфера как фактор влияния на физическое и психическое здоровье ребенка. Основы формирования навыков здорового образа жизни

Атмосфера жизни ребенка в семье – фактор преодоления трудностей школьной адаптации

Влияние на ребенка негативной теле- и видеоинформации

Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

8-11

Государственная политика в отношении детства и семьи

Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования

Павел Ткаченко сам воспитывает дочь. Как менеджер и отец, к решению школьных вопросов подходит с юмором и бизнес-хваткой.

В который раз возвращаюсь с родительского собрания со странной смесью отчаяния и агрессии .

Немного предыстории. Я живу с дочерью-подростком. Наша мама заблудилась где-то в ходе истории, поэтому все родительские функции я выполняю самостоятельно: праздную дни рождения, учу уроки, читаю на ночь, рассказываю о половом созревании, вожу по всяким врачам. Ну и на родительские собрания, за неимением альтернативы, тоже хожу. Ибо я не просто родитель, а ответственный родитель.

Когда-то на заре 90-х я окончил обычную (пост)советскую школу почти отличником (немного естественных наук не смог осилить больше, чем на «четверку») и со стойкой «двойкой» по поведению. Не потому, что курил на переменах или прогуливал уроки, нет. Просто благодаря обостренному чувству справедливости я «качал права», что в «той» школе категорически не приветствовалось.

Четверть века спустя каждый мой визит в школу – это регрессия в подростковое состояние с изначальной антипатией ко всему, что говорит учитель, к странной логике, скрывающейся за всем, что в школе происходит, к правилам, которые непонятно кто и почему установил, но подвергать сомнению которые – почти как сокрушать скрепы.

В дополнение картины – моя дочь умничка, учится неплохо для самоорганизованного подростка с кучей интересов помимо школы, не курит и не пьет, делает уроки, ставит цели и стремится к их достижению. Короче, золото, а не ребенок.

А теперь вернемся к родительским собраниям.

Стандартный сценарий таков: вы день в день узнаете, что сегодня вечером у вас не «Каберне Мерло» 2012 года от винодельческого хозяйства «Колонист», а родительское собрание. Кто виноват в несвоевременном уведомлении, не выяснишь. Учитель говорит, что предупреждал детей за неделю, доця твердит, что сегодня утром узнала. Как бы то ни было, идти нужно. Почему нужно? Потому что не прийти, значит, не проявить интерес к делам дочери, чего ответственные родители не могут себе позволить. К тому же, я все надеюсь, что рано или поздно узнаю на этом собрании что-то нужное, важное, или, на крайний случай, полезное.

Собрания, кстати, бывают двух типов – общешкольное и классное. Первое – квинтэссенция маразма. Завуч нудно и неспешно выполняет «обязательную программу»: зачитывает какой-то руководящий «лист» ни о чем или рассказывает, как бороться с детским суицидом в рамках отдельно взятой квартиры. Все это – в присутствии 200-300 мамаш в душном актовом зале, без всякого шанса выйти, не навлекши гнева господня на голову доци. (В этом смысле проще вообще не прийти, ибо переписи явившихся никто не делает, чем совершить демарш, аргументируя бессмысленностью происходящего).

Если какой-то процесс не приносит ни хороших результатов, ни хотя бы удовлетворения его участникам, то с ним нужно срочно что-то делать

У «классного» собрания бывают три основанные темы для обсуждения. Первая – успеваемость/поведение. То, о чем я и так знаю, ибо ответственный папа, доверительные отношения с дочерью бла-бла-бла. Мне не нужно ждать какого бы то ни было собрания, чтобы узнать, что происходит в школе и что тревожит дочь. Вторая – полузаконный сбор денег. Я рад бы отказаться, но проще сдать, нежели объяснять всем, почему это незаконно/не нужно/бессмысленно. Опять же, аудитория, с которой по этому поводу придется дискутировать – мамаши, которые иногда не понимают, что, например, ресторан на выпускной после девятого класса нужен не детям, а им самим.

Третья тема – кто что должен сделать для класса (как вариант – кто чего не сделал, куда не явился, что не сдал и все в таком роде). Аргументы и логика доказательства примерно такие же, как и при сборе денег.

В связи с этим у меня постоянно возникают мысли, как сделать собрания более полезными, эффективными, или, на худой конец, быстрыми. По роду своей профессиональной деятельности я повышаю эффективность процессов и систем, а, значит, могу придумать миллион способов достичь эту цель в рабочей среде.

