Основные потребители российской нефти. Рейтинг крупнейших покупателей российской нефти

Венесуэла — самая богатая нефтью страна современного мира. Согласно обновленным данным статистики, за 2016 г. ее нефтяные запасы составляют более 297 млн баррелей, а это около 20 % всех мировых запасов нефти. На 2 месте с незначительным отрывом стоит Саудовская Аравия: ее запасы составляют 18 % общемировых.

В десятку стран, обладающих крупнейшими запасами нефти на сегодняшний день, входят 4 страны Персидского залива: , и , 2 представительницы — и , а также и . Россия в этом списке занимает 8 позицию.

Нефть является весьма распространенным в природе минеральным ресурсом. За последние 50 лет геологи выявили около 600 нефтегазоносных бассейнов. По разным оценкам площадь с перспективными нефтегазоносными месторождениями составляет от 15 до 50 млн км².

Общегеологическая оценка нефтяных запасов планеты составляет от 250 до 500 млрд т, а если учесть еще и тяжелую нефть, содержащуюся в битуминозных песках и нефтяных сланцах, то значение подскакивает до 800 млрд т.

Цифры гигантские, но это вовсе не означает, что человечество может спать спокойно, не заботясь об энергоресурсах завтрашнего дня. Дело в том, что разработка сланцев очень дорога и экологически опасна, поэтому их добычей мало кто занимается. Общегеологические запасы подразумевают всю нефть, содержащуюся в недрах земли, но большую ее часть при современном уровне развития техники люди пока извлечь не могут. Поэтому наряду с понятием общегеологического запаса широко используется понятие разведанного или достоверного запаса нефти, т. е. того количества, которое уже сегодня при современном уровне технического прогресса можно извлечь. И вот 800 млрд т плавно превращаются в 150 млрд т. Именно эта цифра и является показателем достоверных запасов нефти в мире на сегодняшний день. И когда речь заходит о нефтяных запасах какой-нибудь страны или региона, то подразумеваются именно достоверные запасы.

Однако надо заметить, что любые показатели, связанные с добычей минеральных ресурсов, в особенности топливных, не могут быть абсолютными и точными.

Геологоразведочные работы на планете не прекращаются ни на минуту. Поэтому, несмотря на то, что человечество с каждым годом увеличивает добычу нефти, ее достоверные запасы тоже увеличиваются.

Современные технологии позволяют осваивать все большие континентальные глубины. Но настоящим технологическим прорывом стала возможность освоения шельфовых месторождений. Именно благодаря шельфовым разработкам в лидеры нефтедобывающих стран вырвались некоторые страны Европы, такие как Норвегия и Великобритания. А Венесуэла и вовсе стала мировым лидером по достоверным запасам, обогнав лидеров традиционных — страны Персидского залива.

Как образовалась организация ОПЕК?

Главная особенность географии мировых ресурсов нефти заключается в том, что ее основные запасы приходятся на развивающиеся страны, а основным потребителем нефти и нефтепродуктов являются страны высокоразвитые.

Проблема нехватки нефтяных ресурсов обострилась еще в 70-е гг. прошлого столетия. Именно в эти годы высокоразвитые страны мира накрыла первая волна энергетического кризиса. И связано это было с прекращением поставки дешевого топлива из стран Ближнего Востока. До сих пор цены на энергоносители из Персидского залива были столь мизерными, что никому и в голову не приходило заниматься масштабной разведкой новых месторождений где-нибудь еще. Этим фактом воспользовались шейхи арабских стран и объединились с целью контроля над мировым рынком черного золота.

Договор об объединении совместных усилий в данном направлении был подписан еще в 1960 г. в городе Багдаде, но реальную силу страны-участницы обрели лишь десятилетие спустя. Так возникла организация стран-нефтеэкспортеров, известная как ОПЕК.

Лидерами по запасам и добыче нефти на тот период являлись Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт и, как следствие, они же стали лидерами организации. Завоевать решающие позиции на мировом нефтяном рынке этим арабским странам удалось благодаря тому, что на их территории были сконцентрированы 70 % всех мировых запасов этого энергоресурса, и находились крупнейшие нефтяные месторождения, имеющие первоначальный запас сырья более 1 млрд т.

