Теоретические основы муниципального управления. Понятие и сущность муниципального управления

Основные принципы исследования теоретических основ управления исходят из базовых положений общеуправленческой науки - кибернетики. Она является философией всех управленческих дисциплин и выступает в роли методологии системного исследования управленческих процессов и явлений. Кибернетика может быть определена как теоретическая научная система, исследующая общие законы управления и исходящая из главного постулата-посылки - "управление присуще всем системам объективного мира". Главное предназначение, миссия управления, заключается в сохранении и поддержании в уравновешенном работоспособном состоянии системообразующих базовых элементов единого целого (системы) путем упорядочения взаимоотношений между ними. Кибернетические построения, методы и способы научного познания носят объективно-субъективное единство. Так, например, социальное управление, в частности, экономическая его составляющая, обладает объективно-стихийным самоупорядочением и субъективно-сознательным регулированием конкретноисторических экономических отношений.

В рыночной хозяйственной системе данный дуализм управления проявляется очень наглядно. С одной стороны, рынок управляется относительно стихийными объективными законами рыночной саморегуляции, в основе которых лежит система ценообразования на основе колебательных процессов урегулирования конкурентного спроса и предложения в условиях ограниченности экономических ресурсов.

Экономические недостатки и социальные недочеты и несправедливости рыночной организации хозяйственной практики человеческое общество стремиться минимизировать (подправить), используя механизмы государственно-муниципального регулирования стихийных хозяйственных процессов.

Таким образом, управление вообще, с кибернетической точки зрения, является неотъемлемым элементом, функцией сохранения организованных систем различной природы. Оно обеспечивает поддержание режима функционирования систем, их относительно устойчивой структуры, достижение целей путем реализации стихийных и сознательных программ деятельности. Управление позволяет существовать современному миру как целостной совокупности множества взаимодействующих разнообразнейших систем, которые стремятся выжить, самосохраниться и найти свое место в сложносплетенности объективной реальности.

Социальное управление, как высший тип управленческой деятельности, представляет собой воздействие субъекта на общественные отношения с целью их упорядочения, совершенствования и развития, сохранения их качественной специфики. Специфика теории социального управления заключается в том, что "в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания".

Управление "есть свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, общественного характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами, их материальной и духовной деятельности".

Муниципальный - относящийся к местным самоуправлениям. Согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. в законах и иных нормативных правовых актах РФ слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

В настоящее время имеется около 200 определений содержания понятия "управление", исходя из них, можно утверждать, что:

муниципальное управление - это функция муниципального образования (как организации), обеспечивающая достижение стоящих перед ним целей, и реализация соответствующих задач, как самоуправляющейся территориальной целостности;

муниципальное управление - это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются органы муниципального управления (местного самоуправления) (субъект) и само муниципальное образование (объект), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления;

муниципальное управление служит интересам взаимодействия всех элементов этой системы (субъектов и объектов) и составляющих единое целое - муниципальное образование, с общими для всех элементов целями и задачами;

муниципальное управление - это управленческое воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает систему - муниципальное образование, обеспечивает его функционирование в соответствии с закономерностями его существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления;

муниципальное управление предполагает, как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе).

Оно предполагает существование управленческих функций как внутрисистемного (в самом муниципальном образовании), так и межсистемного характера (субъект федерации ® муниципальное образование ® ТОС), где система верхнего уровня выступает в роли субъекта управления по отношению к системе нижнего уровня, являющегося объектом управления.

Основные концепции (модели, системы) местного самоуправления:

- англосаксонская - местное самоуправление освобождается от влияния государственных органов и осуществления государственных функций;

Англосаксонскаяконцепция построена на общественной теории местного самоуправления, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также частично юридическую теорию. Применительно к англосаксонской концепции местное самоуправление целесообразно определить следующим образом:

Местное самоуправление - это местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования путем управления, осуществляемого жителями муниципального образования непосредственно, а также формируемыми ими органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления без вмешательства центральных органов власти на основе реальной материально-финансовой базы в целях решения задач местного значения.

- европейская континентальная - местное самоуправление ориентировано на реализацию государственных функций.

Концепцияпостроена на основе государственной теории самоуправления.

Государственная теория самоуправления была разработана Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Затем более детально основные ее положения были развиты в России И.Д. Беляевым, В.П. Безобразовым, А.В. Васильчиковым, А.Д. Градовским, Н.И. Лазаревским и другими учеными. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. С учетом исторического и современного опыта понятие местного самоуправления, основанное на европейской континентальной концепции можно определить, на наш взгляд, следующим образом:

Местное самоуправление - это установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования путем управления, осуществляемого жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения.

Данное определение носит комплексный характер. Оно построено на сочетании элементов надстроечных и базисных отношений, которые находятся в неразрывной связи. Местное самоуправление осуществляется путем управления. Значит, налицо совокупность управленческих отношений. Управленческие отношения выступают в качестве категории, гарантирующей связь и взаимодействие базиса и надстройки, управляемой и управляющей системы.


В Европейской хартии о местном самоуправлении сказано, что “под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных (дословный перевод – общественных – В.А.А.) дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность, и в интересах местного самоуправления”.

Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

Муниципальное управление - упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения. Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:

а) муниципальное управление – определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;

б) муниципальное управление – деятельность специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательстве - местного самоуправления);

в) муниципальное управление – в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

г) муниципальное управление – подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

Муниципальный менеджмент - использование принципов и методов, средств и форм менеджмента в муниципальном управлении (маркетинг, стратегическое планирование и управление, управление по результатам и др.)

В “менеджменте” субъектом является “менеджер”, объектом – фирма, ее персонал или процесс, а целью является получение прибыли и соответственно существует своя правовая база. В муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления, объектом – муниципальное образование, а главной целью – повышение уровня и качества жизни населения, в местном самоуправлении субъект и объект – население муниципального образования, цель – решение вопросов местного значения. Все это регулируется нормами муниципального права. Исходя из всего перечисленного, напрашивается вывод, что “муниципальный менеджмент” отнюдь не тождественен “муниципальному управлению” и тем более “местному самоуправлению”. В большей степени “муниципальный менеджмент” может относиться к управлению муниципальными предприятиями или отдельным сферам общественной жизни, а не к муниципальному образованию в целом.

Муниципальное же управление - это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов.

Субъектами муниципального управления являются органы местного самоуправления, объектом - муниципальное образование, главной целью - удовлетворение коллективных интересов и потребностей местного сообщества.

Муниципальное управление включает в себя и менеджмент, и маркетинг территории, и стратегическое планирование и координацию деятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования с целью удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества.

Местное самоуправление имеет большое значение для поиска новых моделей управления обществом, формирования новой российской государственности, где пирамида формирования и удовлетворения потребностей принципиально перевернута: не государство определяет то, что нужно местному сообществу и в каком объеме, а само население посылает импульсы-требования к местной власти, а она, в свою очередь, - государству. Суть в том, что полномочия по определенным предметам ведения должны исполняться на максимально приближенном к населению уровне власти, где может быть достигнута относительная замкнутость цикла оказания услуг. Поэтому именно местное самоуправление, являясь властью местного сообщества, может реализовать эту идею, в силу знания местных условий, интересов совместного проживания и хозяйствования, а также подконтрольности его органов власти населению. Являясь властью специфической, производной от государственной, местное самоуправление имеет два вида полномочий: собственные и переданные государством. В то же время содержание управленческой деятельности органов местного самоуправления имеет двойственную природу. Она включает в себя как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и регулирование хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

В основе управленческой деятельности органов местного самоуправления лежит удовлетворение или реализация общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества. Поэтому основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий, организаций и учреждений муниципальной и иных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных (всеобщих) интересов граждан. Чем богаче и благополучнее будут эти хозяйствующие субъекты, тем полнее будет местный бюджет, а отсюда - наиболее полно будут удовлетворяться нужды местного населения. При этом целью органов местного самоуправления является не только координация (регламентация) хозяйственной деятельности этих субъектов, но и создание благоприятных условий, в которых она протекает.