Главная предпосылка достижения эффективности на работе – (1) все люди на работе стремятся к эффективности, потому что именно она формирует источник для выплат зарплат, и (2) у менеджмента компаний есть возможность выбирать себе подчиненных, а также тем или иным методом – коллег и начальство.

На родительских же собраниях присутствует случайная выборка из разнообразных профессиональных, социальных, интеллектуальных и прочих слоев общества, объединяет которых общность места жительства, а также факт обучения их детей в одном классе. Поэтому достичь эффективности с таким коллективом – задача не из простых. Более того, существует гипотеза, что даже сама цель – эффективность – осознается далеко не всеми участниками родительских собраний.

Ок, как решить проблему зря потраченного на родительские собрания времени, я знаю. Просто игнорировать их (а сколько сдавать денег – как-нибудь мамаши или классный руководитель передадут). Но это эскапистский подход, а значит, мне не подходит.

Как сделать собрания полезными, а еще лучше – интересными? Что было бы важно/интересно/полезно услышать на родительском собрании ответственному родителю?

Первое . Важно, чтобы и родители, и учителя осознавали, что у нас должно существовать партнерство в воспитании каждого конкретного ребенка. Это значит, что мы должны (1) одинаково осознавать свою ответственность за эту задачу, (2) делиться информацией о ребенке друг с другом, и интересоваться этой информацией. Да-да, и я, и учителя! (3) согласовывать методы, формы и способы обучения и воспитания. Учителя должны знать мои ценности, принципы и методы, а я, соответственно, их.

Второе . Любая встреча родителей и учеников должна подчиняться обычным и разумным (в деловом мире) правилам, как-то:

— информирование заранее о повестке дня (если единственным пунктом повестки дня будет доклад завуча, на это действо мало кто приобретет билет);

— возможность всем сторонам заблаговременно вносить свои предложения;

— жесткий тайминг встречи;

— структурированность дискуссии (для этого учителям неплохо бы иметь структурированность мышления, навыки публичных выступлений перед взыскательной аудиторией, а также привлекать профессионального модератора для управления дискуссией и переведения неизбежных конфликтов в конструктивное русло);

— использование всех достижений цивилизации для ускорения передачи информации и повышения эффективности взаимодействия (ту информацию, которую нужно просто донести, можно разослать электронной почтой, или распечатать и раздать, а не заслушивать заикания завуча с трибуны а-ля Леонид Ильич в последние годы);

— соблюдение регламента (начало и окончание вовремя, ограничение тем для дискуссии, жесткий контроль времени для выступлений, исключение дискуссий не по вопросам повестки дня, соблюдение правил делового общения и т.д.).

Третье . Сбор большого количества людей в одном помещении должен осуществляться только с целью, заведомо интересной всем сторонам. Сбор денег, нужный только одной стороне, можно совершить иными методами (информирование посредством почты или мессенджеров, пересылка на карточку, выставление счета и т. д. Это незаконно? Нужно все сделать как бы тайно и от имени родительского комитета? Не мои проблемы. Мало того, что с меня собирают деньги (что еще полбеды), так еще и зря тратят мое время, долго вслух рассказывая о колокольчиках и ленточках, и вслух совершая математические действия в пределах программы четвертого класса).

Четвертое . Есть темы, о которых я бы с удовольствием поговорил. Например, я бы хотел лично познакомиться со всеми учителями своей дочери. От каждого я бы хотел прослушать мастер-класс об особенностях очередного учебного года, нюансах и сложностях, ожидающих мою дочь, о методах контроля успеваемости и критериях оценивания, о подводных камнях, об изменениях в программе, учебном процессе и новых тенденциях в чем бы то ни было, затрагивающем меня или моего ребенка.

В конце концов, я бы хотел быть знакомым не только с директором, завучем и классным руководителем, но и с учителями-предметниками. У них нет времени? Им за это не платят? Не волнует. Эти люди часто проводят с моей дочерью больше времени, чем удается мне, отцу. А значит, я имею право с каждым из них быть знаком лично, взглянуть пристально каждому в глаза, убедиться, что они будут сеять разумное-доброе-вечное, а не самоутверждаться на моем ребенке и не изливать свою бытовую неустроенность и детские комплексы.