Как и почему изменяется статистика по запасам нефти?

Расцвет мировой нефтяной эры пришелся на 70-80-е гг. прошлого столетия. Именно тогда были открыты крупные месторождения нефти в странах, не относящихся к ОПЕК, в том числе и Советском Союзе. Сюда можно отнести освоение Аляски, Мексиканского залива, шельфов штата Калифорния и Северного моря, Западной Сибири, Волго-Уральского района.

Открытие новых месторождений вывело на мировой нефтяной рынок новых игроков. Хотя вновь открытые месторождения нефти были очень крупными, тягаться со странами Ближнего Востока ни по запасам нефти, ни по уровню ее добычи никто по-прежнему не мог.

С конца 80-х гг. все наиболее крупные и рентабельные месторождения нефти были открыты. Продолжать увеличивать запасы сырья за счет новых месторождений уже не представлялось возможным. И тогда возникла новая тенденция: она заключалась в том, что добиваться роста запасов нефти стали за счет дополнительного бурения на уже действующих месторождениях.

К этому способу в первую очередь прибегла ведущая пятерка богатейших ближневосточных нефтяных держав, которая не желала терять завоеванного статуса. Сюда вошли Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт и Арабские Эмираты. Благодаря новой тактике эти страны еще 20 лет удерживали пальму первенства по количеству достоверных запасов нефти, а заодно и как крупнейшие добытчики и экспортеры.

Но методом дополнительного бурения воспользовались и другие страны, богатые и не очень, например, Канада и Венесуэла. Результат не заставил себя ждать, и ко второму десятилетию XXI в. картина лидирующих по разведанным запасам черного золота стран изменилась. Оттеснив Саудовскую Аравию на 2 место, в абсолютные лидеры по запасам выбилась Венесуэла. А Канада уверенно заняла 3 позицию, потеснив Иран и Ирак.

Начиная с 90 г. прошлого столетия Саудовская Аравия, достигнув уровня нефтяных запасов в 260 млн баррелей, продолжает неизменно оставаться на этом уровне. Иран и Ирак в то же время достигли уровня в 100 млн баррелей. А вот Канада и Венесуэла совершили резкий скачок вверх в последние 1,5 десятилетия. При этом до начала XX в. Канада обладала мизерными запасами примерно в 10-20 млн баррелей.

Резкий рост произошел в 2002-2003 гг., когда освоение новых месторождений и применение новых технических средств в одночасье увеличили запасы страны до 175 млн баррелей. А Венесуэла по тем же причинам увеличила свои со 100 млн баррелей в 2010 г. до 297 млн — в 2013 г.

Таким образом, можно подвести итог. Самая богатая нефтью страна — это понятие весьма условное. Ситуация меняется от десятилетия к десятилетию, а иногда может кардинально измениться в течение 1-2 лет. Исчерпаемость минерального ресурса; открытие новых месторождений; дополнительные исследования месторождений, открытых ранее, но на тот момент признанных нерентабельными; совершенствование технологий добычи полезных ископаемых, позволяющих проникнуть на новые глубины — все это приводит к постоянному изменению статистических данных.

Мировое потребление нефти стабильно увеличивается каждый год. Глобальные финансовые кризисы, порой сотрясающие экономику, выглядят лишь небольшими зазубринами на графике потребления нефти. Развитие альтернативных источников энергии и различные «зелёные» технологии пока неспособны оказать сколь либо заметное влияние на использование нефти. Если 30 лет назад, когда для автомобиля считался нормальным расход 15 литров бензина на 100 км пути, человечеству хватало 60 млн баррелей нефти в сутки, то теперь нужно уже свыше 90 млн баррелей в сутки. По прогнозам, отметка 95 млн баррелей в сутки будет преодолена в 2016-2017 годах. На какие цели тратится такая уйма нефти — почти 100 млн бочек каждый день?

Современная цивилизация устроена так, что «хорошо жить» буквально означает «потреблять больше нефти». Нефтяное топливо даёт свободу перемещения, а органический синтез — качественные и удобные товары. Список того, что производится из нефти, весьма внушителен. Осуществлялись даже попытки использовать углеводородное сырьё в производстве продуктов питания. Поскольку абсолютным лидером в разработке и применении нефтяных биотехнологий была наша страна, уделим этой теме один абзац в конце статьи.

Сейчас основная часть добываемой в мире нефти используется для производства различных видов топлива. Не один из других видов топлива не может приблизиться к нефтепродуктам по своим потребительским качествам. К примеру, использование природного газа на транспорте сдерживается сложностью его хранения. Для газа нужны тяжёлые баллоны из толстой стали, причём расходует автомобиль содержимое такого баллона намного быстрее, чем аналогичный объём бензина или солярки. При сгорании угля остаются твёрдые остатки (шлак и зола) которые требуется удалять из топки и утилизировать. Жидкое топливо, полученное из нефти, в настоящее время находится вне конкуренции по сочетанию удобства, безопасности и количеству энергии на единицу объёма. Основные виды нефтяного топлива:

* Бензин
* Авиационное топливо, ракетное топливо (керосин)
* Дизельное топливо (солярка)
* Судовое топливо (смесь мазута и дизтоплива)
* Топочный мазут
* Сжиженный газ (пропан-бутановая смесь)

Вторым по важности направлением использования нефтяного сырья является производство различных полимеров и резины. Производители пластмасс постоянно работают над повышением качества своей продукции. Пластмасса составляет серьёзную конкуренцию дереву и металлу — она лёгкая, прочная, не подвержена гниению и коррозии. Прозрачные виды пластмасс всё чаще используются вместо стекла, как в строительстве, так и в производстве тары для различных жидкостей. Полиэтиленовые и полипропиленовые пакеты вытеснили бумагу и целлофан. Повсеместно применяются синтетические ткани. Синтетические каучуки заменили сок тропических растений в производстве резины.

* Пластмасса
* Полимерные плёнки
* Синтетические ткани
* Резина

В процессе переработки нефти образуются тяжёлые остатки, которые идут на производство строительных материалов — гудрона, строительного и дорожного битумов. При смешивании битума с минеральными веществами получается асфальт (асфальтобетон), используемый в качестве дорожного покрытия.

* Битум
* Асфальт

Из нефти выпускается широкий ассортимент смазочных материалов. Минеральное масло получается при вакуумной дистилляции мазута, для производства синтетического масла используются полиальфаолефины или масла гидрокрекинга. Синтетические масла обладают лучшими потребительскими качествами, но себестоимость их производства выше. Пластичные смазки получаются путём смешивания минерального масла с загустителем, в частности, литол представляет собой смесь масла со стеаратом лития.

* Смазочное масло
* Электроизоляционное масло
* Гидравлическое масло
* Пластичная смазка
* Смазочно-охлаждающая жидкость
* Вазелин

Вещества, получаемые из нефти, используются для производства красок, лаков и растворителей, моющих средств. В этих отраслях производные нефти используются только по причине их относительно низкой цены. При необходимости требуемые вещества могут быть получены из других источников.

* Растворители
* Моющие средства

Содержание серы в топливе строго ограничено, поскольку продукты сгорания серы опасны для окружающей среды. Сера, извлечённая из нефти в процессе её переработки, реализуется в чистом виде или в виде серной кислоты. Из отходов перегонки нефти производится кокс, используемый в производстве электродов и в металлургии. Перечисленные продукты не являются целевыми, они выпускаются в процессе утилизации отходов нефтепереработки.

* Сера
* Серная кислота
* Нефтяной кокс

Если бы эта статья писалась 30 лет назад, то в числе продукции, получаемой из нефти, обязательно присутствовали бы кормовые белки — паприн, гаприн, меприн, эприн. В 70-80 годах прошлого века рядом с крупными нефтеперерабатывающими заводами стали строиться предприятия по выпуску синтетического белка — в Киришах, Новополоцке, Кременчуге, Павлодаре, Ангарске, Сызрани, Саратове, Уфе. Около 2/3 мирового производства синтетических белков приходилось на СССР, остальное — преимущественно лицензионное производство в Восточной Европе. Синтетические белки применялись для откорма коров, свиней, птиц, рыб и пушных зверей. В 80-х производилось около 3 кг синтетических белков на жителя СССР, на 90-х планировалось нарастить этот показатель до 30 кг в год. Реальность разошлась с планами — после крушения СССР биотехнологические предприятия в короткий период были ликвидированы. Уже к концу 90-х производство белка из нефти и газа практически полностью прекратилось.

Cтраница 1


Основные потребители нефтепродуктов сосредоточены в крупных промышленных центрах.  

Основными потребителями нефтепродуктов являются промышленность, сельское хозяйство и транспорт, причем доля последнего в использовании жидкого топлива систематически возрастает, что связано с увеличением количества судовых двигателей, работающих на дизельном топливе, быстрыми темпами роста автомобильного и воздушного транспорта. Главными потребителями газа и мазута как котельного топлива являются электростанции и теплоэлектроцентрали.  

Сельское хозяйство как основной потребитель нефтепродуктов характеризуется высоким уровнем остатков нефтепродуктов, главным образом, у потребителя.  

Транспорт является одним из основных потребителей нефтепродуктов и во многом задает направления развития мировой нефтепереработки. Так, годовое мировое потребление различных видов транспортного топлива достигло 1750 млн. т, что составляет 50 1 % от перерабатываемой нефти. Согласно прогнозам, в ближайшей перспективе эта доля транспортного топлива должна возрасти - в основном, за счет развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Развитие транспорта и потребление моторного топлива в Украине, в целом, отвечает тенденциям, характерным для стран Запада, но имеет и свои национальные особенности.  

Как известно, одним из основных потребителей нефтепродуктов является сельское хозяйство с его мощным парком тракторов, автомобилей, комбайнов и другой техники.  

Автомобильный транспорт является также одним из основных потребителей нефтепродуктов. Нефтепродукты, различные кислоты и щелочи, применяемые при эксплуатации и ремонте автомобильного транспорта, попадают в сточные воды и отравляют пресноводные водоемы и мировой океан. Загрязненная вода не только становится непригодной для использования, но и наносит иногда непоправимый ущерб всей природной среде, с которой она соприкасается.  

Автомобильный транспорт является также одним из основных потребителей нефтепродуктов.  

Диспетчер территориального управления указывает конкретно направления отгрузки и основных потребителей нефтепродуктов. При невыполнении отгрузки выясняются причины и принимаются меры к их устранению.  

Республика Башкортостан, занимающая ключевое положение между нефтегазовыми провинциями Западной Сибири и основными потребителями нефтепродуктов европейской части России, имеющая к тому же самый мощный в России комплекс заводов по переработке нефти и производству широкого ассортимента нефтепродуктов, обладает разветвленной системой трубопроводов, обеспечивающих в транспортной системе республики 64 % перевозок грузов. На территории республики проложены крупнейшие в мире нефте - и газомагистрали; трубопроводный транспорт объединяет все эксплуатируемые нефтяные районы и нефтеперерабатывающие заводы Башкортостана. Общая протяженность Урало-Сибирских магистральных нефтепроводов, проложенных по территории республики, составляет 3 750 км.  

Отношение нефтяников, исследователей и производственников, работающих в области переработки нефти, к проблеме химии сера-органических соединений нефтяного происхождения определялось и определяется запросами основных потребителей нефтепродуктов или, другими словами, нормами на содержание серы в нефтепродуктах. Здесь будет уместно вспомнить, что установление норм на серу связано со специфическими свойствами серы и сера-органических соединений.  