Основная цель муниципального управления -- повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования». Для этого муниципальное управление решает следующие задачи: создает социальную инфраструктуру; стабилизирует экономику; регулирует социально-экономические процессы; развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи; поддерживает экологическую обстановку; сохраняет единое экономическое пространство.

Для решения этих задач формируется система муниципального управления, которая: контролирует использование природных ресурсов муниципального образования; охраняет природу; осуществляет санитарный надзор; содержит жилищно-коммунальное хозяйство; создает социальную инфраструктуру; сохраняет памятники; обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения; обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Принципы муниципального управления -- общие и частные -- вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправления. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (т.е. все формы муниципального образования).

В теории и практике муниципального управления общие и частные принципы тесно связаны друг с другом, но имеют и самостоятельное значение. Принципы муниципального управления отражают требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы являются теоретической основой формирования муниципальных образований и позволяют выяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки. Они выступают в качестве критерия оценки действующей системы муниципального управления, определяя, насколько она отвечает соответствующим началам и идеям. Принципы муниципального управления предопределяют структуру и функции муниципальной власти, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

Для стран -- членов Совета Европы принципы муниципального управления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовой основой для их муниципального законодательства..

Основные принципы муниципального управления:

1. принцип единоначалия. Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкретного звена системы управления муниципальных образований пользуются правами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муниципальных образований невозможна без строжайшего подчинения воли всех участников процесса системы муниципального управления воле одного лица -- руководителя конкретного процесса муниципального управления.

В соответствии с этим принципом каждая совокупность видов деятельности в процессе муниципального управления должна преследовать одну и ту же цель и иметь одного руководителя, наделенного определенными полномочиями. Следовательно, сущность принципа состоит в том, что в процессе управления сотрудники должны получать приказания от одного руководителя, но это не значит, что все решения должны приниматься на высшем уровне.

2. Принцип коллегиальности. Принцип коллегиальности требует кворума, необходимого для принятия решения и работы представительного органа. Этим принципом необходимо руководствоваться и на стадии подготовки проектов решений (привлекать представителей заинтересованных предприятий, организаций, учреждений), в работе депутатских комиссий, образуемых представительным органом. Для активного и конструктивного участия депутатов представительных органов в подготовке и принятии решений необходимо, чтобы депутаты имели возможность заблаговременно ознакомиться с проектами решений, получить необходимую информацию, свободно высказать свое мнение, предложения, замечания по обсуждаемому представительным органом вопросу.

Соблюдение правильного соотношения между принципами коллегиальности и единоначалия составляет одну из важнейших задач системы управления муниципальным образованием, от этого во многом зависит ее эффективность и действенность. Особенностью использования коллегиальности в органах системы муниципального управления, построенной на принципе единоначалия, является то, что обсуждаемые этими органами рекомендации приобретают силу решения и становятся обязательными для исполнения в случае согласия с ними руководителя-единоначальника и издания им соответствующего нормативного правового акта.

3. Принцип законности. Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управления и является одним из основных конституционных принципов российской государственности.

Принцип законности требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона. Тем самым государство признает и гарантирует, а также обеспечивает соблюдение законности в системе муниципального управления, т.е. речь идет о контроле государства за соблюдением органами местной власти правовых норм, а не о качестве решений, принимаемых муниципальными органами власти по вопросам местной жизни. Критериями контроля законности является местное управление, осуществляющееся только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и законом; данный контроль должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов.

3. Принцип гласности. Принцип гласности деятельности органов системы муниципального управления должна быть открытой, население должно быть информировано о деятельности этих органов власти. Принцип гласности способствует демократизации управленческой деятельности, ее подконтрольности обществу, а также позволяет гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы; права и свободы. Способы обеспечения гласности отражаются в нормах муниципального права и формируются в практике местного самоуправления.

Последовательное осуществление принципа гласности в деятельности муниципальных органов дает возможность гражданам контролировать работу муниципальных органов при решении вопросов местного значения. Эффективность такого контроля зависит от организации и работы муниципальной информационной службы, а также от того, как созданы условия для деятельности средств массовой информации муниципального образования. Поэтому наиболее важные проекты социально-экономического развития муниципальных образований должны публиковаться для обсуждения их населением и учитываться при принятии решений.

4. Принцип государственных гарантий. Этот принцип предъявляет требования к системе правовых гарантий защиты прав муниципальных органов управления. Следовательно, государство устанавливает правовые основы организации деятельности муниципальных органов управления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной деятельности органов управления муниципальных образований, формирует механизм взаимодействия муниципальных органов управления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации обеспечивает судебную защиту прав муниципальных органов управления и устанавливает запрет на их ограничение.

Государство устанавливает ответственность за исполнение или неудовлетворительное исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан и решений органов управления муниципальных образований. На основании принципа государственной гарантии органы управления муниципальных образований обеспечивают условия для удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.

Этот принцип обеспечивает:

формирование правовой основы системы органов управления муниципальных образований;

организационно-методическую поддержку системы органов управления муниципальных образований;

формирование системы государственного контроля за деятельностью органов системы муниципального управления;

формирование финансово-экономических основ управления муниципальных образований;

формирование и поддержку информационного обеспечения системы органов управления муниципальных образований;

создание системы работы с кадрами (процесс подбора, расстановки и переподготовки кадров управления муниципальных образований).

5. Участие населения в процессе управления муниципальным образованием.

Этот принцип позволяет совершенствовать систему органов управления муниципальным образованием при участии населения, повышать активность общественных организаций, а также усиливать контроль населения за деятельностью органов муниципального управления, укреплять правовую основу государственной и общественной жизни, расширять гласность.

6. Принцип комплексности. Комплексное изучение явлений и процессов развития муниципального образования позволяет: повышать эффективность местного хозяйства, решать социально-экономические проблемы развития муниципального образования, проводить социально-культурные мероприятия, решать экологические задачи, а также рационально использовать трудовые, материальные, финансовые, природные и другие ресурсы, создавать необходимые условия для жизнедеятельности населения муниципальных образований. Этот принцип предъявляет требования ко всем функциям муниципального управления, обеспечивает необходимые условия для успешного решения вопросов местной жизни и достижения целей местного самоуправления, позволяет учесть интересы развития муниципального образования как территории субъекта Российской Федерации.

7. Удовлетворение потребностей населения. Органы муниципального управления должны обеспечивать удовлетворение основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже государственных социальных стандартов. Выполнение этих стандартов гарантируется путем закрепления средств в доходах местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отчислением от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

8. Сочетание отраслевого и территориального управления. На основе отраслевого принципа формируются отраслевые системыуправления. Механизм управления формируется исходя из задач, особенностей и возможностей развития каждой конкретной отрасли. По территориальному принципу создаются системы управления, объединяющие производственные и непроизводственные, хозяйственные системы, расположенные на данной, территории, связанные общими интересами социально-экономического развития для удовлетворения потребностей населения данного муниципального образования. Он призван реализовать социально-экономические возможности, вытекающие из территориальной организации хозяйства применительно к задачам, особенностям и возможностям соответствующих территориальных, хозяйственных систем.

Сочетание отраслевого и территориального принципов управления является ведущим в формировании систем и структуры муниципального управления. Эффективность организации руководства территорией муниципального образования зависит от оптимального сочетания отраслевого и территориального управления в рамках единой муниципальной системы.

Муниципальное управление представляет собой особый уровень управления государством, на котором происходит непосредственный контакт с населением. Поэтому, весьма важно знать основополагающие принципы, идеи, на которых строился процесс управления на местах.

Как известно, процесс становления и развития местного самоуправления на территории России был обусловлен рядом причин, характерных только для данного государства. В первую очередь, это географическое положение, которое обусловило специфическое формирование поселений на территории России. Это требовало установление особой специфики управления государством, централизация власти и определенная свобода при принятии решений органами власти на местах, вызывало определенный резонанс в процессе управления, поэтому требовалось нахождение оптимального решения, золотой середины в управлении .

