Компетенция органов управления образованием на различных уровнях. Органы управления муниципальным образованием

Органы местного самоуправления являются основным звеном системы местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся:

1) Представительные органы местного самоуправления;

2) Главы муниципальных образований;

3) Иные органы и должностные лица.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемый на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Его численный состав и срок полномочий депутатов определяется уставом муниципального образования, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении. Депутаты представительных органов местного самоуправления не обладают депутатской неприкосновенностью и осуществляют свою депутатскую деятельность без отзыва от основного места работы.

К полномочиям представительных органов относится:

1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, в т.ч. Устава муниципального образования;

2. утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования;

3. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

4. контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в представительном органе субъекта Российской Федерации.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Главы муниципальных образований избираются гражданами на срок от двух до четырёх лет. Полномочия глав муниципальных образований определяются уставами муниципальных образований. К их компетенции, как правило, относится назначение и смещение должностных лиц администрации муниципального образования, организация работы по исполнению местного бюджета, планов и программ социально-экономического развития, оперативное управление муниципальной собственностью, выполнение представительных функций и др.

Органы местного самоуправления, не входят в систему органов государственной власти, наделены правом осуществлять властные действия нормоустановительного и распорядительного характера в решении вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления включают:

1) «собственные» полномочия, т.е. полномочия, закреплённые за органами местного самоуправления федеральной Конституцией, законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации;

2) Отдельные государственные полномочия, которые в соответствии с законом могут передаваться органами государственной власти органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться передачей для их осуществления соответствующих материальных и финансовых средств.

Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в самых разнообразных сферах хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства и в области охраны общественного порядка. стр. 63-64

Основные полномочия органов местной власти муниципального образования:

1. Выступать в качестве юридического лица и в связи с этим заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и отвечать в суде, совершать другие юридически значимые действия;

2. Распоряжаться муниципальным имуществом, т.е. устанавливать арендную плату за пользование муниципальной собственностью, устанавливать перечень неотчуждаемых объектов и т.д.;

3. Управлять муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;

4. Устанавливать местные налоги и сборы;

5. Распоряжаться муниципальными финансами;

6. Принимать общеобязательные нормативные правовые акты (постановления, распоряжения).

Таким образом, представительные органы местного самоуправления принимают наиболее значимые для муниципальных образований решения.

Полномочия и сроки полномочий местной власти системы управления определяются в каждом муниципальном образовании самостоятельно.

Кроме собственных полномочий по решению вопросов местного значения органы местной власти иногда наделяются отдельными государственными полномочиями, определяемыми федеральным законодательством или законами субъектов Федерации. К ним относятся охрана окружающей среды, здравоохранение, социальное обеспечение, культуры и др. стр. 28-29

Административное право России в вопросах и ответах Конин Николай Михайлович

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция

Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция

Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение предусмотренных на образование ассигнований, утверждает Федеральную программу развития образования в стране, контролирует основные этапы ее реализации, осуществляет международные связи. Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают разработку и реализацию стратегии государственной политики в образовательной области, ее законодательного закрепления и иного организационного и правового оформления. Например, постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 одобрена Национальная доктрина образования в Российской Федерации (СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.) - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Президент РФ и Правительство РФ создают и устанавливают их организационно-правовой статус или определяют учредителей некоторых особо важных и значимых образовательных учреждений.

К компетенции Правительства РФ отнесено установление порядка лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; определение порядка разработки, утверждение и введение государственных образовательных стандартов и ряд других функций и полномочий, вытекающих из норм и требований Конституции РФ, федеральных законов и соглашений высших органов управления России и субъектов Федерации по вопросам государственной организации системы, структуры и содержания образования в Российской Федерации.

Отраслевыми органами в системе государственного управления образованием в Российской Федерации являются: Министерство образования и науки РФ и все иные федеральные министерства и ведомства, имеющие в своей системе образовательные учреждения отраслевого профиля; государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) органы управления образованием, которые создаются по решению органов местного самоуправления.

Министерство образования и науки РФ (Положение о нем см.: СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2562) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координирующим в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Оно осуществляет свою деятельность во взаимодействии с иными федеральными и субъектов Федерации государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, Российской академией образования, иными отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, научными организациями, молодежными и детскими общественными объединениями и организациями.

В ведении Министерства образования и науки РФ состоят действующие на основе специальных Положений, утвержденных постановлениями Правительства РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию.

Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливают порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного) образования), дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего послевузовского, дополнительного) образования.

Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки обучающихся государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам. Государственная аккредитация осуществляется на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации, которая проводится Государственной аттестационной службой Минобразования и науки России.

В крупных вузовских центрах субъектов Российской Федерации созданы и действуют советы ректоров, которые являются государственно-общественными органами управления высшим и послевузовским профессиональным образованием на территории этого субъекта Федерации и одновременно отделениями Российского союза ректоров.