В настоящее время в России ежегодно потребляется около 100 млн т моторных топлив, производимых из нефти. Одним из основных потребителей нефтепродуктов является автомобильный транспорт. Вероятно, ситуация не изменится до 2040 - 2050 гг. Неизбежное истощение нефтяных месторождений, повышение мировых цен на нефть, непрерывное ужесточение требований к экологическим показателям транспортных и стационарных двигателей (в частности, дизельных) вынуждают искать замену традиционным нефтяным моторным топливам. Использование на транспорте различных альтернативных топлив, включая природный газ и получаемые из него топлива, уголь, возобновляемые источники энергии, обеспечит решение проблемы замещения нефтяных топлив, значительно расширит сырьевую базу для получения моторных топлив, облегчит решение вопросов снабжения топливом транспортных средств и стационарных установок.  

Транспортировка нефти и нефтепродуктов может осуществляться трубопроводами, водным путем (танкеры, баржи), железнодорожным (цистерны - бункеры) и автомобильным (автоцистерны, грузовые автомобили) транспортом. Как правило, НПЗ сооружаются вблизи крупных городов - основных потребителей нефтепродуктов, в то же время районы, из которых поступает нефть на большинство заводов, удалены на значительное расстояние, достигающее иногда нескольких тысяч километров. Известно, что наиболее экономичным видом транспорта нефти и нефтепродуктов при больших расстояниях является трубопроводный, так как себестоимость перекачивания нефтепродуктов ло нему примерно в три раза ниже, чем при перевозке по железной дороге, и в два раза ниже, чем водным транспортом. Кроме того, транспортировка нефти и нефтепродуктов по трубопроводам позволяет осуществлять ее непрерывно, с минимальными потерями при сохранении качества продукции.  

Одновременно с этим происходило ускорение оборачиваемости оборотных средств, что значительно замедлило темпы роста остатков нефтепродуктов по сравнению с ростом обобщающих показателей. Как видно из приведенных данных, уровень остатков нефтепродуктов на транспорте по отношению к общему объему их потребления значительно отстает от общеэкономического уровня этого показателя, который в значительной степени определяется сезонностью сельского хозяйства - основного потребителя нефтепродуктов в Украине.  

Страницы:      1

Из статистического отчета по мировой энергетике следует, что в 2014 году мир ежедневно потреблял (в среднем) 92.09 млн баррелей, что почти на 1% больше, чем годом ранее.

Среднесуточное потребление нефти в США – 19.04 млн баррелей, в Китае 10.6 млн баррелей.

Лидер по темпам (скорости) роста потребления нефти - Южная Корея, хотя в абсолютном значении она ежедневно потребляет всего лишь 2.46 млн баррелей – и это 8-е место в мире.

Больше всех потребление нефти на душу населения (по состоянию на июль 2015) в Сингапуре - 83.5 баррелей. За ним следуют Саудовская Аравия (42.5 баррелей), Канада (около 25), США (22) и Южная Корея (более 18 баррелей).

Южная Корея представляет интерес как страна, в энергетической стратегии которой нефть является основным источником энергии при том, что в стране очень много машин и механизмов.

И потому - большая часть нефтепродуктов используется для промышленных целей.

Но самое интересное в том, что нефть в этой стране импортируется, а получаемые из нее нефтепродукты – экспортируются, в основном – в соседние страны, в том числе – Китай и даже в Россию.

При этом Россия – один из мировых лидеров по добыче и экспорту нефти.

В частности, среди поставщиков нефти в Китай, Россия (по итогам I полугодия 2015 года) вышла на 2-е место с объемом 786 тысяч баррелей в сутки. Это более чем на четверть больше поставок в тот же период 2014 года.

На 1-м месте среди китайских поставщиков - Саудовская Аравия с показателем 1.07 млн баррелей в сутки, на 3-м – Ангола - 770 тысяч баррелей в сутки.

Вот вам и ответ на вопрос – кого, Саудовскую Аравию или Иран, будет поддерживать Китай в случае конфликта между ними.

Мировые лидеры по экспорту нефти – углеводородные гиганты Саудовская Аравия, Россия и Ирак.

Мировой лидер по импорту нефти – Китай, которому США уступили это сомнительное первенство, наращивая собственную добычу и уходя от нефтяной зависимости.

Кстати, мировые политологи и нефтяные аналитики ожидают существенного изменения структуры импорта нефти США – в связи с предполагаемым освобождением из социалистического плена Кубы, за которой, вполне вероятно, последует Венесуэла – мировой лидер по запасам нефти. Цена вопроса для этих стран – их технологическое развитие.

Многие считают, что Китай беден нефтью.

Но это не так - по запасам нефти (по состоянию на 2014 год - по данным British Petroleum) Китай обладает объемом в 2.5 млрд тонн и занимает 14-е место в мире.

Это меньше запасов Венесуэлы в 18 раз, России – в 5.6, а США – всего лишь в 2.3 раза.

Зато Китай показывает хорошие результаты в нефтепереработке - загруженность китайских НПЗ весьма высока: суточная переработка нефти достигает 10.6 млн баррелей. Однако процессинг заводов оставляет желать лучшего – в итоге Китай ежесуточно теряет от 3 до 9% светлых нефтепродуктов.

Главным рынком российской нефти остается Европа. В настоящее время в Европу направляется 93% всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены как рынки стран Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и стран СНГ. Поставки нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона постепенно растут. На этом рынке преобладают поставки нефти в Китай, они же

обеспечивают и основной прирост. На американском рынке основным потребителем российской нефти являются США, но эти поставки не играют заметной роли.

Россия и Украина согласовали условия контракта о транзите российской нефти через территорию Украины в Евросоюз В будущем главным рынком сбыта нефти для России останется Европа. Россия будет обеспечивать необходимый рост поставок нефти в Европу, но при этом за счет достаточно интенсивного роста добычи нефти планируется и укрепление позиций России на рынках АТР и США.

Из ежегодно добываемых 300 млн. т нефти, около 100-110 в сыром виде идет на экспорт. С учетом вывозимых нефтепродуктов, общий объем экспортируемой российской нефти превышает половину от ее добычи. Для невозобновимого природного ресурса, запасы которого в России весьма ограничены, это очень высокий показатель. Основным потребителем являются страны Европейского сообщества. Перекачанная из Западной Сибири по системе трубопроводов в Европейскую часть России нефть далее следует по нескольким направлениям. Часть ее идет по нефтепроводу "Дружба" на запад, в бывшее братские социалистические страны. Два других потока текут, один - в сторону Балтийского, другой - в сторону Черного моря. На Балтийском море основным пунктом перегрузки российской нефти на танкеры является латвийский порт Вентспилс. На Черном море это происходит в российском Новороссийске и украинской Одессе.

Магистральные трубопроводы, по которым прокачивается российская нефть, жестко контролируются государственной монополией "Транснефть". Попытки достаточно мощных российских нефтяных компаний, построить что-нибудь свое, жестко пресекаются. Более того, им приходится осуществлять дополнительные платежи, за счет которых осуществляется реализация новых проектов "Транснефти". Поставки железнодорожным транспортом гораздо менее жестко привязаны к портам и трубопроводам, однако они более дорогостоящи, и имеют ограничения по объемам.

Экспортеры нефти

Мировые запасы черного золота составляют чуть менее 1,5 млрд. баррелей. В условиях растущего спроса на нефть на мировом рынке, география ее добычи в мире в первую очередь определяется фактическим наличием, масштабами и качеством нефтяных месторождений в данных регионах, а также имеющимися добывающими мощностями и соответствующей инфраструктурой для транспортировки нефти.

Первое место в мире по добыче нефти занимает Саудовская Аравия, причем следует отметить, что объем добычи в этой стране год от года

существенно колеблется, что связано с действием страны в качестве «замыкающего» при регулировании ОПЕК цен на нефть путем ограничения объема производства нефти в стране.

На 18 крупнейших нефтяных компаний (не считая России) приходится около 60% мировой нефтедобычи, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени монополизации мирового рынка нефти. Кроме того, здесь следует отметить большую долю государственных компаний (из перечисленных компаний только 5 являются частными), на долю которых в последние годы приходилось около 40% добытой в мире нефти.

В странах Западной Европы потребление нефти в отдельные годы существенно не менялось, но в целом возросло примерно на 6%. В странах Восточной Европы наблюдается длительный спад потребления, который в последние годы удалось замедлить и даже остановить, но еще не преодолеть.