Существует множество различных взглядов на определение сущности местного самоуправления. Например, при рассмотрении местного самоуправления как публичного института власти, подразумевается процесс извлечение органов местного самоуправления из системы государственной власти. Но, тем не менее, существует определенный уровень, на котором местное самоуправление является подотчетным государственной власти, этим уровнем выступает нормативная база осуществления местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в первую очередь, на основе Конституции Российской Федерации и иных законодательных актов, регулирующих местное самоуправление. Смысл публичности местного самоуправления заключается в его способности регулирования взаимоотношений внутри системы местного самоуправления, между его различными социальными группами, а также содействию развития дальнейшего взаимоотношения этих групп, как с другими сообществами, так и с государством в целом.

С социальной точки зрения на осуществление местного самоуправления, его можно определить как особый институт социального явления, которое происходит и развивается закономерно и объективно относительно государства в целом.

Также местное самоуправление рассматривается с точки позиции института гражданского общества. В данном направлении, местное самоуправление рассматривается как важнейший инструмент для осуществления решений по вопросам жизнеобеспечения местного населения, а также непосредственно осуществлять деятельность в формировании гражданского общества.

Формирование понятия и сущности местного самоуправления на начальном этапе его изучения как науки, рассматривалось многими российскими учеными. В основном, развитие того или иного учения основывалось на видоизмененных и адаптированных к условиям российского государства теориях местного самоуправления зарубежных стран. В России развивались все направления коммунальных воззрений, имевших место в Западной Европе и США, то есть это общественная, государственная и юридическая теории местного самоуправления .

В дореволюционной России изучению местного самоуправления, свою жизнь посвятили многие видные научные деятели. Данный период является особенным в том плане, что развитие местного самоуправления и оформление его в систему государственного управления еще началось за долго до этого времени, однако только тогда начался процесс изучения местного самоуправления именно как науки, следовательно, это были первые, основополагающие шаги в развитии и укреплении ее в России. Также значение имело и развитие государства в условиях либеральных традиций.

Профессор Лешков В.Н., свои учения о сущности местного самоуправления основывал на идеях самобытности русского общества и его неотъемлемых правах. Лешков был представителем видоизмененной общественной и государственной теории местного самоуправления на территории России. Он выступал за независимость местного самоуправления от государства, за необходимость равного участия в выборах всех членов земств, потому как они связаны одинаковыми общественными, земскими интересами.

Учение князя Васильчикова А.И. также основывались на общественной теории местного самоуправления. Он посвятил много работ, в которых пытался отразить основные принципы данной теории и их самобытность по отношению формирования местного самоуправления на территории России. Самоуправление определялось им как порядок управления, при котором местные дела и должности заведываются и замещаются местными жителями - местными обывателями . Васильчиков А.И. противопоставлял местное самоуправление бюрократическому государственному порядку управления, по его мнению, местное самоуправление было чуждым политике, так как имело свою особую цель и особую сферу деятельности.

Таким образом, данные ученые определяли сущность местного самоуправления в его ориентировании на местное общество, выделение самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта права, осуществляющего свою деятельность в направлении на удовлетворение основополагающих потребностей общества для поддержания нормального уровня жизни, то есть оформление местного самоуправления в качестве негосударственного уровня управления.

Еще один ученый выдвигал другое определение сущности местного самоуправления в России - Лазаревский Н.И.. По его мнению, под местным самоуправлением следует понимать процесс передачи органам местного самоуправления определенных задач государственного уровня. Лазаревский определял в государственной власти совокупность полномочий как монарха, коронной администрации, парламента, так и органов самоуправления.

Так же за определение местного самоуправления как части государственной власти выступал ученый-академик - Градовский А.Д.. Это первый ученый, который в своих учениях провел разделение понятий самоуправления и децентрализация. В смысл значения самоуправления он не вкладывал такого понятия, как особых вопросов и дел местного значения, он считал, что все дела - находящиеся как в ведении местного управления, так и находящиеся в компетенции государства - имеют общий государственный статус.

Поэтому, можно сделать вывод, что данный ученые видели смысл местного управления в его государственном назначении, то есть в делегировании государством (органами государственной власти) своих полномочий местному самоуправлению (органам местного самоуправления).

Особое место в истории изучения местного управления занимают учения профессора Б.Н. Чичерина. В идею местного самоуправления он вкладывал понятие организации общества. Он считал, что местное самоуправление должно строиться на тех же принципах организации, на которых построено общество.

Интересно по своей смысловой направленности учение Н.М. Коркунова. Он видел сущность местного управления в его отличии от государственного управления. Под органами местного самоуправления он представлял самостоятельные субъекты права, которые вступают в особый род юридических отношений с государством.

Таким образом, все вышеперечисленные мнения и учения о местном самоуправлении являются самобытными и специфическими. Каждый из ученых вкладывал в свое определение местного самоуправления, не только основываясь на европейских теориях, но и на личных амбициях и взглядах на ситуацию, складывающуюся внутри государства. Все направления объединены единой смысловой направленностью - все они показывают, на каком уровне и в каком соотношении друг к другу должны находиться государство и местное самоуправление.

На дальнейшем этапе развития российского государства к изучению местного самоуправления подходили многие советские ученые, которые вкладывали свое значение в определение местного самоуправления. Период советского правления вообще является особенным, так как в данное время, с одной стороны, все направления деятельности государства были направлены на поддержание народа, на его стабилизацию уровня жизни, и соответственно, развитие и укрепление местной власти, а с другой стороны, существовали определенные ограничения, которые всячески препятствовали развитию децентрализации власти на местах.

В СССР как такового местного самоуправления в современном понимании, то есть самостоятельного, независимого от государственной власти, не было - оно находилось в системе строгой управленческой вертикали государственного управления. Поэтому, источники того периода, например, Советская Энциклопедия, даёт следующее определение местному самоуправлению - это управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.).

Особое понимание к значению роли и определению самого понятия местного самоуправления началось в период становления государственности в конце XX начале XXI века. Данный период определяется этапом реформирования всех сфер политической жизни российского общества. Эти изменения не могли коснуться и местного самоуправления.

Формирование определения местного самоуправления складывалось в несколько этапов. Еще до принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году, определение местного самоуправления было зафиксировано в Законе РСФСР от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР». Но только Конституция 1993 года закрепила правомерное осуществление местного самоуправления на территории России. Понятие местного самоуправления выходит на новый уровень, где оно теперь законодательно закрепляется и провозглашается Конституцией Российской Федерации. Если до этого, местное самоуправление воспринималось как негативное влияние Запада, как признак буржуазии и что-то несоответствующее общей государственности, теперь - это законное и не противоречащее общей направленности развития государства, система, которая призвана осуществлять власть на местах.

Местное самоуправление заключает в себе смысл децентрализации власти, то есть формы организации власти на местах, которая также призвана обеспечивать законность своих действий в рамках различных нормативно-правовых актов, Конституции РФ, уставов муниципальных образований, при этом соблюдать и действовать в отношении интересов населения и государства, посредствам определенных должностных лиц, выбранных для осуществления данных действий от имени населения той или иной территории.

Местное самоуправление является неотъемлемой составляющей демократического государства. В соответствии со статьей 1 Конституции РФ, Российская Федерация признается как демократическое федеративное государство. В демократическом государстве власть народа занимает особое место, и тем институтом, той инстанцией, которая призвана осуществлять власть народа, и, является местное самоуправление.

Отталкиваясь от понимания российского государства как демократического государства, также следует отметить тот факт, что в государстве данной формы правления огромную роль во всех сферах направления развития государства занимает само население - гражданского общество. Полноценное гражданское общество будет являться таковым только в том случае, если оно будет непосредственно активно и эффективно принимать участие в процессе управления государством, как на государственном, так и региональном и местном уровнях. В данном случае местное самоуправление характеризуется как форма народовластия, что отражает роль значение местного самоуправления в системе народовластия в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Также понятие местного самоуправления заключается и в самостоятельности. То есть разрешение вопросов местного значения органами местного самоуправления осуществляется ими самостоятельно и под их ответственность. В данном случае понятие ответственности имеет положительное направление, которое трактуется как понимание осуществления важности своих действий органами местного самоуправления, эффективность их действий как по отношению и к государству и к населению. Важно отметить тот факт, что ни то, ни другое не должны противоречить друг другу, а должны взаимно дополнять, пояснять и раскрывать основную и главенствующую цель осуществления местного самоуправления - осуществление власти на местах.

Особое значение в закреплении понятия местного самоуправления занимает Европейская Хартия о местном самоуправлении. Данный международный акт имеет особое положение, так как в нем закрепляется именно то определение местного самоуправления, на основе которого должны формироваться дальнейшие определения местного самоуправления, они не должные противоречить ему. Так, в соответствии со статьей 3 Европейской Хартии, под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону . Ратификация данного документа является обязательной для государств, признающих осуществление местного самоуправления на территории своей страны.

В настоящее существует множество ученых, которые дают свои трактовки местному самоуправлению. Например, монография Ковешникова определяет местное самоуправление как подзаконную систему власти, функционирующей в рамках законодательного поля, формируемого государством, на этом уровне принимаются властные решения в пределах функций, определенных законом, а также выступает как одна из основ конституционного устройства государства. Здесь следует отметить, что автор придает местному самоуправлению значение системы полностью осуществляющей свое функционирование на основе власти, которая делегируется местным властям государственными органами.

Шумянкова Н.В. рассматривает местное самоуправление как неотъемлемую часть государственного устройства современной России, которая выступает как своеобразный баланс между управлением на уровне государства и на уровне субъектов, а также как выразитель местных интересов населения. Данное определение местного самоуправления дает возможность сделать вывод, что местное самоуправление в любом случае должно нести в себе основополагающий признак - быть носителем и гарантом интересов населения.

Кутафин О.Е. рассматривает местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, которая представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, а также, наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране. Здесь, основой для определения местного самоуправления является определение государства как демократического, для которого первоосновой является интересы и традиции населения, так как демократия, это власть народа, выбранная народом и для народа.

Костюков А.Н. рассматривает местное самоуправление как комплексное и многообразное явление, выступающее как одна из основ конституционного строя России, а также форма народовластия, разновидность социального управления, форма децентрализации власти и самоорганизации местных жителей, деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения, форма публичной власти, взаимодействующей с государством . Данный автор придает значение местному самоуправлению как особой социальной организации населения для разрешения вопросов местного значения. Следует отметить тот факт, что социальное управление здесь впервые выступает как управление, на уровне организации населения для более эффективного осуществления местного самоуправления.

Таким образом, проведя сравнительный анализ определений местного самоуправления различных периодов, можно отметить тот факт, что в не зависимости от периода, в ключевой смысл местного самоуправления вкладывали право население на осуществление власти на местах. Важно еще и то, что местное самоуправлению, в еще только начальный этап его развития и становления как науки, как дисциплины, придавалось значение определенного уровня государственной власти, но с элементами децентрализации.

На настоящий момент, основополагающее определение местного самоуправления закрепляется в Федеральном Законе от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым, местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Данное определение позволяет охарактеризовать институт местного самоуправления как особенную систему, которая осуществляет совою деятельность, с одной стороны, согласно общей направленности развития государства, а с другой стороны, на основании интересов и местных традиций населения.

Таким образом, можно прийти к выводу, что сущность местного самоуправления заключается в его непосредственной связи с населением, с его определенным уровнем ответного взаимодействия с государством, с государственной властью. Осуществление местного самоуправления является неотъемлемой частью демократического государства, и соответственно, его эффективное осуществление будет зависеть во многом и от того, насколько каждый будет осознавать свою непосредственную взаимосвязь с осуществлением местного самоуправления на той или иной территории. Являясь особой субстанцией в управлении государством, местное самоуправление призвано действовать от имени и в интересах населения, его основополагающей целью является разрешение вопросов местного значения и поддержание нормального уровня жизнедеятельности населения на территории муниципального образования, и соответственно, нести в себе общие аспекты направленности развития государства в целом.