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления Политическая ответственность распространяется только на некоторые органы государства и муниципальных

Из книги Гражданское процессуальное право: конспект лекций автора Гущина Ксения Олеговна

3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием 1. К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:1) специальные общеобразовательные школы

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ СОДЕРЖАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ» В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об основах системы

Из книги Настольная книга судьи по гражданским делам автора Толчеев Николай Кириллович

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

СТАТЬЯ 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием 1. Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

3. Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих В соответствии со ст.254 ГПК гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

2. Система органов управления здравоохранением и их компетенция В соответствии со ст. 72 Конституции РФ здравоохранение является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, поэтому отраслью здравоохранения управляют федеральные и субъектов

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

2. Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Руководство строительством и подготовкой, применение военной организации государства,

Из книги Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения автора Кичик Кузьма Валерьевич

2. Система и компетенция органов государственного управления специальными службами Президент РФ осуществляет общее руководство органами всех специальных служб, определяет им задачи, утверждает Положения о них, контролирует и координирует деятельность этих органов,

Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

16.3. Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Правила производства по данной категории дел регулируются гл. 25 ГПК РФ.

Из книги автора

Какие решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих подлежат обжалованию? Рассмотрение жалоб на неправомерные решения, действия (бездействие) органов

Из книги автора

В чем особенности рассмотрения дел по обжалованию решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих? В ГПК установлены определенные правила разбирательства дел

Из книги автора

Статья 48. Административная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений 1. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления,

Из книги автора

§2.3. Компетенция контролирующих органов в сфере размещения государственных и муниципальных заказов На систему государственных и муниципальных закупок в России, как и в других странах, оказывают воздействие в той или иной степени все государственные органы. Более того, с

Для организационной структуры управления образованием характерна децентрализация, т.е. подчинение нижестоящих органов управления вышестоящим. С учетом содержащейся в Законе РФ «Об образовании» компетенции органов государственной власти и управления образованием определяются полномочия субъектов государственно-общественного управления образованием на всех уровнях образования. Принципиальным вопросом является распределение прав, полномочий и ответственности между высшими звеньями управления образованием - министерством Российской Федерации и краевыми, областными комитетами и управлениями, а также городскими (районными, поселковыми) управлениями образованием и отделами дошкольного образования.

Так, федеральные, центральные органы управления образованием в соответствии с Законом РФ «Об образовании» центральные органы (министерства), прежде всего, должны направлять свою деятельность на выработку идеологии и стратегии развития системы непрерывного образования, определение ее приоритетов, на закладывание крупных социально-педагогических экспериментов, на анализ общественного мнения и постоянное информирование общественности о состоянии, проблемах и перспективах развития образования. Нижестоящие органы управления должны заниматься реализацией и введением в действие законов и нормативных актов и политики, разработанной вышестоящими органами.

В наибольшей степени региональный аспект в управлении образованием реализуется через деятельность отделов дошкольного образования. В каждом органе управления образованием есть ведомство, которое занимается вопросами дошкольного образования: в частности в районах, городах и областях в общей структуре управления образованием действуют отделы дошкольного образования (областные, районные, городские). Структура РУО (РОО), способная в наибольшей мере отразить в практике образования региональные особенно­сти функционирования общества и производства, может включать следующие отделы (секторы): учебно-воспи­тательного процесса, развития социально-экономической базы образования, научно-методического обеспечения, хо­зяйственно-эксплуатационный, планово-экономический. В горкомитете или управлении дополнительно вводится отдел подготовки, переподготовки и повышения квали­фикации специалистов.

Непосредственное управление образованием в РФ осуществляет (на федеральном уровне) министр образования и науки, в округах и областях начальник управления соответствующим уровнем управления (начальник окружного управления образованием, районного, городского). Руководство отделами дошкольного образования осуществляют специалисты и методисты. При соответствующем дошкольном отделе управления образованием действуют дошкольные кабинеты

2. Проанализируйте основные нормативные документы, регламентирующие деятельность доу

Одним из важнейших документов, определяющих и регламентирующих деятельность образовательных упреждений, является Закон РФ «Об образовании», принятый 10 июля 1992 года, в него уже неоднократно вносились изменения и дополнения.

В этом законе содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия, и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития всей системы образования в России в целом и дошкольной ее отрасли в частности (этому посвящена ст. 18 Закона).

ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, своим Уставом, договорами между учреждением, учредителями и родителями (лицами, их заменяющими).

Типовое положение о ДОУ является основным документом, регламентирующим деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. Документ был принят Постановлением Правительства РФ 1 июля 1995 года. Впоследствии в документ также были внесены изменения и дополнения. Типовое положение о ДОУ определяет виды дошкольных учреждений в соответствии с их направленностью, конкретизирует основные вопросы организации и функционирования дошкольных учреждений, управления ими, комплектования детьми, определяет участников педагогического процесса.

Устав ДОУ, договора между дошкольным учреждением и учредителем, дошкольным учреждением и родителями также являются документами регламентирующими деятельность детского сада.

Все документы разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и обеспечивают доступность и качество образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения.